Разбор музыкального произведения открытый урок по гитаре. Открытый урок " работа над техническим материалом в классе гитары". Дуэт учащихся – Ф. Сор «Старинный испанский танец»

05.12.2014г. Предмет – «Классическая гитара», учитель – Гунько М.Ю.

Открытый урок по специальности «Классическая гитара»

Тема: «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения».

Цель: формирование у учащегося технических навыков, основанных на принципе контактного способа игры с подготовкой.

Задача: продемонстрировать методы работы над простейшими видами музыкальной фактуры, опираясь на основные принципы современной школы игры на классической гитаре.

Ход урока

Добрый день, уважаемые коллеги. Сейчас мы предоставим вашему вниманию открытый урок по специальности «Классическая гитара».

Сегодня мы возьмем три простейших вида музыкальной фактуры, и продемонстрируем методы работы с ними. Определим, на какие моменты стоит обращать особое внимание, какие задачи нужно ставить перед учеником и методы их решения. Три вида музыкальной фактуры, с которыми мы будем работать: одноголосные мелодии, элементарное двухголосие (бас и мелодия), простейшие виды арпеджио.

В своей работе я опираюсь на основные принципы новой школы игры на классической гитаре. Она была сформирована примерно в начале 80 – х годов двадцатого века. Именно тогда появились гитаристы – исполнители, педагоги и композиторы, которые направили развитие гитарной музыки по другому пути. Появление новой школы игры на классической гитаре дало серьезный толчок в развитии гитарной музыки, прежде всего в развитии техники. Исполнители – гитаристы стали более техничными, более виртуозными, арсенал технических приемов существенно обогатился, что дало возможность композиторам, пишущим музыку для классической гитары, сочинять произведения более насыщенные по фактуре, более виртуозные, искать новые формы. Историю развития школы игры на классической гитаре можно разделить на два периода: 1) с конца 19 – го века до начала 80 – х годов 20 - го века; 2) начало 80 – х годов 20 – го века и по наши дни.

Сравнивая исполнителей этих двух периодов, можно привести интересный пример: музыкальные произведения, которые исполнители старой школы играли на концертах, и они считались верхом исполнительского мастерства, сегодня с легкостью играют студенты первых – вторых курсов музыкальных колледжей и училищ, т.е. представители современной школы игры на классической гитаре.

В чем основные отличия этих двух школ? Все основные нововведения коснулись в основном техники правой руки. Техника левой руки так же претерпела некоторые изменения, но незначительные. А вот для правой были придуманы серьезные усовершенствования. Постановка правой руки была изменена. Каким образом? Для наглядности продемонстрирую несколько фотографий:

На данной фотографии Франциско Таррега – основатель школы игры на классической гитаре, яркий представитель старого направления. Здесь хорошо видна характерная постановка старой школы: изгиб в запястье, довольно высокое положение запястья над декой, пальцы по отношению к линии струн стоят перпендикулярно. При ногтевом способе звукоизвлечения, палец попадает на струну сначала подушечкой, а затем ногтем, после чего появляется звук. Данная постановка давала исполнителю очень громкий, яркий звук, иногда даже немного резкий.

Это Андреас Сеговия – гитарист, который в 20 – м веке закрепил за гитарой статус серьезного академического инструмента и вывел её на большую академическую сцену. Он так же является ярким представителем старой школы игры на классической гитаре. На этой фотографии мы так же видим характерные моменты в постановке правой руки: изгиб в запястье, высокое положение запястья по отношению к деке, линия пальцев перпендикулярна линии струн.

Теперь рассмотрим, какие изменения в постановку правой руки привнесло появление новой школы игры на классической гитаре:

Это Антон Баранов – один из лучших классических гитаристов России. В прошлом году он стал победителем конкурса Гитарной Ассоциации Америки (GFA ), в мире классической гитары этот конкурс считается самым престижным.

Какие изменения в постановке правой руки мы видим? Изгиб в запястье был устранён, положение кисти по отношению к деке стало несколько ниже. При такой постановке ногтевой способ звукоизвлечения происходит следующим образом: палец попадает на струну одновременно и подушечкой и ногтем. Это даёт исполнителю более плотный, насыщенный обертонами и низкими частотами звук. У гитаристов даже существует такое понятие – низкочастотный тон. Это тот звук, к которому нужно стремиться. Звук должен быть округлым, т.е. у него как бы есть «ядро» и оно «окружено» обертонами.

На этой фотографии американский гитарист, композитор Эндрю Йорк, яркий представитель современной школы игры на классической гитаре. Здесь мы так же видим характерные моменты современной постановки правой руки: запястье является естественным продолжением предплечья, невысокое положение запястья по отношению к деке, пальцы по отношению к линии струн стоят несколько под углом.

Изменение постановки правой руки повлияло на культуру звука гитаристов. Понятие о том, каким должен быть гитарный звук изменилось.

К вопросу о том – почему гитаристы стали более техничными. Здесь есть два основных момента. Первый объединяет в себе несколько тем, основные из которых: функциональное напряжение кисти, бессознательное и сознательное напряжение, теория релаксации, система рычагов кисти и др. Второй момент, это как раз то, что является темой нашего урока, появился контактный способ игры, или игра с подготовкой. Над этим мы и будем сейчас работать.

Для начала мы поработаем с одноголосной фактурой, т.к. это то, с чего обычно ученики начинают занятия. Уже на этом этапе учащегося важно познакомить с основными принципами игры с подготовкой. Главное здесь это то, чтобы палец защипывал струну не «с воздуха», палец нужно подготовить (отсюда название), т.е. играть «со струны».

С первых же уроков мы с учениками работаем по методике А. Виницкого. Она рассчитана на донотный период обучения. Основные принципы методики А. Виницкого чётко сформулированы в его сборнике «Учитель и ученик. 95 дуэтов», из названия которого легко понять, что материал сборника рассчитан на игру дуэтом. Основные задачи методики – развитие природных способностей учащегося, формирование слуховой - двигательной координации. На этюдах, которые есть в сборнике А. Виницкого очень удобно отрабатывать принцип игры с подготовкой. Сейчас мы сыграем несколько этюдов из этого сборника.

Учитель и ученик играют «Этюды» А. Виницкого.

Затем мы подключаем к работе левую руку, и играем несколько «Мелодий» из сборника А. Виницкого. Желательно, чтобы эти пьесы ученик играл на слух.

Учитель и ученик играют «Мелодии» А. Виницкого.

Так же важным моментом в работе над одноголосной фактурой является игра гамм. Мы с учениками играем их двумя способами. На примере гаммы До мажор мы покажем как мы это делаем. Для начала мы играем под метроном.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 40 ударов в минуту.

Затем можно увеличить темп.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 55 ударов в минуту.

Увеличиваем темп.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 70 ударов в минуту.

Попробуем сыграть гамму в быстром темпе.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 100 ударов в минуту.

Второй способ: мы играем гамму До мажор по методике А. Виницкого, дуэтом. Здесь задействована вторая октава гаммы До мажор и используется аппликатура А. Сеговии.

Учитель и ученик играют гамму До мажор по методике А. Виницкого.

Теперь мы переходим к работе над элементарным двухголосием (бас и мелодия). Для начала мы играем подготовительное упражнение только правой рукой, под метроном. Здесь так же важно следить за тем, чтобы ученик использовал способ игры с подготовкой, т.е. он должен играть не «с воздуха», а «со струны».

Ученик играет упражнение на открытых струнах правой рукой в различных темпах.

После того, как мы подготовили руку можно приступить к работе над произведениями элементарной двухголосной фактуры. Мы поиграем пьесу российского гитариста и композитора О. Киселёва «Добрая песенка из мультфильма».

Ученик играет пьесу О. Киселёва «Добрая песенка из мультфильма».

Теперь мы приступаем к работе над арпеджио. Здесь мы так же для начала сыграем подготовительное упражнение на открытых струнах, под метроном.

Ученик играет упражнение на арпеджио правой рукой в различных темпах.

Приступаем к работе над произведением. Мы сыграем часть пьесы итальянского гитариста и композитора Д. Синьориле «Закат».

Ученик играет пьесу Д.Синьориле «Закат».

Также полезно играть пьесы, в которых комбинируются разные виды фактуры. Для этого хорошо подходит пьеса Ф. Карулли «Вальс».

Ученик играет пьесу Ф.Карулли «Вальс».

В завершении урока ученик исполнит пьесу Фабиана Паера «Найти и потерять».

Ученик играет пьесу Ф. Паера «Найти и потерять».

Домашнее задание: Даниил, в пьесе Ф. Паера постарайся немного отделить мелодию от общей фактуры, она должна быть несколько «на поверхности». А также продолжай играть упражнения, которые развивают способ игры с подготовкой.

На этом урок завершен.

Самоанализ: Я, Гунько Максим Юрьевич, учитель музыки по классу гитары, 2 - ой категории, 05.12.2014 г. провёл открытый урок по специальности «Классическая гитара» на тему «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения». Целью моего урока являлось развитие у учащегося способа игры с подготовкой, для этого мы использовали простейшие виды музыкальной фактуры, которые встречаются ученику на начальном этапе обучения.

В своей работе я опираюсь на современную школу игры на классической гитаре. Её основные принципы и правила очень хорошо систематизированы и тщательно разобраны в работе американского гитариста Чарльза Дункана «Искусство игры на классической гитаре». В этой книге особое внимание уделяется работе над принципами функционального напряжения кисти и игре с подготовкой. В дальнейшем мы с моими учениками продолжим работу по этой книге.

Главной задачей на моём уроке было продемонстрировать методы работы над простейшими видами музыкальной фактуры, опираясь на основные принципы современной школы игры на классической гитаре.

План урока:

1)Организационный момент

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

6)Итог урока.

7)Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района

МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская ДМШ»

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»

Преподаватель: Романова О.Н.

П. Красная пойма 2012 год

Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Урок включает:

Организационную и содержательную установку

Проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося

Взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков

Закрепление изученного материала и упражнений

Диагностику прочности усвоения знаний

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Вид урока : традиционный

Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.

Методы обучения :

1)Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2)Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3)Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы :

Словесный, наглядный, практический

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

Развитие мышления, творческой инициативы

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Психологические условия на уроке :

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.

Задачи урока :

В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.

1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодию), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).

2)Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.

3)Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

Средства обучения:

Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, рисунок, музыкальные ребусы.

Применение педагогических технологий:

1.Здоровьесберегающая :

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

На уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

2.Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».

Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.

3.Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4.Технология формирования мотивации или игровая технология :

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

План урока:

1)Организационный момент

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

6)Итог урока.

7)Домашнее задание.

Ход урока:

1)Организационный момент . Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.

2)Разминка. Упражнения «Шагающие пальчики» , направленные на свободу пальцев правой руки. (Следим за качеством звукоизвлечения и свободой пальцев правой руки).

Упражнение «Фокус-покус» (простучать ритмический рисунок стихотворения):

Фокус – покус, трали – вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш, кыш, кыш.

П П П П

1 1 2 2 1 1 3 3

П П П П

1 1 4 4 1 1 3 3

П П П |

1 1 2 2 1 1 3

П П П |

1 1 4 4 1 1 2

Закрепление навыка non legato на изучении гаммы фа мажор . Исполнение с опорой на первый звук, работа с динамикой.

Повторение гамм до мажор и ре мажор в подвижном темпе, с использованием динамических оттенков и различных ритмических рисунков (использование длительностей - четвертных и восьмых).

Л.Панайотов Этюд (ля минор).

3)Работа с музыкальным материалом с использование здоровьесберегающей технологией. Ученица исполняет выученные ранее пьесы.

Н.Поняев «Осень» (прослушивание, работа над образом, работа над динамикой), использование наглядного пособия (рисунок).

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» (работа над трудными местами).

Физ. разминка:

Упражнение для глаз - подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть.

Упражнение «Сороконожка» - сомкнуть руки в кольцо (правая рука находится верху), поочередно переступать пальцами обеих рук по поверхности рук, проговаривая текст: «Две сороконожки бежали по дорожке. Побежали, побежали и друг дружочку догнали».

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала

Обработка В.Калинина русская народная песня «Как при лужку»

(разбор нотного текста, просмотр отдельных партий – темы и аккомпанемента, проигрывание темы со словами песни, соединение 2-х партий).

5)Закрепление пройденного материала (ноты первой и второй октавы, выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (рисунки, ребусы).

6)Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

7)Домашнее задание, проставление оценки.


Методическая разработка открытого урока

«Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»

преподавателя ДШИ Богомоловой Ларисы Ивановны

г. Инта

Цель урока: формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.

Задачи урока: научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки, ознакомиться с гитарными приёмами.

План урока

1.Введение.

2.Совместное музицирование педагога с учеником.

3.Совместное музицирование со сверстниками.

4.Навыки аккомпанемента.

Ход урока.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаем вам поэтапный опыт ансамблевого музицирования в ДШИ.

1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.

Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения. Мы практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем песенки со словами. Пример:

«Небо синее, роща в инее, утро раннее все румянее». К этому времени ученик уже должен быть знаком с длительностями нот. Прорабатываем ритмическую сторону песенки, хлопаем. Затем переходим к характеру песенки, поем под аккомпанемент преподавателя. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песенки. В начальных двух тактах аккомпанемент создает ощущение спокойствия, задумчивости, тишины (пиано). Но уже в двух следующих тактах появляющиеся аккорды насыщают звучание приближение яркого света и красок (плавное крещендо). Из этого уже ученик и мелодию играет соответственно – первую фразу - ласково и таинственно, вторую – ярко, крещендо. Возьмём для примера другую песенку «Смелый пилот» здесь надо заострить внимание на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Звук извлекается более интенсивно, уверенно, ровно(mf).

Теперь перейдем к исполнению песенок на закрытых струнах. Первая задача ученика - внимательно, без игры, просмотреть нотный текст и определить ритмический рисунок, динамические оттенки. Возьмём для примера « Как пошли наши подружки», определим, как идёт мелодия, каким динамическим оттенком сыграть её (сделать крещендо). Перед началом игры можно предложить ученику примеры разного восприятия прогулки девочек - бодро, радостно и грустно, печально и теперь исполнение превращается в интересную, образную музыкальную картинку. Ещё один пример: « Не летай соловей у окошечка». Проанализировав ритмический рисунок, затакт, исполнение первой доли, более сильной по отношению к затакту, мы начинаем играть её с аккомпанементом и практически все дети говорят, «ой какая грустная мелодия», то есть аккомпанемент здесь становится определяющим характер произведения. Главное в этой работе научить слушать друг друга. Эти же песенки мы в процессе обучения продолжаем играть с листа в более старших классах, понемногу усложняя задачу, меняемся партиями. В процессе такой работы ученик приобретает навыки «солирования»- когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» - умения уйти на второй план.

В пьесе «Как пошли наши подружки» очень важно научить играть аккомпанемент – бас, аккорд, объяснить разницу в звучании. Бас глубоко, но не резко и аккорд более мягко. «Не летай соловей» здесь важно найти такое звукоизвлечение аккордов, чтобы передалось образное содержание песенки.

2 этап. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный дуэт, трио и т.д.).

На этом этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс, освоить специфические гитарный приёмы (расгеадо, пиццикато, флажолеты, вибрато).

Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. В начале урока мы проигрываем гамму C-dur в унисон, пытаемся сыграть вместе, вслушиваемся, не сразу это получается, но стараемся. Здесь же мы учимся играть в пределах одного динамического оттенка ровно. Также это можно делать на одной ноте, чтобы услышать разницу в звучании динамики. Затем переходим к произведениям.

Возьмём для примера Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко. Полька- быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки - 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем .

Разбираем, у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя, что мелодия должна звучать ярче.

Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой.

Вторая пьеса «Мазурка». Ритм мазурки острый и чёткий, в ней сочетается лёгкое изящество, порой мечтательность. Звукоизвлечение, должно быть более чёткое, острое, лёгкое.

