Программа обучения школа 2100 начальной школы. Школьный гид

«Школа 2100» - это одна из массовых программ развития общего среднего образования.

В настоящее время «Школа 2100» занимает 37% школьного рынка.

В начале 1990-х, педагоги Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева подготовили серию учебников по чтению для начальной школы. Книжки «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света» стали практическим воплощением теории, легшей в основу образовательной системе «Школа-2100».

У Бунеевых стали появляться единомышленники: Т.А. Ладыженская, разработавшая уникальный курс обучения общению «Детская риторика»; А.А. Вахрушев, подготовивший курс «Окружающий мир»; Д.Д. Данилов, создавший личностно-ориентированный курс истории и др.

В 2008 году группа ученых, разработавших и внедривших в практику массовой школы систему «Школа 2100», удостоена премии правительства РФ в области образования.

Долгие годы руководителем группы был академик А.А. Леонтьев, психолог, человек с энциклопедическими знаниями и мировым именем.

О научном руководителе Образовательной системы - А.А. Леонтьеве

Алексей Алексеевич Леонтьев (1936-2004 гг.) родился 14 января 1936 г. в семье известного отечественного психолога Алексея Николаевича Леонтьева.

  • В 1958 году закончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «немецкий язык».
  • С 1958 по 1975 г. работал в Институте языкознания АН ССС.
  • В 1963 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата.
  • В 1968-м - докторскую диссертацию по филологическим наукам.
  • В 1975 году защитил докторскую диссертацию по психологическим наукам на тему «Психология речевого общения».
  • С 1975 года заведующий кафедрой методики и психологии Института русского языка им. А.С. Пушкина, с 1976-го - профессор.
  • С 1986 г. - профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), а с 1997 г. - профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • В 1992 году избран действительным членом Российской академии образования, а в 1997-м - действительным членом Академии педагогических и социальных наук.
  • Автор многих книг, в том числе: «Язык, речь, речевая деятельность» (1969); «Психология и обучение языку» (1981, на английском языке); «Педагогическое общение» (1979, 1996); «Психология общения» (1974, 1997, 1999); «Основы психолингвистики» (1997); «Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии» (2001). Автор множества научных и популярных статей по вопросам школьного и вузовского образования, в том числе в «Учительской газете», журналах «Семья и школа» и «Знание - сила».
  • Проблемами педагогики и педагогической психологии занимался, начиная с 70-х годов. Много лет сотрудничал с Шалвой Александровичем Амонашвили, Василием Васильевичем Давыдовым и другими видными психологами и педагогами.
  • С 1997 года - научный руководитель ассоциации «Школа 2000…» (ныне Образовательная программа «Школа 2100»). Руководитель авторского коллектива и основной автор Образовательной программы «Школа 2100».

Общая характеристика Образовательной программы «Школа 2100»

Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100», которым руководит Президент межрегиональной общественной организации в поддержку образовательной системы «Школа-2100», член-корреспондент АПСН, профессор Р.Н. Бунеев, разработал образовательную систему, которая:

  • является продолжателем традиций развивающего образования, готовит школьника нового типа - внутренне свободного, самостоятельного, умеющего творчески относиться к действительности
  • доступна массовой школе, не требует бы от учителей переучиваться заново
  • разработана как целостная система - от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы
  • решила одну из самых болезненных проблем нашего образования: непрерывности и преемственности на всех ступенях обучения. Сегодня создано186 учебников и учебных пособий по всем предметам школьной программы с 1-го по 11-й класс.

В образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности.

В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения.

Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.

Методологические положения Образовательной программы «Школа 2100»

Психолого-педагогические принципы

  • Принцип адаптивности. Не ребенок для школы, а школа для ребенка! Она должна быть предельно гибкой системой, чтобы в ней нашли себе место и одаренные дети, и дети с разной подготовленностью и разными интересами.
  • Принцип развития. В нашем представлении основная задача школы - это развитие школьника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
  • Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.

Культурно ориентированные принципы

  • Принцип образа мира. Представление школьника о мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.
  • Принцип целостности содержания образования. Содержание образования изначально едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области».
  • Принцип систематичности. С самого начала образование должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования. В частности, школьное образование должно логично и последовательно «вытекать» из дошкольного образования и «перетекать» в высшее.

