Кто такой аристофан. Аристофан — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Аристофан (лат. Aristophanes , греч. Аристофанис ) (ок. 445 - ок. 385 до н. э., Афины), древнегреческий поэт-комедиограф. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы («Всадники»), и к индивидуалистической философии софистов («Облака»), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. В комедиях Аристофана нашли отражение актуальные события того времени, выступления против военной политики («Лисистрата»), поношение реальных личностей (Сократа - в «Облаках»), фантастические ситуации («Ахарняне», «Птицы»). В древности Аристофан получил прозвище «отца комедии», из сорока написанных им комедий дошли одиннадцать пьес целиком и несколько десятков отрывков.

Аристофан родился в Аттике в состоятельной семье. Филипп, отец Аристофана, владел участком земли на острове Эгина, что дало повод современникам считать, что Аристофан не афинского рода, хотя он был афинским гражданином, происходил из афинского дема Кидафина. Первые свои пьесы не мог выставлять под собственным именем, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор. Большинство комедий Аристофана было впервые представлено в годы Пелепонесской войны (431-404) и отличались политической остротой, присущей школе античной комедии, отражали кризис афинской демократии.

Под чужим именем была представлена и первая комедия Аристофана «Пирующие» (427), судя по сохранившимся фрагментам - сатира на софистическое воспитание и «модную» философию. В 426 на Великих Дионисиях поставил комедию «Вавилоняне», посвященную взаимоотношениям афинян и их союзников. За эту пьесу Аристофан был привлечен вождем афинского демоса, взяточником и демагогом Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда неизвестны, по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений.

Комедии Аристофана первых лет его творчества («Ахарняне», 425; «Всадники», 424; «Осы», 422; «Мир», 421) отображают взгляды крестьянства Аттики, которое особенно страдало от военных действий. Протест против войны сочетается у комедиографа с критикой афинских правителей. В значительной степени благодаря Аристофану древнегреческое слово «демагог», означавшее «предводитель народа» приобрело современное одиозное значение.

Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны, на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом.

Теме «войны и мира» - основной в дискуссиях политических партий в Афинах того времени - посвящены пьесы Аристофана «Ахарняне» (425; поставлена от имени поэта и актера Каллистрата) и «Мир» (421). Сюжет комедии «Лисистрата» (411), поставленной после катастрофического для Афин поражения Сицилийской экспедиции в 413, исключителен во всей мировой литературе. Женщины Эллады, стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки Лисистраты (греч. Губящая войско) захватывают Акрополь в Афинах и дают клятву до прекращения войны отказывать мужчинам в любви. Война афинян со спартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин, оканчивается союзом и всеобщим миром. Комедия полна юмора, фарса, грубых шуток, непристойных, но колоритных сцен.

В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и «золотую» молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во «Всадниках» (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа).

Главные действующие лица комедии «Осы» (422; поставлена от имени Филонида) получили имена, характеризующие их отношение к Клеону: Филоклеон (Клеонолюб) и Бдилеклеон (Клеононенавистник). Предмет высмеивания - страсть афинян к сутяжничеству и, конкретно, закон о повышении платы судьям, продвинутый в народном собрании Клеоном. Хор в «Осах» - старики-судьи, ищущие поживы и представленные в виде ос с жалами, которые набрасываются на противника судов, «врага демократии» и «сторонника тирании» Бдилеклеона.

Причины пороков общества Аристофан видит в войне и представителях новой философии (софистах) и литературы (комедии Еврипида), расшатывающих традиционные устои общества. В образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в «Облаках» (423) он выводит . Облака - хор из 24 девушек - символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии.

На Великих Дионисиях 411 года Аристофан ставит «Женщин на празднике Фесмофорий», где высмеивает Еврипида и его младшего современника драматурга Агафона. Политических выпадов в комедии нет, в целом она представляет пародию на трагедии Еврипида «Елена» и «Андромеда». Хор состоит из женщин, собравшихся, чтобы осудить порочащего их Еврипида. Переодетый в женское платье друг последнего должен защищать его, но обман раскрыт, и герой, спасаясь у алтаря, пытается найти выход и вспоминает для этого сюжетные ходы еврипидовских трагедий.

В 405 на Ленеях была поставлена комедия «Лягушки», которая не только получила первую награду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко. Тема этой комедии, написанной после смерти в 406 Софокла и Еврипида, - судьба трагической поэзии. Бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так как на земле перевелись трагические поэты. Однако после состязания Еврипида с , во время которого драматурги объясняют достоинства своих произведений и даже взвешивают фразы, Дионис забирает на землю Эсхила, герои которого благородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданские чувства. Комический эффект путешествия Диониса по аиду и состязания усиливается еще и тем, что хор в комедии представлен в виде лягушек.

К жанру утопии относятся комедии Аристофана «Птицы» (414), «Женщины в народном собрании» (392), «Богатство» («Плутос») (388). В «Птицах», написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор), которые между небом и землей создают свое царство, город Тучекукуевск; господство богов низвергнуто, миром правят пернатые. В «Женщинах в народном собрании» афинянки под предводительством Праксагоры (она напоминает Лисистрату) начинают управлять государством, что приводит его к процветанию, мужчины бездельничают, жизнь полна пиров и наслаждений. Пьесы «Богатство» и «Женщины в народном собрании» сильно отличаются от написанных во время Пелопоннесской войны. Сатира в них смягчена, нападок на отдельных политических деятелей нет; сокращена роль хора, многие партии заменены музыкальными интермедиями. Последние комедии Аристофана «Эолосикон» и «Кокал» были представлены уже после смерти драматурга его сыном Араром.

Композиционная структура комедий Аристофана отличается постоянством: экспозиционный пролог завершает выступление хора, в дальнейшем действие развивается в чередовании речевых партий (эписодиев) и хоровых, из которых выделяется парабаса – партия хора, выступающего обычно от имени автора. Особое место занимает агон, где сталкиваются позиции спорящих сторон. Дальнейшие эписодии должны либо подтвердить правоту победителя в споре, либо показать иллюзорность его воззрений в применении к реальной жизни. В более поздних комедиях Аристофан отходит от традиционной структуры: парабаса теряет самостоятельное значение, сильно сокращается роль хора в развитии сюжета. Творчество Аристофана отличало чувство личной ответственности за решение политических и нравственных проблем своего времени, а также яркий и выразительный язык. В мировой драматургии он считается отцом комедии.