Затем идёт работа над динамикой. Воспитав тонкое ощущение динамики ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии, относительно других. В том случае, когда исполнитель в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнёр немедленно среагирует и исполнит свою партию чуть тише или громче.

При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.

В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.

Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.

Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. В исполнении дуэт(трио) прозвучит «Цыганочка».

3 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас.

Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, домру – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Рассмотрим исполнение аккомпанемента - арпеджио и бас – аккорд. При исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Первый звук играется F, второй - mf, третий – mp, четвёртый – p. Это значит – следующий звук берется с такой силой звучания, которая получается в результате затухания предыдущего. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».

В исполнении ученика прозвучит песня «Кузнечик» В. Шаинского. В первом случае он поёт и сам себе аккомпанирует, во втором – домре. В данном примере мы используем буквенные обозначения аккордов. Также на этом примере мы знакомимся с разной фактурой сопровождения: арпеджио, бас – аккорд, бой.

Второй пример, это романс А. Петрова «Любовь – волшебная страна», приём игры арпеджио, средняя часть - соло гитары. На примере этих пьес показана работа над аккомпанементом, соотношением звучания мелодии и сопровождения, звукоизвлечением. Аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.

Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом.

Ларина Оксана Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Камбарская ДШИ"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г.Камбарка
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Развитие и совершенствование навыков игры на гитаре"
Дата публикации: 20.06.2016
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Камбарская детская школа искусств»
Открытый урок

Развитие и совершенствование навыков игры в классе гитары.
преподаватель по классу гитара Ларина О.В. 2016г.

Открытый урок преподавателя по классу гитары Лариной О.В.

Тема урока: Развитие и совершенствование навыков игры в классе

гитары.

Дата, время проведения- 18.03.2016г.

Место проведения- ДШИ г.Камбарка

1.Введение


Навык- умение, выработанное упражнениями, привычкой (толковый словарь С.И. Ожегова). Навык- деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Овладев необходимыми навыками для работы, человек выполняет свою работу быстрее, эффективнее, качественнее (Википедия).


Первоначальные навыки игры на инструменте закладываются в младших классах. Именно этот период является основной для дальнейшего развития музыканта- исполнителя. Задача педагога правильно организовать учебный процесс, который включает в себя: правильная посадка, постановка игрового аппарата, музыкально- слуховых и метроритмических представлений, приёмы и способы звукоизвлечения, координация рук, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Не следует перегружать ученика нотным и методическим материалом, лучше постепенно закреплять и развивать каждый навык в игре, таким образом, соблюдается принцип последовательности и рациональности в обучении. Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению игры на гитаре также является одним из направлений для дальнейшего развития и совершенствования навыков игры на инструменте. Урок проходит в рамках аттестационных мероприятий преподавателя. В данном конспекте отражена структура открытого урока, его план. В ход урока могут быть внесены изменения, обусловленные, уровнем подготовки ученика, его психологическим настроем и прочими обстоятельствами. Краткая характеристика творческого и жизненного пути композиторов, исполняемых на уроке произведений, представляется преподавателем на первом уроке изучения произведений. Эти сведения используются на уроке в беседе с учеником.
2.Цель урока:
Развитие и совершенствование навыков игры в процессе обучения.

Задачи

Развивающие:
1. Развитие у ученика исполнительского мастерства; 2. Развитие индивидуальных способностей: памяти, музыкального мышления, слухового контроля; 3. Развитие интереса к музыкальному творчеству.
Обучающие:
1. Закрепление теоретических знаний; 2. Обучение навыкам поэтапной работы над музыкальным произведением.
Воспитательные:
1. Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении технических приёмов. 2. Воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.
3.Краткая характеристика урока (тип урока, методы и принципы,

представление ученика)

Тип урока:
комбинированный урок получения и закрепления новых знаний и навыков
Методы:
показ, прослушивание, анализ, беседа, упражнения.
Основные методические принципы:
- принцип единства художественного и технического развития; - принцип постепенности и последовательности; - принцип всестороннего развития учащегося, посредством работы над содержанием и художественным образом произведений; - принцип индивидуального подхода в работе с учащимся; Участник урока - Старков Алексей,учащийся 3 класса гитары, ОП художественно- эстетической направленности. Алексей имеет средние музыкальные данные.

4.Ход урока:

4.1.Организационный момент. (1 этап)
Цель этапа- настрой учащегося на эффективную учебную деятельность. Сообщение темы урока. Задача: Создать благоприятную творческую обстановку на уроке. Объяснить значимость темы.
4.2. Гамма До мажор. (2 этап)
Цель этапа - Техническое развитие ученика. Задачи: 1. Приобретение навыков позиционной игры, координации пальцев правой и левой рук исполнительской техники. 2. Закрепление изученных теоретических знаний. Проигрывание учеником гаммы До мажор в две октавы в аппликатуре,А.Сеговии, приёмом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m. Замечания:- при игре гаммы ученик допускает неточности в аппликатуре правой руки в нисходящем движении; - при смене позиции теряет непрерывность исполнения. Работа над исправлением недостатков в исполнении гаммы. Очень важный момент в технике гитариста смена позиций. Более подробно остановимся на организации исполнительских движений левой руки: - большой палец левой руки при переходе в другую позицию не пережимать, переход происходит при неизменном положении кисти («кистевое движение»); - не нужно делать сильного нажима на лады, чтобы не было мышечного утомления; - пальцы приподнимаются над струнами на минимальное расстояние, чтобы быть подготовленными на следующую ноту (играем ноту си во ΙΙ позиции- смотрим на ноту до V позиции). - отрабатываем смену позиции в виде упражнения из «Школы игры на гитаре» Э.Пухоль, урок №65 Проигрывание гаммы. Прошу ученика проследить за ровностью звучания, обратить внимание на точное чередование пальцев i-m в нисходящем движении, направляю слух ученика на динамическое прослушивание.
В результате проделанной работы ученик справляется с поставленными задачами. Играем гамму в медленном темпе ровно, свободно, динамично. Когда решены проблемы с организацией исполнительских движений левой и правой руки можно приступать к разучиванию гаммы с различными ритмическими вариантами. Проигрывание каденции. Для удержания темпа гамма проигрывается под метроном.
4.3. А.Иванов-Крамской. Этюд E-dur.
Проверка результата домашней работы. Исполнение этюда. Анализ исполнения. Перед началом работы над этюдом проговариваем, что такое этюд. Этюд- инструментальная пьеса, предназначенная для развития техники исполнителя. Каждый этюд заключает в себе определенные технические трудности и служит для их преодоления. Этюды пишутся на определенный вид техники: легато, арпеджио, тремоло, аккорды и т.д. Данный этюд основан на самый распространенный прием игры на гитаре – арпеджио. На предыдущих уроках над этюдом была проделана определенная работа: детальный разбор, отработка правильной аппликатуры, выучивание наизусть. Проигрывание этюда. Определяем технические сложности, возникшие при исполнении: - не все звуки арпеджио звучат чисто и ровно. Чтобы облегчить проработку этого недостатка, играем аккорды, которые исполняет левая рука. Далее исполняется арпеджио правой рукой. Играем в медленном темпе, добиваясь ровного, непрерывного звучания, максимальной чистоты, музыкальной выразительности. Для удержания темпа этюд проигрывается под метроном.
4.4 М.Каркасси. Рондо Е - dur (4 этап)
Цель этапа- Подготовка к концертному выступлению. Развитие и совершенствование навыков работы над произведением крупной формы. Задачи: Совершенствование исполнительского мастерства, формирование навыков концертных выступлений.
Проверка результата домашней работы. Анализ исполнения. Перед началом работы над данным рондо были обговорены: происхождение формы, его строение, характер. Рондо относится к сочинениям крупной формы, в которой главная тема (рефрен) чередуется с эпизодами. Начинается и заканчивается рондо рефреном, образуя замкнутый круг. Происхождение рондо связано с народной песенно- танцевальной музыкой. Рондо в переводе с французского- круг, хоровод. Формула данного рондо- АВАСАВА А (рефрен)- Е – dur, В (1 эпизод)- Е – dur, С (2 эпизод)- А – dur. Рондо выдержано в светлом, лёгком, танцевальном характере. Размер 6/8 имеет жанровые признаки Тарантеллы: покачивающие интонации, второй голос имитирует звучание тамбурина, бубна. Танцевальность подчёркивает второй голос в 1 эпизоде, 2 эпизод выдержан в характере рефрена. Проигрывание рондо. Определение недостатков в исполнении: нет единого темпа, лёгкости звучания при переходе рефрена на 2 эпизод. Достижение единого темпа- работа с метрономом. Играем в медленном темпе, постепенно ускоряя движение. Доводим до темпа, который отражает характер рондо. Главное в исполнении- ощущение целостности развития произведения. Чтобы периодичность повторения рефрена не вызывала монотонность в исполнении обращаем внимание на более динамическое развитие. Когда решены технические и музыкальные задачи, для воспитания сценической выдержки произведение необходимо обыграть на сцене в виде прослушивания и репетиций. Полезно записать исполнение пьесы на видео и оценить исполнение со стороны. В записи заметны все недостатки, которые при игре ученик не замечает.
Л.Хухро. На лодке.
Пьеса современного композитора написана в жанре баркаролы. В пьесе трёхчастная форма. В крайних разделах без определённой мелодии, в среднем разделе- выдержано то же движение восьмыми, но первый звук акцентирован- выделяется мелодия, появляются минорные интонации. Для придания пьесе более нежного, мягкого звучания применяется игра у грифа (развитие тембрального слуха ученика). Пьеса выдержана в светлом, созерцательном характере: лёгкое покачивание на воде, движение восьмыми по аккордовым звукам. Проигрывание пьесы.
Определение недостатков в исполнении: добиваться более плавного выразительного исполнения, которое соответствует образному содержанию пьесы.
4.5. Домашнее задание (5 этап)
Самостоятельно проанализировать исполнение произведений, записанных на видео.
5.Заключение.
Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инструменте.
6.Материально- техническое обеспечение:
- гитара- 3шт; - фортепиано- 1шт; - нотные сборники (педагогический репертуар); - метроном; - компьютерное обеспечение.
7.Используемые источники:
1.А.М.Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2. Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» 3.А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» 4.Ю.П.Кузин «Азбука гитариста» 5.Интернетисточники

5.Заключение


Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инстументе.

План-конспект открытого урока

Преподаватель Портнягин Сергей Алексеевич

МБУДО г. Иркутска ЦДТ

Объединение « Гитара»

Тема урока: «Работа над посадкой и постановкой рук в классе гитары»

План урока

2. Разминка

3. Основная часть

4. Закрепление

Цели урока:

обучающие : познакомить учащегося с правильной посадкой и постановкой рук.

воспитательные : воспитание эстетического вкуса, упорства в достижении цели, трудолюбия.

развивающие : развитие воображения, образного мышления, практических навыков и умений на инструменте.

задачи урока: поработать над посадкой и постановкой рук учащегося.

Ход урока

В фундаменте исполнительского мастерства правильная посадка гитариста является краеугольным камнем. Точно также правильная постановка рук является основой в техническом развитии учащихся.

Рассмотрим основные принципы правильной посадки:

1) Выбор стула подходящий высоты.

2) Высота подставки для ноги.

3) Ровное положение инструмента по отношению к полу.

4) Положение правой руки на обечайке.

5) Обязательное положение кисти с чуть выгнутым либо выровненным запястьем.

6) Положение корпуса с прямой спиной чуть наклоненное вперёд до соприкосновения с инструментом

7) Расслабленное положение тела с хорошей опорой на левую ногу и с опорой правой руки на инструмент.

Основные принципы постановки рук:

1) Главное в постановке левой руки является ровное положение большого пальца находящегося на середине грифа

2) положение остальных четырех пальцев перпендикулярно струнам, согнутым подобно фортепианным молоточкам

3) пальцы левой руки должны привыкнуть к расширенному позиционному положению.

Показ преподавателем пример правильной посадки и постановки рук. А также исправление ошибок имеющихся у данного учащегося.

Заключительный этап: демонстрация учащимся усвоенного им на уроке.