Мгу и итмо стали лидерами двух предметных рейтингов по версии times higher education. Сотрудничество с итмо: новые возможности для студентов и преподавателей магистерской программы "менеджмент"

Нижегородский кампус ВШЭ и Университет ИТМО подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого запланирован широкий комплекс мероприятий: создание совместных образовательных программ, работа со стартапами и развитие молодежного предпринимательства, в т.ч. в рамках магистерской программы "Менеджмент".

В начале 2018 года между Нижегородским кампусом ВШЭ и Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) было подписано соглашение о сотрудничестве. Широкие дополнительные возможности теперь открываются для студентов и выпускников .

Справка:

Одним из интересных пунктов соглашения является стимулирование академической мобильности студентов и преподавателей для образовательного, профессионального и культурного обмена между вузами. Так, уже с сентября этого года студенты магистратуры смогут провести целый семестр в Университете ИТМО в Санкт-Петербурге!

Важным пунктом рабочей программы является совместная работа вузов со стартапами, инновационными и технологическими компаниями, а так же сотрудничество по развитию молодежного предпринимательства и работе со школьниками. Планируется провести инвестиционные сессии и питчи с привлечением инвестиционных структур и институтов развития, ряд специализированных учебный программ, такие как Школа технологического брокера, Школа Fund:It, специализированные семинары для женщин-предпринимателей, хакатоны, школы для и т.п.

Еще одним интересным пунктом соглашения является сотрудничество по программе международных научных лабораторий, включающее проведение специализированных научных семинаров по приоритетным направлениям деятельности партнеров, подготовку совместных заявок привлечения финансирования в научно-исследовательские разработки и участие в международных и национальных научных конференциях.

Сотрудничество двух передовых вузов несет большие перспективы для обоих университетов и развития Нижегородского региона в целом.

Надеемся на плодотворное сотрудничество и активное участие преподавателей и студентов Вышки в реализации намеченных планов!

Переговорами и подписанием Соглашения о сотрудничестве между НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) и ИТМО занимался академический руководитель

МГУ имени М. В. Ломоносова и университет ИТМО стали лидерами двух предметных рейтингов по версии британского издания Times Higher Education (THE). Об этом в четверг сообщила пресс-служба проекта "5-100", который нацелен на повышение конкурентоспособности ведущих российских вузов и укрепление их позиций в международных рейтингах.

29 ноября издание THE опубликовало результаты двух предметных рейтингов университетов по направлениям "Компьютерные науки (информатика)" и "Инженерные науки и технологии". Лидером в первом стал университет ИТМО, занявший 71-ю строчку, во втором - МГУ, который расположился в диапазоне 151-175.

"В предметном рейтинге "Компьютерные науки (информатика)" представлено 16 российских университетов. В этом году Университет ИТМО (71-я позиция) поднялся на пять позиций и упрочил таким образом свое положение в топ-100 рейтинга. МФТИ (диапазон 101-125) вошел в топ-125 сильнейших университетов мира в данной предметной области. НИЯУ МИФИ (диапазон 201-250) удержал свои позиции в топ-250 рейтинга", - сообщили в пресс-службе.

"В предметном рейтинге "Инженерные науки и технологии" российскую высшую школу представляют 28 университетов Лидером рейтинга среди российских университетов стал МГУ им. М.В. Ломоносова (диапазон 151-175)", - говорится в сообщении.

В пресс-службе добавили, что лучший результат среди вузов проекта "5-100" в данной предметной области показал ТПУ (позиция 201-250). Второе место поделили между собой МФТИ, ТГУ и Университет ИТМО, расположившись в диапазоне 301-400. Третье место среди вузов проекта "5-100" занимают НИЯУ МИФИ, Самарский университет и СПбПУ, войдя в группу 401-500.

О рейтинге

При составлении предметных рейтингов THE используются те же 13 индикаторов, что и в мировом институциональном рейтинге, которые группируются по пяти направлениям: преподавание (среда обучения); исследования (объем, доход и репутация); цитирования (влияние исследований); международное взаимодействие (сотрудники, студенты и исследования); доход от производственной деятельности (передача знаний). Вместе с тем данные индикаторы имеют другие веса с целью учета специфики конкретных научных областей.

Рейтинг THE ранжирует университеты по 11 предметным областям: "Социальные (общественные) науки", "Экономика и бизнес", "Инженерные науки и технологии", "Компьютерные науки (информатика)", "Физические науки", "Науки о медицине и здоровье", "Искусство и гуманитарные науки", "Науки о жизни", "Образование", "Психология", "Право".

В Университете ИТМО прошло последнее в этом году заседание Ученого совета вуза. 26 декабря результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в вузе за год, представил проректор Университета ИТМО по научной работе Владимир Никифоров, а о новых образовательных стандартах Университета ИТМО для организации образовательной деятельности рассказала первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова.

Последнее в 2017 году заседание Ученого совета началось с вручения наград и дипломов студентам Университета ИТМО, которые заняли места в конкурсах разного уровня. Уходящий год запомнится не только победой в чемпионате ACM ICPC, благодаря которой вуз стал семикратным обладателем титула чемпиона мира по спортивному программированию. Несколько громких побед одержали и робототехники вуза.

Так, в начале ноября школьная сборная Университета ИТМО под руководством тренера Игоря Лосицкого «золото» в старшей возрастной категории Всемирной олимпиады роботов WRO-2017 — международных соревнований для талантливых школьников и студентов из более чем 60 стран. А совсем недавно команда второе место в номинации On Stage среди юниоров на соревнованиях RoboCup Asia-Pacific, где представила уже получившего известность робота Seldon.

Успешно выступила на международных соревнованиях и студенческая команда робототехников. В конце ноября студенты первого курса Университета ИТМО первое место в соревнованиях Robotex-2017, с недавнего времени ставших самыми крупными робототехническими состязаниями в Европе.


Богатым на победы 2017 год выдался также для Технопарка Университета ИТМО, резиденты которого привезли сразу несколько наград с международных соревнований. В частности, накануне компания-резидент Технопарка Университета ИТМО «АТГ Сервис Ген» «Лучшие инновации» в области биотехнологий на выставке SmartBiz Expo в Гонконге. Кроме того, компания завоевала три золотые медали за фармакологические препараты.

Новыми экспонатами в этом году пополнился Музей оптики вуза. В сотрудничестве с Греческим институтом голографии (Hellenic Institute of Holography) и Гохраном России ученые университета создали коллекцию из 20 оптоклонов с изображениями исторических драгоценностей из собраний Алмазного Фонда России и Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. В октябре экспонаты были представлены на выставке в Москве, в Андреевском зале Кремля, экспозицию посетили первые лица страны, а также хранители крупнейших европейских коллекций, которые заинтересовались результатами работы.

Как рассказал , профессор кафедры физики Университета ИТМО, пять голограмм уже можно посмотреть в Музее оптики, который располагается в корпусе университета на Биржевой линии, 14. Кроме того, премьер-министр России Дмитрий Медведев, ранее посетивший выставку, выразил уверенность, что возможность увидеть уникальные голограммы должны получить также жители из других регионов страны.


На заключительном в этом году заседании ученого совета Университета ИТМО также наградили студентов, отметившихся во всероссийских и международных спортивных соревнованиях.

Говоря о результатах конкурсов НИОКР, он прежде всего отметил активную вовлеченность и интерес студентов к участию в проектах. При этом качество студенческих НИОКР растет с каждым годом и по уровню проработки проектов не уступает «взрослым» опытно-конструкторским работам, подчеркнул Владимир Никифоров.

Например, на кафедре мехатроники под руководством аспиранта вуза Дмитрия Куприянова ведется образовательного мехатронного комплекса для изучения робототехники, а на кафедре прикладной и компьютерной оптики студенты работают над двумя проектами. Один из них включает разработку оптического лабиринта, а другой — создание универсального стенда для базирования контрольных зеркал диаметром до 200 мм. По словам его руководителя — студента кафедры Игоря Лапкаева , идея проекта пришла с производства: при сборке и юстировке контрольных схем был выявлен существенный недостаток имеющихся стендов, в частности, при наклоне оправы с контрольным зеркалом происходило смещение вершины контрольного зеркала от ее первоначального положения (Подробнее об этом проекте, а также о других перспективных разработках, которые финансирует вуз, можно прочитать и )


«Эти работы соответствуют требованиям “взрослых ” опытно-конструкторских работ, поэтому хочу отметить, что в нашем университете есть направление деятельности, в котором наши учащиеся демонстрируют себя абсолютно зрелыми конструкторами. Эта тенденция, на мой взгляд, будет способствовать возобновлению и восстановлению инженерно-конструкторской подготовки специалистов в Университете ИТМО », — подчеркнул для членов ученого совета Владимир Никифоров.

Общий объем НИОКР в 2017 году составил 2,625 млрд рублей, что почти на 300 млн больше, чем в прошлом году, и является максимальным показателем за минувшие годы. В целом, говоря об итогах организации и проведения НИОКР в 2017 году, проректор Университета ИТМО по научной работе отметил, что по-прежнему сохраняется высокая активность подразделений университета при подаче заявок на конкурсное финансирование. Кроме того, в последние годы существенно выросла практическая направленность научных исследований.

Однако в будущем году университету необходимо наращивать заказы на хоздоговорной основе, сказал Владимир Никифоров. Большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам высокотехнологичных предприятий реального сектора экономики, говорит о востребованности НИОКР и обеспечивает их финансовую устойчивость, подчеркнул он.

Среди других задач, которые стоят перед университетом в 2018 году, Владимир Никифоров выделил дальнейшее развитие научных центров мирового уровня, а также разработку и реализацию системы создания диссертационных советов и присуждение ученых степеней Университета ИТМО. Напомним, в 2017 году Университет ИТМО в числе 19 российских вузов право самостоятельно присуждать ученые степени кандидата и доктора наук, создавать диссертационные советы и устанавливать их полномочия. Соответствующее распоряжение было опубликовано на сайте правительства.


Еще один доклад на заключительном в этом году заседании ученого совета представила первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова , которая рассказала о формировании новых образовательных стандартов (ОС) Университета ИТМО для организации образовательной деятельности университета.

Разработка новых образовательных стандартов ведется в контексте дорожной карты развития университета на 2018-2020 годы, которая была принята и на Совете по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Напомним, по результатам оценки эффективности университетов-участников Проекта 5-100 в этом году Университет ИТМО вошел в лидирующую группу наряду с НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, МФТИ, НГУ, НИТУ «МИСиС» и ТГУ. Также дорожная карта вуза была на седьмом заседании Международного совета Университета ИТМО.

«Развитие образования является основным акцентом нашего стратегического плана на ближайшие три года, а также на более долгосрочную перспективу. В дорожной карте мы уделили большое внимание требованиям к выпускнику, трансформации образовательного процесса, новым технологиям реализации образовательной деятельности в университете. В этом контексте свобода выбора и возможность составления индивидуальных траекторий — это то, к чему мы стремимся. И это понимание мы заложили в дорожной карте Университета ИТМО , — подчеркнула Дарья Козлова.

Также она отметила, что Университет ИТМО, будучи открытым университетом, не видит свое развитие без интенсивного взаимодействия с ведущими академическими и индустриальными партнерами. Именно поэтому дальнейшая трансформация образовательной деятельности будет вестись в соответствии с концепцией сетевого университета и в тесном сотрудничество с компаниями.

При разработке новых стандартов учитывались федеральные государственные образовательные стандарты, а также профессиональные стандарты и требования, которые предъявляет к выпускникам современная индустрия. Однако, помимо этого, во внимание были приняты ключевые тренды развития науки, данные форсайта, а также международный опыт.


Как подчеркивает Дарья Козлова, главными особенностями реализации образовательных программ на основе образовательных стандартов Университета ИТМО станет возможность развиваться по индивидуальным образовательным траекториям. Кроме того, студенты теперь не будут ограничены рамками только одной кафедры или факультета: внутривузовская мобильность станет одним из инструментов обеспечения студенческой интеграции и коммуникации и позволит учащимся брать модули и дисциплины других факультетов и мегафакультетов в рамках своей специальности, отметила первый проректор Университета ИТМО.

Что касается реализации международных программ академической мобильности, здесь, как добавила Дарья Козлова, одной из задач является дальнейшая работа по упрощению процесса участия студентов в таких программах.

«Мы понимаем, что сейчас этот процесс иногда замедляется из-за бюрократических процедур, таким образом перед нами стоит задача облегчения реализации программ мобильности как внутрироссийской, так и международной », — подчеркнула она.

Согласно новым стандартам, единицей образовательной деятельности утверждается образовательная программа. При этом роль руководителя образовательной программы становится стратегической. Стоит также отметить, что образовательные стандарты не ограничивают форму реализации и англоязычных программ магистратуры. Как отмечает Дарья Козлова, это может быть как классическая форма (по которой сейчас организован учебный процесс на большей части факультетов), так и модульная организация учебного процесса.

В заключение она добавила, что после утверждения собственных стандартов специалистам университета, а также руководителям мегафакультетов и кафедр еще предстоит интенсивная работа. Согласно обозначенному графику, реализация образовательных программ на основе новых ОС Университета ИТМО начнется с 1 сентября 2018 года.

19 ноября 2017 в 11:40

Карьера или наука: почему в Университете ИТМО не нужно выбирать что-то одно

На первый взгляд, мало кто может себе позволить учиться и при этом работать. Особенно в вузе с высокими требованиями к студентам, серьезным конкурсным отбором, сложными дисциплинами, которым нужно уделять много времени. С другой стороны, любая учеба должна нести какую-то практическую ценность - студент должен иметь возможность стать специалистом в выбранной сфере, предпринимателем или ученым. Сегодня расскажем, как дилемму «карьера или наука» решают в Университете ИТМО.

Первый шаг в профессию - практики

Бизнесы - как в России, так и за рубежом - заинтересованы в сотрудничестве с вузами: в конце концов, большинство работников крупных технологических компаний сами когда-то были студентами и понимают, что новые сотрудники приходят в бизнес с университетской скамьи. Форматов взаимодействия у компаний и университетов достаточно много, но одним из самых популярных остаются летние и преддипломные практики.

В практиках нет ничего нового: они есть практически в каждом вузе. Проблема в том, что очень часто такие мероприятия превращаются в формальность и воспринимаются самими студентами как «общественно-полезная отработка», которая не приносит никаких знаний, навыков и ценных контактов (и уж тем более не становится «шагом к настоящей работе»).

Это в первую очередь связано с тем, что существует значительный разрыв между представлениями учащихся о будущей должности и тем, что эта должность из себя в действительности представляет. Большая часть компаний отказывает молодым специалистам из-за отсутствия опыта, а не от недостатка теоретических знаний.

Именно поэтому основная задача летней или преддипломной практики - не испортить студенту лето, и не загрузить его непонятными задачами, а постараться максимально сократить разрыв между ожиданием и реальностью. В идеале - дать максимально адекватное представление о том, какой будет работа на заданной позиции и возможность получить предложение о первой работе.

В Университете ИТМО набор на летние стажировки и практики проводят «Альфа-банк», ГК «Илим», «Сбербанк» и др. Например, транспортно-логистическая компания «Деловые Линии», которая занимается доставкой сборных грузов по территории России и странах ближнего зарубежья, активно ведет набор стажеров и практикантов по направлениям: IT, маркетинг, логистика, управление персоналом.

«Сейчас у нас есть такой принцип в компании: все, что не автоматизировано, нужно автоматизировать. Поэтому у нас очень сильный штат своих IT-специалистов, и мы настроены на развитие в формате digital-общения и с нашим клиентом, и с нашими внутренними сотрудниками. У нас разработан и сайт, и чат-боты, и мессенджеры, и приложения. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы дать возможность молодым специалистам пройти у нас учебную практику, чтобы в дальнейшем они могли присоединиться к нашей команде»,

Рассказывает Юлия Ерофеева, менеджер по подбору персонала в области маркетинга.


По итогам job-offer на различные позиции получают около 60% практикантов. Большинство из них, еще будучи студентами, становятся сотрудниками компаний и стараются применять полученные навыки при написании дипломных и магистерских работ.

Примеров удачного совмещения работы и учебы много. Один из них - история Тимофея Овсянникова (факультет ИТИП), который еще на 3 курсе бакалавриата пришел на летнюю практику в ГК «Илим» и стал сотрудником IT-отдела. Сейчас он успешно совмещает учебу в магистратуре и работу, и теперь, в качестве сотрудника компании, сам привлекает и ищет стажеров на летние практики и стажировки.

Кстати, и зарабатывают такие молодые специалисты неплохо. Согласно рейтингу технических вузов 2017 года, который проводила компания SuperJob, Университет ИТМО входит в тройку лидеров по уровню зарплат занятых в ИТ-отрасли молодых специалистов, окончивших вуз 1–5 лет назад. Средняя зарплата выпускника составляет около 100 тыс. рублей. Большинству специалистов по подбору кадров она может показаться завышенной, однако выпускники Университета ИТМО действительно могут на нее претендовать.

Одна из причин высокой зарплаты - тот факт, что к моменту выпуска из Университета молодой специалист уже имеет опыт работы: 60% студентов начинают свою трудовую деятельность уже на втором-третьем курсе бакалавриата. А к окончанию обучения трудоустроенными оказываются 65% всех выпускников.

Свой бизнес на основе научного проекта

Тем не менее, практики - не единственный вариант начать зарабатывать еще во время учебы. Некоторые студенты выбирают карьеру предпринимателя - тем более, что часто бизнес удается построить «вокруг» учебного проекта или лабораторных разработок.

Дополнительную помощь в процессе оказывают структуры вуза, направленные на поддержку инноваций - программы бизнес-акселерации, бизнес-инкубаторы и Технопарк Университета ИТМО. Например, сотрудники и студенты кафедры Лазерных технологий и систем разработали технологию лазерного окрашивания металлов «Colorit» (команде ученых удалось упростить и автоматизировать процесс цветной лазерной маркировки).

Впоследствии разработка переросла в создание малого инновационного предприятия ООО «Проколорит ». Команда получила грант на развитие проекта в размере 2 млн руб и сейчас активно совершенствует свою технологию и увеличивают продажи.

Еще один пример учебной разработки, которая переросла в бизнес - проект Алены Николаевой, участницы программы Future Technologies, которую проводит бизнес-инкубатор Университета. Проект связан с созданием наборов для экологичного выращивания грибов (технология подходит как для домашнего выращивания, так и для использования на производствах).

Суть идеи - в том, чтобы в качестве сырья для выращивания использовать кофейную гущу, которая ежедневно выбрасывается тысячами кофеен и ресторанов по всему Санкт-Петербургу (ученые обрабатывают кофейную гущу и добавляют в полученный субстрат мицелий вешенок). В настоящее время команда проекта занимается постановкой грибных мини-ферм на поток.

Карьера в науке

Казалось бы, что может быть более неблагодарным делом, чем заниматься наукой? Туманные перспективы и бумажная волокита - все это при минимуме дохода и ограниченном свободном времени. Однако, это всего одна сторона медали. В «академической работе» молодые ученые находят много плюсов: в ней не так уж много рутины, свободный график, есть возможность (и даже необходимость) проходить обучающие программы и участвовать в научных конференциях в России и за рубежом.

Сегодня карьера молодого ученого в Университете ИТМО вполне сопоставима по материальным стимулам с работой в бизнесе, но требует от ученого полной самоотдачи. Итог: возможность достичь значимых результатов в выбранной области, а параллельно - повидать мир, завязать интересные знакомства, принять участия в конкурсах и грантах, стать лауреатом премии Правительства и Президента РФ.

Карьера молодого ученого начинается с поступления в аспирантуру: в Университете ИТМО функционирует 41 научная лаборатория, более 15 международных программ double degree и почти 300 бюджетных мест. Большинство аспирантов сочетают учебу в аспирантуре с работой вне Университета, но в сферах максимально близких к их научным интересам.

Кстати, поступление в равной степени доступно не только для выпускников Университета, но и для студентов из других вузов России и зарубежья - за этим следит отдел аспирантуры. Университет поддерживает молодых ученых, у них есть возможность принять участие в программах двойного диплома и параллельно со степенью кандидата наук получить европейский диплом PhD.

Аспиранты и молодые ученые Университета ИТМО принимают участие в целом ряде амбиционных проектов, многие из которых уже удостоены

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 июня. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. МГУ, МФТИ и петербургский Университет ИТМО составили тройку топовых российских высших учебных заведений в новом рейтинге лучших вузов Европы семейства британского рейтингового агентства Times Higher Education (THE). Об этом сообщила ТАСС пресс-служба Университета ИТМО со ссылкой на авторов рейтинга.

"21 июня впервые вышел рейтинг лучших вузов Европы британского рейтингового агентства Times Higher Education (THE). В него вошли 400 вузов из географической Европы на пространстве от Великобритании до Греции, что составляет примерно 40% от общего числа - 980 вузов, входящих в мировой рейтинг THE World University Rankings. Россия представлена в европейском топе 24 университетами. Университет ИТМО занял позицию 191-200 и третье место среди вузов России, после МГУ (93 место) и МФТИ (151-160)", - говорится в сообщении пресс-службы.

Наиболее широко в европейском рейтинге представлена Великобритания - 91 вуз. Первую строчку занимает Оксфордский университет, за ним следуют Кембридж и Имперский колледж Лондона (вторая и третья позиции). На втором месте по числу вузов, вошедших в топ, - Германия (41 вуз).

Стратегии успеха ИТМО

"Стратегия развития вуза ориентирована прежде всего на качественные изменения и глубокую трансформацию всего университета, и продвижение университета в рейтингах является следствием этих процессов, уже запущенных в вузе", - отметила начальник управления стратегического развития Университета ИТМО, менеджер проекта 5-100 Марианна Чистякова, комментируя итоги нового рейтинга.

По ее оценке, высокие позиции Университета ИТМО в рейтинге THE стали результатом совместной работы преподавателей, ученых, студентов и администрации вуза. В рейтинге лучших университетов Европы отразилась "правильная стратегия ИТМО по завоеванию ведущих позиций на мировом рынке исследований, глубокая конвергенция информационных и фотонных технологий, их трансляция в различные социально значимые области - от медицины и урбанистики до искусства".

Оценят и качество образования

Эксперт отметил, что агентство ТНЕ анонсировало планы по созданию нового рейтинга - European Teaching Excellence Ranking, дебют которого намечен на 2018 год. Ожидается, что в данном рейтинге большее внимание будет уделено оценке качества образовательного процесса в вузе и его влияния на успешность выпускников в будущем - фактор, который на данный момент не находит достаточного отражения в рейтинговой методологии. Куфтырев высоко оценивает шансы университета на успех в новом рейтинге: "У Университета ИТМО есть все шансы на успехи и в данном рейтинге. Тот факт, например, что наши студенты стали уже семикратными чемпионами мира по спортивному программированию ACM ICPC и востребованы ведущими мировыми IT-компаниями, является одним из лучших подтверждений высокого качества образовательной подготовки".

Университет ИТМО ведет подготовку специалистов в области IT, фотоники, робототехники, квантовых коммуникаций, трансляционной медицины, урбанистики, Art&Science, Science Communication. В 2016 году университет стал 56-м среди лучших IT-вузов мира по версии предметного рейтинга Times Higher Education (предметная область "Computer Science") и третьим среди российских университетов в общем рейтинге THE, а также занял 27 строчку в региональном рейтинге THE среди государств группы БРИКС и стран с развивающимися экономиками.