Познавательное развитие детей в процессе фэмп. Общественная организация"ассоциация педагогов дошкольных образовательных организаций калужской области". Список использованной литературы

"В гостях у Хрюши "

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

Конспект непрерывной образовательной деятельности

" В гостях у Хрюши "

для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)

Задачи:

Формировать умение различать величины: длинный – короткий, большой – маленький, средний;

Способность составлять сериационный ряд из трёх предметов, различных по величине;

Умение выделять и называть много, один и ни одного предметов

Развивать способность называть и находить в ближайшем окружении геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат.

Развивать внимание, память, логическое мышление, математические способности детей

Закреплять представление о некоторых частях суток - утро, ночь

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Задачи:

Речевое развитие :

Активизировать словарь детей новыми понятиями в соответствии с темой НОД;

Учить детей отгадывать загадки

Закреплять навыки связной диалогической речи

Социально-коммуникативное развитие

Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками

Физическое развитие :

Развивать крупную и мелкую моторику обеих рук

Развивать координацию движений

Использование современных образовательных технологий

1. Здоровьесберегающие технологии:

Пальчиковая гимнастика «Двое толстых поросят»

Технология музыкального воздействия (Екатерина Железнова «Покажи- ка мне ладошки»)

2. Проблемно – игровые технологии:

Логическая математическая игра «Строим домик»

Материалы и оборудование

1. Игрушки –Поросенок Хрюша, свинка, волк

2. Корзина с муляжами–яблоками по количеству детей.

3. Коврики «Длинная дорожка», «Короткая дорожка»

4. 3 игрушки медведя разной величины и 3 чашки разной величины.

5. Музыкальный центр, диск или флешка (Екатерина Железнова)

6. Логическая игра «Строим домик» (геометрическая мозаика по образцу) по количеству детей. Домик – квадрат, треугольник – крыша, круг – окошко, прямоугольник – дверь.

7. Образец «Домик»

Предварительная совместная деятельность

1. Чтение русских народных сказок «Три медведя», «Три поросенка»

2. Логическая игра «Геометрическая мозаика»

3. Знакомство с понятием «загадка» и принципом их отгадывания.

Ход непрерывной образовательной деятельности

1. Организационная часть:

Дети сидят полукругом.

Воспитатель:

Солнышко проснулось,

Деткам улыбнулось,

Ну а детки – молодцы

Улыбнулись, потянулись,

Прыг с кроватки,

А потом – в детский сад бегом.

Воспитатель: Ребята, это стихотворение про вас. Когда вы просыпаетесь и приходите в детский сад, какое это время суток? (утро) А когда на улице темно и вы крепко спите рядом со своими мамами? (ночь)

Воспитатель: Вы пришли в детский сад, и к вам сюда пришёл гость – поросенок Хрюша. В сказке случилась беда, Волк обижает маленьких поросят. Только мы можем помочь. Хрюша очень об этом просит. Поможем?

Дети соглашаются и все «отправляются в путь»

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами две дороги, они одинаковые? Дети: Нет, дороги разные – одна короткая, другая длинная.

Воспитатель: Мы с вами пойдем по длинной дороге, нам далеко идти покажите длинную дорогу. По какой дороге мы идем?

Дети идут по длинному коврику друг за другом

Воспитатель: Вот мы и пришли. Кто же здесь спрятался? Отгадайте загадку:

У меня забавный хвостик,

Вместо носа – пятачок,

Я люблю, чтоб мне чесали

Толстый розовый бочок (поросенок)

Воспитатель: Да это поросенок! Хрюша, что случилось? (Хрюша: Волк разрушил домики поросят)

Воспитатель: Что же делать, ребята? (надо построить домики для поросят). Воспитатель: Хрюша, ребята тебе помогут, они построят такие же домики, как были, даже лучше!

Логическая математическая игра «Строим домик»

Воспитатель: Какие фигуры вы возьмете, чтобы построить домики? (квадрат). А крыша нужна домику? Какую фигуру возьмете? (треугольник). А окошки будут? Какую фигуру возьмете? (круг). А дверь будет в доме? Какую фигуру возьмёте? (прямоугольник).

Воспитатель: Какие красивые домики получились. Хрюша: Спасибо, ребята. Вы так нам помогли. Когда Волк выгнал нас из домиков, мы так испугались, что все спрятались, но теперь у нас есть домики и мы пляшем от радости!

Технология музыкального воздействия – Екатерина Железнова « Двое толстых поросят »:

Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут,
Что им кушать принесут.

Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста .

Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,

Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.

Бегают туда - сюда:
"Где же вкусная еда?"

Поднять большие пальцы, качать ими .

Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,

Стучать большими пальцами по ладошкам.

Вдруг открылась эта дверь:

Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола .

"Можно выбежать теперь!"

Большие пальцы стучат по столу .

Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:

Вращать большими пальцами

"Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!"

Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри"корыта", гладить ладони.

Воспитатель: Хрюша, мы пришли к тебе не с пустыми руками, мы принесли тебе целую корзинкуяблок. Ребята, сколько яблок в корзинке? (много) Сейчас, каждый из вас возьмет по одному яблоку и угостит Хрюшу. По сколько у вас яблок? (по одному) Сколько яблок осталось в корзине? (ни одного) Сколько яблок уХрюши? (много). Сколько яблоку меня, у вас? (ни одного). Хрюша так обрадовался нашему угощению, что снова решил потанцевать, и вас приглашает.

Технология музыкального воздействия – Екатерина Железнова «Покажи- ка мне ладошки» (дети выполняют движения в соответствии со словами песни)

Покажи -ка мне ладошки

И похлопай ты немножко

Хлоп- хлоп- хлоп,

Хлоп- хлоп- хлоп.