ок. 446 до н. э. - 385 до н. э.) Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что умение смеяться - это то достоинство, которое отличает человека от животного. В своей «Поэтике» он производит название комедии от слова «комос» - веселое шествие подвыпивших гуляк, а начало ее выводит из «фаллических» песен в честь бога виночерпия Диониса. Обрядовые песни неизменно должны были включать в себя шутки, насмешки и даже непристойности. Оформил комическое в канонический комедийный жанр Аристофан, за что и получил звание «отца комедии». В «Архарнянах» он воспроизвел в небольшой сценке деревенское шествие с обрядовой песней. Представление о «комосе» может дать и сцена, описанная Платоном в «Пире», когда пьяный Алквивиад, возглавляющий толпу гуляк, с песнями врывается в дом поэта Агафона. В древних обрядовых играх важное место занимал спор, когда на насмешки одной стороны отвечала другая, и дело доходило до бранных слов, а то и до потасовки. Аристофан в своих комедиях убрал из оборота все грубые, чисто внешние комические приемы, основанные на непристойностях. «Кто в этом находит смешное, тот от моих шуток не получит удовольствия», - говорит он в комедии «Облака». В устранении всего пошлого (отказываясь «кидать в толпу угощения») Аристофан видел свое отличие от предшественников, которые начинали разрабатывать этот жанр. В комедии «Мир» его художественные принципы выражает хор. Он, во-первых, один у соперников всех прекратил их обычай смеяться Над одеждою рваной и теми людьми, кто воюет с одними лишь вшами; Он изгнал и Гераклов, месящих хлеба, и обжор этих вечно голодных, И бегущих рабов, надувающих ловко, нарочно терпящих побои - Это все недостойным он первый признал, и рабов выводить, как другие, Проливающих слезы, не стал он. И, подобные пошлости бросив и вздор, непристойные шутки такие, Возвеличил он этим искусство у нас, укрепил, возведя это зданье, Величавою речью и мыслью глубокой и шутками неплощадными, Не людишек простых он в комедиях стал подвергать осмеянью, не женщин, Но со страстью Геракла какой-то он стал нападать уж на самых могучих. (Перевод С. Радцига) Аристофан действительно не боялся нападать «на самых могучих». В комедии «Всадники» он высмеивает одного из лидеров афинской демократии демагога Клеона, изображая его в образе наглого и ловкого раба, хитростью захватившего власть над своим господином Демосом, то есть народом. Влиятельный Клеон подал на драматурга в суд, но проиграл дело. Здесь уже комедия переросла в более «злой» жанр - сатиру. Как-то у ироничного Гейне спросили, почему бы ему не попробовать свои силы в качестве сатирика. «Это опасное ремесло, - ответил он. - …Любая сатира кого-нибудь да задевает… Величайшим сатириком был Аристофан…» - добавил поэт, признавая, что взять высоту античного насмешника не каждому по силам. Надо заметить, что это ремесло опасно не только для самого сатирика, но и для тех, кого он выбирает в качестве своих «объектов». В том, что смех часто бывает «страшнее пистолета» - в буквальном смысле, мы еще убедимся по ходу нашего повествования. О жизни Аристофана известно очень мало. Родился он приблизительно в 446 году до н. э. в деме Кидафине (демы - древнегреческие территориальные округа в Аттике) и являлся афинским гражданином. Существует предположение, на основе его замечания в «Ахарнянах», что он был клерухом, то есть афинским колонистом-землевладельцем на острове Эгине. Со слов Аристофана, писать он начал очень молодым. Первые комедии, созданные в 427–425 годах до н. э. («Пирующие», «Вавилоняне», «Архарняне»), ставил под именем актера Каллистрата и сам иногда выступал в качестве актера, к примеру, играл роль Клеона во «Всадниках». Время жизни драматурга совпало с событиями, имеющими исключительное значение для Афин. К середине V века до н. э. Афины победили в многолетней войне с персидской монархией и заняли главенствующее положение в Древней Элладе, возглавив коалицию множества мелких государств и островов Эгейского архипелага. Это был период высшего расцвета государственного устройства Афин, а также всех искусств. На вершине афинского Акрополя возводится Парфенон (храм богини Афины), у его подножия в театре Диониса ставят свои трагедии Софокл и Еврипид, вокруг просвещенного афинского вождя Перикла объединяются историк Геродот, скульптор Фидий, философ Анаксагор. В последние десятилетия V века до н. э. разразилась Пелопоннесская война (431–404 годы до н. э.), в которой Афины столкнулись с другим могущественным объединением - Спартой. В Афинах возникли партии, имеющие разные взгляды на войну. Богатые купцы, связанные с морской торговлей, стояли за продолжение войны и расширение афинского господства, а землевладельцы, страдающие от спартанских набегов, настаивали на ее прекращении. Аристофан по своим взглядам был близок к последним и в комедиях «Мир», «Лисистрата» и других выступал против войны. Внутренняя жизнь Афин также претерпевала изменения. Странствующие учителя мудрости - софисты - подвергали критике вековые представления о морали, которых придерживались предки, а также традиционную веру в богов. Формально к софистам современники относили и Сократа, проповедующего свое учение на афинских улицах и пугающего сограждан экзотическим видом. (Лишь последующие эпохи увидят в нем идеал мудреца - благодаря Платону, передавшему мысли своего учителя в «Апологии Сократа».) Это тот исторический фон, те явления, которые стали содержанием комедий Аристофана. По убеждениям он был государственником, и во всем, что, по его мнению, колебало государственные основы, видел объекты для сатирических стрел. Аристофан придавал большое общественное и политическое значение своему творчеству, называя себя «очистителем, отвращающим беды от своей страны» («Осы»). Аристофан написал более 40 комедий, до нашего времени дошло лишь одиннадцать: «Архарняне» (425 год до н. э.), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» (421), «Птицы» (414), «Лисистрата» (411), «Женщины на празднике Фесмофорий» (примерно 411-й), «Лягушки» (405), «Женщины в Народном собрании» (392 или 389), «Богатство» (388). Известно, что после «Богатства» Аристофан написал еще две комедии - «Кокал» и «Эолосикон», которые были поставлены его сыном Араром (по предположениям, уже после смерти отца), но они не сохранились. Почти все комедии Аристофана имели отношение к злободневным вопросам афинской жизни. Так, в «Облаках» он сделал своими персонажами Сократа и софистов, высмеивая их новомодные философские теории. По сюжету, крестьянин Стрепсиад имел сына Фидиппида от жены, взятой из знатного рода. Сын водил дружбу с аристократической молодежью. Увлекшись конным спортом, он заставил отца покупать себе рысаков и втянул его в долги. Не зная, как выйти из положения, старый Стрепсиад идет в «думальню» Сократа, чтобы поучиться у него науке не платить долгов (так Аристофан называл все учение философа). Сократ призывает новых богов - Облака - покровителей новой науки затуманивания голов, и они появляются в виде хора (отсюда и название комедии). Обучение Стрепсиада показано в ряде комических сцен, где Сократ предстает настоящим жуликом и плутом. Крестьянин оказывается слишком туп, чтобы усвоить такую науку, и Сократ прогоняет его. Тогда Стрепсиад посылает в «думальню» своего сына. В это время к крестьянину являются кредиторы, но он, нахватавшись у Сократа мошеннических уверток, изгоняет их ни с чем. После окончания курса наук Фидиппид возвращается домой, и отец по этому случаю устраивает пирушку, во время которой между ними разгорается спор. В запале Фидиппид колотит отца и доказывает, что по современным научным взглядам он имеет на это право, поскольку это наблюдается и в природе - у животных. «А чем, - восклицает он, - животные отличаются от людей? Разве только тем, что не пишут псефисм (декретов)». Здесь Аристофан пародирует развитую софистами теорию естественного права, которая провозглашала природу высшей нормой всего сущего и все явления расценивала по признаку - существуют ли они от природы или по человеческому установлению. К софистам он относил и Сократа. Поколоченный Стрепсиад осознает всю лживость новых учений: «Ах я, дурак! Ах сумасшедший, бешеный! Богов прогнал я, на Сократа выменял». Видя корень зла в Сократе, он поджигает его «думальню». Первые представления комедии потерпели неудачу, и Аристофан комедию переделал; до нас дошла только вторая редакция. Комедия «Облака» не только доставила много хлопот автору, но сыграла зловещую роль в судьбе его персонажа. Во время суда над Сократом, вынесшего ему смертный приговор (399 год до н. э.) «за поклонение новым божествам» и «развращение молодежи», комедия была использована как одно из доказательств виновности философа. До сих пор большой историко-литературный интерес представляет комедия «Лягушки». В ней Аристофан выразил свои взгляды на роль поэта в государстве, а также свои художественные идеалы. Действующими лицами он сделал реальных поэтов-трагиков - Эсхила и Еврипида, недавно ушедших из жизни. По существу в этой комедии Аристофан полемизирует с общественными воззрениями и художественными приемами Еврипида. Взгляды Аристофана озвучивает Эсхил. По сюжету, бог Дионис, покровитель театрального дела, обеспокоенный тем, что со смертью Эсхила и Еврипида театр опустел, собирается в Аид, чтобы вернуть на землю лучшего из трагиков - Еврипида. На что Геракл саркастически замечает: Да разве нет у вас мальчишек множества? Трагедии они строчат по тысяче И Еврипида на версту болтливее. Дионис со знанием дела ему возражает: Все это пустоцветы, болтунишки, мразь, Сороки бестолковые, кропатели! Как однодневки сгинут, получивши хор, Один разочек переспав с трагедией. Но днем с огнем не сыщешь прирожденного Поэта с величавым, зычным голосом. Дионис с большими трудностями переправляется через адское озеро, где раздается хор Лягушек, издевающихся над олимпийцем, устремившимся в Аид, - отсюда название комедии. После множества приключений Дионис наконец добирается до дворца бога загробного мира Плутона, где в это время между Эсхилом и Еврипидом идет спор из-за первенства. Оба трагика признают, что «малых детей наставляет учитель, а взрослых людей поэты». Далее их взгляды расходятся. Эсхил утверждает, что поэзия призвана сообщать гражданам бодрость и воинственный дух: «Поэт должен безнравственные вещи скрывать, не выводить их и не изображать в театре. Мы должны говорить только о нравственных вещах». Еврипид, которого Эсхил осуждает за то, что тот показывает в своих трагедиях низменные явления, оправдывается: «Я выводил обыденные вещи, которые у нас в обиходе и которые с нами неразлучны, так что по ним меня можно бы проверить: зрителям все это знакомо, и они могли бы изобличить мое искусство». Эсхил считает «натурализм» Еврипида вредным, несущим нравственное разложение. «Каких только бед не причинил он!» - восклицает Эсхил. Он осуждает Еврипида за то, что тот первым стал изображать плотскую страсть: «Разве не представлял он сводней или женщин, рождающих в храмах, или сестер в сожительстве с братьями, или женщин, заявляющих, что жизнь - не жизнь? Вот от этого-то город наш и наполнился писаришками и шутами, народными обезьянами, обманывающими вечно народ. И теперь так мало занимаются гимнастическими упражнениями, что нет никого, кто мог бы нести факел». Дионис в этом споре отдает предпочтение Эсхилу и вместо Еврипида берет его с собой на землю. Плутон отпускает Эсхила с наставлением: Сохрани и спаси государство свое, Научи и наставь, дай хороший совет Неразумным, их много, их целый народ! (Перевод А. Пиотровского) Таким образом Аристофан показывает, что даже могущественные боги на стороне тех поэтов, которые, воспевая мужество человека, возвышают души граждан, а не развращают их подобно Еврипиду, показывающему уродливые стороны жизни. По Аристофану, театр - это школа для взрослых. Любопытно, что его взгляды на воспитание граждан каким-то непостижимым образом отозвались в народных представлениях о воспитании детей в Древней Руси, где считалось, что при детях нельзя рассказывать об убийствах, грабежах, насилиях, чтобы они не принимали из ряда вон выходящие явления за норму жизни. Еврипид стал героем и другой комедии Аристофана - «Женщины на празднике Фесмофорий», где женщины, озлобленные тем, что Еврипид в своих трагедиях выводит их в очень непривлекательном виде, решили растерзать его. «Женоненавистник» избежал расправы с помощью хитрости - в комедии, но не в жизнеописаниях. В некоторых биографиях Еврипида можно встретить версию, будто он погиб от рук разгневанных женщин. Так аукнулась в его посмертной судьбе аристофанова комедия. Полемический азарт Аристофана был настолько велик, что в «Женщинах на празднике Фесмофорий» он даже отошел от своего художественного тезиса - не давать в комедиях грубых шуток. Вообще нападкам Аристофана подверглось большинство трагедий Еврипида. Почти в каждой он находил для своего сатирического задора поводы, некоторые из них сегодня выглядят комично. Так, «Федра», где Еврипид изобразил мучительную страсть мачехи к своему пасынку, дала повод Аристофану обвинить автора в том, что он «научил молодых людей влюбляться». Еврипид ушел из жизни в эмиграции, за несколько лет до смерти переселившись из Афин в Македонию. В этом далеко не последнюю роль сыграл Аристофан. Такова сила язвительного смеха. И все же благодаря именно спору двух непримиримых драматургов человечество узнало секрет сценического языка, который соединяет в себе преувеличение и правду, возвышенное и обыденное. После смерти Аристофана, которую датируют приблизительно 385 годом до н. э., интерес к нему постепенно стал угасать. Ушли из жизни участники и свидетели событий, описанных в его комедиях. Многие намеки и выпады драматурга становились все более непонятными для каждого нового поколения. Увековечил образ комедиографа его младший современник, философ Платон, сделав Аристофана участником своего диалога «Пир». Платону приписывают и эпиграмму, предсказывающую вечную жизнь его комедиям. Храма искали Хариты себе, нерушимого вечно; Эту обитель в душе Аристофана нашли. Возродился к нему интерес благодаря пытливости ученых александрийцев. Сатирическое направление Аристофана продолжил во II веке нашей эры древнегреческий писатель Лукиан, а византийская эпоха за Аристофаном признала первенство в жанре комедии. Новая волна интереса к Аристофану поднялась в XVII веке и докатилась до следующих. Его имя стало нарицательным для определения социального сатирика. Французский драматург Жан Расин под влиянием его «Ос», где высмеивалось пристрастие афинян к судебным процессам, написал комедию «Сутяги». Творчество Аристофана вдохновляло английских писателей Джонатана Свифта и Генри Филдинга, в Германии Гете перерабатывал его «Птиц». В России произведения «отца комедии» переводились много раз. Гоголь называл Аристофана образцом поэта-сатирика. Да и сегодня, когда театр соперничает с кинематографом по части ужасов и скабрезных картин, аристофановы «Лягушки» снова просятся на сцену. Любовь Калюжная

Живший в V - IV в.в. до нашей эры. Его произведения являются высшими образцами этого рода литературы в древней Греции. В комедиях Аристофана очень силен политический обличительный момент. Наиболее известна его комедия "Облака", осмеивающая Сократа, в котором Аристофан видел только опасного и вредного софиста.

Аристофан (лат. Aristophanus, 445 – ок. 385 гг. до н. э.) - древнегреческий поэт, выдающийся представитель древнегреческой комедии - «отец комедии», которые, полные юмора и сатиры, поднимали политические, социальные, педагогические и литературные проблемы. Выступал поклонником государственного порядка времен афинской демократии. Сохранились 11 комедий: «Ахарняне» воспевают мирную жизнь деревни. Во «Всадниках» - разоблачается воинственная позиция и требуется восстановление мира. Творчество Аристофана отличало чувство личной ответственности за решения политических и воспитательно-нравственных проблем, яркий выразительный язык, юмор, богатая фантазия. Основные произведения: «Всадники», «Облака», «Лисистрата», «Ахарняне», «Птицы». Творчество Аристофана с эпохи Возрождения оценивалось очень высоко. Обработкой его комедий занимались Ганс Сакс и Ронсар, мотивы пьес использовали Расин, Гете и др.

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007.

Аристофан (Aristophanes) (ок. 457 - ок. 385 гг. до н.э.). Поэт-комедиограф, величайший представитель Древней аттической комедии. Единственный греческий комедиограф, чьи сочинения сохранились в средневековых рукописях. Происходил из Афин, но при этом, возможно, жил или владел собственностью на Эгине. Его отца звали Филипп, а сына - Арар. До нашего времени сохранилось одиннадцать его пьес, названия еще тридцати двух (некоторые, возможно, альтернативные), а также около тысячи фрагментов. В общем и целом написал около 40 пьес. Некоторые из них ставились на городские Дионисии, другие - на Ленее. К датированным пьесам Аристофана относятся:

427 г. до н.э. «Пирующие» (Daitaleis). Не сохранилась. Поставлена Каллистратом. Выиграла второй приз.

