Техника речи - искусство говорить красиво. Как научиться технике правильной речи? Работа над речью. Как улучшить речь

Всем людям приходится много говорить в жизни. И качество речи сильно влияет на многие параметры жизни – отношение окружающих, способность убедить в своей правоте, достижение целей, успех и другие. Красивая и правильная речь вызывает доверие у людей, а тренированная дикция гарантирует, что голос будет более мелодичным. Это оказывается важным во многих случаях – при желании произвести впечатление, получить работу, удачно сделать презентацию или представить проект.

Улучшение дикции можно осуществить с помощью различных методов. В частности, среди них выделяются упражнения, которые помогают улучшить произношение звуков, и техники развития дыхания. При этом важно работать над интонацией, которая подсознательно у каждого человека влияет на то, как воспринимаются произносимые слова. Наконец, необходимо расширять свой словарный запас, для того чтобы речь была разнообразной и характеризовала Вас как образованного и умного человека.

Улучшение дикции

Чтобы заставить людей слушать себя, необходимо развивать свое умение говорить. Самым простым, но затратным с точки зрения времени является этап увеличения четкости произносимых слов. Для того чтобы достичь результатов, необходимо регулярно выполнять следующие действия:

  1. Читать, учить и произносить скороговорки . Среди них выделяются те, которые тренируют конкретные проблемные звуки, а также те, которые позволяют отработать сложные сочетания в комплексе. Изначально необходимо начинать с медленного чтения с тщательным проговариванием каждого слова. Далее скороговорки учатся наизусть, а темп их произношения постепенно ускоряется. При этом необходимо определить наиболее проблемные звуки, чтобы в первую очередь уделять внимание им.
  2. Усложнять и разнообразить упражнения со скороговорками . Данный этап осуществляется после освоения первого и заключается в том, что теперь фразы необходимо произносить не только четко и с выражением, но и с чем-то во рту – это могут быть орехи или леденцы, количество которых постепенно должно расти.
  3. Контролировать дыхание . Данный аспект необходим для того, чтобы не прерывать фразу в ее середине, не доводя ее до логического конца. Чтобы научиться контролировать дыхание, необходимо увеличить продолжительность времени, которую организм может спокойно выдержать без очередного выдоха и вдоха. Для этого может подойти даже простая задержка дыхания на время с постепенным увеличением интервалов. Кроме того, легкие развиваются благодаря спорту и пению.

Работа над речью

Большинство людей понимают, что при решении проблемы, как улучшить дикцию и речь, недостаточно просто работать над произношением слов. Важной составляющей является стремление к красивой и правильной речи. Не менее важен хорошо поставленный голос. Поэтому, пытаясь улучшить свою речь, важно помнить о следующих рекомендациях:

  1. Работа со словарным запасом . Наверное, это самый важный шаг в достижении поставленной цели. Для увеличения количества узнаваемых слов необходимо читать не менее 20 страниц в день. Даже если Вы не являетесь поклонником книг, попробуйте найти тот жанр, который будет Вам интересен, и поначалу читать книги только этого направления. Постепенно мозг привыкнет к постоянному чтению, и Вы сможете перейти к другим произведениям. При этом, встречая незнакомое слово, необходимо посмотреть его значение и постараться его запомнить: для этого хорошо подходят ассоциации, возникающие со словом. В случае, если совсем нет времени на книги, можно отдать предпочтение их аудиоверсиям.
  2. Увеличение разнообразия используемой лексики . Этот шаг важен для внедрения новых понятий и выражений в раздел активно используемых слов. Самый эффективный для этого способ – работа с каждым словом по отдельности. Можно придумывать синонимы (располагая их в порядке увеличения или уменьшения интенсивности) или антонимы к выбранному слову, а также формировать из него однокоренные части речи. Например, к слову «восхитительный» можно подобрать похожие слова, расположив их следующим образом (согласно степени восхищения: отличный, удивительный, поразительный, изумительный, исключительный. При этом можно выделить следующие антонимы – отвратительный, ужасный, омерзительный.
  3. Интеллектуальное развитие . Хорошо развитый человек может с честью выйти из любой ситуации, и найти подходящие слова и поддержать беседу. Чтобы этот процесс не был скучным и не отнимал много времени, достаточно время от времени разгадывать кроссворды или сканворды, а также развивать память.
  4. Работа над голосом . Для того чтобы речь хорошо воспринималась окружающими, голос должен быть уверенным и спокойным. Данные параметры зависят от внутреннего состояния человека – от его проблем и того, как он их воспринимает, от удовлетворенности своей жизнью и непосредственно собой, а также от умения контролировать свои эмоции. Это сложная работа, которая в результате должна привести к изменению отношения к жизни и окружающим и, как следствие, к положительным изменениям в голосе. Кроме того, над голосом можно работать следующим образом: читать вслух, записывая себя на диктофон и затем прослушивая запись, тем самым понимая, что следует изменить: возможно, речь слишком быстрая и потому тяжело воспринимается, или тон голоса слишком высокий или низкий.

Таким образом, вопрос о том, как улучшить дикцию и речь, решаем и требует только небольшого количества свободного времени и упорства. При этом все приложенные усилия быстро вознаградятся и помогут в жизни любому человеку, вне зависимости от его профессии, социального статуса и увлечений

Умение красиво разговаривать стоит того, чтобы потратить часть своего времени на обучение. В голове мгновенно возникает оратор, каждому слову которого внимает большое количество людей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Как научиться красиво говорить – вопрос, который должен вызывать живой интерес у практически каждого человека.

Многообразие ежедневных контактов

Каждый из нас живёт среди людей. Новый день приносит множество контактов. Среди них - общение со старыми знакомыми, коллегами по работе, родными людьми и случайными встречными. Поэтому для многих из нас вопрос, как научиться красиво говорить, очень важен. Если нас слушают и правильно понимают, то мы быстро получаем желаемое.

Это могут быть короткие диалоги, касающиеся бытовых тем:

  1. Покупки хлеба в магазине.
  2. Заказа официанту.
  3. Расчёта с курьером.

Немаловажное значение имеет общение в семье, которому обычно не уделяется особенного значения. Ведь такие диалоги происходят в непринуждённой атмосфере. Уже сложнее выступить на собрании перед сослуживцами, рассказывая им об особенностях нового проекта. Поэтому вопрос, как научиться красиво говорить, волнует практически каждого.

Какие из выступлений имеют наибольшую важность

Самыми сложными нам представляются выступления на рабочем месте. От собраний или важных встреч зависит наша карьера, то есть заработок и уровень жизни. Немаловажное значение имеет репутация и успешность среди коллег.

Но как же сделать так, чтобы выступление оказалось интересным? Нужно уметь привлечь внимание слушателей. Но интересной и актуальной темы для этого недостаточно. Как научиться красиво говорить, – волнует многих строящих карьеру людей. Очень сложно разработать хороший проект. И просто представить его неудачно. Это возможно только потому, что для презентации не хватает коммуникативных навыков.

Чтобы предмет разговора был интересен слушателям, нужно изъясняться грамотно и понятно. А ведь в большинстве своём люди разговаривают по-разному. Для некоторых свойственно испытывать сложности при общении. В результате предмет разговора несложно привести в тупик.

За собой способны увлечь люди, которые умеют правильно высказывать мысли. Нужно стремиться научиться преподносить информацию собеседникам красочно. В этом также состоит ораторское искусство. Наилучшими помощниками и здесь являются книги.

Расширение словарного запаса

Чтобы чувствовать себя свободно при выражении мыслей, легко находить нужные слова, следует заниматься самообучением и обогащением словарного запаса. Для этой цели можно использовать такое подручное средство, как телевизор. Только с этой целью предпочтительнее находиться дома в одиночестве. Нужно лишь включить новостную передачу и подражать диктору. Также следует выдерживать все паузы. В результате словарный запас увеличится, а речь станет более ровной.

С целью очистки речи очень удобно использовать диктофон, который сейчас есть в любом мобильном телефоне. Нужно сделать запись разговора с приятелем, а затем прослушать её. Следует выявить все ненужные слова и подсчитать их количество.

Так как мы учимся красиво говорить, нужно постараться избавиться от всех лишних слов. Сделать это довольно непросто. Работа над собой предполагает контролирование каждого сказанного слова. С течением времени получится сделать свою речь правильной.

Избавление от страха перед публикой

Общение перед аудиторией малознакомых слушателей или с коллегами часто омрачается стеснением, волнением, ощущением скованности. Но даже на торжестве высказать вслух поздравление очень сложно. На Дне рождения, свадьбе, юбилее несложно испытать волнение, выступая перед гостями. Мы учимся красиво говорить, поэтому нужно обдумать свою речь заранее, записать её на бумаге. Это позволит её запомнить и лучше выступить перед публикой.

На тему своей деятельности человек часто способен рассказать очень многое. В этом случае формирование словарного запаса осуществляется непроизвольно и за счёт ежедневного повторения похожих фраз и терминов.

Простое упражнение

Для этого упражнения требуется зеркало. Нужно стать перед ним и рассказать о произошедших за день событиях. Разговаривать нужно только с собой, поэтому предпочтительнее находиться дома в одиночестве.

Предпочтительнее записать выступление на видео. Таким образом, при его просматривании можно будет выявить все ненужные и отталкивающие жесты. После этого следует поработать над их устранением. После целенаправленных усилий получится красиво говорить. Упражнения, направленные на улучшение коммуникативных навыков, не требуют большого количества времени. Но работать нужно регулярно и целенаправленно.

Не стоит придерживаться исключительной серьёзности. Следует задуматься о том, каким образом люди будут воспринимать мимику оратора. Выражение лица должно быть в меру официальным и располагающим. Не стоит забывать о приятной лёгкой улыбке. Чтобы достичь результата, нужно посвятить тренировке несколько дней как минимум.

Важность техники речи

Выступление должно звучать красиво. Без улучшения работы речевого аппарата немыслимо повышение уровня речевой культуры. Слушателей не должны раздражать скомканные фразы, несвязная речь, а также проблемы с правильным сочетанием слов. Впечатление от подобной речи, мягко говоря, малоприятное. Смысл сказанного полностью искажается, поэтому слушатели быстро теряют интерес к оратору.

Техника речи должна быть проработана, поэтому нужно укрепить голос и дыхание. При этом огромное значение имеет вырабатывание хорошей дикции и правильного произношения.

Упражнения для развития дыхания предполагают его экономное расходование. Для этой цели можно использовать тексты из художественных книг. Вдохи следует делать после окончания предложений. При этом они не должны быть слышными.

Работа с произношением звуков

Техника речи существенно развивается при выполнении ряда упражнений. Они представлены разнообразными сочетаниями гласных звуков. Например:

  1. и, о, ы, у, э, а.
  2. и-э, и-а, и-о, и-у.
  3. а-о, а-у, а-и, а-ы.
  4. э-о, э-у, э-а, э-и.
  5. у-о, у-и, у-ы, у-а.
  6. о-ы, о-и, о-э, о-у.

Выполнение упражнений состоит в том, чтобы отыскать правильное голосоначало. Оно представляет собой ясные и чистые звуки, произношение которых не требует напряжения. Темп при этом должен быть различным. Выполняя упражнение, голос следует понижать и повышать. Так как говорить красиво и грамотно нужно многим из нас, то предпочтительнее потратить время на регулярное выполнение простых заданий.

