Самостоятельная работа в виде теста по творчеству блока, есенина, маяковского. "Железки строк случайно обнаруживая…" (зачет в форме командной игры по творчеству Маяковского)

Тест по творчеству В.В. Маяковского

1. К какому литературному течению начала 20 века относил себя В. Маяковский:

1) символизму 2) акмеизму 3) футуризму

2. Отметьте темы ранней лирики Маяковского.

1) обличение мещанского, обывательского мира 2) неприятие войны 1914 года 3) одиночество поэта в мире людей 4) строительство социализма 5) ленинская тема

3. По какому принципу объединены эти стихотворения: «О дряни», «Прозаседавшиеся»

1) о назначении поэзии 2) сатирические 3) дооктябрьская лирика 4) любовная лирика

4. Из какого стихотворения эти строки:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

И вдруг

Разинул рот

Да как заорёт:

« Опутали революцию обывательщины нити».

1) «Прозаседавшиеся» 2) « Вам!» 3) « О дряни» 4) « Юбилейное»

5. Что стало для Маяковского наиболее ярким предметом обличения:

1) политические враги революции 2) внешние враги революции 3) мещанство и бюрократизм 4) религия и церковь

6. Какое стихотворение не о любви?

1) «Лиличка!» 2) «Письмо Татьяне Яковлевой» 3) «Послушайте!»

7. Что не характерно для стихов Маяковского?

8. Где родился Маяковский?

1) на Орловщине 2) в Грузии 3) в Москве 4) в Таганроге

9. В каком году Маяковского не стало?

1) в 1925 г. 2) в 1929 г. 3) в 1930 г. 4) в 19 35 г.

10. В каком из произведений В. Маяковского выражается идея обличения мещанского быта?

а) «О дряни»; б) «Прозаседавшиеся»; в) «Баня»; г) «Послушайте!».

11. К какому жанру относятся произведения «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф»?

а) лирическое стихотворение; б) поэма; в) ода; г) пьеса.

12. Назовите стилистический приём, использованный Маяковским в следующих строках: «...Ненавижу / всяческую мертвечину! // Обожаю / всяческую жизнь!» .

13. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: «Мама! / Ваш сын прекрасно болен!» .

14. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: «Все вы на бабочку поэтиного сердца / взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош...» .

15. В каком произведении В.В. Маяковский подводит итог своему творчеству?

а) «Флейта-позвоночник»; б) «Владимир Маяковский»; в) «Я сам»; г) «Во весь голос».

16. Город, в котором происходит действие пьесы «Клоп» В.В. Маяковского

а) Тула, б) Табов, в) Москва, г) Липецк

17. Роковая женщина в жизни Маяковского

А) Татьяна Яковлева Б) Вероника Полонская В) Лилия Брик

18. Эпатировать публику, по мнению В.В. Маяковского, значит

А) Радовать Б) Шокировать В) Агитировать

19. Дореволюционная сатира Маяковского

А) «О дряни» Б) «Гимн обеду» В) «Прозаседавшиеся»

20. Какие из перечисленных персонажей являются действующими лицами пьесы В. Маяковского «Клоп»?

а) Присыпкин, б) Эльзевира Ренессанс, в) Чудаков, г) Олег Бонн

21. В каком году разморозили Присыпкина – героя из комедии «Клоп»?

а) 2030, б) 1979, в) 1960, г) 2006

22. Каков вклад Маяковского в искусство? (дать развернутый ответ)

Вариант 1

Соотнесите годы жизни и имена поэтов.

Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

Соотнесите характеристики-афоризмы и имена поэтов.

Соотнесите особенности выразительной системы и имена поэтов.

Соотнесите отношение к революции и имена поэтов.

Соотнесите литературное течение и имена поэтов.

Соотнесите средства художественной выразительности:

8. Определите художественные средства выразительности, с помощью которых С.Есенин создает образ природы:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
А) эпитеты;

Б) метафора;

В) сравнение;

Г) метафористическое сравнение

Я вернусь, когда раскинет ветви
По - весеннему наш белый сад,
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как много лет назад.
А) А.А. Фет;

Б) А.С. Пушкин;

В) С.А. Есенин;

Г) А.А. Блок.

10. Кто из друзей Маяковского открыл в нём поэтический дар, назвав «гениальным поэтом»?

а).Д.Д. Бурлюк;

б).В.В. Каменский;

в) В. Хлебников;

г).А. Крученых;

11 . По характерным признакам определите модернистские направления в литературе:

1) Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

2) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

3) Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

12. Какой из поэтов не принадлежит к Серебряному веку?

1) К. Бальмонт

3) Н. Гумилёв

4) В. Брюсов

13. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Ахматова, Гумилев, Городецкий, Мандельштам?

1) символизм

2) акмеизм

3) футуризм

14. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм. Основными принципами эстетики является «искусство для искусства», недосказанность, замена образа:

1) символизм

2) акмеизм

3) футуризм

1) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский.

2) Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

3)В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.

16. Исправьте ошибку: символизм - символ, акмеизм - красота, футуризм - будущее

Вариант 2

1. Соотнесите факты биографии и имена поэтов.

2. Соотнесите портреты и имена поэтов.

Соотнесите ключевые образы и имена поэтов.

Соотнесите ключевые образы Родины и имена поэтов.

Соотнесите произведения и имена.

Соотнесите литературное течение начала XX века с «ключевыми» словами:

7. С . Есенин использовал художественный приём - антитеза - в своём обращении к теме Родина. Антитеза - это:

А) художественный приём, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта;
Б) художественное противопоставление характера, обстоятельств, понятий, образов и т.п., создающих эффект резкого контраста;
В) приём звукописи, заключающийся в повторах одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

8. О какой из своих поэм В.В. Маяковский сказал: « Четыре крика четырех частей ».

А) « Облако в штанах »;

Б) « Левый марш »;

В) « В.И. Ленин »;

Г) « Хорошо!».

9. Назовите стихотворение Есенина, которое является его своеобразным завещанием:

А) «Цветы мне говорят:прощай..»

Б) «Русь советская»;

В) «До свиданья, друг мой, до свиданья»;

Г) «Отговорила роща золотая…»

О, весна без конца и без краю-

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!
А) А.А. Фет;

Б) А.С. Пушкин;

В) С.А. Есенин;

Г) А.А. Блок.

11. По характерным признакам определите модернистские направления в литературе:

1) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

2) Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

3) Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

12. Какое из модернистских течений в России появилось первым?

1) ФУТУРИЗМ

2) АКМЕИЗМ

3) СИМВОЛИЗМ

4) МОДЕРНИЗМ

13. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?

1) Б.Пастернак

2) В. Хлебников

3) К. Бальмонт

14. К какому литературному течению были близки следующие поэты: Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов, Блок, Белый?

1) символизм

2) акмеизм

3) футуризм

15. К какому направлению принадлежали поэты:

1) В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.

2) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский.

3) Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

16. Исправьте ошибку: символизм - символ, акмеизм - будущее, футуризм - расцвет

Как ввести разговорный язык в поэзию? И как вывести поэзию из этих разговоров?

В.В. Маяковский

Тип урока – контрольно-обобщающий.

Цели и задачи:

  • проверить прочность усвоения учащимися фактических знаний о творчестве Маяковского и о месте поэта в истории русской литературы;
  • развить и закрепить навыки лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста;
  • воспитать интерес к поэтическому наследию Маяковского.

Игра – одна из наиболее эффективных, демократичных и популярных форм обучения в старших классах. К зачёту в форме командной игры ученики готовятся добросовестнее и с большей охотой, чем к традиционному письменному или устному уроку контроля знаний. Урок в такой форме сплачивает коллектив одноклассников, создаёт атмосферу соревновательности, исключает выступление по принципу «каждый за себя». К тому же во время игры едва ли кто-то из нерадивых учеников воспользуется шпаргалкой или спишет правильный ответ у соседа-отличника. Зачёт в форме игры развивает и интерес к предмету в целом, и к творчеству отдельно взятого писателя, развивает навыки корректного общения, быстроту реакции, чувство ответственности за себя и за команду.
Ход зачёта в форме командной игры определяется несколькими конкурсами, каждый из которых имеет свои особенности и правила. О тематике и направленности конкурсов ученикам сообщается заранее, на предыдущем уроке. Капитанам команд учитель даёт рекомендации по подготовке к игре и сообщаются принципы оценивания. Важно подчеркнуть, что даже игра требует серьёзной, основательной подготовки, и оценка каждого ученика будет зависеть не столько от победы или проигрыша команды, сколько от личного вклада в успешное выступление коллектива на зачёте.

I. Блиц-опрос: «Я – поэт. Этим и интересен»

Блиц-опрос – своего рода разминка в форме брейн-ринга. Задача – дать правильный ответ, опередив команду соперников. Учитель зачитывает вопрос, произносит слово «время» (или даёт иной звуковой сигнал), и только после этого команды могут сообщить о готовности ответить (например, поднять руку). Если учащиеся заявляют о готовности ответить до поданного учителем сигнала, команда лишается права ответа на этот вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. Если ответ верный, но неполный или не вполне точный, присуждается 1 балл.

  1. «Да вы же гениальный поэт!» – сказал он никому не известному в 1912 году студенту Маяковскому и опубликовал его стихотворение. Кто столь неожиданно сделал Маяковского поэтом? (Бурлюк)
  2. В манифесте «Пощёчина общественному вкусу» футуристы (а в их числе и Маяковский) выразили своё отношение к классике с использованием образа водного транспорта. Приведите цитату. («Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности»)
  3. В автобиографии «Я сам» Маяковский рассказал: «…возненавидел сразу – всё древнее, всё церковное и всё славянское… отсюда и мой футуризм, и мой атеизм». О каком событии рассказал Маяковский? (Об экзамене в гимназии по Закону Божию, когда будущего поэта спросили, что означает слово «око», а Маяковский ответил: «Три фунта» - так было по-грузински).
  4. Какой музыкальный инструмент подходит для исполнения ноктюрна? («Флейта водосточных труб»)
  5. «Эта тема сейчас и молитвой у Будды, и у негра вострит на хозяев нож». Какая тема? (Любовь. Цитируется поэма «Про Это»)
  6. «После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ». Где и с кем происходит эта встреча Маяковского? (С Пушкиным на Тверском бульваре)
  7. В каком произведении Маяковский выступил в роли автора, главного героя и исполнителя? (Трагедия «Владимир Маяковский»)
  8. Кто, по мнению Маяковского, побежит с его «стихами под мышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым»? (Бог в стихотворении «А всё-таки»)
  9. Малярия, Одесса, хохочущие канделябры… Кто какую новость сообщит герою этой поэмы? (Мария сообщит, что выходит замуж)
  10. С кем Маяковский обсуждал тему «места поэта в рабочем строю»? (С фининспектором)
  11. О ком писал Маяковский: «Ваше имя в платочки рассоплено, ваше имя слюнявит Собинов»? (О Есенине)
  12. В каких произведениях Маяковского встречаются эти числа: а) «тысяча тысяч Бастилий»; б) «сто томов партийных книжек»; в) «сто пятьдесят миллионов»? (а – «Облако в штанах», б – «Во весь голос», в – «150.000.000»)
  13. Кто из героев Маяковского считает «Александра Семёныча Пушкина» автором оперы «Евгений Онегин»? (Победоносиков, герой комедии «Баня»)
  14. Есенин назвал стихи Маяковского «агитезами». Как, в свою очередь, Маяковский отозвался о стихах Есенина? («Кобылезы»)
  15. Восстановите пропущенные слова в реплике Есенина: «Знаешь, почему я – поэт, а Маяковский так себе – непонятная профессия? Потому что у меня <…>, а у него – шиш!» («…родина есть»)
  16. Какая из этих аббревиатур имеет отношение к Маяковскому и как она расшифровывается: ЛЦК, ОБЭРИУ, ЛЕФ, РАПП, СП СССР? (ЛЕФ – Левый фронт)
  17. Кто из русских поэтов «примирил» - уже посмертно – в своих стихах Маяковского и Есенина? (Цветаева)
  18. Вообразив себя в одном из произведений «негром преклонных годов», Маяковский указал на причину, по которой он непременно выучил бы русский язык. Что за причина? («Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»)
  19. Какая одежда, по словам Маяковского, годится для укутывания души от осмотров? (Жёлтая кофта)
  20. Продолжите цитату: «Профессор, снимите очки-велосипед! Я сам расскажу…» О чём? («…о времени и о себе»)
  21. В каком стихотворении Маяковский отказывается от любой формы самоубийства ради любви? («Лиличка!»)
  22. Назовите адресатов любовной поэзии Маяковского (Мария Денисова, Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская)
  23. Кому Маяковский адресовал «Письмо… о сущности любви»? (Товарищу Кострову)
  24. В каком произведении Маяковского герой видит, как «сидят людей половины»? Из-за чего происходит их физическое раздвоение? («Прозаседавшиеся». Из-за того, что «в день заседаний на двадцать нужно успеть» им).
  25. Будучи врагом бюрократизма, Маяковский, тем не менее, одному документу даже посвятил отдельное стихотворение. («Стихи о советском паспорте»)

II. Дискуссия: «Бесценных слов мот и транжир»

Командам предлагается защитить или раскритиковать языковые эксперименты Маяковского. Выбор позиции – защита или критика – разыгрываются между командами путём жеребьёвки. Победа присуждается той команде, которая сумела наиболее доказательно изложить по пунктам и отстоять свою точку зрения, опираясь на конкретные примеры использования языковых возможностей в произведениях Маяковского. На защиту позиции выделяется до 2 минут (используются песочные часы). Можно заработать до пяти баллов.

III. Дуэль команд («ты мне – я тебе»): «Я прохожу по строчечному фронту»

Команды задают друг другу по 5 заранее подготовленных вопросов, связанных с героями и цитатами из произведений В.В. Маяковского. Важно, чтобы вопросы охватывали как можно больше произведений поэта разных жанров. За каждый правильный ответ отвечающей команде присуждается 1 балл. Некорректно составленные вопросы (например, двусмысленные или неграмотно сформулированные) приносят минус один балл команде, составившей такой вопрос.

IV. Соревнование: «Я ухо словом не привык ласкать»

За одну минуту команды должны вспомнить и одновременно записать на выданных листах (один лист на одну команду) как можно больше неологизмов из произведений Маяковского. За каждый неологизм присуждается один балл.

V. Аналитический практикум: «О времени и о себе»

Команды получают конверты с пятью карточками, содержащими отрывки из произведений Маяковского. Задача в том, чтобы 1) определить, из какого произведения приведён отрывок; 2) найти в отрывке все художественные приёмы, использованные автором, указав цель их использования. За каждую карточку можно получить 2 балла. Таким образом, максимальное число баллов в этом конкурсе – 10.

VI. Конкурс капитанов: «Славьте меня! Я великим не чета…»

Задание капитаны получают заранее: они должны представить свою команду в стиле Маяковского. Можно заработать до 5 баллов.

VII. Конкурс выразительного чтения: «Гранёных строк босой алмазник»

VIII. Подведение итогов

В конце игры подводятся итоги, суммируются заработанные командами баллы, объявляется команда-победитель. Капитанам предоставляется слово для того, чтобы они отметили наиболее активных игроков в своей команде, выставили им оценки, которые будут носить для учителя рекомендательный характер и учтены при выставлении «официальных» оценок в журнал. Игроки, в свою очередь, путём тайного голосования выставляют оценку капитану.
Если на уроке присутствуют гости, можно дать именно им поручение оценить работу команд и отдельных игроков. Как правило, мнение посторонних людей воспринимается учащимися как более объективное, не связанное с неизбежно складывающимися в коллективе отношениями симпатии и антипатии как внутри классного коллектива, так и между педагогом и учениками.

Список литературы :

  1. Осмоловский М.В. Зачёт-игра по творчеству А.Н. Островского // Тирасполь: педагогический поиск, №3, 2003.
  2. Осмоловский М.В. Модель современного урока литературы. // Известия Научно-координационного центра Воронежского государственного педагогического университета - Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Воронеж, 2004.
  3. Осмоловский М.В. Технология многоаспектного изучения литературы как учебной дисциплины. Кишинев – Тирасполь, 2004.

Тест по творчеству В.В.Маяковского

Блок А

    Кто заставил Маяковского поверить в то, что он поэт:

а) Д.Бурлюк

б) В.Хлебников

в) С.Городецкий

г) Н.Клюев

2. Какую профессию не освоил Маяковский:

б) художник

в) режиссёр

3. Поэма «Облако в штанах» посвящена:

а) М.Денисовой

в) Т.Яковлевой

г) Э.Джонс

а) символистов

б) акмеистов

в) футуристов

г) имажинистов

5. Первые стихи Маяковский написал:

а) в гимназии

б) в Бутырской тюрьме

в) в Училище живописи, ваяния и зодчества

г) в армии

6. Первоначальное название поэмы «Облако в штанах»

а) «Про это»

б) «Разговор с Богом»

в) «Владимир Маяковский»

г) «Тринадцатый апостол»

7. Какой жанр остался невостребованным Маяковским:

б) частушка

в) повесть

8. Чему не посвящал своих гимнов Маяковский:

б) взятке

в) революции

Блок В

    Какую партийную кличку имел Маяковский, когда состоял в партии РСДРП(б)?

    Назовите троп, который мастерски использует Маяковский в стихотворении:

Слышу:

тихо, как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

    Назовите поэта, о ком Маяковский сказал: «Я люблю вас, но живого, а не мумию»?

    С каким классиком немецкой литературы поэт вступает в полемику?

Что мне до Фауста,

феерией ракет

скользящей с Мефистофелем в небесном

паркете!

    Откуда эти строки:

а) Как вам не стыдно

О представленных к Георгию

Вычитывать из столбцов газет?

б) Ведь, если звёзды зажигают -

Значит – это кому-нибудь нужно?

в) О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний

7. Образ Марии в «Облаке в штанах» - дань памяти четырём любовным драмам. Кому посвящена поэма?

Блок С

1 вариант

Что вызывает протест у героя ранней лирики Маяковского?

2 вариант

В чём видит Маяковский предназначение поэта и поэзии?