Природа обычной молнии разгадана давным давно. На плоту по таежной реке

Часть - в тетрадях.

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий.

Од...ноко он стоит задумался глубоко и т...хонько плачет он в пустыне. (М. Ю. Лермонтов.)
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия.

Выйдя за в...рота мы пов...рнули (в)прав(а, о) и побр...ли пыльной дорогой. (А. П. Чехов.)
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить правописание н и нн , ж и жж в словах.

Под обл...ками зал...вая воздух серебр...ыми звуками дро(ж, жж)али жав...ронки а над з...ленеющ...ми пашнями, с...лидно и чи(н, нн)о взмах...вая крыльями н...сились грачи.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, объяснить роль наречий.

Соперн...ки (не) сколько раз встречались и побед...носно погляды...вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.)

1. Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.

2. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели пыльной дорогой.

3. Под облаками, заливал воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки , а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи.

4. Соперники несколько раз встречались и, победоносно поглядывая друг на друга, следовали дальше.
Домашнее задание

Подготовка к диктанту по теме «Наречие».

Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ
Цель: проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматический разбор, анализ ошибок, работа над ошибками.
Ход уроков

I. Диктант

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых , она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.

(106 слов)
II. Грамматическое задание

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант - издавна , 2-й вариант - нередко .
2. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант - меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени ; неясно - краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно ).
3. Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант - Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант - Во-первых , она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.
III. Анализ ошибок диктанта
IV. Работа над ошибками

Методические приемы: объяснение учителя, лингвистический разбор , тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Найдите в словаре толкования слова категория .

1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени ).

2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории)

3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория )

Опережающее задание: после изучения темы ответить на вопрос «Какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?»

Сделайте фонетический разбор слова категория .
II. Изучение темы «Категория состояния как часть речи»

1. Сопоставительный анализ предложений

Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим грамматические основы:

1) Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень быстро.

2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло немилосердно.

(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло . Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого: темнеет, пекло . В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. Они передают состояние окружающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека , и есть категория состояния.)

Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с какой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника - § 45, с. 124-125 - и найдите такие слова.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника. Слова, которые относятся только к категории состояния: знобило, дышится .

3. Беседа по изученному материалу.

С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)
III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.
2. Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.
Домашнее задание

Методические приемы: лингвистический разбор , беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа, тренировочные упражнения.
Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека.

1) Мне холодно. 2) Стало ясно на душе. 3) С утра подморозило. 4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно? 6) Неожиданно быстро сделалось темно. 7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг.

(Состояние природы - предложения 3, 6, 7, 8. Состояние человека - предложения 1, 2, 4, 5.)
II. Проверка домашнего задания

Упражнение 277: проверка по цепочке.

Комментарий. Состояние природы: предложения 1 (светло ), 4 (поздно, холодно ), 6 (было тихо и жарко ).

Эмоциональное состояние человека - предложения 2 (скучно, грустно ), 3 (скучно, гадко ), 5 (смешно ).

Физическое состояние человека - предложение 5 (больно ).

Интеллектуальное состояние человека - предложение 7 (ясно было ).
III. Отличие слов категории состояния от других частей речи

Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контекста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. Потренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.

Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет.

Например:

1) От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).

2) Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).

Разберем один нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет : 1) кофе что делает? пахнет ; 2) пахнет чем? кофе . В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором - со сказуемым - категорией состояния.

Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что существительное кофе относится к разряду несклоняемых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую ситуацию, чтобы разобраться в значении предложения.)
2. Слова категории состояния и наречия.

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжественно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (Н. А. Некрасов.) Работа продвигалась трудно.)

Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксически независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно ; пела как? чудно ; грозен насколько? в какой степени ? больно (отметим разговорный характер этого слова, найдем синонимы: очень, слишком ); продвигалась как? трудно .

Сопоставим три предложения, определим, к каким частям речи относится слово весело в каждом предложении: 1) Он смотрел весело: 2) Ему весело. 3) Лицо его весело.

(В первом предложении весело - наречие (смотрел как? весело ); во втором - слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем - краткое прилагательное (лицо каково? весело ).)
IV. Выполнение упражнений

Упражнение 278: выразительное чтение , обсуждение вопросов , письменное выполнение.

МОЛНИЯ.
Молния представляет большой интерес не только как своеобразное явление природы. Она дает возможность наблюдать электрический разряд в газовой среде при напряжении в несколько сотен миллионов вольт и расстоянии между электродами в несколько километров.
В 1750 Б.Франклин предложил Лондонскому королевскому обществу поставить опыт с железной штангой, укрепленной на изолирующем основании и установленной на высокой башне. Он ожидал, что при приближении грозового облака к башне на верхнем конце первоначально нейтральной штанги сосредоточится заряд противоположного знака, а на нижнем - заряд того же знака, что у основания облака. Если напряженность электрического поля при разряде молнии возрастет достаточно сильно, заряд с верхнего конца штанги будет частично стекать в воздух, а штанга приобретет заряд того же знака, что и основание облака.
Предложенный Франклином эксперимент не был осуществлен в Англии, однако его поставил в 1752 в Марли под Парижем французский физик Жан д"Аламбер. Он использовал вставленную в стеклянную бутылку (служившую изолятором) железную штангу длиной 12 м, но не помещал ее на башню. 10 мая его ассистент сообщил, что, когда грозовое облако находилось над штангой, при поднесении к ней заземленной проволоки возникали искры.
Сам Франклин, не зная об успешном опыте, реализованном во Франции, в июне того же года провел свой знаменитый эксперимент с воздушным змеем и наблюдал электрические искры на конце привязанной к нему проволоки. На следующий год, изучая заряды, собранные со штанги, Франклин установил, что основания грозовых облаков обычно заряжены отрицательно.
Более детальные исследования молний стали возможны в конце 19 в. благодаря совершенствованию методов фотографии, особенно после изобретения аппарата с вращающимися линзами, что позволило фиксировать быстро развивающиеся процессы. Такой фотоаппарат широко использовался при изучении искровых разрядов. Было установлено, что существует несколько типов молний, причем наиболее распространены линейные, плоские (внутриоблачные) и шаровые (воздушные разряды). Линейные молнии представляют собой искровой разряд между облаком и земной поверхностью, следующий по каналу с направленными вниз ответвлениями. Плоские молнии возникают внутри грозового облака и выглядят как вспышки рассеянного света. Воздушные разряды шаровых молний, начинающиеся от грозового облака, часто направлены горизонтально и не достигают земной поверхности.
Разряд молнии обычно состоит из трех или более повторных разрядов - импульсов, следующих по одному и тому же пути. Интервалы между последовательными импульсами очень коротки, от 1/100 до 1/10 с (этим обусловлено мерцание молнии). В целом вспышка длится около секунды или меньше. Типичный процесс развития молнии можно описать следующим образом. Сначала сверху к земной поверхности устремляется слабо светящийся разряд-лидер. Когда он ее достигнет, ярко светящийся обратный, или главный, разряд проходит от земли вверх по каналу, проложенному лидером.
Разряд-лидер, как правило, движется зигзагообразно. Скорость его распространения колеблется от ста до нескольких сотен километров в секунду. На своем пути он ионизирует молекулы воздуха, создавая канал с повышенной проводимостью, по которому обратный разряд движется вверх со скоростью приблизительно в сто раз большей, чем у разряда-лидера. Размер канала определить трудно, однако диаметр разряда-лидера оценивается в 1-10 м, а обратного разряда - в несколько сантиметров.
Разряды молнии создают радиопомехи, испуская радиоволны в широком диапазоне - от 30 кГц до сверхнизких частот. Наибольшее излучение радиоволн находится, вероятно, в диапазоне от 5 до 10 кГц. Такие низкочастотные радиопомехи «сосредоточены» в пространстве между нижней границей ионосферы и земной поверхностью и способны распространяться на расстояния в тысячи километров от источника.

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днём в холодноватой чистой синеве неба видны были тёмные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: выдерживая;

II вариант: замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: опускаясь;

II вариант: отдыхая.

Диктант 4. Темы "Причастие" и "Деепричастие"

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

Диктант 5. Тема "Наречие"

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.

Грамматические задания

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: издавна;

II вариант: нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: меньше (из 2-го предложения);

II вариант: неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, так как зависит от существительного (происхождение (каково?) неясно).

3. Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.

II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

Диктант 6. Темы "Предлог", "Союз", "Частица"

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лёг в камышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нём звёздами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звёзд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвёздному и поэтому почти чёрному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звёзды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всём этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну…

Особый, предрассветный покой царил ещё и во всём том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днём, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.

(По И. Бунину)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить морфологический разбор предлога, союза, частицы (по выбору).

Диктант 7. Итоговый

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота спёрли ему горло.

(133 слова)

(Ю. Олеша)

Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

I вариант: 1-е предложение третьего абзаца;

II вариант: последнее предложение третьего абзаца.

Приложение 4
Изложения

Изложение 1

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеёнкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у неё была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, варёная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя её атмосферу.

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.
(Повторение изученного в 5-6 классах)
Всё время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звёзды усеивают тёмное небо и блестят чисто и нежно.
Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую траву.
Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлётом пернатых в далёкие края. Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.
Чёрными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.
«До свидания, осень», - говорим мы и приветствуем приход зимы.
(119 слов)
Задания:
Выписать слова с орфограммами (по 3 примера) и обозначить графически
I в. Чередующиеся гласные в корне слова
IIв. Н и НН в суффиксах прилагательных.
Произвести морфемный разбор слов
I в. Собираются, кустарник, журавлиные.
II в. Раздаются, прибрежных, скворцов.Произвести синтаксический разбор предложения
Iв. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает.
IIв. Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи.

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Причастие. Причастный оборот».
Лето умчалось внезапно, будто испуганная птица. Ночью тревожно зашумел сад, заскрипела под окном старая черёмуха. Она стучала ветками в закрытые ставни и нагоняла тревогу. Утром мама срезала последние георгины и поставила в глиняный кувшин, когда-то подаренный ей отцом. Странно было видеть эти цветы в полумраке комнаты с заплаканными окнами.
Погода налаживалась. Дожди сменились ветрами, нагонявшими вереницы туч. Сад медленно увядал, осыпался и горел яркими осенними красками, таившими в себе неизъяснимую прелесть.
Мать шинковала для засолки капусту, кормила меня печённой в золе картошкой, жареными пирожками с рубленым яйцом и поила настоянным на травах ароматным чаем.
(По Е.Носову. 96 слов)
Задания:
1. Произвести морфемный разбор слов
Iв. Испуганная, нагонявшие, осенний.
IIв. Заплаканные, таившие, глиняный.

Iв. Странно было видеть эти цветы в полумраке комнаты с заплаканными окнами.
IIв. Дожди сменились ветрами, нагонявшими вереницы туч.
3. Выписать 3 причастия, образованные от глаголов, выделить суффиксы
Iв. Первого спряжения.
IIв. Второго спряжения.
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».
Прощание с летом.
Несколько дней, не переставая, лил холодный дождь.
Ноябрь – самое грустное время в деревне. Дороги размыты, река, покрывшись жёлтой пеной, приобрела печальный вид. Птицы, не успевшие улететь, спрятались.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Лёжа с закрытыми глазами, я долго прислушивался и понял, что я не оглох, а попросту за окнами дома наступила необыкновенная тишина.
Я открыл глаза. Белый и ровный снег наполнял комнату. Поднявшись, я подошёл к окну. За окнами всё было снежно и безмолвно.
Через окно я увидел большую серую птицу. Она, сев на ветку клёна в саду, качнула её. Искрясь в желтоватом лунном свете, с ветки посыпался снег.
(111 слов) (По К.Паустовскому)

Задания:
1. Произвести синтаксический разбор предложения
Iв. Поднявшись, я подошёл к окну.
IIв. Искрясь в желтоватом лунном свете, с ветки посыпался снег.
2. Произвести морфологический разбор деепричастия
Iв. Поднявшись
IIв. Искрясь
3. Подчеркнуть деепричастные конструкции как члены предложения
Iв. Во 2-м абзаце.
IIв. В 3-м и 4- абзацах.

