Основным средством интонации является. Интонация. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. Формы ведения спора

Интонация -это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звука, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказывания (по РГ-80)

Таким образом, составными элементами интонации являются:

· мелодика речи,

· ритм речи,

· интенсивность речи,

· тембр речи,

· темп речи,

· ударение.

Мелодика -это тональный контур речи, т.е. модуляция высоты основного тона при произнесении частей предложения, целого предложения и сверхфразовых единств. Тональный контур служит для выражения разных смысловых, синтаксических и эмоционально-экспрессивных значений.

Существует 4 контура мелодики:

· нисходящая мелодика (понижение основного тона)

· восходящая мелодика(повышение основного тона)

· восходяще-нисходящая (сначала повышение, затем понижение)

· довная мелодика или однотон (сохранение одинаковой высоты основного тона на протяжении определенного отрезка речи)

Ритм речи -чередование ударных и безударных долгих и кратких слогов. К примеру, в поэтических и прозаических текстах ритм различается.

Интенсивность речи – т.е. сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания. (Например, речь в комнате и на улице). Количественные изменения интенсивности разных звуков, и в первую очередь, гласных, являются свойством интонации и в сочетании с тоном звуков влияют на их громкость при восприятии. Увеличение интенсивности у звуков с одинаковой высотой тона усиливает их громкость. С другой стороны, при равной интенсивности, звук с большей высотой тона воспринимается как более громкий.

Темп речи –скорость речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и более объемных фрагментов). Темп зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального содержания высказывания. Быстрый темп – эмоциональная речь. Средний темп –ситуация сообщения информации(речь лектора, деловое общение). Медленный темп –дробное синтагматическое членение, пределом которого является совпадение синтагмы и слова. Соответственно увеличивается количество синтагматических ударений, и отдельные слова приобретают особую смысловую весомость. В медленном темпе произносятся торжественные и важные сообщения.

Тембр – в интонации тембром называется дополнительную окраску звучания, сообщающую речи различные эмоционально –экспрессивные оттенки. Тембр звуков может меняться в зависимости от эмоционального состояния говорящего(со страхом в голосе, с гневом и т.п.) Тембровые средства интонации – это разные качества голоса определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Выделяют:



· расслабленный,

· напряженный,

· скрипучий,

· придыхательный.

Ударение –для интонирования (как составляющей интонации) речи принципиально значимо словесное ударение (выделение одного из слогов в слове в процессе произношения) и смысловое ударение(синтагматическое(тактовое), фразовое и логическое). Нередко действие ударения носит не только смысловой, но и эмоциональный характер. Наряду с перечисленными видами интонационно значимыми оказывается и эмфатическое ударение (Щерба).

Эмфатическое ударение подчеркивает, усиливает эмоциональную сторону слова или выражает эмоциональное состояние говорящего. Средством выражения эмфазы в русском языке является главным образом, удлинение ударного гласного при выражении положительных эмоций (восторг, восхищение). Отрицательные эмоции(гнев, досада) могут выражаться удлинением начального согласного, а также подчеркиваемым сокращением ударного гласного.

К основным фонетическим средствам в интонации относят и прекращение фонации , т.е. отсутствие звучания (пауза). Пауза – это своеобразное, чаще всего не звуковое интонационное средство. Паузами отграничивают друг от друга синтагмы (/) и фразы (//). Межфразовые паузы более длительны.

Интонация – это ритмико – мелодическая сторона речи, способствующая членению потока речи на отдельные отрезки – фонетические синтагмы и фразы и служащая в предложении средством выражения синтаксических значений, модальности и эмоционально-экспрессивной окраски.

Функции интонации.

Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски.

Основные её функции - это 1. Оформление, то есть превращение слов в высказывания. 2. Членение потока речи на смысловые отрезки (например, Казнить / нельзя помиловать и Казнить нельзя / помиловать ; Я развлекал его / стихами моего брата и Я развлекал его стихами / моего брата ; Директор / сказал завхоз / не поедет в командировку и Директор сказал / завхоз не поедет в командировку ). 3. Выделение того или иного слова в высказывании (Это Петя ? Это Петя? ). 4. Противопоставление высказываний по их цели, например утверждение / вопрос (Это Петя. Это Петя? ). 5. Выражение отношения говорящего к высказыванию (например, фраза Она так поёт! в зависимости от качества голоса может иметь значение ‘очень хорошо’ или ‘совершенно ужасно’). Не во всех языках интонация выполняет все эти функции; иногда (например, в архаических севернорусских диалектах) все функции, кроме оформления, выполняют частицы, а все слова имеют одинаковую интонацию. Роль интонации особенно хорошо видна на примере фраз, состоящих из одних и тех же слов, но имеющих - в зависимости от интонационного оформления - разное значение (жирным шрифтом выделены слова, на которые приходится фразовый акцент): ― Это он говорит по-русски ? ― Это он говорит по-русски? ― Это он говорит по-русски . ― Это он говорит по-русски. ― Это он говорит по-русски ! ― Это он говорит по-русски Другой пример - междометия, значения которых различаются только при помощи интонации, что может быть передано знаками препинания: ― А? ― А! ― А-а. ― А-а… Интересно, что интонационное оформление может быть даже в каком-то смысле важнее значений слов. Так, фраза Закройте окно , произнесённая с повышением тона на ударном слоге слова закройте , гораздо вежливее фразы Закройте, пожалуйста, окно , произнесённой с понижением тона на том же слоге. Важным свойством интонации является автоматизм её усвоения и использования: хорошо известно, что научить (и научиться) правильной интонации при изучении неродного языка очень сложно, зато стоит пожить несколько недель в среде, где говорят на этом языке, и правильная интонация появляется обычно сама собой. Другая интересная особенность, связанная с интонацией, заключается в том, что передаваемые с её помощью значения являются довольно универсальными - так, совсем маленькие дети, ещё не знающие слов, и даже домашние животные очень хорошо различают настроение и намерения говорящего с ними человека по его интонациям.

ТОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ.

ТС – основные интонационные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи.

Тональный акцент – резкое повышение или понижение тона.

Тональный контур – движение тона на протяжении фонетической синтагмы (сокр. ТК). Каждый ТК имеет центр – динамический акцент фонетической синтагмы (синтагменное или фразовое ударение или акцентное выделение слова). Т.е. это то, как меняется голос на протяжении всей фразы.

ТЕМБРОВЫЕ СРЕДСТВА ИНТОНАЦИИ.

Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые состояние голосовых связок, напряженностью или расслабленность. Стенок ротовой полости и глотки, расширением или сужением глотки, сдвигом вверх или вниз гортани.

КОЛИЧЕСТВЕННО-ДИНАМИЕСКИЕ СИ.

К-Д СИ средства интонации включают увеличение или уменьшение силы (громкости) и изменение темпа произнесения отдельных участков фонетической синтагмы или фразы. Например, предложение «Какой у нее голос?» и «Какой у нее голос!» можно произнести с разным тональным контуром. Различие между ними будет состоять в том, что звуки центров ТК в восклицательном предложении произносятся с большей длительностью и силой (громкостью).

Слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono "громко произношу". Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так называемой фонации (качества голоса). Интонация, вместе с ударением, является одно из просодических характеристик звучащей речи, но уже на уровне ее большого отрезка (такта или фразы). В просодию как раздел фонетики, помимо акцентологии, изучающей ударение, входит интонология . ИНТОНОЛОГИЯ (лат. intonare «громко произносить» + греч. logos - «учение») –– раздел языкознания, изучающий фразовую интонацию.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare «громко произносить») в широком смысле –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка - звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).

Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др.): 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование .

Интонационное членение. Членение звучащего текста на интонационные группы предопределено в первую очередь его семантико-грамматической структурой. Однако на него могут влиять и собственно фонетические факторы. Имеется тенденция разбиения потока речи на интонационные кванты, соотносимые с длительностью дыхательных групп, которые соизмеримы по продолжительности со «средним» предложением. Поэтому предложение часто совпадает с интонационной группой и обрамляется паузами (знак ||): || Я убедил его приехать (\\)||. Если время произнесения предложения превышает идеальный временной порог, оно может быть расчленено на интонационные группы («фонологические синтагмы») в соответствии с его коммуникативной и синтаксической структурой: || Я убедил его в том (/), | что необходимо приехать (\\) ||. Здесь восходящий акцент в конце первой группы имеет структурную функцию, указывая на незаконченность высказывания.

Единица интонации - интонема, или интонационная конструкция.

В русском языке исследователи (Е.А. Брызгунова) выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК) в зависимости от соотношения частей ИК: центра, предцентра и постцентровой частей.

Каждая интонационная конструкция имеет центр, предцентровую и постцентровую части. Центр - слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра выражает смысловые различия внутри предложения и изменяет соотношение предцентровой и постцентровой частей.

Различительные признаки ИК - направление тона на гласном центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется длительность центров ИК, или усиление словесного ударения центра в результате большей напряженности артикуляции гласного, усиливающей отчетливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

ИК-1: –– –– \ __ на гласном центра нисходящее движение тона ниже предцентра, уровень тона постцентра ниже центра. Употребляется при выражении завершенности: Он живет в Киеве.

ИК-2: –– -\__ __ на гласном центра нисходящее движение тона в пределах диапазона предцентра или незначительно ниже, усилено словесное ударение; уровень тона постцентра ниже центра, ниже среднего уровня. Употребляется при выражении вопроса в предложении с вопросительным словом, требования: Какая у него специальность? Закройте дверь!

ИК-3: –– ––/__ на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже среднего. Употребляется при выражении вопроса, незавершенности, просьбы, оценки в предложениях со словами так, такой, вот: Там так красиво! Он такой вредный! Вот молодец!

ИК-4: –– –– \ на гласном центра нисходящее-восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра выше среднего, выше, центра. Употребляется при выражении вопроса в предложениях с сопоставительным а, вопросов с оттенком требования, незавершенности (с оттенком официальности): А Павел? Ваш билет?

ИК-5: –– / \ __ имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго - нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра. Употребляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какой у нее голос! Настоящая весна!

ИК-6: –– / на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра также выше среднего, выше предцентра. Употребляется для выражения незавершенности (с оттенком приподнятости, торжественности), высокой степени количественного и качественного признака, действия, состояния: Все системы работают нормально! Воды набралось! Море!

ИК-7: –– –– /

На гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже центра, в конце гласного центра смычка голосовых связок. Употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки: Какой он охотни! Тишина!

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому.

В общем случае небольшой набор ИК не способен описать все разнообразие русских интонаций и удобен лишь для тех практических целей, для которых он и был разработан. Имеется большое число других просодических характеристик, и комбинаторные возможности интонации огромны.

Тип ИК во всем многообразии его реализаций, передвижения центра ИК, членение речевого потока составляют основные интонационные средства русского языка. Кроме этого, в интонационный рисунок речи входит тип акцента и характер интегральной просодии.

Размещение акцентов. Размещение фразового акцента связано в первую очередь с маркировкой фокуса (ремы) высказывания. Например, во фразах –– Он приедет (/) завтра ? и –– Он приедет завтра (/)? место восходящего акцента (обозначен знаком /) указывает, чего касается вопрос –– осуществления события или его времени. При этом тип акцента сообщает о цели высказывания и, в частности, позволяет отличить вопрос от сообщения: –– Он приедет во вторник (\\).

В русском языке фокальный акцент совмещен с иллокутивным, в других языках они могут быть независимы. Например, в польском языке фраза –– Это вы (/) сделали ? будет выглядеть так: –– Czy to Pan (\\) zrobil (/) ? Здесь восходящий акцент вопроса помещается на конечном слоге предложения (обычно безударном), отдельно от акцента ремы. Сходное различие мы находим между русским и английским, однако в английском восходящий тон ориентирован на ударный слог конечного слова: –– Он принес (/) ей подарок? –– Did he bring (\\) her a present (/)?

Интегральные просодии. Просодический признак может охватывать синтагму или целое предложение. Так, пояснительная вставка произносится на низком тоне (Н): –– Тебя Ваня (/) –– он уже вернулся (Н) –– просил позвонить (\\) . При переспросах быстрый темп (Б) относится ко всему предложению: –– Когда (/=), ты говоришь, он приехал (Б)?

Интегральные огласовки предложений и синтагм очень разнообразны. Кроме различий в общем уровне тона, громкости и в темпе, в экспрессивных целях активно используются специфические качества голоса, называемые фонациями . Так, придыхательный голос (ПДХ) маркирует высокую степень эмоции: –– Какой он виртуоз! (ПДХ), тогда как скрипучий голос (СКР) используется как фигура отрицания: –– Да какой он виртуоз! (СКР) Ерунда!

