Принципы классификации звуков речи. Принципы классификации гласных. Дополнительные параметры классификации согласных

Наиболее распространенной является артикуляционная классификация гласных.

Так как при образовании гласных в речевом аппарате преграда не возникает, гласные невозможно классифицировать по тем признакам, на которых строится классификация согласных: невозможно говорить ни о месте , ни о способе образования . Признак «участие – неучастие голоса» также нерелевантен (неважен), так как при образовании гласных голосовые связки обязательно работают.

В артикуляции гласных участвует весь речевой аппарат , ноглавную роль играетязык , так что основаниями классификации гласных в первую очередь служат:

    ряд (движение языка погоризонтали ),

    подъем (движение языка повертикали ),

    а также работа губ .

Эти признаки характеризуют гласные в подавляющем большинстве языков мира 7 .

Английские фонетисты Бэлл иСуит (Alexander Melville Bell (1847–1905), Henri Sweet(1845–1912)) разработали таблицу гласных, в которой учитываются:

    3 положения языка при движении по горизонтали,

    3 степени его подъема.

В зависимости от того, какая часть языка поднимается при произнесении гласного, различаются гласные:

    переднего ,

    среднего (смешанного ),

    заднего ряда.

    При произнесении гласных переднего ряда ктвердому небу поднимаетсясредняя часть языка, акончик языка находится у передних нижних зубов; вся масса языка продвинута вперед:

    При произнесении гласных среднего ряда к небу поднимаетсявесь язык , вытянутый вдоль полости рта:

    При произнесении гласных заднего ряда к мягкому небу поднимается задняя часть языка, а кончик языка отодвинут от передних нижних зубов; вся масса языка отодвинута назад:

Разумеется, резких физиологических границ, отделяющих артикуляцию гласных одного ряда от гласных другого ряда, нет. Однако, в тех языках, где встречаются все эти артикуляторные типы, они достаточно четко выражены.

Движение языка по направлению к небу (твердому или мягкому) определяет степень подъема , илизакрытость иоткрытость гласных. Этот признак связан со степенью раствора рта [ООФ, с. 21].

По признаку движения языка по вертикали различаются гласные:

    верхнего ,

    среднего ,

    нижнего подъема .

    При образовании гласных верхнего подъема язык занимает самое высокое положение:

    [и], [у], [ü].

    При произнесении гласных среднего подъема язык и нижняя челюсть менее приподняты:

    При произнесении гласных нижнего подъема язык наиболее опущен (напр., у врача предлагается произнести: а – а – а). Фактически никакого подъема языка нет, так что звук [а] чисто условно относится к гласным среднего ряда.

Система русских гласных фонем в этой таблице выглядит так:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

Получается так называемый «треугольник русских гласных», очень наглядный и удобный, т.к. с его помощью можно примерно определить зону образования гласных типа [и], [а] и т.д. в других языках:

И ы у э о а

По участию губ гласные делятся на

    лабиализованные (огубленные) – губы округлены [о] или округлены и вытянуты вперед [у];

    нелабиализованные (неогубленные) –губы нейтральны [а], [э] или растянуты [ы], [и].

Лабиализация (округление, вытягивание) существенно влияет на форму резонаторов, а тем самым и на тембр гласных: он понижается .

Если учесть лабиализацию, то в таблице получится 18 клеток:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

нем. über

y

норв. hus

каз. r ыз

э , ε

эта фр. les

фр. seul

англ. sun

англ. man

ангел

α :

англ. part

англ. dog

[Реформатский, с. 185; Кодухов, с. 122]

Различие лабиализованных и нелабиализованных гласных переднего ряда ярко проявляется во французском, немецком, уральских, алтайских и др. языках:

немецкий французский

Kiefer ‘сосна’ –K ü fer ‘бондарь’dire ‘говорить’–dure ‘твердый’

edel ‘благородный’–Ö de [ø:] ‘пустыня’f é e ‘фея’ –feu ‘огонь’

Helle [ε] ‘ясность’– H ö lle [œ] ‘ад’p è re ‘отец’peur ‘страх’

Современная экспериментальная фонетика способна фиксировать очень тонкие артикуляционные различия, так что трех рядов и трех подъемов часто недостаточно 9 [Шайкевич, с. 19–20]. См. схему в [Маслов, с. 81].

По словам Л. Р. Зиндера , «от [i] к [а]… ведетнепрерывный ряд гласных , возникающий при медленном опускании или подъеме языка. Три, четыре, шесть или семь степеней подъема – это лишь условные остановки на этом пути» [Цит. по: ЛЭС, с. 106].

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Гласные, как уже было отмечено, чисто тоновые звуки, без какого-либо призвука шума. Источником звука при произнесении гласных выступают колебания голосовых связок. Проходя через глотку или носовую полость, голос приобретает особый тембр. В надгортанных полостях и возникают различия между гласными звуками. Эти различия обусловлены изменениями в объеме и форме полостей-резонаторов. Говорящий достигает таких трансформаций движением губ, языка и подвижной нижней челюсти.

Классификация гласных основана на трех признаках:

1) участие губ;

2) степень подъема языка по вертикали по отношению к нёбу;

3) степень продвинутости языка вперед или назад по горизонтали.

В русском литературном языке всего шесть гласных звуков, которые можно произнести изолированно, вне слова или слога: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные – от лат. labium «губа») и неогубленные (нелабиализованные). К лабиализованным относят звуки [о] и [у], причем степень лабиализованности [у] выше. Остальные гласные – нелабиализованные.

По степени подъема языка различают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] , при образовании которых язык занимает крайнее верхнее положение; гласные среднего подъема [э], [о] , при образовании которых язык почти не сдвигается с исходной позиции, и гласный нижнего подъема [а] , при образовании которого язык и нижняя челюсть занимают крайне нижнее положение.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад выделяют гласные переднего ряда [и], [э], при образовании которых язык выдвигается вперед, приподнимается его передняя часть; гласные среднего ряда [ы], [а], при образовании которых язык незначительно подается вперед, приподнимается средней частью при образовании [ы], либо лежит плоско при образовании [а] ; гласные заднего ряда - [о] и [у] – образуются путем приподнимания задней части языка к заднему нёбу.

В простейшем виде таблица русских гласных представляет собой треугольник.

Ряд

подъем

передний

средний

задний

верхний

и

ы

у

средний

э

о

нижний

а

Существуют и другие, более сложные схемы, например, трапецоид гласных (см. Л.Л.Касаткин. Современный русский язык. Фонетика)

Однако в потоке речи выделяется гораздо больше гласных звуков - в 4-5 раз больше, чем помещенных в нашу таблицу. При этом качество гласных зависит главным образом от двух факторов: позиции гласного по отношению к ударному слогу и твердости/мягкости соседних согласных.

Обозначим [t] - любой твердый согласный;

Любой мягкий согласный;

[а] - любой гласный фонетического треугольника;

Под ударением качество гласного звука определяется:

1. В слогах типа [а] , , качество гласного не меняется: [о]-[ос], [нос], [у]-[у]хо, [дух].

2. В слогах типа под влиянием предшествующего мягкого согласного гласный в начале артикуляции произносится с более высоким подъемом и прикрытым ртом: [м ’ ۠ ал], [л ۠ укl<], [с ۠ ол], [б ۠ ил], [п ’ ۠ эл].

З. В слогах типа - под влиянием последующего мягкого согласного те же самые изменения происходят в конце артикуляции гласного: [со۠ л ’ ], [ру۠۠ л ], [пьiл’], [ла۠ н’], [шэ۠ с’т’], [о۠ ]ли, [у۠ ]лей, [эт ۠ и].

4. - между двумя мягкими согласными описанная артикуляция гласного сохраняется в течение всего звучэния: [л ’ ۠ о۠ н ’ ], [м ۠ а۠۠ т ’ ], [л ۠ у۠ б ’ ит], [ш ۠ эл ’ ].

В безударных позициях качество гласных зависит:

А) от места звука по отношению к ударению;

б) от положения в начале/не в начале слова;

в) от качества соседних согласных, в особенности предшествующего.

Безударные гласные отличаются от ударных количественно и качественно.

Качественные отличия - это отличия в тембре. Отличия количественные заключаются в том , что безударные гласные обычно короче ударных и про износятся с меньшей силой. В связи с этим ударные гласные называют гласными п о л н о г о о б р а з ов а н и я, безударные - р е д у ц и р о в а н н ы м и гласными.

Существует различие и между безударными гласными, что обусловлено их местом по отношению к ударению и положением в слоге. А. А. Потебня предложил формулу, условно оценивающую в единицах силу ударных и безударных слогов. Сила ударного гласного соответствует 3 единицам, гласного первого предударного слога 2, других безударных слогов - 1: беспорядок [б ’ и Э спа ъ р адък] 1-2-3-1; переподготовка [п и Э р и Э пъдга ъ тофкъ)] - 1-1-1-2-3-1 ; вынужденный [вынужд и э ны ъ j ] - 3-1-1-1.

Сила безударного гласного зависит также от следующих условий. Неприкрытый слог равен первому предударному: атаковать - 2-1-2-3; наоборот [нъа ъ ба ъ рот] - 1-2-2-3; аист [аи Э ст] - 3-2. Сила заударного конечного открытого слога колеблется, она может равняться 1 и 2 единицам: шапка [шапкъ)] 3-1 и [шапка ъ ] - 3-2. Безударные гласные, оценивающиеся в 2 единицы, - это редуцированные l-й степени, оценивающиеся в 1 единицу - редуцированные 2-й степени.

К редуцированным 1-й степени относят гласные [э и ], [и э ], [ы ъ ], [ Λ], [а ъ ] . В речевом потоке эти гласные встречаются в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге внутри слова, в 1-м предударном слоге.

[э и ] - звук средний между [э] и [и] , ближе к [э] ; достаточно редкий, так как характерен он для старшей орфоэпической литературной нормы (так называемого «эканья»): в[э и ]сна, р[э и ]ды, б[э и ]рёт. Однако для современного литературного языка характерно «иканье» - произнесение [и э ] - звука, близкого к [и] : в[и э ]сна, р[и э ]ды, б[и э ]рёт. Поэтому в транскрипции часто используется один знак - [и э ] – для обозначения гласного переднего ряда верхнесреднего подъема, произносимого в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге в середине слова и в 1-м предударном слоге: [и Э скат ] - искать , [пъи Э ск Λв ’ ик] – поисковик , [и Э таш] - этаж , [с"и Э жу] - сижу , [с и Э д эjу] - седею , [п"и Э так] - пятак .

В позиции после твердого согласного в 1-м предударном слоге появляется звук [ы ъ ] – укороченное [ы], звук среднего ряда верхне-среднего подъема: [пы Ъ л ит] - пылит , [цы Ъ п э j ] - цепей , [шы Ъ сто j ] – шестой . Этот звук встречается также во 2-м предударном и заударном слогах: сыровар - [сы Ъ р Λвар], мыловар - [мы ъ л Λвар], уши - [ушы Ъ ], лыжи - [лыжы Ъ ] .

Гласные [ Λ] и [а ъ ] достаточно близки. Оба – средне-нижнего подъема, но [а ъ ] – среднего ряда, звук, более близкий к [а], а [ Λ] – нелабиализованный гласный средне-заднего ряда, средний между [о] и [а], ближе к [а]. Поскольку разница между ними небольшая, в транскрипциях используют один какой-то знак; мы традиционно используем знак [ Λ]: [ Λрл ’ ины Ъ j] - орлиный , [ Λбр ’ и Э кос] – абрикос, Λр ’ ит ] - варить , [зв Λн ’ ит ] – звонить, [къ Λп ’ и Э р Λт иф] - кооператив . Как видим, этот гласный встречается в тех же позициях: в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге в середине слова и в 1-м предударном слоге после твердого согласного.

К редуцированным 2 -й степени относят гласные [ъ] и [ь]. Они близки друг к другу, так что в некоторых транскрипционных системах отказываются от знака [ь] и используют один знак «шва»: [ ә] после твердых согласных и [ ۠ ˙ ә] после мягких. Однако в учебнике для 2 класса В.В.Репкина «Русский язык» употреблены именно [ъ] и [ь]. Эти звуки появляются во всех остальных безударных слогах. Звук [ъ] средний между [ы] и [а], один из самых частых звуков литературного языка: [пър Λвос ] - паровоз , [шълΛшы] –шалаши , [въд и Э но j ] – водяной , [к Λровъ ] - корова . Звук [ь] более передний, появляется после мягких согласных: [п ьр и Э в ол ] - перевёл , [б ьр и Э ста ] - береста , [п ьр Λг и] - пироги , [к Λров ь] - корове , [л эхч ь ]- легче , [т ьжы Ъ ло ] - тяжело . Качественные различия между ударными и безударными гласными обусловлены тем, что безударные гласные артикулируются менее энергично, чем ударные. Язык занимает положение, более близкое к нейтральному, занимаемому языком во время речевой паузы. В безударных позициях только звук [у], как правило, не заменяется качественно иным звуком: [уха ], [сухо j ], [по л у ], однако можно наблюдать такую мену в некоторых словоформах. Например, в заударной позиции после в окончаниях: [с и н ьjу ] - синюю , [в и Э ч э рн ьjу ] - вечернюю .

С учетом звуков в безударных позициях и в позиции между мягкими согласными таблица русских гласных может быть представлена следующим образом:

Подъем

Ряд

передний

Передне-средний

Средне-задний

и

ÿ

ы

у

верхне-средний

и Э э И

۠ ˙э۠ ˙

ö

ы ъ

э

ь

ъ

о

средне-нижний

ä

а ъ

а

Безусловно, эта таблица неполная, существуют и другие, более точные (и более простые) классификации гласных звуков.

Среди других возможных схем-классификаций русских гласных - четырехугольник Международной фонетической ассоциации. Он условно изображает профиль ротовой полости и движений языка.

Тема: Гласные звуки и их классификации

Гласные – это музыкальные тоны, образующиеся в результате прохождения слабой воздушной струи без препятствия при общей разлитой напряжённости речевого аппарата.

К лассификации гласных

Основанием классификации гласных звуков служит

1) положение языка (т. е. место и степень подъёма языка);

2) участие или неучастие губ;

3) участие или неучастие нёбной занавески;

4) длительность звучания, или долгота;

5) полнота артикуляции и нек. др.

При образовании гласных наиболее активным органом речи является язык, который совершает движения в двух направлениях – горизонтальном , перемещаясь вперёд или назад, и вертикальном, поднимаясь или опускаясь.

Эти направления в движения языка взаимосвязаны: продвигаясь вперёд или отодвигаясь назад, язык одновременно в большей или меньшей степени поднимается к твёрдому нёбу. Однако для более чёткой характеристики гласных целесообразно учитывать каждое направление движения языка в отдельности.

1) По положению языка:

А) по месту подъёма языка (по ряду) выделяют гласные

а) переднего,

б) среднего и

в) заднего ряда.

При образовании гласных переднего ряда всё тело языка продвигается вперёд, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твёрдому нёбу. К таким гласным относятся русские [и] [э], немецкие [ ü ] [ ü ber ]; [ ö ][ ö ffnen ].

При образовании гласных среднего ряда тело языка несколько отодвинуто назад, а вся его спинка высоко поднята к нёбу. При этом несколько приподнимается и кончик языка. Так образуются русские гласные ] и [а ]:в слове [сад ].

При произнесении гласных заднего ряда всё тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки приподнимается к мягкому нёбу, а кончик языка опускается и несколько отходит от нижних зубов. Гласными заднего ряда являются русские [у ] и [о], немецкое [а:] в слове [ k а: m ] «пришёл».

и], [ы] [у ] и вы ощутите разницу между гласными переднего, среднего и заднего ряда.

Б) по степени подъёма языка, или по степени раскрытия рта (по подъёму) различают

а) гласные верхнего подъёма , или закрытые, узкие гласные: [и], [ы], [у ];

б) гласные среднего подъёма - [э], [о ];

в) гласные нижнего подъёма, или открытые, широкие гласные - ].

Произнесите последовательно звуки [и], [э], [а]. Обратите внимание на то, как рот постепенно раскрывается всё шире и шире, а нижняя челюсть опускается. Если мы произнесём звуки в обратной последовательности, то рот постепенно будет закрываться, а нижняя челюсть приблизится к верхней губе. Ощутите при этом, как язык в разной степени приподнимается той или иной своей частью к нёбу.

Таблица 1. Классификация русских гласных

Подъём

Передний

Средний

Задний

Верхний

Средний

Нижний

Примечание: Общие таблицы гласных по Свифту и по МФА (Международной фонетической ассоциации) см. на стр. 185 и 188-189 учебника по введению в языкознание (М., 2002).

3) По положению губ все гласные делятся на две группы:

а) лабиализованные, или огублённые . При образовании их губы вытягиваются вперёд и округляются: [о], [у ], немецкие: [ ü ], [ ö ];

б) нелабиализованные, или неогублённые . При образовании их губы не вытягиваются вперёд и не округляются: [и], [э], [а ].

4) По положению мягкого нёба, или нёбной занавески:

а) назализованные , или носовые , при образовании которых нёбная занавеска опущена, т. е. находится в нейтральном положении, и проход в носовую полость открыт. Носовые гласные встречаются в некоторых современных романских (например, во французском, португальском), и славянских (польском) языках; в древности все славянские языки имели носовые гласные. В современном русском языке носовые гласные возможны только при деформации носоглотки.

б) чистые (ротовые, неназализованные, или неносовые). При образовании чистых гласных нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке зева, проход в полость носа закрыт, и она не служит дополнительным резонатором. Большинство гласных в языках мира – чистые.

5) По длительности, или долготе гласные бывают:

а) долгие и

б) краткие .

В русском языке обычно ударные гласные более долгие. В немецком, английском, чешском долгота и краткость – очень важный дифференциальный признак гласных: англ.: it [ it ], eat [ i : t ]; нем.: im [ im ], ihm [ i : m ].

6) по сложности артикуляции (или по составу) гласные делятся на

а) монофтонги и

б) полифтонги ì дифтонги [ ai ], [ a u ]: [ nai t ] night ; [ da u n ] down

î трифтонги fire

Монофтонгам свойственна артикуляционная и акустическая однородность; при артикуляции гласного органы речи не меняют своего положения.

Дифтонг – это сложный звук, результат слияния двух, а иногда и трёх гласных в одном слоге. Дифтонг – это звук, произносимый единым артикуляторным движением; дифтонги обладают большей длительностью, чем монофтонги. Дифтонги имеются в английском, немецком, французском языках .

Трифтонг – слияние в пределах одного слога трёх гласных.

Дифтонги могут быть нисходящие и восходящие. У нисходящих дифтонгов слогообразующим является первый элемент; напряжённость произнесения сначала сильная, потом ослабевает; у восходящих дифтонгов слогообразующим является второй гласный; напряжённость произнесения сначала слабая, потом увеличивается.

Дифтонги бывают истинные и ложные. У истинных дифтонгов - оба составных элемента равноправные, оба чётко произносятся, но не распадаются на два слога. У ложных дифтонгов только один элемент является слогообразующим: май

Характеристика гласных

[и] - гласный, ударный, переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный.

Гласные, как уже указывалось,- это чисто тоновые звуки. Воз­никнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музы­кальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных поло­стях. Рот и глотка - те резонаторы, в которых и формируются раз­личия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный звук у всякого говорящего произносится при особом, свойственном только данному звуку укладе органов рта.

Классификация гласных строится на трех признаках: 1) участии губ, 2) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, 3) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

По участию губ гласные делятся на о г у б л е н н ы е (ла­биализованные) и неогубленные (нелабиализо­ванные). При образовании огубленных гласных губы сближают­ся, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отвер­стие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу раз­личаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуля­ции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее по­ложение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верх­ней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узким и. При артикуляции гласных нижнего подъ­ема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодви­нутости его назад по горизонтали различаются гласные передне­го ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и з а д н е г о р я д а [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта.


_ _ _ [ы] Схема артикуляции гласных:

Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к перед­ней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образова­нии гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а].

Простейшая таблица русских гласных такова:

Огубленные гласные обозначены жирным шрифтом.

Изучение гласных в школе ограничивается этим набором звуков.

Но эта таблица слишком схематична. Деление на три подъема и три ряда не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей откры­тостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называ­ют [и] открытым. В более точной транскрипции это [и э ]. Есть [э] зак­рытый - звук, отличающийся от [э] несколько большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка. В более точной транс­крипции это [э и ] или [ э¨].

Таким образом, от к р ы т ы е и з а к р ы т ы е гласные - это «оттенки» звуков, произносящиеся с несколько большей открытостью или закрытостью рта и несколько меньшим или большим подъемом языка.

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. Такова следующая таблица (хотя и в ней показаны, конечно, не все гласные звуки русского языка).

Гласный [ъ], один из самых частых звуков русской речи, произносится, например, в словах [въдавόс] водовоз, [пърахόт] паро­ход, [гόрът] город. Изолированно его можно произнести, если обра­зовать непрерывный ряд звуков от [ы] к [а] и остановиться посре­дине.

Гласные [ä, э, ö, у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а, э, о, у]. Произносятся они между мягкими согласными, напри­мер, в словах [п’äт’] пять, [п’эт’) петь, [т’öт’ъ) тетя, [т’ул’] тюль.

Гласные [и э, ы ъ, а ъ ] бывают только в безударном положении. Например: [и э скр’йт’] искрить, [с’и э жу] сижу, [ды ъ шы] дыши, [жы ъ ры] жиры, [ва ъ дá] вода, [тра ъ вá] трава. У некоторых говорящих вместо [а ъ ] звучит [Λ] - неогубленный гласный, по по­ложению языка средний между [а] и [о].

СЛОГ

Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Наша речь чле­нится на слова, а слова на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слого­образующий), остальные неслоговые (неслогообра­зующие).

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосо­четание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение слога наиболее наглядно. Именно оно дается в начальной школе. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем однослож­ное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании наиболее признана сонор­ная теория слога, основанная на акустических критериях. Приме­нительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наи­более звучный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные зву­ки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслоговым: [иу-б’и-л’эи] - юбилей. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают со­норные согласные, как самые звучные из согласных.

Вот стихи Лермонтова:

Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою...

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:

При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]. Слогооб­разующим второго слога выступает сонорный согласный.

Можно по степени звучности обозначить: гласные - 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие согласные - 2, глухие - 1. Паузу обозначим 0. На линейках, соответствующих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получатся волны сонорности, характеризующие слово.

Тогда слово длинношерстая будет представлено так:

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и сло­гов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.

Слова льды, смотр на этой схеме выглядят так:

Эти слова двусложные - у них две вершины сонорности: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова мхи, Мценск, льстить, львы, °лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь и т. п.

Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

Сонорный при таком произнесении частично или полностью оглушается, его звучность на уровне шумного согласного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься слова [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’] и др.

Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в стихотвор­ной строке Хлебникова В. «Эта жизнь и жизнь та» слово жизнь в первом случае односложно, а во втором двусложно.

Но слоговые согласные нетипичны для русского языка. Поэтому они часто развивают перед собой гласный. Произносится [кáз’ин’], [т’иá’тър] казнь, театр, [ ъ ржы], [ ъ л’н’инόи] ржи, льняной, а в диа­лектах [аржанόи], [ил’н’инои] и т. п. Глухой сонорный плохо воспринимается на слух, поэтому он часто выпадает. С этим связано произношение [руп’] из рубль, [акт’áпск’ии] из октябрьский и т. п. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произносить­ся и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, напри­мер в сербскохорватском и чешском: серб.-хорв. рж - «рожь», крв - «кровь», прет - «перст, палец», врба - «верба»; чеш. vrch - «верх, вершина»,vlk - «волк», slza - «слеза».

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шум­ные, даже глухие. Так, русские могут подзывать кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! и в призыве к молчанию тс! В русской разговорной речи, в южнорусских говорах безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохра­няться. Роль слогового звука в этих случаях принимает на себя согласный, в том числе и глухой: [т] порá - топора, вы [с] пано - высы­пано. Такой слоговой согласный отличается от соседних звуков большей напряженностью. Таким образом, вершину слога может образовы­вать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повы­шенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении ампли­туды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - не­слоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В рус­ском литературном языке дифтонгов нет, но они встречается в рус­ских диалектах, где произносится кор [у ^ о ] ва, молок [у ^ о ], л [и ^ е ] с, с [и ^ е] но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равно­весными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длитель­ностью, как, например, встречается в русском диалектном произно­шении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй несло­говой, то это нисходящий дифтонг, например в английском time - «время», table - «стол», go - «идти», в немецком mein - «мой», heute - «сегодня». Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг, например в испанском puerta -«дверь», tierra - «земля», пиеvo - «новый». Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. §119).

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [á-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да-скá], [иу-лá] юла.

Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется о т крытым: [да-лá], [за-кό-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [край], [паи-мáт’] поймать.

Принципы классификации звуков (фонем)

Иностранные языки, филология и лингвистика

Принципы классификации звуков фонем Противопоставление гласных и согласных звуков фонем Принципы классификации согласных Классификация согласных по способу образования Классификация согласных по месту образования Классификации согласных по шумности сонорности и силе артикуляции...

Принципы классификации звуков (студ.)

  1. Принципы классификации звуков (фонем)
  2. Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

2.1. Классификация согласных по способу образования

2.2. Классификация согласных по месту образования

2.3. Классификации согласных по шумности / сонорности и силе артикуляции

2.4. Дополнительные параметры классификации согласных

  1. Принципы классификации гласных

3.1. Основные параметры классификации гласных

3.2. Дополнительные параметры классификации гласных

3.3. Монофтонги и полифтонги

Литература

––––––––––––––––––––

Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

Во всех языках мира есть два класса звуков речи: гласные и согласные . Совокупность гласных образует вокализм (лат. v ō c ā lis ‘гласный’). Совокупность согласных – консонантизм (лат. consonantis ‘согласный’). Согласных в языках мира больше , чем гласных [Кодухов, с. 120, 125].

В основе деления звуков речи на гласные и согласные лежит несколько критериев :

  1. акустический критерий,
  2. три артикуляционных,
  3. функциональный.
  4. Степень звучности (акустический критерий)

В образовании звуков участвуют:

  1. либо тон ,
  2. либо шум ,
  3. либо тон в сочетании с шумом (в различных пропорциях).

Классификация звуков по степени звучности Схема № 1.

звуки речи (фонемы)

┌─────────────┴────────────┐

звучные шумные

(преобладает тон) (преобладает шум)

┌──────┴─────┐ ┌─────┴─────┐

гласные сонанты звонкие глухие

согласные

Гласные звуки – максимально звучные , потому что при их образовании в гортани, в результате работы голосовых связок возникает тон , а в полости глотки и рта воздушная струя не встречает преград , которые могли бы создать шум.

Сонанты (< лат. sonans ‘звучащий’), или сонорные (< лат. sonorus ‘звучный’) – это особо звучные согласные . При их артикуляции, как и при образовании гласных, образуется тон в гортани, но в полости рта воздушная струя встречает преграду , создающую шум :

  1. [м], [н], [л], [р], , [ŋ].

В русск. яз. плюс соответствующие мягкие :

  1. [м’], [н’], [л’], [р’].

Звонкие согласные произносятся с обязательным участием голосовых связок в гортани, там образуется тон, но шум в полости рта, возникающий при прохождении воздушной струи через преграду, преобладает над тоном . Звонкие согласные менее звучны , чем сонанты.

Глухие согласные – это шумы , доля тона при их образовании весьма незначительна.

Итак ,с акустической точки зрениягласные– звуки, в основе которых лежит тон , а согласные – звуки, в основе которых лежит шум.

Отличия гласных и согласных не являются абсолютными : артикуляционные и акустические различия между гласными и некоторыми сонантами могут вообще отсутствовать [ЛЭС, с. 477]. Напр.,

  1. [и] и [j],
  2. [u] и [w].

Фактически мы имеем дело со шкалой звучности (сонорности) 3 .

Полярными по звучности в русском языке являются гласный [а] и согласный [п].

а э о и у м н л р й в з ж …б д г ф с ш х … т к п

гласные сонанты звонкие согласные глухие согласные

Кроме того, степень звучности аналогичных звуков может быть разной

а) в разных языках:

  1. [l] может быть сонантом и образовывать слог (ср. чеш.v l k ‘волк’),
  2. он может быть глухим шумным (в корейском, хантыйском и др. языках);

б) в разных фонетических положениях в одном языке:

  1. ср. в русском языке: [л ]перед гласным (л ампа ) – очень звучный, а в конце слова (сто л ) – оглушенный [Кодухов, с. 110].
  2. Характер артикуляции (1-ый артикуляционный критерий)

Наиболее существенный признак, различающий гласные и согласные с физиологической точки зрения:

  1. гласные образуются благодаря размыкательным движениям произносительных органов («рторазмыкатели»),
  2. а согласные – благодаря смыкательным («ртосмыкатели»)

(Это различие предложено В. А. Богородицким (1857–1941)).

  1. Различие в напряженности речевого аппарата (2-ой артикуляционный критерий)

При образовании согласных в речевом аппарате создается преграда , и напряженность речевого аппарата локализована в месте создания преграды, а при образовании гласных преграды нет , и напряженность распределена по всему речевому аппарату.

  1. Различие в интенсивности воздушной струи (3-ий артикуляционный критерий)

Из-за необходимости преодоления преграды воздушная струя более интенсивна при образовании согласных [ООФ, с. 19–20; Реформатский, с. 171–172].

  1. Участие в слогообразовании (функциональный критерий)

Как правило, вершиной слога является гласный.

Однако сонорные согласные также могут образовывать слог:

  1. чеш.: p r st , v l k ,
  2. англ.: garden .

Ср. русск. доб р , муд р , р жав, ль стить.

Не только сонанты, но и шумные согласные могут образовывать вершину слога (ср.: тсс! ), но

  1. слогообразующая функция для них нехарактерна и
  2. в сочетании с гласным не может реализоваться: в сочетании гласный + согласный вершиной слога обязательно является гласный [ЛЭС, с. 165, 477; Вендина, с. 71].

Принципы классификации согласных

артикуляционная (в основе) классификация: она объединяет два основных параметра :

  1. по способу образования звука (точнее, преграды),
  2. по месту образования звука (преграды).

Помимо этого, классификация нередко дополняется делением согласных по

  1. шумности / сонорности (по участию / неучастию голоса ) или
  2. силе артикуляции .

Классификация согласных по способу образования

В образовании согласных играет роль вид преграды , которую встречает воздушная струя. Выделяют два основных вида преграды:

  1. смычка ,
  2. щель .

Соответственно, согласные в первую очередь делятся на смычные и щелевые .

  1. Щелевые (щелинные, фрикативные < лат. fricare ‘тереть’, спиранты < лат. spirans , spirantis ‘дующий’; проточные, продувные) – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате 4 :
  2. [в], [ф], [з], [с], [х], [ж], [ш], [ш:’],
  3. [ γ] , [w], [r] (англ.) .
  4. Смычные (плозивные)– согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка:
  5. [ б], [п], [д], [т], [г], [к], [тˆс], [т’ˆш’].

Помимо этого (как правило, на следующем шаге классификации), выделяются типы согласных, либо отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные). Рассмотрим эти классы.

  1. Взрывные (эксплозивные < фр. explosion ‘взрыв’) – согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:
  2. [ б], [п], [д], [т], [г], [к].

Взрывные согласные – это разновидность смычных.

  1. Аффрикаты (< лат.affricāre ‘притирать’) – согласные сложного образования: в начале артикуляции образуется смычка , которая потом переходит в щель:
  2. [тˆс], [дˆз], [т’ˆш’], [д’ˆж’], [ p ˆ f ],
  3. ли ц о , бел. дз ень ; ч ас , англ. j ust ; нем. Pf erd [Кодухов, с. 127–128] .
  4. Носовые (назальные < лат. nasālis ‘носовой’) – согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба 5 :
  5. [ м] , [ м’] , [ н] , [ н’] , [ ŋ] …
  6. Боковые (латеральные < лат. laterālis ‘боковой’) – согласные, при образовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами :
  7. [л], [л’], , [ł].
  8. Дрожащие (вибранты < лат. vibrantis ‘колеблющийся, дрожащий’) – согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок (увула):
  9. [р], [р’] , фр. .

Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки .

Щелевые (фрикативные), носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки .

Звуки [л], , [р], , называются плавными .

Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые ([л] и др.), дрожащие ([р], ), а также щелевые и являются сонантами.

Существует большое количество вариантов классификации согласных по способу образования, которые различаются не тем, какие классы согласных получаются в итоге, а тем, как эти классы комбинируются. Напр., некоторые ученые уже на первом шаге классификации, наравне со смычными и щелевыми, выделяют также дрожащие [Маслов, с. 83; Вендина, с. 73, Гируцкий, с. 71; Шайкевич, с. 27].

