Признаки деления каменного железного и бронзового веков. Археологическая периодизация истории человечества


Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Хабаровский машиностроительный техникум

РЕФЕРАТ

Бронзовый и железный век

Выполнил: студент группы С-111
И.А. Безруков

Проверил:

Бронзовый век
Век металлов делится на два периода: бронзовый век и железный век.


Европа в первой половине второго тысячелетия до н.э.
Археологические культуры

Европа во второй половине тысячелетия до н.э.
Археологические культуры
Бронзовый век - период истории человечества, когда широко распространились изготовленные из бронзы орудия труда и оружие, употреблявшиеся наряду с каменными или вместо них.
Бронза представляет собой сплав меди и олова, иногда сурьмы, свинца, мышьяка или цинка в различных пропорциях. Лучшее соотношение - 90% меди и 10% олова 1 . Изобретению бронзы предшествовало открытие меди, но медные орудия получили меньшее распространение, чем бронзовые, так как последние тверже и острее и литье их легче, потому что бронза плавится при более низкой температуре (700-900°, тогда как медь - при 1083°).
Однако ни медным, ни бронзовым орудиям не удалось целиком вытеснить каменные. Причиной этого было, во-первых, то, что в ряде случаев рабочие свойства камня выше, чем бронзы, а во-вторых, камень, пригодный для изготовления орудий, был почти всюду, тогда как источники сырья для бронзы, в особенности олова, сравнительно редки.

Типология и хронология бронзового века Северной Европы
Точные хронологические рамки бронзово го века указать трудно, так как в разных странах он существовал в разное время. Раньше всего, в середине IV тысячелетия до н. э., бронза стала известна в Южном Иране и Месопотамии. На рубеже III и II тысячелетий до н. э. бронзовая индустрия распространилась в Малой Азии, Сирии, Палестине, на Кипре и Крите, а в течение II тысячелетия до н. э. - по всей Европе и Азии.
Следует отметить, что бронзовый век не был в полном смысле этого слова всемирной стадией: если не считать такого спорадического явления, как бронза Бенина, то Африка в целом не знала бронзового века и здесь железный век наступил после каменного; Америка в целом не знала и раннего железного века - камень и медь здесь господствовали вплоть до европейской колонизации. (Только среди памятников культуры позднего тиауанако VI-X вв. н. э. в Перу и Боливии есть центры бронзовой металлургии)

Конец бронзового века наступил, когда бронзу вытеснило железо. В основном бронзовый век для большинства стран Европы охватывает II тысячелетие до н. э. Многие племена Европы в бронзовом веке пользовались местным металлом. Древние медные рудники открыты на Кипре, Крите и Сардинии, в Италии, Чехословакии, на юге ГДР и ФРГ, в Испании, Австрии, Венгрии, Англии, Ирландии, древние оловянные рудники - в Чехословакии, Англии (Корнуолл), на полуострове Бретань, на северо-западе Пиренейского полуострова.
В начале бронзового века , когда металл использовался для изготовления относительно ограниченного набора орудий, обычно хватало руд поверхностного залегания. Но с течением времени человек перешел к добыче руды из-под земли, закладывая шахты и штольни. Разработка руды в копях велась в Иберии и Италии, но наиболее крупные рудники открыты в районе Зальцбурга и в Тироле. Горную породу нагревали огнем, раскаленные слои поливали водой, и они давали трещины. В трещины каменными молотками забивали деревянные клинья. Их смачивали, и естественная сила разбухания отламывала куски породы, а затем и руды. Руду разбивали с помощью больших каменных молотов (кувалд) на куски, которые собирали в мешки, кожаные сумки, корзины или деревянные долбленые корыта и поднимали на поверхность земли.

Периодизация П. Райнеке бронзового века и гальштата
На поверхности руду дробили каменными молотками, растирали в порошок камнями вроде зернотерок, промывали в деревянных корытах, обжигали и, наконец, плавили в печах, построенных из камней и обмазанных глиной.
Некоторые копи достигали большой глубины. Так, копи у Миттерберга (Австрия) достигали 100 м в глубину. Их целью была разработка жилы медного колчедана двухметровой толщины, спускавшейся отлого, под углом в 20-30°, в глубь горы. На горном склоне на протяжении 1600 м находились 32 копи основного миттербергского месторождения. Подсчитано, что на исчерпание каждой из них было затрачено около 7 лет и в момент максимального размаха работ на рудниках трудилось около 180 человек, причем больше людей было занято добычей дров и крепежного леса, чем работой под землей. Общее количество добытой здесь в течение двух или трех веков руды составляло около 14 тыс. тонн. Такие копи могли служить базой бронзовой металлургии всей Центральной Европы.
Приведу расчет количества рабочих на шахтах зальцбургско-тирольского медного месторождения. Около 40 человек (на одном из месторождений) добывали и плавили руду, при них должно было состоять 60 человек лесорубов, 20 человек занимались обогащением и 30 - транспортировкой руды. К этому нужно добавить надсмотрщиков, руководителей работ и т. п. Общее число занятых лиц составит более 150 человек. Одно такое предприятие должно было ежедневно обрабатывать 4 кубометра руды, т. е. давать более 300 кг меди и расходовать 20 кубометров леса. Столь сложное дело требовало специальной организации, и следует предполагать, что в металлургии специализировались отдельные общины, которые в свою очередь нуждались в снабжении их одеждой и продуктами питания. Вряд ли все это могло основываться на простом обмене и кооперации. Некоторые ученые приходят к выводу, что структура общества и организационная деятельность руководящего этим обществом слоя были более сложными, чем предполагалось. Во всяком случае по тем же подсчетам в зальцбургско-тирольской области добычей меди было занято одновременно около 1 тыс. человек, а прокормить такое количество людей при примитивных формах сельского хозяйства того времени было не так просто.
Добыча металла лишь в раннем бронзовом веке могла быть сезонным занятием земледельцев. В развитом бронзовом веке объем работ так возрос, что следует предположить выделение специалистов в виде отдельных общин или части членов одной общины. Бронза в слитках была объектом оживленной торговли (межплеменного обмена) и распространялась далеко от мест своего изготовления. Низкая температура плавления бронзы допускала возможность ее плавки на простых открытых очагах или кострах. Поэтому литейное дело практиковалось чуть ли не на каждом поселении бронзового века. На них находят обломки тиглей, глиняные ложки для наливания расплавленного металла в формы, каменные литейные формы. Это - домашнее производство, возможно, следы работы бродячих литейщиков или медников. Только в позднем бронзовом веке , по-видимому, возникли крупные производственные центры, обслуживавшие обширные области. К сожалению, они мало исследованы. Примером такой большой мастерской служит Велем-Сен-Вид (в Западной Венгрии). Здесь были найдены слитки и болванки из металла, бронзовый лом, глиняные сопла, тигли, 51 каменная литейная форма, кузнечные принадлежности - наковальни, молотки, пробойники, напильники.
Медь и бронза предоставляют большие возможности для создания новых форм орудий. Однако люди не сразу воспользовались этими возможностями. Наиболее ранние металлические орудия по формам целиком повторяли каменные. Таковы первые медные топоры - плоские и длинные, с коротким лезвием и без проушин. Постепенно человечество выработало такие формы орудий, в которых наиболее целесообразно использовались свойства нового материала: бронзовые топоры, долота, молоты, кайла, мотыги, серпы, ножи, кинжалы, мечи, секиры, наконечники копий, стрел и т.п.

Хронология бронзового и железного веков

Для развитого бронзового века Западной Европы характерны следующие разновидности топоров: пальштаб (пальстаб) - с закраинами для прикрепления к рукояти, кельт - с втулкой, расположенной перпендикулярно лезвию. В кельт и пальштаб вставлялась коленчатая рукоять. Бронзовые проушные топоры, имеющие прямую рукоять, сравнительно редки на западе Европы, но широко распространены в центральной и юго-восточной ее частях.
В позднем бронзовом веке происходит значительный прогресс в технике обработки металла: начинаются отливка изделий в утраченной форме, ковка и изготовление тонких листов металла.
Из благородных металлов в бронзовом веке особенно ценилось золото, в добыче которого важное место занимали Ирландия и, вероятно, Трансильвания. Серебро поставлялось в первую очередь из Юго-Восточной Испании и из Эгейской области.
В бронзовом веке наблюдается несомненный прогресс сельскохозяйственного производства. Оно носило в Европе преимущественно смешанный характер, и определить относительное значение в экономике двух его важнейших отраслей - земледелия и скотоводства - очень трудно. Специфика археологических данных такова, что мы можем установить, какие злаки выращивались и какие виды скота разводились, но не получаем ответа на вопрос, в какой степени производство пищи основывалось на разведении домашних животных, а в какой - на выращивании культурных растений.
Несколько улучшились по сравнению с неолитом породы скота. Следует предположить, что это связано с лучшими условиями содержания скота, но точных данных нет. Остатки стойл относятся только к раннему железному веку. Домашний скот прежде всего давал продукты питания. Так как трудно было заготовить корм для большого количества скота, то осенью производился массовый забой. Вероятно, в бронзовом веке развилось молочное хозяйство, в частности изготовление сыра, о чем свидетельствуют специальные горшки, напоминающие дуршлаг и применявшиеся для отцеживания сыворотки. Домашний скот поставлял много материалов для производственных целей: шкуры, волос, шерсть, рога, кость. Навоз шел на топливо, а также на удобрение земли. Скот применяли как средство передвижения и как тягловую силу. В середине II тысячелетия до н.э. в ряде стран мира появилась лошадь, использовавшаяся как упряжное животное в боевых колесницах, для перевозки людей и грузов, а также в хозяйственных работах. Однако в Европе домашняя лошадь долго играла очень незначительную роль. Хотя она была известна еще племенам культур боевых топоров, но кости ее настолько редки на памятниках неолитического времени в Центральной и Западной Европе, что разведение лошади, например, в Англии и Дании можно отнести только к позднему бронзовому веку.
Развитие скотоводства благоприятно повлияло и на земледелие. В эпоху ранней бронзы в Европе господствовало мотыжное земледелие, но уже появилось первое пашенное орудие - деревянный плуг. Плуги найдены в болотах умеренной зоны Европы (Швейцария, Дания, ФРГ). Хотя их трудно датировать, по-видимому, они относятся к эпохе бронзы. Изображения плужной запряжки известны среди наскальных рисунков Швеции и Италии (Приморские Альпы). Строго говоря, это еще не плуг, а соха двух типов - крючковидная и лопатообразная. Вспашка сохами была возможна только на мягких почвах.
В бронзовом веке развивается общественное разделение труда. Племена районов, богатых медными и оловянными рудами, специализировались на добыче металла и стали снабжать им население соседних территорий. Для конца бронзового века характерно появление в значительном количестве "кладов" или, вернее, складов материалов и предметов, изготовленных бронзолитейщиками, предназначенных для обмена и спрятанных в земле самими мастерами или торговцами. Эти "клады" сконцентрированы главным образом вдоль важнейших торговых путей.
Разделение труда и первобытные формы обмена послужили предпосылкой для развития сношений между населением отдельных областей, а это в свою очередь сыграло большую роль в ускорении темпа их хозяйственной и общественной жизни. Были установлены меновые связи между районами, где имелись месторождения металлов, соли, добывались редкие породы камня и древесины, минеральные и органические красители, косметические вещества, янтарь и т.д. Были усовершенствованы средства сообщения, появились корабли на веслах и парусах, колесные повозки.
Рост производства давал первобытным общинам такие возможности накопления ценностей, каких у них раньше не было. Человечество стало получать избыточный продукт, накапливавшийся в виде богатств. Производственный процесс все больше индивидуализировался, а индивидуальный труд стал источником частного присвоения. Коллективное хозяйство и коллективная собственность родовой общины превратились в частное хозяйство и частную собственность отдельных семей, что в свою очередь стало источником имущественного неравенства внутри рода. Начались массовая делокализация рода, переход от родовых связей к территориальным, превращение родовой общины в соседскую.
Развитие новых форм хозяйства, связанное с накоплением ценностей в виде стад домашнего скота, запасов хлеба, металла и т. д., вызвало значительный рост военных столкновений между племенами и родами, ведшихся часто в целях грабежа, приобретения богатства. В археологических материалах это отразилось прежде всего в появлении не известного ранее специального военного оружия. Революционизирующую роль в военном деле сыграла колесница, запряженная лошадьми, известная в Европе с середины II тысячелетия до н.э.
Еще в начале бронзового века во многих частях Европы сложились патриархально-родовые отношения с господствующим положением мужчины в семье и роде. Процесс имущественной дифференциации способствовал усилению родовой знати и ее обособлению от массы соплеменников. С течением времени в руках родовой знати сосредоточились и экономическая сила, и богатство, и власть. Процесс разложения первобытного общества проходил в различных формах и привел к разным результатам: одни общества достигли в бронзовом веке высокой цивилизации с развитым общественным разделением труда, городами, классовым обществом, государством, другие - оставались на уровне первобытнообщинного строя.
Человеческие сообщества бронзового века Европы (вне территории древних государств) известны нам большей частью по археологическим культурам. Очень редко удается связать археологические культуры бронзового века с известными позднее по письменным источникам племенами и народами или хотя бы определить, к какой языковой семье принадлежали носители той или иной культуры.
Бронзовый век обычно делят на три больших периода: ранний, средний и поздний.
О. Монтелиус поделил бронзовый век Северной Европы на шесть стадий, последняя из которых соответствует уже раннему железному веку Средней Европы. (Подробное изложение системы О. Монтелиуса см. в разделе "Бронзовый век Северной Европы".) Система Монтелиуса применима к странам, расположенным севернее Дуная. Ее стратиграфические и территориальные подразделения намечены и разработаны немецкими и польскими учеными. Изменение форм бронзовых вещей (топоров, кинжалов, мечей, браслетов и фибул) в Италии и Западной Европе не укладывается в схему Монтелиуса. Первая стадия бронзового века на юге Европы соответствует медному веку ее севера. Хотя типологическо-хронологическая система Монтелиуса не универсальна и даже на севере Европы местные особенности материальной культуры различных групп населения слишком значительны, чтобы их можно было свести к единой схеме, все же эта система служит уже много лет важным вспомогательным средством для установления относительной хронологии Европы.
Система Монтелиуса была развита и усовершенствована его многочисленными последователями. Из работ учеников Монтелиуса наибольшее значение имеют исследования Нильса Оберга.
Следует отметить, что типологически- хронологические исследования Монтелиуса не были единственными в его время. Его современник Софус Мюллер поделил бронзовый век Дании на девять временных групп. Но система Мюллера, основанная на прекрасном знании датского материала, имела еще меньшее общеевропейское значение, чем системы других последователей Монтелиуса.
Баварский ученый П. Райнеке поделил (на основе археологических комплексов) южногерманский бронзовый век на четыре ступени (А-D), соответствующие стадиям I-III Монтелиуса. Гальштатскую эпоху он также делил на четыре ступени (гальштат А - D), соответствующие стадиям IV-VI бронзового века у Монтелиуса . В периоде раннего железного века, обозначенном Райнеке как гальштат А - В, в Средней Европе железо было еще весьма редким металлом, лишь в периоде С-D начался подлинный железный век. Для ступени А бронзового века Райнеке считал характерными треугольные кинжалы, топоры с широким полукруглым лезвием (вещи древнейшего отрезка стадии I Монтелиуса), для ступени В - полукруглые топоры, вытянутые в длину кинжалы, т. е. первые мечи с трапециевидным завершением рукояти, для ступени С - втульчатые топоры, "дунайские" мечи с массивной восьмигранной рукоятью, для ступени D - длинные мечи с овальным эфесом, пальштабы (стадия III Монтелиуса). Многие исследователи не соглашались с деталями периодизации Монтелиуса и Райнеке и, принимая их в целом, уточняли и делили периоды на подпериоды (табл. 1). Несомненно, однако, что при любом усовершенствовании хронологической системы невозможно сделать ее универсальной для всей Европы. Сам Монтелиус и не пытался распространить свою периодизацию северного бронзового века на всю Европу, для Греции и Италии он создал другую хронологическую схему.
Дешелетт выделил четыре периода для западноевропейской области бронзового века, к которой он относил территории Франции, Бельгии и Западной Швейцарии. Первый период он датировал временем около 2500-1900 гг. до н.э. Большинство орудий еще изготовлено из камня. Распространены медные орудия. Из бедной оловом бронзы сделаны плоские топоры без боковых закраин, небольшие треугольные кинжалы с язычком для прикрепления рукояти. Итальянские кинжалы с металлической рукоятью появляются только к концу этого периода. В это время входят в употребление кинжалы, поперечно насаженные на рукоять (алебарды), различных форм булавки восточного происхождения (с кольцевидной головкой), ромбоидальные шилья, трубчатые бусы из стеклянной пасты или из кости, бусы из золота, бронзы или олова и из камня, похожего на бирюзу. Распространены луновидные золотые шейные пластины. В Западной Франции погребения совершены в пещерах или дольменах, в Восточной - в каменных цистах или просто в земле, редко в дольменах или под курганом. Это время унетицкой культуры в Центральной Европе, культуры эль-аргар в Испании, первых металлических культур Италии. Для многих стран Европы это время распространения культуры колоколовидных кубков, т. е. эпоха, переходная от неолита к бронзовому веку .
Второй период Дешелетт датировал 1900-1600 гг. до н. э. Вместо чистой меди для изготовления орудий используются богатые оловом бронзы. Распространены плоские топоры с низкими закраинами, с закругленным расширенным лезвием, кинжалы, которые к концу периода развиваются в мечи, булавки с косопросверленной шаровидной головкой, незамкнутые браслеты с заостренными краями. Появляются биконические вазы с четырьмя ручками. Погребальные обряды остаются прежними. Орнаментальные мотивы очень бедны, в особенности если сравнить их с одновременными скандинавскими.
Третий период Дешелетт отнес к 1600-1300 гг. до н.э. Характерны топоры с вытянутыми и приподнятыми закраинами и с проухом, пальштабы, кинжалы и короткие мечи с узким, еще не изогнутым клинком, ножи с бронзовой рукоятью, широкие браслеты с тупыми концами или заканчивающиеся проволочными волютами, булавки с ребристыми шейками или головкой в виде колеса. Керамика украшена глубоковрезанным орнаментом, отвесными рядами бороздок и сосковидными налепами. Появляются трупосожжения.
В области Альп распространены грунтовые могильники, далее на север - курганы. Четвертый период охватывает 1300-800 гг. до н. э. Типичны паль-штабы с высокостоящими закраинами и кельты. Мечи имеют длинные клинки, граненый язычок для насаживания рукояти или целую бронзовую рукоять, заканчивающуюся кнопкой (диском) или двумя лежащими друг против друга волютами (меч с антенной). Распространены различные простые кинжалы, мечи со втулками для рукояти или с бронзовой рукоятью, втульчатые наконечники копий, роскошные широкие орнаментированные желобчатые браслеты с большими шипами на концах, булавки с шаровидной орнаментированной или в виде вазы головкой. Появляются первые (так называемые смычковые) фибулы с прямой плоской спинкой, лучковые - с корпусом, изогнутым в виде дуги, древнейшие "змеевидные" фибулы, подошвовидные поясные пряжки. Бритвы имеют полукружное лезвие. Характерны сосуды с цилиндрической шейкой. Господствуют трупосожжения. В Северо-Западной и Южной Франции бронзовый век длится до VII в. до н. э., в Центральной и Восточной - в 900-700 гг. до н. э. уже наступает первая фаза раннего железного века.
Типологическо- хронологические системы Монтелиуса, Райнеке и Дешелетта частично устарели, но я привожу их не только для историографической справки, а и потому, что они (со многими поправками) лежат в основе датировок, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем при описании бронзового века Европы. Следует учесть также, что одна часть вошедшей в эту периодизацию эпохи относится еще к энеолиту (медному веку), а другая - уже к железному веку. Строго говоря, бронзовый век Средней Европы начинается около 1700 г. до н.э., а Северной Европы - еще позже. Конец позднего бронзового века (гальштат В) в Средней Европе относится к VIII или даже к началу VII в. до н.э.
Среди новых региональных схем периодизации бронзового века отметим схему М. Гимбутас для Центральной и Восточной Европы. Ранний бронзовый век она датирует 1800-1450 гг. до н.э. и характеризует его как время развития металлургии в Центральной Европе, на Кавказе и Южном Урале, формирования таких крупных культур, как унетицкая в Центральной Европе, отомани в Трансильвании и срубная в бассейне Нижней Волги. Средний бронзовый век (1450-1250 гг. до н.э.) отмечен в Центральной Европе экспансией племен культуры курганных погребений - наследников унетицкой культуры. Поздний бронзовый век (1250-750 гг. до н.э.) - эпоха полей погребений, когда те же племена унетицкой - курганной культур перешли к кремации. Влияние племен полей погребений и их экспансия привели к распространению этого обряда на Апеннинском полуострове, в Средиземноморье и Адриатике. Период полей погребений М. Гимбутас делит на пять хронологических фаз.
Для датировки памятников бронзового века Европы большое значение имеет датировка по вещам, импортированным из стран, в которых уже была письменность и для истории которых имеются более или менее точные даты. Поэтому новейшие открытия и уточнение хронологии Ближнего Востока способствовали уточнению хронологии бронзового века Европы.
Изучение территориального распределения культур бронзового века, точнее картографирование культурных явлений с последующей генерализацией этих данных, далеко еще не доведено до конца. Во-первых, археологические материалы непрерывно поступают, и это придает известную неустойчивость уже ранее сделанным картам и выводам. Во-вторых, обилие отдельных культур, изучаемых исследователями, лишает возможности бросить общий взгляд на процессы развития Европы в бронзовом веке. Отдельные культуры необходимо свести в большие группы и изучать целые культурные области, а это ученые разных стран делают по-разному. В старой (XIX в.) археологической литературе Европу делили по странам света и изучали бронзовый век Северной, Южной, Восточной и Западной Европы, особо выделяя только Италию. Но так можно было поступать в начале развития науки. Накопившийся материал показал совсем другие связи, и уже Гёрнес различал три основные культурные области: западную, к которой он относил и Италию, среднеевропейскую, в которую он включал наряду с другими территориями Венгрию и Южную Скандинавию, и восточноевропейскую, к которой он присоединял северные, урало-алтайские и закавказские группы.
Разделение на области основывалось в первую очередь на характерных типологических отличиях вещей, причем большую роль Гёрнес отводил керамике Дешелетт различал семь областей бронзового века :
1. Эгейско-микенскую, включающую материковую Грецию и архипелаг, Крит, Кипр и западную часть Малой Азии. Под влиянием этой области находились непосредственно Балканский полуостров и значительная часть Средиземноморского бассейна;
2. Италийскую (Италия, Сицилия и Сардиния);
3. Иберийскую (Испания, Португалия и Балеарские острова);
4. Западную, в которую входили территории Франции, Бельгии и Британские острова. С этой областью Дешелетт связывал Швейцарию, Южную Германию и частично Чехию;
5. Венгерскую (Венгрия, частично Балканы, главным образом - Среднее Подунавье);
6. Скандинавскую (Северная Германия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия);
7. Уральскую (Россия, в том числе Сибирь).
Схема Дешелетта была принята многими археологами, которые в дальнейшем лишь вносили некоторые поправки. Чайлд пытался предложить схему, основанную не на типологии, как у Дешелетта, а на учете хозяйственного и общественного развития отдельных частей Европы. По Чайлду, можно выделить следующие области:
1. Минойско-микенские города Эгейского мира;
2. Не имевшее еще собственной письменности население Македонии и Эгеи;
3. Оседлые земледельцы, ремесленники и металлурги бронзы по линии Кубань - Среднее Подунавье - Юго-Восточная Испания;
4. Менее оседлое и менее дифференцированное население в бассейне Верхнего Дуная, Южной и Средней Германии, Швейцарии, Англии и Южной России;
5. Неолитические поселения в Южной Скандинавии, Северной Германии и на Оркнейских островах;
6. Общества далеких северных лесов, охотники и рыболовы.
В качестве примера приведу еще одну схему территориального подразделения культуры бронзового века. Ее автор, Бранко Гавела, исходит из того, что местом наивысших культурных достижений, в частности в развитии бронзовой металлургии, был юг Европы, и отсюда они проникали на север. Поэтому он делит Европу бронзового века на три части:
1. Южный пояс, к которому принадлежали Балканский, Апеннинский, Пиренейский полуострова, юг Восточной Европы, Нижнее и частично Среднее Подунавье и Южная Франция; здесь в первой половине III тысячелетия до н. э. появляется бронза, и отсюда она распространяется по Европе, прежде всего по речным и морским путям;
2. Средний пояс - Средняя Европа, Верхнее и Среднее Подунавье, отдельные области Западной Европы, Южная Англия и Ирландия, Бретань и Нормандия, устье Рейна;
3. Северный пояс, к которому принадлежали все остальные области Европы, где долго удерживался неолит и куда очень поздно проникла или совсем не появилась бронза.
Эта схема чрезвычайно условна и для понимания исторических процессов дает еще меньше, чем формально-типологические. Однако попытки как-то сгруппировать археологические культуры, синтезировать источники вполне правомерны, в особенности если учесть склонность многих ученых выделять все новые и новые культуры по второстепенным признакам. Пока никому не удалось предложить схему территориального подразделения бронзового века Европы, которая была бы так же широко принята, как хронологическая схема Монтелиуса. Рассматривая культурное и хозяйственное развитие Европы в бронзовом веке, в настоящем издании принят принцип в большей мере территориальный, чем хронологический. Описываются большие культурно-исторические области и археологические культуры как целостные явления, хотя одни из них начинают свое существование еще в неолите, а другие заканчивают его в железном веке. Так, хотя ранний этап унетицкой культуры - еще конец неолита (медный век), а поздний этап лужицкой культуры - уже железный век, здесь идет описание каждой из этих культур целиком. При таком распределении материала читателю будет труднее представить себе, как выглядела Европа в целом, скажем, в середине II тысячелетия до н. э. Зато яснее будет путь развития племен, населявших Европу в бронзовом веке, которые скрываются за той или иной культурой. Общую картину развития Европы в каждый период читатель получает при помощи карт и при сопоставлении данных по отдельным культурам.
и т.д.................

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (8-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель : обобщить и систематизировать полученные на уроках истории, химии и биологии знания учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации.

Задачи урока

  • развитие логического мышления;
  • привитие интереса к предмету, развитие любознательности, кругозора, заинтересованности в чтении дополнительной литературы;
  • формирование коммуникативных навыков;

Оборудование и методическое обеспечение урока:

  • Коллекции «Металлы и сплавы».
  • Учебная презентация по данной теме, выполненная на компьютере в программе Power Point, созданная учителем.
  • Карточки с викториной для самостоятельной работы учащихся.
  • О.С. Габриелян учебник «Химия 9 класс» Дрофа 2010 г.
  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя. Химия 9 класс» Дрофа 2002 г.
  • Мультимедиапроектор.
  • Компьютер.

Форма урока: изучение нового материала.

Meтоды обучения:

  • Словесный – формирование теоретических знаний.
  • Проблемно-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
  • Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
  • Дедуктивный – умение анализировать.
  • Практический – развитие практических навыков при выполнении лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

  • опираясь па знания учащихся 5-го класса провести краткий экскурс в историю знакомства человека с металлами;
  • формирование знаний о физических свойствах металлов, значении металлов в жизни человека;
  • формирование практических навыков при работе с металлами, использование полученных знаний в повседневной жизни;
  • систематизация ранее полученных знаний о металлах.

Развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к истории и к химии, литературе и биологии.

Воспитательные: формирование естественно-научного мировоззрения.

Оборудование: колокольчик (медный, железный), кольцо (серебряное, золотое), деревянная палочка, коллекция металлов, магниты, проволока металлическая, подвергшаяся коррозии (или гвозди, коллекция монет).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

II. Вступительное слово учителя химии

Слово металл известно всем с самого раннего детства. О его происхождении интересно пишет Л. Успенский в книге «Почему не иначе?»: «В одной из пьес А.Н. Островского изображена купчиха, которая больше всего боится «страшных слов», таких, как «жупел» и «металл».

Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений. Греческое «металлон» имело значение «земельные работы», «раскопки», а позднее стало значить «шахты», «рудники», «руда».

В латинском языке слово metallum уже получило смысл «руда и выплавляемый из неё металл» и оттуда в виде французского «металь» перекочевало к нам в Россию.

Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

В древности и в средние века известные семь металлов соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

Слайд 1 презентации

Сегодня очень трудно представить, что люди когда-то могли обходиться без металлов. Давайте представим на минуту, что металлы вдруг исчезли из употребления. Что откроется перед вами? Страшный, пустынный мир. С улиц исчезнут все машины, не будут летать самолеты и мчаться по рельсам поезда. Вследствие разрушения всех подземных коммуникаций, на улицах наших городов будут зиять огромные ямы, провалы, трещины. Нет телевидения, радио, телеграфа и телефона – связь между континентами, странами, людьми становиться труднодоступной. Нет электричества – кругом воцаряется мрак и тишина. В руках женщины каменная игла и каменный нож, а у мужчин – каменные топоры, палицы, деревянный лук. То есть мы вернемся к первобытному обществу, началу истории.

Слайд 2 исторический факт

История человечества охватывает огромный промежуток времени. Останки древнейших людей находят в Восточной и Северной Африке, их возраст – 2,5–3 млн лет. Чтобы удобнее было ориентироваться в этапах развития человечества, принято делить историю на каменный, медный, бронзовый и железный век, основываясь на том материале, из которого человек изготавливал орудия труда.

– Как вы думаете, почему именно наличие орудий труда свидетельствует о появлении человека?

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент. Скреблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами разрезали шкуры.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копье намного лучше деревянного. Так появились составные – из камня и дерева – орудия труда. Из камня делали наконечники стрел. Прикрепив заостренный камень к деревянной рукоятке люди сделали топор. Затем они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко присаживался на рукоятку. Каменных орудий было больше, чем деревянных и костяных. К тому же все орудия труда делали при помощи каменных. Время, когда люди пользовались ими, ученые называют каменным веком .

– Посмотрите на камни. Как вы думаете легкого ли было ими работать?

Самыми известными памятника Древнего мира являются египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса. Ее высота – около 150 метров (это примерно высота 50-этажного дома). На ее сооружение пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, средний вес каждого - две с половиной тонны. Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.

Слайд 3 Факт из химии

Примерно 9 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые “камни” имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяя свою форму. В таких “камнях” можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимаю! новую форму. Что это за “камни”? И камни ли это?

Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал. Это металл. Это открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились выплавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например, топор.

Затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся – переплавить. Медными орудиями было удобнее работать каменными.

– Рассмотрите медную пластинку. Попробуйте ее согнуть.

Медь – мягкий металл, полому орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок камня. Несмотря на это, медным топором срубали кусок дерева в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные модели древних топоров – каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один из помощников ученого взял в руки медный топор, другой помощник – каменный. По часам засекли время и опыт начался. Каменным топором удалось срубить дерево за 15 минут, а медным – за 5. Опыт повторили несколько раз и результат был тот же. Почему? Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть – это также облегчает обработку дерева.

Период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать медь, принято называть медным веком .

В этот период мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения, чеканить монеты. Эти металлы были дорогие, прочные и не портились со временем. Но сначала вместо денег использовали просто кусочки золота или серебра: расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. Отсюда происходит название наших современных денег – рубль. А первые золотые и серебряные монеты начали чеканить в Лидийском царстве, расположенном на западе полуострова Малая Азия, где имелись большие месторождения этих металлов.

Слайд 4 Биологический факт

– А знаете ли какое значение серебра в жизни человека?

– Да, серебро убивает бактерии. Примером является случай в войске А.Македонского. В поход знатные воины брали кружки из серебра, и они мало болели, а простые воины болели.

И серебро, и золото в период жизни фараонов использовали древние дантисты.

Шатающие зубы скреплялись со здоровыми зубами золотыми и серебряными проволочками.

Слайд 5 исторический факт

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Медь, как мы выяснили, металл недостаточно твердый. Поэтому люди стали добавлять к меди олово. Так получилась бронза, сплав, не уступающий по прочности камню. Так около 7 тысяч лет назад наступил бронзовый век .

Из бронзы стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Из бронзы делают памятники. Один из самых известных памятников в нашей стране “Медный всадник”. Несмотря на название, сделан он все-таки из бронзы.

«Царь-пушка» – артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 г. русским мастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначена для обороны кремля (но из неё никогда не стреляли). Памятник литейного искусства 16 в. Установлена в Московском Кремле.

Бронза является одним из основных материалов скульпторов. Уникальные бронзовые творения, статуи и скульптуры (посмотрите рис. в учебнике на стр. 20).

Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря.

Слайд 6

По археологической классификации третий и последний период первобытной эпохи, характеризующийся появлением железных орудий, получил название железный век.

Он наступил 3–3,5 тыс. лет назад. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь. Надо отметить, что в отличие от других металлов, например, меди, золота, серебра, железо в виде самородков в природе не встречается. Правда, иногда железо падает на землю из космоса в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо “небесным камнем”. Но упавшего с неба железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота. Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.

В чистом виде железо – мягкий металл, и заменить бронзу оно не могло. Кроме того железо ржавеет. Посмотрите сплавы металлов: чугун и сталь.

Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится без малого 3 г. чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из лёгких к тканям, а в обратном направлении – СО 2 .

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зелёный цвет. Больше того, достаточно белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.

Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щёки человека.

Презентации учащихся «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА» в которых, применяются металлы. (Колосс Родоский, Фароский маяк)

Учащиеся защищают свои презентации.

Викторина «Интересное о металлах»

  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Серебро).
  2. Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента І группы. (Медведь – медь)
  3. Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями (Золото – болото)
  4. Отбросив две первые буквы в названии химического элемента, получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки. (Серебро – ребро)
  5. Какой металл может «болеть чумой»? (Олово).
  6. Почему называется бронза бронзой? (Название «бронза» происходит от итал. bronzo , которое, в свою очередь, произошло либо от персидского слова «berenj», означающего «медь», либо от названия города Бриндизи, из которого этот материал доставлялся в Рим)
  7. Какой ион металла есть у нас в крови? (Ион железа)
  8. Кто автор произведения « Медный всадник»? (А. С. Пушкин)
  9. Какой металл символизирует Солнце? (золото)
  10. Какие металлы входят в состав бронзы? (олово и медь)

В заключение хочется сказать, что значение металлов в жизни человека велико как в далекие время, так и в сегодняшнее время.

Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Используя Интернет, выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в его основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.

Ответы:

В XIX в. началась классификация первобытных памятников материальной культуры, что привело к созданию научно обоснованной археологической периодизации, которая, кстати, подтвердила правильность гипотезы Лукреция. Так, датский ученый К. Томсен, опираясь на археологические данные, ввел понятие трех веков - каменного, бронзового и железного.

Представление о разделении доистори­ческого периода развития культуры на ка­менный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения богатых археологических коллекций датского национального музея. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. С накоплением археологических нахо­док эта схема постепенно совершенствова­лась. Вначале каменный век был разделен на древний и новый - палеолит и неолит. Позже к ним добавился мезолит, или среднекаменный век.

Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.

Я проверил материал. Всё правильно!

Бронзовый век
В конце энеолита были созданы предпосылки для перехода в бронзовый век. Путем различных добавок к меди получали бронзу. Бронзовый век делится на раннюю, среднюю и позднюю эпохи.

  1. Эпоха ранней бронзы. Просуществовала со второй половины IV тысячелетия до конца III тысячелетия.
  2. В эпоху ранней бронзы: мотыжное земледелие сменилось плужным. Работа с плугом, запряженным быками, требовала большой физической силы, а потому в семье, в хозяйстве и в обществе начинает расти роль мужчин и как результат — господство женщины (матриархат) сменилось господством мужчины (патриархат). Появилось кочевое отгонное (яйлажное) скотоводство. Внутри скотоводческих племен появилось имущественное неравенство. Произошло первое общественное разделение труда, т.е. земледелие отделилось от скотоводства. Появились обычаи коллективного захоронения или сжигания трупов, стали возводить курганы над могилами; люди стали расселяться в предгорных и горных зонах. Жилые дома имели вид круговой конструкции. В результате объединения нескольких родственных родов возникали племена, в которых все говорили на едином языке и имели общие обычаи. Племена возглавлялись старейшинами. Совет старейшин распределял между родами места для охоты, выпаса скота и земледелия, разбирал спорные вопросы между родичами. Для решения особо важных дел старейшины созывали всех взрослых мужчин племени. Появились новые отрасли хозяйства — садоводство, огородничество, виноградарство и виноделие. В результате отделения ремесла от земледелия произошло второе большое общественное разделение труда, увеличились площади поселений. Появились первичные городские центры. Появилась крашеная керамика. Возникли большие племенные союзы. Применялся гончарный круг, приводимый в движение ногой. На первый план в хозяйстве вышло полукочевое отгонное скотоводство. Лошадь использовали в качестве верхового и запряжного животного, она играла большую роль в хозяйстве. Потому и возникли новые обряды: поклонение лошади. Обнаруженные в курганах верблюжьи кости свидетельствуют о развитии и верблюдоводства. В связи с развитием отраслей ремесла из среды ремесленников- торговцев выделилась группа торговцев, которые занимались не производством, а продажей готовой продукции. Циклопические сооружения (якобы построенные одноглазыми гигантами — циклопами) свидетельствуют о высоком уровне развития архитектуры в конце II тысячелетия до н.э. Расширилась сеть искусственных каналов. Усиление власти племенных вождей привело к их обожествлению. Широко распространилось и поклонение небесным светилам. Ускорился процесс разделения населения на богатых и бедных, начался распад первобытно общинного строя. В последний период первобытно общинного строя живущие племена имели торговые отношения с соседними странами.

: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком еще до изобретения письменности.

Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего, их сплавы. Век каменный сменился веком медным, потом - бронзовым, а затем веком железным:

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки