Учебные игры и творчество студентов. Игры для педагогов - пятиминутки.doc - Игры для педагогов Игры для студентов на развитие педагогических качеств

Студенческая пора-время незабываемых приключений, новых открытий и влюблённостей. Вместе с приобретением фундаментальных знаний мы приобретаем новых друзей, многие из которых останутся с нами на всю жизнь.

Для более гармоничного существования студенческого коллектива можно использовать психологические игры . Это очень эффективный инструмент в педагогической работе со студентами.

Такие игры актуальны, как для первокурсников, с целью более быстрой и качественной адаптации , так и студентов старших курсов. Через призму игровой деятельности ребятам проще наладить коммуникацию, решить возникающие разногласия, научиться доверять друг другу и развивать навыки общения.

Кажущаяся незатейливость некоторых игр - огромный материал для работы профессионального психолога. С помощью анализа игр может решаться множество важных задач:

  • Определение акцентуаций развития личности учащегося
  • Выявление психологических проблем и барьеров
  • Помощь в адаптации внутри коллектива
  • Решение и корректировка межличностных конфликтов
  • Помощь и рекомендации для преподавательского состава

В психологические игры можно играть как в учебной аудитории, так и в неформальной обстановке на студенческих посиделках и вечеринках.

Игры в аудитории:

Отличная игра для компании из 8-24 человек.

Способствует развитию командного духа , навыков совместной работы, творчества и изобретательности.

Цель - строительство самой высокой башни

Понадобится степлер для каждой команды, много бумаги формата А4 (можно использованной).

Все игроки делятся на команды из 4-5 человек. Каждой команде даётся инвентарь. За заданное время - 10 минут, команды должны сделать устойчивую башню. Листы бумаги скрепляются с помощью степлера, при этом их можно сгибать и складывать как угодно.

Выигрывает команда, построившая самую высокую башню.

Отличная игра, направленная на анализ своих чувств и мыслей . Помогает понять себя и открыть окружающих людей с неожиданной стороны, развивает эмпатию.

Цель - подобрать для себя предмет, который вызывает ассоциации со своей личностью.

Реквизитами послужат обыденные предметы - различные игрушки, куклы, машинки, книга, тетрадь, заколка, брелок, ключ и т. д.

Участники садятся в круг и из всего многообразия выбирают любую вещь. После недолгой подготовки каждый человек должен объяснить почему был выбран тот или иной объект. Рассказ должен быть от лица этого предмета. Нужно поведать о сильных и слабых сторонах, победах и достижениях, обидах и разочарованиях в проекции собственной личности. Суть в том, что человеку не всегда легко говорить о чем-то важном другим людям. Мешают зажимы, комплексы, заниженная самооценка. Другое дело поведать о жизни плюшевого медведя, это уже само по себе вызывает улыбку и доброжелательный настрой .

  • Комплименты

Прекрасная игра для старшекурсников, хорошо знающих друг друга.

Цель - создание благоприятной дружеской обстановки, формирование доброжелательности и эмпатии .

Из реквизитов нужен только мяч. Студенты садятся в круг и кидают мяч любому из участников, сопровождая действие комплиментом для человека.

Получается очень весело и по-дружески. Выявляются интересные нюансы межличностных отношений.

Динамичная игра на скорость и взаимодействие для 14-20 человек. Зрители приветствуются.

Способствует выявлению лидерских качеств и навыков общения.

Цель - разбиться на две команды и составить слово из отдельных букв.

Понадобится маркер и самоклеящиеся листочки бумаги.

Ведущий, он же судья, заготавливает два слова с одинаковым количеством букв и одной тематики, например, географические объекты, психологические термины, название музыкальных произведений и пр.

Затем ведущий берёт самоклеящиеся листочки двух цветов. На каждом из листков одного цвета пишутся буквы слова. Два цвета - два слова одинаковой длины. Затем участники игры становятся в один ряд спинами к аудитории. На их спины в хаотичном порядке приклеиваются буквы. После того как ведущий даст команду, ребята должны будут самоорганизоваться в две команды, разгадать слово и встать спинами к аудитории в том порядке в котором требует слово. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием. Важно то, что узнать букву на своей спине можно только с помощью другого человека, нельзя сдирать буквы со своей спины или спины другого участника.

Это очень весёлая игра. В процессе очень ярко проявляются организаторские и лидерские способности студентов.

Эту игру знают все - от мала до велика. Участников может быть сколь угодно много.

Цель - лучше понять друг друга, посмотреть на себя со стороны, проявить свои актёрские способности .

Инвентарь не нужен, только доброжелательный настрой и самоирония. Ведущий должен жестами, мимикой, походкой показать своего одногруппника или преподавателя. Остальные участники должны отгадать загаданную персону.

  • Взгляд со стороны

Это замечательная игра для самопознания. Игроков может быть от 10 и больше.

Цель - получить личностные характеристики от своих однокурсников. Провести анализ полученных данных, провести совместное обсуждение.

Реквизитом для игры могут стать любые коробочки, конверты или мешочки, подписанные именами участников. Понадобится много листочков с написанными на них чертами характера, например, дружелюбие, усидчивость, надменность, спокойствие, самонадеянность, ответственность и др. Каждую карточку с одной надписью делаем по количеству участников плюс запас в 10 штук.

В начале игры каждый студент берёт две любые карточки, кажущиеся подходящими для своего однокурсника и кладёт в соответствующий конверт. При этом каждый человек должен быть максимально объективным в своих оценках. Далее, ребята разбирают свои конверты и анализируют содержимое. В конце игры участники садятся в круг и проводит рефлексию. Студенты по очереди делятся полученной информацией о себе, соглашаются с ней или нет, благодарят друг друга за искренность.

Результаты игры помогут понять адекватность самооценки, провести корректировку собственного поведения и отношения к окружающим людям.

Игры в неформальной обстановке:

  • Постановка театральной пьесы

Интересная творческая игра для большой компании, помогает формированию позитивного мышления и умения работать в команде, способствует эмоциональной разрядке .

Цель - раскрытие творческого потенциала, повышение уровня доверия в группе.

Реквизиты могут отсутствовать вовсе, ведь это условный театр, но как показывает практика, они не бывают лишними.

В основу ложится любая всем известная сказка, далее всем участникам присваиваются роли как одушевлённых героев, так и неодушевлённых предметов. Это может быть дуб, лавочка, фонарь, театральный занавес и многое другое. Из всей компании выбирается чтец, человек с хорошей дикцией и громким голосом.

Репетиций не нужно, вся пьеса происходит в реальном времени. Чтец произносит:« Акт первый. Занавес открывается! Жили были дед да баба» И в это время назначенные на роль занавеса актёры разбегаются в разные стороны, и выходят дед с бабкой.

Сценарий можно придумывать всем вместе, добавляя смешных героев и моментов. Кто-нибудь обязательно должен снимать это действо, так как удовольствие от просмотра гарантировано .

Весёлая и динамичная игра, предполагающая тесное взаимодействие и быструю реакцию. Участников от 8 до 16. Способствует созданию комфортной дружеской обстановки и реализации творческого потенциала, формирует командный дух .

Реквизиты - карточки с названиями общеизвестных литературных произведений или фильмов (лучше из двух слов), по одной карточке для каждой пары игроков и таймер. То есть если в командах по шесть участников, то и карточек должно быть заготовлено по три штуки на каждую.

Первая пара команды получает карточку и за 2 минуты показывает все согласные буквы в карточке с помощью рук, ног или всего тела. Но всегда буква должна состоять из двух частей. Другие участники должны буквы записать, подставить гласные буквы и отгадать название. Если получилось выполнить задание, то плюс 1 балл. Далее, очередь другой команды.

Затем подсчёт результатов и награждение.

Очень подвижная игра, понадобится много места. Участников должно быть не меньше 10, по 5 для каждой команды. Игра способствует формированию навыков командной работы, создаёт благоприятный эмоциональный фон, снимает зажатость и напряжение в малознакомом друг с другом студенческом коллективе.

Упражнение «Превращаем проблему в цели»

Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.

Количество участников: 15-20 человек.

Время проведения: 30-45 минут.

Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.

В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:

1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?

2.Что еще может доставить мне удовольствие?

3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?

5.На что я чаще всего жалуюсь?

6.Что создаст мне больше всего забот?

7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?

8.Что меня больше всего расстраивает?

9.Что стало в последнее время меня раздражать?

10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

11.Что мне надо изменить в себе?

12.На что у меня уходит слишком много времени?

13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?

14.Как я мог бы лучше распределять свое время?

15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.

После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».

Упражнение «Заверши фразу»

Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

Время проведения: 20 минут.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

- «Думаю, что настоящий друг…»;

- «Студенты, с которыми я учусь…»;

- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

- «В процессе взаимодействия с людьми…»;

- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

Упражнение «Контакты»

Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Время проведения: 30-60 минут.

Количество участников: до 15 человек.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

Примерные ситуации:

«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

Примечание:

Педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

После очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

Задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.

Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.

Ход занятия:

Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.

Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.

Задача «козлят» - в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.

«Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.

Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.

Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.

Обсуждение итогов игры.

«Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

Игра «Гороховый король».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Ход занятия:

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

Нельзя молчать;

Нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Метод «Пустой стул»

Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 40-50 минут.

Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.

Ход занятия:

Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.

Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.

Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.

Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.

Примечание:

Количество высказываний не должно превышать четырех;

При наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;

При большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.

Упражнение «Плохо - хорошо»

Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Количество участников: до 25 человек.

Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.

Ход занятия:

Каждый студент получает лист бумаги и ручку.

Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).

Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.

При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Количество человек: до 15 студентов.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентовпредлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

Д елов ая игр а для студентов- педагогов

« Мыслители »

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!

В заключении нашего Педсовета предлагаем вам принять участие в деловой игре « Мыслители », для того чтобы активизировать вашу мыслительную деятельность, раскрыть ваш творческий потенциал и оптимизировать межличностные отношения.

В игре будут участвовать 3 команды, а для этого вам необходимо вытянуть стикер и пересесть за игровые столы в соответствии с ними.

(Педагоги вытаскивают из коробочки стикеры разных цветов и делятся на соответствующие команды.)

Ведущий: Для начала, в качестве разминки, мы предлагаем каждой команде ответить на блиц-вопросы.

1.Отказ от пищи в знак протеста. (Голодовка)
2.Предвестник школьной перемены
(Звонок)

3.Ввоз товаров из-за границы (Импорт)

4.Основоположник современного олимпийского движения. (Пьер Кубертен)

5.Птица, приносящая маленьких детей. (Аист)

6.Созвучие концов стихотворных строк. (Рифма)

7.Школьная комната. (Класс)

8.Неожиданный подарок. (Сюрприз)

9.Насекомое – символ трудолюбия. (Муравей)

10. Второй экземпляр документа. (Копия)

11. «Что значит «летать в облаках»? (Мечтать)

12.Объект пристального внимания рыболова. (Поплавок)

13. Верный спутник Шерлок Холмса. (Доктор Ватсон)
14.Сплетенные в кольцо цветы и листья.
(Венок)

15. Любимое занятие на досуге. (Хобби)

17.В переводе с латинского «вода». (Аква)

18.Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать)
19.Партия, исполненная одним человеком. (Соло)

20.Зачинщик гриппа. (Вирус)
21.Ее часто называют «четвертой властью». (Пресса)

22.Его дают человеку раз и навсегда. (Имя)

23.И канцелярская, и электрическая, и ядерная. (Кнопка)

24.Изображение рельефа Земли на бумаге. (Карта)

25. Специалист по «взлому» компьютерных программ? (Хакер)

26. Что значит «дрожать как осиновый лист»? (Бояться)
27. Синоним слова «репортёр»?
(Журналист)
28. Синоним слова «менеджмент».
(Управление)
29. Прибор для построения окружности? (Циркуль)
30. Какой композитор был глухим? (Бетховен)
31. За какое время Земля делает оборот вокруг Солнца? (За год)
32. Как расшифровывается аббревиатура СНГ?
(Содружество независимых государств)
33. Сколько томов в «Мёртвых душах»? (Два)
34. В каком жанре прославился Иван Крылов?
(Басни)
35. Кто автор песенки крокодила «Гены»? (Шаинский)
36.Что такое «прикусить язык»? (Молчать)

37. Четверть века, сколько лет? (25)

38. Ближайшая планета к Солнцу. (Меркурий)

39. Сколько букв в алфавите? (33)

40. Как называется полосатая палочка инспектора ГИБДД? (Жезл)

41.Она гуляет сама по себе. (Кошка)

42. Участок суши, со всех сторон омываемый водой. (Остров)

45. Основной закон нашей страны. (Конституция)

46.Птица – символ учительского труда. (Пеликан)

47. 12 июня наша страна отмечает праздник… (День независимости)

48. Что значит «наговорить в три короба»? (Наобещать)

49. Они находятся в колоде. (Карты)

50. Ч то легче: килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково)

51. Сколько цифр в математике? (10)

52. Деревья бывают хвойные и _ (Лиственные)

53. Сколько дней в високосном году. (366)

54. Курица, высиживающая цыплят. (Наседка)

55. Что значит «зарубить на носу»? (Запомнить)

56. Привязанность, страсть, сердечная склонность. (Любовь)

57. Подавальщица в ресторане. (Официант)

58. Старший брат пианино. (Рояль)

59. Украшение на запястье. (Браслет)

60. Дюжина – это сколько? (12)

Ведущий: Педагог 21-го века должен быть «продвинутым» во всех вопросах и областях, конечно в лучшем смысле этого слова.

Ваши интеллектуальные способности мы предлагаем проверить в конкурсе «Своя игра».

На мультимедийном экране появится таблица с категориями вопросов:

«Аббревиатуры в образовании», «Психология, педагогика», «Народная мудрость», «Секретный файл».

Командам необходимо по очереди выбрать по два вопроса в каждой категории и ответить на них.

За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.

1.ПНПО – приоритетный национальный проект «Образование»

2.ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты

3.УУД – универсальные учебные действия

4.УДО – учреждение дополнительного образования

5.ИМЦ – информационно-методический центр

6.НОО – начальное общее образование

7.ПДО – педагог дополнительного образования

8.ИКТ –информационно-коммуникационные технологии

    Кто хочет много знать, тому надо мало ………(СПАТЬ)

    Сытое брюхо к ученью ……..(ГЛУХО)

    Без муки нет и …(НАУКИ)

    От умного научишься, от глупого …(РАЗУЧИШЬСЯ)

    Мир освещается солнцем, а человек …(ЗНАНИЕМ)

    Человек неученый –что топор …(НЕТОЧЕНЫЙ)

    Не стыдно не знать, стыдно …(НЕ УЧИТЬСЯ)

    Учись смолоду - пригодится …(В СТАРОСТИ)

    Отмечаемое за последние время ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков; проявляется в увеличении веса и размеров тела, в ускоренном половом созревании называется…

(АКСЕЛЕРАЦИЯ)

    Деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. (НАВЫК)

    Процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).

(МЫШЛЕНИЕ)

    Способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. (ПАМЯТЬ)

    Способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. (АДАПТАЦИЯ)

    Совокупность представлений и понятий о предметах, явлениях и законах действительности. (ЗНАНИЯ)

    Качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего успеха в выполнении той или иной деятельности». (ОДАРЕННОСТЬ)

    Способность человека сознательно выполнять определенное действие на основе знаний, готовность применить знания в практической деятельности на основе сознания. (УМЕНИЕ)




Ведущий : Каждый педагог стремится овладеть техникой движения, жестов, сопровождающих его речь для усиления эмоциональной стороны восприятия.

Предлагаем проверить, насколько вы владеете этой техникой в конкурсе «Чтобы это значило?»

Одному участнику от команды необходимо выбрать карточку с заданием и изобразить то, что там написано, а остальные участники команды должны угадать, что это?

Варианты карточек:

    КОНСПЕКТ

    ПРОГРАММА

    ПРИНТЕР

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    АТТЕСТАЦИЯ

    ТАЛАНТ

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

Ведущий: Ещё для педагога очень важно хорошо владеть родным языком, так как ему приходится много публично выступать. Его речь должна быть красивой, богатой эпитетами и сравнениями.

Ваша задача написать и произнести речь:

    Педагога к родителям;

    Директора к трудовому коллективу;

    Педагога к спонсору;

    Педагога к учащимся своего объединения.

При этом вы должны обязательно использовать в своей речи, предложенные опорные слова:

Морковка, погода, парус, температура, звезда, часы, парабола, ремонт, декорация, чайник.

Ведущий: Наши конкурсные задания подошли к концу. Каждой команде удалось продемонстрировать свой творческий потенциал, высокий уровень взаимодействия друг с другом и, конечно, свой интеллект.

А интеллект, на наш взгляд, измеряется не только мощью ума, но и широтой души.

Поэтому предлагаем каждому участнику команды подарить комплимент своему коллеге, написав его на стикере.

(Выполняется задание.)

Ведущий: Спасибо за внимание.

Пытаясь определить место деловых игр в системе активных методов обучения, И. М. Сыроежин и А. А. Вербицкий пишут: «Теория и практика обучения, результаты научных исследований показывают, что для формирования в вузе творческой личности необходимо создавать условия для творчества студентов.

Вот почему в высшей школе неуклонно происходит переход от преимущественно «регламентирующих», «алгоритмизирующих», «контролирующих» форм и методов оптимизации дидактического процесса к «развивающим», «активизирующим», «проблемным», обеспечивающим «нарождение» познавательных и профессиональных мотивов, интереса к самостоятельной работе, условий для творчества».

Такая теоретическая позиция представляется принципиально неприемлемой по следующим соображениям.

Во-первых, здесь деформировано, размыто и даже дискредитировано понятие «творчество», о чем речь пойдет дальше.

Во-вторых, «регламентирующие», «алгоритмизирующие» формы и методы обучения ставятся в один ряд с «контролирующими», что в корне неверно.

В-третьих, познавательные и профессиональные мотивы, интерес к самостоятельной работе отнюдь не являются синонимом творчества и условием для него, как это объединяют в одной фразе авторы.

В-четвертых, очень высокую мотивацию к самостоятельной работе и побуждение -«нарождение» познавательных и профессиональных мотивов обеспечивают раскритикованные авторами «алгоритмизирующие» формы и методы обучения.

В-пятых, критики недвусмысленно утверждают, что подготовку квалифицированного специалиста «алгоритмизирующими» методами обучения обеспечить невозможно, и этой цели можно достичь только «творческими», «проблемными» методами. Но и это неверно, что также будет показано на фактах, в частности, на с. 146-153, 168.

Кстати, Р. Ф. Жуков - авторитетный специалист в области деловых игр, в оценке соотношения алгоритмов и деловых игр занимает позицию, прямо противоположную И. М. Сыроежину и А. А. Вербицкому: «Учебные деловые игры могут... научить новому подходу, методу, алгоритму принятия решений и применяемой при этом технике...» Наш опыт, а главное практические результаты учебных игр как без алгоритмов, так и в сочетании с алгоритмом, приведенные на с. 170-172, 192, 193, и убедят читателя, что сочетание игр и обучающих алгоритмов - это наилучший комплекс, формирующий умение наиболее эффективно действовать в условиях профессионального моделирования.

Наконец, в-шестых, практика высшей школы отнюдь не свидетельствует о «неуклонном переходе» к проблемным формам обучения студентов в сколько-нибудь широких масштабах.

В действительности усилиями отдельных энтузиастов, число которых в стране не превышает нескольких десятков, разрабатываются деловые игры, применяемые для повышения квалификации специалистов в условиях, главным образом, последипломной их подготовки.

Существенную теоретическую и практическую путаницу вносят И. М. Сыроежин и А. А. Вербицкий, идентифицируя творчество с профессиональной компетентностью. «То, что в последние годы получило название активного или развивающего обучения, является, на наш взгляд, общим направлением поисков психолого-дидактических условий, средств и конкретных методов формирования творческой личности, ее компетентной профессиональной деятельности».

Но ведь между компетентной профессиональной деятельностью (III уровень обучения) и творчеством (IV уровень)-огромная разница. Компетентная профессиональная деятельность вовсе не обязывает человека творить. «Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» (БСЭ, т. 42, с. 54). В новом Большом энциклопедическом словаре это понятие трактуется с еще большей силой и торжественностью: «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества».

«Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен». «Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный,в какой-нибудь области» (С. И. Ожегов. Словарь русского языка., М., 1978, с. 265).

Здесь речь идет не об игре терминами и понятиями, а о сугубо принципиальных вещах. Общество вовсе не нуждается в том, чтобы.все без исключения специалисты всех отраслей народного хозяйства были творцами и создавали нечто новое, оригинальное, имеющее общественную значимость. Ведь это, кстати, и невозможно.

Но наше общество остро нуждается в том, чтобы каждый специалист хорошо, со знанием дела выполнял свои профессиональные обязанности, опираясь на уже известные науке и практике знания и умения.

Критические выступления нашей прессы, отмечающие низкое качество профессиональной подготовки многих специалистов - инженеров, учителей, врачей и др., ряд постановлений Партии и Правительства об улучшении качества подготовки специалистов всех уровней от."профтехучилищ до вузов-все эти меры направлены на хорошую профессиональную подготовку специалистов, умеющих квалифицированно работать.

Следовательно, если не жонглировать модной терминологией и не злоупотреблять высоким понятием «творчество», то на самом деле речь идет о гораздо более прозаических целях и задачах оптимизации профессионального обучения. Речь о том, чтобы из всех подразделений профессиональной школы выходили специалисты, хорошо знающие профессиональную информацию, умеющие применять ее для своей практической деятельности и быстро овладевшие профессиональными навыками этой работы.

Следовательно, для квалифицированного выполнения профессиональных задач вовсе не требуется, чтобы все специалисты были способны к творчеству. Достаточно, если они в своей практической работе будут хорошо решать известные науке задачи посредством известных приемов, методов и средств. И тогда дидактические игры должны содействовать решению именно этой задачи - формировать умение квалифицированно, профессионально работать.

Применительно к подготовке врача эта мысль на первый взгляд может показаться неверной и даже кощунственной. Все настолько привыкли воспитывать у студента возвышенное творческое отношение к больному, что «игра в больного» выглядит чуть ли не оскорблением. На самом же деле такое мнение - не более, чем психологическая инерция.

Ведь никого не удивляет и не возмущает общеизвестный факт постоянных тренировок для формирования и поддержания мастерства в любой профессии. Так вот, дидактические игры в медицине, пожалуй, идеальная форма тренировки оптимальной профессиональной деятельности врача на интеллектуальном ее этапе. Впрочем, в нашем активе есть игры, хорошо тренирующие и мануальное мастерство (см. с. 276).

Насколько модель больного в учебной игре соответствует реальному больному читатель увидит дальше. Пока же нужно лишь морально подготовиться к преодолению психологической инерции.

Здесь уже подчеркивалось, что мы видим смысл высшего медицинского образования не в формировании из каждого студента творца, а в том, чтобы каждый выпускник медицинского института на уровне хорошей квалификации умело и ответственно выполнял свои профессиональные обязанности.

Нужно сказать, что эта идея всегда вызывает сильное сопротивление, по крайней мере на первых порах. Характерно, что в. двухлетней дискуссии на страницах журнала «ЭКО» по поводу нашей статьи «Профессиональному образованию - революционные перемены» наибольшее число оппонентов было именно по этому пункту дискуссии. Абсолютное большинство участников дискуссии, равно как и других сходных дискуссий, например, в «Литературной газете», полагают, что каждый человек может и должен быть творцом.

Увы, факты - упрямая вещь! Мы предлагаем читателю уникальный документ - буквальное воспроизведение магнитофонной звукозаписи одной из первых учебных игр, разработанных и проведенных на нашей кафедре.

Следует специально сделать несколько оговорок, чтобы читатель объективно оценил представленные ему факты.

1. На магнитофоне записан первый вариант одной из первых, игр «больной с жалобами на боль в груди». В то время в методике игры еще отсутствовали эталоны верных ответов и решений и* обратная связь поддерживалась не эталонами, а самим преподавателем, ведущим игру.

2. В левом столбике представленной записи приведены реплики играющих - студентов V курса лечебного факультета НГМИ. Справа реплики преподавателя - разработчика игры. Реплики: преподавателя приведены в том месте, где они прозвучали на магнитофоне.

3. В игре разыгрывается типичная болевая форма неосложненного инфаркта миокарда, т. е. банальные учебные сведения, приобретенные студентами в соответствующем лекционном курсе, на практических занятиях, на зачетах и экзаменах по терапии на IV курсе

4. Студенты предупреждены заранее, что у них будет не обычное занятие, а деловая игра на синдром «боль в груди». Им предложено явиться на занятие с книгой «Распознавание болезней сердечно-сосудистой системы. Диагностические и тактические алгоритмы. Программированное руководство» (Ташкент, «Медицина»- УзССР, 1979).

Более того, студенты предупреждены, что дома им следует внимательно рассмотреть алгоритм дифференциальной диагностики важнейших болезней, проявляющихся синдромом боли в груди, чтобы во время игры быстро и эффективно проводить дифференциальную диагностику.

Но, как выяснилось при опросе в самЪм начале занятия, ни один из студентов дома книги не открывал и с алгоритмом не- знакомился. На IV курсе студенты с помощью алгоритма читали только электрокардиограмму. Клиническими алгоритмами на практических занятиях они не пользовались и методикой работы с ними не владеют. Тем не менее, им предложено в затруднительных случаях заглядывать в алгоритм.

5. В отличие от последующей методики учебных игр, когда каждый этап размышлений студентов с карточкой ограничен определенным временем, в этой игре время раздумий не ограничивалось.

6. При чтении реплик студентов следует учесть, что во время игры эти реплики звучали не последовательно, как это представлено в воспроизведенной записи, а подчас вместе, одновременно. И представляло немалый труд расшифровать магнитную звукозапись размышлений студентов.

Приведенные слева разные реплики студентов - это вовсе не обязательно реплики разных студентов. Нередко это повторные высказывания одного и того же студента, причем произнесенные, как правило, в пылу горячей полемики с товарищами по группе.

Запись игры пронумерована в соответствии с каждой новой информацией, предъявленной на затребованной студентами карточке.

7. На схеме этой игры (рис. 2) поставлено время в минутах и секундах в точном соответствии по секундомеру со временем звучания на магнитофоне каждого из этапов размышлений по каждой карточке.

И хотя приведенная магнитная звукозапись первой учебной игры набрана петитом, каждому преподавателю высшей медицинской школы, по нашему мнению, следует внимательно ознакомиться с этим документом, после чего ни у кого не может остаться сомнений в проблеме учит ли медицинский институт творчеству. Учит ли он профессиональным умениям? Обучает ли он каждого своего студента-старшекурсника хотя бы простому знанию предмета, напомним, в области наиболее важных и частых заболеваний, в данном случае - типичного инфаркта миокарда.

При оценке воспроизведенной магнитной звукозаписи игры следует обратить внимание на ряд фактов, представляющих немалый педагогический и психологический интерес.

1. Запросы информационных карт № 2 (связь боли с дыханием), 6 (локализация боли), начало рассуждений на этапе 3, когда выяснилось, что боль не связана с дыханием, сделаны студентами с помощью алгоритма, в который они тут же заглядывали. Но за алгоритмом следили 1-2 студента, тогда как остальные рассуждали «творчески». Именно они-то, «творчески мыслящие», отвлекали тех, кто пытался вначале заглядывать в алгоритм и втянули их в длительную, бесплодную дискуссию.

2. Если на этапе диагностических рассуждений преподаватель дает студентам наводящие вопросы не очень часто, то на этапе лечения беспомощность студентов уже настолько очевидна, что реплики преподавателя напрямую чередуются со студентами. То есть, он буквально -вытягивает из студентов ответы на каждый наводящий вопрос. Это особенно наглядно видно на схематической зарисовке этой игры (см. рис. 2).

3. Полной неожиданностью представляется шумная бесплодная длительная (более 9 минут!) дискуссия после того, как студенты получили решающую информацию на этапе № 9: боль не

СКОЛ 1*0 ДОЯТСЯ
33 / 20
20 4“ V29"
ВОЗНИКАЛИ ТАКИЕ ВОЛИ РАНЬШЕ?
БОЛИ НАРАСТАЮТ 35 / 28~

З’ОБ/бІІҐ

Рис. 2. Схема игры «Больной с жалобами на боль в груди».

Стрелки слева - реплики студентов, справа - реплики преподавателя, ведущего игру. В прямоугольниках общее число высказываний играющих и ведущего, время, затраченное при обсуждении каждой новой карточки.

купировалась нитроглицерином. Ведь это решающий симптом инфаркта миокарда! Тем не менее беспомощные «броски мысли» продолжались столь долго и безрезультатно.

Представленная документальная запись рассуждений студентов прекрасно иллюстрирует высказывание П. Я. Гальперина (1966): «Наблюдая за решением «задач на соображение», мы были удивлены крайней беспорядочностью и непродуктивностью мыслительной деятельности - и не только у школьников или студентов, но даже у выдающихся представителей науки, когда они решали задачи не из своей области, но не требовавшие специальных знаний. По меткому выражению одной сотрудницы, обычная картина решения таких задач носит характер «броуновского движения мысли» - случайных толчков в разных направлениях, с многочисленными возвращениями к тому же действию, без выхода за границы узенького «пятачка».

1. Исходная ситуация

Вызов машины «скорой помощи» в 4 ночи. Больной 57 лет. Лежит в постели. Бледен. Беспокоен из-за резких болей в груди.

2. Связь с дыханием.

Связь с движениями грудной стенки.

Время возникновения болей тоже имеет значение.

Связь боли с дыханием

3. Боль не связана с дыханием

Исключается грудная стенка, легкие отчасти исключаются. Остается средостение. А что там? Сердце? Пищевод?

Исключить простейшие.

Узнать, в какой половине грудной клетки.

Если боль не связана с дыханием- это не легкие, а если легкие,

то глубоко.

Средостение заинтересовано.

Желудочно-кишечный тракт - может быть.

Мажет быть.

Связана ли боль с изжогой и отрыжкой?

4. Боль не связана с изжогой...

Это либо кардиогенная боль, либо...

Нужно время возникновения боли.

Нет, нужны аускультативные данные.

Характер боли.

Нет, нужны ребра, мышцы.

Характер болей.

Аускультативные данные.

- Характер болей.

Локализация боли.

Это или кардиогенная, или глубо- кая легочная, аускультация исключает легкие или сердце.

Аускультацию легких.

5. Везикулярное дыхание

Можно посмотреть в алгоритм?

Значит кардиогенная боль!

Давайте послушаем сердце.

Надо локализацию боли.

Давайте все же послушаем сердце.

Надо послушать сердце.

Локализацию боли надо было с самого начала, а сейчас уже...

Какая разница?

Мы спрашиваем пятое-десятое, а потом уже...

Легкие у нас исключаются практи* чески.

Нет связи с дыханием, аускультативная картина не дает данных за поражение легких. Остается кардиогенная. Пищевод исключается за счет анамнеза.

Больше всего остается кардиоген- ный характер боли. И еще возраст.

Ну что, аускультацию или характер боли?

Я думаю, локализацию лучше.

Может быть, ЭКГ?

6. Локализация боли

Боли жгучего характера, локализуются в нижней трети грудины

За грудиной внизу что моіжет да-^ вать нам?

Сердце...

Может еще и диафрагма?

Нет, диафрагма бывает..*

Чего попросим?

У нас «поликлиника» или «скорая

Значит мы можем послушать или спросить больного.

О чем спросить?

Послушать, а потом спросить время возникновения боли.

И с нагрузкой надо посмотреть...

Если стенокардия...

Может, послушать лучше?

Нет, время выяснить...

Спросить, раньше были или нет...

Мы исключили легкие и желудочно-кишечный тракт пока. Осталось сердце. Если это инфаркт, то та
кого типа боли не должно быть до этого, так?

«аньше ^ыли боли? Так, так! Что Вы запрашиваете?

Возникали раньше такие боли?

7. 2 недели назад впервые в жизни появились сжимающие кратковременные боли на холодном ветру

На холодном ветру!

Снимались чем-нибудь, нет?

Будем узнавать?

Если это стенокардия...

Прочти еще раз, они снимались!

(перечитывает карточку).

А чем снимались?

Кратковременность, лотом холод...

Аускультативно стенокардия может ничего не дать...

Ничего может не дать! Давайте температуру спросим. Дифдиагнос- тика должна проводиться. Мы ставим стенокардию или инфаркт миокарда.

А перикардит может...

Может быть перикардит.

И средостение.

-* Тогда надо аускультацию сердца.

Аускультация сердца

8. Тоны сердца ритмичны. Акцент Н то» на на аорте. На верхушке легкий дующий систолический шум без иррадиации.

Такое дело может быть при миокардите.

И при пороке может быть.

Помогла! Мы убедились, что это кардиогенная боль. Надо искать здесь.

А теперь чего искать?

Другие органы исключаются из-за отсутствия симптоматики. А здесь есть даже органика, возможно, а может быть функциональные, надо посмотреть.

А у меня другое мнение!

Мониторы есть на скорой помощи?

А у меня другое мнение!

Боли жгучие...

Боли интенсивные...

Боли иррадиируют?

Если стенокардия, дать ему нитроглицерин и посмотреть.

Это будет и диагностика стенокардии.

Пока мы будем его расспрашивать, он умрет за это время!

ЭКГ надо снять!

ЭКГ нет. Если это ишемические боли... все равно, хоть инфаркт...

А инфаркт - тем более не поможет нитроглицерин.

Но мы хоть будем знать, что это не стенокардия!

Ну, давайте нитроглицерин.

Тут все за стенокардию!

А ЭКГ нам что, ничего не дает? Нет, ЭКГ у нас нет сейчас! До ЭКГ мы еще не добрались.

Нам нужно диагноз поставить, а не помощь оказывать!

У нас боль без иррадиации?

Но такая микропомощь это одновременно и дифдиагностика.

Я не согласна!

Ну, или валидол.

Анальгин!

Анальгин не действует! Можно то и другое сразу. Нет, нельзя сразу...

Значит нитроглицерин? Нужен электрокардиограф. Нет, мы его не имеем.

Вы же врач! Вам в первую очередь надо поставить диагноз, а потом уже...

Значит мнения разделились?

Что Вы сейчас хотите?

Каковы Ваши предложения? Каковы Ваши предложения?

Значит, нужно дать нитроглице* рин или валидол, либо снять. ЭКГ. Так?

Значит два мнения. Но чтобы снять ЭКГ надо вызвать кардиобригаду, которая в лучшем случае может приехать минут через 40. А за это время может наступить... Значит этот путь Вас приводит к смерти больного. Значит о чем нужно подумать?

colspan=2 rowspan=2>

Снимаемые боли у нас были? А чем снимались?

Подождите, не мешайте!

Надо быстрее ^измерить температуру!

А Вы это время на всех нас раз- делите, как раз и получится!! Думай дальше!

Ты начальник, ты и думай!

Чего тут думать? Прыгать надо!

У него гипертония.- Ну, гипертония! У него мажет всю жизнь гипертония. Ну и что? А боли-то совсем не отсюда.

Тут ЭКГ надо.

Мы поняли!

Что же делать?

Надо следить за временем, если боли продолжаются больше 30 минут, значит инфаркт миокарда.

В связи с чем возникли боли?

На холодном ветру...

Так это когда! А вот сейчас...

А у него нет страха смерти.

Я вообще склоняюсь ближе к пороку!

Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия.

Я за инфаркт миокарда,

Я еще думаю.

Я тоже за инфаркт.

Я воздержался.

Надо спросить, с чем связаны боли, может быть была большая нагрузка?

На фоне чего они возникли, нужно спросить.

Он спал...

От боли он проснулся?

Да скорее всего вот так спят... Стенокардия, либо инфаркт.

Обследовать мы уже сказали, что не получится у нас.

Мы же не спрашивали характер боли.

Острые боли?

Почему не спрашивали: разве непонятен характер - жгучие...

Вы дали нитроглицерин с валидолом. Боли не прошли.

Мы на будущее планируем, чтобы студенты думали не больше одной минуты. Прошло уже минут 20. Боли беспокоят 20 минут. Ваше время истекает!

Какую информацию Вы еще хотите?

ЭКГ надо ждать 40 минут, а за это время больной...

Какая Ваша тактика? Что вам нУжно, чтобы поставить диагноз и, самое главное, помочь больному?

О чем можно подумать, получив такую информацию?

Информация приличная для предположения.

Ваше предположение?

Ваше предположение?

Ваше мнение?

Значит трое за инфаркт и одни за стенокардию.

Вам воздерживаться нельзя! Вам надо оказывать помощь! А тут еще родственники ходят...

Вы правильно предполагаете. Как Вы можете различить?

Что это Вам дает? В 4 часа ночи проснулся от боли, он же не работал физически. Что Вам поможет, чтобы поставить точный диагноз?

Что спросить теперь?

Может быть обследовать больного?

Чтобы получить большую информацию, надо разговаривать с больным. Вам нужны объективные данные?

Резкие, мгновенные, да?

Вы на больного посмотрели иля нет?

Смотрите, у нас боль никуда не иррадиирует, значит можно предположить стенокардию? ч

Обязательно, что ли?

- Нет почему, но иногда стенокардия может не сниматься...

А это казуистика!

Данные получили, что боль не снимается ни валидолом, ни нитроглицерином.

За грудиной.

Нет, боль вообще при инфаркте...


Нет не может!

10. Боли нарастают в течение 30 минут

Тогда это подозрительно на инфаркт.

Больше за инфаркт.

Стенокардия.

Думай быстрее.

Возможна аневризма

Тоже может быть.

Не, не, не... не из анамнеза скорее всего... длительность боли... инфаркт, сходная клиника - РАА (читает алгоритм).

Они нарастающие, Вы сказали?

Да, да, да.

Подходит внезапная потеря... Не подходит... Бледность, возбуждение... (читает алгоритм).

Диастолический шум, а у нас там был систолический - не подходит.

Нет данных.

За инфаркт больше, если по алгоритму смотреть.

11. В машине боли нарастают, появился холодный пот

-


- Сделали мы уже ему внутривенно!

Можно еще кубика 2-3 через несколько минут. Делают же? Делают.

Нет, анальгин нет!


Не поможет.

Давайте промедол.

У нас ничего больше нет? Я на скорой никогда не была!

Промедол повторно!

Давайте 2 кубика внутривенно.

2 кубика в вену.

А что нам надо знать про давление?

Нет, я тоже хочу про давление. Дайте артериальное давление.

13. АД - 90/60 мм рт. ст.

Давление приличное!

А после введения промедола какой результат?

Но я же сказала: промедол и кордиамин.

Давайте результат сразу вместе.

Кордиамин внутримышечно делается, кажется?

Результат: АД, пульс.

Да, после всех манипуляций.

14. Боли уменьшились, давление подскочило.

Давление стало нормальным!

Ну, мы едем, мы едем, больному стало легче?

Пульс 90 в 1 минуту.

Довезли до приемного покоя? Все. Привезли!!

