План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Интегрированная НОД «Вода в жизни человека. Интеграция образовательных областей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад №2 г.Балаково Саратовская область - Цымбарева Елена Олеговна

Аннотация : данная работа является

Тема: «Свойства воды. Вода - растворитель»

Образовательные области

Приоритетная : Познание

В интеграции : Коммуникация, Безопасность, Здоровье, Чтение художественной литературы

Цели и задачи :

1. Познакомить детей со свойством воды: вода - растворитель

2. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, с незнакомыми веществами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме

5. Воспитывать у детей желание сохранять природное наследие нашей страны

Оборудование :

Компьютер, проектор и экран; кроссворд; глобус; карточки-символы последовательности проведения опыта; стаканчики с водой; воронки и палочки; вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, сахарный песок, растительное масло, речной песок; фильтр-кувшин и сменная кассета для очистки воды типа «Барьер»

Интерактивный кроссворд (приложение №1)

Фото - фильм «Родники» (приложение №2)

1. - Ребята, сегодня я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если вы отгадаете правильно все слова, то в красных клетках кроссворда мы увидим слово, которое будет являться нашей сегодняшней темой.

см. Приложение №1

1. По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут же пропадет (волна).

2. Шириною широко, глубиною глубоко, день и ночь о берег бьется, из него вода не пьется, потому что невкусна и горька и солона (море).

3. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог. Он нас летом, в самый зной, ледяной поит водой (родник).

4. Я - как лента голубая. В ясный солнечный денек детвору, резвясь, купаю и качаю поплавок (река).

При наличии специального оборудования, можно воспользоваться интерактивным кроссвордом. Кроссворд выполнен в программе PowerPoint (приложение №1). Показ и переключение слайдов по щелчку, после того как дети назовут слово-отгадку, по щелчку это слово появляется в кроссворде.

2. - Итак, сегодня мы поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни. Ребята, скажите, для кого необходима вода?

Ответы детей (людям, животным, растениям, насекомым, рыбам).

Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что вода занимает большую часть поверхности нашей планеты. Она содержится во многих водоемах. Назовите, где содержится вода на нашей планете.

Ответы детей: (вода содержится в морях, океанах, озерах, реках, прудах, родниках, болотах, ручьях).

Ребята, чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озерах?

При какой температуре вода замерзает? Что с ней происходит?

А во что еще может превратиться вода? При какой температуре она превращается в пар?

(ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная палочка».

Игра «Волшебная палочка»- каждый, у кого оказывается волшебная палочка, должен ответить на вопрос: «Какая бывает вода?» - подбор прилагательных (например: соленая, пресная, озерная, речная, прозрачная, грязная, чистая, вкусная, бесцветная и т.д.)

3. - Ребята, вы уже многое знаете о свойствах воды, а сегодня мы познакомимся с еще одним свойством воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом, но сначала вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело!

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук - друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

(дети выполняют соответствующие движения, фартуки можно одеть до начала НОД, и показать имитацию движений)

У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (соль, сахар, песок, подсолнечное масло). Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, а нюхать их нужно очень осторожно.

Совместными усилиями определяем, что в стакане под №1 находится сахар, №2 -мука, №3 - подсолнечное масло, №4 - речной песок.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Сахар будем растворять в горячей и холодной воде.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- сахар быстрее растворяется в горячей воде, вода остается прозрачной;

- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как раствор немного постоит мука оседает на дно;

- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;

- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.

4. Физминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем туками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

5. - А теперь попробуем нашу воду очистить. Для этого сделаем самый простой фильтр. Возьмем пустой стакан и поставим в него воронку. В воронку положим ватный диск и наш фильтр готов. Затем по очереди фильтруем растворы с мукой, с маслом, с песком (меняем фильтр после каждого раствора).

По окончанию процесса фильтрования делаются следующие выводы:

- после фильтрования раствора с мукой в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на фильтре;

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, на фильтре хорошо видны следы масла;

- при фильтровании раствора с песком, отфильтрованная вода стала чистой, а песок остался на фильтре.

