Процесс формирования исследовательских умений у младших школьников. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Мы проанализировали этап диагностирования исследовательских умений в работах разных учителей.

Диагностика во всех работах проходила в 2 этапа. Первый- определение начального уровня исследовательских умений. Второй диагностирование умений после формирующего эксперимента. Нам важны не результаты, а методы диагностики, поэтому в нашей работе мы заострим свое внимание именно на методах.

В эксперименте на базе МОУ СОШ №31 города Ишима приняли участие учащиеся 4 класса.

Учителями было выявлено пять групп исследовательских умений младших школьников:

1. Умения организовать свою работу (организационные);

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);

4. Умения оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Таким образом, исследовательские умениядетей младшего школьного возраста они определяют как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Оценивали сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов они с помощью выявленных, на основании анализа соответствующей литературы (Л.И.Божович, А.Г. Иодко, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков) критериев:

1. Практическая готовность ученика к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся рассматривается нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнямисформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов, выявленных и описанных в их работе:

1. Исходный уровень они определяют как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников использовались следующие диагностические методы:

Педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью;

Анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);

Опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

Оценка имеющегося уровня сформированности умений исследовательской деятельности учащихся производилась с помощью разработанных опросников для педагогов и заданий для учащихся.

Методика контрольного диагностирования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников..

В результате нашего анализа работы педагогов ГБОУ СОШ №1155 г.Москва, нами было выявлено, что уровни развития исследовательских умений и критерии в обоих работах были взяты одинаковые, на основе исследовательской деятельности О.А. Ивашовой.

Отличие составляют методы диагностики исследовательских умений. В ГБОУ СОШ №1155 учащиеся оценивались по критериям в ходе педагогического наблюдения, каждый пункт оценивался по 3-бальной шкале: 0 баллов – не умеет, 1 балл – нуждается в помощи учителя, 2 балла – может выполнить самостоятельно.

Также ими были определены уровни развития исследовательских навыков:

0-5 – низкий уровень

6-9 – средний уровень

10-14 – высокий уровень.

Диагностика исследовательских умений необходима и должна проводиться минимум два раза. Если анализировать работу учителей города Ишима, то мы понимаем, что работа ведется регулярно, начиная уже с первого класса. И первая диагностика проводилась в первом классе, для определения исходного уровня сформированости исследовательских умений. Так же, учителя используют в своих работах несколько методов диагностирования исследовательских умений, так как один лишь метод диагностирования не позволит увидеть достоверного результата.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования педагогами осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.

Исследовательская деятельность учащихся так или иначе вошла в практику многих образовательных учреждений страны.

Организация учебного исследования частично решается в рамках программ развивающего обучения для начальной школы. Идея развивающего обучения была выдвинута в начале XX в. выдающимся русским психологом Л.С. Выготским. Им было обосновано положение об обучении, идущем впереди развития и ведущем развитие за собой. В современных школах наиболее распространенными являются программы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, «Школа 2000….» (Е.В. и Р.Н. Бунеевы), Вахрушев, А.А. Леонтьев и др.), «Школа 2100…» (Л.Г. Петерсон). В программах и концепции курсов, в методических разработках подчеркивается, что для достижения цели максимального развития ребенка необходимо строить ход урока в виде поиска нового знания, то есть проводить исследование.

Л.Занков говорит о создании на уроке условий для проявления познавательной самостоятельной деятельности ученика. По Л.В. Занкову, каждое задание должно побуждать к мыслительным действиям, побуждать наблюдать, сравнивать, выяснять закономерности, делать выводы; включать самостоятельность и творчество, позволяющие проводить коллективное и индивидуальное исследование.

В развивающей системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова исследовательская деятельность также занимает одно из главнейших мест в учебной деятельности детей. В данной системе позиция ребенка рассматривается как позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: Целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результата. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но и по возможности ведет учеников по пути открытия, вводит в ситуацию поиска - квазиисследования.

Изложенные выше позиции рассматриваются как основа формирования исследовательских умений младших школьников.

Актуальность проблемы развития учебно-исследовательских умений младших школьников обусловлена следующими положениями:

  • направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем;
  • формирование исследовательских умений, исследовательской культуры необходимо начинать еще в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребенка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для ее реализации.
  • именно в младшем возрасте легче всего включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечет за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной работы

учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.

Целью такого взаимодействия является создание условий для развития исследовательских способностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе через организацию исследования, что явилось объектом нашей исследовательской работы.

Эффективной реализации поставленной цели содействовало решение следующих задач:

  • проанализировать и изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • приобщить младших школьников к самостоятельной исследовательской деятельности, творческому процессу, формировать интерес к познанию мира и открытию нового, привлекать детей к поиску и работе с самыми различными источниками и средствами;
  • развивать исследовательскую, творческую и поисковую активность детей.

Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь, оказываемую в процессе учебного исследования.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся.

Мотивационность учебно-исследовательской деятельности реализуется за счет создания ситуации затруднения в процессе обучения и во внеурочной деятельности, осознание учащимися необходимости потребности в новых знаниях, расширение круга интересов учащихся.

3. Обеспечение целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников.

Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

4. Гуманистическая позиция и профессиональная деятельность педагога-организатора исследовательской деятельности по созданию продуктивной образовательной среды.

Успех любой деятельности, в том числе и исследовательской, зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. При этом важно, чтобы в процессе организации исследовательской работы учеников сохранялась ситуация предзаданной неизвестности (как для ученика, так и для учителя), благодаря чему совершенно по особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ознакомившись с алгоритмом работы над исследование, предложенным А.В.Леонтович (выбор области исследования – определение цели, задач исследования - формулирование гипотез - определение методов исследования - оформление исследования - представление исследовательской работы), нами были выделены наиболее значимые оргмоменты:

  • выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интересов учителя (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
  • достаточное осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);
  • организация хода работы над раскрытием хода исследования. В этом процессе особенно важны взаимная ответственность и взаимопомощь учителя и ученика (ПРИЛОЖЕНИЕ 4);
  • правильный выбор методов исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 5);
  • оформление исследовательской работы должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 6);
  • важным этапом является защита исследовательской работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 7);
  • взаимное инициирование саморазвития (как ученика, так и учителя) через совместный поиск неизвестного в различных сферах сотрудничества (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
  • раскрытие проблемы, в первую очередь, должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (к тому же последнее - совершенно не обязательно, а если получится, приятно и не более того).

Рассматривая вопрос об оценивании результатов исследовательской деятельности, многие придерживаются такого мнения: не должно быть бального выражения оценки, в силу причин:

  • одно из условий организации исследовательской деятельности - создание ситуации психологического комфорта, в котором дети чувствуют себя успешными, признанными; отметка создает психологический дискомфорт учащегося, жестким образом указывая на неуспешность ребенка;
  • в начальной школе дети лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед, поэтому оно должно быть оценено позитивно;
  • исследовательская работа - желание самого участника достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он. Не сможет почувствовать, увидеть, оценить значимость своего труда;
  • согласно идеям гуманистической педагогики, ребенок, его личность, его качества являются ценностью высшего порядка. Ребенка можно сравнивать лишь с ним самим, отслеживая рост его возможностей.

