Свойства и роли человека которые. Роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности. Социальный статус личности

“Индивидные свойства” - термин Ананьева. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. На ранних этапах онтогенеза они выступают как “безличная предпосылка” развития личности.

Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой. Индивидные свойства развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

Схема индивидных свойств человека, по Ананьеву

I. Возрастно-половые свойства => 1. Возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида. 2. Онтогенез полового диморфизма

II. Индивидуально-типические свойства => 1. Конституция индивида. 2.Нейродинамические свойства мозга. 3. Функциональная асимметрия индивида.

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.

Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.

Отдельные индивидные свойства и их роль.

Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").

Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 5. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности:

  1. 25. Роль индивидных свойств человека в развитии личности.
  2. Вопрос 16. Человек как индивид. Классификация индивидных свойств человека (по Б.Г.Ананьеву). Связь психического и биологического в человеке. Изменение возрастных индивидных свойств человека и их влияние на психическое развитие. Половой диморфизм и психические свойства индивида. Влияние конституции индивида на его психические свойства.
  3. Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность - предпосылки и основание жизни личности в обществе

Общее представление об индивиде и индивидных свойствах человека. Место индивидных свойств в регуляции поведения личности. Темперамент: поиск физиологических основ, психологические описания, современное состояние проблемы. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида.

В отечественной психологии необходимость разграничения понятий «индивид» и «личность» признается во всех общепсихологических направлениях, каких бы разных интерпретаций этих понятий их представители ни придерживались. Без разделения этих понятий невозможно подойти к системной детерминации развития личности в обществе.

Индивид - это: 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития;

2) Человек как отдельный представитель человеческого рода, как социальное существо, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Появление человеческого индивида опосредовано его эволюцией. Начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, начало личности - процесс социализации. В основе созревания индивида лежат, главным образом, приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, личностью становятся.

Б.Г. Ананьев выделяет два основных класса индивидных свойств: возрастно-половые и индивидуально-типические.

Классы индивидных свойств по Б.Г. Ананьеву

Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Эти свойства Б.Г. Ананьев называет вторичными, производными эффектами основных параметров индивида. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте и в задатках.

Индивидные свойства - предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни. На ранних этапах онтогенеза они не предопределяют развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как «безличная предпосылка» развития личности. Только включаясь в деятельность, выражающую отношение человека к миру, другим людям, самому себе, они влияют на становление личности. Связь индивидных свойств с развитием личности имеет системный характер.

А.Г. Асмолов выделяет следующие наиболее общие особенности индивидных свойств, которые характеризуют их роль в регуляции поведения личности:

Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально общественного приспособительного значения;

Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов;

Превращение индивидных свойств в «знаки» меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности;

Использование индивидных свойств как знаков, средств, с помощью которых человек овладевает и корректирует индивидные особенности, лежит в основе происхождения индивидуальных стилей в онтогенезе поведения личности и открывает большие возможности компенсации и коррекции при обучении различным профессиям.

Схема индивидных свойств Б.Г. Ананьева наглядно показывает, какие классы и подклассы этих свойств могут выступить в качестве критериев классификации типологий человека. Примерами таких типологий в истории психологии и современной психологии являются типологии темперамента.

Первой типологией темперамента была типология Гиппократа и Галена. Ими было выделено 9 типов темперамента, четыре из них хорошо известны в наше время - это холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. На рубеже 20 века начали формироваться концепции темперамента, прослеживающие связь между его свойствами и типами телосложения (Э. Кречмер, У. Шелдон).

Немецкий психиатр Эрнст Кречмер (1888 - 1964), выделив 4, но описав подробно 3 конституционных типа телосложения, утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболевания.

Астенический тип конституции или лептосомный (от греч. «лептос» - тонкий, нежный, слабый) характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному (шизотимическому) темпераменту. Шизотимики погружены в себя, замкнуты, проявляют склонность к чрезмерной абстракции, плохо приспосабливаются к окружающим.

Пикнический тип телосложения (от греч. «пикнос» - толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир, активны, однако для них характерны перепады настроения от веселого до печального.

Атлетический тип конституции (от греч. «атлетос» - борец) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует иксотимическому (от греч. «иксос» - тягучий), эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды характеризуются сдержанной мимикой и жестами, внешне они спокойны, но временами у них возникают неадекватные вспышки гнева и ярости, отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны, плохо приспосабливаются к перемене обстановки.

Американский исследователь Уильям Шелдон (1899 - 1961) также предпринял попытку вывести из типа телосложения определенный темперамент человека. Он оценивал темперамент по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндоморфии. Согласно У. Шелдону, эктоморфы , т.е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани, характеризуются церебротоническим темпераментом , а именно: сдержанностью, внешним спокойствием, тягой к эстетическим наслаждениям, холодностью в общении с людьми. Эндоморфы , т.е. люди с хорошо развитыми внутренними органами, отличаются висцеротоническим темпераментом. Они общительны, эмоционально ровны, жизнерадостны, приветливы. Мезоморфам, т.е. лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями свойственен соматотонический темперамент . Они энергичны, решительны, склонны к риску, к агрессивным действиям.

Конституционные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона подвергнуты критике, однако продолжают оказывать влияние на психологию дифференциальных различий .

Обратимся еще раз к классификации индивидных свойств Б.Г. Ананьева и кратко рассмотрим их первый класс - возрастно-половые свойства. Б.Г. Ананьев обращает внимание на связь половых различий с законно-мерностями возрастной изменчивости, выделяя единый блок возрастно-половых свойств. Многие очень важные проявления половой диф-ференциации не только в детском, подростковом возрасте, но и в период зрелости сводятся к возрастным различиям. Хорошо известны факты более быстрых темпов в созревании организма и некоторых психических функций у девочек по сравнению с мальчиками. Недоучет этого фактора в системе обучения в школе приводит к искусственному притормаживанию развития каких-то сторон умственной деятельности у девочек.

Половые различия являются природными и проявляются в разноуровневых характеристиках индивида - от общесоматических до мотивационных. Имеются данные о том, что у женщин выше частота сердечного ритма. В стрессовой ситуации для женщин характерно сокращение разрыва между систологическим и диастологическим давлениями. У мужчин наблюдается противоположная тенденция. У мужчин выше скорость словесно-ассоциативной реакции, чем у женщин, однако женщины превосходят мужчин в вербальных функциях. В области мотивации также отмечаются половые различия. Так, в эксперименте на уровень притязаний более высокие результаты обычно демонстрируют мужчины, у них выше мотив достижения успеха. Однако в эмпирических данных по поводу половых различий много противоречий, однозначное теоретическое истолкование этого материала остается нерешенной задачей. Изучение гендерных ролей - набора ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин - свидетельствует в пользу того, что они формируются культурой.

Половой деморфизм - разделение женского и мужского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида - имеет свою филогенетическую историю и свой эволюционный смысл. Представление об эволюционном смысле полового деморфизма может «пролить свет» на некоторые проблемы психологии половых различий. В контексте синтетической теории эволюции И.И. Шмальгаузена разрабатываются представления о том, что в любой эволюционирующей системе существуют оперативная и консервативная подсистемы, обеспечивающие устойчивость и эволюцию любых развивающихся систем. Оперативная система обеспечивает изменчивость системы в её взаимоотношения со средой. Она более гибко приспосабливается к переменам, но и более подвержена разрушению. Консервативная подсистема призвана сохранить и передать потомству родительские признаки неизменными. Она более устойчива и лучше приспособлена к решению половых задач. Женские особи в системе разных биологических видов обеспечивают в ходе отбора неизменность, устойчивость генетического ядра популяции. Мужские особи, являясь оперативной подсистемой, воплощают тенденцию к изменению, именно на них опробируются разные варианты развития. Если эти варианты оказываются удачными, то они закрепляются в процессе отбора сначала мужскими особями, а затем передаются женским особям, как бы попадают в генетическую память вида.

Индивид рождается с определённым хромосомным полом: XX-хромосома - женский пол, XY-хромосома - мужской пол. Однако данное различие не предопределяет однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли - набора предписаний и ожиданий, которые предъявляют индивиду, оценивая его половую принадлежность, например, от манер общения, эталонов женственности и мужественности, а также от отношения самой личности к своим индивидным свойствам. В свою очередь то, какой личностный смысл приобретут половые особенности и социальные стереотипы, во многом определяют формирование психологического пола и половой идентичности - осознания и принятия личностью своей половой принадлежности. Процесс формирования психологического пола, его механизмы удаётся увидеть на материале клинических случаев, в частности, транссексуализма. Транссексуализм - это нарушение половой самоидентификации личности, которое проявляется в стойком осознании своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное развитие первичных и вторичных половых признаков, и выраженное желание изменить свой анатомический пол в целях закрепления противоположной половой роли.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Психология личности: Хрестоматия // Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1999. - Т.2. - С. 31; 85-94.

2. Асмолов А.Г. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности / Психология личности: Учеб. // А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 193-205; С. 214-234; С. 245-256.

Понятие "человек" характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира. "Личность" - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания. Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития. Личность - это самое главное в челов

Веке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д. Понятие и структура личности В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах: 1) личность присуща каждому человеку; 2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет; 3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; 4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада. В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна: 1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции); 2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации); 3) индивидуально-неповоторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание) Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения направленность обусловливает характер личности. Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о личности как вместилище психологических процессов, состояний и свойств. Личность - это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.


1.Проблема изучения историко-эволюционных закономерностей, которым подчиняется развитие индивидных свойств человека в антропогенезе и онтогенезе.

Представления о преобразованной форме действия биологических закономерностей в условиях соц. образа жизни

2.Что представляют собой индивидные св-ва человека?

3.Вопрос о месте индивидных св-в человека в организации личности и ее развитии

Роль биол. закономерностей в истории человечества? (Алексеев):

1.ЕО – основная движущая сила эволюции

2.С началом развития человеческого об-ва исчезло любое влияние эволюции

3*. Северцов: преобразование закономерностей биологической эволюции. Быстрая эволюция социального образа жизни ведет к тому, что в своем развитии индивидные св-ва человека начинают развиваться за счет возникновения «функциональных органов» (Леонтьев), обладающих неограниченной возможностью адаптации к изменяющемуся миру.

Историко-эволюционный деятельностный подход: преобр.закономерностей биологической эволюции и выработка культурных средств, с помощью кот. человек в опред. пределах начинает подчинять себе «функциональные органы»

Гипотеза «рассеивающего отбора». Алексеев. Отбор не стабилизирует изменчивость вида в целом, а закрепляет каждую отдельную вариацию, потому что почти всегда для нее будет найдено местов разнообразной, вечно меняющейся природной среде.

Индивидуальные различия как неповторимые, уникальные, самобытные черты единичного человека (конституциональная, дифференцальная, характерология, гуманистическая, персонология, психоанализ)

Направления исследования псих. личности: феноменографический и историко-эволюционный.



Общая схема индивидных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым. Понятие «индивидные свойства» человека, введенное Б. Г. Ананьевым, в отличие от более распространенного термина «индивидуальные свойства» более однозначно и жестко ориентирует на изучение органических предпосылок развития личности.

Индивидные свойства подрасчленяются на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. В свою очередь индивидуально-типические свойства расчленяются на три группы: конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида); нейродинамические свойства человека; особенности индивида, связанные с функциональной геометрией больших полушарий. В школе Б. Г. Ананьева указанные два класса индивидных свойств называют первичными и полагают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности:

1.Эти свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. Так, например, как отмечает Мерлин, темперамент не определяет содержание отношения личности к действительности, а оказывает влияние лишь на форму выражения этого отношения в поведении человека. Если это не учитывать, то в итоге создаются типологии личности на основе индивидных свойств (Кречмер, Шелдон, Айзенк и т.д.) + могут возникнуть иллюзорные надежды, что можно управлять поведением личности с помощью воздействий биологического характера. Нужно изчать индивидные свойства не сами по себе, ибо они так безличны, а исследовать их преобразования, претерпевание ими трансформации в процессе деятельности человека в обществе.

3.Индивидные свойства (тип НС, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия и т.п) определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения (помешает или нет челу быть оратором дефект речи зависит от его отношения к этому).

3.Когда человеку говорят о его индивидных свойствах, они означиваются, происходит их символизация. При превращении индивидных свойств в знаки происходит переход от объективной детерминации поведения к предметной детерминации поведения. Вследствие этого перехода у чела возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления своими собственными телом так же, как он управляет теми или иными предметами действительности. Напр., образ собственной болезни возникает при общении с врачом. Своими индивидными свойствами можно научиться управлять (напр., БОС), но в реальных жизненных ситуациях многие из них выступают как автономно регулирующиеся системы индивида, подчиненные децентрализованному управлению.

Каждый из нас играет свою роль в этой жизни, навязанную нам другими людьми, либо выбранную нами самими. Эта тема достаточно интересная, потому я ее уже затрагивал в своих ранних статьях. Помимо психологического анализа, тема ролей обращает еще и философский взгляд на себя. Поведение человека не является загадкой, но и не изучено до конца, что придает такой науке как психология, большие перспективы. Вы только вдумайтесь в суть вопроса о ролях человека, которые полностью формируют его поведение. Не надо только путать роль с маской, которую человек сознательно может на себя нацепить, дабы казаться тем, кем он хочет казаться. Роли в отличии от масок, человеком практически не осознаются, они им в основном управляют, если конечно он не возьмет их под контроль. Роль – это рефлекс, реакция, как инстинкт, только с определенным подтекстом. В отличии от инстинкта, роль – это полностью продукт человека, это продукт внешней информации, которая переходит во внутреннюю суть человека. Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим пример с несколькими ролями, которые управляют нашим поведением.

Допустим, вас обманули, и вы обижаетесь или злитесь, и вам кажется, что это вполне естественная реакция, которая должна быть в таком случае. Но это не так, это не естественная реакция, это ваша роль, и ей вы научились в процессе жизни. Кто-то научил вас испытывать обиду, злиться, переживать, ревновать, думать определенным образом и так далее. Все ваше поведение, это лишь смена ролей, согласно тем условиям, что вас окружают. А раз так, значит вы полностью предсказуемые и управляемые, чем разумеется можно пользоваться. И не надо думать, что это какой-то заговор группы лиц, которые пытаются подчинить вашу волю себе, это продукт социального происхождения, который возник в результате нашего взаимодействия. Ребенок берет пример с того что он видит, он культивирует то, чему его учат, ведет себя согласно окружению, полностью повторяя модель поведения других людей. Если бы он жил в лесу, подобно Маугли, тогда бы у него была роль соответствующая его окружению, он был бы диким и вел себя аналогично диким зверям. И большинство людей даже не понимают всей природы своего поведения, не говоря уже о способности им управлять.

В психике заключается великая сила, о чем еще говорил Карл Юнг, но взять эту силу под контроль чрезвычайно сложно. Например такая элементарная вещь как контроль собственных эмоций, требует от человека невероятных усилий. И роль требует того же, достаточно нацепить на человека униформу, и он уже олицетворяет себя с той личностью, которую ему навязали. Все роли навязываются, в социуме это вполне естественный процесс. Он отображает интересы социума и в какой-то степени интересы личности, только вот не всегда роль может быть уместной. Да и потом разве не интересно каждому из нас знать ту истину, которая имеет место в каждой конкретной ситуации?

Скажем отреагировали вы на ситуацию определенным образом, согласно реакции той роли, которую вы исполняли в это время. Но так ли должно было быть на самом деле, или быть может у этой ситуации, было иное решение? Этот вопрос тем более интересен, чем больше вы осознаете природу своего поведения. Самый простой способ к сознательности и определения себя как личности – это анализ каждого своего действия, каждого желания и поступка согласно ему. Вы должны пытаться понять, почему вы делаете то, что делаете, что толкает вас на это.

Если вы найдете исток этого толчка, вы поймете найдете и его природу, вы найдете ту роль, которая включается в вас в конкретной ситуации. Понять что она из себя представляет и что дает, уже вопрос технический, примеров аналогичного поведения вокруг вас предостаточно. Все роли идут из детства, и дополняются в течении всей жизни. Я считаю, что свобода человека определяется прежде всего свободой его разума, ничто так не угнетает человека, как роль угнетенного, которая давит на его психику. Одна большая роль которую мы все вынуждены играть – это роль жизни, ведь каждый из нас должен жить согласно задумке нашего создателя. И если роли являются неотъемлемой частью нашей жизни, лучше выбрать ту, что максимально приближена к совершенству.

Стать человеком просвещенным, может далеко не каждый, я не собираюсь философствовать на тему ролей, как собственно и в отношении всей психологии человека. Быть может я сделаю это в своих книгах, но сейчас могу сказать только одно, что каждому из нас под силу выбрать себе роль. Например вы можете не злится, а искать решение, не обижаться, а анализировать, не плакаться, а действовать и так далее. Зачем вам слабые роли, лучше уж быть сильным в этой жизни. Самый простой и примитивный способ определится с ролью – это самовнушение, это гораздо проще чем искать просветление, а результат придет быстро.

Роль – это определенное состояние психики в конкретный момент, и это состояние должно быть наиболее эффективным и адекватным действительности. Проще говоря правильно себя вести, это выходить победителем из каждой ситуации, к чему можно придти если работать над этим. Это не теория и не философия, это практическая часть жизни, роль которую вы сами себе выбираете, будет вашей сознательной ролью, и тогда вы будете ею управлять сами, в отличии от тех ролей которые управляют вашим поведением, находясь глубоко в подсознании.