6. - Сегодня мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. А сейчас перед вами фильтр-кувшин со сменной кассетой. В стакане у меня раствор перманганата калия или марганцовки. Пропустим этот раствор через наш самодельный фильтр и через фильтр созданный учеными (данный опыт проводит педагог )

После прохождения через самодельный фильтр вода по-прежнему имеет яркий характерный цвет, а после прохождения через промышленный фильтр вода очистилась полностью.

7. Итог (закрепление проводимого опыта).

Ребята, давайте вспомним, как мы проводили опыты по фильтрованию воды. Возьмите карточки, на которых схематично изображена последовательность проводимого нами опыта и разложите их по порядку.

(Объяснения 3-4 детей. 1 ребенок выставляет карточки на доске).

Ребята, с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки. Но можно ли такую воду пить? Нет, в ней встречаются частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на те, что мы изготовили сами, и только потом она попадает в водопровод. Такой водой можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую, отфильтрованную воду нельзя пить прямо из-под крана. В ней еще могли остаться микробы. Уничтожать такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду нужно нагреть, прокипятить. И только тогда ее можно пить.

То, что вода в водоемах такая грязная - результат отношения к природе человека. Заводы и фабрики загрязняют воздух, сбрасывают отходы производства в реки и озера.

Качество воды в водоемах ухудшается с каждым годом.

Чистая, прозрачная и даже целебная вода сохранилась в природе в специальных источниках- родниках. И наша задача сохранить их чистыми и пригодными для использования людям.

Показ фото - фильма «Родники» (см.приложение №2)

Автор : Третьякова Ольга Николаевна, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 8 «Рябинушка» город Димитровград
Назначение : материал будет полезен педагогам дополнительного образования, вос-питателям, предназначен для дошкольников 5 – 7 лет.
Цель : формирование знаний о свойствах воды.
Задачи :
Закрепить навык детей решать ребусы путем перестановки букв в соответствии с цифрами.
Развивать мышление, речь, логику.
Подвести детей к пониманию значения воды в жизни на земле.
Закрепить понятие о ресурсах.
Познакомить детей с такими свойствами воды как поверхностное натяжение, вес и сила.
Дать элементарные представления об источниках загрязнения природы, познакомить с экологически неграмотным поведением человека, которое привело к необратимым по-следствиям, научить понимать необходимость бережного отношения к природе.
Формировать умение детей представлять себя в качестве кого-либо или чего-либо в проблемной ситуации и рассказать о себе от его имени. Создавать условия для развития эмпатии по отношению к объектам нерукотворного мира.
Учить делать выводы в ходе опытов и экспериментов.
Материал : картины с изображением рек, морей, озер. 2 бутылки с отверстиями, ста-кан с водой, игла, пинцет, макет вулкана, тазы для воды. Выставка книг, в которых есть упоминания о воде.
Раздаточный материал : карточки с изображениями маленьких человечков, предметы для игры «Тонет, не тонет» (пенопласт, ткань, мех, металлические и деревянные предметы, бумага, пластмасса).
Видео материал : сюжет о возникновении воды, сюжет о некоторых известных свой-ствах воды, отрывок из мультфильма «Ух ты, говорящая рыба».

Ход занятия:

Загадать загадку: В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять … (вода)
Просмотр видеосюжета о возникновении воды
Мы с вами сегодня продолжим знакомство со свойствами воды. Но сначала мы вспомним те свойства, с которыми мы уже знакомы. Итак, назовите мне те свойства воды, которые вы уже знаете
Вода жидкость, её можно переливать из одной емкости в другую
Вода может принимать любую форму
Вода прозрачная, если в воду опустить что-нибудь, это будет видно.
Вода не имеет запаха
Вода не имеет вкуса
Вода может быть жидкой, твердой, газообразной.
Мы с вами читали много книг, в которых вода упоминается в том или ином состоянии. Я буду загадывать вам литературные загадки, а вы будете показывать мне карточку с тем состояние воды, которое упоминается в сказке. Итак, слушайте внимательно:
Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала и велика!»
Как пустился я по улице бежать, прибежал я к умывальнику опять,
Мылом, мылом, мылом, мылом, умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила, с неумытого лица.
Старик посадил старухину дочь в сани, повез её в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.
Ой вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые домой, я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком, окачу вас кипяточком,
И вы будете опять, словно солнышко сиять.
Но вот перед ними море, бушует, шумит на просторе,
А в море высокая ходит волна, сейчас Айболита проглотит она.
Там котлы уже кипели, подле них рядком сидели кучера и повара, и служители двора.
А в лицо ему ветер, и снег, и град: «Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит, и лежит на снегу: «Я дальше идти не могу».
Не пей, Иванушка, козленочком станешь!
Сам, подумай, заставляет искупаться мне в котлах,
В молоке и двух водах: как в одной воде студеной,
А в другой воде вареной, а вода, слышь, кипяток.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Давайте с вами еще вспомним, какие слова произошли от слова вода
Водяной, водный, подводный, водолаз, водопад, водопой, водянистый, водичка.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Ты часть, я целое». Я буду называть объ-ект, а вы другие его части. Итак,
- Я – море (я скала, я берег, я река, я ручеек, я капелька, я соль, я коралл, я акула и т.д.)

Устали? Давайте немного отдохнем:
Физкультминутка: К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре, вот так славно мы умылись.
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брасс, одной рукой – это кроль,
Все как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.

Как вы думаете, откуда вода стекает в море?
Из рек и ручейков, с гор.
А где берут основание реки и ручейки и почему вода не может течь в другом направ-лении?
Земля выше воды, если бы она была ниже, то была бы под водой.

Правильно, я хочу вам показать опыт.
Опыт с двумя бутылками. Вода имеет вес, она давит на стенки и дно бутылки. Поэто-му, из отверстий расположенных на разной высоте она вытекает с разной силой. А там где отверстия на одном уровне, она течет с одинаковой силой.
1 - ребенок: Совершенно непонятно, почему вода течет
Сверху вниз, а не обратно, так, а не наоборот
Совершенно непонятно, почему трава растет,
Снизу вверх, а не обратно, так а не наоборот.
Совершенно непонятно, что такое свет и тень
В общем, есть о чем подумать, если думать вам не лень.
Посмотрим на нашу модель вулкана, здесь есть ручеек, вода которого стекает с вер-шины горы. Если я поднимаю воронку выше, струя бьет сильнее, если ниже, то напор воды меньше.
Итак, мы с вами выяснили, что вода имеет вес и силу.
Просмотр видеосюжета о свойствах воды
А теперь давайте проведем еще один эксперимент на ваших столах стоят тарелочки с предметами. Как вы думаете все ли предметы утонут, если их опустить в воду?
Дети высказывают свои предположения.
Давайте проведем эксперимент и узнаем правильно ли вы думаете.
А что не утонуло?
Дерево, пенопласт, бумага
Какие предметы утонули?
Железо, ткань, пластмасса
Как вы думаете все ли железные предметы тонут?
Хотите я покажу вам фокус и попробую доказать, что не все железные предметы то-нут? Опыт с иголкой. Как вы думаете, почему железная иголка не утонула?
Предположения детей
Посмотрите внимательно на стакан с водой, вода выходит за край стакана, и видно, что она готова вот-вот вылиться, её поверхность выпукла, но что-то её держит. Это явление называется поверхностным натяжением. Это как - бы «кожа» у воды. Благодаря по-верхностному натяжению иголка и не упала вниз. Вы все знаете жука-водомерку, мы не раз наблюдали за ним. Так вот этот жучок может перемещаться как раз благодаря по-верхностному натяжению.
Как вы думаете, если я накрою стакан с платком и переверну его, вода из него выль-ется?
Да
Посмотрим. Опыт с платком. Это еще один пример поверхностного натяжения воды.

Давайте поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы слушайте внимательно, если вы будете согласны со мной, то отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья»
- Кто из вас купается, спортом занимается?
- Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
- А кто любит закаляться, водой холодной обливаться?
- И ещё один вопрос, кто себе не моет нос?
Молодцы!

Ребята, я предлагаю вам разгадать ребусы. Ваша задача прочитать, что у вас на кар-точке написано, а затем подойти к другому столу, найти изображение этого живого су-щества и поместить его на одной из полочек, группируя их по признаку, изображенному на карточке символе (рыбы, птицы, жители водоемов).
Ребята скажите, как можно одним словом назвать эти группы? (рыбы, водоплавающие птицы, жители рек и морей). Ребята, а какая из этих групп совсем не может обходиться без воды?
Рыбы, они погибают, если их вытащить на воздух.
Просмотр отрывка из мультфильма «Ух ты, говорящая рыба»
Ребята вода нам приносит много пользы, её нужно беречь, а не загрязнять, экономить, а не безрассудно расходовать. Слова рыбок, это крик природы, это слова обиды на лю-дей, которые не защищают природу, а вредят ей.
Давайте представим, что каждый из вас, это частичка воды. Скажите о своих ощуще-ниях, что вы чувствуете и отчего вам может быть плохо и хорошо.
Плохо:
Воду загрязняют
Не экономят
Хулиганят с водой
Сбрасывают в воду мусор, грязные вещества
Хорошо:
Проливаться дождем, умывать деревья, траву, улицы
Сыпать снегом и радовать детей снежными забавами
Таять весной и журчать от пригревающего солнышка
Тушить пожары
Утолять жажду у всего живого
2 - ребенок: В природе путешествует вода, она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед, растает – и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся, дождем обернется
Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь:
Нас окружает везде и всегда Эта волшебница – наша вода.
Молодцы ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали, узнали много нового, позна-комились с новыми свойствами воды. На этом наше занятие закончено. Спасибо.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Интеграция областей: Познавательное развитие / здоровье и безопасность.
Тема: «Удивительная вода».

Программные задачи:
Образовательные:
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:
воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- колба
- круговорот воды в природе
- жидкость

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, послушайте теперь стихотворение (стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.
Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит?(лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. Берем листок и выбираем подходящую картинку. Наклейте ее в следующую клеточку.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №3 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран. (рассказ «Круговорот воды в природе»)
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я вручаю вам эмблемы.
Список литературы:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.
2.Нуждина Т. Д. "Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду". Я.,1998.
3. Рыжова Н. А. "Волшебница-вода".М., 1997.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возраст детей: 5-6 лет

Формы непосредственно образовательной деятельности: Познавательно – исследовательская деятельность

Форма организации: подгруппа

Задачи:

Образовательные: закреплять первоначальные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов» объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации

Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными глаголами по теме ПОД, развивать социальные навыки: умение работать подгруппами, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою

точку зрения.

Воспитательные: прививать бережное отношение к воде, воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, правильное отношение к своему7 здоровью.

Словарь новых слов: воронка, схема круговорота, грязная вода, емкости для воды, воронки, ткань, вата, марля, бумажные салфетки, вата, тканевые салфетки, клеенки

Предварительная работа: проведение опытов на тему «свойства воды, очищение воды с помощью марли» , разучивание стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, познавательной литературы о воде

Оборудование и материалы: воронка, схема круговорота, грязная вода, емкости для воды, воронки, ткань, вата, марля, бумажные салфетки, вата, тряпочки, клеенки, мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон.

ХОД НОД:

Воспитатель:

Станем рядышком. по кругу.
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни день:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся - Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!!!

Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, чтобы посмотреть нашу с вами работу.

Давайте им тоже пожелаем доброго утра.

Дети: - Доброе утро.

Воспитатель: Ребята, смотрите, что я вам сегодня принесла. Это волшебный ящик, в котором находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. Чтобы правильно назвать, послушайте загадку:

Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без...

Дети: Воды.

Воспитатель: (достает бутылочку с водой) Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Воспитатель: А что такое вода?

Дети: вода - это жидкость.

Воспитатель: А где можно встретить воду?

Дети: В речке, в озере, в море, океане...

Воспитатель: А в каком состоянии бывает вода?

Дети: В виде снега, льда, дождика, росы, тумана...

Воспитатель; А какие свойства воды мы с вами уже знаем?

Дети;: Она прозрачная, не имеет запаха, цвета, вкуса.... Не имеет формы.

Воспитатель: Молодцы, а за ваши правильные ответы я вам вручаю по капельке воды. (вручаются голубые и синие капельки)

Воспитатель: Вода находится везде. Она может перемещаться, изменять свое состояние и этот процесс мы называем круговоротом воды в природе.

В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает - и снова в поход!

По горным вершинам.
Широким долинам.
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - ВОДА!

Воспитатель: У меня к вам, ребята, есть предложение. А давайте мы сейчас все вместе создадим модель круговорота воды в природе. Согласны?

Воспитатель: Вот здесь на столах я подготовила вам модельки. Вам необходимо их рассмотреть, обсудить, что они обозначают, найти им место на листе со стрелками и наклеить их. Работать будете командами: первый стол - голубые капли, второй стол - синие капли.

Дети самостоятельно выполняют работу.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А теперь давайте разберем круговорот воды в природе на большой схеме.

Дети: Когда солнце нагревает поверхность водоема вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху воздух превращается в пар. получаются облака и тучи. С помощью ветра они перемещаются и выпадают на землю в виде дождя или снега. На земле она попадает или в реки или в озера или в подземные воды.

Воспитатель: А как вы справились с этой работой?

Дети: хорошо.

ФИЗМИНУТКА:

Море очень широко, (дети широко разводят руки в стороны)
Море очень глубоко, (приседают, коснувшись ладонями пола)
Рыбки там живут, друзья, (выполняют упражнение «Рыбка» - ладони поставить на ребро, сложить вместе, пальцы крепко сомкнуты, шевелить плотно прижатыми кистями из стороны в сторону - рыбка
плывет)

А вот воду пить нельзя! (разводят руки в сторону, приподнимая плечи)

Воспитатель; Сегодня нам в группу принесли посылку. Здесь лежит письмо

«Здравствуйте, ребята. Пишет Вам Крокодил Гена и Чебурашка. У нас в городе случилась беда; сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать»

(воспитатель достает бутылку с грязной водой)

Воспитатель; Как же сможем помочь Крокодилу Гене и Чебурашке?

Дети; Можно отремонтировать водопровод. Привезти чистой воды.

Воспитатель; А можно самим очистить воду. Очистить воду можно с помощью фильтра. В качестве фильтра мы будем использовать различные фильтры; ватные диски, бумага, марля, ткань. Я приглашаю вас в лабораторию. Распределитесь на пары, так, чтобы в каждой паре была синяя и голубая капельки. В нашей мини- лаборатории мы научимся очищать воду, то есть фильтровать ее.

Эксперимент мы проведём.
Воду чистую найдём.
Грязь не пустим через фильтр.
Будет вода у нас чистой вмиг!

У вас на столах есть стаканы с грязной водой. Такую воду нельзя нигде использовать, поэтому ее надо очистить. Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это вам понадобиться в работе. Ребята, все готовы?

Воспитатель; Тогда внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Сначала мы возьмем пустой стакан и вставим в него воронку. А в воронку - фильтр. Теперь нам надо воду профильтровать. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан.

Дети самостоятельно фильтруют воду.

Воспитатель: Давайте посмотрим на фильтр.

Дети:; Он стал грязным.

Воспитатель; Положите фильтр на тарелочку и давайте сравним воду в стаканах. Какой фильтр справился лучше с очисткой воды?

Дети:; вата.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети:: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой.

Воспитатель: А где мы сможем использовать нашу чистую воду?

Дети:: руки помыть, игрушки. Цветы полить.

Воспитатель: Давайте польем наши цветы на окне.

Воспитатель: Ну мы справились с просьбой Крокодила Гены и Чебурашки?

Дети:: Да.

Воспитатель: Вечером мы нарисуем им правила очистки воды и я обязательно отправляя им письмо.

Воспитатель: А какое у вас сейчас настроение? Почему

Дети: Хорошее, ведь мы смогли помочь нашим друзьям

Воспитатель: На этом наша с вами работа не закончена. И за вашу отличную работу я приготовила для вас один маленький фокус.

(Берется стакан с водой. Растворяем в нем тушь. Перемешиваем. Вода окрасилась. В воду добавляю толченный активированный уголь. Вода становится прозрачной.)

На этом наше занятие окончено. Спасибо Вам огромное за вашу работу.

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на расширение знаний детей о воде и развитию любознательности у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Продуктивная».

Цель: обобщить знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные : Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети входят в группу.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.(Н. Рыжова)

— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами (полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды,яблоко тоже содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый» ,так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.
— Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.
Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды?(мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой,моет полы).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет. Давайте снова отправимся в лабораторию (одевают фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Волги. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).