На меня теперь смотри (сделать любое движение)

Точно всё ты повтори.

Раз-два-три, раз-два-три.

А теперь покажем ножки

И потопаем немножко.

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Покажи мне ручки, ножки,

Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)

Раз-два-три, раз-два-три

Воситатель: Ребята, пока вы потанцевали, к Хрюше гости пожаловали. Кто это? (медведи) А медведи одинакового размера? Покажите самого большого медведя, самого маленького? Хрюша приготовил для медведей чай, пить они его будут из посуды, как она называется? (чашки) Чашки одинаковые по величине? (разные)

Воспитатель: Давайте расставим чашки в ряд от самой большой до самой маленькой! Давайте рассадим медведей по росту – от самого большого до самого маленького!

Воспитатель: Какому медведю дадим самую большую чашку? Почему? Какому медведю самую маленькую чашку? Почему? (Дети угощают чаем медведей)

Часть 3 –заключительная.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад.

К кому в гости мы ходили?

По какой дорожке шли?

Как мы помогли поросятам?

Чем угощали поросенка Хрюшу?

Кто приходил к Хрюше в гости?

Воспитатель: Вы, ребята, так Хрюше понравились, что он решил остаться с вами вместе в нашей группе! (Новая игрушка Хрюша остаётся в группе)


Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГТ должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие:

«Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели»

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, … может преобразовывать способы решения задач (проблем)»

«овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».

Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы), не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.

Согласно ФГТ вся образовательная деятельность стоится по принципу интеграции. Но наши занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, - то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области (осталось только книжку почитать и музыку послушать).

Сейчас все комплексные программы проходят доработку на соответствие с ФГТ. И пока не сформирован перечень примерных программ, мы работаем по имеющимся. А используемые на занятиях по ФЭМП и в свободной деятельности детей методики и технологии нам всегда будут помогать в развитии интеллектуальных способностей детей.

А сейчас краткий анализ раздела «Развитие элементарных математических представлений» наиболее распространенных комплексных программ дошкольного образования.

«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Авторы отмечают, что это усовершенствованный вариант Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.а.Васильевой, составленный с учетом федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы, новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. По словам авторов, она предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинноследственные связи и др.). Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире, большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений.

Цель программы (см.стр.67 )по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Программа предполагает формирование математических представлений у детей, начиная со второй группы раннего возраста первой младшей группы (от 2 до 3 лет ). Однако на первом и втором году жизни «Программа воспитания и обучения в детском саду » предусматривает создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления.стр45

Разработчики программы указывают на важность использования материала программы для развития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных математических проблем.

Необходимое условие успешной реализации программы по элементарной математике - организация особой предметноразвивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

В программе не выделяется раздел «Множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «Количество и счет ». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представлений, что, на наш взгляд, не позволяет подчеркнуть значимость данных понятий для развития у детей представлений об операциях с числами (сложения, вычитания, деления), основой которых они и являются. С одной стороны, в программе четко не оговаривается решение задач по знакомству детей с арифметическими операциями, но с другой - предполагается обучение решению арифметических задач, что требует работы над арифметическим действием.

В целом программа представляет достаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников. В программу вошло большое количество задач, не предусмотренных в более ранних вариантах программы. Это: задачи по формированию представлений об операциях с множествами (объединение, выделение из целого части и т.п.); задачи на формирование представлений о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ; задачи по развитию у детей чувства времени, обучение определять время по часам и т.п.

В рамках формирования геометрических представлений планируется работа не только с плоскостными, но и с объемными геометрическими фигурами, расширен круг геометрических фигур, предлагаемых для изучения детьми.

«Радуга» (программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада)Авторы:Т.Н.

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

Формировать навыки ориентировки во времени;

Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

Обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

Развивать общую моторику и координацию движений;

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

«Речевое развитие»:

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивать диалогическую речь воспитанников;

Обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

- способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект;

Закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №12 «Росинка»

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

(разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

От пяти до семи лет)

Подготовила и провела:

Воспитатель

М.А Казанцева.

Используемая литература:

1. Математические игры в картинках 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС , 2017 г.

2. Формирование математических представлений у детей. Планирование образовательной деятельности на каждый день. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). Март-май. ФГОС ДО

3. Математические игры с геометрическими формами и цифрами 5-6 лет. Развитие математических способностей у старших дошкольников. ФГОС

Октябрь, 2016

Образовательная область "Познавательное развитие"

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

«Познавательное развитие»:

"Физическое развитие":

« Речевое развитие»:

Способствовать

Виды детской деятельности :

Игровая,

Познавательная,

Продуктивная,

Коммуникативная.

Методы: рецептивный, наглядно-практический,

Приемы: показ, демонстрация, рассказ, инструкции, вопросы к детям, дидактические игры.

Предварительная работа: беседа с детьми, дидактические игры.

Оборудование и наглядные материалы: мультимедийное оборудование, видео-письмо, карточки с заданиями; ворота с геометрическими фигурами, гномы(дни недели), тоннель(для пролазания), конусы с цифрами(для ходьбы змейкой), канат, математические задания(мультимедия), шары и фломастеры(на каждого ребенка), Танграм для дидактической игры, видеообращение королевы.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети входят в зал под веселую, бодрую, музыку.

Воспитатель : Посмотрите, у нас в зале присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Сегодня утром мама Есении Бабинцевой передала нам вот это письмо, и сказала открыть его в 9:00, давайте посмотрим от кого письмо? (открываем письмо, а здесь видео письмо)

Здравствуйте ребята, меня зовут Цифроежка. Жители нашей страны очень любят играть в математические игры, петь, танцевать. Самая веселая среди нас королева Математика. Но в последнее время она загрустила, ни с кем не играет, только плачет. Жители всей страны расстроились из-за этого и тоже загрустили. Я прошу вас помочь развеселить королеву и вернуть в эту замечательную страну смех и радость. Но смогут это сделать только дружные, смелые, добрые дети, которые правильно выполнят все задания на пути. А задания вы найдете в конвертах. Желаю удачи!

Воспитатель : Ну что, поможем Цифроежке? Но чтобы наше путешествие прошло удачно, мы сделаем разминку. Тогда можно отправляться в путь.

Проводится занимательная разминка:

1. Отправляемся в поход. Много нас открытий ждет. Мы шагаем друг за другом. Раз-два, раз-два, выше ноги, детвора! (Ходьба в колонне по одному)

2. На носочки дружно встали, Друг за другом зашагали, Мы до солнца достаем, На носках легко идем! (Ходьба на носках)

3. Руки за спину убрали. И на пяточки мы встали. Свои спинки выпрямляем, Голову не опускаем. (Ходьба на пятках)

4. Выше ноги поднимаем, Через кочки мы шагаем. Раз-два, раз-два, носочек тянем, детвора! (Ходьба с высоким подниманием колена)

5. Друг за другом побежали, Только пятки засверкали. Будем с вами мы бежать, Никому нас не догнать! (Бег)

7. Отдохнем теперь мы дружно, Отдышаться всем нам нужно. (Дыхательные упражнения)

Воспитатель : Посмотрите, что это? какие необычные ворота нас встречают. Что изображено на воротах? Они закрыты, а пройти через ворота мы сможем только тогда, когда выполним все задания.

1)Посчитайте, сколько всего фигур на воротах.

2)Посчитайте, сколько здесь красных фигур.

3)А сколько здесь треугольников?

4) Посчитайте, сколько желтых кругов.

5)Посчитайте, сколько здесь маленьких квадратов.

Молодцы, ворота открываются, Путь наш продолжается.

конверт находят -задание на экране

Взгляните, ребята, здесь гномы, для чего они здесь? и конверт. Скорее письмо открываем и видео задание выполняем!

Здесь веселая загадка – отгадайте-ка, ребятки!

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом!

Воспитатель : А вы догадались, как зовут этих гномов?

Дети : дни недели

Воспитатель : правильно, молодцы! Ну-ка, быстро, по порядку, вы расставьте их, ребятки!

(Дети расставляют гномов по порядку)

Воспитатель : Назовите дни недели, начиная с понедельника. (Дети называют) . Какой сегодня день недели? А завтра будет… Назовите выходные дни.

Молодцы, ребята. Продолжаем наше путешествие.

По дороге вновь идем и в тоннель мы попадем.

На четвереньках проползем.

Проползем столько раз, сколько глаз у каждого из вас!

Сколько раз мы проползем?

Дети : два. (Проползание в тоннель)

Воспитатель :

Друг за другом, дружно в ряд,

И видим числовой мы ряд!

Воспитатель : Ребята, посмотрите на цифры, что здесь необычного?

Дети : Между цифрой четыре и цифрой шесть, лежит конверт!

(Дети находят конверт с заданием, между цифрой четыре и цифрой шесть) .

Воспитатель : Но прежде чем мы откроем конверт, скажите, какой цифры здесь не хватает?

Дети : Цифры 5

Воспитатель : А теперь открываем конверт: Вы на схему посмотрите и фигуру соберите. (Танграм)

Воспитатель : Собрались мы по порядку, Продолжаем путь, ребятки. Смотрите, преграда у нас на пути, Сумеем легко по ней мы пройти! Руки на пояс надо убирать и по удаву боком шагать. А пройдем мы столько раз, Сколько на светофоре глаз.

Сколько раз мы по удаву пройдем?

Дети : три. (Ходьба детей по канату – удаву)

Воспитатель :

Взгляните, под головой удава конверт

Вновь с заданием оно :

Задания слушайте внимательно

И выполняйте их старательно!

Математические задания:

  1. Ходит Петушок - красный гребешок,

Шесть хохлаток тоже там.

Сколько всех?

Скажите нам!

2. Сколько рогов у двух коров?

3. Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

4. Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалились?

5. Два цыпленка стоят,

Два в скорлупке сидят.

Сколько будет детей

У наседки моей?

Воспитатель : . Посмотрите, препятствий больше нет на нашем пути. Немало препятствий мы одолели.Значит путь наш приблизился к концу.

Итог: Трудным было наше путешествие? Какие трудности вам встретились? Вы смогли их преодолеть? Что помогло вам справиться со всеми заданиями?

(появляется королева Математика)

Королева Математика:

Здравствуйте, ребята! Мой друг Цифроежка рассказал мне о ваших приключениях, о том, какие вы сообразительные, ловкие, смелые и дружные! Я всегда всем говорила, что математика совсем не скучная наука, и открывает она свои двери тем, кто готов справиться с любыми сложными заданиями. Вы достойно прошли все испытания, и от этого мое настроение стало радостным и веселым. До свидания!

Воспитатель :

Я предлагаю вам взять яркие шарики и нарисовать улыбки, которые мы подарим

(Дети разрисовывают воздушные шары)

Мне очень понравилось наше путешествие, давайте: «Математике и спорту крикнем дружно мы: «Ура!»

Дети уходят в группу.

Самоанализ

непосредственно-образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

(разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР от пяти до семи лет )

воспитатель МБДОУ ДС №12 «Росинка» Казанцева Марина Александровна.

Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, любознательности, закреплять и обобщать полученные знания посредством игровой деятельности.

На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

- упражнять детей в прямом счете в пределах 10;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Закреплять представления о месте числа в числовом ряду;

Формировать навыки ориентировки во времени;

Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

"Физическое развитие":

Обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;

Развивать общую моторику и координацию движений;

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом

« Речевое развитие»:

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивать диалогическую речь воспитанников;

Обогащать активный словарь посредством выполнения заданий;

Приучать детей проявлять инициативу, совершенствовать речь как средство общения.

«Социально - коммуникативное развитие»:

Способствовать к самостоятельному поиску и выбору действий, формирующих активную позицию ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект;

Закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Учить обращать внимание дошкольников на музыкальное оформление и ИКТ.

Виды детской деятельности :

Игровая,

Познавательная,

Продуктивная,

Коммуникативная.

Форма работы: с группой воспитанников.

Присутствовало 7 детей: 6 мальчиков и 1 девочка.

Программное содержание материала, его объем и сложность соответствуют возрастным, физическим и индивидуально-психологическим особенностям детей седьмого года жизни, требованиям ФГОС.

Эстетика, длительность, гигиенические требования к проведению непосредственно образовательной деятельности и оборудованию отвечают СанПин.

Личностно-ориентированный подход в общении с детьми способствовал активному диалогу, эмоциональному сближению, проявлению устойчивого интереса детей на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность построена поэтапно. Все этапы взаимосвязаны между собой, логичны, содержательны.

Во время НОД использовала разнообразные методы и приемы: мотивационно-побудительный момент - встреча с мамой Есении, которая принесла конверт; видеообращение Цифроежки; задания математического и физического характера: «Открой ворота с геометрическими фигурами», Игра «Гномы-дни недели», «Проползи в тоннель», «Пройди змейкой и скажи какой цифры нет»; «Пройди по канату»; «Реши математические задания»; видеообращение королевы к детям на решение поставленной цели и задач. НОД была построена в несколько этапов. Все этапы взаимосвязаны между собой, лаконичны, содержательны и эффективны.

Организационный момент выполнял две важные функции: организацию группы детей к активному участию в НОД и созданию условий, способствующих введению дошкольников в познавательно деятельность.

Общение на правах партнерства, культурная языковая среда, связь с другими областями программы, поисковая деятельность, способствовали усвоению программного материала. Задания подбирались с опорой на зрительный, слуховой, тактильный, анализаторы.

При проведении НОД проводилась смена видов деятельности для предупреждения переутомляемости.

Для повышения интереса детей, побуждения к поиску решений, развития речевой активности на протяжении всей НОД использовались дидактические, словесные игры, физические упражнения, обследования предметов, строился и поддерживался диалог с детьми. Для того, чтобы заинтересовать детей использовались игровые моменты, которые способствовали формированию положительной установки детей на участие в непосредственно образовательной деятельности. Мои небольшие ошибки в НОД основывались, на мало уделенных индивидуальных заданиях, недостаточной эмоциональности и музыкального сопровождения.

Наиболее удачные моменты НОД: использование игровых моментов для активизации мыслительной, речевой, познавательной деятельности, в процессе нод, обоснованные ответы детей на вопросы педагога.

Считаю, что поставленные цели были достигнуты, программный материал детьми усвоен.


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. ...Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие. М. Монтессори Известный итальянский педагог Мария Монтессори в свое время сделала очень оптимистичное утверждение. По ее словам, так называемый «математический дух» присущ каждому человеку просто потому, что он человек. Важно лишь вовремя этот дух «разбудить». Все люди мыслят математически, математически воспринимают происходящие в природе процессы. Отсюда и летоисчисление, и счет времени, и измерение таких явлений как землетрясение, сила ветра, температура воздуха, расстояние до различных звезд и планет, высчитывание лунных и солнечных затмений. Человек привык измерять также и все процессы в собственном организме - давление, температуру тела, частоту пульса, количество различных веществ в крови. Еще одним неоспоримым доказательством заложенного в самой природе человека «математического духа» является то, что еще в древнем мире человек создавал различные сложные вещи: орудия труда, оружие, музыкальные инструменты, архитектурные сооружения, и все это – с соблюдением пропорций. Удивительно, ведь в то время еще не было науки. Науки не было, но был «математический дух»... «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДУХ» ПРИСУЩ ВСЕМ ЛЮДЯМ «Математическим духом» итальянский педагог называла ни что иное как различные математические способности. Это способность к исследованию окружающего мира, к абстрагированию, точность, оценивание и сравнение, аргументация и суждение, воображение и креативность. «Математический дух» присущ каждому человеку и проявляется независимо от того, занимается ли человек математическими вычислениями или нет. При определении кратчайшего пути из пункта А в пункт Б, при рассчитывании времени, требующегося для выполнения различных действий, при забрасывании мяча в баскетбольную корзину - всегда и везде нам необходим глазомер и математические отношения. С учетом ФГОС дошкольного образования формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста относится к образовательной области познавательное развитие наряду с задачами по сенсорной культуре, познавательно исследовательской деятельности, конструктивной деятельности, формированием целостной картины миры, расширением кругозора.  Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) о малой родине и Отечестве, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля, многообразии стран и народов мира. В настоящее время для реализации задач математического содержания необходимо учитывать принципы построения образовательного процесса: вариативности, открытости, индивидуализации; научной обоснованности и практической применимости. А также: интеграции; комплексно - тематического построения содержания с учетом примерного календаря праздников и д.р.(с зависимости от программы). Особенностью работы по математике с детьми дошкольного возраста является интеграция области познавательное развитие с другими образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). Другой особенностью является то, что решение задач психолого - педагогической работы по формированию элементарных математических представлений может осуществляться с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса (вся работа с детьми в какой-то промежуток времени (например – неделя) может быть объединена одной темой – «Овощи-фрукты», «Домашние животные», «Наш край – Урал», «Космос» и т.д. с включением математического содержания). Одним из главных критериев выбора педагогами форм работы по математике и видов деятельности детей является адекватность возрасту. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Поэтому математическое содержание может реализовываться в ходе игр с правилами, сюжетно-ролевых, режиссерских, игрдрамматизаий и д.р. Кроме того обучение математике может осуществляться в разных видах деятельности: чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, труд. Занятия по математике желательно использоваться в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет). Адекватными возрасту формами работы с детьми является: экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решения проблемных задач, занимательных задач. Обучение математике должно осуществляться в совместной деятельности педагогов и детей предполагающего взаимодействие в процессе освоения образовательной области «познавательное развитие» и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка, при чем взаимодействие детей и педагога должно характеризоваться наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой общения (возможность свободного размещения, перемещение и общений детей в процессе образовательной деятельности). Закрепление, расширение математических представлений предполагается в деятельности детей в условиях созданных педагогами мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающий выбор ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально. Содержание работы Формы работы Формы организации детей Непосредственно образовательная деятельность Формирование элементарных Создание коллекций. Проектная Групповая. математических представлений. деятельность. Подгрупповая. Индивидуальная. Исследовательская деятельность. Конструирование. Экспериментирование. Развивающая игра. Наблюдение. Проблемная ситуация. Рассказ. Беседа. Интегративная деятельность Содержание работы Формы работы Формы организации детей Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Формирование элементарных Сюжетная игра. Развивающая Групповая. математических игра. Создание коллекций. Подгрупповая. представлений Проектная деятельность. Индивидуальная. Исследовательская деятельность. Конструирование. Экспериментирование. Наблюдение. Проблемная ситуация. Рассказ. Беседа. Интегративная деятельность Содержание работы Формы работы Формы организации детей Деятельность детей в развивающей предметно-пространственной среде Формирование элементарных Во всех видах самостоятельной математических представлений. детской деятельности. Подгрупповая. Индивидуальная. Планируемые результаты предполагают необходимые умения и навыки в области математики: оперировать числами и цифрами в пределах первого десятка; понимать образование чисел второго десятка; использовать счётные и вычислительные навыки; устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел; понимать закономерности построения числового ряда; решать простые арифметические задачи на числах первого десятка, объяснять производимые действия; использовать способы непосредственного и опосредованного измерения и сравнения объектов по величине; классифицировать предметы по выделенному признаку; различать геометрические фигуры (многоугольники), их особенности и общие свойства; классифицировать фигуры по заданному признаку; определять относительность пространственных характеристик, расположение предметов относительно друг друга и описывать маршруты движения; ориентироваться на ограниченной плоскости (листе бумаги, странице тетради); использовать временные ориентировки в днях недели, месяцах года, определять относительность временных характеристик, ориентироваться по календарю. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Поэтому математическое содержание может реализовываться в ходе игр с правилами, сюжетно-ролевых, режиссерских, игрдраматизаций и д.р. Кроме того следует использовать: экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решения проблемных задач, занимательного математического материала д.р. В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребёнок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет её. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания. В творческих играх дети пополняют представления о предметах и их свойствах, материалах, осваивают общественно закреплённые способ использования предметов, осознают их назначение, постигают целесообразность действий с ними. Отражение общественных событий и явлений формирует интерес ребёнка к миру взрослых, расширяет кругозор дошкольника. Специфика игр с правилами состоит в том, что в условной, мотивированной игровыми целями ситуации дети применяют, обогащают и конкретизируют свои представления о предметах окружающего мира, об их свойствах, о назначении, материалах, действиях с ними, знакомятся с разнообразными символами. В процессе отображения, подражания, обследовательских и предметных действий складываются первоначальные представления о предметах и явлениях, а на их основе формируются обобщённые образы, выявляются особенности, обнаруживаются сходство и различия предметов окружающего. Выполнение игровых правил требует от ребёнка осуществления умственных операций, направленных на сравнение, выявление отличий (выделение), классификации, сериации, обобщения, что даёт развивающий эффект и расширяет поле применения усвоенного содержания. Сюжетами игр могут быть: «Овощной магазин», «Зоопарк», «Булочная», «Круиз», «Аукцион», «Транспортное агентство», «Поликлиника» и др. Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребёнком наглядных средств: картин, иллюстраций, предметных картинок, рисунков, слайдов, видеофильмов, схем и т. д. Рассматривание позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, создавать представления о событиях, явлениях, предметах, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях (животные разных стран, исторические события, труд взрослых и др.). Целенаправленное рассматривание позволяет активизировать мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение), обогащает речь и воображение, расширяет кругозор, позитивно влияет на развитие наблюдательности ребёнка. Детям можно предложить рассмотреть иллюстрации с отображением частей суток, дней недели, времени года с учетом деятельности детей и взрослых. признаком природы, положения солнца. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего. Оно может быть связано с первоначальным знакомством с новым для ребёнка объектом или его свойствами, выделением существенного, яркого, необычного, восприятием действий человека с предметами или функционирования самого наблюдаемого объекта. Наблюдение может быть и повторяющимся, когда ребёнок созерцает (воспринимает) то, что ему нравится, что вошло в круг его интересов. В данном случае дети не только получают эмоциональное или эстетическое удовлетворение (при наличии соответствующего объекта наблюдения), но и обнаруживают происходящие с объектом или явлением изменения, не зафиксированные ранее их вниманием нюансы, детали и пр. Наблюдение обогащает представления ребёнка, направляет мыслительную деятельность, активизирует процессы сравнения, сопоставления, обобщения, классификации, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи), обогащению словаря, побуждает объяснять наблюдаемое, устанавливать причины, делать выводы. Так, на прогулке дети могут наблюдать рост растений, кустарников, деревьев с учетом длины, ширины, высоты. Беседа представляет собой форму организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребёнка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. Беседа предполагает, что участники с помощью вопросов друг к другу и ответов высказывают свои суждения о предмете разговора, сообщают о нём дополнительные сведения, раскрывают его назначение, описывают характерные проявления, что приводит к получению его «обогащенного портрета». Беседа требует сосредоточенности, умения управлять своим поведением, слушать друг друга, не перебивать, не повторять сказанное, добавлять новые факты, доброжелательно относиться к ответам и репликам товарищей. Она побуждает детей логически мыслить, чётко, ясно и кратко строить своё высказывание, делать выводы. Через содержание беседы формируется отношение к событиям, о которых идёт речь, развиваются доброжелательные чувства и интерес к собеседникам. С детьми можно побеседовать о правильном переходе улицы, о маршруте от дома до детского сада, о ориентировке в детском саду с учетом направлений слева справа, вверху – внизу, впереди – сзади. Экспериментирование - форма поисковой познавательноисследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребёнок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение, аргументировать выводы. Можно предложить детям провести эксперимент по изменению цвета воды с помощью добавления определенного количества капель краски; превратить лед в пар; измерить количество воды мерками разной величины и другое. Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий. Исследовательская деятельность расширяет представления ребёнка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Дошкольник упорядочивает опыт познания, постигает способы установления причинно-следственных, родовидовых, пространственных, временных, количественных отношений. Совместная познавательно-исследовательская деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребёнок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, внести своего рода интеллектуальный вклад в решение общей проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребёнок получает определённый продукт (результат). При этом в конструирование заложено и познавательное начало. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных строительных и природных материалов, отражает свои впечатления об окружающем предметном мире, в обобщённом виде создаёт новые сооружения. Конструктивная деятельность способствует развитию мышления, пространственного воображения, обладает специфическими возможностями для развития планирующей функции. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. Конструирование из палочек и деталей конструктора различных геометрических фигур с целью развития навыков трансфигурации. Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости. Первоначальное непосредственное восприятие предметов, расширение и обобщение представлений о знакомых объектах, возможность увидеть их новые свойства, эстетические переживания, эмоциональный подъём - всё это способствует обострению наблюдательности, активизации мышления, стимуляции воображения, развитию любознательности и расширению познавательных интересов. Возможности экскурсии очень велики при определении различий высоте деревьев, форме листьев, пространственного расположения растений в парке, сезонных изменений в природе и др. Развлечения, викторины, конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Радость за свои достижения и ощущение удачи поддерживают хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребёнка, создают бодрое настроение. Коллективное участие детей в решении познавательных задач раскрепощает ребёнка. Главным становится совместная неформальная деятельность детей и взрослых, проявление детской самостоятельности. Дошкольники накапливают опыт познавательно-игрового общения, взаимодействия с партнёрами, приобретают навык руководства и подчинения правилам игры и требованиям участников. Большое количество занимательного математического материала используется в развлечениях и викторинах (ребусы, кроссворды, логические упражнения, задачи – шутки, лабиринты). Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и пр.), развитию речи и коммуникативных навыков (ребёнок готов содержательно общаться по поводу своих коллекции как со взрослым, так и со сверстниками). Детям предлагают создавать коллекции календарей, измерительных приборов, модели автомобилей, карт, гербарии и др. Проблемная ситуация - ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов: - постановки, формулирования проблемы; - выдвижения предположений и гипотез; - выбора, проверки, обоснования гипотез; - подведения итогов, вывод. Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка. Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов. Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого. Это могут быть:  система вопросов, переформулирование условий задачи;  наводящие задачи или задачи-подсказки;  цепочка наводящих задач;  готовый вариант решения. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Приведем пример проблемно-игровой ситуации с множествами и числами «Как Белоснежка считала гномов» Количественный счет: количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: справа налево или слева направо (направление счета). Сюжет. За столом у Белоснежки собрались гномики. Чтобы их угостить пирожными, ей нужно узнать, сколько гномиков пришло в гости. Сначала Белоснежка пересчитала их слева направо, а затем справа налево. «Каждый раз у меня получается одно и то же число!» - удивилась Белоснежка. Вопрос. Почему у Белоснежки получилось одно и то же число? Варианты ответов. 1. Получилось число семь, потому что гномиков в сказке семь. 2. Считать можно с разных сторон, получается одно и то же число. Решение проблемы. Вспомнив сказку, дети высказывают первое предположение: сколько гномиков в сказке, столько гномиков было в гостях у Белоснежки. Второе предположение можно проверить на практике. Дети выкладывают гномиков в ряд и пересчитывают их слева направо и справа налево так, как это делала Белоснежка. Дети понимают, что направление счета (слева направо или справа налево) не имеет значения, когда нужно узнать количество предметов. Всегда получается одно и то же число. Вывод. Количество предметов не зависит от направления счета. ПРИМЕР Планирования работы по математике в старшей группе с учетом комплексно-тематического принципа и форм работы с детьми ФЭМП Программная задача Форма работы Закреплять умение считать до 5-10; отсчитывать предметы Сюжетно-ролевая «Овощной магазин» Познакомить с порядковым счетом в пределах 5-10; учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них Чтение сказки (В. Катаев «Цветик-семицветик») «Однажды хозяйка с базара пришла» Величина Тема: «Осень» Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине Лепка овощей и фруктов разной величины; Аппликация разноцветных ковров Форма Тема: «Осень» Развивать геометрическую зоркость: Ручной труд (дом, корзина с умение анализировать и сравнивать грибами, поднос с овощами) предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов прямоугольные, поднос и блюдо овальные, тарелки - круглые и т. д. Количество и счет Тема: «Осень» игра Ориентировка в пространстве Тема: «Осень» Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу Музыкально-ритмические движения «Времена года» муз. И. Штрауса, «Парный танец с листьями и цветами» муз. Ан. Александрова Музыкальные игры «Я полю, полю лука» муз. Й. Гайдна, «А я по лугу» муз. С. Ржавской Определять свое Подвижные игры «Гуси-лебеди», местонахождение среди «Затейники», «Удочка», «Кто окружающих людей и быстрее», «Гори-гори ясно!» предметов, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу Ориентировка во времени Тема: «Осень» Закрепить представление о Коллекционирование том, что утро, вечер, день, календарей, листьев, ночь составляют сутки семян Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом) шишек, Проблемная ситуация (как правильно перейти дорогу, созревание и употребление в пищу овощей и фруктов; правильность подбора одежды, обуви в соответствии с сезоном)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад» №123.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений).

Старшая группа.

В гостях у сказки.

г. Владивосток

Образовательные области:

    Социально-коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

Интеграция видов деятельности:

    Познавательная деятельность.

    Речевая деятельность.

    Коммуникативная деятельность.

    Физическая деятельность.

    Художественно – творческая деятельность.

Вид занятия: подгруппа

Формы образовательной деятельности:

Ситуативные беседы, игровая, взаимодействие со взрослыми и сверстниками, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций, исценирование, драматизация, танцы, чтение стихов, свободные диалоги, использование музыки, здоровьесберегающие технологии, взаимодействие с семьёй, рисование, восприятие художественной литературы и фольклора, чтение художественной литературы.

Цель: Продолжать закреплять и обобщать элементарные математические представления.

Образовательные задачи:

    Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке

    Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.

    Закрепить знания о последовательности времён года

    Закрепить умение сравнивать предметы по описанию.

    Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры.

    Закрепить умение делить целое на части.

    Закреплять умение составлять и решать задачи.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Планируемый результат:

считать предметы в пределах 10; имеет элементарное представление о составе числа10; умеет уменьшать и увеличивать число; ориентируется на листе бумаги, понимает смысл пространственных отношений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; развивает мышление.

Предпосылки формирования УУД:

Личностные:

умение осознавать свои возможности

умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами

умение ориентироваться в межличностных отношениях

формирование познавательной и социальной мотивации

формирование адекватной самооценки

формирование умения прийти на помощь

воспитывать нравственные ориентиры

Регулятивные:

умение осуществлять действия по образцу

умение сохранять заданную цель

умение видеть ошибку и исправлять её

умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей

умение контролировать свою деятельность по результату

умение работать по инструкции взрослого

умение удерживать задачу на время выполнения задания

умение удерживать внимание, слушая короткий текст взрослого

умение правильно держать орудие письма

Познавательные :

ориентировка в пространстве и времени

умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности

умение осуществлять классификацию

умение выделять существенные признаки объекта

умение моделировать

умения производить знаково – символические действия

умение устанавливать причинно – следственные связи

умение ориентироваться в книге

умение работать по иллюстрации

Коммуникативные:

потребность ребёнка в общении с взрослым и сверстниками

владение вербальными невербальными средствами общения

строить монологичное высказывание и диалоговую речь

эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

ориентация на партнёра по общению

умение слушать собеседника

умение ставить вопросы, обращаться за помощью

предлагать помощь и сотрудничество

формулировать собственное мнение и позицию

строить понятные для партнёра высказывания

Подготовительная работа:

выбор загадок по теме,чтение русских народных сказок, подготовить коррегирующие дорожки, сделать теремок, маски с цифрами, разучивание стихотворений, танца, подбор музыки.

Оборудование:

домик – теремок, магнитная доска, коррегирующие дорожки, русские народные костюмы, маркер, листы с заданиями, маски цифр, корзинка с угощениями.

Под русскую народную музыку входят дети.

В –ий: Здравствуйте. Ребята, я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей и подарите улыбку им. Отлично. Сегодня мы здесь собрались в конце учебного года, чтобы подвести итоги, потому что наступили каникулы. А для того чтобы узнать в какое время года у детей наступают каникулы вы отгадаете мою загадку:

Зеленеют луга, в небе радуга – дуга,

Солнцем озеро согрето, всех зовёт купаться ….(лето).

Многие из вас отправятся отдыхать, путешествовать.. А мы с вами уже сейчас можем попутешествовать и побывать в гостях у сказки. А какие сказки вы знаете? (ответы детей.).

Много сказок есть на свете, сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать и немножко поиграть.

А мы с вами отправляемся в русскую народную сказку « Теремок». Нас ждут приключения и трудные задания. Но мы справимся, потому что мы многому научились. Чтобы не заблудиться в волшебном лесу мы пойдём по тропинкам.

(использовать коррегирующие дорожки, играет тревожная музыка).

Вот мы и пришли.

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Вот по полю бежит единица, очень тонкая, как спица.

Цифра один (подбегает и стучит) :

Кто, кто в теремочке живёт,

Кто, кто в невысоком живёт?

Нет никого. Зайду в теремок и стану там жить.

К теремку подбегает цифра 2, стучиться.

Я – единица очень тонкая, как спица. А ты кто?

А я цифра 2 . Полюбуйся какова!

С полукруглой головой, волочиться хвост за мной.

Пусти меня жить к себе.

В-ий: Мы тебя пустим, если ты отгадаешь нашу загадку

Ты на птичку посмотри ног у птицы ровно… (не три а две.).

Впускаем в теремок.

Бежит цифра 3.

Кто, кто в теремочке живёт кто, кто в невысоком живёт?

Цифра 1: - Я единичка.

Цифра 2: - А я цифра 2. А ты кто?

Я тройка, третий из значков. Состою из двух крючков.

Пустите меня к себе жить.

В- ий: Хорошо, пустим, но выполни наше задание:

Какая фигура лишняя? Почему?

В – ий: Правильно. Заходи к нам жить.

Бежит цифра 4

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка. А ты кто?

Я – четыре, острый локоть оттопырил.

Пустите меня к себе жить.

В- ий: Мы тебя конечно пустим, только выполни наше задание.

У нас есть яблоко тебе его надо разделить на столько частей, сколько цифр в теремке и тебе осталось. На сколько частей надо разделить яблоко? (на четыре).

Бежит цифра 5:

Кто, кто в теремочке живёт, кто,кто в невысоком живёт?

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка.

Я- четвёрка. А ты кто?

Цифра 5: А я – цифра 5. Люблю очень я плясать.

Руку вправо протянула, ножку круто изогнула.

Пустите меня к себе жить.

В- ий: Раз ты такая весёлая,приглашай всех танцевать.

Проводится физ. разминка под весёлую музыку « По малинку в сад пойдём.»

со всеми цифрами.

Весело нам с тобой, заходи к нам жить.

Бежит цифра 6:

Кто, кто в теремочке живёт, кто,кто в невысоком живёт?

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка.

Я- четвёрка.

Я – пятёрка. А ты кто?

А я – шесть дверной замочек, сверху крюк, внизу кружочек.

Пустите меня к себе жить.

В-ий: Мы тебя, конечно, пустим, но ты должна решить нашу задачу.

Пять ребят в футбол играли, одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает, сколько их теперь играет.

А записать пример сможешь?

Заходи к нам жить.

Бежит цифра 7:

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка.

Я- четвёрка.

Я – пятёрка.

Я – шестёрка. А ты кто?

А я – семёрка – кочерга, у меня одна нога.

Пустите меня к себе жить.

В – ий: Мы тебя, конечно, пустим, но ты должен выполнить задание.

Мимо нашего теремка бежал сказочный заяц. Посмотри из каких геометрических фигур он состоит и назови их.

Заходи к нам.

Бежит цифра 8:

Кто, кто в теремочке живёт, кто,кто в невысоком живёт?

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка.

Я- четвёрка.

Я – пятёрка.

Я – шестёрка.

Я – семёрка. А ты кто?

Я – восьмёрка- два кольца, без начала и конца.

Пустите меня к себе жить.

В – ий: Обязательно пустим, только выполни наше задание.

Заходи к нам.

Бежит цифра 9: - - Кто, кто в теремочке живёт, кто,кто в невысоком живёт?

Я – единица.

Я- цифра 2.

Я – тройка.

Я- четвёрка.

Я – пятёрка.

Я – шестёрка.

Я – семёрка.

Я – восьмёрка. А ты кто?

Цифра 9: Я – цифра девять, иначе девятка – цирковая акробатка

Если на голову встану, цифрой шесть тогда я стану.

Пустите меня к себе жить.

В – ий: Хорошо, только отгадай о чём я тебе говорю.

Этот предмет круглый, красный, лёгкий, прозрачный.

Ответ ребёнка: Это воздушный шарик.

Заходи к нам жить.

Под музыку « Звуки леса» входит Леший, держа за руки двух детей.

Леший: Здравствуйте, а вы кто?

Ответы детей: Мы – цифры А вы кто?

Леший: А я Леший. Шёл по лесу и нашёл две цифры. Вы случайно не теряли?

В- ий: Да нам не хватает одной цифры до десятка.

Леший: А это что за цифра?

Ответы детей: 10

Леший: А как вы узнали?

Ответы детей: состав числа 10 .

Цифра 10: Ничего нет проще, число 10 написать,

Нужно только к единице, справа ноль пририсовать.

Заходи к нам жить. Спасибо Леший.

Леший: А можно я с вами поиграю? Ну - кА, цифры разбегайтесь а потом все собирайтесь.

Проводится подвижная игра.(в конце игры дети строятся по порядку и считаются порядковый и обратный счёт)

В- ий: Наши дети молодцы поиграли от души, а сейчас они тебе расскажут чему научились.

Цифра 2: а я отгадывать загадки

Цифра 3: находить лишнюю фигуру

Цифра 4: делить целое на части

Цифра 5: обратный счёт

Цифра 6: составлять и решать задачи

Цифра 7: называть геометрические фигуры

Цифра 8: писать цифры

Цифра 9: сравнивать предметы.

Цифра 10; составлять число из двух цифр.

Леший: Я тоже хочу этому научиться и хочу, чтобы вы научили моих лесных жителей всему этому. Приглашаю вас ко мне в гости. А за это я вас щедро угощу.

Дети по коррегирущим дорожкам уходят с Лешим.