Потребность в общении и межличностных отношениях. Организация и методы исследования. Формирование межличностных отношений

Прочитано - 13189 раз

Место и
природа межличностных отношений

Теперь принципиально важно уяснить
себе место этих меж-личностных отношений в реальной системе жизнедеятельности
людей.

В социально-психологической
литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где
“расположены” межличностные отношения, прежде всего относительно систе-мы
общественных отношений. Иногда их рассматривают в од-ном ряду с общественными
отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне (Кузьмин Е.
С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967. С. 146), в других случа-ях —
как отражение в сознании общественных отношений (Пла-тонов К, К. О системе
психологии. М., 1974. С. 30) и т. д. Нам представляется (и это подтверждается
многочисленными иссле-дованиями), что природа межличностных отношений может
быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с обще-ственными
отношениями, а увидеть в них особый ряд отноше-ний, возникающий внутри каждого
вида общественных отноше-ний, не вне их (будь то “ниже”, “выше”, “сбоку” или
как-либо еще). Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью
системы общественных отношений: то, что обнару-живается в этом “сечении”
экономических, социальных, поли-тических и иных разновидностей общественных
отношений, и есть межличностные отношения (рис. 1.1).

Рис. 1.1.
Межличностные отношения и общественные отношения

При таком
понимании становится ясным, почему межличност-ные отношения как бы
“опосредствуют” воздействие на лич-ность более широкого социального целого. В
конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными обще-ственными
отношениями, но именно в конечном счете. Прак-тически оба ряда отношений
даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу
отношений и первого ряда.

Существование межличностных
отношений внутри различ-ных форм общественных отношений есть как бы реализация
без-личных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и
взаимодействия.

Вместе с тем в ходе этой
реализации отношения между людь-ми (в том числе общественные) вновь
воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани
общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и
особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное
и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы
имеет пер-востепенное значение.

Предложенная структура отношений
порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений
эти отношения могут представляться единственной реально-стью вообще каких бы то
ни было отношений. Хотя в действи-тельности содержанием межличностных отношений
в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е.
определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность
остаются в большой мере скрытыми. Несмот-ря на то что в процессе межличностных,
а значит, и обществен-ных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои от-ношения,
это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные
отношения.

Отдельные моменты общественных
отношений представля-ются их участникам лишь как их межличностные взаимоотно-шения:
кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как “хитрый торговец” и т. д.
На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело
обстоит именно та-ким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются
этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными
объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем,
что межличност-ные отношения есть действительная реальность общественных
отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отноше-ний. Поэтому
практически во всех групповых действиях участ-ники их выступают как бы в двух
качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые
человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль”
как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в
системе лишь групповых связей, при-чем не на основе его объективного места в
этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей лично-сти.
Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про
отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”,
“козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения
социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, та-ким
образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани,
1968).

Природа межличностных отношений
существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфи-ческая
черта — эмоциональная основа. Поэтому межличност-ные отношения можно
рассматривать как фактор психологиче-ского “климата” группы. Эмоциональная
основа межличност-ных отношений означает, что они возникают и складываются на
основе определенных чувств, рождающихся у людей по от-ношению друг к другу. В
отечественной школе психологии раз-личаются три вида, или уровня эмоциональных
проявлений лич-ности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа
межличностных отношений включает все виды этих эмоцио-нальных проявлений.

Однако в социальной психологии
обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства, причем тер-мин
употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что “набор” этих чувств
безграничен. Однако все их можно све-сти в две большие группы:

1) конъюнктивные — сюда
относятся разного рода сближа-ющие людей, объединяющие их чувства. В каждом
случаетакого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по
отношению к которому демонстрируется готовность к со-трудничеству, к совместным
действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства —
сюда относятся разъединя-ющие людей чувства, когда другая сторона выступает как
не-приемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к
которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и
другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их
развития, естествен-но, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих
межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики
группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных
эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений,
опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной зада-чей
социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как
межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т. е., в конечном
счете, стоящих за ними общественных отношений.

Общение в системе межличностных и общественных отношений

Анализ связи общественных и
межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о
месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако
прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение
этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной пси-хологии.
Сам термин “общение” не имеет точного аналога в тра-диционной социальной
психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому
английскому тер-мину “коммуникация”, но и потому, что содержание его может быть
рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психоло-гической теории, а именно
теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена
ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или иссле-дованы в
других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как
она ставится в отечественной соци-альной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека — и
общественные, и межлич-ностные, — раскрываются, реализуются именно в общении.
Та-ким образом, корни общения — в самой материальной жизнеде-ятельности
индивидов. Общение же и есть реализация всей си-стемы отношений человека. “В
нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному
миру все-гда опосредованы его отношением к людям, к обществу” (Леон-тьев А. А.
Общение как объект психологического исследо-вания // Методологические проблемы
социальной психологии, 1975. С. 289), т. е. включены в общение. Здесь особенно
важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные
отношения людей, т. е. выявляются не только их эмоциональные привязанности,
неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т. е.
безличные по своей природе отношения. Многообразные отношения чело-века не
охватываются только межличностным контактом: поло-жение человека за узкими
рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место
определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует
определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть
реализован тоже только в общении. Вне об-щения просто немыслимо человеческое
общество. Общение вы-ступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе
с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование
общения одновременно и как реаль-ности общественных отношений, и как реальности
межличност-ных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери
нарисовать поэтический образ общения как “един-ственной роскоши, которая есть у
человека”.

Естественно, что каждый ряд
отношений реализуется в спе-цифических формах общения. Общение как реализация
меж-личностных отношений — процесс, более изученный в социаль-ной психологии, в
то время как общение между группами ско-рее исследуется в социологии. Общение,
в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедея-тельностью
людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных
межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае
отрицательного от-ношения одного человека к другому. Тип межличностных отно-шений
не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в
специфических формах, даже когда отноше-ния крайне обострены. То же относится и
к характеристике об-щения на макроуровне как реализации общественных отноше-ний.
И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители
социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться,
даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения — в
широком и узком смысле слова — вытекает из са-мой логики понимания связи
межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к
идее Мар-кса о том, что общение — безусловный спутник человеческой истории (в
этом смысле можно говорить о значении общения в “филогенезе” общества) и вместе
с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах
людей (см. А. А. Леонтьев. Психология общения. Тарту, 1973). В пер-вом плане
можно проследить историческое изменение форм об-щения, т. е. изменение их по
мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих
общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический воп-рос:
каким образом в системе безличных отношений фигуриру-ет процесс, по своей
природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой
социальной группы, чело-век общается с другим представителем другой социальной
груп-пы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные.
Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег,
и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных
отно-шений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупате-лем и тем
самым “личностно” общается с ним, причем сред-ством этого общения выступает
человеческая речь. На поверх-ности явлений дана форма непосредственного общения
— коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой
общественных отношений, в данном случае отноше-ниями товарного производства.
При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от “второго
плана”, но в реальной жизни этот “второй план” общения всегда присутству-ет.
Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом
социологии, и в социально-психологическом подходе он также должен быть принят в
соображение.

Единство
общения и деятельности

Однако при любом подходе
принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде
психологических кон-цепций существует тенденция к противопоставлению общения и
деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в ко-нечном счете
пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание
не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него
не как ди-намическая система действующих групп и индивидов, но как со-вокупность
находящихся в статике форм общения. Фактор обще-ния в детерминации поведения
был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной
деятельности: сам обще-ственный процесс сводился к процессу духовного речевого
обще-ния. Это дало основание А. Н. Леонтьеву заметить, что при та-ком подходе
индивид предстает скорее “как общающееся, чем практически действующее
общественное существо” (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С.
271).

В противовес этому в отечественной
психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод
логи-чески вытекает из понимания общения как реальности челове-ческих
отношений, предполагающего, что любые формы обще-ния включены в специфические
формы совместной деятельно-сти: люди не просто общаются в процессе выполнения
ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой дея-тельности, “по
поводу” нее. Таким образом, общается всегда де-ятельный человек: его деятельность
неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение
деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к
предмету своей деятельности, но и к дру-гим людям. Именно общение формирует
общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт
связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми
исследователями.

Однако характер этой связи
понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно
существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального
бытия человека, его образа жизни (Ломов Б. ф. Общение и социальная регуляция
поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения.
М., 1976. С. 130). В других случаях общение понимается как опре-деленная сторона
деятельности: оно включено в любую дея-тельность, есть ее элемент, в то время
как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (А. Н.
Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289). Наконец, общение
можно интерпретировать как особый вид деятельно-сти. Внутри этой точки зрения
выделяются две ее разновидно-сти: в одной из них общение понимается как
коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая само-стоятельно
на определенном этапе онтогенеза, например, у до-школьников и особенно в
подростковом возрасте (Эльконин, 1991). В другой — общение в общем плане
понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая
деятельность), и относительно нее отыскиваются все элемен-ты, свойственные
деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А. А. Леонтьев. Общение
как объект психологи-ческого исследования //Методологические проблемы социаль-ной
психологии. М., 1975. С. 122).

Вряд ли очень существенно выяснять
достоинства и сравни-тельные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из
них не отрицает самого главного — несомненной связи между деятельностью и
общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем
более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и
общеметодологического анализа. Что касается эксперименталь-ной практики, то в
ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и
являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксиро-вать
это единство.

Выделение предмета общения не
должно быть понято вуль-гарно: люди общаются не только по поводу той
деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов
общения в литературе разводятся понятия “ролевого” и “лич-ностного” общения.
При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть
как ролевое, де-ловое, “предметно-проблемное” (Хараш А. У. К определению задач
и методов социальной психологии в свете принципа деятельности //Теоретические и
методологические проблемы соци-альной психологии. М., 1977. С. 30). Тем самым
разведение ро-левого и личностного общения не является абсолютным. В опре-деленных
отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с деятельностью.

Идея “вплетенности” общения в
деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в
деятель-ности может конституировать общение. В самом общем виде ответ может
быть сформулирован так, что посредством обще-ния деятельность организуется
и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от
каждого ее участни-ка оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфи-ки
ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот
процесс позволяет осуществить “со-гласование” или “рассогласование”
деятельностей индивиду-альных участников (А. А. Леонтьев. Общение как объект
пси-хологического исследованиям //Методологические проблемы со-циальной
психологии. М., 1975. С. 116).

Это согласование деятельностей
отдельных участников воз-можно осуществить благодаря такой характеристике
общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявля-ется
“обратное влияние общения на деятельность” (Андрее-ва Г. М., Яноушек Я.
Взаимосвязь общения и деятельности //Общение и оптимизация совместной
деятельности. М., 1987). Специфику этой функции мы выясним вместе с
рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что
деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается,
в ней возникают новые связи и отноше-ния между людьми.

Структура
общения

Учитывая сложность общения,
необходимо каким-то обра-зом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был
анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к
определению его функций. Мы предлагаем ха-рактеризовать структуру общения путем
выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и
перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом
(рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура общения

Коммуникативная
сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене
информацией между об-щающимися индивидами. Интерактивная сторона заключа-ется
в организации взаимодействия между общающимися инди-видами, т. е. в обмене не
только знаниями, идеями, но и дейст-виями. Перцептивная сторона общения
означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и ус-тановления
на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма
условны. Иногда в более или менее ана-логичном смысле употребляются и другие.
Например, в обще-нии выделяются три функции: информационно-коммуника-тивная,
регуляционно-коммуникативная, аффективно-комму-никативная (Ломов Б. Ф. Общение
и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной
регуляции поведения. М., 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы
тщательно проанализировать, в том числе на экспе-риментальном уровне,
содержание каждой из этих сторон, или функций. Конечно, в реальной
действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух
других, и выделе-ние их возможно лишь для анализа, в частности, для построения
системы экспериментальных исследований. Все обозначен-ные здесь стороны общения
выявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между
людьми. Отдель-но следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воз-действия
людей друг на друга и в условиях их совместных мас-совых действий, что
должно быть предметом специального ана-лиза, в частности, при изучении
психологии больших групп и массовых движений.


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальность «Практическая психология»

Заочное отделение

КУРСОВАЯ РАБОТА

Межличностные отношения и общение

Локтева О.В.

Минск, 2007

Введение

Общая характеристика работы

1. Межличностные отношения и общение

1.1 Место и природа межличностных отношений

1.2 Сущность межличностных отношений

1.3 Сущность общения

1.3.2 Теоретические подходы к исследованию общения

1.3.3 Структура общения

1.3.4 Виды общения

1.3.5 Формы общения

1.3.6 Уровни общения

1.3.7 Функции и средства общения

1.4 Взаимосвязь общения и отношения

2. Исследование роли тренинга общения в повышении уровня социального статуса школьника старших классов

2.1 Особенности социально-психологического тренинга

2.2 Организация и методы исследования

2.3 Сравнительный анализ социального статуса школьника старших классов и влияние на него тренинга общения

2.4 Анализ и интерпретация результатов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Межличностные отношения - это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств.

Общий фактор в этих отношениях - это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения. Если Ваш босс осложняет Вашу жизнь, Вы можете с ним распрощаться; если продавец в магазине не уделил Вам должного внимания, Вы туда больше не пойдете; если сотрудник(ца) поступает по отношению к Вам нелояльно, Вы предпочтете по возможности не общаться с ним (с ней) и т. д.

Но если возникают неприятности между нами и близкими нам людьми, это обычно приобретает для нас первостепенное значение.

Много ли людей приходит к психологу по причине не сложившихся отношений со своим парикмахером? С другой стороны, мы видим очень много людей, ищущих консультаций и помощи в домашних и семейных, коллективных неурядицах.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблемы, касающиеся межличностных отношений уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностные отношения и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное отношение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от уровня достигнутого понимания.

Роль общения в межличностном отношении, несмотря на возросший к ней интерес ряда социально-гуманитарных наук, является все же не достаточно изученной. Поэтому выбор темы курсовой работы обусловлен следующими моментами:

1. Необходимостью четкого выделения категории общения из области взаимосвязанных категорий отношения;

2. Попыткой структурирования межличностного отношения по уровням общения.

3. Потребностью общества в разрешении межличностных и внутриличностных конфликтов, связанных с непониманием.

Целью данной курсовой работы является осмысление роли общения в межличностном отношении, а так же в попытке структурирования межличностных отношений по уровням общения.

В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи :

ќ Провести теоретический анализ литературы по теме «Межличностные отношения и общение»;

ќ Раскрыть социальную природу и сущность межличностных отношений;

ќ Проанализировать различные подходы к исследованию процесса общения, раскрыть основные формы, уровни, функции этого процесса;

ќ Изучить и проанализировать способы урегулирования отношений при помощи общения.

ќ Интерпретация и формулировка выводов.

Объектом исследования являются межличностные отношения.

Предметом исследования является роль общения в межличностном отношении.

Гипотеза исследования : тренинг общения повышает социальный статус личности.

Методической и теоретической основой курсовой работы является Реляционный подход, который позволяет достаточно полно раскрыть сущностные основания межличностного отношения и общения.

Для исследования данной темы я исследовала следующие методы : на теоретическом уровне - анализ психологической, социологической, методической литературы, обобщение, сравнение; на эмпирическом - проведение тренинговых занятий. Методика социометрия , шкала самооценки Спилберга-Ханина , Метод критериев знака G .

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие 2 группы учащиеся средней школы № 33 г.Минска.

Научно-практическая значимость состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы:

1. для дальнейшей разработки теории межличностного отношения и понимания в социальной психологии;

3. для использования в качестве методологической основы при проведении воспитательной и образовательной работы, а также при психологических и социологических исследованиях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Курсовая работа выполнена в объёме 81 страница из них 36 страниц (45-81) занимают ПРИЛОЖЕНИЯ.

При написании курсовой работы было использовано 30 основных источников, преимущественно научного, научно-методического.

1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

1.1 МЕСТО И ПРИРОДА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их .

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта -- эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной .

Таким образом, мы можем сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая техника, основоположником которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено .

1. 2 СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Межличностные отношения -- это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент -- включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность -- точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация -- отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент -- включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

в) эмпатия -- эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент -- включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности -- неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения -- складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали -- между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали -- отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали -- отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения -- складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения -- нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения -- взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства -- первый этап -- возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений -- возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т.д.);

3) товарищеские отношения -- сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием .

1.3 СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомстве молодых людей друг с другом.

В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения .

Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования их общностей (например, школьного класса или производственной бригады рабочих). При сравнении характера межличностного общения в этих объединениях обращает на себя внимание как сходство, так и различие между ними.

Сходство заключается в том, что общение в них выступает необходимым условием бытия, этих объединений, фактором, от которого зависит успешность решения стоящих перед ними задач .

На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то. что представляет из себя сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада -- то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т. д.

Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.

Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать повседневно при взаимодействии с другими людьми. Эти общности прямо воздействуют на развитие у него оценок, которые определяют восприятие им других людей, отношения и стиль общения с ними. Причем воздействие тем сильнее, чем авторитетнее общность в глазах человека.

Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует ему свои чувства и старается на него повлиять. При этом следует подчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух «ипостасях» -- объекта и субъекта -- характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь то общение одного учащегося с другим или учащегося и учителя .

Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду .

1 .3 .1 Теоретические подходы к исследованию общения

Информационные подходы базируются на трех основных положениях:

2) человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки;

3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема. В рамках информационного подхода было разработано две основные модели:

1) модель К. Шеннона и В. Вивера, представляющая изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующую декодировку. Модель включала пять элементов, организованных в линейном порядке: источник информации--передатчик информации (шифратор)-- канал для передачи сигналов -- приемник информации (дешифратор) -- получатель информации. Позже она была дополнена такими понятиями, как «обратная связь» (отклик получателя информации), «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу), «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает Дешифратор) и др. Основным недостатком этой модели явилась недооценка других подходов в изучении проблемы общения;

2) модель коммуникационного обмена, которая включала:

а) коммуникационные условия;

б) коммуникационное поведение;

в) коммуникационные ограничения выбора стратегии общения;

г) критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Интеракциональные подходы --рассматривают общение как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). В рамках интеракционных подходов было разработано пять моделей организации общения:

1) лингвистическая модель, согласно которой все взаимодействия образуются и комбинируются из 50-60 элементарных движений и поз тела человека, а поведенческие акты, сформированные из этих единиц, организуются по принципу организации звуков в словах;

2) модель социального навыка основывается на идее научения общению в самом общении;

3) равновесная модель предполагает, что любое изменение поведения обычно компенсируется другим изменением, и наоборот (например, диалог -- монолог, сочетание вопросов и ответов);

4) программная модель социального взаимодействия постулирует, что общая структура межличностного взаимодействия порождается благодаря действию по крайней мере трех видов программ:

а) программы, имеющей дело с простой координацией движений;

б) программы, контролирующей изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности;

в) программы, управляющей комплексной задачей мета-общения.

Эти программы усваиваются индивидами по мере научения и позволяют организовывать разнородный поведенческий материал. Они «запускаются» в зависимости от содержательного контекста конкретной ситуации, задачи и социальной организации;

5) системная модель рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, управляющих обменом речевых высказываний и использованием пространства и территории взаимодействия.

Реляционный подход строится на том, что общение -- это система взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с обществом и средой обитания, в которой они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса общения с момента рождения до момента смерти .

1.3 .2 Структура общения

В структуре общения различают:

1) коммуникативную сторону;

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией между людьми.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

1) происходит не только передача информации, но и ее формирование, уточнение и развитие;

2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера. Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

1) субъект общения -- коммуникатор;

2) объект общения -- реципиент;

3) предмет общения -- содержательная часть отправляемой информации;

4) действия общения--единицы коммуникативной активности;

5) средства общения -- операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

6) продукт общения -- образование материального и духовного характера как итог общения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия:

1) положительные--взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;

2) отрицательные -- взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для нее препятствий: конкуренция; конфликт; оппозиция; диссоциация. Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходов к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникающих проблем и др.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия -- тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

2) объект восприятия -- тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

3) процесс познания -- включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания .

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1)особенности субъекта: половые различия (женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины--уровень интеллекта); возраст, темперамент (экстраверты точнее воспринимают, интроверты -- оценивают); социальный интеллект (чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии); психическое состояние; состояние здоровья; установки--предшествующая оценка объектов восприятия; ценностные ориентации; уровень социально-психологической компетентности и т.д.

2) особенности объекта: физический облик (антропологические -- рост, телосложение, цвет кожи и т.д., физиологические -- дыхание, кровообращение, функциональные -- осанка, поза и походка и паралингвистические -- мимика, жесты и телодвижения); социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности;

3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит перцепция .

1.3 .3 Виды общения

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение -- осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям:

1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Виды общения по содержанию:

1) материальное -- обмен предметами и продуктами деятельности, которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное -- передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное -- обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное -- обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности:

1) непосредственное общение -- происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.;

2) опосредствованное общение -- связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.));

3) прямое общение строится на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей и т.д.);

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях). Другие виды общения:

1) деловое общение -- общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;

2) воспитательное общение -- предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;

3) диагностическое общение -- общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т.п.);

4) интимно-личностное общение -- возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений .

1.3 .4 Формы общения

1) монологическая -- когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому -- пассивного исполнителя (например, лекция, нотация и т.д.);

2) диалоговая -- характерно сотрудничество участников -- собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);

3) полилогическая -- многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу .

1. 3 .5 Уровни общения

В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения. Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:

1) микроуровень--состоит из самых мелких элементов межличностного общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и чаще всего вступает в контакт (семья, друзья);

2) мезоуровень -- общение на уровне школы, производственной бригады и т.д.;

3) макроуровень -- включает такие крупные структуры, как управление и торговля .

Уровни общения по Э. Берну:

1) ритуалы -- это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай;

2) времяпрепровождение (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т.д.);

3) игры--виды деятельности, результатом которых не становится производство какого-либо продукта;

4) близость -- интимные отношения;

5) деятельность--специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира.

Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:

1) примитивный уровень -- предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т.д.;

2) манипулятивный уровень--реализуется схема «партнер -- соперник» в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш -- выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;

3) стандартизованный уровень -- общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;

4) конвенциональный уровень -- уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;

5) игровой уровень -- характеризуется так же, как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить Подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное -- заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;

6) уровень делового общения -- по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т.д.;

7) духовный уровень -- высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения; партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению .

1. 3 .6 Функции и средства общения

Функции общения -- это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функция --стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция -- функция объединения людей;

4) функция социализации -- общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция -- согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания --адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативиая (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным. Средства общения -- способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные. Вербальные средства общения--слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь -- речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова

Невербальные средства общения -- знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55-65% информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства--это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза -- расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрещенные руки, ноги и т.д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте); 6) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т.п.);

3) тактильные -- связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу) .

1.4 ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

В психологической науке выполняется очень много исследований, в которых тот или иной более простой или более сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с другими явлениями, а это всегда обедняет значение получаемых результатов, потому что по-настоящему понять сущность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями.

Сказанное полностью приложимо к состоянию изучения такого сложного психологического феномена, каким является общение, а также такого личностного образования, как отношение.

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под отношением же, как известно, понимается психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него .

Самой важной психической составляющей отношения оказывается мотивационно-эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения -- положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Когда один человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. И внешний облик, и состояние, и поведение, и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какое-то отношение, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала .

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения. Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику.

Формой выражения отношения могут стать и действие, и поступок.

Межличностное общение отличается от общения межролевого, что участники такого общения стараются, решая свои задачи, делать поправку при выборе поведения, передающего отношение, на индивидуально неповторимые особенности друг друга. Уместно добавить, что умение психологически искусно инструментовать форму выражения своих отношений крайне необходимо лицам, основной деятельностью которых является воспитание и детей, и молодежи, и взрослых .

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения. Это прежде всего способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Для действительной полноты анализа общения и связей его с отношениями необходимо оценивать, по крайней мере, главные объективные и субъективные характеристики этого процесса, имея также в виду и одного, и другого взаимодействующих в нем людей (если это диадное общение) .

Эти прослеженные в самом первом приближении связи разных характеристик общения и отношения показывают, насколько велико их значение в субъективном мире каждого человека, насколько весома их роль в детерминировании психического самочувствия человека, в определении картины его поведения. Поэтому чрезвычайно важно развернуть систематические исследования на теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях всех наиболее существенных аспектов взаимозависимостей общения и отношения. Планируя эти исследования, надо ясно видеть, что в изучении взаимосвязей общения и отношения должны принять участие все основные области психологической науки и обязательно педагоги, занимающиеся разработкой теории и методического инструментария воспитания.

ВЫВОД

1. Рассматривая межличностные отношения можно сделать вывод, что межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. при этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми. В группах разного уровня развития.

Межличностные отношения различаются не только количественно, но и качественно. Так, в коллективе они составляют сложную иерархическую структуру, которая развивается по мере включения его в общественно значимую деятельность. Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: Социометрия, Референтометрический метод, Методы исследования личности. Чаще всего в практике используется Социометрической метод Дж. Морено.

2. Общение можно охарактеризовать как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Соответственно в общении различаются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Где коммуникативная сторона общения связана с выявлением информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами». Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека, его психологических свойств и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.

3. Самой важной психической составляющей отношения оказывается мотивационно-эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения - положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения; так же влияет социальное значение и система ценностей.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКА СТАРШИХ КЛАССОВ

2.1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

По мнению А.С. Прутченкова социально-психологический тренинг - это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются, вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

По нашему мнению, социально-психологический тренинг - это форма специфического обучающего режима, включающего комплекс взаимосвязанных упражнений, ситуационно-ролевых игр, моделируемых проблемных ситуаций и групповых дискуссий, участвуя в которых человек приобретает знания, навыки и умения гармоничного общения.

Задача группы социально-психологического тренинга -- помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т.е. характерными для каждого. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Обычно самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Восприятие своего «Я» через соотнесение с другим , т.е. человек, использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа («взгляд со стороны»). Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы.

2 Восприятие себя через восприятие другими , т.е. человек, использует информацию, передаваемую ему окружающими (так называемый механизм обратной связи). Данный метод позволяет участникам узнавать мнение окружающих об их манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт.

3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности , т.е. человек сам оценивает то, что он сделал. Этот способ самооценки, который может помочь развитию личности или помешать этому процессу. В группе тренинга необходимо осуществлять постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимую коррекцию.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний , т.е. человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы -- проникновение в свое «Я», получение опыта понимания собственного внутреннего мира.

5 Восприятие себя через оценку внешнего облика . В данном случае участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и на этой основе развивать себя и свои возможности.

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.

Для эффективного функционирования группы социально-психологического тренинга руководителю, организующему и проводящему занятия, необходимо осознать общую цель, которой является развитие личности. Наряду с этой первостепенной задачей есть и ряд сопутствующих:

а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

б) формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

в) повышение уровня психологической культуры.

Общие цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:

1. Овладение определенными социально-психологическими знаниями.

2. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.

3. Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

4. Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности .

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на социальный статус личности школьника с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи.

В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь школьникам для повышения социального статуса личности школьника.

Выборка составила 62 человека - 2 девятых класса, (которые в процессе всей учебной деятельности принимали совместное участие в учебной и трудовой деятельности, т.е. некоторые учебные предметы посещали вместе) СШ № 33 г.Минска. из них, после проведения социометрической методики мы выбрали 15 школьников, входящих в группу «Отвергнутых» и 15 школьников, входящих в группу «Лидеров». Подробное описание проведения данной методики на первом этапе.

В исследовании принимали участие две группы школьников г.Минска. Тренинговая группа «А» - 15 школьников, с которыми проводились тренинговые занятия. И группа «Б» - 15 школьников, с которыми тренинговые занятия не проводились.

На первом этапе исследовался социальный статус школьников обеих групп. Для этого использовалась Методика «Социометрия» .

Социометрия - это метод социальной психологии, разработанный Дж.Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Цели социометрической процедуры: 1) изменение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований и их лидеров. Данные социометрии по изменению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающей из-за взаимной неприязни. Подробное описание методики в Приложении № 1

Для исследования эмоционального состояния на всех этапах проведения тренинга использовалась Шкала самооценки Спилберга-Ханина .

Шкала разработана известным американским психологом Ч. Спилбергом и адаптирована отечественных условий Ю.А.Ханиным. Шкала предназначена для выявления состояния тревоги и тревожности как свойства личности. В основе шкалы - субъективная оценка человеком своих переживаний, ощущений, действий. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются баллы.

На втором этапе проводился тренинг общения с тренинговой группой А. после каждого занятия проводилась диагностика эмоционального состояния в обеих группах (группе А и группе Б).

Тематическое планирование тренинга общения

Метод статистической обработки : Критерий знаков G .

Нередко, сравнивая «на глазок» результаты «до» и «после» какого либо воздействия (в нашем случае тренинга), психолог видит тенденции повторного измерения - большинство показателей может увеличиваться или, напротив, уменьшаться. Для того, чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей. Критерий знаков G относится к непараметрическим и применяется только для связанных (зависимых) выборок. Он дает возможность установить, насколько однонаправлено изменяются значения признака при повторном измерении связанной, однородной выборки. Критерий знаков применяется к данным, полученным в ранговой, интервальной и шкале отношений.

Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение направлено на установление психологического контакта между ними; его целями являются изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средства – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В публикациях можно встретить различное толкование этих понятий. В психологии установлено следующее взаимоотношение между ними. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Если две электронные системы обмениваются информацией, то говорят, что между ними существует коммуникация.

Общение – обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги – тоже акты общения. Таким образом, «общение» – более узкое понятие по сравнению с понятием «коммуникация». Подчеркивая роль общения как специфического фактора формирования психики, Б. Ф. Ломов писал: «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиваться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается».

Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут передаваться навыки и умения.

Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения много, и чем больше разнообразных тем общения, тем богаче и содержательнее личность человека.

Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства и др. Можно отметить злую, добрую, надменную, доброжелательную и другие физиогномические маски. Дополняет внешний облик и одежда, которая часто является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности. Форма одежды обязывает к определенному типу поведения. Военная форма требует дисциплинированности. Веселость человека в траурной одежде нам кажется странной. В манере держаться усматриваются воспитанность человека, его положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается. Для установления контактов между людьми, для содержательной и эмоциональной стороны общения облик человека имеет большое значение: на его основе складывается первое впечатление, которое нередко определяет развитие отношений.

Внешний облик и физиогномическая маска статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика – динамическое выражение лица в данный момент общения.

Жест – социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика, и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, – врожденные. Социальная зависимость мимики подтверждается тем, что в условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противоположные значения. Например, широко раскрытые глаза у японца – признак гнева, а у европейца – приветливости и удивления.

К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая предметы друг другу, люди устанавливают контакты, выражают отношение друг к другу.

Средством общения также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него – вот пределы такого общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов. При помощи тактильно-мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляет некоторые собственные качества и выражает отношение к нему. Тактильно-мышечная чувствительность – основной канал получения информации из внешнего мира и главное средство общения людей, лишенных слуха и зрения и таким образом – возможности естественным путем овладевать звуковой речью.

В настоящее время большое внимание уделяется коммуникативному значению дистанции в общении. В американской психологии появилось даже название для этого направления исследований – проксемика. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие дистанции в человеческих контактах:

  1. интимная зона (15-45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для нее характерны доверительность, негромкий голос при общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные изменения в организме: учащение биения сердца, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
  2. личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуальный зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
  3. социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;
  4. публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и т.д.).

Первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в которой изучают преобладающее содержание, круг людей, с которыми она преимущественно контактирует, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм придерживается личность. Временной интервал такого общения – вся предшествующая и будущая жизнь личности.

1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

1.1 МЕСТО И ПРИРОДА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их .

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной .

Таким образом, мы можем сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая техника, основоположником которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено .

1.2 СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

в) эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент - включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности - неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения - складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали - между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали - отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали - отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения - складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения - нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения - взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства - первый этап - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений - возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т.д.);

3) товарищеские отношения - сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием .


Межличностные отношения

Субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний , оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения . М. о. - это система установок , ориентаций, ожиданий , стереотипов и др. диспозиций , через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями , ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "межличностные отношения" в других словарях:

    Межличностные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения на основе личных пристрастий, интересов, склонностей в условиях определенной культуры (и субкультуры). Это социально психологическое явление, которое испытывает на себе и «впитывает» в… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Отношения, возникающие в группе людей в процессе общения и обучения. Наиболее отчетливо М. о. проявляются в степени психологической совместимости. Умение организовать нужные М. о. в коллективе – один из важнейших… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Межличностные Отношения - Межличностные Отношения ♦ Intersubjectivité Совокупность взаимоотношений между субъектами: обмен, взаимные чувства, радости и ссоры, конфликты, соотношение сил и взаимная притягательность… Иначе не могло бы быть субъектов. Каждый из нас… … Философский словарь Спонвиля

    Межличностные отношения - Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - особый вид общественных отношений; реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов; фрагменты общественных отношений, воспринимаемые индивидом (как носителем суммы социальных ролей и неповторимой… … Глоссарий по политической психологии

    М. о. формируются в процессе длительного О. и взаимодействия людей. Отношения целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая 3 связанных компонента:… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. М.О. это система установок, ориентаций,… … Социология: Энциклопедия

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Диапазон проявления М. о. довольно широк: от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - явления, возникающие в любой группе людей как результат их психического взаимоотражения в процессе общения … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Межличностные отношения - Субъективно переживаемые связи между людьми. М. о. проявляются в характере и способах оказываемых людьми друг на друга взаимных влияний в процессе совместного общения и деятельности. Характер М. о. во многом предопределяется индивидуально… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Книги

  • Купить за 409 грн (только Украина)
  • Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета , Речицкая Е.Г.. Представленные в настоящей книге модель изучения межличностных отношений детей с нарушением слуха и модель комплексной коррекционно-педагогической работы их формирования были разработаны…