Роль производственной практики в формировании общих компетенций. Роль и значение преддипломной практики в подготовке экономистов-менеджеров. Программа производственной практики

Архипова М.Н. Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального становления студентов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2017/m5-statya-2017-1/742-00272. - ISSN 2413-4066

Архипова Марина Николаевна

Преподавател ь

Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск, Тамбовская обл.

Роль учебной и производственной практик в процессе профессионального

становления студентов

Аннотация: В данной статье раскрывается роль учебной и производственной практик, как важного этапа в рамках учебного процесса, так как именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Все это даст возможность молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.

Ключевые слова: право социального обеспечения, профессиональное обучение, практическая деятельность, учебная и производственная практика, современные модели социальной работы, технологии и методы социальной работы, принципы деятельности социального работника, квалифицированный специалист.

Становление федеральной системы социального обеспечения представляет собой долгий процесс. Нормы права социального обеспечения постоянно развиваются, меняются, совершенствуются. Однако особая значимость отраслевых норм, их роль для каждого человека по-прежнему сохраняются. Право социального обеспечения, его нормы сопровождают каждого человека с момента его рождения до самой смерти. Ведь в основу возникновения отношений в области социального обеспечения положены такие жизненно важные события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, необходимость в социальной помощи и поддержке.

Дисциплина «Право социального обеспечения» является основополагающей в профессиональной подготовке будущего социального работника. Это обусловлено в первую очередь спецификой его профессиональной деятельности. Социальный работник должен уметь оказывать материально-бытовую помощь, морально-правовую поддержку и выполнять надомное социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В его должностные обязанности входит выявление одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, проживающих в зоне обслуживания, нуждающихся в помощи и поддержке. Он определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. В обществе возникает потребность в специалистах, работающих в сфере социального обеспечения.

Учебные заведения среднего профессионального образования готовят специалистов в области социального обеспечения и социальной защиты населения. В настоящее время

требования к таким специалистам завышены, ведь они работают прежде всего с людьми, с населением.

В связи с этим огромное значение придается поиску приемов и способов, повышающих уровень специалистов. К числу таких способов и приемов относится организация полноценной и эффективной учебной и производственной практик.

Практика становится решающим, ключевым звеном в системе профессионального обучения. Предусмотренная федеральным государственным образовательным стандартом практика студентов в настоящее время стала не только составной частью учебного процесса, но и период, когда студенты могут применить полученные знания, умения, навыки в учреждениях или в организациях социальной защиты населения.

Практическая деятельность студентов может выполнять адаптационную, обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Все перечисленные функции знакомят обучающихся с законодательными основами будущей профессии или специальности, с различными видами работ, формируют у будущих специалистов толерантность, выдержку, усердие, ответственность за принятые решения, помогают будущим специалистам устанавливать контакт с населением, учат ориентироваться в системе социально-производственных отношений и связей, формируют и развивают у студентов-практикантов в процессе прохождения практики организаторские способности. Во время прохождения практики обучающиеся развиваются как личностном, так и в профессиональном плане, учатся мыслить и действовать как профессионалы, опирающиеся на здравый смысл и знания, умения и навыки, полученные в колледже.

В результате прохождения учебной и производственной практик в учреждениях и организациях социального обеспечения студенты анализируют действующее законодательство в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; принимают документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала; разъясняют порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления; формируют пенсионные дела; составляют проекты на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем; консультируют граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения; запрашивают информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализируют полученные сведения.

При прохождении учебной и производственной практик студенты обязаны: подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики; выполнять все виды работ, которые не противоречат должностной инструкции работников по профессии и не угрожают здоровью практикующихся студентов; выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок.

Обучающиеся, не прошедшие учебную и производственную практики или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

В соответствии с действующими нормативными документами, форма и вид отчетности студентов о прохождении практик определяются учебным заведением.

В качестве отчетных материалов о прохождении практики в колледже выступают:

1. Аттестационный лист по производственной практике. Для его заполнения используются данные наблюдений за деятельностью студента во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы со студентом;

2. Отчет о прохождении практики, составленный по утвержденной форме, включающий в себя место и сроки прохождения практики.

В установленный срок студент составляет письменный отчет в форме Microsoft Word, оформленный в соответствии с методическими указаниями, отражающий степень выполнения программы, и представляет его в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами руководителю практики.

Все оформленные отчетные документы по практике располагаются в следующей последовательности:

1. Титульный лист. Отчет о выполненных заданиях.

2. Копия приказа с предприятия об устройстве студента на практику.

3. Задания.

4. Дневник по практике.

5. Характеристика.

6. Приложения.

Отчет по практике должен включать следующие основные структурные элементы и соответствовать основным требованиям, предъявляемым к содержанию отчета и его структурным элементам:

Введение:

Цель, место, дата начала и продолжительность практики;

Перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики.

Основную часть:

Описание организации работы в процессе практики;

Описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики; в отчет по каждому из видов заданий должны входить следующие составляющие: тема, формулировка задания, этапы его выполнения, навыки (приобретенные за время его выполнения);

Перечень невыполненных заданий и неотработанных запланированных вопросов.

Заключение:

Необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;

Дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;

Сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.

Отчет должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, заполненными бланками, рисунками.

Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

По итогам защиты практики выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено», о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости, аттестационном листе по практике и зачетной книжке.

При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.

Таким образом, учебная и производственная практики - это важный этап в рамках учебного процесса. Именно он позволяет молодому специалисту утвердиться, повысить свой профессиональный уровень, научиться налаживать контакт на производстве, применять полученные в колледже знания, умения, навыки. Успешно пройдя учебную и производственную практики, студенты должны знать и владеть основными современными концепциями и моделями социальной работы; общими и частными технологиями, методами социальной работы; основными принципами деятельности социального работника; структурами, которые способны оказать помощь в преобразовании ситуации клиента. А все это поможет молодому специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.

1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник/В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2014. - 512 с.

2. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник/В.П. Галаганов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2012. - 152с.

3. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник для нач. проф. оразования/ М.Н. Гуслова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256с.

4. Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. Эффективная практика как ключевой элемент профессионального образования /Павлючков Г.А., Решетка С.А., Кучерявенко С.В. //Среднее профессиональное образование. - 2014. - №3. - С. 14-16.

Marina Arkhipova

Center college of application-oriented qualifications of FSBEI HE Michurinsk SAU,

Role of Educational and Industrial Practice in the Course of Professional Formation of

Abstract: This article explores the role of educational and industrial practices, as an important step in the framework of the educational process, as it allows a young specialist to establish themselves, to improve their skills, learn how to establish contact at work, apply their in college knowledge, skills, skills. All this will enable the young specialist to be in demand and competitive in the labor market.

Keywords: right to social security, vocational training, practical work, training and manufacturing practices, current models of social work, technology and methods of social work, the principles of activity of a social worker, a qualified person.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Институт экономики и управления

Кафедра экономики кино и телевидения

Н.И. Гаврильчак

А.Б. Смирнов

С.Н. Сапелко

Е.В. Смолокуров

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

студентами факультета управления специальности 080502.65

«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания специалиста по циклу «Практики» (П.02.2) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Преддипломная практика направлена на получение студентами практических знаний и навыков профессиональной деятельности по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Преддипломная практика способствует закреплению и систематизации теоретических знаний, приобретению профессиональных умений, опыта, а также подготавливает студентов к написанию выпускной квалификационной работы. Требования к организации практики определяются ГОС ВПО.

Учебно-методическое пособие «Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» подготовлено в соответствии с учебной программой курса и предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям) для всех форм обучения.




1 Общие положения ………………………………………………………..….…3

1.1 Роль и значение преддипломной практики в подготовке

экономистов-менеджеров ….………………………………………………..…...3

1.2 Цели и задачи преддипломной практики ………………….………..……....6

1.3 Сроки проведения преддипломной практики ……………………..…….….8

1.5 Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны

быть приобретены или закреплены ………………………………………....…9

1.6 Рекомендации по формированию универсальных и профессиональных компетенций у студентов в период прохождения преддипломной практики ……………………….............................................................................................10

2. Программа преддипломной практики……………………..………….…..…11

3. Организация прохождения преддипломной практики……………….……14

4 Требования к отчету студента о преддипломной практике ……..................16



5.Обязанности студента–практиканта……………………..…………………..23

6.Подведение итогов преддипломной практики ……………………………...23

Приложения ……………………………………………………………………..31

Общие положения

Роль и значение преддипломной практики в подготовке экономистов-менеджеров

Преддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики и управления и проводится на предприятиях и организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность во всех сферах и отраслях национальной экономики и имеющих непосредственное отношение к получаемой студентами специальности.

Преддипломная практика проводится с целью закрепления и рас­ширения теоретических и практических знаний студентов, приобрете­ния профессиональных навыков работы по специальности, подготовки дипломной работы. Требования к организации практики и ее содержание определяются ГОС ВПО.

Места и базы практики определяются договорами, заключаемыми между университетом и предприятиями, условиями контрактов, заявками предприятий и организаций. Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, преддипломную практику, как правило, проходят в этих организациях.

Руководство преддипломной практикой студентов со стороны Университета осуществляется кафедрой «Экономика кино и телевидения», непосредственно – лицом, ответственным за практики.

Ответственный за организацию и проведение практики на кафед­ре:

В установленном порядке ежегодно формирует базы практики на предстоящий учебный год в соответствии с графиком учебного процесса;

Организует выпуск приказа по университету по проведению практики;

Обеспечивает руководителей практики и студентов-практикантов программами практики;

Осуществляет контроль за проведением практики студентов;

Обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (проведение инструктажей о порядке прохождения практики и по технике безопасности, подготовку сопроводительных писем и другой необходимой документации);

Обеспечивает компетентностный подход руководителей к проведению практики;

Обеспечивает студентов необходимой учебно-методической и другой документацией по вопросам практики;

Совместно с руководством кафедры формирует комиссию по приему защиты отчетов о преддипломной практике, разрабатывает график ее заседаний и принимает участие в ее работе;

Организует на кафедре хранение отчетов и дневников студентов по практике.

Каждому студенту назначается из числа ведущих преподавателей кафедры руководитель практики, который:

Участвует в проведении всех организационных мероприятий по практике, проводимых на кафедре «Экономика кино и телевидения»;

Совместно с руководителями практики от организации составляет рабочую программу проведения практики;

Разрабатывает тематику заданий и календарные планы практики;

Принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

Совместно с руководителями практики от организации осуществляет контроль за соблюдением студентами правил техники безопасности;

Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

Оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к дипломной работе, способствует формированию компетенций студентам в ходе практики;

Оценивает результаты выполнения студентами программы практики.

Преддипломная практика студента должна проходить в одном изподразделений предприятия, организации СКС, являющегося местом практики, выполняющего экономические, организационные или управленческие функции. С деятельностью других подразделений студент знакомится по мере выполнения программы практики с сохранением рабочего места в данном подразделении.

На время практики студент может быть принят на вакантную должность с оплатой. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства, действующие на предприятии.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового Кодекса Российской федерации), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового Кодекса Российской Федерации).

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

Для руководства преддипломной практикой от предприятия наз­начается руководитель из числа квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование и соответствующую должностную категорию (главный, ведущий специалист, специалист I категории).

Руководитель практики от предприятия:

Организует практику студентов в полном соответствии с положением и программой практики:

Создает необходимые условия для получения сту­дентами в период практики всей информации;

Совместно со студентом и руководителем от кафедры разрабатывает календарный план прохождения практики и осуществляет контроль его выполнения;

Оказывает студенту необходимую помощь в выборе темы дипломной работы, представляющей практический интерес для предприятия, в составлении плана работы по теме;

Оказывает помощь студенту в сборе и обработке первичной экономической информации по предприятию для выполнения дипломной работы;

Обеспечивает студенту возможность пользоваться техникой для анализа и обработки первичной экономической информации (ПК, вы­числительная техника и т.п.);

Контролирует дисциплину студентов в период практики;

По окончании практики дает характеристику студента с оценкой его теоретической и профессиональной подготовки, отношения к выполнению заданий и программы практики;

Предоставляет студенту возможность обсуждения на предприятии (в подразделении) результатов исследования по теме дипломной работы;

Готовит при необходимости отзыв на дипломную работу студента с оценкой уровня и качества ее выполнения и возможностей использования предложений, рекомендаций и выводов студента по исследованной проблеме в работе предприятия.

Современная Программа реализации приоритетных направлений Российского образования строится на новых тенденциях в выборе направлений подготовки кадров, обеспечивающих тесное взаимодействие теоретического и практического обучения в условиях непосредственного взаимодействия с работодателем. Необходимо учитывать направления и требования современного образовательного процесса, проекты государственных образовательных стандартов третьего поколения, разрабатывать эффективные подходы в обучении, профессиональной подготовке, организации учебно-производственной практики будущихэкономистов.

В связи с этим, производственное обучение является одной из важнейших составляющих подготовки бакалавров экономики, единым и самостоятельным видом учебного процесса. Основное назначение практической подготовки будущих специалистов применение в реальных производственных условиях знаний, умений и навыков полученных при изучении различных дисциплин.

Требования к содержанию практик базируются на федеральном государственном образовательном стандарте, учебном плане специальности, а также соответствуют актуальным потребностям действующих хозяйствующих субъектов сферы сервиса.

К задачам практической подготовки относятся:

Углубление и закрепление теоретических знаний студентов на практике;

Формирование и развитие у будущих экономистов профессиональных практических умений;

Определение профессиональной пригодности и готовности к выполнению различных видов деятельности в соответствии с избранной профессией;

Формирование интереса и мотивации к конкретной профессиональной деятельности;

Изучение передового и инновационного опыта экономической деятельности.

Принципы практической подготовки представляют собой взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики, практического обучения и практики; профессионального самоопределения, а также диверсификации практического обучения.

Между отдельными видами практик соблюдается преемственность, что достигается соответствующим построением программ практик и последовательным закреплением теоретических знаний в процессе прохождения практики. Продолжительность всех видов практик и сроки их проведения устанавливаются Рабочими Учебными планами студентов направления 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» и профиль «Экономика труда».

  1. Общие положения

    1. Значение практики как части учебного процесса

Прохождение практики открывает серию особо важных видов подготовки специалистов направления подготовки 080100.62 «Экономика», предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом.

Так как практика для студентов высших учебных заведений является важнейшей частью учебного процесса при подготовке бакалавров и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению профессии, углубленному закреплению теоретических знаний, развитию профессиональных и творческих исполнительских навыков на каждом этапе обучения.

Значение прохождения практической подготовки состоит в том, что она является инструментом проверки подготовки студентов к самостоятельной работе, а также важной формой развития профессиональных навыков.

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Полевой Сергей Александрович,

мастер производственного обучения.

ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"

г.Михайловка

Условия интенсивно развивающегося производства, постоянной смены технологий обусловливают необходимость достижения рабочим-строителем высокой квалификации, развитого образовательного потенциала и сформированной профессиональной культуры для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Технологический аспект сформированной профессиональной культуры составляют технологические знания, умения и навыки. При этом ведущая роль здесь принадлежит профессиональным умениям, так как квалификация работника, прежде всего, определяется именно ими – важно не только то, что работник знает, а то, что он умеет.

При подготовке специалистов среднего профессионального образования в состав профессиональных модулей обучения входят: междисциплинарный курс, учебная и производственная практики.

Учебная практика играет важную роль, как составной части образовательного процесса в техникуме. Практика направлена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.

Задачами учебной практики являются: обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями; расширение круга формируемых умений и навыков; обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой.

Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков.

Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

В результате прохождения практики по профессии обучающийся должен приобрести, общие и профессиональные компетенции по профессии, сформировать представление о культуре труда, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.

Итоговая часть учебной практики -это выполнение индивидуального задания и подготовленный продукт в соответствии с программой обучения.

Учебная практика по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ проводится в столярной мастерской, применяется групповая форма проведения. Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки обучающихся по темам. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Для полного усвоения приемов операций, показ ведется в определенной последовательности, используются операционно-технологические карты.

При показе приемов работ следует обратить внимание:

а) Как держать инструмент;

б) Правильная поза;

в) Координация движения с инструментом.

Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от осознания обучающимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий, необходимости правильного применения приемов в процессе работы.

В ходе текущего инструктажа акцентирую внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказываю помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и они с первого курса привыкают к культуре труда. Появляется процесс соревнования между всеми участниками, который способствует проявлению интереса выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа комментирую работу обучающихся. В заключительном инструктаже даю объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляю наиболее лучше работы с обязательным словесным их поощрением. Указываю на допущенные ошибки, индивидуальные про­счеты, пути их устранения.

Практическая подготовка выпускника современного уровня требует, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он смог выбрать рациональный способ и обосновать своё решение.

Специфика формирования ключевых компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не "готовые знания", кем-то предложенные к усвоению, а когда он сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

Для подготовки специалистов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности мною широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.

При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения.

Таким образом, в ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволят выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.

Повышение качества профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении требует решения многих проблем:

Совершенствование содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, организации контроля и др. В этом ряду профессиональная практика занимает важное место, являясь одновременно методом педагогического процесса и формой обучающего контроля, определяющей результат подготовки будущего специалиста на определенном этапе обучения. Цель профессиональной практики - подготовка студентов к самостоятельному выполнению профессиональных функций в конкретной сфере будущей деятельности. В связи с этим задачи практики следующие:

· формирование, развитие и совершенствование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам;

· формирование и развитие у студентов потребности в самообразовании и саморазвитии;

· развитие и совершенствование творческой инициативы и самостоятельности.

Воспитательный и обучающий эффект профессиональной практики зависит от многих факторов. Остановимся на некоторых из них.

1. Очень важно, чтобы студенты, выходя на практику, были готовы к ней не только теоретически, но и были профессионально ориентированы с точки зрения проявления интереса и стремления к практическому применению теории. Большую роль в формирование данной мотивации будет играть четкое понимание студентами значения учебной, научной работы и практики для профессиональною становления. Следовательно, вся система обучения в вузе должна быть профессионально направленной. Обучение отдельным учебным дисциплинам должно быть ориентировано на подготовку специалиста конкретной профессии.

2. Эффективность практики зависит также от организации и содержания профессиональных практик, то есть от создания оптимальных условий для овладения опытом профессиональной деятельности. Сюда входит: сроки практик, базы практики, требования к выполнению программ базового учреждения (организации), функции студентов в период практики, содержание их деятельности.

Производственная практика организуется для студентов обучающихся по специальностям "Связи с общественностью" (""Специалист по связям с общественностью"), "Менеджмент в социальной сфере”("Менеджер"), "Регионоведение" ("Специалист. Регирновед"), "Лингвистика и межкультурная коммуникация" ("Лингвист-переводчик двух иностранных языков"). Получение квалификации "Учитель двух иностранных языков Переводчик-референт" (специальность "Филология") предусматривает прохождение студентами двух видов практик: педагогической (4 курс) и переводческой (5 курс).

По степени активного участия студентов-практикантов в педагогическом или производственном процессе практика подразделяется на ознакомительную, учебную и стажерскую. Рассмотрим данные типы практик на примере педагогической практики, в организации и проведении которой в нашем университете накоплен немалый опыт.

Ознакомительная педагогическая практика предусмотрена на 1 и 2 курсах для студентов, обучающихся специальности "Филология". Практика длится одну неделю, в течение которой студенты посещают уроки, знакомятся с творческой мастерской учителя, организатора воспитательного процесса, ведут педагогический дневник. В задачи данной практики входит:

формирование устойчивого интереса я любви к профессии учителя;

развитие гностических умений через ведение дневника педагогических наблюдений;

*развитие коммуникативных умений.

Содержание учебной педагогической практики на 4 курсе квалификации "Лингвист. Преподаватель иностранного языка. Педагог-психолог дошкольных учреждений"- 5 недель, "Преподаватель допризывной и физической подготовки. Учитель английского языка" - 6 недель, специальность "Филология*" - 8 недель) позволяет студентам не только анализировать педагогический процесс в школе, но и формировать умения планировать и организовывать процессы обучения и воспитания. Студенты выполняют функцию помощника учителя иностранного языка и помощника организатора воспитательного процесса (воспитателя, куратора и т.п.): посещают и анализируют уроки иностранного языка и воспитательные работы, делают их самоанализы, принимают участие в работе методических объединений учителей иностранных языков, изучают учеников, составляют перспективные учебные планы, оказывают помощь классному руководителю в работе с родителями учеников, ведут педагогический дневник.

Преемственность в задачах и содержании учебной и стажерской практик; формирование мотивации к будущей профессии через содержание учебных дисциплин., разнообразие форм и методов профессиональной подготовки (спецкурсы, спецсеминары, научно-исследовательская работа и др.), своевременную диагностику и коррекцию профессиональной подготовки студентов с учетом индивидуальных проблем; интеграция учебных дисциплин.

Проведение работы по отбору и подготовке баз прохождения практики и подготовке координаторов (руководителей практикой) и др.

Рассмотрев сущность профессиональной практики, ее роль в становлении будущего специалиста, можно скачать, что практика является «яснейшим компонентом в вузовской системе профессиональной подготовки студентов. Более того, при определенных условиях, как то преемственность ознакомительной, учебной и стажерской практик, она может быть системообразующим элементом всего профессионального обучения и служить критерием по совершенствованию подготовки будущих специалистов.