Украшение речи. Классификация средств украшения. Фигуры слова. Фигуры мысли. Украшайте свою речь правильными умными словами

Перед Вами интерактивная интеллект-карта. Что это значит? Что Вы можете менять масштаб (+ и — в углу), Вы можете передвигать изображение, раскрывать подпункты (нажимая на + в конце слова) и закрывать их (нажимая на — в конце слова). Приятного изучения этой инфографики!

Украшения речи оратора

(словарь методов украшения речи)

Тропы

Аллегория ( определение)

художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

это сравнение или ассоциация кого-то или чего-то с кем-то или чем-то

пример:

правосудие - Фемида (женщина с весами).

Бедность (лат. Inopia, как порок - старуха с опущенной рукой, держащей камень, что символизирует падение духа; как обет религиозных орденов - молодая женщина в лохмотьях)

Мир (голубь, сожжение доспехов, оружия или попрание их колесами повозки, встреча с фигурой Справедливости)

Антифразис

определение

употреблении слова или словосочетания в противоположном смысле, обычно ироническом

Например называют слабого - Геркулесом, бедного - Крезом; говорят: «какой вы чистенький» - испачканному. Вообще - употребление слов в противоположном смысле.

другое название: астеизм

пример

Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын! - Из письма А.С. Пушкина Петру Вяземскому о завершении работы над трагедией «Борис Годунов», 1825

Иногда антифразис употребляется как похвала в форме дружеского или грубо-шутливого упрёка или порицания, например

Ай, Моська, знать, она сильна, Что лает на слона

А.С. Пушкин, «Кокетке»: Мы знаем: вечная любовь Живет едва ли три недели.

обычно строится на контрасте формально одобрительного значения или похвалы употребляемого слова или выражения с порицающим или неодобрительным смыслом высказывания

в «Евгении Онегине» (гл. V) о гадательной книге Мартына Задеки, которую любила Татьяна, Пушкин говорит: Сие глубокое творенье Завез кочующий купец Однажды к ним в уединенье…

Астеизм

определение

прием, при котором, многозначительно умалчивая о чём-нибудь, стараются этим, так сказать, красноречивым молчанием обратить на предмет ещё большее внимание

Астетизм похож на антифразис, однако отличается от него более открытой «агрессивностью», нарочитой, преувеличенной критикой.

также: ироничное (само)очеренение, гротескную (само)критику или же самоуничижающие слова для скрытого самовосхваления.

пример

Право, - отвечала помещица, - моё такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам.

В речи Коробочки из «Мёртвых душ» (Г. В. Гоголь):

Собачонка ничего себе … сердится, шельма

А. Чехов

Неужели! Eщё один шедевр! Неужели недостаточно тех которые Вы уже опубликовали? Вы наверно хотите привести Ваших соперников в полное отчаяние? «

Винсент Вуатюр:

Гипербола

определение

(преувеличение)

Гипербола - это преувеличение. Мы все пользуемся гиперболами, они часто используются в разговорной речи. «Я тебя сто лет не видел!» - кричит один друг другому. Это гипербола. «Легкая как пух», - говорит кто-то. Это гипербола.

Гиперболы используются для усиления выразительности. Гипербола может создавать ощущение патетики, пафоса, а иногда - иронии.

чаще всего в гиперболе есть образ. То есть, гипербола - это частный случай образного сравнения с использованием преувеличения.

Адинатон — фигура речи в форме гиперболы, когда нечто невозможное или очень трудное в осуществлении сопоставляется, с помощью отвлечённого примера и сильного преувеличения, с какой-либо нереальной ситуацией, с чем-то, чего по природе вещей не может быть. Риторический приём доведения сравнения до невозможного, нередко с юмористическим эффектом.

пример

Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Это гипербола.

Менеджер по продажам телевизионной рекламы разговаривает со своим потенциальным клиентом. Мы предлагаем рекламу на телеканалах, которые нацелены на узкий целевой сегмент, на нишу. К примеру, канал для любителей автомобилей, спортивный канал, охота и рыбалка, мировые новости, секреты и разоблачения. Вы понимаете, что это значит? Это как будто для каждой рыбки у вас есть своя удочка. Хотите карася? Вот ваша удочка! Хотите щуку - пожалуйста, вам отличная удочка с превосходной блесной. Хотите кита, хотя кит это не рыба, - пожалуйста, вот вам гарпун. Вы можете воздействовать на ту нишу, которая вам более всего интересна! Вам не нравится сравнение клиентов с рыбками? Давайте поменяем, ради бога! Как вам такой вариант? Это как будто у вас есть лук, и вы способны попасть своей стрелой в любую звезду, которую видите над собой.

Литота (МЕЙОЗИС)

пример

Кот наплакал. Мужичок с ноготок. Рукой подать.

определение

это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. В литоте на основании какого-либо общего признака сопоставляются два разнородных явления, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления.

Дисфемизм

определение

грубое или непристойное обозначение изначально нейтрального понятия с целью придания ему негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи,

пример

сдохнуть вместо умереть, морда вместо лицо.

Эвфемизм

определение

нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. В политике эвфемизмы часто используются для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности

пример

использование выражения «более жёсткие методы допроса» вместо слова «пытки» и т. п.

ирония

определение

сатирический прием, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

пример

употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…» Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

катахреза

определение

троп или стилистическая ошибка, неправильное или необычное употребление сочетаний слов с несовместимыми буквальными лексическими значениями.

пример

Катахрезой такого рода считается всякое употребление слова, при котором забывается его этимологическое значение, например, в случае выражения красные чернила перестаёт осознаваться внутренняя форма слова чернила, его связь со словом чёрный. Другие примеры: цветное бельё, стрелять из ружья (стрелять из пушки), электрическая конка, путешествовать по морю, подошва горы.

В бездействии ночном живей горят во мне Змеи сердечной угрызенья

Метонимия

определение

вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

метонимия по существу отличается от метафоры, с одной стороны, большей реальной взаимосвязью замещающих членов, а с другой - большей ограничительностью, устранением тех черт, которые не заметны в данном явлении непосредственно. Как и метафора, метонимия присуща языку вообще (ср., например, слово «проводка», значение которого метонимически распространено с действия на его результат), но особенное значение имеет в художественно-литературном творчестве.

пример

Например: «Все флаги в гости будут к нам», где «флаги» означают «страны» (часть заменяет целое, лат. pars pro toto). Смысл метонимии в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные.

Антономасия

определение

троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо

троп, разновидность метонимии, когда имя собственное употребляется в значении нарицательного. (Донжуан, Фамусов, Квазимодо, Нерон и др.) При использовании антономасии происходит перенос части характерных черт исторического, мифического, античного или литературного персонажа на описываемого героя. Особенно часто использовались антономасии античных персонажей в период классицизма в литературе.

пример

Пример замены на существенную особенность предмета: «наше всё» вместо «Пушкин». Пример замены на указание отношения: «автор „Войны и мира“» вместо «Толстой»; «Пелеев сын» вместо «Ахилл». Особенно часто употреблялась в скандинавской скальдической поэзии (см. кеннинги): «мать грозы великанов» - Фригг (мать Тора).

Эскулап» вместо «врач»: Я ускользнул от Эскулапа Худой, обритый - но живой; Его мучительная лапа Не тяготеет надо мной.

олицетворение

пример

А и горе, горе, гореваньице! А и лыком горе подпоясалось, Мочалами ноги изопутаны.

определение

троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

персонифика́ция, прозопопея

Пафос

пример

В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные. В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику. Выделяют пафос героический, трагический, романтический, сентиментальный и сатирический. К пафосу традиционно прибегают авторы од, эпосов, трагедий.

определение

Перифраз

пример

Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).

определение

это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Сарказм

пример

Капиталисты готовы продать нам верёвку, на которой мы их повесим (Владимир Ленин)

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская)

Безбожно врал сам основатель «Правды» (Георгий Александров)

Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчёт первой у меня имеются сомнения (Альберт Эйнштейн)

определение

один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

синекдоха

пример

Единственное число вместо множественного: «Всё спит - и человек, и зверь, и птица». (Гоголь);

Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин);

Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства». (Герцен);

Целое вместо части: «Разнонаправленно открылась Япония». (Биржевые новости); (вместо: акции на Токийской бирже);

Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский) (вместо: солнце);

Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь) (вместо: деньги).

определение

троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Сравнение

пример

Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт». Бессоюзные сравнения - в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом - моя крепость». Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем». Отрицающие сравнения: «Попытка не пытка».

определение

троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения - выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

метафора

определение

Метафора основана на подобии, на сходстве, на аналогии. Используя метафору, взаимодействием в мире одних объектов мы объясняем взаимодействие в мире других объектов. «А» вызывает «Б», как «X» вызывает «Y»; а «В» относится к «Г», как «Z» к «W». Если перевести μεταφορά с древнегреческого, то получится «перенос», «переносное значение». Метафора – это красиво, метафора – это сильно, метафора – это здорово! Она воздействует на правое полушарие головного мозга. Человек, поняв метафору, может почувствовать себя стоящим перед открытием нового. Метафора побуждает человека посмотреть на привычное с новой точки зрения. Удачная метафора буквально встряхивает человека.

пример

Русский поэт Константин Кедров в 70-х годах 20-века даже ввел такое понятие, как «метафора в квадрате» или «метаметафора». Он писал: «Человек – это изнанка неба, небо – это изнанка человека». А помните известную метаметафору «и то ли Лао Цзы снится, что он – бабочка, то ли бабочке снится, что она – Лао Цзы»?!

эпитет

пример

Перенося это различие на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «Лондон щепетильный», «Боже правый» - эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность - признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне, и т. д.

определение

определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

фигуры

Аллюзия

определение

стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание или какая-либо крылатая фраза

пример

Очень символично в этой связи звучат строчки из сонета, выгравированного на статуе Свободы в Нью-Йорке: «Приведите ко мне всех усталых, всех бедных, жаждущих дышать воздухом свободы». Эти слова - очевидная аллюзия на известное высказывание Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф 11: 28)

Амплификация

определение

стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов.

Амплификация является одним из средств усиления поэтической выразительности речи. Амплификация как стилистический приём выражается, например, в накоплении синонимов, антитез или может принять вид повышения, то есть расположения выражений, относящихся к одному предмету, по принципу нарастания их значимости, эмоциональной действенности и т. п.

пример

Берёт - как бомбу, берёт - как ежа, как бритву обоюдоострую, берёт, как гремучую в 20 жал змею двухметроворостую.

Анаколуф

определение

риторическая фигура, состоящая в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении, допущенная по недосмотру или как стилистический приём (стилистическая ошибка) для придания характерности речи какого-либо персонажа. Анаколуф по своей природе носит выделительный характер на фоне грамматически правильной речи. Анаколуфу близка синтаксическая заумь (текст, построенный на систематическом нарушении синтаксических правил) и эрратив (текст, построенный на нарушении орфографических правил).

пример

Мы, управление дома, - с ненавистью заговорил Швондер, - пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома… - Кто на ком стоял? - крикнул Филипп Филиппович, - потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

Антитеза

определение

(противопоставление)

Противопоставление понятий, образов, состояний, которые связаны между собой внутренним смыслом или внешней формой. Если говорить проще – контрастное противопоставление.

Антитезой можно подчеркнуть и контраст, и единство. Если необходимо сосредоточить свою речь на альтернативе, то антитеза – тоже хороший инструмент.

Противопоставление может быть разным: по смыслу, по времени, с точки зрения пространства и так далее.

пример

Вы хотите выиграть и быть победителями или безнадежно отстать и потом жалеть себя?! Что вы больше хотите? Друзья, мы столкнулись с такой ситуацией, когда то, что раньше было нашим самым надежным местом, стало нашим самым большим риском! Надо вместе серьезно подумать, что нам делать!

Вам исходя из каких критериев исчислять зарплату, из ваших самых лучших достижений или из ваших провалов?

Смысловая антитеза. Мы предлагаем вам комплексное индивидуальное решение, другие могут предложить готовый типовой продукт. Что скажете? Временная антитеза. Раньше у нас обработку заказа клиента уходило до 20 минут, сейчас - две минуты. Хотите воспользоваться нашей скоростью, чтобы сэкономить свое время? Пространственная антитеза. В нашем шоу-руме вы можете увидеть 500 самых ходовых товаров, на нашем сайте - 50 000 самых разнообразных. Вам выбирать, что для вас более актуально. В любом случае вы выберете собственную выгоду!

Антитетон

определение

риторическая фигура, противопоставляющая две мысли, но не образующая мнимое противоречие, в отличие от антитезы. Например, противоречия не образуется, если противопоставляются не противоположные качества одного объекта, а качества двух различных объектов:

пример

«Один из них был любезен в отдавании, другой - хитрый в принятии, этого все желали, того - избегали, чтобы он их не видел. Стыдливость этого была всем мила, бесстыдство того ему самому приятно, для других - горько».

Апокопа

определение

фонетическое явление, обозначающее выпадение одного или нескольких звуков в конце слова, как правило конечного безударного гласного, приводящее к сокращению слова.

В русском языке - отпадение окончания «-ю» в творительном падеже: «женой» вместо «женою» (фонетич. [жынойу]). Сокращение распространенных частей речи: «чтоб» вместо «чтобы».

пример

Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет: Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ!

Апострофа

определение

восклицательная риторическая фигура речи, когда говорящий или писатель прекращает повествование и обращается к отсутствующему лицу, как к присутствующему или воображаемому лицу, как к реальному, абстрактному понятию, предмету или качеству. В драматических и поэтических художественных произведениях апострофа - риторический приём, обращение (часто неожиданное) к одному из слушателей или читателей, к воображаемому лицу или неодушевлённому предмету. Апострофа в русском языке часто вводится восклицанием «О»

пример

Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить, да освежить себя - Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом.

Аттракция

определение

это оборот, грамматически выражающийся в отсутствии синтаксической связи между двумя членами предложения.

пример

Примеры аттракции: «убит ногами слонами», «обносили чашей зеленым вином» вместо - убит ногами слонов, обносили чашей зеленого вина

Аттракция (привлекать,притягивать) — понятие,обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.Формирование привязанности,симпатии. Это отсутствие синтаксической перспективы можно сравнить с таким же отсутствием перспективы в древнерусской живописи. При дальнейшем развитии языка и гипотактическом направлении, противоположном паратактическому, аттракция удержалась в эпитетах. Определяемое слово могло принимать формы разных падежей, а сложный эпитет продолжал оставаться в именительном. В современном языке аттракция ослабляется при посредстве предлогов: у меня в квартире (в моей квартире)

Бессоюзие (асиндетон)

определение

Если вы хотите передать ощущение скорости, динамичности, стремительности, поисковую активность, то в таком случае нам может сослужить хорошую службу бессоюзие. Когда мы упускаем союзы, мы тем самым ускоряем смену действий и состояний, которые описываем.

другое название

аси́ндетон

пример

Вы можете пройтись по нашему складу, зайти в бухгалтерию, финансовый отдел, отдел логистики, заглянуть в отдел маркетинга, отдел продаж, посетить генерального директора. Везде вы увидите ориентацию на клиента и желание быть полезным клиенту. Это наш принцип!

Многосоюзие

определение

Многократное, возможно, избыточное, повторение союзов может создавать разные впечатления: основательность, торжественность, замедленность, продуманность, последовательность. Многосоюзие может привести слушателя к ощущению, что его готовят к чему-то особенному. Многосоюзие вовлекает и даже завораживает. Как бесконечный стук колес поезда, который везет вас в нужное место.

пример

Менеджер по продажам хочет вернуть потерянного клиента, который явно недоволен тем, как с ним обошлись в прошлый раз. И в логистике, и на складе, и в отделе оформления, и даже в руководстве у нас произошли изменения. Я могу рассказать о них или продемонстрировать их на примере вашего пробного заказа. Что скажете?

Гомеотелевтон

определение

вид морфемного повтора, при котором на относительно небольшом отрезке текста встречается значительное количество слов с одинаковой финальной частью

пример

Царь и Бог! Простите малым — Слабым - глупым - грешным - шалым, В страшную воронку втянутым, Обольщённым и обманутым!

Дистинкция

определение

фигура речи (троп; стилистическая фигура протяжённости), через которую обозначается акт познания, отражающий объективное различие между реальными предметами и элементами сознания

пример

(«У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойный образ жизни»).

Именительный темы

определение

фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания:

пример

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь… (А. С. Пушкин) Ах, Франция! Нет в мире лучше края! (А. С. Грибоедов) Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. (А. С. Пушкин)

Коррекция

Мезархия

определение

повторение одного и того же слова или слов в начале и в середине следующих друг за другом предложений. Как правило, употребляется для создания ощущения монотонности текста и одновременно усиливает гипнотический эффект.

пример

В одном чёрном-пречёрном лесу Стоит чёрный-пречёрный дом, В этом чёрном-пречёрном доме Стоит чёрный-пречёрный стол…

Многопадежность (Полиптотон)

определение

повтор одного слова в разных падежных формах при сохранении его значения

пример

«Но человека человек / Послал к анчару властным взглядом…» (А. С. Пушкин, «Анчар»). На полиптотоне построена «Сказка о красной шапочке» В. В. Маяковского, в которой представлена полная парадигма падежных форм слова «кадет».

Параллелизм

определение

Параллелизм - это расположение сходных или одинаковых по форме или по содержанию фраз в смежных частях выступления. Действительно, мы начинаем проводить параллели, и эти параллели касаются либо формы, либо содержания.

пример

«Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог». Так писал Державин. «Создавай как бог, управляй как король, работай как раб!» Так начинает Гай Кавасаки свой капиталистический манифест для создания и выведения на рынок новых продуктов и услуг

Наше предложение - это выгоды для вас. Выгоды для вас - это увеличение ваших клиентов. Ваши клиенты - это ваши деньги.

Парономазия

определение

стилистическая фигура речи, образного сближения слов, схожих по звучанию при частичном совпадении морфемного состава, в речи используется каламбурно.

пример

приятно поласкать собаку, но ещё приятнее полоскать рот. Например, русское «муж по дрова, жена со двора», французское «apprendre n’est pas comprendre» - «узнать не значит понять».

Ретардация

определение

литературно-художественный приём: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний

пример

(пейзаж, интерьер, характеристика).

Риторическое обращение

определение

стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

пример

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

Риторическое восклицание

определение

приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Катаплока - риторическое восклицание в виде грамматически не связанной с контекстом вставки

Аганактезис - риторическое восклицание, выражающее возмущение

пример

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство

О времена, о нравы!

фигуры семантические

восходящая градация (климакс)

пример

Сначала мы работали только на Питер. Затем стали работать на весь Северо-Запад. Теперь у нас 10 филиалов по всей России! Это удобно для вас. Вы экономите время. Отчаявшийся менеджер в сотый раз звонит потенциальному клиенту, который работает с конкурентом. После скучно-постоянной фразы «Мы работаем с другими и нас все устраивает» продавец решается на провокацию. Что должно произойти, чтобы вы рассмотрели наше предложение и встретились со мной? Вам будет интересно сравнить наши условия с вашим нынешним поставщиком? У вас появятся новые потребности? Мы предложим то, что никто другой не может?

фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая. Употребительнее латинский термин градация.

определение

Нарастание силы аргументов, усиление выразительности слов, насыщенности фраз. Это всё вещи одного порядка, это как лестница вверх. Думаю, что достаточно трех-четырех, ну, пяти ступенек - усиливающихся слов или словосочетаний.

нисходящая градация (Антиклимакс)

пример

Напр.: «Всякий велик на своем месте: инженер, мастер, чернорабочий». А. употребляется часто как прием в юмористических произведениях. Напр.: «…приговорить к высшей мере наказания; но, принимая во внимание безупречное прошлое, заменить десятью годами; принимая во внимание чистосердечное раскаяние, сократить срок наполовину; применяя амнистию, приговор считать условным» (журн. «Заноза»).

определение

так называется в риторике предложение (или период), части которого представляют ряд нисходящих по силе выражений.

зевгма

пример

(Почтен дворянин за решеткою своей башни, купец - в своей лавке (Пушкин, «Сцены из рыцарских времен») - слово почтен здесь употреблено только один раз, во второй раз - подразумевается).

определение

фигура речи, заключающаяся в том, что слово, которое в предложении образует однотипные синтаксические сочетания с другими словами, употребляется только в одном из этих сочетаний, в других же опускается

оксюморон

определение

Оксюморон - это сложение несочетаемого, это противоречие, это сочетание слов и понятий с противоположенным значением. Звук тишины. Безумие разума. Смелость страха. Обыкновенное чудо.

Зачем используется оксюморон? Во-первых, достигается особый стилистический эффект, потому что эта фигура речи обращает на себя внимание. Она может быть короткой и емкой. Отчего мы в разговорной речи используем такие фразы, как «ужасно приятно» или «ужас как здорово»? Мы создаем особое напряжение в своей речи. Во-вторых, оксюморон заставляет задуматься. В-третьих, данная риторическая фигура может являться психологическим способом объяснения неразрешимой ситуации. Оксюморон всегда парадоксален и вследствие этого создает впечатление интересное и глубокое. Взять тот же дзен-буддизм. Там многие вопросы и предложения наставников к своим ученикам пропитаны духом парадокса и оксюморона. «Как звучит хлопок одной ладони?» - спрашивал один из патриархов дзена. Такие неразрешимые загадки в дзене называются коанами. «Если у вас есть посох, я дам вам его. Если у вас нет посоха, я отниму его у вас», - говорил Бацзяо. Разрешив для себя коан, человек встает на новую ступень видения мира и ситуации. «Если у вас есть деньги, я дам вам еще, если у вас нет денег, я заберу у вас и последние», - иногда, вторя Бацзяо, говорит нам жизнь. «Если у вас есть радость, я дам вам еще, если у вас нет радости, я отниму даже надежду на нее». Бывает и так. В-четвертых, оксюмороном можно передать юмор, иронию и сарказм.

пример

Вы знаете, с нами работать ужасно приятно! Наш товар до отвратительности хорош! К: Мне тут о разнообразных своих преимуществах ваши конкуренты рассказывают. Не знаю даже, кого слушать. МП: Примите во внимание разнообразие нашего единственного аргумента. У нас - (а дальше говорим на выбор: самая высокая скорость, самый большой опыт, самый лучший сервис, самая низкая цена; можно и по-другому: оптимальное сочетание цены и качества, скорости и цены, цены и сервиса). У меня есть отчаянная надежда, что вы воспользуетесь выгодами нашего предложения.

каламбур

пример

Благодаря множеству одинаково звучащих слов различного значения, французский язык особенно богат каламбурами. Так, например, о супруге Наполеона I французы острили: «C’est dommage qu’elle a un nez rond (un Néron)» (Жаль, что у нее круглый нос или Жаль, что у нее Нерон), о Наполеоне III «Il a perdu Sedan» (ses dents) (Он сдал в бою Седан или Он потерял зубы). Во время революции, когда Пий VII наследовал Папе Пию VI, ходил каламбур: «la religion va de Pie en Pie» (pis en pis) («Религия переходит от Пия к Пию или религия становится все хуже и хуже»). Большой славой во Франции, как удачный каламбурист (calembourier), пользовался маркиз де Биевр.

определение

литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию.

фигуры синтаксические

фигуры убавления

эллипсис —

пример

Субстантивный (субстантивизиирующий): штрафной удар > штрафной Адъективный (деадъективизирующий): огородное пугало > пугало

определение

намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения.

апосиопеза

пример

А. имеем мы, напр., в разговоре Хлестакова с городничим в «Ревизоре» Гоголя: «Да как вы смеете? Да вот я… я служу в Петербурге. Я, я, я…». Давая подчеркнутое несоответствие между объемом мысли, подлежащей выражению, и характером этого выражения, А. с тем большей силой заставляет стремиться к смысловому заполнению авторского пробела. Создаваемая А. напряженность может разрешиться или в драматическом, или в комическом плане. Яркие образцы последнего дал в русской лит-ре Гоголь, пользуясь, напр., А. как определенным приемом для характеристики своих элементарных в психологическом отношении героев.

определение

умолчание, перерыв в конце фразы.

просиопеза

пример

употребление отчества Лукич, Кузьмич вместо имени и отчества Андрей Лукич, Олег Кузьмич).

определение

опущение начальной части высказывания, главным образом начального слова в устойчивом словосочетании

апокойну

пример

Он любил цветы и хорошо покушать.

определение

Конструкция, в составе которой к одному управляющему слову относятся два неоднородных дополнения:

фигуры добавления

повтор

пример

определение

анадиплозис (подхват)

пример

…откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа…

определение

повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое. По современной стихологической терминологии повторение конца стиха в начале следующего. Приём известен с древних времен.

пролепсис

пример

Вдоль стен Флоренции во весь опор С убийцами их жертва проскакала

определение

  1. Упоминание будущих событий или свойств как заранее ожидаемых. Например: Вдоль стен Флоренции во весь опор С убийцами их жертва проскакала - Джон Китс В кинематографе аналогом этого приёма является флэшфорвард. 2. Предвосхищение повествующим ожидаемых возражений или сомнений и их опровержение. Эту форму также часто называют прокаталепсис. 3. Одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения. Например: Ужин-то, он на плите. Иванова и Сидорова - этих мы позовём.

фигуры перемещения

инверсия

определение

Изменение привычного порядка слов для того, чтобы подчеркнуть какую-либо мысль. К примеру, сказуемое идет впереди подлежащего, глагол идет перед существительным. Но это не обязательно. Здесь подходят разные переворачивания принятого порядка следования слов. Инверсия - это необычный, не принятый порядок слов. За счет этого достигается дополнительное психологическое напряжение и привлечение внимания клиента.

пример

ля клиентов мы работаем в первую очередь. Найти самое выгодное для вас решение - это главное для нас! К: Это дорого! МП: Качество высокое стоит за данной ценой (только без восточного или горного акцента). В себя верить, работать любить и тренироваться больше - успеха формула вот. (Прикольно получается, правда?)

Гипербатон

определение

фигура речи, при которой тема высказывания выделяется путём постановки в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон - разъединение смежных слов.

пример

Твердо сердце бедных пусть слезы презирает.

Тавтология

пример

«масло масляное», «спросить вопрос».

определение

риторическая фигура, представляющая собой необоснованное повторение одних и тех же (или однокоренных) или близких по смыслу слов, например, «масло масляное», «спросить вопрос».

Плеоназм

определение

оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.

пример

«Мы поднялись вверх по лестнице»; «Каждый покупатель получает бесплатный подарок». «Другой альтернативы нет».

Хиазм

определение

риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов

пример

фраза К. С. Станиславского: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве»

«Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» (из «Риторики к Гереннию»). «Честь нашей части - это часть нашей чести». «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, - спроси себя, что ты можешь сделать для страны» (из инаугурационного послания президента США Джона Ф. Кеннеди).

есть виды

Чисто синтаксический хиазм

в котором правая часть по своей структуре симметрична левой, повторяя входящие в левую члены предложения в обратном порядке

«Делить веселье - все готовы: / Никто не хочет грусть делить» (Лермонтов. Одиночество)

Семантически осложнённый хиазм

в котором добавляется двойной лексический повтор в инвертируемых элементах и обмен синтаксическими функциями у этих элементов:

«Самый лучший человек тот, кто живёт преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живёт чужими мыслями и своими чувствами» (Л. Н. Толстой)

Хиастический каламбур

в котором, кроме этого, можно проследить изменения значения входящих в него слов:

«В России две напасти: Внизу - власть тьмы, / А наверху - тьма власти» (Гиляровский)

парцеляция

определение

Фигура речи, которая заключается в том, что мы выдаем информацию определенными порциями. Мы разделяем интонацией наше предложение на две (иногда можно и на три) отдельных части. Тем самым мы добиваемся эффекта неожиданности. Слушателю кажется, что сейчас будет что-то привычное, а мы показываем все с другой, с новой стороны. Мы будто ставим точку там, где ее не должно быть. Или, лучше сказать, мы ставим точку там, где, кажется, и надо ей стоять, а затем после паузы меняем ее на запятую и предлагаем новый конец. За счет парцелляции можно добиться большего запоминания. Интонационное разделение придает словам говорящего больше экспрессии. Парцелляция очень хорошо используется в юморе. Она там постоянно используется!

пример

К: Мне предлагают лучшие условия ваши конкуренты. Я, пожалуй, соглашусь. МП: А в чем условия лучше? К: Сроки быстрее, и дешевле. МП: От нас в январе по этим причинам ушли четыре серьезных клиента. (Пауза - парцелляция.) В апреле трое вернулись к нам с огромным удовольствием. Слова и дела - это разные вещи, одно дело предложить, другое дело - сделать.

Солецизм

пример

Примеры нарушения согласования членов предложения:

«Кто нуждается в санаторном лечении, необходимо обеспечить его» (вместо «…будет им обеспечен»). «Один или два моих товарищей» (вместо «…или двое моих товарищей»). «Сколько время?» (вместо «Сколько времени?»).

Несогласованный деепричастный оборот:

«Сначала он удивлялся и хотел понять, что это значило; потом, убедившись, что понять этого он не может, ему стало скучно» и др. (Л. Н. Толстой. Анна Каренина)

определение

синтаксически неправильный оборот речи, не искажающий смысла высказывания.

Умолчание

определение

Слово – серебро, молчание – золото. Порою недоговоренность приводит к большему эффекту, чем многословие. Остановитесь в речи на полуслове. Предоставьте возможность продолжить или сделать вывод своим сотрудникам. Покройте свое высказывание завесой тайны или обрубите его невозможностью продолжать из-за чрезвычайной секретности. А может быть, сказать, что дальше вы просто не знаете? Или сказать, что вы знаете, но не скажете, потому что хотите, чтобы люди сами подумали над этим и нашли свое решение? Или…? Классика умолчания – разговор двух милиционеров, начальника и подчиненного в фильме «Брильянтовая рука».

апосиопе́за, апозиопеза, апозиопезис

пример

– А может быть, попробовать…? – Не надо. – А…? – Тоже не стоит. – А…? – А вот это попробуйте!

Риторический вопрос

определение

Это одна из наиболее известных фигур речи. Риторический вопрос придает речи особую выразительность. Риторический вопрос концентрирует внимание людей на нужном пункте сообщения, заставляя еще раз задуматься над этой темой. После риторического вопроса обязательно надо сделать значительную паузу. Существует, как минимум, два типа риторических вопросов. Первый тип - это вопрос, ответ на который известен всем: и вопрошающему, и слушателям. Вопрос, который не предполагает ответа.

пример

Достигнем ли мы хороших результатов, если будем работать вполсилы? Сможем ли мы достичь лучшего, если всегда будем бояться неприятностей?

Вам нравится, когда вы получаете не то, что хотели? (Пауза.) Естественно, нет! Вы хотите покупать валюту по выгодному курсу? (Пауза.) Разумеется! Кто скажет «нет»? Хотите ли вы, чтобы ваши пациенты уходили от вас довольными? (Пауза.) Что за вопрос? Ответ очевиден! Важны ли для вас такие показатели, как оборачиваемость и прибыльность? (Пауза.) Понятно, что да.

Знаете, во сколько раз повышается производительность труда при правильном использовании CRM-системы? (Пауза.) В два - пять раз! Вы представляете, что это такое? (Пауза.) По каким критериям оценивается эффективность работы? (Пауза.) Качество, точность, скорость и перспективность.

парантеза

пример

Менеджер по продажам разговаривает со своим переменным клиентом – дилером с целью увеличения количества закупаемых позиций. Послушайте, пожалуйста! Это очень важно! Сегодня я подвел итоги прошедшему кварталу и – (пошла парантеза, пошла любимая!) хочу сказать, что я об этом давно мечтал — я отметил увеличение доли рынка на 10 %! Это супер! Я вам рекомендую взять еще несколько позиций для продажи.

определение

Самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, введенное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки; используется в научном, публицистическом, художественном стиле.

Фигурные скобки { } – это парантеза! Фигура речи — парантеза – это расчленение высказывания словами, которые можно поместить в скобки. Причем за счет этого тон высказывания может быть разным: ироническим, обличающим, напоминающим, подчеркивающим воодушевляющим, загадочным, восхищающимся и так далее. Главное – поменять интонацию на время парантезы, а потом вернуться к исходному тону.

Эмфаза

пример

Акцентно-интонационный метод: повышение или понижение интонации, ударение на определённом слове, удлинённое произношение подчёркиваемого словосочетания. Использование риторических фигур: различные повторы, необычный порядок слов. Обращения. Междометия. В письменной форме также используется особый формат текста: курсив, текст с подчёркиванием, текст из больших букв. Пример эмфазы: «Тут нужен герой, а он только человек» (то есть трус).

определение

эмоционально-экспрессивное выделение какого-либо значимого элемента высказывания или его смысловых оттенков. Слово понимается и в более широком смысле: как усиление общей эмоциональной выразительности речи, достигающееся сменой интонации и применением риторических фигур, или как особая риторическая фигура, которая заключается в том, что слову придаётся особая выразительность.

Экзергазия

пример

«Когда я слушал доклады «всемирного христианского студенческого союза», печалью и горестью наполнялось сердце мое. Сколько ищущих Бога, жаждущих жизни искренних людей «гладом гибнут», «питаются от рожец» какого-то заморского студенческого союза! Неужели не знают они, как можно избыточествовать хлебы в дому Небесного Отца, в Церкви Православной? Нужно только забыть всякие «федеративные начала», свободно отдаться в полное послушание Православной Церкви и прилепиться к полноте церковной жизни, к жизни тела Христова». Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.

определение

риторическая фигура, которая состоит в добавлении к словосочетанию или обороту синонимических выражений. Экзергазия, как и синонимия, используется для уточнения значения словосочетания, но также для усиления эмоционального напряжения речи.

еще

цитирование

пример

определение

пословицы, поговорки

пример

определение

новые и старые слова

пример

определение

стилизация под персонажа

пример

определение

пример

определение

Экспрессивная синонимия

определение

Мы пользуемся определенным, если не стереотипным запасом слов. К ним привыкаем и мы сами, и другие, в основном те, кто нас окружает каждый день. А кто это? Нет, не семья или возлюбленные. Чаще вы видите своих подчиненных: пять дней в неделю, восемь часов в день, это при самом щадящем режиме. Люди привыкают к нам и к нашим словам, которые уже не воздействуют с необходимой силой. Что же делать? Ответ прост – подбирать синонимы. Причем, желательно, чтобы синонимы были более выразительными, более экспрессивными.

пример

Можно сказать, похваливая своего сотрудника: Это – хорошее предложение. А можно так: Это – исключительное предложение. Или наоборот, давайте сотрудника критиковать: Задание выполнено плохо. А теперь заменим выразительным синонимом: Тщательно поставленное мною задание выполнено вам отвратительно

Интерпретация (истолкование)

определение

Представляет собой дополнение основного содержания авторской характеристикой обычно в виде вводного предложения или оборота с поясняющим или модально-оценочным значением.

пример

«Нет! Новой пятидесятницы не будет, как не будет нового воплощения Сына Божия. Она не может повториться, ни как союз, заключенный в один известный день и час (о чем теперь мечтают), ни как добыча долгого и терпеливого труда целого ряда поколений». А. С. Хомяков. Слова «Нет!» и «о чем теперь мечтают» представляют собой интерпретацию: слово «Нет!» используется для усиления, дополнительного подтверждения суждения, а слова «о чем теперь мечтают» - для уточняющей характеристики критикуемого мнения.

Эксплеция (заполнение)

определение

Фигура, состоящая в добавлении к словам, выражающим основное содержание мысли, слов или оборотов, увеличивающих размер фразы или оттеняющих это главное содержание второстепенными элементами содержания. По существу, эксплеция - развернутый плеоназм.

пример

«О, огромное большинство наших интеллигентных русских и тогда, при Пушкине, как и теперь, в наше время, служили и служат мирно в чиновниках, в казне или на железных дорогах и в банках, или просто наживают разными средствами деньги, или даже науками занимаются, читают лекции - и все это регулярно, лениво и мирно, с получением жалования, с игрой в преферанс, безо всякого поползновения бежать в цыганские таборы или куда-нибудь в места более соответствующие нашему времени». Ф. М. Достоевский. Автор использует уточняющие или дополняющие, но по существу избыточные для основного содержания обороты (выделены курсивом), намеренно растягивая фразу, чтобы дать слушателю возможность полностью усвоить мысль и одновременно заполнить возникающие ритмические пустоты.

стык

определение

Эта фигура речи используется для того, чтобы особо отметить причинно-следственные взаимоотношения. Также с помощью стыка подчеркивается определенное протекание обстоятельств. Стык определенным образом замедляет ход событий, концентрируя слушателей на важных местах. Стык передает уверенность. Суть стыка, как вы уже поняли, в том, что конец одной фразы - это начало следующей. Стыковка одинаковых слов или словосочетаний.

пример

Что такое реклама в интернете? В интернете, в котором присутствуют люди социально активные, в возрасте до 50 лет, с достатком выше среднего, то есть с хорошей покупательской способностью. Со способностью давать вам хорошие прибыли!

Rockport - это суперудобные ботинки. Ботинки выглядят как классические, а ходишь как в кроссовках. Как в кроссовках, потому что здесь используются технологии Adidas. Adidas - владелец Rockport.

Конкатенация (присоединение)

определение

Представляет собой добавление обыкновенно в конце фразы или периода слов, дополнительно характеризующих предмет речи или выражающих отношение к нему говорящего.

пример

Никогда ни одна истина живая, а тем паче истина Божественная, не укладывается в границах логического постижения, которое есть только вид человеческого познавательного процесса; но в то же время никакая, ни человеческая, ни Божественная истина не может быть законам логики противна, иначе говоря, не может заключать в себе действительного противоречия. Христос также не есть и «да» и «нет». А. С. Хомяков. Последнее предложение, присоединенное к основной формулировке мысли и в данном случае особо выделенное автором, и составляет конкатенацию как дополнительное добавление особенно значительного содержания.

Изоколон

определение

Стилистическая фигура, заключающаяся в полном синтаксическом параллелизме соседних предложений

пример

(«Внимает он привычным ухом свист, Марает он единым духом лист»)

аттрибуция

пример

Мы решим эту задачу тайм-менеджмента. Мы решим этот непростой вопрос, заключающийся в правильном планировании времени и распределении приоритетов.

определение

Это по сути своей – конкретизация и детализация. Мы о ней уже говорили при описании ошибок принятия решения. Но там, скорее, детализация подавалась со знаком «минус». Сейчас же мы предлагаем взглянуть на конкретизацию в положительном ракурсе. Что же нужно делать? Включайте в свою речь определения и обстоятельства. Одно дело сказать: «Я вижу возможность». Другое дело сказать: «Я вижу маловероятную, но многообещающую возможность улучшения качества нашего продукта».

Окружение

определение

Сочетание анафоры и эпифоры: повторение того же слова или оборота в начале и в конце предложения, создающее симметричную конструкцию. Окружение позволяет представить мысль в виде сентенции и обычно используется в торжественной речи.

пример

«Итак, вот дом молитвы под одним кровом с домом любомудрия. Святилище таин приглашено в жилище знаний, и вступило сюда, и здесь основалось и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества. Снисходительно со стороны религии - возблагодарим ее снисхождению. Благоразумно со стороны науки - похвалим ее благоразумие». Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

Кольцо

определение

Начните свою речь одним словом, словосочетанием или даже предложением и этим же завершите еe. Вот что такое кольцо! Благодаря кольцу вы, во-первых, концентрируете внимание слушателей на словах, с которых начинаете, и чем все заканчиваете. Во-вторых, вы подчеркиваете некоторую неизбежность. В-третьих, то, что находится посередине, начинает психологически казаться более важным. В-четвертых, понятие, повторенное в начале и в конце, разумеется, лучше запоминается. Все это вы получаете благодаря кольцу. Четырех доводов мало, для того чтобы использовать кольцо для оказания влияния на клиента? Когда вы сможете на переговорах попробовать кольцо? Никогда? Никогда не говори никогда! Кстати, это кольцо. Я думаю, достаточно четырех доводов!

пример

Менеджер по продажам объясняет клиенту, насколько качественно оборудование. Контроль качества производства - это наш приоритет. Вы же знаете, как люди расслабляются, если их не проверять. Покажи немного слабину, и они тут же этим воспользуются. В результате потеряют все, и они тоже. Нам нужно держать очень высокую планку. У нас тройной контроль качества производства! Пятый довод в пользу использования кольца - ощущение особой законченности мысли. Менеджер по продажам побуждает нового клиента встретиться. Технологичность, надежность и честность - это три преимущества «Альфа-банка». Есть, разумеется, и другие плюсы. К примеру, уникальные продукты. Или огромный опыт работы. Примите во внимание наши основные и дополнительные плюсы. Я предлагаю встретиться, чтобы обсудить, что получит ваша компания, используя наши технологичность, надежность и честность. Знания, умения, навыки. Знаменитая психологическая триада. Для того чтобы влиять, чтобы продавать, недостаточно только теоретических знаний. Недостаточно только осознанных умений. И недостаточно только бессознательных навыков. Нам нужны знания, умения, навыки.

Симплока

пример

«Во поле берёза стояла / Во поле кудрявая стояла».

определение

стилистическая фигура повторения слов в смежных стихах или фразах. Как правило, определяется как сочетание эпифоры и анафоры, то есть повторение начала и конца с вариацией середины, например

противоположную фигуру, когда начала и концы периодов различаются при одинаковой середине:

«Молодым везде у нас дорога, / Старикам везде у нас почёт»

Анафора

определение

(повторение в начале)

Суть анафоры в том, что каждая фраза, каждое предложение начинается с одних и тех же слов. Таким образом оратор показывает уверенность, ощущение стабильности, определенный эмоциональный настрой. Особенно удачно анафора смотрится (а вернее слышится) при демонстрации оптимистического настроя. Вспомните знаменитую речь Мартина Лю­тера Кинга, основанную на анафоре «У меня есть мечта…» («I have a dream…»).

пример

Менеджер по продажам убеждает клиента в необходимости работать с ним и с его компанией. Важное преимущество в том, что у нас широкий ассортимент. Важное преимущество в том, что у нас работают профессионалы. Важное преимущество в том, что у нас качественные продукты. Как вы смотрите на выгоды, которые будете получать от ассортимента, профессионализма и качества?

Неприятно видеть, как наши конкуренты нас обгоняют. Неприятно видеть, как наши менеджеры, не умеют говорить о плюсах компании. Неприятно видеть, как мы опускаем руки и ищем оправдания своих минусов.

Эпифора

определение

Лучше бы а называлась «янафорой». Знаете почему? Легче было бы запоминать! Если анафора - это повторение в начале фраз, то эпифора - повторение в конце. Применение эпифоры придает вашим словам некоторую неизбежность, предначертанность, логическое окончание. Эпифора концентрирует внимание не на посылке, как в анафоре, а на следствии. Когда мы произносим эпифору, мы как будто бы говорим, что уже знаем, чем все закончится, и предлагаем другим довериться нашему знанию.

пример

Вы начинаете работать с новым поставщиком - важным является профессионализм поставщика. Возникают сложные ситуации на рынке - важным является профессионализм поставщика. Вы хотите получить индивидуальное решение - важным является профессионализм поставщика. Мы в своей работе мы нацелены каждодневно повышать свой профессионализм.

Вы думаете, что мы быстрые? Нет! Вы думаете, что мы доступные по цене? Нет! Вы думаете, что у нас отлажена система работы? Нет! Мы - откровенные и правдивые с клиентом! Искренность и правдивость - это наш козырь. И мы стремимся быть быстрыми, доступными по цене и технологичными! И это правда.

Отличение (плоце)

определение

Повтор слова в различных значениях.

пример

«Восклонись, несчастный поклонник чрева, и если ты не можешь вдруг вознести выше себя твоих очей, стань прямо пред зеркалом и посмотри, не написан ли на тебе самом закон против раболепства чреву?» Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

Или:

«Убо, оставляя нас разрушением тела, дух свой оставил нам». Стефан (Яворский), митрополит Рязанский и Муромский.

Реприза

определение

Представляет собой подхват предшествующего слова в последующем словосочетании или предложении.

пример

«Послушаем песнь его, песнь восторга безотчетного; она также проста, также очаровательна, как первый луч света, как первое чувство любви». Д. В. Веневитинов.

Реприза используется для создания эмоционального напряжения речи и для выделения ключевого слова, которое может повторяться в последующей фразе или композиционной части высказывания, связывая ее с предыдущей и развертывая тему. В «Речи по совершении священного коронования императора Александра Павловича» митрополита Платона используется реприза слова «бремя», которое в последующем фрагменте амплифицируется в новую тему.

«Вселюбезнейший государь! Сей венец на главе Твоей есть слава наша, но Твой подвиг. Сей Скиптр есть наш покой, но Твое бдение. Сия Держава есть наша безопасность, но Твое попечение. Сия Порфира есть наше ограждение, но Твое ополчение. Вся сия утварь есть нам утешение, но Тебе бремя… Бремя поистине и подвиг!…» Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский.

Аккумуляция (сгущение)

определение

Фигура, которая состоит в перечислении слов, обозначающих предметы, действия, признаки, свойства и т.п. таким образом, что образуется единое представление множественности или быстрой смены событий.

пример

Пошел! Уже столпы заставы Белеют; вот уж на Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. А. С. Пушкин.

Правило тройки

определение

в следующем: человеческое ухо особо благоволит к комбинациям из трех элементов. Для писателей с хорошим чувством ритма использование триад – привычное дело. Триада представляет собой выражение связанных между собой мыслей или идей группами по три. При этом все три элемента зачастую начинаются на один и тот же звук (или на одно и то же слово) и практически всегда используются в одной и той же грамматической форме. Элементами триады могут быть отдельные слова – существительные, прилагательные, наречия или глаголы. Или это целые словосочетания, фразы и даже предложения. Примеры пояснят все лучше, чем данное мной определение. Вот несколько хорошо известных триад:

пример

Из Библии: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Из Декларации независимости: «[Мы] клянемся друг другу своей жизнью, своим состоянием и своей незапятнанной честью». Юлий Цезарь: Veni, vidi, vici («Пришел, увидел, победил»). Франклин Делано Рузвельт: «Я вижу, что у одной трети нации скверное жилье, скверное одеяние и скверное пропитание». Вальтер Скотт: «Непонят, неутешен, невоспет». Авраам Линкольн: «Власть народа волей народа и для народа не исчезнет с лица Земли». А вот мое, пока не столь знаменитое высказывание: триада придает мощь нашим идеям, красноречие – нашим словам и ритм – нашим предложениям. Как следует изучать ораторское искусство?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика форм речи. Сущность доказательства. Ораторское искусство. Эвристическая риторика. Логика речи. Стилистические приёмы ораторской речи. Лексические приёмы ораторской речи.

    реферат , добавлен 10.09.2007

    Ораторское красноречие как особый вид искусства. Качества, которые отличают ораторскую речь от других видов речи. Особенности построения и свойства ораторской речи. Традиции современной ораторской речи. Влияние психики на качества ораторской речи.

    презентация , добавлен 15.12.2010

    Зрительный и голосовой контакт оратора с аудиторией. Секреты ораторского выступления перед аудиторией. Культура ораторской речи. Роды и виды ораторской речи. Талантливые политические ораторы. Функциональные стили литературного языка в ораторской речи.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2008

    Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Понятие ораторской речи как разновидности публичной речи, ее сущность и особенности. Элементарные принципы и приемы риторики, форма подачи речи. Применение выразительных приемов. Номинативная, коммуникативная и экспрессивная функции парламентской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Формирование ораторского искусства. Роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Качества, которые отличают ораторскую речь от других видов речи. Особенности построения и свойства ораторской речи.

    презентация , добавлен 03.03.2014

    Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Предмет, задачи и виды риторики, лексические и стилистические нормы речи. Назначение и особенности развлекательной, информационной и убеждающей речи. Аргументы и виды споров. Правила и приемы композиции. Мастерство оратора и понятие ораторской этики.

    Элокуция (украшение) – это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее под­готовке до логического конца. Содержание речи уже оп­ределено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только на­писать речь, «навести необходимый блеск». Именно эту задачу должен решить оратор на этапе элокуции.

    Какими качествами должна обладать хорошая речь?

    1. Красота - способность речи вызывать эстетичес­кие переживания.

    Риторика возникла из потребнос­тей в воздействии на других людей, а потому красота речи не должна рассматриваться в связи с этой «генераль­ной» линией.

    С точки зрения воздействия такое качество речи, как красота, тесно связано с изобразительностью. Изобрази­тельность речи - это ее наглядность, способность вызывать конкретные представления («картинки»). Изоб­разительность речи - залог того, что содержание речи будет лучше усвоено.

    2. Правильность - соответствие речи стандартам, существующим в рамках общности носителей языка.

    Очевидно, что неправильная, неграмотная речь вряд ли поможет оратору расположить аудиторию к себе. При этом требование правильности применимо к речи, которая произносится в любой аудитории.

    3. Уместность. Речь должна соответствовать ситуа­ции, в которой она произносится, а также ожиданиям аудитории. Именно этот ее аспект связан с таким каче­ством, как уместность. В самом широком смысле речь идет о том, что в некоторых ситуациях то или иное рече­вое поведение неуместно.

    4. Ясность. Требование ясности - очень важное для оратора. В воздействии при помощи речи заинтересован впервую очередь сам оратор, желание «быть убежденной» у аудитории встречается крайне редко. Не соблюдая требования ясности, оратор сам воздвигает на своем путипрепятствие. Здесь нельзя не вспомнить совета русского адвоката П.С. Пороховщикова, который так писал о необходимости ясности: «...не так говорить, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас».

    Приемы речи, основанные на тавтологии

    Простой повтор – использование одного и того же слова дважды или трижды подряд.

    Прочь, прочь отсюда!

    Эпизевксис – фигура речи, по которой слово повторяется с эмфазой (повтор производится без паузы).

    Я не смогу, не смогу простить такого предательства!

    Анафора – повторение слова, словосочетания в начале ряда предложений или их частей.

    Я точно знаю, что влюбилась,

    Я точно знаю, что буду теперь страдать,

    Я точно знаю, что это чувство останется без ответа!

    Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или после каждого из нескольких высказываний.

    На улицах шумно, на работе шумно, в домах многоэтажных шумно!

    Этимологическая фигура – фигура речи, состоящая в объединении в составе одного словосочетания двух этимологически тождественных слов.

    Все шутки шутите!

    Задание. Составьте фрагменты речи, употребив фигуры речи, основанные на тавтологии.

    Приемы речи, основанные на перечислении

    Градация – повышения (реже – понижение) силы выражения от слова к слову – членов синонимического ряда, тематической группы и т.д.

    Я готова была наговорить ему гадостей, унизить его, уничтожить!

    Эпитрохазм – фигура накопления кратких и выразительных слов, поспешное собирание характеристик, чаще осудительных.

    Бестолковая, безумная женщина! Бестия!

    Задание. Составьте фрагменты порицающей речи, употребив приемы речи, основанные на перечислении.

    Приемы речи, основанные на контрасте

    Антитеза – противопоставление двух противоположных мыслей или образов. Обычно антитеза строится на основе антонимов.

    Бедность учит, а счастье портит

    (Пословица)

    Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь.

    (Грибоедов А.С. Горе от ума)

    Синециозис – объединение противоположных понятий в единое смысловое целое, без их явного противопоставления, приписывание одному и тому же предмету противоположных качеств.

    Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь.

    (Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо)

    Задание. Составьте фрагменты речи с противным, построенным на антитезе.

    Задание. Сделайте из высказываний с антитезой высказывания с синециозисом.

    Образец. Одни люди добрые, а другие злые. – Есть люди добрые и злые.

    1. В чем-то он умен, в чем-то нет. 2. В результате нового повышения цен тем, кто живет за чертой бедности, придется туго; в меньшей степени пострадают те, у кого высокая зарплата.

    Приемы речи, основанные на повышенной эмфазе, эмоциональности

    Риторический вопрос – восклицание в форме вопроса, не требующее никакого ответа, но выражающее какое-то утверждение и чувство в связи с ситуацией речи.

    И какой же русский не любит быстрой езды?

    (Гоголь Н.В. Мертвые души)

    Как можно доверять человеку, который уже один раз предал? Уж раз предал один раз, предаст и другой!

    Риторическое восклицание – высказывание, в котором эмоциональное содержание преобладает над информационным.

    Ах, природа родного края! Сколько истинной красоты, волнующей душу! Загадок и тайн!

    Задание. Составьте фрагменты речи на тему России, Родины, вуза и т.д., основанные на повышенной эмфазе, эмоциональности.

    Приемы речи, основанные на установлении контакта оратора с аудиторией

    Обращение – то или иное называние слушателей, часто с последующим употреблением глаголов во втором лице множественного числа (в начале речи и в любой другой ее части).

    Мои внимательные и не очень внимательные слушатели!

    Коллеги! Как нам быть в данной ситуации?

    Друзья! Поймите меня правильно… .

    Субъекция – фигура обращения к слушателям как бы с приглашением принять участие в обсуждении вопроса. Оратор ставит вопрос, а затем отвечает так, как нужно ему.

    Что есть хитрость? Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.

    (Козьма Прутков)

    Прозопопея – представление своей речи в ходе диалога.

    Так что же такое любовь? Это настоящая тайна. Пытались ли ее разгадать люди на протяжении своего существования? Да, в нее жаждали проникнуть многие!

    Задание. Установите контакт с аудиторией, используя перечисленные приемы.

    Приемы речи, основанные на преувеличении или преуменьшении

    Наш язык удивительный - он разнообразен и мелодичен. Он подобен величественной реке: то шумит, то тихо журчит. И для всего у языка есть способы выражения.

    Это многочисленные тропы и стилистические фигуры, которые входят в инструментарий русского языка. При правильном использовании они обогащают устную и письменную речь, позволяют насладиться её красотой и гармонией.

    Источники богатства русского языка

    Среди множества средств выразительности можно назвать эпифору, обогащающую текст значением тождества. При повторении одинакового отрезка речи на первое место выходит его лексическое значение, которое усиливается многократностью. Но вместе с тем эпифора - это не самая распространённая фигура речевой практики, так как такие повторы могут иногда производить впечатление некоторой неловкости, неуместности, искусственности.

    Эпифора - это стилистический приём (фигура), основанный на симметричном повторении звуков, слов, фраз в конце строчки в стихотворной речи или в каком-то определённом отрывке в прозе. Цель его - сделать речь красивой и более эмоциональной. Употребляется чаще с другими средствами художественной выразительности. Прием более характерен для поэзии (практически для всех её жанров).

    В качестве примера можно привести строчки стихотворения С. Городецкого, где видно, что эпифора - это очень ёмкий приём:

    Не воздух, а золото,
    Жидкое золото,
    Пролито в мир.
    Скован без молота —
    Жидкого золота
    Не движется мир.

    Яркий пример поэзии, где экспрессивную окрашенность придаёт эпифора, определение которой дано чуть выше.

    Драгоценные грани

    Русский язык, являясь языком русского народа, подобен природному алмазу. Как драгоценный камень сверкает многочисленными гранями, так и русский язык красив всеми своими проявлениями. Он нашёл своё отражение и в области литературы, и в области языка, при этом подчёркивая их значимость и неповторимость.

    А если учесть, что русский язык - это сплав строгих правил и поэзии живой разговорной речи, то остаётся только наслаждаться его богатством и выразительностью. Подобно алмазу, сияющему каждой гранью, русский язык использует все необыкновенные инструменты, передающие красоту нашей речи. Эпифора - это один из таких элементов. Продолжим разговор о ней.

    Русский язык, обладая многочисленными средствами художественной выразительности, широко показывает, как используется эпифора в литературе.

    Частный случай эпифоры знаком каждому, кто читал стихотворение. Это обыкновенная рифма. Вот, например, у И. Бунина в стихотворении "Слово" такая рифма: "дана - Письмена", "беречь - речь".

    А у М. Цветаевой находим пример настоящей эпифоры:

    Лес не тот!
    Куст не тот!
    Дрозд не тот!

    Известным примером эпифоры в прозе являются гоголевские "фестончики". Слово повторяется в одном предложении для усиления эффекта сказанного семь раз совсем рядом, буквально через запятую. Если учесть, что в предложении всего 16 слов, то можно сказать, что в этом примере наглядно представлен приём звуковой выразительности.

    Очень любил эпифору С.А. Есенин. Причём он мог видоизменять лексику эпифоры, доказывая богатство русского языка: "залегла забота" в одной строчке превращается у него в "прояснилась омуть", и оба этих словосочетания сопровождают слова "в сердце мглистом". То же самое происходит и с другим отрывком: "отчего прослыл" - "оттого прослыл" дополняют слова "я шарлатаном". Как видим, всего лишь небольшая замена слов позволяет Есенину удачно использовать приём эпифоры.

    Широко использовал эпифору Блок. В одном из его стихотворений в качестве эпифоры повторяются слова "в тихом доме".

    Усиление оттенков речи

    Если рассмотреть эпифору с точки зрения синтаксиса русского языка, то очевидно следующее обстоятельство: повторяясь в конце смежных строк, она служит для усиления оттенков звучащей речи. Возьмём того же Есенина.

    Дважды заданный в смежных строчках вопрос получает также два ответа. И эта похожесть конца строчек, проявляемая в особом ритме, то есть эпифора в русском языке, заставляет обратить на себя внимание и тем самым доносит до читателя смысл текста.

    Знак восклицания в конце цветаевских строчек выражает сожаление, и с каждой строчкой оно усиливается благодаря использованию эпифоры.

    Фигура, прибавляющая смысл

    Если говорить об эпифоре как о фигуре прибавления смыслового содержания текста, то можно выделить такие её разновидности:

    1. фонетическая;
    2. морфологическая;
    3. лексическая;
    4. синтаксическая.

    Морфологическая эпифора - это повторение одинаковых словообразовательных элементов в конце каждой смежной строки. Пример "детей - детоубийцей ... братоубийцей " в прозе Ю. Карякина.

    Третий вид представлен, например, у Н. В. Гоголя: слово "фестончики", названное уже чуть выше. То есть этот вид эпифоры предполагает повторение какого-то слова.

    Примером синтаксического вида эпифоры может служить, например, отрывок стихотворения М. Цветаевой, который тоже уже рассматривался нами чуть ранее.

    Все виды эпифоры выступают как разновидности художественных средств выразительности. Таким образом, эпифора - это такая фигура, которая украшает любой текст.

    Великая сила

    Изучение фигур и тропов, которые представляют собой рабочий инструментарий, позволит не только расширить словарный запас, но и понять всё богатство и могущество русского языка. Слова - это великая сила, которая в руках умелого человека может описать целые миры. А языковое чутьё и авторская интуиция помогут создать целое творение, способное передать все оттенки мыслей и сознания. И не последнее место в этом принадлежит эпифоре. Но при этом нужны только такие фигуры, которые обогатят мысли, а не станут откровенной безвкусицей.

    Семантическая однозначность - ясность смысла, например, "Не могли бы вы выражаться с более выраженной семантической однозначностью, а то я ни хрена не понял".

    Флуктуация - случайные отклонения физических величин от их средних значений

    Дефиниция - краткое определение какого-либо понятия.

    Толерантность - терпимость к чему-либо. Слово модное, а потому уже не умное.

    Дихотомия - деление на две части. "сейчас я произведу дихотомию этого яблока и отдам половинку тебе".

    Эмтаназия - это процедура соразмерного лишения преступника жизни по гражданскому иску. "Эмтаназия по тебе плачет!"

    Идиосинкразия - непереносимость. Термин медицинский, но употреблять можно везде и всюду. Например: "У меня к дуракам идиосинкразия!"

    Метапуризм - это когда слова, обозначающие хорошие вещи, действия и занятия, не признаются за плохие. Например "Мать твою за ногу" - это вроде как не ругательство.

    Трансцендентальный - абстрактный, отвлеченный, академический, мысленный, умозрительный, умственный, теоретический. В связи с широтой понятия рекомендуется широкое применение термина, где надо и где не надо.

    Метафизический - примерно то же самое, что трансцендентальный. Термин хорош для ответа на вопрос, суть которого Вы не поняли. Например, так - "Как Вы относитесь к схоластике?" - "В метафизическом смысле?"

    Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Можно доставать знакомых вопросом "А вы случаем не схоластик?"

    Эзотерика - тайное учение.

    Трюизм - общеизвестное мнение или высказывание. Типичный пример трюизма - "Волга впадает в Каспийское море."

    Эвфемизм - замена грубых или резких слов и выражений более мягкими.

    Софистика - умение хитро вести прения. Жонглирование словами и понятиями. Например: "Идите Вы в жопу со своей софистикой!"

    Эклектика - соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Эвфемизм дурновкусицы. Например: "Он так эклектично одевается!"

    Инвективы - нецензурная, площадная брань, матерщина.

    Гомогенный - однородный. Например: "Гомогенность этого йогурта не вызывает никаких сомнений."

    Гендерный - половой. Межгендерный, соответственно, - межполовой.

    Аддикция - зависимость. Например, Интернет-аддикция, нарко-аддикция.

    Декадентство - упадничество. Термин хорош для оценки любых действий любых персонажей: "Какое декадентство!"

    Конгруэнтность - очень богатое слово. Означает состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя одну цель. Также часто употребляется с приставкой "не".

    Гипербола - преувеличение. Например: "Не гиперболизируй, пожалуйста!"

    Волюнтаризм - учение, полагающее в основы бытия волевое начало. В наше время употребляется как оценочный термин действий человека, которые лично Вам не нравятся. Напр.: "Ваня выпил всю текилу. Это чистый волюнтаризм!"

    Убиквисты - виды растений и животных, обитающие повсеместно. "Вон убиквист
    побежал"/сказано о таракане на кухне

    Когнитивный диссонанс - новая информация, входящая в противоречие со старыми знаниями, имеющимися человеком.

    Гносеология - теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания.

    Эгоцентрик - самовлюблённый человек.

    Бином Ньютона - формула для представления степени суммы двух чисел. Употребляется, как правило, в качестве выражения чего-то сложного в противопоставлении несложному. Например: "Тоже мне бином Ньютона!"

    Когерентность - очень красивое слово. (от латинского cohaerens . находящийся в связи), согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов, проявляющееся при их сложении.

    Фрустрация - разочарование. наша жизнь - это цепь фрустраций.

    Фрикативный - (от лат. frico - тру), применяется в лингвистике, например, фрикативные согластные "ф, ш, х, с". Можно употреблять: "Какой язык у тебя фрикативный!"