Но подобные положения вовсе не означают абсолютную бесконтрольность исследовательской деятельности. Обычно учащиеся, другие участники события (классной, школьной конференции) могут высказывать оценочные суждения, имеющую форму пожелания, совета.

2.1. Уровни развития исследовательских умений младших школьников

Для оценивания уровня сформированности исследовательских умений учащихся необходимо наличие определенных критериев:

  1. Практическая готовность учащегося - это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.
  2. Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности
  3. Проявление креативности учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.
  4. Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.

Уровни развития исследовательских умений:

  • Исходный уровень . Обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе.
  • Начальный уровень. Характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или с участием взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.
  • Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: наличествуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.
  • Креативный уровень можно определить следующим образом: очевиден постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Уровни развития умений можно определить вместе с учениками. В таблице №1. представлены критерии оценки уровней развития исследовательских умений школьников.

№ блока Критерии Уровень развития
Исходный Начальный Продуктивный Креативный
Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые):

Умение выбирать тему исследования;

Умение видеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я это делаю? Что хочу узнать?;

Умение ставить задачи исследования (Что я должен сделать, чтоб достичь цели?);

Умение. Связанные с выбором и применением доступных методов исследования;

Умения работать с информацией (информационные):

Умения находить источники информации, пользоваться ими; умения работать с текстом;

Умения выделять главное в вопринимаемом тексте, в своем тексте; умение выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы;

Умение работать с определениями, понятиями, терминами;

Умение устанавливать логику изложения (умение составлять план текста своей исследовательской работы);

Умения кратко излагать, конспектировать, применять цитаты, офорлять ссылки;

Умения составлять доказательство, использовать аргументы, факты;

Умения, связанные с составлением вступления и заключения; формулированнем вывода.

Умения организовать свою работу (организационные):

Умение организовать свое рабочее местол;

Умение планировать работу;

Умения, связанные с организацией работы в школьной и детской библиотеке, компьютерном зале;

Умения представить результаты своей работы:

Умение использовать различные формы представления результатов;

Умения задавать вопросы и отвечать на них;

Умения учитывать требования к докладу, к речи докладчика;

Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные):

Умение оценивать свою работу, определить ее достоинства и недостатки;

Умения оценивать работу, представленную другим исследователем;

Умение формулировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку;

2.2. Выбор диагностических мер для оценки уровня сформированности исследовательских умений младших школьников

Из многообразия перечисленных в литературе средств, доступно любому педагогу использование следующих средств:

  • педагогическое наблюдение, осуществляемое на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью. Учитель оценивает заинтересованность и активность учащегося, проявляемую в процессе учебного исследования, способность к продуктивному мышлению, умение обращаться к имеющимся знаниям, использовать умения исследовательской деятельности, самостоятельно, без помощи взрослого подходить к решению проблем и поставленных задач и т.д.
  • анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ). Обращается внимание на оригинальность подходов, качество и количество используемого материала, логику изложения, оформление работы и т.п. Критерии оценки учебных исследовательских работ учащихся представлены в Приложении 5.
  • опросники, которые могут включать задания творческого характера, логические задания, задания исследовательского плана, вопросы, связанные с выявлением наличия у школьников различных знаний и умений исследовательской деятельности, комплексы вопросов, позволяющих определить долю самостоятельности в учебно-исследовательской работе, выявит познавательные и социальные мотивы исследовательской деятельности младших школьников.

Изучая проблему организации исследовательской деятельности, мы встретились с разными взглядами педагогов, ученых, психологов. У нас сформировалось свое мнение, свои подходы к организации детей по исследованию. А главное, мы убедились, что все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены на формирование внутренней мотивации, потребности к изучению мира, себя и себя в этом мире, а не только на подготовку ученика к взрослой жизни, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специализированных знаний.

Начиная с первого класса, каждый из нас старается пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира. Ведь сколько удивительного вокруг! Мимо скольких интересных событий мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий мир. Этому мы и учим детей.

Сама природа исследования требует от педагога принципиального изменения ролевой позиции: перехода с «капитанского мостика» руководителя образовательного процесса «на место» его равноправного участника. С первых дней работы с детьми заботимся о создании ситуации психологического комфорта, в которой дети чувствуют себя успешными, признанными. Это и уроки «Про себя, и для себя» в рамках курса психологии, и занятия клуба «Почемучка», экскурсии - путешествия по родному краю, познавательные игры «Что? Где? Когда?», интеллектуальные конкурсы.

Участие детей в конкурсах - Марафон Знаний, «Хочу все знать» и других, способствовало развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать. На уроках окружающего мира дети в реальном экспериментировании получили основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов а также научились решать систему учебных задач, где решение первой учебной задачи приводило их к постановке следующей и так далее.

Внешними условиями, способствующими успешности исследовательской деятельности отмечены:

  • проявление интереса, потребность в новых впечатлениях и знаниях;
  • творческая атмосфера поиска в коллективе;
  • решение познавательных, конкретных практических задач;
  • самостоятельность учащихся при осуществлении исследования.

Результатом работы над исследованиями являются успешные выступления на школьной конференции «мир вокруг нас», позже - победы на городской конференции «Исследовательский дебют». Этот успех - общий! Это ведь здорово, когда ребенок чувствует себя способным, самостоятельным и в мыслях, и в действиях.

Список используемой литературы.

  1. Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. - Москва, 2008 г. -160 с.
  2. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности.- Омск. Гос. Ун-т, 2004.
  3. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. - Томск: гос. Ун-т 2007 г.
  4. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» №11, 2008 г.
  5. Когда урок на природе становится исследованием природы урока. «Первое сентября» №10, 2008 г.

Педагогическая мастерская

Автор делится опытом организации образовательной деятельности младших школьников, направленной на поддержку стремления ребёнка к самостоятельной деятельности, развитие интереса к экспериментированию, создание условий для исследовательской деятельности, приобретения ими опыта проживания ситуации успеха в учебно-исследовательской деятельности.

Черноперова Марина Геннадьевна,

зам. директора по начальной школе учитель высшей категории МОУ «Гимназия №50» г. Н. Новгород

Начальная школа всегда была и остаётся тем местом и временем в жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей, причём, не только школьной жизни.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые мы пытаемся решить.

Конечно, навыки и умения развиваются у человека в течение всей жизни, однако, стоит обратиться к мнению специалистов, которые констатируют, что в становлении человеческой индивидуальности есть определённые сензитивные (чувствительные) периоды.

Приходя в начальное звено, первоклассник, проходит, как минимум, три важнейших периода, поэтому задача ОУ создать необходимые условия для него, с учётом его индивидуальных особенностей.

Главным правилом педагога становится умение учителя «Увидеть» ученика, его проблемы, профессионально и точно научиться управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребёнка.

Однако такая профессиональная деятельность не может опираться только на педагогические наблюдения и интуицию педагога. Успешное управление требует, прежде всего, чёткого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха учеников:

Из данной таблицы, предложенной Галеевой Н.В., наглядно видно, что успешным можно считать ученика, имеющего высокий уровень познавательной мотивации. Ученик должен обладать не только определённым минимумом предметных знаний, но и сформированными общеучебными умениями и навыками. Мы должны дать обучающемуся необходимый инструментарий, позволяющий ему проникнуть в сущность предмета, включить его в активную практическую и мыслительную деятельность.

Можно предположить, что заложенная в Программу развития гимназии модель выпускника начальной ступени, направлена на то, чтобы сделать процесс обучения успешным. Ученик становится субъектом учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая мастерская

На наш взгляд, для реализации данной модели необходима не только урочная, но и внеурочная деятельность. Авторская программа спецкурса для младших школьников «Юный исследователь», разработанная Чернопёровой М.Г., и Кутеровой Д.Б., как нельзя лучше, способствует формированию целого ряда общеучебных умений и навыков, в том числе, элементарных исследовательских.

Пояснительная записка к программе спецкурса «Юный исследователь»

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются именно на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают энциклопедии, копаются в Интернете, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вы-

вести их на дорогу поиска, познакомить с различными методами добывания информации, научить первичным способам обработки полученных знаний. Именно такие задачи решает спецкурс «Юный исследователь».

Цели курса:

1. Расширение кругозора учащихся в различных областях науки;

2. Выявление наиболее одарённых детей;

3. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

4. Знакомство с методами поиска и обработки информации;

5. Формирование элементарных исследовательских умений, повышение уровня знаний и эрудиции;

Задачи курса:

1. Развивать познавательную сферу детей младшего школьного возраста;

2. Привить вкус к поисково-исследовательской деятельности;

3. Научить методам и приёмам научного исследования;

4. Научить работать с различными источниками, познакомить с различными приёмами обработки результатов исследования;

5. Подготовить детей к написанию и защите реферата;

6. Познакомить детей с программами Word, Exel, Power Point для защиты реферата в форме компьютерной презентации.

Курс рассчитан на 4 года обучения и проводится 1 час в неделю в 1-4 классах. Он изучается в системе дополнительного образования.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

Методологической основой построения программы спецкурса является Теория развивающего обучения В.В. Давыдова. В своей теории В.В. Давыдов выделяет два типа мышления, одно из которых называет эмпирическим (рассудочным), а второе теоретическим (разумным), и соответственно две линии развития мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление существуют в трёх формах: предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-знаковой. Они различаются по характеру решаемых задач, по внутреннему содержанию соответствующей деятельности, по её способу. Процесс развития мышления связан с переходом от низших к более высоким его формам. Нас интересует вопрос, каков механизм этого движения, каковы условия возникновения новых форм мышления? По Давыдову В.В. источником развития психики и мышления в частности, является культура, которая для него является главным источником развития. Культура становится реальным источником развития только в деятельности. Деятельность - движущая сила развития.

Таким образом, для нас важно, что к развитию теоретического мышления ведёт такая система обучения и воспитания, где они строятся как совместная деятельность детей и взрослого, в которой учащиеся в сжатой форме осуществляют действия по построению теоретических понятий.

Свои теоретические построения В.В. Давыдов сочетал с экспериментальными исследованиями. Для него иметь понятие о чём-то - значит уметь это что-то сделать. Поэтому основным методом экспериментирования был - формирующий эксперимент.

Таким образом, по замыслу эксперимента, деятельность, которую должны осуществлять школьники, своеобразная учебная модель исследования. В ней ученики в сжатой, свёрнутой форме должны воспроизводить те действия, которые приводят к построению понятия.

Результатом такого обучения будет формирование и развитие теоретического мышления у младших школьников с такими его составляющими как рефлексия, анализ, планирование, абстракция, обобщение.

При выработке содержания и структуры занятий спецкурса мы использовали рекомендации по развитию исследовательских умений В.С. Лазарева. Исследовательская деятельность осуществляется посредством решения исследовательских задач. Каждая исследовательская задача решается посредством выполнения определённой совокупности исследовательских действий. По Лазареву В.С. можно выделить следующие исследовательские действия:

Постановка исследовательской задачи;

Планирование решения задачи;

Выдвижение гипотез;

Сбор исходной информации (наблюдение, анкетирование, и др.)

Экспериментирование;

Анализ данных эксперимента или наблюдения и построение обобщений;

Построение моделей и работа с моделями;

В общем случае процесс освоения способов выполнения исследовательских действий по Лазареву В.С. должен проходить следующие стадии:

1. введение учащихся в ситуацию, требующую выполнения действия;

2. выработка критериев (способа) оценки результата;

3. планирование выполнения действия;

4. оценка и обсуждение результата;

5. выработка «коррекции» способа действия;

6. повторное выполнение действия;

7. оценка и обсуждение результата и способа повторного выполнения действия.

В.С. Лазарев выделяет пять типов исследовательских задач, кроме того, даёт подробный перечень исследовательских умений, которые будут формироваться в ходе решения того или иного типа задач.

На наш взгляд, в начальной школе мы можем использовать следующие из них:

Первый тип задач - Выявить и оценить свойства каких-либо вещей. Этот тип задач возникает, когда мы исследуем свойства жидкостей, металлов, газов; изучаем свойства технических устройств. Кроме того, такие задачи возникают, когда создают критерии сравнения и оценки литературных, живописных, музыкальных произведений.

В результате решения задач этого типа будет формироваться:

Знание основных измерительных шкал;

Понятие измеряемой величины;

Понятие точности (ошибки) измерения;

Понятие о факторах, порождающих ошибки измерения;

Понятие действия (процедуры) измерения;

умение ставить эксперименты;

Второй тип задач - выявить строение вещей, их состав и структуру (объяснить, как устроено что-либо)

К этому типу относятся задачи исследования строения веществ, строения солнечной системы, строения организма.

При решении этого типа задач, формируются следующие умения:

Умение планировать решение задач этого типа;

Понимание зависимости свойств целого от свойств его частей, связей между ними;

Умение обосновывать гипотезы;

Умение экспериментально проверять гипотезы;

Третий тип задач - установить, есть ли связь

между явлениями, характеристиками каких-либо процессов и какова она.

При решении данных задач формируются:

Различение основных типов связей;

Умение собирать первичную информацию посредством опроса, наблюдением;

Умение обрабатывать полученную информацию;

Четвёртый тип задач - построить классификацию каких-то явлений.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

К примеру, видов животных, растений, видов машин. В ходе решения данного типа задач формируется:

Умение планировать их решение;

Понимание роли абстрагирования и обобщения в мышлении человека;

Умение выделять существенные признаки и строить обобщение;

Последний тип задач - объяснить, почему и как нечто возникает.

Например, почему появляются на деревьях морщины, почему бобры строят хатки, почему реки текут и не вытекают. В результате решения этих задач формируется:

Понимание, как строиться объяснение явлений;

Умение выдвигать и обосновывать гипотезы;

Работать с разными источниками для добывания информации;

При построении занятия, начиная со 2 класса, педагог выделяет тип исследовательских задач, которые будут решаться детьми.

Дидактической и методической основой занятий спецкурса является УМК А.И. Савенкова. В его методических рекомендациях даны приёмы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей», «Я - исследователь». На занятиях 1 класса используется методическое пособие в 2-х частях «Психологическая азбука». На протяжении 1, 2 годов обучения педагог опирается на учебное пособие А.И. Песнина «Человек и окружающий мир. Азбука физики».

Устойчивый интерес к занятиям поддерживается тем, что занятия проводятся систематически, знания и умения, полученные на спецкурсе, дети могут применять на разных учебных предметах.

На занятиях первого года обучения в детях пробуждается стремление к творчеству в учебной деятельности, исследовательскому поиску, раскрытие познавательных возможностей личности. Целью данных занятий является развитие познавательной сферы учащихся и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего формирования исследовательских умений, помощь в быстрой и безболезненной адаптации к учебной деятельности Дети получают помощь в осознании у себя ведущих каналов восприятия информации и восприятия окружающего мира. Данные занятия дают возможность разглядеть в себе задатки и способности, ориентируют детей на развитие творческих способностей. Полученные знания помогают прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями. В результате данной деятельности у детей могут развиваться навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.

Особенностью первого года обучения являются занимательность предлагаемого материала, либо по содержанию, либо по форме. На занятиях дети в игровой форме размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания. Для повышения мотивации к занятиям и в связи с тем, что у детей данно-

го возраста преобладает наглядно - образное мышление используются компьютерные игры, под руководством учителя проводятся простейшие эксперименты.

Предложенные задания, помогают ребёнку научиться видеть проблемы, уметь задавать вопросы (узнай с помощью вопросов причину события, какие ты можешь задать вопросы, какие вопросы могу задать тебе), уметь выдвигать гипотезы (что произошло бы, если..., как поведёт себя предмет в других условиях), уметь давать определение понятиям (дай описание предмету, исправь ошибки в названии, найди противоположные понятия), уметь классифицировать (найди и назови предметы, сходные по форме, цвету и др.), уметь наблюдать (понаблюдай и опиши поведение домашнего животного), развивать умение делать выводы и умозаключения (проверь правильность утверждений, сделай выводы из полученных в экспериментах сведений), развивать умение структурировать материал (изложи результаты собственных изысканий), уметь доказывать и защищать свои идеи.

К концу первого года обучения у школьников формируется устойчивый интерес к занятиям спецкурса.

На занятиях второго года обучения учащимся на элементарном уровне раскрывается сущность научного метода познания, они знакомятся с основными этапами научного исследования, у детей формируются специальные умения, направленные на приобретение навыков исследовательского поиска. В процессе детского экспериментирования дети учатся:

Видеть и выделять проблему,

Принимать и ставить цели,

Решать проблемы,

Анализировать объект или явление,

Выделять существенные признаки и связи,

Сопоставлять различные факты,

Выдвигать гипотезы и предположения,

Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,

Осуществлять эксперимент,

Делать выводы,

Фиксировать этапы действий и результаты.

Среди разнообразных предметов и явлений природы ученики выделяют те из них, которые могут стать объектами собственного исследования.

Для создания мотивационной ситуации при выявлении проблемы исследования, учитель использует электронную программу «Мир природы», которая связана тематически с учебным курсом А.А. Вахрушева «Окружающий мир», позволяет с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу интересной и познавательной. Красочные интерактивные развивающие задания по разным темам используются для введения в проблему. Универсальность программы позволяет учителю активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить высокую степень визуализации учебного процесса, которая даёт возможность проводить занятия в форме интерактивного обучения. Данная программа используется на 2-3 годах обучения.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

На этапе знакомства и отработки исследовательских умений используется диск «Окружающий мир. Чудеса открытий» (Сборник развивающих мини-игр), в котором в занимательной и доступной форме даётся представление об основных свойствах предметов: строении, фактуре, происхождении, несложные опыты: аэродинамика, плотность, реакции вещества, предметы под микроскопом, викторины и интересные факты, обучающие видеоролики.

Первые мини-исследования проводятся после диагностики интересов учащихся, темы выбираются детьми по рейтингу. Таким образом, учитель исходит из интересов и потребностей детей. Опорой для детей служит рабочая тетрадь А.И. Савенкова «Я- исследователь».

К концу второго года обучения у детей складывается полный законченный цикл научного исследования, который осуществляется под руководством учителя.

На третьем году обучения содержание занятий усложняется, возрастает доля самостоятельности каждого ребёнка, при сохранении общего подхода к содержанию. Планирование учебного материала осуществляется по типу «спирали», где каждый виток становится шире и глубже.

В отличие от второго класса ребята знакомятся с такими понятиями, как «обоснованность и актуальность темы». В третьем классе учащиеся получают ещё большую самостоятельность в постановке задач исследования, планировании деятельности и отборе методов исследования. Однако исследовательские умения ещё не сформированы, ведущей остаётся роль педагога, который должен, не навязывая своего мнения, таким образом построить учебный диалог, чтобы дети поняли значимость их высказываний и предложений. Вместе с тем, учитель направляет детей на то, что каждое мнение должно быть обоснованным. Дети знакомятся с понятием «аргументы».

Больше уделяется внимания знакомству детей с различными формами обработки полученной информации. Дети самостоятельно проводят в домашних условиях наблюдения и эксперимент, делают первые попытки их описания, готовят небольшие сообщения о проведённом исследовании. В классе они обсуждают высказывания, дети обязательно задают вопросы, в результате выясняется наиболее грамотное, полное сообщение. Для оценки выступления коллективно вырабатываются критерии. А.В. Савенков называет такие занятия семинарами. На наших занятиях они занимают 2\3 времени и проводятся в занимательной форме. Мы попадаем на заседание исследователей пустыни или готовим выступление клуба любителей птиц и т.п. Подготовленные материалы нередко предлагаются на уроках в классе или других классах. В результате данной деятельности у детей, посещающих спецкурс, повышается социальный статус среди ровесников, они чувствуют значимость их деятельности.

На четвёртом году обучения учащиеся сначала повторяют ранее изученное. Потом главной целью этого года обучения становится индивидуальная работа каждого ребёнка по интересующей его теме. В учебнотематическое планирование занятий включаются темы, которые обучают детей написанию и оформлению сво-

его исследования: «Титульный лист», «Введение», «Теоретическая часть», «Практическая часть», «Заключение», «Приложения». Кроме того, часть занятий проводится в компьютерном классе. Дети обучаются навыкам работы в разных программах, итогом может стать защита реферата в форме компьютерной презентации. Конечным результатом всей деятельности становится научно-практическая конференция, где дети представляют свою работу. Конференция проводится в три уровня: классный, гимназический, районный.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы «Юный исследователь», можно предположить, что у младших школьников расширится кругозор в различных областях науки, учащиеся познакомятся с методами поиска и обработки информации; повысится их уровень знаний и общая осведомлённость.

Будут сформированы следующие умения:

Умение ставить проблему;

Умение планировать решение поставленных задач;

Умение выдвигать и обосновывать гипотезы;

Умение собирать исходную информацию (наблюдение, анкетирование, и др.)

Умение проводить эксперимент;

Умение анализировать данные эксперимента или наблюдения и построение обобщений;

Умение делать простейшие выводы;

У детей, прошедших данную программу, будет сформирован интерес к поисково- исследовательской деятельности. На уроках эти ученики более активны, умеют вести дискуссию, задавать проблемные вопросы, владеют разными способами добывания информации. Учитель на раннем этапе обучения выявит наиболее одарённых детей.

К концу четвёртого года обучения младшие школьники готовят самостоятельное мини-исследование или реферат, могут представить его на научнопрактической конференции, смогут защитить свою работу, ответить на вопросы по теме. В ходе работы над практической частью реферата, ученики овладевают элементарными навыками пользователя компьютера, умеют работать в системах Word, Exel, Power Point, должны научиться представлять защиту реферата в форме компьютерной презентации.

Методические разработки занятий

Занятие № 6, 3 класс

Тема: «Как ухаживать за рыбками?»

Цель: Формирование исследовательских умений;

Научить подбирать и использовать методы исследования;

Учить планированию своей деятельности;

Формировать умение работать с разными источниками;

Ход занятия.

1 этап. Введение в проблему.

Учитель: Ребята, я вас пригласила на экстренное заседание, так как возникла такая ситуация. Вы знае-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

те, что в нашем классе есть «живой уголок», в котором целый подводный мир. Пятиклассники, которые ухаживали за аквариумом, передают эстафету вам. Сейчас каникулы и необходимо накормить жителей аквариума, проверить всё ли у них в порядке, как это сделать?

2 этап. Мозговой штурм.

Ответы детей. (в руки даётся мячик, дети по кругу высказывают свои предположения, передавая мячик)

Можно позвонить ребятам из 5го класса и спросить, как они это делали;

Вы нам расскажите, как ухаживать;

Можно сходить в кабинет биологии, я там видел аквариум, и спросить учителя;

Я приглашу своего папу, он вам расскажет, он всё знает;

Давайте сначала сами понаблюдаем за рыбками, я знаю, что надо включить свет им.

3 этап. Обсуждение.

Учитель: посмотрите, я вынесла все ваши предложения на доску, давайте обсудим их. (Ребята пришли к выводу, что интереснее самим научиться ухаживать за аквариумом, но помощь специалистов им необходима)

Итак, какие, на ваш взгляд проблемы мы можем сегодня обсудить и решить?

Дети: Как накормить рыб? Как ухаживать за аквариумом?

Учитель: Какие, на ваш взгляд, методы исследования нам сегодня помогут решить эти проблемы?

1. подумать самим;

2. понаблюдать;

4. спросить у специалиста; можно записать интервью в магазине, где продают рыбок.

4 этап. Планирование деятельности.

Учитель: Итак, какими методами можно воспользоваться сначала?

(возникли разные варианты), остановились на том, что лучше сначала понаблюдать.

Учитель: Что будем делать потом?

Расскажем друг другу, что увидели;

Обсудим, на какие вопросы сможем ответить сами;

Найдём ответы в книгах или обратимся к специалистам

Подведём итоги, сделаем выводы

5 этап. Наблюдение.

Дети уселись вокруг аквариума с блокнотами и карандашами, чтобы делать пометки и записывать вопросы, которые возникают во время наблюдения.

6 этап. Обобщение.

Надо выяснить, чем кормить?

Зачем нужен свет?

Какая должна быть вода?

Зачем фильтр?

Какая должна быть температура воды, я заметил водный термометр.

Зачем нужен обогреватель? Как он работает? Когда им пользуются?

Учитель: (записывает на доске ключевые слова и вывешивает схематические знаки)

Покормить свет вода фильтр температура обогреватель

(корм в баночке) (лампа) (сосуд с водой) (пузырики) (термометр) (огонь)

Первый: разбить детей на микрогруппы по проблемам, обговорив методы. Каждая группа будет изучать свою проблему, затем на общем сборе обсуждаются полученные результаты.

Второй: ребята всей группой последовательно решают одну проблему за другой, обсуждают методы и результаты. В данном случае эта работа растягивается на два занятия.

Наши ребята выбрали второй вариант.

7 этап. Практическая работа.

На этом занятии мы успели провести эксперимент.

Сначала учитель попросил ребят предположить, какая может быть температура воды в аквариуме. Ответы были разные: +15, +10, +20, +25.

Затем, мы выяснили, где можно узнать точно об этом, так как мнения разделились. Одни ребята нашли ответ в книге, другая группа уходила к учителю биологии и узнавала его мнение.

Учитель акцентировал внимание детей на том, какой информации можно доверять больше.

Потом, ребята проверили на опыте, рассмотрев термометр, узнав, как по нему определить температуру воды, они измерили температуру в аквариуме. Оказалось, что обогреватель не нужен. Однако ребята узнали из книг, что для разных рыбок нужна разная температура воды.

Интересно решалась микропроблема, связанная с кормлением рыб. Было множество гипотез о том, чем их можно кормить. Решение строилось по такому же плану, а именно:

Выдвижение гипотезы;

Изучение проблемы;

Обобщение, вывод.

В конце этого занятия ребята покормили рыбок, остальные вопросы были рассмотрены на следующем занятии.

8 этап. Итог занятия, прогноз на следующее занятие.

Итак, наше занятие подошло к концу, какие проблемы нам удалось решить?

Какими методами мы пользовались? Каким методам можно доверять больше?

Что, на ваш взгляд, удалось больше? Почему? Какие были трудности? Почему?

Что запомнилось больше всего?

Какие проблемы остались нерешёнными? (Дети по схематичным значкам озвучивают оставшиеся вопросы)

Спасибо всем за интересную работу!

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

2 класс. Занятие №7

Тема: Организация исследования. План работы.

На занятии формируются:

Развивающие цели:

1. Развитие и совершенствование умения составлять план исследования, формулировать выводы.

2. Развитие умения применять логические операции (анализ, сравнение, обобщение).

3. Развитие мышления, восприятия, памяти, речи, внимания, воображения.

Ход занятия.

На прошлых занятиях мы учились ставить цели, задачи к теме исследования, учились выдвигать гипотезы для решения проблемы. В качестве примера мы начали работать над общей темой «Почему кровь красная?»

Задачи: Узнать, что такое кровь.

Узнать состав крови.

Какова функция крови в организме.

Выдвинули гипотезы: 3. Предположим, что кровь -это краска.

2. Возможно, это из-за того, что мы употребляем в пищу продукты питания красного цвета.

1. Допустим, это зависит от состава крови.

И пронумеровали их по степени важности.

Новый материал.

Для проведения нашего исследования нам надо проверить наши гипотезы. Как же нам построить наше исследование? (Нужно составить план действий.)

Это и есть тема нашего сегодняшнего занятия «Организация исследования. План работы».

Для того, чтобы составить план нам надо ответить на вопрос:

Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Где ещё мы можем узнать что-то новое о том, что такое кровь? (Предположения детей).

То, что вы назвали, в науке называют методами исследования.

Метод - способ, приём познания явлений окружающего мира.

(Ещё раз пройти по методам, объяснить их сущность, положить детям карточки с названиями методов).

Сейчас наши карточки с названиями методов лежат бессистемно. Нам надо сделать наш план последовательным, определить какими методами мы можем воспользоваться для доказательства гипотез, а затем выстроить их в нужной последовательности

Как вы думаете, что мы должны сделать сначала? (Подумай самостоятельно)

2. Спросить у другого.

3. Посмотреть в справочной литературе.

4. Получить информацию с помощью компьютера, Интернета.

5. Посмотреть кино-телефильм, диафильм.

6. Понаблюдать.

7. Провести эксперимент.

8. Спросить у специалиста.

(Дать поработать детям, микрогруппы получают информацию по проблеме с помощью одного из способов, обсуждение и обмен полученной информацией и высказывания детей).

Достаточно ли воспользоваться только одним методом, чтобы проверить гипотезы? (Нет).

Вывод: чем больше методов мы используем для доказательства гипотезы, тем точнее результат нашей работы.

Итог: использовать последовательно как можно больше методов для доказательства гипотезы и получения точных результатов.

1 класс. Занятие №2.

Тема: Как человек воспринимает окружающий мир. Мои ощущения.

Цель занятия: с помощью вопросов, заданий и экспериментов прийти к выводу о том, что все окружающие нас вещи, предметы воздействуют на наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Познакомиться с приборами (микроскоп, телескоп, бинокль и т.д.) и их функцией.

Ребятам предлагается рассмотреть иллюстрацию на странице 25 тетради А.И.Савенкова «Развитие творческого мышления» и ответить на вопросы:

Что изображено на рисунке?

Как ребята узнают, что на улице светло? Они говорят друг с другом? Морковка сладкая? Снег холодный? Морковка имеет запах?

Какие сведения о находящихся рядом вещах вы можете получить благодаря тому, что у вас есть глаза? Руки? Уши? Нос? Язык? Учитель предлагает детям поиграть в игру «Мои ощущения».

1 задание «Что я слышу?» Детям предлагается закрыть глаза и рассказать о том, что они услышали (звуки музыки, стук в дверь, падение предмета со стола, звук льющейся из крана воды).

2 задание «Что я вижу?» Ребятам показывают мягкую игрушку, дети называют её признаки.

3 задание «Что я чувствую?» Дети с закрытыми глазами нюхают апельсин, духи, печенье и т.д. и делятся своими ощущениями.

4 задание «Что в моих руках?» Дети с закрытыми глазами ощупывают деревянную линейку, яблоко, скрепку и т. д. и делятся своими ощущениями.

5 задание «Что за вкус?» Ребятам предлагается попробовать на вкус разные жидкости (солёный томатный сок, яблочный сок, сок лимона) и рассказать о своих ощущениях.

Ребятам предлагается рассказать, каким образом они получают сведения об окружающем мире. Какова в этом роль органов чувств?

Детям предлагается нарисовать то, что они могут ощущать с помощью органов чувств.

Вывод: Органы чувств дают возможность людям воспринимать окружающий мир. Глаза видят, уши слышат, нос воспринимает запахи, язык узнаёт вкус, кожа ощущает.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

Ребятам предлагается посмотреть в окно. Все ли находящиеся за ним предметы мы видим одинаково хорошо? Почему? Что может, а что не может видеть глаз? Знаете ли вы какие -нибудь способы, как можно помочь глазам лучше рассмотреть мелкие детали предметов?

Рассказать и показать бинокль, лупу, микроскоп. Выяснить для чего они нужны.

Для обобщения детям можно задать следующие вопросы:

1. Можешь ли ты, не находясь на кухне, узнать о том, что чайник, стоящий на огне, закипел? Какие из твоих органов чувств тебе в этом помогут?

2. Благодаря каким органам чувств ты можешь догадаться, даже ещё не войдя в квартиру, что мама к твоему приходу испекла торт?

3. Можешь ли ты привести примеры, когда человек воспринимал бы что-либо в окружающем его мире не с помощью своих органов чувств?

4. Как ты думаешь, может ли человек узнать о существовании таких предметов, которые не вызывают в нем никаких ощущений?

5. Всегда ли с помощью органов чувств мы получаем правильные представления об окружающем нас мире?

В результате дети делают вывод:

Все окружающие нас вещи, предметы так или иначе воздействуют на наши органы чувств. Любую вещь, предмет человек может или видеть, или слышать, или осязать, или чувствовать по запаху, по вкусу. Мы не можем знать о существовании таких вещей и предметов, которые не вызывают у нас никаких ощущений.

Используя только органы чувств, человек оказывается в состоянии получить лишь ограниченные знания об окружающем мире.

С помощью органов чувств мы не всегда получаем правильные представления об окружающем мире.

Возможности органов чувств расширяют многочисленные приборы, которые люди уже научились делать и которые постоянно продолжают создавать.

Занятие № 10, 3 класс

Тема: «Эксперимент, планирование деятельности»

Цель: Формирование исследовательских умений планировать и проводить эксперимент»;

Закреплять умение выдвигать гипотезы

Формировать умение отбирать и использовать методы исследования;

Учить составлять план эксперимента;

Учить обрабатывать результаты эксперимента;

Развивать коммуникативные умения, навыки сотрудничества;

Ход занятия.

1 этап. Введение в проблему.

Учитель: На уроке окружающего мира мы познакомились с основными частями растений. Вас заинтересовал вопрос «Для чего нужен растению цветок?» Давайте посмотрим сказку, попробуйте найти ответ на вопрос. (Учитель показывает программу «Мир природы», тему «Многообразие растений»). Ученики знакомятся с познавательной сказкой «Цветок-недотрога». Узнают, как размножаются цветковые растения. Учитель спрашивает: «Любое ли, на ваш взгляд, семя прорастёт?» Ученики делают вывод, что необходимы какие-то определённые условия для прорастания семени. Учитель предлагает сформулировать проблему. Формулировка выносится на доску: «Какие условия необходимы семени для прорастания?»

2 этап. Мозговой штурм.

Учитель: С чего нужно начать решать проблему?

Дети: С выдвижения гипотез.

Учитель: Пожалуйста, сформулируйте свои предположения.

Ответы детей:

Солнечный свет;

Удобрения;

3 этап. Планирование деятельности.

Дети: Выберем методы и составим план.

Дети выбирают эксперимент, наблюдение.

Учитель: Предлагаю вам посмотреть, как провести

эксперимент (диск «Мир природы», тема: Прорастание семян).

Дети: Составим план.

1. Разобьёмся на группы;

2. Подготовим оборудование;

3. Проведём эксперимент;

4. Проведём наблюдение;

5. Обсудим способы оформления результатов;

6. Оформим результаты наблюдения;

7. Сделаем вывод.

4 этап. Проведение эксперимента.

1 группа: помещают семена фасоли в стакан с водой, полностью покрывающей семена.

2 группа: помещают семена фасоли в пустой стакан;

3 группа: помещают в стакан, где семена лишь слегка покрыты водой;

4 группа: помещают семена в стакан с водой, но стакан ставят за окно.

5 группа: сажают семена в стакан с землёй;

5 этап. Обсуждение. Дети обсуждают, как лучше оформить результаты. Останавливаются на форме таблицы. Предлагают каждый день проводить наблюдение и записывать результаты в таблицу.

день Стакан №1 Стакан №2 Стакан №3 Стакан №4 Стакан №5

10.ноября Семена залили водой, темп. + 20°С Семена положили в пустой стакан Семена покрыты не полностью водой Семена поместили в стакан с водой, поставили за окно, темп. +5°С Семена поместили в стакан с землёй

11 ноября Вода помутнела Без изменений Воды стало меньше, семена набухли Вода покрылась корочкой льда Без изменений

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

6 этап. Заключительный. На этом занятии дети зарисовывают в тетрадь по группам свой опыт. Затем записывают предположения, что будет в их стакане. Через неделю таблица пополняется наблюдениями. На следующем занятии дети подводят итоги, обобщая свои наблюдения и записи в тетради, делают выводы. Для прорастания семян необязательны земля и удобрения. Но необходимы следующие условия: тепло, вода, воздух, солнечный свет. (Учитель в подтверждение выводов детей, показывает продолжение познавательного фильма «Мир природы», тема «Многообразие растений»).

Занятие № 25, 2 класс

/уч. Кутерова Д.А./

Тема: «Методы исследования (эксперимент)»

Тема: «Почему вода реки течёт и не может вытечь?»

Цели занятия: в результате ученики

Должны различать реки как формы земной поверхности;

Должны узнать об образовании и питании рек;

Установят с помощью наблюдений и экспериментально, что водоносность рек зависит от круговорота воды, подземных вод и сезонного таянья снега.

На занятии формируются:

Представления о логике научного познания;

Знания о методах исследования;

Техника исследовательского поиска.

Развивающие цели:

1. Развитие и совершенствование умений и навыков учебной деятельности.

2. Развитие и совершенствование умений выдвигать гипотезы, составлять план исследования, формулировать выводы.

3. Развитие умения применять логические операции (анализ, сравнение, обобщение).

4. Развитие мышления, восприятия, памяти, речи, внимания, воображения.

Оборудование занятия: компьютер, плакат «Круговорот воды в природе», карта полушарий, «Детская Энциклопедия», энциклопедии «Аванта», «Кирилл и Мефодий», штатив, спиртовка, декоративный фонтан.

Методическая структура занятия:

1. Актуализация опорных знаний и умений.

2. Формирование новых знаний и способов деятельности.

3. Применение сформированных знаний и способов деятельности.

Метод обучения - исследовательский (метод научного познания).

Решение исследовательской задачи предполагает выполнение исследовательских действий:

Постановка исследовательской задачи (проблемы)

Сбор исходной информации

Выдвижение гипотез

Планирование и разработка учебных действий

Обработка данных и их обобщение (выводы). Представленный фрагмент включает следующие

этапы данной технологии:

Сбор данных с помощью исследовательских методов

Обработка данных и их обобщение (вывод)

Ход занятия.

На прошлом занятии Вероника задала нам вопрос «Почему вода реки течёт и не может вытечь?» Сразу мы не смогли решить эту проблему. Ребята предложили провести исследование, целью которого будет узнать «Почему вода реки течёт и не может вытечь?»

Нами были поставлены задачи, узнать:

1. Что такое река?

2. Откуда река получает свою воду?

Вы выдвинули разные гипотезы:

1. Предположим, что на постоянное течение воды реки влияет круговорот воды в природе.

2. Допустим, что родники, ключи - это подземные воды, их под землёй много и они питают реки.

3. Возможно, это таяние ледников, снега весной.

4. Что, если вода циркулирует из реки в море и обратно.

5. Предположим, что под действием тяготения вода с возвышенностей и гор течёт вниз.

Для решения проблемы мы используем план исследования:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить у других людей.

3. Посмотреть книги о том, что исследуешь.

4. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.

5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.

6. Понаблюдать.

7. Спросить у специалиста.

8. Провести эксперимент.

Таянье снега, льда в комнатных условиях. Испарение воды из ёмкости (наблюдение несколько дней).

Фонтанчик.

Круговорот воды (опыт)

Дети знакомят с собранным материалом, исключают ошибочные гипотезы, делают вывод:

Река течёт постоянно. Река получает и пополняет воду из родников, подземных вод, на водоносность рек влияет круговорот воды в природе, весной, в период половодья, таянье снега.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Развитие исследовательских умений младших школьников

В настоящее время проблема развития исследовательских умений является особенно актуальной. Актуальность определена социальным заказом. В условиях модернизации современного российского образования уделяется пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств личности.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени и современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Исследовательская деятельность же является средством развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности. А данные исследований педагогов современников (Л.П.Виноградовой, А.В.Леонтовича, А.Н. Поддьякова, А.И.Савенкова) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера и др.

Раскроем основные понятия.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников - специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре напоминающая научную деятельность. Характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования.

Субъектами учебно-исследовательской деятельности могут являться: ученик, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.

Объектами учебно-исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).

Цели учебно-исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.

Процесс самой учебно-исследовательской деятельности включает следующие этапы:

    выбор темы;

    постановка цели и задач исследования;

    выдвижение гипотез;

    планирование исследования и выбор методов;

    поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм;

    формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.

Результатом учебно-исследовательской деятельности является личностное развитие ученика, формирование социальных, познавательных мотивов, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, исследовательских умений.

У чебно-исследовательские умения детей младшего школьного

возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Можно выделить пять групп исследовательских умений младших школьников:

    умения организовать свою работу (организационные);

    умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

    умения работать с информацией, текстом (информационные);

    умения оформить и представить результат своей работы.

    умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Мною выделены следующие педагогические условия , способствующие развитию исследовательских умений младших школьников:

    Учёт возрастных особенностей.

    Обучение должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне;

    понятия, связанные с исследовательской деятельностью должны быть адаптированы;

    формы и методы проводимых исследований должны быть доступными, соответствовать тематике исследования, возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников;

    исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития;

    необходимо учитывать способности, возможности, темп работы каждого учащегося;

    регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

    Мотивированность.

Необходимо помогать видеть учащимся смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

    Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения; поддерживать интерес к исследовательской работе, способствовать самореализации учащихся, проявлению их самостоятельности и инициативности.

    Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допускать ошибку, воздерживаться от негативных оценок.

    Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо использовать материал различных уроков.

Отмечу, что учебным планом отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не предусмотрено, но в ходе работы над проблемой сложилась определенная система.

В 1 классе в уроки и внеклассные занятия включаю задания, направленные на овладение общелогическими умениями анализа, синтеза, классификации, обобщения и сравнения. Даю общее представление об исследовательской деятельности, знакомлю с основными понятиями: «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др.. Учу определять свойства предметов, составлять предметные модели, высказывать предположения, наблюдать, описывать, работать с учебным текстом, привлекаю к выполнению творческих заданий.

С первых дней занятий в школе мы с детьми рассматриваем методы исследования. Например, в ходе беседы выясняем, что получить информацию можно разными способами: спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в интернете, просмотреть познавательную телепередачу и т. д.

Подвожу ребят к тому, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Затем, предлагаю задание - вопрос (Почему у пингвина белое брюшко? Кого боятся пчелы? Почему у глобуса белая шапка? Почему у белого медведя нос черный? Почему у человека пять пальцев? Зачем слону хобот?) Такая работа заканчивается уроком – презентацией работ учащихся. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даю слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности.

У учащихся первого класса нет навыка письма, поэтому учу информацию фиксировать с помощью схем-рисунков, кластеров. Дети вместе с родителями составляют фото - отчеты о проделанной работе. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики.

Начиная со второго класса, работаю над развитием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Примеры заданий на развитие тех или иных умений представлены в папке «Задания, направленные на развитие исследовательских умений младших школьников».

Для развития исследовательских умений использую материалы личной библиотеки, задания учебников. Привлекаю учащихся к написанию рефератов, мини – проектов, проведению домашних исследований. С огромным удовольствием дети анализируют и инсценируют литературные произведения, включаются в ролевые игры. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе учащимся было предложено представить себя в роли и рассказать о Солнце от лица астронома, врача, биолога, садовода, поэта и художника.

В 3 - 4 классах провожу уроки – проекты и исследования, привлекаю учащихся к выполнению исследовательских работ. М ногие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Я только направ ляю их к правильному выбору с помощью вопросов и осуществляю педагогическое руководство учебными исследованиями на всех этапах выполнения работы (слайд – этапы исследовательской работы).

В практике своей работы использую технологии , помогающие организовать исследовательскую деятельность:

    элементы гуманно – личностной технологии Ш.А. Амоношвили;

    здоровьесберегающая технология;

    технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (организация проблемного диалога) ;

    технология развития критического мышления;

    технология проблемного обучения;

компьютерные технологии.

разные формы проведения уроков:

    уроки - путешествия,

    проблематизации,

    игры,

    презентации,

    уроки взаимного обучения,

    дискуссии,

    уроки с элементами исследования и уроки исследования.

В игре ребёнок активизируется как личность, познаёт окружающий мир. На уроках взаимного обучения первые, справившиеся с заданием, начинают помогать остальным, так как зачастую ребёнку легче принимать помощь не от взрослого, а от сверстника. Моим ученикам такая работа очень нравится, каждый стремиться выполнить задание в более быстром темпе и качественно. На уроках – презентациях ученики выступают в роли научных консультантов, деятелей искусства, исследователей, археологов, историков геологов. На уроках – дискуссиях создаю педагогические ситуации общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик может проявить инициативу, творчество, субъективную избирательность при переработке учебного материала. Дискуссия позволяет сделать эмоциональным и ценным для ребёнка сам путь поиска верного решения.

На уроках с элементами исследования учащиеся обучаются и отрабатывают отдельные исследовательские приёмы:

    планирование деятельности;

    наблюдение;

    выбор метода исследования

    выделение главного в событиях, явлениях;

    проведение анализа, сравнения, синтеза;

    постановка простых опытов;

    обобщение;

    создание образа;

    проектирование, моделирование и др.

На уроках - исследованиях учащиеся овладевают методикой научного исследования, осваивают этапы научного познания. Учитель выполняет роль консультанта, а ученики сами добывают знания.

В структуре урока-исследования выделяю несколько этапов, которые соответствуют общему алгоритму исследовательской деятельности:

    актуализация знаний;

    мотивация;

    создание проблемной ситуации;

    постановка проблемы исследования;

    определение темы исследования;

    формулирование цели исследования;

    выдвижение гипотез;

    проверка гипотезы;

    интерпретация полученных данных;

    вывод по результатам исследовательской работы;

    применение новых знаний в учебной деятельности;

    подведение итогов урока;

    домашнее задание.

В практике своей работы использую разные формы организации деятельности. Предпочтение отдаю групповой, парной и индивидуальной формам работы, так как данные формы предполагают отсутствие вмешательства со стороны взрослого, у ребёнка появляется возможность находиться в группе равных (т.е. сверстников), при этом дети испытывают максимальную комфортность.

Немаловажным считаю и использование разных приемов оценивания. В своей практике использую следующие:

    словесная оценка (считаю, что она является краткой характеристикой труда школьника и позволяет раскрыть динамику развития и продвижения ученика);

    взаимооценка (критерии оценивания вырабатываются совместно);

    отметка;

    самооценка, саморефлексия (шкалированная, сигнальная; как устная, так и письменная рефлексия совместной деятельности).

На первых порах большую помощь оказывают родители. Они совместно с детьми подбирают литературу, помогают выбирать информацию по теме, оформлять работу.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы: о рганизованная мною учебно-исследовательская деятельность обеспечила развитие как предметных, так и обще-учебных умений и навыков, рефлексивных умений, самостоятельности в достижении знаний; способствовала результативности образовательного процесса.

Учащиеся показывают стабильный уровень качества знаний по основным предметам, хорошо адаптируются к новым условиям школьной жизни. На протяжении всех лет обучения в начальной школе и при переходе в 5 класс сохраняют высокий уровень мотивации. С удовольствием принимают участие в творческих и интеллектуальных конкурсах на разном уровне и достигают высоких результатов .








Формировать и развить у детей умений и навыков исследовательского поиска Формировать и развить у детей умений и навыков исследовательского поиска Развитие познавательных потребностей и способностей Развитие познавательных потребностей и способностей Формировать представления об исследовательском обучении. Как ведущем способе учебной деятельности Формировать представления об исследовательском обучении. Как ведущем способе учебной деятельности Обучить детей специальным знаниям,необходимым для проведения самостоятельных исследований Обучить детей специальным знаниям,необходимым для проведения самостоятельных исследований ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОЗРАСТУТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОБСТВЕННАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА РАСШИРИТ КРУГОЗОР РЕБЕНКА, ПОЗВОЛИТ ОСВОИТЬ МЕХАНИЗМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. В ХОДЕ ТРЕНИНГОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТВАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОИСКЕ. В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ ВЫСТУПАЮТ СТРЕМЛЕНИЕ И ПОПЫТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ. Основные требования к ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ




1.ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Возникновение проблемы и формулирование вопроса,который вызывает необходимость поиска и является регулятором этого поиска 2.ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза- обобщение (поиск фактов для ее обоснования) Мотивация(создание проблемной ситуации)






ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Сортировка полученных фактов для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи,обобщения ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Сортировка полученных фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности гипотезы ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ




ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Оценивание, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме, рефлексия ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Оценивание малых гипотез вытекающих из основной гипотезы –обобщения, осмысление ее значения,уточнение,развитие. Рефлексия


ПРИМЕНЕНИЕ ИНДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия ДЕДУКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Использование обоснований в ходе исследования гипотезы- обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев


НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЗАНЯТИЯ- ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТИ УЧАТСЯ Ставить исследовательские вопросы Формулировать проблемы Выдвигать гипотезы Составлять план работы Вести наблюдения Планировать, проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез Выделять существенную информацию из разных источников Систематизировать информацию Представлять результаты в разных формах(схема, таблица, график,рисунок, устное или письменное сообщение