Костюк г с избр психол труды. Костюк г.с. принцип развития в психологии. Принцип развития в психологии

(Методологические и теоретические проблемы психологии.)

Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности,- и болезненные ее нарушения, психоневрозы (Мясищев, 1960).

Диалектический характер развития находит свое выражение в становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально-волевой, потребностной сферы. Одним из основных внутренних противоречий, по-своему проявляющихся на различных этапах развития личности, является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая ее сторона опережает вторую. Возникающие расхождения побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых, форм поведения, овладение новыми способами действия. Они выявляются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности (СНОСКА: Психология личности и деятельности дошкольника М, 1965.)

Григо́рий Си́лович Костю́к (23 ноября 1899, село Могильно, Херсонская губерния – 25 января 1982, Киев) – украинский советский психолог. Профессор Киевского педагогического института (с 1935 г.), член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (с. 1947 г.), действительный член АПН СССР (с 1967 г.). Директор научно-исследовательского института психологии...

Краткая биография

Григо́рий Си́лович Костю́к (23 ноября 1899, село Могильно, Херсонская губерния – 25 января 1982, Киев) – украинский советский психолог. Профессор Киевского педагогического института (с 1935 г.), член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (с. 1947 г.), действительный член АПН СССР (с 1967 г.). Директор научно-исследовательского института психологии УССР в период 1945-1973 гг. (ныне Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины).Григорий Силович Костюк родился на рубеже двух столетий в крестьянской семье. Способного подростка приняли на полный пансион в Коллегию Павла Галагана (среднее учебное заведение повышенного типа, действовавшее в Киеве с 1871 г.). Двадцатилетним юношей Г. С. Костюк начал свой трудовой путь учителем в родном селе. Он работал в школе – преподавал математику – и тогда, когда продолжал образование на философско-педагогическом факультете в Киевском высшем институте народного образования, который окончил в 1923 г. В конце 20-х гг. Григорий Силович становится заведующим экспериментальной школой Наркомпроса УССР. Одновременно он оканчивает аспирантуру по психологии, защищает выпускную работу, в которой обобщены наблюдения за умственным развитием учащихся, публикует ряд статей. С 1930 г. Г. С. Костюк возглавляет кафедру психологии Киевского педагогического института и отдел психологии Украинского научно-исследовательского института педагогики. Работая много и увлечённо, он успешно сочетал педагогическую и организаторскую деятельность с теоретическими и экспериментальными исследованиями. В 1935 г. ему было присвоено звание профессора психологии. Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, Г. С. Костюк заведовал кафедрой педагогики и психологии педагогического института в Сталинграде. Переехав затем в Казахстан, он вёл преподавательскую работу в находившемся там в это время Объединённом украинском университете, а вернувшись в освобождённый Киев, стал трудиться на тех же должностях, что и до войны. В 1945 г. профессор Г. С. Костюк выступает инициатором создания НИИ психологии Наркомпроса (впоследствии - Минпроса) УССР (ныне – Институт психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины). На протяжении 27 лет Григорий Силович был директором этого учреждения, в основу деятельности которого была положена разработанная им программа. Всё это время он вел интенсивную и плодотворную работу по организации психологических исследований, подготовке психологических кадров, продолжал преподавательскую деятельность в Киевском педагогическом институте им. А. М. Горького. В 1947 году Г. С. Костюк был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, а в 1967 году, когда академия была преобразована во всесоюзную, стал действительным членом. Его неоднократно избирали членом президиума АПН СССР, он состоял членом редколлегии журнала "Вопросы психологии", в течение многих лет возглавлял Украинское отделение Общества психологов СССР. Григорий Силович носил почётное звание «Заслуженный деятель науки УССР», был удостоен ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, других правительственных наград.Википедия

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Григория Силовича Костюка в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Григория Силовича Костюка в жанрах.

Г. С. Костюк

Принцип развития в психологии

Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудача­ми, нарушениями равновесия между индивидом и обще­ством. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ре­бенком и родителями), сами еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индиви­де противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направ­ленной на разрешение внутреннего противоречия путем вы­работки новых способов поведения. Противоречия разреша­ются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» 1 явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, - и болезненные ее нарушения, психо­неврозы (Мясищев, 1960).

