План-конспект урока по орксэ на тему "от добрых правил - добрые слова и поступки" (4 класс)

Говорить можно то, что совсем не думаешь, - то, что от тебя хотят услышать. Говорить можно так, чтобы понравиться. Сказать можно красиво и правильно. И все обычно стремятся говорить именно так. Чем лучше человек говорит, тем больший вес он имеет в социуме, причем это касается всех без исключения социальных групп и срезов человеческого общества. Людям, независимо от их положения в социальной и в целом в человеческой иерархии, свойственно «вестись» на красивое, наверное, потому, что стремление к красоте и к гармонии заложено в природе человека. Часто именно «болтунов» выделяют из общей массы и выдвигают (снизу или сверху) на руководящие должности (от бригадира сельхозбригады - до профсоюзного босса, и даже бери выше). Естественно, вовсе не потому, что он больше или лучше работает. Если же кто-то из подчиненных заметит, что его руководитель только говорить и умеет, или же если вышестоящее начальство «болтуна» (его клиенты, ученики, воспитанники, подопечные) вдруг захочет (захотят) усомниться в своем выборе, «болтун» в девяносто случаев из ста сумеет оправдаться и отмыться от обвинений в свой адрес.

Короче говоря, слова - великое дело. Не зря вначале было Слово. Слово - один из главных инструментов в достижении любой цели, в том числе меркантильной, поскольку грамотно используя имеющийся у него словарный запас, человек может себя преподнести в самом лучшем для себя свете, и это позволит ему выгодно себя «продать», заработать больше денег, влюбить в себя и т.д.

Однако слова имеют и другое, обратное свойство. Выше рассматривались только случаи, когда человек использует СВОИ слова, в СВОИХ интересах, для СЕБЯ, по отношению к СЕБЕ. В подобных ситуациях другие люди, в последствии обманувшиеся в его словах, тоже могут пенять только на самих себя: ну, не увидели, не рассмотрели, не поняли - бывает.

Обратным свойством слов является их реальное воздействие на других людей, ведь, как говорится, словом можно и возвысить, и убить. Когда учитель хвалит своего ученика, у последнего появляется стимул достигнуть еще больших высот. Когда же человек сознательно и намеренно говорит другому человеку те слова, которые по сути перечеркивают этого другого человека и способны включить механизм его самоуничтожения, это уже тот случай, когда слова из инструмента созидания (и не важно созидания чего именно, к примеру, строительства карьеры - почему бы нет) превращаются в орудие возмездия. Именно здесь проходит тонкая, многими невидимая грань между словами и поступками.