Рассмотрим несколько вариантов классификации (запоминать их не нужно) .

Вариант № 1. [Реформатский, с. 173]

согласные

смычные

щелевые (фрикативные)

взрывные

аффрикаты

носовые (назальные)

боковые (латеральные)

дрожащие (вибранты)

Вариант № 2. [Кодухов, с. 125–126]

согласные

смычные

щелевые

смычно-щелевые

взрывные

аффрикаты

носовые

боковые

дрожащие

Вариант № 3. [Шайкевич, с. 27]

согласные

смычные

щелевые

дрожащие

взрывные

аффрикаты

смычно-проходные

боковые

носовые

Классификация согласных по месту образования

Местом образования согласного называется место, где создается преграда (щель или смычка) и где возникает шум.

Артикуляция согласного, разумеется, не сводится только к образованию преграды. Для образования любого согласного требуется сложная комбинация положений и движений всех активных органов. Но учесть все движения в классификации невозможно [Зиндер, с. 131].

Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным (напр., язык), а другой пассивным (зубы, альвеолы, небо) [Реформатский, с. 175]. Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа , однако пассивный орган тоже принимается во внимание.

По участию активного органа согласные делятся на

  1. губные (лабиальные от лат. labia ‘губы’),
  2. язычные (лингвальные от лат.lingua ‘язык’),
  3. заязычные .

1. Губные согласные с учетом пассивного органа делятся на

  1. губно-губные (билабиальные): [п], [б], [м], ,
  2. губно-зубные (лабио-дентальные ): [в], [ф].

2. Язычные согласные делятся на

  1. переднеязычные,
  2. средне язычные,
  3. заднеязычные.
  4. Далее при характеристике переднеязычных согласных часто подключается их классификация по пассивному органу :
  5. межзубные (интердентальные < лат. inter ‘между’): , [Ө ] ;
  6. зубные (дентальные < лат. dentalis
  7. гингивальные (лат. ging ī va ‘десна’): нем. ,[t], [n], [l], ;
  8. альвеолярные (лат. alveolus ‘желобок, выемка’): англ. [d], [t], [n], [l];
  9. нёбные = палатальные (лат. palātum ‘небо, преимущественно твердое’), точнее, передненебные: [ж], [ш], [щ], [т’ˆш’] 6 , [р], англ. .

Дальнейшая классификация переднеязычных согласных по активному органу выглядит так:

  1. дорсальные (лат. dorsum ‘спина’) – в артикуляции принимает участие весь передний край языка вместе с кончиком; по пассивному органу они зубные ;
  2. апикальные (лат. ăpex ‘вершина, кончик’) – артикулируются с помощью кончика языка; по пассивному органу – альвеолярные;
  3. ретрофлексные (лат. retr ō ‘обратно, назад’, flexio ‘изгибание, изгиб, поворот’) – кончик языка загнут назад; по пассивному органу – передненёбные: [р], англ. .
  4. Среднеязычные согласные образуются сближением средней части языка со средней частью твердого неба, т.е. по пассивному органу они средненебные, или палатальные (лат. palātum ‘небо, преимущественно твердое’): [ j ] .

В русском языке глухой пары на фонемном уровне у нет. В качестве глухой пары может быть нем. ich -Laut <ç> : i ch , Mil ch . Это щелевые звуки.

В других языках есть среднеязычные согласные разных способов образования:

  1. носовые: фр. signe ‘знак’, итал. ogni ["i ] ‘каждый’, исп. a ň o ["ao ] ‘год’ [ООФ, с.38];
  2. смычный глухой среднеязычный в хантыйском: тять [ťāť] ‘война’.
  3. Заднеязычные согласные по пассивному органу могут быть:
  4. средненебные: [г’], [к’], [х’];
  5. задненебные = велярные (лат. v ē lum pal ā ti ‘парус нёба’): [г], [к], [х]; звонкий [γ] на стыке слов: сме х был .

3. Заязычные согласные (нет в русском языке).

1) Язычковые (увулярные < лат. uvula ‘язычок’) (широко распространены во многих языках мира: семитских, кавказских, языках индейцев Северной Америки):

  1. фр. ;
  2. казах. [ķ]: ķарлыгам ‘ласточка’, ķаратау ‘черная гора’.

2) Глоточные (фарингальные <греч. pharynx ‘зев, глотка’) бывают щелевые и смычные :

  1. нем. Hof ‘двор’; англ. house ; однако, эти согласные описываются и как ларингальные;
  2. укр .гора [ора], чешск. hlava ;
  3. аварск. звонк. смычн . ‘кобыла’, [мээр] ‘гора’.

3) Гортанные (ларингальные < греч. larynx ‘гортань’):

  1. щелевой согласный образуется за счет сужения голосовой щели = звук, который мы произносим, когда хотим дохнуть на стекло: напр., англ. и нем. ; араб. a h l ‘семья’, иврит ma h ir ‘искусный’; соответствующего звонкого нет;
  2. смычный гортанный также образуется при помощи голосовых связок: даргинск . ‘курица’, ‘лед’, ‘рукоятка’; есть также в аварском, арабском.

Когда гортанная смычка в середине слова, кажется, что говорящий останавливается или заикается в этом месте. Мы произносим похожий звук, когда вместо нет , отвечаем не-а .

В большинстве случаев гортанная смычка является не самостоятельным согласным , а «сильным приступом» гласного:

  1. нем. Knacklaut : Kurort [´ku :r ? ort ], uberall [´ybr ´? al ] ‘повсюду’;
  2. фр. coup de glotte в начале слова с т. н. h aspir é на письме: h é ro ‘герой’, h á sard ‘случайность’;
  3. рус. [? ] – перед начальным гласным; ср. письмо о Тане и письмо от А ни.

согласные Схема № 2.

┌────────────────────────┼───────────────────────┐

губные язычные заязычные:

(лабиальные): (лингвальные):

Губно-губные ) - переднеязычные - язычковые

(билабиальные) (увулярные)

Губно-зубные - среднеязычные - глоточные

(лабио-дентальные) (фарингальные)

Заднеязычные - гортанные

(ларингальные)

По отсутствию воздушной струи всем остальным согласнымпротивопоставлены щелкающие (есть в готтентотско-бушменских языках). Они образуются посредством сосательных движений , благодаря которым воздух в полости рта разряжается, что и создает щелчок. По способу образования все щелкающие – смычные . По месту образования они бывают губными, переднеязычными, среднеязычными [Зиндер, с. 115, 168; ООФ, с. 30].

Классификации согласных по шумности / сонорности
и силе артикуляции

2.3.1. Классификация согласных по шумности / сонорности (участию / неучастию голоса / голосовых связок) уже встречалась при обсуждении вопроса деления согласных и гласных на основании акустических характеристик (см. с. 1–2).

Схема № 3.

согласные

┌────┴────┐

сонорные шумные

┌────┴────┐

звонкие глухие

2.3.2. При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции , т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков).

Различают два типа согласных :

  1. слабые и
  2. сильные .

Это противопоставление довольно широко распространено. В пределах одного языка звонкие обычно слабее глухих.

Во многих языках (нем., многие финно-угорские языки, кит., корейск.) сила согласного играет смыслоразличительную роль . Ср. в корейск.:

  1. смычные : [ tal ] ‘луна’ – [ˉ tal ] ‘дочь’,
  2. щелевые : [ sal ] ‘стрела’ – [ˉ sal ] ‘рис’ [Зиндер, с. 124].

Дополнительные параметры классификации согласных

Кроме этих трех основных признаков возможны дополнительные , которые накладываются на основные, не меняя при этом принципиально характера звука. Т.е. возникающая вариативность не мешает восприятию звука как согласного данного типа , напр., согласного типа : [л’], [ł], .

К дополнительным параметрам классификации согласных относятся

  1. дополнительная артикуляция ,
  2. долгота – краткость .

Дополнительной артикуляцией согласного называется артикуляция тех активных органов, которые не принимают непосредственного участия в создании преграды , но определяют своеобразную окраску звука [ООФ, с. 50].

Дополнительная артикуляция предполагает, что есть основная . Дополнительная артикуляция наравне с основной может служить для противопоставления фонем .

  1. Лабиализация (лат. labia ‘губы’)– дополнительное округление губ при произнесении согласного, вследствие которого возникает губной шум .

Если губная артикуляция является для согласных дополнительной , они называются лабиализованными , в отличие от лабиальных , для которых губная артикуляция – основная (ср.: [б], [п], ).

а) Лабиализация возникает в речевом потоке под влиянием соседних губных гласных или согласных :

  1. сук [с о ук ], смотр [с о мотр ].

б) В некоторых языках есть противопоставление лабиализованных и нелабиализованных фонем:

  1. аварск. ‘грива’ – ‘веревка’,
  2. лезгинск . ‘земля, почва’ [Зиндер, с. 135; ООФ, с. 50; Кодухов, с. 131].
  3. Палатализация – дополнительная артикуляция подъема средней части спинки языка к твердому небу (лат. pal ā tum d ū rum ), за счет чего согласные на слух приобретают оттенок «мягкости» (их тембр повышается).

Т. к. такая артикуляция близка к артикуляции среднеязычного палатального согласного , она называется йотовой :

  1. – [л’], [д’], [в’]…

палатальный палатализованные

Палатализация может сопровождать любую другую артикуляцию, кроме среднеязычной. В русском языке очень много мягких согласных, которые не известны даже близкородственным языкам. Палатализация очень широко распространена.

а) Она используется в противопоставлении фонем :

  1. бы т – бы ть , да л – да ль , да н – да нь .

б) Может возникать в потоке речи за счет влияниягласных переднего ряда :

  1. англ. key ‘ключ’ 7 .
  2. Веляризация – дополнительный подъем задней части спинки языка к мягкому небу (лат. v ē lum pal ā ti ), что на слух воспринимается как «отвердение» (тембр понижается).

а) Возможно противопоставление веляризованных и палатализованных согласных фонем . Это яркая черта русского консонантизма:

мел – мель

[л] веляризован – [л’] палатализован

Европейский вне окружения не является ни палатализованным, ни веляризованным.

б) Во многих языках веляризация возникает в потоке речи , вследствие коартикуляции (т.е. совместной артикуляции) с гласными заднего ряда :

  1. англ. torn ‘разорванный’,
  2. франц. tout [ t u] ‘ все’, beau [ b o] ‘ красивый’ [ Зиндер, с. 136; ООФ, с. 51].
  3. Фарингализация (греч. pharynx ‘зев’)–артикуляция, заключающаяся в напряжении стенок глотки (и некотором ее сужении ). Дает акустический эффект, близкий к веляризации.

Широко распространены фарингализованные фонемы в арабском языке:

  1. ‘боль’, – название буквы.
  2. Ларингализация (греч. larynx ) = гортанная смычка, глоттализация, эпиглоттализация .

Артикуляция заключается в напряжении мускулатуры гортани. Ларингализованными называют также согласные, рекурсия которых сопровождается резким раскрытием голосовых связок (гортанным взрывом). За счет этого создается впечатление обрывистости. Такую артикуляцию могут иметь только смычные глухие согласные (взрывные или аффрикаты). Они называются смычно-гортанными ,или абруптивами 8 .

  1. Аспирация (придыхание < лат. aspīro < ad - spīro ‘ произношу с придыханием’ ) – дополнительная артикуляция, при которой воздух трется о связки, проходя через суженную межсвязочную щель.

Придыхание осуществляется после рекурсии согласного (дополнительный выдох с шумом). Чаще всего аспиратами бывают взрывные согласные, а также аффрикаты:

  1. , ,
  2. , , .

а) В нем . и англ . глухие смычные обычно реализуются с придыханием:

  1. нем. Tag ‘день’,
  2. англ. peace ‘ мир’.

В русском языке придыхательные согласные появляются перед паузой :

  1. ти п , ко т сту к .

б) В ряде языков (в частности в языках Кавказа) придыхательные смычные противопоставлены непридыхательным как особые фонемы :

  1. –

    .

  2. Назализация (< лат. nasālis ‘носовой’) – дополнительная артикуляция, которая состоит в опускании мягкого нёба.

Назализованные звуки появляются под влиянием соседних носовых фонем :

  1. он с нова, он з нает, он в новь .

Во франц . подобные согласные появляются рядом с носовыми гласными :

  1. enfin [ãf ˜ε ˜] ‘наконец’, inventer [ε ˜v ˜ãte ] ‘выдумывать’ [ООФ, с. 51–52 ].
  2. Долгие согласные

Общих законов длительности согласных для всех языков нет. В каждом данном языке длительность согласного может быть связана с различными условиями:

  1. с позицией в слове (начало, середина, конец),
  2. с местом в слоге ,
  3. с положением относительно ударения .

Если длительность зависит от фонетических условий, она, разумеется, не имеет фонематического значения. Но в языках, где согласные разной долготы возможны в одинаковых фонетических условиях и долгота связана со смыслоразличением , можно говорить о долгих и кратких согласных фонемах [Зиндер, с. 127–128].

В финском и др. финно-угорских языках имеется чередование согласных по длительности. Напр., в эстонском языке согласные, как и гласные, имеют три ступени долготы :

краткий

lagì ‘потолок’

kasi ‘убирайся’

kamin ‘камин’

долгий

lak ̆ kì ‘лак’ (генитив)

kassid ‘кошки’

kammin ‘чешу’

сверхдолгий

lak̀ki ‘лак’ (партитив)

kassi ‘кошку’

kammina ‘чесать’

[ЛЭС, с. 595; Кодухов, с. 127]

Принципы классификации гласных

Основные параметры классификации гласных

Наиболее распространенной является артикуляционная классификация гласных.

Так как при образовании гласных в речевом аппарате преграда не возникает, гласные невозможно классифицировать по тем признакам, на которых строится классификация согласных: невозможно говорить ни о месте , ни о способе образования . Признак «участие – неучастие голоса» также нерелевантен (неважен), так как при образовании гласных голосовые связки обязательно работают.

В артикуляции гласных участвует весь речевой аппарат , но главную роль играет язык , так что основаниями классификации гласных в первую очередь служат:

  1. ряд (движение языка по горизонтали ),
  2. подъем (движение языка по вертикали ),
  3. а также работа губ .

Эти признаки характеризуют гласные в подавляющем большинстве языков мира 9 .

Английские фонетисты Бэлл и Суит (Alexander Melville Bell (1847–1905), Henri Sweet (1845–1912)) разработали таблицу гласных, в которой учитываются:

  1. 3 положения языка при движении по горизонтали,
  2. 3 степени его подъема.

В зависимости от того, какая часть языка поднимается при произнесении гласного, различаются гласные:

  1. переднего ,
  2. среднего (смешанного ),
  3. заднего ряда.
  4. При произнесении гласных переднего ряда к твердому небу поднимается средняя часть языка, а кончик языка находится у передних нижних зубов; вся масса языка продвинута вперед:
  5. При произнесении гласных среднего ряда к небу поднимается весь язык , вытянутый вдоль полости рта:
  6. При произнесении гласных заднего ряда к мягкому небу поднимается задняя часть языка, а кончик языка отодвинут от передних нижних зубов; вся масса языка отодвинута назад:

Разумеется, резких физиологических границ, отделяющих артикуляцию гласных одного ряда от гласных другого ряда, нет. Однако, в тех языках, где встречаются все эти артикуляторные типы, они достаточно четко выражены.

Движение языка по направлению к небу (твердому или мягкому) определяет степень подъема , или закрытость и открытость гласных. Этот признак связан со степенью раствора рта [ООФ, с. 21].

По признаку движения языка по вертикали различаются гласные:

  1. верхнего ,
  2. среднего ,
  3. нижнего подъема .
  4. При образовании гласных верхнего подъема язык занимает самое высокое положение:
  5. [и], [у], [ü].
  6. При произнесении гласных среднего подъема язык и нижняя челюсть менее приподняты:
  7. [э], [о].
  8. При произнесении гласных нижнего подъема язык наиболее опущен (напр., у врача предлагается произнести: а – а – а). Фактически никакого подъема языка нет, так что звук [а] чисто условно относится к гласным среднего ряда.

Система русских гласных фонем в этой таблице выглядит так:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

(ы )

Получается так называемый «треугольник русских гласных», очень наглядный и удобный, т.к. с его помощью можно примерно определить зону образования гласных типа [и], [а] и т.д. в других языках:

и ы у

э о

По участию губ гласные делятся на

  1. лабиализованные (огубленные ) – губы округлены [о] или округлены и вытянуты вперед [у];
  2. нелабиализованные (неогубленные) –губы нейтральны [а], [э] или растянуты [ы], [и].

Лабиализация (округление, вытягивание) существенно влияет на форму резонаторов, а тем самым и на тембр гласных: он понижается .

Если учесть лабиализацию, то в таблице получится 18 клеток:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

нелаб.

лабиал.

нелаб.

лабиал.

нелаб.

лабиал.

их

нем. über

(ы )

норв .hus

каз. r ыз

ум

э , ε

эта фр. les

ö, ø

фр. seul

ь ъ

англ.sun

он

англ. man

ангел

α :

англ.part

англ. dog

[Реформатский, с. 185; Кодухов, с. 122]

Различие лабиализованных и нелабиализованных гласных переднего ряда ярко проявляется во французском, немецком, уральских, алтайских и др. языках:

немецкий французский

Kiefer [i :] ‘сосна’ – K ü fer [y :] ‘бондарь’ dire [dir ] ‘говорить’– dure [dyr ] ‘твердый’

edel [e :] ‘благородный’– Ö de [ø:] ‘пустыня’ f é e [fe ] ‘фея’ – feu [f ø] ‘огонь’

Helle [ε ] ‘ясность’– H ö lle [œ] ‘ад’ p è re [pεr ] ‘отец’ – peur [p œr ] ‘страх’

Современная экспериментальная фонетика способна фиксировать очень тонкие артикуляционные различия, так что трех рядов и трех подъемов часто недостаточно 11 [Шайкевич, с. 19–20]. См. схему в [Маслов, с. 81].

По словам Л. Р. Зиндера , «от [i ] к [а]… ведет непрерывный ряд гласных , возникающий при медленном опускании или подъеме языка. Три, четыре, шесть или семь степеней подъема – это лишь условные остановки на этом пути» [Цит. по: ЛЭС, с. 106].

Дополнительные параметры классификации гласных

Кроме ряда, подъема и лабиализации, характерных для практически всех языков мира, есть признаки, встречающиеся не во всех языках. Это

  1. дополнительные артикуляции гласного
  2. долгота – краткость .

Вопрос об основной и дополнительной артикуляции при образовании гласных существенно отличается от аналогичного вопроса в отношении согласных (поскольку «места образования» у гласных нет). Изменение положения языка и губ существенно меняет тембр гласного, а работа небной занавески и фаринкса лишь модифицирует его (гласный воспринимается как разновидность основного).

1) Назализация

Гласные могут быть

  1. неназализованными (чистыми, ртовыми),
  2. назализованными (носовыми).

Носовые гласные произносятся при опущенной небной занавеске, так что струя воздуха проходит одновременно и через полость рта, и через полость носа.

Назализация – весьма распространенный вид дополнительной артикуляции.

В др.-рус. и старосл . были назализованные звуки [ã], [õ]. В большинстве славянских языков, включая русский, древнеславянские носовые гласные стали чистыми, а в польском языке остались носовыми (см. табл. в лекции об артикуляционной базе).

Во франц . языке 4 носовых гласных, противопоставленных чистым:

[ã] ↔ [a ]

[ε ̃] ↔ [ε ]

monde ‘ мир’

penser ‘ думать’

pain ‘хлеб’

parfum

mode ‘ мода’

passer ‘ проходить’

paix ‘ мир, покой’

feu ‘ огонь’

2) Фарингализация

Фарингализация гласных встречается редко. Она заключается в сужении глотки и сокращении дужек мягкого неба. Гласные производят на слух впечатление произнесенных «сдавленным» голосом и более высоких [Зиндер, с. 195]. Напр., в тувинском языке есть 8 фарингализованных гласных фонем12 .

3) Долгота – краткость

а) О долгих и кратких гласных фонемах в языке говорят, когда различие по долготе – краткости связано с различением смыслов:

  1. чеш. p á s ‘пояс’ – pas ‘паспорт’, dr á ha ‘дорога’– drah á ‘дорогая’;
  2. финск. vapa ‘прут’ – vapaa ‘свободный’ [Кодухов, с. 124;]
  3. лат.:os ‘кость’ – ō s ‘рот’, populus ‘народ’ – p ō pulus ‘толпа’ [Вендина, с. 69].

Количественное различие гласных, как правило, связано с небольшими отличиями в положении языка . Напр., в германских языках краткий несколько менее передний и менее высокий, чем долгий [i :]:

англ. bit ‘кусок’ beat [bi :t ] ‘бить’

fill ‘наполнять’feel [fi :l ] ‘чувствовать’

нем. Lippe ‘губа’ lieb [li :p ] ‘милый’

Mitte ‘середина’ Miete [mi :t ] ‘наем, прокат’

В некоторых языках различают три степени долготы гласных. Напр., в эстонском :

краткий

долгий

сверхдолгий

aste ‘ступень’

aasta ‘год’

a ā sta ‘гóда’

pur ‘парус’

puuri ‘клетки’

pu ū ri ‘в клетку’

б) Долгота гласных может быть связана с условиями потока речи :

  1. ударением ,
  2. соседними звуками ,
  3. характером слога 13 .

Но в этом случае долгий гласный не может быть противопоставлен краткому в той же позиции, а следовательно, долгота-краткость не играет смыслоразличительной роли .

Монофтонги и полифтонги

Гласные делятся на

  1. монофтонги и
  2. полифтонги .

Для монофтонгов (< греч. m ó nos ‘один’, phth ó ngos ‘звук, голос’) характерна артикуляционная и акустическая однородность. Положениеорганов речи на протяжении артикуляции гласного относительно стабильно . Это бóльшая часть гласных.

При артикуляции полифтонгов (< греч. polý ‘много’)происходит сдвиг в положении органов речи и, как следствие, изменение тембра . Среди полифтонгов выделяют дифтонги и трифтонги .

  1. Дифтонги (греч.d í phth о ngos ‘двугласный’)–это сложные гласные, состоящие из двух элементов , образующих один слог.

Различают дифтонги

  1. истинные и
  2. ложные.

В истинных (устойчивых, равновесных)дифтонгах оба компонента равноценны в пределах слога. Такие дифтонги встречаются редко:

  1. латышск. draugs ‘друг’,diena ‘день’.

В ложных (скользящих) дифтонгах один элемент является вершиной слога (ядро дифтонга ), а второй (т.н. глайд , или полугласный ) лишь сопутствует ему.

Ложные дифтонги делятся на

  1. нисходящие (слогообразующим является первый гласный):
  2. англ. my, fine , boy, noise , now, how , know, home ;
  3. нем. mein ; [a] Baum ‘ дерево’.
  4. восходящие (слогообразующим является второй гласный):
  5. исп. [ u e] bueno ‘ хороший’, [ u о] nuovo ‘ новый’, [ ι e] fiesta ‘ праздник’, bien ‘ хорошо’;
  6. фр. [ w a] moi ‘ я ’, toi ‘ ты ’ , [ ι e] pied ‘ нога’.
  7. кит. лю ’ шесть’, хуа ‘ цветок ’.

Граница между монофтонгами и дифтонгами довольно нечеткая . Помимо дифтонгов выделяют также дифтонгоиды (-оид от греч. εισоς ‘вид’) – качественно неоднородные гласные, имеющие в начале или в конце призвук, близкий к основному гласному. Напр., русский гласный в слове воля у ол’а].

Иногда как дифтонгоиды оцениваются долгие гласные, в частности в английском языке: [].

Граница между монофтонгами и дифтонгами неустойчива и в диахронии . История разных языков часто демонстрирует монофтонгизацию , т.е. превращение дифтонга в монофтонг. Большинство греческих дифтонгов, четко фиксируемых письменностью, превратились в монофтонги уже в древности:

  1. μ оυ σα ‘му за’ [ou] → ,
  2. ει ρωνεία ‘и рония’[eu] → ,
  3. π αι δαγωγóς ‘пе дагог’[ai] → 14 .

Очень часто наблюдается и обратный процесс превращения монофтонгов в дифтонги (дифтонгизация ). Множество примеров такого рода дает история романских языков :

лат. mele (m ) ‘мед’ > ит. miele фр. miel

лат. petra (m ) ‘камень’ > ит. pietra фр. pierre исп. piedra

лат. novu(m) ‘ новый’ > ит. nuovo исп. nuevo

  1. В пределах одного слога могут совмещаться три гласных , образуя трифтонг (< греч. tr í phtongos ‘трехгласный’). Трифтонги могут быть
  2. нисходящими – вершиной слога является первый гласный:
  3. англ. fire ‘ огонь’; our ‘ наш’;
  4. восходяще - нисходящими (вершина слога – средний гласный):
  5. кит. ляо [l ι a u ] ‘закончить, решить’, гуай [k u a ι ] ‘странный’

[ЛЭС, с. 310; Кодухов, с. 124; Маслов, с. 69–70; Шайкевич, с. 22–24].

Схема № 4.

┌─────────┴─────────┐

монофтонги полифтонги

┌───────────┴────────────┐

дифтонги трифтонги

┌──────┴──────┐

истинные ложные

компоненты есть ядро

равноценны и глайд

┌───────────┴───┐ ┌────────┐

нисходящие восходящие нисходящие восходяще -

ядро – первый ядро – второй ядро – первый нисходящие

гласный гласный гласный ядро – средний

гласный

Литература

Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. Общие свойства гласных и согласных. Классификация звуков речи. С. 19–53.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Принципы классификации звуков речи. С. 68–75.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание.М.: ТетраСистемс, 2001.Классификация звуков речи. С. 53–63.

Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 111–216.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 25. Принципы классификации звуков речи. С. 120–132.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Вокализм. С. 86; Гласные. С. 105–107; Дифтонг. С. 138; Звуки речи. С. 165; Консонантизм. С. 236–237; Монофтонг. С. 310; Согласные. С. 477–479; Трифтонг. С. 520.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. 3. Биологический аспект в изучении звуков речи. С. 37–41.

Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Флинта, Наука, 2004. С. 216–220.

Селютина И. Я. Звуковые системы языков народов Сибири. Новосибирск: НГУ, 2008. 44 с.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. § 7. Классификация звуков речи. § 8. Артикуляционная классификация гласных. § 9. Артикуляционная классификация согласных. С. 17–30.

Широкова А. В. Сравнительная типология разноструктурных языков. М.: Добросвет, 2000. С. 28–30.

3 «Мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Соссюр и Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки).

Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные […]. Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно» [Реформатский, с. 170 (примечание)].

4 По форме щели щелевые согласные делятся на

плоскощелевые [ф], [з], [х],

круглощелевые [ w ].

По расположению щели они делятся на

срединные [в], [с], [ж],

боковые [л], [ l ] (в классификациях, где звуки этого типа относятся к щелевым, напр.: [Маслов, с. 3; Селютина, с. 39, Вендина, с. 73]).

5 Иногда все согласные по участию носового резонатора делят на

носовые,

ртовые.

6 По производимому акустическому впечатлению

звуки типа [з], [с], [тˆс] называются свистящими ,

а звуки типа [ж], [ш], [ш’:], [т’ˆш’] – шипящими .

7 В тюркских языках под влиянием гласного [ i ] палатализуются как предшествующие, так и последующие согласные [ООФ, с. 108].

8 Абруптивы встречаются в ряде языков Кавказа:

грузинск. (p , t , k ) [ k ? wa t ? ] ‘утка’,

лезгинск. [ p ? uz ] ‘губа’, [ t ? ] ‘комар’.

Смычно-гортанные согласные противопоставлены соответствующим глухим и звонким и образуют группы фонем типа < b – p – p ? > или < b – p – p – p h >.

9 Очень редко встречаются языки с минимальным числом гласных фонем, где различие ряда не имеет фонологического значения. Напр., адыгейский язык, где имеются три фонемы, различающиеся по подъему [Шайкевич, с. 18].

10 Нейтральные гласные [ə], [ь], [ъ] мы произносим не только при сильной редукции, но и когда «экаем», т.е. тянем неопределенный гласный, не начиная говорить.

11 В более точной классификации вводятся дополнительные ряды:

передний отодвинутый ряд: англ. ‘сидеть’ (передне-средний ряд),

задний продвинутый ряд: англ. [υ] [ b υ k ] ‘книга’ (средне-задний ряд);

смешанные типы:

центральный,

центрально-задний ряд.

Очень часто трех подъемов недостаточно для различения гласных фонем. Тогда средний ряд разделяют на

средний закрытый [е], [ø], [о] и

средний открытый [ε], [œ], .

Такое деление свойственно, напр., немецкому и некоторым романским языкам, отдельным русским диалектам [Шайкевич, с. 19–20]. См. схему в [Маслов, с. 81].

12 Противопоставление нефарингализованных и фарингализованных гласных фонем в тувинском языке:

ат [ at ] ‘имя’ аът [ a ˇ t ] ‘лошадь’

эт ‘имущество’ эът ‘мясо’

ыт ‘посылать’ ыт [ъˇ t ]‘собака’

д i с ‘нанизывать’ д i с ‘звукоподражание’

дγш ‘сон’ дγъш ‘день, полдень’

от ‘огонь’ оът ‘трава’

ч ө п ‘правда’ ч ө ъп ‘гуща’

чγк ‘сторона’ чγк ‘груз’ [Селютина, с. 23].

13 Условия речевого потока, которые могут влиять на долготу гласных:

1) Позиция по отношению к ударению

В большинстве языков ударный гласный произносится дольше, чем безударный.

напр., в русск. языке ударный гласный может быть длиннее безударного в 3 раза .

2) Позиция по отношению к соседним звукам

Во франц . ударные гласные удлиняются перед [ r ], [ v ], [ z ], :

rouge [ ru :] ‘красный’.

3) Характер слога

В итал . языке в открытом слоге – долгий гласный, в закрытом – краткий:

fā-ro ‘ маяк ’ – far-ro ‘ полба ’

n ō- to ‘известный’ – not - te ‘ночь’ [Шайкевич, с. 21–22].

14 В современном чтении оυ произносится как [ u ], остальные диграфы читаются как дифтонги. В новогреческом это монофтонги.

2


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81276. Право и экономика 36.48 KB
Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса экономической структуры общества экономического строя которая складывается независимо от воли и сознания людей и надстройки идеологических отношений и институтов. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов других частей...
81277. Право и мораль. Единство права и морали 38.26 KB
Соотношение между правом и моралью сложное оно включает в себя четыре компонента: единство различие взаимодействие и противоречия. Единство права и морали состоит в том что: право и мораль представляют собой разновидности социальных норм образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами у них единая нормативная основа; право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи упорядочение и совершенствование общественной жизни внесение в нее...
81278. 38.83 KB
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли форму в которой содержится правовое решение государства. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт судебный прецедент санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание правовую идеологию а также деятельность юристов.
81279. Нормативно-правовой акт: понятие, виды 39.43 KB
Нормативные акты создаются в основном государственными органами имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам которые переданы им для разрешения. Нормативные акты характеризуются следующими признаками. Нормативные акты это носители хранилища жилища правовых норм из них мы черпаем знания о правовых нормах. 2 Нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений между которыми возможны...
81280. Норма права: Понятие, структура, классификация. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах 41.26 KB
Нормы права это правило поведения имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании объеме прав и обязанностей четких указаниях на последствия ее нарушения. Она обладает качеством системности которое проявляется в структурном построении нормы в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу диспозицию и санкцию.
81281. Система права и система законодательства 36.02 KB
Система права как его содержание это внутренняя структура права соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства внешняя форма права выражающая строение его источников т. Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества.
81282. Типология правовых систем 38.05 KB
При классификации правовых систем используют различные факторы начиная с этических расовых географических религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии включающей религию философию экономические и социальные структуры и юридической техники включающей в качестве основной составляющей источники права. Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении ее принадлежала средневековым университетам Европы...
81283. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное и национальное право 41.33 KB
Материальное и процессуальное право. Международное и национальное право. Основное деление всего права есть деление его на право публичное и частное или гражданское.
81284. Правотворчество: понятие, субъекты, стадии, принципы. Юридическая техника 38.91 KB
Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение на рассмотрение компетентных лиц. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта. Принятие решения внести изменения в систему действующих норм права может мотивироваться следующими обстоятельствами: Решение может приниматься по собственной инициативе правотворческого органа признавшего что его нормативно-правовой акт в той или иной части устарел и нуждается в изменении или коренной переработке. Вторым обстоятельством является вступление в силу...