Комбинации разнообразных акцентов с многочисленными интегральными просодиями дают огромный инвентарь потенциальных средств интонационного оформления высказывания. Однако далеко не все из них в равной степени активно используются в разных стилях речи. Наибольшее богатство обнаруживает неформальный диалогический стиль, тогда как формализованная речь использует гораздо более ограниченный набор средств.

Функции интонации .

Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т.д. (т.е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция –– выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).

1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, пуобудительное, повествовательное)

2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)

3) Интнация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращенияи т.д.

4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

К сожалению, в последние десятилетия в речи молодежи, в молодежном теле- и радиоэфире наблюдается американизация интонации –– привнесение в русскую речь интонационных элементов, свойственных американскому варианту английского языка, что, безусловно, не способствует повышению культуры русской речи.

Нелитературным (просторечным) типом интонации является протяжный подъем вверх голоса при обращении: –– Ми-и-иш(/)!


Выразительность – важнейший признак хорошей речи. Под выразительностью понимаются такие ее особенности, которые позволяют усилить впечатление от сказанного или написанного, вызывать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление. Выразительность оживляет правильность, точность, последовательность и чистоту высказывания, придает этим качествам особую силу воздействия.

Речь называют выразительной, если она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия.

И в устной, и в письменной форме употребления языка главные ресурсы выразительности содержатся в лексике и фразеологии, располагают такими ресурсами также морфология и синтаксис.

Но в устной форме употребления языка очень важна интонация. Именно она всегда считалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством оформления любого слова или соединения слов в предложение (высказывание), средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Несмотря на то, что интонация прежде всего характеризует звучащую речь, письменный текст тоже всегда «звучит» для авторов и озвучивается - реально или мысленно - читателем. Для передачи интонации на письме - пусть и несколько условно и ограниченно - служат знаки препинания, графика, разбиение на абзацы, строфы и строки. Так или иначе автор письменного текста стремится передать его интонационную окраску, подчеркивая и уточняя содержание высказывания, стремясь донести до читателя его смысл.

Исследователи по-разному определяют понятие интонации, исходя из целей и задач, решаемых ими. Некоторые языковеды истолковывают этот термин слишком узко, имея в виду лишь повышение и понижение голоса, другие - шире, подчеркивая, что в интонации сочетаются темп речи, сила, высота и тембр голоса. Есть и более широкий подход, рассматривающий в качестве взаимосвязанных компонентов интонации технику речи, логику произнесения и эмоционально-образную выразительность.

Но все они сходятся в одном: интонация - не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл.

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяются больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, ученый XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говори слабым голосом - робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, - глуп как коза».

Подчеркивая важность интонации в передаче и восприятии смысла, драматург С. Ермолинский в воспоминаниях о М. Булгакове замечает: «Без интонации даже мысль, которую я воспроизводил, кажется, безошибочно, наполовину теряла не только живость, но и полноту еще одного, неуловимого важного смысла» (Ермолинский С. Драматические сочинения. М., 1982, с. 587).

Интонация играет особую роль в рамках целого текста: различными образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. Кроме того, в художественном тексте интонация выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: быстрое и медленное движение, больших и маленьких персонажей, эмоциональное состояние персонажей, силы добра и зла в сказках и т.п.

Таким образом, интонация тесным образом связана со всеми уровнями языка, является важнейшим средством коммуникации, неотъемлемым атрибутом речи, способствующим ее пониманию, придающим ей выразительность и смысловую и стилевую оформленность.


1. Интонация как атрибут речи


Интонация (от лат. intonare - громко произношу) - звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.

В высказывании интонация выполняет следующие функции:

Различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание);

Различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности;

Оформляет высказывание в единое цело, одновременно расчленяя его на ритмические группы (синтагмы);

Выражает конкретные эмоции;

Вскрывает подтекст высказывания;

Характеризует говорящего и ситуацию сообщения.

Различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров;

Является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя;

Выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро – медленно, ускорение – замедление), температурные ощущения (холодно – жарко), рост и сложение людей, размеры предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий) и т.п.

Интонация включает в себя несколько компонентов: мелодику, громкость, логическое ударение, темп речи и паузу. Эти интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.



Мелодика - это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова или фразовой интонацией, наблюдаемой в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Это движение создает тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывает и членит речь.

В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются:

Мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; она свидетельствует об окончании высказывания или его значимой части;

Вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственная вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос);

Мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания, создавая ощущение будущего продолжения.

Как отмечал А.М. Пешковский, вопросительная интонация в русском языке чаще всего характеризуется «особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос». Если это слово стоит в середине или в начале вопросительного предложения, то за резким повышением тона на его ударном слоге неизменно следует понижение, например: «Ты вчера был с ним в театре?» при главном ударении на был. Но если соответствующее слово является последним по порядку, все предложение заканчивается с повышением тона (особенно, если само это слово заканчивается ударным слогом), например: Ты пойдешь? Он пришел? «Ты вчера был с ним в кино?» (при главном ударении на В КИНО).

В специально-вопросительном предложении, т.е. в таком, которое содержит вопросительное слово - член предложения и предполагает ответ, дающий конкретную информацию соответственно значению этого слова (например, Кто пойдет?), мелодический рисунок оказывается сходным с мелодическим рисунком повествовательных предложений: поскольку вопросительность выражена специальным словом, необходимость в ее интонационном выражении отпадает. Даже и там, где вопросительность передается инвертированным порядком слов (Пришел он?), вопросительная интонация не является обязательной. Зато она совершенно обязательна в таких вопросительных предложениях, которые ничем, кроме интонации, не отличаются от невопросительных (Это ты? Он пришел? и т.п.).



Громкость – это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Обычно более важные в смысловом отношении части высказывания характеризуются более высокой интенсивностью, произносятся более громко, чем менее значимые части. Кроме того, интенсивность высказывания обычно уменьшается к концу высказывания.

