Логопедические упражнения на звук с. Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда

Как научить ребенка правильно говорить звук с и другие свистящие звуки: артикуляционная гимнастика, постановка звука с, видео — демонстрация простых и доступных способов постановки звука с, песенки со звуком с.

Многие дети ошибочно произносят трудный для них звук С и другие свистящие звуки (сь. з, зь, ц). Они могут пропускать этот звук или заменять его на другие звуки.
В норме речевого развития к пяти годам дети правильно произносят все звуки родного язык а (за исключением, может быть, звука р, который может появиться чуть позже – в 5,5 лет). Но сейчас редко кто из детей достигает этой нормы. В чем причина?
1. Раньше в каждом детском саду с трех лет и до выпуска из детского сада регулярно проводилась артикуляционная гимнастика со всеми детьми до завтрака, а вечером – индивидуальные упражнения с детьми, которые затрудняются в звукопроизношении. И это делал не логопед, а самый обычный обученный воспитатель! И это были не единичные комплексы, упражнения и игры, а строго обоснованная система обучения речи и произношению звуков. Потому что без системы задачи не решить. Сейчас это уже история, и редко где можно встретить так четко и последовательно выстроенную систему работы воспитателя по звукопроизношению с малышами. Наверное, именно поэтому у современных детей больше проблем с речью.
2. Сейчас намного меньше внимания родители обращают на речь малышей. Часто от ребенка требуют лишь показать что-то: «Где Сатурн? Где Юпитер? Где Эрмитаж?», а не умения выразить СВОИ мысли, СВОИ чувства. Очень часто я слышу: «Да какая разница как он говорит. Главное – понять его можно, и все!». Но ведь речь – это средство самовыражения, общения, познания. И от ее развития зависит успешность всех видов деятельности человека.

Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать?

Как помочь ребенку, если он неправильно произносит звук с и других свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу?
Как правильно, родители ждут 5-летнего возраста и ведут затем малыша к логопеду. Хотя иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. И этот «толчок» нужно делать не в 5-6 лет, когда уже опоздали, а гораздо раньше – в 4-летнем возрасте. А самое главное, что чтобы дать такой толчок совсем не нужно быть экспертом-специалистом! Нужно только знать точную технологию обучения малышей звукопроизношению и ее нюансы.
Для формирования у детей правильного произношения всех звуков родного языка в детских садах проводятся специальные занятия по звукопроизношению для всех детей (Примечание — даже не в логопедических детских садах, а в самых обычных садиках должны регулярно проводиться занятия по звукопроизношению). Если же таких занятий по каким-либо причинам нет, то и дома можно помочь малышу.
Я знаю многих мам и бабушек, которые живя вдали от логопеда, сами справились с проблемой трудных звуков и помогли своим малышам. И знаю многих воспитателей, которые умеют предупредить нарушения речи и помочь ребенку правильно заговорить и научиться выговаривать все звуки родной речи. Все мы в силах помочь малышу и подсказать ему правильный путь!
Но хочу предупредить:
Если у ребенка нет сложных нарушений речи, то тех приемов, о которых я расскажу в этой статье, будет достаточно. И он обрадует и Вас, и себя вдруг появившимся в его речи правильным звуком с или з. И таких детей много! Останется лишь задача сделать правильное произношение звука автоматическим, т.е. автоматизировать правильное произношение данного звука.
Но если у ребенка нарушены все звуки, он делает много грамматических ошибок, речь его невнятная, он говорит с трудом, то без логопеда не обойтись. И чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем лучше будут результаты.
Все артикуляционные упражнения полезны не только детям, у которых звукопроизношение нарушено, но всем дошкольникам, т.к. они развивают артикуляционный аппарат, делают его более подвижным, гибким, учат управлять им осознанно.

Этапы работы над звуком.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата , нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика,
2. Появление звука — постановка звука,
3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Первый этап. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь). Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика.
В комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят строго определенные движения артикуляционного аппарата и положения языка, губ, нужные для данной группы звуков, вырабатывают правильную воздушную струю. Поэтому я очень не рекомендую мамам, папам, бабушкам, дедушкам придумывать свои комплексы артикуляционной гимнастики из разных книг и из Интернета. Ведь все комплексы артикуляционной гимнастики составлены отнюдь не случайным образом! Нельзя формировать одновременно противоположные друг другу движения, поэтому в комплексе артикуляционной гимнастики все упражнения дополняют друг друга и нацелены на одну цель – одну группу звуков!
Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно без перерывов. Самое удобное время – перед завтраком утром. На проведение такой гимнастики требуется всего лишь 3-5 минут Вашего времени.
Каждый раз артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме – в форме сказки или рассказа, сопровождаемого упражнениями. Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша!

Советы по проведению артикуляционной гимнастики — это важно знать и выполнять:

За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно.
Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение , то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку.
Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения , то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.
Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом – Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо.
Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение.
Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому. Если же просто формально проводить упражнения, то их проведение бесполезно или малополезно! Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется. Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! По аналогии: если Вы будете просто лениво крутить руками, то это не будет физкультура или фитнес и не будет иметь хорошего результата для Вашего здоровья! Так же и в артикуляционной гимнастике. Для результата важно качество движений, а не любое движение само по себе.
Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т.д.

Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома:
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Колечко. Губы в форме колечка.
Чередование: улыбка – колечко – трубочка.
Спокойное открывание и закрывание рта , губы в улыбке. Не должно быть других лишних движений!
Язык широкий.
Язык узкий.
Чередование: язык широкий – язык узкий.
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх – вниз.
Чередование движений языка при опущенном вниз кончике языка: отодвинуть язык вглубь рта – приблизить к зубам.

Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков с. з, ц (Разработан Фомичевой М. В.).

Полезные советы:

  • В каждом упражнении я даю описание движений и типичных ошибок (см. «На что надо обратить внимание»). После описания Вы найдете видео всех упражнений.
  • Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми.
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибку, просто покажите еще раз сами правильный вариант выполнения упражнения, акцентировав внимание на нужном нюансе, опишите ребенку словами, как надо выполнять движений, за чем следить. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

Упражнение 1. Загнать мяч в ворота.

Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха.
Выполнение упражнения:
Положите на стол два кубика – это ворота. И рядом с воротами на стол перед ребенком положите ватный шарик. Ребенок вытягивает вперед губы трубочкой, дует на шарик и пытается загнать его в ворота из кубиков.

Щеки не надувать! Малыш может придержать их руками, чтобы проконтролировать себя.
Струя воздуха должна быть длительной и без перерывов – один длинный выдох.

Упражнение 2. Накажи непослушный язычок.

Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю.
Выполнение упражнения:
Ребенок, приоткрывая рот, кладет язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносит пя-пя-пя. Затем он открывает рот и держит язык расслабленным, широким и лежащим на нижней губе.
Я не люблю «наказывать» с детьми язычок, который и так старается изо всех сил заниматься, поэтому делаю это упражнение с малышами в другом сюжете – язычок отдыхает и поет песенку пя-пя-пя. Или предлагаю ребенку сделать массаж язычку: пя-пя-пя. Вы можете придумать и свой сюжет.
На что надо обратить внимание:
Края языка касаются уголков рта – язык действительно очень широкий.
Похлопываем язычок губами несколько раз на одном выдохе, при этом струя воздуха идет плавно, не прерываясь, без задержки дыхания.
Ребенок может проверить правильность выполнения упражнения так — поднесите к его рту ватку, и она будет отклоняться. Детям такая самопроверка всегда очень нравится.

Упражнение 3. Широкий язычок – блинчик.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения:
Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в этом состоянии под счет от одного до пяти – десяти. Попробуйте сначала сами!
На что надо обратить внимание, следя за выполнением упражнения в зеркале:
Губы не должны быть в напряженной улыбке – гримасе, они должны быть расслаблены в улыбке.
Нижняя губа не должна подворачиваться.
Язык не должен «убегать» далеко – он просто прикрывает нижнюю губу.
Боковые края языка касаются уголков рта – он расслаблен.
Если упражнение не получится, то надо продолжать делать предыдущее – «накажи язычок». А к этому упражнению вернуться позже.

Упражнение 5. Кто дальше загонит мяч?

Наша задача – мы будем отрабатывать правильную воздушную струю – воздух идет посередине языка, струя воздуха плавная, длительная, непрерывная.
Выполнение упражнения:
Вам понадобится ватка, которую мы будем пытаться загнать подальше. Ватка – это наш «мяч». Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Далее произносить долго звук ф. И сдуть ватку на противоположный край стола.
На что надо обратить внимание:
Нижняя губа не должна натягиваться на нижные зубы.
Щеки не надувать!
Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как нам и требуется.

Упражнение 6. Почистим зубы.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами – это требуется для произношения свистящих звуков.
Выполнение упражнения:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх.
На что надо обратить внимание:
Губы в улыбке и неподвижны в течение всего упражнения.
При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов.
При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников.

Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит!

Выполнение упражнений комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Вы можете увидеть в видео ниже.

Видео. Артикуляционная гимастика для свистящих звуков (с, з, ц)

Второй этап. Постановка звука.

На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть».
Очень важно, чтобы ребенок осознавал правильность артикуляции звука и мог себя сам проверить. Это возможно уже с 4 лет. И на занятиях по развитию речи всех детей этому обучают (по крайней мере, должны обучать даже в самом обычном детском саду).
Зачем нужны эти знания и умения детям с хорошим звукопроизношением? Для развития у них умения сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, для уточнения и закрепления правильного произношения, для более четкой и быстрой работы органов артикуляции, для хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Все эти умения развиваются постепенно и требуют тренировки.

В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка».

С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений.

Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже.

При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука.

Правильная артикуляция звука с.

При правильном произнесении звука с:
Ротик улыбается (углы рта слегка оттянуты),
Зубы сомкнуты,
Кончик языка упирается в нижние резцы (т.е. находится внизу, а не вверху),
Передняя часть спинки языка приближена к альвеолам и образует щель с ними (дети знают альвеолы как «бугорки» на небе, вверху рта),
Посередине языка при произнесении звука образуется желобок, по которому идет воздух.
В отличие от шипящих звуков при произнесении свистящих звуков струя воздуха холодная ! Для того, чтобы определить, какая струя воздуха идет из ротика, нужно поднести ко рту руку ладошкой вниз. Сами произнесите в таком положении звук Ш, а потом звук С, и Вы увидите разницу. Можно показать малышу это различие, подув на его руку при произнесении этих двух звуков. А потом он сам с удовольствием поэкспериментирует, как у него получается – холодная струя воздуха или нет.

Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С?
Предложите ребенку «взять насос» (пантомима — воображаемое действие) и «накачать шины насосом» — посвистеть сссс.
Очень часто даже такого уточнения правильного звукопроизношения звука С в игре в «Насос» бывает достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал произносить звук правильно!

Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами.

Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи.

А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов.

Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео

Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми.

Песенка про песок — песенка для произнесения изолированного звука сссссс — звукоподражание: как сыпется песок сссс. В дальнейшем ее можно использовать для автоматизации произнесения этого звука во фразах.

Песенка про букву С. Слова со звуком С. Как слепить букву С из буквы О?

До новых встреч!

Еще о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вы можете почитать:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

  1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
  2. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
  3. Зубы сближены или сомкнуты
  4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  5. Голосовые складки разомкнуты.
  6. Звук с глухой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для развития напора воздуха.

1) Набираем в лёгкие воздух, с силой начинаем дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Ощущаем резко бьющуюся холодную струю, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторяем упражнение.

2) Высовываем язык, чтобы он спокойно, не напрягая лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и слегка нажимаем для образования канавки. Губы округляем, но не напрягаем. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдуваем воздух, раздувая щёки. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторяем упражнение.

3) Проделываем предыдущее упражнение без использования палочки.
Упражнение для губ. Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука с.

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдуваем воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с-. Повторяем упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с получается неясным, несвистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.
Проделываем несколько раз упражнение без использования палочки.



Данный этап работы проводится как часть занятия.

Тема : Уточнение произношения имеющего звука с или вызывание его по подражанию, развитие длительного ротового выдоха.

Цель : Добивать правильного изолированного, длительного произношения звука с, умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука с.

Чтобы дети правильно произносили звук с, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине языка. Следует обратить внимание детей на то, что «сердитый» свист воздуха, выходящего из насоса, напоминает звук с. Когда мы произносим с, то губы в улыбке, зубы видны и тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, можно ощутить холодную струйку воздуха. Чтобы помочь тем, кто произносит звук нечетко, нужно видеть, что именно не получается у каждого ребенка.

Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К’].

Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г’],

Хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х’].

Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.

1. «Купили кукушонку капюшон…»

Звуки-то вроде простые, а у ребёнка не получаются! «Тутушка!»- радостно говорит он, увидев высунувшуюся из окошечка часов-ходиков кукушку. «А как она кукует?» — спрашивает мама. «Ту-ту, ту-ту!» — весело отвечает малыш. «По-моему, так гудит поезд, — иронично замечает папа. «Нет, тутушка тутует!» — настаивает ребёнок.

Подобные замены [К], [К’] на [Т], [Т’] («таньти» — коньки, «тино» — кино), [Г], [Г’] на [Д], [Д’] («дуси» гуси, «дездо» — гнездо), а [Х], [Х’] на [Т], [Т’] («твост»-хвост, «титлый» — хитрый) часто встречаются у трёхлетних детей. Это так называемые возрастные замены. Перечисленные звуки могут и вообще отсутствовать («от»- кот, «ости» — гости, «леб» — хлеб). Чаще всего, эти милые ошибки проходят сами собой к четырем годам. Если этого не происходит, надо либо обратиться к логопеду, либо попытаться справиться с трудностями в домашних условиях с помощью подручных средств.

2. Причины каппацизма, гаммацизма и хитизма

Звуки [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные . А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).

Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков — нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, — это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.

3. «Ленивый» язык

Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К’] [Г], [Г’] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х’] — образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!

4. Способы постановки звука [К]

Упражнение «Язычок-борец»:

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Упражнение «Катание с горы»:

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К] . Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Упражнение «Ложечка»:

Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т] . На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».

5. Закрепление звука [К] в речи ребёнка

Необходимо закрепить успехи на материале слогов, слов и фраз (именно в такой последовательности!). Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….

КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.

КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.

КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.

Посложнее, — в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.

«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.

Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:

«Животные и их детёныши» : кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.

«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.

Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам :

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!

Скороговорки , — это высший пилотаж в произношении любых звуков:

Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

Карлик Карл кувыркался на ковре.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Купи кипу пик.

Курит турка трубку, клюёт турка крупку.

Наша река широка, как Ока.
Как Ока, широка наша река.
Так, как Ока, широка наша река.

Около кола колокола.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Коси, коса, пока роса.
Роса долой — и нам домой.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Константин констатировал.

Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:

Мы купили кошке

К празднику сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

П. Воронько.

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

С. Маршак.

– Котик-кот, иди к доке,

Расскажи о колоске!

– Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я!

Г. Виеру.

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет.

А. Шибаев.

6. Как поставить звук [Г]?

Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] звонкий ). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» — дом, «субы» — зубы, «шук» — жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.

Сказка «Домик для голоса»

У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса . А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т] . Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т] , а не название буквы [Тэ], или [Та] . Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т] : «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, — [Д] : «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] — [З], [Ш] — [Ж], [Ф] — [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д] , надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».

7. Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.

ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.

ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.

ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.

Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?

Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.

Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.

Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Стихотворные тексты со звуком [Г]:

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

(Г. Виеру)

Гусь

Га-га-га! - гогочет гусь.

Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

(Н. Коётарев)

Снегири сидят в снегу:

Сядут в снег – и ни гу-гу.

Зря сычи их стерегут

На заснеженном лугу.

(А. Пудваль)

Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах на реке.

Мимо голуби летели

И на веточку присели.

Веточка качается-

Неплохо получается.

(А. Пудваль)

Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:

В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.

Ганна съела галушку, Герман – горбушку.

Шлёпают гуськом гусак за гусаком.

Свысока смотрит гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

8. Способы постановки и автоматизации мягких звуков [К’], [Г’]

Когда звуки [К], [Г] поставлены, их мягкие варианты [К’], [Г’] в произношении ребёнка появятся без проблем. Надо только помнить, что мягкие звуки предполагают более напряжённый язык и более высокий подъём его корня.

КИ-КИ-КИ-…, КЕ-КЕ-КЕ-…, ГУ-ГУ-ГУ-… и т.д. Подобрать слова также не составит труда. Надо лишь идти от простого, — к сложному. Самое простое, — звуки в начале слова: КАНАВА, КАМЕНЬ, КЕГЛИ, КИНО, ГАЗЕТА, ГАЗОН, ГИМН, ГИТАРА, САНКИ, НОСКИ, ВАГОН, ТЕЛЕГА, ОГОНЬ, ФЛАГИ, СНЕГИРЬ.

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:

Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.

Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, — теперь беги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.

На звук Кь

У мышки в норке

Крошки и корки.

В кладовке у мышки

Кусочки коврижки.

У мышки-норушки

Шкварки в кружке.

У мышки в кадушке

Грибочки-волнушки.

В миске у мышки

Остатки закваски,

А в погребочке

Сырки и колбаски.

На двери – крючочки,

Цепочки, замочки…

(И. Лопухина)

Выучите с ребенком скороговорки и стихи: важно развивать не только звукопроизношение, но и память.

9. Звуки [Х], [Х’]

Остались не поставленными звуки [Х], [Х’ ]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К] . Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.)

Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х] : слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай — попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Чистоговорки с [Х], [Х’]:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками [Х],[Х’]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х’]:

Хомячок охрип от крика:

— Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру!

(А. Пудваль)

Хохотушка Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала

И смешинку потеряла.

(Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

– Что стало с ним, с его хвостом?

– Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста.

(Е. Карельская)

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок -

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать!

(А. Каменчук)

Хорь охотник

На охоту хорь в курятник ходил,

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

Нехороший тот курятник, плохой!..

(В. Суслов)

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех!

(В. Берестов)

Скороговорки со звуками [Х], [Х’]:

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.
Муха-горюха села на ухо.

Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.

Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.

Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.

  • «Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»

Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»

Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»

Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова . Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.

Екатерина Петунина , мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Постановка звуков [Л], [Ль]

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль: «иголочка», «быстрая змейка», «индюшата», «ковшик», «лошадка», «маляр», «дятел», «ступеньки», «пароход», «охотник».

Способы и приёмы постановки звуков Л, ЛЬ. .

При отсутствии звука постановка осуществляется в 2 этапа:

  1. Постановка [л] межзубного. Ребёнку предлагается произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции, затем произносить сочетание с просунутым между зубами языком.Когда звук станет чётким необходимо затормозить движение нижней челюсти. У детей со стёртой формой дизартрии рекомендуется закрепить такой звук в слогах и словах.
  2. Далее перевести язык в зазубное положение, крепко прижимая язык к альвеолам произносить лы-лы-лы .

При носовом произношении постановка осуществляется так же, как и при отсутствии звука. Прежде всего, необходимо выработать правильное направление воздушной струи.

Постановка звука [Л] при межзубном произношении. Если ребёнок произносит так несколько групп звуков, особое внимание уделяется развитию моторики кончика языка. Постановка проводится как и при его отсутствии. Можно использовать механическую помощь – шпателем поднять язык за верхние резцы и придерживать его до тех пор, пока это положение не зафиксируется у ребёнка.

Постановка звука [Л] при замене [л] звуком [й].

При замене [л] звуком [й] при открытом рте положить на среднюю часть спинки языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

При замене звука [Л] мягким звуком [ль] можно использовать зонд №4 . Попросить ребёнка несколько раз повторить слог [ля], затем ввести зонд так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз (вправо или влево).Чтобы опустить среднюю часть спинки языка можно выполнить следующее упражнение: упереться с силой языком в верхние резцы и несколько раз произнести слог кы. Затем резко открыть рот (можно помочь нажатием на подбородок). Данный приём не подходит для детей с боковым произношением.

Во время произнесения [а] нужно «стучать» языком в верхние резцы. Выдох должен быть горячим, ровным и непрерывным.

В некоторых случаях быстрее и чётче звук получается в обратном слоге. Произносить длительно [а], затем «прикусывать» кончик высунутого расслабленного языка: [ааалл-ааал-ааллааллааа].

От звука [в] ставится смешанным способом. Попросить ребёнка произносить слог вас просунутым между губами языком, затем следует отодвинуть нижнюю губу пальцем.

Подобный приём можно использовать от сочетания [бл](«индюк»). Во время произнесения сочетаний блблблпостепенно отодвигать губы в стороны, а язык вглубь рта (вначале по губам – [блблбл], затем по верхним зубам и далее по альвеолам).

Предложить ребёнку дать возможно полное напряжение в области плечевого пояса, для чего нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Двумя пальцами – указательным и безымянным – провести лёгкий нажим снаружи шеи так, чтобы каждый палец находился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.

При боковом произношении звука следует вначале добиться правильной воздушной струи и прямого положения языка. Следует переключить ребёнка с неправильной артикуляции. Для этого подходят способы № 1, 8,9.

Основная трудность в постановке звука [Л] заключается в том, что произнося звук правильно, ребёнок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребёнка к тому звуку, который получается в момент его постановки.

Постановка звуков [Р], [РЬ]

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь:

  • «иголочка»,
  • «быстрая змейка»,
  • «индюшата»,
  • «ковшик»,
  • «лошадка»,
  • «маляр»,
  • «дятел»,
  • «ступеньки»,
  • «барабанщик»,
  • «балалайка».

Способы и приёмы постановки звуков [Р], [РЬ].

По подражанию.

Ребёнка просят выполнить упражнение «грибок». В момент присоса просят с силой подуть на кончик языка. К полученной глухой вибрации присоединяют голос.

При поставленном верхнем подъёме языка ребёнка просят произнести сочетания: джжж, жжж , либо д-д-д-д . В этот момент шпателем, шариковым зондом или чистым пальцем выполнять быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику.

При спастичности корня языка этот приём используют лёжа.

Аналогичным способом можно вызвать [Р] от [З] верхнего подъёма. Ребёнка просят удерживать язык у основания верхних зубов и длительно тянуть звук [З]. Во время его произнесения кончик языка находится в более напряжённом состоянии и воздушная струя более форсированная. При этом полученный звук не является чётким, а скорее шумным. От получившегося звука механическим способом вызывают дрожащий [Р].

При горловом произношении [Р] постановка проходит в 2 этапа.

Постановка одноударного [Р] от звука [Ж]. При его протяжном произнесении без округления губ с перемещением языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и дёснами. Затем постановку осуществляют с помощью зонда как в остальных случаях.

Наиболее распространённым приёмом является постановка от [Д], повторяющегося на одном выдохе с последующим более форсированным произнесением последнего.

При многократном произнесении сочетания [тдтдтдтд], при слегка открытом рте и при смыкании языка с дёснами возникает вибрация. Однако такой способ не подходит для исправления заднеязычного или велярного [Р].

При закрытом рте с плотно сжатыми зубами иногда в сочетании [тр] слышен глухой [р] (призубный). От него можно поставить звук, если произнося это сочетание постепенно открывать рот, просовывая между зубами шпатель.

Для удержания верхнего подъёма языка используют упражнение «индюшата ». Во время быстрого произнесения сочетания [блблбл] сначала опускают нижнюю губу (язык движется по верхней), затем движения переносятся на верхние резцы, а потом на альвеолы. Такой звук получается слегка картавым. Для устранения этого дефекта следует попросить ребёнка фиксировать сильный выдох на звуке д.

Если ребёнок не удерживает верхнее положение языка, и звук выходит глухим и не раскатистым можно попросить ребёнка «продлить» звук – дрнь – дрнь («заведи машину»).

Постановка звуков [Ш], [Ж], [Ч]

Комплекс упражнений для постановки звуков Ш, Ж, Ч:

  • «пиала»,
  • «вкусное варенье»,
  • «грибок»,
  • «гармошка»,
  • «лошадка»,
  • «фокус»,
  • «накажи непослушный язык».

Способы и приёмы постановки звуков [Ш], [Ж], [Ч].

По подражанию.

Звук [Ш]. Попросить ребёнка поднять язык ковшом за верхние зубы. Удерживая это положение, произносить звук [с], обращая внимание на то, что слышен звук [ш].

Ребёнок несколько раз произносит слог [са], а логопед плавно шпателем или зондом поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. Затем нужно сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук [а].

При ненарушенном звуке р ребёнок произносит слог [ра], и в этот момент логопед касается шпателем или зондом нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию. Либо просят произнести как можно тише звук [р].

При произнесении звука х, который даёт сильную воздушную струю, ребёнка просят поднять широкий язык к альвеолам. Однако, чтобы полученный звук не остался заднеязычным, необходимо акцентировать внимание на кончике языка.

Если при поднятом языке его боковые края не прилегают к верхним коренным зубам, тогда большими пальцами обеих рук прижимают его с двух сторон. Либо, стоя позади ребёнка ввести указательный и средний пальцы под язык и попросить подуть на кончик языка.

Ребёнок как можно длительно произносит звук [т] ([д] для звука [ж]), удерживая язык за верхними зубами. Полученный звук близок к шумному [с]. Затем логопед шпателем слегка сдвигает язык к альвеолам. Этот же приём можно использовать, если ребёнок произносит звук [ч].

Звук [ж] ставится аналогично, но с включением голоса.

Звук [ч] проще ставить в обратных слогах. Для этого попросить ребёнка произнести слог [ать] с сильным выдохом на [ть], при этом губы слегка вытянуть вперёд, контролировать ладонью выдох.

Если у ребёнка есть звук [щ], то от него можно поставить [ч], если ребёнок в быстром темпе станет произносить сочетание [тьщ].

От звука [ц] в момент его произнесения попросить ребёнка поднять кончик языка вверх, губы вытянуть вперёд.

В некоторых случаях возможна постановка [ч] от сочетания [тьс]. Для этого зафиксировать губы в положении «рупор» и с сильным выдохом произнести сочетание «как выстрел». Если язык не поднимается, использовать механическую помощь – шпатель, зонд.

Звук [щ] ставится по подражанию от звука [ч] – протягивая его, либо от [ш], продвигая язык к основанию верхних зубов.

От звука [жь], произнося его шёпотом.

От звука [сь] механическим способом, приподнимая язык вверх либо по показу.

Постановка звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.

Комплекс упражнений: «лопаточка», «накажи непослушный язык», «чистим зубки», «паровозик свистит», «язык силач», «качели», «сердитая кошечка», «желобок».

Способы и приёмы постановки звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]

В случаях призубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

При губно-зубном произношении – необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения. Или затормозить движение губ пальцем.

В других случаях ребёнка просят улыбнуться, оттянув углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего звука.

Ребёнка просят многократно произносить слог та, логопед вводит зонд №2 либо шариковый между альвеолами и кончиком языка (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает вниз.

При межзубном сигматизме нужно произносить слог [са] со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть.

При боковом сигматизме применяют двухэтапный приём постановки: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

В некоторых случаях, при изолированном носовом сигматизме звук ставится от звука [Ф]. Выдвинув язык между зубами и отодвинув губы с механической помощью.

Произношение сочетания [ие] или [й] с напряжением подготавливает нужную форму языка и вырабатывает концентрированную воздушную струю.

Аналогично от звука [х]. Губы в улыбке, зубы в форме правильного прикуса (слегка сомкнуты). Попросить ребёнка произнести звук [х] «в зубы», ощутить прохладную воздушную струю ладонью.

Ребёнка просят произнести звук [Т] с сильным форсированным выдохом. Получившийся шумный звук (близкий к [Ц]) следует растянуть как можно дольше. Необходимо следить за положением губ в улыбке и контролировать ладонью силу воздушной струи.

Равнозначный приём постановки от звука [ц]. Удлиняя и регулируя силу произнесения звука добиваются чёткого [с]: ЦСССсссСССссс.

Очень редкий приём постановки на вдохе . Разместить широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он соприкасался по всему периметру с нижними зубами. Растянуть губы в улыбку, зубы слегка сомкнуты в форме правильного прикуса. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребёнок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он попал на самый кончик языка. Далее «гонять» струйку воздуха в рот и изо рта. Вначале упражнение выполняется в быстром темпе, затем, если звук чистый, замедлять темп.

От звука [ш] по подражанию или механически, медленно продвигая язык вперёд к верхним зубам, затем вниз. Зубы должны быть сомкнуты.

Звук [Сь] можно поставить от [С] в сочетании [иси] при максимально высоком звуке [ии] быстром темпе.

Аналогично постановке [с] от звука [Хь].

Звук [З] (зь) ставится так же как и [с] (сь), но с подключением голоса. В случаях, когда звук [з] всё равно получается глухой, его произносят между двумя согласными – [мзм]. Звук [м] тянуть как можно дольше, а звук [з] (с) произносить быстро.

Звук [Ц] ставится от сочетания [т] и [с] либо от [ть] в быстром темпе с форсированным выдохом на [т]. Однако, лучше получается звук в обратном слоге – [атс].

[Ц] от звука [ч] по подражанию, как можно сильнее вытягивая губы в улыбке.

Постановка звука [Й]

Комплекс упражнений:

  • «почистим зубки»,
  • «иголочка»,
  • «горка»,
  • «катушка»,
  • «язык силач».

Способы и приёмы постановки звука [Й].

Часто удаётся поставить звук по подражанию. Полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении [ййй].

Ребёнок произносит несколько раз сочетание [аиа] или [иа]. Выдох несколько усиливается в момент произнесения [и], и сразу без перерыва произносится [а]. Можно ставить звук сразу в словах, где звук [й] первый.

Ребёнок произносит слог [зя], повторяя его несколько раз. Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть спинки языка, отодвигая его несколько назад до получения нужного звучания.

Произнося длительно звук [хь], обратить внимание на очень тонкую щель между зубами и усиленный выдох.

Если звук [й] заменяется звуком [ль], следует провести дифференциацию, опустить кончик языка вниз шпателем либо по показу.

Постановка звуков [К], [Г], [Х]

Комплекс упражнений:

  • «горка»,
  • «катушка»,
  • «маляр»,
  • полоскание горла,
  • покашливания.

Способы и приёмы постановки звуков к, г, х.

Звук [Х] ставится по подражанию от упражнения «погреем ручки». Приоткрыть рот на 2 пальца, подуть тёплым воздухом на ладони. В некоторых случаях помогает запрокидывание головы вверх.

Звук [К] (кь) ставится от звука [т] (ть) с механической помощью. Ребёнок несколько раз произносит слог [та](тя), в момент произнесения логопед шпателем или зондом отодвигает язык вглубь рта нажимом на переднюю часть спинки языка. Вначале слышится [та], затем [тя – кя – ка].

Звук [Г]. Иногда легче сначала поставить звук [г] от [ы]. Ребёнок запрокидывает голову и с сильным выдохом произносит [ыыы], при этом слегка выставляя нижнюю челюсть вперёд, опуская и поднимая её – «медведь рычит».

Если звук получается южнорусским.

Бывает, что даже звук [х] произносится без подъёма задней части языка и часть воздуха проходит в нос, поэтому воздушную струю следует контролировать, слегка зажимая нос.

Звук [Х] ставится от звуков с и ш механическим способом – в момент их произнесения отодвигать язык вглубь рта. Звук г ставится от звука д аналогично постановке к.

Постановка других звуков

Постановка звука [У].

Вытянув вперёд губы произносить звук [у], затем пальцами смыкать и размыкать губы. Либо делать в более быстром темпе упражнение «балалайка» пальчиками по губам. Звук можно сразу ввести в слова: бумага, Буратино и т.д.

При замене [Б] на [П] изначально следует научить: различать звуки, отличать неправильное произношение от правильного, научить включать голос на этапе подготовки артикуляционной позиции.

Постановка звука [В].

Вытянув губы вперёд произносить звук у, затем механически прижимать нижнюю губу к зубам.

Прикусить краешек нижней губы, слегка растянуть губы в улыбку и погудеть, затем резко открыть рот, произнести [А]. Следует особое внимание уделить длительности и силе выдоха на нижнюю губу.

Постановка звука [Д].

  1. Произносить звук [Б] с просунутым между зубами языком, затем пальцами раздвинуть губы.
  2. От звука [З] или [Ж]. В момент произнесения резкими движениями шпателя прижимать кончик языка к альвеолам.

Рекомендации по постановке звуков при различных речевых нарушениях

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

Постановка звуков при ФФНР осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звука в период его вызывания.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации акустически близких звуков.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова.

Нарушение слуха.

При нарушенном слухе наблюдается дефект озвончения. Если озвончение нарушено полностью, работа начинается со щелевых звуков, при том с наиболее простого из них по артикуляции – [В]. После него переходят к звукам [З] и [Ж], а затем уже к взрывным в последовательности: [Б], [Д], [Г].

Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из соноров – [М], [Н], [Л], [Р] (мммба, нннба ). В начале логопед фиксирует внимание ребёнка на чёткости правильного произношения в целом, т.е. чёткости и правильности произносимых звуков и правильном ударении, потом занимается постановкой звуков (чаще С, Ш, Ж, Р, Б, Д, Г) и их автоматизацией в словаре ребёнка. Главное в работе со слабослышащими детьми – зрительный и тактильный контроль.

Заикание.

Коррекционная работа над звукопроизношением ведётся параллельно с коррекцией заикания. Вызывание звуков начинается с наиболее лёгких и сохранных. Особое значение имеет подробный анализ дефекта. Процесс работы над звуками сходен с работой при дизартрии. Способы и методы постановки звуков при заикании используются как при дислалии.

Дизартрия.

Коррекционная работа при дизартрии носит комплексный характер и включает работу над:

  • нормализацией тонуса мышц;
  • усилением перцепции артикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений;
  • выработкой условных связей между движением, голосом и дыханием.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа, при необходимости применяется рефлексзапрещающая позиция.

Работа над звуками при дизартрии имеет свои особенности:

  • Не обязательно сразу добиваться полной чистоты звука, шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками.
  • Необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным.
  • Последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок и структурой дефекта.
  • В первую очередь для коррекции отбираются фонемы с наиболее простой артикуляцией или более сохранные в произношении. На практике часто бывает, что более сложные по артикуляции звуки оказываются менее нарушенными.
  • Перед вызыванием звуков необходимо добиться различения фонемы на слух. Так же ребёнок должен научиться улавливать разницу между своим произношением и нормальным звуком. В процессе работы необходимо установить межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Наиболее распространённым является метод фонетической локализации. Когда логопед языку и губам ребёнка пассивно придаёт необходимую позицию для того или иного звука. Многие упражнения проводятся без зрительного контроля, привлекая внимание ребёнка к проприоцептивным ощущениям. Особое внимание следует уделять произношению гласных звуков, способствующих активизации мягкого нёба и движению челюсти.

Алалия (ОНР).

Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом.

Логопедическая работа над звукопроизношением тесно связана с развитием словаря детей. При расширении словаря или при работе над фразой в речи детей появляются отдельные звуки. На начальном этапе необходима работа по уточнению гласных звуков и произносимых согласных.

При постановке и закреплении большое значение имеет последовательность усвоения звуков в определённой позиции в слове. Наиболее удачно происходит закрепление звука в конце слова, затем в начале слова, звук в положении между двумя гласными, звук в стечении перед согласным, звук в стечении после согласного.

Работа над звуками при алалии или ОНР ведётся поэтапно:

  1. выработка орального образа произносимого звука;
  2. выработка кинестетических ощущений речедвигательного анализатора.

Упражнения, направленные на компенсацию апраксических расстройств.

  1. Выработка дифференцированных движений языка и губ.
  2. Выработка сознательных дифференцированных движений языка (подъёма кончика языка, передней или задней части спинки языка) для смыкания с различными участками неба.
  3. Выработка дифференцированных движений губ и языка при различных способах образования звуков (дифференциация смычки и фрикации).
  4. Выработка сознательных дифференцированных движений языка(кончика и спинки) для образования фрикации.
  5. Выработка дифференцированных движений губ и языка для образования небно-язычной и губно-губной фрикации.

В качестве вспомогательного приёма при моторной алалии служит раннее обучение грамоте, а при сенсорной – ещё и повторение прослушанной фразы, элементы чтения с губ. Отсутствие у ребёнка некоторых звуков не является серьёзным препятствием для запоминания букв и овладения техникой звукослияния. У ребёнка постепенно вырабатывается связь фонемы, графемы и артикулемы.

Афазия.

При афферентной моторной афазии вызов звуков начинается с имитации губных и переднеязычных, а также контрастных гласных фонем А и У. Логопед вызывает звуки по подражанию, а затем присоединяет звуки м и в.

При работе над звукопроизношением при афазии следует учесть ряд особенностей:

  • нельзя вызывать звуки одной артикуляторной группы;
  • звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (хорошо, буду, завтра, сегодня и т.д.).

Взаимосвязь двух процессов – становления слоговой структуры слова и произношения звуков, входящих в слово, вызывает произнесение нового трудного звука.

Ринолалия.

Планирование работы по коррекции произношения при ринолалии рекомендуется в следующей последовательности:

  • Гласные А, Э, О, У, Ы. Согласные П, Ф, В, Т, К, Х, С, Г, Л, Б и их мягкие варианты.
  • Звуки: И, Д, З, Ш, Р.
  • Звуки: Ж, Ч, Ц.

В процессе постановки фонем необходимо привлекать зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. Опора на кинестетический и зрительный контроль способствует знакомству с ощущением продвижения языка вперёд, степенью напряжения органов артикуляции.

Особое значение уделяется умению ощущать направленный выдох. К постановке звуков приступают только после того, как будет сформировано правильное речевое дыхание. Вызывание и автоматизация звука происходит на очень спокойном выдохе с концентрацией внимания не на звуке, а на правильном выдохе. Механический способ зажима носа следует выполнять одним пальцем, при этом прижимать крыло носа к лицу, а не носовой перегородке.

Учитывая степень активизации мягкого нёба, в первую очередь ставятся фрикативные глухие согласные в последовательности: Ф, С, Ш, Щ, Х.

Начинают со звука [Ф], так как он наиболее лёгкий, доступный по артикуляции. Ребёнка просят поставить нижнюю губу к верхним зубам и выдохнуть через середину ротовой полости. Включив голос, получим звук [В]. Взрывные звуки в работе более сложны из-за их кратковременности, поэтому постановка проводится позже. Для получения звука [П] можно предложить ребёнку сильно выдохнуть при плотно сжатых губах, в это время указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу.

Звук [Т] может быть вызван от межзубного произнесения звука [П] или [С].

Произношение гласных формируется на твёрдой атаке, громко, без крика и напряжения («в маску»). Отработка гласных А, Э, О, Ы,
У подготавливает артикуляционный аппарат к постановке твёрдых согласных, а звука [И] – мягких.

Исправление задненёбных звуков невозможно при узком, готическом нёбе или при выраженном укорочении мягкого нёба. В подобных случаях не следует тормозить глоточную артикуляцию звука, так как она незначительно отличается от нормального звучания. Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится на первых порах пользоваться звуками-аналогами.

При наличии проторного [Р] ставим [Ш] от шепотной формы Р при сближенных зубах и округленных губах. Если ребёнку даётся легче нижняя артикуляция [Ш], то вводим её в речь.

При постановке звуков Поваляева М.А. рекомендует использовать механическую помощь в крайних случаях, так как механическая помощь затрудняет введение звука в речь. Важно учесть, что вызывание звука через межзубную артикуляцию затягивает темп работы. При ринолалии не рекомендуется произносить согласные звуки протяжно, утрированно, поскольку усиливаются напряжение, выдох и удлиняется время смычки.

При постановке следует учитывать экономичность и силу образования звуков, процессы ассимиляции. Прилагаемые ребёнком усилия для достижения артикуляции должны быть как можно естественнее.

Постановка звуков осуществляется в последовательности, обусловленной физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Данная последовательность соответствует программе обучения детей в подготовительной логопедической группе.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Порядок работы над звуками (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.):

  1. Свистящие С, З, Зь, Ц, Сь.
  2. Шипящий Ш.
  3. Сонор Л.
  4. Шипящий Ж.
  5. СонорыР, Рь.
  6. Шипящие Ч, Щ.

Оптимальный возраст для исправления звуков. Богомолова А.И. считает оптимальным возрастом для исправления звукопроизношения – 4-5 лет, а для звука [р] – 6 лет и рекомендует начинать работу с шипящих звуков, поскольку они имеют менее фокусированную, следовательно, менее слабую воздушную струю.

Опираясь на тот или иной звук как базовый, логопед должен исходить их того, что только слог является той минимальной единицей, в которой он реализуется. Поэтому о постановке звука можно говорить только в том случае, если он оказывается в составе слога.

Исходными для постановки твёрдых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным А (Ы для Л), для мягких следует брать слоги с гласным И.

Автоматизация исправленного звука начинается с прямых, затем обратных слогов и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Звуки Ц, Ч, Щ, Л проще закреплять в обратных слогах, а затем в прямых. Звуки Р, Рь можно автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. В некоторых сложных случаях, например при дизартрии, в речь можно вводить звуки с незначительным отклонением от нормы: проторный р, шипящие.

Литература: