Почему хлестакова выводят раньше из произведения. Пустые надежды и глупость. Отношение к службе

Камнев Егор

Русской литературе присуща такая черта, как изучение вечных проблем и вечных образов. Таким вечным типом, на наш взгляд, является Хлестаков, герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». И изучение, и «примеривание на себя» главных черт характера данного персонажа считаем актуальным в любое время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 91» МО «Котлас»

Школьная учебно-практическая конференция

«ШАГ В НАУКУ»

Секция литературоведение.

Актуальность образа Хлестакова

из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Камнев Егор Олегович,

ученик 8 класса

МОУ «Средняя

общеобразовательная

школа № 91»

Руководитель: Дурапова

Ольга Александровна,

учитель русского языка

И литературы

МОУ «Средняя

общеобразовательная

школа № 91»

Котлас, 2013 г.

Введение 3

Глава 1. Загадка Хлестакова. 4

Глава 2. Хлестаков во сне Городничего. 4

Глава 3. Почему Хлестакова принимают за ревизора. 5

Глава 4. Основные черты Хлестакова в характере современного человека. 8

Заключение. 9

Список литературы. 10

Введение.

Русской литературе присуща такая черта, как изучение вечных проблем и вечных образов. Таким вечным типом, на наш взгляд, является Хлестаков, герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». И изучение, и «примеривание на себя» главных черт характера данного персонажа считаем актуальным в любое время.

Объект исследования – образ Хлестакова.

Предмет исследования – основные черты характера Хлестакова.

Цель нашей работы - не изучение образа Хлестакова как части художественного целого комедии Гоголя, а выявление ключевых черт его характера, которые живут в любом современном человеке.

Задачи:

  1. Выявить основные черты характера Хлестакова.
  2. Проанализировать основные качества данного персонажа.
  3. Выявить те качества характера Хлестакова, которые присущи современному человеку.

Гипотеза: Образ Хлестакова очень актуален в современном обществе, и такое качество, как стремление выдать себя за более значимую особу, чем ты есть на самом деле присуще большинству современных людей.

Глава 1. Загадка Хлестакова.

Гоголь считал Хлестакова центральным персонажем комедии. Хлестаков - «столичная штучка», представитель той дворянской молодежи, которая наводняла петербургские канцелярии и департаменты, с полным пренебрежением относясь к своим обязанностям, видя в службе лишь возможность быстрой карьеры. В «Замечаниях для господ актёров» Гоголя о Хлестакове: «Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими».

Одна из загадок «Ревизора» - почему глупый и простодушный Хлестаков водит за нос по-своему умного и опытного в делах Городничего, почему простодушный, ветреный, внешне не значительный Хлестаков водит за нос всех, с кем его сталкивает судьба.

Глава 2. Хлестаков во сне Городничего.

Ещё перед получением известия о приезде ревизора, Городничему снится сон, в котором являются ему две крысы.

Вот как о символике крыс в славянской народной традиции пишет современный культоролог: «Мыши и крысы наделены дьявольскими свойствами. Согласно кашубской легенде, дьявол сотворил крысу». А поляки Люблинского воеводства воспринимали крысу как воплощение дьявола, называют её злым духом и даже крестятся при виде её.

Отдельные черты крысы мы можем видеть в высказываниях Осипа о Хлестакове: «…профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится…», Добчинского: «…и глаза такие быстрые, как зверьки, так в смущение даже приводят…». Городничий, после предложения Хлестакова дочери, с изумлением говорит Анне Андреевне: «Тебе и во сне не снилось, с каким дьяволом породнилась».

Крысой, дьяволом, чёртом является Хлестаков в городе мошенников, взяточников. Именно «чёртом» называет Городничий неожиданно прибывшего ревизора, и Хлестаков «чёртом» мечтает вернуться домой: «…а хорошо бы, чёрт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чёртом к какому-нибудь соседу-помещику…». В высказывании Хлестакова о самом себе появляется слово «крыса» во второй раз: «Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, а это вот так! А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только тр, тр … пошёл писать»,- эта фраза находится в центре, в фокусе всего произведения. Хлестаков в пьесе будучи сам крысой, видит свинью, крысу в других чиновниках.

Городничий в слуге Хлестакова Осипе, увидит «друга»: в словах Городничего в десятом явлении третьего действия появляется слово «друг». Только так теперь обращается к слуге того, у которого в передней «графы и князья толпятся и жужжат там, как шмели», кто «департаментом управлял», перед кем «всё дрожит и трясётся, как лист». Из этого всего выходит, что две «чёрные, неестественной величины» крысы – это Хлестаков и Городничий, главные герои комедии Гоголя

Понятие революции, логики, внутреннего развития к Хлестакову неприменимы, хотя он и находится в постоянном движении.

Глава 3. Почему Хлестакова принимают за ревизора.

Сила Гоголя в том, что он делает всё, чтобы Хлестакова было как можно труднее принять за ревизора. Он демонстративно опрокидывает все мотивировки. Ревизором Хлестакова сделали Городничий и его окружение. Только страх может оправдать стол стремительную ошибку.

Городничий был напуган, объят страхом, с той минуты, как только получил письмо от своего приятеля, извещавшего о возможности прибытия ревизора, чувство тревоги не покидало Сквозника-Дмухановского. Во втором действии, являясь к Хлестакову, то есть к мнимому ревизору, Городничий смотрит на него «в испуге», «выпучив глаза». Когда Хлестаков кричит на Сквозника-Дмухановского, он вытягивается и дрожит «всем телом». В третьем действии, внимая хвастливым речам Хлестакова, «Городничий и прочие чиновники трясутся от страха». В конце этой сцены Городничий почти не в состоянии говорить. «А ва-ва-ва… ва», - бормочет он, желая сказать: «Ваше превосходительство». Страх Сквозника-Дмухановского – это прежде всего страх дурной совести, страх перед возможным наказанием или, точнее говоря, расправой. Действительно, «инкогнито проклятое» сильно тревожило Городничего. Судя по всему, это для него в новинку. Хотя перед нами человек бывалый с жизненным опытом, умный по-своему. А Хлестаков – человек, который не только не способен к каким-либо обдуманным действиям, но который даже речью своей не управляет, даже внимания не может остановить на определённом предмете… Да мог ли такой человек устоять перед Городничим? Однако у Хлестакова оказались свои, неожиданные преимущества.

Хлестаков понимает Городничего по-своему. В демонстративной заботе Городничего он видит угрозу, а угроза побуждает его к оправданию, даже к самообороне: дескать, его морят голодом, чай пахнет рыбой, а ни чаем, за что же ему терпеть такое…

Но с точки зрения Городничего, именно так должен вести себя подосланный чиновник. Поэтому оправдываться теперь начинает он сам и предлагает переехать с ним на другую квартиру.

Хлестаков вновь понимает этот шаг по-своему: «Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму». И вновь страх побуждает его к самообороне, даже к нападению, даже к истерическим угрозам: «Да какое вы имеете право? Да как смеете?.. Да вот я… Я служу в Петербурге. Я, я, я…».

Но для Городничего это была вполне естественная реакция ревизора. Ибо она означала, что ревизор уже всё знает, уже достаточно выведал и высмотрел.

Уразуметь всё это и свести воедино Хлестакову не было никакой возможности, в чём он чистосердечно признался: «Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а вы меня не сможете высечь. До этого вам далеко… Я заплачу, заплачу деньги, но у меня их теперь нет!..» Городничий понял это упоминание о деньгах, такое понятное и обнадёживающее! Оно, казалось ему, открывает реальный путь спасения, предсказываемый ревизором. Хлестаков, разумеется, берёт взятку: отчего же не взять, если у него такая нужда в деньгах и если добрый Городничий желает помочь ему? Берёт с такой естественностью, с таким сознанием своей правоты, даже с таким оттенком признательности, которые к лицу настоящему ревизору.

Ничего не было для Хлестакова проще, чем соответствовать роли, ожидаемой от него Городничим. Ведь, не будучи ревизором, не собираясь себя за него выдавать и не подозревая даже – до самого отъезда, - что его принимают за кого-то другого, Хлестаков с полной естественностью соблюдал «тайну» инкогнито. Не намереваясь никого инспектировать и ревизовать, он с полным чистосердечием, без всякой задней мысли принимал разнообразные приглашения Городничего. Чистосердечие Хлестакова обмануло Сквозника-Дмухановского. Возникла непредусмотренная ситуация, к которой Городничий не был готов, и которая сбила его с толку. Страх и «инкогнито проклятое», конечно, содействовали обману Городничего, но они не имели бы таких последствий, не будь Хлестаков Хлестаковым. Ничтожнейший Хлестаков, именно в силу своего простодушия, с блеском отыграл ту роль, которую от него требовала обстановка, - роль хитрого и знающего себе цену ревизора.

Хлестаков потому и обманул городничего, что… не собирался его обманывать. Потому вёл себя хитрее, что был простодушнее. Сила страха – «сила всеобщего страха», как говорил Гоголь, - сыграла не последнюю роль в этом поражении. Страх подготовил Городничего и других чиновников к самообману.

Вот эмоциональная сцена вранья. После посещения богоугодного заведения, где был предложен великолепный завтрак, Хлестакову созданы все условия, чтобы раскрыть всё то, что томилось в его душе, рисовалось в мечтах. Это послужило основной безоговорочной веры чиновников и Городничего во враньё Хлестакова. А врёт Хлестаков о желанном пределе всех стремлений чиновников: иметь власть, известность, деньги, не прилагая никаких усилий.

Уже в первой же сцене в гостинице Хлестаков раскрывает ничтожество своей мелкой душонки, свои честолюбивые мечты, свое стремление к внешнему шику, к роскошной видимости, прикрывающей его пустоту и ничтожество. Герой сочетает в себе тщеславие с невежеством, глупость с наглостью и жаждой «покрасоваться», блеснуть. Самая характерная черта его, по выражению Гоголя, заключается в стремлении «сыграть роль чином повыше своего собственного».

Комизм сцен вранья Хлестакова в том, что его «безудержный полет» сталкивается с бедностью воображения: суп, хоть и «на пароходе приехал из Парижа», но подается на стол в кастрюльке; арбуз при неимоверности своей цены - «в семьсот рублей» - все-таки всего лишь арбуз; квартира Хлестакова фантастична только по цене, но вполне вписывается в средний чиновничий быт - «три комнаты этакие хорошие». С другой стороны, перевоплощения Хлестакова предельно удалены от его реальной жизни и являют, в его понимании, высшую ступень: не просто военный - главнокомандующий, не просто известный писатель - друг Пушкина, не просто важный чиновник - директор департамента. И все это вранье от страстного стремления избавиться от себя.

Основа вранья Хлестакова – бесконечное презрение к самому себе. Враньё потому и опьяняет Хлестакова, что в вымышленном мире он может перестать быть самим собой, отделаться от себя, стать другим, потому что сам-то он глубоко убеждён в том, что подлинно интересен может быть только «он», а не «я». Это придаёт вранью Хлестакова болезненный характер самоутверждения. Он превозносит себя потому, что втайне полон к себе презрения.

Еще одна яркая черта Хлестакова - короткая память, делающая его, в частности, не способным к сложным расчетам корыстолюбия и придающая ему те «чистосердечие и простоту», о которых Гоголь напоминал актерам как об основных чертах личности героя. В момент опьянения Хлестаков окончательно теряет всякую память и словно рассыпается «на отдельные образы, каждый из которых никак не соотносится с другими: «Я, признаюсь, литературой существую... Один раз я даже управлял департаментом... Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле. Я такой!.. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...». Хлестаков, бесспорно, одарен талантом подражательности. Но мгновенно приобретенное столь же мгновенно теряется, не оставляя и следа. В итоге, уснув очень важным лицом, он просыпается снова ничтожным чиновником и «пустейшим малым».

Глава 4. Основные черты Хлестакова в характере современного человека.

Итак, мы выявили следующие черты характера Хлестакова:

1.Стремление выдать себя за более значимое лицо, чем на самом деле.

2.Глупость.

3.Хвастовство.

4.Короткая память.

5.Враньё.

6.Простодушие.

7.Внутренняя пустота.

Какие из них присущи современному человеку? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к восьмиклассникам нашей школы и попросили их выделить те черты характера (из перечисленных выше) которые, на их взгляд, присущи большинству современных людей.

Вот такие результаты у нас получились:

1.Хвастовство – 20 человек.

2.Глупость – 16 человек.

3.Внутренняя пустота – 16 человек.

4. Стремление выдать себя за более значимое лицо, чем на самом деле – 12 человек.

5.Враньё – 8 человек.

6.Простодушие – 6 человек.

7.Внутренняя пустота – 2 человека.

Заключение.

Таким образом, мы проанализировали образ Хлестакова, выделили такие черты его характера, как стремление выдать себя за более значимое лицо, чем на самом деле, глупость, хвастовство, короткая память, врун, простодушие, внутренняя пустота. Проведя опрос мы выяснили, что образ Хлестакова очень актуален в современном мире, особенно такие качества, как глупость, хвастовство и постоянное враньё требуют осуждения и осмеяния.

Иван Александрович Хлестаков – главное действующее лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Это молодой двадцатитрехлетний человек, стройный и тонкий, поверхностный, без четкого представления о своем месте в жизни. По словам автора, таких людей окружающие считают пустышками, потому что они не способны отвечать ни за слова свои, ни за действия.

Хлестаков проиграл большую сумму денег. За неимением средств он ютится в скромном номере гостиницы уездного городка N. У него нет еды и чистой одежды. Тут его и обнаруживает городничий, думая, что тот на самом деле ревизор, инкогнито находящийся в городе.

Маленький человек

В Хлестакове Гоголь раскрывает образ «маленького человека», понимающего свою ничтожность в мире. Он занимает должность советника в канцелярии, получает скромнейшее жалованье. Но в мыслях, мечтах он видит себя человеком значительным, перед которым преклоняются, который живет красиво, которого обожают женщины, бегают за ним по пятам. Но такая жизнь не суждена для него.

Фантазии Хлестакова

Нельзя не отметить умение Ивана Александровича талантливо и беспрестанно врать и фантазировать. Его легкомысленность и поверхностное мышление производят впечатление человека «без царя в голове». Он не способен видеть последствий своих поступков, поэтому с легкостью вступает в авантюру с лжеревизором. Его не смущает обман, он постоянно врет о себе, выдумывая все новые невероятные факты из своей «роскошной» жизни. Утверждает, что на улицах его все узнают, что порой принимают за генерала.

Самое удивительное, что он сам начинает верить в свои глупые фантазии. Воображает себя большим писателем, главнокомандующим, общественным деятелем, приближенным к императору, чуть ли не самим государем.

«Ревизор»

Не чувствуя нисколько угрызений совести, Хлестаков занимает деньги у чиновников, осознавая, что вернуть их не сможет. Его нравственное воспитание позволяет ему ухаживать сразу за двумя женщинами – супругой и юной дочкой самого городничего. Причем и той, и другой он клянется в вечной любви, цитируя Карамзина, убеждает их в отсутствии границ для великого чувства.

Перейдя все границы дозволенного, Хлестаков по чистой случайности уезжает из города. Эта случайность является для Ивана Александровича счастливой, потому что в городе совсем скоро объявляется настоящий ревизор. Городничий и все чиновники города N узнают, что пригрели обманщика. Но больше всего они переживают из-за того, что Хлестаков всем теперь расскажет об их позоре.

Хлестаковы в России

В образе Хлестакова Н.В. Гоголь представил нам такое типичное для России того времени понятие как «хлестаковщина». Хотя, на мой взгляд, это явление актуально по сей день. И сегодня мы можем повстречать людей, овеянных аурой вранья, фантазии, легкомыслия, поверхностности и глупости. Самое страшное в них, что они стремятся выдать себя за тех, кем не являются, показывая тем самым крайнюю степень безответственности.

У Гоголя все фамилии говорящие; Фамилия "Хлестаков" не исключение. Что же скрывает эта фамилия, о чем говорит в первую очередь читателям? Фамилия "Хлестаков" произошла от глагола "хлестать", т.е. быть главенствующим, управлять кем-то. С другой стороны подразумевается легкомысленность персонажа.
После "афиши" идет статья "характеры и костюмы (замечание для господ актеров)". Там наше первое впечатление подтверждается. Хлестаков - молодой человек, чиновник из Петербурга, несколько глуповат (без царя в голове), говорит и действует без всякого соображения, речь отрывиста, вылетает из уст неожиданно. Все это обязательно подтвердиться в пьесе - так или иначе.
Первый раз Хлестаков предстает перед нами во втором действии и явлении. Но еще из первого действия третьего явления узнаются важные детали о Хлестакове, благодаря, безусловно, двум самым сплетникам (Бобчинский и Добчинский), а детали такие: чиновник из Петербурга (это мы и так знали), который едет в Саратовскую губернию, странно ведет себя (аттестует): в трактире другую неделю живет, уходить и не собирается, забирает все на счет и ни копейки не хочет платить. Об этом Добчинский и Бобчинский, в свою очередь, наслышались от трактирщика Власа. Вот после смекнули оба чиновника и выдали Хлестакова за Ревизора городничему и друзьям по службе.
ФРАГМЕНТ ИЗ ПЬЕСЫ.
ГОРОДНИЧИЙ (В СТРАХЕ). Что вы, господь с вами, это не он.
ДОБЧИНСКИЙ. Он! и денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему?...

Монолог Осипа. Именно здесь мы узнаем о том, что Хлестаков никакой не Ревизор; более того, чиновник низшего класса (регистратор - гражданский чин XIV класса), бедный в плане материальном (да и в духовном не особо богат), играет в карты, делом не занимается, т.е. не работает.

Спустя немного времени (собирался городничий, ехал) городничий является в номер во всей красе (в шляпе, поцарапанной саблей)(в номере был только Хлестаков). Городничий постоял минуту, потом уж и разговор завязался. Почти сразу Хлестаков начинает жаловаться на условия содержания в здешнем трактире, а именно на отнюдь не хорошее качество еды. Городничий оправдывается, робеет, даже дрожит, в сторону говорит (характеризует городничего как подлого). В этом диалоге Хлестаков довольно-таки храбриться, бодриться (это, как мне кажется, происходит оттого что Хлестаков был голоден, ведь, по сути, он знал, что разговаривает с человеком, который выше званием); еще деталь: Хлестаков заикнулся про министра, а это, безусловно, не могло не напугать городничего; именно после этого городничий дает слабину и начинает оправдываться (хотя он и раньше оправдывался, но не так пламенно), жаловаться на жизнь, опровергает клевету насчет высечения унтер-офицерской жены... А конце концов, городничий не находит выхода другого, как предложение материальной помощи Хлестакову. Тот, конечно, рад и берет деньги. Все- как камень с души (думает городничий). Дальше городничий дерзнул, т.е. предложил (кое-как, смущенно) жить у себя, на что Хлестаков не мог отказать. После городничий предлагает посетить богоугодные заведения, на что Хлестаков отвечает согласием, но городничий, прежде чем ехать в богоугодные заведения с Хлестаковым, пишет письмо жене и дочери, чтоб готовились к приему Ревизора (готовили выпить).

Хлестаков вновь появляется, но уже в третьем действии и пятом явлении, вместе с немаленькой компанией, в доме городничего. В разговоре мы узнаем, что Хлестакова в богоугодном заведении потчевали без меры, дали выпить, а он и рад (он был голоден). У него появляется желание сочинять на почве сытости (это неприметным глазом видно по разговору, в частности именно с Анной Андреевной и Марьей Антоновной). Он рисуется перед дамами, утверждает, что привык жить в свете, рассказывает о жизни в Петербурге, как он там с начальником отделения на одной ноге, какой он там известный, что его там все знают, как его перепутали однажды с главнокомандующим солдаты (как можно - он тонкий, как солома). Активно рассказывает об аспектах литературы, о жизни творческой именно в этой сфере: "... Я с Пушкиным на одной ноге...". Выдает чужие литературные произведения за свои. И дом у него в Питере, и арбуз на столе за семьсот рублей... но хотелось подчеркнуть, что он заговаривается и это остается без малейшего внимания (все напуганы): "... Как взбежишь на четвертый этаж..." Да в те времена на четвертом этаже жили чиновники низшего класса! Его еще и госсовет боится (эк, куда хватил!). Вскоре, по окончанию долгого рассказа, Хлестаков уходит на боковую.

После в доме городничего толпятся: Тяпкин-Ляпкин, Земляника, почтмейстер, Хлопов, Добчинский и Бобчинский. Основная цель сбора: "Кто первый входит в комнату и дает взятку Ревизору". Первый на подходе судья (по словам Земляники, у судьи что ни слово, то Цицерон с языка слетел - силен аргумент!), и он справляется прекрасно. В общем-то дальше не важно (потом почтмейстер, Земляника, который так и не дал денег, Добчинский и Бобчинский). В конце концов, у Хлестакова в кармане тысяча с лишком рублей.

Хлестаков пишет письмо к Тряпичкину, так сказать похвастаться тому, как обул, обвел вокруг пальца всех чиновников, еще денег получил кучу, причем ничего особого не делая.

Пропускаю сцену "жалованья обо всем Хлестакову", переходим к другой - признание в любви Марье Антоновне, Анне Андреевне, и, наконец, предложение руки и сердца Марье. Обе дамы не догадывались, что Хлестаков любить сильно, долго - не может, так как (это видно) мечется из крайности в крайность.

После Хлестаков Уезжает и говорит, что скоро приедет - но мы-то знаем, что это вздор.

Вскоре после этого в доме городничего происходит пир; особо радуется городничий, ввиду женитьбы так называемого Ревизора на дочери его, Марье Антоновне. Подробности пира нас не интересуют.

Спустя некоторое время вбегает почтмейстер (с распечатанным письмом) и сообщает о том, что всех их обманули, вскоре зачитывает письмо. Много интересного о себе узнали чиновники.

ГОРОДНИЧИЙ - ГЛУП, КАК СИВЫЙ МЕРИН;
ПОЧТМЕЙСТЕР ТОЧЬ-В-ТОЧЬ ДЕПАРТАМЕНТСКИЙ СТОРОЖ МИХЕЕВ, ДОЛЖНО БЫТЬ, ТАКЖЕ, ПОДЛЕЦ, ПЬЕТ ГОРЬКУЮ;
НАДЗИРАТЕЛЬ ЗА БОГОУГОДНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ЗЕМЛЯНИКА - СОВЕРШЕННАЯ СВИНЬЯ В ЕРМОЛКЕ;
СМОТРИТЕЛЬ УЧИЛИЩ ПРОТУХНУЛ НАСКВОЗЬ ЛУКОМ;
СУДЬЯ ЛЯПКИН-ТЯПКИН В СИЛЬНЕЙШЕЙ СТЕПЕНИ МОВЕТОН.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Хлестаков - "самый трудный персонаж в пьесе". Он, сделавшись виновником всеобщего обмана, никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль Ревизора, не только не намереваясь ее играть, но, даже не поняв, что он ее играет. Лишь в середине четвертого действия в голове Хлестакова начинают брезжит смутные догадки, что его принимают за "госчеловека".

Но как раз в непреднамеренности "сила" Хлестакова... Он спровоцировал все хитроумную игру городничего и чиновников не хитростью, а чистосердечием.

Страх подготовил почву для обмана. Интересно, но у Хлестакова нет реплик "в сторону" - у него что на уме, то и на языке.

Хлестаков во всех случаях искренен. Выдумывает он с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду,- и снова чиновники обманываются. На этот раз они принимают за истину то, что было вымыслом.

Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности.Хлестаков "гениален" исключительной легкостью и "незаданностью" выдумки. Лживость ли это Хлестакова? Но мы знаем, что он лжет чистосердечно. Хвастливость? Но он верит сам в то, что говорит.
Поневоле приходишь к выводу, что самым точным и всеобъемлющим будет определение, производимое от имени самого персонажа - "Хлестаковщина"

P.S.
Заключение написано при помощи статьи в книге Ю.В. Манна "Поэтика Гоголя".

Хлестаков является одним из самых ярких персонажей комедии «Ревизор». Он - виновник всех происходящих событий, о чем писатель сообщает сразу же во время рассказа о нем Осипа. Однако весь смысл присутствия данного героя в произведении становится понятным читателю не сразу же.

Общая характеристика

В сочинении «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» учащийся может указать на тот факт, что этот персонаж совершенно не противопоставляется другим героям произведения. Ведь он точно так же, как и они, принадлежит к классу чиновников. Его ранг - низший, он является коллежским регистратором. Писатель дает своему герою следующую характеристику: «Молодой человек 23 лет, тоненький…». Также Гоголь называет его «глуповатым». Этот персонаж не в состоянии в течение длительного времени концентрироваться на одной мысли. Помимо этого, с образом Хлестакова также связана некая мистичность. Не является ли наваждением эта ошибка, в результате которой обычную «фитюльку» принимают за высокопоставленное лицо? Исчезает Хлестаков в конце произведения также таинственно.

События, в которых раскрывается образ персонажа

Работая над сочинением «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор», можно кратко описать основные пункты сюжета произведения, в которых раскрывается вся натура этого персонажа. Согласно сюжету, Хлестаков переезжает из столицы в Саратовскую губернию. Он проигрывается, у него абсолютно нет денег. Он живет в долг в трактире города N. Власти ожидают приезда ревизора и по ошибке принимают за него Хлестакова. Последний же ошибочно считает, что гостеприимство хозяев обусловлено их человечностью, а не ошибкой. Представители чиновничьей касты и купечества начинают приходить к Хлестакову, тот же постепенно наглеет и начинает брать у всех подряд денег в долг. Только по прошествии времени он начинает смутно понимать, что его принимают за другого человека.

В сочинении «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» школьник может подчеркнуть, что главный герой прочно вживается в роль должностного лица, он ощущает себя вполне комфортно. Ведь это очень приятно - быть тем, по отношению к кому всегда испытывал зависть и кем вряд ли сможешь стать когда-нибудь в жизни. Главный герой начинает придумывать себе различные фантастические образы и остается в городе, совершенно не боясь быть разоблаченным.

Сочинение «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор»: приспособленчество как черта персонажа

Хлестаков готов врать направо и налево, даже не помня о том, что им было сказано минуту назад. Он представляет собой «человека-пустышку», обладающего свойством очень быстро адаптироваться к той социальной обстановке, в которой находится. Хлестаков не способен на то, чтобы принимать самостоятельные решения. Это пустой баловень и транжира денег.

Худшие качества в одном человеке

Можно употребить и цитаты в сочинении «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Например, так героя характеризует Н. В. Гоголь: «У него легкость необыкновенная в мыслях». Всеми своими поступками он пускает пыль в глаза, его главный мотив - это тщеславие. Он является «и лгунишкой, и подляшкой, и трусишкой…». У Хлестакова отсутствует какое-либо понимание о том, что представляют собой добро и зло. Он готов в любых обстоятельствах унижаться и приспосабливаться, легко переходя от заносчивости к человекоугодничеству, от самовлюбленности к трусости. Гоголь пишет о человеке, "который стал весь ложь, уже даже сам того не замечая". Цели и устремления у него тоже низкие - он занимается только тем, что просаживает отцовские деньги на карты и кутеж.

Претензия на интеллигентность

При этом всем своим поведением Хлестаков стремится претендовать на образованность. Однако говорит он без осознания и соображения, так как не способен долго концентрироваться на своих мыслях. В своем вранье он дает себе огромную свободу, в чем и демонстрируется нищета его натуры. Хлестаков - это азартный расточитель, пошлый волокита и, помимо этого, взяточник. В своем характере он несет в себе все то, что мог воспитать в человеке крепостной строй.

Отношение к низшим по рангу

C другими людьми, которые ниже его по рангу, Хлестаков общается с явным презрением и гордостью. Например, Осипа он называет самыми бранными словами: «дурак», «грубое животное». Трактирного слугу Хлестаков также называет грубым словосочетанием «скверный поросенок». Бедняков же он именует мошенниками и бездельниками.

Парадокс произведения

В кратком сочинении «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» ученик может также подчеркнуть комичность всей этой истории. Она заключается в следующем: чем больше Хлестаков выдумывает о себе ложной информации, чем менее достойно ведет себя, тем больше другие воспринимают его как настоящего ревизора. Основная идея, которую хотел донести Н. В. Гоголь в своем произведении, заключается в следующем: его персонаж - не просто «фитюлька», которого люди ошибочно приняли за высокопоставленного чиновника. Он представляет собой порождение бюрократической машины, а также упадка крепостного строя.

Феномен «хлестаковщины»

Хлестаков в комедии «Ревизор» - это один из любимых персонажей писателя. Именно в нем отразилась страсть Гоголя к гиперболизации. Писатель говорит о таком персонаже, которого хлебом не корми - дай сыграть роль немного повыше той, нежели ему в действительности предназначена. К большому сожалению, немало «хлестаковых» можно найти и в наше время. Теперь имя героя Николая Васильевича стало нарицательным. Хлестаковщина - это постоянное вранье, ложь, хвастовство в сочетании с отсутствием глубокомыслия.

Самозабвенная ложь

В сочинении «Образ Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» учащийся может отметить, что Хлестаков оказывается хорошо подготовленным к той роли, которую он с таким удовольствием играет. В столичных канцеляриях им был накоплен нужный запас идей о том, каким образом должен вести себя высокопоставленный чиновник. В городе он будто бы никого не собирался обманывать - нет, он лишь принимал те подношения, которые оказывали ему жители.

Обманувшийся городничий

Этого случая никак не мог предусмотреть городничий. Ведь стратегия, которая была им разработана, рассчитывалась именно на настоящего ревизора. Для городничего вполне знакомой была ситуация, в которой хитрость имеет дело с хитростью. Однако Хлестаков, который сам забывал о своей лжи, подкупил его своей чистосердечностью. Он оказался ревизором, который на самом деле не был таковым, и даже более того - не планировал себя за него выдавать. Однако его роль с успехом была сыграна.

Н. В. Гоголь в своих пьесах хотел показать настоящий «русский характер». И «Ревизор» был одним из первых таких произведений. Главный герой пьесы Хлестаков отображает в себе худшие черты, присущие чиновникам его времени. Это взяточничество, казнокрадство, лихоимство и другие свойства.

Знакомство с персонажем

Краткий образ Хлестакова в комедии «Ревизор» составить несложно. Хлестаков - это молодой человек, который практически постоянно страдает от нехватки денежных средств. При этом он является плутом и мошенником. Основная характерная черта Хлестакова - это постоянное вранье. Сам Гоголь не раз предупреждал театральных актеров: Хлестаков, несмотря на кажущуюся простоту, является сложнейшим персонажем во всей пьесе. Он совершенно ничтожный и всеми презираемый человек. Хлестакова не уважает даже его собственный слуга, Осип.

Пустые надежды и глупость

Знакомство с кратким образом Хлестакова в комедии «Ревизор» раскрывает другие грани этого персонажа. Главный герой не способен заработать денег на то, чтобы приобрести самое необходимое. Он бессознательно презирает сам себя. Однако его собственная недалекость не позволяет ему осмыслить причины своих бед, предпринять какие-то попытки, чтобы изменить жизнь. Ему постоянно кажется, что должен произойти некий счастливый случай, который сделает его существование безбедным. Эта пустая надежда и позволяет Хлестакову ощущать себя значительным лицом.

Удача в понимании Хлестакова

Подготавливая материал о кратком образе Хлестакова в комедии «Ревизор», учащийся может отметить: вселенная, в которой обитает Хлестаков, представляет собой для него абсолютную загадку. Он не имеет никакого понятия о том, чем занимаются министры, как ведет себя его «друг» Пушкин. Последний является для него тем же Хлестаковым - за исключением того, что он более удачлив. Интересно заметить, что городничий вместе с приближенными, хотя и представляют собой сообразительных людей, не смутились наглым враньем главного героя. Им тоже кажется, что все решает его величество случай.

Кому-то повезло, и он стал директором департамента. Для этого, считают они, не требуется никаких умственных и душевных заслуг. Все, что нужно сделать - это помочь случаю осуществиться; как это обычно бывает в чиновничьих кулуарах, подсидеть собственного коллегу. И разница между этими людьми и Хлестаковым заключается в том, что главный герой откровенно глуп. Если бы он был хотя бы на йоту поумнее, то смог бы распознать заблуждение окружающих, начать им сознательно подыгрывать.

Непредсказуемость линии поведения героя

В кратком образе Хлестакова в комедии «Ревизор» учащийся может отметить, что одной из основных черт данного персонажа является непредсказуемость его поведения. В каждой конкретно взятой ситуации этот герой ведет себя «как получится». Его морят голодом в гостинице, он находится под угрозой ареста - и он льстит слуге, умоляя его принести что-нибудь поесть. Приносят обед - он начинает прыгать на стуле от нетерпения. При виде тарелки с едой он напрочь забывает о том, как клянчил еду у хозяина. Теперь он превращается в важного господина: «Плевал я на твоего хозяина!». Эти слова можно использовать в цитатной характеристике Хлестакова в комедии «Ревизор». Персонаж постоянно ведет себя заносчиво. Его основные черты - это бахвальство, безответственность.

Грубость

Характеристика образа Хлестакова в комедии «Ревизор» может содержать в себе информацию и о грубости этого персонажа. В этом герое постоянно дает о себе знать показная барственность. Он употребляет слово «мужик» с презрением, как будто говорит о чем-то недостойном. Не щадит Хлестаков и помещиков, называя их «пентюхи». Даже своего отца он называет «старый хрен». Только когда приходит нужда, совершенно другие интонации просыпаются в речи этого героя.

Мотовство Хлестакова

Чтобы подготовить кратко образ Хлестакова в комедии «Ревизор», необходимо дать небольшое описание основным чертам этого персонажа. Одной из его ключевых черт, как было указано, является мотовство. Этот герой постоянно проматывает последние деньги. Он жаждет развлечений, хочет доставлять себе удовольствие - снимать самые лучшие апартаменты, получать лучшее питание. Не брезгует Хлестаков игрой в картишки, каждый день любит посещать театр. Он стремится впечатлить жителей города, произвести фурор.

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» кратко: ложь персонажа

Вранье Хлестакова не знает границ. Н. В. Гоголь мастерски описал своего героя. Хлестаков сначала говорит, и только после этого начинает думать. Окончательно погрязнув во лжи, главный герой начинает и сам верить в собственную значимость. Его речь отрывочна, сбивчива. В беседах с другими он постоянно оговаривается, что ему нечем заплатить за свое жилье. Однако никто не слушает Хлестакова. Например, во время своего разговора с Хлестаковым городничий совершенно не слышит, о чем тот ему стремится поведать. Городничий озабочен только лишь тем, каким образом дать взятку и умаслить «важного гостя». Создается впечатление, что, чем правдивее говорит Хлестаков, тем меньше ему веры со стороны других.