1.3 Логическое ударение


Мелодика и особенно второй важный компонент интонации – громкость (интенсивность) используются для подчеркивания каких-то частей высказывания, называемое фразовым ударением. Нейтральная его разновидность называется синтагматическим ударением (Л.В. Щерба) и рассматривается как средство организации синтагм. Под понимается сравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речи и тесной смысловой связью. В русском тексте синтагматическое ударение состоит в том, что последнее слово синтагмы (если оно не является служебным словом, неспособным иметь собственное словесное ударение) подчеркивается больше, чем другие. Так, предложение Что вы делали вчера вечером? наиболее привычно распадается на две синтагмы (границы их обозначены вертикальной чертой, а слово, получающее синтагматическое ударение, выделено курсивом): «Что вы делали | вчера вечером?» Такому вопросу соответствует ответ: «Читал новую книгу, | которую мне дали | на один день». Во всех этих случаях синтагматическое ударение может рассматриваться как установление некоторой градации между словесными ударениями.

Отступлением от привычных норм синтагматического ударения является логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) -выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказывания, то есть том слоге или слове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение всегда располагается на том слове, которое говорящий хочет акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. Например:

Вы пойдете в театр? - Да, в театр.

Вы пойдете в театр? - Да, пойдем.

Вы пойдете в театр? - Да, мы.

В предложении «Его новая книга понравилась мне меньше, чем первая», хотя на конце первой синтагмы стоит слова книга, мы больше выделяем не его, а другое слово – новая и тем самым сделаем более выпуклым выраженное здесь противопоставление: новая - первая.

Логическое ударение может еще больше подчеркивать слово, которое и без того должно быть выделено синтагматичеким ударением. Например: «Это не новая книга, а всего лишь нова статья!»

Логическое ударение способно даже нарушать нормы словесного ударения. Пример: обычное словесное ударение: до едым и логическое: «дом еды и помсле еды».

В художественной речи логические ударения, с одной стороны, определяются идеей произведения, с другой - помогают понять скрытый смысл или значимость буквально каждого слова. Рассматривая в качестве примера значимости логического ударения фразу И. Крылова У сильного всегда бессильный виноват…, А. Буяльский подчеркивает, что исходя из значения каждое слово в ней должно быть выделено логически. Однако ударения эти могут быть качественно разными. Так, первое слово в этой фразе выделяется повышением тона, а слова «бессильный виноват» - понижением: так тональным контрастом подчеркивается и то и другое. Слово «всегда» произносится в среднем регистре и выделяется частично акцентом, частично растяжением. В результате каждое слово становится значимым, но имеет свой вес, выраженный с помощью интонации.



Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно.

Замедление темпа придает ощущение эпичности, ускорение (но не суетливость) помогает создать ощущение динамики, неожиданности и стремительности происходящего.

Кроме того, в русском языке в случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растягивание) ударного гласного, а иногда и всего выделяемого слова: Он замеча-ательный человек!; в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т.д.) более типично удлинение начального согласного слова (н-негодяй!) или начального согласного ударного слога (негод-дяй!).



Пауза - перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания.

Различают паузы межсловесные, логические, психологические, физиологические, инверсионные, ритмические…

Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.



Друзей || то и дело менять || не годится.


Необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду. Например, первую строку известного стихотворения А. Блока О, я хочу безумно жить часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова хочу. В таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэт не безумно хочет, а хочет безумно жить.

Вместо позиционного примыкания слов пауза может создавать примыкание слов интонационное - связывать по смыслу отдаленные друг от друга слова. В качестве примера можно сравнить в предложении «Вечно нахмуренная свекровь | портила ей настроение» (вертикальной чертой обозначена пауза, курсивом выделено позиционно примыкающие друг к другу слова) позиционное примыкание и примыкание интонационное: «Вечно | нахмуренная свекровь портила ей настроение» (смысл: вечно портила).

Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.

Интонация находится в тесной взаимосвязи с синтаксической и лексико-семантическими средствами формирования высказывания и текста. Она может действовать одновременно с этими средствами, усиливая их эффект, либо компенсировать отсутствие некоторых из них, например, союзов. Так, интонация перечислительных конструкций характеризуется однородными движениями тона на каждом члене перечисляемого ряда (повторением мелодического рисунка), паузами, отделяющими каждый член от предыдущего, в русском языке обычно дополнительным удлинением гласных ударных слогов. Например: Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин); Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок).

Повышениями и понижениями голоса, увеличением или уменьшением его громкости и силы, ускорением или замедлением темпа создается логическая мелодия фразы или ее части, звена, периода. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Паузы во взаимодействии с логической мелодией отражают степень законченности речевого звена, фразы, периода. Степень повышения или понижения голоса, а также усиления или ослабления его зависит от степени важности, значительности логического ударения.

Логическая мелодия фразы в большей мере определяется знаками препинания. Например, фразы: «Осторожно, дети» и «Осторожно: дети!» - имеют разный смысл и звучат различно. Знаки препинания указывают на паузы, а также на повышение и понижение голоса. И хотя надо принять во внимание недостаточность и недостаточную гибкость знаков препинания, однако отношение к этим скромным указателям на путях осмысления текста должно быть самым внимательным и острым.

В. Вересаев рассказывает (в «Воспоминаниях»), как извратил он смысл одно из строф «Бородино», прочитав ее с интонацией, которая соответствовала такой расстановке знаков препинания:

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры?

О, русские штыки!

Станиславский настаивал на необходимости работы «по знакам препинания в связи с интонацией» и объяснял: «Прямое назначение знаков препинания – группировать слова фразы и указывать речевые остановки или паузы. Она различны не только по продолжительности, но и по характеру. Последний зависит от той интонации, которая сопровождает речевую остановку» (Станиславский К.С. Собр. соч., т. 3, с. 326).



2.1 Интонация и фигуры речи


Будучи неотъемлемым атрибутом речи, интонация тесно связана с лексическими и синтаксическими средствами выразительности. Прежде всего - с фигурами речи, напрямую связанными с интонационным оформлением: риторическими вопросом, восклицанием, обращением; умолчанием, эллипсисом, парцелляцией, сегментацией, эпифразом.

С помощью риторического вопроса, риторического восклицания, риторического обращения эмоциональность высказывания может быть повышена, а внимание читателя или слушателя привлечено к определенным частям текста.

Риторический вопрос - это предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. Риторический вопрос может сохранять вопросительное значение, но задается он не с целью дать (или получить) на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя. Яркий пример - «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» Пушкина:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ мен.

Парки бабье лепетанье,

Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот

мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу…

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувства:

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Из двух функций, свойственных обращению - призывной и оценочно-характеризующей (экспрессивной, выразительной), - в риторическом обращении преобладает вторая:

Земля-владычица! К тебе чело склонил я.

(В. Соловьев)

Погружай меня в сон, колокольчика звон!