Упражнения, улучшающие технику речи, также следует делать с сонорными согласными звуками н, м, в, л, которые сочетаются с гласными э, о, а, и, у, ы. Примеры:

  1. ми, ма, мо, мэ, му, мы.
  2. ли, лу, лэ, ло, лы, ла.
  3. ни, ну, но, нэ, ны, на.
  4. мммомм, мммымм, мммумм.
  5. мммимм, мммамм, мммэмм.
  6. ллломм, лллымм, лллумм.
  7. лллимм, ллламм, лллэмм.
  8. ннномм, нннымм, нннумм.
  9. нннимм, нннамм, нннэмм.

Использование скороговорок

Чтобы улучшить красоту дикции, следует вспомнить о скороговорках. Сначала они должны читаться без участия голоса. Следует лишь совершать правильные движения при помощи языка и губ. Затем упражнение нужно произнести вслух. Темп должен быть выбран абсолютно разный. При этом текст нужно сочетать с правильным дыханием. То есть после прочтения скороговорки нужно делать неслышный вдох.

  1. Купи кипу пик.
  2. Стоит копна с подприкопенком.
  3. Ткет ткач ткань.
  4. Ложечка моя желобовыгибистая.

Что значит красиво говорить, если не владеть своим голосом в совершенстве? Для этого, разумеется, нужно потрудиться. К выполнению упражнений следует относиться с должным вниманием. Но результат оправдает все трудозатраты. Ведь действительно приятно красиво разговаривать на служебных собраниях, корпоративных мероприятиях и просто в кругу знакомых. Нельзя делать себе поблажки, следует относиться к репетициям с должной долей серьёзности. Если упражнение не выполнено правильно, то его нужно повторять до того момента, пока не начнёт получаться.

Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной и интересной, и вы узнали, как научиться красиво говорить.

Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью.Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

При постановке музыкального спектакля огромное значение уделялось работе с голосом.

СВОЙСТВА ГОЛОСА

интонация тембр полетность сила

высота благозвучность подвижность

· Интонация - это выразительность голоса. Она складывается из соотношений звуковысотных тонов, в которых слышится то или иное отношение к предмету или человеку. Шаляпин говорил, что интонация - главное в пении и речи. Он называл интонацию окраской звука, которая служит выражению смысла слова или фразы, в соответствии с характером персонажа, сущностью его психологических оценок и поступков. В интонации, её характере очень важны темп, ритм, метр, мелодия речи, чередование повышения и понижения голоса..

· Сила - это громкость голоса, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Актер должен уметь варьировать силу голоса. Для развития активной работы органов речи, мы выполняли артикуляционную гимнастику (зарядка для губ, для челюсти и шеи, для языка).

· Высота - это способность голоса к тональным изменениям, то есть его диапазон. В бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 звука. Перед нами стояла задача расширить музыкальный диапазон исполнителей до полутора октав. С этой целью мы использовали упражнения направленные на расширение музыкального слуха.

· Подвижность голоса - это способность голоса без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель. Поэтому наши актеры должны были точно проанализировать свои художественные образы и точно подобрать интонации передающие образы героев.

Техника речи - это качество, которое помогает воплотить и донести переживания героя до зрителя в совершенной художественной форме. Отработанная техника речи должна обеспечивать «музыкальность, выдержанный, верный и разнообразный ритм, хороший, спокойно передаваемый темп, мысли и чувства» [К. С.Станиславский].



Техника речи связана с искусством слова, с актёрским мастерством. Процесс работы над техникой речи очень сложный и многогранный. Нам пришлось преодолеть немало трудностей: дикционные, постановка ударения в словах, интонационное произношение отдельных фраз, работа по корректировке местного диалекта, ритмика слова.

В ходе репетиций мы использовали различные упражнения на развитие диафрагматического, нижнереберного дыхания, тренировку лицевых мимических мышц. Тренировка речевых навыков проводилась на материале стихотворных художественных произведений самых различных жанров. (Приложение 8)

Таким образом, все перечисленные речевые особенности играют огромную роль в создании полноценного сценического произведения. С помощью голоса можно передать те или иные ощущения и переживания. Работая над развитием главных качеств голоса, дыхания и артикуляционного аппарата, мы смогли достичь точной и яркой передачи художественных образов музыкального спектакля, что сделало его понятным для детей с ОВЗ.

Путь к успеху

А теперь перейдем к практическим занятиям. Для того чтобы


альные упражнения, держа во рту камешки, громко декламировал

стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь

до н. э.) - афинский государственный деятель и великий оратор. От

ся, картавил, к тому же имел дурную привычку подергивать во время

речи плечом и вообще не умел держаться перед публикой. После дол-

гих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал превосход-

ным оратором. В наше время нет необходимости набивать рот ка-

мешками, стараясь исправить недостатки своей речи. Для работы над

ности мы используем более современные приемы. Таким образом, не

будем полагаться на случай, а воспользуемся возможностью вме-

шаться и взять бразды правления в свои руки.

Первым делом тренируем гласные. Однако не в алфавитном по-

рядке, как нас учили в школе. Начнем спускаться вниз по звуковой

лестнице:

и - е - а - о - у

Почему именно в такой последовательности? Частота колебаний

звука «и» составляет 4000 Гц, а частота колебаний звука «у» - только

Процедура выполнения каждого упражнения одинакова: сначала-

медленно выдохните, затем спокойно глубоко вдохните. Следите за

тем, чтобы дыхание у вас было равномерным и спокойным. При вдо-

хе стенка живота должна выпячивается вперед, а при выдохе втягива-

ется, становясь плоской. Не допускайте ошибок в момент вдоха, ста-

раясь захватить как можно больше воздуха так, чтобы увеличился

объем грудной клетки.

Часто можно наблюдать, как при дыхании у людей поднимаются

и опускаются плечи. Это неправильно. Старайтесь, чтобы вдыхаемый

воздух попадал в живот, в самый центр вашего организма.

Лягте поудобнее на спину, положите руку на живот для того,

чтобы проверять, поднимается ли он при вдохе и опускается ли при

выдохе. При выдохе представляйте себе, что вы «выпускаете пар»,

«снимаете» с себя все, что вас угнетает, сердит и раздражает. С каж-

дым вдохом заботы и тревоги ваши рассеиваются, вы чувствуете себя

свободнее и комфортнее. Делая еще один глубокий вдох, ощутите,

что вы поглощаете положительную энергию вселенной.


А теперь начнем нашу психогенную дыхательную тренировку.

Выдохните, глубоко вдохните, приложите к голове кончики пальцев и

произносите звук «и» до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Что вы

при этом заметили? Поверхность вашей головы вибрирует. Получает-

ся, что, произнося гласную «и», вы можете стимулировать деятель-

ность своего головного мозга.

Сделайте спокойный вдох, приложите кончики пальцев к шее и

протяжно произнесите «эээээ». На что вы обратили внимание? Коле-

бания в области горла. Таким образом вы проделываете при помощи

ультразвука глубокий массаж горла и одновременно облагораживаете

Подобным образом произносите звук «аааа». Это упражнение

благотворно воздействует на область грудной клетки. При произно-

шении звука «ооооо» усиливается кровоснабжение сердца, а упраж-

нение со звуком «ууууу» оказывает положительное воздействие на

нижнюю часть живота.

Эти простые упражнения не только делают более благозвучным

центры в организме. Они не только укрепляют голосообразующие ор-

ганы, но и способствуют сохранению здоровья. Гармонично звуча-

Выполняя эти упражнения, старайтесь произносить гласные как

достаточно сильные колебания. Помните, что чем ниже и глубже го-

лос у человека, тем больше он производит впечатление человека

уравновешенного и серьезного. Чем выше тон голоса, тем больше он

кажется человеком раздражительным и несолидным.

По мере регулярного выполнения упражнений вы будете заме-

вскоре вы научитесь воздействовать на свое настроение при помощи

лий станете более уравновешенным и рассудительным. Видите, как

просто дать ход такому положительному взаимодействию. Выполняя

ничным и выразительным.

Часто выступающего перед публикой оратора просят говорить

погромче. Он поначалу прилагает для этого определенные усилия,


вычном тоне. Такое может произойти только с тем, кому неизвестна

ся говорить правильно.

Но нельзя не вспомнить и еще одну причину, по которой трудно

понять речь многих ораторов. В чем же она заключается? Многие вы-

ступающие неправильно используют акустические возможности по-

мещения, в котором они выступают. Оратор должен их учитывать.

Хороший оратор, знающий законы акустики и правильно исполь-

зуя их, может говорить совсем тихо, и, несмотря на это, каждое его

слово будет отчетливо слышно даже в последнем ряду. Разборчивость

речи, уважаемый читатель, зависит не только от степени громкости,

Где лучше всего выполнять упражнения для развития голоса?

Лучше всего в помещении, где есть эхо, чтобы воздействие голоса на

сознание было максимальным, чтобы вы привыкли к звучанию своего

Для того чтобы осознать процесс образования звука, проделайте

второе упражнение, представляющее собой цепочку гласных «и - э

А - о - у». Произнесите отдельный гласный звук, дождитесь, по-

ка услышите в виде эха его отзвук. После этого перестаньте его про-

износить и начните произносить следующий звук. Следите за тем,

чтобы в помещении ощущались производимые вашим голосом коле-

бания. Произнеся очередной звук, выдохните, затем равномерно и

глубоко вдохните.


иииии - эээээ - ааааа

иииии - эээээ - ааааа

Повторите.

иииии - эээээ - ааааа

иииии - эээээ - ааааа

Еще раз.

иииии - эээээ - ааааа


- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу


Нам нужно производить колебания.

Но как возникают колебания?

Если захватить пальцами струну и отпустить ее, возникнет звук.

От чего зависит качество звука? От того, из чего сделана струна, от


степени ее натяжения, от резонансного захвата, от силы, с которой мы

захватили и отпустили струну.

Что мы этим хотим сказать? Что качество звука зависит не только

теле говорящего.

Выполняя следующее упражнение на развитие голоса, будем

произносить звук «м». Если при выполнении упражнения на звук «а»

рот у нас широко открыт, то звук «м» мы произносим с закрытым

ртом. Образующиеся при этом колебания не выходят за пределы тела.

Упражнение на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо,

второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы го-

лосовые связки сильно напряглись.

После выполнения этого упражнения хорошенько откашляйтесь,

обязательной частью упражнения, является одновременно великолеп-

ной профилактической мерой, предупреждающей простудные заболе-

Особое внимание следует уделить звуку «р» по причине того,

1. Четко артикулируемый звук «р» улучшает произношение.

2. И что еще важнее: звук «р» придает нашему голосу силу,

энергичность и направленность. Речь, в которой «теряется»

звук «р», производит впечатление небрежной. Такая манера

говорить, как правило, свойственна людям слабохарактер-

ным. Последите за тем, как произносят звук «р» хорошие

ораторы, дикторы и выдающиеся личности. Вы заметите, что

у явно преуспевающих людей звук «р» сочный и раскати-

Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную

подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними

зубами и «порычите» как трактор. При выполнении упражнения сме-

ло утрируйте звуки, но только при выполнении упражнения!

Это упражнение помогает выработать хорошую дикцию. А те-

перь сделаем еще один шаг вперед. Выдохните, затем медленно глу-

боко вдохните и утрированно произнесите:

и – р – э – р – а – р – о – р – у – р

Проделайте дважды и такое упражнение:


пррр - эррр - аррр - оррр - уррр - иррр - эррр -аррр - оррр - уррр.

А теперь, наоборот, намеренно раскатисто произнося звук «р»:

ррри - рррэ - ррра - ррро - ррру - ррри - рррэ -ррра - ррро - ррру.

