Составить рассказ от имени знака препинания точка. Из истории знаков препинания

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами.

Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем - запятая (в XVI веке). После них появилась точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

С возникновением книгопечатания появилась необходимость упорядочить знаки препинания. В книгах XVI века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак).

К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его "черта", а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, - "молчанкой". Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась "полуточием", восклицательный знак - "удивительным" знаком, кавычки - "пресекательным" или "отменительным" знаком, знак переноса- "единительным" знаком (или "единитным"), скобки - "вместительным" знаком (который "слово или целый разум в речь вмещает").

В 1755 году в Петербурге была напечатана "Российская грамматика" М. Ломоносова, которая содержала сведения по орфографии и пунктуации. В наставлении втором был приведён перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.

Точка, точка, запятая...

Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении "Точка, точка, запятая..." А. Шибаев :

Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.

Восклицательный знак

Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!

Вопросительный знак

Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.

Многоточие

Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но - тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками...

Двоеточие

Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...

Тире

Ляжет палочкой
На строчку: -
Проходите
По мосточку.

Кавычки

Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят...

Скобки

Словам раскрывают объятья: -
Ждём в гости вас,
Милые братья!

Запятая

Выйдет на дорожку -
Всем подставит ножку!

Точка

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

А вот реальная история из жизни одного французского писателя с участием знаков препинания:

Чудесные знаки

Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить.

В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: "?". Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: "!".

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

Точка, точка, запятая…
(Из истории пунктуации)

Знаки препинания, дающие возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами, помогающие выразить различные смыслы слов и чувства того, кто пишет, представляются настолько системными и привычными, что, кажется, существовали всегда и появились вместе с алфавитами. Но, конечно же, это не так.

Само слово пунктуация произошло от латинского punctus - ‘точка’. Но это слово первоначально имело совсем не тот смысл, который мы вкладываем в него сейчас. До середины XVII века пунктуацией называлось употребление точек около согласных для обозначения гласных звуков в тексте на иврите, в то время как написание знаков в латинском тексте называлось простановкой точек. И только в середине XVII в. слово пунктуация стало употребляться в привычном для нас значении.

Развитие пунктуационной системы в Европе

Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком, возможно, произошедшим от ламбды (<); философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию.

Появление первого значимого знака препинания связано с именем философа Аристофана, жившего в IV в. до н.э. Это был параграфос - короткая горизонтальная линия внизу у начала строки. Употреблялся для указания на изменение смыслового значения и, следовательно, на новый, достаточно объемный раздел текста, который и в наши дни мы часто называем параграф, хотя обозначаем другим знаком (§).

Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э.. Грамматик и лексикограф Аристофан Византийский, будучи главой Александрийской библиотеки, изобрёл систему трёх точек: точка внизу - комма - ставилась в конце самого короткого отрезка; точка вверху - периодос - делила текст на большие отрезки, а точка в центре - колон - на средние.

Есть предположение, что именно Аристофан изобрёл множество других пунктуационных знаков, например, дефис для написания составных слов, наклонную черту, которую ставил возле слов с неясным значением. Безусловно, эти знаки не получили широкого распространения, употреблялись спорадически и достаточно бессистемно.

Первая попытка ликвидировать эти неудобства была предпринята англосаксонским учёным Алкуином (735-804 гг.), руководившим придворной школой в Аахене (сейчас город в Германии). Реформируя систему Аристофана, Алкуин сделал несколько добавлений. Именно он ввёл в обиход punktum (.) и puktumversus (;) для обозначения пауз и изменения интонации. Но, несмотря на эти усовершенствования, системность в использовании знаков так и не была достигнута, и лишь в XV в. венецианский печатник Альд Мануций стал вводить в печатаемые им книги знаки пауз, вдоха, изменения интонации, а наиболее часто употребляемыми были точка, точка с запятой, двоеточие.

Первым человеком в Англии, заявившим о роли знаков препинания в синтаксическом плане, то есть об использовании их для определения структуры высказывания, был английский драматург Бен Джонсон. Сделал он это в работе «Английская грамматика» (конец XVI в.).

К началу XVII в. большинство современных знаков уже было введено в обиход. Первое издание В. Шекспира (1623) уже использует точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки. В конце столетия в английской пунктуации появились кавычки.

История русской пунктуации

Русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую, поэтому основным знаком препинания была точка.Первоначально точки ставились произвольно, ибо тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил, естественно, не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии в низу строки (_), змийцы (~), а также разные сочетания линий и точек.

Впервые попытка упорядочения постановки знаков препинания на смысловой основе была предпринята М.Греком (XVI в.). Именно он в работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» выказал стремление обозначить роль таких знаков, как точка,иподиастоли - запятая, иподиастоли с точкой - точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать говорящему передышку при чтении, знаком иподиастоли сточкой рекомендовалось обозначать вопрос.

В эту же эпоху в рукописных сборниках появляются статьи анонимных авторов, в которых или только перечисляются знаки препинания, или даются немногочисленные советы по их употреблению. Здесь представлено описание таких знаков, как запятая, подостолия - запятая (чем они различались - установить трудно; кроме того, в некоторых работах подостолией называлась точка с запятой), кендема (знак ” в конце высказывания), статия (~ ,) и др.

Конец XVI - начало XVII вв. ознаменованы выходом печатных грамматик Лаврентия Зизания («Грамматика Словенска…» 1596 г.) и Мелетия Смотрицкого «Грамматики Словенския правильное синтагма» (в 1616 г. - первое издание, в Москве напечатана в 1648 г.), которые сыграли определённую роль в развитии русской пунктуационной системы.

Лаврентий Зизаний говорит о шести знаках препинания - это запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. В определении функций знаков препинания Л.Зизанием положен смысловой принцип, завершённость или незавершённость высказывания. Точка - в конце законченного целого. Запятую, сроку и двосрочие рекомендуется употреблять как разделительные знаки в середине предложения. Подстолия - знак выражения вопросительной интонации. Съединительная - знак переноса слов (кстати, ничего не говоря о слоговом членении слов, Л.Зизаний в приводимых примерах демонстрирует учёт их морфемной структуры).

И.И.Срезневский справедливо отмечал, что «в грамматике Л.Зизания нередко наблюдается смешение сроки, запятой и двосрочия, а в некоторых случаях не разграничены функции сроки и точки» . И всё же стремление определить место каждого знака в тексте - большая заслуга Л.Зизания в разработке пунктуационной системы.

Мелетий Смотрицкий выделяет уже десять «строчных препинаний» - это черта (/), запятая (,), двоточие (:), точка (.), разъятная, единитная (-), вопросная (;), удивная (!), вместная , отложная (). Как видим, именования знаков препинания уже несколько иные, чем у Л.Зизания.

В основе употребления «строчных препинаний» у М.Смотрицкого лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания. Так, черта - это короткий отдых при чтении; запятая позволяет говорящему сделать более длительную паузу; двоточие употребляется тогда, когда мысль высказана не вся, а лишь только её часть, но части предложения более самостоятельны, чем при разделении запятой; точка ставится в конце законченного высказывания, вопросная - в конце вопросительного высказывания; разъятная и единитная - знаки переноса.

М.Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная, отложная и вместная, чётко определив их функции. Удивная - в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией; вместная - включает менее самостоятельную часть предложения; отложная - такую, которую можно полностью изъять из предложения.

Несмотря на некоторое несовершенство описания правил употребления знаков препинания, грамматика М.Смотрицкого долгое время была основным учебным пособием для изучающих грамматику, орфографию и пунктуацию русского языка той эпохи. Значение её неоднократно подчёркивали такие известные лингвисты, как В.А.Богородицкий, В.В.Виноградов и др.

Следующий серьёзный этап в развитии русской пунктуации связан с именем В.К.Тредиаковского. В 1748 году в Санкт-Петербурге выходит из печати его достаточно объёмная (460 листов), известная и в наши дни работа «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». Именно В.К.Тредиаковскому принадлежит заслуга формулирования правил употребления знаков с точки зрения синтаксических особенностей; им установлены отдельные случаи употребления знаков с учётом структуры простого или сложного предложения, с аргументацией каждого положения примерами. Кроме того, В.К.Тредиаковский ввёл в свой текст вопросительный знак (правда, описание его функции встречаем в «Российской грамматике» М.В.Ломоносова) и представил употребление точки с запятой в современном понимании - уже не в конце вопросительных предложений, а для разделения частей сложного предложения и (иногда) при обращении.

В середине XVIII в. выходит в свет «Российская грамматика» М.В.Ломоносова. В V главе этого труда великого учёного под названием «О правописании» представлена краткая теория пунктуации.

М.В.Ломоносов не вводит новых знаков, но определяет основной принцип их употребления: с учётом не только смысла предложения, но и расположениячастей, и значения союзов, которые служат «к сопряжению и сношению понятий». Таким образом, в пунктуации М.В.Ломоносов утверждает два тесно взаимосвязанных принципа: смысловой и синтаксический. Но М.В.Ломоносову не удалось представить полных и развёрнутых правил употребления знаков препинания. Так, функцию запятой он определяет лишь для разделения однородных («одинаких») членов предложения, других же правил использования данного знака не формулирует.

Кавычки появились в XVII веке в форме ковычька - «крюковой знак», современное произношение и написание с а появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме.

Интересна история такого знака пунктуации, как тире. Введён в употребление Н.М.Карамзиным, описан в «Российской грамматике» А.А.Барсова, где и был именован молчанка, затем черта, позднее - знак мыслеотделительный (А.Х.Востоков). Всё это бывшие названия современного тире .

Дальнейшее развитие пунктуационной системы направлено на более детальную разработку её основ в разных направлениях: логическом (смысловом), грамматическом (синтаксическом) и интонационном. «Несмотря на расхождения во взглядах представителей разных направлений, общим у них является признание коммуникативной функции пунктуации как важного средства оформления письменной речи» .

Таким образом, знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на самостоятельные отрезки (с большей или меньшей степенью самостоятельности) в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности; по мере развития письменности и распространения книгопечатания система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.

В русском языке этимологически собственно славянскими терминами являются такие названия, как точка - термин образован с помощью суф. -ьк- (совр. -к-) от точь <…>, восходящего к тъчь, являющемуся производным посредством темы -ь- от основы тък-, выступавшей в тъкати, тъкнути <…>; к перед ь изменилось в ч; запятая - происхождение «от глагола запяти - «воспрепятствовать, задержать». Ср. запонка, путо, препятствие» (обращаем внимание на то, что слово запятая однокоренное со словами знак препинания, запинка и др.); скобки, кавычки (собственно-русское) - «ковычька» - образование с суффиксом -ьк- (совр. -к-) от ковыка; к изменилось в ч перед ь - до сих пор в говорах сохранилось слово ковыка - ‘помеха, заминка’; черта - образовано от той же основы, что и глаголы чьрсти, чьрту - ‘чертить’ . Неславянского происхождения современные названия таких знаков препинания, как тире, дефис, апостроф, астериск . Термин тире заимствован в XIX веке из французского языка. Впервые фиксируется в Словаре Даля. От франц. tiret - чёрточка, является производным от tirer - тянуть. Слово дефис пришло в русскую пунктуацию из немецкого Divis от латинского divisio - разделение, расчленение. Апостроф - из греческого apostrophos - обращённый в сторону или назад. Астериск (*) - из греческогоaster - звезда; этот знак у нас предпочитают называть собственно русским словом звёздочка .

В развитии русской пунктуации обращают на себя внимание две особенности

Несмотря на то, что знаки пунктуации широко используются во всём мире, в количественном отношении система знаков препинания не достигла своей завершённости. В нормативных документах, определяющих правила постановки знаков препинания в русском языке, представлены 10 канонических знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки, хотя фактически их значительно больше. Как показывает практика письменной речи, в настоящее время широкоупотребителен дефис; редко, но всё же используются параграф, косая черта, астериск. В последние годы высказываются мнения об адекватности наименований таких знаков, как две запятые - как единый парный знак (в выделительной функции), два тире или двойное тире - как парный выделительный знак. Эти знаки служат для внутреннего членения предложения 10

Проект

на тему:

Знаки препинания

выполнила ученица «4 ж» класса

Гребёнкина Алина

2014г

  1. Знаки препинания.
  2. История знаков препинания.
  • Точка
  • Запятая
  • Восклицательный знак
  • Вопросительный знак
  • Скобки
  • Тире
  • Многоточие
  • Кавычки
  1. Зачем нужны знаки препинания?

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

. , : ; - … ! ?

«» ()

Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г. Паустовский

ИСТОРИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Древнейшим знаком является точка. Точка

Ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке.

В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“.

Двоеточие [:] как разделительный знак

начинает употребляться с конца XVI века.

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления)

Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова

(1755)

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

Скобки [()] встречаются в памятниках XVI века.

Раньше этот знак назывался „вместительным“.

К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […].

Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“

А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки

[«»] . Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века.

Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать - „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш - „утёнок“, „гусёнок“; кавка - „лягушка“. Таким образом, кавычки - „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Если интонация выражает смысл высказывания в устной форме, то пунктуационные знаки – в письменной для более полного понимания смысла текста. Для отображения чувств, эмоций, интонации с которыми была произнесена речь. Передать всё это на бумаге мы можем только с помощью каких-то знаков, т. е. с помощью пунктуации (знаков препинания).

Например, точка выражает законченность предложения, а многоточие – паузу или незаконченную мысль. Вопросительные и восклицательные знаки служат для выражения интонации в зависимости от цели высказывания. Вопросительный знак в конце предложения указывает на вопрос, восклицательный – на более широкий спектр эмоций

Запятая служит разделителем нескольких предложений в составе сложного, используется при перечислении однородных членов, обращений и др.

Тире выделяет или разделяет предложения друг от друга, а также используется в качестве связки.

Точка с запятой связывает два или несколько распространенных предложений в составе сложного.

Двоеточие помогает разделить основное предложение от последующего перечисления или разъяснения главного предложения.

Знаки препинания играют определяющую роль при формировании мысли на бумаге. Они помогают сделать правильный акцент, сформировать и оформить мысль именно так, как нужно, чтоб ее восприняли, а иногда и полностью поменять смысл сказанного, т.е. написанного.

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Хорошая презентация, показывающая важность употребления знаков препинания. Для школьников младших классов очень подходит и по содержанию и по самому оформлению материала.

Валерия Русакова

русский язык запятая

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Занимательная презентация по русскому языку, посвященная знакам препинания. Преподаватель в форме сказки рассказывает о роли знаков препинания на письме и в повседневной жизни. Также ученики совершат небольшой экскурс в историю русской пунктуации.

  • Подача материала в форме сказки
  • Яркие анимации
  • Роль знаков препинания

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Желтухина М. В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

МКОУ «Ульяновская СОШ № 1», .

Наши проекты:

(Русский язык, 4 класс)

Слайд 2

Сказка о знаках препинания

У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания.Прибежал Чудак Восклицательный знак.Никогда он не молчит,Оглушительно кричит:- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Слайд 3

Притащился кривоносыйВопросительный знак.Задает он всем вопросы:- Кто?Кого?Откуда?Как?Явились запятые,Девицы завитые.Живут они в диктовкеНа каждой остановке.

Слайд 4

Прискакало двоеточие,Прикатило многоточиеИ прочие,И прочие,И прочие...Заявили запятые:- Мы особы занятые.Не обходится без насНи диктовка, ни рассказ.- Если нет над вами точки,Запятая - знак пустой!Отозвалась с той же строчкиТетя точка с запятой;

Слайд 5

Двоеточие, мигая,Закричало: - Нет, постой!Я важней, чем запятая:Или точка с запятой,Потому что я в два разаБольше точки одноглазой.В оба глаза я гляжу,За порядком я слежу.- Нет... - сказало многоточие,Еле глазками ворочая,Если вам угодно знать,Я важней, чем прочие.Там, где нечего сказать,Ставят многоточие...

Слайд 6

Вопросительный знакУдивился: - То есть как?Восклицательный знакВозмутился: - То есть как!- Так, - сказала точка,Точка-одиночка.Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

Слайд 7

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания:

точка [.], запятая [,], точка с запятой [;],

многоточие […], двоеточие [:],

вопросительный знак [?],

восклицательный знак [!], тире [-],

скобки [()] и кавычки [" «].

Слайд 8

Однако, раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Слайд 9

В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.

Слайд 10

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Слайд 11

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

Слайд 12

Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать -»остановить, «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) - из нем. Divis (от лат. divisio - раздельно) и тире (черта) - из французского tiret, tїrer.

Слайд 13

Куда поставить запятую?

Казнить, нельзя помиловать!

Слайд 14

Казнить нельзя, помиловать!

  • Слайд 15

    Источники:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Желтухина Маргарита Владимировна, учитель начальных классов

    П. Ульяновка, Тосненского района Ленинградской области

    Этапы работы над проектом

    Подготовительный.

    1-й уровень – 5 баллов,

    2-й уровень – 10 баллов,

    3-й уровень – 20 баллов.

    Постановка

    проблемы

    Постановка

    цели, задач

    Планирование

    результата

    информацией

    Работа в группе

    конечного

    продукта,

    его оформление

    Возможности для всех учеников

    Анализ источников;

    обработка результатов;

    Для одарённых учеников

    Работа в группах.

    Древнейшим знаком является точка.

    Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.

    Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

    Имеет ли запятая смысл?

    Что такое пунктуация?

    Бог с тобою золотая рыбка

    Дурачина ты простофиля

    Чем вы гости торг ведёте

    И куда теперь плывёте

    Что ты это выдумал право?

    Сын подумал: добрый ужин

    Был бы нам однако нужен.

    Воеводы не дремали,

    Но никак не успевали.

    Ждут бывало с юга, глядь, -

    Ан с востока лезет рать!

    Пёс ей под ноги - и лает,

    И к старухе не пускает;

    Лишь пойдёт старуха к ней,

    Он, лесного зверя злей,

    На старуху. Что за чудо?

    «Видно выспался он худо»…

    Был у поэта письменный стол.

    Использует он! .

    Сразу же ставится? .

    Поэт вместо мыслей ставит – ,

    Порою « » , порой:

    И не жалел для конца … .

    Что делали?

    Как делали?

    Почему делали?

    Достигли цели проекта?

    Личностные:

    метапредметные

    Познавательные:

    Регулятивные:

    Коммуникативные

    • Сказка о запятой
    • Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
    • И другие (скачивайте файл)

    Желтухина Маргарита Владимировна, учитель начальных классов

    МКОУ "Ульяновская средняя общеобразовательная школа № 1"

    П. Ульяновка, Тосненского района Ленинградской области

    Учебный проект: Похвальное слово знакам препинания.

    Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.

    Краткая аннотация проекта: Научной проблемой в данном исследовании выступает необходимость теоретического обобщения, анализа уже имеющейся информации о природе пунктуации как системы, о тенденциях, правилах и закономерностях в употреблении основных знаков препинания.

    Цель исследования – теоретический анализ пунктуационной системы русского языка, обобщение тенденций употребления основных знаков препинания в целом и в научной литературе, в частности.

    Объект исследования – современная пунктуация как исторически сложившаяся система, её принципы и специфика, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

    Предмет исследования – базовые тенденции, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

    В соответствии с целью, предметом, объектом были поставлены следующие задачи:

    Проанализировать историю возникновения пунктуации, её принципы и главные черты;

    Обобщить и рассмотреть тенденции, правила и закономерности в употреблении основных знаков препинания;

    Подчеркнуть особенности пунктуации в научном стиле речи современного языка;

    Гипотеза исследования – утверждение о том, что пунктуация является базовым элементом русского языка в целом, выполняя различные семантико-синтаксические функции, служа целям коммуникации в различных её проявлениях.

    Этапы работы над проектом

    Подготовительный.

    Актуализировать знания школьников о знаках препинания.

    Сообщить тему, цель и задачи проекта.

    Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте.

    Определить источники информации.

    Подготовить памятки, инструкции по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.

    Найти в расписании время для консультаций.

    Установить время занятий в компьютерном классе и библиотеке.

    Решить, как ученики собирают и где хранят результаты работы.

    Планирование. Познакомить учащихся с критериями оценивания работы.

    Оценивается процесс проектирования, содержание конечного продукта, его оформление, защита, а также каждый ученик получает возможность высказать своё отношение к проектному обучению.

    1-й уровень – 5 баллов,

    2-й уровень – 10 баллов,

    3-й уровень – 20 баллов.

    Показатели уровней освоения того или иного способа проектной деятельности:

    Постановка

    проблемы

    Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем.

    Ученик описал существующую ситуацию и указал свои намерения при работе над проектом.

    Ученик проанализировал реальную ситуацию и назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией; таким образом он сделал первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы.

    Постановка

    цели, задач

    Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта, поставленной учителем.

    Ученик сформулировал задачи, цель проекта, определённой совместно с учителем. В предложенном списке могут быть упущены 1-2 задачи.

    Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, предложил задачи, решение которых связано с продвижением к цели.

    Планирование

    После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом, описал полученный продукт.

    Ученик самостоятельно выстроил план действий, на этапе планирования описал продукт, который предполагал получить.

    Ученик указал время, необходимое для выполнения действий по плану, описал характеристики продукта, способ его использования, предложил точки контроля.

    результата

    Ученик предельно просто высказал своё отношение к полученному продукту: нравится/не нравится, хорошо/плохо.

    Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. Назвал трудности, с которыми он столкнулся в работе.

    Ученик предложил группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта. Назвал причины успехов и неудач в работе над проектом.

    информацией

    Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника, воспроизвёл примеры, аргументацию, выводы.

    Ученик указал, какая информация необходима ему для работы над проектом, интерпретировал полученную информацию в содержании проекта, предложил свою идею, сделал выводы.

    Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. Зафиксировал информацию, полученную из разных источников, указал сведения, противоречащие друг другу, сделал выводы, привёл аргументы.

    Работа в группе

    Ученик высказывал свои идеи или своё отношение к идеям других членов группы, если его к этому стимулировал учитель.

    Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее, в основном самостоятельно следовал процедуре обсуждения.

    Ученик самостоятельно договаривался о правилах и вопросах для обсуждения, задавал вопросы на уточнение идей членов группы.

    конечного

    продукта,

    его оформление

    Ученик, излагая полученную информацию, соблюдает нормы оформления текста, заданные образцом: воплощение цели и задач проекта, аккуратное оформление работы.

    Нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, качеством оформления (преобладание схем, таблиц, моделей, лингвистических рисунков над словесными формулировками, наличие эпиграфа, использование цвета).

    Ученик проявлял самостоятельность, оригинальность в раскрытии темы и оформлении конечного продукта.

    Организовать группы, распределить роли.

    Совместно сформулировать вопросы для поисково-исследовательской деятельности.

    Разработать план действия каждого участника проекта.

    Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов.

    Осуществление проекта. Дать задание группам. Необходимо создать комфортные условия для дифференцированного обучения.

    Работа в группах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями, интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу:

    Возможности для всех учеников

    Анализ источников;

    Поиск и обработка необходимой информации по теме проекта;

    подготовка к представлению отчётного материала по теме проекта;

    организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы;

    обработка результатов;

    представление проектного продукта.

    Для одарённых учеников

    Одарённым ученикам можно поручить индивидуальные исследования, написание сочинения, создание банка тренингов, конструкторов. Этих учеников можно ставить во главе группы.

    Для учеников, испытывающих трудности в обучении

    Проблемным ученикам можно дать задания для работы с художественной литературой по подбору загадок, стихов о знаках препинания.

    Работа в группах.

    Группа «Летописцы» собирает материал о возникновении знаков препинания, интересные исторические факты. Отчёт представляет в виде буклета «Сведения из истории русской пунктуации».

    Какой знак препинания является древнейшим?

    Древнейшим знаком является точка.

    Где впервые встречается точка?

    Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.

    Отличалось ли её употребление от современного?

    Употребление точки в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: «въоновремя приближашесяпраздникъ ».

    Какое объяснение слову «точка» даёт В. И. Даль?

    Вот какое объяснение слову «точка» даёт великий русский учёный и писатель, прославившийся как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль: «ТОЧКА (ткнуть) - значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».

    Точку можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название многих знаков препинания. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».

    Какой знак препинания считается самым распространённым?

    Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

    От какого слова произошла «запятая»?

    По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» - это результат субстантивации страдательного причастия прошедшего времени от глагола «запяти(ся)» - «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать» - «останавливать», «задерживать».

    Имеет ли запятая смысл?

    Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».

    Какие знаки появились позднее?

    К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Знак многоточие под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.Слово «тире» восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак! «Чёрная полоса чернил», «молчанка», «длинная черта», «горизонтальная черта», «знак пресечения». Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М.

    Что известно о возникновении кавычек?

    Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола «кавыкать» - «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» - «утёнок», «гусёнок»; «кавка» - «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».

    Кем впервые выражена мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста?

    Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым: «Знаки ставятся по силе разума».

    Группа «Литературная компания» собирает материал, состоящий из стихов и загадок о знаках препинания, оформляет его в виде книжки «Парад знаков препинания».

    Какие поэты обращались в своём творчестве к теме «Знаки препинания»?

    Самуил Маршак, Ирина Токмакова, Василий Курочкин, Ванда Хотомская, Константин Куксин.

    Какие загадки о знаках препинания вы знаете?

    УГАДАЙ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ! Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! Вечно думал он над смыслом, изогнулся коромыслом. Всегда подслушать норовят то, что другие говорят. Выйдет на дорожку - всем подставит ножку. Загораживает путь, предлагает отдохнуть. Известно миру с давних пор, что знак и я немаловажный. И не окончен разговор… и начинает думать каждый. Ляжет палочкой на строчку - проходите по мосточку. На крохотное ушко похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» Словам раскрывает объятья: ждём в гости вас, милые братья. Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но тайком, Какими-то далёкими, Туманными намёками. Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу - за то, что много знать хочу. Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе. Меня зовут? Я маковкой-крупинкой упала на тропинку, Остановила вас - закончила рассказ.

    Группа «Дозорные пунктуации» обобщает и систематизирует изученное по основным темам раздела, создаёт тренинги, пишет сочинение о роли знаков препинания.

    Что такое пунктуация?

    Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. «Пунктуация» от лат. punctum – точка.

    Сколько знаков препинания в русском языке и как они называются?

    В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки.

    Какие функции выполняют знаки препинания?

    Они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, завершающую. Тренинг «Определите функции знаков препинания». Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Ты, конечно, спору нет. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Ядра - чистый изумруд… (А.С. Пушкин)

    Когда на письме употребляется восклицательный знак?

    Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость и т. д. Тренинг «Чьё это признание?» Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение, победу, торжество… Не зря я от рождения Противник тишины. Где я, те предложения С особым выражением Произносить должны. (А. Тетивкин)

    Что ставится в конце вопросительного предложения?

    В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Тренинг «Какой знак любопытный?» Разные вопросы Задаю я всем: - Как? - Откуда? - Сколько? - Почему? - Зачем?- Где?- Куда? - Какая? - Отчего? - О ком? -Что? - Кому? - Который? - Чья? - Каким? - О чём?

    Вопросы – двигатель человеческого познания. На какие четыре группы можно разделить всё множество вопросов?

    1 группа – вопросы, которые задают, когда хотят что-то узнать; 2 группа – вопросы, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ;3 группа – альтернативные вопросы; 4 группа – вопросы, на которые не ожидают ответа.

    Когда в конце предложения ставится точка?

    Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

    Тренинг «Расставьте точки, чтобы получился понятный текст». …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна кисель там варят.

    Что необходимо для правильной постановки знаков препинания в конце предложения?

    Внимание, восприимчивость к смыслу, чувствам и выражающей их интонации.

    Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

    Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире. Тире разделяет подлежащее и сказуемое: «Ядра - чистый изумруд…» (А. С. Пушкин)

    Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах предложения?

    Запятая ставится для разделения однородных членов предложения а) если они не соединены союзами; б) если они связаны противительными союзами; в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами; г) если они соединены двойными союзами.

    Тренинг «Разделите однородные члены знаками препинания». И царица хохотать И плечами пожимать И подмигивать глазами И прищёлкивать перстами. Снова князь у моря ходит С синя моря глаз не сводит. На него старуха не взглянула Лишь с очей прогнать его велела. Воеводы не дремали Но никак не успевали… Ни побоища ни стана Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. Родила царица в ночь Не то сына не то дочь… (А. С. Пушкин)

    Выделяется ли обращение знаками препинания? Какую функцию эти знаки будут выполнять?

    Обращение - это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь. На письме обращение выделяется знаками препинания. Оно может стоять в начале предложения, внутри предложения или в конце предложения.

    Когда обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством.

    Когда обращение стоит внутри предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

    Когда обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него - тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

    При обращении знаки препинания выполняют выделительную функцию.

    Тренинг «Расставьте знаки препинания». Ты царица всех милее Всех румяней и белее Чего тебе надобно старче

    Бог с тобою золотая рыбка

    Дурачина ты простофиля

    Не умел ты взять выкупа с рыбки

    Чем вы гости торг ведёте

    И куда теперь плывёте

    Не гонялся бы ты поп за дешевизной (А. С. Пушкин)

    Какова пунктуационная особенность вводных слов?

    Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. На письме вводные слова выделяются запятыми.

    Тренинг «Выделите знаками препинания вводные слова».

    Что ты это выдумал право?

    Сын подумал: добрый ужин

    Был бы нам однако нужен.

    Воеводы не дремали,

    Но никак не успевали.

    Ждут бывало с юга, глядь, -

    Ан с востока лезет рать!

    Чай теперь твоя душенька довольна.

    Пёс ей под ноги - и лает,

    И к старухе не пускает;

    Лишь пойдёт старуха к ней,

    Он, лесного зверя злей,

    На старуху. Что за чудо?

    «Видно выспался он худо»…

    Только полно правда ль это? (А. С. Пушкин)

    Какова смысловая роль знаков препинания?

    Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.

    Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость, - знаком восклицательным (!).

    Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коротко: «!».

    Иногда пишутся даже целые письма, состоящие только из знаков препинания. Об одном таком «письме» рассказал М. Исаковский в песне «На закате ходит парень»: А вчера прислал по почте Два загадочных письма: В каждой строчке - только точки, Догадайся, мол, сама.

    Можно ли на письме обойтись без знаков препинания?

    На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Современный текст не может фиксироваться и нормально воспроизводиться без них. Знаки препинания являются необходимым элементом письменной речи. Назначение их - указывать на смысловое членение речи и выявлять её синтаксическое строение.

    Группа «Головоломки знаков препинания» собирает занимательный материал по теме «Пунктуация» и оформляет отчёт в виде конструкторов.

    «Сконструируйте» стихотворение, заменив выделенные знаки препинания словами.

    Могут ли знаки препинания употребляться вместо слов в стихотворении?

    Был у поэта письменный стол.

    Ящиков было в нём чуть ли не сто.

    В ящиках тех помещались коробки;

    В одной – запятые, в другой были скобки,

    В третьей – тире, в остальных - …,

    Чёрточки, точки, « » и прочее.

    Письменный стол содержал он опрятно,

    Стихи сочинял он весьма аккуратно.

    Пригоршней знаки берёт из коробки,

    Иное словечко поставит он в (),

    Так же частенько и этак, и так

    Использует он! .

    Если вдруг встретится образ сомнительный,

    Сразу же ставится? .

    В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

    Поэт вместо мыслей ставит – ,

    Порою « » , порой:

    И не жалел для конца … .

    Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой?

    А знаете ли вы, что от одной запятой может зависеть жизнь человека? Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

    «Сконструируйте» текст записки для тюремщиков Эдуарда II так, чтобы король остался жив.

    Что случилось бы, если бы человек потерял запятую, восклицательный и вопросительный знаки, двоеточие?

    «Сконструируйте» текст «О пользе знаков препинания».

    «Человек потерял (что?), стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял (какой знак?) и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял (какой знак?) и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире… Ещё через пару лет он потерял (что?) и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!» (А. Каневский)

    Ознакомившись с этюдом А. Каневского, можно сделать вывод: все знаки препинания нужны и важны. Без умения пользоваться ими невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня.

    Самоанализ деятельности, предполагающий ответы на вопросы:

    Что делали?

    Как делали?

    Почему делали?

    Выполнили поставленные задачи?

    Достигли цели проекта?

    Самооценка вклада ученика в работу группы

    Планируемые результаты обучения: После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

    Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения.

    Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

    Ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..

    метапредметные

    Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

    Регулятивные: Осуществлять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выделять необходимую (существенную) информацию из текстов разных видов. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать. Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Устанавливать аналогии.

    Коммуникативные УУД: Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать и уважать разные мнения. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению. Грамотно задавать вопросы. Строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

    Использованные Интернет-ресурсы

    • Маршак. Знаки препинания. Стихи для детей
    • Сказка о запятой
    • Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
    • И другие (скачивайте файл)
    Скачать конспект

    1. А.П.Чехов о знаках препинания

    А.П. Чехов говорил, что "знаки препинания служат нотами при чтении".

    2. К.Г.Паустовский о знаках препинания

    "Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться". (К.Г.Паустовский )

    3. "Побольше точек!"

    Исаак Бабель: «Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза — одна мысль, один образ, не больше! Поэтому не бойтесь точек».

    4. Многоточие

    "Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…" (В. Набоков )

    5. "...знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью..."

    "Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю". (Н. Г. Гольцова, профессор)

    6. "Весна!!! Лето. Осень…Зима?"

    Фрагмент рассказа Татьяны Толстой "Милая Шура" демонстрирует исчерпывающий набор знаков препинания, возможных в позиции конца предложения: "На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень…Зима?"

    7. «Казнить нельзя помиловать»

    8. Бессловесная переписка

    А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго , закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!» Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

    9. Юмор знаков препинания

    Сомерсет Моэм : "Это был не юмор мыслей, и даже не юмор слов; это было нечто куда более тонкое — юмор знаков препинания: в какую-то вдохновенную минуту она постигла, сколько уморительных возможностей таит в себе точка с запятой, и пользовалась ею часто и искусно. Она умела поставить ее так, что читатель, если он был человек культурный и с чувством юмора, не то чтобы катался от хохота, но посмеивался тихо и радостно, и чем культурнее был читатель, тем радостнее он посмеивался".


    10. "Пунктуационный" анекдот

    Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

    11. У писателей... свои предпочтения знаков

    У писателей есть свои предпочтения знаков. Карамзин уважает многоточие (которое и ввёл в письмо), Горький и Цветаева любят тире, а Константин Паустовский пишет о точке. Молодым писателем написал он плохой рассказ и дал для поправок опытному редактору. И вот... «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова...

    — Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?

    — Да просто расставил все знаки препинания, - сказал он. - Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться...

    После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя»

    12. «...запятая совершенную речь делает...»

    Число запятых и прочих знаков всё сокращается и сокращается, по сравнению с временем Пушкина их уже вдвое меньше. Всё это связано с общим процессом осмысления и стандартизации написанного текста, который было бы удобно «схватить налету» и сразу осознать его смысл. Судите сами, легко ли было читать в начале XX века такой вот текст: «В Москве, зачастую, можно видеть, не без изумления, как целые толпы нищих, получают, около домов богатых людей, пищу, или иную какую-нибудь милостыню... Такой образ жизни, пожалуй, освобождает их, как они, довольно заманчиво выражаются, от душевных скорбей и расстройств, но на деле, они, потопляя заботы, тонут и сами...» Воистину, как сказано в древней азбуке, «запятая совершенную речь делает», и «иногда одна запятая нарушает всю музыку» (это слова Ивана Бунина ).

    13. Берегите знаки препинания!


    Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

    Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

    Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

    Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

    К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!

    14. О назначении пунктуации


    Теоретик логического, или смыслового направления, Ф.И. Буслаев , сформулировал назначение пунктуации следующим образом: "Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему".

    По материалам Интернета