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Наречие».
Загадка шаровой молнии.
Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.
Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.
Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.
В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.
(106 слов)
Задания:
1. Образовать все возможные степени сравнения от наречий
Iв. Стремительно
IIв. Высоко
2. Произвести синтаксический разбор предложения
Iв. С шаровой молнией учёным повезло меньше.
IIв. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв.
3.Произвести морфологический разбор наречия
Iв. Меньше
IIв. Нередко

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния».
Таинственный ящик.
У Шаляпина был объемистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм иностранных государств и городов, в которых гастролировал певец. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял, почти не выпуская его из рук.
В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом. Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.
Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.
Это было таинственно и непостижимо.
После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик. В нем оказалась горсть земли, взятая великим певцом перед отъездом за границу. Это была горсть русской земли.
(121 слово) (По Лессу).

Задание.
1. Произвести морфемный разбор слов
I в. приготовленный, кожаный, зная
II в. работавшие, входя, русской
2. Выделите графически
I в. Обособленные определения и обстоятельства в 1-м абзаце.
II в. Обособленные определения и обстоятельства в 2-м абзаце.3. Найдите в тексте слова категории состояния и определите их значение.
Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Предлоги и союзы».
Несмотря на близость к дороге, в лесу царствовала полная тишина. На всём как будто лежала печать глубокой осени. Листья с деревьев попадали и влажными грудами устилали застывающую землю. Всюду чернелись полуголые стволы берёз и дубов. Из-за них местами не только выглядывали красноватые кусты вербы, но и яма со стоячей водой, покрытая ярко-изумрудной плесенью.
Тут же неподалеку в самой чащобе осинника работал немолодой крестьянин. Высокий и широкоплечий, он в течение целого дня рубил высокие кусты хвороста, чтобы они не глушили в этом месте лес непроходимыми зарослями. Наступала зимняя пора. Мужик, по-видимому, припасал жизненно необходимое топливо.
Когда же за лесом поднимался пронзительный вой ветра, он тотчас прерывал работу, обращаясь к оборванному мальчишке, тоже сидевшему поблизости. "Эй, Ванюшка, ещё ветром снесёт, ступай домой!"
(120 слов) (По Д.В. Григоровичу)
Задания:
1.Произведите синтаксический разбор предложения
I в. Листья с деревьев попадали влажными грудами устилали застывающую землю.
II в. Всюду чернелись полуголые стволы берёз и дубов.2.Произвести морфологический разбор
I в. Предлога с (деревьев)
II в. Союза и
3.Обведите союзы, связывающие
I в. Однородные члены предложения.
II в. Части сложного предложения.

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далёкий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днём в холодноватой чистой синеве неба видны были тёмные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: выдерживая;

II вариант: замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: опускаясь;

II вариант: отдыхая.

Диктант 4. Темы "Причастие" и "Деепричастие"

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

Диктант 5. Тема "Наречие"

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.

Грамматические задания

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: издавна;

II вариант: нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: меньше (из 2-го предложения);

II вариант: неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, так как зависит от существительного (происхождение (каково?) неясно).

3. Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.

II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

Диктант 6. Темы "Предлог", "Союз", "Частица"

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лёг в камышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нём звёздами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звёзд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвёздному и поэтому почти чёрному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звёзды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всём этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну…

Особый, предрассветный покой царил ещё и во всём том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днём, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.

(По И. Бунину)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить морфологический разбор предлога, союза, частицы (по выбору).

Диктант 7. Итоговый

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота спёрли ему горло.

(133 слова)

(Ю. Олеша)

Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

I вариант: 1-е предложение третьего абзаца;

II вариант: последнее предложение третьего абзаца.

Приложение 4
Изложения

Изложение 1

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеёнкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у неё была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, варёная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя её атмосферу.