Территория опричнины. Начало и отмена опричнины. Последствия опричнины

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Железнодорожном Московской области


Контрольная работа

по Истории России

ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО: КАК ЭТО БЫЛО?


Говоруха Оксана Викторовна


Железнодорожный 2013


Введение

1.Становление опричнины

2.Земский собор 1566 г.

Противники опричнины

Разгром Новгорода

Власть и экономика в годы опричнины

Окончание опричнины

Заключение


Введение


Опричнина - система чрезвычайных мер, примененных царем Иваном VI в 1565-1572 гг. во внутренней политике России для ослабления боярско-княжеской оппозиции и усиления власти царя.

Политическое развитие России в VI веке было отмечено противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к исчезновению пережитков феодальной раздробленности. Потребности политической централизации требовали преобразования феодальных институтов. Реформы были необходимы. Реформирование армии позволило России решить такие крупные внешнеполитические задачи, как воссоединение западнорусских земель, попавших под власть Литвы, и завоевание выхода к морю. Таким было время укрепления Русского государства. Введение опричнины Иваном VI было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, противоречием между политическим сознанием боярства и высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны, и стремлением Ивана VI к неограниченному самовластию, с другой. Упорство Ивана VI в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом. Появление опричнины было связано с затянувшейся Ливонской войной, ухудшением положения народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами. Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном VI Избранной рады (1560 г.), смертью митрополита Макария (1563 г.), удерживающего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М. Курбского (апрель, 1564 г.).


1. Становление опричнины


декабря 1564 г. царь Иван Васильевич Грозный со своей семьей отправился в подмосковное село Коломенское праздновать Николин день (6 декабря). Выезд московского царя на богомолье был обычным делом. В этот раз необычным было то, что с собой царь брал не только иконы и кресты, но и драгоценности, одежду и государственную казну. Также распоряжение покинуть Москву было дано избранным боярам, ближним дворянам и приказным лицам, причем все они должны были выехать вместе с женами и детьми. Конечная цель этой поездки хранилась в тайне. Пробыв две недели в Коломенском, Иван VI направился в Троицкий монастырь, после чего приехал в Александрову слободу. Прибыв в слободу в декабре 1564 г., Иван Грозный приказал оцепить слободу вооруженной охраной и привозить к нему из Москвы и других городов тех бояр, которых он потребует. 3 января Иван VI прислал послание митрополиту Афанасию, в котором он объявил о своем отречении от престола по причине недовольства боярами, воеводами и приказными людьми, обвиняя их в измене, казнокрадстве, нежелании воевать с врагами. 3 января весть об отречении царя была сообщена московскому населению на заседании Земского собора. Опасаясь смуты, 3 января митрополит Афанасий послал к царю в Слободу депутацию, возглавляемую архиепископом Пименом и архимандритом Левкией, которые были наиболее близки к Ивану VI. Вместе с ними отправились другие члены освященного собора, бояре во главе с И.Д. Вельским и И.Ф. Мстиславским, приказные и служилые люди. В челобитной, которую везла с собой депутация жителей Москвы, содержалась просьба вернуться к государственному управлению.

января царь принял Пимена, Левкию и других членов собора. Царь обвинил своих бояр в стремлении лишить его власти. Но вместе с тем собравшимся было объявлено о согласии царя вернуться к управлению государством. Иван VI принимал к сведению согласие челобитников на то, что царь по своему усмотрению казнил изменников и налагал опалу. Одновременно было сообщено о решении царя учредить опричнину. Суть ее сводилась к созданию нового царского двора, личный состав которого обеспечивался земельными наделами на определенных территориях Руси. Значительная часть территории Московского государства выделялась под опричные земли. В опричнину отошли лучшие земли и более 20 крупных городов (Москва, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг и др.). Территория, не вошедшая в опричнину, называлась земщиной. С земщины царь потребовал на устройство опричнины 100 тысяч рублей. Царь не ограничивал свою власть только территорией опричнины. При переговорах с депутацией он установил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.

февраля царь Иван Грозный вернулся в Москву. На следующий день был издан указ о введении опричнины.

Главной резиденцией опричников стала Александровская слобода.

Опричники приносили особую присягу царю. Они обязывались не вступать в общение с земскими, даже с родственниками. Все опричники носили черную одежду, похожую на монашескую, и отличительные знаки - метлу, чтобы выметать измену, и собачью голову, чтобы ее выгрызать. Также присутствовала общая трапеза, совмещавшаяся с богослужением. Эта трапеза напоминала о временах, когда князья пировали вместе со своей дружиной. Опричные пиры были очень обильными.

Введение опричнины ознаменовалось расправами с неугодными царю лицами. Были казнены боярин Александр Борисович Горбатый с сыном Петром, окольничий Петр Петрович Головин, князь Иван Иванович Сухово - Кашин, князь Дмитрий Федорович Шевырев. В монахи постригли князей Куракина и

Немого. Казни и опалы первой половины 1565 г. были направлены прежде всего против тех, кто еще в 1553 г. поддерживал Владимира Старицкого, оказав сопротивление воле царя. Эти мероприятия прежде всего были направлены на то, чтобы ослабить Боярскую думу и укрепить власть царя.

Казнями и насильственными пострижениями в монахи не исчерпывались репрессивные меры, которые обрушились на феодальную знать. Также практиковались насильственные отрывы князей от их владений. Опальные князья и боярские дети переселялись на окраины Русского государства (Казань, Свияжск) с конфискацией их земель в центре России. Такими переселениями Иван Грозный продолжал репрессии против сторонников Избранной рады. Среди переселенцев в Поволжье также были торговые и ремесленные люди из Твери, Костромы, Владимира, Рязани, Вологды, Пскова, Углича, Устюга, Нижнего Новогорода и Москвы. Помимо всего прочего, переселенческая политика Ивана VI свидетельствует о стремлении русифицировать новоприсоединенные районы Среднего Поволжья.

Во время 1565 года был построен опричный аппарат, отобраны верные царю люди, сосланы и казнены лица, внушавшие царю опасение. Иван Грозный подолгу жил в Слободе, ездил по своим новым владениям, строил каменную крепость в опричной Вологде. Вологда занимала выгодное положение на путях к Холмогорам - торговому порту России на севере. Весной 1565 г. завершились переговоры о семилетнем перемирии со Швецией. Также решался вопрос о дальнейшем ходе Ливонской войны. В августе 1565 г. в Москву прибыл гонец из Литвы с грамотой от литовских панов с предложением продолжить мирные переговоры и военные действия были прекращены. 30 мая 1566 г. в Москву прибыли литовские послы во главе с гетманом Ходкевичем. Перед Россией стояла диалема - или продолжение войны, или отказ от дальнейших территориальных приобретений в Ливонии и Литве. Для решения этого вопроса летом 1566 г. созывается земский собор.


2. Земский собор 1566 г.


Земский собор, который начался 28 июня 1566 г., прежде всего, решал вопрос об условиях заключения мира с Великим Литовским княжеством. Переговоры с литовскими послами в конце 1563 - начале 1564 г., которые происходили после взятия русскими войсками Полоцка, результатов не дали. Обе стороны заняли непримиримые позиции. Война принимала затяжной характер, что было не выгодно ни Литве, ни России. Положение в Литовском княжестве накануне переговоров было напряженным вследствии истощения государственных финансов из-за длительной войны. В России обстановка была иная. По причине перемирия со Швецией удалось установить союзнические отношения между этими государствами. Набеги крымского союзника Литвы на южные окраины уже не были опасны благодаря системе укреплений и регулярной дозорной службе. С конца апреля по конец мая 1566 г. Иван VI самолично совершил объезд Козельска, Белева, Волхова, Алексина и др. пограничных мест, которым угрожали набеги. Крепостной барьер для противостояния литовским городам - крепостям, должен был преградить путь и на Запад в случае повторения походов литовских войск на Россию. В июле 1566 г. завершилось строительство крепости Усвят недалеко от Озерища. С севера и юга Полоцк обороняли крепости Сокол на Наровской дороге и Ула, с лета 1567 г. - крепость в Копье. Также в эти годы были построены крепости Суша, Ситна на Великолукской дороге, Красный и Касьянов на реке Оболе. Все они прикрывали водные пути на Полоцк. Строительство этих укреплений на недавно присоединенной земле означало, что Россия считала вопрос будущего этой земли решенным.

Внутриполитическая обстановка на этот момент также была благоприятной. После казней боярина Горбатого и других видных деятелей к первой половине 1566 г. опричные репрессии поутихли, что вносило определенное успокоение в жизнь страны. Весной 1566 г. из ссылки был возвращен опальный князь М.И. Воротынский - один из виднейших полководцев русского войска. В мае 1566 г. была также возвращена большая часть опальных казанских князей. Создавалось относительно спокойное положение, которое давало возможность московскому правительству в благоприятной обстановке рассмотреть вопрос об условиях мира с Великим княжеством Литовским.

С 9 июня 1566 г. начались переговоры с литовским послами. Так как Иван Грозный не вполне доверял Боярской думе, где пользовались влиянием сторонники Адашева, который в свое время выступал против Ливонской войны, он поручил вести переговоры своим наиболее доверенным лицам. Ими являлись боярин В.М. Юрьев, оружничий А.И. Вяземский, думный дворянин П.В. Зайцев, печатник И.М. Висковатый и думные посольские дьяки Васильев и Владимиров. По существу все они были опричниками, выражавшими, прежде всего, мнение самого Ивана Грозного. Главной задачей переговоров было решение территориального вопроса. Россия претендовала на возвращение Киева, Гомеля, Витебска и Любеча, а также Ливонии. Размер же уступок, на которое могло пойти Литовское правительство был крайне мал: передача Смоленска, который уже давно находился в составе России, а также Полоцка, Озерищ и той части Ливонии, на которой в момент переговоров находились русские войска.

Самой главной целью Ивана VI было присоединение Риги. Это давало возможность развития экономических связей со странами Западной Европы. Литовское правительство на эти условия не соглашалось. Вопрос сводился к следующему: или отказ России от Риги заключение перемирия, или разрыв переговоров и продолжение Ливонской войны.

Вот для решения этого вопроса и понадобился созыв Земского собора. На Земском соборе 1566 года присутствовало 374 человека, среди которых были представители церкви, бояр, дворян, приказных людей, торговых людей. На соборе отсутствовали представители крестьян и рядовых посадских людей, что показывает феодальный состав соборных представителей. Земским собором было принято решение о продолжении Ливонсокой войны.

Таким образом, Земский собор 1566 г. стал одним из поворотных пунктов Ливонской войны. Также собор оказал влияние на судьбу опричнины.

Ободренные обращением правительства к сословиям в поисках решения внешнеполитических мероприятий, представители дворянства выступили с требованием прекратить опричные репрессии. Ответом стало усиление опричного террора.


Противники опричнины


В 1566 г. ушел на покой по болезни митрополит Афанасий. Царь предложил митрополичий престол казанскому архиепископу Герману Полевому. Герман оказался противником насилия и опричнины. Герман был отправлен обратно в Казань и казнен примерно через 2 года.

Следующей кандидатурой на пост митрополита стал игумен Соловецкого монастыря Филипп, в миру - Федор Степанович Колычев, что стало большой неожиданностью. Филипп в молодом возрасте участвовал в мятеже Андрея Старицкого и таким образом был связан со старицкими князьями. Между тем главным противником в годы опричнины ИВАН VI считал своего двоюродного брата старицкого князя Владимира Андреевича, сына мятежника. В 1566 г. царь отобрал у него часть земельного удела, взамен дав новые земли, где население не привыкло видеть в старицком князе господина. У Колычевых были поместья в Новгородской земле, а Новгород царь всегда считал опасным для себя. Когда Филипп ехал в Москву, Новгородские жители просили его заступиться перед царем за их город. Условием своего вступления на должность митрополита Филипп поставил отмену опричнины. Тем не менее, царь уговорил Филиппа стать митрополитом и не вмешиваться в дела опричнины. В 1566 году было некоторое ослабление террора. Но вскоре началась новая волна.

Одним из громких было дело Ивана Петровича Федорова - знатного боярина, владельца обширных вотчин, имевшего репутацию очень честного человека. Он пользовался любовью народных масс и был опасен для Ивана VI своей независимостью. Казнь Федорова, а также других многих невинных людей привели к тому, что Филипп оказался не в состоянии не вмешиваться в дела опричнины. Весной 1568 г. Филипп во время богослужения публично отказал царю в благословении и осудил казни. В ноябре на церковном соборе Филипп был низложен. После собора Филиппа заставили вести службу в Успенском соборе. Во время богослужения опричники объявили о низложении митрополита, сорвали с него облачение и арестовали. Затем Филипп был заточен в монастыре под Тверью.


Разгром Новгорода


Для Ивана VI Новгород был опасен как крупный феодальный центр, как союзник старицкого князя, как потенциальный сторонник Литвы и как крупная цитадель сильной оппозиционной церкви. Первой жертвой террора стал князь Владимир Андреевич. В конце сентября 1569 г. царь вызвал его к себе. Старицкий князь приехал с женой и дочками. Иван VI приказал князю и его семье выпить заранее приготовленную отраву.

декабря 1569 г. Иван VI с отрядом из 15 тыс. чел. прибыл в Клин, где была учинена расправа. Та же картина повторилась в Торжке, Твери и Вышнем Волочке. В это же время царь получил Малюте Скуратову казнить находящегося в заточении под Тверью Филиппа. 2 января 1570 г. передовой полк опричников достиг Новгорода. До прихода остальных опричных сил были опечатаны казна в монастырях, церквях и домах богатых людей, арестованным многие купцы и духовные лица. Вечером 6 января к Новгороду подошел Иван VI. Главным заговорщиком царь считал архиепископа Пимена. Поэтому, прежде всего, репрессиям подверглось новгородское духовенство. Также он не доверял новгородскому дворянству, поскольку никто из его состава не вошел в опричнину.

Погром Новгорода, который считается одним из самых страшных эпизодов опричнины, продолжался шесть недель. Погром состоял не только из убийств, но и из спланированного грабежа. После разгрома Новгорода и возвращения царя в Александровскую слободу началось следствие по делу о Новгородской измене. В число обвиняемых попали многие из руководителей опричнины - отец и сын Алексей Данилович и Федор Алексеевич Басмановы, Афанасий Иванович Вяземский, Михаил Темрюкович Черкасский. 25 июля 1570 г. на Красной площади состоялись массовые казни, одновременно было казнено более ста человек.

Массовые казни 1570 года были апогеем опричного террора.


Власть и экономика в годы опричнины


В опричные годы возросло могущество самодержавной власти царя. Все важные внешние и внутренние политические вопросы решались непосредственно Иваном VI и его ближайшим окружением. Иван Грозный сам, после консультации с боярской думой, принимал решения о войне и мире, о походах, строительстве крепостей, военным вопросам, земельным и финансовым делам. Царь оставался последней судебной инстанцией в земельных спорах. Конечной целью своей деятельности царь видел в безграничном подчинении всех подданных его воле. Таким образом, опричный террор был одной из форм усиления самодержавия. После казни Владимира Старицкого и разгрома Новгорода на Руси были практически ликвидированы уделы. Это был положительный результат преобразований во время опричнины. Уменьшился состав Боярской думы

С 1570 года начинается постепенный спад опричнины.

В годы опричнины населению страны пришлось испытать эпидемии и голод. В 1569 г. на Руси был неурожай. В 1569-1571 гг. в различных районах России сильно выросли цены на хлеб и другие продукты сельского хозяйства. Особенно тяжелым для России был 1971 г., когда на страну обрушилась эпидемия чумы, голод и нашествие Девлет-Гирея. 24 мая 1571 г. в Москве был огромный пожар, принесший очень большие опустошения городу. По всей стране были запустения земель. Крестьяне не могли платить возросшие царские повинности и покидали земли. Истребление Иваном Грозным своих политических противников трудно назвать причиной запустения, но во время опричных расправ гибли многие тысячи невинных людей, в т.ч. крестьян, горожан, холопов. В первую очередь причиной разорения можно считать рост податей, военные действия, стихийные бедствия. Хозяйственный кризис ускорил решение правительства отказаться от продолжения опричной политики. В годы опричнины широко раздавались черносошные и дворцовые земли в поместья и вотчины. Расхищение крестьянских земель привело к усилению крепостничества, в которое попадали новые слои крестьянства. Кроме того, новые владельцы земли редко заботились о налаживании хозяйства в полученных ими поместьях и вотчинах. Чаще всего они стремились выжимать из крестьян как можно больше доходов. Такой метод эксплуатации поместий приводил к их разорению.

Годы опричнины связаны с сильным ростом монастырского землевладения. Оно выросло настолько, что 9 октября 1572 г. был принят специальный указ, запрещающий вклады в крупные монастыри. Наряду с расширением своих вотчин, монастыри во время опричнины добились увеличения податных привилегий. Тяжесть несения общегосударственных налогов перекладывалась на плечи крестьян черных земель, а также крестьян светских феодалов, ухудшая их и без того тяжелое положение. Обезземеливание крестьян, переход черносошных земель в эксплуатацию светскими и духовными феодалами сопровождалось резким ростом государственных податей и земельной ренты. Усилился процесс развития барщины. Разорение крестьянства, обремененного двойным гнетом (государственным и феодальным), дополнялось усилением произвола помещиков, что подготавливало окончательное установление крепостного права. Это был один из результатов опричнины.


Окончание опричнины


Весной 1571 г. в Москве стало известно, что Девлет-Гирей готовит поход на Москву. На берегу Оки был выставлен заслон из русских войск. Один участок берега был поручен земским войскам, а другой - опричным. При этом земских войск было пять полков, а опричных удалось созвать только один полк. Опричнина продемонстрировала утрату боеспособности. Царь, оставив один опричный полк на берегу Оки, уехал вглубь России собирать опричные войска. 23 мая войска Девлет-Гирея подошли к Оке и им удалось переправиться через Оку в том месте, которое не охранялось русскими войсками из-за их малочисленности. Путь войскам Дивлет-Гирея к Москве был открыт. Русским воеводам удалось добраться до Москвы раньше Дивлет-Гирея и занять оборону вокруг города. Дивлет-Гирей штурмовать Москву не стал, но поджег «незащищенные стенами посады. В этом пожаре сгорели практически все деревянные строения Москвы. Сгорел также и Московский опричный двор. После сожжения Москвы Дивлет-Гирей ушел, но разграбил при этом много городов, особенно в Рязанской земле. Все это ударило по престижу царя Ивана VI и опричнины.

Для внешнеполитического положения России последствия набега Дивлет-Гирея были очень тяжелыми. Хан считал, что теперь он может диктовать России свою волю. Переговоры с крымскими послами были очень трудными. Русские представители были готовы отказаться от Астрахани, но представители крымского хана требовали так же и Казань. Иван VI принял решение - для отпора татарскому хану он объединил земские и опричные войска. Теперь в каждом полку были и опричные, и земские воины. Нередко опричники оказывались под руководством у земских воевод. Главнокомандующим был назначен прежде опальный князь М.И. Воротынский.

июля 1572 г. возле деревни Молоди, неподалеку от Подольска, произошла битва. Русские войска во главе с Воротынским смогли нанести поражение войскам Девлет - Гирея. Опасность со стороны Крымского хана была ликвидирована.

Осенью 1572 г. Иван VI отменил опричнину. Упоминать об опричнине было запрещено. За упоминание даже слова «опричнина» следовало наказание кнутом.

Были объединены опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди, восстановлено единство Боярской думы. Многие были реабилитированы, некоторые земские получили назад свои вотчины.

иван царь новгород опричнина

Заключение


Целью опричнины, прежде всего, было укрепление самовластия Ивана VI. Очевидно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства. Это была кровавая реформа, о чем свидетельствуют ее поздние последствия, в том числе наступление смутного времени в начале VII века. Мечты дворянства о сильном монархе воплотились в разнузданный деспотизм. В результате деятельности Ивана Грозного страна была разорена, но объединена под единой властью. Влияние на Западе было подорвано.

Опричнина истощила страну и тяжело отразилась на положении народных масс. Кровавый разгул опричников принес гибель тысячам крестьян и ремесленников, разорение многим городам и селам.

Тем не менее, нельзя не сказать о некоторых положительных моментах опричнины. Опричнина стала заключительной ступенью в объединении русских земель вокруг Москвы, стерлись границы бывших удельных княжеств, почти исчезла феодальная раздробленность в государстве. Укрепилась роль дворян в управлении государством. Государство окончательно стало централизованным.


Список источников и литературы


1.Зимин А.А. Опричнина. - М.: Территория, 2001. - 450 с.

2.Зуев И.Н. История России Учебник для ВУЗов / М.Н.Зуев. - М.: Издательство ПРИОР, 2000. - 688 с.

Кобрин В.Б. Иван Грозный / В.Б. Кобрин. - М.: Моск. Рабочий, 1989. - 174 с.

Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в. / А.Л. Хорошкевич. - М.: Наука, 1980. - 293 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Политика опричнины , вылившаяся в массовый террор, который обрушился на различные слои русского общества, вызывала и до сих пор вызывает недоумение у многих исследователей.

Одни историки видят в опричнине проявление психической ненормальности царя, другие считают ее закономерной и прогрессивной по своему характеру. Широкое распространение получила концепция С. Ф. Платонова , определявшая опричнину как аграрный переворот, вызванный борьбой «прогрессивного поместного землевладения» с реакционным боярским. Марксистская историография развила эту точку зрения, придав ей классовую направленность. В 30-40-е гг. ХХ в. личность и деятельность Ивана IV всячески идеализировалась, т.к. служили историческим и моральным обоснованием сталинских репрессий. С середины 50-х гг. ХХ в. начинается критическое переосмысление роли личности Ивана IV и политики опричнины.

В. Б. Кобрин , развеяв миф о борьбе прогрессивного дворянства с реакционным боярством, видел в опричнине стремление царя к укреплению единоличной власти , альтернативу мирным реформам. При отсутствии достаточных предпосылок для немедленного установления самодержавной формы правления и незавершенности формирования аппарата власти, эти стремления, по его мнению, вылились в террор.

Причины перехода к опричнине:

1. Разрыв Ивана IV с политикой реформ и его стремление к неограниченному самовластию , на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, остатки удельной системы, моральный авторитет церкви, слабость центрального аппарата власти и пр.

2. Ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов страны, увеличение налоговых поступлений. Однако система местного управления, сложившаяся после реформы, общая слабость центральных органов управления, не позволяли обычными методами обеспечивать военные нужды.

4. Религиозный характер опричнины. Введению опричнины способствовала социо-психологическая обстановка в стране. Иван IV все более верил в свое богоподобие и богоизбранность , а к населению относился как к холопам, которых он «волен жаловать или казнить. Эти взгляды усиливались настроениями народа, ожидавшего от царя воплощения в жизнь идеала «Святой Руси». Царь сомневался в возможности воплотить этот идеал по всей стране, разочаровавшись в значительной части населения и, в том числе, в боярстве, недостойном жить в «царстве справедливости». В результате Иван IУ решил воплотить эту мечту только для избранных, т.е. для лично ему преданных и готовых выполнить любую его волю. О религиозном характере опричнины свидетельствуют и такие факты, как организация опричников, созданная по типу монашеского братства во главе с игуменом, т.е. самим царем, театрализованные казни, напоминающие наказание грешников в аду и т.п.



5. Наконец, сказались и личные качества царя: его крайняя мнительность, жестокость, трусость и слабоволие, сочетающиеся с умом, начитанностью, самомнением и верой в божественную природу своей власти. Смерть первой жены, а затем митрополита Макария, устранение деятелей Избранной рады», т.е. людей в определенной степени сдерживающих проявление его необузданного характера, усилило влияние этих черт на сферу политики.

Непосредственному переходу к опричнине предшествовал ряд тяжелых поражений русских войск в Ливон­ской войне, а также бегство князя А. Курбского в Литву, вызванное ожиданиями опалы (апрель 1564 г.). Кроме того, страну поразил неурожай, а Москва испытала 4 пожара. Военные неудачи и бедствия воспринимались как божье наказание за грехи, в первую очередь, правящего слоя.

Для того, чтобы отделить себя от него и свалить вину на бояр, царь с семьей в декабре 1564 г. неожиданно уехал из Москвы в Александрову слободу (ныне - город Александ­ров Владимирской области). Он забрал с собой символы царской власти, наиболее ценные иконы, казну и библиотеку. Отъезд царя из столицы был его сильным политическим ходом - народу казалось, что царь покинул государство, бросил его на произвол судьбы и врагов.

В январе1565 г. Иван IV направил в Москву две грамоты . В одной - для Боярской думы - он обвинял бояр, детей бояр­ских и приказной люд в измене, казнокрадстве, насилии над на­родом. В ней он объявлял об отказе от власти. Вторая грамота была адресована посадским людям столицы. В ней царь разъяс­нял, что к ним у него претензий нет.

После многочисленных просьб о возвращении на престол царь дал согласие, но выдвинул ряд условий. Бояре, напуганные волнением народа, вынуждены были их принять.

Во-первых , Иван IV разделил государство на опричнину и земщину. Он потребовал выделить ему особый удел - опричнину (от слова «опричь», то есть «кроме»). Внее вошли наиболее развитые в хозяйственном от­ношении районы, богатые приграничные города, имевшие важ­ное стратегическое значение.

Таким образом, опричнину можно рассматривать как особую тер­риторию в составе Московского государства. Учреждая опричнину, Иван Грозный выделял самому себе удел, в котором мог быть полновластным хозяином. Аппарат управления опричниной был скопирован с земского. Как и в земщине, здесь имелись Дума и приказы.

Остальная часть территории - земщина - оставалась в ведении Боярской думы.

Во-вторых , царь настаивал на праве самодержавно (едино­лично и бесконтрольно) управлять страной, лишать имущества, «казнить и миловать» без суда и следствия всех неугодных ему людей как в опричнине, так и в земщине.

В-третьих , царь потребовал создания особого опричного вой­ска . На его организацию и содержание земщина выплачивала на­лог в 100 тыс. рублей.

Опричники, которых первоначально было около 1000 (потом до 5000) человек, формировались преимущественно из лично преданных царю худородных детей боярских, а также из княже­ских родов и бояр, служилых и посадских людей, иностранных наемников. Опричники приносили царю присягу на верность. Они носили форму черного цвета. К седлам их лошадей привязывались собачьи головы (символ преданности) и метлы (в знак готовности «вынюхивать и выметать измену государю»). Оприч­ники - особая военно-политическая сила, наделенная особыми пра­вами для защиты государя.

Опричное войско стало карательным инструментом царя. Расправы с неугодными людьми превратились в массовый тер­рор в центральных и северо-западных районах, в которых бояре имели значительные земельные владения и политическое влия­ние. Бояр переселяли из территории опричнины в земщину, вы­резали целыми семьями. Опричники громили города (Клин, Тверь, Торжок). С особой жестокостью в 1570 г. они расправи­лись с жителями Новгорода , которых во время Ливонской войны обвинили в стремлении перейти «под руку» Литвы. Летом того же года в Москве было казнено около 200 человек. Погромы городов и казни 1570 г. - кульминация политики опричнины. Опричным террором власть компенсировала свою слабость - неспособность организовать управление страной и обеспечить материальные ресурсы для ведения войны.

События 1571 г. продемонстрировали неэффективность оприч­ного войска для борьбы с внешними врагами - оно не смогло оказать отпор набегу крымского хана Девлет-Гирея, который сжег посад Москвы. В1572 г. лишь при соединении опричного и земского войск под командованием земского воеводы князя М. И. Воротынского удалось отбить новый набег татар.

В1572 г. разделение страны на две части было отменено. Зем­ли опричнины преобразованы в Государев двор, воспринявший черты дворцового ведомства. Самое слово «опричнина» запрети­ли упоминать. Однако репрессивные методы опричной полити­ки сохранялись до конца правления Ивана Грозного.

Социально-политический замысел опричнины - попытка фор­сированными и насильственными средствами установить само­державие иликвидировать остатки раздробленности.

Экономический замысел опричнины - попытка подорвать эко­номическое могущество боярства путем перераспределения зе­мельных владений. Опричники должны были получить земли на территории опричнины, а их прежние владельцы должны были переселиться в районы земщины. На практике указ царя реали­зовать не удалось из-за неспособности Поместного приказа провести такую сложную «аграрную реформу».

Политический итог опричнины - наведением ужаса на всю страну Иван Грозный, с одной стороны, способствовал укрепле­нию самодержавия, а с другой - ослабил централизацию власти и управления. Разделенная на две части страна (территория, ад­министрация, вооруженные силы) не смогла выиграть Ливон­скую войну 1558-1583 гг.

Экономический итог опричнины - хозяйственное разорение страны из-за ее искусственного разделения и опричного террора.

Социальный итог опричнины - персональная перестановка внутри правящего слоя, усиление позиций дворянства, устрашение родовитого боярства, еще большее обострение социальных противоречий и недовольства внутри страны. Массовые побеги крестьян из центральных областей, особенно страдавших от бес­чинств опричников, привели к изданию указа 1581 г., впервые и временно вводившего заповедные годы (от слова «заповедь» - запрет), в которые запрещался «выход» крестьян от владельца земли. Это был еще один шаг в процессе оформления крепостно­го права, так как временная отмена Юрьева дня скоро стала по­стоянной.

В 1575 г., демонстрируя полное самоуправство, Иван «возвел» на царский трон своего ставленника из знатного татарского рода Симеона Бекбулатовича. Сам царь, сохранив всю полноту власти, называл себя удельным князем «Иванцом Московским ». Поли­тический «спектакль» позволил Грозному обрушить репрессии на бывших своих соратников времен политики опричнины. Мни­мое отречение закончилось в 1576 г. - царь вернул себе трон.

В середине шестнадцатого века в Русском государстве возник глубокий внутриполитический кризис. Он был вызван в первую очередь возникшим у большинства бояр, князей, а также представителей духовенства желанием получения большей свободы и самостоятельности. Сам Иван Грозный, наоборот, стремился к укреплению своего самовластья.

Предпосылки

Усугублялась ситуация рядом поражений русской армии в Ливонской войне, голодом в стране из-за неурожаев, множеством пожаров, вызванных жарой, общим ухудшением жизни народа на этом фоне. В конце 1564 года царь вместе с казной, семьей и придворными неожиданно переехал в Александровскую слободу, откуда прислал манифест об отречении от престола. Этот шаг носил сугубо демонстративный характер, ведь в то время никто не мог себе представить страну без батюшки-царя. В очень короткие сроки к нему прибыла делегация, которая умоляла его вернуться, а знать была согласна на любые наказания. В ответ на это Иван Грозный потребовал осуществить введение опричнины в стране.

Понятие и цели

Опричнина заключалась в том, что царь брал в особое правление часть государства, где получил право казнить всех ему неугодных и непослушных. По его воле у дворян и знати забирали собственность и земли, а их владельцев казнили либо ссылали. Опричнина Ивана Грозного, по сути, являлась государством в государстве. Все земли, которые в нее не вошли, именовались как «земщина». Главная и единственная цель, которую преследовал царь, заключалась в существенном усилении его собственной власти. Она достигалась путем произвола, репрессий и стремительных перемен. При этом права, законы и общественные традиции грубо нивелировались. Опричнина Ивана Грозного привела к тому, что в государстве правили страх и террор. При этом враги царя, которые зачастую оказывались мнимыми, подвергались ужасным, невиданным ранее казням и пыткам.

Организация репрессий

Массовые погромы и убийства длились с 1569 по 1571 годы. Специально для их реализации было создано опричное войско, управы на которое просто не существовало, ведь в своих деяниях оно прикрывалось именем царя. Опричнина Ивана Грозного особой жестокостью отличалась в северо-западных и центральных регионах страны, где до этого боярство имело особо прочные позиции. Полностью уничтожить его не удалось, однако существенно подорвать политическую роль и мощь всё-таки получилось. Кульминацией террора стали действия карательной армии против жителей Новгорода, когда из-за ложной информации о готовящемся здесь заговоре против государя были жестоко замучены и утоплены в местной реке около 15 тысяч ни в чём не повинных людей.

Последствия

Опричнина Ивана Грозного погубила сотни тысяч человеческих жизней. Крестьяне массово бежали на окраины страны. В государстве начался голод. Зачастую даже в Москве встречались случаи людоедства. В результате всего этого земли были разорены, а население существенно сократилось. Этим не могли не воспользоваться внешние враги царя. Поход на Москву Крымского хана Девлет-Гирея лишний раз продемонстрировал катастрофические последствия опричнины. Только после объединения земского и опричного войск татары были разбиты. В 1572 году слово «опричнина» в государстве было запрещено, а сама она была отменена.

видел в изменах и мятежах феодальной знати. Иван Грозный был уверен в необходимости сильной самодержавной власти, основной преградой к которой была боярско-княжеская оппозиция. В этих условиях он идет на установления режима террора.

Решению Ивана Грозного предшествовал ряд событий на внутри политической сцене государства:

  • Смерть жены Ивана IV Анастасии, которая была предположительно отравлена;
  • Неудачи во внешней политике, провалы в Ливонской войне, успешные набеги крымских татар на русские земли;
  • Бегство князя в Литву.

Эти события и послужили поводом для ужесточения внутренней политики Ивана IV и введению опричнины. В январе 1565 года Иван IV уезжает из Москвы в Александровскую слободу. Из слободы он отправляет два послания. Одно было направленно митрополиту и боярской думе, второе посадским людям. Царь сообщил, что отказывается от царской власти из-за боярских измен, претензий же к простому народу, не имеет.

Несколько раз ездили москвичи с посольством к Ивану Грозному. Царь в итоге согласил вернуться в Москву, но при условиях, что ему будет предоставлено:

  • полное право внесудебной расправы над изменниками;
  • царю будет выделен личный удел;
  • для царя будет набрано особое войско из тысячи избранных дворян и бояр.

Опричнина была учреждена в 1565 году. Опричнина Ивана IV - это система мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшего закрепощения крестьянства. Территория страны была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну. В опричнину вошли самые плодородные земли государства, города с большими посадами и поморские города. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были выселены в окрестные районы, где получили землю на основе поместного права.

Новыми хозяевами опричных земель стали дворяне, входившие в опричное войско. Эти нововведения привели к перераспределению земель, к ослаблению крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти. Все свои преобразования Иван Грозный проводил с особой жестокостью. Были убит митрополит Филипп, и отравлен последний удельный князь Владимир Старицкий. Разгрому подвергались целые города.

Последствия опричнины были следующие. Главная её цель уничтожить остатки феодальной раздробленности, была успешно выполнена. Но ликвидировав раздробленность, опричнина обескровила народ, деморализовала народ, и привела к обострению внутриполитических противоречий. Разорение и террор опричных лет (1565 - 1572) стал одним из главных причин глубокого кризиса пережитого Россией в конце 16 века.

  • Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса привела русское государство к трагическим событиям : появлению самозванцев,
  • нашествию иноземных войск,
  • упадку экономики,
  • обнищанию народа,
  • деградации государства.

Лучшее, что нам дает история,- это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Опричнина Ивана Грозного рассматривается кратко современными историками, но это были события, которые имели большое влияние, как на самого царя и его окружение, так и на всю страну в целом. В ходе проведения опричнины 1565-1572 годов, русский царь старался укрепить собственную власть, авторитет которой был в весьма шатком положении. Связано это было с участившимися случаями измены, а также настроенности большинства бояр против действующего царя. Вылилось же все это в массовые расправы, во много из-за которых царь получил прозвище «Грозны». В целом же опричнина выразилась в том, что часть земель царства была передана в исключительное правление государства. На этих землях не допускалось влияние бояр. Сегодня мы кратко рассмотрим опричнину Ивана Грозного, ее причины, этапы проведения реформы, а также последствия для государства.

Причины опричнины

Иван Грозный остался в историческом взгляде потомков мнительным человеком, который постоянно видел вокруг себя заговоры. Началось все с Казанского похода, из которого Иван Грозный вернулся в 1553 году. Царь (на тот момент еще великий князь) заболел, и сильно опасаясь предательства бояр, велел всем присягать на верность своему сыну, младенцу Дмитрию. Бояре и придворные люди неохотно присягали на верность «пелёночнику», а многие и вовсе уклонились от этой присяги. Причина тому была очень простая – действующий царь очень болен, наследник имеет меньше года от роду, большое количество бояр, которые претендуют на власть.

После выздоровления Иван Грозный изменился, став более осторожным и обозленным к окружающим. Он не мог простить придворным предательства (отказ от присяги Дмитрию), прекрасно понимая, чем это было вызвано. Но решающие события, которые привели к опричнине, были обусловлены следующим:

  • В 1563 году умирает московский митрополит Макарий. Он был известен тем, что имел огромное влияние на царя и пользовался его расположением. Макарий сдерживал агрессию царя, внушая ему мысли о том, что страна ему подконтрольна и никакого заговора нет. Новый митрополит Афанасий занял сторону недовольных бояр и выступал против царя. В результате царь только усилился в идее, что вокруг него одни враги.
  • В 1564 году князь Курбский бросил армию и перешел на служение в княжество Литовское. Курбский забрал с собой многих военноначальников, а также в самой Литве рассекретил всех русских шпионов. Это был страшный удар по самолюбию русского царя, который после этого стал окончательно убеждённым, что вокруг него враги, которые в любой момент могут его предать.

В результате Иван Грозный решил ликвидировать в России независимость бояр (они на тот момент владели землями, содержали свою армию, имели своих помощников и свой двор, свою казну и так далее). Было принято решение создать самодержавие.

Сущность опричнины

В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. В первой грамоте царь обращается к митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам же царь направился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернутьяя, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на:

  1. Опричнина - земли, которые царь изымает в свое собственное (государственное) управление.
  2. Земщина - земли, которыми продолжали ведать бояре.

Для осуществления этого плана Иван Грозный создал специальный отряд - опричники. Изначально их число составляло 1000 человек. Эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок.

В качестве опричниных земель были выбраны часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов. Местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задача, которая была поставлена Иваном грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране.

Основные направления опричнины

Такие действия царя были встречены искренним недовольством бояр. Зажиточные семейства, которые прежде активно высказывали свое недовольство деятельностью Ивана Грозного, теперь стали еще активнее вести свою борьбу, для восстановления своей былой мощи. Для противодействия этим силам было создано специальное военное подразделение «опричники». Их основная задача, по распоряжению самого царя, заключалась в том, чтобы «грызть» всех изменников и «выметать» измену из государства. Именно отсюда и пошли те символы, которые непосредственно связаны с опричниками. Каждый из них носил у седла своей лошади собачью голову, а также метлу. Опричники уничтожали или отправляли в ссылку всех людей, которые были заподозрены в измене государству.

В 1566 году проходил очередной земский собор. На нём царю было передано обращение, с просьбой ликвидировать опричнину. В ответ на это Иван Грозный приказал казнить всех, кто был причастен к передаче и к составлению этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение московского митрополита Афанасия, который сложил с себя духовный сан. На его место был назначен митрополит Филипп Колычев. Этот человек также активно выступал против опричнины и критиковал царя, в результате чего буквально через несколько дней войска Ивана отправили этого человека в ссылку.

Главные удары

Иван Грозный стремился всеми силами укрепить свою власть, власть самодержавца. Он для этого делал все. Именно поэтому главный удар опричнины был направлен на тех людей и те группы людей, которые могли реально претендовать на царский трон:

  • Владимир Старицкий. Это двоюродный брат царя Ивана Грозного, который пользовался большим уважением среди бояр, и который очень часто назывался в качестве человека, который должен принять власть вместо действующего царя. Для устранения этого человека опричники отравили самого Владимира, а также его жену и дочерей. Случилось это в 1569 году.
  • Великий Новгород. Новгород с самого начала становления земли русской имел уникальный и самобытный статус. Это был независимый город, который подчинялся только себе. Иван, понимая, что невозможно укрепить власть самодержавца без усмирения непокорного Новгорода невозможно. В результате в декабре 1569 года царь во главе войска отправляется в поход на этот город. На своем пути к Новгороду царское войско уничтожает и казнит тысячи людей, которые каким бы то ни было образом выказывали недовольство действиями царя. Данный поход продлился до 1571 года. В результате новгородского похода опричное войско утвердила в городе и в районе власть царя.

Отмена опричнины

В то время, когда опричнина утверждалась походом на Новгород, Иван Грозный получил известие о том, что Девлет-Гирей, крымский хан, с войском совершил набег на Москву и практически полностью зажег город. Из-за того, что практически все войска, которые подчинялись царю, были в Новгороде, противостоять этому набегу было некому. Бояре, отказывались предоставлять свое войско для борьбы с царскими врагами. В результате в 1571 году опричное войско и сам царь были вынуждены вернуться в Москву. Для борьбы с крымским ханством царь был вынужден временно отказаться от идеи опричнины, объединив свои войска и земские. В результате в 1572 году в 50 километрах южнее Москвы объединенное войско нанесло поражение крымскому хану.


Одна из самых значимых проблем российской земли этого времени находилось на западной границе. Там не прекращалась война с ливонским орденом. В результате, постоянные набеги крымского ханства, продолжающаяся война против Ливонии, внутренние беспорядки в стране, слабая обороноспособность всего государства способствовали тому, что Иван Грозный отказался от идеи опричнины. Осенью 1572 года опричнина Ивана Грозного, которую мы кратко рассмотрели сегодня, было отменена. Сам царь запретил всем упоминать слово опричнина, а сами опричники стали вне закона. Практически все войска, которые подчинялась царю и наводили нужный ему порядок, в дальнейшем самим же царем были уничтожены.

Итоги опричнины и ее значение

Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:

  1. Значительное усиление самодержавной власти царя.
  2. Сокращение влияния бояр на дела государственные.
  3. Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины.
  4. Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти.
  5. Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано.

Историческая оценка

Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:

  • Имперская Россия. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
  • Эпоха СССР. Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.
  • Современное мнение. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.

Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.


Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.

Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.