Регрессивный человек. Регрессия – что такое регрессия в психологии, медицине, экономике? Регрессия и воспитание детей

) при переживании им фрустрации , сильных степеней эмоциональной напряженности , стресса , состоящая в замене значимой для субъекта сложной задачи , которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую. В связи с этим обедняется репертуар реализуемых субъектом поведенческих актов за счет использования более простых и привычных для него стереотипных действий и автоматизмов (П. Фресс ). В отличие от замещения (К. Левин ), смещения , генерализации (Ж. Нюттен ) и других форм преодоления избыточного эмоционального напряжения, при к-рых целевая структура деятельности остается сохранной и осуществляется поиск новых путей ее реализации, для Р. п. характерны изменения в мотивационно-потребностной сфере, что приводит к качественной деградации поведения . (см. , )


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Регрессия поведения

Форма защиты психологической, один из универсальных механизмов защитных, обусловливающий специфическую форму ухода от действительности - временный переход, возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения или мышления, на примитивный уровень развития психического - как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя особенно защищенным. Возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения; переход на предшествующие уровни развития психического и актуализация успешных тогда способов реагирования.

Проявляется в стрессогенных ситуациях, где адекватное поведение оказывается невозможным для индивида - в силу их высокой значимости, новизны, сложности или психофизиологического состояния самого индивида ( , регрессия возраста в гипнозе). Пускается в ход, когда Я не в состоянии принять реальность, как она есть, или когда личность не в состоянии справиться с требованиями Сверх-Я, или же там, где другие механизмы защитные неэффективны. Может выполняться по отношению к различным уровням реализации деятельности и сферам личности - мотивационно-потребностной, смысловой, целевой, операциональной.

Регрессия поведения может проявляться как истерические реакции наподобие рвоты, сосания пальцев; излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений, и пр.

В психоаналитических теориях она рассматривается как неэффективная защита, ибо индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, уходит от реальности, возвратясь к той стадии развития личности (согласно онтогенетической модели З. Фрейда), где переживалось чувство удовольствия. Регрессия поведения характеризует инфантильную, как правило, невротическую личность. Более зрелое Я вырабатывает более специфические и нюансированные механизмы защиты.

В теориях когнитивных под регрессией поведения понимается обращение при взаимодействии с новой, сложной ситуацией к более примитивным схемам познания и действия, что служит источником дальнейшего прогрессивного развития личности.

В теориях творчества также отмечается позитивная роль способности к целенаправленной регрессии поведения при решении творческой задачи, что позволяет достигать оригинальных, нестандартных результатов за счет снятия социальных барьеров на стадии генерирования идей.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "регрессия поведения" в других словарях:

    РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ - – форма защитной реакции индивида при переживании им фрустрации, сильных степеней эмоциональной напряженности, стресса, состоящая в замене значимой для субъекта сложной задачи, решение которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую. В …

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Форма психологической защиты, один из универсальных защитных механизмов, обусловливающий специфическую форму ухода от действительности временный переход, возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения или мышления,… … Словарь по педагогической психологии

    Разновидность психологической зашиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизни … Юридическая психология: словарь терминов

    1. Процесс и результат некоего регресса. 2. В общем плане возвращение либидо к уже пройденным стадиям психосексуального развития. Согласно З. Фрейду, выделяются два типа регрессии: 1) возвращение к объектам инцестуального характера, кои были… … Большая психологическая энциклопедия

    Регрессия - В Викисловаре есть статья «регрессия» Регрессия (лат. regressio «обратное движение, возвращение») многознач … Википедия

    Регрессия - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития … Психологический словарь

    РЕГРЕССИЯ - англ. regression; нем. Regression. 1. В теории вероятностей и математической статистике зависимость среднего значения к. л. величины от нек рой величины или нескольких величин. 2. В биологии возвращение к (прежнему) более раннему (или менее… … Энциклопедия социологии

    Регрессия - – 1. вообще – возвращение назад, движение вспять, отступление (в противоположность прогрессу). Например, возврат в трудных или определённых социальных ситуациях к таким формами поведения, как безответственность, зависимость от других людей,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Регрессия (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Регрессия (лат. Regressus обратное движение) защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно… … Википедия

О том, что такое регрессия, знают и программисты, и врачи разных направлений, а особенно хорошо ориентируются в этом понятии психологи. Впрочем, математики и эзотерики тоже могут рассказать, что понимать под этим термином. Самое удивительное - тот факт, что представители каждой из перечисленных областей видят в слове свое значение! Действительно, регрессия - понятие многогранное и сложное. Попробуем разобраться с некоторыми его сторонами.

Общее понимание

Разобраться с тем, что такое регрессия, проще всего, если обратиться к психологической стороне вопроса. Термином принято обозначать такой защитный механизм, который позволяет на некоторое время сбежать от реальных сложностей, беспокоящих личность, к более простым вопросам. То есть фактически регрессия - упрощение решаемых задач. Регрессия применительно к развитию вида будет означать упрощение с поколениями, деградацию.

А вот в математике, программировании и других точных науках термин применяется в том же значении, но по отношению к исследуемой области. Если прогрессия предполагает развитие и увеличение, то регрессия - полная противоположность этого термина.

Когда и зачем?

