Упражнения на дикцию, интонацию, голос. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио

Интонация - это индивидуальный тон речи, которые может повышаться или понижаться, в зависимости от ситуации, в которой находится говорящий человек. При помощи интонации можно высказать свои чувства, пожелания, волеизъявление.

При нарушении плавности речи интонационное оформление устного высказывания затруднено, а эмоциональная выразительность приводит к усугублению проблем в речи.

Интонация - способ организации средств устной речи: силы звучания отдельных слов, темп речи, тембр, паузы и мелодия: восходящая и нисходящая.

Интонация предаёт устному высказыванию особое семантическое и эмоциональное значение.

Повышение уровня компетентности в интонационных конструкциях определённого языка, помогает улучшить плавность и темпо-ритмическую организацию устной речи.

Дело в том, что это нормально - говорить с сильным чувством, не только со злостью, но и с любыми другими эмоциями. Вы можете даже получить восхитительный бонус, а именно: люди с заиканием, как правило, обнаруживают уменьшение количества ступоров, когда позволяют чувствам выходить на поверхность... Так происходит, когда мы на самом деле используем чувства, чтобы придать больше выразительности нашей речи. Джон Харрисон "Переосмысление заикания"

Интонационные упражнения

Задание: прочитайте вслух фразы, повышайте тон голоса на выделенных словах.

Перед началом работы можно выполнить упражнения для голоса.

Повествование

Это мой друг. Его зовут Павел. Ему двадцать лет. Он поступил в университет. Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре. Павел будет жить в общежитии. Он будет обедать в студенческой столовой.

Утверждение

Это мой друг. Его зовут Павел . Ему двадцать лет. Он поступил в университет . Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре . Павел будет жить в общежитии . Он будет обедать в студенческой столовой. Если бы он не был студентом, то не жил бы в общежитии, и не обедал бы в студенческой столовой.

Вопрос

Кто ваш друг? Это ваш друг? Это ваш друг ?! Сколько ему лет? Ему двадцать лет? Ему двадцать лет ?! Как его зовут? Его Павел зовут? Его зовут Павел ?! Куда он поступил? Он поступил в университет? Он поступил в университет ?! На каком факультете он учится? Он учится на педагогическом факультете? Он учится на педагогическом факультете или отделении? Какой он будет изучать язык? Он будет изучать русский язык ? Он будет изучать русский язык или литературу ?! На каком курсе он учится? Он учится на первом курсе?! Он учится на первом курсе ? Когда начинается семестр? В сентябре начинается семестр? Семестр начинается в сентябре ?! Где он будет жить? Он в общежитии будет жить? Он будет жить в общежитии ?! Где он будет обедать? Он будет обедать в студенческой столовой? Он будет обедать в студенческой столовой или в кафе?!

Восклицание

Какой у вас друг ! Какой хороший у вас друг! Какой он вам друг! Ему только двадцать лет! Павел — прекрасное имя! Он поступил в университет ! Он будет учиться на педагогическом факультете! Он будет изучать русский язык !

Мелодекламация.

Задание: прочитайте стихотворение вслух с музыкальным сопровождением. Соблюдайте паузы, используйте интонацию для усиления выразительности звучания речи.

С.А.Есенин

Музыкальное сопровождение В.А.Моцарт «Концерт для фортепиано с оркестром №21»

***
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер,/
В шёлковом ше́лесте сне́жного шу́ма.//
В пе́рвый раз я в себе́ заме́тил -/
Так я ещё никогда́ не ду́мал.//

Пусть на око́шках гнила́я сы́рость,/
Я не жале́ю, и я не печа́лен.//
Мне всё равно́ э́та жизнь полюби́лась,/
Так полюби́лась, как бу́дто внача́ле.//

О, моё сча́стье и все уда́чи!//
Сча́стье людско́е землёй люби́мо.//
Тот, кто хоть раз на земле́ запла́чет,-/
Зна́чит, уда́ча промча́лась ми́мо.//

Жить ну́жно ле́гче, жить ну́жно про́ще,/
Все принима́я, что есть на све́те.//
Вот почему́, обалде́в, над ро́щей/
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер.//

Другие упражнения по совершенствованию интонационной стороны речи доступны в разделе " ".

На самом деле каждый человек имеет уникальную возможность испытать возможности своего голоса. Не зависимо от ваших способностей, сила и интонация голоса может быть развита и даже усилена. Сила голоса напрямую связана с его тембром, высотой, артикуляцией и интонацией. Для увеличения силы голосовых связок и для того, чтобы научиться правильно менять интонацию, важны систематические тренировки и воздействие нагрузок.

