Сочинение по произведению на тему: Судьба русской женщины -крестьянки

Сочинение Некрасов Н.А. - Кому на Руси жить хорошо?

Тема: - Судьба русской женщины -крестьянки.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены,потеряны
У бога самого!..

Некрасов первый начал писать о женщинах крестьянках, об их судьбе, жизни, о счастье и несчастье. Он написал о суровой.В своем творчестве он описывает женщину -крестьянку как бесправную, задавленную тяжёлым рабским трудом, но сохранившую физическую и духовную красоту. Другие писатели, например, Пушкин, Лермонтов больше писали о женщинах высшего света. Эти дамы, незнающие нужды, голода, ведь они были очень богаты. А писатели даже не подозревали,какая интересная,но в то же время трудная бывает жизнь крестьянской женщины.

Так как я считаю эту проблему актуальной для нашего времени, мне хочется показать её на примере Матрёны Тимофеевны, героини поэмы Некрасова.

Матрёна Тимофеевна - красивая,осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Несмотря на то,что ей очень тяжело приходилось в жизни, характер у неё был стойкий. Она терпелива к своей семье,где её оскорбляют и заставляют работать,как рабыню.
До замужества Матрёна Тимофеевна жила счастливо. У неё была хорошая непьющая семья. Жила она в своё удовольствие. На парней она не вешалась, но жених ей всё-таки нашёлся.
Вышла она замуж за Филиппа Корчагина. В этой семье Матрёне Тимофеевне жилось очень плохо. Муж её удерживал,чтобы она не ругалась со свёкром, свекровью, золовками. Только один дедушка Савелий к ней хорошо относился.
Скоро у Матрёны родился первый сын Дёмушка. Она его очень любила и всё время ходила с ним в поле. где работала. Но однажды свекровь воспротивилась этому, и тогда Матрёна оставила Дёму с дедом Савеличем. Когда она вернулась с поля, сын был мёртв.
Был у Матрёны Тимофеевны второй сын, Федотушка. И с ним произошло несчастье, из-за которого пострадала мать:

Подпасла малолетнего.
По младости, по глупости
Простить: а бабу дерзкую
Примерно наказать!

Но одним несчастьем не обошлось. Мужа забрали в рекруты. Без мужа Матрёне Тимофеевне пришлось ещё туже, сама она голодала,пытаясь прокормить семью. Ей пришлось идти в город к губернаторше и просить её, чтобы та вернула её мужа из рекрутов. И губернаторша помогла ей. Муж вернулся домой.
Много было несчастья в жизни Матрёны Тимофеевны, но и счастье было. Все эти события закалили её характер, волю.
Трудно,очень трудно жить женщине-крестьянке. Много забот на её плечах. И дом, и дети, и муж, и работа. Тяжело жить ей. И некогда крестьянке о счастье задумываться, а если и будет время, то невольно напрашивается вопрос: Так где же они, ключи от счастья женского? Неужели их не существует?

Страница 2 из 3

Часть вторая
КРЕСТЬЯНКА
Пролог

“Не все между мужчинами
Отыскивать счастливого
Пощупаем-ка баб!” -
Решили наши странники
И стали баб опрашивать.
...Сказали как отрезали:
“У нас такой не водится,
А есть в селе Клину:
Корова холмогорская
Не баба! доброумнее
И глаже - бабы нет.
Спросите вы Корчагину
Матрену Тимофеевну,
Она же: губернаторша...”
Идут странники и любуются хлебами, льном:
Вся овощь огородная
Поспела: дети носятся
Кто с репой, кто с морковкою,
Подсолнечник лущат,
А бабы свеклу дергают,
Такая свекла добрая!
Точь-в-точь сапожки красные,
Лежат на полосе.
Набрели странники на усадьбу. Господа живут за границей, приказчик ри смерти, а дворовые бродят как неприкаянные, смотрят, что можно стянуть: В пруду всех карасей повыловили.
- Дорожки так загажены,
Что срам! у девок каменных
Отшиблены носы!
Пропали фрукты-ягоды,
Пропали гуси-лебеди
У холуя в зобу!
С барской усадьбы пошли странники в деревню. Легко вздохнули странники:
Им после дворни ноющей
Красива показалася
Здоровая, поющая
Толпа жнецов и жниц,..
Они встретились с Матреной Тимофеевной, ради которой проделали неблизкий путь.
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
“Что нужно вам, молодчики?”

Странники уговаривают крестьянку рассказать о своей жизни. Матрена Тимофеевна отказывается:
“У нас уж колос сыпется,
Рук не хватает, милые”
- А мы на что, кума?
Давай серпы! Все семеро
Как станем завтра - к вечеру
Всю рожь твою сожнем!
Тогда она согласилась:
“Не скрою ничего!”
Пока Матрена Тимофеевна управлялась с хозяйством, мужики уселись около скатерти самобранной.
Уж звезды рассажалися
По небу темно-синему,
Высоко месяц стал,
Когда пришла хозяюшка
И стала нашим странникам
“Всю душу открывать...”

Глава I
ДО ЗАМУЖЕСТВА

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
Родители нежили дочку, да не долго. По пятому годку стали приучать к скотине, а с семи лет она уже сама ходила за коровой, носила отцу обед в поле, утят пасла, ходила за грибами и ягодами, сено ворошила... Работы хватало. Петь и плясать была мастерица. Посватался Филипп Корчагин - “питерщик”, печник.
Тужила, горько плакала,
А дело девка делала:
На суженого искоса
Поглядывала втай.
Пригож-румян, широк-могуч,
Рус волосом, тих говором -
Пал на сердце Филипп!
Матрена Тимофеевна поет старинную песню, вспоминает свою свадьбу.

Глава II
ПЕСНИ

Странники подпевают Матрене Тимофеевне.
Семья была большущая,
Сварливая... цопала я
С девичьей холи в ад!
Муж ушел на работы, а ей велел терпеть золовок, свекра, свекровь. Муж вернулся и повеселела Матрена.
Филипп на Благовещенье
Ушел, а на Казанскую
Я сына родила.
Каким красавцем был сынок! А тут замучил своими ухаживаниями господский управляющий. Матрена кинулась к дедушке Савелию.
- Что делать! Научи!
Из всей мужниной родни, один дедушка жалел ее.
- Ну, то-то! речь особая
Грех промолчать про дедушку.
Счастливец тоже был...

Глава III
САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

Савелий, богатырь святорусский.
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как нз лесу,
Согнувшись, выходил.
Вначале она его боялась, что, если он распрямится, пробьет головой потолок. Но распрямиться он не мог; ему, по рассказам, было сто лет. Дед жил в особой горнице
Семейки недолюбливал,..
К себе никого не пускал, а семья называла его “клейменым, каторжным”. На что дед весело отвечал:
“Клейменый, да не раб!”
Дед часто зло подшучивал над родственниками. Летом он добывал в лесу грибы и ягоды, птицу и мелких животных, а зимой разговаривал сам с собой на печи. Однажды Матрена Тимофеевна поинтересовалась, почему его зовут клейменым каторжным? “Я каторжником был”, - ответил он.
За то что немца Фогеля, обидчика крестьянского, в землю живого закопал. Он рассказал, что жили они среди дремучих лесов вольготно. Только медведи их беспокоили, да с медведями справлялись. Он, подняв на рогатину медведицу, надорвал спину. По молодости она болела, а к старости согнулась, что не разогнуть. Помещик призывал их к себе в город и заставлял платить оброк. Под розгами крестьяне соглашались кое-что заплатить. Каждый год так звал их барин, драл розгами нещадно, но мало что имел. Когда старый помещик был убит под Варною, его наследник прислал к мужикам управителя немца. Немец поначалу был тихий. Если не можете платить, не платите, но работайте, например, обкопайте канавой болото, прорубите просеку. Привез немец свою семью, а крестьян до нитки разорил. Восемнадцать лет терпели управителя. Застроил немец фабрику и велел рыть колодец. Пришел к обеду ругать крестьян, а те его столкнули в вырытый колодец и закопали. За это Савелий попал на каторгу, бежал; его вернули и драли нещадно. Двадцать лет был на каторге да двадцать лет на поселении, там денег прикопил. Вернулся домой. Когда были деньги, его родственники любили, а теперь в глаза плюют.

Глава IV
ДЕМУШКА

Описано как горело дерево, а с ним и птенцы в гнезде. Птицы яе было, чтобы спасти птенцов. Когда она прилетела, все уже сгорело. Одна рыдала пташечка,
Да мертвых не докликалась
До белого утра!..
Матрена Тимофеевна рассказывает, что носила сынишку на работы, да свекровь заругала, велела оставить с дедушкой. Работая в поле, она услышала стоны и увидела ползущего деда:
Ой, бедная молодушка!
Сноха в дому последняя,
Последняя раба!
Стерпи грозу великую,
Прими побои лишние,
А с глазу неразумного
Младенца не спускай!..
Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку
Придурковатый дед!..
Чуть не умерла мать с горя. Потом приехали судейские и стали допрашивать понятых и Матрену, не состояла ли она в связи с Савелием:
Я шепотком ответила:
- Обидно, барин, шутите!
Жена я мужу честная,
А старику Савелию
Сто лет... Чай, знаешь сам.
Они обвинили Матрену в том, что она в сговоре со стариком погубила своего сына, а Матрена просила только, чтобы не вскрывали тельце сына! Вели без поругания
Честному погребению
Ребеночка предать!
Зайдя в горницу, она увидела у гроба сына Савелия, читающего молитвы, и прогнала его, называя убийцей. Он же любил младенца. Дедушка успокаивал ее тем, что сколько ни живет крестьянин - мучится, а Демуш-ка ее - в раю.
“...Легко ему, светло ему...”

Глава V
ВОЛЧИЦА

Уж двадцать лет прошло с тех пор. Долго безутешная мать страдала. Дед ушел на покаяние в монастырь. Шло время, каждый год рождались дети, а через три года подкралась новая беда - умерли ее родители. Вер- нулся дедушка весь белый с покаяния, вскоре и он умер.
Как приказал - исполнили:
Зарыли рядом с Демою...
Он прожил сто семь годов.
Исполнилось восемь лет ее сыну Федоту, отдали его в подпаски. Пастух ушел, а волчица утащила овцу, Федот вначале отнял овцу у ослабевшей волчицы, а потом увидел, что овца уже сдохла, бросил ее опять волчице. Пришел в село и все сам рассказал. За это Федота хотели выпороть, но мать не отдала. Вместо малолетнего сына выпороли ее. Проводив сына со стадом, плачет Матрена, кличет умерших родителей, но нет у нее заступников.

Глава VI
ТРУДНЫЙ ГОД

Был голод. Свекровь наплела соседям, что виною всему она, Матрена, т.к. одела в Рождество чистую рубаху.
За мужем, за заступником,
Я дешево отделалась;
А женщину одну
Никак за то же самое
Убили насмерть кольями.
С голодным не шути!..
Чуть справились с бесхлебицей, рекрутчина пришла. Но Матрена Тимофеевна и не очень боялась, из семьи уже был взят рекрут. Она сидела дома, т.к. была беременна и дохаживала последние дни. Пришел расстроенный свекр и сказал, что берут в рекруты Филиппа. Матрена Тимофеевна поняла, что если заберут мужа в солдаты, она с детьми пропадет. Встала с печи и пошла в ночь.

Глава VII
ГУБЕРНАТОРША

В морозную ночь молится Матрена Тимофеевна и идет в город. Придя к губернаторскому дому, она узнает у швейцара, когда можно прийти. Швейцар ей обещает помочь. Узнав, что едет губернаторша, Матрена Тимофеевна кинулась ей в ноги и рассказала свою беду.
Не знала я, что делала
(Да, видно, надоумила
Владычица!..) Как брошусь я
Ей в ноги: “Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!”
Потеряла сознание крестьянка, а когда очнулась, то увидела себя в богатых покоях, рядом “рожонное дитя”.
Спасибо губернаторше,
Елене Александровне,
Я столько благодарна ей,
Как матери родной!
Сама крестила мальчика
И имя: Лиодорушка
Младенцу избрала...
Все выяснили, мужа вернули.

Глава VIII
БАБЬЯ ПРИТЧА

А дальше,
Ославили счастливицей,
Прозвали губернаторшей
Матрену с той поры.
Теперь она правит домом, растит детей: пять сыновей у нее, одного уже взяли в рекруты... А потом добавила крестьянка: - А то, что вы затеяли
Не дело - между бабами
Счастливую искать!
- Чего же вам еще?
Не то ли вам рассказывать,
Что дважды погорели мы,
Что бог сибирской язвою
Нас трижды посетил?
Потуги лошадиные
Несли мы; погуляла я,
Как мерин в бороне!..
Ногами я не топтана,
Веревками не вязана,
Иголками не колота...
Чего же вам еще?
По матери поруганной,
Как по змее растоптанной,
Кровь первенца прошла,..
А вы - за счастьем сунулись!
Обидно, молодцы!
А женщин вы не трогайте, -
Вот бог! ни с чем проходите
До гробовой доски!
Одна богомолка-странница сказывала:
“Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!”


«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – это поэма-эпопея, ведь в центре ее изображения вся пореформенная Россия. Поэма необычайно широко охватывает всю народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в своем произведении все социальные слои от крестьянина до царя, однако, главным предметом повествования остается все же жизнь народная. С самого начала поэмы определяется и главный ее герой – человек из народа. И все же не была бы так ярка картина крестьянской жизни, если бы не повествовала нам о доле простой русской женщины. Рассуждая на эту тему, нельзя не обратиться к главному женскому образу поэмы.

Особое и очень большое место в поэме занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны. В исключительном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть «долюшки женской». Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, однако нигде образ русской крестьянки не был описан с такой нежностью и участием, так правдиво и тонко. И именно эта героиня ответит в поэме на вечный вопрос о женской доле, отчего «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»…

Матрена Тимофеевна Корчагина – умная, самоотверженная женщина, носительница «гневного» сердца, помнящая о «неоплаченных» обидах. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки: после замужества она попала «с девичьей холи в ад», на нее одно за другим обрушились разные горести. В итоге, Матрена вынуждена взять на себя непосильный мужской труд, чтобы прокормить свою многодетную семью.

Будучи «губернаторшей», Матрена остается все же человеком трудовой крестьянской массы. Ей, умной и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть в поэме Некрасова, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ не только о Матрениной женской доле. Голос ее – это голос самого народа. Потому-то Матрена Тимофеевна чаще поет, причем «Крестьянка» - глава, пронизанная фольклорными мотивами, почти сплошь построенная на народно-поэтических образах. Судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских. Некрасов сумел совместить личную судьбу героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Потому что в отличие от большинства крестьянских женщин, чье замужество определялось волей родителей, Матрена Тимофеевна выходит замуж за любимого человека.

Далее перед нами разворачивается картина традиционной семейной жизни в крестьянской среде, весь простонародный быт. Как только Матрена вошла в семью мужа, тут же на ее плечи взвалились все обязанности по дому. Как и всякая другая русская крестьянка, Матрена Тимофеевна воспитывалась в уважении к старшему поколению, поэтому в новой семье она беспрекословно «подчинялася» воле мужа и его родителей. Кажущийся невыносимым труд в суровом крестьянском быту становится ее будничным делом, причем делом женским.

Как известно, побои в крестьянской семье также были довольно обычны, однако, героиня пьесы отнюдь не забитая рабыня. На всю жизнь ей в память врезается единственный случай избиения ее мужем. В то же время в уста героини при рассказе об этом вложена такая песня, которая, не искажая индивидуальной биографии героини, придает явлению широкую типичность.

Вспомним также страшную трагедию потери ребенка, которую пережила Матрена Тимофеевна. Тяжело переживала смерть своего ребенка Матрена, вопреки невежественным барским убеждениям в том, что не больно крестьяне пекутся о своих детях, потому что в каждой семье их не меньше десятка. Однако простому русскому сердцу Матрены, как и любой другой женщине, дороги все ее дети, каждому из них она желает лучшей доли, о каждом заботится одинаково.

Некрасов постоянно в своей поэме подчеркивает истинно христианское смирение простой русской женщины, на долю которой выпадают порой страшные, невыносимые испытания. Однако во всем уповает на волю божью Матрена Тимофеевна, как и тысячи других женщин с тяжелыми судьбами. Героиня принимает как должное свою жизнь, вот почему она с глубокой житейской мудростью произносит ответ на вопрос о женской доле: « ключи от счастья женского… потеряны у Бога самого». Так, перед нами собирательный образ большинства русских женщин, всем сердцем преданных своей семье, мужественно несущих на своих плечах огромный груз заботы о родных и близких, и несут они свою ношу с невероятной покорностью судьбе, уповая лишь на Бога да на самих себя. Такова женская доля русской крестьянки, воплощенная в лице Матрены Корчагиной.

Опросы агентства Masmi Russia показали, что женщины в России менее счастливы, чем мужчины. По результатам опроса абсолютно счастливыми считают себя 10% мужчин и 8% женщин – россиянок.

Социологи выяснили, что мужчинам для того, чтобы ощущать себя счастливым, в большей степени, нежели женщинам, не хватает денег и связанной с ними стабильности. А женщины в большей степени нуждаются в любви.

Тот же самый дефицит счастья испытывают и американки. Согласно данным центра социальных исследований США, несмотря на огромный прогресс в достижении равенства с мужчинами, женщины менее счастливы, чем были, допустим, 40 лет назад. Они также менее счастливы, чем мужчины.

Ничего удивительного в этом нет, считает психолог Рассел Бишоп.

"Большинство людей сегодня страдают от иллюзии, что счастье - это результат достижения некоторой цели или приобретения чего-либо материального. В результате появляется тенденция "отсрочки" счастья, пока мы не достигли своих целей", - пишет он.

"Эта иллюзия у женщин особенно велика, поскольку для нее открылись ранее недоступные возможности. Если вы ставите целью добиться больших высот в карьере или финансовом благосостоянии, то настоящее счастье, находящееся по другую сторону работы и карьеры, вы можете просто не заметить".

Психолог советует жить сегодняшним днем, не отсрочивать счастье на завтра. А для этого надо научиться быть довольным собой и тем, что у тебя есть сейчас.

Так, где же они, ключи от счастья женского? Как найти золотую середину и устроить свою жизнь так, чтобы все в ней было гармонично и ладно, чтобы ощущение счастья было нам знакомо не понаслышке, а в реальной, пусть довольно непростой действительности?

Современная жизнь давно уже предоставила женщине выбор: муж, дети, уютный дом или карьера, возможность реализовать себя в социуме. Выбирай или совмещай!

Впрочем, только ли это нам, женщинам, нужно, чтобы быть счастливыми?

Ведь счастье состоит из множества составляющих. Кто-то не представляет его без интересных путешествий, кому-то не хватает взаимопонимания с друзьями, близкими, домочадцами.

Помните, известную фразу из кинофильма: "Счастье – это когда тебя понимают". Остается только добавить: и когда ты сама стараешься понять другого, потому что взаимопонимание – вещь обоюдная.

На одном из форумов в интернете одна из представительниц прекрасного пола написала, что для нее счастье – это свобода, возможность принадлежать себе.

Другая оставила такой комментарий: "Для счастья нужны деньги. Вряд ли найдется женщина, которая может считать себя счастливой без дорогих нарядов и хорошей косметики... Я такая женщина".

Интересно, что мужчины тоже охотно откликаются и высказывают свое мнение по поводу женского счастья. Опять-таки с форума:

"Счастье - это чтоб любимый муж был рядом. Вы делаете каждый его день интересным с вами, а он в свою очередь обязан любить и дарить счастье вам, от чего, я считаю, и сам будет счастлив".

Или: "Счастье не надо искать в стороне, его нужно искать внутри своей души".

Итак, желаний много, они все время меняются. Выходит, счастье, оно, как лоскутное одеяло, состоит из множества разноцветных кусочков. Сегодня мы счастливы, потому что сбылось одно из наших желаний. Завтра несчастны, потому что не сбылось.

Так как же стать счастливой? Если смотреть на эту проблему глобально, а не раздавать советы о том, как улучшить свои жилищные условия (проблема, которая волнует многих россиянок, по опросу агентства Masmi Russia) или, как научиться не конфликтовать со своей второй половинкой, а жить мирно и дружно, то хочется поговорить вот о чем.

Давайте обратим свой взор на братьев наших меньших. Они копошатся себе в траве (муравьи, ящерки разные), сидят на ветках деревьев, поют (даже если просто чирикают) – и счастливы.

А что же случилось с нами, людьми? Мы перестали ощущать гармонию, которой наполнена природа. Мы очень сложны. Так сложны, что не можем понять не только других, своих близких, но и себя тоже. Мы потеряли целостность восприятия.

И как результат – стрессы, тревога, напряжение, депрессия, полное отсутствие счастья. Мир становится все более жестоким, нам приходится постоянно защищаться, обороняться друг от друга. Но не мы ли сами сделали его таким?

Гармония вокруг нас, но мы не пускаем ее внутрь и ощущаем себя маленькими, несчастными, одинокими и нелюбимыми.

Как вернуть гармонию в наши сердца, а значит и ощущение счастья, не сиюминутного, преходящего, а настоящего, может, даже вечного?

Это как создавать мелодию из отдельных нот. Когда они соединяются вместе, рождается прекрасная мелодия, которой не было в отдельных нотах, рождается гармония. И мир вокруг меняется, наполняется радостью и теплом.

Возможно, это и есть ключик к счастью? Не отделять себя от других, не противопоставлять себя им, а стараться понять и принять, создать вместе с ними одну красивую мелодию?


Историки утверждают, что самое тяжелое положение в России было у крестьян XVI – XIX веков. Но если рассматривать положение крепостных по отдельности, то можно сказать, что на жизнь женщины часто приходилось больше испытаний, чем на жизнь мужчины, ведь крестьянки всегда оставляли родной дом и уходили жить в семью мужа, где им порой жилось совсем не сладко, умирали при родах и даже с грудными детьми не освобождались от непосильной работы на полях.

Проблему положения женщины не обошёл вниманием великий русский писатель Н.А.

Некрасов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» ей уделена особая глава, раскрывающая все трудности жизни женщины. В поисках счастливого главные герои произведения доходят до обычной крестьянки, и она рассказывает им историю своей жизни. Корчагиной Матрене Тимофеевне до замужества жилось хорошо. «За батюшкой, за матушкой, /Как у Христа за пазухой/, Жила я, молодца, » - говорит она странникам. Потом Матрена вышла замуж, да только семья мужа её невзлюбила. «Семья была большущая, /Сварливая…Попала я/ С девичьей холи в ад!» Свекровь попалась злая, золовка постоянно ябедничала. Муж бил Матрену только один раз, что по тем соображениям считалось роскошью. Другие женщины всю жизнь терпели побои мужей.

Матрена нигде не могла найти защиты, единственным, кто её жалел, был отец свекра, дед Савелий. Героиня трудилась каждый день, она даже была вынуждена оставлять маленького сына, чтобы работать.

Жизнь современных девочек, девушек, женщин, конечно, сильно, отличается от жизни бесправных крестьянок, но есть и такие страшные моменты, когда женщина остается один на один со своим горем. Это смерть детей. У Матрены Тимофеевны умер первенец, маленький Демушка, и она об этом ни на минуту не забывала всю оставшуюся жизнь. Остальных своих сыновей крестьянка всегда защищала, несмотря на сильное давление семьи мужа и общества. Они стали её единственной радостью.

Матрена Тимофеевна считала, что «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки, / Заброшены, потеряны, / У Бога самого». Я думаю, это было верным суждением для описания положения женщины того времени. Жизнь Матрены Корчагиной – один из многочисленных примеров тяжелой женской доли. В России тогда чуть ли не каждая крестьянка имела похожую судьбу. Сегодня, когда прошло уже столько лет после отмены крепостного права, когда в большинстве стран мира все люди имеют равные права, мы все равно помним, что когда-то женщины было совершенно не защищены законом и государством. Только в начале XX века они стали бороться за своё счастье.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.