Диалектический характер развития находит свое выраже­ние в становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие познавательной дея­тельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоци­онально-волевой, потребностной сферы. Одним из основ­ных внутренних противоречий, по-своему проявляющихся на различных этапах развития личности, является расхожде­ние между возникающими у нее новыми потребностями, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средства­ми, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая ее сторона опережает вто­рую. Возникающие расхождения побуждают личность к ак­тивности, направленной на усвоение новых форм поведе­ния, овладение новыми способами действия. Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности 1 .

В связи с возникновением у развивающейся личности от­даленных, перспективных целей вступают в действие новые внутренние побуждения к активности, направленной на их достижение. Перспективная цель - источник ожиданий личностью будущей радости, ради которой она готова жерт­вовать радостями настоящего. Идеал - это предвосхищение личностью своего будущего, к которому она стремится. Из сопоставления ожидаемого и настоящего возникают ее дей­ствия, посредством которых как-то совершается приближе­ние того, что есть, к тому, что ожидается, рождаются ее уси­лия, направленные на преодоление внешних и внутренних радостей по пути к отдаленным целям.

В этом процессе проявляется диалектика свободы и необходимости. Свобода действий личности постепенно формируется в результате осознания ею необходимости. В сущно­сти своей она является не обособлением от объективных условий, а более глубоким и избирательным проникновени­ем в них, выработкой способности подчинять ближайшие, личные побуждения к действиям более отдаленным, обще­ственным мотивам, осознаваемым как нечто необходимое, должное, и задерживать, тормозить не соответствующие им акты поведения. Эта способность складывается постепенно, не без трудностей, путем преодоления внутренних конфлик­тов. Нравственная воля личности укрепляется ее собствен­ными победами над внутренними трудностями.

В развитии личности возникают противоречия между до­стигнутым ею уровнем психического развития и образом ее жизни, занимаемым ею местом в системе общественных от­ношений, выполняемыми ею общественными функциями. Личность перерастает свой образ жизни, последний отстает от ее возможностей, не удовлетворяет ее. Растущая личность стремится к новому положению, новым видам общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития.

Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в нем анали­тическое расчленение познаваемых объектов, дробление их, выделение различных признаков и свойств вступает в противо­речие с возможностями мозга удержать огромную массу полу­чаемой таким путем информации. И. М. Сеченов в свое время отмечал, что ум развивающегося человеческого индивида пре­одолевает это противоречие путем выработки различных спо­собов синтеза миллионов сходных индивидуальных особенно­стей объектов, объединения их с помощью слов, терминов в группы, классы, путем раскрытия тождественного в различ­ном, общего в частном и единичном (Сеченов, 1947).

Возникают противоречия между тенденцией к инертно­сти, стереотипии, устойчивости и тенденцией к подвижности, изменчивости. В первой из них проявляется стремление живой системы к сохранению испытанных и оправдавших себя связей, способов действия, во второй - необходимость их модификации под влиянием новых жизненных ситуаций. И. П. Павлов, отмечая важность инертности нервной систе­мы, писал, что без нее «мы жили бы секундами, моментами, у нас не было бы никакой памяти, не было бы никакой выучки, не существовало бы никаких привычек» (Павлов, 1952). Вме­сте с тем он подчеркивал и огромное значение пластичности нервной системы, проявляющейся в образовании свойств личности. Противоречия между этими двумя тенденциями разрешаются путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия развивающегося индивида с окру­жающей средой, характеризующихся динамической стерео­типией, гибкой стабильностью. Такими способами являются обобщенные знания, умение решать различные задачи, воз­никающие в жизни личности, системы обобщенных и обра­тимых операций, применяемых в различных ситуациях. Вы­работка их характеризует поступательное движение личности от низших к высшим уровням ее интеллектуального развития. Обобщения складываются и в развитии мотивационной сфе­ры личности, обеспечивая устойчивую логику ее поведения в изменяющихся жизненных ситуациях.

Движущие силы развития сами развиваются в ходе этого процесса, приобретая на каждом его этапе новое содержание и новые формы своего проявления. На начальных этапах развития противоречия между различными тенденциями, возникающими в жизни личности, ею не осознаются, они для нее еще не существуют. На более поздних этапах они ста­новятся предметом сознания и самосознания личности, пе­реживаются ею в форме неудовлетворения, недовольства со­бой, стремления к преодолению противоречий. Новое воз­никает гз старом посредством деятельности субъекта.

Обучение и воспитание содействуют не только успешно­му преодолению возникающих в жизни личности внутрен­них противоречий, но и их возникновению. Воспитание ста­вит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются и принимаются ею, становятся целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ними и наличным у личности уровнем овладения средствами их достижения, побуждающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспита­ние успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности находить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к само­утверждению. Подлинное управление развитием личности требует знания этой сложной его диалектики, необходимого для того, чтобы содействовать разрешению внутренних про­тиворечий в нужном для общества направлении.

Выдающийся украинский психолог Г. С. Костюк (1899-1982) сделал значительный взнос в психологическую теорию личности. По его концепции, индивид становится общественным существом, личностью по мере того, как у него формируются сознание и самосознание, получается система психических свойств, способность принимать участие в жизни общества, выполнять социальные функции.

Объективная социальная сущность личности всегда реализуется субъективными психическими средствами. Одновременно социально обусловленное психическое у человека определяет его социальные отношения с другими людьми.

Психическая деятельность личности происходит в результате интеграции психических процессов и свойств и осуществляется нейрофиізиологичными механизмами. Последние являются системой, которая зависит в своем функционировании от тех систем организма, которые состоят из биохимических, биофизических и других компонентов. Между психическим и физиологическим существуют сложные отношения. Психическое не только реализуется физиологическим, а и испытывает изменения в зависимости от хода функционирования физиологических механизмов.

Особенности нейродинамики играют существенную роль в становлении индивидуальной своеобразности личности. Тем не менее личность может сознавать собственные слабые стороны и определенной мерой компенсировать их благодаря сильным сторонам, например, сдерживать афективность, импульсивность своего темперамента и т.п..

Рассматривая личность как общественное существо, нельзя забывать про его естественную сущность. Естественное «снимается» в общественному, но не устраняется, оно действует на всех этапах жизни личности. Следует различать понятие «индивид» и «личность». Человек является индивидом на всех этапах онтогенеза и при всех условиях, а личностью становится и может перестать быть ею. Необходимо одолевать абсолютное противопоставление естественной и общественной, биологического и социального в жизни личности. Нет общественного, социального без естественного, биологического, как нет общества вне взаимодействующими в нем индивидами. Наиболее продуктивным, по мнению Г. С. Костюка, является подход к проблеме структуры личности, которая опирается на анализ ее деятельности. Ведь общественные условия определяют психические свойства личности лишь через действия самого индивида.

Связь между деятельностью личности и ее психическими свойствами сложная и многозначная. В той же самой деятельности, например учебной или трудовой, психические свойства нередко формируются по-разному. Качества личности, которые возникают в ходе деятельности, заключаются в структуру ее дальнейшей деятельности, испытывают изменения, дифференцируются и интегрируются и становятся компонентами более сложного целого, которым является структура личности. Последняя выступает при этом как стойкая и динамическая система психических свойств. Структуру личности образовывают разные психические свойства. Это прежде всего сознание и самосознание. Индивид становится личностью, поскольку он сознает окружающее бытие и себя самого, свое отношение к нему, свои функции и обязанности. Формой сознания является знания. Они входят в систему психических свойств как определенная подсистема, которая характеризует образованность личности.

Кроме того, важной подсистемой структуры личности является направленность ее деятельности, которая определяется потребностями и интересами, ценностными ориентациями, целями и установками, моральными и другими чувствами. Личность характеризуется и тем, как она осуществляет свои поезда, реализует свою целеустремленность, какими умениями, способностями и волевыми качествами владеет. Конечно, в структуру личности включаются и психофизиологические свойства индивида.

При решении проблемы структуры личности возникает вопрос соотношения психических свойств, в частности идеологической и психической, интеллектуального и эмоционального, мотивационной направленности и операционной вооруженности, сознательного и несознательного в деятельности и т.п. Структура личности - иерархическое образование, куда входят подструктуры разного онтогенетичного возраста. Эти подструктуры включаются в общую организацию личности как субъекта общения, познания и работы.

Личность представляет собой диалектическое единство разнообразных и взаимосвязанных психических процессов и свойств. Как система, что самая себя регулирует и усовершенствует, она характеризуется единством противоположных тенденций и процессов - интериоризации и экстериоризации, дифференциации и интеграции, поездом к общению иd к уединению, обособление и т.п.. Важной является проблема источников и характера разногласий личности, их роли в формировании личности и путей преодоление.

Динамичность и стойкость личности дают ей возможность быть независимой от непосредственных влияний извне, изменять среду соответственно своим намерениям и планам, создавать условия для собственного развития.

Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, “кризисные” явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, – и болезненные ее нарушения, психоневрозы (Мясищев, 1960).

Диалектический характер развития находит свое выражение в становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально-волевой, потребностной сферы. Одним из основных внутренних противоречий, по-своему проявляющихся на различных этапах развития личности, является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая ее сторона опережает вторую. Возникающие расхождения побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых, форм поведения, овладение новыми способами действия. Они выявляются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности (СНОСКА: Психология личности и деятельности дошкольника М, 1965.)

В связи с возникновением у развивающейся личности отдаленных, перспективных целей вступают в действие новые внутренние побуждения к активности, направленной на их достижение. Перспективная цель – источник ожиданий личностью будущей радости, ради которой она готова жертвовать радостями настоящего. Идеал – это предвосхищение личностью своего будущего, к которому она стремится. Из сопоставления ожидаемого и настоящего возникают ее действия, посредством которых как-то совершается приближение того, что есть, к тому, что ожидается, рождаются ее усилия, направленные на преодоление внешних и внутренних радостей по пути к отдаленным целям.

В этом процессе проявляется диалектика свободы и необходимости. Свобода действий личности постепенно формируется в результате осознания ею необходимости. В сущности своей она является не обособлением от объективных условий, а более глубоким и избирательным проникновением в них, выработкой способности подчинять ближайшие, личные побуждения к действиям более отдаленным, общественным мотивам, осознаваемым как нечто необходимое, должное, и задерживать, тормозить несоответствующие им акты поведения. Эта способность складывается постепенно, не без трудностей, путем преодоления внутренних конфликтов. Нравственная воля личности укрепляется ее собственными победами над внутренними трудностями.

В развитии личности возникают противоречия между достигнутым ею уровнем психического развития и образом ее жизни, занимаемым ею местом в системе общественных отношений, выполняемыми ею общественными функциями. Личность перерастает свой образ жизни, последний отстает от ее возможностей, не удовлетворяет ее. Растущая личность стремится к новому положению, новым видам общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т.д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития.

Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в нем аналитическое расчленение познаваемых объектов, дробление их, выделение различных признаков и свойств вступает в противоречие с возможностями мозга удержать огромную массу получаемой таким путем информации. И. М. Сеченов в свое время отмечал, что ум развивающегося человеческого индивида преодолевает это противоречие путем выработки различных способов синтеза миллионов сходных индивидуальных особенностей объектов, объединения их с помощью слов, терминов в группы, классы, путем раскрытия тождественного в различном, общего в частном и единичном (Сеченов, 1947).

Возникают противоречия между тенденцией к инертности, стереотипии, устойчивости и тенденцией к подвижности, изменчивости. В первой из них проявляется стремление живой системы к сохранению испытанных и оправдавших себя связей, способов действия, во второй – необходимость их модификации под влиянием новых жизненных ситуаций. И. П. Павлов, отмечая важность инертности нервной системы, писал, что без нее “мы жили бы секундами, моментами, у нас не было бы никакой памяти, не было бы никакой выучки, не существовало бы никаких привычек” (Павлов, 1952). Вместе с тем он подчеркивал и огромное значение пластичности нервной системы, проявляющейся в образовании свойств личности. Противоречия между этими двумя тенденциями разрешаются путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия развивающегося индивида с окружающей средой, характеризующихся динамической стереотипией, стабильностью. Такими способами являются обобщенные знания, умение решать различные задачи, возникающие в жизни личности, системы обобщенных и обратимых операций, применяемых в различных ситуациях Выработка их характеризует поступательное движение личности от низших к высшим уровням ее интеллектуального развития. Обобщения складываются и в развитии мотивационной сферы личности, обеспечивая устойчивую логику ее поведения в изменяющихся жизненных ситуациях.

Движущие силы развития сами развиваются в ходе этого процесса, приобретая на каждом его этапе новое содержание и новые формы своего проявления. На начальных этапах развития противоречия между различными тенденциями, возникающими в жизни личности, ею не осознаются, они для нее еще не существуют. На более поздних этапах они становятся предметом сознания и самосознания личности, переживаются ею в форме неудовлетворения, недовольства собой, стремления к преодолению противоречий. Новое возникает в старом посредством деятельности субъекта.

Обучение и воспитание содействуют не только успешному преодолению возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются и принимаются ею, становятся целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ними и наличным у личности уровнем овладения средствами их достижения, побуждающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности находить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению. Подлинное управление развитием личности требует знания этой сложной его диалектики, необходимого для того, чтобы содействовать разрешению внутренних противоречий в нужном для общества направлении.