Периодизация первобытной истории человечества. Хронология и периодизация в изучении истории

Обязательным условием осознания школьниками отдельных фактов, как связанных между собой, так и последовательностью закономерностей исторических процессов, протекавших на определенных территориях и в соответствующей историко-географической среде, является локализация фактов не только в пространстве, но и во времени.

Основной опорой локализации исторических фактов во времени является система знаний о хронологии и умение ими пользоваться.Хронология делится на 2 части:

Математическая-изучающая пути исследования и вычисления движения небесных тел, точное астрономическое время;

Историческую-устанавливает на основании изучения письменных и археологических источников время того или иного события и время возникновения исторических источников.

В обучении истории работа по временной локализации фактов связана с их пространственной локализацией. Лишь выяснив время свершения событий, можно определить их связь с предшествовавшими и последовавшими событиями, их последовательность. Основная задача хронологии — установление временных отношений между изучаемыми фактами, что служит опорой для сознательного усвоения школьниками исторических знаний в целом.

Установление хронологической связи представляет собой особенность изучения истории. Она основывается на знании последовательности исторических фактов, процессов их последовательности или синхронности в одной или разных странах. Хронологические связи относительно элементарны.

Роль хронологии как основы исторического знания особенно четко проявляется в знании учащимися периодизации исторических процессов. Периодизация требует прежде всего понимания качественных отличий между периодами. Также необходимо и прочное знание хронологических рамок, ограничивающих периоды. Даты исторических периодов являются основным элементом хронологических знаний. Изучение хронологии призвано выработать у учащихся потребность и привычку локализовать во времени исторические факты, устанавливать между ними временные отношения, а если для этого недостает данных, то искать их. Оно формирует у учащихся понятие исторического времени, вырабатывает способность мыслить историческими периодами, опираться в мышлении на свои хронологические знания. Все это определяет методику обучения хронологии. Сейчас существует в школе такая периодизация истории:

Первобытное общество: каменный(палеолит, мезолит, неолит), бронзовый, железный век;

Средние века: раннее(V-IX века), высокое(IX-XIII века), позднее(XIV-XV века);

Новое время:1)XVI-конец XVIII в., 2) конец XVIII-1918(От Великой Французской революции до окончания Первой мировой войны);

Новейшее время: 1918-по н.в.(от окончания Первой мировой войны).

Недопустимо формальное заучивание школьниками хронологических дат и установление их последовательности путем простого сопоставления. Последовательность дат должна познаваться главным образом на основе смысловых связей между фактами. Только такое обучение станет основой для сознательного и прочного запоминания хронологии. Следует помнить, что школьники проще запоминают округленные даты века, части века, десятилетия, но устойчивее сохраняют в памяти годовые даты.

Хронология — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари разных народов и государств.

Хронология помогает устанавливать даты исторических событий (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже, или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. Школьный курс истории содержит хронологию трех родов:

1)Одни являются общеизвестными и должны быть закреплены в памяти людей на всю жизнь.

2)Другие даты являются опорными при изучении определенного курса истории и должны прочно сохраняться в памяти по крайней мере на протяжении его изучения. Они, как правило, выделяются в учебниках.

3)Третьи являются сопутствующими и служат для установления связи датируемых фактов с опорными фактами, для соотнесения их с периодом истории

Кроме последовательных, важную роль играют синхронные связи. Установление синхронных отношений расширяет исторический кругозор учащихся, не дает сознанию замкнуться в узких рамках истории одной страны. В условиях синхронности сопоставляются культурное, экономическое, политическое развитие двух и более стран. На этом же принципе построено и выявление разновременности аналогичных исторических процессов в разных странах (н-р сопоставление дат буржуазных революций, создания рабочих партий и т.д.). Такое сопоставление служит осознанию общих черт и разных уровней исторического развития в разных странах, установлению общего направления развития истории.

Методика

В пятом классе счет лет в истории разъясняется по столетиям. Следует обратить внимание на осознание связи годовых дат с веком. По каждому веку в памяти учащихся закрепляется опорный датированный факт. В беседе и при опросе рекомендуется идти не только от года к веку, но и наоборот — спрашивать, какие события произошли в веке, части века. Каждую новую дату следует связать с предшествующими, например, сколько лет прошло, сколько продолжалось, сколько лет назад было и т.д. Необходимо объяснить порядковый счет веков, н-р XVI в. начинается в 1501 г. и заканчивается 1600 г. Полезно объяснить учащимся, какие годы и почему называются 50-е, 60-е, т.к. аналогия со счетом веков зачастую вводит их в заблуждение. Например, 20-е годы начинаются в 1921 и заканчиватся в 1930. Начало -до 53. Середина — 54-56. Вторая половина — 57-58. Конец — 1959-60.

В 5-6-х классах изучению хронологии помогает "лента времени", наглядно показывающая временные соотношения между временными фактами. Цель ее — преодолеть некоторые трудности, с которыми сталкиваются учащиеся 5-7 классов. С большим трудом ученики усваивают протяженность и размещение материала во времени; вторая проблема — большая протяженность временных периодов и малая насыщенность их событиями. Лента времени также помогает понять обратный счет лет до н.э.

Работа по изучению хронологии включается в общий процесс изучения истории на всех этапах учебного процесса: при первоначальном изучении материала, при его закреплении, повторении, обобщении и оперировании им. Это распространяется как на 5-6 классы, так и на последующие.

