Терпение и терпимость. Есть ли разница? Толерантность как философское понятие. Огромная роль Терпимости в прогрессе Человечества

Наконец добралась до очередной статьи. Итак, сегодня мы говорим о терпимости.

Терпимость. Смирись с несовершенством других.

Те, кто стоят и ждут, тоже служат…

Джон Мильтон

Мы на Западе не привыкли к терпимости. Когда руководитель дает нам задание, мы обычно спрашиваем: «К какому сроку нужно сделать работу?». Ответ всегда одинаков: «Всё нужно было сделать еще вчера. Смысл его совершенно ясен - не следует тратить время попусту. Нужно сделать всё и сделать быстро. Очень часто мы проявляем нетерпение в отношении техники, машин и имущества (включение компьютера, езда на автомобиле, покупка новой одежды).

В личной жизни мы постоянно ожидаем мгновенного вознаграждения. Терпимость является одной из семи основных черт характера любящего человека. Только сознательное решение любить позволит нам сделать наш мир более терпимым.



Терпимость - это умение позволит человеку быть несовершенным.

В разных отношениях терпимость проявляется по-разному. Но проявление терпимости в одной сфере нашей жизни помогает нам быть терпимыми в других .

Рассмотрим два ключевых фактора, способствующих обретению терпимости и успешному ее применению в повседневной жизни.

СЛОВА НАДЕЖДЫ.

Терпимость проявляется в том, что окружающих мы воспринимаем также, как хотели бы быть воспринимаемы сами. Люди - не машины, от которых вполне естественно ожидать совершенных результатов работы. В горячке повседневных взаимоотношений мы забываем о том, что все люди обладают разными эмоциями, желаниями, идеями и восприятием реальности. Каждый человек способен делать выбор. Быть терпимым - значит любить человека даже тогда, когда ты не согласен с его выбором.

Не всем близки наши приоритеты. Мы должны понять, что в любых отношениях всегда присутствует человеческий фактор. Этот фактор нужно учитывать, когда мы предъявляем какие-то требования к другим людям. В противном случае мы останемся людьми нетерпимыми и станем проявлять свою нетерпимость таким образом, который никак не способствует укреплению отношений между людьми.

Все мы постоянно меняемся - порой к лучшему, иногда к худшему. Если осознать этот процесс, то можно стать более терпимым к родственникам, коллегам и друзьям, даже если в данный момент они поступают не так, как нам хотелось бы. Если мы будем уважать их выбор, то с большей вероятностью сможем оказать на них положительное влияние. Мы не должны контролировать других людей. Можно лишь влиять друг на друга. Терпимость создает атмосферу, в которой позитивное влияние возможно.

ОСОЗНАЙ СИЛУ ТЕРПИМОСТИ

Подобно любой другой черте характера любящего человека, терпимость меняет людей. Вспомните басню Эзопа «Северный ветер и солнце». Эту древнюю басню вполне можно отнести к человеческим отношениям. Резкие, жестокие слова только портят связь с другими людьми и подталкивают нас к совершению не подобающих любящему человеку поступков.

Проявляя нетерпимость, выходя из себя и высказывая несправедливые обвинения в адрес своей жены Кэролайн, я становлюсь ей врагом, а не другом. Реакция Кэролайн совершенно естественна: она или борется с врагом, или бежит от него. В результате нашей ссоры никто не выигрывает, оба страдают из-за того, что отдаляются друг от друга - совершенно не те отношения, которые должны существовать между супругами. В любом случае мы теряем потенциал позитивного взаимовлияния. А вот когда я проявляю терпимость, сдерживаюсь и выражаю свое беспокойство ровно, мирно, как подобает любящему супругу, мне удается сохранить наши отношения добрыми и оказать позитивное влияние на жену.

Конечно, гораздо проще проявлять терпимость к тем, кто терпим по отношению к нам. Но, уклоняясь от общения с нетерпимым человеком, мы теряем возможность осознать силу терпимости. В сложных ситуациях мы понимаем, что терпимость способна изменить человека, но для этого нужно любить его по-настоящему.

Когда кто-то ведет себя с вами нетерпимо, используйте эту возможность, чтобы проявить терпимость.

ТЕРПИМОСТЬ В ДЕЙСТВИИ

Терпимость - это вовсе не бездействие. Я знал людей, которые с каменными лицами могли выслушивать крики и оскорбления, а потом, не сказав ни слова, встать и выйти из комнаты. Это не терпение, а обычное бездействие. Это эгоцентризм. Человек с каменным лицом не хочет войти в положение собеседника.

Терпимость - это внимание и забота о другом человеке. Это готовность сочувственно выслушать, понять, что происходит в душе собеседника. Такой процесс требует времени и сам по себе является проявлением любви. Терпимость - это умение сохранять спокойствие, когда человек говорит тебе неприятные вещи. Терпимость говорит: «Я внимателен к тебе, что бы ты ни говорил и что бы ты ни делал. Я останусь и выслушаю вместо того, чтобы уйти и бросить тебя».

Терпимость - это готовность принять холодное отношение или чрезмерно эмоциональную реакцию другого человека ради того, чтобы выяснить реальную причину его недовольства. Терпимость - это умение продолжать слушать даже тогда, когда слова собеседника ранят или обижают тебя. Нужно показать, что ты понимаешь чувства собеседника и внимательно слушаешь.

Когда человек злится, выслушайте его внимательно. Только тогда вы сможете понять причины его раздражения.

Все мы попадали в ситуации, когда мы сами или кто-то другой создавал невероятную напряженность, проявляя нетерпимость и не умея контролировать собственную речь. Гнев сам по себе имеет право на существование. Время о времени мы злимся по одной просто причине: никто из нас не совершенен! Человеку свойственны чувства боли, гнева, разочарования и подавленности. В этих эмоциях нет ничего плохого. Самое главное то, как мы на них реагируем. Наши жесткие, грубые, резкие слова лишь ухудшают ситуацию. Когда же мы проявляем терпимость, то получаем время на то, чтобы разобраться в собственных чувствах.

Терпимость - это вовсе не обязанность во всём «соглашаться» с собеседником, чтобы избежать ссоры. Терпимость - это умение вести диалог, который позволит понять мысли, чувства и поведение другого человека. Возможно, это поведение нам не нравится. Но, разобравшись, что происходит в душе и разуме собеседника, мы сможем реагировать на его поступки более конструктивно. Научившись выслушивать прежде, чем говорить, мы найдем нужные, целительные слова.

Бывают ситуации, когда вам кажется, что ваш гнев вполне обоснован. Но даже в этом случае у вас остается выбор. Если проявить нетерпимость, то легко обрушиться на человека с обвинениями. Но он наверняка начнет отругиваться, вы поссоритесь и испортите себе вечер. А если выразить свой гнев иначе, честно сказав о своих чувствах, но при этом терпимо отнестись к несовершенству другого и суметь найти позитивные слова, то это спасет ситуацию.

Жесткие слова всегда создают напряженность. Терпимость призывает нас всегда руководствоваться любовью.

Во многих отношениях мы ценим время даже больше, чем деньги. Идея терпимости идет вразрез с заполненным до предела рабочим графиком. Что если терпимость превратиться в лень или приведет к срыву сроков? У нас с трудом хватает времени на все дела, а что произойдет, если взаимодействие с людьми станет протекать медленнее, чем сейчас? Но «терпение» не означает «медлительность» или «неэффекивность». Как же совместить терпимость и необходимость выполнить работу в срок?

Эмоции, конфликты и человеческие потребности редко бывают организованы, и ожидать этого не следует. Но очень важно научиться обрабатывать их позитивным образом. Проявляя терпимость мы подчеркиваем, что человеческие отношения гораздо важнее расписаний и графиков. Удивительно то, что стоит поставить отношения во главу угла дома и на работе, как производительность и качество труда резко возрастают.

В отношениях с людьми никогда нельзя торопиться. Это не означает, что мы должны откладывать срочную работу ради того, чтобы поговорить. Просто мы осознанно должны в своих поступках и словах ставить людей выше результатов. Успех - это не только достижения, но и отношения. Каждый раз, проявляя терпимость в отношениях с человеком, не поддаваясь гневу или раздражению, мы лучше понимаем ценность нашего собеседника.

Терпимость - самый мудрый и эффективный выбор, какой только можно сделать.

Любя сознательно, мы осознаем ненужность спешки и можем притормозить. В такие моменты мы вспоминаем о дорогих для нас человеческих отношениях. Вложения в человеческие отношения в перспективе принесут успех не только нашему супругу, коллеге, ребенку, но и нам.

Воспитывая в себе терпимость, мы повышаем свои шансы на успех и достижения. Приняв решение любить мир и людей по-настоящему, мы можем сосредоточиться на самом важном на данный момент, а в случае необходимости терпеливо ждать.

БУДЬ ТЕРПЕЛИВЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМОМУ СЕБЕ

Учась быть терпеливыми по отношению к окружающим, мы не должны забывать о терпении по отношению к самим себе. Мы тоже меняемся, даже если речь идет всего лишь о выработке привычки терпимости. Большинство из нас постоянно испытывает стресс, а в подобных условиях мы как никогда склонны к нетерпимости. Мы становимся перфекционистами: хотим всё делать правильно и вовремя. А испытывая неудачу, злимся и начинаем мысленно себя ругать: «Не могу поверить, что я сделал! Как я мог быть таким идиотом? Почему я не потратил на это больше времени? Я был так глуп». Подобный внутренний монолог не способствует нашему развитию. Напротив, он лишает нас веры в собственные силы.

Если мы хотим по-настоящему любить других людей, то должны быть терпимы по отношению к себе.

Если мы нетерпеливы по отношению к окружающим, то, скорее всего, нетерпимы и по отношению к самим себе. Мы предъявляем другим людям такие же высокие требования, как и себе. Очень часто эти требования абсолютно нереалистичны.

Что же делать в такой ситуации? Не думайте, что нужно обязательно снизить критерии самооценки. Нужно просто скоординировать процесс своего развития. Если вы не удовлетворены своей работой, постарайтесь найти в ней хорошие стороны и спросите себя: «Чему я могу научиться из эого опыта?» Проявляя терпимость, мы проявляем уважение к самим себе и к окружающим. Мы понимаем, что каждая неудача может быть шагом на пути к успеху.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ТЕРПИМОСТИ

Будучи эгоцентричными созданиями, люди обычно говорят и делают то, что кажется наилучшим именно для них. Инстинкт самосохранения заставляет нас мгновенно реагировать на человека, который причиняет нам боль. Но каждый раз, проявляя нетерпимость в отношениях с окружающими, мы лишаем себя возможности проявит любовь.

Терпимость отличает оставленное нами доброе наследие от наследия дурного.

Очень часто путь к терпению начинается с признания прошлых неудач. Я обнаружил, что, когда я извиняюсь перед окружающими за свою нетерпимость, они всегда готовы простить меня.

Разобравшись с грузом прошлого, мы можем разрушить прошлые стандарты нетерпимости и заменить их стандартами терпимости и любви. Единственный способ избавиться от прежних стандартов - это выявить их. Спросите себя: «Как я чаще всего реагирую, когда рассержен или разочарован кем-либо?»

Библия дает два хороших совета:

«Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору» (Прит.30:32,33)

Найди способ избавиться от прежних стандартов, сформированных годами . Осознав, что говоришь нечто такое, чего не следовало бы, остановись. Это можно делать даже буквально, прикрывая рот рукой в подобных ситуациях. Некоторые люди считают до ста, другие совершают долгую прогулку, прежде чем отреагировать на ситуацию, или просто на несколько минут выходят из комнаты.

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Прит.15:1)

Замени негативное поведение позитивным . Даже в раздраженном состоянии нужно говорить тихо и спокойно. Спокойная речь не пробуждает гнева в собеседнике. Тихий голос заставляет людей прислушиваться.

Следующий шаг - это осознание, что нетерпимость не способствует изменению ситуации , причем она не только тщетна, но и разрушительна.

Последний шаг к обретению терпимости - это умение сконцентрироваться на решении , а не на проблеме. Терпимость сосредотачивается на проблеме, а не на человеке, т.е. на решении проблем, а не на конфликте с самим человеком.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Терпимость - это очень нужное качество человека на сегодняшний день. Иногда складывается такое ощущение, будто бы все жизненные ситуации и обстоятельства, в один миг возжелали испытать его на прочность.

Конечно же, только мы знаем, как правильно решать проблемы, за кого голосовать на выборах и как эффективно воспитывать детей . А если вдруг, кто-то выскажет или начнет отстаивать другую точку зрения, то в бой с собеседником могут пойти убойные аргументы, словесные перипетии и даже кулаки.

Так по какой причине мы столь нетерпимы к другим виденьям картины? Как воспитать в себе толерантность и уважение к мыслям людей? Прежде чем дать ответы на столь глубинные вопросы , пожалуй, нужно определиться с терминологией и отличием.

Толерантность - это отнюдь не явление, а уважительное отношение к позиции других сородичей. То бишь, вы можете категорически и полностью не разделять мнение особи, но не станете навязывать свое с пеной у рта.

А вот другое слово, требующее объяснений: терпение - это неестественное состояние личности, когда ей не комфортно и не уютно, а она вынуждена находить в себе силы и стиснув зубы, продолжать экзекуцию над собственным запасом энергии.

Иными словами терпение может обозначаться, как перерасход усилий и эту разницу в понятиях очень важно уяснить в контексте сегодняшней статьи. Следовательно, надобность терпеть что-либо, носит временный характер. Например, нужно терпеть, чтобы добежать в туалет, или выдержать прием стоматолога , а некоторые умудряются терпеть своего мужа-тирана по неизведанным мне причинам.

А вот толерантность определена к группе положительных качеств человека и означает принятие и понимание разнообразия культур нашего мира, способов самовыражения и конечно же проявления индивидуальности, что априори не может быть идентичной для всех.

Главное в воспитании терпимости - это приумножение чувства уважения не в зависимости от уровня человеческого интеллекта.

Откуда берется нетерпимость?

На самом деле, ответ на этот вопрос достаточно банален. Нетерпимость к другому человеку зарождается еще в детстве и взрослея, мы тащим это богатство во взрослую жизнь, увеличивая обороты и аллергическую реакцию к чужим мнениям.

Как происходит процесс становления? Я попрошу вспомнить, как ваше окружение близких и совершенно не близких людей, могло позволить себе навесить ярлык на личность или вывалить за спиной порцию осуждения.

Это могло происходить не по причине злого умысла. Даже старушки на скамейке у подъезда не переживают о том, что их изречения могут ранить тонкую душевную организацию людей, ведь они убеждены том, что это нормально!

«О, посмотрите, да они же не по средствам живут! », «Слишком толстый! », «Содержанка », «Слишком молодая мама », «Не ест мяса! » и т. д. Все это подсознательное стремление ощутить примитивное и низменное превосходство над окружающими и демонстрация нулевой толерантности.

Однако, прежде чем так ярко пропагандировать собственную нетерпимость к людям, не стоит забывать о том, что дети впитывают поступающий информационный вброс, как губка.

А значит, будущее поколение обязательно применит столь некорректный способ самовыражения. Как избежать негативных последствий и постараться более лояльно относиться к другому образу жизни, что вам неприемлем?

Как развить толерантность

1. Откажитесь от суждений, оценок и шаблонного мышления

Поэтому, старайтесь понять глубинные мотивы сородичей, а не рассматривать верхушку айсберга. Только в таком случае человек обучается искусству терпимости.

2. Умейте слушать и слышать собеседника

Я подготовила в этом блоке замечательный совет: только в том случае, когда вы позволите себе выслушать собеседника, вы сможете понять его особую точку зрения. И только в том случае, когда вы ее поймете - вы сможете ее принять или хотя бы дать право на существование.

Желание постоянно доказывать правоту граничит с комплексом завышенной самооценки. А это означает нулевой уровень терпимости. Будьте услышаны и не прекращайте слушать !

3. Воспитайте в своем сердце чуткость!

Искренне уважая все живое на планете Земля, стараясь поступать по совести, справедливости и без намерения обидеть, человек становится ближе к науке по названием толерантность.

4. Принятие

Конечно же, я могла посоветовать вам медитационные практики или техники, но все же считаю, что лучше прибегнуть к наиболее действенному методу адаптации - встречи со своим страхом для преодоления.

Столкнитесь лицом к лицу с той группой людей, которые категорично вам не понятны! Пожалуй, это одна из самых лучших практик! При общении вы сможете заметить, что люди с убеждениями, отличительными от ваших, по-прежнему остаются людьми: с такими же чувствами, страхами и проблемами, как и у вас.

Всему есть предел!

Друзья, на этом я закончу.

До встречи на блоге, пока-пока!

11 Билет. Русский.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.

Слово «этикет» - французское, впервые было употреблено при дворе Людовика XIV, когда озадаченным гостям были выданы карточки (этикетки) с предписанием, как они должны себя вести при дворе высокочтимого короля.

Речевой этикет - широкая область стереотипов общения.

Функции речевого этикета:

1). помогает избежать конфликтных ситуаций. Говоря собеседнику «Извините», «Прошу прощения», мы снимаем возникшую напряженность в общении, если вдруг таковая имеет место.

2) показывает уровень близости собеседников. Например, приветствуя людей, к которым относимся с большим уважением, мы говорим: «Здравствуйте!», «Мое почтение!», «Рад вас приветствовать!». Между тем, хорошим друзьям и близким адресуем слова «Привет! Кого я вижу!».

3) устанавливает социальные рамки между людьми, разделяясь на официальный речевой этикет и неофициальный, с официальным этикетом соотносятся фразы «Разрешите вас поприветствовать!», «Добрый день!», «Здравствуйте!», с неофициальным «Здравствуй!» или «Здорово!».

Истоки речевого этикета лежат в древнейшем периоде истории языка. В архаическом социуме речевой этикет имеет ритуальную подоплеку. Слову придается особое значение, связанное с магическими и обрядовыми представлениями, взаимоотношениями человека и космических сил. Поэтому речевая деятельность человека может оказывать воздействие на людей, животных и окружающий мир; регламентация этой деятельности связана со стремлением вызвать те или иные события. Реликты этого состояния сохраняются в различных единицах речевого этикета; например, многие устойчивые формулы представляют собой ритуальные пожелания, некогда воспринимавшиеся как действенные: Здравствуйте (также Будьте здоровы ); Спасибо (от Спаси Бог ). Аналогично многие запреты на употребление слов и конструкций, которые в современном языке рассматриваются как бранные, восходят к архаическим запретам - табу.

На древнейшие представления накладываются поздние пласты. Сложна система речевого этикета в иерархических социумах, где правила речевого общения вписываются в общественную иерархию. Примером может служить двор абсолютного монарха (средневековый Восток, Европа на рубеже Нового времени). Этикетные нормы становились предметом обучения и кодификации и играли двоякую роль: позволяли говорящему выразить уважение к собеседнику и одновременно подчеркнуть изысканность своего собственного воспитания. Хорошо известна роль в формировании новой, европеизированной элиты, которую сыграли в Петровскую эпоху и последующие десятилетия пособия по этикету.

В речевом этикете практически всех народов можно выделить общие черты; устойчивые формулы приветствия и прощания, формы уважительного обращения к старшим. Однако реализуются эти черты в каждой культуре по-своему. Наиболее развернутая система требований существует в традиционных культурах. Осмысление речевого этикета его носителями проходит несколько стадий. Для замкнутой традиционной культуры характерна абсолютизация этикетных требований к поведению. Носитель другого речевого этикета воспринимается здесь как плохо воспитанный или безнравственный человек. В более открытых социумах развито представление о различии речевого этикета у разных народов.

В современной городской культуре индустриального и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. Подвергаются трансформации традиционные основы явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии. Речевой этикет теперь рассматривается в прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения.

Речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения иностранным языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения. Особенно важно иметь представление о расхождениях в национальных речевых этикетах. В каждом языке существует своя, формировавшаяся веками система обращений. При буквальном переводе смысл этих обращений искажается; так, английское Dear используется в официальных обращениях, а соответствующее ему русское Дорогой употребляется в неформальных ситуациях. Или другой пример - во многих культурах Запада на вопрос Как дела ? следует отвечать: Хорошо . Ответ Плохо или Не очень считается неприличным: собеседнику не следует навязывать свои проблемы. В России на тот же вопрос принято отвечать нейтрально, скорее с негативным оттенком: Ничего ; Помаленьку . Различия в речевых этикетах и вообще в системах правил речевого поведения относятся к компетенции особой дисциплины - лингвострановедения.

Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность - умение предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость - спокойное отношение к возможным расхождениям во мнениях, избежание резкой критики взглядов собеседника.

Выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Обращение - самый массовый и самый яркий этикетный признак.

В русском языке личных местоимений немного, но их вес в речевом этикете достаточно велик. Особенно важен выбор между Ты и Вы. Вы вместо Ты в обращении к одному у нас появилось в XVIII веке, закрепилось среди образованных дворян. До этого Ты само по себе этикетного содержания не имело. Но в сравнении с Вы оно приобрело значение близости, а в общении людей не близких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам.

Личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и называниями собеседника, с ощущением того, что «прилично» и «неприлично». Например, когда человек поправляет собеседника: «Говорите мне «вы», «Не тычьте, пожалуйста», он выражает недовольство по поводу направленного к нему «неуважительного» местоимения. Обычно «ты» применяется при обращении к близкому человеку, в неофициальной обстановке и когда обращение грубовато-фамильярное; «вы» - в вежливом обращении, в официальной обстановке, в обращении к незнакомому, малознакомому.

В русском языке не принято называть присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он (она). Русский речевой этикет предусматривает называние третьего лица, присутствующего при разговоре, по имени (и отчеству), если уж приходится при нем и за него говорить. Я и Ты, Мы и Вы - это включающие местоимения, которые выделяют собеседников из всех остальных, а Он, Она, Они - местоимения исключающие, указывающие не на того, с кем в данное время общаются, а на нечто третье. Между тем этикет многих стран не запрещает такого речевого действия - «исключения» присутствующего.

Речевой этикет со временем претерпевает свои изменения. Некоторые выражения и фразы речевого этикета, принятые во времена Пушкина, безвозвратно канули в лету. Например, выражения «Покорнейше благодарю», «Нижайше кланяюсь», «Благодарствую», «Ваш покорный слуга». В наше время они звучат странно и нелепо, а Александр Сергеевич очень любил подписывать свои письма последней фразой из этого списка.

Некоторые общепринятые в нашем обществе формулы речевого этикета.

При необходимости познакомиться с совершенно незнакомым человеком принято говорить «Разрешите познакомиться» , «Позвольте познакомиться», «Будем знакомы». Приветствия, подчеркивающие радость встречи: «Рад вас видеть!», «Добро пожаловать!», «Рад приветствовать!». Слова соболезнования: «Я вам искренне сочувствую», «Приношу свои глубокие соболезнования», «Разделяю ваше горе». Поздравляем словами: «Разрешите поздравить», «Примите искренние поздравления», «Сердечно поздравляю».

В одних языках есть только не обязательные этикетные средства, а в других языках - и обязательные. Почти все глаголы японского языка могут иметь вежливое по отношению к адресату речи форму и форму фамильярную.

О чем бы мы не говорили по-японски (пусть даже не об адресате речи!), приходится выбирать либо вежливую, либо фамильярную форму глагола, т.е., хотим мы этого или не хотим, - показывать свое отношению к адресату. А вот в русском языке нет грамматических предписаний, когда и каким именно способом непременно должно быть выражено этикетное содержание. Значит, этикетные средства русского языка факультативны.

Способов передавать в речи этикетные значения - много. Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и как сказать, мы обязательно учитываем то, с кем и в какой обстановке говорим. Поэтому речи, не имеющие никакого отношения к этикету, не бывает.

В речевом этикете большое значение имеет язык жестов. У каждой нации существует своя специфика жеста:

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Не зная национальных особенностей жестов, можно попасть в неловкое положение. Например, в Болгарии жестовые знаки "да" и "нет" противоположны общеевропейской форме.

Что должен думать японец, если европеец, вступая в деловую беседу, не пожимает ему руку? Он может считать, что собеседник уважает его национальные обычаи - в Японии не принято здороваться за руку.

Даже сходные жесты могут в разных национальных культурах применяться по-разному. Например, в Венгрии мужчина при приветствии всегда приподнимает шляпу, а в нашей стране это делать не обязательно и свойственно людям старшего поколения.

В Японии в разговорах люди всячески избегают слов "нет", "не могу", "не знаю", словно это какие-то ругательства. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо "нет, спасибо" употребляет "мне уже и так прекрасно".

Если токийский знакомый говорит: "Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой", - то не следует думать, что он поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произносить слова "нет".

Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по - разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, какие между общающимися отношения. Речь колеблется в такт человеческим отношениям - это и есть этикетная модуляция речи.

Время от времени вы можете оказаться в ситуации, когда вам сложно терпеть чьи-либо слова или поступки. Постарайтесь понять, что стоит за ними для каждого конкретного человека и избегайте личной перепалки. Вы можете попробовать развить у себя более терпимое отношение к людям, изучая разные судьбы, развивая уверенность в себе и вырабатывая в себе умение ценить различия.

Шаги

Терпимость к другим в сложных ситуациях

    Старайтесь сочувствовать. Сознательное усилие проявить сочувствие и попытаться посмотреть на ситуацию глазами этого человека – это хороший первый шаг к тому, чтобы научиться терпимо относиться к другим людям. У вас может быть очень разное прошлое и разный опыт, на который вы опираетесь, поэтому то, что может показаться вам очевидным, будет странным или чуждым для другого человека.

    Попросите объяснить слова или поступки. Если вы разговариваете с человеком и слышите от него нечто, что вам сложно принять, можно попытаться понять его взгляд, не проявляя при этом агрессии или нетерпимости. Постарайтесь как можно лучше разобраться во взглядах другого человека, задавая ему вопросы.

    Игнорируйте различия между вами. Один из способов разрешить сложную ситуацию – просто игнорировать существующие между вами различия. Это более негативный способ проявления терпимости по сравнению с попыткой понять и оценить отличный от вашего взгляд на мир, но в некоторых случаях и это бывает полезно. Таким образом вы сможете избежать определенных тем в разговоре либо при необходимости быстро сменить тему.

    Используйте высказывания, которые начинаются с «я», а не с «ты». Если в разговоре с кем-то вам становится сложно вести себя цивилизованным образом, подобный подход поможет вам избежать обвинений или неверных предположений относительно своего собеседника. Для этого существует простая методика формулировки мыслей: начинать с «я», а не с «ты». Таким образом вы также снизите уровень враждебности по отношению к вам со стороны другого человека и сможете сами быть более открытым к точке зрения оппонента.

    Обращайтесь к теме конфликта. Если вам слишком трудно проявить сочувствие или игнорировать конфликтную тему, и терпеть мнение другого человека выше ваших сил, необходимо обратиться напрямую к теме конфликта, чтобы прийти к некоему разрешению ситуации. Если вы хорошие друзья, и вам не хочется, чтобы данная тема разрушила ваши отношения, нужно приложить усилия, чтобы совместно выработать решение. Всем, кто так или иначе вовлечен в ситуацию необходимо приложить старания и принять активное участие в разрешении конфликта.

    Развивайте более терпимые взгляды на мир

    1. Цените различия. Важная часть развития более терпимых взглядов заключается в развитии умения воспринимать и ценить различия. Люди, которые умеют ценить различия, как правило, более терпимы к другим, и гораздо меньше подвержены стрессу из-за двусмысленности или неопределенности. Нетерпимость способна легко и просто упростить и поместить в узкие рамки весь этот сложный и постоянно меняющийся мир, поскольку так ей проще его воспринимать, не обращая внимания на различия и сложности.

      Научитесь принимать неопределенность. Согласно исследованиям, нетерпимость по отношению к неоднозначности или неспособность воспринимать неопределенность – это ключевые черты характера наименее терпимых людей. Проведенное на национальном уровне исследование показало, что страны, где люди более восприимчивы к ситуациям неопределенности, демонстрируют больше принятия по отношению к разногласиям, терпимости к отклонениям, более склонны к риску и более позитивно настроены к людям в целом.

      Изучайте людей и другие культуры. Хороший способ стать более терпимым человеком – более глубоко изучить различия в культурах и взглядах разных людей. Зачастую люди проявляют недостаток терпимости по отношению к другим в силу того, что чувствуют себя некомфортно и неуверенно относительно того, что происходит, о чем говорит этот человек или что он делает. Уделите время изучению особенностей других культур и систем мировоззрения. Не бойтесь задавать вопросы, но делайте это всегда вежливо и с уважением.