После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раска-

тистым «р» (только в целях тренировки) прочитайте следующие сло-

РРРОЛЬ - РРРУЛЬ - РРРИНГ - РРРАЗ -

РРРЕЗЬ - РРРОГ - РРРАД - РРРУБЛЬ -

РРРИТМ - РРЕЛЬС - РРИС - РРРАБ - РРРОМ

Слов, начинающихся со звука «р», достаточно много, вы вполне

можете произносить и любые другие, какие вам понравятся. Звук «р»

может быть и в середине слов:

ПАРРРА - ПРРРИВЕТ - ТРРРАВА - КРРРЫ-

ЛО - СИРРРЕНЬ - МОРРРОЗ - АРРРФА -

ПРРРАВИЛО - ПРРРОБКА

Теперь произнесите слова, заканчивающиеся на звук «р»:

КОВЕРРР - ПОВАРРР - ЗАБОРРР - СЫРРР -

ТОВАРРР - АМБАРРР - ДОГОВОРРР -

ШАРРР - МОТОРРР

Настойчиво и регулярно выполняя предложенное упражнение, вы

в скором времени значительно укрепите свой голос и улучшите дик-

цию. Эти упражнения, несмотря на свою простоту, очень эффектив-

ны. Благодаря им вы станете говорить четко и внятно, приобретете

шать окружающие и который поможет вам производить на них бла-

гоприятное впечатление уверенного в себе и энергичного человека

Задумывались ли вы когда-нибудь, какая сила заключается в го-

лосе и речи? Одним словом можно «уничтожить» человека, одним

предложением можно сделать человека несчастным. Однако, исполь-

зуя тот же инструмент, можно совершить и много добрых дел. Только

от вас зависит, как вы будете пользоваться своим голосом. Заявив

«этому вы никогда не научитесь», вы превращаете человека в неудач-

ника. Но с тем же успехом вы можете указать ему путь к успеху, за-

верив его: «вы с этим обязательно справитесь». Сказав односложное

«да», вы в состоянии осчастливить своего спутника жизни. Разве не


Итак, ежедневно, лучше всего по утрам, выполняйте предложен-

ные фонетические упражнения. Уже через короткое время вы с удив-

лением обнаружите в себе большую внутреннюю свободу, научитесь

в прямом смысле этого слова свободно дышать. Вы ощутите, как вас

пронизывает чудодейственная сила, ибо дыхание - это жизнь, дыха-

ние - это энергия. Так несите в себе постоянно заряд этой замеча-

тельной силы.

Никогда не забывайте: человек, который работает над своим го-

лосом, одновременно работает над своей личностью. Человек, изме-

вовал свой характер.

Желаю вам добиться больших успехов в занятиях психогенной


Часть VIII

ОСНОВЫ

ПОСТРОЕНИЯ

ВОПРОСОВ


Основы построения вопросов


Похожая информация.



Ни для кого ни секрет, что умение красиво говорить , правильно и логично отстаивать свою точку зрения необходимо каждому человеку, ну а уж публично выступающему, вдвойне. Умение убеждать людей-дар от природы или приобретенное умение и как добиться успехов в убеждении собеседника? Вот пожалуй один из самых насущных вопросов на сегодняшний день, который рано или поздно встает перед каждым, кто пришел в инфобизнес , кто пришел в профессию, связанную с необходимостью выступать перед аудиторией. Уверенно говорящий собеседник всегда располагает к себе с ним приятно общаться, хочется быть максимально открытым в такой беседе.
Развивать навыки красивой речи необходимо всегда. Делать это можно как самостоятельно так и посещая тренинги, вебинары по ораторскому мастерству.

Сегодня я хочу поговорить о доступных для каждого упражнениях по технике речи. Самое главное для успешного их использования в своей практике-это желание и регулярное практическое применение. Результат, поверьте мне, не заставит себя ждать.

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

Уж казалось бы, знаем этот прием со школьной скамьи. А вот применяем ли его? Почему? Да потому, что нам кажется этот прием скучным и неинтересным. Так вот я предлагаю этот комплекс упражнений делать "шутя". Покривляйтесь перед зеркалом, пошутите над собой любимой или любимом во время этого упражнения. И процесс не покажется вам таким скучным! Самый простой комплекс я приведу в данной статье, надеюсь, что Вам он будет полезен.

Повторять каждое упражнение необходимо не меньше десяти раз. Кстати, эта гимнастика способствует расслаблению, что очень важно перед важным выступлением на публике: 1.Поднимите бровки вверх. 2.Сдвиньте бровки к центру. 3.Втяните обе щечки. 4.Надуйте щечки одновременно, а затем по очереди. 5.Понадавливайте на щеки языком. 6.Проводите языком по кругу за закрытыми губами. 7.Пощелкайте языком. 8.Надавливайте языком губы по очереди верхнюю и нижнюю. 9.Покусывайте кончик язычка. 10.Вытяните губки в трубочку и улыбнитесь, но без зубов. 11.Вытяните губки в трубочку, широко улыбнитесь. 12.Широко откройте рот, а затем закройте. 13.Широко откройте рот, закройте сначала наполовину, и только потом полностью.

Но еще раз напомню, заменяя любое упражнение на "кривляние" перед зеркалом вы подарите себе кучу эмоций и будете делать артикуляционную гимнастику с удовольствием.
Упражнение 2.Скороговорки.
Возьмите любую подборку скороговорок , и начните ежедневно произносить их, начиная с медленного темпа и постепенно убыстряя его, так чтобы скороговорки вы произносили не "съедая" звуки и слоги, постепенно скорость их прочтения будет достаточно быстрой, а произношение четки, правильным. Пусть этот процесс так же доставит вам удовольствие. Для этого можете поэкспериментировать с пробкой от шампанского-читайте скороговорки с пробкой, зажатой во рту и без нее.
Ниже привожу подборку скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

3) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Так же вы можете найти различные подборки скороговорок в Группе В Контакте и в Одноклассниках.

Упражнение 3. Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет.
Очень интересное упражнение. Когда я делала его впервые, то мне оно не казалось очень простым. Многие могут описать простой предмет лишь двумя тремя словами, а необходимо процесс описания растянуть на 4-5 минут, при этом не повторяться. Очень интересное упражнение-развивает воображение и логику и ассоциативное мышление.Параллельно вы учитесь избегать мусорные слова, нежелательные повторы, следите за своей речью. Превратите данное упражнение в этакий энерджайзер речи и вы непременно получите заряд энергии.
Упражнение 4.Чтение вслух.
Чтение вслух хорошо отрабатывать на произведениях стихотворной формы. Вы можете использовать стихи любимых вами поэтов. Попробуйте прочитать одно и то же стихотворение по разному: с разными эмоциями, например, или в различном темпе или, делая акцент на какой-либо части речи, и вы увидите как по- разному заиграет текст в вашем исполнении всякий раз.
Упражнение 5.Пересказ.
Для пересказа хорошо использовать басни или притчи или любой жанр прозы, любимый вами.Здесь же поупражняйтесь в выделении ключевых слов. Можете выписать их из текста, они послужат вам замечательным ориентиром-шпаргалкой при пересказе.Возьмите любую статью из журнала, понравившуюся вам и перескажите ее, например, добавляя частицу не к каждому глаголу, который вы произносите в процессе пересказа. Думаю, что вы непременно улыбнетесь.

Конечно, упражнения приведенные мною в данной статье-не догма, и должна вам сказать, что на самом деле много различных упражнений и приемов существует. Но иногда под ногами лежит то , что мы не замечаем, а ведь приемы описанные в данной статье использовать очень несложно и вы можете это делать как дома, так и на работе во время обеденного перерыва, к примеру, или во время приготовления обеда или прогуливаясь с ребенком на детской площадке.Главное, чтобы процесс работы над речью доставлял Вам удовольствие.

С Вами была Елена Клейменова.Всяческих благ.