Методы исследования памяти и внимания. Тест «Простые аналогии». Оценка оперативной зрительной памяти

Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение и в патопсихологии, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим


поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь патопсихологу не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения патологического процесса.

Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. На функцию запоминания существенное влияние оказывает состояние аффективно-волевой сферы больного.

Однако, несмотря на вышесказанное, преимущественное назначение методик, о которых будет идти речь в настоящем разделе,- это исследование памяти. Из многочисленных когда-либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие патопсихологу достаточно полно судить о характере имеющихся у больного мнестических нарушений.



Тест зрительной и слуховой памяти. Методика приводится нами в описании R. МеШ (1961) и состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.

Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.

Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, ра.сческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь.

После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.

При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.

Аналогичным образом проводят исследование слуховой памяти с помощью специально подготовленных двух серий слов, также произносимых с интервалом в 2 с.

Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.

Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, берег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.


Полученные результаты могут быть подвергнуты количественному измерению в процентах. Так, успешность выполнения задания взрослыми приравнивается к 100 % при воспроизведении 18-20 зрительных образов и 20-22 слов, к 80%- 15-16 образов или слов, к 60%-14 образов и 13-14 слов, к 40%- 12-13 образов и 13 слов, к 20%- 11-12 образов и 9-11 слов.

Описанная методика относится к методам определения удержанных членов ряда. Для патопсихолога может оказаться более полезным метод выучивания, позволяющий исследовать мнестическую функцию в деятельности в зависимости от объема заучиваемого материала и его характера. При этом можно получить более полную характеристику динамики процесса активного запоминания, проверка запомнившегося через определенные интервалы времени характеризует забывание. Можно проследить, какие слова лучше запоминаются, зависит ли это от их расположения в ряду, от частоты их употребления в жизни обследуемого, от его профессиональных интересов, от участия в запоминании ассоциативных процессов. С этой целью обычно используются пробы на запоминание.

Пробы на запоминание.

Пробы на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний. Обследуемому зачитывают 10 двухсложных звукосочетаний («ролам», «вакар», «сига» и т.п.) и просят повторить те, которые он запомнил, безразлично в каком порядке. Затем исследующий повторно зачитывает эти звукосочетания. Здоровые обследуемые полностью их воспроизводят после 5-7 повторений.

Проба на запоминание 10 слов. При этом обследуемому зачитывают 10 двухсложных слов. Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отношения. Если это не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя задание, использовав мнемотехнические приемы.

Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 3-4 повторений (иногда, при тренированной памяти - после 2 повторений). Через 20-30 мин обследуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В случаях, где ослабление памяти определяется клинически, это проделывают раньше, через 10-15 мин. В этом промежутке желательно избегать заданий, связанных с запоминанием словесного материала, можно провести исследование таблицами Шульте, корректурную пробу и т. д.

В протоколе опыта отмечаются называемые больным (правильно и ошибочно) слова.

Представляет интерес сопоставление результатов пробы на запоминание с «уровнем притязаний» обследуемого (А. Р. Лурия, 1962). «Уровень притязаний» зависит от оценки больным своих возможностей, от результатов, достигнутых в предшествующем опыте. С этой целью обследуемого перед каждым очередным повторением спрашивают, сколько слов он берется запомнить. Сопоставление «уровня притязаний» с реальными результатами позволяет судить в некоторой степени об оценке больным своего состояния. Так, при органических поражениях головного мозга, когда страдает рассудительное отношение больного к своему состоянию, «уровень притязаний» значительно превышает достигнутые результаты.

Результаты пробы на запоминание могут быть отображены графически. По кривой запоминания удобно анализировать особенности заучивания. При истощаемости мнестической функции кривая запоминания носит зигзагообразный характер.

Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. В этих случаях обследуемый в следующем повторении, называя новые слова, уже не воспроизводит слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого повторения мало отличаются.

Проба на ассоциативную память. Обследуемому зачитывают десять пар относительно однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Например: река- море, яблоко - груша и т. д.


Исследующий зачитывает эти слова, четко отделяя пары паузами. Затем он зачитывает первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе слово. Обычно здоровые обследуемые выполняют задание после двух повторений, а иногда сразу, после первого зачитывания слов. Проба на ассоциативную память является одним из вариантов исследования опосредованного запоминания. Известно много модификаций этой методики. В частности, одна из них входит в состав шкалы памяти Векслера. Учитывая возможное различие характера ассоциативных отношений и желая проследить, как это различие сказывается на запоминании, Ю. А. Машек (1973) предложил следующую модификацию. Обследуемому для запоминания предлагается 10 групп парных ассоциаций, составленных по определенному принципу смысловой связи. Это различные отношения понятий; противоположные понятия (юг - север, любовь-ненависть), понятия различной величины (холм-гора, страх-ужас), вместилище и вмещаемое (графин-вода, шкаф- одежда), причина и следствие (укол-боль), часть и целое (слово-фраза, зерно-колос), орудие и объект труда (земля- лопата), абстрактные и конкретные понятия (искусство - картина). Далее предлагались пары слов, образующие суждение (орел- птица), привычные словосочетания (точка-тире), трудносочетаемые слова (курица-портсигар). После проверки запоминания каждой группы слов устраивается перерыв на 2 мин, а после предъявления пяти групп - на 30 мин. Сопоставление получаемых результатов у одного и того же больного при исследовании пробами на запоминание позволяет судить о большей или меньшей сохранности механической и логической (смысловой) памяти, сравнить показатели непосредственного и опосредованного запоминания.

Опосредованное запоминание. Методика разработана А. Н. Леонтьевым (1928) для исследования логического, или опосредованного, запоминания. Результаты исследования свидетельствуют не только о состоянии памяти, но и об особенностях мышления.

Исследование должно быть подготовлено заранее. Обследуемому зачитывается 10-15 слов и предлагают для того, чтобы их запомнить, подобрать к каждому подходящий по смыслу рисунок. На столе лежит 20-30 карточек с рисунками, предусматривающими различные возможности опосредования. Эти рисунки не должны служить прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Обследуемый должен установить смысловую связь между словом и рисунком, например, к слову «море» - пароход, «дождь» - зонтик и т. д. Каждый раз, подобрав нужный рисунок, обследуемый должен объяснить мотивы своего решения. Затем проверяют, насколько подобранные рисунки помогают обследуемому воспроизводить заданные в начале опыта слова и тем самым получают впечатление о состоянии у него логической памяти.

Эта методика в определенной степени позволяет судить и об интеллектуальном уровне обследуемого - слабоумным больным опосредованное запоминание недоступно.

В некоторой степени по результатам можно судить о характере ассоциаций у обследуемого: насколько они адекватны, насколько изображенный рисунок соответствует заданному слову. Однако возможности исследования ассоциативного процесса этой методикой ограничены, предопределены произведенным до исследования подбором вспомогательных рисунков.

Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера. Все методики, направленные на исследование памяти, характеризуются обязательным количественным определением получаемых с их помощью результатов. Благодаря этому полученные в эксперименте данные «измерения» мнестической функции могут быть использованы для характеристики степени психического дефекта, а также для обнаружения динамики состояния то ли под влиянием текущего патологического процесса, то ли в связи с проводимым лечением. Однако все перечисленные выше приемы преследуют цель изучения какой-либо одной из сторон функции памяти. Получаемые с их помощью результаты трудно сопоставимы. Поэтому для патопсихолога может представить интерес так называемая шкала памяти Векслера (Wechsler Memory Test, 1946).


Шкала памяти Векслера состоит из серии методик. Получаемые с их помощью результаты суммируются, при этом учитывается специальная поправка на возраст. Исследователь получает возможность оценить память по данным эксперимента не только с помощью суммарных показателей, но и по разбросу, по отклонению результатов выполнения отдельных заданий от каких-то средних величин. При всей дискуссионности применения психометрических методов в патопсихологии следует отметить, что шкала памяти лишена одного из серьезных недостатков, присущих многим психометрическим тестам для исследования интеллекта: в ней исследователь имеет дело со сравнительно однородным в информативном отношении материалом. Учитывая относительное значение суммарных показателей, получаемых с помощью шкалы памяти, можно думать, что накопление результатов исследований клинически четко очерченных групп психически больных с различной степенью мнестического снижения снабдит патопсихолога средними ориентировочными показателями.

Шкала памяти Векслера состоит из 7 методик-субтестов. Исследование по ним проводится в один прием и регистрируется на специальном бланке.

I субтест заключается в проверке знания обследуемым личных и общественных данных.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально в этом субтесте обследуемый
может набрать 6 баллов.

II субтест-определение ориентировки. Проверяется знание обследуемым текущего года,
месяца, дня, где он в настоящее время находится, в каком городе. Оценка ответов та же, что и в
предыдущем субтесте. Максимальный результат - 5 баллов.

III субтест - психический контроль состоит из трех заданий. Первое - отсчитывание от
20 в обратном порядке. Второе - повторить по памяти алфавит от А до Я. Третье задание -
называние чисел от 1 до 40 через 3 единицы. В этом субтесте исследующий не должен оказывать
обследуемому помощи.

Если задание по отсчитыванию от 20 выполнено без ошибок и за время до 30 с, результат оценивается в 2 балла, при наличии одной ошибки, но за то же время -1 балл. При правильном выполнении задания быстрее чем за 10 с результат оценивается в 3 балла.

При воспроизведении алфавита без ошибок за время от 10 до 30 с-2 балла, если допущена одна ошибка, но время на выполнение задания не превышено,-1 балл. Безошибочное выполнение задания менее чем за 10 с-3 балла.

Счет до 40 без ошибок за 20-45 с оценивается в 2 балла. При одной ошибке и при своевременном выполнении задания за время до 20 с к оценке прибавляется дополнительный балл. Максимальная оценка результатов в III субтесте-9 баллов.

IV субтест направлен на проверку логической памяти и сводится к запоминанию двух
рассказов. В каждом рассказе можно выделить 23 смысловые единицы. Пересказ тщательно
записывается. Отмечается количество репродуцированных обследуемым смысловых единиц по
каждому рассказу, затем подсчитывается среднее арифметическое. Максимальная оценка в **
субтесте-23 балла.

V субтест - воспроизведение цифр в прямом и обратном порядке - аналогичен одному
из субтестов метода Векслера для исследования интеллекта. Обследуемому зачитывают ряд
цифр. В каждом последующем ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. В первом ряду
содержится 4 цифры, расположенные в случайном порядке, в последнем - 8 цифр.
Исследующий отмечает последний ряд, который обследуемому удалось воспроизвести. Затем
дается инструкция воспроизводить ряды цифр в обратном порядке. Предполагая наличие у
обследуемого интеллектуального снижения, инструкцию можно подкрепить примером. Во
второй серии опыта количество цифр в ряду нарастает от 3 к 7. И здесь аналогично
регистрируются результаты.

Оценка по субтесту производится сложением результатов, полученных в обеих сериях. Максимальная оценка в этом субтесте 15 баллов.


Если обследуемый не в состоянии воспроизвести в обратном порядке ряд из 3 цифр, ему предлагают повторить таким способом 2 цифры и результат оценивают в 2 балла.

VI субтест - визуальная репродукция. Обследуемому предлагают посмотреть на четыре геометрических рисунка (рис. 1). Экспозиция -10 с. Затем он должен воспроизвести их на бланке опыта.

Оценка производится следующим образом.

В фигуре А - наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от их направленности -1 балл; правильно поставленные по отношению друг к другу флажки - 1 балл; точность, равные линии, поставленные под правильным углом,-1 балл. Максимум - 3 балла.

В фигуре Б-большой квадрат с двумя диаметрами- 1 балл; четыре малых квадрата в большом квадрате- 1 балл; два диаметра со всеми мелкими квадратами- 1 балл; 16 точек в малых квадратах-1 балл; точность в пропорциях-1 балл. Максимум-

Рис. 1. Образцы рисунков для исследования визуальной репрод укции в шкале па.мяти Векслера

5 баллов. При наличии лишних линий результат оценивается 3 баллами.

В фигуре Bi - маленький прямоугольник в большом - 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами наружного - 1 балл; маленький прямоугольник точно размещен в большом-1 балл. Максимум- 3 балла.

В фигуре В 2 - открытый прямоугольник с правильным узлом на каждом краю - 1 балл; правильно воспроизведенные центр и правая или левая сторона - 1 балл; правильная фигура за исключением одного узла - 1 балл; правильно воспроизведенная фигура в приблизительно верных пропорциях - 3 балла. Максимум 3 балла.

Общая максимальная оценка результатов по VI субтесту -14 баллов.

VII субтест-парные ассоциации. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных в ассоциативном отношении. Первые 6 пар - «легкие ассоциации», вторые 4 пары

- «трудные ассоциации». При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды,
каждый раз в другом порядке, зачитывают первые слова каждой пары и проверяют
запомнившиеся ассоциации.

Приводим примеры применяемых для исследования пар ассоциаций: «легкие» - утро - вечер, серебро - золото; «трудные» - капуста - перо, стакан - петух.

Правильный ответ подкрепляется репликой исследующего «хорошо», при неправильном

Указывают на ошибку. Пауза между сериями - 10 с. Как правильный учитывается ответ в
течение 5 с. Оценка производится сложением суммы удавшихся обследуемому «легких
ассоциаций», разделенной на 2, с суммой удавшихся «трудных ассоциаций».

Затем суммируются результаты по всем субтестам, их сумма составляет абсолютный показатель (АП). По специальной таблице производится поправка на возраст. С помощью другой таблицы корригированный показатель приводится в соответствие с показателями интеллекта по шкале для исследования интеллекта.

Анализ шкалы памяти показывает, что она состоит из обычно употребляемых для исследования памяти методик; с их помощью определяется состояние кратковременной и


долговременной памяти, оценивается логически-смысловая и ассоциативная память, характеризуется способность к репродукции зрительных образов. При этом учитывается состояние активного внимания, возможности воспроизведения привычного ряда и его деавтоматизации. Для возможности сравнения результатов выполнения отдельных субтестов была разработана специальная таблица (мнемограмма), позволяющая переводить пересчет показателей по отдельным субтестам в систему вторичных баллов. Приводим пример вычисления результатов исследования. Обследуемый, 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригированный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - ПО. Это значит, что память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному ПО. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом «пика» биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.

Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качественный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.

Тест зрительной ретенции Бентона. Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы -С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карточек-образцов. На карточке изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке-4 набора фигур.

Более интересен качественный анализ получаемых с помощью, теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная, таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весьма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа «органических» ошибок с возрастом, особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие; о том, что тест


Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых.

Например, на картинке для исследования по Бентону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая. Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место, либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол. Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

Примеры «органических» ошибок: больной разделил (позиция Bi) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (В 2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Рис 2. Карта-образец в тесте Бентона

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90

Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск.образца.

Изучение вопросов связанных с сознанием человека наиболее трудоемкая и неисследованная область науки, поэтому разработка единых методик направленных на определение уровня внимания, важна, так же как и собственно его изучение.

Общие представления

Внимание – это тип психической деятельности, при которой все процессы, направленные на сосредоточение, синхронизацию, регулировку и контроль процессов психики происходящих в конкретный момент времени.

Говоря о сосредоточении, мы подразумеваем, выделение определенного объекта из общего потока информации, концентрацию на нем и отвлечение от всего, что с ним не связано.

В то время как рассеянность – это прямо противоположный процесс. Обладая рассеянным вниманием человек не способен концентрироваться на тех или иных вещах и процессах, независимо от их важности.

По данным современных исследований « », присутствует практически у каждого второго ребенка до 10 лет. К счастью подобные проблемы психики легко устраняемы при помощи соответствующей коррекционно-педагогической работы, а в некоторых случаях просто по истечении времени. Однако у некоторых нарушение может сохраняться во взрослой жизни. Иногда человек может сам не замечать, что у него присутствует подобная проблема. Как же в таком случае определить уровень развития внимания и способности к его концентрации?

Процессы, обеспечивающие сосредоточение

Сущность данных процессов заключается в уникальной особенности головного мозга переключать свою активность. Механизмы внимания основаны на индукции нервных процессов.

Презентация: "Современные методы диагностики внимания и памяти"


Суть его заключается в том, что когда процесс возбуждения идет в одной области коры, то в других он тормозиться. За регулировать данные процессы отвечает ретикулярная формация. Способность регулировать уровень активности мозга позволяет человеку сознательно сосредотачиваться на интересующем его объекте. Это называется регулировкой процессов внимания.

Методики психодиагностических исследований

Методы исследования внимания делятся на два основных типа:

  • психофизиологические;
  • патопсихологические.

И, если, первый способ скрывает за собой аппаратную методику, то второй, раскрывает степень развития концентрационных процессов при помощи бланкового и тому подобного тестирования.

Психофизиологический метод позволяет оценить уровень развития посредствам реакций на кратковременные звуковые и зрительные раздражители. Причем данная методика позволяет попутно определять степень уровень памяти и восприятия.

Более интересными и увлекательными для исследователей являются патопсихологические методы исследования внимания, которые в большинстве своем оцениваются на основании прохождения испытуемым так называемых корректурных проб.

Корректурные пробы

Это совокупность бланковых методик, при помощи которых возможно исследование основных процессов внимания.

Презентация: "Психофизиология. Восприятие. Внимание"


Основаны они, на способности человеческого сознания концентрировать, удерживать концентрацию на нескольких объектах и переключаться между ними. Суть способа в том, что на специальных бланках расположены ряды с беспорядочно расположенными объектами (фигурами, цифрами, буквами и т.д.)

Проходя тест, испытуемый должен последовательно зачеркнуть все указанные в задании объекты, выделяя их из общей массы. При этом каждые 30 секунд фиксируется исследованный материал, а также берется во внимание все время, затраченное на тест.

Счет Крепелина

Одной из методик является счет Крепелина. В задании, предлагаемом диагностируемому, записаны в два столбика числа, нужно записать результаты сложения или вычитания за определенный промежуток времени. На основании данного теста проверяется возможность человека сосредотачивать свое внимание в конкретной ситуации.

Таблицы Шульте

Бланк с цифрами, на котором нужно показать числа по порядку. Работая с этим методом, появляется возможность оценить степень концентрации и выявить особенности методики изучения переключения внимания, а так же оценить уровень отвлекаемости человека.

Презентация: "Современные методы диагностики развития внимания и памяти"

Таблица Шульте-Горбова

Наиболее сложной корректурной пробой является методика исследования переключения по таблице «Шульте-Горбова». Это двухцветная (красно-черная) сетка цифр, на которой расположены числа двух цветов, всего 49 чисел, 24 красных и 25 черных. В ходе испытания выделяют 3 этапа:

  1. Показать числа черного цвета от меньшего к большему;
  2. Отыскать красные числа от большего к меньшему;
  3. Поочередно отметить черные и красные числа в соответствии с порядком предыдущих пунктов.

При изучении объема внимания используются тесты на воспроизведение материала.

Например, испытуемому дается бланк, на котором изображены пустые разлинованные сетки. У исследователя 15 карточек, на каждой из которых такая же таблица, но с расположенными в случайном порядке точками. Карточка демонстрируется в течение 1 секунды, после чего испытуемый должен отметить положение точек в своем бланке. Данная методика позволяет помимо общего объема внимания достаточно точно определить показатели точности восприятия.

Тест Мюнстерберга

Для определения избирательности существует множество методик, однако наиболее точной из них считается тест Мюнстерберга. В основе теста лежит карточка, на которой изображено некоторое количество букв русского алфавита.

Задание заключается в том, чтобы найти и выделить среди общего фона 24 слова различной сложности. Количество времени, затраченное на тест, и будет отражать уровень избирательности внимания.

Методы исследования внимания позволяют своевременно выявлять и решать проблемы, а, следовательно, и обеспечивать помощь людям, которые в ней нуждаются. Механизмы внимания в своей основе безумно сложны. Однако лишь благодаря им мы с вами способны водить автомобили, переходить улицу, читать, писать, слушать музыку и т.д.

Исследование слухоречевой памяти

Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия), лист 1

Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсро­ченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребен­ка со слухоречевым материалом.

Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единствен­ном числе именительного падежа.

Процедура предъявления методики достаточно разработана и описана в ряде предлагаемых источников . В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов).

Оценить возможность удержания порядка слов представляется достаточно трудным. По результатам исследования может быть построена кривая запо­минания.

Анализируемые показатели:

    объем слухоречевого запоминания;

    скорость запоминания данного объема слов;

    объем отсроченного воспроизведения;

    особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вер­бальных парафазии и т.п.);

    особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия.

Возрастные особенности выполнения . Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9±1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы. Для детей младше 7 лет используется словарный материал меньшего объема (5-8 слов).

«Запоминание двух групп слов» (лист 1)

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а так­же возможности удержания порядка предъявляемого материала: Для детей до 5-5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова - 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов - 3 слова).

Примечание. Для запоминания используются простые, частотные, не связан­ные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Процедура проведения.

Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно так­же вводить соревновательную и иные формы мотивации.

Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за друж­кой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее исследователь с интервалом в чуть менее полсекунды четко произно­сит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни од­ного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать за­мечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произ­носились слова.

Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно.

Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова.

Инструкция Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъяв­ляется вторая группа слов в описанном выше порядке.* Вся процедура повторяется.

Инструкция В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»

Так же регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.

Инструкция Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал» Так же регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

Анализируемые показатели:

    количество необходимых для полного запоминания повторений;

    возможность удержания порядка слов;

    наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу;

    наличие трудностей избирательности мнестических следов;

    наличие негативного влияния групп слов друг на друга.

Ребенок 4,5-5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии про­извольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3-х слов в правильном порядке с 2-3-х предъяв­лений, а из 5-ти слов - с 3-4-х предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен.При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенно­сти запоминания. Как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов, в основном, сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужно­го в данный момент слова.Дети в возрасте 5,5-6 лет способны воспроизводить группы слов в количе­стве 5+3.Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более одного-двух слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (одно-два слова).

Исследование зрительной памяти (лист 2)

Методика направлена на исследование особенностей зрительного запомина­ния. Для запоминания предлагается ряд абстрактных зрительных стимулов. Ребенку предъявляется колонка из трех стимулов, находящаяся в правой части листа. Время экспозиции стимулов достаточно произвольно и зависит от задач исследования. Оно составляет 15-30 сек. При этом левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после окончания экспозиции (время и характер интерферирующей деятельности после экспозиции могут варьироваться в зависимости от задач исследова­ния) ребенку предъявляется таблица стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. При этом правая часть листа с тестовыми стимулами безусловно должна быть закрыта..

Анализируемые показатели:

    количество правильно узнанных стимулов;

    возможность удержания ряда зрительных стимулов;

    характер ошибок узнавания (по пространственным признакам).

Методика используется в основном для детей, начиная с 5-ти лет.

Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка

Исследование особенностей внимания и работоспособности возможно при анализе выполнения любых, в том числе и школьных, заданий, однако на практике удобнее стандартные методы.

Методика Пьерона - Рузера (лист 3)

Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаки утомления и пресыщения.

Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.

В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обо­значениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен рас­ставить в предлагаемом бланке.

Процедура проведения

Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигур­ки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в тре­угольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ниче­го в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (сле­дует еще раз повторить, где и что нарисовать, - устно). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 ми­нуты),- отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.

Примечание. Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на обра­зец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: ста­рательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

Анализируемые показатели:

    возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности;

    общее количество заполненных фигур;

    число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);

    количество ошибок (общее);

    количество ошибок за каждую минуту работы (динамика изменения ко­личества ошибок);

    распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа.

Возрастные особенности выполнения. Методика может применятся в работе с детьми, начиная с 5,5-летнего воз­раста до 8-9 лет. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования различные условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться водной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.

Хорошими результатами выполнения методики считаются:

    быстрое запоминание условных обозначений;

    ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;

    незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).

Корректурная проба (лист 4)

Данная методика аналогична методике Пьерона - Рузера и используется для детей, умеющих опознавать буквы, начиная с 7-8-ми лет. Методика также предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, проявления признаков утомления и пресыщения. При работе с корректурной пробой ребенку предлагается отыскивать и зачер­кивать 3-4 буквы (для старших школьников), одну или две буквы (для млад­ших школьников).

По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устой­чивости внимания, его объем, а распределение ошибок по всему листу ука­зывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу ра­боты, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности) или пресыщением; если ошибки распределя­ются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внима­ния, трудностях его произвольной концентрации; волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.

Анализируемые показатели:

    темповые характеристики деятельности;

    параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

    количество ошибок и их характер (ошибки пространственного, оптичес­кого типа и т.п.);

    динамика распределения ошибок зависимости от этапа работы, его темпа и пространственного расположения на листе;

    наличие факторов пресыщения или утомления.

Таблицы Шульте (листы 5; 6)

Методика применяется для исследования темповых характеристик сенсомоторных реакций и особенностей (параметров) внимания у детей, начиная с 7-8-летнего возраста. Ребенку предлагается показать числа от 1 до 25, называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25. Сравнивается время, затрачиваемое на выполнение каждой таблицы. Можно отмечать количество чисел, найденное за 30 сек.

Анализируемые показатели:

Время, затраченное на каждую таблицу;

Параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

Количество цифр, найденных ребенком за определенный промежуток времени (15 сек, 30 сек);

Сравнительные характеристики времени, за которое ребенок находит каждые пять цифр (равномерность выполнения задания);

Ошибки узнавания и нахождения цифр, сходных по оптическому или про­странственному признаку (например, цифры 6 и 9, 12 и 21), ошибки по типу пропусков определенных цифр.

Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте), лист 7

Методика была предложена для исследования работоспособности - упражняемости, выявления параметров утомляемости и «врабатываемости». Для детей наиболее удобно использовать эту методику в модификации Р. Шуль­те. Ребенку предлагают производить сложение (или вычитание - в зависи­мости от знака перед строкой) двух цифр. При этом его предупреждают, что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30 секунд (или каж­дую минуту) делается отметка на листе, в том месте; где в настоящий мо­мент остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы.

По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кри­вые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на нали­чие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.

Анализируемые показатели:

Темп работы;

Наличие истощения или пресыщения деятельности (дифференциация процессов);

- «врабатываемость» в деятельность (по временным характеристикам деятельности);

- параметры внимания (устойчивость внимания, возможность его переклю­чения).

Примечание. В данном варианте методика может использоваться с момента овладения ребенком счетными операциями в пределах 20.

Запоминание информации – база полноценного психического формирования ребенка. Своевременное выявление возможных «слабых мест» функционирования процессов запоминания избавит впоследствии от многих проблем в воспитании и обучении.

Процесс запоминания в психологии классифицируют по нескольким ключевым видам: по характеру активности психической деятельности, по характеру целей деятельности, по длительности сохранения информации. При этом, он не функционирует сам по себе – в процессе принимают участие и другие психические системы человека, в связи с чем диагностирование запоминания является многогранным процессом, требующим внимательного отношения.

  • Процесс запоминания является произвольным и непроизвольным. Произвольной памятью является сознательное усилие, т.е. мы стараемся что-либо запомнить. Когда включается непроизвольное сохранение, стараться запомнить нет смысла - информация, люди, предметы, события запечатлеваются сами, хотим мы этого или нет.
  • Психологи так же разделяют память на непосредственную и опосредованную. Непосредственная отличительна тем, что в процессе запоминания не происходит осмысление материала – в обыденной жизни это носит название «зубрежки». Если информация осознана и понята – это называется опосредованной памятью. У дошкольников 3-6 лет преимущественно развито непосредственное усвоение, в связи с этим изучение иностранных языков бывает более эффективным . В старших классах логика и мышление у детей становятся более развитыми и, соответственно, опосредованное усвоение работает лучше.
  • Процесс запоминания так же подразделяется по периоду сохранения поступающей информации: кратковременный - срок действия не более 20 сек.; долговременный – сохраняет информацию длительное время (в некоторых случаях всю жизнь); оперативный – сохранение происходит ровно такой период времени, который требуется для осуществления заранее задуманной операции или ряда действий.
  • Вид информации, которая поступает в сознание человека, тоже является классификатором запоминания. Это слуховой, зрительный, двигательный и др.

Все приведенные выше типы запоминания подлежат развитию посредством определенных упражнений, а также степень их развития диагностируется через специально разработанные методики.

Человеческая память – очень сложная и многофункциональная система, имеющая своей целью сохранение и следующее за ним воспроизведение информации.

Модель функционирования процесса запоминания у детей

Система запоминания информации у детей дошкольного возраста несколько отличается от модели взрослого человека и имеет свою особенность. П.П. Блонский сделал выводы об этапах запоминания информации:

  • Сохранение выполненных ребенком движений.

Первый вид запоминания является произвольной памятью и наиболее развит в период младенчества, до полутора лет . В это время ребенок исследует мир посредством прикосновений и движения – он хватает окружающие его предметы, пробует их на вкус, разбирает. Затем он учится сидеть, ползать, ходить. Позже – завязывать шнурки, одеваться, умываться, чистить зубы и т.п. При отсутствии патологий, эти навыки сохраняются в сознании на всю жизнь. Развитию более высокого уровня двигательного запоминания способствуют занятия спортом, так как малышу будет необходимо запоминать и воспроизводить сложные движения.

  • Сохранение чувств и эмоций.

