Психология как наука кратко. Что изучает общая психология? Предмет психологической науки

Общая психология

Теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия. Обнаружить и описать общие понятия и методы психологической науки, составляющие содержание предмета О. п., можно лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных отраслях психологии. Вместе с тем результаты исследований в области О. п. - фундаментальная основа развития всех отраслей психологической науки. Основные понятия О. п. характеризуют психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы охватывают:

К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, ), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения , аффекты ). Психические свойства включают: качества ума (), устойчивые особенности волевой сферы (), закрепившиеся качества чувств (). Разделение на указанные группы основных понятий О. п. условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого О. п. явления. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие «психическое свойство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности . Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как психическое состояние, поскольку он характеризует психику в данный период; и как проявление психических свойств личности: вспыльчивости, гневливости.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. general psychology ) - раздел психологии , теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.

Границы, отделяющие О. п. от др. разделов психологии, очерчены нечетко. Иногда под О. п. понимают изучение психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических свойств ( , , ) и психических состояний у нормального взрослого человека . Распространенным, особенно в западной психологии, является противопоставление О. п. и психологии личности (также дифференциальной или индивидуальной психологии ). В отечественной психологии эта т. зр. неоднократно подвергалась критике, т. к. изучение личности относится к числу центральных задач О. п.

Наряду с разработкой конкретных проблем О. п. в качестве фундаментальной научной дисциплины занимается изучением вопросов методологии, теории и истории психологической науки. Общепсихологические понятия, методы и закономерности используются в различных областях прикладной психологии, которые, в свою очередь: 1) «поставляют» новые проблемы и идеи для О. п., 2) осуществляют практическую проверку принципов и теорий О. п., 3) обогащают общепсихологические абстракции живыми фактами.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "общая психология" в других словарях:

    ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологической науки, разрабатывающая теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории, занимающаяся теоретическими и экспериментальными исследованиями наиболее общих психологических… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Общая психология - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Общая психо … Википедия

    Общая психология - (греч. psyche – душа, logos –слово, учение, наука) – 1. широкое значение направление в психологии, которое изучает общие, универсальные принципы, применимые ко всем объектам психологического исследования – в отличие от дифференциальной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - 1. Широкое значение – направление в психологии, которое изучает общие, даже универсальные, принципы, применимые ко всем объектам исследования. Ср. с дифференциальной психологией. 2. Еще более широкое значение – вся психология: теории, открытия,… … Толковый словарь по психологии

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Функциональная основа развития всех отраслей психологической науки. Изучает наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный аппарат … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия … Словарь по педагогической психологии

    ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - основная отрасль психологической науки, содержащая в себе базовые психологические знания, понятия и законы … Словарь терминов по психологическому консультированию

    См. общая психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. психологи … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

В настоящее время существует большое количество изданий по общей психологии, ориентированных как на студентов-психологов, так и на студентов, обучающихся педагогическим, юридическим, экономическим специальностям. Студентам – будущим педагогам профессиональной школы – сложно сориентироваться в имеющемся многообразии учебной литературы.

Уникальность учебного пособия «Общая психология» состоит в том, что в нем в доступной и краткой форме изложен материал теоретического курса, в соответствии с которым разработаны практические занятия, сориентированные на специфику подготовки и будущей деятельности педагогов профессионального образования.

Данное пособие составлено в соответствии с программой курса «Общая психология», апробировано в Российском государственном профессионально-педагогическом университете и рекомендовано учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию.

Тематика практических занятий охватывает большинство разделов программы курса «Общая психология», по содержанию соответствует теоретической части пособия и имеет также унифицированную структуру.

1) изучить теоретический материал, предложенный в разделе 1;

2) ознакомиться с содержанием практического занятия и заблаговременно подготовить протоколы и таблицы исследования, образцы которых даны в пособии;

3) внимательно ознакомиться с порядком выполнения работы и провести ее;

4) в конце занятия предоставить преподавателю письменный отчет по следующей схеме: тема и цель работы, краткое описание методики, протокол исследования, обработка данных, анализ результатов и их интерпретация.

Мы надеемся, что предлагаемый учебный материал поможет расширению и углублению психологических знаний студентов профессионально-педагогической специальности.

Н.С. Глуханюк

С.Л. Семенова

А.А. Печеркина

Раздел I. Конспект лекций по общей психологии Тема 1. Психология как наука и практика

Предмет и задачи общей психологии

В процессе непрерывного развития науки то одна, то другая отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, биологией, кибернетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология.

Психология обладает рядом особенностей по сравнению с другими научными дисциплинами (рис. 1, 2). Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, мышления, речи, воли, интересов, потребностей, эмоций.

Понятие «психология» возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом

Термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение

В дословном значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением

Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера

Рис. 1. Значение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что боги решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал 1 .

1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству

2. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание он исследует с помощью сознания же

3. Практические следствия психологии уникальны: они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные, поскольку познать нечто – это значит овладеть и научиться управлять им, а управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями – задача самая грандиозная

4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающей роли людей, их психики и сознания

5. Единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы

6. Уникальность психологии заключается в том, что она одновременно является и естественной, и гуманитарной наукой

7. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем

Рис. 2. Особенности психологии как науки 2

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека (рис. 3).

Психология

Основные закономерности порождения и функционирования психической реальности

    Качественное изучение психической реальности

    Анализ формирования и развития психических явлений

    Изучение физиологических механизмов психических явлений

    Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей

Рис. 3. Предмет и задачи психологии


Введение

.Предмет психологии как науки и ее основные категории

1Психология как наука

2Объект и предмет психологии

1Место психологии в современном научном знании

2Общая психология

3Отраслевая психология

.Тестовое задание

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин "психология" - (от греч. psyche - душа, и logos -наука) означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Изучение психологии не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того что бы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология очень тесно связана со многими другими науками: точными, естественными, медицинскими, философскими и т.д. Она представляет собой весьма разветвленную систему наук, которая включает как фундаментальные отрасли психологии, объединяемые термином "общая психология", которая собственно и изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека. Она также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия, так и специальные психологические науки.


1. Предмет психологии как науки и ее основные категории


.1 Психология как наука


Психология, как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин "психология " появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения . Позднее, в XVII-XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным , непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания . Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.


1.2 Объект и предмет психологии


Для начала стоит ввести определения "предмет" и "объект".

Объект -часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.

Предмет - часть объекта интересующего исследователя.

Объектом психологии является психика.

В психологии, как науке сложилось два подхода к пониманию психики.

·Идеалистический, в нем психика рассматривается, как первичная реальность , существующая независимо от материального мира.

·Материалистический, в нем говорится, что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность отражать предметы и явления окружающего мира.

Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.

Под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие , внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками .

Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности , знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.



1. Психика - субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и общения.

В психике выделяют такие явления как (Рис 1):


Рис. 1 Виды психических явлений.


vПсихические процессы -это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее "атомы".

)Познавательные:

ØОщущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств)

ØВосприятие (психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)

ØМышление (способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.)

ØПредставление (процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.)

ØВоображение (это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.)

)Интегративные:

ØРечь (это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)

ØПамять (способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.)

)Эмоциональные:

ØЭмоции (быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)

4)Регулятивные

ØВоля (способность сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.)

ØВнимание (сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)

vПсихические состояния

ØНастроение (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)

ØФрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.)

ØАффект (эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.)

ØСтресс (состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.)

vПсихические свойства

ØТемперамент (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.)

ØХарактер (это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.)

ØНаправленность (установки, ставшие свойствами личности.)

ØСпособности (это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)

2. Сознание - высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в процессе общения и труда.

. Бессознательная - форма отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).

. Поведение - внешнее проявление психической деятельности человека, его поступки и действия.

. Деятельность - система целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и интересов человека.


2. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук


.1 Место психологии в современном научном знании


Науки связанные с психологией:

ØФилософия является мировоззренческой и методологической основой психологии

ØЕстественные науки (биология, физика) помогают изучать физиологические процессы протекающие в нервной системе и мозге и раскрыть процессы, механизмы и функции психики.

ØМедицинские науки позволяют понять патологии психического развития и найти пути их решения (психотеропия).

ØИсторические науки, показывают, как развивалась психика на различных этапах эволюции общества.

ØСоциология, помогает решить задачи социальной психологии.

ØПедагогические науки, помогают в обучении, воспитании, формировании личности.

ØТочные науки (математические), дают количественные методы сбора и обработки данных.

ØТехнические науки, помогают в разработке технических средств исследования развития и коррекции психики.

ØКибернетика, помогает изучить процессы психической саморегуляции.


.2 Общая психология


Общая психология - это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.

Методы изучения общей психологии.

vНаблюдение - это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма - житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное, выборочное, сплошное и специальное.

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

ØПостановка целей и задач;

ØОпределение ситуации, предмета и объекта;

ØОпределение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;

ØОпределение способа ведения данных;

ØОбработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение . Оно может быть, как непосредственным- в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов - беседы и эксперимента.

vБеседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни, интервью, опросники и разные виды анкет.

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

vЭксперимент - это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией.

vЕщё один метод - тесты . Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам, выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Предмет общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Объект общей психологии - это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления.


2.3 Отраслевая психология


Отраслевая психология - отдельные разделы психологии, возникшие в процессе решения конкретных практических и теоретических задач.

Отрасли психологии можно разделять по:

vПринципу развития

ØВозрастная

ØСравнительная

ØПедагогическая

ØСпециальная (патопсихологическая)

vОтношению к личности и обществу

ØСоциальная психология

ØПсихология личности

vВидам деятельности

ØПсихика труда

ØПсихика общения

ØПсихология спорта

ØМедицинская психология

ØВоенная психология

ØЮридическая психология и т.д.

Примеры некоторых отраслей психологии

Педагогическая психология изучает психику человека в процессе его обучения и воспитания, устанавливает и использует закономерности психики по мере овладения знаниями, умениями и навыками. Эта наука изучает психологические проблемы, управления учебно-воспитательным процессом. Кроме того, основными проблемами педагогической психологии является изучение факторов, влияющих на успеваемость учащихся, особенности взаимодействия и общения педагога и ученика. Педагогическая психология делится на психологию обучения, которая исследует закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и психологию воспитания, которая изучает закономерности активного, целенаправленного формирования личности.психология наблюдение беседа тест

Возрастная психология тесно связана с педагогической, изучает особенности психики человека на разных этапах ее развития - с момента рождения и до самой смерти. Она делится на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронт психологии т.д. Центральными проблемами возрастной психологии является создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условий звеньями психического развития ребенка, а также организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом объединения их в социальные группы. Оказывает психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива, определяет психологическую совместимость людей в группе; изучает такие явления, как лидерство, сплоченность, процесс принятия групповых решений, проблемы социального становления личности, ее же оценки, устойчивости, внушаемости; эффективность воздействия средств массовой информации на личность, особенности распространения слухов, моды, вредных привычек и обрядов.

Психология личности - отрасль психологии, изучающая психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических качеств, имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризуется индивидуальностью и взаимосвязанная с окружающей природной и социальной средой.


3. Тестовое задание


Предметом психологии является:

а) наука о поведении;

б) наука о душе;

в) научное исследование поведения и психических процессов в целях применения полученных знаний на практике;

г) наука о сознании;

д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.

Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

Ответ: Д, т. к.

Психология, как наука очень многогранна и затрагивает очень многие аспекты изучения (душу, поведение, сознание, психику и т.д.). Определение предмет психологии говорит, что под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления. Ссылаясь на цитаты П. В. Добросельского: "Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животного"; "Психология - это наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности самонаблюдений особых переживаний не относимых к внешнему миру", можно предположить, что выбранный мною ответ является верным.


Заключение


Наука психология многогранна, она тесно связана и переплетается со многими другими науками, охватывает разные сферы изучаемой деятельности.

Психология изучает и человеческую психику, и характер, и наследственность, и человеческую деятельность, отношения в обществе, отношение человека к самому себе, особенности познания и сознания, способы восприятия и понимания.

В связи со всем этим многообразием предметов психологии, и ее связей с другими науками появились бесплодные по своему существу вопросы о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией - биология или философия.

Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность, как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и, как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время, как гуманитарная наука. В ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.

психология наблюдение беседа тест


Список литературы


Учебные пособия:

Островский Э.В. Основы психологии. - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2012.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2012.

Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ В.Г.Крысько- М.:Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013.-251с.

Интернет ресурсы:://4brain.ru/psy/obshhaja-psihologija.php

"Психологос" Энциклопедия практической психологии"

http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhenie


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психология (греч. — душа; греч. — знание) — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. Психика — это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Посредством психики человек отражает закономерности окружающего мира.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент , — все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остаётся, — что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира? Спектр вопросов, решаемых психологией достаточно широк. Так, в современной психологии выделяют большое количество разделов:

  • общая психология,
  • возрастная психология,
  • социальная психология,
  • психология религии,
  • патопсихология,
  • нейропсихология,
  • семейная психология,
  • психология спорта
  • и т.д.

В психологию проникают и другие науки и отрасли научного знания (генетика, логопедия, юриспруденция, антропология, психиатрия и др.). Происходит интеграция классической психологии с восточными практиками . Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром, современному человеку необходимо овладение основами психологии.

"Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить" , — писал Джон Голсуорси.

Психология оперирует следующими методами:

  • Интроспекция — наблюдение собственных психических процессов, познание собственной душевной жизни без использования каких-либо инструментов.
  • Наблюдение — исследование определенных характеристик того или иного процесса без активного вовлечения в сам процесс.
  • Эксперимент — исследование опытным путем определенного процесса. Эксперимент может быть построен на моделировании деятельности в специально заданных условиях или может проводиться в условиях, близких к обычной деятельности.
  • Исследование развития — изучение определенных особенностей одних и тех же детей, за которыми наблюдают в течение нескольких лет.

У истоков современной психологии стояли Аристотель, Ибн Сина, Рудольф Гоклениус , впервые использовавший понятие "психология", Зигмунд Фрейд , о котором, наверняка, слышал даже человек, не имеющий отношения к психологии. Как наука, психология зародилась во второй половине 19 века, отделившись от философии и физиологии. Психология исследует механизмы психики бессознательные и осознаваемые человеком.

Человек обращается к психологии, чтобы познать себя и лучше понимать своих близких . Это знание помогает увидеть и осознать истинные мотивы своих поступков. Психологию ещё называют наукой о душе , которая в определенные моменты жизни начинает задавать вопросы, — "кто я?", "где я?", "зачем я здесь?" Зачем человеку нужно это знание и осознание? Чтобы держаться на дороге жизни и не падать то в одну канаву, то в другую. А упав, найти в себе силы подняться и идти дальше.

Интерес к этой области знаний возрастает. Тренируя тело, спортсмены обязательно приходят к психологическим знаниям и расширяют их. Двигаясь в направлении своих целей, выстраивая отношения с людьми, преодолевая трудные ситуации, мы также обращаемся к психологии. Психология активно вливается в обучение и воспитание, в бизнес, в искусство.

Человек — это не только кладезь определённых знаний, умений и навыков, но и личность со своими эмоциями, чувствами, представлениями об этом мире.

Сегодня без знания психологии не обойтись ни на работе, ни дома. Чтобы продать себя или произведенный продукт, нужны определенные знания. Чтобы иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, так же необходимы знания психологии. Понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, — и здесь на помощь придут психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная основы психологии, можно избежать многих ошибок в жизни . "Психология — это умение жить".

Психология — наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Общая психология — фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.

Путь развития психологической науки был более трудным, чем развитие других наук, например физики или химии. Понять причины этого различия нетрудно. Ведь, как хорошо известно, объекты физики, химии, других естественных наук, так или иначе видимы, осязаемы, материальны. Психология же имеет дело с субстанцией, которая, хотя и постоянно обнаруживает себя, тем не менее выступает как особая реальность высшего уровня и отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью.

Именно это различие, порождая трудности фиксации психологических явлений, и затрудняло с самого начала развитие психологического знания, его превращение в самостоятельную науку, поскольку сам объект его долгое время представлялся неуловимым, таинственным.

История психологического знания насчитывает более 2000 лет, на протяжении которых она развивалась главным образом в рамках философии и естествознания.

Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679-1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология».

Однако лишь с начала XX в. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. Па рубеже XX-XXI вв. существенно возросло значение психологии в связи со все большей ее включенностью в различные виды практической деятельности. Возникли такие ее отрасли, как педагогическая, юридическая, военная, управленческая, спортивная психология и т.д. Вместе с тем своеобразие объекта психологической науки породило в ее составе большое число науч- пых школ и теорий, дополняющих друг друга и нередко противоречащих друг другу.

Смысл самого слова «психология» становится понятным, если учесть, что оно состоит из двух греческих терминов:« psyche » — душа, происходящего от имени греческой богини Психеи , и« logos » - слово, понятие, учение, наука.

С момента своего появления психология стала выделяться среди других наук, поскольку она оказалась среди них единственной, которая названа именем богини.

Своим названием психология обязана греческой мифологии. Согласно одному из мифов, бог любви Эрот влюбился в простую крестьянку Психею . отличавшуюся, однако, божественной красотой. Но мать Эрота богиня Афродита была очень недовольна тем, что ее сын. небожитель, захотел соединить свою судьбу с простой смертной. Афродита стала прилагать усилия, чтобы разлучить влюбленных. Она заставила Психею пройти через множество испытаний. Но стремление Психеи соединить свою судьбу с Эротом оказалось столь велико, что это произвело сильное впечатление на богов Олимпа и они решили помочь Психею преодолеть все выпавшие на ее долю испытания и выполнить нее требования Афродиты. А тем временем Эроту удалось убедить верховного Бога — Зевса превратить Психею в богиню, сделать ее такой же бессмертной, как боги. Так влюбленным удаюсь соединиться навеки.

По сути дела, именно эта глубокая мысль о целостности универсума, включающего в себя два главных начала — материальное и духовное. заключенная в древнем мифе, стала основой представлений современной материалистической философии и психологии о сущности человеческой психики, как такого свойства высокоорганизованной материи, которое воплощает в себе высший этап универсальной эволюции природы.

Именно эта идея выражена в наиболее распространенном сегодня определении психологической науки:

Психология, есть наука, объектом которой являются закономерности психики как особой, высшей формы жизнедеятельности человека и животных.

Сама же психика сегодня понимается не как нечто таинственное и необъяснимое, а как возникшая в результате длительного процесса самоорганизации природы высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения на основе информации об этом мире.

На уровне человека, выражающего высшую ступень процесса организации, упорядоченности бытия, психика приобретает качественно новый характер в силу того, что биологическая природа человека преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает обширный внутренний план жизнедеятельности — сознание, а человек становится личностью.

Однако и сегодня следует учитывать, что в течение многих веков психика обозначалась термином «душа», которая представлялась как бесплотная сущность, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, сохранившимся до наших дней, зависит не столько от процессов самоорганизации природного бытия, не столько от живого тела, сколько от внеземных, сверхприродных начал, от недоступных нашему понимианию потусторонних сил. Именно такое представление о сущности психического лежит в основе всех современных мировых религий, в том числе и христианства, а также поддерживается и некоторыми направлениями философии и современной психологической науки.

Однако, с точки зрения других психологических учений, психика является высшим продуктом процессов самоорганизации природы и выступает в качестве посредника между субъективным, человеческим и объективным, внешним миром, обеспечивая мощный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.

Но так или иначе основу современной психологии составляют исторически сложившиеся представления о соответствии психического и материального миров, сосуществовании внутреннего и внешнего, душевного и телесного, субъективного и объективного бытия.

Конечно, прежде чем прийти к такому представлению о сущности психического, знание о нем должно было пройти длительный путь развития, включающего в себя ряд этапов. Знакомство с содержанием этих этапов помогает глубже понять психическую реальность и на этой основе сделать сознательный выбор между существующими поныне различными сс трактовками.

Процесс становления психологического знания был длительным и трудным. Эти трудности были не случайны. Они связаны со спецификой психического, которая порождала в прошлом и порождает сегодня немало проблем в развитии психологической науки, в частности объясняет сохранение вплоть до настоящего времени политеоретического характера этой области знания.

Трудности развития психологии связаны со следующими особенностями сферы психического:

Особое местонахождение, локализация объекта психологической науки. Физические носители этого объекта находится не вне, а внутри нас. Причем физические носители психических функций «запрятаны» внутри нас особенно надежно: в черепе, в других наиболее прочных костных структурах нашего скелета.

Эта особо надежная зашита, созданная природой для охраны психики. вместе с тем значительно затрудняет исследование тайн этой сферы.

Специфика психического мира состоит также и в том, что, будучи тесно связанным с материальным, физическим миром, с единым для всего универсума процессом самоорганизации, он вместе с тем по ряду своих свойств противоположен ему. Как уже отмечалось, психика отличается такими свойствами, как бесплотность, нематериальность, невидимость. Конечно, психические свойства иногда выходят наружу, они проявляются в словах, жестах и действиях людей и таким образом отчасти материализуются.

Однако между этими зримыми, материальными проявлениями и самими психическими явлениями всегда остается дистанция, иногда огромного размера. Недаром некоторые знатоки человеческой психики утверждают, что язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли.

Из указанных особенностей сферы психического вытекает и еще одна, с которой постоянно сталкивались исследователи, - невозможность точной фиксации, физической или химической регистрации психических процессов, происходящих в нервной системе, особенно в мозге, невозможность объективного определения возникающих внутри нас мыслей и чувств. Именно поэтому предпринимавшиеся неоднократно попытки создания так называемого «детектора лжи» или хронографа оказывались неудачными, поскольку неизменно обнаруживалось. что в процессе их экспериментального использования эти приборы фиксируют лишь физиологические процессы (изменения пульса, температуры тела, давления и т.п.), с которыми связаны психические явления, но не сами эти психические явления.

И наконец, еще одна сложность познания психической реальности возникает в связи с невозможностью использования для ее изучения всего комплекса наших познавательных способностей, поскольку психические явления нельзя ни увидеть, ни обонять, ни осязать: их можно воспринять лишь опосредованно, умозрительно, с помощью нашей способности к отвлеченному мышлению, поскольку только эта наша уникальная способность и дает возможность увидеть невидимое.

Все эти особенности психической реальности делали задачу ее исследования особо сложной и привели к тому, что путь развития психологии оказался весьма длительным и противоречивым. Этот путь включал в себя ряд этапов, каждый из которых порождал свою особую форму психологического знания.

Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению тех или иных собственно психологических проблем, идей и представлений. Для того чтобы разобраться в них. нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Особенно важно уяснить, что психология как учение о душе человека всегда обусловлена антропологией , учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека , ориентируются на тот или иной его образ.

В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок той или иной исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний представляет собой, хотя и сложный, противоречивый, но вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и формированием на этой основе новых объяснений его психики.

В этом процессе обычно выделяют три основных исторических этапа, которым соответствуют три формы психологического знания:

  • , или житейская, психология;

Структура психологической науки

Исторический процесс развития каждой науки связан со все более значительной ее дифференциацией, в основе которой лежит процесс расширения объекта данной науки. В результате современные науки, особенно фундаментальные, к числу которых относится и психология. представляют собой сложную многоотраслевую систему. По мере усложнения структуры науки возникает необходимость классификации составляющих ее отраслевых наук. Под классификацией отраслевых наук понимается их систематическое деление, упорядочивание научного знания путем разложения той или иной науки как родового понятия на составляющие ею родовые понятия.

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин.

Разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности изучается психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли и психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

генетическая, дифференциальная и возрастная психология.

Для психически грамотной организации воспитания необходимо знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психологии.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии, или педагогически запущенными детьми.

Объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик. формирования умственных действий); психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми: психология учителя).

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, как, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Предмет психологической науки

Само название психологии означает, что психология — это наука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении . Итак, впервые психология определилась как наука о душе. Но исследовать душу научными методами оказалось достаточно сложно. В ходе исторического развития, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения. На этом пути психология достигла значительных успехов в изучении явлений психики человека: были выявлены основные компоненты психики, изучены закономерности формирования ощущения и восприятия, выявлены виды памяти, виды и особенности мышления, изучены психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности и т.д.

Однако, как констатируют многие психологи, путь отказа от понятия души и замена ее понятием психики в конечном итоге оказался для психологии тупиковым.

На протяжении XX в. и западная, и советская психология исходили из мира наличного бытия, а духовная жизнь рассматривалась как продукт «особым образом организованной материи» — мозга и социальных взаимодействий. Результатом такого полхода стали, как отмечает Б.С. Братусь, не только мертвый, бездушный, душу отдавший человек как объект исследования, но и мертвая, бездушная психология.

Как бы психология ни претендовала на научную объективность, тем не менее в основе любой значимой психологической концепции XX в., будь то бихевиоризм или марксистская психология, психоанализ или гуманистическая психология, исходным предстает образ человека, лишенного бессмертной души, подвластного инстинктам, блуждающего в поисках удовольствий, утех, деятельности, самореализации, самовозвеличивания и т.д.

В ходе попыток построения психологии как самостоятельной научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения произошла утрата единства самой психологической науки. Психология в XX в. представляет собой конгломерат фактов, школ, направлений и исследований, чаше всего почти никак не связанных друг с другом. Одно время надежды возлагались на общую психологию, призванную играть руководящую роль по отношению к конкретным психологическим исследованиям, но эти надежды не оправдались.

В настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика , опирающаяся на те или иные психологические теории либо на целый ряд их и вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий привело к проблеме предмета психологии. Для бихевиориста предметом изучения является поведение, для сторонника теории деятельности — психически управляемая деятельность, для христианского психолога — живое знание о генезисе греховных страстей и пастырское искусство врачевания их, для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Закономерно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет исследования, или же следует признать наличие множества психологий?

Одни ученые считают, что психология представляет собой единую науку, которая, как и любая другая наука, имеет свой особый предмет. Психология как наука занимается изучением факторов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и ни обогащались знания о нем, какими бы терминами ею ни обозначали, можно выделить признаки, которые характеризуют собственно предмет психологии, отличающий ее от других наук.

Психология — это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Другие ученые склоняются к мысли, что психология — это наука и практика в единстве, а наука и практика в психологии понимаются по-разному. Но это означает, что психологий много: не меньше, чем реальных опытов построения психологической науки-практики.

Восстановление единого предмета психологии и синтез психологического знания возможен только путем возврата психологии к признанию реальности и главенствующей роли души. И хотя душа останется преимущественно вне рамок психологических исследований, ее постулирование, се благоговейное признание, постоянная необходимость соотнесения с самим фактом и целями се существования неизбежно изменят, преобразят формы и суть психологических исследований.

Многие непредубежденные психологи, как на Западе, так и в России, осознали глубокую пропасть, отделяющую современную научную психологию от великих религиозных систем. Накопленные в этих системах за века и даже за тысячелетия богатства глубинного знания о человеческой душе и сознании не получили адекватного признания и до последнего времени не изучались.

В последние годы происходит сближение духовно-опытного и научно-теоретического способов познания мира.

Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике — свойстве мозга. Многие современные психологи рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сущности человека. Понятия души и духовности с позиций сегодняшнего дня уже не трактуются как чисто образные выражения. Духовность включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. И хотя духовность не имеет прямых физических коррелятов, кроме энергетики, психологи считают, что духовность может изучаться в рамках психологии.

К концу XX в. осознается необходимость построения единой картины мира, в которой были бы синтезированы как результаты научного познания природы и человека, так и плоды тысячелетнего духовного опыта. Лидером в этом процессе, как и всегда было в истории научного познания, выступают физики. Вслед за физикой в научной психологии также стало приходить осознание необходимости перестройки мировоззрения и выхода к многомерному пониманию человека.

С учетом всего изложенного психологи приходят к пониманию психологии как науки о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с обшей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются:

  • психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);
  • психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);
  • психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми;
  • психология учителя.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Словарь

Трансперсональная психология — направление в психологии XX в., основанное американским психологом С. Грофом и рассматривающее человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, а его сознание как часть мировой информационной сети.

Советская психология — период в развитии отечественной психологии, когда мировоззренческой основой психологических исследований служила марксистско-ленинская философия.

Духовно ориентированная психология — направление в современной отечественной психологии, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия.