Правописание не и ни конспект. Не и ни в отрицательных наречиях. I. Сообщение темы, цели урока

Возраст: 8 класс.

Тип урока: комбинированный (урок – закрепление пройденного материала, повторительно-обобщающий, урок – изучение новой темы)

Оборудование:

Карточки для проверки усвоения предыдущего материала,

Развернутые таблицы на доске.

Проверка усвоения предыдущего материала (повторение темы

«-н и -нн- в суффиксах разных частей речи»,

Выработка умений и навыков по применению знаний на практике,

Изучение нового учебного материала,

Развитие навыков правописания не и ни с разными частями речи,

Развитие монологической речи.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

Правописание не- и ни- с разными частями речи.

Возраст: 8 класс.

Тип урока: комбинированный (урок – закрепление пройденного материала, повторительно-обобщающий, урок – изучение новой темы)

Оборудование:

Карточки для проверки усвоения предыдущего материала,

Развернутые таблицы на доске.

Цели:

Проверка усвоения предыдущего материала (повторение темы

«-н и -нн- в суффиксах разных частей речи»,

Выработка умений и навыков по применению знаний на практике,

Изучение нового учебного материала,

Развитие навыков правописания не и ни с разными частями речи,

Развитие монологической речи.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

Ход урока

I. Организационный момент (2-5 мин.)

Приветствие учителя. Проверка посещаемости учеников.

II. Проверка домашнего задания. (8-10 мин.)

Фронтальный опрос по правилам предыдущей темы (правописание -н- и

Нн- в суффиксах разных частей речи,

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1.

Вставить -н- или –нн-.

Безветр енн ый день, буль онн ый кубик, воро н ой конь, глин ян ый горшок, грач ин ое гнездо, див анн ая подушка, искусств енн ый шелк, карт инн ая галерея, лекарств енн ое растение.

Карточка №2.

Вставить -н- или -нн-.

Овч инн ый полушубок, мужеств енн о, разорв анн ый рукав, нежд анн ый гость, позолоч енн ое кольцо, груж енн ая кирпичом баржа, сумка нагруж ен а, посаж енн ый дуб, любимый плем янн ик.

III. Основная часть. (20-25 мин.)

Изложение нового материала. Наглядное пособие – таблицы.

1. Слитное и раздельное написание не.

1.1. не пишется слитно, если слово без не не употребляется,

1.2. не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Глаголы с приставкой недо- пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть). От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей не , которые обозначают неполное, незаконченное действие (ему не до стает такта, аквалангист не до стал морскую раковину).

1.3. не с существительными, прилагательными и наречиями:

Слитно

Раздельно

Если слово с не имеет синонимы без не :

Недруг – враг,

Небольшой – маленький,

Негромко – тихо.

Если есть противопоставление с союзом а:

Не друг, а враг,

Не большой, а маленький,

Не громко, а тихо.

В конструкциях типа далеко не , вовсе не , отнюдь не , нисколько не , далеко не :

- далеко не единственный случай,

Вовсе не обязательно.

1.4. не с причастиями:

1.5. не с отрицательными местоимениями:

1.6. В остальных случаях не пишется отдельно:

С числительными (не в осемь книг ),

С местоимениями (не э тот ),

Со сравнительной степенью (не с тарше, не г лубже ),

Со словами дефисного написания (не пол-лимона, не п о-старому ),

В вопросительных предложениях (Не п равда ли ).

2. Слитное и раздельное написание ни.

IV. Проверка понимания нового материала. (2 – 3 мин. мин.)

Упражнение из учебника (Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи). Устно объяснить правописание не . Выписать слова с не и ни .

Словарный диктант. Проверка результатов, объяснение правописания. (3 – 5 мин.)

Не скрывая удивления, недоумевая, не мог встретить, затаить ненависть, негодовать от возмущения, не деревянный дом, недешево стоить, неширокая река, незадолго до встречи, нечем писать, ни рыба ни мясо, нет ни у кого.

V. Подведение итогов. (2 – 3 мин.)

Как пишутся с не слова, которые без не не употребляются?

Как пишется не с глаголами и деепричастиями?

Как пишется не с прилагательными, существительными и наречиями?

Как пишется не с причастиями?

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. (1 – 2 мин.)

Упражнение из учебника,

Выучить материал урока.

VII. Список дидактического материала:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение.

Власенков А. И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» - М.: Просвещение, 2004.

Золотарева И. В., Дмитриева Л. П.: Поурочные разработки по русскому языку. – М.: ВАКО, 2005.


Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-посещение картинной галереи

Технология: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения

Цель: показать различие частиц НЕ и НИ

Знать : условия выбора частиц НЕ и НИ

Уметь: различать и правильно писать частицы НЕ и НИ

Попутное повторение пунктуации: знаки препинания при однородных членах предложения, в сложном предложении, при причастных и деепричастных оборотах.

Оборудование: дидактические карточки, репродукции картин Н.Рериха, опорные схемы, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Различение частиц НЕ и НИ”, вспомним пунктуацию в простом предложении с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, в сложных предложениях.

II. Актуализация опорных знаний

Цель: восстановить в памяти учащихся некоторые фрагменты прошлого урока

Обратиться к опорным конспектам (приложение 1)

НЕ с причастиями, деепричастиями,глаголами группа “А”

НЕ и НИ с местоимениями группа “В”

НЕ и НИ с существительными, прилагательными и наречиями группа “С”

Проверить дифференцированное домашнее задание

“А” - составить текст из 5-6 предложений с риторическими вопросами и восклицательными предложениями с использованием частиц НЕ и НИ на тему “Летние забавы”;

“В” - составить словарную работу на тему “Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи” по главе из повести М.Горького “Детство”;

“С” – упражнение № 1052 по “Сборнику заданий по русскому языку” для 6-7 кл. Л.Д.Беднарской, В.В.Бабайцевой.

1. Словарная работа

Неопытный стажёр, ещё не использованные резервы, неисправный прибор, далеко не единственный, не способен лгать, неподдельный восторг, не исчезая надолго, неосуществимая мечта, не сиреневый туман, не прошлогодний снег, не смотря ни на кого; не яркий, а бледный; конверт не запечатан; неясный, но тёплый день; очень необычный, несмотря на пургу, не видящий в темноте, непиленые дрова, одет не по-модному, отнюдь не скромный.

А) Работа с пятью первыми примерами на доске

Б) Проверяем у группы “С” домашнее задание (по сборнику)

2. Шуточный диктант (комментированно, по “цепочке”)

Вовсе (не)сложно решить задачу с (не)сколькими неизвестными. (Не)вероятно трудно написать диктант с бесчисленным количеством (ни)кем (не)изученных орфограмм и никогда (не)преподаваемых пунктограмм. (Не)поддающиеся проверке ударением слова так и хочется написать (не)правильно, все союзы (не)пременно нужно разделить отнюдь (не)ровной чертой или никак (не)объяснимым дефисом. При этом, как бы учитель ни пытался подсказать интонацией необходимые запятые, (ни)кто (не)собирался прислушиваться.

Дополнительный материал:

  1. Вовсе (не)большой остров посетить отнюдь (не)просто.
  2. (Ни)кем (не)исследованный маршрут мы (не)сможем пройти за (н?)сколько минут.
  3. (Не)громкую песню (не)удастся сыграть далеко (не)маленькому оркестру.
  4. (Не)ожиданное появление (не)поддаётся объяснению.
  5. Человек, (не)стремящийся к общению, начал ценить уединение.
  6. Ваш (не)возмутимый вид (н?)кого (не)удивит.
  7. Долго (не)прекращающийся дождь продолжает причинять массу (не)удобств.
  8. (Не)любимый урок (не)сможет пойти впрок.
  9. (Не)навидящий людей сосед себе сумеет принести только вред.

Прокомментировать знаки или их отсутствие во 2, 5, 7, 9 предложениях.

3. Творческая работа (на экране текст, ученики работают устно, обсуждают варианты, учитель или консультант вставляет предложенные прилагательные).Учитель читает этот отрывок в подлинном виде из рассказа А.П.Чехова, отмечаем различие.

Отрывок из рассказа А.П.Чехова. Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные с НЕ. Объяснить постановку или отсутствие запятой перед союзом И.

Старая усадьба.

Я возвращался домой и забрел в какую-то.......(незнакомую) усадьбу. (Неяркое) ........ солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись.........(неровные) вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные.......(непроходимые) стены. Я легко перелез через.... (небольшую) изгородь и пошёл по этой......(необычной) алее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.

Было тихо, темно, и только высоко на......(недосягаемых) вершинах кое - где дрожал......(неяркий) золотой свет и переливал радугой в......(невидимых) сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут....(небывалое) запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались.... (неподвижные) тени.

4. Из группы “А” один ученик рассказывает по опорному конспекту “Различение частиц НЕ и НИ” (приложение 2 , приложение 3)

5. Всем раздаю листы с такими примерами:

СПП (придаточная часть)

  1. Где он ни был, все о нём помнили. (Могла ли остаться память, если он там не был?)
  2. Не получалось ничего, что бы он ни делал! (Он делал, но не получалось)
  3. И куда он ни обращался, он везде получал отказ. (Мог ли он получить отказ, если бы не обращался?)

НИ в придаточном предложении - “довесок” к относительным местоимениям, его можно убрать (читаем предложения без НИ).

6. Определи: НЕ или НИ? (устно)

  1. Куда бы путник (не, ни) спешил, всегда усердную молитву он у часовни приносил. (М.Ю.Лермонтов)
  2. И кого (не, ни) спросит он, всем вопрос его мудрён. (А.С.Пушкин)
  3. А если спросит кто-нибудь...... ну кто бы (не, ни) спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был.

7. Учитель обращает внимание детей на то, что такое риторическое восклицание, вопрос.

Риторический вопрос, восклицание - это стилистические фигуры, с помощью которых усиливается выразительность текста. Риторический вопрос не требует ответа. Например:

Кто не ошибался в юности? (т.е. всякий ошибался)

Риторика(греч.)- наука красноречия, изящесловие.

Ритор – учитель красноречия; красноречивый, речистый человек.

Риторить – говорить или писать речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно.

Закрепление.

А) Из повести Пушкина “Станционный смотритель”:

Кто не знает станционных смотрителей?
.... Кто ж и не знал её?
Уж я ли не любил моей Дуни!
Где он только не был!
Чего он только не делал!

Куда он только не обращался!(вопросительные и восклицательные предложения) НО!!! Бывало, кто ни приедет, всякий похвалит, никто не осудит. (т.е. всякий, кто приедет, похвалит)

Б) Из статьи В.Г. Белинского об И.А. Крылове (устно объяснить постановку НЕ и НИ, указать предложения с причастными и деепричастными оборотами и объяснить знаки при них, найти сложноподчинённое предложение, определить виды придаточных, найти устаревший союз).

Не был ли он и при жизни своей живым памятником Петербурга? Кто из петербургских жителей не знал его по крайней мере с виду? Кто не имел случая любоваться этим открытым широким лицом, на коем отпечатлевалась сила мысли и отсвечивалась искра возвышенного дарования? Кто не любовался этою могучею, обросшею седыми волосами львиною головою, недаром приданной баснописцу, который также повелитель зверей- этим монументальным, богатырским дородством, напоминающим нам запамятованные времена, воспетого им Ивана Богатыря? Кто, и незнакомый с ним, встретя его, и не говорил: вот “дедушка” Крылов! И мысленно не поклонился поэту, который был близок каждому русскому?

8. Задание: давайте перенесемся мысленно в картинную галерею на выставку картин Николая Рериха. Перед нами “картинка с выставки”. Представьте себя гидом. Прочтем текст(на доске – иллюстрации картин Н.Рериха “Гималаи”)

  • Докажите, что перед вами текст.
  • Определите тему текста, придумайте заголовок.
  • Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Выполните предложенные задания.

Кто (н...)слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием “Гималаи”?

Кто (н...) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. Не раз замечено что горы изображенные на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя н... разу не проводилось н...каких исследований. Н... один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но н... запретить н... спрятать искусство не удастся н... кому.

  • Ученики из группы “А” – молча проверяют, объясняют по знаку учителя;
  • ученики из группы “С” – рассказывают о постановке НИ-НЕ;
  • ученики из группы “В” – комментируют постановку знаков препинания.

Эта работа не оценивается, дети проверяют себя, а на следующем уроке будет дифференцированная работа по подобному тексту.

Проверить домашнее задание у группы “А” (сочинить рассказ) .

9. Учитель: “А теперь продолжим знакомство с картинами Н.Рериха и заполним перфокарты, которые позволят очень быстро выявить уровень усвоения темы “Различение частиц НЕ и НИ”(раздаю карточки для каждой из групп).

I вариант – группа В

Горы производят незабываемое впечатление. Н... один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

Н... одного мгновения не хочется терять. Кто н... хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

Что н... говори, горы всегда прекрасны. Сколько н... смотри на это чудо, оно никогда не надоест.

Эту вершину пытались покорить н... раз. И н... разу восхождение не было легким. Вокруг н... души.

Равнодушно относиться к горам не могут н.. начинающие, н... опытные альпинисты.

II вариант – группа С

В предрассветной тишине не слышно н.. шороха.

Ощутить себя частичкой мироздания дано н.. каждому.

Н.. славы, н.. денег не требуют отважные путешественники.

Н.. раз художники пытались изобразить горы.

Но н.. один из них не смог превзойти своим мастерством Рериха.

Разве вы н.. мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

Как н.. трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.

На подготовку к восхождению уходит н.. один день.

Группа “А” по данным ниже опорным словам пишет мини-сочинение.

Работа по составлению текста на основе картины

Цель: формирование умения самостоятельно строить письменное высказывание

Легко ли описать картину, на которой изображены горы? Сейчас каждый из вас сможет ответить на этот вопрос. Допишите текст об этом прекрасном явлении природы, вдохновлявшем и художников, и поэтов.

Когда я вижу горы, то не могу... .

Не одно столетие... Ни ветер, ни солнце не властны... . Даже человек, сколько бы ни пытался, не способен... . Горы – это непостижимая тайна, и ни один из нас не... .

Сама пробую составить текст:

Не могу оторвать свой взгляд от этих снежных исполинов. ... возвышаются они, устремив остроконечные вершины в бездонное голубое небо... над могучими созданиями, хранящими в себе много тайн и загадок природы. ... не способен покорить эти таинственные (сфинксы) творения природы... . ... не сможет сказать, что, встретившись с ними, остался равнодушным.

10. Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением слов.

  1. Нельзя не восхититься восторжествованием красоты.
  2. Ни один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
  3. Рассматривая картины Н.К.Рериха, нас не покидает желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.

11.. Цель задания: объяснить правило написания НЕ и НИ с различными частями речи на текстовом, напечатанном материале; организовать поиск, т.е. увидеть, как написано, понять, почему написано так, а не иначе, увидеть, какому пункту конспекта соответствует тот или иной пример.

Из повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.Объяснить правописание НЕ и НИ.

  1. И уже было не пятнышко.
  2. Только разве.... по небольшим рожкам....... можно было догадаться, что он не немец, и не губернский стряпчий, а просто чёрт.
  3. И несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ.
  4. Я совсем не хороша.
  5. Кумова жена была такого рода сокровище, каких немало на белом свете.
  6. Государыня не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца.
  7. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат.
  8. Где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе.
  9. Не хочу..... ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства.
  10. Пацюк – ни слова и доедал остальные галушки.
  11. Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски.
  12. Наконец поспешно спрятал в кармане и, как будто ни в чём не бывало, побежал дальше.
  13. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц.

12. Материал для самостоятельной работы(на карточках либо через проектор)

А) Укажите номера предложений, где пропущена буква И.

  1. Недочитанная книга что (н)пройденный путь.
  2. С тех пор нам были уже не опасны (н)хищный зверь, (н)птица.
  3. Кругом (н)деревца.
  4. (Н)какая работа не страшна.
  5. Щенок уселся как (н) в чем не бывало.
  6. Утром мы (н)ждали ни дождя, ни грома.
  7. Что (н)спроси, растолкует, научит.
  8. (Н)когда печалиться, надо работать.
  9. Куда ворона (н)полетела, везде она будет хуже сокола.
  10. В зависти нет (н)проку, (н)радости.

“Правописание частиц”

Б) Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ.

  1. В предрассветной тишине не слышно н... шороха.
  2. Ощутить себя частичкой мироздания дано н... каждому.
  3. Н... славы, н... денег не требуют отважные путешественники.
  4. Н... раз художники пытались изобразить горы.
  5. Но н... один из них не мог превзойти своим мастерством Н.Рериха.
  6. Разве вы н... мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
  7. Как н... трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.
  8. На подготовку к восхождению уходит н... один день.
  9. Тот, кто побывал в горах, н... разу не пожалеет о проведенном времени.
  10. Мы должны добраться во что бы то н... стало.

В) Укажите номера предложений, где пропущена буква И.

  1. Н... стыдно н... знать, стыдно н... учиться.
  2. Н... брани и н... хвали того, кто н... испытан тобой н.. в деле, н.. в пути.
  3. Сад н..большой, но яблоки в нем крупные.
  4. Мальчик н..чаянно разбил стекло.
  5. По небу, н..сколько не торопясь, движутся облака.
  6. Анна была н.. в чем н.. виновата.
  7. Н.. разу я не был в туманном краю.
  8. Н..чего н..кому не скажу, так как н..кому говорить.
  9. Н.. раз пытался он постичь эту науку.

13. Дидактический сундучок.

Тестовая работа.

  1. Сколько утка н.. бодрись, а лебедем не быть.
  2. Она н..чего н.. делает.
  3. Он все делает хорошо, что н.. поручи.
  4. Если б я только н..когда не жил, н..когда не пел и не любил.
  5. Н.. раз в бездонность рушились миры, н.. раз труба архангела трубила, но н.. была добычей для игры его великолепная могила.
  6. Нежно небывалая отрада прикоснулась к моему плечу, и теперь мне н..чего не надо, н.. тебя, н.. счастья не хочу.
  7. Н..смотря на трудности, мы сделали эту работу.
  8. Борис н.. о чем не думал, н.. на что не обращал внимания.
  9. Ружье оказалось (н..)заряженным.
  10. Печаль беде н.. помощник.

14. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками, данными в скобках.

Иногда люди хотят, чтобы их н.. узнавали н.. родственники, н.. соседи, н.. чужие (частицу можно опустить и заменить союзом И) . Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав н.. свет н.. заря (фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только н.. хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто н.. приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как н.. старался (предложение сложное, частицу можно опустить, и смысл не изменится) этот скромный труженик, н.. одна (ничто) из его работ н.. доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника, потому что, по обычаю, все сгорало в огромном костре. Н.. раз (много раз) обижался мастер на эту традицию, но н.. разу (никогда ) никому н.. жаловался (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный) , ведь он дарил людям радость.

(По Е. Пономареву)

Использованная литература

1. Е.А.Полежаева “Современные открытые уроки русского языка” 7 класс - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002 г.

2. В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская. “Русский язык. Сборник заданий. 6-7 класс” к учебнику В.В.Бабайцевой “Русский язык.Теория.5-11 классы” - Москва: “Дрофа”, 2000 г.

3. С.А.Романова “Тематическая разработка уроков русского языка. 7 класс”. - Москва: “Школьная пресса”, 2004 г.

4. Учебник для ОУ под редакцией С.Н.Пименовой “Русский язык. Практика.7 класс”. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 13-е издание. - Москва: “Дрофа”, 2002 г.

5. В.В.Бабайцева “Русский язык.Теория.5-11 классы. Учебник для ОУ. 4-е издание. - Москва: “Дрофа”, 2002 г.

6. Д.Э.Розенталь “Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы”. – Москва: “Просвещение”, 1990 г.

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи НЕНИ Отрицание = НЕТ Погода НЕ испортилась (Испортилась? – Нет.) Отрицание = И О не сказал НИ слова. (Не сказал И слова) Утверждение = ДА. Как НИ спешил, всё равно опоздал. (Спешил? – Да.) Частицу НЕ опустить нельзя: измениться смысл Частицу НИ можно опустить из предложения, не нарушив смысла Двойное отрицание в утвердительных предложениях. Я не мог не сказать (сказал). Я не мог не прийти (пришёл). НИ пишется раздельно со всеми частями речи, кроме отрицательных наречий и местоимений без предлога. Никуда, никто.


Устойчивые словосочетания. Ни то ни сё Ни жив ни мёртв Ни рыба ни мясо Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни пуха ни пера Ни свет ни заря Ни слуху ни духу Ни к селу ни к городу Ни с того ни с сего Ни взад ни вперёд Ни за что ни про что Откуда ни возьмись Куда ни шло






Существительные, прилагательные, наречия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Неряха Ненастный Нелепо Есть противопоставление. Не хорошо, а плохо Не правда, а ложь Не близкий, а далёкий. Образует новое слово, которое можно заменить близким по значению словом без НЕ. Неправда (ложь) Неблизкий (далёкий) Неплохо (хорошо) Есть зависимые слова (далеко, вовсе, совсем…). Вовсе не лёгкий поход. Совсем не интересно. Пояснительные слова обозначают степень качества. (очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, почти и т.д.) Совершенно неблизкий путь Есть зависимое слово, выраженное отрицательным местоимением или наречием. Ничуть не далёкий.






Глаголы и деепричастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. ненавидеть В остальных случаях. Не хотелось Не видя. Обрати внимание! Глаголы с частицей НЕ следует отличать от глаголов с приставкой НЕДО-. Опираться в этих случаях нужно на значение, которое придаёт глаголу частица и приставка. Приставка НЕДО- придаёт глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой. А глагол с частицей НЕ означает неоконченное, не доведенное дело до конца действие. Недоедал досыта Не доел обед.












Причастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Негодующий. С краткими причастиями. Не решена. Нет зависимого слова и противопоставления. Нерешенная задача. Есть противопоставление. Не решенная, а списанная задача. Есть зависимое слово. Не решенная дома задача.





Урок в 7 классе (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М., «Просвещение», 2006 г.).

Учитель МКОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа» Николаева Елена Васильевна.

Тема урока: «Отрицательные частицы НЕ и НИ».

Имя урока: «Такие разные и такие нужные».

Цели:

Формирование умения различать смысловые значения частиц НЕ и НИ.

Задачи.

1. Образовательные:

Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

Сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

2. Развивающие:

Развивать зрительную память, наблюдательность, внимательность;

Уметь составлять предложения.

3. Воспитательные:

Прививать чувство любви к Родине, природе, родному краю.

Социализация

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: учебник.

Эпиграф: « Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам». Гёте.

Ход урока

    Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Васильевна.

Вызов. Наш урок я хочу начать со стихотворения, а вы догадайтесь, какое слово я не прочитала.

Я – часть речи с названием …, /частица/

Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья,

Могу помочь я форм образованью,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Думаю, вы догадались, о какой части речи пойдёт речь.

Запишем число 17 апреля, классная работа. Имя урока: «Такие разные и такие нужные».

    Актуализация знаний. (вспоминаем то, что знаем о частице)

Составление таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

Продолжите предложение. - Частица – это …..

Как могут писаться частицы? (Вариант: Заполните пропуски в кластере.)

3.Ввод в тему. (определяем проблему)

Эпиграфом к уроку я взяла слова немецкого поэта Гёте. Запишите в тетрадь.

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам. Гёте.

А как вы понимаете смысл этих слов?

Какие частицы есть в высказывании Гёте?

Какой оттенок они вносят в предложение?

К какому разряду они относятся?

Как вы думаете, о каких частицах мы будем говорить на уроке?

Запишите в таблицу, что вы хотите узнать об этих частицах)

4. Изучение нового материала . (решаем проблему)

Запишем тему урока ………… «Отрицательные частицы не и ни».

Мотивация . - Кто не проклинал эти частицы! Кто не бранился, часто ошибаясь в словах и предложениях с не и ни! Кто в минуту гнева не говорил: «Какая разница, что писать?»

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (научиться различать по смыслу частицы не – ни, уметь их правильно писать)

Мы постараемся понять, как нужны они в речи, как меняется смысл от неверного их написания. Многие замечательные слова «приходят и уходят», а НЕ – НИ остаются.

Частицы не - ни в безударном положении совпадают в произношении. Это приводит к ошибкам в употреблении этих частиц, различать их надо по их значению, опираясь на контекст.

Сегодня постараемся научиться различать не – ни. По ходу урока записывайте в таблицу то, что узнали на уроке.

1 – е значение НЕ. Посмотрите на предложения.

1. Вы не были в Национальном парке «Угра».

2. Не вы были в Национальном парке «Угра».

3. Вы были не в Национальном парке «Угра».

Какой смысл вносит частица не?

Перед каким членом предложения стоит частица не?

Вывод: в 1 случае всё предложение отрицательное, т. к. НЕ стоит перед сказуемым;

во 2 и 3 предложениях отрицается только один факт (кто-то другой был, где-то вы были), а в целом смысл у предложений утвердительный.

Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение на странице 179 п. 67 вашего учебника.

Задание : Ребята, я прочитаю вам предложения. (Работа с текстом. Один у доски)

Чего не надо делать в лесу.

Не ломайте вершинку у берёзки. Вершинка не вырастает заново.

Не разжигайте без необходимости костёр. Не оставляйте огонь непогашенным. Не погашенный вовремя огонь может принести непоправимое несчастье.

Вопросы. – Можно ли назвать записанные предложения текстом?

К какому стилю речи принадлежит текст?

Какова основная мысль текста?

Выпишите предложения, в которых частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению. Где должна стоять частица не?

2 – значение . - Частица НЕ вносит отрицание в предложение. А какое значение вносит частица НЕ в следующие предложения? Запишите в тетрадь.

Я часто думаю о Родине, о ней не думать не могу. (А.Прокофьев)

Не могу не говорить об охране природы.

Вывод: здесь два отрицания, каждая частица НЕ употреблена в отрицательном значении, но смысл у предложения утвердительный.

Давайте обратимся к учебнику и убедимся в правильности нашего вывода. Прочитаем определение на странице 180.

Задание. Поработаем в паре. Запишите предложения, ставя частицу НЕ сначала только перед 1-м глаголом, затем только перед 2-м, перед обоими сразу. В каком случае предложение получило не отрицательный, а положительный смысл?

    Молодая яблоня может расцвести весной.

    Я могу летом поехать в Этномир.

Работа в паре. 1 ряд – 1 предложение, 2 ряд – 2 предложение. У каждого из вас должно получиться по три перестроенных предложения.

3 – значение. - Посмотрите на следующие предложения, которые напечатаны на ваших листках . Прочитаем выразительно.

1) Матушка русская земля!

Кто не топтал тебя, не бил копытами! Какая жадная орда не бесновалась по тебе!

Всё выдержала ты… (Д.Зорин)

2) Кто не восхищается необъятными просторами России!

3) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное (Н. В. Гоголь)

В чём особенность этих предложений?

Какие они по цели высказывания?

Нужны ли ответы на эти вопросы? Как называются такие вопросы?

(Такие вопросы называют риторическими . Особенность риторических вопросов в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.)

Обратите внимание, что в конце таких предложений ставится вопросительный или восклицательный знаки, отрицательный смысл этих предложений не замечается, это отрицательная конструкция всегда пишется с НЕ.

Творческое задание. - Давайте сами попробуем сочинить предложения с риторическими вопросами.

(Куда он только не обращался с просьбой о создании заповедной зоны! Где он только не был!)

5. Физкультминутка. Я буду вам читать стихотворение, а вы, ребята, делаете движения и хором называете частицы, которые услышите.

Что за трудный наш урок!

Неужели не устали?

Уж пора бы распрямиться, потянуться.

Как нужна нам физзарядка!

Глазками перемигнемся и

И друг другу улыбнемся!

Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения?

4 – значение. Задание. А теперь мы посмотрим, когда в предложении употребляется частица НИ. Запишите предложения.

1.На небе ни облачка.

2. Нет ни одного равнодушного человека среди юннатов.

Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.

Есть ли подлежащее в предложении?

1. Сказуемые нет, не видно в 1-м предложении опущены, а частица ни усиливает отрицательный смысл этих опущенных, но подразумевающихся сказуемых.

2. - Какое значение у предложений?

Частица НИ усиливает отрицание, которое выражено словами не, нельзя, нет.

5 – значение . А теперь запишем такие предложения.

1. Кто не бывал в Парке птиц, тому стоит поехать туда.

2. Кто ни бывал в Парке птиц, всем очень понравилось.

Эксперимент. – Ребята, простые или сложные предложения мы записали?

Что получится, если написать частицу НЕ во 2- предложении?

Если опустить частицу НИ, изменится ли смысл? А НЕ?

Какое значение вносит частица НЕ в 1-е предложение? НИ во 2- е предложение?

Чтобы убедиться в правильном выводе, прочитаем правило на странице 177.

Потренируемся, выполняя коллективно упражнение 388 1 – 3 предложения.

Индивидуальное задание у доски. Карточки. (Льются птичьи переборы, стелются поля, и куда ни кинешь взором, всё моя страна. (М.Исаковский)

6. Закрепление.

Задание . Ребята, у вас на листочках напечатаны предложения. Прочитайте. Определите, из какого произведения вз я ты предложения, кто автор. (Н.В.Гоголь «Т.Бульба»)

Давайте выясним значение частиц.

    Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать…

    Всех, кто ни стоял, разобрала такая речь…

    Не ослабела ещё козацкая сила?

    Повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

    А на Остапа уже наскочило шестеро; но не в добрый час наскочило.

    Ни крика, ни стону не было слышно из уст его, не дрогнулось лицо его.

    Что бы ни было, пойду разведать, что он… Разведаю во что бы то ни стало.

    Проверим, чему научились на уроке. - Какой темой объединены предложения?

Цифровой диктант. 1 – НЕ, 2 – НИ. (на листах)

1. В поле нет ни души.

2. Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К.Паустовский)

3. В каких только уголках России не побывал я за эти годы!

4. Сколько ни ходи в лес, а всё увидишь невиданное и услышишь неслыханное. (Н.Сладков)

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, наблюдая за работой ласточек.

6. В каком бы далёком и прекрасном краю человек ни был, всегда помнит о свое малой Родине.

7. Кто не любит природу, тот не может гармонично развиваться.

Обменяйтесь мнением.

Проверка. 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1

    Итоги. Вернёмся к таблице. Что же вы узнали сегодня?

Вывод:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы – ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами)пишутся через дефис.

Как различать частицы НЕ - НИ

1.В отрицательном предложении – не.

2.В утвердительном предложении при двойном не – не.

3.В предложении с риторическим вопросом и восклицанием – не.

4.В СПП с отрицанием – не.

5.В односоставном безличном предложении усиливает отрицание - ни.

6. В СПП с утвердительным значением – ни.

Когда пишется частица не? Какое значение она придаёт предложению?

Что такое риторический вопрос и какая частица в нём пишется?

Когда пишется частица ни?

Обратимся к нашему эпиграфу. Теперь мы понимаем значение частиц НЕ и НИ, а значит, эти знания теперь принадлежат нам.

Вы хорошо поработали, но на этом тема не заканчивается.

9.Домашнее задание (на выбор)

    П. 67, упр.387

    Выписать из произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 6 - 10 предложений с частицами НЕ – НИ.

    Написать сочинение-миниатюру, обязательно используя частицы НЕ - НИ, на одну из тем « А в лесу ни души», «Чего не надо делать в лесу».

10. Рефлексия.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке мы…

Мне понравилось…

Я научился…

Я чувствовал себя на уроке…

Мне удалось…

Меня удивило…

НЕ и НИ у нас частицы,

Нам их нужно уважать.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять.

Спасибо за урок.

Заполните таблицу примерами.

частица

значение

примеры

НЕ

1.Отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

2.Утвердительное значение

НЕ мочь + НЕ инфинитив.

3. Утвердительное значение в восклицательном предложении.

4.Значение отрицания в СПП.

НИ

1.Отрицание в предложении без подлежащего.

2.Усиление отрицания.

3.Значение утверждения в СПП.

Где бы люди меня (н…) спросили,

Я отвечу им так, (н…) солгу:

Мне (н…) жить без России,

Я дышать без неё (н…) могу. (А.Прокофьев)

Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение частиц.

(Н…) ломайте черёмуху.

(Н…) ломайте рябину,

Берегите калину.

(Н…) в апреле, (н…) в праздничном мае

(Н…) топчите свою луговину.

Мураву (н…) топчите, (н…) рвите,

(Не…)губите своих незабудок! (Ф. Сухов)

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Всем известна пр...тягательная сила родников. (Н…)один путник (н...)может пройти мимо что(бы) (н...)остановит(?)ся (н…)пр...пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. (Н…)в людных местах (н...)в глухой тайге родник (н...)остаётся (н...)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н...)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Какой (н…) была богатой природа возможности её (не)безграничны. Мы должны быть её защитниками, ибо нельзя только владеть (н…) платя за добро ответным добром. (Н…)какими законами (н…) оградить пр…роду от ущерба, если каждый из нас (н…) осознает и (н…) на минуту (н…) буд…т забывать, что, нанося вред окружающей среде, мы вредим сами себе… (В.Ткаченко)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЙДЁНОВ СКАЯ ШКОЛА "

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Составила:

учитель русского языка

и литературы МБОУ

"Найдёновская школа"

Великая И.В.

с.Найдёновка,2016г

Конспект урока в 7 классе

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ход урока

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу,
доброжелательное отношение друг к другу.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

ΙΙ. Мотивация к изучению нового материала.

Слово учителя:

Начнём наш урок вот с такой необычной истории:

(Ученики разыгрывают сценку)

В далекой стране есть поселок «Частица» . В этом поселке живет множество частиц.

Каждое утро все частицы выходят из своих домов и идут на рынок «Перекресток» . Частица НЕ – не исключение и тоже пошла на рынок. Там она встретила подругу частицу НИ, и они пошли вместе за апельсинами.

В ларьке к ним подошел продавец НЕЙЗНАЙКА и сказал:

НЕ и НИ! Здравствуйте! К нам сегодня завезли апельсины. Они очень вкусные. Несколько не горькие…

Не успев закончить фразу, как частица НИ закричала на весь рынок:

Как ты смеешь меня оскорблять? Как ты смог меня, частицу НИ, спутать с частицей НЕ. Если бы не я, частица НИ, ты бы не смог правильно разговаривать со своими покупателями! Тебя бы уволили давно! Я нужнее, чем частица НЕ для родного языка!

Тут, не вытерпев, вскричала частица НЕ:

Это ты нужнее? Да если бы не я, все бы говорили как иностранцы: «Ни смог, ни прийти» . Так что я нужнее для нашего родного языка!

На крики сбежались все покупатели с рынка и тоже начали спорить, кто важнее: частица НИ или НЕ?

Слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к двум сестрам. Как вы уже поняли это частицы НЕ и НИ. Необходимо помирить их. Но сначала, давайте вспомним, что нам известно о правописании частицы не с различными частями речи ?

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1.( Класс делится на две группы, два ученика работают у доски с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.

1 вариант 2 вариант

не участвовал негодовать

не слышится шороха неряшливый

не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река

не правда, а ложь говорить неправду

не в чем сомневаться нечем удивить

не за что хвалить нечего хвалиться

ничуть не злой очень недобрый

вовсе не грустный совершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя:

Объясните значения устойчивых выражений :

ни больше ни меньше, ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни пуха ни пера.

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Приведите свои примеры употребления частицы НИ в устойчивых выражениях .(Дети приводят примеры)

А сейчас выполните следующие задание:

на отдельных листах напечатаны предложения. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн.жне Марье о д.ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н.) раз друг ув.зил Долохова от п.гони (н.)раз он по городу катал их с ц.ганами. 4.Для него (н.) было (н.)каких – (н.) физических (н.) моральных оков: он все мог.делать и (н.)что его (н.)связывало. 5.Он (н…)во что (н.) верил и (н.) чего (н.) признавал.

3.Слово учителя:

Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни , тем самым часть дела по примирению сестер частиц не и ни уже сделана.

Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не при­ дает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приоб­ ретать и положительный смысл:

Не могу не вспомнить, как весело нам было на спортивных состязаниях.

Я не мог не поздравить своего давнего друга с днём рождения.

На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

Какую особенность вы заметили в этих предложениях? (первая частица не находится перед формами гла­ гола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола).

4.Фикульминутка.

5.Слово учителя:

Вот мы и добрались до города, где живут сестры. Но, что мы видим? На помощь сестрам приехал и мэр города. Давайте посмотрим, удастся ли мэру помирить частицы.

(продолжение сценки)

Приехал мэр города НЕВЗНАЧАЙ.

Он решил сам рассудить двух спорящих частиц.

Что за шум? Что за крики? Кто не смог поладить друг с другом?

Это частицы НЕ и НИ, послышался голос НЕВЕЖДЫ.

НЕЗНАЙКА, расскажи, как все началось, - сказал НЕВЗНАЧЙ.

Она сказала, что она важнее, - сказала частица, НЕ, показывая пальцем на частицу НИ. – На самом деле, важнее я, частица НЕ.

Начинай, сказал НЕВЗНАЧАЙ, указывая на НЕЗНАЙКУ.

Они пришли ко мне купить апельсины. И вдруг у меня вырвалась неграмотная фраза: «Несколько не горькие» . И из-за этого они поссорились. Я извиняюсь перед частицей НИ и говорю еще раз эту фразу, но только правильно: «Покупайте апельсины. Они очень вкусные; Они очень вкусные; нисколько не горькие» .

Все выяснилось, частицы. Все вы нужны для нашего языка. Мы все здесь равны, все частицы нашего родного языка. Я рад, что обошлось нормально. А теперь расходитесь по своим делам, а частицы НЕ и НИ, идите по домам с миром!

Все в хорошем настроении пошли с рынка. НЕ и НИ остались довольны.

6.Слово учителя:

Вот и разрешился спор, а мы, чтобы частицы больше между собой не ругались закрепим знания об их правописании. Да и НЕЗНАЙКУ научим.

Работа с карточками

А.Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. (Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.

5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

7. Миша н_ пошел на каток.

Б. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты.

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Ключ: Нельзя не восхититься торжеством красоты.

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неиз­веданному.)

В. Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

IV .Стадия рефлексии .

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V. Домашнее задание . Составить словарную диктовку «Правописание не и ни с различными частями речи»