Наибольшие трудности в освоении хронологии приходится на 6 класс. Это объясняется огромной длительностью изучаемого периода, необходимостью установления синхронных связей в развитии изучаемых стран. В 6 классе должны быть сформированы почти все понятия и умения, связанные с хронологией. Все это требует особого внимания учителя к вопросам хронологии. Программа отводит один урок на ознакомление учащихся с летоисчислением. Главная цель — усвоение понятий "н.э.", "до н.э.", освоение счета лет до н.э. Основное внимание должно быть сосредоточено на усвоении учащимися логики работы с хронологиями. Для этого на доске вычерчиватся линия времени, аналогичная той, что есть в учебнике.

––––––––––––––––––––––|––––––––––––––––––––––––––––––>

Есть 6 опорных дат:

5508 — сотворение мира

3762 г до н.э-сотворение мира по иудейскому календарю

776 г до н.э.-первые Олимпийские игры в Древней Греции

753 г до н.э — создание Рима

1 г. н.э-Рождение Христа. Общепризнанная дата начала летоисчисления по григорианскому и новоюлианскому календарям.

622 г. н.э-Хиджра. Начало мусульманского лунного календаря

Система взаимосвязанных и соотнесенных друг с другом дат облегчает их осознанное запоминание. Этому способствуют задания по составлению хронологических комплексов, связывающих датированные факты в логические цепочки. Помогают календари, хронологические и синхронистические таблицы с включением условных рисунков.

Необходимо научить детей правильно устанавливать соотношение единиц времени-год, век, тысячилетие-по аналогии с часами; если число больше 1000, то тогда у 2-ух 1-ых чисел +1(1067-10+1=XI век), если меньше 1000, то к 1 числу +1(869-8+1=IX век).

1950-е-1951-1960

Начало десятилетия-1-й, 2-й,3-й годы, середина-4-й,5-й, 6-й годы, 2-я половина-7-й, 8-й, конец-9-й, 10-й годы.

Четверти столетия: 1)1-25 п.,2)26-50 п.,3)51-75 п., 4)76-100 п.;

Трети столетия:1)1-33 т., 2)34-66 т.,3)67-100 т.

Половины столетия:1)1-50 п.,2)51-100 п.

Условные части столетия: начало-1-9 т, середина-44-55 т., конец-91-100 т.

Счёт лет по столетиям: 1-е-1-100 т., 2-е-101-200 т. И т.д.

После 4 октября 1582 г. в Риме наступило 15 октября согласно булле папы Григория XIII о переходе с юлианского на григорианский календарь. После 31.12.7208 г. в России наступило 1.01.1700 от РХ согласно указа Петра I по григорианскому календарю вместо юлианского календаря. Новый год был перенесен с 1 сентября на 1 января — переход от византийской к западноевропейской системе счисления. После 31.01.1918 в России наступило 14.02.1918 г. согласно декрету СНК о переходе на григорианский календарь.

Хронологический материал обязательно привлекается во время беседы и опроса. Учитель учит учеников датировать без принуждения все называемые факты, оценить их длительность, найти синхронные факты. Учитель интонацией выделяет отдельные даты. Этому служит продолжением предложение учащимся самим найти дату в хронологической таблице. Усвоению названия даты служит увязка ее с хронологическими данными учеников, для чего учитель ставит вопрос, сколько времени произошло с того или иного события. Данные приемы не только акцентируют внимание на дате, но и помогают включить факт в их систему знаний. При редкой хронологической канве полезно связать дату с веком или его частью, но при эмоциональном рассказе перебивать его хронологическими расчетами нецелесообразно.

Размещению дат служит классная доска. Как правило, каждая названная хронологическая дата записывается на доске им самим или учеником. Цифры должны быть четкими, хорошо видными с задних парт. Наиболее важные даты записываются более крупными цифрами, подчеркиваются или заключаются в рамки. Последовательные даты размещаются вертикальной колонкой, синхронные — на одном горизонтальном уровне. При записи дат и событий, происходивших в западных и восточных странах, первые размещаются слева, вторые — справа.

Разнообразные задания, связанные с временной локализацией фактов: составление тематических хронологических рядов, комплексов. Возможны задания, предусматривающие датирование исторических явлений, составление одним или несколькими учащимися синхронистической таблицы.

Поиск на сайте:

Абсолютная и относительная хронология. Естественно-научные и исторические методы установления абсолютной и относительной хронологии. Геологическая, палеоклиматическая,

палеонтологическая, археологическая периодизации и хроноло-гии и их значение для установления первобытной хронологии.

Отечественные и зарубежные исследователи о периодиза-ции первобытной истории.

Формационная, цивилизационная и другие теории перио-дизации и первобытность.

Принципы и критерии периодизации истории первобыт-ного общества: уровень разделения труда (К. Маркс), разви-тие форм семейно-брачных отношений (М.О.

Косвен), исто-рические формы общины (С.П. Толстов, А.И. Першиц), эта-пы развития хозяйства и способ производства (Г.Е. Марков). Причины трудностей создания периодизации истории перво-бытного общества.

Происхождение человека.

Ранние этапы антропогенеза.

Воз-никновение человека

Место человека в биологической и антропологической сис-тематике. Выделение человека из мира животных.

Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитек, дриопитек и др.). Специфика приспособления к окружающей среде человека и современных человекообразных обезьян.

Промежуточные между обезьяной и человеком эволюционные звенья. Гипотеза Э. Геккеля о существе прямоходящем и ее дальнейшее подтверждение.

Место и время начала антропогенеза и его этапы.

Теории моно- и полицентризма, широкого моноцентризма, моно- и полигенеза.

Гипотезы о причинах и путях очеловечения в ходе антро-погенеза.

Возникновение прямохождения, дифференциация функций конечностей, развитие мозга, возникновение речи и зачатков логического мышления, использование природных предметов и начало их обработки.