Психологи считают, что регрессия - это отличительная особенность любой человеческой личности, столкнувшейся с новой, сложной, непонятной задачей. Реакция на новую обстановку, психическое или физическое состояние могут спровоцировать такой эффект. Узнать, что такое регрессия, на своем примере можно, если человек сильно устает или заболевает.

Теория и практика

В поведении регрессия - переход к прежней стадии. Особенное внимание этому явлению уделялось в работах Фрейда - известнейшего австрийского психоаналитика прошлого столетия. Он разработал онтогенетическую теорию, в рамках которой и рассматривается, что такое регрессия.

В соответствии с психотерапией, термином следует обозначать возвращение личности к такому времени, когда ощущалась удовлетворенность от обстановки. В настоящее время психоаналитика предпочитает понимать под регрессией такой неэффективный защитный механизм, который активируется при возникновении дискомфортной ситуации. Наибольшую практическую пользу принес бы поиск выхода из ситуации, но в реальности многие люди лишь стремятся упростить комплексную задачу, тем самым загоняя себя в еще более безнадежный тупик.

Где это наблюдается?

Лучше всего знают, что такое регрессия, психотерапевты, вынужденные работать с индивидуумами, страдающими невротическими расстройствами либо инфантилизмом. Регрессия - это одна из форм, помогающая человеку справиться с эмоциональным перенапряжением. Специалисты отмечают, что она довольно сильно отличается от альтернативных способов борьбы с проблемой. Замещение, генерализация помогают сохранить структуру деятельности, а вот рассматриваемое явление меняет потребности, мотивацию. Все это приводит к деградации качеств личности. Процесс протекает очень быстро, особенно в условиях отсутствия сторонней помощи.

В то же время известны случаи, когда явление приносило индивидуумам пользу. Так, в рамках когнитивного теоретического подхода принято говорить о значимости регрессии как методики обращения к упрощенным схемам, помогающим познать себя, проблему, пути ее решения. Отталкиваясь от простого понимания, можно со временем добиться прогресса личности.

Противоречия и общий подход

Как было упомянуто выше, значение слова «регрессия» психологами, психотерапевтами определено еще с прошлого столетия. Современные методологи, однако, отмечают, что экспериментальных исследований было организовано всего несколько, поэтому каких-то реальных подтверждений теоретических выкладкок нет и по сей день, а механизмы, через которые реализуется личностная регрессия, вовсе не изучены. Еще только предстоит ознакомиться с проявлениями этого явления, сформулировать, насколько оно значимо. Позиции, которых придерживаются ведущие психоаналитики современности, во многом противоречат друг другу.

Можно сказать точно, что все виды регрессии предполагают возвращение к прошлому, в детство, к усвоенным ранее моделям поведения. То есть фактически человек с текущей ступени развития возвращается на уже пройденную им ранее. В психологии о таком явлении говорят как о понижении организационного уровня. Фактически наблюдается примитивизация.

Регрессия в онкологии

Этот термин как для врачей, работающих с онкологическими больными, так и для самих людей, столкнувшихся со злокачественными новообразованиями, исключительно важен. Чаще всего о возможности регрессии говорят, если опухоль развилась на веке либо поблизости от этой области человеческого организма. Медицина знает несколько случав, когда злокачественность была установлена и подтверждена, тем не менее, спустя некоторое время наблюдалось самостоятельное излечение больного - регрессия. Значение слова в медицине действительно важно, так как дает надежду многим больным.

Такое явление применительно к раковым заболеваниям наблюдается, если опухоль не трогать, не беспокоить. Возможность самостоятельного излечения есть только у развивающихся медленно новообразований. Процесс протекает следующим образом: сперва наблюдается медленный рост, затем его прекращение и начало обратного процесса. Происходит это обычно неожиданно и непредсказуемо. Что это такое простыми словами? Регрессия - ситуация, когда опухоль рассасывается без малейшего следа. Ни на коже, ни поблизости не будет даже намека на злокачественный процесс. В официальной литературе есть упоминания о нескольких подобных случаях, наблюдаемых квалифицированными врачами.

Официальная позиция

О том, что это такое - регрессия простыми словами - можно узнать, обратившись к работам Закса, Лиша. Именно они особенно детально рассматривали явление применительно к онкологическим больным. Как удалось выяснить в ходе экспериментального исследования, здоровый организм имеет возможности, ресурсы, позволяющие активизировать обратный рост новообразования. Это характерно не только для ранних стадий. В медицинской практике Лиша был такой случай, когда рецидив, спровоцированный слабой эксцизией, останавливался в развитии, а затем самостоятельно развивался обратно.

Как видно из опубликованных работ, метод регрессии применительно к онкологическим больным может сработать совершенно непредсказуемо. Если некоторая часть опухоли не была удалена при операции, преобразованные клетки самопроизвольно могут погибнуть. Такое наблюдалось и у больных, у которых рак проявил себя видимым участком, и на этапе лишь появления ракового комплекса в структурах ткани.

Как это работает?

Многие исследователи, обратив внимание на указанное уникальное явление, предложили объяснять его с точки зрения учения Павлова, рассматривавшего значимость головного мозга, в частности, коры этого органа как центра, регулирующего весь живой организм. Как следует из известной в настоящее время информации, это может быть фактором регрессии в силу возможности применения нервных механизмов для обеспечения различных участков тела защитой. На мозг возлагается еще и компенсаторная функция.

Как видно из онкологии, важные параметры регрессии еще только предстоит открыть, чтобы найти механизмы, активизирующие природный защитный процесс. Уже сейчас известно, что влияние нервной системы провоцирует некроз больных тканей, появление язв, рубцов. Альтернативный вариант - инкапсулирование клеток, потенциально не имеющих более возможности роста. В таком состоянии они со временем гибнут. Каким образом можно стимулировать этот механизм, пока неизвестно.

Значений множество!

Но не только в психологии, регрессия рассматривается еще и в эзотерических учениях. Характерно это в первую очередь для тех, что посвящены погружению в прошлые жизни. Как рассказывают специалисты этого направления, под термином принято понимать трансвизуализацию.

В некоторой степени явление это сходно с осознанным сновидением, в то же время имеет специфические отличия. Человек, переходя в такое состояние, полностью сохраняет под контролем собственное сознание, но может выйти из него без особенных усилий. Погружение для такого состояния характерно относительно слабое. С одной стороны, нет ощущений, деталей, присущих классическому полноценному сну, в то же время общее представление человек получает. Можно сравнить это с подсматривающим через щелку. Многие считают, что степень восприятия определяется количеством, качеством тренировок.

Можно пройти регрессию как самостоятельно, в одиночестве, так и в группе заинтересованных лиц, собравшихся в одном месте и с одной целью. В крупных городах регулярно организуют такие мероприятия для желающих. Используются специальные звуки. Принято деление на уровни, каждый из которых подбирается к конкретной ситуации на усмотрение самого ответственного и опытного участника группы или тренера.

Что это такое?

Пытаясь объяснить суть регрессии, некоторые сравнивают ее с информационным потоком, в который появляется возможность включать свое сознание. В то же время неясно, откуда берет начало этот поток. Одни считают, что из воображения, другие убеждены в его в связи с прошлыми жизнями. Кто-то готов отстаивать мнение о том, что все сведения поступают из параллельных миров, а иные убеждены, что дело лишь в памяти.

Одна из теорий гласит, что наш мир - это всего лишь симуляция. Такой подход делает наиболее вероятной правильность идеи реинкарнации, а также дает неплохое объяснение устройству вселенной. Фактически разумные сущности могут словно блуждать меж мирами, и регрессия помогает включиться в этот процесс, осознать его, стать элементом информационного потока, в рамках которого и происходят все передвижения.

Регрессия и воспитание детей

Это явление знакомо не только врачам, известным ученым, эзотерикам и стремящимся к духовным практикам, просветлению и познанию мира людям. Самые простые родители, активно воспитывающие маленьких детей, также нередко сталкиваются с регрессией. Этим термином принято обозначать такое поведение ребенка, когда уже обучившийся чему-либо малыш внезапно словно бы возвращается на ступеньку назад. К примеру, еще недавно умевший самостоятельно пользоваться горшком ребенок вдруг писает в штанишки.

Психологи объясняют это следующим образом: никаких отклонений в развитии нет, чадо вполне может пользоваться туалетом так, как его учат родители. Дело в том, что малыш, когда обучается чему-то новому, одновременно испытывает испуг от своей самостоятельности. Стремясь вернуться в тепло и безопасность родительской опеки, он пытается отринуть новое знание, умение. Со временем, если родители ведут себя правильно, малыш осознает, что страшного и опасного в пользовании новыми навыками ничего нет, и применяет их на практике. Поэтому родители, столкнувшиеся с такой проблемой, должны максимально внимательно относиться к своему чаду, поддерживать его и доказывать свою любовь и заботу.

Подводя итоги

Не зря филологи гордятся богатством русского языка. Действительно, можно встретить такие уникальные термины, значение которых исключительно богато и разнообразно. Рассмотренный пример регрессии - хорошее доказательство постулата о многообразии и многозначительности русского языка. Само слово пришло к нам из латыни, но было применено к разным областям жизни и в современности обширно используется и специалистами разных сфер, и обывателями. Сохранилось значение "обратное движение", в то же время расширилась область применения.

Психологические защиты. Регрессия.
С Регрессией знакомы все.
Родители замечают, когда их ребенок плохо себя чувствует, расстроен, голоден или обижен он «скатывается» к поведению и привычкам, присущим ему на более ранних ступенях развития.
Когда ваша девушка обижается, «надувает губы» и начинает вести себя, в лучшем случае, как 13-летний тинэйджер, а то и как капризная 5-летняя девочка – это регрессия.
Когда ваш молодой человек заболел и с легким насморком улегся в постель, заявив, что он, наверное, умирает, но при этом требует, чтобы вы суетились вокруг, готовили ему вкусности, гладили по голове и говорили, что он хороший мальчик – это тоже она, Регрессия.

РЕГРЕССИЯ - форма психологической защиты. Она характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии развития. Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Во время регрессии он делает шаг-другой назад, на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок - можно говорить, что он регрессировал. По мнению психоаналитиков, регрессия присуща практически каждому человеку. Например, находясь в состоянии сильной усталости, многие из нас начинают хныкать, читай, слегка регрессируют.

Эта тенденция берет свое начало в Подфазе воссоединения (“репрошман”) в процессе сепарации-индивидуации,

Маргарет Малер описывала развитие ребенка как проходящее три последовательные фазы –фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации. В последней она выделяла четыре подфазы.

Аутистическая фаза (1-й месяц жизни ребенка).
Новорожденный описывается как, в основном, как биологическое существо обладающее рефлекторными реакциями на стимулы. Его Эго (Я) примитивно и неинтегрированно. Защитные механизмы не сформированы и функционируют на соматическом уровне (типа переполнение – разрядка). Поведение направлено на поддержание гомеостаза (равновесия во внутренней среде организма). Выживание ребенка целиком зависит от матери (или того, кто ее заменяет), т.е. от внешнего окружения. Ребенок помещен во «внешнюю матрицу материнской заботы», и его главная задача – войти в состояние некоего «социального симбиоза» с матерью.
На этой стадии ребенок не может различать внутренние и внешние стимулы. Нет разницы между тем, что происходи внутри и снаружи, младенец не выделяет себя из своего окружения.

Симбиотическая фаза (2-ой – 5-ый месяцы жизни).
Неспособный провести четкое различие между собой и матерью, ребенок переживает (видимо в виде галлюцинация) соматическое и психическое слияние с матерью. Мать «симбиотически» организует личность младенца.
Примерно на третьем месяце жизни первичный нарциссизм ребенка начинает уступать место идентификации с матерью. Возникает смутное осознание, что потребности удовлетворяются не потому, что мир таков, а удовлетворяются «внешним» объектом.
Термин «симбиоз» Малер употребляет скорее метафорически (не в биологическом смысле), описывая его как состояние всемогущего слияния с образом матери.

Фаза сепарации-индивидуации

Подфаза дифференциации (5 – 9 мес.).
Иногда называется стадией «вылупления». Ребенок как-бы «вылупляется» из скорлупы своего аутизма. Он начинает, пока физически, (еще не эмоционально) отделять себя от внешних объектов. Малыш становится более активным, его внимание направлено «вовне», он учится использовать собственное тело. Ребенок начинает ползать, делает первые попытки ходить, учится контролировать свои сфинктеры.
Ребенок покидает границы «двойного единства» с матерью, «прорываясь» в телесное чувство. В это время он вовлекается в процессы сравнивания и узнавания (характерный для 8-и месяцев «страх незнакомцев» и радостная улыбка, видя знакомое лицо).

Подфаза практики (10 – 15-16 мес.). Ребенок радостно исследует мир. Он тренирует свою «отдельность» и растущие моторные навыки. Нередко он удаляется от матери, вовлекается в самостоятельную деятельность, но всегда возвращается для очередной «эмоциональной подзарядки».
На этой стадии, как считает Малер, ребенок переживает пик своего нарциссизма. Он «очарован собственными способностями и тем, как влечет его окружающий мир». В обычном состоянии у него практически отсутствует страх потери объекта (например, матери). В негативных случаях, скажем, при случайном ударе или падении, возникает сепарационная тревога и ребенок ищет помощи у матери.

Подфаза воссоединения («репрошман») (16 – 24 мес.).
Ребенок все лучше понимает и оценивает реальность. Он научается дифференцировать (отделять) представления о себе (в психоанализе их называют «Я-репрезентации») от представлений о других людях - объектах («объектные репрезентации»).
Одновременно с этим ребенок перестает ощущать себя «хозяином мира», а чувствует себя маленьким, практически беспомощным существом. От этого растет сепарационная тревога и он, естественно, обращается за помощью и поддержкой к матери. Бывает, что делает это довольно навязчиво. Некоторые неопытные и неразумные мамочки не способны принять возросшую в этот период требовательность ребенка к их вниманию (у ребенка возникают «капризные приступы»). Некоторым матерям это сложно понять особенно после относительной самостоятельности и автономности их малыша в подфазе практики. С другой стороны, некоторые матери неспособны смириться с растущей самостоятельностью и отделением ребенка. Все это может стать источником проблем в процессе развития ребенка.
Внешне это выглядит так, что ребенок, который уже научился прилично ходить, убегает от матери, провозглашая этим свою отдельность и независимость, а затем бегом возвращается к ней и «прячется под юбкой».
Процесс развенчания собственного всемогущества и одновременного обретения самостоятельности непростой и болезненный. В это период ребенку нужна поддержка матери, а не драматическая борьба с ее непониманием.
Успешное преодоление этих сложностей – залог будущего нормального развития. Поддержка матери в этот период – неоценимый ресурс.

Подфаза консолидации объектов(24 – 36 мес.).

Постепенно психика ребенка развивается, он достигает «постоянства объектов» - его представления о себе самом и собственном Я (Я-репрезентация) и представление об окружающих (объект-репрезентации) структурируются, обретают четкую постоянную форму.
Ребенок все более независим от матери и активно интересуется другими людьми. Его Эго, личность, психический аппарат становятся цельными, более интегрированным. Ребенок уже умеет нейтрализовывать свои агрессивные импульсы, а не проецировать их на окружающих.
Если раньше образы родителей были расщеплены и состояли из «хороших» и «плохих» образов, теперь они становятся едиными и цельными.

которую описывала Маргарет Малер, как универсальную особенность ребенка, проявляющуюся в конце второго года жизни – малыш, провозгласивший свою самостоятельность и начинающий ходить, отбегает от матери и вскоре возвращается обратно и прячется под ее юбкой, тем самым возвращаясь к предыдущему уровню. По мнению психоаналитиков такой образ действий становится одной из тенденций, присущих каждому человеку - возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности.

Понятие регрессии тесно связано с фрейдовской идеей о том, что «примитивные» «ранне-детские» состояния могут проявиться в любой момент, что примитивная психика никогда и никуда не исчезает. Попятное движение, то есть регрессия происходит не абы куда назад, она стремится к.
Красивую метафору, описывающую фиксацию предложил З. Фрейд: Можно лучше понять эти взаимосвязи, воспользовавшись такой аналогией: армия пытается продвинуться на территорию врага. Наибольшее число групп оккупантов будет в тех местах, где они испытывают наименьшие трудности, или в наиболее безопасных местах, там, где им приятнее всего. Однако, поступая так, наступающая армия ослабляется и, стоит ей встретить трудности на своем пути, как она возвращается на те позиции, где она оставила самые сильные оккупационные группы.

У человека фиксации возникают в тех точках-периодах развития, когда он испытывал чрезмерное удовлетворение или фрустрацию.
1. От сильных удовлетворений мало кто отказывается, особенно если они дают ощущение безопасности. Например, если мамочка очень внимательна к своему малышу, ловит каждый его жест, буквально читает его мысли, угадывает каждый жест, нет смысла учиться говорить. Или ребенок, которого анально-эротически стимулирует мать своей чрезмерной заботой о его анальной деятельности, не только получает большое чувственное удовлетворение, но также и уверенность в расположении матери к нему.
Естественно, при стрессе, проблемах, фрустрации человек будет регрессировать к способам мышления и поведения, которые были присущи ему в периоды изысканного благополучия.

2. Другой точкой фиксации могут быть периоды стресса и чрезвычайной фрустрации. Все мы знаем в себе или в близких тенденцию, во время стрессовых ситуаций, сваливаться к привычным регрессивным способам поведения. И задаем риторический вопрос: Почему это случается со мной!? Или, отпускаем реплику: «Ну вот, как всегда!».

Данная тенденция очень ярко проявляется во время долгосрочной психотерапии и психоанализа. Например, пациент, который в процессе терапии, собрал все свои силы и мужество, чтобы вести себя по-другому (особенно, если это включает в себя новое поведение в отношениях с психотерапевтом – выражение страха, ненависти или критики, просьба изменить оплату или расписание с большим самоутверждением, чем допускалось в детстве), будет часто возвращаться к старым привычным способам принимать решения, к прежнему образу мыслей и поведению.

Психотерапевт должен быть готов к таким приливам и отливам в работе и в своем контрпереносе не превращаться в привычного для клиента разъяренного родителя. Надо знать, что несмотря на регрессивные тенденции в сопротивлении пациента, общее направление изменений – вперед.

Надо понимать, что просьба о помощи и поддержке или утешении – это не регрессия. Все это сознательные процессы и сознательное поведение человека. Для того, чтобы назвать этот процесс регрессией - защитным механизмом, он должен быть бессознательным. Так женщина, которая неосознанно впадает в заискивающий тон маленькой девочки, когда она просит кого-то об одолжении или услуге; или мужчина, который удивленно хлопает глазами, глядя на свою жену после того, как только что была достигнута новая степень близости с ней, демонстрируют регрессию в психоаналитическом смысле данного термина, если только эти действия не выбираются и осуществляются сознательно.

Некоторые люди «любят» использовать регрессию как защиту больше, чем другие. Например, некоторые реагируют на стресс тем, что заболевают и ложатся в постель. В психологии такое превращение психологических проблем в соматические называется соматизацией.
Некоторые ипохондричные люди, отвлекающие врачей монотонными неясными причитаниями и периодическими меняющимися жалобами на проблемы со здоровьем, причем, эти проблемы не поддаются лечению. Эти люди используют регрессию для того, чтобы находиться в роли слабого и беспомощного, а это самый ранний способ преодоления сложных жизненных аспектов, стоит заболеть – требования родителей снижаются, они получают ласку и заботу. Такой способ поведения длится годами и к тому времени, когда такие люди решают получить психологическую консультацию у психолога или психотерапевта, они уже выстроили дополнительную и фактически непроницаемую стену защит. Свое начало она берет в обращении с ними как с избалованными детьми или своенравными людьми, ищущими постоянного внимания (что характеризует их невроз). Помимо этого такое положение веще дает массу вторичных выгод. Например, вечно хандрящую и жалующуюся на здоровье женщину родственники везде возят на машине, а окружающие уступают места или пропускают без очереди. Естественно, от подобных выгод не так просто отказаться. Следовательно, психотерапевт, чей пациент использует регрессию в позиции слабого в качестве своей любимой защиты, должен обладать сверхчеловеческими резервами такта и терпения.
Вывод, что человек, жалующийся на физическую боль или сильную усталость, пользуется регрессией как главной защитной реакцией на эмоциональный стресс, не должен быть поспешным или неотрефлексированным. Стресс, наступивший в результате заболевания как такового, может обусловить регрессивную реакцию у страдающей личности. Люди нередко заболевают потому, что бессознательно испытывают депрессию. Но они могут также впасть в депрессию и потому, что больны в медицинском смысле этого слова. Однако широко известно, что соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности.

Спасибо за ответ. Да, я посещала частного психотерапевта, я не сразу распознала что у меня депрессия, но когда у меня появились суицидальные мысли-я незамедлительно обратилась к специалисту. Всё началось в ноябре. Но знаете, я не могу сказать, что он оказал мне какую-то помощь. Я пришла к нему с депрессией и суицидальными мыслями, а он, вместо того, чтобы помогать мне справляться с этими состояниям, от которых я мучилась, сразу взялся за мою личность, за детские травмы, то есть загрузил меня ещё больше проблемами, о которых я и не подозревала, из-за чего мне стало ещё хуже, после первого сеанса по крайней мере, ну что-то там я осознавала конечно, что менялось внутри меня, но депрессия то оставалась, и он будто игнорировала этот факт, никакого медикаментозного лечения также не было, да и он всегда делал акцент на что-то другое, а не на то, что я испытывала в данный момент, меня это смущало,но терапию продолжала. Сама я тоже конечно не сидела сложа руки, и пыталась вылазить из этого сама, читала литературу, смотрела видео, многое узнала и стала использовать. Через недели 3-4 стали происходить изменения, стала прекрасно себя чувствовать, какая-то эйфория даже постоянная, хотя вспоминая это состояние сейчас, мне не кажется оно таким прекрасным. Это продержалось неделю где-то и потом началась тревога постоянная, я не могла расслабиться, ни сидеть, ни лежать, потом начали появляться страхи какие-то, и навязчивые мысли, я стала боятся того, что у меня может быть шизофрения, я ничего не могла делать, только постоянно проверяла себя на симптомы, читала про это, сама себя накручивала, в одну ночь случилась паническая атака, думала все, точно шиза, дереал/деперс, все было, потом я стала разубеждать себя сама, что никакой шизы у меня нет, и в общем получилось, я успокоилась, терапевту сказала про это все, он мне сказал прочитать одну книгу, дал какие-то методики как справляться, ну тут была польза, после этого всего стала снова восстанавливаться, занималась йогой от тревожности, не лезла в интернете лишний раз, избегала триггеров, сконцентрировалась на здоровье, все нормально, иногда находили ещё какие-то приступы тревоги, но получалось быстро устранять. Потом произошёл срыв из-за ссоры, и я снова вышла из себя, наступила апатия, несколько дней не выходила из дома, наплевала на себя, потом становилось хуже, дереал, мне это надоело, я начала опять, взялась за питание, за спорт, все снова восстанавливалось, и за все это время, не могу сказать, чтобы врач как-то мне помогал, я все делала сама. Дальше снова срыв на маму, очень сильный приступ ярости был, меня вывели,я всегда пыталась держать себя в руках, быть спокойной, медитировать, но атмосфера в семье нездоровая и поэтому постоянно случаются срывы, я всегда на нервах, потому что ни поддержки, ни заботы, хотя все знают через что я прохожу. И уже после этого всего все стало совсем плохо, у меня очень затяжной невроз на фоне этих ссор, и вообще из-за всей семьи. Мне 18 лет, кстати. Новый год я встретила в ужасном состоянии, испытывая только злость, обиду, ненависть, агрессию ко всей семье, хотя с мамой помирилась, но все же это я чувствовала. Дальше у меня снова стали появляться суицидальные мысли, иногда мне становилось лучше, я могла даже испытывать искренне хорошие эмоции, но все равно проблемы всегда висели надо мной и к вечеру начинали давить. Лучше себя чувствовать начинала когда была одна, вне дома, с кем-то, когда подрабатывала, но ближе к вечеру состояние всегда портилось. Я больше не могла уже оплачивать терапевта, но он предложил мне проводить бесплатные встречи по скайп, я согласилась, мне казалось все это бесполезным, все, что он говорил. С начала года все стало только ухудшаться с каждым днём и я уже стала неспособна справляться со всем, что меня беспокоило и началось что-то совсем странное, я думала, что начала выздоравливать и чувствовать себя лучше, хотя на самом деле, мне было крайне тяжело даже следить за своим здоровьем, но я заставляла себя заниматься, кушать, медитировать. Но проблемы со сном серьёзные были, я стала очень долго спать, позитивное мышление угасало, и тем не менее, я была уверена, что иду на поправку, я стала странно себя ощущать, чувствовала себя вроде как раньше себя, когда у меня все было хорошо, но у меня по утрам была сильная тревога, каждый день, мысли иногда появлялись суицидальные, и я не понимала почему, стала ощущать одиночество и безысходность, я сказала как-то маме, что мне становится лучше, она снова отреагировала отрешенно и наплевательски и мне было обидно после этого, и я стала ощущать ещё и это. Потом мои друзья уехали, и я осталась совсем одна, когда я проводила время с ними, я прекрасно себя чувстовала, забывала обо всём. И ко всему прочему появились ещё и чувства брошенности, покинутости. Меня стала съедать обида, злость, ненависть, одиночество и те самые мысли совсем мною овладели и я оказалась в тупике, помощи ждать не откуда и это ощущение регрессии было очень мучительно, я оказалась в какой-то ловушке, это именно уже не просто чувства и эмоции, а что-то большее, у меня стало очень суженное сознание и это мучительно больно, на следующий день меня трясло от тревоги, я не могла есть, у меня было удушье, болело сердце, моё тело будто содрогалось от каждого вздоха и я оказалась на грани самоубийства, потому что я думала только о том, что я вообще никому не нужна, я вообще по жизни нигде, у меня нет ничего, и что я не могу больше даже получать никакой помощи и это состояние было настолько мучительным, что мне хотелось только умереть и я понимала, что всем будет плевать, если я умру, но на самом деле умирать мне не хотелось, я просто не видела выхода, я не могла больше справляться, у меня кончились силы и это так больно и ощущалось все как помутнение сильное в сознании. Я не знаю, как я это пережила, перетерпела это было всегда несколько дней назад. Я вела себя очень неадекватно, я снова накручивала мыслями о шизе, из-за этого тоже хотелось покончить с собой, я в этом состоянии рассказала маме, она нифига не поняла, начала на меня орать, читать лекции, от чего моя тревога ещё сильнее усилилась, хотя я уже думала хуже не могло быть, и то, что она говорила, заставляла меня ещё сильней это сделать, я просто сидела в ужасе, хватало за голову, безысходность полнейшая, потом лихорадочно ходила, меня трясло, пыталась ещё что-то объяснить маме, что это серьёзно, что я не знаю, что мне делать, я думала либо убьюсь, либо окажусь в психушке, она сама нервничала, орала и у меня просто паника и ужас, я дала ей читать как предотвратить суицид, она читала и только после этого успокоилась и поняла что это серьёзно и потом уже успокоилась и я. Это был не просто нервный, а какой-то психически срыв, если такое есть конечно. Я потом была в странном состоянии, когда успокоилась, не могла понять, что только что было, как я докатилась до такого. В эту ночь я легла спать с мамой, я была опустошена, но никакого облегчения я не почувствовала. В следующие дни после этого приступа или как это назвать, я пребывала опять таки в ненормально состоянии, сознание было также сужено, хоть и не так как во время этого приступа, я чувствовал себя будто в другой какой реальности, другом измерении, одной ногой на том свете, действия мои были автоматические, в голове ничего, я ни о чем не думала, реагировала на что-то извне очень отрешенно, но критичность оставалась, я понимала, что надо делать что-то с этим, я не могу так, очень мучительное ощущение, я позвонила своему терапевту сказала про это все, ему вообще плевать было видимо, не воспринял это всерьёз даже и более того, когда я ему позвонила, она даже не узнал меня, хотя я ему сказала, кто я, он меня переспросил потом, это был шок, я разозлилась, и думала вот до чего довели меня, а теперь сама справлялся. Мама более внимательно ко мне стала относится, но я вообще ничего не чувствовала от неё, все равно, ни обеспокоенности, ни заботы, ни любви, все было у неё как на автоматизме, не чувствовал что её это как беспокоит, а я вообще уже в другой реальности какой-то нахожусь, было ещё что она срывалась и начинала орать на меня снова и я уже просто не знала как реагировать. Короче, вчера только мы нашли, что это называется психогения, типо затяжного невроза у меня или депрессивный эпизод, и мне стало спокойно от этого, потому что легче знать, что с тобой, и я успокоилась, когда поняла что это лечится, если не затягивать. Всё, сейчас мне уже лучше, я более мене ощущаю себя ЗДЕСЬ, и реагирую хоть на что-то, а оглядываясь на то, что мои мной происходило в те дни, я странно себя чувствую, будто я реально не в себе была, и все как-то размыто, но даже тогда я понимала, что что-то со мной не так, и хотела помощи, и время как-то сильно растянулось, будто это уже годы длится. Наверное, лучше идти к психиатру, да? Думаете, тут без медикаментов не обойтись?

Регрессия — защитный механизм психики, процесс, в ходе которого человек возвращается на предыдущую или менее зрелую стадию развития чувств и поведения.

История возникновения термина

Зигмунд Фрейд ввел понятие регрессии в «Толкование сновидений» (Die Traumdeutung, 1900) для объяснения сути сновидения: сновидного мысли приходят в основном в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация. Для объяснения этого феномена нужно подойти к нему с точки зрения топики, чтобы психический аппарат выглядел ориентированной последовательности систем. В сознательном состоянии возбуждения проходят через все системы, двигаясь вперед (то есть от восприятия к движениям), в то время как во время сна мысли не способны разряжаться в движении и направляются назад, к системе восприятия. Таким образом, для Фрейда понятие регрессии было, прежде всего, топическим.

Временное значение регрессии, сначала неявное, начало усиливаться в концепции Фрейда одновременно с выявлением новых моментов в психосексуальному развития индивида.

В «Трех очерках по теории сексуальности» (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) термина «регрессия» нет, однако здесь мы уже видим указания на возможность возвращения либидо на обходные пути удовлетворения и к более старым объектов. На самом деле, разработка понятия временной регрессии нуждалась (в 1910 — 1912) прояснения последовательности стадий детского психосексуального развития. В «склонности к неврозу навязчивых состояний» (Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913), например, Фрейд противопоставляет тех случаях, когда «… сексуальная организация, подвержена невроза навязчивых состояний, возникнув однажды, сохраняется до конца», тем случаям, когда она «сначала замещается организацией более высокого уровня, а затем направляется регрессивно — вниз от этой стадии».

Таким образом, судя по фрагменту, прилагаемого к «Толкование сновидений» в 1914 году, Фрейду пришлось провести в понятии регрессии внутренние разграничения: «Мы различаем регрессию трех видов: а) топической, обусловленная функционированием психического аппарата; б) временную, при которой вновь становятся дееспособными предыдущие способы психической организации »; в) формальную, которая заменяет привычные способы выражения и образного представления на примитивные. Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку раньше во времени оказывается одновременно и проще по форме, располагаясь в психической топике вблизи восприятия ".

Топическая регрессия особенно ярко проявляется в сновидениях, где она осуществляется до конца. Однако, ее можно обнаружить также в патологических процессах, где она распространяется не так широко (галлюцинации), или в нормальных процессах, где она не идет так далеко (память).

Реже Фрейд использовал понятие формальной регрессии, хотя оно охватывает многие явления, при которых происходит возврат от вторичных процессов к первичным (переход от тождества мысли к функционированию в соответствии с принципом тождества восприятия).

В рамках временной регрессии Фрейд различает несколько линий: регрессию относительно объекта, регрессию относительно либидинальнои стадии те регрессию относительно эволюции Я.

Эти разграничения связаны не только с заботой о строгости классификации. Дело в том, что в некоторых нормальных или патологических структурах различные типы регрессии не совпадают друг с другом; Фрейд отмечал, например, что «… за истерии систематически наблюдается регрессия либидо к первоначальным сексуальных объектов инцестуозного типа, хотя регрессии к предыдущим стадиям сексуальной организации при этом не происходит».

Фрейд настаивал на том, что прошлое ребенка — индивида, а потому и всего человечества — навсегда остается в человеке: «Первоначальные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первоначальная психика в собственном смысле не может быть уничтожена ». Фрейд повторяет эту мысль о возвращении к прошлому относительно самых разных сфер: психопатологии, сновидений, истории культуры, биологии и т. На восстановление прошлого в настоящем указывает также и понятие навязчивого повторения. Для выражения этой мысли Фрейд использует не только срок Regression, но и смежные по смыслу термины: Rückbildung, Rückwendung, Rückgreifen т.

Понятие регрессии связано с понятием фиксации.

Примитивные механизмы

Примером регрессии является примитивные механизмы — защиты, которые возникают у человека еще в детстве и проявляются в течение всей жизни. К ним относятся перцептивные механизмы: отрицание, расщепление (расщепление объекта), проективная идентификация, парциальная перцепция, двигательная активность и тому подобное.

Возражения

Отрицание реальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, их части, объекты, конфликты и тому подобное. В психоанализе отрицание рассматривается как особая форма сопротивления. По этому поводу Фрейд писал о том, что есть такие пациенты, которые ведут себя «несколько странно». Чем глубже движется анализ, тем сложнее им признать воспоминания, которые возникают.

В целом описываемый механизм психологической защиты включает искажения информации (ее формы или содержания), которая может травмировать индивида, в начале восприятия.

В связи с этим Фрейд описал действие трех аспектов этого механизма:

  1. отрицание — это способ осознания вытесненного
  2. отрицание устраняет только отдельные последствия процесса вытеснения
  3. через отрицание психика освобождается от ограничений, связанных с вытеснением

Фрейд утверждал, что отрицание — это самый ранний онтологически и примитивный механизм защиты, который считается столь же древним, как и ощущение боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности является своего рода временным приложением к исполнению желаний и сохранения аффективной равновесия, при которых конфликт не допускается внутрь личности, своего Я.

Расщепление

Фрейд употреблял термин «расщепление» для обозначения своеобразного явления, когда внутри личностного Я сосуществуют две парадоксальные психические установки по внешней реальности: первая учитывает реальность, вторая — игнорирует.

Фрейд считал, что расщепление является не только защитой Я, но и способом сосуществования двух защитных механизмов, один из которых служит для защиты от реальности, а другой — защита от поездов. Патологическим вариантом расщепления, по Фрейду, является запрет личности на компромиссы и сохранения обоих установок одновременно.

Расщепление как защитный механизм личности от тревоги, негативных переживаний способствует формированию другого защитного механизма — проективной идентификации (по терминологии М. Кляйн, 1946).

Проективная идентификация

Защитный механизм, который изучала Мелани Кляйн. Она считала, что расщепление на «хорошо Я» и «плохое Я», начиная с возраста младенца, является попыткой защитить свои хорошие части от плохих, освободиться от невыносимых качеств собственного Я, превратить их в своих «преследователей». У взрослых механизм проективной идентификации вызывает страхи преследования, смерти, различные фобии, паранойю и тому подобное. В повседневной жизни это может проявляться в ситуации экзамена в виде страха перед преподавателем, во враждебном отношении к представителям других национальностей, неприятии взглядов и позиций других людей и др.

Парциальная перцепция (Частичное восприятие)

Защитный механизм, который характеризуется тем, что субъект склонен воспринимать только то, что ему нравится, для него выгодно, ценно или содержательно. Другая информация индивидом не фиксируется, формируя тем самым своеобразные ограниченные представления об окружающем мире и о себе, которые базируются в основном на «нужном» материале, «вырезая» все остальное из своего восприятия.

Этот механизм формируется в раннем детстве, но «работает» и у взрослых людей. Он довольно распространен и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни.

Двигательная активность

Это снижение беспокойства, вызванного запрещенным поездом, путем разрешенном его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины.

Двигательная активность входит в кластер регрессии и развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Двигательная активность включает непроизвольные, иррелевантные действия для снятия напряжения.