Выноси меня, тройка усталых коней!

(Я. Полонский)

Риторические вопросы, восклицания и обращения используются не только в стихах, но и в прозе, главным образом в лирических отступлениях (например, в хорошо всем известных лирических отступлениях в «Мертвых душах» Гоголя) и в случаях перехода авторского повествования в несобственно-прямую речь. Например, в «Белой гвардии» Булгакова: Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?

Умолчание – фигура, предоставляющая читателю или слушателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Прекрасный пример умолчания, пробуждающего глубокие мысли и сильные чувства, представлен в стихотворении Бунина:

В лесу, в горе, родни, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты!

Умолчание часто используется в прямой речи. Пример из стихотворения Лермонтова «Завещание»:

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Еще примеры умолчания в прямой речи - из «Дамы с собачкой» Чехова.

Анна Сергеевна: …Мне, когда я вышла за него, было двадцать лет, меня томило любопытство, мне хотелось чего-нибудь получше, ведь есть же, - говорила я себе, - другая жизнь. Хотелось пожить! Пожить и пожить… Любопытство меня жгло…

Гуров: Но поймите, Анна, поймите… - проговорил он вполголоса, торопясь. - Умоляю вас, поймите…

Особой выразительности помогает достичь эллипсис, придавая тексту особую динамичность:

Пусть… Но чу! гулять не время!

К коням, брат, и ногу в стремя,

Саблю вон – и в сечу! Вот

Пир иной нам Бог даёт.

(Д. Давыдов)

В прозе эллипсис используется главным образом в прямой речи и в повествовании от лица рассказчика. Примеры из «Бэлы» Лермонтова: Чуть зазевался, того и гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке; Григорий Александрович до того его раздразнил, что хоть в воду; Казбич вздрогнул переменился в лице – и к окну; Ну, да это в сторону; Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружье из чехла и туда – я за ним.

Сегментация, парцелляция и эпифраз относятся к структурно-графическим выделениям. С помощью этих фигур внимание читателя обращается на один из компонентов высказывания, который в общем потоке речи мог бы остаться незамеченным. Как и другие фигуры речи, сегментация, парцелляция и эпифраз тесно связаны с пунктуационным оформлением в письменном варианте текста, в устной форме им помогает интонация.

Сегментация - это вынесение важного для автора компонента высказывания в начало фразы и превращение его в самостоятельное назывное предложение, так называемый именительный представления, а затем дублирование его местоимением в оставшейся части фразы: Обмен купюр: неужели все напрасно?

Парцелляция - в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких последних слов высказывания для привлечения к ним внимания читатели и придания им нового звучания:

Процесс пошел. Вспять?

Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.

Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.

На дворе осень. Поздняя.

Эпифраз, или присоединение, - добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению: Кто мог бы подумать, что вопрос об этом поставят боннские политики, да еще социал-демократы?

Из трех последних фигур лишь эпифраз не только помогает расставить логические акценты, но и добавляет информацию.



Выбор средств речевой выразительности так же, как и выбор языковых средств вообще, определяется сферой общения, ситуацией и целью. В каждом из функциональных стилей: разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом и художественном - выразительность достигается с помощью разных языковых средств, отбор и организация которых, их функциональная активность определяются специфическими особенностями того или иного стиля.

Совокупность интонационных средств языка, обусловленных целями общения, образует интонационный стиль языка. Он складывается из интонем - единиц интонации, образованных с помощью элементов интонации и связанных в языковой традиции с определенным значением, т.е. обладающих семантикой. В зависимости от значений выделяются четыре группы интонем:

1) интеллектуальные,

2) волюнтативные,

3) эмотивные,

4) изобразительные.

Каждая группа интонем выполняет в речи ту или иную функцию. Интеллектуальные интонемы (интонемы актуального членения, интонемы степени связи, интонемы степени важности, интонемы вопроса, интонемы утверждения) служат для смыслового членения речевого потока, различения синтаксических значений и категорий. С помощью волюнтативных интонем (совета и побуждения, приказа, просьбы) говорящий осуществляет воздействие на психику или действие собеседника. Эмотивные интонемы (гнева, испуга, нежности, радости, презрения и т.д.) выражают эмоциональное состояние говорящего. Изобразительные интонемы (со значением «большой», «маленький», «скорый», «медленный» и т.д.) выражают экспрессивные коннотации, служат для воспроизведения интонационными средствами физических свойств, явления и предметов.

Интонационный стиль языка отличается частотностью использования интонем с той или иной семантикой. По аналогии с функциональными стилями ученые вылеояют пять интонационных стилей языка: деловой (информационный), научный, художественный, публицистический, разговорный. Стилеобразующий признак - наличие интонем определенной семантической группы. Интеллектуальные интонемы присутствуют в речи всегда, так как цель любой речи – передавать какое-то интеллектуальное содержание. Специфику стилей составляет соотношение волюнтативных, эмотивных и изобразительных интонем или их полное отсутствие.

Универсальными для всех стилей являются повествовательные невосклицательные предложения. Они употребительны во всех разновидностях разговорного и литературного языка. Их интонация в целом спокойна, мелодика стремится к понижению, общий тон характеризуется утвердительностью. Цель повествовательных предложений - передать информацию, сделать сообщение.

Восклицательные предложения экспрессивны. Они употребляются преимущественно в разговорном языке и языке художественной литературы, а также в языке публицистики. В научном стиле они редки, а официально-деловой стиль их вообще избегает.

Вопросительные предложения характерны для диалога, следовательно, для разговорного языка, а вслед за ним и для языка художественной литературы и публицистики. Вопросительное предложение может быть и риторическим. Разговорное употребление риторического вопроса для выражения утверждения широко отражается в художественной литературе. Например, в повести Распутина «Живи и помни»:

Михеич за день не успокоился: где теперь, в войну, возьмешь такой топор? Никакого не возьмешь, а этот был словно игрушечка – легкий, бриткий, как раз под руку… И лишь в постели, когда перед забытьем легонько занывает в покое тело, вдруг екнуло в Настены сердце: кому чужому придет в голову заглядывать под половицу?

Вопросительные предложения могут быть использованы для того, чтобы особо подчеркнуть какое-либо место текста, обратить на него внимание: … я стал звать хозяина – молчат; стучу – молчат… что это? Наконец из сеней выполз мальчик лет 14-ти (Лермонтов).

Приведем примеры для каждого стиля.