Соотношение признаков, позволяющих выделить человека из мира животных: морфо-логические изменения организма и социальные факторы.

Роль труда в процессе антропогенеза: обезьяна - промежу-точное существо - человек.

Гипотезы о ранних видах трудо-вой деятельности и их решающем значении в ходе естествен-ного отбора и антропогенезе при приспособлении к меняю-щимся условиям природной среды.

Труд как основа и содер-жание социальной деятельности.

Вненаследственная передача социального опыта, навыков труда. Человек - «общественное животное». Значение изго-товления и применения орудий труда на начальных и после-дующих этапах антропогенеза. Условнорефлекторная и соци-альная деятельность.

Переход от биологической организации стаи (стада) к первобытному коллективу и накопление соци-альной информации. Роль тепла и использование огня в воз-никновении социальной сферы.

Существо и значение культу-ры как суммы социальной информации о трудовой деятельно-сти и ее роль в приспособлении человека к окружающей среде на разных этапах антропогенеза.

Биосоциальный и социаль-ный уровни развития.

Находки ископаемых австралопитеков в Африке и гипоте-зы об их месте в антропогенезе (как отдаленного предка со-временного человека или тупиковой линии).

Презинджантроп и дискуссия о так называемом «человеке умелом» (Homo habilis) и «галечных орудиях» (Я.Я. Рогинский). Олдувайская «культура». Проблема датировок и эволю-ционной преемственности. Синхронность обитания презинджантропа и археоантропа.

Эпоха археоантропов

«Человек прямоходящий» (Homo erectus) - создатель куль-туры питекантропов (Homo pithecanthropus).

Питекантропы яванский, синантроп, гейдельбергский человек. Находки на стоянках Вертсселеш, Бельцингслебен и др. Морфологические признаки: размер головного мозга, лицевой скелет, диффе-ренциация конечностей. Происхождение питекантропов.

Сте-пень очеловечения. Биосоциальный уровень развития.

Способы жизнеобеспечения: собирательство, охота. Пред-положение об охоте питекантропов на крупных животных. Орудия труда. Приспособление к окружающей среде и добы-вание средств существования.

Стоянки и жилища. Степень достоверности гипотез о начатках речи, элементах духовной культуры и социальной организации (стадо, первобытный коллектив, социальное сообщество) у питекантропов.

Эпоха палеоантропов

Неандертальцы (Homo primigenius) и их разновидности во времени и пространстве.

Время и место обитания. Биологиче-ские признаки ранних, прогрессивных и поздних неандер-тальцев. Проблема отнесения неандертальцев к одному или разным видам. Неандертальцы эпохи ашеля и мустье. Естественный отбор как признак незавершенности очеловечения неан-дертальцев. Гипотезы о степени очеловечения.

Периодизация истории

Концепция био-социального уровня развития. Спорность отнесения неандер-тальцев к виду «хомо сапиенс» в связи с данными генетики, и вопрос о месте разных групп неандертальцев в антропогенезе. Питекантропы и неандертальцы. Ранние и поздние неандерталь-цы (группа шапель, эрингсдорф, находки в пещере Кафзеях в Палестине и др.).

Присваивающая деятельность неандертальцев: собирательство, охота, предположение о начатках рыболовства. Орудия труда и оружие и их роль в приспособлении к окружаю-щей среде и добывании средств существования.

Поселения и жилища неандертальцев.

Предположения об использовании одежды, семейной и общественной организа-ции (праобщина), религиозных верований, искусства. Аргу-ментация и степень достоверности.

Поздние европейские неандертальцы в условиях наступле-ния ледникового климата (вюрмская эпоха) - современники человека современного вида.

Генетические различия между поздними палеоантропами и неоантропами.

Возникновение человека современного вида и этапы разви-тия первобытного общества

Завершение антропогенеза и возникновение человека со-временного вида, неоантропа (Neoanthropus) во второй поло-вине позднего плейстоцена.

Области формирования неоан-тропа (моно-полицентризм) и проблема его видового единства (моно-полигенез).

Гипотезы о происхождении неоантропа: от разных групп неандертальцев, от «пресапиенса» (находки из Сванскомба и Фонтешеваде), от африканских археоантропов.

Принципиальные отличия неоантропа от более ранних ис-копаемых видов: завершенность естественного отбора, при-способление к окружающей среде на основе ненаследствен-ного социального опыта (трудовой деятельности).

Оконча-тельный переход в эпоху позднего палеолита от биосоциаль-ного к социальному развитию.

Неоантропы — социальные существа. Биологические при-знаки и уровень интеллекта.

Неоантроп - современник позд-них неандертальцев, их генетические различия.

Расширение первоначальной ойкумены расселения неоан-тропа и расовая дифференциация человечества.

Начало сло-жения в позднем палеолите-мезолите европеоидной, монго-лоидной, негроидной и промежуточных рас. Процесс расогенезиса. Предположение о приспособительном значении расо-вых признаков (Г.Ф. Дебец, Н.Н. Чебоксаров, В.П. Алексеев). Видовое единство всех человеческих рас и расовых типов. Морфологические признаки человеческих рас.

Сложение «готовых» человека и общества. Определяющая роль труда и социального опыта в добывании жизненных благ и общественной деятельности.

Развитие мышления и речи. Начало образования этнических общностей.

Заселение неоантропом Америки, Австралии и Океании. На-чало сложения хозяйственно-культурных типов (ХКТ)

12345Следующая ⇒

Хронология истории первобытного общества.

⇐ Предыдущая12

Первобытнообщинный строй являлся самым длительным по времени этапом истории человечества, растянувшись более чем на миллион лет.

Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно на сегодняшний день просто невозможно, так как во вновь об-наруживаемых костных остатках наших далёких предков большин-ство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется.

Так, сегодня одни учёные считают, что древнейший человек возник 1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появ-ление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя гра нь первобыт-нообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс.

лет, раз-личаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые цивилизованные общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тыс. до н. э., а в Америке – в I тыс. н. э.

Не проще обстоит дело с периодизацией первобытной истории, точнее говоря, её периодизациями, так как параллельно существу-ют несколько периодизаций (специальных и общеисторическая) первобытной истории, частично отражающих характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая , основанная на различиях в материале и технике изготовления ору-дий труда.

Эта периодизация получила научную разработку в 19 – начале 20 в. и основывалась на закреплённом в мифологической традиции древних и их научных трудах делении древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный.

Каменный век начинается с палеолита (древне-каменного века), в котором сейчас большинство учёных выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита .

Затем следует переходная эпоха мезолита (среднекаменного века), который иногда называют «послепалеолитом » (эпипале-олитом ), или «преднеолитом » (протонеолитом ), иногда же не выде-ляют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – неолит (новокамен-ный век).

В конце его появляются первые орудия из меди, что даёт основание говорить об особой стадии энеолита , или халколита .

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории.

Хронология и периодизация в изучении истории

Для абсолютной датировки используются различные методы есте-ственных наук: изотопные радиокарбонный и калий-аргоновый (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический (по годич-ным кольцам деревьев) и др. В своей совокупности они сейчас позво-ляют с большими или меньшими допусками датировать эпохи и ста-дии каменного века. А начиная с бронзового века появляется также календарная (истинная) датировка на основе памятников древних ци-вилизаций, соседствовавших с первобытными обществами.

Для боль-шей части ойкумены (освоенной человечеством части мира) актуальными являются следующие рубежи:

нижний палеолит закончился приблизитель-но 100 тыс.

лет назад;

средний палеолит – 45-40 тыс. лет назад;

верхний палеолит – 12-10 тыс. лет назад;

мезолит – не ранее 8 тыс.

лет назад;

неолит – не ранее 5 тыс. лет назад;

бронзовый век длился до начала 1 тыс. до н. э., когда начался век железа .

Относительная датировка достигается путём сопоставления самих культурных слоёв или археологических типов друг с другом либо путём их сопоставления с изменениями в природной среде. Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологиче-скими периодами истории Земли.

Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период . Он делится на две эпохи: предледниковую и ледниковую (плейстоцен ) и послелед-никовую (голоцен ) . Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части – мезолиту. Неолит – уже время голоцена.

Археологическая периодизация всецело основана на техно-логическом критерии и не даёт полного представления о развитии производства в целом.

Она позволяет судить только о развитии орудий труда и, тем самым, в какой-то мере косвенно и о развитии общественных отношений.

Но археологическая периодизация не может претендовать на универсальность, ибо из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития об-щества могут пользоваться или не пользоваться металлами, а в отдельных случаях и камнем.

Палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основана на критерии биологической эволюции человека.

Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа . Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминид, их родов и видов, а также их наименова-ний, тоже очень разнится у разных исследователей.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении её на историю первобытных обществ, существовав-ших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовав-ших с этими и позднейшими цивилизациями.

Первые изучаются, главным образом археологически, вторые – с помощью традиционных исторических источников, прежде всего – письменных. Немаловажное значение также имеет этнографическое изучение застрявших в первобытности племён, существовавших недавно и ныне существующих.

Ни одна из указанных периодизаций, однако, не в состоянии заменить общеисториче-ской периодизации древнейшего прошлого человечества, разработ-ка которой ведётся уже более столетия главным образом по этноло-гическим и археологическим данным.

Первая серьёзная попытка в этом направлении была предприня-та выдающимся американским этнологом Льюисом Генри Морганом .

Использовав установившееся в 18 в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства ицивилизации и основываясь глав-ным образом на критерии уровня развития производительных сил («производства средств к жизни»), он выделил в каждой из назван-ных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, выс-шая – с изобретения лука и стрел.

Переход к низшей ступени вар-варства знаменуется распространением керамики, к средней освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением же-леза.

С изобретением письма на-чинается эпоха цивилизации.

Эта периодизация была заимствована Ф. Энгельсом , который обобщил периоди-зацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающе-го , а эпоху варварства – как время производящего хозяйства . Начальный, соответствующий низшей ступени дикости этап первобытной истории он назвал периодом «человеческого стада ». Уникальность заключительного этапа первобытной ис-тории, соответствующего высшей ступени варварства, была показана им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

В советский период теоретическому наследию Ф.

Энгельса (« Роль труда в превращении обезьяны в человека» ) придавали главенствующее значение, что долгое время исключало всякие поползновения на корректировку его взглядов на историю первобытности или, тем более, критику.

На воспринятом буквально теоретическом фундаменте строились умопостроения историков, специализировавшихся на изучении этой истории. Но даже наиболее продуманные из них не выдержали проверки временем. В частнос-ти, выяснилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведёт к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некото-рых цивилизаций ещё не знали производственного применения ме-таллов, между тем как часть позднепервобытных племён уже освоила плавку железа.

Поэтому учёные обратились к критерию, на котором основа-но членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах производственных отноше-ний.

В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что привело к выделению следующих этапов:

праобщины (первобытного человеческого стада) ;

первобытной родовой (раннепервобытной) общины;

первобытной соседской (позднепервобытной) общины .

Первобытная история как таковая начинается с эпохи праобщины (перво-бытного человеческого стада, антропосоциогенеза).

Эта эпоха от-крывается возникновением древнейших людей-архантропов, использовавших примитивнейшие орудия в своей деятельности и образовывавших первые, ешё аморфные произ-водственные коллективы. Основное содержание эпохи – преодоле-ние в процессе трудовой деятельности остатков животного состоя-ния, унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной общины открывается возникновением пер-вых упорядоченных форм социальной организации – рода и родовой общины.

Именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя – более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.

В результате прогрессирующего развития всех отраслей хозяйствен-ной деятельности и роста избыточного продукта общая собствен-ность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место об-щинно-соседским в их ранней, первобытной форме.

Появляют-ся начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарож-дение частной собственности, общественных классов и государст-венности.

Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых обществ и государств – наиболее продвинутыми общест-вами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в сво-ем развитии не перейдена и до настоящего времени.

Трудно указать абсолютный возраст этих эпох, причём не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археоло-гическими и палеоантропологическими эпохами.

Ведь уже начиная со времени раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к отмеченному выше сосущест-вованию самых разных по своей стадиальной принадлежности об-ществ.

⇐ Предыдущая12

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Периодизация первобытной истории

Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества.

В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д.

С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.

Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации делится на века – каменный, бронзовый и железный. В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч.– древний камень) – до 12 тыс.

лет назад, мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад.

Эпохи подразделяются на периоды – ранний (нижний), средний и поздний (верхний), а также на культуры, характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Культура получает название по месту ее современного расположения («Шель» – около города Шель в Северной Франции, «Костенки» – от наименования поселка на Украине) или по иным признакам, например: «культура боевых топоров», «культура срубных захоронений» и др.

Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец.

Данное определение основывается на археологических исследованиях в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы.

Хронология и периодизация

На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита – от реки Прут на западе до Чукотки на востоке.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда.

Затем начинается изготовление специализированных орудий – это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор. В мезолите преобладают микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в костяную или деревянную оправу.

Тогда же были изобретены лук и стрелы.

Неолит характеризуется изготовлением шлифованных орудий труда из мягких пород камня – нефрита, сланца, шифера. Осваивается техника пиления и сверления отверстий в камне.

На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с медно-каменным инвентарем.

Бронзовый век (лат.– энеолит; греч.– халколит) начался в Европе с III тыс.

до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации – Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке.

На Нижнем Дону исследованы поселения этого времени в Кобяково, Гниловской, Сафьяново, на берегах Манычских озер.

Первые изделия из железа появляются на территории России в X–VII вв. до н.э.– среди племен, обитавших на Северном Кавказе (скифы, киммерийцы), в Поволжье (дьяковская культура), Сибири и других регионах. Отметим, что частые и массированные миграции различных народов с востока, проходившие через территорию Центральной России и донские степи, разрушали поселения оседлого населения, уничтожали целые культуры, которые могли бы при благоприятных условиях развиться в цивилизации и государства.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в.

Л. Морган. При этом ученый основывался на сопоставлении древних культур с современными культурами американских индейцев. В соответствии с этой системой первобытное общество делится на три периода: дикость, варварство и цивилизацию.

Период дикости – это время раннего родового строя (палеолит и мезолит), он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.

В 40-е годы XX в.

советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д.

В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

  1. эпоха первобытного стада;
  2. эпоха родового строя;
  3. эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

Все названные системы периодизации по-своему несовершенны.

Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI-XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. Поэтому оптимальная система периодизации должна учитывать наибольшее число показателей развития общества.

Первобытный период в истории развития человеческой культуры занимает огромный, по сравнению с другими, период времени: с процесса выделения человека из мира животных (около 3,5 млн лет назад) до образования первых классовых обществ (примерно,
в IV тыс. до н. э.). В основе периодизации первобытной культуры – различия в материале и технике изготовления орудий труда. Неудивительно, что к его исследованию обращались многие ученые (например, Дж. Фрезер П. Тейяр де Шарден). Однако сам термин вошел в употребление сравнительно недавно, со времени появления (в 1871 г.) одноименного труда Э. Б. Тэйлора.

В древнейшей эпохе выделяют три периода:

– каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н. э.);

– бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.);

– железный век (с I тыс. до н. э.)

В общепринятой классификации каменный век включает:

– палеолит (древний каменный век);

– мезолит (средний каменный век);

– неолит (новый каменный век);

– меднокаменный век (переходный к бронзовому).

Палеолит разделяется на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).

Палеолит – эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных.

Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготавливать глиняную посуду – керамику.

Культура Нижнего палеолита

На протяжении более чем миллиона лет культура довольно мало изменялась.

Человек нижнего палеолита умел, пусть и примитивно, мыслить и творить. Использовались каменные, костяные и деревянные орудия. Деревянные орудия до нас, не дошли.

Одним из самых значительных достижений этого периода считается овладение огнем. Люди научились строить простейшие жилища .

Если говорить о духовной культуре этого периода, интересным явлением в некоторых африканских и европейских местонахождениях с датировками около полумиллиона лет является наличие так называемых «камней в форме обезьяньей головы». Они обычно не имеют следов обработки и могли быть собраны исключительно в качестве «диковинок» или естественных «портретов». Эти и некоторые другие находки свидетельствуют о зарождении символического поведения , не связанного с насущными потребностями выживания, о появлении эстетических чувств.

Культура Среднего палеолита

Существенно, что неандертальцы, видимо, в большей степени адаптировались к экстремальным условиям окружающей среды путём биологических приспособлений и меньше – путём изменений в культуре по сравнению с людьми современного вида.

