Суть материалистической теории. Материалистическая (классовая) теория. Теория катастроф и воссоздания

До начала XIX столетия люди верили в непрерывный процесс спонтанного зарождения определенных форм жизни из неживой материи. Этот взгляд сочетался с теорией гетерогенеза, то есть образований одной формы жизни из других форм, например происхождения пчел от цветов. В классическом понимании спонтанной генерации живые организмы образовываются при разложении органических субстанций.

По мнению Аристотеля, тля произошла от росы, падающей на растения, мухи – от гнилостных веществ, мыши – от грязного сена, крокодилы – от гниющих на дне водоема стволов деревьев и так далее. В своей теории Аристотель синтезировал труды философов прежних лет и пришедшие из древности описания внешнего вида различных организмов.

Два тысячелетия теория спонтанного зарождения считалась вполне научной, но в XIX веке она была полностью опровергнута экспериментами Луи Пастера. На сегодняшний день жизненный цикл различных форм живых организмов достаточно хорошо изучен, и дискуссии по теории спонтанного зарождения уже не ведутся, однако вопрос о биопоэзе и абиогенезе, то есть о процессе зарождения живых организмов из неживой материи, остается открытым.

Глина

Модель происхождения жизни на основе глины выдвинул в 1985 году шотландский химик из университета Глазго A. Грэм Кэрнс-Смит, вполне вероятной данную теория находили и другие ученые, в частности Ричард Доукинс.

Согласно «глиняной» тории сложные органические молекулы постепенно формировались на базе уже существующей неорганической репродуктивной платформы в виде кристаллов кремния. Проще говоря, Кэрнс-Смит полагал, что в глине содержались разные органические компоненты, которые находились на определенном расстоянии друг от друга, и глина выступила соединительным механизмом, объединив эти элементы в структуры, сходные с нашими генами.

Теория катастроф и воссоздания

Идея об исчезновении вида в определенной степени положила начало теории катастрофизма или последовательного создания. Эту теория некоторые считают одной из предшественниц современной теории эволюции .

Согласно теории катастрофизма в далеком прошлом Земля стала ареной каких-то бурных, но не продолжительных процессов, затронувших весь мир. Из этого следует, что в настоящем находится ключ к прошлому, и все в этом мире продолжатся с начала времен. Исходя из данной теории выходит, что каждая глобальная катастрофа уничтожала на Земле все живое, а новая жизнь, появившаяся впоследствии, была представлена формами, кардинально отличающимися от существовавших ранее. Известными сторонниками данной теории выступали французские ученые Жорж Кювье (1769-1832) и А. Д"Орбиньи (1802-1837).

Материалистическая теория происхождения жизни

Согласно теории материализма происхождение жизни на Земле есть процесс медленной и поэтапной химической эволюции, имевшей место примерно 3,8 миллиардов лет назад. Химическая эволюция в данном случае подразумевает молекулярную эволюцию на уровне ДНК, РНК и белков.

Молекулярная эволюция в 1960-е была выделена в отдельное научное направление, чему особенно поспособствовали изыскания ученых в области молекулярной биологии, эволюционной биологии и генетики, детальной изучавших структуру и функции рибонуклеиновых кислот и белков. Среди ключевых тем, подстегнувших развитие этого направления, стали эволюция функций энзимов, использование дивергенции нуклеиновых кислот в качестве «молекулярных часов», и происхождение некодирующих ДНК.

Органическая эволюция

Видообразование на Земле началось почти 3,5 миллиарда лет назад. Согласно теории органической эволюции этот процесс отличался многообразием и осуществлялся медленно, постепенно, но непрерывно или проходил в виде резких скачков от одного статического периода до другого.

Эволюция – это изменение по ходу времени в одной или нескольких наследственных чертах, присущих живым организмам Наследственные качества, по сути, являются отличительными характеристиками организма и включают в себя анатомические, биомеханические и поведенческие особенности, которые передаются из поколения в поколение. Эволюция привела к разнообразию и множественности живых организмов, населяющих нашу планету. Самым известным пропагандистом теории Эволюции является Чарльз Дарвин.

Божий промысел

Говоря о теориях происхождения жизни, неправильно было бы не упомянуть о теории Божьего промысла, согласно которой все живое на этой планете было создано по умыслу Бога. Всем известна легенда о первых людях, Адаме и Еве, созданных Богом для продолжения жизни на Земле. Эта концепция поддерживается практически всеми основными религиями мира: христианством, исламом и иудаизмом. В этих религиозных традициях на создание вселенной у Всевышнего ушло семь дней, а на шестой день пришелся венец его творений – появление на Земле первого человека.

Седьмой день Бог посвятил отдыху. После того, как Бог подарил Адаму компанию в виде животных, Всевышний задумался о создании более подходящей пары своему созданию. Из ребра Адама была создана Ева, а далее следует всем известная история о запретном плоде, грехе и об изгнании из райского сада.


Основной смысл и содержание данной теории заключается в том, что на процесс возникновения и развития государства, а вместе с ним и права решающее воздействие оказывают материальные и социальные условия развития общества.

Согласно этой теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений, происходивших в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства и ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали.

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

По этому поводу еще в глубокой древности писал Гай Юлий Цезарь (100-44 г. до н. э.). Во всей Галии "существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имели над ними все права господ над рабами".

Об аналогичной ситуации, складывающейся между различными классами и слоями населения в связи с имущественным неравенством, во все последующие столетия писали многие авторы. Но особое значение данному фактору, оказавшему огромное влияние на процесс возникновения государства и права, уделялось в период становления капитализма и в последовавшие за этим годы. Так, в частности, всемирно известный английский экономист Д. Рикардо (1772-1823) обращал внимание на то, что "продукт земли - все, что получается с ее поверхности путем соединенного приложения труда, машины и капитала, - делится между тремя классами общества, а именно землевладельцами, собственниками денег или капитала, необходимого для ее обработки, и рабочими, трудом которых она обрабатывается"1 .

К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что с возникновением и существованием классов неразывно связано возникновение и существование государства и права. Государство, писал Энгельс, существует "не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью"2.

В. И. Ленин рассматривал государство как "продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Государство, писал он в работе "Государство и революция", "возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены"3.

В отличие от многих буржуазных авторов, считавших, что государство и право существуют на всех стадиях развития человеческого общества, пролетарские ученые и идеологи придерживались иного мнения. С их точки зрения, государство и право имманентны лишь классовому обществу. Что же касается доклассового, первобытного общества, то в нем существуют лишь зачатки государства и права. "Доклассовое общество - без государства и классовое общество - с государством", - заключал В. И. Ленин4.

При первобытном строе начавшееся расслоение общества первоначально ведет к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытно-общинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, - оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством.

"Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством"1. Государственные органы и организации частично появились в результате преобладания органов и организаций, сложившихся в рамках первобытно-общинного строя. Частично - путем полного вытеснения последних.

О появлении признаков государства в любой стране свидетельствуют прежде всего о выделении из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами. Об этом же свидетельствуют наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровно-родственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а с другой - вести самим новые территориальные завоевания.

0 появлении признаков государственной организации общества и вытеснении его первобытно-общинной организации свидетельствуют и другие факторы. Помимо всего прочего они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется. "Все древнейшие государственные организации, - писал в середине XIX в. немецкий историк Г. Ландау, возникли не из человеческого произвола, не благодаря организационным эдиктам... Как раз наоборот. Они выросли, словно растение из зерна, брошенного в землю, в силу объективной необходимости, в силу неизменных, самой природой данных законов"2.

Аналогично обстоит дело и с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства, право в силу тех же причин, что и государство, появляется в мире и под воздействием тех же экономических, социальных и политических процессов изменяется.

До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин, регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.

Важнейшими признаками, свидетельствовавшими о его появлении, стали, по мнению исследователей, следующие: социальное и имущественное расслоение в обществе, появление классов-антагонистов - бедных и богатых, угнетенных и угнетателей; постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление наряду с имущественными семейно-брачных и иных правоотношений; придание действующим социальным нормам общеобязательного характера, обеспечиваемого принудительной силой со стороны возникающих государственных органов; и др.

Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы, и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделенных такими полномочиями чиновников.

Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось, о чем можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, и в особенности Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.

Учебно-методический комплекс КазНУ им. Аль-Фараби

КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция № 1

Тема: Предмет, система курса «Основы права». Основные понятия и категории государства и права.

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс.

К числу последних справедливо будет отнести:

- теологическую (божественную),

- патриархальную,

- договорную,

- органическую,

- насилия,

- психологическую,

- ирригационная (гидравлическая) теория,

Материалистическую (классовую) теории.

Теологическая (божественная), является одной из первых теорий, объясняющая возникновения государства и права божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятель Древнего Востока, Средневековой Европе, идеологии ислама и современной католической церкви. Они уподобляли процесс возникновения, развития государства и права процессу сотворения Богом мира.

Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Договорная теория (теория договорного происхождения права) объясняет происхождение права общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э.

Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Договорная теория.

Согласно этой теории до появления государства люди находись в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Д.Локк), война против всех (Т.Гоббс), всеобщее благоденствие – «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо).

Теория насилия

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.

Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.

Психологическая теория

Психологическая теория права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что право есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Основные идеи:

психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе мораль, право, государство;

все правовые переживания делятся на два вида:

1) переживания позитивного (установленного государством);

2) интуитивного (личного) права, интуитивное право выступает регулятором поведения.

Материалистическая (классовая) теория – Марксистко-ленинская теория.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям.

Основные положения материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Классовость и экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях «господствующие индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона».

Органическая теория.

Основоположником является Г. Спенсер (вторая половина IX в.). По этой теории государство есть продукт развития как органического вещества, развивающегося с низшей стадии. Уподобляет государство живому организму, состоящему из клеток, составных частей (люди) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивает нормальное функционирование всего государства.

Проблема происхождения жизни для теорий вечности жизни не существует по той простой причине, что эти тео­рии стирают различия, существующие между живым и не­живым. Поскольку эти теории исходят из единства ком­плекса живое - неживое, для них не существует и вопроса о происхождении одного от другого. Совсем иначе обстоит дело, если принять наличие специфических различий меж­ду живой и неживой материей - в этом случае сам собой возникает вопрос о возникновении этих различий. Разре­шение настоящего вопроса, естественно, неразрывно связа­но с теми представлениями, которые существуют о природе различий между неживой материей и живыми организ­мами.

Правильная постановка этого вопроса стала возможной лишь после исследований Л. Пастера и в связи с расшире­нием и углублением самого понятия живого. Особенное зна­чение в истории проблемы имела теория немецкого ученого Э. Пфлюгера (1875).

Вопрос о происхождении жизни для Пфлюгера, как и для современных ученых, сводился к вопросу о происхож­дении белковых веществ и о той внутренней их организа­ции, которая составляет характерное отличие белков живой «протоплазмы». Автор соответственно разбирает различия между «живым» и «мертвым» белком, из которых основное заключается в неустойчивости «живого» белка, его способ­ности к изменениям в отличие от инертного «мертвого» бел­ка. Эти свойства «живого» белка во времена Пфлюгера при­писывали наличию в молекуле белка кислорода. Это воззре­ние в настоящее время оставлено. Из других представлений о различиях между «живым» и «мертвым» белком ученый останавливается на содержании в молекуле «живого» белка группы циана, CN, и соответственно этому он пытается соз­дать представление о происхождении этого основного для белковой молекулы радикала. В соответствии с этим, иссле­дователь считает, что цианистые соединения возникли еще в то время, когда Земля представляла собой расплавленную или раскаленную массу. Именно при этих температурах

в лаборатории удается получить указанные соединения ис­кусственным путем. Впоследствии, при охлаждении земной поверхности, соединения циана с водой и с другими хими­ческими веществами привели к образованию белковых ве­ществ, наделенных «жизненными» свойствами.

В теории Пфлюгера, в настоящее время устаревшей, цен­ным является материалистический подход к проблеме про­исхождения жизни и выделение белка как важнейшей со­ставной части протоплазмы. Происхождение белковых ве­ществ можно представить себе и иначе. И действительно, вскоре после Пфлюгера появились другие попытки подойти к разрешению этого вопроса с биохимической стороны. Одной из таких попыток является теория английского уче­ного Дж. Эллена (1899).

Первое появление азотистых соединений на Земле, в противоположность Пфлюгеру, Эллен приурочивает к то­му периоду, когда пары воды вследствие охлаждения сгу­стились в воду и покрыли поверхность Земли. В воде были растворены соли металлов, имеющие первостепенное значе­ние для образования и деятельности белка. В ней же содер­жалось известное количество углекислоты, которая вступа­ла в соединение с оксидами азота и с аммиаком. Последние могли образоваться при электрических разрядах, имевших место в воздухе, содержащем азот.

Уже эти теории, относящиеся к концу прошлого столе­тия, ясно намечают основное направление, по которому и в настоящее время идет развитие проблемы возникновения живого.

Происхождение жизни. Теория панспермии. Теория вечности жизни.

Существуют несколько гипотез, поразному объясняющих появление жизни на Земле: 1.Креационизм – божественное сотворение живого;2. концепция многократного спонтанного зарождения жизни из неживого вещества (сторонником ее был Аристотель, который считал, что живое может возникать и в результате разложения почвы); 3. концепция происх-ния жизни в результате процессов, подчиняющихся физич. и хим. законам; 4. концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь сущ. вечно; 5. концепция панспермии – внеземного происхождения жизни. Особое место в естествознании отводится двум последним. Согласно гипотезе панспермии , жизнь занесена из космоса либо в виде спор микроорганизмов, либо путем намеренного «заселения» планеты разумными пришельцами из других миров. Прямых свидетельств в пользу этого нет. Да и сама теория панспермии не предлагает никакого механизма для объяснения первич. возникновения жизни и переносит проблему в другое место Вселенной. Либих считал, что атмосферы небесных тел, а также вращающихся космических туманностей можно рассматривать как вековечные хранилища оживленной формы, как вечные плантации органич. зародышей, откуда жизнь рассеивается в виде этих зародышей во Вселенной. В 1865 г. немецкий врач Г. Рихтер выдвинул гипотезу космозоев (космических зачатков), в соответст­вии с которой жизнь является вечной и зачатки, населяющие миро­вое пространство, могут переноситься с одной планеты на другую. Его гипотеза была поддержана многими выдающимися учеными. Подобным образом мыслили Кельвин, Гельмгольц и др. в начале нашего века с идеей радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как с населенных др. существами планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохраняют свою жизнеспособность, летая в пространстве Вселенной за счет светового давления. Попадая на планету с подходящими условиями для жизни, эти споры начинают на ней новую жизнь. Для обоснования панспермии обычно используют наскальные рисунки, напоминающие живые организмы, или появления НЛО. Сторонники жетеории вечности жизни (де Шарден и др.) считают, что на всегда существующей Земле некоторые виды вынуждены были вымереть или резко изменить численность в тех или иных местах планеты из-за изменения внешних условий. Четкой концепции на этом пути не выработано, поскольку в палеонтологической летописи Земли есть некоторые разрывы и неясности. Согласно Шардену, в момент возникновения вселенной Бог слился с материей и дал ей вектор развития. Т.о. мы видим, что эта концепция тесно взаимодействует с креоционизмом.

Ранее эту теорию называли марксистско-ленинской, а основными ее представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. При этом умалчивали имя американского этнографа Льюиса Моргана, который проанализировал эволюцию развития первобытного общества на примере североамериканских индейцев и в 1877 г. издал книгу «Древнее общество». На основе данного исследования Ф. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. “Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством” Маркс К. Сочинения / Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Политиздат, 1961, Т. 21. с. 169.

В материалистической теории государство не навязывается обществу, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

“Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также "действительность нравственной идеи", "образ и действительность разума", как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство” Маркс К. Сочинения / Маркс, Ф. Энгельс. - М: Политиздат, 1961, Т. 21. с. 170..

По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую .

Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств. Классовая теория имеет множество положительных черт:

1) Она справедливо подчёркивает, что материальные условия жизни общества в жизни людей играют важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности и др. повлияли на появление государства.

2) Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, основываясь на учениях Л.-Г. Моргана, и попытался объяснить разницу в процессах возникновения государства в греческой, римской и германской истории.

3) Было верно замечено, что, с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку.

4) Энгельс не останавливается только на характеристике публичной власти, одного из главных признаков государства, он излагает и другие немаловажные его признаки: наличие особого слоя людей, занимающихся управлением обществ; территории; права; взимание налогов.

Недостатки классовой теории:

1) На образование государственности оказали воздействия не только экономические факторы, но и политические, идеологические (религиозные), психологические, военные.

2) Внутривидовая борьба - далеко не редкое явление. И в мире животных есть расслоение. Почему же там не возникает государство?

3) Согласно Марсу и Энгельсу борьба - неизбежный спутник общества, овладевшего производством. Но восстание, бунты внутри племени, союза племен - явление невозможное. Существование внешней угрозы: конкурирующие за источники питания окружающие племена сплачивало первобытное общество, а не разъединяло. Т. е. причина образования государства прямо противоположна той, которую Маркс и Энгельс объявляют определяющей в этом процессе.

4) Государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждает создатель этой теории, но в той или иной мере охраняла интересы всех проживающих на его территории.

5) В странах Азии и Африки частная собственность возникает гораздо позднее образования государства, а именно тогда, когда появляются совершенные орудия труда, позволяющие справиться с обработкой земли отдельным собственникам. Государство же здесь образуется путём выделения особой прослойки людей, ведающих общими делами, которых с развитием общества становится всё больше. На Востоке узурпировались не средства производства, а управление ими. На Западе государственная власть не отличалась жестокостью в отношении народа, то на Востоке она была деспотична. Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете, можно увязать “даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования”. “Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений”.


Похожая информация.