Деятельностно ориентированные принципы

  • Принцип обучения деятельности . Мы учим деятельности - ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Как бы справедливо мы ни обрушивались на сведение содержания образования к ЗУНам (знания - умения - навыки), без формирования умений и лежащих в их основе навыков представить себе обучение, особенно начальное, невозможно. Так или иначе, но мы должны научить школьников предметно-практическим действиям (простейшим трудовым процессам, счету, чтению и письму, хотя бы элементарному практическому общению на иностранном языке и пр.). С другой стороны, у них должны быть сформированы способы и приемы чисто учебной деятельности (вроде правильной записи условий задачи или техники синтаксического разбора) и деятельности познавательной (например, способы работы со словарем). Должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.
  • Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Обучение деятельности, вообще процесс обучения, предполагает на определенном этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. То, что сначала выступает в форме коллективной деятельности учащихся, затем начинает существовать как внутренний способ мышления ребенка.
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие . Опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие! Особенно актуален такой подход для обучения грамоте, родному языку, в известной мере, иностранному языку.
  • Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее в школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Сегодня у школьника отношение к миру в схемах «знаю - не знаю», «умею - не умею», «владею - не владею» должно смениться параметрами «ищу - и нахожу», «думаю - и узнаю», «пробую - и делаю».

Технология (средства и приемы) обучения

Под технологиями мы имеем в виду конкретные приемы и средства, используемые в учебном процессе.

Развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход. Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем.

Противопоказано развивающему подходу преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений. Вызывает сомнение и само понятие «упражнения»: вслед за Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым мы считаем более правильным говорить о системе взаимосвязанных учебных задач.

При прочих равных условиях форма работы, требующая умственной активности ученика, предпочтительнее чисто «исполнительской» деятельности. Лучше придумать самому одну математическую задачу, чем решить десять задач из учебника. Сочинение всегда эффективнее изложения.

Чрезвычайно актуальны приемы снятия стресса в учебном процессе. Педагогический садизм - опрос младших, да и не только младших, школьников у доски.

Наша позиция формулируется кратко: максимум оценок - минимум отметок. Текущие отметки (не оценки!) едва ли нужны вообще. Итоговые (например, четвертные) имеет смысл, как это делает Ш.А. Амонашвили, выставлять с участием класса.

Обсуждая проблему контроля, мы считаем необходимым минимизировать экзамены. Вполне достаточно системы зачетов и письменных контрольных работ. Однако полная или почти полная отмена устных экзаменов едва ли возможна на современном уровне педагогической и познавательной культуры, где экзамен выполняет функции, не обеспечиваемые другими компонентами образовательного процесса (например, мотивационную).

Что касается домашних заданий, то развивающая парадигма предполагает максимальную отработку тренировочных заданий на уроке. Если задавать уроки на дом, то только для одной из трех целей:

  • а) выравнивание (если учащийся отстал от класса и т.д.)
  • б) дифференциация (например, задания особой сложности для ученика с ярко выраженными математическими способностями)
  • в) самостоятельная организация своей деятельности.

Говоря об объеме учебной нагрузки , следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в количестве страниц учебника или в объеме материала. Оптимальная нагрузка (или перегрузка) учащихся зависит от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно, то, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта перегрузки. И наоборот - то, что вызывает у учащихся отторжение, то, где учащийся не видит перспективы, что для него бессмысленно и бесцельно, может вызывать такой эффект даже при относительно скромных объемах учебного материала. В этом смысле проблема учебной нагрузки зависит и от содержания образования, и от структуры этого содержания, и от используемых предметных методик и педагогических технологий. Наконец, эффект перегрузки в высокой степени зависит от индивидуальных особенностей детей и подростков.

В заключение настоящего раздела остановимся на технологиях мотивационного обеспечения учебного процесса. Здесь необходимо выделить два основных подхода.

  • Во-первых, это определенная динамика опоры на внутреннюю мотивацию, учет в учебном процессе реальных (внутренних) мотивов учебной деятельности, их дифференцированности применительно к разным предметам и образовательным областям и их смены на различных этапах образования.
  • Во-вторых, это опора на мотивы успешности , на возникающее у ученика ощущение продвижения вперед.

Особенности начального образования

Психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий .

Одной из важнейших содержательно-целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные (целевые) требования к ребенку, завершающему начальный этап образования, следует считать формирование учебно-познавательной деятельности ребенка. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий (операций), необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко алгоритмического характера, вернее, чтобы ее алгоритмический характер не препятствовал, а способствовал формированию у ребенка эвристических действий; ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Этому требованию в полной мере отвечает, в частности, система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

« Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, « чем я был» и « чем я стал» (Л.Ф. Обухова. Цит. соч., с.273). Отсюда вторая линия развития - личностнообразующая (субъектообразующая).

Формирование учебной деятельности неразрывно связано еще с двумя линиями развития.

  • Во-первых, это овладение учебным материалом: никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности, лежащих в основе построения образа мира.
  • Во-вторых, это формирование умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности, перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности, распознаванию и решению встающих в ней задач.

Далее, это линия опоры на материал в поэтапном развитии ребенка. Мало передавать младшему школьнику социальный опыт: это необходимо делать таким образом, чтобы поворотные точки развития детского интеллекта и вообще высших психических функций, соответствующие особой предрасположенности (сензитивности) ребенка к усвоению тех или иных действий (операций), были обеспечены необходимым и достаточным материалом.

Проще говоря, чтобы школьник нормально развивался на следующем этапе, данный, начальный этап должен быть оптимально организован. В частности, очень важна происходящая на этом этапе перестройка всех высших психических функций на базе развития мышления.

В этой связи приведем парадоксальное высказывание В.В.Давыдова: «...Как показывают исследования психологов... мышление школьников [в традиционной, не развивающей школе] заканчивается в своем развитии к 12 годам. И заканчивает человек университет на базе того уровня развития, которого достиг к 12 годам. Образование для большинства учащихся как бы проходит боком, на их умственное развитие существенно не влияет».

Уже на «доначальном» этапе можно выделить еще две линии, передавае-мые начальной школе, так сказать, по наследству.

  • Это линия с оциально-психологической ориентации в человеческой действительности, в малой группе и «большом» обществе, источником которой является не только прямая трансляция социальных норм, эталонов и запретов. Здесь обучение непосредственно граничит с воспитанием.
  • И это линия поддержки, закрепления и развития усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей.


кандидат филологических наук

Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Научные руководители - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.

«Школа 2100» для начальной школы - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС».


В систему учебников «Школа 2100» для начальной школы входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:

Информатика и ИКТ (3-4 классы).


- Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.


- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.

Учебники системы «Школа 2100» не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).


Учебники «Школа 2100» были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.


В УМК «Школа 2100» входит завершенная предметная линия учебников по английскому языку для 2-4 классов «Английский с удовольствием» («Enjoy English») (авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.), которую выпускает издательство «Титул». (Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010г. №2080).


Программа «Школа 2100» включает в себя также курс «Риторика» (авторы: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя). Однако, учебники курса не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.


В 2010 году комплект учебников «Школа 2100 » для начальной школы был проанализирован Российской академией образования (РАО) на системность с точки зрения последовательности реализации научно-теоретических положений Образовательной системы «Школа 2100». Как показала экспертиза РАО, комплект учебников для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100» полностью реализует Федеральный государственный образовательный стандарт и является системой учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

Особенности ОС «Школа 2100»:

- Системность . Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

- Непрерывность . «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.


- Преемственность . Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад - начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.


Главная цель программы «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.


Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.


Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.


Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.

Образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития. Объектом воздействия является ребенок, на которого в процессе обучения, воспитания и развития влияют многие факторы: семья, ДОУ, школа, учреждения культуры, социум.
В современных условиях многие субъекты исключены, и в большинстве случаях на ребенка воздействуют только семья, социальная сфера и школа.
Наряду с этим сельская школа оказывается в неравных условиях по сравнению с городскими. Являясь единственным в своей округе образовательным учреждением, она не имеет возможности вести отбор детей на конкурсной основе. Отсюда и второе ограничение: сельская школа не может давать повышенный уровень образования всем ученикам, как это предполагает статус лицея или гимназии.
Еще одной проблемой является ухудшение социально-экономических условий в стране. В основной массе сельские дети не посещают детские сады, поэтому приходят в школу слабо подготовленными, неадаптированными, с неразвитой моторикой руки, со слабой ориентацией в окружающем мире, с бедным словарным запасом.
За последние годы написано много самых прогрессивных концепций, разработано сотни авторских программ, родились десятки моделей школ.
А ученикам в массе своей по-прежнему худо: большая половина из них не усваивает программу.
На мой взгляд, традиционная программа не в полной мере учитывает современные требования к обучению, поэтому, познакомившись на курсах с программой “Школа 2100” решила обучать детей по этой программе. Меня заинтересовал новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы, учебной литературы и тесная межпредметная связь, сквозные герои, которые помогают активизировать учебный процесс.
Считаю, что среди многих программ - программа “Школа 2100” приемлема для сельской школы и имеет возможность раскрыть и развить способности каждого ребенка, дает возможность качественного образования.
Программа отличается от других тем, что в ней нет существующих в отдельности предметов, а есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель - развитие функционально грамотной личности.

Задачи данной программы :
- всестороннее развитие личности, т.е. не обучение чтению, счету, письму, а развитие качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе.

Ведущие принципы - принципы деятельности, комфортности и непрерывности.

Взяв за основу программу “Школа 2100” и исходя из особенностей класса, для себя ставлю следующие задачи:

1. Развивать интеллектуальную, творческую личность.
2. Формировать потребность к познанию и высокой школьной мотивации.
3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Целями всех занятий первого года обучения становится развитие умений говорения, слушания, обогащения активного и пассивного словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи, развитие мышления, творческих способностей.
Учебник рассчитан на первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития, умением читать и писать.
Развитие и совершенствование этих умений продолжается на протяжении всех лет обучения.
Приведу несколько аргументов, подтверждающих актуальность этих задач.
Сегодня мы переживаем информационный взрыв и не всегда способны справиться с потоком новых знаний. Как писал академик С.И. Вавилов: “Современный читатель находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка”.
Когда сегодняшний ребенок закончит ВУЗ, объем информации увеличится в 4 раза. И поэтому задача курса “Чтение и начальное литературное образование” - подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению. Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приемами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.
Для этого применяю различные формы и типы творческих уроков: конкурсы, викторины, уроки-праздники, путешествия во сказкам. Также провожу тестирование, которое выявляет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.
Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания:

Рисуют портрет сказочного человека;
- составляют рассказ о герое, не называя его, чтобы дети узнали его по приметам;
- конкурс на лучший фантик (с изображением любимого героя);
- музей пластилиновых фигур;
- составление пожелания персонажу.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих. В процессе чтения идет работа над развитием речи, над расширением словарного запаса. Для этого применяю группу заданий, которые можно назвать словесными играми, потому что они проводятся на материале слов или групп слов и пробуждают у учеников интерес и внимание к этой единице языка. (Приложение 1)

Например:

1. В течение 20 секунд запомнить слова, а затем записать по памяти:
картина, палитра, пейзаж, акварель.

2. Вставить потерянные буквы в слова:
От…ч..ство, Р…с…ия, гр…жд…нин, ст…лица, М…сква.

3. Подчеркнуть слова, которые находятся в тесной связи с первым словом
Сад: растение, садовник, собака, забор, лопата.

Чтение: глаза, книга, картинки, печать, слово.

Уже в период обучения грамоте дети узнают много новых слов, с которыми в традиционной программе могут встретиться в среднем или старшем звене.

Например:
У странника панама стара. А Панама - страна.
Сократ - оратор. Платон - ритор.

А сколько новых географических названий встречается на страницах учебника: Курган, Сумы, Лимпопо, Осло, Монако и много других.

Считаю еще одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс:

1) работа с текстом до чтения;
2) работа с текстом во время чтения;
3) работа с текстом после чтения.

При проверке техники чтения были выявлены результаты:

справляются - 94% учащихся,
правильно читают - 63% учащихся,
эмоционально читают - 62% учащихся.

Дети, обучающиеся по данной программе, отличаются образной речью и мышлением. В начальной школе начинают читать тексты художественной литературы, а в среднем звене научно-публицистические, историко-архивные тексты. Например, таких авторов, как А. Блок, П. Ершов, А. Пушкин, Ю. Ким, И. Бунин, Э. Хемингуэй.
Хочу сказать о программе русского языка, которая непосредственно связана с чтением. Ведется большая работа по развитию речи, по расширению словарного запаса, который начинается на уроках чтения. Для этого учу детей пользоваться толковым словарем для толкования незнакомых и устаревших слов, которые встречаются на уроках чтения и русского языка.
Отличие данной системы от традиционной в том, что у детей у формируется орфографическая зоркость, т.к. уже в 1-м классе идет знакомство с составом слова, лексическим значением в сочетании со звукобуквенным анализом. Для себя ставлю следующие задачи:

1. Развивать у детей чувство гордости, уважения и любви к родному языку.
2.Учить детей осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой.
3. Воспитывать потребность совершенствовать устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой, выразительной.

Чтобы выполнить поставленные задачи, ведется работа над лексическим значением слов, применяются различные методы: словесный, наглядный, практический.
Применяю много индивидуальных заданий с учетом способностей учащихся. Использую различные формы уроков: урок-КВН, путешествие по сказке, урок любознательных, комбинированные уроки, которые прослеживаются в период обучения грамоте.
Например, половину первого урока работаем по азбуке, знакомимся с буквами, читаем, объясняем новые слова, работаем по сюжетной картинке, вторая половина - письмо. Второй урок наоборот. Урок развития речи: в азбуке работаем по сюжетной картинке о пиратах, которая продолжается при работе в прописи по письму и математике. Включаю в эти уроки игровые моменты. Провожу уроки-дискуссии, обучая ребят правильно и грамотно общаться, задавать вопросы и отвечать на них. Продолжается постоянная работа над словами родного языка как современного, так и древнего, начатая на уроках чтения.
Для написания под диктовку и списывания использую отрывки из произведений русских поэтов и писателей, сказок и тексты из прочитанного на уроках чтения. Все это нужно для активизации детей на уроке, лучшего усвоения материала, развития мышления, речи.
Для создания новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно разрешить поставленные задачи создаю проблемные ситуации.
Достигая разные цели обучения, придерживаюсь принципа: главное увидеть в ребенке не то, что он не знает, а увидеть и развить то, что он умеет и знает.
Для реализации задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся формирую здоровый образ жизни не только на воспитательных часах, но и использую вставки о здоровье и на уроках русского языка, где включаю пословицы о здоровье и провожу небольшие беседы:
Чистота - залог здоровья.
Кто долго жует, тот долго живет, и другие.
На чтении при знакомстве со сказкой “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” провожу беседу об использовании для питья чистой воды и т.п.
Хотелось бы отметить принцип преемственности и непрерывности в программе “Школа 2 100”, которая предлагает новое содержание и единый подход к технологии обучения. Программа имеет полное методическое обеспечение.
Считаю, что, исходя из опыта работы, для реализации данной программы необходимо:

1) полный учебный и методический комплект, который базируется на комплексной образовательной программе;
2) основа программы должна опираться на лучшие традиции обучения и быть развивающей для массовой общеобразовательной школы;
3) учителю должны быть созданы условия для творческой работы, в том числе должна быть включена компьютеризация;
4) должна осуществляться преемственность д/сад - школа.

В заключении хотелось бы отметить, что использование данной программы показывает, что учащимся сельских школ дается возможность получить качественное образование, не уступающее лицейскому и гимназическому.

Кроме этого, программа “Школа 2100” предполагает свою модель выпускника, т.е. функционально грамотной личности.
Она должна:
- обладать огромным потенциалом умения постоянно пополнять свои знания;
- уметь адаптироваться в любой социальной среде и изменять эту среду вокруг себя;
- быть личностью, не впадающей в депрессию;
- быть толерантным к миру (не один в мире, а жить среди людей);
- быть личностью, умеющей адекватно развивать свои мысли.