Школьная программа по русскому языку неэффективна. Бессоюзные сложные предложения. Познавательные универсальные учебные действия

Транскрипт

1 Нарвский Языковой Лицей Школьная программа по русскому языку 5 класс 105 часов, 3 часа в неделю Нарва 2015

2 Цели обучения. О бучение русскому языку в 5 классе направлено на то, чтобы учащийся: овладевал языковой системой родного языка для полноценного и свободного речевого общения во всех сферах современной жизни; имел представления о функциях языка в обществе и литературном русском языке; знал и понимал строение слова, способы образования слов в русском языке, имел представление о самостоятельных частях речи; овладевал навыками и умениями по всем видам речевой деятельности; ценил родной язык как важнейшую часть духовной культуры русского народа; осознавал место и значение русского языка среди других языков мира. Результаты обучения Ученик 5 класса 1) правильно воспринимает на слух содержание разнообразных текстов; 2) умеет на элементарном уровне анализировать текст: определять стиль и тип речи, формулировать тему и основную мысль; 3) умеет составлять простой план текста; 4) владеет монологической и диалогической речью, относящейся к повествованию, описанию и рассуждению; 5) умеет создавать устные и письменные тексты на репродуктивном и продуктивном уровне; умеет делить текст на абзацы; 6) использует навыки функционального чтения; 7) самостоятельно читает и распознает тексты разных стилей и жанров, выполняет задания к ним; 8) обладает орфографическими и пунктуационными навыками; 9) владеет нормами литературного языка в объеме изученного материала; 10) анализирует языковые единицы с точки зрения фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса.

3 Содержание обучения. Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 ч.) Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Трудные случаи ударения в словах. Понятия: фонетическая транскрипция, морфема (окончание, приставка, постфикс), однокоренные слова, орфограмма, фонетический разбор. Морфемика и словообразование (3 ч.) Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов. Переход из одной части речи в другую. Словообразовательные словари русского языка. Понятия: формообразующие и словообразующие морфемы, производящая, производная, непроизводная основы, способы образования слов в русском языке. Лексикология и фразеология (5 ч.) Основные виды тропов: олицетворение, эпитет. Жаргонизмы. Синонимия и антонимия слов разных частей речи. Лексические и стилистические нормы русского языка. Лексическая сочетаемость слов. Понятия: троп, жаргонизм, синонимия, антонимия, языковая норма, сочетаемость, словарная статья, словари русского языка. Морфология (60 ч.) Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Система частей речи в русском языке и их общая характеристика (2 ч.). Понятия: морфология, грамматика, грамматическое значение, часть речи. Существительные общего рода. Типы склонения имен существительных, их синтаксические функции (10 ч.). Понятия: самостоятельные и служебные части речи, морфологические признаки: постоянные и непостоянные, синтаксическая роль, категория числа, рода, склонения. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения прилагательных. Синтаксические функции имени прилагательного (8 ч.). Понятия: разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные, сложное прилагательное. Отличительные признаки имени числительного и его роль в предложении. Количественные и порядковые числительные. Собирательные числительные. Дробные числительные. Строение имени числительного (простого и составного). Склонение и правописание числительных. Сочетание числительных с существительными (15 ч.). Понятия: количественные и порядковые числительные, простые и составные числительные, собирательные числительные, целые и дробные числа.

4 Местоимение в системе частей речи. Местоимения как средство связи. Нормы употребления местоимений в речи (10 ч.). Понятия: разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные. Время и вид глагола. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Наклонения глагола. Спряжение глаголов. Синтаксические функции глагола (15 ч.). Понятия: инфинитив, вид, спряжение глагола, категория времени, числа, переходность и непереходность, наклонение. Синтаксис (12 ч.). Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Сочинительная и подчинительная связь. Основные виды словосочетаний. Предложение как основная единица синтаксиса. Простое предложение и сложное. Основные способы выражения подлежащего и простого сказуемого. Предложения с однородными членами. Вводные слова. Обращение. Прямая речь. Диалог. Понятия: словосочетание, сочинительная/подчинительная связь, простое/сложное предложение, подлежащее, простое сказуемое, однородные члены, вводные слова, обращение, прямая речь, диалог. Текст (5 ч.). Текст как единое целое. Тема. Сложный план. Стили речи. Основные виды текстов. Типы речи. Описание как тип речи. Понятия: текст, стили речи, типы речи. Правописание (16 ч.). Орфография (8 ч.). Правописание чередующихся гласных и согласных в корнях слов. Правописание окончаний имени существительного, имени прилагательного, глагола. Н и НН в имени прилагательном. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи. Употребление строчной и прописной букв. Понятия: приставка, окончание, корень, суффикс, корни с чередованием. Пунктуация (8 ч.). Знаки препинания в простом предложении, в предложениях с однородными членами, обращениями, вводными словами. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, с использованием диалога. Понятия: орфограмма, простое предложение, однородные члены предложения, прямая речь, диалог, обращение.

5 Сквозные темы. 1. Сквозная тема «Окружающая среда и устойчивое развитие» рассматривается в темах «Функции языка в обществе», «Литературный язык», «Строение слова», «Способы образования слов в русском языке», «Самостоятельные и служебные части речи». 2. Сквозная тема «Карьера и её формирование» рассматривается в темах «Наши помощники словари», «Словарная статья», «Нормативное ударение», «Способы образования слов в русском языке», «Самостоятельные части речи». 3. Сквозная тема «Инфотехнология и медиа» рассматривается в темах «Общие сведения о Языке», «Морфемика». 4. Сквозная тема «Безопасность» рассматривается во всех подтемах темы «Самостоятельные части речи» при выполнении практических заданий (упражнений). Интеграция с другими предметными областями и с соответствующими компетенциями. В 5 классе на уроках русского языка имеются возможности для интеграции с предметами естественнонаучного цикла (физика, химия, биология, география) при изучении тем «Общие сведения о языке» и «Самостоятельные части речи», при знакомстве с различными научными словами и их производными, также при знакомстве со стилями русского языка; с математикой при изучении темы «Имя числительное»; с литературой при работе с художественными текстами; с информатикой и черчением при работе со словарями и при составлении различных таблиц по русскому языку. Внеклассная и внешкольная деятельность по предмету. Мероприятия в рамках МО учителей русского языка и литературы на школьном и городском уровне. Школьная/городская олимпиада по русскому языку. Экскурсии. Библиотечные уроки. Учебная литература по предмету. 1. Флоренская Э., Габович Ф. Русский язык, 5 класс. Колибри, Невердинова В. Литература. Учебник-хрестоматия для 5 класса. Колибри, 2002.


რუსული ენის საგამოცდო პროგრამა დაწყებითი, საბაზო და საშუალო საფეხური შესავალი საგამოცდო პროგრამა ეყრდნობა საქართველოს განათლებისა და მეცნიერების სამინისტროს მიერ 2008 წლის 21 ნოემბერს დამტკიცებულ `მასწავლებლის

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому языку 2017 год Программа

Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждѐнной приказом директора МБОУ СОШ 5 от 01.06.2016 203 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Русский язык Класс: 10 Количество часов

Фонетика Звук как единица языка. Правила произношения. Гласные и согласные звуки. Классификация гласных и согласных звуков. Соотношение звуков и букв. Обозначение звуков на письме. Слог. Ударение и ритмика.

ОГЛАВЛЕНИЕ Об учебнике «Русский язык. Теория»........ 3 310 5 класс Роль языка в жизни общества............ 8 Русский язык один из богатейших языков мира 9 ВВОДНЫЙ КУРС Грамматика Морфология и орфография

2 Рабочая программа по русскому языку 0 класс (профильный уровень) Тематическое планирование. Тематическое планирование составлено на основе программы к учебнику «Русский язык. 0- классы» (Авторы Н. Г.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Рабочая программа по русскому языку 10 класс 68 часов (2 часа в неделю) Пояснительная записка Необходимость в создании программы возникла в связи с тем, что в учебном плане МОУСОШ 61 на преподавание русского

ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие.............................. 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира.................................. 8 2. Понятие о литературном языке........... 9 3.

1 Пояснительная записка На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, что включает в себя 204 часа за учебный год. Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом: Примерная программа по

ОГЛАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ................................................. 3 1. Зачем человеку нужен язык.................................. 3 2. Что мы знаем о русском языке...............................

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ГОУ ВПО НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ Составитель: доцент кафедры иностранных языков,

Додаток 2 до наказу Міністерства освіти і науки України від 08.12.2010 р. 1218 ПРОГРАМА зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Русский язык ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ Звуки речи.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ» ОДИНЦОВСКИЙ

Нарвский Языковой Лицей Школьная программа по русскому языку 6 класс 105 часов, 3 часа в неделю Нарва 2015 1 Цели обучения В ходе изучения предмета учащийся: 1) осознает значение русского языка как носителя

Приложение 3.1. к образовательной программе основного общего образования Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень на 2016-2017 учебный год Разработана: МО учителей русского языка и литературы

Русский язык 5 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года. Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе

УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Средняя школа 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» от 30.06.2016 260 П Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 6 класс, 6 часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета Направленность учебного предмета на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 10 класс Базовый уровень ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа составлена в соответствии с программой для 10 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык,

ПРОГРАММА вступительного испытания по предмету «Русский язык» для поступления в 2010 г. в СПбГУ на программы бакалавриата. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать свободное владение

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс Тема урока Контроль 1 Русский язык - один из развитых языков мира. 2 Проверочный тест.фонетика. Орфография. 3 Работа над ошибками. Проверочный

Тема урока Кол-во часов Тип урока Виды учебной деятельности Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала 1. Русский язык- один из развитых 1 ч Комбинир. Работа с текстом, текущий

Аннотация рабочей программы русского языка 6 класс Содержание учебного предмета, курса с указанием формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности. Язык. Речь. Общение. Русский язык

Приложение 7 к Приказу 22-16 од от 30 сентября 2016 г. Программа вступительного испытания по русскому языку и правила его проведения Форма проведения испытания Письменное вступительное испытание по русскому

1раздел Нормативные документы Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; программ общеобразовательных учреждений по русскому языку в

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 6-м классе из расчёта 6 часов в неделю (210 часов) и 5 часов в неделю (175 часов) Раздел и Тема урока Русский язык язык русского народа Введение

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» Пояснительная записка Данная программа вступительного экзамена по русскому языку предназначена для реализации государственного

1. Планируемые результаты освоения предмета Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются: - понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского

Русский язык. Учебник: Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2007. Учащиеся

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Восточное Принята на педагогическом совете Протокол 12 от «01» ноября 2016 г Утверждена приказом руководителя

Зовнішнє незалежне оцінювання 2013 року з російської мови 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Дефис между частями

2 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» На экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с правовыми нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.

Зовнішнє незалежне оцінювання 2014 року з російської мови (додаткова сесія) 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови

Порядок проведения экзамена Экзамен по русскому языку проводится в устной форме. Содержание вопросов и уровень требований определяется на основе обязательного минимума федерального государственного образовательного

Урока по п/п тема урока Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе 1 Русский язык в современном мире. 2 Русский язык как развивающееся явление 3 Язык и речь. 4 Виды речи (устная и письменная).

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса на 2016/2017 учебный год Составитель: Петренко Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Севастополь 2016 год 1 Рабочая программа

Слово основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 12 ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Директор МБОУ ООШ 12 Протокол от 30.08.17 1 Н.А. Парамонова Приказ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа 1387 Рабочая программа Предмет: русский язык УМК: Гольцова Н.В., Шамшин И.В. Класс: 10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Рекомендовано: Методическим объединением учителей русского языка и литературы Протокол от «30» 08. 2016г. 1 Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия»

Раздел. Планируемые результаты изучения курса Личностные:)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 6 класс Базовый уровень I. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому

Урока Календарно-тематический план. Русский язык. 5 класс Название раздела, темы Всего часов. О языке 3+ Ко нтр. раб. Разв. речи Дата проведения пла н факт,2,3 Зачем человеку нужен язык. 2 Что мы знаем

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

6 класс I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа по русскому языку для 6-ых классов составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый

1 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку составлена для 6 класса на основе федерального компонента государственного стандартаосновного общего образования. Программы по русскому языку

Ï. À. Ëåêàíò, Í. Á. Ñàìñîíîâ ÐÓÑÑÊÈÉ ßÇÛÊ ÑÏÐÀÂÎ ÍÈÊ Ïîä ðåäàêöèåé Ï. À. Ëåêàíòà 3-å èçäàíèå, èñïðàâëåííîå è äîïîëíåííîå Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îòäåëîì ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

Календарно-тематическое планирование Русский язык 6 класс Содержание (тема урока) Количество часов п/п I. Общие сведения о русском языке. Русский язык национальный язык русского народа. Русский язык один

Рабочая программа по русскому языку 10 класс Разработчик: С.А.Аксенова, учитель русского языка и литературы 2017 г. 1. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе примерной программы

Класс: 5 Часов в неделю: 6 Всего часов:210 п/п Календарно-тематическое планирование Предмет: русский язык Раздел, тема урока Кол-во часов на тему Практическая часть программы К Р Р Р I триместр 10,6 учебных

Русский язык 5 класс 105 часов Kuu Õpitulemused Õppesisu Kohustuslik hindamine I четверть сентябрь 1.Знают, чем отличается текст от группы предложений, определяют тему и основную мысль текста. 2.Видят

Рабочая программа по русскому языку состоит из 4 разделов: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 2. Содержание учебного предмета 3.Тематическое планирование (с указанием количества часов

1. Пояснительная записка Рабочая программа по факультативному занятию «Родное слово» в 8 «Б» классе (I вид) основного общего образования составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский

Дат а Тема урока Содержание урока основные термины и понятия 1 Введение. Слово о русском языке. Русский язык среди языков мира, русский литературный язык, язык межнационального общения. Функциональные

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дятьковская средняя общеобразовательная школа 3» Рабочая ПРОГРАММА по русскому языку для 6 класса учителя русского языка и литературы Составитель:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 0 КЛАСС УЧИТЕЛЯ ЛАБУСОВОЙ А.С. 207/208 УЧЕБНЫЙ ГОД ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по русскому языку для 0 класса создана на основе программы к учебнику «Русский

Программа по русскому языку для абитуриентов 2010г. ФОНЕТИКА. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Ударение. Основные нормы современного русского

Рабочая программа по русскому языку 7 класс на 206 207 уч. год п. Большой Исток 206 г Статус документа Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального

013 г. 5 8 7 9 10 11 1 Наименование разделов и тем Раздел 3 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 5-м классе из расчёта 6 часов в (210 часов) и 5 часов в (175 часов) Раздел и учебника Ты изучаешь русский язык (2 ч/1 ч) расчёта в при 6 ч в

Приложение (ООП ООО) УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Успенской СОШ от 3.08.207 49/0-07 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 7 класс Соответствует ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки

Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен: Знать и понимать: - связь языка и истории, культуры русского и других народов; - смысл понятий.

Программа по РЯ – это осн гос документ, кот руководствуется учитель в своей практической деят-ти.Программа вкл след структурные Эл-ты: пояснит записка, программа, приложения.

В программе есть пояснит записка, в кот отражены: цель, задачи, подходы (системно-функцион (до 60 г.), коммуникативно-деятельный, лингво-культурологический), кот способствуют формир различных видов компетенции (знаний).

Современный этап развития методики характеризует и новые подходы к определению целей предмета РЯ. Сегодня они определяются через лингвистическую, языковую, коммуникативную и культуроведческие компетенции.

В компетентности выделяются следующие характеристики:

1)обладание специфическими способностями, включающими в себя личностные черты и характеристики поведения, значимые для данной деятельности;

2)способность получать высокие результаты в определенной в деятельности, которая не обязательно опосредована природными данными, интеллектом или полученным образованием;

3) наличие не только знаний, но и практических умений;

4)разные компетентности в процессе обучения и обыденной практике;

5)многокомпонентность компетентности, что обуславливает наивысшую успешность в той или иной деятельности.

Лингвистическая компетенция. Теоретический уровень: сведения о языке как знаковой системе и общественном явлении через усвоение комплексов понятий (звук, морфема, слово); представление об устройстве РЯ, его развитии и функционировании; знания о лингвистике как науке; элементы истории науки, сведения об ученых – лингвистах и методах лингвистического анализа. Практический уровень: умение опознавать звуки, ЧР, члены предложения и т.д.; уметь классифицировать языковые явления; уметь анализировать факты языка, проводить различные разборы. Личностный уровень: становление познавательной культуры и лингвистического мировоззрения; воспитание интереса к предмету, уважение и любовь к родному языку, развитие логического мышления, памяти, воображения.

Языковая компетенция. Теоретический уровень: овладение богатством самого языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; освоение норм. Практический уровень: умение правильно, точно, выразительно, ясно, логично, уместно выражать свои мысли, используя различные способы выражения. Личностный уровень: становление речевой культуры и адекватного способа самовыражения.

Коммуникативная компетенция. Теоретический уровень: знание речеведческих понятий (текст, тема, связь); понимание речевой ситуации и ее условий (где с кем, когда, зачем), знание правил речевого этикета, приемов речевого поведение в разных ситуациях общения. Практический уровень: уметь выбрать нужную языковую форму, способ выражения, сообразно коммуникативной ситуации; владеть разными видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, слушание); адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения (выразительное, беглое и тд.), создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога и диалога. Личностный: самореализация, самоактуализация через полноценную коммуникацию

Культуроведческая компетенция. Теоретический: осознание языка, как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики РЯ и русского речевого и невербального поведения. Происходит формирование языковой картины мира. Практический: владеть национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, культурой, межнационального общения. Личностный: развитие духовно-нравственного мира, национального самосознания, формирование ценностных ориентаций, в том числе к родному языку, народу, другим нациям. Коммуникативная компетенция нуждается в расширении. В.В. Девятко предлагает: перцептивные качества, интерактивные и расширение коммуникативных.

Ведущей функцией РЯ является научить полноценно пользоваться родным языком во всех видах речевой деятельности (говорю-слушаю, читаю-пишу), формах (устная письменная, монолог, диалог), в разных видах речевых ситуаций. Учебные и жизненные задачи должны идти не параллельно, а совместно. Соединение этого видится в коммуникативной направленности преподавания, т.е. в осмыслении языка, как средства самоопределения личности, ее культурной самореализации и обучение ему как средству коммуникации.

Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании опирается на структуру интеллектуальной деятельности (мотив, цель, ориентировка, планирование, реализация, контроль). При коммуникативно-деятельностном подходе меняется системно - образующая основа курса. В новом курсе системно-образующую основу составляют учение речевой деятельности, а язык и нормы правописания рассматриваются как средства реализации этой системы. Важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения РЯ является использование текста в качестве высшей дидактической единицы обучения. Опора на текст обеспечивает единство процессов формирования компетенций.

Текстоцентрический подход обусловлен и функциями текста в учебнике. Через текст реализуются не только цели обучения, но и усваивается культура народа и духовно-нравственные ценности.

В пояснит записке указ принципы:

1. линейно-опережающий

2. концентрический.

Учеб материал группир-ся по блокам. Можно выделить 8 блоков :

1.Язык и речь. Культура речи. Стили речи. Жанры речи. Текст.

2. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

3. Орфография.

4. Лексика и фразеология.

5. Грамматика.

6. Морфология.

7.Синтаксис и пунктуация.

8. Словообразование.

Языковой курс каждого класса открывается разделом «текст». Учитель проводит в каждом классе работу (обуч., контр) по развитию связной речи. Это осуществл параллельно с изучением всех разделов языка. В 5-11 кл получают дальнейшее развитие ЗУН, кот уч-ся получили в начальной школе.

В разделе «Программа» указывается общее кол-во часов по РЯ для каждого класса. В первых пунктах программы по каждому разделу школьн курса определ языковой материал, подлежащий усвоению, перечень умений по культуре речи, кот должны овладеть уч-ся. Во вторых пунктах указ требования к ЗУН уч-ся.

Описание

Год выпуска: 2011-2012
Страна: Россия
Жанр: обучение
Разработчик: interneturok.ru
Продолжительность: урок ~ 00:15:00
Язык: русский

Видеоуроки по русскому языку для 5-11 классов от сайта interneturok.ru. Все уроки проводят заслуженные учителя России и учителя высших категорий.

Скриншоты

5 класс

01.Повторение изученного в начальных классах

  • 07.Ь после шипящих на конце имён существительных, прилагательных и глаголов

02.Синтаксис. Пунктуация

  • 01.Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании
  • 02.Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.mp4
  • 05.Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения.mp4
  • 06.Дополнение
  • 07.Определение
  • 08.Обстоятельство
  • 09.Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения
  • 10.Обращения
  • 11.Синтаксический разбор простого предложения
  • 12.Сложное предложение. Понятие о союзной и бессоюзной связи
  • 13.Синтаксический разбор сложного предложения
  • 14.Знаки препинания при прямой речи
  • 15.Диалог

6 класс

01.Лексика. Фразеология

  • 01.Повторение изученного в 5 классе. Отличие многозначных слов от омонимов
  • 02.Повторение изученного в 5 классе в разделе Лексика. Отличие синонимов от антонимов
  • 03.Словари русского языка
  • 04.Устаревшие слова. Неологизмы
  • 05.Слова, ограниченные в употреблении. Жаргонизмы и профессионализмы
  • 06.Усыновленные заимствованные слова в русском языке
  • 07.Общеупотребительные и диалектные слова
  • 08.Фразеологизмы
  • 09.Фразеологизмы и их происхождение
  • 10.Этимология слов русского языка

  • 01.Повторение изученного в 5 классе в разделе Словообразование. Морфемы и их функции
  • 02.Основные способы образования слов в русском языке
  • 03.Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР- -ГАР-
  • 04.Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
  • 05.Буквы Ы и И после приставок на согласные
  • 06.Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.mp4
  • 07.Правописание соединительных гласных О и Е.mp4
  • 08.Сложносокращенные слова
  • 09.Морфемный и словообразовательный разбор слова

03.Имя существительное

  • 01.Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. Имя существительное как часть речи
  • 02.Разносклоняемые имена существительные. Склонение существительных на -МЯ. Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ
  • 03.Имена существительные общего рода.mp4
  • 04.Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных
  • 05.НЕ с существительными
  • 06.Правописание суффиксов существительных

04.Местоимение

  • 01.Местоимение как часть речи
  • 02.Личные местоимения
  • 03.Возвратные местоимения

05.Глагол

  • 01.Переходные и непереходные глаголы

7 класс

01.Введение

  • 01.Русский язык как развивающееся явление.mp4

02.Повторение изученного в 5-6 классах

  • 01.Лексика и фразеология часть 1.mp4
  • 02.Лексика и фразеология часть 2
  • 03.Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова
  • 04.Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
  • 05.Морфология. Морфологический разбор слова
  • 06.Стили литературного языка научный, официально-деловой, публицистический
  • 07.Текст. Стили речи

03.Причастие

  • 01.Понятие о причастии
  • 02.Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
  • 03.Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
  • 04.Действительные и страдательные причастия
  • 05.Краткие причастия
  • 06.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
  • 07.Морфологический разбор причастий.mp4
  • 08.Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.mp4
  • 09.Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.mp4
  • 10.Обобщение сведений о причастии

04.Деепричастие

  • 01.Понятие о деепричастии.mp4
  • 02.Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.mp4
  • 03.Написание НЕ с деепричастиями
  • 04.Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.mp4
  • 05.Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. Контрольный урок

05.Предлоги

  • 01.Употребление предлогов
  • 02.Непроизводные и производные предлоги
  • 03.Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов

06.Союзы

  • 01.Союз как часть речи
  • 02.Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении.mp4
  • 03.Сочинительные союзы
  • 04.Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов
  • 05.Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном
  • 06.Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

07.Частицы

  • 01.Понятие о частице
  • 02.Разряды частиц. Формообразующие частицы
  • 03.Смысловые частицы. Продолжение темы.mp4
  • 04.Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц
  • 05.Отрицательные частицы.mp4
  • 06.Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-

08.Междометия

  • 01.Знаки препинания при междометиях

8 класс

01.Глава 1. Введение

  • 01.Функции русского языка в современном мире

02.Глава 2. Повторение изученного в 5-7 классах

  • 01.Фонетика. Лексика. Орфография.mp4
  • 02.Словообразование. Орфография
  • 03.Стили речи. Строение текста
  • 04.Морфология. Орфография

03.Глава 3. Словосочетание

  • 01.Словосочетание. Его строение и грамматическое значение
  • 02.Связь слов в словосочетании
  • 03.Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.mp4
  • 04.Неполные предложения

04.Глава 4. Двусоставные предложения. Главные члены предложения

  • 01.Подлежащее.mp4
  • 02.Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.mp4
  • 03.Составное именное сказуемое
  • 04.Тире между подлежащим и сказуемым.mp4

05.Глава 5. Второстепенные члены предложения

  • 01.Дополнение
  • 02.Определение
  • 03.Приложение
  • 04.Обстоятельство. Группы обстоятельств по значению.mp4

06.Глава 6. Односоставные предложения

  • 01.Определенно-личные предложения
  • 02.Неопределённо-личные предложения
  • 03.Обобщённо-личные предложения
  • 04.Безличные предложения
  • 05.Назывные предложения
  • 06.Неполные предложения

9 класс

01.Введение

  • 01.Международное значение русского языка.mp4

02.Комплексное повторение

  • 01.Словосочетание, предложение, виды предложений
  • 02.Повторение омонимичных частей речи.mp4
  • 03.Знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах тире между подлежащим и сказуемым орфограмма в корне.mp4

03.Сложное предложение

  • 01.Основные виды сложных предложений

04.Развитие речи

  • 01.Стили речи обобщение изученного
  • 02.Рецензия на книгу
  • 03.Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи.mp4
  • 04.Повторение орфографии. Правописание одной и двух Н в различных частях речи
  • 05.Аннотация

05.Сложносочинённые предложения

  • 01.Союзы и значения сложносочиненных предложений
  • 02.Знаки препинания в сложносочинённых предложениях
  • 03.Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Ч.2.mp4
  • 04.Обобщение и систематизация материала по теме Сложносочинённые предложения.mp4
  • 05.Основные группы сложносочинённых предложений. Сочинительные союзы.mp4
  • 06.Итоговая работа

06.Сложноподчинённые предложения

  • 01.Строение сложноподчинённых предложений
  • 02.Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
  • 03.Роль указательных слов в подчинении предложений.mp4
  • 04.Особенности присоединения придаточных предложений к главному
  • 05.Основные группы сложноподчинённых предложений по значению.mp4
  • 06.Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
  • 07.Сложноподчинённые предложения с придаточными степени, образа действия.mp4
  • 08.Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.mp4
  • 09.Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и цели.mp4
  • 10.Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными.mp4
  • 11.Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.mp4
  • 12.Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.mp4
  • 13.Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.mp4
  • 14.Закрепление темы Сложноподчинённое предложение.mp4
  • 15.Контрольная работа по теме Сложноподчинённые предложения тестирование.mp4
  • 16.Повторение. Правописание глаголов и глагольных форм.mp4

07.Бессоюзные сложные предложения

  • 01.Закрепление и обобщение материала по теме Бессоюзные сложные предложения

Шилина Светлана - учитель русского языка с 18-летним стажем. Мультимедийными ресурсами, ставшими столько популярными в наше время у учителей по всему миру, она пользуется уже давно. Специально для нашего сайта Светлана собрала 10 наиболее удобных и эффективных Интернет-сайтов, помогающих в изучении русского языка не только педагогами и репетиторами, но и ученикам, изучающих школьную программу самостоятельно.

1. ЯКласс
www.yaklass.ru

  • ЯКласс - образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей.
  • Регистрация нужна.

Использую этот сайт в начале учебного года для повторения изученного материала. Детям интересно решать тесты, т.к. задания довольно легкие. Можно составлять проверочные работы, но я этого не делала. Задания на сайте не являются обязательными, выполняются на дополнительную оценку.

Материал на сайте изложен доступно, может быть понятен и ученикам, и родителям. Тестовые задания вариативные, выделяется три уровня сложности. Подойдет для слабых учеников и учеников, которые хотят повторить материал. Использую ресурс в работе с 5-7 классами. Сайт удобен при использовании. Он помогает внести разнообразие при подготовке домашнего задания.

2. Интернет-урок
interneturok.ru

  • Видеоканал
  • Все предметы школьной программы
  • Регистрация не нужна.
  • Условия пользования: бесплатно.

Использую этот ресурс как фрагмент урока русского языка или литературы как вариант подачи нового материала, иллюстративный материал.

Уроки интересны, ребята с удовольствием смотрят и слушают объяснение. Использовать ресурс удобно, если в классе есть интернет, т.к. я не все уроки нашла для скачивания. Ресурс подходит для самостоятельного образования. Я использую его для объяснения легких тем, где не требуется кропотливой, пошаговой инструкции учителя. Как вариант при объяснении темы «Лексика» , «Морфемика» или биография писателя. Педагогу ресурс помогает внести разнообразие в урок, использовать иллюстративный материал, освежить свои знания. Ученикам позволяет услышать «другой» голос на уроке.

3. HtieTU
ege.sdamgia.ru

  • Образовательный портал.
  • Все предметы школьной программы
  • Регистрация нужна, если нужно проверить работу на компьютере. Если учитель использует ресурс для подготовки раздаточного материала, то можно не регистрироваться.
  • Бесплатно.

Использую для подготовки раздаточного материала, рекомендую для самостоятельной работы дома, для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Когда я готовила учеников к сдаче ЕГЭ, этот портал был для меня спасением. Большое количество вариантов, возможность составлять свой вариант из имеющихся заданий. При самостоятельной подготовке ученики могут задать вопрос эксперту, если не согласны с выставленными баллами или не поняли, как отвечать на вопрос теста. Сайт очень удобен в использовании, оформление удачное. Использовала для подготовки к экзаменам, задания тестов соответствуют демонстрационным материалам. Уровень сложности- обычный тест ЕГЭ. Педагогу ресурс будет существенной поддержкой при подготовке учащихся к ЕГЭ, ученикам позволит подготовиться к экзамену самостоятельно, не прибегая к услугам репетиторов. Мои ученики, которые пользовались этим порталом, сдали экзамены лучше, чем писали диагностические работы в течение года

4. Незнайка
neznaika.pro

  • Образовательное сообщество
  • Все предметы школьной программы
  • Регистрация нужна
  • Бесплатно

Использую для подготовки раздаточного материала, рекомендую для самостоятельной работы дома, для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Еще один сайт, к которому я обращалась при подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Недавно появились задания к ВПР. Содержит большое количество вариантов для подготовки и проведения пробной и диагностической работы в формате экзамена, а также возможность генерировать свой вариант теста из имеющихся заданий. Кроме того на сайте есть банк сочинений, эссе, которые можно использовать в качестве образца при написании своей работы. Сайт очень удобен в использовании, оформление удачное. Использовала для подготовки к экзаменам, задания тестов соответствуют демонстрационным материалам. Уровень сложности- обычный тест ЕГЭ. Педагогу ресурс будет существенной поддержкой при подготовке учащихся к ЕГЭ, ученикам позволит подготовиться к экзамену самостоятельно, не прибегая к услугам репетиторов.

5. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
saharina.ru

  • Образовательный сайт
  • Русский язык и литература
  • Регистрация нужна, если используете платные услуги.
  • Проверка сочинения ОГЭ - 150 руб. Проверка сочинения ЕГЭ - 300 руб.
  • Использую для подготовки раздаточного материала

Этот сайт содержит тесты по русскому языку , которые могут использоваться непосредственно в ходе урока. После тестирования ученики сразу видят свои ошибки, а учитель оценивает работу класса по таблице результатов и планирует дальнейшую учебную деятельность. Кроме того, интерактивные тесты - это и средство дистанционного обучения, индивидуальной работы с учащимися. Решая интерактивные варианты ЕГЭ по русскому языку , будущие выпускники имеют возможность оценить уровень своих знаний и степень готовности к сдаче Единого государственного экзамена. Учащиеся 9-х классов при подготовке к Государственной итоговой аттестации могут самостоятельно работать с интерактивными вариантами ГИА по русскому языку . В своей работе я использую этот сайт редко, но он удобен для учеников. Оформление грамотное, сайт удобен в использовании. Нет возможности скачать варианты заданий.

6. Сайт Перовой Инессы Николаевны
perova3.jimdo.com

  • Образовательный сайт
  • Русский язык и литература
  • Регистрация не нужна.
  • Бесплатно

Мой любимый сайт. Использую его в качестве иллюстративного материала на уроках, для подготовки раздаточного материала, для подготовки уроков.

Сайт содержит очень много материала для подготовки к урокам русского языка и литературы. В разделе «Ученикам» опубликованы схемы, интерактивные тренажеры и задания, тесты. Материал расположен удобно и доступно изложен. Будет понятен и ученикам, и родителям. Учителю он будет полезен в качестве подспорья для подготовки к урокам. В разделе «Материалы к урокам» можно найти презентации, аудио и видеоролики ко многим произведениям школьной программы, а также карточки для индивидуальной работы. Материалы, подготовленные автором, позволяют разнообразить урок, и стимулируют к творчеству учителя.

7. Грамота.ру
www.gramota.ru

  • Справочно-информационный портал
  • Русский язык
  • Регистрация не нужна
  • Бесплатно

Основной раздел использования - словари. На портале собрано множество словарей русского языка, есть возможность проверить написание слова, узнать его значение, историю и т.п. Есть раздел «Интерактивный диктант», позволяющий проверить грамотность учащихся и учителей, раздел «Учебник Грамоты» содержит теоретический материал в конспектной форме и интерактивное упражнение к теме. Проверка осуществляется компьютером сразу же. Здесь же в разделе «Запоминалки» забавные стихи на различные правила как начальной, так и средней школы. Очень удобный и красивый сайт. Подойдет как для слабых учеников, так и для тех, кто хочет освежить знания. Учитель может рекомендовать сайт ученикам и родителям для работы дома, использовать на уроке. Для ребенка этот сайт станет помощником при проверке написанного или создании доклада, а также повторении или закреплении темы.

8. Фоксфорд
foxford.ru/teacher-dashboard

  • Центр онлайн-обучения
  • Все предметы
  • Регистрация нужна
  • Есть платные услуги. Я не использую платные услуги на «Фоксфорде», поэтому точно не могу назвать стоимость. Заказ удостоверения на пройденные курсы повышения квалификации (бесплатные) -490 рублей

Использую сайт для подготовки к олимпиадам.

Я использую сайт не в полной мере. Меня интересует подготовка учеников к олимпиадам и курсы повышения квалификации. В качестве подготовки к олимпиадам «Фоксфорд» мне очень нравится и служит большим подспорьем. Я рассылаю приглашения ученикам на олимпиаду, и они решают задания. После публикации результатов олимпиады идет разбор заданий, что очень удобно, т.к. позволяет избежать ошибок в следующем сезоне олимпиад. Олимпиадный сезон длится месяц, задания можно решать не по порядку, в течение всего времени. Это удобно, можно разобрать подобное или это задание в классе или на индивидуальном занятии. Дизайн и подача материала удобны. Задания олимпиады сложные, ребятам нужно хорошо подумать, чтобы решить. Ресурс помогает развить интерес к предмету, подготовить ребят к Всероссийской олимпиаде школьников, развить мотивацию. Мои ученики с удовольствием участвуют в олимпиадах «Фоксфорда» по русскому языку и другим предметам. С каждым сезоном количество участников увеличивается, а это очень приятно мне как учителю.

В прошлом году на сайте «Фоксфорд» были занятия по профориентации. Очень интересные лекции, которые могли быть полезными для классных руководителей 8-11 классов.

9. Меташкола
metaschool.ru

  • Онлайн-школа дополнительного образования детей
  • Математика, русский язык, физика, информатика, окружающий мир, английский, немецкий, китайский языки, шахматы.
  • Регистрация нужна
  • Бесплатные олимпиады и викторины. Стоимость курсов от 900 до 1500 рублей, кружка - 1800-2000 рублей.

Задания олимпиады «Меташколы» нужно выполнять строго в течение указанного часа. Обычно это 19-20 часов по московскому времени в указанный день. Олимпиада по русскому языку включает 7 заданий. Задания гораздо проще, по сравнению с «Фоксфордом». Диплом выдается в течение 1.5-2 часов после окончания олимпиады. Учителю высылается благодарственное письмо при наличии 3 призеров. Очень простой и удобный дизайн сайта, доступные задания для учеников 1-9 класса. Платные услуги я не использую, поэтому о качестве сказать не могу. Результат использования- повышение интереса к олимпиадным заданиям, предмету, подготовка к олимпиаде по русскому языку.

10. Знаника
znanika.ru

  • Электронная дистанционная школа
  • Русский язык,математика, информатика
  • Регистрация нужна
  • Организационный взнос 70 рублей.

Использую для подготовки учащихся к олимпиаде.

Еще один сайт для подготовки к олимпиадам. Его существенный минус для моего класса - оплата. Задания олимпиад интересные, но сайт больше ориентирован на математику. Мои коллеги используют его чаще, чем я и очень довольны.

Любая программа определяет систему основных знаний о языке и умении пользоваться им в устной и письменной речи, а также последовательность работы над ними; в программе должно указываться примерное время, необходимое для изучения той или иной темы.

Состав и структура программы. Школьная программа состоит из двух основных компонентов: объяснительной записки и собственно программы.

Объяснительная записка - это компонент программы, определяющий основы организации учебного процесса по русскому языку в школе: цели (задачи) курса в целом и отдельных его частей, состав и направления в работе, место в системе школьных дисциплин, основные методические средства, преемственность с предыдущим этапом и межпредметные связи. Объяснительная записка в программе более всего подвержена изменениям, так как в наибольшей степени отражает потребности социальной жизни того или иного времени.

Собственно программа - это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей. При определении последовательности изучения русского языка от класса к классу берутся в расчет следующие факторы: состав и структура самого языка и психологические особенности овладения учащимися изучаемым материалом. Первый фактор диктует линейное расположение материала от класса к классу - от единиц низшего уровня языка к единицам высшего уровня. Линейный курс, таким образом, составляет следующую последовательность: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, стилистика. Второй фактор - особенности овладения детьми изучаемым материалом - в той или иной мере вносит изменения в последовательность расположения программного материала и включает в него другие темы. Так, начиная с программы 1938 г. школьный курс русского языка в V классе до изучения фонетики начинается с пропедевтического курса синтаксиса и пунктуации; в начале и в конце курса каждого класса вводится повторение пройденного по русскому языку.

В данное время существует два типа программ: линейная и линейно-ступенчатая. При построении линейно-ступенчатой программы потребовалось решить две задачи: преодолеть разрыв в уровне знаний между начальными и средними классами и намечающуюся перегрузку учащихся в связи с переносом начала изучения систематического курса на год ниже. Было предложено ступенчатое изложение некоторых тем: лексику, словообразование, имя существительное, имя прилагательное изучать в V и VI классах, глагол - в V, VI и VII классах, синтаксис - в V, VII

(частично), VIII и IX классах. В виде ступеней определяется работа по развитию связной речи соответственно от V до IX класса. При делении учебного материала на ступени учитывались его сложность и предварительное знакомство в начальных классах: более простой материал и в какой-то мере знакомый детям оставлялся на первой ступени, а более сложный переносился на вторую или даже на третью ступень.

В структуре школьной программы по русскому языку выделяются два уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органически связанные, но самостоятельные программы для каждого класса. Следовательно, школьная программа в целом - это совокупность поклассных программ, тесно связанных друг с другом. Эту совокупность поклассных программ называют схемой программы школы по русскому языку.

Структура программы второго уровня (уровня каждого класса) представляет собою перечень изучаемых тем, расположенных в определенной последовательности. Эту совокупность тем программы каждого класса называют схемой программы класса по русскому языку. В нее входят следующие компоненты: сведения о языке; повторение пройденного в предыдущем классе; грамматика и правописание; повторение пройденного в конце года; развитие связной речи; требования к знаниям и умениям учащихся данного класса.

Структура языковой части школьного курса. Языковая часть курса каждого класса состоит в каждой теме из двух компонентов: из сведений о языковых явлениях, включенных в программу данного класса (они помещены под пунктом I), и требований к работе по культуре речи (они даны под пунктом II).

Фрагмент одной из программ V класса.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч) 1

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные - строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ë, ю, я . Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника. Умение произносить гласные и согласные перед гласным е . Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

В первые пункты программы помимо сведений о языке включаются названия орфограмм и пунктуационных правил, изучаемых параллельно с данной темой.

Фрагмент из программы VIII класса.

Прямая и косвенная речь
(6 ч)

I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Во вторые пункты программы включаются два вида материала: один из них - это требования правильности и уместности употребления изучаемых языковых явлений, например: соблюдение правильной интонации при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения; умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; умение употреблять формы одних наклонений в значении других.

Во вторые пункты включаются также требования к общеучебным умениям, которыми учащиеся должны овладеть, например: умение пользоваться толковым словарем, орфографическим словарем.

Структура речевой части школьного курса. В речевую часть школьной программы каждого класса, которая называется "Развитие связной речи", включены два вида учебного материала: речеведческие понятия и виды работ по развитию связной речи.

Сведения о речи по-разному организованы в линейной и линейно-ступенчатой программах. В одной из линейных программ они даются в конце курса каждого класса, в другой - в особой отдельной программе под названием "Речь". В линейно-ступенчатой программе сведения о речи под пунктом III включены в каждую тему, что обеспечивает тесную связь изучения строя языка с обучением детей пользованию языком в собственной речи.

Речеведческие понятия даны ступенчато в V, VI и VII классах. Они отражают, во-первых, типологию текстов по их функционально-смысловым свойствам (текст, повествование, описание, рассуждение) и по связи с разновидностями литературного языка (стиль, разговорный стиль, публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, художественный стиль), во-вторых, текстообразующие явления (тема текста, основная мысль текста, план - простой и сложный -текста, часть текста, средства связи частей текста, виды связей частей текста).

Виды работ по развитию связной речи рассредоточены по всем классам, начиная с V и кончая IX классом. К ним относятся изложения и сочинения. Ступенчатая их подача от класса к классу основывается на учете следующих факторов: сложности вида работы и содержания высказывания. В соответствии с первым фактором в V классе из трех видов изложений предлагается работать только над двумя: подробными и сжатыми; третий вид - выборочное изложение - включен в программу VI класса. Второй фактор учитывался при определении объектов описания. Так, в V классе предлагается описывать несложный отдельный предмет, животное, а более сложные объекты предлагается описывать в VI классе (интерьер, пейзаж), в VII классе (внешность человека), в VIII классе (местность) и т.д.

Требования к знаниям и умениям в программе. Соответствующий раздел программы впервые был включен в "Типовые программы по русскому языку для восьмилетней и средней школы с русским языком обучения (IV-VIII классы)" (М., 1978).

В программе по русскому языку для русской школы РСФСР аналогичный раздел появился в 1979 г. В этом разделе отсутствуют требования к знаниям учащихся. Имеется в нем перечень учебно-языковых умений (умение разбирать слова и предложения). Отсутствует обобщенный перечень орфографических, пунктуационных умений. Вместо них повторяются виды орфограмм и пунктуационных правил, в соответствии с которыми учащиеся должны грамотно писать свои письменные высказывания. Нет и обобщенных речевых (коммуникативных) умений. Вместо них дается повторение перечисления видов работ, которые учащиеся должны уметь выполнять.