Печатные тесты по биологии. Поурочные тесты и задания по курсу «Общая биология

ГБОУ Центр Образования № 1602

Поурочные проверочные тесты к учебнику «Основы общей биологии»
И.Н. Пономаревой
О.А. Корниловой
Н.М. Черновой
для учащихся 9 классов
(с ответами)

Учитель биологии Глушкова Наталия Борисовна
Урок № 1. Введение. Биология - наука о живом мире.
Установите соответствие между биологическими науками, изучаемыми ими аспектами:
А – Плиний Старший; Б – Ж.Б.Ламарк; В – Селекция; Г – Цитология; Д – Систематика;
Е – Генетика; Ж – Палеонтология; З – Экология; И – Эволюционное учение;
К – Микробиология; Л – Антропология; М – Эмбриология
Наука о строении и жизнедеятельности клетки.
Наука, изучающая распределение организмов по группам, т.е. их классификацию.
Наука, о выведении новых сортов растений, пород животных, штаммов бактерий.
Французский натуралист, который предложил использовать термин «биология».
Наука, изучающая ископаемые останки организмов.
Наука, изучающая историческое развитие органического мира.
Наука, о наследственности и изменчивости организмов.
Наука, о человеке.
Древнеримский писатель и ученый, в трудах которого изложены многочисленные сведения о животных и растениях.
Наука о взаимосвязях организмов друг с другом и окружающей средой.
Наука о бактериях и вирусах.
Наука о зародышевом развитии организмов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Урок № 2. Основные свойства живых организмов.
Определите соответствие свойств и сущности живого.
Свойства живого Сущность живого
А) обмен веществ 1.поддержание постоянства внутренней среды организма
Б) самовоспроизведение 2.направленное изменение живой природы
В) саморегуляция3.качественные изменения природы живого
Г) изменчивость 4.приспособленность к среде обитания
Д) эволюция 5.способность организмов приобретать новые признаки и свойства
Е) развитие 6.совокупность биохимических превращений
Ж) адаптация 7.способность к размножению
1 2 3 4 5 6 7
Урок № 3. Многообразие живого мира.
Выберите правильные ответы.
1. Минимальный уровень организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации – это:
а) биосферный; б) молекулярный; в) организменный; г) клеточный.
2. Высший уровень организации жизни – это:
а) клеточный; б) биосферный; в) популяционно-видовой; г) организменный.
3. Наиболее общее качество для всех известных уровней организации жизни – это:
а) сложность строения системы; б) закономерности, действующие на каждом уровне;
в) элементы, составляющие систему; г) качества, которыми обладает данная система.
4. Обитатели почвенной среды обитания – это:
а) эндобионты; б) террабионты; в) гидробионты; г) педобионты.
5. Неклеточные организмы – это:
а) прокариоты; б) эукариоты; в) вирусы; г) анаэробы.
6.Свойство живых организмов или отдельных клеток реагировать на любое изменение среды:
а) подвижность; б) обмен веществ; в) раздражимость; г) рост.
7. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента:
а) углерод, кислород, азот и водород; б) углерод, кислород, водород и серу;
в) углерод, кислород, натрий и калий; г) углерод, кислород, азот и фосфор.
8. Межвидовые отношения начинают проявляться на уровне:
а) биогеоценотическом; б) организменном; в) популяционно-видовом; г) биосферном.
1 2 3 4 5 6 7 8
Урок № 4. Многообразие клеток.
Выберите правильные ответы.
1.Самая маленькая структурная единица организма, наделённая всеми основными признаками живого – это:
а) клетка; б) ткань; в) орган; г) система органов.
2. Наука о строении, химическом составе и функции клеток, их размножении, развитии и взаимодействии в многоклеточном организме – это:
а) экология; б) гистология; в) эмбриология; г) цитология.
3. Впервые применил термин «клетка»:

4. Сформулировали клеточную теорию в 1838-1839 гг.:

5. Впервые обнаружил ядра в растительных клетках:
а) А.Ван Левенгук; б) Р. Гук; в) Р. Броун; г) М. Шлейден.
6. Доказал, что развитие млекопитающих начинается с оплодотворённой яйцеклетки:
а) Т. Шванн; б) К. Бэр; в) Р. Вирхов; г) М. Шлейден.
7. Доказал, что новые клетки образуются из исходных, материнских клеток:
а) Т. Шванн; б) К. Бэр; в) Р. Вирхов; г) М. Шлейден.
8. Открыл фагоцитоз:

9. Открыл двойное оплодотворение у цветковых растений:
а) Т. Шванн; б) К. Бэр; в) И.И. Мечников; г) С.Г. Навашин.
10. Сущность клеточной теории состоит в том, что:
а) растительные организмы состоят из клеток; б) животные организмы состоят из клеток; в) все, как высшие, так и низшие организмы состоят из клеток; г) клетки всех организмов одинаковы по своему строению.
11. Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она:
а) обобщила все имеющиеся к 19 веку знания о строении организмов;
б) выявила элементарную структуру жизни; в) выявила основную функциональную единицу жизни;
г) создала базу для развития цитологии и генетики; д) верны все ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Урок № 5. Химический состав клетки.
Выберите правильные ответы.
Какое количество элементов периодической системы Д.И.Менделеева обнаружены в клетках разных организмов?
а) 24; б) 50; в) 70; г) 109.
2. Все клетки сходны по химическому составу, что свидетельствуета) – о единстве живой и неживой природыб) – о происхождении организмов от общего предкав) – об эволюции органического мираг) – о единстве органического мира.
3. Химические элементы в клетках образуют два типа соединений:
а) растворимые; б) органические; в) неорганические; г) нерастворимые.
4. Основой органических соединений являются атомы:
а) углерода; б) азота; в)водорода; г) кислорода.
5. Из предложенных соединений выберите только неорганические:
а) белки; б) соли кальция; в) фосфорная кислота; г) липиды; д) вода; е) кислород; ж) углекислый газ; з) углеводы; и) АТФ; к) нуклеиновые кислоты.
6. Содержимое воды в клетке колеблется в пределах:
а) 10-20%; б) 20-60%; в) 60-80%; г) 80-100%.
7. Какие соединения могут быть и полимерами и мономерами?
а) белки; б) углеводы; в) липиды; г) нуклеиновые кислоты.
8. К макроэлементам, составляющим основу клетки живого организма, относятся: а) сера, кислород, йод, водород; б) азот, цинк, водород, углерод; в) углерод, водород, азот, кислород; г) углерод, кислород; фосфор, сера.
9. Какой микроэлемент входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы?
а) железо; б) йод; в) медь; г) цинк.10. Какой микроэлемент входит в состав гемоглобина и участвует в переносе кислорода?
а) железо; б) йод; в) медь; г) цинк.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Урок № 6. Углеводы, липиды.
В состав липидов не входит:
а) кислород; б) водород; в) азот; г) углерод.
2. Углеводы в клетке не выполняют функцию:

3. К простым углеводам не относится:
а) глюкоза; б) фруктоза; в) дезоксирибоза; г) крахмал.
4. Безвкусны и не растворяются в воде:
а) дисахариды; б) полисахариды; в) моносахариды.
5. Строительная функция углеводов состоит в том, что они:
а) являются биополимерами; б) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений;
в) способны растворяться в воде; г) служат запасным веществом клетки.
6. Липиды:
а) хорошо растворяются в воде; б) не растворяются в воде.
7. В состав липидов входят:
а) глицерин; б) глюкоза; в) жирные кислоты; г) аминокислоты.
8. Липиды в клетке не выполняют функцию:
а) хранение наследственной информации; б) энергетическую; в) запасающую; г) защитную
9. важную роль в жизни клетки играют липиды, т.к. они:
а) являются ферментами; б) растворяются в воде; в) служат источником энергии;
г) поддерживают постоянную среду в клетке.
10. Сколько ккал энергии выделяется при расщеплении 1 г жира?

11. Жиры растворимы:
а) в воде; б) в спирте; в) эфире; г) бензине.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Урок № 7. Белки.
Мономерами молекул белка являются:
а) глюкоза; б) нуклеотиды; в) аминокислоты; г) глицерин.
Сколько аминокислот входит в состав белка?
а) 150; б) 48; в) 26; г) 20.
3. Ферменты от других белков отличаются тем, что они:
а) являются катализаторами химических реакций; б) синтезируются на рибосомах;
в) включают в свой состав витамины, металлы.
4. Денатурация – это процесс:
а) восстановления естественной структуры белка; б) нарушение естественной структуры белка.
5. Ренатурация – это процесс:
а) Восстановления естественной структуры белка; б) нарушение естественной структуры белка.
6. В пробирки с пероксидом водорода поместили кусочек варёной колбасы, хлеба, моркови, рубленого яйца. Кислород выделялся в пробирке:
а) с варёной колбасой; б) с хлебом; в) с морковью; г) с рубленным яйцом.
7. Сколько ккал энергии выделяется при расщеплении 1 г белка?
а) 3,4 ккал; б) 4,1 ккал; в) 9,3 ккал; г) 17,6 ккал.
8. К какой структуре белка относится глобула?

9. Цепочка из аминокислот, соединённых пептидной связью обладают структурой:
а) первичной; б) вторичной; в) третичной; г) четвертичной.
10. Назовите основные функции белка (не менее пяти).

___________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1145540190500Урок № 8. Нуклеиновые кислоты.
1.Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) глюкоза; б) нуклеотиды; а) аминокислоты; глицерин.
2. Функции молекул ДНК в клетке:

3. Функции молекул РНК в клетке:
а) запасающая; б) участие в биосинтезе белка; в) структурная;
г) хранение наследственной информации.
4. Процесс удвоения ДНК называется:
а) денатурацией; б) ренатурацией; в) репликацией; г) дупликацией.
5. Какое азотистое основание не входит в состав РНК?

6. Какое азотистое основание не входит в состав ДНК?
а) аденин; б) гуанин; в) тимин; г) цитозин; д) урацил.
7.Какую спираль представляет собой молекула ДНК?
а) одинарную; б) двойную.
8. Что входит в состав нуклеотида?
а) аминокилота; б) азотистое основание; в) остаток фосфорной кислоты; г) углевод.
9. Как называется углевод входящий в состав РНК?
а) рибоза; б) дезоксирибоза
10. По принципу комплементарности достройте молекулу ДНК:
Ц-А-Г-Г-Т-А-Ц-Т-Г-А-Т-Ц-
11. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: Г-Г-А-Т-Ц-Т-А-А-Ц-А-Т.
Определите последовательность нуклеотидов на иРНК.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Урок № 9. Строение клетки.
Установите соответствие
А – Цитоплазматическая мембрана; Б – Цитоплазма; В – Ядро; Г – Клеточная стенка;
Д – Включения; Е –Хромосомы; Ж – Органоиды; З – Прокариоты; И – Эукариоты;
К – Вирусы; Л – Нуклеоид.
Организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра.
Постоянные структурные компоненты клетки.
Выполняет роль барьера, обеспечивает избирательное поступление веществ из внешней и внутренней среды.
Контролирует все физиологические процессы в клетке, хранит и передаёт генетическую информацию.
Участвует в переносе веществ и перемещение органоидов внутри клетки за счёт постоянного движения.
Организмы, клетки которых имеют оформленное ядро.
Непостоянные структурные компоненты клетки.
Образованы двухцепочечными молекулами ДНК и гистоновыми белками.
Главный компонент прокариотической клетки.
Имеется у клеток всех организмов, кроме животных.
Неклеточная форма жизни.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л

Урок № 10. Органоиды клетки и их функции.
Установите соответствие.
А – ЭПС; Б – Комплекс Гольджи; В – Лизосома; Г – Митохондрия; Д – Пластида;
Е – Рибосома; Ж – Микротрубочка; З – Клеточный центр; И – Цитоскелет; К – Вакуоли;
Образует веретено деления и участвует в деление клетки.
Двумембранные органоиды, характерные только для растительной клетки, способны к самоудвоению (имеют собственную ДНК.
Расположена вокруг ядра, образована мембранами. Представляет собой разветвлённую сеть каналов и полостей. Обеспечивает синтез и транспорт веществ.
Небольшие овальные тельца, окружённые мембраной. Они заполнены пищеварительными ферментами, способными расщеплять белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.
Обязательные органоиды растительной клетки, содержат в растворённом виде органические минеральные вещества.
Отвечает за образование лизосом, накопление, сортировку и вывод веществ из клетки.
Полая цилиндрическая структура, обеспечивает движение внутриклеточных структур.
Систем микротрубочек и пучков белковых волокон, тесно связана с наружной мембраной и ядерной оболочкой, определяет форму клетки.
Находится в цитоплазме в свободном состоянии или на мембране ЭПС, синтезирует белки.
Имеют собственную ДНК, участвует в окислении органических веществ и синтезе АТФ.
А Б В Г Д Е Ж З И К

Урок № 11. Обмен веществ – основа существования клетки.
Выберите правильный ответ:
Процесс расщепления высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных называется:

2. Процесс образования сложных органических веществ из простых называется:
а) диссоциацией; б) диссимиляцией; в) ассимиляцией; г) денатурацией.
3. Как ещё называют анаболизм?
4. Как ещё называют катаболизм?
а) энергетический обмен; б) диссимиляцией; в) ассимиляцией; г) пластический обмен.
5. Пластический обмен особенно интенсивно происходит:
а) в молодом организме; б) в старом организме.
6. В процессе анаболизма:

7. В процессе катаболизма:
а) идет накопление энергии; б) высвобождение энергии.
8. Универсальным аккумулятором энергии является:
а) глюкоза; б) жир; в) ДНК; г) АТФ.
9. Отделение от аденозинтрифосфорной кислоты одного остатка фосфата сопровождается выделением:
а) 12 кДж энергии; б) 17,6 кДж энергии; в) 38,9 кДж энергии; г) 40 кДж энергии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Урок № 12. Биосинтез белков в живой клетке.
I. Установите соответствие между этапами биосинтеза белка и их особенностями.
А) к тРНК присоединяются аминокислоты 1) транскрипция
Б) происходит в цитоплазме на рибосомах 2) трансляция
В) происходит в ядре
Г) синтезируется иРНК
Д) синтезируется белок
Е) матрицей для синтеза служит ДНК
Ответ__________________________
II. Укажите последовательность этапов переноса наследственной информации в клетке.
Синтез молекулы иРНК на матрице ДНК
Перемещение молекулы иРНК к рибосоме
Осуществление комплементарного взаимодействия между иРНК и тРНК
Раскручивание двойной спирали ДНК, разрыв водородных связей между цепями
Выстраивание нуклеотидов иРНК на рабочей цепи ДНК по принципу комплементарности
Ответ______________________________
Урок № 13. Биосинтез углеводов. Фотосинтез.
Выберите правильные ответы.
Исходным материалом для фотосинтеза служат:
а) кислород и углекислый газ; б) вода и кислород; в) углекислый газ и вода; г) углеводы.
2. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?
а) митохондрии; б) рибосомы; в хромопласты; г) хлоропласты.
3. Какие лучи спектра поглощает хлорофилл?
а) красные и сине-фиолетовые; б) жёлтые и зелёные.
4. При расщеплении, какого соединения выделяется свободный кислород?
а) СО2; б) Н2О; в) АТФ; г) ДНК.
5. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород?
а) темновая; б) световая; в) постоянно.
6. АТФ в течение световой стадии:
а) синтезируется; б) расщепляется.
7. В течение какой стадии в хлоропластах образуется первичный углевод?
а) световая; б) темновая.
8. Расщепляется ли молекула СО2 при синтезе углеводов?
а) да; б) нет.
9. Напишите суммарную реакцию фотосинтеза:
1 2 3 4 5 6 7 8
Урок № 14. Обеспечение клеток энергией.
Установите соответствие:
А –Энергия; Б – Органические вещества; В – АТФ; Г – Подготовительный этап;
Д – Гликолиз; Е – Брожение; Ж – Кислородный этап; З – Митохондрия; И – Н2О и СО2;
К – 2 молекулы АТФ; Л – 36 молекул АТФ.
Универсальный биологический аккумулятор энергии.
Энергетическая станция клетки.
Бескислородный, или неполный этап энергетического обмена.
Конечные продукты кислородного расщепления.
Этот термин обычно применяют по отношению к процессам, протекающим в клетках микроорганизмов и растений.
Сколько молекул АТФ образуется в результате третьего этапа энергетического обмена.
Источники энергии для жизнедеятельности клеток.
На этом этапе молекулы полисахаридов, жиров и белков распадаются на мелкие молекулы: глюкозу, жирные кислоты и глицерин, аминокислоты.
Этим количеством молекул завершается гликолиз или бескислородный этап.
При окислении двух молекул молочной кислоты образуется 36 молекул АТФ.
Способность совершать работу.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Зачёт № 1 по теме: Основы учения о клетке.
Перечислите уровни организации жизни в пределах одного организма.
Перечислите уровни организации жизни от организма и выше.
Перечислите основные макроэлементы.
Перечислите основные функции воды в клетке.
Перечислите основные функции белков в клетке.
Перечислите основные функции углеводов в клетке.
Перечислите основные функции липидов в клетке.
Перечислите основные функции нуклеиновых кислот в клетке.
Чем представлена первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белков?
На какие группы делятся углеводы (примеры)?
Сколько энергии заключено в макроэргических связях АТФ?
Когда и были создана клеточная теория?
Перечислите органоиды клетки и их функции.
Перечислите двумембранные органоиды клетки.
Что такое фагоцитоз и пиноцитоз?
В каких органоидах имеется ДНК?
Какие органоиды возникли в результате симбиоза?
Какое вещество характерно для стенок бактерий, грибов и растений?
Что такое ассимиляция?
Что такое диссимиляция?
Какие организмы называют автотрофами и на какие группы они делятся?
Какие организмы называют гетеротрофами?
Какие организмы называют аэробами?
Какие организмы называют анаэробами?
Напишите формулу фотосинтеза.
Что происходит в световую фазу фотосинтеза?
Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?
Кто открыл процесс хемосинтеза?
Что такое транскрипция?
Что такое трансляция?
Участок ДНК содержит 300000 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов нужно для репликации и для транскрипции?
Какие три этапа энергетического обмена вам известны?
Урок № 15 .Типы размножения организмов. Половое размножение.
Размножение, при котором происходит слияние специализированных клеток, называют:
а) клонированием; б) вегетативным; в) половым; г) бесполым.
2. Большое значение полового размножения для эволюции состоит в том, что:
а) при оплодотворении в зиготе формируется зародыш;
б) при оплодотворении в зиготе могут возникнуть новые комбинации генов;
в) дочерний организм является точной копией родителей;
г) развитие организма начинается с деления одной клетки.
2. Укажите представителя, для которого характерна конъюгация как форма размножения.
а) инфузории; б) пчелы, тли; в) малярийный плазмодий; г) человек.
3. Что характерно для полового размножения?
а) потомство имеет гены только одного материнского организма
б) потомство генетически отличается от родительских организмов
в) в образовании потомства участвует одна особь
г) в образовании потомства обычно участвуют две особи
4. Укажите верные суждения.
а) партеногенез – это особая форма бесполого размножения
б) партеногенез – это особая форма полового размножения
в) партеногенетическое развитие известно у тлей, пчел, дафний
г) партеногенетическое развитие известно у березы и кукурузы
5. Укажите верные суждения.
а) гермафродиты – организмы, у которых могут образовываться и мужские и женские гаметы
б) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом, а зигота – диплоидный
в) в половом размножении всегда принимают участие две особи
г) бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов
6. Развитие организма из одной неоплодотворенной яйцеклетки называется
а) гермафродитизмом; б) партеногенезом; в) дивергенцией; г) коньюгацией.
7. Зигота – это:
а) клетка, образовавшаяся путём деления; б) половая клетка; в) стволовая клетка;
г) клетка, образовавшаяся путём слияния гамет.
8. В ходе полового размножения наблюдается:
а) полное воспроизведение родительских признаков и свойств;
б) перекомбинация родительских признаков и свойств;
в) сохранение численности женских особей;
г) преобладание численности мужских особей.
1 2 3 4 5 6 7 8
Урок № 16 .Типы размножения организмов. Бесполое размножение.
Выберите один верный ответ.
1. Размножение - это процесс:
а) увеличения числа клеток;
б) воспроизведение себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции;
г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.
2. Какая форма бесполого размножения, наиболее характерная для мхов, папоротников, грибов?
1. Бинарное деление. 2. Шизогония. 3. Фрагментация. 4. Почкование. 5. Клонирование.

3. Какая форма бесполого размножения, наиболее характерная для прокариот и большинства простейших?

6. Вегетативное размножение. 7. Полиэмбриония. 8. Спорообразование.
4. Какая форма бесполого размножения, наиболее характерная для кишечнополостных и дрожжей?
1.Бинарное деление. 2. Шизогония. 3. Фрагментация. 4. Почкование. 5. Клонирование.
6. Вегетативное размножение. 7. Полиэмбриония. 8. Спорообразование.
5. Какая форма бесполого размножения, наиболее характерная для большинства растений?
1.Бинарное деление. 2. Шизогония. 3. Фрагментация. 4. Почкование. 5. Клонирование.
6. Вегетативное размножение. 7. Полиэмбриония. 8. Спорообразование.
6. Какая форма бесполого размножения, встречается у некоторых млекопитающих и человека?
1.Бинарное деление. 2. Шизогония. 3. Фрагментация. 4. Почкование. 5. Клонирование.
6. Вегетативное размножение. 7. Полиэмбриония. 8. Спорообразование.
7. Какая форма бесполого размножения, наиболее характерная для ресничных и кольчатых червей?
1.Бинарное деление. 2. Шизогония. 3. Фрагментация. 4. Почкование. 5. Клонирование.
6. Вегетативное размножение. 7. Полиэмбриония. 8. Спорообразование.
8.. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:
а) быстрому росту численности вида;
б) возникновению изменений у особей вида;
в) появлению внешней изменчивости;
г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.
1 2 3 4 5 6 7 8
Урок № 17 . Деление клетки. Митоз.
Установите соответствие:
А – Жизненный цикл клетки. Б – Митотический цикл клетки. В - Митоз. Г – Интерфаза.
Д – Пресинтетический период. Е – Синтетический период. Ж – Постсинтетический период.
З – Профаза. И – Метафаза. К – Анафаза. Л – Телофаза.
Активный период в жизни клетки, когда осуществляется синтез органических веществ, рост клетки, удвоение хромосом.
Способ деления клетки, заключающийся в точном распределение генетического материала между дочерними клетками.
Однохроматидные хромосомы деспирализуются, формируется ядрышко, восстанавливается ядерная оболочка, на экваторе начинает закладываться перегородка или перетяжка, растворяются нити веретена деления.
Объём ядра увеличивается, двухроматидные хромосомы спирализуются, ядрышки растворяются, центриоли расходятся к полюсам, ядерная оболочка исчезает, образуются нити веретена деления.
Промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления до её гибели или до последующего деления.
В клетках млекопитающих длится примерно от 6 до 12 часов. Происходит репликация ДНК. К концу этого периода каждая хромосома состоит из двух хроматид, двух молекул ДНК.
Двухроматидные хромосомы располагаются на экваторе (экваториальная пластинка). К центромерам прикрепляются нити веретена деления.
Совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также самого митоза.
Центромеры делятся, однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам клетки.
Синтез белка и энергии (АТФ), необходимых для самого деления. Завершается подготовка к делению.
Синтез белка, РНК, АТФ. Увеличивается количество органелл, размеры клеток
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Урок № 18 . Деление клетки. Мейоз.
Вставьте в текст пропущенные слова:
Мейозом называется____________________ __________________ клеток, при котором происходит____________________числа хромосом. При этом из ____________________ ______________________клетки образуется__________________ _____________________.
Мейоз состоит из ___________________ последовательных делений, причём___________________
ДНК происходит только при______________________ деление. В мейоз вступают хромосомы, состоящие из_______________________ сестринских_____________________.
Обмен идентичными участками хромосом называется_________________________ и происходит в___________________ ____________________ мейоза, которое является ______________________.
Второе деление мейоза называется __________________________.
Ключ: профазе первого, редукция, удвоение, хроматид, кроссинговером, одной диплоидной, двух, эквационным, четыре гаплоидные, делению половых, первом, редукционным, двух,
Урок № 19. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Установите соответствие:
А – Онтогенез; Б – Эмбриональный период; В – Постэмбриональный период; Г – Зигота;
Д – Дробление; Е – Бластула; Ж – Гаструла; З – Органогенез; И – Эктодерма; К – Мезодерма;
Л – Энтодерма.
Однослойный зародыш, имеет полость заполненную жидкостью.
Период от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти.
Из этого зародышевого листка развиваются все мышечные ткани, соединительные, хрящевая и костная ткани, кровь, лимфа, а также кровеносная система, почки, половые железы.
Развитие особи, обусловленное наследственностью и влиянием условий среды обитания.
Оплодотворённая яйцеклетка.
Процесс формирования комплекса осевых органов и тканей из зародышевых листков.
Процесс деления зиготы на бластомеры.
Период от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек.
Из этого зародышевого листка развиваются эпителий кишечника, пищеварительные железы –--печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и легких.
На этой стадии зародыш состоит из двух слоёв клеток: наружного, или эктодермы и внутреннего, или энтодермы.
Из этого зародышевого листка развиваются нервная система, органы чувств, эпителий кожи и эмаль зубов, волосы, ногти.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Зачёт № 2 по теме: Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Назовите типы размножения организмов, приведите примеры.
Перечислите основные различия полового и бесполого размножения организмов.
Типы деления клеток, примеры.
Как происходит деление клеток прокариот.
Жизненный цикл клетки и его этапы.
Митоз и его фазы (подробно).
Мейоз или редукционное деление клетки (подробно).

