Парижские символы. Рестораны Эйфелевой башни. Собор Парижской Богоматери

Если спросить среднестатистического жителя России, Германии или Японии, что для него является символом Парижа, то, несомненно, в список лидеров войдут Эйфелева башня, Нотр-Дам и Лувр. А вот если аналогичный вопрос задать жителю Мали, то, скорее всего, ответ будет неожиданным – «Фойе Бара». При этом бесполезно пытаться выяснить у коренных парижан подробности об этой достопримечательности – оказывается, никто никогда не слышал подобного названия.

Спонсор поста: Стриптиз Львов : Шоу-бар «Сплит» - это место отдыха и развлечений, мир красоты, эротики и женственности.

2. На самом деле, Foyer Bara (с ударением на последний слог) – вовсе не памятник архитектуры или исторический монумент. Это одно из крупнейших во Франции . Свое название оно получило от одноименного переулка в Парижском пригороде Монтрёй, где в обшарпанном здании бывшей фабрики живут в условиях чудовищной тесноты и скученности около тысячи чернокожих выходцев из Мали. Но, несмотря ни на что, для них это неприглядное место – ворота в землю обетованную, из Африки в Европу.

3. Договориться о съемке в этом месте было чрезвычайно трудно. Местные обитатели вовсе не жаждут привлекать к себе внимание прессы, что, впрочем, неудивительно – как минимум треть из них являются нелегалами, попавшими во Францию различными путями. Таких людей здесь называют “sans-papiers” – люди без документов. Но благодаря помощи Клода Резника, сотрудника мэрии Монтрёя, удалось выйти на одного из лидеров малийской общины и уговорить его позволить сделать несколько кадров. Правда, ограничений было много: можно было снимать лишь на один объектив и лишь общие виды со строго определенной точки и в строго определенном направлении. Но все равно, я был первым иностранным журналистом, появившимся здесь с фотокамерой – до этого лишь однажды здесь были представители французских СМИ.

4. Здание общежития представляет собой довольно большое, но невысокое строение с обширным внутренним двором. В этом дворе жизнь бьет ключом – настоящая Африка, каким-то чудом перенесенная на тысячи километров. У самых ворот идет активная торговля – местные обитатели продают друг другу и нечастым посетителям извне всякий ширпотреб по 1 евро, поддельные сигареты, дешевые продукты. В самом дворе стоит чад от множества жаровен, на которых поджариваются кукурузные початки. Снимать здесь нельзя, но мне удается несколько раз незаметно щелкнуть затвором «от пуза». Мы заходим в одну из дверей, где находятся столовая и кухня. Помещения производят впечатление крайне запущенных и захламленных. В огромных кастрюлях варятся куриные тушки и рис – основной рацион жителей общежития. В соседнем помещении женщины в пестрых одеяниях, страшно пугающиеся при виде фотокамеры, раскладывают по тарелкам солидные порции еды. Клод говорит, что сюда приходят и некоторые горожане – цены весьма приемлемы: полноценный сытный обед обходится в 3 евро – для Парижа это очень дешево. Но, признаться, после визита на кухню я бы не рискнул отведать местной стряпни: нога санинспектора точно не ступала здесь очень давно.

10. Мы поднимаемся в одну из комнат. В небольшом помещении – несколько двухъярусных коек и склад вещей. Изначально общежитие было рассчитано на 200 человек, но уже сразу после открытия здесь поселилось 400, а сейчас число постоянных обитателей составляет около тысячи, хотя точной цифры не может назвать никто. Общежитие открылось в конце 1960-х гг., и некоторые малийцы живут здесь с момента открытия, так и не сумев подняться по социальной лестнице и получить легальный статус. Здание принадлежит Ассоциации образовательной подготовки в Африке и на Мадагаскаре (AFTAM). Это общественная организация, частично финансируемая государством, которая оказывает помощь иммигрантам с Черного Континента, преимущественно гражданам бывших французских колоний. Сразу после прихода к власти Саркози полиция и жандармерия провели здесь рейд по выявлению нелегалов – несколько человек в итоге были задержаны. Но африканцы устроили массовые акции, а поскольку Монтрёй – город левых традиций, их поддержали анархисты и антиглобалисты. В результате у силовиков сдали нервы, и они выпустили задержанных. С тех пор полицейские не трогают обитателей улицы Бара, тем более, что они пользуются поддержкой городской мэрии, большинство в которой принадлежит представителям партии «Зеленых».

12. В коридоре вдоль стен расставлены раскладушки: ночью здесь спят те, кому не хватило места в комнатах. Здание буквально трещит по швам. Клод говорит, что планы реконструкции существуют уже много лет, но до сих пор остаются лишь на бумаге: просто невозможно куда-либо переселить такую огромную массы людей. «А представь себе, если случится пожар?» - говорит он. Мне сразу вспоминается несколько случаев в Москве, когда подобное случалось в значительно меньших общежитиях мигрантов – каждый раз было много жертв.

14. В здании есть еще и мастерские по пошиву одежды, я прошу разрешения поснимать там, но получаю категорический отказ. На самом деле, это очень обидно: видеть красивые кадры – а здесь почти все невероятно фотогенично – и не иметь возможности снимать. Но все равно, даже просто побывать там, где практически не ступала нога журнала – это уже большая удача, и я искренне благодарен Клоду и нашему проводнику, одному из лидеров местной общины, малийцу Мусе – они позволили мне взглянуть другими глазами на проблему иммиграции, которая является и необходимостью, и головной болью Парижа. Да и не только Парижа – Лондон, Нью-Йорк и Москва постоянно сталкиваются с одними и теми же проблемами. Что мне понравилось во Франции – здесь я увидел людей, готовых помогать мигрантам, что, к сожалению, нельзя сказать о Москве. После визита в Монтрёй я уже по-другому стал смотреть на чернокожих французов – как продавцов дешевого ширпотреба, так и успешных офис-менеджеров – ведь у каждого из них, или же у их родителей, было свое Фойе Бара – ворота из африканской нищеты в достойную европейскую жизнь.

Эмблема Парижа рождаласъ в спорах

Вот уже больше сотни лет Эйфелева башня остается эмблемой Парижа, изящно и горделиво вознося к небу свой ажурный силуэт, известный во всем мире. Но в ней можно видеть и символ новой индустриальной эпохи, ибо отважный вызов высоте, испокон веков вдохновлявший зодчих, осуществлен здесь на уровне небывалых прежде технических возможностей конца XIX века.

В ту пору ускорение технического прогресса повлекло за собой революционные изменения в архитектуре и строительстве. В различных странах мира возникают проекты грандиозных сооружений высотой в несколько сот метров. Многие из этих начинаний терпят крах, само осуществление подобных проектов ставится под сомнение. Но во Франции инженер Александр Гюстав Эйфель твердо верил в их скорое торжество. В конце 1884 года он и возглавляемая им компания разрабатывают проект строительства башни высотой около 300 метров. Большая заслуга в этом деле принадлежит и главному плановику Эйфеля, Морису Кешлину. А в 1886 году в Париже объявляется конкурс архитектурных проектов для Всемирной выставки 1889 года. Выставка должна была продемонстрировать достижения технического прогресса. Организационный комитет уведомил общественность, что среди конкурсных заданий есть и проект башни из стальных конструкций высотой в 1000 футов (304,8 метра). Возможно, уже в ту пору имелся в виду совершенно конкретный проект Гюстава Эйфеля. Всего было подано более ста проектов, но в конце концов лучшей была признана конструкция Эйфеля. Теперь - за каких-нибудь два года - ему предстояло ее возвести.

В горизонтальной проекции Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара. Вместе с антенной ее высота составляет 320,75 метра, она весит 8600 тонн, и, как уверяют специалисты, в процессе ее постройки было заклепано 2,5 миллиона заклепок. 12 000 деталей для башни изготовлялись по точнейшим чертежам. Самая высокая по тем временам башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно короткий срок.

Эйфель до этого построил несколько железнодорожных мостов и славился своим умением находить неординарные инженерные решения сложных технических проблем.

Даже в Росии Эйфель построил несколько плотин, за что был удостоен ордена Святой Анны.

Настоящее имя инженера-конструктора - Беникхаузен. Фамилию Эйфель взял себе в XVII веке один из его предков, выходец из Восточной Германии, из лесного плато, которое до сих пор называется Эйфель.

Только благодаря его способности планировать все заранее и вести работы с максимальной точностью башня была построена очень быстро. 16 опор, на которых она держится (по четыре в каждой из четырех «ног»), были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно точный горизонтальный уровень первой платформы. И хотя нивелировка потребовалась незначительная, без этих домкратов поставить башню не удалось бы никогда.

Затем на первой платформе был открыт ресторан, который пользовался огромным успехом во время выставки. На второй платформе, на высоте 116 метров, газета «Фигаро» оборудовала свою редакцию.

Башня, возведенная за 26 месяцев, оставалась самым высоким сооружением в мире до 1931 года, когда в Нью-Йорк-Сити был построен небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг. За время работы Всемирной выставки ее посетили два миллиона человек. Они могли воспользоваться лифтами, чтобы подняться на первую, вторую или третью платформы или даже забирались пешком на верхушку башни.

Противников у башни оказалось больше, чем почитателей. Художественная и литературная общественность Парижа возмущенно протестовала против черной гигантской трубы. Гийом Аполлинер посчитал, что единственной функцией башни, «пастушки», по его выражению, было «пасти стада облаков».

Изобретательный Эйфель сначала устроил на башне метеорологическую, а затем аэродинамическую лаборатории. За два года до его смерти, в 1921 году, на башне была установлена первая радиостанция.

Эйфелева Башня - символ не только Парижа, но и всей Франции

Многое предвидел Эйфель. Но то, что башня явится символом не только Парижа, но и Франции, он даже мечтать не мог.

Многие историки полагают, что, в сущности, у башни одна-единственная функция. Это лестница в небо. Она и сейчас производит впечатление чего-то очень авангардного. Ее форма абсолютно уникальна и непонятно чем обусловлена, как неизвестно, чем обусловлена форма скалы или дерева. При огромном количестве наследниц, превзошедших ее по высоте, она остается неподражаемой по силе воздействия - она не вышка, которая лучше читается издали, ее хочется воспринимать целиком, от основания до вершины. Наконец, вопреки всей фрейдистской мифологии, ее женская сущность несомненна - «парижанка», - поэтому самым смелым ее ракурсом смотрится вид изнутри. Она естественна, как естественно все растущее из земли. Она зооморфна, в ее упругих линиях есть животная, хтоническая витальность («ноги как будто выпрыгивают из земли»).

Военная Академия выдала аттестат Наполеону

Военная Академия была построена в 1751-1753 годах по проекту известного архитектора Жака Анжа Габриэля. Ее площадь занимает 440 м в длину и 260 м в ширину.

Перед ее северо-восточным фасадом раскинулось Марсово поле, где происходили военные учения воспитанников школы. Главный фасад здания, а также парадный двор обращены в противоположную сторону - к площади Фонтенуа. Выстроенная в классическом стиле, Военная Академия хорошо перекликается с торжественной архитектурой стоящего вблизи Дома Инвалидов. В самом здании особый интерес представляют парадная лестница, часовня и зал Маршалов, хорошо сохранивших благородный стиль Габриэля.

Как и всякое благое дело, строительство Академии началось не сразу и не вдруг. Идея создания этого военного учреждения принадлежит отнюдь не военным людям. Военный институт для неимущих дворян предложил создать финансист Пари-Дюверне. Его поддержала мадам де Помпадур, которая сумела получить у короля разрешение на его основание. Людовик XV этим и ограничился, мало интересуясь судьбой строящегося здания. Государственные ссуды были настолько мизерны, что мадам де Помпадур отдала на строительство собственные деньги. Но заинтересовать короля судьбой будущего института ей так и не удалось.

На помощь пришел драматург Пьер Бомарше, в то время еще не драматург, а учитель игры на арфе дочерей Людовика XV. Он убедил короля посетить строительство Военной Академии.

В поисках средств, необходимых для продолжения работ, Бомарше тактично предложил Людовику XV обложить налогом любителей карточной игры. Была устроена и лотерея, весь сбор от которой пошел на строительство.

При своем учреждении школа включала до 500 учеников, набранных не только из детей дворян, но и лучших учеников провинциальных военных училищ. С 1784 по 1785 год ее воспитанником был Наполеон Бонапарт. В церкви Военной Академии будущий император принял конфирмацию. Скромная казарменная комнатка стала первым местом пребывания Наполеона в Париже.

По окончании Военной Академии Наполеон получил аттестат с пророческими словами «Пойдет далеко, если тому буду благоприятствовать обстоятельства».

Последнее судно Наполеона - во дворце Шайо

На одной оси с Военной академией и эспланадой Марсова поля находится дворец Шайо, стоящий на правом берегу Сены. Ансамбль дворца расположен на склоне холма, где когда-то стоял средневековый замок. После взятия в 1823 году испанской крепости Трокадеро холм был назван его именем.

В 1878 году здесь был выстроен дворец для Всемирной выставки: обширное, но безвкусное здание простояло почти 60 лет и было снесено для строительства нового дворца к Всемирной выставке 1937 года. Дворец Шайо, архитекторами которого были Карлю, Буало, Азема, создали характерный образец конструктивистского стиля тридцатых годов. Здание состоит из двух дугообразных крыльев длиной 195 м каждое. С террасы дворца открывается живописный вид на Эйфелеву башню, Марсово поле и Военную Академию. В помещениях дворца располагается музейный комплекс.

Наполеон Бонапарт

Восточное крыло отведено под экспозицию Музея монументального искусства Франции.

В западном крыле размещаются Морской музей, переведенный сюда из Лувра. В его экспозиции находится макет судна «Красотка», доставившего прах Наполеона с острова Святой Елены.

Обширен Музей человека, демонстрирующий этнографические и антропологические коллекции. Он известен своей антропологической коллекцией и уникальными документами о происхождении человека.

Во дворце Шайо находится также Музей кино с коллекцией экспонатов, рассказывающих об истории кинематографа. Ниже здания дворца, в глубине холма, спускающегося к Сене, оборудован подземный зал Национального театра Шайо, сцена которого расположена непосредственно под Сеной. Интерьеры театра украшены декоративной живописью Мориса Дени, Фриэза, Дюфи, Боннара и Вийяра.

Сад дворца Шайо был реконструирован после Всемирной выставки 1937 года. Территорию его украшают мощные фонтаны - самые большие в Париже. В северо-восточной части сада сооружен аквариум, в котором представлены почти все виды рыб, которые водятся во французских реках.

Шесть гробов для Наполеона

Между площадью Вобан и Эспланадой Инвалидов протянулся обширный комплекс зданий, который включает Дом Инвалидов, собор и церковь Святого Людовика.

Французский философ Шарль Луи Монтескье назвал Дом Инвалидов «самым почтенным местом на земле».

Людовик XIV издал эдикт о строительстве дома призрения для старых солдат-инвалидов, вынужденных нищенствовать. Король видел в этом учреждении «самый большой замысел» своего правления. В 1671 году специальное государственное учреждение для ветеранов войны строится по проекту архитектора Брюана. Впоследствии к Дому Инвалидов были добавлены церковь Святого Людовика и собор Инвалидов.

Огромная эспланада, созданная в 1704-1720 годах, длиной 487 м и шириной 250 м, явилась достойным украшением Дома Инвалидов.

Название Дома Инвалидов соответствовало своему назначению - дому призрения инвалидов войны, которые после окончания баталий часто скитались по дорогам в поисках пристанища и мало чем отличались от бродяг. Инвалиды могли найти приют в монастырях, где они обязаны были выполнять несложную работу звонарей или сторожей. Но монастыри неохотно принимали увечных солдат, так как их поведение было отнюдь не монашеским.

На строительных работах король часто появлялся инкогнито. Нередко бывал в гостях у первых пансионеров «без всякой стражи», высказывая им тем самым «свою царскую благодарность».

Не раз историки задавались вопросом: «Почему для скромного приюта строился такой величественный архитектурный ансамбль?!» Некоторые полагают, что король выражал желание быть погребенным здесь, под куполом церкви Святого Людовика, и это в какой-то степени объясняет великолепие Дома Инвалидов. По своему величию он считается одним из лучших образцов французского классицизма.

Эйфелева башня

Вид на мост Менял и башню Сен-Жак

Большая Триумфальная арка

Квадрига Триумфальной арки на площади Карузель

Арка в квартале Дефанс

Пантеон

Гробница Наполеона Бонапарта в Пантеоне

Статуя Жанны д’Арк на площади Пирамид

Новый мост

Центр Помпиду (Бобур)

Церковь Сакре-Кёр

Колонны Бюрена во дворе Пале-Рояля

Решетка у входа в музей Карнавале

Витражи Сен-Шапеля

Нотр-Дам-де-Пари

Двор Лувра

Версаль

Большая пирамида. Вид изнутри

Музей Д’Орсэ

Комеди Франсез

Кафе «У двух макак»

Успенская церковь на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа

Перед центральным фасадом выстроились в ряд бронзовые пушки, среди которых не только старинные французские, но и иностранные, трофейные: «триумфальная батарея» прусского короля Фридриха Великого и русские пушки, привезенные после окончания Крымской войны, на одной из них надпись - Херсон, 1793-й год.

В центре строгого и величественного фасада в четыре этажа, длиной 197 м, величественный портал увенчан барельефом, представляющим Людовика XIV между аллегориями Благоразумия и Справедливости.

Во время революции лицо монарха работы Кусту было разбито, но впоследствии реставрировано скульптором Картелье.

Внутренний, бывший Королевский, а теперь Почетный двор окружен с четырех сторон зданиями с галереями. Слуховые окна обильно декорированы скульптурными изображениями касок, панцирей, трофеев, знамен.

На одном из них, пятом справа на здании, расположенном слева при входе на Почетный двор, можно увидеть изображение волка, лапы которого поддерживают овальное окно; «волк наблюдающий» (по-французски - loup voit) - намек на министра. Людовика XIV Лувуа, на которого была возложена обязанность наблюдать за строительством Дома Инвалидов.

Фасад здания в глубине двора был когда-то главным фасадом церкви Святого Людовика. На нем - башенные часы работы Лепота, датированные 1784 годом.

Золотой орнамент купола церкви Дома Инвалидов сверкает на солнце и хорошо виден почти отовсюду в Париже, являясь одним из лучших его украшений. Автором был Жюль Ардуэн Мансар, внучатый племянник архитектора Франсуа Мансара. За основу Жюль Ардуэн Мансар взял его проект, предназначенный для усыпальницы Бурбонов, которую одно время планировали возвести за апсидой базилики Сен-Дени, места захоронения французских королей.

Интерьер в форме греческого креста повторяет строгую красоту наружного облика собора. Своды купола украшены изображениями четырех евангелистов, в центре небесной сферы статуя святого Людовика, протягивающего Христу меч, которым он победил неверных.

В мае 1717 года Дом Инвалидов посетил Петр I. В своем парижском дневнике Н.М. Карамзин писал, что Петр Великий, осматривая Инвалидный дом, вошел внутрь в тот момент, когда почтенные воины сидели за обедом. Руский царь налил себе рюмку вина и, сказав: «Ваше здоровье, товарищи!» - выпил до капли.

В особый восторг русский царь пришел от купола Дома Инвалидов. Полагают, что под впечатлением от этого визита царь повелел построить в Санкт-Петербурге архитектурный ансамбль, в котором сейчас размещается Военномедицинская академия.

Под золоченым куполом Дома Инвалидов в саркофаге из красного карельского порфира, созданного архитектором Луи Висконти, покоятся останки Наполеона.

Красный порфир был прислан из Санкт-Петербурга в апреле 1848 года по распоряжению императора Николая I, несмотря на разрыв дипломатических отношений между Францией и Россией, вызванный Французской революцией 1848 года.

Наполеон умер 5 мая 1821 года на острове Святой Елены, но только по прошествии семи лет французы получили разрешение от Англии перевезти прах своего императора на землю Франции. Луи-Филипп послал своего сына - принца Жуанвиля на остров Святой Елены, чтобы произвести эксгумацию тела императора. Это возвращение во Францию было последним триумфальным маршем человека, любимого своим народом, почитаемого своими солдатами, ненавидимого своими врагами.

В сентябре 1840 года французский корабль привез останки Наполеона в Гавр, а затем медленно двинулся вверх по Сене к Парижу. 15 декабря, несмотря на снежную бурю, почти весь город присутствовал на похоронах императора. Скорбный кортеж медленно начал свое шествие вдоль Больших бульваров, прошел под Триумфальной аркой, спустился по Елисейским Полям, чтобы здесь, у собора Инвалидов, великий император мог закончить свое изгнание, которое длилось много лет.

Тело Наполеона, одетого в военную форму гвардейских стрелков, покоится в шести гробах, заключенных в саркофаг. Останки императора, как и останки египетского фараона, были замурованы в шесть гробов: первый - из жести, второй - из красного дерева, третий и четвертый - из свинца, пятый - из эбенового дерева и шестой - из дуба. Гробы были помещены в большой саркофаг из красного гранита в крипте, специально созданной для этого знаменитым архитектором Луи Висконти. 12 колоссальных крылатых Побед - произведение скульптора Прадье, сторожат вечный сон императора и как бы олицетворяют весь французский народ, наконец, объединившийся со своим великим героем. Смерть воссоединила также и тех, кто был разделен при жизни.

При входе в крипту, на двери, отлитой из бронзы трофейных пушек, взятых при Аустерлице, высечено пожелание Наполеона: «Я хотел бы, чтобы мои останки покоились среди французского народа, который я так любил».

Здесь же, рядом с Наполеоном, похоронены братья Наполеона - Жозеф, король Неаполитанский; Жером, король Вестфалии, и сын Наполеона Бонапарта и Марии-Луизы Наполеон II, король Римский, Орленок, прах которого был возвращен Франции 15 декабря 1940 года Третьим Рейхом, ровно через сто лет, день в день после возвращения на французскую землю праха императора. Здесь же покоятся останки наполеоновских генералов.

Когда Наполеон вошел в Москву, он приказал снять крест с колокольни Ивана Великого с намерением установить его на куполе Дома Инвалидов. При выезде из Москвы повозка с крестом опрокинулась, и крест остался в снежных сугробах. Впоследствии он был возвращен на свое прежнее место.

Золоченые купола московских церквей поразили воображение императора. Вернувшись в Париж, он повелел позолотить купол Дома Инвалидов. Но «гордый завоеватель не подумал о том, что... позолоченный купол будет всегда напоминать Родину всякому русскому, приезжающему в Париж», - записал в своем дневнике один из офицеров русской армии, вошедшей в Париж в 1814 году.

В первый раз купол был позолочен в 1815 году, в последний - в 1989-м, во время подготовки к празднованию 200-летия Французской революции.

Часть Дома Инвалидов продолжает служить приютом для престарелых воинов, но большую часть здания занимает Военный музей.

Перестройки Бурбонского дворца

Исторический парадокс: дворец, в котором разместилось Национальное Собрание (так официально называется французский парламент), один из главных институтов демократической власти, носит имя Бурбонов - королевской династии, свергнутой революцией более двухсот лет назад.

Бурбонский дворец, так же как и дворец Матиньон, расположился в квартале Сен-Жермен, который в начале XVIII века был еще городским предместьем. Дворец, построенный в 1728 году, сразу же попал в число главных украшений Парижа.

По приказу герцогини Бурбонской, побочной дочери Людовика XIV и мадам де Монтеспан, в 1722 году началось строительство шикарного дворца и сада, спускающегося до самой Сены. Дворец впоследствии получил имя первой владелицы.

Все работы были завершены за шесть лет, их осуществляли самые разные архитекторы, один известнее другого: Джардини, Лассюранс, Обер и Габриель. Фасад был выполнен по подобию Большого Трианона в Версале и выходил не на набережную, как сейчас, а на Университетскую улицу.

В 1764 году имение перешло в руки внука герцогини. Он значительно расширил его и превратил в роскошный и комфортабельный дворец. Перестройка заняла много лет, и по иронии судьбы принцу де Конде пришлось не наслаждаться его красотами, а бежать из Франции от преследований революции.

Революционеры дворец конфисковали, в 1791 году он был объявлен «достоянием нации» и передан в пользование так называемого Совета Пятисот: прообраза будущего парламента. Для работы «советников» (депутатов) большие аппартаменты герцогини были переделаны в полукруглый зал заседаний. Архитектор Бернар Пуайе, чтобы придать зданию одновременно благородный и религиозный вид, спроектировал и построил новый, античный фасад, выходящий на набережную и площадь Согласия. Работы были завершены не раньше 1810 года, и конечный результат не понравился императору Наполеону. О мере его недовольства говорит оброненная им фраза: «Будь я, как раньше, лейтенантом артиллерии, приказал бы расстрелять фасад из пушек».

Таким образом, меньше чем через сто лет со времени постройки дворца грациозность Большого Трианона была заменена на тяжеловесный неоклассический портик с двенадцатью коринфскими колоннами и богато украшенный фронтон.

В результате старый фасад оказался полностью загороженным новым, а в промежутке, появившемся между ними, были построены караульное помещение и зал, в котором император мог подготовиться к выступлению перед парламентом.

Новый фасад, построенный архитектором Пуайе, создает иллюзию, будто дворец стоит перпендикулярно мосту Согласия, и в результате получается единый архитектурный ансамбль, включающий в себя Бурбонский дворец, площадь Согласия и церковь Святой Магдалины (Мадлен).

Барельефы на фронтоне дворца менялись трижды. Изначально Антуан Шоде изобразил Наполеона I на коне, дарящего законодательному корпусу знамена, добытые в битве при Аустерлице. Сменилась власть, сменились и скульптурные изображения на фронтоне. Эварист Фрагонар создал барельеф, прославляющий Бурбонов: Людовик XVIII дарует французам конституционную хартию. Последняя перемена «декораций» произошла в 1838 году, когда Корто представил Францию в античных одеждах, сопровождаемую Силой и Справедливостью и призывающую к созданию законов.

Перед фасадом стоят статуи четырех государственных сановников, олицетворяющих высоконравственность политика: Л’Опиталь - примиритель, Сюлли - реформатор, Кольбер - создатель экономики и Д’Агессо - объединитель права и правосудия.

Когда дворец окончательно был передан Палате депутатов (сегодня она называется Национальное Собрание), потребовались огромные работы по подготовке здания для его нового назначения. За пять лет работы архитектор Жюль де Жоли сильно расширил зал заседаний, построил правое крыло, создал несколько салонов и библиотеку. Одно из самых роскошных внутренних помещений получило впоследствии известность как «Зал потерянных шагов». Так во Франции называют залы, где не принято громко разговаривать, чтобы неслышно прогуливающиеся люди, в данном случае депутаты, могли беседовать друг с другом, не привлекая к себе внимания.

Сохранившаяся до сих пор роспись плафонов потолка библиотеки и салонов на сюжеты, почерпнутые из истории цивилизации, осуществил Эжен Делакруа. А известный Жан Антуан Гудон изваял для Библиотеки бюсты Дидро и Вольтера.

В двадцатом веке никаких значительных перемен в архитектуру здания внесено не было, не считая небольшого технического усовершенствования и модернизации.

В отличие от Матиньонского и Елисейского дворцов Бурбонский доступен посетителям.

Бурбоны - короли Франции

Во время правления первого Бурбона Генриха IV (1589-1610) большим потрясением для монархии и единства страны стали начавшиеся в 1562 году религиозные войны - католической партии противостояли кальвинисты, очень сильные и влиятельные, несмотря на то, что гугеноты тогда составляли менее 1 % всего населения.

Лишь перешедшему в католичество бывшему протестантскому вождю, ставшему позже королем, удалось восстановить религиозный мир и единство королевства. Нантским эдиктом от 1598 года он предоставил протестантам религиозную свободу, гарантированные позиции, безопасность нрава, которых тогда не имело в Европе ни одно конфессиональное меньшинство. Гибкий, обладавший незаурядным умом, первый Бурбон Генрих IV смог укрепить центральную власть.

С 1624 года первые кардиналы Ришелье и Мазарини при Людовике XIII (1610-1643) и Людовике XIV (1643-1715) целеустремленно развивали его достижения и строили дальше абсолютную монархию. Примеру «короля-солнца», Людовика XIV подражала вся Европа; нравы его двора, этикет, даже сам французский язык пользовались неслыханной популярностью; его роскошный дворец в Версале стал недостижимым образцом для очень состоятельных людей. Он держал в своих руках нити всех политических интриг страны, Версальский двор со строго отрегулированным этикетом стал центром, откуда исходили все решения, на всю страну струились лучи великолепия и роскоши. Но и в эпоху самого Людовика XIV абсолютизм был изрядно ограничен действующим основным законом, привилегиями, особенно в провинциях и на местах, и многими другими факторами. Во внутренней политике Людовик пытался в соответствии с принципом «один король - одна религия» добиться религиозного единства подданных - конфликтуя с папой и янсенистами, преследуя гугенотов. Во внешней политике его стремление к гегемонии во время войны за Испанское наследство (1701-1714) натолкнулось на сопротивление всей Европы. Войны, в которых он искал военной славы, привели Францию к серьезным экономическим затруднениям.

Генрих IV - первый французский король из династии Бурбонов

Чтобы быть абсолютным монархом, Людовик XIV с неподражаемым искусством играл тяжелую роль «вездесущего» короля. Эта роль была под силу лишь человеку со столь крепким здоровьем, сильной самодисциплиной, мощной волей и неслыханной работоспособностью, какими обладал «король-солнце». Но и этот сильный человек однажды прибег к помощи врачей. Он мучительно страдал от геморроя. Как и многие мужчины семнадцатого века. Эту неприятную болезнь французы получали в результате постоянной верховой езды. Людовик XIV почувствовал первые признаки этого недуга еще в годы молодости. К середине жизни геморрой приобрел острый хронический характер, возникла гнойная фистула на геморроидальной шишке. Тогда Людовик, уже готовый к худшему исходу, сам попросил сделать ему иссечение гнойника. Ему произвели резекцию геморроидальной шишки. Эта одна из самых болезненных операций была произведена прямо в королевском дворце, без наркоза, которого тогдашняя медицина, естественно, не знала. Король, человек храбрый и выносливый, поразил всех своим мужеством - во время операции он не проронил ни звука. Операция прошла успешно. Таким образом, первая операция по удалению геморроя была опробована на монархе. Впоследствии хирургический метод борьбы с геморроем быстро распространился не только по Франции, но и по всему миру. После операции Людовик XIV прожил двадцать лет.

При Людовике XV (1715-1774) первому министру Флери (1726-1743) с помощью политики мира, организационной работы и стабилизации валюты удалось вновь консолидировать страну: монархия достигла наибольшего расцвета, олицетворяя величие, могущество и стабильность государства. Однако в ходе неудачных войн (война за Австрийское наследство в 1740-1748 годах и Семилетняя война в 1756-1763 годах) с Англией она опять потеряла значительные территории в Европе и за морем. К тому же непомерно вырос ее долг.

Но в последней четверти XVIII века приближение капиталистической эпохи ознаменовалось обострением всех общественных противоречий, внешним проявлением которых явился затяжной финансовый кризис государства. Людовик XVI, вступивший на престол в 1774 году, пытался поправить положение. Но непоследовательные реформы, проводившиеся им «сверху», не дали ожидаемых результатов. И тогда он был вынужден уступить общественному мнению, требовавшему проведения глубоких реформ и добивавшемуся участия в управлении государством представителей «нации». Людовик XVI решил созвать Генеральные штаты, открытие которых в мае 1789 года послужило детонатором глубокой, всеохватывающей и кровопролитной революции.

Период Великой французской революции нередко сравнивают с лабораторией, в которой опробовались различные формы устройства государственной власти: конституционная монархия, демократическая республика, революционная диктатура... Причем все режимы, основанные на демократических и республиканских принципах, быстро саморазрушались, обнаруживая свою неэффективность. К началу XIX века страна скатилась к военной диктатуре, вскоре укрывшейся за пышным фасадом империи. Принцип монархии - наследственная единоличная власть - возобладал.

То обстоятельство, что Людовик XVI умер не своей смертью, окруженный скорбящими родственниками, а был казнен по приговору революционного трибунала, наложило отпечаток трагизма на всю его судьбу и обусловило полярность мнений о нем. Для одних, склонных видеть в Людовике XVI невинно убиенного мученика, он был добрым королем, страстно увлекавшимся охотой и всякими ручными поделками, особенно слесарными, но вместе с тем обладавшим и обширными научными познаниями, главным образом в области географии. Для других, считавших его казнь заслуженной карой, Людовик XVI был прежде всего тираном, вставшим на пути прогрессивных преобразований, а потому и сброшенным с трона. Постепенно к власти пришел Наполеон Бонапарт, представитель новой династии, вошедший в историю как Наполеон I. Династия Бурбонов на время сошла с политической арены. Но в 1815 году, когда император признал свое поражение, Бурбоны снова сели на трон.

Сразу после смерти Людовика XVI в 1793 году его брат, граф Прованский, находившийся в Вестфалии, провозгласил Луи Шарля королем Людовиком XVII, а себя объявил регентом при племяннике. Новому королю присягала эмиграция, его признали европейские дворы. Но сам маленький монарх именно в это время начинает болеть, на организме ребенка начинают сказываться испытания последних лет. 8 июня 1795 года он умер в парижской тюрьме Тампль в десятилетнем возрасте.

24 июня 1795 года, когда известие о смерти племянника достигло графа Прованского, он был объявлен королем Людовиком XVIII. Он имел намного больше оснований стать политическим лидером, чем Людовик XVI. С самого начала революции граф Прованский требовал от своего старшего брата решительного отпора противникам монархии. В 1790 году он даже пытался отстранить короля от власти, чтобы самому управлять страной в качестве наместника королевства. В 1791 году он одновременно с Людовиком XVI бежал и оказался удачливее брата, благополучно добравшись до Брюсселя.

Во главе контрреволюционной эмиграции граф Прованский в 1792 году воевал против Франции на стороне интервентов, а в 1793 году срочно выехал в Тулон, занятый в то время англичанами, но опоздал - крепость сдалась в руки республиканцев. Возможно, лишь ухудшение здоровья удерживало его в дальнейшем от ратных подвигов.

Все невзгоды разом отодвинулись в прошлое после отречения Наполеона Бонапарта 5 апреля 1814 года. Около трех часов ночи в замок Хартвел прискакал гонец с долгожданным известием: «Сир, отныне Вы король!» - «Разве я и раньше не был королем?» - с этими словами Людовик XVIII отправился спать. Это был ответ человека, непоколебимо уверенного в своих династических правах на корону.

Но Людовик XVIII отдавал себе отчет, как непросто ему будет править в стране, где за четверть столетия его отсутствия выросло поколение людей, не знавших Бурбонов и не испытывавших к ним никаких добрых чувств, кроме, может быть, любопытства. Поражение монархии в 1789 - 1792 годах послужило для него серьезным уроком. Единственный из Бурбонов, он твердо придерживался мнения: или монархия будет дополнена конституцией, или ее уже не будет никогда.

24 апреля 1814 года Людовик XVIII высадился с корабля в Кале, откуда отправился в замок Сент-Уан. Здесь в ходе переговоров с делегацией Сената (одной из палат империи) и был заключен имевший большое значение для всей Европы компромисс между Капетингом и представителями новой Франции: король царствует в силу божественного права, но своим подданным он дарует Хартию (конституцию), ограничивающую его власть. Он оставлял за собой всю полноту исполнительной власти, а законодательную делил с двухпалатным парламентом. Палата депутатов формировалась на основе цензового избирательного права, палата пэров назначалась королем.

Это был важный политический прорыв к гражданскому миру и цивилизации. После долгих лет деспотизма Наполеона I Франция по своему государственному устройству приблизилась к уровню передовых государств того времени - Англии, США. Перед ней открылась возможность прекращения гражданских распрей и мирного эволюционного прогресса, обеспечивающего права и свободы граждан. И не беда, что начало царствования Людовика XVIII не было безоблачным - Сто дней Наполеона, волна белого террора, антиправительственные заговоры. После исторической эпохи внутренней и внешней войн, подавления свобод, насилия над личностью нельзя было ожидать от французов образцового правосознания. Да и сами правовые механизмы взаимоотношений граждан и государства еще только складывались.

Людовик XVIII был бездетен и лишен надежды когда-либо иметь детей. Его брак с Луизой-Марией-Жозефиной Савойской, которая умерла в 1810 году, был чистой формальностью. В этих условиях наибольшими правами на корону обладал его младший брат граф Д’Артуа. Но ко времени возвращения во Францию оба они были уже не молоды - одному исполнилось 59, другому - 57 лет. Никакой уверенности в том, что Людовик XVIII успеет передать корону брату, не могло быть. Правда, у последнего было двое сыновей.

В начале 20-х годов здоровье короля резко ухудшилось. Он не мог ходить, и отныне все время он проводил в большом кресле-каталке, за что насмешники тут же окрестили его «королем-кресло». 16 сентября 1824 года Людовик XVIII умер.

Под именем Карла X корону унаследовал граф Д’Артуа (1757-1836). Не слишком усердный в науках, легкомысленный и упрямый, склонный к мимолетным увлечениям, но и способный на серьезную привязанность, новый король во многих отношениях был противоположностью своему более основательному и благоразумному предшественнику. Летом 1789 года граф Д’Артуа в спорах с Людовиком XVI настаивал на самых решительных мерах против своевольных депутатов третьего сословия. При этом он настолько скомпрометировал себя, что немедленно после падения Бастилии был вынужден податься за границу. Вокруг него и стала группироваться контрреволюционная эмиграция. Он был непременным организатором и участником всех основных ее военных акций против революционной Франции. Поражение монархической контрреволюции заставило его умерить пыл. Он поселился в Англии, где и жил до 1814 года.

Граф Д’Артуа был женат на Марии Терезе Савойской, сестре жены Людовика XVIII, но своим вниманием ей не докучал. Исключительное место в его жизни принадлежало другой женщине - мадам де Поластрон, двоюродной сестре герцогини Полиньяк, фаворитки Марии-Антуанетты. Связь с ней определила судьбу будущего короля. Перед смертью в 1805 году мадам де Поластрон взяла с него слово, что он прекратит разгульную жизнь, которую до сих пор вел, и обратится к Богу. С этого времени граф Д’Артуа стал ревнителем нравственности и благочестия, попав под влияние аббата Латиля, духовника своей бывшей любовницы.

Граф Д’Артуа активно участвовал в восстановлении монархии. В марте 1814 года он вел переговоры с союзниками, а 12 апреля въехал в Париж и в течение нескольких дней до прибытия Людовика XVIII управлял Францией в качестве наместника королевства.

Одним из первых его шагов в области внутренней политики стала отмена цензуры печати. В следующие полтора-два года Карл X предпринял такие меры, которые ущемляли коренные интересы или убеждения широких слоев населения, в частности и значительной части правящей элиты. Из армии уволили 250 наполеоновских генералов; закон о святотатстве карал смертной казнью за осквернение Святых Даров; закон о так называемом миллиарде для эмигрантов (т.е. возмещение ущерба тем, кто в годы революции бежал из страны) оскорблял патриотические чувства большинства французов, разделивших судьбу родины во время революции... Часть консервативной партии под давлением общественного мнения перешла в оппозицию. Страна приближалась к политическому кризису.

Фактически Карл X отказался от политического наследия Людовика XVIII, который пытался соединить - и на первых порах небезуспешно - божественное право королей с конституционным правом нации. Карл X предпочитал видеть в Хартии лишь одну из традиционных «вольностей», даруемых королем своим подданным. Он избрал путь отказа от компромисса 1814 году, не представляя, что тем самым подрывает политическую основу монархии.

Людовик XVIII за десять лет своего правления так и не выбрал времени для церковной коронации, хотя до него не было случая, чтобы король уклонился от таинства миропомазания, т.к. он опасался стать королем «в большей мере», чем того хотели французы. Иначе повел себя Карл X. Стремясь подчеркнуть богоданность своей власти, он короновался 29 мая 1825 года в Реймсском соборе.

На выборах в палату депутатов 1827 и 1830 годов либеральная оппозиция дважды подряд одержала убедительную победу. Политический кризис достиг величайшего накала. И тогда Карл X своими действиями ускорил развязку. В августе 1829 года он назначил правительство во главе с герцогом Жюлем де Полиньяком, перед которым была поставлена задача - восстановить королевский абсолютизм.

Во исполнение его воли и появились ордонансы 25 июля 1830 года об отмене свободы печати, роспуске палаты депутатов, повышении избирательного ценза и назначении новых выборов в палату. Карл X подписал ордонансы.

Протест журналистов и печатников, потерявших работу на основании ордонансов, получил массовую поддержку. Спустя два дня Париж полностью оказался во власти повстанцев. Лишь спустя 5 дней Карл X наконец дал согласие на отставку правительства Полиньяка и отмену ордонансов. Но деятели либеральной оппозиции, верховодившие в Париже, попросту отмахнулись от него. Оставленный всеми, 2 августа Карл X подписал отречение от престола в пользу своего малолетнего внука.

В конце периода Реставрации Франция была страной во всех отношениях более благополучной, чем в начале. Приметы общего подъема наблюдались в промышленности, сельском хозяйстве, технике, науке, не говоря уже о литературе и искусстве, для которых Реставрация была едва ли не золотым веком. Немалая заслуга в том принадлежала Бурбонам, которые обеспечили стране максимум условий для плодотворной созидательной деятельности - мир и относительно высокий уровень гражданских и политических свобод. Но Бурбоны не сумели до конца использовать тот шанс, который предоставила им история в 1814 году. Вместо того чтобы уверенно повести страну по пути развития парламентаризма, укрепления конституционных прав и свобод граждан - пути, который единственно обещал выживание монархии в новых исторических условиях, - они, особенно в правление Карла X, своими недальновидными действиями способствовали разгоранию гражданских распрей.

Карл X, подписав отречение в пользу внука, потребовал и от своего сына поступить так же. Можно представить себе чувства герцога Ангулемского, всю сознательную жизнь готовившегося принять корону и в решающий момент вынужденного от нее отказаться. Но те несколько минут, пока он не подписал отречение, формально он считался королем. Он и вошел в историю династии под именем Людовика XIX, поставив печальный рекорд самого короткого царствования.

Политика реставрации Карла X, правившего страной с 1824 года, в 1830 году привела к революции и установлению Июльской монархии; королем стал Луи Филипп, герцог Орлеанский (1773-1850). После революции 1848 года и этому королю-буржуа пришлось отречься от престола. Когда 10 декабря 1848 года подавляющим большинством голосов президентом республики был избран Луи Наполеон Бонапарт - воодушевленный идеей во всем следовать своему знаменитому дяде, - конец республики был предрешен. Затем он был провозглашен главой государства, а потом проведенный им народный референдум 21 ноября 1852 года в законном порядке признал его императором.

Королевская лилия

Цветок лилии - источник легенд, мифов, это эмблема непорочности, цветок архангела Гавриила и династии Бурбонов.

Намного раньше, чем грекам, лилия была известна древним персам, у которых даже столица называлась Сузы, т.е. город лилий. По этой же причине и в гербе ее как символ непорочной красоты красовалось несколько этих цветов. И у древних иудеев цветок этот пользовался большой любовью и славой непорочности. По еврейским сказаниям, он рос в раю как раз во время искушения Евы дьяволом и мог оскверниться им; но и среди искушения остался он так же чист, как был, и ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Вследствие этого евреи украшали им не только священные алтари свои, но нередко и чело своих венценосцев, как, например, царя Соломона. А великий тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал изящную форму лилии чудным капителям громадных колонн этого храма и украсил ее изображениями стены и потолок, разделяя с евреями мнение, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению молитвенного настроения среди молящихся. Видимо, по этой же причине Моисей приказал изображением лилии украшать семисвечник (минору) и придавать ему форму купели, где умывался первосвященник. Существует также предание, что под лилией находилась корзина, в которой нашли Моисея, но, конечно, не под белой, а под желтой, которая обыкновенно растет среди тростников и камышей.

Лилия встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Кроме того, белыми лилиями, по-видимому, украшали тела умерших молодых египетских девушек; подобная лилия была найдена на груди мумии молодой египтянки, хранящейся теперь в Луврском музее в Париже. Из этого же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло - сузинон, о котором подробно говорится у Гиппократа в его трактате «О природе женщины».

Белая чудная лилия - этот символ невинности и чистоты - имеет также в мифологии свою интересную легенду. Греки приписывали ей божественное происхождение; по их словам, она выросла из молока матери богов - Геры.

Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геракла, боясь мести ревнивой Геры, чтобы укрыть рожденного ею от Зевса сына, положила его под густой кустарник; но Афина, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Геру к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Гере, и, как защитница и покровительница всех новорожденных, она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный Путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также название и роз Геры.

Немалую роль играла лилия и у римлян, особенно в их цветочных празднествах, посвященных богине весны - Флоре.

У римлян этот цветок считался символом надежды, и изображение его помещалось даже на римских монетах как ожидание народом принятых благ от царя, и сопровождалось словами «Надежда народа, надежда царя, надежда римлян».

В Германии с лилией связано также немало сказаний о загробной жизни. Она, как и надгробная роза, служит у немцев свидетельством преданности или посмертной мести покойника. По народному поверию, ее никогда не сажают на могилу, а она сама вырастает здесь под влиянием какой-то невидимой силы, и вырастает преимущественно на могилах самоубийц и людей, погибших насильственной и вообще страшной смертью. Если она вырастает на могиле убитого, то служит знаком грозящей мести, а если на могиле грешника - то прощения и искупления им грехов.

Но нигде лилия не имела такого значения, как во Франции, где с ней связаны имена основателя французской монархии Хлодвига, королей Людовика VII, Филиппа III,

Франциска I и целая легенда о появлении ее на знамени французских королей. Об этом событии рассказывается в старинных преданиях.

Хлодвиг, будучи еще язычником, видя в сражении при Толбиаке, что алеманны, с которыми он вел войну, берут верх над его воинами, воскликнул:

«Христианский Бог, Бог, которому поклоняется моя жена Клотильда (дочь короля Хильпериха, христианка), помоги мне одержать победу, я верю в Тебя!» И тогда внезапно явился ангел Божий с ветвью лилий и сказал, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и завещал его своим потомкам. В ту же минуту солдат Хлодвига охватило необычайное мужество, с обновленными силами они устремились на врага и обратили его в бегство. В благодарность за это Хлодвиг в 496 году н.э. отправился в Реймс и со всеми своими франками, их женами и детьми принял святое крещение. И вот с этих-то пор лилия становится во Франции эмблемой королевской власти под сенью церкви.

Крещение Хлодвига

Но полученная от ангела Хлодвигом лилия, по мнению многих ученых, была не белая, а огненно-красная. Это был, по их мнению, тот самый цветок, который рос в Восточной Фландрии, в речке Ли (Lys), вливающейся в Шельду, где произошла битва Хлодвига, после которой победоносные воины его, нарвав лилий, возвратились на родину с венками из этих цветов на голове. От названия этой же речки, вероятно, произошло и французское название цветка - lis, - звучит «лис».

Обращение Хлодвига в христианство произошло, как мы видели, еще в V веке, и с этих пор проходит много столетий, а о лилии во французских хрониках больше ничего не говорится. Единственным воспоминанием о ней за это время является лишь увенчанный этим цветком скипетр первых французских королей, хранящийся в Сен-Жер-мен-де-Пре, старейшей из церквей Парижа, построенной еще в XII столетии.

Сен-Жермен-де-Пре - старейшая из церквей Парижа

В XII же столетии избирает лилию своей эмблемой и Людовик VII, когда, отправляясь во второй крестовый поход как начальник отдельного отряда, по обычаю того времени, должен был избрать себе какой-нибудь девиз для помещения на знамени. Он избирает лилию, с одной стороны, потому, что название ее, произносившееся тогда Loys (Лои), имеет некоторое сходство с его именем - Louis (Луи), а с другой, в воспоминание о том, что король Хлодвиг с ее помощью одолел врагов христианства; он также идет на борьбу с неверными. Кроме того, эти лилии должны были напоминать его воинам еще и геройский подвиг государя, который изгнал из их отечества римлян и стал основателем французской монархии. Таким образом, здесь в первый раз появляется то белое знамя с тремя золотыми лилиями, которое становится впоследствии эмблемой королевской власти и преданности папскому престолу.

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

01. Чувство Парижа. Париж никогда не кончается, и каждый, кто там жил, помнит его по-своему. Мы всегда возвращались туда, кем бы мы ни были, и как бы он ни изменился, как бы трудно или легко ни было попасть туда. Париж стоит этого, и ты всегда получал сполна за все, что отдавал

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Черная роза - эмблема печали Автор этих строк литератор Николай Николаевич Ивановский (р. 1928, подробнее о нем см. Постой, паровоз, не стучите, колеса!). В киносценарии, который он написал по своей же «Дальше солнца не ушлют», один из героев поет песню:Черную розу, эмблему

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века автора Новиков В И

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

При осаде Парижа После того как первое любопытство от полетов улеглось, люди стали думать, как лучше использовать их в практических целях. Например, стали пересылать военные донесения. Когда в 1870 году Париж был осажден прусскими войсками, почта из осажденного города

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

История Парижа Первые столетия жизни города История Парижа богата и сложна. Это история самого города и история людей, которые жили в нем, любили его и преобразовывали.Летоисчисление Парижа ведется с 53 г. до н. э. Галлы из племени Паризии основали небольшое поселение на

Из книги Главные спортивные события – 2012 автора Яременко Николай Николаевич

За стенами Парижа Версаль Версаль (Versailles) – в прошлом королевская резиденция Франции, а сегодня – респектабельный пригород Парижа, важный административный и судебный центром. Версаль сделал знаменитым на весь мир Версальский дворец, из внешнего двора которого и вырос

Из книги Как писать убедительно [Искусство аргументации в научных и научно-популярных работах] автора Графф Джеральд

Эмблема Олимпиады В настоящее время уже создана эмблема, обозначающая Олимпийские игры-2012. Изображение эмблемы состоит из четырех неправильных многоугольников, которые обозначают цифры 2, 0, 1, 2 – цифры года проводимой Олимпиады. В двух частях эмблемы Олимпийских игр

Из книги Памятная книжка краснофлотца автора Кузнецов Н. Г.

Агонизм в высшем образовании: как выжить в спорах Дебора Таннен Дебора Таннен – профессор лингвистики из Джорджтаунского университета, много пишет о влиянии языка на человеческие взаимоотношения. Она автор таких книг, как «Ты просто не понимаешь: разговор между

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XIX века автора Новиков В. И.

4. Чёрная кошка - эмблема удачи В Великобритании долгое время считалось, что если чёрная кошка пересекает ваш путь или входит в ваш дом, это значит, что вас ждёт удача. У этого суеверия есть три источника.Первый отсылает нас назад, в Древний Египет, где считалось, что

Из книги автора

Чрево Парижа (Le ventre de Paris)Роман (1873)Флоран вернулся в Париж, откуда семь лет назад, в декабре 1851 г., после баррикадных боев в ночном городе был отправлен в ссылку, в ад Кайенны. Его взяли только за то, что он как потерянный бродил ночью по городу и руки у него были в крови - он

Флаг и герб Парижа - это официальные символы города, отражение его многовековой истории. Не всегда понятен смысл присутствия на эмблеме города того или иного элемента. Например, откуда взялся кораблик? Ведь Франция никогда не была морской державой. И почему на гербе французской столицы корона Австрийской империи? Давайте разбираться.

О городе

Столица Франции и город всех влюбленных имеет древнюю историю. Историки и археологи называют основателями Парижа кельтское племя паризиев. Считается, что город был заложен в III веке до нашей эры. В качестве галло-римского города Паризии он стал известен с III-IV века.

Столицей Францией с небольшими перерывами Париж является с конца IX века. Исторический центр города образован островом Сите и берегами реки Сена. Его облик формировался на протяжении многих веков, но подвергся масштабной и радикальной реконструкции во второй половине XIX века.

Согласно статистическим данным 2015 года, в городе проживает чуть более 2,1 миллиона человек, что составляет 3,6 % от всего населения страны. Приблизительно 14,9 % жителей - иностранцы, в основном - выходцы из ЕС, а около 20 % - иммигранты из Туниса, Марокко и Алжира.

Герб Парижа: описание

Забегая вперед отметим, что основу флага Парижа составляет его герб. Поэтому имеет смысл рассмотреть его подробнее. У герба интересная история, ведь официально он был утвержден королем из династии Валуа - Карлом V Мудрым в 1358 году. Он представляет собой английский щит, который поддерживают две ветви.

Визуально щит разделен на две части: синюю и красную. На красном фоне изображено Гальское судно, облаченное в серебро и плывущее по волнам под парусом. Оно символизирует, во-первых, остров Сите, расположенный на Сене в центре города и имеющий форму кораблика, а во-вторых, торговлю - главную отрасль экономики города. Синее поле в верхней части герба украшено золотыми геральдическими лилиями. Они являются символом старой французской династии королей Капетингов, под покровительством которой долгое время находился Париж.

В 1853 году герб был дополнен официальным девизом Парижа: Fluctuat nec mergitur. Перевод фразы звучит: «Он качается, но вода не губит его».

Парижский герб: история

Многим может показаться странным, что кораблик является символом города. Однако именно через Париж пролегали два важных торговых пути: водный (с востока на запад) и сухопутный (с севера на юг). Переправой через Сену ранее владело товарищество корабельщиков, именно их доходы были основным источником благосостояния горожан.

Герб появился раньше, чем флаг Парижа, его первые изображения датируются 1210 годом. Наиболее близок к современному виду герб 1412 года. Кораблик с высокой кормой и носом изображался в виде перевернутого треугольника.

Все эмблемы, дворянские титулы и гербы были отменены после Великой французской революции. Городские власти выполнили указание, поэтому город остался без официальной символики вплоть до первой Французской империи. Герб был восстановлен 29 января 1811 года по особому распоряжению императора Наполеона I, а в 1817 году Людовик XVIII утвердил его прежний вид. До середины XX века было внесено еще несколько дополнений. Так, в нижней части герба постепенно появились изображения трех наград: орден Почетного Легиона (в 1900 г.), крест Мировой войны 1914-1918 гг. (в 1919 г.) и крест Освобождения (в 1945 г.).

Флаг Парижа

Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери и Версаль, Триумфальная арка и уникальный Лувр - все это достопримечательности и символы французской столицы, знакомые, пожалуй, каждому. Однако как выглядит флаг Парижа, знают не все. Между тем, он является официальным символом города наряду с гербом.

Как правило, флаг государства или города представляет собой прямоугольное полотно, но в случае со столицей Франции оно квадратное. По вертикали полотнище делится пополам традиционными цветами: синим и красным. Оба они, как уже было отмечено, присутствуют и на гербе, но в разных пропорциях. Посередине изображен герб города.

Что обозначает флаг Парижа?

Синий цвет флага отождествляется с покровителем города - святым Мартином Турским, являющимся одним из пяти святых покровителей всей страны. Красный цвет на полотне олицетворяет еще одного христианского святого, первого епископа Парижа, Дионисия Парижского. Кроме того, яркая полоса на флаге Парижа символизирует пламя сердец французов и огонь их домашних очагов.

Существует преемственность между флагом столицы и страны. Цвета французского флага происходят от символического полотна Парижа. Свой современный вид он обрел во времена Великой революции. Флаг Франции символизирует единство Парижа и короля.

Париж… Восхищаться не хочется, и тоска глухо точит где-то внутри. Только бродишь по чужим улицам в поисках дорогого сердцу тепла дома и привычного образа жизни, отшлифованного временем.

Опавшая листва, придавливаемая ботинком, нашептывает резко, порой протяжно, порой скрипуче, но всегда с каким-то щемящим чувством одиночества об отошедшем, заслоненном. И эти пришепетывания рождают воспоминания, запечатлевшие тепло и любовь тех немногих, кто создает вместе с нами нашу жизнь. Мелькают картинки из прошлого, и холодно становится от осознания того, что былое тепло унесли годы.

И хочется согреться, и озираешься вокруг, а тут – чужой Париж ажурных балконов и решеток. Париж, дующий в лицо вонью проносящейся подземки. Париж, смотрящий на тебя жадными, самоуверенными и бессовестными глазами.

Ты бежишь по нему от него прочь, обнаруживая лишь страшную пустоту его вымерших улиц, сосредоточенные лица опрятных мужчин и женщин, обедающих в одиночестве в кафе, повернувшись лицом к тебе – проходящей мимо них жизни улиц… И пугают эти люди, страшат отсутствием в глазах воспоминаний об опавших листьях, которые нашептывали бы им звуки, рождающие воспоминания в душе о тепле, ушедшем, но когда-то бывшем.

И ты снова бежишь, хрустя листвой, вдоль белых ставен со стройными рядами прорезей, вдоль кубов из стекла и стали, словно остовов старинных зданий. Мелькают дома, проскальзывают лица – белые, черные, желтые. И дивишься названию станции метро – «Севр-Вавилон». Почему же Севр? Ведь просто – Вавилон. И башня есть. И столпотворение. И смешение языков, обычаев, вер. А белые, черные, желтые лица торгуют, удовлетворяют свои все раздувающиеся прихоти и похоти, снова торгуют и не чувствуют. Ничего не чувствуют. И хочется на бегу крикнуть во все горло: «Осторожно! Начните немедленно чувствовать!» Потому что жалко их, не осознающих опасность превращения их бессердечностей и эгоизмов в Вавилон взаимной ненависти, презрения, злобы.

Но Париж слишком ажурен, чтобы слышать слова жалости. Он слишком чугунен, чтобы внимать крику варвара, слышащего шепот листьев. Он холодно осаживает кичливой глупостью журналов и газет, отталкивает изощренным словоблудием телевизоров. Губы его – тонкие, едва заметные нитки – кривит лицемерная, полная чувства собственного превосходства усмешка, нет – ухмылка. А ты сквозь неубранные гниющие листья видишь, как эти губы сначала недоуменно разомкнутся, потом в страхе начнут лепетать – кривые, бескровные, чующие смерть.

Красота парижских особняков, величие соборов, богатство многочисленных музеев дышат холодом притаившейся за ними пустоты. Там ничего нет. Словно картина на витрине: замерла, выгодно освещенная, сверкнула рамой, а вокруг – пустота и ценник.

Неслучайно символом Парижа нового, Парижа ХХ века стала Эйфелева башня. Разве возможно создать символ случайно? Безусловно, нет. Гении рождаются, чтобы предвосхищать эпохи, творя их символы. То, что не мог понять век XIX, то, чем восторгался век ХХ, наконец, в XXI веке раскрыло свое первоначальное значение, ради чего оно было явлено инженеру Эйфелю.

Ледяная бездушная стальная конструкция, насквозь пронизываемая ветрами. Здание, не могущее ни согреть, ни укрыть. Убежище, в котором никогда не будешь искать спасения. Как пуста Эйфелева башня на хронике времени оккупации Франции фашистами! Как она предательски нага! Какой контраст с невысокими могучими дворцами, исстрадавшимися от многочисленных французских республик с их мириадами грязных лап, эхом похабщины и бредом о новом мире! Какое разящее отличие от небольших каменных деревенских домов с прислоненными у входа старыми велосипедами!

Пустоту Эйфелевой башни не могут скрыть тучи туристов, стремящихся снова и снова пережить ее миф, карабкающихся на ее самую высокую точку в своем стремлении покорить Париж, Францию, мир, чтобы пощекотать свое ненасытное «я».

А на вершине одиноко мечется безумный глаз, прорезающий тьму, сгустившуюся над Парижем. Что ищет он? Как он похож на глаза того старика, одиноко обедающего в кафе с видом на жизнь… Кружится в темноте, боясь ее, тщась разглядеть в ней свою погибель, страшась посмотреть вниз меж стальных ребер, под ноги.

И ты избегаешь Париж, обходишь его стороной, оставаясь в нем. Ты окунаешься в тишину его одиночества, не потревоженную фотографическими вспышками, скрываешься в катакомбах его тесных, плотно заселенных улочек с непрерывными рядами окон. Они ведут тебя, то оглядывая сбоку, то нависая сверху, гонят все время прямо, пока не выбрасывают на маленькую площадь, откуда разбегаются, виляя велосипедами, маленькие переулочки. Ослепленный огнями пустынного кафе и взглядом очередного одиноко взирающего на жизнь, ныряешь в поворот налево, потом направо… Опять стена зданий, но ты уже чувствуешь, что где-то рядом дом .

Взгляд скользит по стене, проваливается в подъезд, и все вроде бы до безобразия одинаково, но на двери взгляд выхватывает крест, не тот, парижский, католический, модерновый, будто созданный увенчать башню Эйфеля. Наш, византийский, русский, московский – красивый в своем непередаваемом благородстве простоты и символизма.

Под крестом надпись – «Церковь Трех святителей». Улица темна, уже одиннадцатый час вечера, и ты, уверенный, что сегодня церковь уже закрыта, все же слегка толкаешь входную дверь. И в тот же миг луч света прорезывает тьму, вырываясь из образовавшейся щели. Открыто! Не веря, смущенный входишь в храм. Много прихожан, священников. Может быть, какой-то домашний праздник – свадьба или крестят кого? Но в такой час… Не может быть.

Внутри сразу согреваешься от зажженных свечей, икон по стенам и русской речи. Ты снова в России. Куда-то делись эти нелепые балконы, чуждые нравы, весь этот падший Вавилон. Где тот пронизывающий до костей парижский сырой холод? Куда делась точащая изнутри тоска?

Здесь всё как дома. Восковые свечи, благородные бороды священников, платки на женщинах. Лики святых, излучающие тепло горящих перед ними свечек. И русская речь… С французской «р», грассируемой на иностранный манер потомками старых эмигрантов. С провинциальной «о», напоминающей несведущему москвичу то Белоруссию, то русский Север. С южным украинским говором, режущим слух, но все же близким и понятным.

Разговорившись со стариком-прихожанином, выясняешь, что собравшиеся в храме ждут прибытия чудотворной Державной иконы Божией Матери.

И мысли твои наполняет благоговение перед неизреченным Промыслом. Как можно оказаться случайно в православном храме за границей именно в тот вечер, когда туда должна прибыть икона, ставшая символом надежды на спасение тонувшей в революции России?! Как можно оказаться случайно в православной церкви именно Парижа – города, ставшего символом белой эмиграции?! Сама мысль о «совпадении» кажется нелепой, когда ты стоишь в очереди поклониться великой иконе, в очереди с детьми эмигрантов, покинувших Россию в революционные годы, и с эмигрантами новой волны!

Нет, ведомые Высшей волей, мы становимся непосредственными свидетелями и участниками неспешного процесса бережного распутывания кровавого узла отечественной истории, примирения прошлого с настоящим, настоящего с будущим.

Ты, случайно и временно занесенный в Европу человек, вместе с грассирующими русскими стариками и бедно одетыми новыми российскими эмигрантами просишь Богородицу о спасении Русской земли. Ты, современный россиянин, вместе с белыми и советскими разделяешь чувство благоговения и преклонения перед Ее образом, явленным в день, когда, казалось, Россия, влекомая тяжестью своих грехов и роком, разбилась вдребезги, навсегда…

И исчезают Париж, и холод его, и пренебрежение к нему. Ведь сквозь бриллиант символов сверкает кровавыми гранями весь роковой русский XX век с такого близкого 15 марта 1917 года, и нисходит «светозарный луч славы чудес Богородицы», вдохновляющий и направляющий нас.

Предлагает туристам погулять по ее бульварам, отужинать в ресторанах с мишленовскими звездами, побаловать себя фантастическим шопингом в период распродаж…

Эйфелева башня

Являясь самым известным символом , башня доступна для посещения туристами, причем к нужным уровням они доставляются посредством лифта. На 1 уровне (высота – 57 м) гостей ждет ресторан, из окон которого удастся полюбоваться парижскими красотами – Сеной, кварталами и дворцами (зимой 1 уровень интересен открытием ледового катка); на 2 (высота – 115 м) – ресторан “Жюль Верн” и обзорная площадка со стеклянными проемами в полу; на 3 (высота – более 270 м) – обзорная галерея. Над площадкой для обзора расположились помещения, из которых наибольший интерес представляет музей-квартира Эйфеля. А у подножия башни нередко устраиваются различные мероприятия и концерты, на которых стоит поприсутствовать.

Полезная информация: адрес: Champ de Mars; сайт: www.toureiffelparis.ru.

Мулен Руж

Сегодня взрослых посетителей развлекают представлением “Feerie” в виде шоу с 4 главными сценами (69 песен) в исполнении фокусников, танцовщиц, акробатов (вход обойдется в 80-90 евро; делать фото внутри запрещено).

Полезная информация: адрес: 82 BoulevarddeClichy; сайт: www.moulinrouge.fr

Лувр

Некогда Лувр выполнял роль королевского дворца, а сегодня, являясь музеем (входом является стеклянная пирамида, окруженная фонтанами), он предлагает своим посетителям осмотреть около 35000 экспонатов (экспозиция подразделена на категории “Скульптура”, “Рисунки и гравюры”, “Древний Восток” и другие). Осмотреть Лувр можно вместе с экскурсионной группой или самостоятельно (рекомендуется приобрести аудио-экскурсию).

Адрес: Cour Napoleon; доехать можно на автобусах № 39, 27, 72, 68 (вторник – выходной; ссылка на сайт: www.louvre.fr)

Собор Парижской Богоматери

Его посетители смогут полюбоваться многочисленными витражами, побывать в музее, сокровищнице (это “хранилище” церковной утвари и произведений искусства) и на смотровой площадке.

Адрес: 6 Place du Parvis Notre-Dame.

Триумфальная арка

Арка (ее высота – более 49 м; украшена барельефами “Мир”, “Взятие Александрии”, “Триумф Наполеона” и другими) предлагает побывать в музее (его экспозиция знакомит гостей с историей строительства сооружения и проходившими там церемониями) и на смотровой площадке, открывающей вид на Париж и его 12 главных проспектов (наверх ведет лестница с 284 ступенями, а воспользовавшись лифтом, преодолеть придется только 46 ступеней). Кроме того, подъехав к Триумфальной арке к 18:30, у вас появится шанс увидеть церемонию Вечного Огня.

Адрес: Place Charles de Gaulle (сюда едет автобус № 73).