Если для кого-либо из преподавателей мединститута приведенная документальная запись не дает однозначного ответа о проблеме творчества и исполнительства в высшей медицинской школе, пусть он на секунду представит, что на месте больного - он сам или кто-либо из его близких, а рядом с его постелью «творчески мыслящие» врачи, которые даже в типичном случае классической болевой формы инфаркта миокарда проявили себя так «продуктивно», как это с неумолимой точностью записал магнитофон.

Выше цитировались теоретики с их уничижительной оценкой «алгоритмизирующих» методов обучения по сравнению с творчеством учащихся. Как обстоит дело с этим «творчеством» читателю уже ясно из приведенной документальной записи. А что же эти
■«регламентирующие», «алгоритмизирующие» методы обучения, которыми авторы так запугивают читателя - преподавателя высшей школы?!

Сразу же после завершения приведенной игры автор этих строк предложил студентам повторно сыграть, опираясь на дифференциально-диагностические дайные, приведенные в алгоритме разграничения болезней при синдроме боли в груди.

В соответствии с алгоритмом студенты затребовали следующие сведения и получили ответные карточки:

1. «Связана ли боль с дыханием или кашлем?»

Ответная карточка: «Боль не связана с дыханием».

2. «Связана ли боль с приемом пищи, сопровождается ли она изжогой и отрыжкой?»

Ответная карточка: «Боль не связана с приемом пищи и не сопровождается изжогой и отрыжкой».

3. «Локализация боли?»

Ответная карточка: «Боль локализуется в нижней трети грудины».

4. «Длительность боли?»

Ответная карточка: «Боль появилась 30 мин назад и нарастает».

Заключение по алгоритму, сделанное студентами сразу после этой карточки и буквально хором: «Острый инфаркт миокарда.

Для исключения рассливающей аневризмы аорты вызываем кардиобригаду с электрокардиографом, а пока даем анальгетики и поддерживаем артериальное давление».

Как здесь не привести слова П. Я. Гальперина, которые следуют непосредственно за его цитатой, приведенной на с. 146. «А между тем систематическое применение элементарного анализа буквально в несколько шагов приводит к ясному и однозначному решению. Выходит так, что и задача представлялась «задачей на соображение» только потому, что мышление было недисциплинированным, «малограмотным».

Очевидно, всякая задача, а тем более задача «творческая», должна сначала подвергаться систематическому исследованию; было бы как-то нецелесообразно и несообразно природе вещей называть мышление творческим только потому, что оно подходит к задаче беспорядочно и встречает трудности там, где ее по сути нет. О творческих задачах и их творческом решении имеет смысл говорить лишь после того, как мышление будет вооружено необходимыми приемами анализа, в результате которого будет устанавливаться подлинная объективная трудность этой задачи, конечно, относительная определенному уровню знаний и умений».

Каковы же фактические результаты «творческого полета мысли», напомним, в решении типичной, элементарной для старшекурсников задачи, в сравнении с мыслью, «скованной» алгоритмом? В научной формулировке - какова эффективность неуправляемого и управляемого мышления в воспитании профессиональной деятельности врача? Ответ - в табл. 7.

Эффективность диагностического мышления в процессе учебной игры и посредством диагностического алгоритма


Но, может быть, такой разительный контраст в эффективности.мышления, управляемого алгоритмом, и традиционного, выявляемого игрой,- случайность? Приведем еще несколько примеров.

Со студентами I курса мединститута проведен массовый (311 человек) публичный эксперимент. Им предложено за 4 минуты самостоятельно творчески распознать 9 пар обезьян на рисунке, воспроизведенном нами в упомянутой книге «Распознавание болезней сердечно-сосудистой системы. Диагностические и теоретические алгоритмы» (с. 32-33), в книге «Легко ли стать врачом?» (с. 130). После того, как сданы письменные результаты, студентам примерно за полминуты на словах объяснен алгоритм решения задач этого класса. После этого студенты за то же время решили задачу повторно, и снова сдали свои записки.

Результаты: при творческом решении -54% не решили ни одной из девяти задач, 21 % - одну. Максимальное число - 8-9 задач правильно решили 1,3% студентов. При алгоритмическом же решении 8 задач правильно решили 16%, 9 задач-47%, не было ни одного, кто решил бы менее двух задач.

Итак, ири творческом решении задачи 75% нулевого или минимального результата. При алгоритмическом - 63% максимального!

Другой пример. Две группы добровольцев-первокурсников изучают одну и ту же тему - клиническую (!) «Шумы в области сердца. Диагностика пороков сердца». Но основная группа по программированному учебному пособию, а контрольная - по традиционному учебнику, кстати, удостоенному Государственной премии. Эксперимент ведется со строгим соблюдением прочих равных условий и в обеих группах студенты получают для решения одни и те же задания и диагностические задачи.

По объективной тестовой оценке основная группа получает

суммарную отличную оценку, контрольная - неудовлетворительную. При этом на самостоятельное изучение программированного материала основная группа затратила в среднем 3,3 часа (от 1 часа 35 минут до 4 часов 15 минут). Контрольная группа затратила в среднем 5,5 часа (от 2,5 до 15,5 часов).

Обращаем внимание читателя на эффективность управляемого мышления при самообучении студентов.

Еще пример. В шести крупнейших кардиологических клиниках Новосибирска с помощью алгоритмов обследовано 638 больных с различными сердечно-сосудистыми болезнями. В сравнении с обычным полноценным клиническим (творческим) диагнозом на высшем уровне квалификации специалистов одномоментная алгоритмическая диагностика дала всего 2,4% ошибок, в частности при инфаркте миокарда - 0,9% ошибок. Ретроспективный алгоритмический анализ по историям болезни с диагнозом, доказанным на вскрытии, дал в три раза меньше ошибок, чем исчерпывающий диагноз в клинике. Но алгоритмическая диагностика отнимала от 8-10 минут до 60-85 минут на больного, тогда как в клинике диагноз устанавливается в течение многих дней.

Следовательно, алгоритмическая экспресс-диагностика дает практически такое же высокое качество профессиональной деятельности, как у лучших специалистов в лучших клиниках. Но в сравнении с качеством диагностики врачей поликлиники и «Скорой помощи» алгоритмическая диагностика, например, инфаркта миокарда дает результаты в 58-88 раз лучше.

Вот какие поистине феноменальные ресурсы улучшения качества и эффективности профессиональной работы кроются в оптимизации мышления и обучения посредством алгоритмов.

Как тут не вспомнить слова Френсиса Бэкона: «Достоинство хорошей методы состоит в том, что она уравнивает способности; она вручает всем средство легкое и верное». Всем!

После всего сказанного читатель убедится, что путаница с терминологией вовсе не столь уж безобидна, ибо речь идет о стратегии и тактике профессиональной подготовки людей.

Выделяя основные характерные особенности деловых игр, И. М. Сыроежин и А. А. Вербицкий в первой же из пяти особенностей подчеркивают: «Деловая учебная игра служит дидактическим средством развития творчества (теоретического и практического профессионального мышления), выражающимся в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для обучающихся профессиональных задач».

Теоретически понятно, научно обоснованно и вполне естественно, что психологи, изучая развитие ребенка в период изначального формирования его психики, разделяют объективно и субъективно новые познания. В этом смысле для каждого ребенка таблица умножения - крупное открытие определенного периода его жизни.

Но педагогике высшей школы никогда не удастся избавиться

от заблуждений и, прямо скажем, /порочных идей, если без всяких поправок переносить некоторые важные научные положения с ребенка на взрослого, особенно при обучении взрослых. Если не делать различий между дошкольной и педагогикой высшей школы.

Всерьез говоря о «субъективно новых для обучающихся профессиональных задачах» и относя их к творчеству, авторы не понимают недопустимости измельчения, девальвации высокого понятия «творчество». И об этом нужно говорить, писать и повторять до тех пор, пока каждому не станет ясной недопустимость этого.

По справедливому утверждению академика Б. А. Энгельгардта: «Творчество, в какие бы формы оно ни облекалось, будь то творчество художника слова или кисти, артиста, или ученого,- высшее проявление человеческого духа. Способность к творчеству - это высший дар, каким наградила природа человека па бесконечно длительном пути его эволюционного развития» (разрядка наша -Л. Н.).

Разве же можно допустить, чтобы примитивные школярские действия - заглядывание студента в учебник, решение задач по формуле, установление элементарного диагноза болезни, мы - преподаватели высшей школы, сюсюкая и умиляясь, под звуки фанфар объявляли высшим даром природы, высшим проявлением человеческого духа?!!

Но как же тогда быть с творчеством субъективным, когда учащийся впервые для себя открывает давно известные банальные прописные истины? Разумеется, такую деятельность в процессе обучения нужно всемерно стимулировать, хотя бы для приучения студента к интеллектуальному труду. Но причехМ здесь творчество? Нельзя принципиально различные по масштабу понятия называть одним и тем же термином. Ведь никому не придет в голову называть впервые сооруженный ребенком бумажный кораблик настоящим кораблем и объявлять о пополнении нашего флота!

Наши оппоненты из числа слушателей нередко возражают, что высшая школа не имеет права ограничивать свою задачу подготовкой «хороших исполнителей». Она должна обязательно воспитывать интерес и вкус к научному поиску, развивать у каждого студента способности к творчеству.

В идеале - конечно же, должна! Точно так же, как должен безупречно работать городской транспорт, как гарантия на изделие должна гарантировать его безупречную работу на весь гарантийный срок, как любое строительство должно завершаться по плану. Однако транспорт подводит, гарантийные мастерские забиты выпущенным на прилавок заводским браком, а «незавершенка» пожирает огромные средства.

А выпускники мединститутов, и не только они, как свидетельствует повседневная жизнь, отнюдь не все искатели и творцы, и даже не все - «хорошие исполнители».

В сформулированной нами парадигме профессионального образования (Л. Б. Наумов, 1979) эта проблема выражена так: «Максимальный эффект массовой профессиональной подготовки всех учащихся должен достигаться вне строгой зависимости от личного творческого потенциала». Всех учащихся! Вне строгой зависимости!!! Думается, что такой подход наиболее конструктивен и отвечает реальному положению вещей.

Сопоставляя теоретические построения И. М. Сыроежина и А. А. Вербицкого с приведенными фактами и соображениями, впору вспомнить выразительный афоризм Т. Гекели: «Великая

трагедия науки - уничтожение прекрасной гипотезы безобразным фактом»!

Нельзя смешивать творческую и исполнительскую деятельность, создание нового оригинального, и умение применять на практике уже известную и изученную ранее информацию. О каких субъективно новых для обучающихся профессиональных задачах может идти речь, если студенты интеллектуально не готовы к проведению игры и, допустим, не знают методов необходимого лечения или симптомов для экспресс-диагностики острого заболевания? И опять же, если они знают, что и как нужно делать и в игре действуют оптимально в соответствии с правилами, где здесь место для творчества?

Кстати, такие же точно задачи стоят перед играющими и во всех других отраслях знания - в экономических, строительных и прочих учебных играх. Игра по своей сути для учащегося - тот же тренажер для летчика. Летчику на тренажере нужно отработать до профессионального автоматизма приемы оптимального управления самолетом во всех режимах полета. Однако ему не только не нужно «творчески» открывать новые методы самолетовождения, но категорически запрещается отступать от эталона действий, предписанных жесточайшим алгоритмом.

Так что же, деловые игры и творчество - несовместимые понятия? Думается, что все определяется целью применения игр. Если в высшей медицинской школе ставится четкая цель-научить студента умениям, которыми ныне уже владеет медицинская наука и практика, т. е. III уровню, то учебные игры не могут подниматься выше предписанного целью III уровня обучения. По самой идее использования они могут и должны быть развивающими и тренирующими профессиональное мастерство.

Совсем другое дело, если идет речь о проблеме, решения которой современная наука еще не знает. Тогда это действительно творческий поиск решения проблемы и здесь наряду с другими формами творчества - изобретательством, мозговым штурмом, мнениями экспертов и т. п. - могут сослужить немалую пользу и исследовательские деловые игры.

Подчеркиваем, для решения творческих проблем - иследова* тельские игры, для обучения профессиональным умениям и навыкам - учебные. Творческие игры - на IV уровне, учебные - на III уровне.

Принципиально важно, что в медицине дидактические игры не требуют творческого мышления, а лишь погружают учащегося в модель ситуации, столь близкую к его деятельности, что умение либо неумение квалифицированно и эффективно действовать е данной ситуации, в полном соответствии с реальностью, обусловливает либо выздоровление, либо появление осложнений или даже гибель «модели больного». В данном случае принципиально важно, что неблагоприятные исходы болезни, происходящие с моделью, психологически воспринимаются как событие с самим объектом профессиональной деятельности- больным.

Итак, учебные игры в медицине не являются и не могут быть инструментом развития творческого мышления. Повторяем, нельзя смешивать понятия и «воспарять» в заоблачные выси, тогда как нужно научить студента и врача действовать быстро, четко, безупречно в полном соответствии с установленными наукой и апробированными практикой мерами для быстрой достоверной диагностики и эффективного лечения данного заболевания.

В заключение подчеркнем, что не является творчеством лишь использование уже готовых имитационных игр, т. е. работа играющих. Создание же дидактических игр, оригинальное преобразование обычной общепринятой медицинской информации в учебную игру - это для разработчика-методиста акт высокой, поистине творческой, деятельности. Точно так же, как творческое создание литературного, художественного и музыкального произведения высокого уровня, и исполнение или созерцание уже созданного творцом произведения.

Ввиду краткости жизни мы не можем позволить себе тратить время на задачи, которые не ведут к новым результатам.

Академик Л. Д. Ландау

Ученые и инженеры должны искать такое новое, которое отличалось бы от уже открытого не на проценты, а в разы.

Академик М. А. Лаврентьев

Ролевая игра «Официант, в моем супе муха!»

Каждому участнику ролевой игры предлагается обыграть конфликтную ситуацию, место действия – дорогой ресторан. Цель этой игры - выявление некоторых особенностей общения с помощью диалога.

Роли всего две. А значит, двум добровольцам необходимо продемонстрировать присутствующим описанную конфликтную ситуацию и пути ее решения.

После этой небольшой сценки, нужно расспросить участников и наблюдателей об их впечатлениях, узнать их мнение и оценку поведения каждого из участников сценки. Эту ролевую игру можно проводить сколько угодно раз, только важно менять участников.

Роль А. Представьте, что вы отправились в путешествие, и решили пообедать в дорогом модном ресторане. Вам приносят суп, вы благодарите официанта и принимаетесь за трапезу, но обнаруживаете в супе нечто похожее на муху. Вас это возмутило, и вы решили пожаловаться официанту, почему в вашем супе плавают насекомые. Официант уверяет вас, что это ни как не муха, а приправы. Однако ему не удается вас убедить, и вы решили переговорить с управляющим ресторана. Управляющий ресторана подходит к вам…

Роль В. Вы управляющий дорогого ресторана, вы знаете, что ваш ресторан один из самых лучших и уважаемых ресторанов в городе. Вы гордитесь своим заведением: обслуживание высшего качества и цены соответствующие. Ваш ресторан рекомендован иностранцам. Сегодня на обед пришел иностранец, и у него возникли претензии по поводу еды. Он желает переговорить с вами. Вы направляетесь к столику.

После розыгрыша этой небольшой сценки задайте присутствующим вопросы для анализа ситуации:

1. Определите реакцию А на испорченный обед. Жаловался ли он, говорил спокойно или же был взбешен?

2. Как отреагировал Б? Попытался ли он разобраться в проблеме клиента, извинился ли он, или отнесся с равнодушием, высокомерием?

3. Удалось ли участникам разрешить конфликт, смогли ли они прийти к общему мнению?

Такая ролевая игра очень информативна. Она позволяет выделить отличия в решении конфликтных ситуаций между мужчинами и женщинами, люди могут понять, на что нужно обратить внимание в своем характере. Возможно, нужно быть более коммуникабельным, сдержанным?

Подведение итогов. Нельзя определить наилучший способ решения проблем, у каждого он по-своему правилен, однако, участники поймут, что решать конфликты можно разными способами. Они увидят перспективы своего развития.

Ролевая игра «Пиратский бриг»

Существует очень интересная ролевая игра, под названием «Пиратский Бриг». С помощью ролевого общения, она поможет выяснить способы взаимодействия в группе участников с жесткой диктатурой.

Напишите на бумажке следующие роли и их функции.

Капитан. У него больше всего власти, поэтому он может перебивать любого участника игры.

Старший помощник. Может перебивать любого участника кроме капитана.

Штурман. Может обрывать речь любого кроме капитана и старпома.

Боцман-подхалим. Имеет право перебивать всех, кроме капитана, штурмана, старпома.

Матрос-шут. Прерывает речь любого кроме капитана.

Матрос-марионетка. Может перебивать всех кроме кочегаров и капитана.

Кочегары (недовольные матросы) – прерывать могут всех кроме капитана и старпома.

Юнги на самом низком положении, они никого не могут обрывать, зато их обрывают все.

Путем жеребьевки раздайте роли участникам. Условием является то, что тот, кто нарушил правила, переводится в юнги, а если юнга нарушил правила, то он выбывает из игры.

Задачей команды является составление плана ограбления корабля с золотом, а также выяснение кому и как будет распределена добыча.

На основе этой игры, часто выясняется, что тем людям, которые привыкли «начальствовать» по жизни, тяжело вжиться в роли, предполагающие подчинение. Также людям мягким и подчиняющимся по жизни сложно взять на себя управление и ответственность капитана и боцмана. Таким образом, группа приходит к выводу, что деловое ролевое общение зависит от характера человека, его ценностей и установок.

Также будет интересно, если вы заснимите игру на видео. Вы сможете отследить, какие именно моменты взаимодействия в группе вызывают конфликтные ситуации. Эти моменты обычно касаются дисциплины, самооценки.

Итогом игры будет предоставление участникам следующей информации:

Личностные реакции

Правила примитивной реакции

Уровень ролевого общения (духовное, игровое, манипулятивное и т.д.)

Ролевая игра «Гостиница»

Ситуация. Три члена группы оказались в командировке в другом городе, где самолет сделал незапланированную посадку из-за непогоды. Рейс перенесен на сутки. Люди незнакомы между собой. Они отправились в ближайшую от аэропорта гостиницу, испытывая лишь одно желание - как можно быстрее устроиться.

Действующие лица: администратор гостиницы, дама 54 лет и три педагога из разных городов 38, 33 и 42 лет.

Инструкция администратору гостиницы. У вас только одно свободное место, вам нужно поговорить с каждым приезжим, а потом решить, кому вы отдадите номер. Свое решение нужно записать на листочке и молча отдать ведущему тренинг.

Инструкция приехавшим в командировку педагогам. Для того чтобы получить номер, нужно поговорить с администратором гостиницы. Вы подозреваете, что свободных номеров может не быть. Используйте при разговоре все конструктивные приемы, которыми вы владеете (техники установления контакта, активного слушания, аргументации). «Грязные технологии» запрещены.

Инструкция ведущему тренинг. Организуйте видеозапись игры. Помогите администратору организовать его рабочее место. Выведите всех участии ков игры в коридор (приезжих) и пригласите в комнату по очереди. Тот педагог, который поговорил с администратором, остается в комнате и слушает вместе с остальными членами группы.

После игры просматривается видеозапись и проводится обсуждение. Администратор объявляет о своем первоначальном решении, а также о последнем, если его мнение изменилось после просмотра видеозаписи. Во время обсуждения администратору задают ряд вопросов о том, что понравилось и не понравилось в поведении командировочных.

Ролевые игры

Ситуация 1. Педагог испытывает затруднения при работе со студентами, которые не боятся резко отвечать или даже хамить. Он может достойно противостоять грубости или вместо этого «зарывается головой в песок».

Действующие лица: молодой преподаватель и студент курса, на котором педагог читает лекции.

Задание студенту. Вести себя уверенно, даже нагловато.

Задание молодому педагогу. Поставить студента на место, используя техники установления контакта, аргументации.

Ситуация 2. Педагог работает в данной школе 12 лет, имеет двоих детей, школьного и дошкольного возраста. На работе зарекомендовала себя с хорошей стороны, является ветераном труда. Она обратилась к администрации школы с просьбой предоставить ей дополнительно к летнему отпуску 2 недели за свой счет, поскольку по состоянию здоровья она может выехать с детьми на море только в сентябре.

Руководитель школы не подписал заявление, заявив, что в сентябре начинается учебный процесс и заменить ее некому. Однако отказ не был категорическим, поскольку этот педагог, если возникала такая необходимость, по первой просьбе директора оставалась после работы для выполнения срочных заданий или заменяла заболевших коллег.

Получив отказ, педагог подала директору два заявления: 1) с просьбой об отпуске; 2) в случае отказа - на увольнение, прося еще раз подписать первое, а если нет - второе. Говоря это, педагог обливалась слезами.

Действующие лица: педагог и директор школы.

Задание педагогу. Продемонстрировать страдание, невразумительную речь, изложить просьбу и ее причину.

Задание директору. Успокоить педагога, разобраться в случившемся, принять правильное решение.

Ситуация 3. Директор школы оповестил персонал о том, что в ближайшее время ожидается проверка представителей вышестоящего руководства, к которой следует должным образом подготовиться: от этого зависит будущее данной организации.

Рабочего времени на оформление документации не хватало, и сотрудникам ежедневно приходилось на несколько часов оставаться после работы. Когда же большинство документов были приведены в порядок, ведущие преподаватели (председатели цикловых комиссий) и завуч по воспитательной работе отказались оставаться после рабочего дня, ссылаясь на то, что постоянное отсутствие дома разрушает их семьи, дети брошены и вообще они устали.

Действующие лица: директор, завуч по воспитательной работе, два педагога.

Задание директору школы. Нужно поговорить с работниками, снять их эмоциональное напряжение и убедить в необходимости дополнительной работы еще несколько дней.

Инструкция педагогам и завучу. Реагировать бурно, отказываться выходить на сверхурочную работу; в процессе беседы вести себя по ситуации, в зависимости от того, как будет вести себя директор.

Ситуация 4. Рабочий контакт пожилого и молодого педагогов. Старший, более опытный, не принимает современных технологий обучения: игры, тренинги, анализ кейсов.

Действующие лица: молодой педагог (председатель цикловой комиссии); педагог в зрелом возрасте (пенсионер), считающий традиционные методы обучения достаточно эффективными и не собирающийся перестраиваться, считающий все новое быстро проходящим веянием.

Задание. Смоделировать ситуацию, опираясь на опыт педагогического общения, и разыграть ее, используя техники и приемы установления контакта. Молодой педагог стремится привлечь пожилого педагога к внедрению в учебный процесс инновационных технологий, с этой целью пытается установить эмоциональный контакт, провести беседу с опытным, но несговорчивым педагогом.

Ситуация 5 . Управление подчиненным, который раньше был хорошим другом, коллегой.

После получения диплома о втором высшем образовании по специальности менеджера вас назначили на должность директора той же школы, в которой вы работали раньше. Ваша подруга Валентина Петровна теперь стала вашей подчиненной и старалась при всех публично продемонстрировать свои близкие с вами отношения. На днях она заявила при всех, что власть быстро портит человека. С каждым днем вам становится все труднее отдавать приказы, контролировать их выполнение, оценивать результаты работы. На любое ваше замечание реакция у Валентины Петровны неадекватная, она пытается все время демонстрировать окружающим степень своей дружественности с вами и влияния на вас. Вам это надоело. Вы решили изменить ситуацию.

Действующие лица: директор школы, ее бывшая подруга.

Задание. Установите хороший рабочий контакт со своей подчиненной. Объясните бывшей подруге, что ситуация изменилась и ей придется перестроить отношения с вами.