Период культуры характеризуется широким расселением человека в результате которого палеоантроп (человек среднего палеолита) расселился практически по всей свободной от ледника территории Европы. Усиливалось культурное различие территориальных групп людей.

Памятники достаточно чётко разделяются на базовые лагеря, и на временные охотничьи лагеря. Базовые лагеря и временные охотничьи стоянки размещались как в пещерах, так и под открытым небом. Сооружаются большие жилища с несколькими кострищами.

Обнаружены первые захоронения, следы ритуалов (зарождался тотемизм), использование орнаментации – ритмические повторения нарезок на костях или камнях, использование краски (преимущественно красной охры).

Встречаются случаи особенного обращения с черепами и костями медведей: черепа складывают в специальные ниши в пещерах или ящики из каменных плит. Тотемом, видимо, был медведь.

Средний палеолит – эпоха бессловесная.

Культура Верхнего палеолита

По сравнению с предыдущими эпохами сведения о верхнем палеолите гораздо разнообразнее и полнее.

На рубеже среднего и верхнего палеолита закан­чивается эволюция ископаемых гоминид и появляется человек современного типа – Homo sapiens .

С появлением человека современного типа не только стали всё быстрее и быстрее нарастать темпы развития культуры, но и открылись неизвестные ранее области творческой деятельности, недоступные более древним, людям нижнего палеолита. Это был новый, огромный шаг вперёд, неразрывно связанный со значительными изменениями во всех сторонах жизни и деятельности первобытного человека, прежде всего в росте и усложнении общественных связей.

Верхний палеолит был эпохой существенного расширения ойкумены – населённой человеком части земли. Стоянки этого времени известны в Старом и Новом Свете, Австралии, в Северной Америке, в Средней Азии и на Ближнем Востоке, на Кавказе и Памире.

В период становления человека современного типа начинают формироваться и современные расы. Они отличались друг от друга по ряду второстепенных и несущественных признаков – выступающий нос, высота переносица, размеры и форма нёба, цвет кожи, характер волосяного покрова и др.

Палеолитические статуэтки интересны тем, что они передают облик людей верхнего палеолита. Женские статуэтки являются, вместе с тем, свидетельством существования культа женских духов, характерного для древних общин с материнским родом.

Человек овладел новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме – в скульптуре и резьбе, стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок.

Несмотря на всю свою правдивость и жизненность, искусство палеолита остаётся в полной мере первобытным. В нём нет и композиции в нашем смысле слова, как намеренного распределения отдельных фигур на плоскости. Самые лучшие рисунки палеолита не более чем мгновенно схваченные и застывшие единичные впечатления с характерной для них поразительной живостью в передаче движений.

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о верованиях первобытного человека, появлении магии (прежде всего, охотничьей).

О развитии и характере первобытных религиозных представлений и обрядов, складывавшихся у людей верхнего палеолита, можно судить также и по верхнепалеолитическим погребениям. Верхнепалеолитические погребения показывают, что к тому времени сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи, а иногда даже с материалами для изготовления орудии и вооружения. Отсюда можно сделать вывод, что в это время уже зарождаются представления о душе, а также о «стране мёртвых», где умерший будет охотиться и вести такую же жизнь, какую он вёл на этом свете.

Возникновение языка в позднем палеолите не вызывает сомнения. Вокальная коммуникация ископаемых гоминид пе­решла в членораздельную речь Homo sapiens под влиянием ряда обстоятельств антропологического, экологического, тех­нологического, психосоциального характера.

Культура Неолита

С происхождением языка и сознания неразрывно связано появление мифологических образов. Точное время их происхождения не поддаётся определению. Однако, начиная с верхнего палеолита возник синкретический комплекс: миф – изображение – ритуал, образующий устойчивую структуру. Миф – способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на та­ком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Мир предстает в мифе как магический ко­смос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастнос­тью; человек, как, впрочем, и боги, есть лишь элемент космического цело­го и подчинен его судьбе; человеческая жизнь есть прямое продолжение кос­мической жизни, и внутренняя драма человеческой души есть результат вме­шательства демонов и богов. Отсюда вытекает развитие магии.

Суть «Неолитической революции» – переход от присваивающего к производящему хозяйству – появление земледелия, скотоводства; оседлого образа жизни.

Возникли различные виды ремесел (мужчины), ткачество, прядение (женщины).

Первобытные племена имели кровнородственные связи. Формировались на основе нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка.

Тестовые задания

1. Антропогенез означает:

1) начало неолитической революции;

2) процесс возникновения и развития человека;

3) процесс возникновения и развития общества.

2. В структуру культурогенеза не входит:

1) генезис культурных форм;

2) развитие межэтнических культурных общностей;

3) осмысление людьми своих интересов и потребностей.

3. Сущность культурогенеза заключается:

1) в произошедшем в древности зарождении культуры;

2) в постоянном становлении культуры;

3) в возникновении новых орудий труда.

4. Миф – это:

1) способ восприятия мира, основанный на смысловом породнении человека и мира;

2) специфическая древнегреческая форма культуры, для которой характерны истории о богах;

3) вымысел, который создается в тех случаях, когда человек не может что-либо объяснить.

5. Не является видом присваивающего хозяйства:

1) земледелие;

2) собирательство;

6. Установить соответствие:

Названия концепций Содержание
1) Креационистская концепция а) причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, возникновения его особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры
2) Трансцендентальные теории б) человек был создан Богом (или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены свыше
3) Космологические теории в) возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, а с импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры

7. Установить соответствие:

8. Установить соответствие:

9. Расставьте периоды древнейшей истории человечества в порядке их смены:

1) железный век;

2) каменный век;

3) бронзовый век.