Упражнения для интонации голоса

Несколько полезных советов приведенных ниже, практикуют на занятиях ведущие специалисты. Каждый актер проходит через это и вы можете почувствовать себя одним из них, так ваши занятия будут не только полезными, но и очень захватывающими. Итак:

  1. Возьмите какую-нибудь одну фразу и попробуйте произнести ее с разной интонацией, начиная от любопытства и заканчивая страхом в голосе. Так вы уведите возможности голоса и ваших интонаций.
  2. Запишите себя на диктофон. Это поможет услышать вас так, как вас воспринимают окружающие и найти самостоятельно свои ошибки и подчеркнуть и усилить сильные стороны.
  3. Читайте больше художественных произведений с большим количеством диалогов и по возможности по ролям, так вы сможете больше тренировать интонацию в разных диапазонах.
  4. Участвуйте в театральных постановках.
  5. Не забывайте о жестах и знаках препинания.
  6. Сделайте все для того, чтобы чувствовать себя уверенно и свободно.

Такие упражнения на развитие интонации голоса помогут вам стать отличным оратором, ведь все мы знаем, что не столько привлекает порой содержание речи, как ее подача. Речь, произносимая в одной интонации – скучна и неинтересна. Зато динамика в голосе, очень привлекает и даже притягивает внимание слушателей. К тому же, недостаточно просто обратить на себя внимание слушателей, важно еще и научиться тому, чтобы удерживать это внимание на протяжении всего выступления.

Правильная интонация голоса

Однако не достаточно просто обращать на себя внимание, важно делать это грамотно. Именно поэтому было бы полезным обратиться за помощью специалиста , и следовать примерам успешных ораторов. Интересно то, что даже дефекты речи поддаются исправлению. Голос – это уникальный инструмент, который можно формировать и которым важно научится грамотно управлять. Дикторы, ведущие, актеры и многие другие, могут стать для вас подходящим примером. Однако, личные систематические упражнения не заменят вам ни чем другим своей пользы.

Почему опасно недооценивать силу интонации? Для того, чтобы понять ответ на этот вопрос посмотрите на следующие факты. Вы поймете, что изменение интонации голоса имеет действительно огромную силу.

  • Монотонность речи делает ее скучной;
  • Слушатели не будут иметь интереса и будут «засыпать» слушая вас;
  • Вы будете чувствовать себя неуверенно и некомфортно.

Этого всего можно избежать, если научиться хорошо управлять интонацией. Тренируя интонацию голоса, вы станете непревзойденным оратором, приковывающим к себе внимание аудитории.

Развитие интонационных умений у детей имеет огромное значение для речевого развития, поскольку от умения адекватно восп­ринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую интонацию и в зависимости от этого строить свое поведение во многом зависит успешность процесса общения. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям речевой ситуации – один из источников конфликтов в межличностном общении.

К интонационным умениям относят: умение воспринимать на слух изменения всех акустических параметров интонации;различать по интонациивыражение основных эмоциональных состояний (радости, печали, гнева, страха, удивления, презрения, отвращения) и смысловых оттенков звучащего высказывания;правильно расставлять логические ударения; повышать и понижать голос, владеть силой голоса; выдерживать паузы, соотносить темп речи с содержанием текста; передавать с помощьюинтонации смысл фразы; подбирать необходимую интонацию для выражения любого эмоциональ­ного состояния; давать вербальную характеристику интонации эмоциональной речи; а также передавать эмоциональные интонации в письменной речи.

Практическим средством осуществления работы по развитию интонационных умений младших школьников являются речевые упражнения .

В психолого-педагогическом словаре находим дефиницию «упражнение – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе». Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на органи­зацию репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, не­обходимой для выработки умений и навыков и не требующей от ученика творческого мышления. Однако в процессе речевой деятельности в той или иной мере всегда присутствует творческое начало. Для развития в процессе работы над интонацией учащих­ся предлагается использовать наряду с репродуктивными упражнениямиэвристические, проблемные, творческие задания.

Можно выделить следующие основные группы речевых упражнений для организации работы по развитию интонационных умений детей:

1) Упражнения на усвоение компонентов интонации (логического ударения, мелодики, темпа, громкости, тембра, пауз), например:

* Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить ло­гические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

* Вспомните и разыграйте фрагмент из сказки « Три медведя » , в котором медведи вернулись домой. Какой тембр голоса каждого медве­дя?

2) Упражнения на развитие выразительности речи:

* Подготовьте текст к произнесению вслух: отметьте логические ударения, расставьте паузы, сделайте разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра. Выразительно прочитайте.

* Выразительно прочитайте фрагмент из сказки « Золотой клю­чик » , соблюдая интонационные установки автора и обращая внимание на пометы о тембре голоса.

3) Упражнения, предусматривающие обогащение словарного запаса:

* Какие эмоции испытывают герои из рассказа Н.Носова « Дру­жок » ? Какие бы интонационные установки вы дали участникам диало­га? Какими словами можно заменить глаголы « говорит » и « сказал » ?

Поезд остановился.Мы вылезли из вагона и пошли домой. В че­модане было тихо.

— Смотри, – сказал Мишка, – когда не надо, так он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.

— Надо посмотреть – может, он там задохнулся? – говорю я. Мишка поставил чемодан на землю,открыл его… и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то книж­ки, тетради, полотенце…

— Что это? – говорит Мишка. – Куда же Дружок делся?

Тут я понял, в чем дело.

Стой! – говорю. – Да это ведь не наш чемодан!

Мишка посмотрел и говорит:

— Верно! В нашем чемодане были дырки просверлены, и, потом, наш был коричневый, а этот рыжий какой-то. Ах я разиня! Схватил чужой чемодан!

— Бежим скорей обратно, может быть, наш чемодан так и стоит под лавкой, – сказал я.

4) Упражнения на соотнесение интонации предложения и пунктуа­ции:

* Поставьте нужные знаки препинания (точки, вопросительные и восклицательные знаки). Прочтите, соблюдая интонацию.

Вот рисовое поле да разве это поле это болото какое-то, вода, а из воды трава торчит это не простая трава это рис растет

(По Л.Кон)

* Прочитайте стихотворение, которое набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Исправьте стихотворение, правильно расставив паузы и запятые.

Б.Заходер

Где поставить запятую

Очень-очень странный вид:

Речка за окномгорит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

— Вот что значит запятая!

5) Упражнения на соотнесение интонации и смысла предложения:

* Любую скороговорку можно прочитать с различными интонацион­ными оттенками. От чего зависит их выбор?

« От топота копыт пыль по полю летит » .

а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!)

б) раздраженно, недовольно (Напылили только…)

в) презрительно (Фу! Какая пыль!)

« Проворонила ворона вороненка » .

а) с сожалением (Жалко вороненка)

б) с осуждением (Вот растяпа эта ворона!)

в) с удивлением (Не может быть!)

* Представьте, что фразу из сообщения диктора « Погода на завтра: значительная облачность, временами дождь » повторяют вслух разные люди и каждый думает о своем. Попробуйте произнести эти слова за:

— пассажира, взявшего билет на самолет ( « Эх, надо было взять билет на поезд » );

— отдыхающего на море ( « Так и не загоришь и не покупаешься, а скоро домой! » );

— агронома в дни долгой засухи ( « Наконец-то » );

— записавшегося на интересную экскурсию назавтра( « Отменят или нет? » ).

6) Упражнения на построение предложения с нужной интонацией:

* Задайте вопрос так,чтобы предложение служилоответомна него.

…? В саду созрели яблоки.…? В саду созрели яблоки. …? В саду созрели яблоки.

* Придумайте вопросительное предложение и задайте этот вопрос товарищу с разными логическими ударениями.

7) Упражнения на восприятие и соотнесение основных эмоций человека по инто­нации и мимике:

* Рассмотрите иллюстрации. Что чувствуют изображенные на них герои? Как вы догадались? Что они могут говорить? С какой интонацией? Произнесите.

* Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, какая должна быть мимика у человека, который произносит фразу. Нарисуй ему лицо. С какой интонацией произносится эта фраза?

* Прочитайте отрывки из сказок Г.-Х.Андерсена « Гадкий утенок » и « Дюймовочка » с соответствующей интонацией и мимикой.

1) Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: « Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! » А мать добавля­ла: « Глаза бы на тебя не глядели! »

2) …Пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барыш­ни шевелили усиками и говорили:

— У нее только две ножки! Жалко смотреть!

— У нее нет усиков!

— Какая у нее тонкая талия! Фи! Как некрасиво! – сказали в один голос все жуки женского пола.

8) Упражнения на выражение эмоциональных состояний в устной и письменной речи:

* Выразите поочередно разные эмоции человека (радость, печаль, гнев, страх и т.д.) с помощью ми­мики, жестов и интонации, произнося цифры от 1 до 10.

* Произнесите фразы, выражая голосом разные эмоции. Пусть ва­ши слушатели попробуют их определить.

« Открой дверь! » – гневно, трагически, грустно, умоляюще, ра­достно, высокомерно, раздраженно, хитро.

« Пришла! » – испуганно, ехидно, с чувством радостного облегче­ния, завораживающе, обиженно.

« Молодец! » – восхищенно, удивленно, насмешливо, равнодушно, ласково.

* Придайте фразам заданную эмоциональную окраску при помощи специальных слов и выражений и знаков препинания.

Тысуп пересолил (с отвращением); Какой большой гриб (удивленно);

Скоро начнутся каникулы (радостно); Как мне быть (печально)

* Придумай и запиши радостные фразы с междометием « Ах! » и грустные фразы с междометием « Ох! » . Какие знаки препинания поста­вишь в конце этих фраз?

Особое место при обучении младших школьников занимает игра.

Игровым упражнениям отводятся следующие функции: а) облегчать, оживлять учебный процесс; б) возбуждать активность учащихся, стремление к лидерству (соревновательная функция); в) «театрализировать» учебный процесс. В основе игровой деятельности лежит творческое воображение, которое помогает ребятам примерять речевые роли, перевоплощаться в литературных героев, оценивать их речевое поведение. Игровые формы позволяют ребенку реализовать свои фантазии, мечты, намерения, в том числе и коммуникативные. При выполнении речевых упражнений дети играя, с одной стороны, осваивают интонационные и мимические средства выражения эмоций и распознавания чужих чувств, с другой стороны,обогащаются их собственные эмоцииичувства.

Приведем примеры игровых интонационных заданий:

* Игра « Послушай меня: что чувствую я? »

Ведущий произносит данную фразу с интонацией одной из основ­ных эмоций. Остальные должны по интонации угадать, какое эмо­циональное состояние передал ведущий. Тот, кто первый угадает, становится ведущим.

* « Алфавит » . Попробуйте произнести алфавит на одном дыхании, постепенно повышая голос. До какой буквы вы дошли? Посоревнуйтесь с товарищем. Кто остановится ближе к концу алфавита, тот и побе­дил.

* « Кто правильнее? » Играют несколько человек. Читают по оче­реди предложения, правильно делая паузы. Кто прочитает неправиль­но, выбывает из игры. Побеждает тот, кто дольше всех продержится.

Где здесь остановиться? Где, здесь остановиться? Что, болит? Что болит? Ну, что споем? Ну что, споем? Как вы закончили? Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру. Их, детей, отправили в лагерь. Их детей отправили в лагерь.

* Каждый ученик получает по одной-две фразы из газеты, кото­рые нужно прочитать с указанными интонационными оттенками. Один ученик зачитывает свое задание, остальные, опираясь на словарь интонаций, пытаются отгадать, с какой интонацией была произне­сена фраза.

Наталья Василевская

Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!».

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2. Тембр речи (низкий-высокий):

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Логоритмика .

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.

1. Развитие восприятия различных видов интонации.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

а) знакомство с повествовательной интонацией;

в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

а) знакомство с восклицательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка - Вывод прост:

Это значит - Точка.

Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

Предложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

“Ты дрался, да?..

Ты что - немой?..

Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу:

“Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

2. Формирование интонационной выразитель ности речи.

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

ау ои ауи аза усо и т. д.

у - беззвучная артикуляция - ау, ауи у - шепотное произнесение - ау, ауи у - тихое произнесение - ау, ауи у - громкое произнесение - ау, ауи и т. д.

А а А а А а

Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Это Маша.

Маша поет.

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Маша пришла?

Маша пришла?

Маша поет песню?

Маша поет песню?

Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

Как Маша поет?

Когда он приедет?

Сколько в саду детей? И т. д.

4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

Какая она красавица!

Это же мама!

Доброе утро!

и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

и его сокращение:

Смотри! Начинай работу! И т. д.

В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем - самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

и его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

(С. Маршак)

Скажи погромче Слово “гром” - Грохочет слово,

Словно гром.

(А. Барто)

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

На пороге - морозы!

(Ю. Капотов)

В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона - Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

(Л. Мезинов)

(Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

§ познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: →. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка - точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Примерный текст:

Два цвета

Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически:

Для обозначения вопроса предлагается знак? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

§ Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

§ Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

§ Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком!» Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

Чудак - восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

Примерный текст:

Самый важный

«Я самый важный! Я всех бужу», - говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу! - говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», - говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:

Сорока и мышь

Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Ни крошечки не боюсь!

А громкого свиста?

Ни капельки не боюсь!

А страшного рева?

Нисколечки не боюсь!

А чего же ты боишься?

Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

§ последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

Ну, Весна, как дела? (высоко )

У меня уборка, (низко )

Для чего тебе метла? (высоко )

Снег мести с пригорка, (низко )

(О. Высотская)

Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко )

Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко )

Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко )

Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко )

Был сапожник? (высоко )

Был. (низко )

Шил сапожки? (высоко )

Шил. (низко )

Для кого сапожки? (высоко )

Для пушистой кошки, (низко )

Почему корова эта

Маленького роста? (высоко )

Это же - ребенок,

Это же - теленок, (низко )

(А. Шибаев)

8. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.