2.2.1 Публицистический стиль

Отличительная черта публицистического стиля - усиленная речевая выразительность. В публицистическом стиле наблюдается сочетание волюнтативных и эмотивных интонем. Речь публицистического характера строится с целью воздействовать на волю слушателей.

Не топчите цветочные клумбы!

Можно ли писать о тюльпанах в газете?

Или цветы - это тема только для поэтов? Нет! Тема эта имеет важное значение для всех. Без цветов жизнь людей стала бы беднее.

Цветы украшают парки и скверы, улицы, дома и квартиры людей. С цветами в дом приходит радость и красота.

Только бережное отношение к цветам поможет сохранить их красоту, а также красоту городов и домов.

Задача публицистического речи - сообщая сведения о каком-либо событии или факте жизни, повлиять на убеждения читателей, заставить их действовать так, как предлагает автор. Поэтому заголовок текста выражен побудительным восклицательным предложением. Чтобы вызвать у читателей эмоциональный отклик, автор использует и вопросительные предложения, риторические вопросы - это способствует выражению страстности и призывности.

2.2.2 Научный стиль

В целом научный стиль считается неэмоциональным. Научный стиль с ярко выраженной интонемой степени важности, большой частотой волюнтативных интонем используется в речи, имеющей цель не только передать информацию, содержание, но и направить внимание слушателей или читателей на это содержание (лекция, научный доклад, объяснение на уроке).

В зависимости от ситуации или жанра научного текста, он может быть достаточно эмоциональным, интонационно наполненным.

Так, в научном стиле вполне употребительные вопросительные предложения, естественны и риторические вопросы. «Но я считаю нужным подчеркнуть, что все семантические наблюдения могут быть только субъективными. В самом деле, каким другим может быть, например, наблюдение того, что форма офицерам имеет собирательный и несколько презрительный оттенок, тогда как форма офицемры является обыкновенным множественным числом?» - Л.В. Щерба.

Пример вопроса для привлечения особого внимания к тому или иному положению: «Почему я говорю о социальной значимости? Потому что язык – явление социальное…» - Л.В. Щерба.


Деловой (официально-деловой) стиль мы встречаем не только в официально-административных учреждениях и деловых ситуациях. Мы наблюдаем его в речи диктора при чтении сводки погоды, программы передач и т.д. Считается, что официально-деловой стиль не нуждается в речевой выразительности, и одно из ключевых требований к соблюдению официально-делового стиля - это бесстрастность изложения. Бесстрастность же достигается владением именно интонацией. Благодаря ей можно достичь желаемого эффекта, скрывая свои внутренние переживания, волнение и заинтересованность в сообщаемом.

Приглашение

Детская музыкальная школа приглашает вас на выпускной вечер. В концерте примут участие пианисты, скрипачи, виолончелисты.

Вечер состоится в воскресенье, 10 ноября 2009 года, в больше зале школы. Начало в 18 час. 30 мин. Адрес: ул. Парковая, 2.

Текст объявления отличается сдержанностью, краткостью. Констатация факта, деловая утвердительная интонация прочитывается в повествовательных предложениях и отсутствии какой-либо оценочной лексики. Предложения простые, но распространенные и осложненные, что придает высказыванию спокойную интонацию, размеренность. Отсутствие побудительных и восклицательных предложений свидетельствует об отсутствии эмотивных и волюнтативных интонем, что говорит о бесстрастности и отстраненности текста по отношению к адресату. Цель высказывания - сообщить, но не побудить, не призвать, не воздействовать.

2.2.4 Художественный стиль

В художественном (литературно-художественном) стиле возрастает частота эмотивных и изобразительных интонем. Цель применения этих интонем – воздействовать не только на разум, но и на чувства (например, в сценической речи). В литературно-художественном стиле речевая выразительность находит наиболее широкое применение, выполняя эстетическую функцию, способствуя созданию художественного образа.

Интонационный рисунок не только стиха, но и прозы зависит главным образом от типов используемых предложений, от наличия или отсутствия риторических вопросов, восклицаний и обращений, от протяженности (размера) предложений, от протяженности синтагм (интонационных отрезков предложений от паузы до паузы), от количества слогов в синтагмах, от расположения и соотношения ударных и безударных слогов, от порядка слов в синтагмах.

На примере двух отрывков из рассказа К. Паустовского «Колотый сахар» А. Горшков показывает «зримость» интонационной выразительности в «читаемой» прозе.

Повествование рассказчика: Мы шли по дощатым тротуарам. Черемуха цвела в холодных ночных сада, за открытыми окнами горели неяркие ламы. У калитки бревенчатого дома сидела на скамейке тихая светлоглазая девочка и баюкала тряпичную куклу. Количество слогов в синтагмах невелико, соответственно невелико и количество слогов (от 7 до 13), словорасположение симметрично, без смысловых и интонационных сдвигов. Ритм спокойный, размеренный. Но 80 слогов приходится 25 ударных, между ударными слогами располагаются 2-3 безударных.

Реплика старика: - Сеятель я и собиратель, - так же спокойно ответил старик. - В юности хлеб сеял и хлеб собирал, нынче сею доброе слово и собираю иные чудесные слова. Только неграмотен я, - вот и приходится все на слух принимать, на память свою полагаться. Количество слов и слогов (от 6 до 14) в синтагмах примерно такое же, как в повествовании рассказчика. Симметричность построения синтагм сочетается со сдвигами порядка слов в сторону «разговорности». Количественное соотношение ударных и безударных слогов почти такое же, как у рассказчика, но у рассказчика синтагмы начинаются с безударных слогов, у старика в большинстве случаев - с ударных. Сравним: Мы шлим по дощатым тротуарам | череммуха цвела в холодных ночных садах | за открымтыми окнами | горемли неяркие ламы - Семятель я и собиратель | В юмности хлеб сеял и хлеб собирал | нымнче сею доброе слово… Сдвиги порядка слов и различия в расположении ударных слогов в синтагмах создают в реплике старика интонацию, отличную от интонации в повествовании рассказчика.

Еще два отрывка - из коротких рассказов Бунина.

«Убийца»: Дом с мезонином в Замоскворечье. Деревянный. Чистые стекла, окрашен хорошее синеватой краской. Перед ним толпа и большой автомобиль, казенный. В растворенные двери подъезда виден на лестнице вверх коврик, серый, с красной дорожкой. И вся толпа смотрит туда с восхищением, слышен певучий голос…

«Обреченный дом»: С изумлением осматриваю этот давно знакомый мне дом: как же это никогда до сих пор не приходило мне в голову, что в таком доме непременно должно было совершиться убийство? Эти линючие стены, эта ржавая вывеска над витриной, это мрачное и загадочное выражение черных окон вверху…

Разница в эмоциональной окраске этих отрывков задается прежде всего словами, содержащими прямые оценки: чистые стекла, окрашен хорошей синеватой краской, эти линючие стены, эта ржавая вывеска и т.д. Но и интонационная организация отрывков (как и обоих рассказов целиком) играет немаловажную роль.

Для интонации отрывка из «Обреченного дома» важны, разумеется, риторический вопрос и риторическое восклицание (хотя заканчивается оно не восклицательным знаком, а многоточием), которых нет в отрывке из «Убийцы». В первом отрывке предложения короче, чем во втором: при почти равном объеме (42 и 45 слов) в первом отрывке шесть предложений, а во втором - два. Синтагмы в отрывке из «Убийцы» также несколько короче, чем в отрывке из «Обреченного дома», - это видно уже по знакам препинания (а они очень важны для интонационного построения текста). Соотношение безударных и ударных слогов в обоих отрывках одинаково: в первом из 93 слогов 33 ударных, во втором из 100 слогов 35 ударных. Но вот расположение ударных и безударных слогов, их чередование существенно различаются. Позиций между ударными слогами (а также перед ударными слогами и после ударных слогов в начале и в конце отрывков) в первом отрывке 32, во втором - 35. В первом отрывке в этих позициях в 16 случаях располагаются по 2 безударных слога, в 9 случаях - по одному безударному, в 5 случаях - по 3 безударных, в 1 случае - 4 безударных; в 2 случаях два ударных слога идут подряд. Во втором отрывке между ударными слогами в 10 случаях располагаются по 2 безударных, в 10 случаях - по одному безударному, в 6 случаях - по 3 безударных, в 3 случаях - по 4 безударных, в одном случае - 5 безударных (загамдочное выражемние), в 3 случаях идут по 2 ударных подряд, в одном случае -3 ударных подряд, хотя один из них и отделен паузой (знакомый мнем домм: камк же это).

Таким образом, чередование ударных и безударных слогов в отрывке из «Убийцы» можно считать относительно равномерным, тогда как в отрывке из «Обреченного дома» налицо сдвиги то в сторону сближения ударных слогов, то, наоборот, в сторону их разрежения. Таким образом, есть некоторые основания сказать, что в первом отрывке ритм и интонация спокойные, уравновешенные, а во втором - намеренно неровные, отражающие волнение, эмоциональное напряжение рассказчика.

2.2.5 Разговорный стиль

Интонация является ярким средством выразительности в разговорном стиле, поскольку данный стиль реализуется главным образом в устной форме.

Эмоциональность, отношение говорящего к сообщаемому передаются именно с помощью интонации. Разговорный стиль сочетает в себе те же интонемы, что и художественный, отличие состоит в сниженной интенсивности и ряде других особенностей, характерных именно для разговорной интонации.

Только братья легли, как внезапно заревел телефон.

Папа сунул трубку Леньке:

Оказывается, тебя… Смотри, недолго. Ну и ночка!

Звонил Ленькин одноклассник Левка Гринберг, шахматист-отличник:

Ты спишь? А Петька спит? А ваши спят? А наши спят. А я не сплю. А у меня - бессонница. Плохая примета. Вы собираетесь в лагерь?

Вот еще, - сказал Ленька. - Когда это будет… Дня через два…

А шахматы берешь?

Угу. Только у меня их нет. Я дал их Лехе из пятого «Г», а он зажилил…

Трубку перехватил Петька:

Ты спишь?

У меня бессонница, - охотно объяснил Левка. - Плохая примета. Наверное, проиграю.

Снова появился папа, молча положил трубку на рычаг и с достоинством удалился.

Телефон снова заревел.

Что, помехи? - радостно орал Левка. - А я сегодня сон видел…

Опять послышались папины шаги.

Петька поспешно крикнул:

Пока, я сплю! - и бросил трубку.

(Ю. Вищев, А. Иванов)

Несложно представить ситуацию и обстановку, в которой происходит этот разговор. Обрывистые фразы, короткие простые предложения, вопросительные и повествовательные, несут на себе след взволнованной, нервной интонации, с которой бросает свои реплики Левка, переполненный ожиданием соревнования: Ты спишь? А Петька спит? А ваши спят? А наши спят. А я не сплю. А у меня - бессонница. Плохая примета. Вы собираетесь в лагерь?

Ленька же, собиравшийся спать, отвечает более спокойно, размеренно, с некоторой задумчивостью и сомнениями, о чем свидетельствует многоточие: Когда это будет… Дня через два…, связанность простых предложений и наличие сложной конструкций: Только у меня их нет. Я дал их Лехе из пятого «Г», а он зажилил…

Разговорность стиля передается и восполнением смысла неполных предложений из контекста ситуации и реплик участников диалога.




Выразительность живой речи вообще, а художественной в особенности не исчерпывается понятностью. Каждое слово, вылетевшее из уст человека, кроме воли и намерения обнаруживает его состояние: покоя или беспокойства, равнодушия или тревоги, радости или печали, одобрения или осуждения, раздражения или восхищения.

При этом каждый человек чувства свои выражает по-своему. Писатель, изображая какое-либо событие или картину, выражает вызванные ими свои собственные чувства и мысли. Также и говорящий в живом слове изливает свое отношение к произносимой речи, своей или написанной другим автором, передавая свои чувства и помыслы, симпатии и антипатии, настроения и переживания, вызванные тем, что он говорит, сообщает.

Интонацию невозможно «взять напрокат», механически заимствовать: интонация не выискивается как деталь или окраска для «наложения» на текст; интонация рождается сама в процессе рождения текста, представляя собой результат интенсивной работы чувств, мысли, воображения, воли, умысла говорящего и пишущего.

Интонация как средство выразительности выполняет свое назначение в тесной связи с другими выразительными средствами языка, прежде всего синтаксическими. Однако взаимоотношение интонации и синтаксиса нельзя свести к некоему параллелизму. Интонационных моделей, динамических и мелодических, всегда меньше, чем моделей синтаксических. Одни и те же интонационные средства русского языка используются для выражения в разных речевых ситуациях различных синтаксических значений. В то же время интонационные и синтаксические характеристики речи могут взаимно компенсироваться.

Интонация тесно связана с ритмом. С ритмом и мелодикой связана организация гармонического центра, который помогает обозначить границы высказывания, границы его композиционных частей.

Учет интонационных стилей языка способствует успешности коммуникации, достижению целей общения. Нарушение интонационной целесообразности вызывает ощущение ошибки, сигнал спонтанности речи или как стилистический прием. Носитель языка интуитивно овладевает интонационными моделями родной речи. Владение интонацией как средством выразительности является обязательным для человека, вступающего в коммуникацию.




1. Плещенко Т.П. и др. Основы стилистики и культуры речи: Учеб. пособие для студентов вызов / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. – Мн.: ТетраСистемс, 1999. – 240 с.

2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.

3. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 336 с.

4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 272 с.

5. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 312 с.

6. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1998. – 272 с.

7. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 520 с.

8. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс, 1999.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Просодические или интонационные средства делятся на:

Тональные,

Тембровые (фонационные),

Количественно-динамические.

Тональные просодические параметры (мелодика) являются основным интонационным средством и связаны с из­менениями частоты основного тона. У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах синтагмы и фразы говорящий делает повышение или понижение тона.

В русском языке в наиболее компактном виде выделяется шесть основных интонационных конструкций (сокращенно - ИК [ика]). Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое или ло­гическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части синтагмы, которые в ряде случаев могут отсут­ствовать. Например: Наступило лето; Дверь не заперта; Где книга? - Здесь. Предцентровая часть обычно произносит­ся на среднем тоне. Основными различительными призна­ками ИК являются направление движения тона в центре и уровень тона постцентровой части. Интонационные конст­рукции можно схематически изобразить линиями движе­ния тона.

на звуках центра происходит понижение тона, тон постцен­тровой части ниже среднего. ИК-1 обычно встречается при выражении завершенности в повествовательном предложе­нии: Поздняя о \сень. Грачи \ улетели, ле с\ обнажился, поля \ опустели... (Н. Некрасов) - интонационный центр в при­мерах отмечен жирным выделением, падение тона в центре показано знаком \ после ударного слога.

звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части, на следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего уровня. ИК-2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением, волеизъявлением: Куда ты\ идёшь? Серёжа\, там опа сно\! Падение тона показано знаком \ после слога, где оно происходит.

У ИК-1 и ИК-2 один и тот же мелодический контур: от среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже средне­го. Различие в этих ИК в месте падения тона: у ИК-1 оно происходит в центре, а у ИК-2 на следующем после центра слоге. Так, фразы Грачи улетели и Куда ты идёшь? можно произнести с ИК-1: падение тона на выделенном ударени­ем центре ИК - Грачи \ улетели, Куда \ ты идёшь? Эти фразы можно произнести и с ИК-2: падение тона на пер­вом после центра слоге - Грачи у\летели, Куда ты\ идёшь?


на звуках центра резко восходящее движение тона, тон пост­центровой части ниже среднего. ИК-3 характерна для вы­ражения незавершенности речи. Так, ИК-3 обычно встреча­ется в вопросительных предложениях без вопросительного слова: А/нна\ пьёт сок? Анна пьёт/ сок\? - повышение тона в центре показано знаком / после ударного слога. Ти­пична ИК-3 для неконечной синтагмы во фразе: Когда Каштанка опо/мни\лась, | музыка уже не играла (А. Чехов). Встречается ИК-3 и при обращениях, выражении просьбы: Мари /но\чка, \ позвони / за\втра. При отсутствии постцен­тровой части в некоторых случаях наблюдается восходяще­-нисходящее движение тона: Ва -ань/\! Иди сюда\. Однако в большинстве подобных случаев тон прерывается на верхнем уровне: Анна пьет со к/? Сдам заче т/| - поеду домой.

на звуках центра нисходящее движение тона, тон постцент­ровой части выше среднего. ИК-4 обычно встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставитель­ным союзом а, в вопросах с оттенком требования: А Ната \ша/? Ваше и \мя/? Фами \ли/я? Повышение тона в пост­центровой части может происходить на первом заударном слоге: А Ба \ри/нова? - или на последнем: А Ба \ринова/? - либо равномерно повышаться на всей заударной части. При отсутствии постцентровой части нисходяще-восходящее дви­жение тона происходит на звуках центра: А мы\/?



имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго центра или на следую­щем за ним слоге - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 обычно встречается при выражении высокой степени при­знака, действия, состояния: Како й/ у неё го \лос? или Ка­ко й/ у неё го лос\! Ка к/ она танцу \ет! или Ка к/ она танцу­ ет\! Настоя /щая весна \! ИК-5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом: Куда/ ты идёшь\? Какой/ у нее го\лос? ИК-5 может быть и на фразе, состоящей из одного слова с побочным ударени­ем, обычно при выражении эмоции: В`е/ликоле \пно! В`о/ схити \телъно!


на звуках центра восходящее движение тона, тон постцент­ровой части выше среднего. ИК-6 обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния: Какой компо т/ вкусный! Как она танцу/ет! Сколько воды/ набралось! При отсутствии постцентровой части ИК-3 и ИК-6 обычно не различаются, нейтрализуются; ср. Сколько воды /? и Сколько воды /!

Общий уровень тона фонетической синтагмы или фразы может в некоторых случаях сдвигаться вверх или вниз. В свя­зи с этим выделяются:

- средний регистр тона , на котором произносит­ся большинство речевых тактов и фраз: Он такой вялый, грустный, ленивый;

- верхний регистр :Он такой хорошенький, пух­ленький, курносенький! Он типичен для переспросов: Куда, ты сказал, тебе надо ехать !;

- нижний регистр :Он такой грубый, грязный, хмурый; в нижнем регистре обычно произносятся вставные слова и предложения, сообщающие факультативную инфор­мацию: У Саввы, пастуха (он барских пас овец), вдруг убы­вать овечки стали (И. Крылов); переспросы-припоминания: Как ее зовут? - Как ее зовут? Не знаю. Слова автора, сто­ящие после прямой речи или внутри нее, обычно отличают­ся от прямой речи регистром. Так, если прямая речь произ­несена в среднем регистре, то слова автора - в нижнем или верхнем: Вот хороший выстрел, - сказал я, обраща­ясь к графу. - Да, - отвечал он, - выстрел очень замеча­тельный (А. Пушкин).