10. Расставьте периоды каменного века в порядке их смены:

1) мезолит;

2) палеолит;

3) неолит.

11. Овладение огнем произошло:

1) в древнем палеолите;

2) в среднем палеолите;

3) в верхнем палеолите.

12. Тотемизм зарождался:

1) В древнем палеолите;

2) В среднем палеолите;

3) В верхнем палеолите.

13. Человек современного типа – Homo sapiens появляется:

1) в древнем палеолите;

2) в среднем палеолите;

3) в верхнем палеолите.

14. Переход от присваивающего к производящему хозяйству – _________________________.

15. Одна из форм древней духовной культуры, возникшая в первобытном обществе, совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность – _____________.

1.4. Варианты периодизации

В настоящее время в исторической науке приняты археологическая и антропологическая периодизации истории первобытного времени.

Археологическая периодизация – периодизация первобытного строя, составленная на основе материалов, применявшихся при изготовлении орудий.

Термин “археология” (наука о древностях) впервые употребил древнегреческий философ Платон. К памятникамархеологии относятся все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках – городища, курганы, святилища. Окончательно, как наука, археология формируется в ХIХ в . В это время были открыты древние цивилизации Двуречья и Египта.

Археологическую периодизацию начинает римский поэт и мыслитель Лукреций (I в. до н.э.), он делил дописьменную историю на каменный, медный, бронзовый и железный века. Схема Лукреция до сих пор применяется археологами.Учеными Х.Томсоном, И.Ворсо, Э.Лартев ХI Х в. обосновываются теории периодизации древнего человека. Археологи Д.Леббок, Г.Мортилье,Э.Пьер конкретизировали теорию. В результате определилась схема археологической периодизации по материалам, из которых люди изготавливали орудия

Палеолит– (древнекаменный век) – верхний–2,6 млн. лет назад,

нижний–11–12 тыс. лет назад.

Мезолит– (среднекаменный век) – Х II–VI тысячелетие до н.э.

Неолит– (новый каменный век) – VIII–V тысячелетие до н.э.

Энеолит– (медно-каменный век) – V–III тысячелетие до н.э.

Бронзовый век –III–II тысячелетие до н.э.

Железный век – I тысячелетия до н.э.

Антропологическая периодизация – периодизация первобытного строя, основанная на изменениях биологического вида гоминид.

Процесс становления человечества охватывает около 3 млн. лет. Древнейшие орудия из камня археологи обнаружили в геологических пластах, возраст которых превышает 2,5–3 млн. лет, поэтому именно эту дату современная наука считает началом антропогенеза иформирования человеческого общества. В ходе своего формирования человечество прошло три этапа:

1 этап – австралопитеки (южная обезьяна). Найдены в Южной Африке. Ростом с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, большой палец руки сильнее, чем у обезьян. Трудовая деятельность, изготовление простейших орудий труда.

2 этап – питекантропы (обезьяна-человек) или архантропы (архаические люди).

К этому времени относятся первые стоянки на о.Я ва, в Южном Китае, Европе и в Африке. У человека увеличивается объем мозга, формируется более прямая походка, появляется большое разнообразие орудий труда. Человек начинает использовать огонь.

3 этап – неандертальцы (палеантропы), по названию долины Неандерталь в Германии. Появляются 250–300 тыс. лет назад. Напоминали современного человека. Вели оседлый образ жизни, занимались охотой. Появляется культ мертвых и примитивное искусство (рисунки на скалах пещер).

Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа – кроманьонцев (неантропов), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история. Кроманьонец появляется в позднем палеолите (40–35 тыс. лет тому назад). Эти люди значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий труда: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными; появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служит наскальная живопись.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени -более миллиона лет -этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 3,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., в Америке - в 1 тысячелетии н. э., в других областях ойкумены -еще позднее.

Не проще обстоит дело с периодизацией первобытной истории, точнее говоря, ее периодизациями, так как параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный - получило научную разработку в ХIХ- начале ХХ в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита. Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют «послепалеолитом» (эпипалеолитом), или «преднеолитом» (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще. Заключительная эпоха каменного века - новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита. Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории. Для абсолютной датировки используются различные методы естественных наук: изотопные радиокарбонный и калий-аргоновый (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев) и др. В своей совокупности они сейчас позволяют с большими или меньшими допусками датировать эпохи и стадии каменного века. А начиная с бронзового века появляется также календарная (истинная) датировка на основе памятников древних цивилизаций, соседствовавших с первобытными обществами. Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45-30 тыс., верхний палеолит -12-10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Относительная датировка достигается путем сопоставлении самих культурных слоев или археологических типов друг с другом либо путем их сопоставления с изменениями в природной среде: геологическими ступенями, палеонтологическими (палеозоологическими и палеоботаническими) эпохами и т. п. Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Он делится на две эпохи: предледниковую и ледниковую (плейстоцен) и послеледниковую (голоцен). В плейстоцене значительные пространства Северной Евразии и Северной Америки периодически подвергались оледенению. Обычно насчитывают четыре наступления и отступления ледников и соответственно четыре ледниковые и три межледниковые эпохи. Применительно к Европе для эпох оледенения применяют термины «гюнц» , «миндель» , «рисс» и «вюрм» (по названиям альпийских рек, где были хорошо прослежены ледниковые отложения). Гюнц и миндель относятся к нижнему плейстоцену, рисс - к среднему, вюрм - к верхнему плейстоцену. Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части, а может быть, и полностью - мезолиту. Неолит - уже время голоцена.

Хотя археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом, ее создание явилось крупным научным достижением. Она позволила судить о развитии орудий труда, а тем самым в известной мере и о развитии общественных отношений. В то же время археологическая периодизация обладает большим недостатком: она не универсальна. Вначале, с развертыванием археологических раскопок за пределами Европы, выяснилась невозможность увязки выделенные на различных континентах и территориях культур и фаз, т. е. региональных периодизаций. Затем это коснулось более крупных стадий и даже веков. Было установлено, что из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться железом, бронзой, а в отдельных случаях и камнем. Археологическая периодизация лишилась общего признания. Отдельные археологии за рубежом стали различным образом комбинировать в своих схемах периодизации эпохи геологического развития Земли, этапы биологической эволюции человека и ступени хозяйственного прогресса. Другие археологи, и в том числе отечественные, скептически относясь к таким эклектическим сочетаниям, продолжают совершенствовать археологические схемы, однако по большей части ограничивая их теми или иными региональными рамками. В целом археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет немалое значение.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие - уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на различные стадии становления общества. Здесь выделяются основные стадии праобщины, родовой общины и эпохи классообразования.

Эпоха праобщины - время становления самого человека как биологического существа и сложения зачатков социальных отношений. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхождений во взглядах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя - из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов. Еще сравнительно недавно почти все отечественные ученые рассматривали это время как время праобщины, не находя в нем признаков общинного строя. Но новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления, которые раньше связывались только с наступлением верхнего (позднего) палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи праобщины должна быть опущена до времени среднего палеолита и палеоантропов. Правомерным, но необязательным. Ведь биологический облик палеоантропов продолжал меняться следовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терминологией, «снято» социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым.

Эпоха первобытной общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации - рода и родовой общины. именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя - более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной общины. Нижняя граница эпохи - средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя - как правило, неолит.

Если эпоха праобщины - время становления, а эпоха первобытной общины - время зрелости, то эпоха классообразования - время распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду знаменуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовыe связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых - по большей части на время металлов. Верхняя граница - появление классовых обществ и государств - наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени.

Итак, взгляды на характер основных эпох первобытной истории единообразнее взглядов на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Только, если исходить из наиболее устоявшихся точек зрения, эпохи общей (исторической) периодизации могут быть сопоставлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем. Еще труднее указать абсолютный возраст этих эпох, причем не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Ведь начиная со времени уже раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к сосуществованию самых разных по своей стадиальной принадлежности обществ.

Периодизация истории первобытного общества построена по принципу изменения материала, из которого изготовлялись орудия труда.. Следует заметить, что любая периодизация является условной, ведь изменения и развитие в разных уголках земли произошел не с одинаковой скоростью. Но общепринятой периодизации для истории первобытного общества считают следующую:

  • 1. Каменный век
  • 2. Бронзовый век
  • 3. Железный век

1. Каменный век – самый длинный культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда изготовлялись преимущественно из камня, кости и дерева. Длился от появления первого человека (около 2 млн. Лет. Назад) до возраста обработки металлов (4 тыс. Р. До н.э.). Условно ученые каменный век разделяют на палеолит, мезолит, неолит и энеолит.

– Палеолит (древнекаменного век) – 2500000. Лет назад – 10 тыс. До н. е.

Палеолит характеризуется процессом возникновения и формирования физического типа человека (антропогенез) появлением первых орудий труда и их совершенствованием; возникновением языка и основ духовной культуры; освоением огня и тому подобное.

Первое орудие труда первобытных людей – каменное рубило.

Первые люди вели присваивающего хозяйства.

Присваивающего хозяйства (присваивали дары природы) – собирательство, охота.

– Мезолит (Середньокамьяний возраст) – 10 тыс. Р. До н. е. – 7-5 тыс. р. до н. е.

Заканчивается ледниковый период, что приводит к исчезновению крупных животных и появление более мелких: кабан, волк, лиса, бобер …). Это обусловило охотничье кризис.

Охотничье кризис – поиск новых способов охоты.

Охотничье кризис был преодолен с изобретением первой стрелкового оружия лука и стрел.

Орудия труда времен мезолита: лук и стрелы, крючки для рыбалки, микролиты (мелкие орудия труда из камня), долото, топор, тесло, ножи, копья, гарпуны.

Остается присваивающего хозяйства, растет роль рыболовства.

В эпоху мезолита начинается приручение диких животных. Первая прирученных животных была собака.

Растет роль парной семьи.

– Неолит (новокаменного век) – 7-5 тыс. До н. гг. – 4 тыс. до н. е.

Во времена неолита происходит неолитическая революция.

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к воспроизводящего.

Воспроизводящее хозяйство – земледелие, скотоводство.

Черты неолитической революции:

– Изобретение и распространение качественно новых способов изготовления орудий труда (шлифовка, пиление, сверление).
– Возникновение новых видов производства и изготовления искусственных продуктов (гончарство, керамическая посуда, прядение, ткачество, изобретение первого маленького колеса для прядения).
– Переход к оседлому образу жизни.
– Активное формирование стад домашних животных, использование их в качестве тягловой силы (быки, свиньи, козы, овцы).
– Сдвиг в демографической сфере (увеличение количества населения).

– Энеолит (миднокамьяний возраст) – 4 тыс. До н. е. – сер. 3 тыс. До н. е.

Появляются орудия труда, изготовленные из меди.

2. Бронзовый век – конец 3 тыс. До н. е. – нач. 1 тыс. До н. е.

Характеризуется появлением орудий труда из искусственного металла – бронзы (сплава олова и меди).

3. Железный век – начинается с I тыс. До н. е.

Характеризуется распространением изделий из железа. Последний период древней истории.

ПОДІЛИТИСЯ: