Проблема наркомании в подростковом возрасте. Актуальные проблемы подростковой наркомании. Что такое подростковая наркомания

Наркотическая зависимость подростка – это настоящая беда. Но чаще всего эта проблема вызывает негатив, чем сочувствие и понимание. Мало кто осознает, что наркозависимость не возникает на пустом месте. Ей предшествуют определенные проблемы, которые подростку кажутся неразрешимыми. Среди таких проблем приоритетное место занимают психические и эмоциональные стрессы, сложности в отношениях со сверстниками, учителями, родителями.

Что такое ?

Наркомания – это болезнь, определяющаяся зависимостью от употребления наркотических средств. Констатируется два вида зависимости от наркотиков: психическая и физическая. Физическая зависимость характеризует состояние, когда подросток не может обойтись без наркотиков, т.к. наркотик прочно вошел в обменные процессы организма. Отказ от употребления наркотиков может вызвать состояние ломки, называемое абстиненцией.

Психической зависимостью считается состояние, при котором наблюдается неконтролируемая тяга к употреблению наркотиков без серьезных изменений в работе организма.

Термин «наркомания» используется достаточно широко. Но по факту обследования, наркомания диагностируется далеко не у всех подростков. Основная часть подростков характеризуется аддиктивным поведением, при котором подросток может употреблять наркотик, но явной зависимости не наблюдается.

Обычно в руки подростков попадают распространенные виды наркотиков:

  • Препараты конопли (конопля, марихуана, гашиш и др.). Чаще всего эти наркотики употребляются в качестве сигарет (самокруток), нередко вперемешку с табаком, создавая курительные смеси. Обычно происходит употребление малых доз гашиша, которое вызывает гашишное опьянение, сопровождающееся чувством расслабленности, эйфории, приступами веселья, страха или паники. Гашиш редко употребляется одиноким подростком. Обычно он активно используется в больших компаниях в определенных ситуациях. Первые признаки зависимости от препаратов конопли при ежедневном курении появляются уже через 1-2 месяца, а при редком употреблении для формирования зависимости нужно несколько лет.
  • Препараты опия (героин, промедол, ханка – вытяжка из маковой соломки). Этот наркотик чаще используется в виде внутренних вливаний. Он вызывает эйфорию, чувство внутреннего удовольствия, грезоподобных фантазий. Организм привыкает к наркотику очень быстро, и через некоторое время подросток оказывается неспособным к привычным делам без употребления наркотика. Зависимость от препаратов опия настолько сильна, что наркотик становится для подростка главным смыслом жизни. Употребление наркотика меняет не только настроение, но и характер человека: подросток становится агрессивным, лживым, раздражительным. Препараты опия способны разрушить психику подростка, его здоровье, его судьбу.
  • Токсикомания . К этой группе относят токсические вещества, попадающие в организм через дыхательные пути. Обычно, в качестве таких препаратов используют бытовую химию: растворители, лаки, клей отдельных сортов, лекарственные средства. Эти препараты очень быстро вызывают привыкание и в короткие сроки приводят к тяжелым поражениям мозга, приводящим к деградации личности, нарушению памяти, мышления.

Подростковый возраст – этап становления. Подросток плохо знает мир вокруг, пытается изучать себя и окружающих людей. Для подростка очень важно войти в мир взрослых на уровне опытного человека. Ему хочется всё попробовать, чтобы иметь собственное мнение о мире взрослых людей.

При этом к волнениям подростка следует прибавить переживания личных интересов, отношений с противоположным полом, личные драмы, разочарования. В этот период подросток особенно уязвим для наркотиков.

Основными мотивами для употребления являются:

  • стремление «быть своим» в компании;
  • желание пережить интересное приключение;
  • поиск методов для отключения от неприятностей;
  • желание испытать фантастические видения, .

Кроме внутренних стимулов к наркотикам подталкивают внешние обстоятельства, независящие от подростка:

  • семейные проблемы;
  • проблемы в учебе;
  • алкогольная зависимость родителей;
  • эмоциональное отвержение матерью;
  • конфликты с родителями;
  • конфликты со сверстниками;
  • конфликты в семье, в которые втягиваются дети;
  • чрезмерная гиперопека.

Перечисленные проблемы ребенок не в состоянии решать самостоятельно, поэтому просто уходит от проблем. Однако переживания не дают ребенку отстраниться. Поэтому подросток ищет способы полного погружения в ситуации, оберегающие от проблем.

Ответственность подростка перед законом за употребление наркотиков

Нужно знать, что употребление наркотиков без назначения врача не является преступлением. Согласно статьям 230, 232 УК РФ уголовная ответственность наступает только при организации притонов, содержании их деятельности и склонении к употреблению.

Уголовный кодекс предусматривает:

  • наказание ограничением свободы сроком до трех лет, лишение свободы от 2 лет до 5, либо арест на 6 месяцев при склонении к употреблению наркотиков;
  • при наличие отягчающих обстоятельств это деяние может иметь наказание от 6 до 12 лет.
  • при организации и содержании притонов предусматривается наказание сроком от 3 до 7 лет.

Уголовная ответственность распространяется на такие преступления, как вымогательство и хищение наркотических веществ, незаконное выращивание растений, содержащих наркотики, подделка рецептов на наркотические препараты.

Уголовный кодекс дает возможность избежать наказаний при добровольной сдаче наркотических или психотропных веществ.

Одним из признаков наркотизации является скрытность. Именно она позволяет подростку долгое время скрывать свое пристрастие к наркотикам от родителей и близких людей. Часто факт наркозависимости становится очевидным, когда подросток уже нуждается в лечении.

Но если внимательно отнестись к ребенку, то наркотизацию ребенка можно обнаружить уже на первых этапах по совокупности ряда признаков:

  • перемены настроения без очевидного повода;
  • перемены в деятельности: от расторможенности до уныния;
  • раздражительность, взвинченное состояние, агрессивность;
  • приступы усталости и сонливости;
  • нарушения общения: избегание контакта с родителями, друзьями;
  • появление новых подозрительных друзей и приятелей;
  • проблемы с аппетитом: потеря или, напротив, увеличение;
  • потеря интереса к увлечениям или людям, которые были важны;
  • появление проблем материального характера, необоснованные траты без видимых оснований;
  • лживость, скрытность;
  • появление в личных вещах новых непонятных предметов;
  • замыкание комнаты или отдельных шкафов;
  • воровство или исчезновение из дома ценных вещей;
  • избыточный интерес к домашней аптечке;
  • появление на одежде пятен непонятного происхождения или присутствие постороннего запаха;
  • обнаружение следов уколов или порезов.

Подростковая наркомания – это формирование зависимости от психотропных препаратов у несовершеннолетних лиц (12–18 лет). Наркологи и психологи утверждают, что молодежь по природе предрасположена испытывать интерес к запрещенным веществам, а проблемы в семье или дурная компания являются лишь катализаторами. Употребление наркотиков подростками имеет свои особенности – быстрее развивается привыкание, слишком высок риск передозировки, возникают необратимые последствия, в том числе замедление развития и формирование психопатологических заболеваний.

Статистика

По данным опроса Госкомстата, в России на конец 2017 года регулярно употребляют наркотические средства 13,5 % молодых людей. Это более чем 54 миллиона человек. Специалисты уверяют, что это еще не самая худшая статистика, так как 10 лет назад показатели были еще выше (так же, как с алкоголизмом и желанием курить сигареты).

Количество подростков*

С алкогольной зависимостью

С табачной зависимостью

С наркотической зависимостью

* все три зависимости взаимосвязаны: 76% подростков одновременно злоупотребляют наркотиками, алкоголем и сигаретами.

Несмотря на то что общее число юных наркоманов постепенно уменьшается, есть две большие проблемы, связанные с употреблением психотропных препаратов в подростковом возрасте. Во-первых, снижается средний возраст, когда молодые люди пробуют наркотик: в 1993 году это был рубеж в 18 лет. Сейчас же молодые наркоманы в среднем начинают употреблять в 13–14 лет.

Вторая печальная тенденция: учащаются случаи употребления детьми тяжелых наркотиков (в том числе героина). Это влияет на увеличение смертности среди подростков из-за передозировки.

Конечно, наркозависимость у молодежи – это проблема не только нашей страны. Самая плохая ситуация в Индонезии, Индии, на Ближнем Востоке, где различные психоактивные препараты употребляет более 40 % людей в возрасте от 12 до 18 лет. В США количество малолетних наркоманов – 19 % от общего числа подростков.

Что побуждает подростков принимать наркотики

Юноши и девушки по природе склонны проявлять интерес к наркотическим средствам. Как объясняют детские психологи, причина этого феномена кроется в следующем:

  • Природное любопытство: всех детей привлекает возможность попробовать то, что им запрещают.
  • Наркотики ассоциируются с взрослением, поэтому подростки пробуют их из желания доказать, что они уже состоявшиеся личности и имеют право на свободный выбор.
  • У детей не развито чувство самосохранения, они не думают о будущем, а живут сиюминутными ощущениями. Употребляют наркоту, не понимая опасности.

Влияние перечисленных психологических факторов относится и к неблагополучным детям, и к молодежи, растущей в обеспеченных и счастливых семьях. Это лишь побуждает впервые принять наркоту и узнать на собственном примере, как она действует. А вот для того чтобы подросток стал регулярно употреблять психотропные средства, должны еще действовать внешние предпосылки:

  • Подростки начинают принимать наркоту в компании, где это считается нормальным. Так они стремятся обрести друзей.
  • Наркотики используются как способ уйти от проблем (наркомания находит распространение среди молодежи, растущей в проблемных семьях или конфликтующей со сверстниками).
  • Подростка подсаживают родители-наркоманы (в том числе неосознанно).
  • Отсутствует профилактическая воспитательная работа с ребенком, он не в курсе, какие последствия его ждут от такой дурной привычки.

«76% подростков с наркотической зависимостью растут в девиантной среде – там, где преступность считается нормой, а материальная обеспеченность семьи ниже средней. Отсутствие средств на воспитание детей и деградация родителей приводят к тому, что мальчики и девочки оказываются «выброшенными на улицу». Среди беспризорников наркоманы встречаются в 84% случаев».

Николенко И. В, представитель комиссии по делам несовершеннолетних

Признаки

Выявить наркоманию трудно из-за скрытности подростков, ведь ни один юноша или девушка не станет делиться с родителями тем, что пробует психоактивные вещества. Задача родителей – внимательно следить за изменениями в поведении и внешнем виде своего ребенка. Вот первые признаки употребления наркотиков:

  • Перепады настроения, беспричинные и резкие – от агрессии до чрезмерного жизнелюбия.
  • Нетипичная для данного подростка активность или, наоборот, «уход в себя».
  • В состоянии наркотического опьянения зрачки глаз неестественно широкие или узкие, взгляд пустой.
  • Искаженные речь, походка, координация. Появляется странная жестикуляция (слишком нервная или, наоборот, заторможенная).
  • Ухудшается внешний вид, лицо и тело покрываются язвами, выпадают волосы, портятся зубы.
  • Нарушается режим сна (бессонница чередуется с сонливостью) и питания (аппетит то зверский, то полностью пропадает).

При введении инъекций на коже будут ранки от уколов. При вдыхании порошка следы препарата остаются на носу. Из-за использования шпака губы, десны покрываются язвами.

Кроме внешних симптомов распознать наркоманию помогает изменение образа жизни подростков. У зависимых детей всегда ухудшается успеваемость в школе, интерес к учебе и прежним хобби исчезает. Опасным признаком является девиантное поведение (ворует деньги из семейного бюджета, ввязывается в драки). Характерно появление материальных проблем (денежные растраты, которые ребенок не может объяснить).

Внимание: только по перечисленным признакам определить наркоманию со 100% точностью невозможно. Аналогичные симптомы могут указывать на различные заболевания (например, гормональные нарушения или психические расстройства). Прежде чем нападать на ребенка, стоит попробовать дружелюбно поговорить с ним и уговорить его на осмотр у врача.

Стадии подростковой наркозависимости

Привыкание к наркотикам у юных граждан происходит по той же схеме, что и у взрослых. На первом этапе ребенок просто принимает препарат «за компанию» – из любопытства или из-за давления в подростковой среде (пресловутое «а тебе слабо?»). Зависимость после первых доз возникает не всегда.

Вторая стадия – в голове ребенка начинают закрепляться положительные установки, связанные с наркотиками («меня приняли в компанию», «мне стало хорошо», «я забыл о проблемах»). Это признак развития психологической зависимости. Создается ощущение, что улучшить настроение или общаться со сверстниками без допинга больше не получится. Третья стадия – физическое привыкание. Прием наркоты удовольствия уже не приносит, но без новой дозы возникают мучительные симптомы.

Особенность наркомании у подростков в том, что дети не ощущают опасности от препаратов. Она склонны принимать без надобности наркотик по многу раз в сутки (не чувствуют нормы), что ведет к ускоренному развитию зависимости.

Популярные наркотики у подростков

У молодежи выбор наркотиков основывается не на том, что «модно» и не на осознании вреда. Выбираются препараты в 90% случаев по принципу «что получится достать».
Самым популярным среди детей веществом является каннабис (марихуана, конопля) – согласно данным Госкомстата, от него зависимы 59,8 % юных наркоманов. Более 14% сидит на солях (курительных смесях, миксах). Опиаты (в том числе героин) употребляет 11,2 %. Среди других психотропных таблеток и порошков, распространенных у наркозависимых детей, стоит выделить: ингалянты (клей и пр.) – 5,7%; кокаин – 3,2%; галлюциногены – 3,1%.

В последние годы среди подростков получают распространение «грязные наркотики» вроде шпака. Их делают из извести, птичьего помета и табака. Средства ужасно пахнут, сильно разъедают кожу и слизистые, но популярны среди несовершеннолетних наркоманов из-за низкой цены (себестоимость одной дозы меньше 30 рублей).

Лечение: что делать, если подросток принимает наркотики

Первое, что надо сделать родителям, заметившим признаки употребления – попытаться спокойно поговорить (без угроз, обвинений, шантажа). Надо объяснить, какие последствия несет вредная привычка. Даже если ребенок прислушается к близким, согласится бороться со своей зависимостью, лучше не заниматься лечением дома, а обратиться за помощью к специалистам с большим опытом работы с несовершеннолетними. В клинике будут проведены:

  • Диагностика – врач выяснит, какие вещества принимались, какие последствия для организма это принесло.
  • Детоксикация и прием симптоматических лекарств для снятия ломки.
  • Психологическая терапия для выявления причин обращения к наркотикам, поиск способов выхода из трудной ситуации.
  • Лечение заболеваний внутренних органов, спровоцированных употреблением токсичных веществ.
  • Социальная реабилитация, учащая ребенка нормальному общению со сверстниками, побуждающая к учебе, хобби.

В курс лечения входят не только работа с самим подростком, но и беседы с его родственниками. Психологи учат родителей осознавать и исправлять существующие проблемы, объясняют, как надо общаться с ребенком, чтобы он не вернулся к наркотикам.

Последствия

Вред от наркоты наносится организму человека любого возраста, но для детей и подростков психотропные вещества представляют опасность еще потому, что не дают до конца сформироваться телу и психике. Это может иметь отложенные последствия применения даже после завершения лечения.

Специфика молодых наркоманов в формировании таких осложнений, как замедленный рост, низкое интеллектуальное развитие, гормональные сбои. Если есть предрасположенность к психическим болезням, то они проявляются уже в первые годы злоупотребления дурманящими препаратами.

Стоит отметить, что прогноз полного выздоровления у подростков в два раза ниже, чем у взрослых. Для сравнения вот статистика: более 42% совершеннолетних наркоманов со 2-й и 3-й стадией зависимости не употребляют наркотики в течение 5 лет после лечения и реабилитации. У несовершеннолетних наркоманов этот показатель составляет всего 26 %.

Еще один важный аспект: под влиянием наркотиков подростки склонны к суицидам (половина всех самоубийств у несовершеннолетних совершается в состоянии наркотического опьянения). Увы, но после завершения лечения такая проблема сохраняется, так как первые годы после реабилитации юный наркоман подвержен депрессиям (из-за гормональной нестабильности, выражающейся в повышенной ранимости и эмоциональности).

Профилактика

Лучший способ избежать подростковой наркомании – принимать профилактические меры. Это касается и правоохранительных органов, и педагогов, и родителей. Чтобы предупредить потребление запрещенных средств, ребенок должен быть окружен вниманием и заботой в семье, его время должно быть максимально организованным (по статистике, чем больше у юного человека хобби, тем меньше вероятность его вовлечения к употреблению наркоты).

Большое влияние оказывает информатизация о пользе здорового образа жизни и о вреде психотропных средств (без лишней драматизации, поучений и агрессии). Кроме пропаганды полезно предлагать подросткам анонимную помощь (наподобие «горячих линий» и «служб доверия»), чтобы дети могли обсудить отношения с семьей и со сверстниками. Это снизит влияние факторов, которые часто подталкивают несовершеннолетнего человека к наркотикам.

Напоследок отметим, что ругать подростка, пойманного за употреблением наркотика, нельзя (это спровоцирует агрессию), но и закрывать глаза на проблему запрещено. Юношеская наркомания не лечится по принципу «перебесится и сам бросит» – ценой упущенного времени может стать жизнь ребенка!

Наркомания (от греч. «нарко» – помрачение сознания и «маниа» – страсть) – это пристрастие, привыкание к таким вредным веществам, как кокаин,опий, морфин, индийская конопля (гашиш, анаша, марихуана) и др.

Пристрастие, например, к опию и его препаратам (морфин, кокаин) возникает через неделю – месяц после начала регулярных приемов наркотиков. Постепенно организм требует нарастания доз, иногда в сотни раз превышающего смертельные для обычного человека.

Хроническое употребление наркотика приводит к физическому истощению, ослаблению или исчезновению половой потенции, нарушению менструального цикла, деградации личности с сужением круга интересов, падению энергии.

Если наркоман лишается привычной дозы, то через несколько часов возникают абстинентные явления: общее недомогание, учащение ритма сердца, дыхания, расширение зрачков, тошнота, рвота, понос, слюно- и слезотечение, бессонница, сильные боли в суставах, потливость, истерические реакции с агрессивностью либо, напротив, депрессия. Эти симптомы могут сохраняться в течение 5 – 10 дней.

Употребление наркотиков ведет к тяжелым правонарушениям, часто лежит в основе проституции.

Таковы тяжелые последствия наркомании. Известно, что на протяжении многих лет эта проблема нас мало волновала. Наркоманов в миллионных городах насчитывались единицы, и эта статистика являла картину благополучия. И лишь недавно мы были вынуждены признать, что наркомания превратилась в серьезную проблему.

Что же толкает людей, особенно молодежь, на добровольное сумасшествие? Неуверенность в завтрашнем дне, житейская неустроенность, чувство одиночества, промахи в воспитании? Вот факты: более половины наркоманов выросли во вполне благополучных семьях, в отнюдь не коммунальных квартирах, ни в чем не нуждались. Большинство молодых людей имели среднее и незаконченное высшее образование.

Ученые, врачи, социологи говорят о нескольких причинах распространения наркомании в современном обществе.

Первая – гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия, душевный инфантилизм, тяга к запретному плоду и неумение вследствие невоспитанности (!) владеть своей волей, привычка безотказно получать в семье все, что заблагорассудится. Такая молодежь и думать не думает, что социальное благоденствие следует постоянно оплачивать собственным честным трудом. От бездействия к «балдению» – один шаг...



Вторая причина – невежество родителей и их детей: 90 % больных, впервые потянувшись к яду, не знали о пагубных последствиях наркомании – атрофии мозга, шизофрении и других психозах, импотенции, предраковых процессах в легких, поражении крови, деградации личности, которая наступает в 15 – 20 раз быстрее, чем при алкоголизме.

Подросток, раз попробовав наркотик, как правило, стремится к второй, третьей, четвертой дозе, теша себя иллюзией, что всегда успеет остановиться. Но поздно... В организме наркомана рано включаются тонкие химические и физические процессы, отказаться от очередного приема яда человек уже не может. Так за несколько недель возникает психологическая и физическая зависимость от наркотиков, начинается путь, в конце которого бездна.

Третья причина – неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей. Наркомания – это трагедия молодого человека, не сумевшего реализовать свои возможности, серьезный повод задуматься и об интересах молодежи, и о работе всевозможных клубов, спортивных секций и других учреждений, ответственных за организацию молодежного досуга.

Четвертая причина – отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями, особенно отцами. Они часто не утруждают себя попытками всмотреться в душу своего ребенка, откровенно с ним поговорить, предостеречь, дать добрый совет, отвлечь от дурных мыслей. А дети в свою очередь уходят в себя, стремятся установить доверительные отношения прежде всего со сверстниками или старшими товарищами, поведение которых может быть далеко не всегда безупречным.

Следовательно, взаимопонимание между «отцами» и «детьми» – это такая семейная ценность, беречь которую надо, не жалея сил и времени.

49.социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними употребляющие наркотические вещества .

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:

Распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств;

Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;

Предоставление альтернативы наркотизации;

Коррекция социально-психологических особенностей личности;

Целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);

Тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:

1. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

2. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

3. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

4. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

5. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.

6. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).

7. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.

При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики.

Подготовительный этап дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное – подготовить благоприятную среду для дальнейших действий. С этой целью администрации ОУ необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам наркоманий. Кроме этого из числа специалистов, работающих в образовательном учреждении должна быть создана группа, активно действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие наркомании, виды наркотических веществ. Социальные и культурные факторы возникновения наркомании у молодежи. Медико-психические особенности алкоголизма, механизмы развития зависимости. Характерологические черты больных ранним алкоголизмом.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Классификация наркотиков, их воздействие на организм и сознание человека. Качества зависимой личности, способствующие наркотизации. Особенности подростковой наркомании, причины и тенденции. Система профилактической работы в общеобразовательном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2011

    Сведения о количестве потребителей наркотических и одурманивающих средств в молодежной среде. Наркология как область психиатрии. Виды наркотических веществ. Формирование абстинентного синдрома, психической и физической зависимости от наркотиков.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Феноменология суицидального поведения, его специфика в подростковой среде. Подходы к организации диагностики, требования к данному процессу и анализ полученных результатов. Диагностика суицидального поведения подростков в условиях современной школы.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    Понятие наркомании, первые реакции организма подростка на одурманивающие средства. Краткий анализ употребления наркотиков в Украине. Симптомы и изменения в поведении подростков, характерны при употреблении наркотиков. Роль родителей в воспитании ребенка.

    доклад , добавлен 01.06.2010

    Проблемы наркомании среди молодёжи. Профилактика химической зависимости. Наркотики и закон. Легализация наркотиков. Доводы (за и против). Обучающие программы ППХЗ (первичная профилактика химической зависимости) среди подростков и молодёжи.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2006

    Особенности возрастного развития в подростковом возрасте. Понятие и специфика делинквентного поведения. Исследование особенностей делинквентного поведения у подростков. Основные причины подростковой преступности. Тест А. Ассингера, шкала Кука-Медлей.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016