Урок обобщения по всемирной истории 10. III. Закрепление изученного материала. Ход у р о к а

10 класс. Всеобщая история.

ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Цели урока:

1. Рассмотреть процесс возникновения ислама, выявить его отличия от других мировых религий.

2. Охарактеризовать особенности исламской цивилизации.

3. Продолжить формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы о роли религиозных разногласий.

Тип урока : комбинированный.

Основные понятия и термины : ислам, Коран, халиф.

Ход у р о к а

I. Проверка выполнения домашнего задания.

Проверку домашнего задания можно провести в форме устного опроса.

Вопросы:

Укажите особенности социально-экономических отношений раннего Средневековья.

Как происходило складывание системы крупного землевладения в раннефеодальных государствах Европы? Укажите особенности феодального землевладения.

Какую роль играла христианская церковь в раннем Средневековье? Какими были отношения между церковной и светской властями?

II. Изучение новой темы.

ПЛАН

1. Возникновение исламской религии.

2. Создание Арабского халифата и его распад.

1. Возникновение исламской религии.

Особенности исламской цивилизации . Исламская цивилизация возникла одновременно с новой религией спасения. В чем же отличительные черты ислама, их влияние на личность человека и на цивилизацию в целом?

Еще в VI в. н. э. Аравийский полуостров воспринимался в Европе как «край света». На большей части «каменистой Аравии» кочевали племена арабов-бедуинов. Лишь на юге, в Йемене - «счастливой Аравии», - существовало древнее Сабейское государство с процветающими торговыми городами. В западной части Аравии также было несколько городов, в которых правило купечество. Среди них выделялись Ятриб (Медина) и Мекка - центр территории, занятой племенем курейша (курейшитов).

К началу VII в. в жизни арабов-кочевников произошли значительные изменения. Выделилась племенная знать, владевшая большими стадами и рабами-пленниками.

В это же время в Европе происходил переход германских и славянских племен к феодальному обществу. Активно продолжала развиваться посредническая и внутренняя торговля, сложились единый североарабский язык и арабская буквенная письменность.

Дальнейшая история арабов оказалась связанной с именем Мухаммеда, происходившего из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммеда арабам были известны монотеистические религии - иудаизм и христианство, в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 гг. началась религиозная проповедь Мухаммеда, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

Основной источник мусульманского вероучения - Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммеду через своего ангела - Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге - в Коране.

Второй источник мусульманского вероучения - Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммеда как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной.

Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммеда по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и так называемой опоры - перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.

Важнейший принцип ислама - строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...». То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому они научаются различать добро и зло.

Проявлением благочестия считается у мусульман частое упоминание Бога и Его имен. Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну - обязанность мусульманина.

Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждым мусульманин, - это прежде всего «пять столпов ислама»:

1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед - раб Его и Посланник Бога»;

2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;

3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся;

4) пост в месяц рамадан (см. Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;

5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне - Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.

После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник - Курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама.

Второй по значимости мусульманский праздник - Ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан.

В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.

Вопросы для обсуждения:

Назовите особенности ислама.

Как он возник?

В чем его отличия от других мировых религий?

2. Создание Арабского халифата и его распад.

Вопрос об арабских завоеваниях учащиеся изучают самостоятельно, используя текст учебника и карту «Арабский халифат».

Задание:

Покажите на карте направления арабских завоеваний.

Почему арабам сравнительно легко удалось покорить огромные территории?

Сформулируйте особенности государственного устройства Арабского халифата.

III. Закрепление изученного материала.

В качестве закрепления изученного материала составить таблицу «Особенности арабской цивилизации».

Домашнее задание: § 15, вопросы.

В этом году вы начнете изучение первого периода Новейшей истории, который охватывает время после окончания Первой мировой войны в 1918 г. до разгрома фашистского блока во Второй мировой войне в 1945 г. В этот период произошли события, коренным образом изменившие облик мира и во многом определившие тенденции современного мирового развития.

Страны Запада: основные тенденции развития.
Первая половина XX в. ознаменована бурным индустриальным развитием. Решающую роль в экономике стали играть новые технологии и новая техника. Ускорение темпов развития мира во многом было обусловлено научным и техническим «взрывом» конца XIX - начала XX в. Ученые назвали это время «второй промышленной революцией», или «революцией в естествознании». Наиболее развитые страны мира (Англия, Франция, США, Германия), продолжая модернизацию, вступили в этап индустриального общества. Несмотря на национальные различия, в их историческом развитии можно выделить такие общие черты, как преобладание промышленной продукции в общем национальном доходе; формирование развитой и относительно устойчивой политической системы; становление гражданского общества с характерной для него структурой организаций и общественных движений, независимых от государственного аппарата; непрерывное увеличение доли городских жителей; относительно высокий уровень грамотности населения.