Способствует сохранению переживаний и эмоций, которые вызывают люди или какие либо события. Этот вид запоминания информации у детей появляется после двух лет и способствует самосохранению личности, например, ребенок, оставшись один, может не помнить условия, в которых это произошло, но сохранить чувство одиночества и страха.

  • Сохранение образов предметов и объектов окружающего мира.

Его цель - сохранение информации, поступающей от органов чувств: зрения, осязания, слуха и т.п. Ребенок может запоминать, какие ощущение вызывает поглаживание собаки, какой вкус у клубники.

  • Самым высоким уровнем считается сохранение смысла понятий и слов.

Венчает этапы формирования системы запоминания младшего школьного возраста. Этот вид начинает формироваться, когда малыш учится говорить, т.е. в период с двух-четырех лет. Именно взрослые способствуют быстрому и эффективному процессу сохранения слов и понятий у детей, когда разговаривают с ними, задают вопросы и объясняют наименования и значения предметов.

Зачем нужно проводить диагностику?

Параллельно с исследованиями различных психических процессов у детей, ученые-психологи разрабатывают методы диагностирования. Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для последующего внедрения методик в школы и детские сады. В этих учреждениях специалисты, основываясь на результатах диагностики, корректируют план развития дошкольников или модель обучения детей старшего возраста.

Диагностировать процесс запоминания в раннем возрасте – значит предупредить возможные нарушения его работы у дошкольников и своевременно принять меры.

Сохранение в сознании информации необходимо человеку во всех сферах деятельности и существование в условиях его ограниченной работы доставляет массу неудобств и затрудняет выживание человеческой особи любого возраста. Его возможно развивать в течение всей жизни, однако у младших дошкольников развитие и коррекция проще и эффективнее, чем у детей в старших классах.

Методики

Усвоение у детей осуществляется посредством трех этапов:

  • Узнавание;
  • Воспроизведение;
  • Непосредственно сохранение информации.

В процессе реализации этих этапов активно участвуют зрительная, слуховая и двигательная виды. Они и подлежат тестированию и диагностике у детей дошкольного и более старшего возраста, когда возможно обследование нарушений процессов функционирования, их исследование и коррекция.

Зрительная память

Диагностика зрительной памяти дошкольников осуществляется по методике Д. Векслера.

Перед ребенком располагают четыре рисунка (см. рисунок 2). Период, в течение которого можно смотреть на рисунки, четко ограничен и составляет не более десяти секунд. Затем, его задача нарисовать на листе то, что ему запомнилось. Результаты методики подсчитываются таким образом :

1.1 За верно изображенные части первой картинки присваиваются:

  • две пересекающиеся линии и два флажка - 1 балл;
  • расположенные в нужных местах флажки – 1 балл;
  • верно изображенный угол, где пересекаются линии – 1 балл.

Наивысшая оценка по первому рисунку составляет 3 балла.

1.2 На втором рисунке, за правильно изображенные составляющие, присваиваются:

  • изображенный большой квадрат, который разделен линиями на четыре части – 1 балл;
  • верно указанные четыре квадрата небольшого размера, расположенные в большом – 1 балл;
  • изображенные две линии и четыре небольших квадрата – 1 балл;
  • указанные в нужных местах четыре точки – 1 балл;
  • точно выдержанные пропорции – 1 балл;

Наибольшее значение баллов по второму рисунку – 5.

1.3 Оценки третьей картинки осуществляются следующим образом:

  • прямоугольник маленького размера в большом – 1 балл;
  • верно указанные соединения вершин внутреннего прямоугольника с вершинами внешнего – 1 балл;
  • точное размещение маленького прямоугольника – 1 балл.

Общее количество баллов по третьему рисунку – 3 балла.

1.4 верное воспроизведение объектов с четвертой картинки, оценивается так:

  • правильно указный угол на каждом краю открытого прямоугольника – 1 бал;
  • верно указаны левая, правая и центральная стороны картинки – 1 балл;
  • один неверно воспроизведенный угол на верно изображенной фигуре – 1 балл.

Общее количество баллов четвертой картинки – 3.

Максимальное количество баллов по всем четырем картинкам – 24 .

Результат методики:

  • 10 и более баллов – высокий уровень зрительной памяти и внимания;
  • 9-6 баллов – средняя степень зрительной памяти;
  • 5-0 баллов – низкая степень.

Слуховая память

Определение уровня развития слуховой памяти дошкольников осуществляется через предъявление ребенку набора слов, которые он должен запомнить и воспроизвести в максимальной точности.

Прочитайте ребенку инструкцию, которая должна звучать приблизительно так: «Внимательно слушай те слова, которые я буду тебе читать и старайся запомнить. Как только я замолчу – постарайся воспроизвести их в любой последовательности, те, которые запомнил. Затем я еще раз прочту их. Попробуй запомнить еще больше. После – ты снова повторишь слова, который запомнил вместе с теми, которые воспроизвел в первый раз в любом порядке. Затем я буду просить тебя еще несколько раз воспроизводить слова, которые запомнились тебе. Если все понятно – начнем». Повтор должен быть шесть раз, а воспроизведение – два раза.

Слова необходимо читать четко, с паузой в 2-3 секунды . Отмечайте все слова, которые ребенок запомнил. Если он назвал слова, которых в списке не было – отметьте это тоже. Лишние слова могут говорить о нарушениях не только в развитии процесса запоминания, но и внимания.

Проанализируйте полученные результаты:

  • Если количество слов, которые запомнил ребенок сначала больше, а затем уменьшается – это говорит о низком уровне развития слуховой памяти и отсутствии внимания;
  • Если количество слов неустойчиво, «скачет» от больше – к меньше и обратно, то это диагностирует рассеянность внимания;
  • Если ребенок запоминает одинаковое количество слов – это говорит о его незаинтересованности;

О полноценном развитии слухового запоминания и нормальной концентрации внимания дошкольников говорит постепенное увеличение запоминаемых слов после второго воспроизведения.

Двигательная память

Определенной методики выявления уровня развития двигательного запоминания в психологии не существует. К ним могут относиться разнообразные методы, упражнения и игры, заключающиеся в необходимости ребенка запоминать движения и воспроизводить их. Например, игра «сделай, как я». Суть игры в следующем: взрослый становится за спиной малыша и осуществляет некоторые движения с его телом, например, поднимает и опускает руки, наклоняет голову или поднимет ногу и тп. Затем задача ребенка повторить эти движения самостоятельно. Для ребенка старше трех лет, можно выполнять упражнения самому и просить его воспроизводить их спустя какое-то время.

И в заключение

Проблема диагностики процессов запоминания актуальна по сегодняшний день. Исследования эффективности различных методик позволяют выделить наиболее приближенные к объективности и способные выявить возможные нарушения в развитии процесса запоминания у дошкольников. Коррекция в старших классах является более сложным процессом, который редко дает нужные результаты.

Диагностика зрительной, слуховой и двигательной памяти и их своевременная коррекция является необходимым условием подготовки ребенка к школе.

Если развитие психических процессов детей на должном уровне – обучение в младших классах проходит легко и эффективно, обеспечивая подготовку к более сложным предметам в старших классах, развитие логического и понятийного мышления, которое обеспечивает понимание естественных наук.

Второй блок состоит из субтестов, направленных на выявление особенностей невербального мышления, так как развитие в данный образовательно-возрастной период характеризуется переходом от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышлению. Задания подобраны таким же образом, как и в 1-м блоке, но состоят из карточек с изображениями предметов, животных, растений, геометрических фигур, явлений природы и т.д. В этот блок входят следующие субтесты: «Классификация», «Аналогии», «Обобщения», «Последовательные картинки», «Геометрические аналогии».

Апробация теста проводилась на выборке учащихся II-IV классов (300 человек) школ Москвы и Сергиева Посада.

Соответствие форм А и Б (вербального блока) оценивалось по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена. Для отдельных субтестов они оказались в пределах от 0,58 до 0,78, а для общего балла г = 0,82.

Надежность теста определялась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции располагаются в пределах от 0,5 до 0,8 - для вербального блока и от 0,52 до 0,84 - для невербального.

Определялся еще один вид надежности - гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарной корреляции заданий, которые составили от 0,88 до 0,92 - для вербального блока и от 0,79 до 0,87 - для Невербального.

Корреляции между отдельными субтестами оказались в пределах от 0,38 до 0,62-для вербального блока и от 0,39 до 0,52-для невербального блока.

Теоретическая валидность (которая определялась сопоставлением успешности по данному тесту с групповым интеллектуальным тестом ГИТ) оказалась равна 0,75, а практическая (определяемая сопоставлением результатов теста со школьной успеваемостью) - 0,53 (для невербального теста) и от 0,5 до 0,69 - для вербального.

Коэффициент корреляции между результатами выполнения вербального и невербального блоков теста равен: для II класса - 0,77, для III класса - 0,86, для IV класса - 0,57.

Еще один Тест умственного развития подростков (ТУРП) , предназначенный для диагностики младших подростков III-V классов, разработан Л.И. Тепловой . Поскольку содержание учебной деятельности младшего подростка составляют не только понятия, но и образы, представления, в тест были введены и задания невербального характера. Построенные на математическом содержании, они включали образы геометрических тел, математические символы и схемы. В задания, использующие содержание русского языка, включены схемы слов, предложений, словосочетаний.


ТУРП состоит из 102 заданий, которые распределены по шести субтестам: 1) «Осведомленность», 2) «Классификация», 3) «Аналогии», 4) «Предложения», 5) «Продолжи ряд», 6) «Обобщения». В субтестах «Классификация», «Аналогии», «Обобщения» представлены понятия трех предметных областей - русского языка и литературы, природоведения и математики. Задания субтеста «Предложения» представляют область знаний «русский язык и литература», а задания субтеста «Продолжи ряд» - «математика».

Тест является групповым, имеет две параллельные формы, а чистое время выполнения заданий - 27 мин. Коэффициенты соответствия параллельных форм для разных возрастных групп от 0,84 до 0,87; коэффициенты гомогенности 0,99. Ретестовая надежность (интервал между первым и повторным тестированиями равен 6 месяцам) 0,93 (форма А) и 0,96 (форма Б).

Коэффициенты валидности по сопоставлению с Групповым интеллектуальным тестом Дж. Ваны для разных форм и возрастов находятся в интервале от 0,68 до 0,9. Коэффициенты корреляции со школьной успеваемостью 0,61 (III классы) и 0,59 (V классы).

Таким образом, все описанные отечественные тесты умственного развития имеют хорошие психометрические характеристики, что позволяет считать их объективными инструментами психодиагностики, полезными в работе школьного психолога.


Уровень интеллектуального развития является комплексной характеристикой, от которой зависит успешность выполнения многих видов деятельности . В нем отражены особенности ряда психических процессов человека, но в первую очередь - особенности мышления, отчасти восприятия . Вместе с тем успешность выполнения интеллектуальных тестов зависит и от внимания человека (от умения сосредоточиться на тестовых заданиях и не отвлекаться в течение всего времени тестирования), и от его памяти (часто требуется проявить свою информированность, т.е. умение вспомнить то, что человек приобрел в своем прошлом опыте). В некоторые интеллектуальные тесты включаются субтесты, диагностирующие память (например, в тесты Д. Векслера и Р. Амтхауера). Это, скорее всего, связано с теми специфическими задачами, для решения которых разрабатывались тесты. Так, появление субтестов «Повторение цифр» и «Повторение предложений» в шкалах Д. Векслера связано с тем, что они служат средством не только психологического, но и психиатрического диагноза. В тесте Р. Амтхауера субтест на запоминание используется для диагностики практических способностей в целях профконсультации. А. Бине, неоднозначно относившийся к диагностике памяти и то включавший субтест на память, то исключавший его из своих шкал, считал, что память в Действительности не интеллект, а только «великий имитатор его».

В целом отношение психодиагностов к измерению памяти у индивидов, не имеющих отклонений в умственном развитии, таково: показатели непроизвольной и механической памяти не являются показателями умственного развития; лишь в тех случаях, когда в мнемическую деятельность включается мышление и его действия опосредуют процессы запоминания и воспроизведения, можно установить связь между последними и интеллектуальным развитием . Однако главный фактор - все же мышление: от него зависит произвольное и смысловое запоминание, поэтому можно ограничиться диагностикой мышления.

Внимание у нормального в психическом отношении человека также находится в пределах нормы (что не исключает изменчивости его характеристик в зависимости от психических состояний). Кроме того, внимание - специфическая психическая функция; его показатели определяются интересами, склонностями Человека. Если при выполнении деятельности у человека нет положительной мотивации, его внимание может быть неустойчивым, с низкой концентрацией. Поэтому так сложно оценить внимание с помощью психологических методик: его низкие показатели у испытуемого могут объясняться не нарушениями, а низкой мотивацией при выполнении экспериментальных заданий. Это особенно важно учитывать при диагностике Детей. Всем известно, насколько усидчивым может быть ребенок, как долго он может без отвлечений заниматься любимым делом и в то же время этого же ребенка невозможно заставить сосредоточиться на том, что ему неинтересно.

Имея в виду все вышеизложенное, следует отметить, что иногда в работе с детьми помимо особенностей восприятия и мышления, диагностируемых с помощью интеллектуальных тестов, все же возникает необходимость оценить особенности памяти и внимания. Это особенно важно, когда психодиагност имеет дело с ребенком, подозреваемым в интеллектуальном снижении. Часто это бывает следствием задержки психического развития или умственной отсталости, вызываемой органическими повреждениями центральной нервной системы, а также соматическими заболеваниями. У таких детей нарушены не только восприятие и мышление, но и функции памяти и внимания.

В чем проявляются нарушения памяти у таких детей? Продуктивность непроизвольного запоминания примерно в 1,5 раза хуже, чем в норме. Эти дети не владеют приемами смыслового заучивания (смысловой группировкой, повторением, проговариванием вслух). Они плохо контролируют себя при воспроизведении заученного (неоднократно повторяют одни и те же названия, картинки, не замечая, что уже называли их). Они недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в отсутствии стремления, старания вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дословном повторении несложного текста допускается много ошибок.

Таким образом, диагностируя особенности памяти, следует обращать внимание не только на ее количественные показатели, но и на особенности самого процесса мнемической деятельности, а также на характер ошибок.

Память имеет много характеристик, различаясь:

· наличием или отсутствием установки на запоминание (непроизвольная и произвольная);

· временем сохранения (кратковременная и долговременная);

· характером запоминаемого материала (вербально-логическая, образная и эмоциональная);

· способом запоминания (механическая и смысловая).

Одним из самых важных показателей памяти, по которому достаточно уверенно определяют, хорошая она или плохая, является объем кратковременной памяти. Опишем несколько методик, применяемых в работе с детьми для оценки объема кратковременной памяти.

Методика «Узнавание фигур» измеряет объем кратковременной образной памяти. Стимульный материал состоит из двух таблиц с разными графическими изображениями .

Сначала экспериментатор предъявляет испытуемому первую таблицу с 9 фигурами и просит его запомнить эти фигуры. Время экспозиции первой таблицы- 10 с. Затем испытуемому немедленно показывают вторую таблицу, где ранее предъявляемые ему 9 фигур разбросаны среди других (общее число фигур в этой таблице - 25). Испытуемый должен показать те фигуры, которые он видел на первой таблице. Обработка результатов состоит в подсчете числа правильно и неправильно узнанных фигур. Подсчитывается коэффициент узнавания последующей формуле:

где М - число правильно узнанных фигур; N - число неправильно узнанных фигур.

Оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше у него объем образной кратковременной памяти.

Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А.Р. Лурия, выявляет объем кратковременной памяти, когда материалом для запоминания выступают слова. Слова должны быть достаточно простыми и не иметь между собой связи. Предлагается использовать следующие слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Перед началом эксперимента дается следующая инструкция (предложена С.Я. Рубинштейн): «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор медленно читает слова, произнося их четко. Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Возрастные нормы для этой методики не приводятся, однако известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7±2 единицы информации [цит. по 19].

Методику «Заучивание 10 слов» С.Я. Рубинштейн предлагает использовать также для характеристики процесса запоминания [там же].

Для этого одни и те же слова зачитываются 5 раз, и столько же раз, соответственно, испытуемый должен повторить их. Инструкция перед вторым и следующими прочтениями такая: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые уже назвал, и те, которые пропустил, - все вместе в любом порядке». По полученным результатам составляется «кривая запоминания», которая также может служить для дифференциации нормальных и умственно отсталых детей. У нормальных детей с каждым воспроизведением растет число правильно названных слов, у умственно отсталых этот рост не выражен, воспроизводится меньшее число слов, могут появляться лишние слова.

Если ребенок сразу воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом их число снижается (кривая запоминания не возрастает, а снижается), значит, он отличается повышенной утомляемостью.

Для определения объема кратковременной памяти можно использовать также субтест «Повторение цифр» из шкалы Д. Векслера. Его описание приведено в руководстве к методике Д. Векслера.

Е.Л. Яковлева, используя данные только первой части этого субтеста («Прямой счет»), приводит нормативы для детей разного возраста. Для 5-7-летних детей объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам; для 10-11 лет- 4-7 единицам, для 14 лет- 5-9 единицам (норма взрослого человека) .

Важной характеристикой памяти является наличие в ней способов логической обработки запоминаемого материала, так как это позволяет компенсировать ограниченность ее объема за счет укрупнения единиц запоминаемой информации. Смысловая (логическая) обработка материала состоит в нахождении общего в элементах информации и объединении их на этой основе.

Методика «Запоминание двух рядов слов» используется для выяснения того, владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого.

Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Примерный материал к методике приведен ниже.