Соседи восточных славян в древней руси. Славянский вождь Кий. Основание Киева

На востоке соседями славян были тюркские народы, которые уже создали свои государства. Это Тюркский, Хазарский, Аварский каганаты, Волжская Булгария. Часть тюркских народов приняли ислам. Правители этих государств - каганы имели неограниченную власть. В Хазарии официальной религией был иудаизм, что позволило Л. Гумилеву сделать предположение о том. что Хазарское государство было основано евреями, проделавшими в свое время путь из Вавилона, через Кавказ в долину реки Волги и основавшими здесь свои поселения, в том числе крупнейший торговый город средневековья - Итиль. Славяне время от времени были данниками тюркских народов и хазар. На северо-востоке славяне мирно уживались с финно-угорскими народами (мордвой, весью, муромой, чудью). Финны были невысоки ростом. занимались звероловством, жили в землянках и шалашах, обменивали меха и кожи на оружие и арабские ткани, привозимые из Волжской Булгарии. Славяне селились среди финно-угорских племен, строили города: Изборск, Белоозеро и другие.

Достаточно активными деятелями конца 1 тыс. н.э. были жившие на Скандинавском полуострове германские племена норманов, которых европейцы называли «викингами», а славяне - «варягами». Это были отважные мореплаватели и воины. Известно, что один из норманских конунгов (военных вождей) Лейф Счастливый уже в 10 веке на своих ладьях (так назывались корабли скандинавов) добрался до берегов Северной Америки. Викинги часто вторгались в европейские города и грабили их. Славянские купцы нередко нанимали варягов для охраны своих торговых караванов, продвигавшихся по знаменитому в средние века торговому пути «Из варяг в греки», маршрут которого начинался в Скандинавии, пересекал Финский залив, реки Неву, Волхов, озеро Ильмень, Днепр и завершался в Византии. В рассматриваемое время норманы переживали процесс распада родовой общины. Молодые, конунги рвали традицию и искали опоры не столько среди сородичей, сколько среди воинов-дружинников. Энергия пассионариев выплескивалась в завоевательные походы. На Западе земли предков россиян граничили с территориями западных славян и балтийских народов. И те, и другие все чаще попадали под католическое влияние. Наконец богатым и авторитетным соседом славян была Византия. Военные походы в Константинополь (Царьград) становились делом чести славянских князей. Реципрокные раздачи награбленного имущества поднимали авторитет племенных вождей, создавались возможности для выдвижения «способных и честолюбивых» на руководящие роли в общине. К концу 1 тыс. н.э. у восточных славян накопилось немало проблем, решение которых было не под силу отдельным племенам. Это, например, потребности в обороне и ликвидация даннических отношений, установление торговых контактов с развитыми государствами, преодоление братоубийственного соперничества, развитие межплеменных обменов. Однако, племенной сепаратизм, подогреваемый язычеством, оказался настолько велик, что не позволил создать единые, надобщинные властные структуры.

Древние славяне и их соседи

Образованию Древнерусского государства предшествовал длительный период формирования и развития на пространствах будущей Киевской Руси праславянских племен, которые складывались, борясь за выживание в междуречье Дуная и Днепра наряду с индоевропейскими и другими племенами.

На территории Восточной Европы ещё за тысячи лет до н.э. происходило расселение немногочисленных групп носителей различных индоевропейских праязыков; некоторые исследователи называют степное Причерноморье и Поволжье своего рода «вторичной индоевропейской прародиной». На территории Северной и Восточной Европы соседствовали несколько обособившихся друг от друга групп – славянская, балтская, германская и др.

В процессе греческой колонизации побережья Черного моря в разных районах Северного и Восточного Причерноморья возник целый ряд крупных городов, позже обросших более мелкими поселениями. Южные области Восточной Европы на протяжении примерно тысячелетия являлись ареной довольно тесных экономических, политических и культурных контактов носителей античной цивилизации с обитавшими здесь племенами.

Древнейшим народом Северного Причерноморья, известным по письменным источникам были киммерийцы. В ассирийских свидетельствах упоминается страна Гамир (земля киммерийцев), располагавшаяся южнее Кавказа. До настоящего времени окончательно не установлена их языковая принадлежность, судя по косвенным данным, они были ираноязычным народом. Но самым известным из всех народов обитавших здесь в древности, являлись скифы, принадлежавшие к тому крупному массиву ираноязычных народов, которые на протяжении многих столетий составляли основу населения евразийского степного пояса. Данные античных письменных источников (Геродот, Диодор Сицилийский и др.) свидетельствуют о скифах как пришельцах из Азии – они вторглись из-за реки Аракс (Амударья или Волга). Скифы принимали участие в войнах в Передней Азии, их вторжения происходили, видимо, с территории Северного Кавказа, где сохранились многие курганные могильники VII-VI вв. до н.э.

Большинство народов, именуемых античными авторами скифами, обладали сходным бытовым и хозяйственным укладом – это были кочевники-скотоводы. На всем пространстве евразийских степей от Северного Китая до Северного Причерноморья сохранились однотипные памятники (преимущественно курганы) - захоронения воинов-всадников, содержащие сходные предметы скифской триады: в вооружении, элементах конского убора и в произведениях искусства, выполненных в скифском стиле.

После переднеазиатских походов (V в. до н.э.) скифы переместились в Северное Причерноморье. В числе племен Причерноморской Скифии Геродот называет народы, живущие по течению Гипаниса (Южного Буга), – каллипидов, именуемых им также эллино-скифами, алазонов, скифов-пахарей. Восточнее их жили скифы-кочевники, а далее на восток – скифы царские, их владения простирались до реки Танаис (Дон), за которой обитали савроматы. В числе скифских племен назывались также сколоты, скифы-пахари, невры, будины, иирки и др. Это было оседло-земледельческое население, находившееся в постоянных экономических отношениях с кочевниками степей. От этих племен скифы получали значительную долю необходимых им продуктов, изделия ремесла и др. Сами скифы поставляли на античные рынки рабов, продукцию скотоводческого хозяйства и в обмен получали предметы роскоши, вино и др.

Наибольшего могущества скифская держава достигла в годы правления царя Атея (IV в. до н.э.). В дальнейшем скифское войско было разгромлено царем Македонии Филиппом, отцом Александра Македонского. В III в. до н.э. начался закат скифской державы. Скифы были вытеснены из Северного Причерноморья новой волной кочевых ираноязычных племен – сарматами. Остатки скифов до III в. н.э. существовали на территории Крымского полуострова, а также занимали небольшую территорию по нижнему течению Днепра. Поздние скифы уже не были кочевниками, а вели оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. В III в. это государство было сокрушено немецкими племенами – готами.

С III в. до н.э. до IV в. н.э. на огромной территории, включавшей Поволжье, Северный Кавказ и Северное Причерноморье, господствовали крупные племенные объединения сарматов: языги, роксоланы, сираки, аорсы, аланы и др. С конца IV в. в течении первого тысячелетия в степной зоне Северного Кавказа и Северного Причерноморья доминировали тюркоязычные и угорские племена: гунны, болгары, хазары, угры (венгерские племена), авары, печенеги и др.

В центре и на севере средней Европы, в междуречье Вислы и Одера, верхнего Днепра, Припяти и Западного Буга, вплоть до Карпат формировались общности, ставшие носителями общеславянского, а в дальнейшем древнерусского языка. Здесь археологами выделены культуры праславян конца II-I тысячелетий до н.э. Считается, что именно в ареале культур I-го тыс. до н.э. сформировались общекультурные или раннецивилизационные черты славянства (деревянное домостроительство в виде срубов и полуземлянок, глиняная посуда, поля погребальных урн с кремацией праха умерших). Во II в. до н.э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра сложилась Зарубинецкая культура, впитавшая традиции нескольких культур: жители строили полуземлянки и бревенчатые дома, основу их хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Было освоено производство железа.

В I-II вв. н.э. венеды (северные «варвары», в числе которых были и славяне) играли уже заметную роль в международных политических событиях в Европе того времени, о чем писали Тацит, Птолемей, Плиний Старший. Название венеды сохранилось в племенном названии вятичей. Во II-III вв. с севера Европы в Северное Причерноморье продвинулись древнегерманские племена готов. По сведениям историка Иордана, готский король Германарих в IV в. создал огромную державу, охватывавшую часть Восточной Европы с центром в Приазовье. Она была разгромлена гуннами, но еще до этого готам пришлось долго воевать с антами, жившими западнее Нижнего Поднепровья. По современным представлениям, анты – самостоятельная племенная группа восточных славян, которая совместно с другими народами (готами, сарматами) создала в первых веках н.э. богатейшую нижне-поднепровско-причерноморскую, так называемую Черняховскую культуру. Ее северные границы доходили до реки Роси, притока Среднего Днепра.

Историческая география позволяет выделить в лесной зоне регионы, наиболее благоприятные для протекания этногенеза (естественно-исторического развития народа) славян – это достаточно большое пространство, где, с одной стороны, возможны регулярные связи между жителями разных частей региона, а с другой стороны, может безопасно жить постоянное население.



Процесс славянского этногенеза протекал на юге лесной, отчасти в лесостепной зоне, и в предгорьях Карпат. В V в. отмечено появление нового этноса – носителя Пражской культуры, связанной своими корнями с Пшеворской; их ареал совпадает с территорией древнейших славян, называемых склавинами (по Днестру, на Дунае и дальше на север до Вислы). По свидетельству византийского автора Прокопия Кессарийского, склавины и анты говорили на одном языке, имели одинаковый быт, обычаи и верования. Эти племена жили в последний период существования общеславянского языка. Позднее славяне разделились на восточных, западных и южных.

Кроме территории современных государств Чехии и Словакии, памятники Пражского типа обнаружены и в ряде районов Украины, где их называют Корчакскими (по селу Корчак Житомирской области). На основании археологических изысканий, а также данных славянской топонимики и летописных сведений культуру «корчак» связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли исторически известные волыняне, древляне, дреговичи и поляне. В VI-VIII в. славяне мигрируют на юго-запад, к границам Византии и на восток.

Раннеславянская (восточнославянская) культура была новым явлением, возникшим после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы.

В результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений сложились новые образования – территориально-политические союзы, знаменовавшие собой конец первобытной истории и зарождение феодальных отношений. Начали формироваться племенные союзы восточных славян: в конце VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье Днепра и Верхнего Дона сложилась и просуществовала несколько веков роменско-борщевская культура: славяне проживали в поселениях, расположенных на мысах рек, укрепленных валом и рвом; жители занимались земледелием и скотоводством. В VIII в. на правобережье Днепра (Житомирщине) развивалась лука-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры. В результате генезиса корчакских, лука-райковецких, роменско-борщевских племен сформировалась культура Древнерусского государства восточных славян.

Третий период развития славянской культуры – феодальный – начался с образованием славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве.

Соседи восточных славян

По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки вернее их считать кочевниками, чем оседлыми: немногие богатые хазары имели глиняные мазанки, и только у кагана (так называли хазары главного вождя своего) были высокие кирпичные хоромы. Летом город пустел: жители забирали свои пожитки и откочевывали в степь. Хазары вели торговлю с азиатскими народами и с восточными славянами, а некоторых из них принудили платить себе дань.

К северу от хазар, по Волге и Каме, жили болгары. Они были того же происхождения, как и хазары, но с ними смешались в один народ финны, жившие в тех же краях. Болгары занимались хлебопашеством, но главным их промыслом была торговля: по рекам они сносились и торговали с хазарами, финнами и славянами.

Весь северный край нынешней России был населен в древности финскими племенами. Предки наши звали их чудью.

Финны дробились, подобно славянам, на несколько племен (весь, меря, мурома, мордва и др.) и жили среди лесов и болот, по берегам рек и озер, занимались рыболовством и звероловством. Жили они разбросанно, небольшими поселками и не были опасны своим соседям. Северные славяне вели с ними мирные сношения и могли расселяться в северном краю без особенной помехи.

Западными соседями славян были литовцы. Они тоже делились на несколько племен (литва, пруссы, жмудь и др.) и жили по большей части в лесной и болотистой местности, по нижнему течению рек Западной Двины, Немана, Вислы. По языку, древним верованиям и обычаям видно, что литовцы того же происхождения, как и славяне.

Кроме этих соседних племен, за тысячу лет до нынешнего времени предкам нашим приходилось сталкиваться еще с некоторыми народами. По Днепру восточные славяне вели сношения с греками, получали от них разные ткани, оружие и другие изделия, а взамен продавали им меха, медь и воск. Сношениям этим много мешали степные хищные племена, похожие на нынешних калмыков и киргизов. Заходили эти степняки из Азии, кочевали в степях между Доном и Днепром, рыскали по степям на своих быстрых лошадях и выжидали только удобного случая, чтобы нагрянуть врасплох на поселян или на караван купцов.

На севере славянам пришлось рано познакомиться и с морскими удальцами – норманнами – народом германского происхождения, уже издавна поселившимися в Скандинавии. Страна эта суровая: покрыта она большею частью скалами, озерами, дремучими хвойными лесами… Трудно было тут заниматься земледелием, а тем, кому пришлось жить по берегам, где были голые утесы или пески, и совсем невозможно: им приходилось искать пропитание в море. Рыболовство стало главным промыслом этих береговых жителей. Приходилось тут им выносить жесткую стужу, бороться с бурями, нередко терпеть и голод. Слабые не выносили такой жизни и гибли, но зато люди здоровые, сильные свыкались с тяжелыми лишениями, постоянная борьба с невзгодами и препятствиями закаляла их, становились они крепкими и телом, и духом, равнодушными к холоду и голоду, а когда буря завывала, гудел прибрежный сосновый лес, море бешено билось своими волнами в береговые скалы, им даже любо становилось. Смолоду роднились они с морем, привыкали отлично управлять своими легкими лодками. Буря им была нипочем; тут можно было показать лучше и свое молодечество, и сноровку в морском деле. Таким удальцам не по вкусу было заниматься рыбной ловлей; нашли они себе другое дело: стали рыскать по морям, грабить встречные корабли с товарами да прибрежных жителей разных стран. Все лучшее на земле принадлежит храбрейшему и сильнейшему – вот правило, которым они руководились. На то боги дали и силу, и удаль, верили они, чтобы пользоваться ими. Мирного труда они не уважали, законов никаких не знали, смерти не боялись. По их верованиям, только тот и в рай-то мог попасть, кто погибал в бою или в морской пучине; находились между ними и такие бойцы, что в пылу битвы с открытой грудью неистово кидались на врага, чтобы погибнуть, но не попасть в плен, в рабство. Всюду, куда можно было зайти смельчакам на ходких ладьях, заходили они и добывали все, что может добыть храбрый и могучий воин тяжелой секирой и длинным мечом. Шайки этих морских удальцов с VI в. под начальством своих бесстрашных вождей (морских королей) наводили ужас на всех береговых жителей Европы. Норманны не только грабили приморских жителей, но по рекам входили на своих легких плоскодонных ладьях в глубину страны, грабили жителей, брали богатые выкупы с горожан или обращали города в груды пепла и развалин. Нагнали норманны такого страху на прибрежных жителей Европы, что те в церквах в особых молитвах молили Бога об избавлении страны от норманского погрома. До сих пор во Франции, в Бельгии по берегам рек Сены, Рейна и др. виднеются развалины замков (небольших крепостей или укрепленных жилищ), где в былые времена помещики со своими семьями и людьми искали спасения от норманского меча.

Вооружение норманнов

Шайки морских воителей не всегда состояли из одних норманнов. Нередко к ним присоединялись удальцы и из других племен, живших у берега моря, близ Скандинавии, из литовских и славянских племен, обитавших по южному берегу Балтийского моря. Отвага, жажда добычи, один вождь да общая опасность связывали такую сбродную шайку в крепкую дружину. Пришлось и нашим предкам столкнуться с этими воителями. Норманны издавна все пробирались по рекам Восточной Европы в Черное море. Из Финского залива по Неве плыли они в Ладожское озеро, затем поднимались по Волхову в озеро Ильмень, отсюда плыли по Ловати. Здесь доходили они до верховья и, где нельзя было плыть по какой-нибудь реке, тащили волоком по земле свои ладьи или несли их, добирались до верховья Днепра, спускались по течению до порогов его; тут опять тащили лодки несколько времени волоком и затем без помехи доходили до Черного моря и плыли в Константинополь, столицу Греции. Ездили сюда они для наживы, вели торговлю, нанимались в императорскую гвардию; рослых и сильных воинов охотно брали на службу и платили им хорошие деньги. Норманны называли себя варингерами (вооруженные люди), потому славяне и прозвали их варягами.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Обособление славян восточных Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Напитки восточных славян Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В. В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,

Из книги Краткий курс по русской истории автора Ключевский Василий Осипович

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Прародина славян. Предки славян - племена, говорившие на балтославянских диалектах, - приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э. из единого

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Глава 5 СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Финны Во время расселения по Восточно-Европейской равнине в VI–IX вв. славяне наиболее тесно взаимодействовали с тремя этническими группами - финнами, балтами и хазарами.Осев в бассейнах Волги, Оки, Ильменского и Онежского озер, славяне

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Боги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие

Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН. ИХ СОСЕДИ И ВРАГИ § 1. Место славян среди индоевропейцевНа рубеже III–II тысячелетий до н. э. на территориях между Вислой и Днепром начинается обособление племен предков европейских народов. Индоевропейцы - древнее население огромных

автора Керов Валерий Всеволодович

3. Занятия восточных славян 3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Религия восточных славян 5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Глава 5 Восточные соседи славян

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Соседи Восточных славян» Хазары – до VII в. были жителями Дагестана. Благодаря контактам с тюрками они переняли тюркский язык. В VII в. они подчинили своей власти Прикаспийскую низменность, Нижнее Поволжье, а затем племена Северного Кавказа, Приазовья, Средней

Соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. так же шел процесс образования государственности. Наши предки соседствовали с предками теперешних балтийских народов: ливы, латгалы, пруссы, ятвяги и другие народы. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, чудь, карелы. Это, все были мирные народы, которые дружили со славянскими племенными союзами. Не складывались отношения у славян с варягами, которые промышляли всяческим разбоем. Не сложились отношения у славян с соседствующим Хазарским каганатом. Это было мощное государство, совершавшие постоянные грабительские набеги на Русь. Соседство восточных славян с Великой степью не раз угрожало самому существованию славянства. Набеги кочевников были не редкими и разорительными. Киммерийцы, скифы, гунны, авары, хазары не раз совершали набеги на Русь. Такие соседи славян, заставили наших предков приминать решительные меры. Племена Восточных славян объединялись для совместной обороны, и вскоре образовали свою государственность. Восточные славяне граничили не только с варварскими кочевника, но и Византией. Славяне торговали с великой империей, заключали торговые договора, перенимали всяческий опыт, и даже сами совершили несколько грабительских набегов на Византию. Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя, составляющее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток. Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент.

Перечень соседей русских славян необходимо дополнить указанием на варягов, которые не были прямыми соседями славян, но жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря». Именем «варягов» («варангов», «вэрингов») не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались нарусскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли. Среди же русских славян с середины IX столетия варягов было так много и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов «за море» на их родину. При тесном общении славяне варягами можно было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно - знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.

Расселение и быт восточных славян. О расселении восточных славян рассказывает «Повесть временных лет», данные которой уточнены археологами. Славянские земли простирались от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Здесь, начиная с VI в., сложилось около полутора десятков племенных союзов, образовавшихся путем объединения нескольких племен вокруг более сильного, давашего название всему союзу (поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, уличи, ильменские словене и др.).

Основным занятием славян было земледелие в сочетании со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом и торговлей. В южной лесостепной зоне господствовала переложная система земледелия, в лесной – подсечно-огневая. С VII – VIII вв. с распространением железных пахотных орудий повсеместно развивается пашенное земледелие, хотя в лесах подсека преобладала до XIII в. Начинается распад родовой общины и переход к соседской, разрушается родовое равенство.

VI – VIII вв. – последний этап родоплеменного строя у славян (период военной демократии). Высшим органом управления является народное собрание (вече), но его значение падает. В условиях постоянных войн растет влияние военных вождей (князей). Князь, избиравшийся ранее на вече, превращает свою власть в наследственную. Вокруг него формируется сначала временная, а затем постоянная дружина, которая в мирное время помогает управлять племенем. Военно-дружинная знать, сильная своей корпоративной сплоченностью, оттесняет на второй план родоплеменную. Добровольные подношения соплеменников превращаются позднее в постоянную дань-полюдье с подвластного населения. Полученный доход становится для знати основным источником существования, значение же военной добычи падает. Сбор дани был первой формой эксплуатации свободного земледельческого населения в славянском обществе. Распространилось и рабство, в которое обращали в основном иноплеменников.

Ряд исследователей полагает, что военно-дружинные корпорации становились верховными собственниками земель, населенных общинниками-земледельцами. Это означает, что славяне в IХ в. начинают переходить к феодальным отношениям, хотя основная масса общинников даже во времена Киевской Руси была лично свободной.

Разложению родового строя способствовали отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, зарождение городов и рост внешней торговли. Близ резиденций князей и языческих капищ, на торговых путях возникают поселения ремесленников. Так появляются Киев, Смоленск, Любеч и др. города. Они становятся племенными, религиозными, ремесленно-торговыми центрами и крепостями. Через славянские земли пролегали торговые магистрали на восток и на запад, торговый путь «из варяг в греки». Они не только расширяли контакты с внешним миром, но и связывали воедино племена, разбросанные по необъятным просторам Русской равнины.

Быт славян к этому времени сильно изменился под воздействием начавшегося разложения родоплеменного строя и контактов с соседями, однако по-прежнему отличался патриархальностью. Между племенами, стоявшими на разном уровне развития, появилось немало различий. Нестор особо выделял обычаи и семейные традиции полян, противопоставляя им древлян, радимичей, вятичей и северян, которые «жили в лесу как звери» и сохраняли древний обычай умыкания невест на игрищах. Умерших славяне сжигали, помещая их в деревянные ладьи (это означало, что человек уплывает в подземное царство), а затем устраивали тризну. Иногда вместе с покойником хоронили одну из его жен.

Обычаи славян были связаны с языческими верованиями, уходящими корнями в далекое прошлое. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись предкам. Наиболее почитаемыми были: Даждь-бог (бог плодородия), Ярила (бог животворящих сил природы), Перун (бог грозы, войны и оружия), выдвинувшийся вперед в период военной демократии, Хорс (бог солнца), который вместе с Симарглом (богом почвы), пришел из мира иранских племен, и др. Был сильно развит культ предков (Род, Рожаница, Пращур), культ «берегынь», а также духов, олицетворяющих зло (упыри, оборотни). Славяне верили в домовых, кикимор, чертей, леших, русалок.

Соседи славян. Ближайшими соседями славян были финно-угорские племена, балты и кочевники cтепей.

Финно-угры (чудь, меря, весь, мурома и др.) – многочисленное, разбросанное по обширным территориям лесной зоны население – занимались в основном рыболовством и лесными промыслами. Сюда шел поток славянской колонизации, но конфликты случались редко, ибо земли хватало всем. Происходила взаимная ассимиляция (смешивание) угро-финнов и славян.

Балты (латгалы, жмудь, ятвяги и др.) жили по юго-восточному побережью Балтики, от Вислы до Западной Двины. В древности их поселения доходили до Припяти, истоков Днепра и Волги. Но под напором славян балты отодвинулись на запад – к Балтийскому морю.

Соседство со степью превратило беспокойный и подвижный мир кочевников Восточной Европы в постоянный фактор славянской истории. Еще в IV в. Восточная Европа приняла на себя удар гуннского нашествия. В VI в. степь населили новые хозяева – авары, которых летопись называет «обрами». С аварами воевало славянское объединение во главе с дулебами, которое историки называют «державой волынян».

Хазары, сменив авар в VII в., создали у границ славянского мира Хазарский каганат, бывший до разгрома Святославом в Х в. самым сильным государством Восточной Европы. Часть славян – поляне, радимичи, вятичи – платили дань хазарам и освободились от нее лишь с образованием Киевской Руси. В то же время Хазария сыграла далеко не однозначную роль в жизни славян. Через нее шла славянская торговля с Востоком. Каганат стал мощным заслоном на пути движения новых кочевников из Азии.

Нужно особо упомянуть о контактах славян со Скандинавией и Византией. С рубежа VII – VIII вв. начинается энергичная и бурная экспансия скандинавских народов в Северную Европу. Война, пиратство, торговля, наемная военная служба были основными занятиями скандинавов в чужих землях. На Руси они были известны под именем варягов. По пути « из варяг в греки» они ходили воевать и торговать с Византией. Славяне нанимали варягов для охраны торговых караванов, борьбы с врагами. Но энергичные и предприимчивые варяжские вожди не всегда довольствовались этой ролью. Они захватывали власть над местным населением и заставляли платить себе дань.

Византия во второй половине I тысячелетия н. э. переживала далеко не лучшие времена. С рубежа V – VI вв. славяне начали теснить могущественного соседа. Косвенно об участии восточных славян в этих походах свидетельствует летописная легенда о Кие, который «ходил к Царю-городу». В VIII – IХ вв. славяно-варяжские дружины усилили натиск на крымские владения Византии (Херсонес, Керчь, Сурож и др.). Один из крупнейших походов состоялся в 860 г. Подойдя к Константинополю морем, руссы высадились у самых стен города. После недельной осады греки пошли на мирные переговоры, уплатили огромную контрибуцию и разрешили беспрепятственно торговать на византийских рынках.

Образование древнерусского государства

Формирование государственности у восточных славян. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племен, их военная активность. Поэтому прежний механизм регулирования общественных отношений становился недостаточным. Образованию государства способствовали также начавшееся формирование древнерусской народности, необходимость контроля над путем «из варяг в греки» и географический фактор. Как отмечал С.М. Соловьев, однообразие природных условий Русской равнины предопределило однообразие занятий, обычаев, нравов, верований населявших ее племен, «и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними». На образование государства повлиял и внешний фактор: деятельность варягов и необходимость обороны от кочевников.

Образование государства – это не единовременный акт, а длительный процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам, является условной. У славян такой датой принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег, захватив Киев, объединил под своей властью большинство племен, проживавших вдоль пути «из варяг в греки». Однако истоки государственности появились у славян задолго до этого события.

Еще в VI – VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Фактически летописные поляне, древляне, кривичи и т. п. были уже не племенами, а племенными союзами (летопись называет их племенными княжениями). Каждый из них занимал территорию, где вполне могло уместиться какое-нибудь европейское государство. Но это были еще не государства, а предгосударственные формы общественной организации переходного характера, подготовившие образование государства.

В VIII – IХ вв. племенные союзы объединяются в «суперсоюзы» – более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. Полагают, что один из таких суперсоюзов сложился вокруг Киева («Куявия», «Нижняя Русь»). Другой появился в районе Новгорода («Верхняя Русь», или «Славия»). В земле вятичей («Артания») и вокруг Полоцка возникли аналогичные «союзы союзов». Государство образовалось путем их объединения под властью киевских князей. Сначала Олег соединил северный (Новгородский) и южный (Киевский) центры. В дальнейшем Святослав подчинил вятичей, а Владимир – Полоцк. Однако основными все-таки были северный и южный центры формирования государственности.

Историки давно спорят, где государственность зародилась раньше – на севере или на юге Руси. Установлению истины мешает состояние источников. Самый ранний древнерусский памятник – «Повесть временных лет», составленная лишь в ХII в. Неудивительно, что события трехсотлетней давности она описывает в виде легенд, переплетая правду и вымысел. Источники же иностранного происхождения содержат лишь косвенные и приблизительные данные. Длительные споры норманистов и антинорманистов, которые имели под собой не только научную, но и политическую подоплеку, сильно осложнили изучение предыстории Киевской Руси. Мы можем лишь схематично представить основные события IХ в.

В Среднем Поднепровье давно существовало мощное объединение, ядром которого была земля полян, а центром – Киев. Известно, что около VIII – IХ вв. часть здешних племен попала под власть хазар и платила им дань. В тот же период на севере Руси складывается полиэтническое объединение, включавшее в себя ильменских словен, кривичей, а также неславянские народы (чудь, меря, весь). Местная знать нанимала на службу скандинавские военные дружины. Платой за службу, охрану судов была дань.

В 862 г. между варягами и местным населением произошел конфликт: «изгнали варяг за море и не дали им дани и начали сами собой владеть». Началась усобица, и затем одна из соперничавших славянских группировок пригласила на княжение варяжского конунга. Сведения летописи об этих событиях получили название «варяжской легенды». Согласно ей новгородцы позвали княжить трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти братьев Рюрик стал править единолично в Новгороде. Его власть, однако, признали не все. Никоновская летопись упоминает о восстании против Рюрика во главе с Вадимом Храбрым в 864 г.

Историки не раз обращали внимание на легендарный характер летописных сведений. Однако ясно, что правление варяжского конунга в северо-западных землях – исторический факт. Рюрик, вероятно, был историческим лицом, хотя, впрочем, в литературе приведено немало доводов и в пользу его легендарности. Зато его мифические братья Синеус и Трувор – вымысел летописца, неверно истолковавшего слова «свой род» (Синеус) и «верная дружина» (Трувор).

В правление Рюрика началось соперничество Новгорода с Киевом. Два дружинника Рюрика – Аскольд и Дир, – отправившись в поход на Царьград, по пути захватили Киев и остались в нем княжить. Они перестали повиноваться Рюрику и принимали к себе недовольных из Новгорода. В 879 г. после смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к одному из его воевод (или родственнику) – Олегу, так как сын Рюрика Игорь был слишком мал. Олега можно считать первым достоверно известным государственным деятелем Древней Руси. С его именем связано объединение Севера и Юга под властью Киева в 882 г.

Для похода, которому суждено было стать историческим, Олег собрал много варягов, чуди, словен, мерю. Подчинив племена вдоль пути «из варяг в греки», Олег направился к Киеву. Не желая сражения, северный князь прибег к хитрости. Он заявил, что идет в Константинополь, а дружину спрятал в ладьях. Выманив Аскольда и Дира из города, он приказал их убить. Олег сделал Киев столицей своего государства – «матерью городов русских». На то были свои причины. Если север давал военную силу, то Киев, располагаясь на южной оконечности пути «из варяг в греки» рядом с ответвлениями на Волгу и Дон, занимал исключительно выгодное экономическое и политическое положение.

Затем Олег начал присоединять и другие восточнославянские территории. Ему покорились древляне, потом северяне и радимичи, платившие дань хазарам. Можно предположить, что присоединение этих племен привело к столкновению с Хазарией. Подчинение племен сопровождалось строительством крепостей и назначением в новые земли наместников и воевод.

Таким образом, при Олеге формируется ядро территории древнерусского государства путем насильственного присоединения славянских племенных союзов к Киеву и обложения их данью. Формирование продолжится при следующих князьях и завершится при Владимире.

Варяги и Русь. Норманнская теория. В исторической науке с середины ХVIII в. существует иная точка зрения о возникновении государственности восточных славян, получившая название «норманнская теория». Ее создателями считаются немецкие историки Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер, работавшие в середине ХVIII в. в Петербургской академии наук. На основе летописного сказания о призвании Рюрика в Новгород они сделали вывод, что славянские племена были диким народом, не способным создать свое государство. Посему государство основал «народ, отличный от славян», – их завоеватели норманны (варяги). Одновременно возник антинорманизм, основоположниками которого были М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. Его сторонники отрицали какую-либо роль скандинавов в создании государства и пытались доказать нескандинавское происхождение летописных варягов – от франков, хазар или западнославянских племен.

Так возник пресловутый «варяжский вопрос», ставший объектом не только академических споров. Историки-монархисты и славянофилы использовали легенду о варягах-князьях для противопоставления России Западу. В Европе, по их мнению, государства создавались завоеванием, а у нас – мирным призванием. Это означало, по их мнению, что в России нет исторических условий для противостояния народа и власти. В то же время некоторые зарубежные историки-норманисты использовали летописное предание для утверждений о неполноценности славян. Это оскорбляло национальные чувства и побуждало отечественных историков к полному отрицанию присутствия варягов на Руси. По сути борьба норманнизма и антинорманнизма была противостоянием двух монархических концепций. Вопрос о происхождении государства был смешан с вопросом о происхождении династии.

Сегодняшняя наука давно осмыслила сущность государства как института, возникающего на определенной стадии общественного развития. В том, что первые русские князья – Аскольд, Дир, Рюрик, Олег, Игорь (кроме полулегендарного Кия) – носили варяжские имена, нет ничего необычного. Например, в Англии с 1066 г. не было ни одного английского по происхождению правящего дома. Приглашение иноземных правителей в период формирования государства в качестве третьей силы могло сгладить остроту противоборства местной знати.

Основав династию, варяги впоследствии влились в формирующийся класс русского боярства, усилив в нем военно-дружинное начало. Они служили дипломатами, воеводами, дружинниками. В какой-то мере их влияние сказалось на системе извлечения прибавочного продукта (походы за данью), предопределив слабую роль земельных пожалований в начальный период Киевской Руси. Может быть, без варяжского беспокойного воинственного элемента, заинтересованного в контроле над путем «из варяг в греки», объединение севера и юга произошло бы позднее.