Какие хромосомы называют гомологичными?
Что такое диплоидный набор хромосом и гаплоидный набор хромосом?
Чему равен диплоидный и гаплоидный набор хромосом человека.
Что такое кариотип?
Какие важнейшие процессы происходят во время профазы первого мейоза?
В какие фазы первого деления мейоза происходит перекомбинация генетического материала?
Что такое коньюгация?
Что такое кроссинговер и когда он происходит?
Основные отличия митоза от мёйоза.
Биологический смысл митоза.
Биологический смысл мейоза.
Что такое гаметогенез?
Сколько гамет образуется в результате сперматогенеза?
Сколько гамет образуется в результате овогенеза?
Биологическая роль женских и мужских гамет.
Что такое онтогенз?
Что происходит в эмбриональный период индивидуального развития организма?
Что происходит в постэмбриональный период индивидуального развития организма?
Урок № 20. Генетика и её основные понятия.
Установите соответствие:
А – Генетика; Б – Ген; В – Локус; Г – Генотип; Д – Наследственность; Е – Изменчивость;Ж – Фенотип; З – Аллельные гены; И – Норма реакции; К – Гетерозиготные организмы;
Л – Гомозиготные организмы.
Особи, образующие только один тип гамет и не дающие расщепления в следующем поколении.
Пределы изменчивости признака.
Наука о наследственности и изменчивости.
Совокупность всех генов организма.
Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом, контролирующие альтернативное развитие одного и того же признака.
Особи, которые образуют разные гаметы и в потомстве которых обнаруживается расщепление.
Свойство организма передавать свои признаки и особенности развития следующему поколению.
Участок молекулы ДНК, определяющий развитие одного признака, или синтеза белковой молекулы.
Участок хромосомы или место, в котором располагается ген.
Совокупность внешних и внутренних признаков.
Способность организма изменяться и приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития под воздействием различных условий.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Урок № 21. 1 и 2 законы Г.Менделя.
Выберите правильные ответы
Какой метод применил Мендель для изучения наследования признаков?
а) цитологический; б) гибридологический; в) биохимический; г) онтогенетический.
2. Объектом исследования Г. Мендель выбрал:
а) фасоль; б) тыкву; в) горох; г) пшеницу.
3. Потомство от скрещивания двух особей называют:
а) гибридным; б) единообразным; в) многообразным; г) элитным.
4. Для определения генотипа организма проводят скрещивание:
а) моногибридное; б) дигибридное; в) полигибридное; г) анализирующее.
5. При моногибридном скрещивание чистых линий по генотипу в первом поколении наблюдается расщепление:

6. При моногибридном скрещивание чистых линий по фенотипу в первом поколении наблюдается расщепление:
а) 1:1; б) 3:1; в) 1:2:1; г) единообразно.
7. Гетерозиготную чёрную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Какие генотипы имеют крольчата?

8. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Определите возможные генотипы детей от брака кареглазых гетерозиготных родителей.
а) АА; б) Аа; в) АА, Аа, аа; г) Аа, аа.
9. Определите вероятность рождения светловолосых детей у гетерозиготных темноволосых родителей.

10. Определите вероятность рождения темноволосых детей у гетерозиготных темноволосых родителей.
а) 100%; б) 75%; б) 25%; г) 0%.
11. Определите вероятность рождения светловолосых детей, если один родитель гетерозиготен, а другой гомозиготен по аллелю «тёмные волосы».
а) 100%; б 50%; б) 25%; г) 0%.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Урок № 22. 3акон Г. Менделя. Дигибридное скрещивание.
Выберите правильный ответ:
1.За наследование окраски семян (желтая, зелёная) и формы (гладкая, морщинистая) у гороха отвечают:
а) 1 пара гомологичных хромосом; б) 2 пары гомологичных хромосом;
в) 3 пары гомологичных хромосом; г) 4 пары гомологичных хромосом.
2. Генотип гороха с жёлтой окраской и морщинистой формой семян – ААвв. Данный сорт будет образовывать:

3. Генотип гороха с жёлтой окраской и морщинистой формой семян – АаВв. Данное растение будет образовывать:
а) 1 тип гамет; б) 2 типа гамет; в) 3 типа гамет; г) 4 типа гамет.
4.Скрещивают дигетерозиготное растение гороха с жёлтой окраской и гладкой формой семян. В потомстве ожидается:
а) 1 фенотип; б) 2 фенотипа; в) 3 фенотипа; г) 4 фенотипа;
5. Скрещивают дигетерозиготное растение гороха с жёлтой окраской и гладкой формой семян. В потомстве ожидается:
а) 4 разных генотипа; б) 9 генотипов; в) 12 генотипов; г) 16 генотипов.
6. Жёлтый цвет (А) и гладкая форма гороха (В) – доминантные признаки. У гороха с жёлтыми и гладкими семенами могут быть генотипы:

7. Жёлтый цвет (А) и гладкая форма гороха (В) – доминантные признаки. У гороха с жёлтыми и морщинистыми семенами могут быть генотипы:
а) ААВВ; б) ААвв; в) ааВВ; г) АаВВ; д) Аавв; е) АаВв; ж) ААВв; з) ааВв.
8. Жёлтый цвет (А) и гладкая форма гороха (В) – доминантные признаки. У гороха с зелёными и гладкими семенами могут быть генотипы:
а) ААВВ; б) ААвв; в) ааВВ; г) АаВВ; д) Аавв; е) АаВв; ж) ААВв; з) ааВв.
1 2 3 4 5 6 7 8
Урок № 23. Сцеплённое наследование генов и кроссинговер.
Выберите правильный ответ:
Понятие сцеплённого наследования ввёл:
а) Г. Мендель; б) Т. Морган; в) Ч.Дарвин; г) К. Линней.
2. Закон Моргана отражает:
а) закон единообразия; б) закон расщепления признаков в соотношении 3:1;
в) закон независимого расщепления признаков генов находящихся в разных парах хромосом; г) закон сцеплённого наследования признаков, если гены находятся в одной хромосоме.
3. Число групп сцепления равен:
а) гаплоидному набору хромосом; б) диплоидному набору хромосом;
в) общему числу генов в хромосоме; г) количеству триплетов в гене.
4. Генотип особи АаСс. Если гены АС и ас сцеплены, и произошёл кроссинговер, то у неё образуется:

5. Генотип особи АаСс. Если гены АС и ас сцеплены, и кроссинговера нет, то у неё образуется:
а) 1 сорт гамет; б) 2 сорта гамет; в) 3 сорта гамет; г) 4 сорта гамет.
6. Нарушение сцепления аллелей генов находящихся в одной хромосоме вызывает:
а) митоз; б) амитоз; в) мейоз; г) кроссинговер.
7. Процесс кроссинговера наблюдается
а) при митозе; б) при амитозе; в) при мейозе; г) при кроссинговере.
8. Частота перекомбинации генов входящих в одну группу сцепления зависит:
а) ни от чего не зависит; б) случайна; в) от расстояния между генами в хромосоме.
9. Кроссинговер происходит:
а) в 1 профазе митоза; б) во второй профазе митоза; в) в 1 профазе мейоза; г) во 2 профазе мейоза;
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Урок № 24. Взаимодействие генов и их множественное действие.
Установите соответствие:
А – Генотип; Б – Полное доминирование; В – Неполное доминирование;
Г – Кодоминирование; Д – Комплементарность; Е – Эпистаз; Ж – Полимерия;
З – Плейотропия; И – Генотипическая среда.
Явление, когда гены одной аллельной пары подавляют действие другой.
Взаимодействие доминантных неаллельных генов, приводящих к новообразованию признака.
Целостная система взаимодействующих генов организма.
Один ген (доминантный) полностью подавляет действие другого (рецессивного).
Тип взаимодействия генов, при котором несколько пар неаллельных генов действуют на развитие одного признака, например окраска зёрен у злаков, цвет кожи у человека.
Действие каждого гена реализуется не полностью, вследствие чего проявляется промежуточный признак.
Комплекс генов, влияющих на проявление в фенотипе конкретного гена (или генов).
Участие обоих аллелей в определении признака (например, наследование 4 группы крови).
Явление, при котором один ген может влиять на формирование нескольких признаков.
Например, у человека, ген, отвечающий за рыжий цвет волос, одновременно определяет более светлую окраску кожи и появление веснушек.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Урок № 25. Определение пола и наследование признаков сцеплённых с полом.
Выберите правильный ответ:
В геноме человека имеется:

В генотипе человека имеется:
а) 22 аутосомы; б) 23 аутосомы; в) 44 аутосомы; г) 46 аутосом.
3. Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называют:

4. Пол, который образует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называют:
а) гетерогаметным; б) гетерозиготным; в) гомозиготным; г) гомогаметным.
5. Организмы мужского пола гомогаметны у:
а) птиц; б) пресмыкающихся; в) млекопитающих; г) дрозофилы.
6. Ген, вызывающий цветовую слепоту у человека, расположен:

7. Ген, вызывающий гемофилию у человека, расположен:
а) в Х – хромосоме; б) в У – хромосоме;
8. У человека решающую роль в определении пола играет:
а) Х – хромосома; б) У – хромосома;
9. Мать является носительницей гена цветовой слепоты, отец различает цвета нормально. В потомстве цветовая слепота может быть:
а) у всех сыновей; б) у всех дочерей; в) у половины сыновей; г) у половины дочерей.
10. Гены находящиеся в У – хромосоме, передаются:
а) от матери сыновьям; б) от отца всем детям; в) от отца дочерям; г) от отца сыновьям.
11. Какое утверждение верно для хромосом человека:
а) половые хромосомы Х и У полностью гомологичны друг другу;
б) половые хромосомы Х и У гомологичны друг другу по небольшому участку;
в) половые хромосомы Х и У вообще не имеют гомологичных участков.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Урок № 26. Наследственная изменчивость.
Установите соответствие:
А – Изменчивость; Б – Модификационная изменчивость; В – Генотипическая изменчивость;
Г – Мутационная изменчивость; Д - Комбинативная изменчивость; Е – Генные мутации; Ж – Геномные мутации; З – Хромосомные мутации; И – Закон гомологических рядов; К - Мутагены.
Факторы, вызывающие мутации.
Мутации, изменяющие число хромосом в генотипе.
Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.
Способность организм приобретать новые признаки и свойства.
Изменчивость, связанная с образованием гамет и их слиянием при половом размножении в результате которой возникают новые комбинации генов.
Мутации, связанные с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
Изменчивость, связанная с изменение генотипа в результате мутаций.
Форма изменчивости не связанная с изменением генотипа.
Неопределённая, индивидуальная изменчивость.
Мутации, связанные с изменениями в структуре хромосом.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Урок № 27. Модификационная изменчивость.
Выберите правильные ответы:
Изменчивость не связанная с изменением генотипа, называется:
а) определённая; б) неопределённая; в) фенотипическая; г) модификационная.
2. Можно ли использовать модификационную изменчивость для создания новых пород животных?
а) да; б) нет.
3. Роль модификационной изменчивости для эволюции:
а) не имеет значения; б) приводит к перекомбинации генов;
в) позволяет приспосабливаться к различным условиям среды в пределах нормы реакции;
г) приводит к изменению генотипа, выживут наиболее приспособленные организмы.
4. Какое суждение верно?
а) модификационная изменчивость приводит к изменению генотипа;
б) изменения, появившиеся в результате модификационной изменчивости, наследуются;
в) модификационная изменчивость используется для создания новых сортов растений;
г) у каждого признака своя норма реакции.
5. Количественные признаки (масса тела, рост, яйценоскость, молочность) обладают:

6. Качественные признаки (окраска шерсти, цвет глаз, жирность молока, размер и форма яиц) обладают:
а) широкой нормой реакции; б) узкой нормой реакции.
7. Для модификационной изменчивости характерно то, что:
а) она является неопределённой изменчивостью; б) средние значения признаков встречаются чаще, чем крайние; в) крайние значения признаков встречаются чаще, чем средние; г) один и тот же генотип в разных условиях среды формирует различные фенотипы.
8. Если сбрить шерсть на теле горностаевого кролика и содержать его при температуре +30◦С, то:
а) у кролика вырастет шерсть такого же цвета как была; б) вырастет белая шерсть;
в) вырастет серая шерсть; г) шерсть не вырастет.
9. Корень одуванчика разрезали пополам, одну половинку выращивали на лугу, другую высоко в горах. У выросших растений (крупного на лугу и маленького в горах) взяли семена и посеяли вместе на лугу. В результате:
а) потомство от выросшего в горах одуванчика будет мельче; б) потомство от выросшего в горах одуванчика будет крупнее; в) потомство будет неразличимо.
10. Породистых телят содержали в плохих условиях. Коровы выросли низкорослыми и вместо ожидаемых 5000 кг молока давали 1000 кг в год. Продуктивность потомства в хороших условиях должна быть:
а) до 5000 кг; б) до 1000 кг.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Зачёт № 3 по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости.
Что изучает генетика?
Что влияет на формирование фенотипа?
Какое скрещивание называется моногибридным?
В каком соотношении происходит расщепление по фенотипу при скрещивании А ах Аа при полном, при неполном доминировании?
Сформулируйте первый закон Г.Менделя.
Сформулируйте второй закон Г.Менделя.
Сформулируйте третий закон Г.Менделя.
Когда выполняются законы Менделя?
Сколько и в каком соотношении образуется различных фенотипов при скрещивании дигетерозигот?
Сколько и в каком соотношении образуется различных генотипов при скрещивании дигетерозигот?
Сформулируйте закон Моргана.
Когда выполняются законы Моргана?
Сколько групп сцепления у человека, обезьяны, дрозофилы?
Что такое анализирующее скрещивание?
Какие гены называются аллельными?
Какие типы взаимодействия аллельных генов вы знаете?
Когда определяется пол организма у человека, дрозофилы?
Назовите типы изменчивости?
Какая изменчивость называется модификационной, определённой?
Какая изменчивость называется генотипической?
Какие виды мутационной изменчивости вы знаете?
Сравнительная характеристика модификации и мутации.
Что такое норма реакции?
Что такое онтогенетическая изменчивость?
Наследственные болезни, сцеплённые с полом.
Хромосомные болезни.
Урок № 28. Генетические основы селекции организмов.
Установите соответствие:
А – Селекция; Б – Порода; В – Сорт; Г – Штамм; Д – Искусственный отбор; Е – Гибридизация;
Ж – Гетерозис; З – Мутагенез; И – Полиплоидия; К – Полиплоиды.
Получение мутаций искусственным путём.
Наука, разрабатывающая теорию и методы выведения и улучшения пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов.
Скрещивание особей, относящихся к различным линиям, сортам, породам, видам, родам растений и животных.
Отбор человеком наиболее ценных для него особей животных и растений данного вида, породы или сорта для получения от них потомства с желательными свойствами.
Явление мощного развития гибридов первого поколения, получаемых при скрещивании разных пород животных или сортов растений, а также при межвидовых скрещиваниях. Пример: мул, лошак, цыплята-бройлеры рыба бестер, длинноплодные огурцы, крупнозёрная кукуруза.
Наследственные изменения, характеризующиеся многократным увеличением гаплоидного набора хромосом в клетках организма.
Созданная с помощью искусственного отбора группа животных одного вида, отличающаяся генетически устойчивыми морфологическими, физиологическими и хозяйственными признаками.
Созданная с помощью искусственного отбора группа растений одного вида, отличающаяся генетически устойчивыми морфологическими, физиологическими и хозяйственными признаками.
Особи с увеличенным количеством хромосом, часто характеризуются крупными размерами, устойчивостью к неблагоприятным условиям окружающей среды, повышенным содержанием ряда веществ, ценных в хозяйственном отношении.
Чистая одновидовая культура микроорганизмов (ли вирусов), выделенная из определённого источника и обладающая специфическими физиологическими и хозяйственными признаками.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Урок № 29. Особенности селекции растений.
Выберите правильный ответ:
1. В настоящее время человеком выращивается растений более:
а) 1 тыс. видов; б) 3 тыс. видов; в) 10 тыс. видов; г) 500 тыс. видов;
2. Полиплоидия – это мутация:
а) геномная; б) хромосомная; в) генная.
3. Новые сорта подсолнечника вывел:

4. Озимую пшеницу Мироновская 808 вывел:
а) П.П. Лукьяненко; б) В.С. Пустовойт; в) Г.Д. Карпеченко; г) В.Н. Ремесло; д) Н.В.Циицин.
5. Плодовитый капустно-редичный гибрид вывел:
а) П.П. Лукьяненко; б) В.С. Пустовойт; в) Г.Д. Карпеченко; г) В.Н. Ремесло; д) Н.В.Циицин.
6. Озимую мягкую пшеницу Безостая-1 вывел:

7. Межродовой гибрид пшеницы с пыреем вывел:
а) П.П. Лукьяненко; б) В.С. Пустовойт; в) Г.Д. Карпеченко; г) В.Н. Ремесло, д) Н.В.Циицин.
8. Бесплодие межвидовых гибридов в селекции растений преодолевается при помощи:
а) отдалённой гибридизации; б) полиплоидии; в) близкородственного скрещивания.
9. Гибрид пшеницы с рожью называется:
а) полба; б)ментор; в) рафанобрасика; г) тритикале.
1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Урок № 41. Процессы видообразования.
Установите соответствие:
А – Микроэволюция. Б – Видообразование. В – Географическое (аллопатрическое) видообразование. Г- Симпатрическое (биологическое) видообразование. Д – Биологическая изоляция.
1.Направляемый естественным отбором процесс исторических преобразований, ведущий к образованию видов.
2. Новый вид возникает внутри ареала исходного вида, т.е. видообразование происходит на одной территории. Главными механизмами являются мутации, хромосомные перестройки, полиплоидия, гибридизация, приводящие к генетической изоляции между родственными популяциями и формированию новых видов.
3. Новый вид может возникнуть из одной или нескольких смежных популяций, расположенных на периферии ареала исходного вида. Видообразование происходит при нарушении родительского вида. В основе лежат те или иные формы пространственной изоляции.
4. Эволюционный процесс, протекающий в популяции, ведущий к изменению генетической структуры популяции, направляемый естественным отбором, и приводящий к возникновению нового вида
5. Приводит к изменению количества хромосом, различию в наборе генов, утрате способности к скрещиванию, образованию плодовитого потомства.
1 2 3 4 5
Урок № 42. Макроэволюлюция – результат микроэволюции.
Выберите правильный ответ:
Что представляет собой дивергенция?
а) схождение признаков неродственных видов; б) расхождение признаков у родственных групп; в) приобретение узкой специализации; г) образование гомологичных органов.
В направлении возникновения новых видов в природе действует:
а) наследственная изменчивость; б) межвидовая борьба; в) естественный отбор;
г) искусственный отбор.
Несмотря на появление мутаций в популяции и борьбу за существование между особями, новый вид не может возникнуть без действия:
а) искусственного отбора; б) естественного отбора; в) механизма саморегуляции;
г) уменьшения численности популяции.
Образование новых видов в природе происходит в результате:
а) методического отбора; б) искусственного отбора; в) деятельности человека; г) взаимодействия движущих сил эволюции.
Пример экологического (симпатрического) видообразования – это формирование:
а) видов вьюрков на Галапагосских островах; б) форм прострела: западной и восточной; в) многих культурных видов растений; г) видов лютика: ползучего, прышинца, едкого.
6. Формирование приспособленности и образование новых видов в природе происходит в результате:
а) стремления особей к самоусовершенствованию;
б) сохранения человеком особей с полезными для него наследственными изменениями;
в) сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями; г) сохранения естественным отбором особей с разнообразными наследственными изменениями.
7. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:
а) распада или расширения сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями б) искусственного отбора;
в) изоляции популяции внутри старого ареала; г) дрейфа генов.
8. Микроэволюция завершается образованием новых:
а) семейств; б) отрядов; в) видов; г) популяций.
9. При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает:
а) в результате распада исходного ареала; б) внутри старого ареала; в) в результате расширения исходного ареала; г) внутри нового ареала.
10. На образование новых видов в природе не влияет:
а) мутационная изменчивость; б) борьба за существование; в) естественный отбор;
г) модификационная изменчивость.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Урок № 43. Основные направления эволюции.
Установите соответствие:
А – Макроэволюция. Б – Главные направления эволюции. В – Основные пути достижения биологического прогресса. Г – Аромофоз (арогенез). Д – Идиоадаптация (аллогенез).
Е – Общая дегенерация (катагенез). Ж - Биологический прогресс. З – Биологический регресс.
Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
Надвидовая эволюция – участие видов в образовании в процессе эволюции более крупных таксонов (семейств, отрядов, классов, типов).
Частное морфофизиологическое приспособление к определённым условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации.
Биологический прогресс, биологический регресс.
Значительное прогрессивное строение и функций организма, приводящее к усложнению организации и её подъёму на более высокий уровень.
Увеличение численности вида, расширение его ареала и появление новых видов.
Упрощение структуры или редукция органов и целых систем в процессе онтогенеза, приводящее к упрощению организации.
Эволюционный упадок группы организмов, который сопровождается уменьшением численности, сокращением ареала и вымиранием.
1 2 3 4 5 6 7 8
Урок № 44. Основные закономерности биологической эволюции.
Выберите правильный ответ:
Среди перечисленных примеров определите ароморфоз:
а) появление лёгочного дыхания у земноводных; б) утрата конечностей китами;
в) формирование покровительственной окраски; г) видоизменение конечностей.
Идиоадаптация – это:
а) случаи проявления признаков предков у отдельных особей;
б) крупные эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации;
в) мелкие эволюционные изменения, обеспечивающие приспособленность к среде обитания;
г) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации.
Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптации:
а) Царство Животные; б) род Кролики; в) класс Млекопитающие; г) тип Хордовые.
В процессе эволюции паразитический образ жизни организмов приводит:
а) к повышению уровня организации; б) резкому упрощению организации;
в) мелким приспособлениям; г) их вымиранию.
Увеличение численности вида природе свидетельствует о его:
а) биологическом прогрессе; б) развитии по пути дегенерации; в) биологическом регрессе;
г) развитии по пути ароморфоза.
Ароморфоз, обеспечивший выход членистоногих на сушу, - это появление у них:
а) конечностей; б) нервной системы; в) органов чувств; г) трахейного дыхания.
Укажите неверное утверждение: «Биологический прогресс характеризуется…»:
а) повышением жизнеспособности особей; б) возрастанием ареала;
в) возрастанием числа дочерних таксонов; г) уменьшением числа особей.
Дегенерация – это:
а) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации;
б) случаи проявления признаков предков у отдельных особей;
в) крупные эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации;
г) мелкие эволюционные изменения, обеспечивающие приспособленность к среде обитания.
Примером ароморфоза является развитие:
а) второго круга кровообращения у земноводных; б) плавательных перепонок у лягушек;
в) маскирующей окраски у тритонов; г) предостерегающей окраски у жерлянок.
Укажите пример идиоадаптации:
а) возникновение семени у голосеменных; б) возникновение плода у цветковых;
в) возникновение у цветковых нектарников, привлекающих насекомых;
г) появление фотосинтеза у растений.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Зачёт № 6

Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику 10-11 кл. Вертьянов С.Ю.

3- е изд., испр. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - 200 с.

Тест-задачник составлен к учебнику по общей биологии для 10-11 классов (С.Ю.Вертьянов «Общая биология 10-11», под редакцией Ю.П.Алтухова. - М., 2006). Основная часть задач предложены преподавателем биологии кандидатом биологических наук С.Д.Дикаревым и проработаны в тесном сотрудничестве с автором учебника, небольшое количество задач предложены С.Ю.Вертьяновым.

Формат: pdf

Размер: 2 ,2 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
Чем полезен поурочный тест-задачник 3
Как пользоваться тест-задачником 3
Введение 5
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО 7
Глава 1. Химические основы жизни 7
§ 1. Неорганические вещества 8
§ 2. Биополимеры. Белки, их строение 10
§ 3. Свойства и функции белков 12
§ 4.Углеводы и липиды 14
§ 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК 17
§ 6. Аденозинтрифосфорная кислота-АТФ 22
Глава 2. Строение и функции клетки 24
§ 7. Клеточная теория 24
§ 8. Поверхностный аппарат клетки 26
§ 9. Цитоплазмаиееорганеллы 28
§ 10. Органеллы цитоплазмы и включения 31
§ 11. Ядро 33
§ 12. Прокариоты 35
§ 13. Неклеточные формы жизни - вирусы 36
Глава 3. Метаболизм - основа жизнедеятельности клетки 38
§ 14. Энергетический обмен в клетке. Синтез АТФ 39
§ 15. Фотосинтез 44
§ 16. Генетический код. Синтез мРНК 49
§ 17. Синтез белковой цепи на рибосоме 53
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 59
Глава 4.Размножение организмов 59
§ 18. Деление соматических клеток. Митоз 59
§ 19.Мейоз 63
§ 20. Способы размножения организмов 66
§ 21. Оплодотворение 68
Глава 5. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 71
§ 22. Эмбриональное развитие 71
§ 23. Постэмбриональное развитие 74
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ 76
Глава 6. Закономерности наследования признаков 76
§ 24. Моногибридное скрещивание. Первыйивторой законы Менделя 76
§ 25. Цитологические основы закономерностей наследования 81
§ 26. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 87
§ 27. Хромосомнаятеориянаследственности.Сцепленноенаследованиегенов 92
§ 28. Генетика пола 96
§ 29. Генотип как целостная система 99
§ 30. Цитоплазматическое наследование 101
Глава 7.Изменчивость и ее закономерности 103
§ 31. Модификационная изменчивость 103
§ 32. Наследственная изменчивость 105
§ 33. Генетика человека 109
Глава 8.Основы селекции 112
§ 34. Создание сортов растений и пород животных 112
§ 35. Методы селекции 114
§ 36. Достижения селекции 118
§ 37. Генетическая инженерия и биотехнология 120
РАЗДЕЛ IV. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ 121
Глава 9. Изменения в популяциях и приспособленность организмов 121
§ 38. Многообразие органического мира. Классификация организмов 121
§ 39. Вид. Критерий вида 124
§ 40. Популяции 126
§ 41. Естественный отбор 130
§ 42. Приспособленность видов к условиям существования 133
Глава 10.Гипотеза эволюции и сотворение мира 135
§ 43. Развитие эволюционных идей 135
§ 44. Мутации и предполагаемая макроэволюция 138
§ 45. Гомологичные органы, рудименты и атавизмы 141
§ 46. Неправомерность биогенетического закона 142
§ 47. План сотворения 143
Глава 11.Биостратиграфия 145
§ 48. Геохронологическая шкала 145
§ 49.Отсутствие переходных форм 147
§ 50. Псевдопереходные формы 148
§ 51. Древняя флора и фауна 149
Глава 12.Возникновение жизни на Земле 150
§ 52. Абиогенез и законы термодинамики 150
§ 53. Абиогенез с позиций биохимии 152
§ 54. Невозможность самозарождения жизни 153
Глава 13. Происхождение человека 154
§ 55. Попытки доказательства происхождения человека от животных 154
§ 56. Ископаемые останки: сенсации и реальность 155
§ 57. Дриопитеки и первые гоминиды 156
§ 58. Древнейшие люди 157
§ 59. Древние люди 158
§ 60. Человеческие расы 160
РАЗДЕЛ V . ЖИЗНЬ И СРЕД А ОБИТАНИЯ 161
Глава 14. Основы экологии 161
§ 61. Экология как наука. Экологические факторы среды 161
§ 62. Абиотические факторы среды: свет и влажность 164
§ 63. Абиотические факторы среды: температура, радиационный фон 165
§ 64. Биотические факторы среды. Симбиоз 167
§ 65. Биотические факторы среды. Антибиоз 169
§ 66. Экосистемы 172
§ 67. Водоем и лес как примеры экосистем 177
§ 68. Свойства экосистем 179
§ 69. Развитие и смена экосистем 180
§ 70. Агроценозы 182
Глава 15. Основы учения о биосфере 184
§ 71. Состав и строение биосферы 184
§ 72. Биогеохимические процессы в биосфере 186
§ 73. Круговорот химических элементов в биосфере 188
§ 74. Глобальные экологические проблемы 190
О поурочном тестировании и проблемах современной школы 194

В данном сборнике помещены 9 кроссвордов по всем разделам курса биологии 7 класса.
Каждый кроссворд содержит не менее 10 слов, которые являются понятиями, определениями и биологическими терминами, помогающие формировать предметные и метапредметные результаты обучения. Кроссворды способствуют индивидуализации обучения. Данный материал предназначен для работы на любом этапе урока и во внеклассной работе. Используя данные кроссворды, можно провести проверку знаний, закрепление, систематизацию, что важно при изучении большого количества теоретического материала, которое получают учащиеся 7 класса.

Данные тестовые задания составлены по учебнику «Общая биология» 11 класс под редакцией академика РАЕН, профессора В.Б. Захарова. Предназначены для обучающихся профильного уровня. Можно использовать при закреплении темы «Взаимоотношения между организмами»

Целевая аудитория: для 11 класса

Самостоятельная работа предполагает:

  1. Умение самостоятельно получать определенный набор знаний по предмету;
  2. Умение вести поисковую работу, используя дополнительные источники информации;
  3. Умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, опираясь на теоритические знания;
  4. Осуществление контроля за качеством и глубиной полученных знаний.

Учитель самостоятельно регулирует время выполнения заданий, в зависимости от уровня подготовки учащихся, умения их самостоятельно работать. Определяет место самостоятельной работы на уроке, в

Пособие предназначено педагогам для занятий в 9 или 11 классах, школьникам для тренинга и самоконтроля при изучении темы «Экология». Материал пособия представляет собой карточки с понятиями и терминами (70 шт.) и карточки с определениями этих понятий и терминов. Перед началом занятий пособие необходимо распечатать (последняя страница может быть использована для оформления оборотной стороны карточек), страницы с карточками необходимо разрезать. Организовать работу с карточками можно разными способами и на разных этапах урока.

Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество преподавания, способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, развитию логического мышления и творческой самостоятельности учащихся.

С целью экономии времени целесообразно при проведении лабораторных работ использовать инструктивные карточки. Набор инструктивных карт для учащихся старшей общеобразовательной школы предложен в данной работе.

Вниманию предложены тексты инструктивных карт с выводами по лабораторным работам.

Целевая аудитория: для учителя

Составитель теста " Царство Прокариоты" Шипачева Надежда Сергеевна, учитель биологии в МБОУ "Яйская оош №3" пгт Яя. Тест позволяет проверить знания обучающихся 7 класса. Тест состоит 3 заданий. Ответы к тесту прилагаются.

Целевая аудитория: для 7 класса

Данные задания разработаны в соответствии с программой и учебником биологии 9 класса, авторы И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М.Чернова. Работа предназначена для проверки знаний по соответствующей теме у учащихся 9 класса. Его можно использовать для закрепления усвоенного материала, а также при подготовке к ОГЭ. Подходит для обобщающих уроков. Для облегчения проверки задания представлены правильные ответы.

Целевая аудитория: для 9 класса

Тесты предназначены для проведения зачетного урока в 10 классе на тему «Эволюция органического мира». Тесты подготовлены в 2 вариантах, в форме ЕГЭ. Тематические тестовые задания в нескольких вариантах помогут обучающимся при подготовке к ЕГЭ. Разработка рассчитана на обучающихся профильных классов общеобразовательных школ с углубленным изучением биологии, надеюсь, окажет помощь преподавателям биологии при проведении промежуточного контроля знаний по теме «Эволюция органического мира» в 10классе.

Целевая аудитория: для 10 класса

Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику 10-11 кл. Вертьянов С.Ю. Тест-задачник составлен к учебнику по общей биологии для 10-11 классов (С.Ю.Вертьянов «Общая биология 10-11», под редакцией Ю.П.Алтухова. - М., 2006). Основная часть задач предложены преподавателем биологии кандидатом биологических наук С.Д.Дикаревым и проработаны в тесном сотрудничестве с автором учебника, небольшое количество задач предложены С.Ю.Вертьяновым.
Формат: pdf / zip
Размер: 2,1 Мб

Оглавление
Чем полезен поурочный тест-задачник 3
Как пользоваться тест-задачником 3
Введение 5
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО 7
Глава 1. Химические основы жизни 7
§ 1. Неорганические вещества 8
§ 2. Биополимеры. Белки, их строение 10
§ 3. Свойства и функции белков 12
§ 4.Углеводы и липиды 14
§ 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК 17
§ 6. Аденозинтрифосфорная кислота-АТФ 22
Глава 2. Строение и функции клетки 24
§ 7. Клеточная теория 24
§ 8. Поверхностный аппарат клетки 26
§ 9. Цитоплазмаиееорганеллы 28
§ 10. Органеллы цитоплазмы и включения 31
§ 11. Ядро 33
§ 12. Прокариоты 35
§ 13. Неклеточные формы жизни - вирусы 36
Глава 3. Метаболизм - основа жизнедеятельности клетки 38
§ 14. Энергетический обмен в клетке. Синтез АТФ 39
§ 15. Фотосинтез 44
§ 16. Генетический код. Синтез мРНК 49
§ 17. Синтез белковой цепи на рибосоме 53
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 59
Глава 4.Размножение организмов 59
§ 18. Деление соматических клеток. Митоз 59
§ 19.Мейоз 63
§ 20. Способы размножения организмов 66
§ 21. Оплодотворение 68
Глава 5. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 71
§ 22. Эмбриональное развитие 71
§ 23. Постэмбриональное развитие 74
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ 76
Глава 6. Закономерности наследования признаков 76
§ 24. Моногибридное скрещивание. Первыйивторой законы Менделя 76
§ 25. Цитологические основы закономерностей наследования 81
§ 26. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 87
§ 27. Хромосомнаятеориянаследственности.Сцепленноенаследованиегенов 92
§ 28. Генетика пола 96
§ 29. Генотип как целостная система 99
§ 30. Цитоплазматическое наследование 101
Глава 7.Изменчивость и ее закономерности 103
§ 31. Модификационная изменчивость 103
§ 32. Наследственная изменчивость 105
§ 33. Генетика человека 109
Глава 8.Основы селекции 112
§ 34. Создание сортов растений и пород животных 112
§ 35. Методы селекции 114
§ 36. Достижения селекции 118
§ 37. Генетическая инженерия и биотехнология 120
РАЗДЕЛ IV. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ 121
Глава 9. Изменения в популяциях и приспособленность организмов 121
§ 38. Многообразие органического мира. Классификация организмов 121
§ 39. Вид. Критерий вида 124
§ 40. Популяции 126
§ 41. Естественный отбор 130
§ 42. Приспособленность видов к условиям существования 133
Глава 10.Гипотеза эволюции и сотворение мира 135
§ 43. Развитие эволюционных идей 135
§ 44. Мутации и предполагаемая макроэволюция 138
§ 45. Гомологичные органы, рудименты и атавизмы 141
§ 46. Неправомерность биогенетического закона 142
§ 47. План сотворения 143
Глава 11.Биостратиграфия 145
§ 48. Геохронологическая шкала 145
§ 49.Отсутствие переходных форм 147
§ 50. Псевдопереходные формы 148
§ 51. Древняя флора и фауна 149
Глава 12.Возникновение жизни на Земле 150
§ 52. Абиогенез и законы термодинамики 150
§ 53. Абиогенез с позиций биохимии 152
§ 54. Невозможность самозарождения жизни 153
Глава 13. Происхождение человека 154
§ 55. Попытки доказательства происхождения человека от животных 154
§ 56. Ископаемые останки: сенсации и реальность 155
§ 57. Дриопитеки и первые гоминиды 156
§ 58. Древнейшие люди 157
§ 59. Древние люди 158
§ 60. Человеческие расы 160
РАЗДЕЛ V. ЖИЗНЬ И СРЕД А ОБИТАНИЯ 161
Глава 14. Основы экологии 161
§ 61. Экология как наука. Экологические факторы среды 161
§ 62. Абиотические факторы среды: свет и влажность 164
§ 63. Абиотические факторы среды: температура, радиационный фон 165
§ 64. Биотические факторы среды. Симбиоз 167
§ 65. Биотические факторы среды. Антибиоз 169
§ 66. Экосистемы 172
§ 67. Водоем и лес как примеры экосистем 177
§ 68. Свойства экосистем 179
§ 69. Развитие и смена экосистем 180
§ 70. Агроценозы 182
Глава 15. Основы учения о биосфере 184
§ 71. Состав и строение биосферы 184
§ 72. Биогеохимические процессы в биосфере 186
§ 73. Круговорот химических элементов в биосфере 188
§ 74. Глобальные экологические проблемы 190
О поурочном тестировании и проблемах современной школы 194

Внимание: о не рабочих ссылок на скачку сообщаем администратору через комментарий ниже текущей страницы, или через контакты вверху!

Итак, подведем итоги сегодняшнего дня: Вы всегда можете скачать бесплатно с нашего сайта любой доступный материал. Если вы не нашли на нашем сайте планета ГДЗ, тот материал, готовые домашние задания, билеты для экзаменов, тесты или реферат. Есть несколько решений этого вопроса: 1. вернуться на главную планета гдз , выбрать ту категорию которая вам больше подходит. 2.воспользоваться умным поиском, но это возможно сделать и с текущей страницы в правом углу сайта. В вести текст, фразу для поиска. 3. если после выше сказанных процедур вы так и не нашли нужный вам материал, тогда у нас к вам будет большая просьба, сообщить нашему администратору что бы вы хотели найти на нашем портале планета гдз. И в ближайшее время наш администратор разыщет не запрашиваемый вами материал и опубликует на сайте, если не будут нарушены авторские права! Внимание: если Вы уважаемый пользователь заметали нарушение авторских прав, просьба сообщить администратору, с минимальным доказательством на право. Всем удачи в учебе и закончить учебное заведение на отлично!

Бесплатная программа Stdu Viewer для чтения файлов PDF, DJVU, fb2, epub и других форматов, вы можете здесь или в верху сайта в разделе: программа для чтения файлов, книг, гдз.

краткое содержание других презентаций

«Тестирование по биологии» - Растения по типу питания. Существование клеток. Наземные позвоночные. Скорпионы. Сколько видов тканей существует в организме человека и животных. Какие бактерии являются «санитарами планеты». Споры бактерий. Проверочная работа по биологии. Орган выделения у насекомых. Животные. Корневые системы. Печень. Эвглена зелёная. Образование органических веществ. Карп. Пищеварительная система. Наружный скелет.

«Олимпиады по биологии» - Гликокаликс. Затруднения. Как классифицируют мутации по воздействию на клетки. Описание. Изучение предпочтительного выбора брачного партнера. Двуокись углерода. Гибридизация. Миграция группы. Сын-гемофилитик. Максимальное количество баллов. Кодон. Среднее количество баллов. Назовите не менее двух примеров практического использования водорослей. Кодовый триплет. Тип питания. Годичное кольцо. Круговорот веществ.

«Экзаменационные билеты по биологии» - Основы биотехнологии. Размножение и развитие цветковых растений. Комплексные экзаменационные билеты по биологии. Закономерности эволюции. Ряд заданий. Экологические факторы. Знания выпускников. Методика формирования и развития понятий. Комплексные экзаменационные билеты. Комплексные педагогические проекты. Генетика человека. Итоговые государственные экзамены. Популяция и ее экологические характеристики.

«Материалы для ЕГЭ по биологии» - Требования. Рекомендуемое дополнительное информационное обеспечение. Разделы для изучения. Электронные учебные пособия. В помощь выпускникам, сдающим ЕГЭ по биологии. Учебные пособия. Прочесть текст. Учебники. Работа. Перечни.

«ГИА по биологии» - Проблемы итоговой аттестации по биологии. Распределение отметок по пятибалльной шкале. Структура и содержание стандарта по биологии. Государственная итоговая аттестация. Компоненты контрольных измерительных материалов. Гистограмма распределения первичных баллов. Сложность заданий. Формы проведения. Число экзаменов. Распределение заданий по сложности в 2013 г. Устный экзамен по биологии. Биология как наука.

«Билет по биологии» - Пармелия. Лишайники. Клетка. Единица строения и жизнедеятельности организмов. АТФ. Безжизненные местообитания. Органоида. Роль белков. Роль белков в организме. Ряд отличий.