Безусловно, людям можно, а иногда и нужно говорить «правду» о них. Не зря мы взяли слово «правда» в кавычки. У каждого - своя правда, ведь даже школьнику известно, что именно точка сидения определяет угол зрения. При этом самым важным вопросом является вопрос, какую цель ставит перед собой человек, лупя эту самую «правду-матку». Если от всей широты души, бескорыстно и искренне любя, с единственной целью, чтобы «стимульнуть», - это один случай. Тогда это тоже можно рассматривать в какой-то мере как созидание . Если же специально для того, чтобы опустить (обычно это люди делают, чтоб тем самым возвеличить себя, повысить свою значимость, причем преимущественно в собственных же глазах - есть такое защитное свойство практически у любого человеческого организма) или, того хуже, уничтожить - из-за открытого неприятия, непонимания или банального чувства соперничества, с которыми никакая безусловная любовь часто не в силах справиться, то это уже совсем другое дело. Это уже самая настоящая война. А любая война, даже самая маленькая и победоносная, - это слезы, разрушения и невинные жертвы. Так слова превращаются в поступки. Таким образом люди раскрывают свою глубинную суть, свое истинное содержание (о котором, кстати, они сами, до поры до времени, могут и не подозревать), потому что слова - зеркало ума человека, а поступки - зеркало его бессмертной души.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду» .
Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Именно под таким девизом в 4-а классе прошёл урок добра по курсу ОРКСЭ.
Цель:
Формирование представлений о значении добра для гармонии и счастья.
Задачи :
Побуждать в детях желание относиться к людям позитивно, ценить их положительные качества;
Укреплять доверительные отношения друг к другу;
Развивать позитивное самовосприятие.
Гимназисты выполняли практические и творческие задания на уроке «Основы светской этики».
Ребята вспоминали разные, добрые сказки. И одной из главных тем сказок была тема добра и зла.
Долгих Кирилл, Волошин Илья, Зяблов Даниил изобразили весёлого и милого кота Леопольда, который всегда мечтает о том, чтобы жить со всеми дружно.
Благодаря добрым сказкам, дети стремятся брать пример с положительного сказочного героя, который посвящает себя борьбе с жестокостью и злом.
Много сказок о добре посвящено животным, где маленьких и беззащитных зверушек оберегают сильные их собратья. Дети особенно любят такие сказки, ведь маленькие животные вызывают у них сострадание и желание заботиться о них.
Медиками и психологами признано целительное действие доброй сказки на психику и нервную систему ребенка.
Черников Николай, Варданян Рената, Вовняков Владислав, Колмакова Екатерина, Набока Андрей, Кучеренко Диана, Быкова Анна показывали нам положительных сказочных героев, которые могли бы быть советчиками в жизни.
Андреева Ксения сама придумала сказку про кота, где доброта и радость шагают рядом.
Сказочные герои Ходько Марии, Карнацкой Дарьи, Герасимовой Алёны и Ткачук Таисии привели нас в яркую и интересную страну невероятных событий и волшебства.
-Давайте жить дружно!- призывала Дубкова Галина вместе со своим сказочным героем.
Ещё девочки приготовили Цветик – семицветик и написали пожелания добра своим одноклассникам.
Борцова Полина, Семёнова Александра, Жикол Елизавета, Ильина Валерия перечислили хорошие качества своих друзей.
Пульвас Ольга, Бойченко Анна, Бабецкая Элина, Буряк Анастасия изготовили цветок с пожеланиями для своих друзей.
Панкратов Дмитрий пожелал всем здоровья и удачи и учиться по всем предметам только на «отлично»!
Очень часто человек стоит перед выбором: добро или зло, как поступить, что сказать?
Очень хочется пожелать вам, ребята, чтобы вы всегда выбирали добрые поступки и слова.
И чтобы вас окружали только добрые о люди, а сами вы шагали по жизни только дорогою добра.

УРОК ПО МОДУЛЮ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

КУРСА ОРКСЭ В 4 КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ОТ ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ»

Работу выполнила

Кукса Марина Анатольевна,

учитель начальных классов

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска Республики Крым

Армянск – 2015

Цели урока :

Образовательные:

Изучить основные этические понятия «добро и зло»;

Сформировать умение применять их;

Научить сопоставлять добро и зло;

Научить устанавливать взаимосвязь между словами и поступками;

Воспитательные:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

Развивать память;

Развивать умения преодолевать трудности;

Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

Формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Оборудование:

учебник - Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, ромашка и 30 бабочек, мультимедиа-проектор, доска на которой записана тема урока, компьютер, песня «Дорогою добра», презентация со сказочными героями.

Тип урока:

комбинированный.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

2. Сообщение темы урока через постановку проблемы.

Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

А о каком именно вы узнаете, прослушав стихотворение.

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец …. ДОБРОТА .

«Собери предложение».

Ребята, а теперь давайте сформулируем тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.

«ПРАВИЛ СЛОВА ОТ ПОСТУПКИ - ДОБРЫЕ И ДОБРЫХ».

Молодцы! Итак тема нашего урока: «ОТ ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ»

3. Изучение нового материала.

Интерактивное упражнение «Продолжи предложение»

Доброта – это … (Ответы детей).

В толковом словаре Ожегова можно прочесть следующее определение:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Что значит “добрый человек”? (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый);

    Несущий благо, добро, благополучие;

    Хороший, нравственный;

    Безукоризненный, честный.

Работа с учебником (стр.20) – чтение определений

Запись определения в тетрадь.

Подумайте и скажите: По отношению к кому люди должны быть добрыми?

Ответы детей: (По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.)

Проблемный вопрос.

Что произошло бы в мире, если бы в нем не стало доброты?

Ответы детей: (Люди стали бы печальны, злые, неприветливые и грубые).

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

1.Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта.

Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.

- А что такое зло? Ответы детей: (Обиды, крик, унижения).

В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Работа с учебником (стр.20) – чтение определений

Запись определения в тетрадь.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра.

У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Какой вывод можно сделать по двум этим понятиям?

Добро и зло – главные этические категории.

Послушайте притчу.

«Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Физкультминутка.

Мы можем весело шагать
По тропе волшебной.
На двух ногах
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями побежать бегом
И отдохнуть потом.

4. Обобщение изученного материала.

Работа по учебнику (с. 20).

Работа в группах.

Ребята, вы сейчас разделитесь на группы. Их должно быть 6. Каждая группа должна будет прочитать и раскрыть значение данного ей изречения. Изречения мы возьмем с нашего учебника.

У вас на обсуждение 2 минуты.

1 группа – «Добро – это то, чего все желают». Фома Аквинский.

2 группа – «Между добрыми людьми – все доброе». Цицерон.

3 группа – «Добро – это прекрасное в действии». Ж. - Ж. Руссо.

4 группа – «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим».Ж. Лафонтен.

5 группа – «Намерение причинить зло – уже зло» Сенека.

6 группа – «От злых речей до злых деяний один шаг». Квинтилиан.

Презентация группами своих рассуждения относительно толкования значения изречения.

5. Закрепление изученного материала.

Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.

Сегодня мы будем строить ДОМ «ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫХ СЛОВ И ПОСТУПКОВ».

Чтобы заложить фундамент Дома, нужно выполнить задания.

Задание 1.

Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

Презентация сказочных героев.

Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.

Фундамент заложили, остались из кирпичиков построить дом.

Чтобы завершения постройки дома, нужно пройти два задания.

Задание 2.

Добрые поступки – главный ключик в значении слова «Доброта».

Я буду загадывать вам загадки.

Если загадка о добром поступке, то в ответ на неё надо хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!)” и похлопать.

Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?

А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?

Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?

Физминутка.

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Задание 3.

Работа над сказкой «Доброе слово» .

1.Слушание сказки.

Сказка «Доброе слово».

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.

2.Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Обобщение

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение.

И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

6. Рефлексия.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова - дела важны?
Слова- словами, а дела – делами

Ребята, на доске вы видите плакат с изображение ромашки, а на партах у вас лежат бабочки. Прикрепите цветную бабочку к ромашке, если вы узнали что-то новое и интересное сегодня на уроке, и белую, если вам было не интересно.

(Пока дети выполняют это, звучит песня Дорогою добраиз телефильма «Маленький Мук» (Слова Ю. Энтина , музыка М. Минкова).

7. Подведение итогов урока.

Беседа:

Какая связь между двумя этими понятиями?

Чем похожи доброе слово и добрый поступок?

Ребята, вы очень хорошо потрудились, были активны и красноречивы. Вы молодцы!

Наш урок я хочу завершить стихотворением.

Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!

Цели урока :

Образовательные:

Изучить основные этические понятия «добро и зло»;

Сформировать умение применять их;

Научить сопоставлять добро и зло;

Научить устанавливать взаимосвязь между словами и поступками;

Воспитательные:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

Развивать память;

Развивать умения преодолевать трудности;

Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Цели урока :

Образовательные:

Изучить основные этические понятия «добро и зло»;

Сформировать умение применять их;

Научить сопоставлять добро и зло;

Научить устанавливать взаимосвязь между словами и поступками;

Воспитательные:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

Развивать память;

Развивать умения преодолевать трудности;

Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

Формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Ход урока.

I. Организационный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

II. Сообщение темы урока через постановку проблемы.

Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

А о каком именно вы узнаете, прослушав стихотворение.

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец …. ДОБРОТА .

1. «Собери предложение».

Ребята, а теперь давайте сформулируем тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.

«ПРАВИЛ СЛОВА ОТ ПОСТУПКИ - ДОБРЫЕ И ДОБРЫХ».

Молодцы! Итак, тема нашего урока: «ОТ ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ».

III. Изучение нового материала.

1. Интерактивное упражнение «Продолжи предложение».

Доброта – это …

В толковом словаре Ожегова можно прочесть следующее определение:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Что значит “добрый человек”? (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый).

  • Несущий благо, добро, благополучие.
  • Хороший, нравственный.
  • Безукоризненный, честный.

2. Работа с учебником (стр.20) – чтение определений.

Подумайте и скажите: По отношению к кому люди должны быть добрыми? (По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.)

Проблемный вопрос.

Что произошло бы в мире, если бы в нем не стало доброты? (Люди стали бы печальны, злые, неприветливые и грубые).

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

1.Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта.

Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.

А что такое зло? (Обиды, крик, унижения).

В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».

- Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра.

У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Какой вывод можно сделать по двум этим понятиям?

Добро и зло – главные этические категории.

Притча.

«Притча о Добре и Зле».

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Физкультминутка.

Мы можем весело шагать
По тропе волшебной.
На двух ногах
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями побежать бегом
И отдохнуть потом.

IV. Обобщение изученного материала.

1. Работа по учебнику (стр. 20).

Ребята, вы сейчас разделитесь на группы. Их должно быть 6. Каждая группа должна будет прочитать и раскрыть значение данного ей изречения. Изречения мы возьмем с нашего учебника.

У вас на обсуждение 2 минуты.

1 группа – «Добро – это то, чего все желают». Фома Аквинский.

2 группа – «Между добрыми людьми – все доброе». Цицерон.

3 группа – «Добро – это прекрасное в действии». Ж. - Ж. Руссо.

4 группа – «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим».Ж. Лафонтен.

5 группа – «Намерение причинить зло – уже зло» Сенека.

6 группа – «От злых речей до злых деяний один шаг». Квинтилиан.

Презентация группами своих рассуждения относительно толкования значения изречения.

V. Закрепление изученного материала.

Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.

Сегодня мы будем строить ДОМ «ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫХ СЛОВ И ПОСТУПКОВ».

Чтобы заложить фундамент Дома, нужно выполнить задания.

Задание 1.

Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

Презентация сказочных героев.

Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.

Фундамент заложили, остались из кирпичиков построить дом.

Чтобы завершения постройки дома, нужно пройти два задания.

Задание 2.

Добрые поступки – главный ключик в значении слова «Доброта».

Я буду загадывать вам загадки.

Если загадка о добром поступке, то в ответ на неё надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!)» и похлопать.

Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?


Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?


Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?


Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?


А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?


Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?


Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?


Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Задание 3.

1. Работа над сказкой «Доброе слово» .

Сказка «Доброе слово».

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.

2. Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение.

И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

VI. Рефлексия.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова - дела важны?
Слова- словами, а дела – делами

Ребята, на доске вы видите плакат с изображение ромашки, а на партах у вас лежат бабочки. Прикрепите цветную бабочку к ромашке, если вы узнали что-то новое и интересное сегодня на уроке, и белую, если вам было не интересно.

(Пока дети выполняют это, звучит песня Дорогою добраиз телефильма «Маленький Мук» (Слова Ю. Энтина , музыка М. Минкова).

VII. Подведение итогов урока.

Какая связь между двумя этими понятиями?

Чем похожи доброе слово и добрый поступок?

Ребята, вы очень хорошо потрудились, были активны и красноречивы. Вы молодцы!

Наш урок я хочу завершить стихотворением.

Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!