426 г. до н.э. «Вавилоняне». Не сохранилась. Поставлена Каллистратом на городские Дионисии. Аристофан за эту пьесу был обвинен (но, очевидно, оправдан) в нападках на магистратов. Возможно выиграла первый приз.

425 г. до н.э. «Ахарняне». Первый приз на Ленее. Поставлена Каллистратом.

424 г. до н.э. «Всадники». Первый приз на Ленее.

423 г. до н.э. «Облака». Третий приз (последнее место) на городских Дионисиях.

422 г. до н.э. «Осы». Второй приз на Ленее. 421 г. до н.э. «Мир». Второй приз на городских Дионисиях.

414 г. до н.э. «Амфиарай». Поставлена Филонидом на Ленее. Не сохранилась.

414 г. до н.э. «Птицы». Поставлена Каллистратом на городские Дионисии, второй приз.

411 г. до н.э. «Лисистрата». Поставлена Каллистратом, вероятно на Ленее.

411 г. до н.э. «Женщины на празднике Фесмофорий». Вероятно, поставлена на городские Дионисии.

408 г. до н.э.: «Плутос» (богатство). Первая пьеса с таким названием. Не сохранилась.

405 г. до н.э. «Лягушки». Первый приз на Ленее.

ок. 392 г. до н.э. «Женщины в народном собрании».

388 г. до н.э. «Плутос» (богатство). Вторая пьеса с таким названием.

Возможно, посмертно: «Эолосикон» и «Кокал». Поставлены сыном Аристофана Араром. Не сохранились.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 302.

Афинская комедия V в. до н. э. по сравнению с трагедией и сатировской драмой носила гораздо более острый политический характер, живо откликаясь на текущие политические события. Истоки этого жанра связаны с сельскими праздничными шествиями в честь Диониса, распространёнными во всех частях Греции, особенно в Аттике. Шествия эти сопровождались шутками, остротами, взаимными передразниваниями, шуточными перебранками. Другим источником комедии явились популярные в Сицилии мимы - жанровые сценки, получившие литературную обработку во второй половине V в. Первоначально комедия сводилась к чередованию выступлений запевалы и хора. Первым, кто ввёл в начале V в. в комедию фабулу и завязку, придав ей целостность и законченность действия, был сицилийский поэт Эпихарм. В том же столетии комедия достигла высокого развития в Аттике.

В отличие от трагедии, черпавшей, как правило, свои сюжеты из традиционных мифологических сказаний, сюжет комедии являлся плодом фантазии, художественного вымысла. Один из авторов комедий иронически замечал по этому поводу, что трагедия - «настоящая счастливица». «Всё, о чём она повествует, известно зрителям задолго до того, как она надумает сказать своё первое слово... У нас же, комиков, ничего подобного нет. Мы должны сами всё придумывать; мы должны изобретать имена, должны создавать для своих героев и минувшее и настоящее, должны снабжать пьесу и заключением и началом». Для комедии не являлось обязательным единство места, соблюдавшееся в античной трагедии: действие быстро переносится из города в деревню или даже с земли на небо.

Из политических комедий V в. дошли до нас полностью, а не в отрывках только комедии Аристофана (около 446-385), крупнейшего представителя комедийного жанра. Повидимому, Аристофаном было написано 44 комедии, но из них сохранилось только 11. В этих комедиях ярко запечатлелись политические воззрения автора, который держал сторону аттического крестьянства, разоряемого междоусобицами, и был недоволен авантюристической политикой современных ему вождей «радикальной демократии». Остриё сатиры Аристофана направлено поэтому прежде всего против Клеона, выведенного в комедии «Всадники» и в неполностью дошедших до нас «Вавилонянках».

«Радикальная демократия» высмеивается также в «Осах». В комедиях «Ахарняне», «Мир» и «Лисистрата» Аристофан с большой силой выступает против нескончаемой войны, которая принесла народу огромные бедствия.

Как художник Аристофан является великим реалистом. Но искусство его очень своеобразно; в нём много фантастики, живой и яркой. Острую политическую тенденциозность и беспощадную наблюдательность сатирика Аристофан сочетает с условными приёмами народного театра. Так, в комедии «Птицы» фигурирует государство, построенное птицами в воздухе. В «Лисистрате» женщины всей Эллады объявляют бунт против своих мужей и уходят на афинский Акрополь, требуя прекращения войны. В другой комедии они захватывают всю государственную власть в свои руки. Такие фантастические положения были одним из средств, которые позволяли в завуалированной и вместе с тем достаточно прозрачной форме говорить о злободневных вопросах политики, искусства, морали.

Аристофан откликался в своих произведениях не только на политические события: основное содержание его комедии «Лягушки» посвящено высмеиванию современных ему литературных течений, а в «Облаках» он высмеивает софистов, к числу которых относит и Сократа. В этой комедии Сократ, подвешенный в корзинке, размышляет о Солнце. Юноша, прошедший у Сократа курс философского обучения, начинает доказывать отцу своё право бить его, после чего отец, озлобившись, поджигает «мудрилище» его учителя.

Язык и литературные приёмы Аристофана замечательны своим разнообразием. Наряду с пародированием торжественного языка дифирамбов, эпической поэзии и ораторской речи, языка оракулов и драматических поэтов Аристофан пользуется простонародными словами, многосложными, производящими комическое впечатление словообразованиями, смешными звукоподражаниями, напоминающими щебетанье птиц или кваканье лягушек. Его стих отличается ритмическим разнообразием и свободой метрики. Диалог Аристофана поражает своей быстротой и стремительностью. Комизм усиливается приёмами неожиданного разрушения сценической иллюзии; например, актёр во время полёта обращается к служителю сцены, управляющему машиной, с просьбой не уронить его. Всему этому соответствуют одежды актёров и хора. Участники хора выводятся в виде птиц, ос, лягушек, облаков. Птицы в комедии Аристофана появляются с фантастическими клювами, осы тащат за собой свои жала, персидский посол-«Царское око»-Лжеартаб представлен с единственным громадным глазом, закрывающим всё лицо.

В IV в. до н. э. греческая комедия теряет свой прежний ярко выраженный политический характер и превращается в комедию бытовую.

Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 98-99.

Аристофан (ок. 450-385). Идея Гесиода о скоротечности героического века подтверждается всем ходом мировой истории (нам достаточно вспомнить героический период СССР и бесславное его завершение). Об этом в XIX веке хорошо сказал анархист и философ М.А. Бакунин: «Но героические времена скоро проходят, наступают за ними времена прозаического пользования и наслаждения, когда привилегия, являясь в своем настоящем виде, порождает эгоизм, трусость, подлость и глупость. Сословная сила обращается мало-помалу в дряхлость, в разврат и бессилие».

Вот и греческое общество, после славного века Перикла, Сократа и великих трагиков словно устало от трагического напряжения жизни. Все большей популярностью стали пользоваться комедии. К сожалению, трудно судить об их общем уровне: до нас дошли только произведения прославленного комедиографа Аристофана. Сведений о его жизни совсем немного: родился на о. Эгина в состоятельной семье, в молодости поставил свою комедию «Пирующие», получив признание. Из 40 его комедий сохранилось 11. Осмеивал моральное разложение рабовладельческой демократии, пустые умствования софистов, демагогию, жажду денег и богатства, страсть к сутяжничеству. Нередко прибегал к гиперболам, гротеску, парадоксам. Наиболее прославлены его комедии «Всадники», «Облака», «Осы», «Лягушки», «Лисистрата» (в последней, как в некоторых других, он выступает поборником мира, против Пелопонесской войны). Аристофан высмеивал утопические проекты переустройства общества, прибегая к гротеску. Один персонаж основывает птичье государство («Птицы»), другой устанавливает сепаратный мир со Спартой только для своей семьи («Ахарняне»).

В некоторых случаях его комедии затрагивали философские и религиозные проблемы. Особенно круто расправляется Аристофан с софистами, во главе которых он ставит Сократа («Облака»). Отец, впавший в отчаяние от долгов сына, советует ему поучиться в «мыс-лильне» у софистов, умеющих превращать грязную ложь в чистую правду:

Мыслильня эта для умов возвышенных. Здесь обитают мудрецы. Послушать их, Так небо - это просто печь железная, А люди в этой печке- словно уголья. Того, кто денег даст им, пред судом они Обучат кривду делать речью правою.

Но кто ж они?

Не знаю точно имени: Мудрило-заводилы благородные.

А, знаю, негодяи, бледнорожие, Бахвалы, плуты, люди босоногие, Дурак Сократ и Херефонт помешанный.

Потешаясь над Сократом, Аристофан пересказывает взгляды философов на природную, а не божественную, причину грома и молнии, дождя. Вместе с тем некоторые пассажи комедии совершенно определенно обвиняют Сократа в атеизме, отрицании богов и - что уже граничит с государственным преступлением - распространением подобных идей среди граждан. Сократ поучает

Безграничного Воздуха ширь, Облака и Язык - вот священная троица.

И словечка другим я теперь не скажу, не признаю, на улице встретив.

Им молиться не буду, вина не пролью, фимиама ни крошки не кину.

Признаться, все это похоже на политический донос со стороны великого комедиографа. Как знать, не сказалось ли такое обвинение с театральных подмостков на трагической судьбе Сократа, осужденного афинянами именно за отрицание богов, нежелание им поклоняться и пропаганду таких взглядов. Хотя в комедии поучения философа нужны Стрепсиаду вовсе не в общественно-политических целях. Когда к нему обращается Повелительница Облаков:

Мы исполнить согласны желанье твое. С этих пор ча собраньях народных

Чаще всех ты сумеешь решенья свои проводить, побеждая речами.

Я решений больших проводить не хочу, и совсем мне не этого надо:

Я закон обернуть вокруг пальца хочу, обмануть одолживших мне деньги.

На вопрос Сократа о силе его памяти Стрепсиад сообщает, что память у него не простая, а двойная: если кто-то ему должен, он это помнит прекрасно, а вот о своих долгах вмиг забывает. Впрочем, поучения философа не идут ему впрок, и в конце концов Стрепсиад, побитый своим собственным сыном, поджигает мыслильню Сократа.

Надо заметить, что Аристофан, обвиняя Сократа в безбожии, сам, позволял себе весьма смелые и недвусмысленные высказывания н§ этот счет. Вот остроумный диалог двух слуг:

А лучше бы всего нам в нашем деле Повергнуться пред алтарем богов.

Пред алтарем? В богов ты, братец, веришь?

Чем же их докажешь ты?

Мне бог враждебен, стало быть... он есть.

Ты убедил меня. А все ж искать Иное средство нужно...

Всего лишь через год после смерти Эсхила и Еврипида была поставлена на сцене комедия Аристофана «Лягушки» (она принесла автору первую награду), в которой эти два великих трагика спорят, кто из них более талантлив, находясь в подземном царстве Плутона. Сначала Плутон отдает первенство Эсхилу. Но Еврипид сгоняет его с почетного места, заручившись поддержкой «воров, отцеубийц, громил». В это время Дионис, покровитель театра, опечален тем, что под солнцем не осталось достойного трагического поэта. Он спускается в Аид, чтобы выбрать лучшего из лучших, вернув его к живым. Хор провозглашает:

Начинайте, мужи, состязанье.
Ведь ожесточен язык ваш страшно,
У обоих есть большая храбрость,
Да и ум ваш изощрен прекрасно.
Потому-то ожидать нам нужно,
Что один изящные словечки
Скажет, точно выточив их тонко,
А другой, слова с корнями вместе
Вырывая, бросит и сразу
Эту массу слов его рассеет

Здесь дана обобщенная характеристика стиля двух трагиков. В дальнейшем Аристофан анализирует не столько техническое мастерство поэтов, сколько их влияние на общественную жизнь. Еврипид утверждает, что выводил на сцену реалистичные персонажи, избегающие высокопарных речей, не обладающие сверхобычными качествами; обучал граждан искусству «размышленья и расчета». Эсхил вопрошает: «За что же должны уважать мы поэта?» Еврипид отвечает: «За искусство и их поученье, так как они в государствах тем самым улучшают народ». И тогда Эсхил утверждает, что в его трагедиях герои служат примером доблести, патриотизма. Они не избегают гражданского долга, не шуты или праздношатаи. Еврипид оправдывается тем, что его отрицательные герои взяты из мифов. Эсхил возражает: надо умалчивать о постыдном; если у детей есть учитель, то «для взрослых поэты - наставники». Они должны творить прекрасное.

Ответ Еврипида: разве может возвышенная речь научить прекрасному? Ведь надо говорить так, как принято в обыденной речи. Возражение Эсхила: для мыслей и чувств великих должна быть соответствующая речь!

Как видим, Аристофан одинаково толково говорит от имени как одного, так и другого поэта-трагика, не отказывая обоим в уме. Правда, в некоторых обвинениях преувеличена, пожалуй, роль театрального искусства в изменении нравов" вряд ли Еврипид, как утверждает Эсхил, повинен в том, что афиняне стали утрачивать благородство и героизм. Конечно, искусство и общественное сознание взаимосвязаны, но не столь однозначно

Итак, Дионису предстоит решить, кто же победил в соревновании поэтов. Он произносит:

Они мне милы, и судить я их не буду.
Один мне мудрым кажется, другой мне дорог.

Что же важнее в трагедии - воздействие на ум или на души людей? Дионис выбирает «того, кого душа желает». Он уходит с Эсхилом, который оставляет в Аиде на троне «короля поэтов» не Еврипида, а Софокла, которого считает вторым после себя.

Трудно определить, кто из трех величайших трагиков Эллады был наилучшим. Все они не остались в царстве теней и обрели бессмертие в своих произведениях, так же как Аристофан и многие другие гении прошлого. В заключение добавим, что не случайно здесь уделено сравнительно много места древним античным поэтам, драматургам. Последующая литература очень многим обязана им, ибо они были не только трагиками или комедиографами, но сочиняли стихи и песни, высказывали мудрые суждения, создавали образы самых разных людей, а также богов (тоже - «человеческое, слишком человеческое»). И не по личному произволу Аристофан определил важнейшим критерием значимости литературного произведения - силу воздействия на общественное сознание, влияние на быт и нравы. В те времена театральное действо было синтезом искусств (включая технические изобретения; «техносом» звали и ремесла, и искусство). Учтем, что греческие полисы-города были по нашим меркам очень небольшими, почти все активные граждане посещали театральные представления, переживая и продумывая увиденное и услышанное. Они прекрасно понимали намеки, аллегории, иносказания. Театр ¦отзывался на все важные события и конечно же влиял на принимаемые политические решения. Так что Аристофан вряд ли сильно грешил против истины, считая (устами своего героя) Еврипида повинным в падении нравов. Отчасти такая вина могла быть. Хотя Еврипид как тонкий художник и проницательный мыслитель не выдумал, а подметил и отразил в своих сочинениях определенные перемены у афинян.

После величайшего расцвета театра в Древней Греции - как синтеза искусств, проявления интеллекта и общественного явления, - ничего подобного в истории культуры уже не встречалось (театр в Китае и Индии тоже играл в обществе наибольшую роль только в далекой древности). Римляне тоже любили театр, но отдавали предпочтение кровавым зрелищам и политическим выступлениям и торжественным шествиям. Позже в разных странах было немало замечательных драматургов, некоторые их пьесы не сходят со сцены сотни лет, но того воздействия на культуру и общество, как во времена Древней Эллады, уже не могло быть по объективным условиям: изменились и люди, и общественная жизнь, и театр.

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

Аристофан - величайший драматический писатель Греции и древнего Мира, сын Филиппа; род. около 444 до Р. Х. и умер между 387 - 380 гг. в Афинах. Первую свою комедию он поставил в 427, но еще под чужим именем. Когда, год спустя (426), он осмеял в своих "Вавилонянах" могущественного демагога, кожевника Клеона, последний обвинил его перед советом в том, будто он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. А., как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Моя мать, та говорит: он мой отец;
сам же я
Этого не знаю, ибо кто же может сам
знать кто его произвел?

А. отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии "Всадники". Страх перед сильным демагогом будто был так велик, что актеры отказались от этой роли, никто не соглашался даже сделать маску, походящую на Клеона и А. сам играл эту роль, раскрасив себе лицо. Но этот рассказ, вероятно, выдуман на основании некоторых непонятых стихов комедии. Вот почти все, что известно о жизни А.; древние называли его попросту комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем поэта. Из 44 комедий, написанных А., до нас дошли только 11: "Ахарнейцы", "Всадники", "Облака" (в позднейшей неоконченной поэтом переработке), "Осы", "Мир", "Птицы", "Лисистрата", "Женщины на празднике Тесмофорий", "Лягушки", "Женщины в народном собрании" и "Плутос" (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену). Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Но, чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени. Только такой читатель в состоянии будет достойно оценить остроумные намеки, тонкий сарказм, "аттическую соль", мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие А. великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит, что "музы устроили себе в нем приют". Гёте отзывается о нем несколько иначе, он называет его "неблаговоспитанным любимцем муз", и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты А. слишком часто кажутся нам грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы современный человек, с его тонко развитым чувством изящного и не подкупленный красотою языка, мог находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично А., а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничем не стесняясь. Но зато комедии А. дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни. По своим политическим и нравственным убеждениям А. был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в "Облаках", его беспощадные нападки на Еврипида в "Лягушках" и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия А. сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время пелопонесских войн на нее были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. проведен был закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения А. служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращенном, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и ее представителей, тогда как в позднейших его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил на сцену, под именем своего сына, пьесу "Какалос", в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние А. положил начало новой комедии. Как во всем, что касалось формы, А. был мастером также в стихосложении; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium).

См. Рочер, "A. und sein Zeitalter" (Берл., 1827); Ф. Ранке, "De Aristophanis vita" (Лейпц., 1845); Мюллер Штрюбинг, "A. und die histor. Kritik" (Лейпц., 1873). Кроме старых изданий А. Мануция (Венец., 1498), Кюстера и Берглера (Лейд., 1769), особенного внимания заслуживают следующие: Брунка (3 т., Страсб., 1781 - 83); Инверницци, начатое с превосходной равеннской рукописи, под редакцией Бекка (Лейпц., 1794), продолженное с 7-го тома В. Диндорфом и законченное на 13 томе (1826); Беккера (5 т., Лонд., 1829), повторенное Диндорфом (Лейпц., 1869), Блейдеса (Галле, 1880, не оконч.); карманные издания Бергка (2 изд., 2 т., Лейпц., 1866) и Мейнеке (2 т., Лейпц., 1860); наконец "Выборки" с немецкими примечаниями Кокка (Лейпц., с 1852 во многих изданиях). Между отдельно изданными пьесами надо указать: "Плутос" Гемстергуиса (Гарлинген, 1744 и Лейпц., 1811); "Облака" Германа (Лейпц., 1799 и 1830), Рейзига (Лейпц., 1820) и Тейфеля (Лейпц., 1863 и 1868); "Осы" Гиршига (Лейд.. 1847) и Рихтера (Берл., 1858); "Женщины на празднике Тесмофорий" Фрицше (Лейпциг, 1838); Тирша (Гальбершт., 1832) и Фельзена (1878); "Ахарнейцы" Мюллера (Ганнов., 1863) и В. Риббека (Лейпц., 1864); "Мир" Рихтера (Берл., 1860); "Лягушки" Фрицше (Цюр., 1845) Фельзена (Лейпц.; 1881); "Всадники" В. Риббека (Берл., 1867) и Фельзена (Лейпц., 1869). Отдельные пьесы переведены Виландом в "Attischer Museum", Велькером (2 т. Гиссен, 1810); "Облака" Вольфом (Берл., 1812); "Птицы" Рюккертом в его посмертных сочинениях (Лейпц., 1867); "Общее собрание" И.Г. Фоссом (3 т., Брауншв., 1821), Дройзеном (3 т., Берл., 1835 - 38; 2 т., Лейпц., 1871), Иер. Мюллером (3 т., Лейпц., 1843 - 46), Зегером (3 т., Франкф., 1842 - 48), Шнитцером (Штутгарт, 1842 - 54), Минквицем (Штутг., 1854, неоконч.) и Деннером (3 т., Франкф., 1861 - 62). Собрание важнейших древних схолий выпустил Дюбнер (Пар., 1842).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Имя: Аристофан (Aristophanes)

Дата рождения: 446 г. до н. э.

Возраст: 60 лет

Дата смерти: 386 г. до н. э.

Деятельность: комедиограф, драматург, поэт

Семейное положение: был женат

Аристофан: биография

Древнегреческий драматург и комедиограф Аристофан по прозвищу Комик оставил после себя литературное наследие, созданное в лучших традициях античной сцены. Из 44 комедий до наших времен дошли 11, в том числе «Лисистрата», «Облака», «Лягушки», «Мир». В произведениях события разворачиваются на фоне древнего мира, но проблематика понятна и современному читателю.

Судьба

Аристофан родился около 446 года до н.э. в Афинах. Современники драматурга отказывались причислять его к гражданам этого полиса, потому что его отцу, Филиппу, принадлежал участок на острове Эгина, а образование Комик получал в древнем территориальном округе Кадафина, откуда происходил семейный род. Мать Аристофана звали Зенодора.


Биография древнегреческого комедиографа полна белых пятен, и те факты, которые известны, черпались из написанных им пьес. В комедиях того времени в лирических отступлениях (парабазисах) было принято говорить от первого лица, и благодаря этому в произведениях Аристофана имеются реальные интересные факты. В основном они связаны с литературным творчеством, но вычленяются и недвусмысленные подсказки о личных убеждениях и жизненных событиях писателя.

Аристофан родился в эпоху, когда каждый поэт являлся дидаскалом, буквально - учителем: преподавал в хоре, ставил спектакли для праздников. Эта работа воспитала в писателе умение обращаться к людям с требующими решения вопросами. Писатель утверждал, что сочинял произведения для умной аудитории, но также подчеркивал, что «в другие времена» мир будет судить общество по тому, как воспринималось искусство.


Аристофана можно охарактеризовать как человека консервативного. В пьесах «отец комедии» высказывал мысли, которые расходились с общепринятыми, искажал образы мыслителей – , высмеивая их за тягу к новому. Злейшим врагом писателя считался Клеон – политический деятель, стратег периода Пелопонесской войны. Он трижды вызывал Аристофана на суд, но не смог пресечь творчество Комика: карикатуры на Клеона появлялись и после смерти политика.

Историки утверждают, что Аристофан писал пьесы для увеселения публики, а также – чтобы побеждать в литературных состязаниях. Хор, для которого он писал пьесы, содержался хорегом – состоятельным гражданином, который брал на себя расходы по его содержанию (оплачивал декорации, костюмы, афиши) в виде общественной повинности или почетной обязанности.


Считалось, что быть хорегом – высшая почесть, но нередко гражданские обязанности воспринимались как наказание, наложенное демагогами и популистами вроде Клеона. Взгляды хорега передавались и Аристофану, потому в пьесах присутствует враждебный консерватизм.

В 385 году до н.э. выступил с диалогом «Пир» («Симпосий») о разновидностях любви. Одна из частей посвящена Аристофану и называется «Эрот как стремление человека к изначальной целостности». От имени Комика Платон рассказал об андрогинах – третьем поле человечества, среднем между мужским и женским. Философ говорил, что эти существа слеплены,

«рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых».

Ненавидел этих уродцев, а потому в порыве гнева разрезал андрогинов пополам, и они стали обычными женщинами и мужчинами. С тех пор при встрече половинки некогда одного существа охватывает

«удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время».

Мораль Платон выразил цитатой:

«Наш род достигнет блаженства тогда, когда мы вполне удовлетворим Эрота и каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе».

В речи Платон указывал, что Аристофан стремится удовлетворить Эрота. Описывая товарища, философ пишет, что он «делит свое время между и », то есть между вином и плотским удовольствием. Известно, что Аристофан рано полысел, об этом свидетельствуют упоминания в пьесах «Облака» и «Мир», но в факте можно усомниться, глядя на бюсты писателя.


Много пробелов и в личной жизни комика. Доподлинно известно, что у него было двое детей – сыновья Арарос и Филипп, оба продолжили дело отца и писали комедии. Имеются предположения о том, что у Аристофана был третий сын, Никострат или Филетер. Упоминания по последнему имени дважды появляются в каталоге победителей литературного праздника Ленеи. Не сохранились сведения о женах Аристофана.

Аристофан пережил Пелопонесскую войну, два олигархических переворота и две попытки восстановления демократии. Ни в одном военном сражении Комик не принял участия. Предположительно, состоял в Совете пятисот, высшего органа управления в Древних Афинах. Умер писатель между 387 и 380 годами до н.э., причина смерти неясна.

Творчество

Предположения о том, что Аристофан писал ради победы, подтверждаются. Дебютная пьеса «The Banqueters» (утрачена) на Дионисии 427 года до н.э. заняла 2-е место, а год спустя «The Babylonians» удостоилась главной награды, как и первая дошедшая до нынешнего времени пьеса «Арханяне». Стоит отметить, что формально автором этих трех пьес выступил Каллистрат, уже известный комедиограф, друг Аристофана.


«Арханяне» поставлена на Ленеях в 425 году до н.э., призыв пьесы – прекратить Пелопонесскую войну во славу мира. Главным героем в повествовании становится Дикеополис, который из-за сражений вынужден покинуть родной дом и приехать в Афины. Он пытается вразумить местных жителей, что мир лучше бесконечной войны, но демагоги переманивают граждан на свою сторону.

Решив действовать в одиночку, Дикеополис отправляет в Спарту человека, способного заключить мир от его имени. Поход успешен: спартанцы даруют Афинам 30 лет без войны. Довольный Дикеополис устраивает праздник, в разгар которого в город вступают арханяне, «люди грубые и твердые, как дубы», заклятые враги спартанцев. Они гневаются на героя за то, что посмел вмешаться в установленный порядок вещей.


Дикеополис просит последнее слово и отправляется за помощью к Еврипиду, чтобы тот одолжил отрывок из речей. Слова, произнесенные героем, убеждают арханян отступить, и в Афинах устанавливается мир. Дикеополис открывает рынок для прихожан и живет в мире.

Успех «Арханян» убедил Аристофана выпустить следующую пьесу под своим именем – в 424 году до н.э. свет увидели «Всадники». Произведение было поставлено в период, когда Клеон, злейший враг Комика, сиял в лучах славы за достижения в Пелопонесской войне.


Разворачивающиеся между Афинами и Спартой события способствовали заключению мира, но Клеон подстрекал жителей на продолжение сражений. Обозлившись на политика, Аристофан создал обличающую пьесу. Ирония против врага оказалась настолько злой, что актеры отказывались от роли Клеона, и его пришлось играть Аристофану.

В центре сюжета – старик Демос, в чьем образе отражен афинский народ, и Пафлагонец, прототипом которого выступил Клеон. Демос, находясь у Пафлагонца в плену, обнаруживает предсказание, согласно которому безродный торговец сосисками Агоракрит свергнет наглого и хитрого рабовладельца. Демос и двое товарищей, Демосфен и Никий, подстраивают состязание между колбасником и Пафлагонцем. Агоракрит оказывается наглее соперника и побеждает. Пафлагонец, приняв поражение, униженный, становится добропорядочным гражданином.


Годом позднее, в 423 до н.э., Аристофан поставил комедию «Облака», ирония в которой направлена против софистов, в том числе Сократа. В произведении показано, что софистика - враг религиозных и семейных ценностей, нравственности.

Герой пьесы – старик Стрепсиад, который из-за разгульного образа жизни сына Фидиппида оказывается по уши в долгах. Прознав, что софисты обучают жителей юриспруденции и ораторскому искусству – тому, что поможет выбраться из бедственного положения, Стрепсиад отправляет Фидиппида на учебу. Мальчик становится лучшим учеником софиста Сократа. Окончив курсы, Фидиппид возвращается к отцу и избивает его, красноречиво доказывая, что имеет право на жестокое обращение с родителями. В ужасе от поведения сына, Стрепсиад сжигает мастерскую Сократа, в который тот портит умы молодых людей.


Лучшим произведением Аристофана считается пьеса «Птицы», поставленная в 414 году до н.э. Тогда Афины находились на пике могущества, война миновала, а жители строили воздушные замки. В произведении возгордившиеся граждане возводят мир между небом и землей и, забыв о богах, начинают поклоняться птицам. Зевс, удивившись высокомерию людей, позволяет им управлять государством. Как итог – бесконечные беды и кровопролитные войны.

Несмотря на то, что взгляды Аристофана консервативны, его творчество поднялось на высокий уровень. По количеству зрителей и почитателей Комик обогнал предшественников. Смелые выражения, ирония и желание говорить правду - возможно, именно эти черты творчества «отца комедии» и сделали его великим.

Цитаты

Умный многому сумеет научиться у врага.
Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.
Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ.
Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей.

Библиография

  • 425 до н.э. – «Ахарняне»
  • 424 до н.э. – «Всадники»
  • 423 до н.э. – «Облака»
  • 422 до н.э. – «Осы»
  • 421 до н.э. – «Мир»
  • 414 до н.э. – «Птицы»
  • 411 до н.э. – «Лисистрата»
  • 411 до н.э. – «Женщины на празднике Фесмофорий»
  • 405 до н.э. – «Лягушки»
  • 392 до н.э. – «Женщины в народном собрании»
  • 388 до н.э. – «Плутос»

Аристофан (рис. 6 ) родился примерно в 445 году до н. э. Родители его были свободными людьми, но не очень зажиточными. Свои творческие способности юноша проявил очень рано. Уже в 12-13 лет он начал писать пьесы. Первое его произведение было поставлено в 427 году до н. э. и сразу же получило вторую награду.

Рис. 6. Аристофан

Написал Аристофан всего около 40 произведений. До наших дней дошло только 11 комедий, в которых автор ставил самые разные жизненные вопросы. В пьесах «Ахарняне» и «Мир» он ратовал за прекращение Пелопоннесской войны и заключение мира со Спартой. В пьесах «Осы» и «Всадники» критиковал деятельность государственных учреждений, укоряя бесчестных демагогов, которые обманывали народ. Аристофан в своих произведениях критиковал философию софистов и методы воспитания молодежи («Облака»).

Творчество Аристофана пользовалось заслуженным успехом у его современников. Публика валом валила на его представления. Такое положение вещей можно объяснить тем, что в греческом обществе назрел кризис рабовладельческой демократии. В эшелонах власти процветали взяточничество и продажность чиновников, казнокрадство и наушничество. Сатирическое отображение этих пороков в пьесах находило самый живой отклик в сердцах афинян.

Но в комедиях Аристофана есть и положительный герой. Им является мелкий землевладелец, обрабатывающий землю при помощи двух-трех рабов. Драматург восхищался его трудолюбием и здравым смыслом, который проявлялся как в домашних, так и в государственных делах. Аристофан был ярым противником войны и выступал за мир. Например, в комедии «Лисистрата» он высказал мысль о том, что Пелопоннесская война, в которой эллины убивают друг друга, ослабляет Грецию перед угрозой со стороны Персии.

В пьесах Аристофана резко заметен элемент буффонады. В связи с этим актерское исполнение также должно было включать в себя пародию, шарж и буффонаду. Все эти приемы вызывали буйное веселье и смех зрителей. Кроме этого, Аристофан ставил персонажей в смешные положения. Примером может служить комедия «Облака», в которой Сократ приказал подвесить себя высоко в корзине, чтобы легче было размышлять о возвышенном. Эта и подобные ей сцены были весьма выразительными и с чисто театральной стороны.

Так же как и трагедия, комедия начиналась прологом с завязкой действия. За ним шла вступительная песня хора, когда он выходил на орхестру. Хор, как правило, состоял из 24 человек и делился на два полухория по 12 человек в каждом. За вступительной песней хора следовали эписодии, которые отделялись друг от друга песнями. В эписодиях диалог сочетался с хоровым пением. В них всегда был агон – словесный поединок. В агоне противники отстаивали чаще всего противоположные мнения, иногда он заканчивался дракой персонажей друг с другом.

В хоровых партиях присутствовала парабаза, во время которой хор снимал маски, делал несколько шагов вперед и обращался непосредственно к зрителям. Обычно парабаза не была связана с основной темой пьесы.

Последняя часть комедии, так же как и трагедии, называлась эксодом, в это время хор покидал орхестру. Эксод всегда сопровождался веселыми, задорными танцами.

Примером самой яркой политической сатиры может служить комедия «Всадники». Аристофан дал ей такое название потому, что главным действующим лицом был хор всадников, составлявших аристократическую часть афинского войска. Главным героем комедии Аристофан сделал лидера левого крыла демократии Клеона. Он назвал его Кожевником и представил наглым, лживым человеком, который думает только о собственном обогащении. Под видом старика Демоса в комедии выступает афинский народ. Демос очень стар, беспомощен, часто впадает в детство и поэтому во всем слушает Кожевника. Но, как говорится, вор у вора коня увел. Демос передает власть другому мошеннику – Колбаснику, который побеждает Кожевника.

В конце комедии Колбасник отваривает Демоса в котле, после чего к тому возвращается молодость, разум и политическая мудрость. Теперь уже Демос ни за что не станет плясать под дудку бессовестных демагогов. Да и сам Колбасник впоследствии становится добрым гражданином, который трудится на благо своей родины и народа. По сюжету пьесы оказывается, что Колбасник просто притворялся, чтобы одержать верх над Кожевником.

Во время великих дионисий 421 года до н. э., в период мирных переговоров Афин со Спартой, Аристофан написал и поставил комедию «Мир». Современники драматурга допускали возможность, что это представление могло оказать свое положительное влияние на ход переговоров, которые завершились успешно в этом же году.

Главным героем пьесы стал земледелец по имени Тригей, т. е. «собиратель» плодов. Беспрерывная война мешает ему мирно и счастливо жить, обрабатывать землю и кормить свою семью. На громадном навозном жуке Тригей решил подняться в небо, чтобы спросить у Зевса, как он намерен поступить с эллинами. Если только Зевс не примет какого-либо решения, то Тригей скажет ему, что он предатель Эллады.

Поднявшись на небо, земледелец узнал, что богов на Олимпе больше нет. Зевс переселил их всех на самую высокую точку небесного свода, потому что разгневался на людей за то, что они никак не могли закончить войну. В большом дворце, который стоял на Олимпе, Зевс оставил демона войны Полемоса, предоставив ему право делать с людьми все, что захочется. Полемос схватил богиню мира и заточил ее в глубокой пещере, а вход завалил камнями.

Тригей позвал на помощь Гермеса, и, пока не было Полемоса, они освободили богиню мира. Сразу после этого прекратились все войны, люди возвратились к мирному созидательному труду и началась новая, счастливая жизнь.

Аристофан провел красной нитью через весь сюжет комедии мысль о том, что всем грекам следует забыть вражду, объединиться и жить счастливо. Таким образом, со сцены впервые прозвучало утверждение, адресованное всем греческим племенам, о том, что общего между ними намного больше, чем отличий. Кроме этого, была высказана мысль об объединении всех племен и общности их интересов. Комедиограф написал еще два произведения, которые были протестом против Пелопоннесской войны. Это комедии «Ахарняне» и «Лисистрата».

В 405 году до н. э. Аристофан создал пьесу «Лягушки». В этом произведении он критиковал трагедии Еврипида. В качестве примера достойных трагедий он называл пьесы Эсхила, которому всегда симпатизировал. В комедии «Лягушки» в самом начале действия на орхестру выходит Дионис со своим слугой Ксанфием. Дионис объявляет всем, что собирается спуститься в подземное царство, чтобы вывести на землю Еврипида, потому что после его смерти не осталось ни одного хорошего поэта. Публика после этих слов заливалась смехом: всем было известно критическое отношение Аристофана к произведениям Еврипида.

Стержнем пьесы является спор между Эсхилом и Еврипидом, происходящий в подземном царстве. Актеры, изображающие драматургов, появляются на орхестре, как бы продолжая спор, начатый за пределами площадки. Еврипид критикует искусство Эсхила, считает, что у него было слишком мало действия на сцене, что, выведя на площадку героя или героиню, Эсхил покрывал их плащом и оставлял сидеть молча. Далее Еврипид говорит, что когда пьеса переваливала за свою вторую половину, то Эсхил добавлял еще «слов ходульных, гривастых и нахмуренных, страшилищ невозможных, неведомых и зрителю». Таким образом, Еврипид порицал высокопарный и неудобоваримый язык, которым Эсхил писал свои произведения. Про себя же Еврипид говорит, что он показывал в своих пьесах повседневный быт и учил людей простым житейским делам.

Такое реалистичное изображение повседневной жизни простых людей и вызывало критику Аристофана. Устами Эсхила он обличает Еврипида и говорит ему, что тот испортил людей: «Теперь везде базарные зеваки, плуты, коварные злодеи». Далее Эсхил продолжает, что он, в отличие от Еврипида, создал такие произведения, которые зовут народ к победе.

Их состязание заканчивается тем, что происходит взвешивание стихов обоих поэтов. На сцене появляются большие весы, Дионис предлагает драматургам по очереди бросать на разные чаши весов стихи из своих трагедий. В результате стихи Эсхила перевесили, он стал победителем, и его Дионис должен вывести на землю. Провожая Эсхила, Плутон наказывает ему охранять Афины, как он говорит, «добрыми мыслями» и «перевоспитывать безумцев, каких в Афинах много». Поскольку Эсхил возвращается на землю, то просит на время его отсутствия в подземном царстве передать трон трагика Софоклу.

Умер Аристофан в 385 году до н. э.

С точки зрения идейного содержания, а также зрелищности комедии Аристофана – это феноменальное явление. По словам историков, Аристофан является одновременно вершиной древней аттической комедии и ее завершением. В IV веке до н. э., когда в Греции изменилась социально-политическая обстановка, комедия уже не обладала такой силой воздействия на публику, как раньше. В связи с этим В. Г. Белинский назвал Аристофана последним великим поэтом Греции.