Процесс модернизации затронул и Беларусь, входившую сначала в состав Российской империи, а затем Советского Союза.

На рубеже XIX-XX вв. развитые страны мира вступили в эпоху империализма. Государство постепенно отходило от традиционного невмешательства в экономику, становясь активным участником и регулятором экономических процессов. Активной роли государства способствовали новые международные экономические связи, а также рост напряженности в мире, проявившаяся тенденция к милитаризации экономики, гонка вооружений. В XX в. сохранилась и даже усилилась неравномерность развития отдельных государств. Такие страны, как США, Германия или Япония, где сравнительно недавно сложились национальные государства, развивались быстрыми темпами и стремились к переделу давно поделенного мира.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 4
§1. Введение. Начало кризиса индустриального общества 5
Раздел I. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1918-1939 гг.
§2. Утверждение основ послевоенного мира 10
§3. Западная Европа в 1918-1923 гг. 16
§4. Западная Европа и США в 1924-1929 гг 24
§5. Мировой экономический кризис и страны Западной Европы и США в 1929 -1933 гг. 31
§6. Западный мир накануне Второй мировой войны 38
§7. Международные отношения в 1930-е гг 46
§8. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы 52
§9. Наука и культура стран Западной Европы и США в межвоенный период (1919-1939) 58
Урок обобщения 66
Раздел II. ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: 1917 - 1939 гг.
§10. Октябрьская революция и установление советской власти в России 67
§11 -12. Гражданская война и военная интервенция 74
§13. Новая экономическая политика. Образование СССР 83
§14. Курс на построение социализма в СССР. Индустриализация и коллективизация 91
§15. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1930-е гг. 97
§16. Культурные преобразования в СССР 105
Урок обобщения 111
Раздел III. СТРАНЫ ВОСТОКА И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
§17. Социально-экономическое и политическое развитие стран Востока и Латинской Америки 112
§18 -19. Китай 116
§20. Индия 124
§21. Япония 131
§22. Мусульманский мир 140
§23. Латинская Америка 145
Урок обобщения 151
Раздел IV. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА
§24. Начало Второй мировой войны 152
§25. Начало Великой Отечественной войны 160
§26. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн 169
§27. Борьба с захватчиками на оккупированной территории 176
§28. Советский тыл во время войны 184
§29 - 30. Заключительный этап Второй мировой войны. Разгром фашистского блока (1944 - 1945) 193
Урок обобщения 203
Хронологическая таблица 205
Исторический словарь 209
Список рекомендуемой литературы 213.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Всемирная история Нового времени, 1918-1945 год, 10 класс, Космач Г.А., Кошелев В.С., Краснова М.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Всемирная история Новейшего времени, 1918-1945 год, Проблемы войны и мира, 10 класс, Космач Г.А., Кошелев В.С., Краснова М.А., 2012
  • Всемирная история Новейшего времени, 1918-1945 год, 10 класс, Космач Г.А., 2012
  • Всемирная история Нового времени, 9 класс, ХIХ-начало XX века, Становление индустриальной цивилизации, Кошелев В.С., Краснова М.А., 2010

Конспект к уроку всемирной истории "Основные тенденции в развитии стран Западной Европы (повторительно-обобщающий урок)" 10 класс

18.05.2015 6113 0 ИМАМУРЗИНА КАРЛЫГАШ АСКАРОВНА

Цель урока: - Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме.

Задачи:

Повторить основные черты в развитии западноевропейских стран после Второй мировой
войны, выделяя общее и особенное в политической, экономической, социальной и духовной сферах;

Повторить основные даты и понятия по теме;

Определить влияние политических лидеров западных стран на ход послевоенной истории;

Развивать умения обобщать и делать выводы; работать в группах; устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитывать культуру общения и культуру речи;

Использовать материал урока для воспитания политической культуры.

Оборудование урока:

1. Политическая карта мира

2. Всемирная история новейшего времени. Учебник для 9 класса
3.Таблица «Итоги развития стран Западной Европы после второй мировой войны»

Достижения

Просчёты

Ход урока.

План урока:

1.Экономическое развитие стран Западной Европы после Второй мировой войны: общее и особенное.

2. Основные направления внутренней политики.

3.Международные отношения после Второй мировой войны.

4.Политические лидеры западноевропейских стран.

5.Новые черты в развитии производства и рабочего класса и перемены в его мировоззрении.

6.Массовая культура и образ жизни.

Работа в творческих группах.

Группы формируются по четыре ученика.

Получают тематические карточки с заданиями, которые выполняют в течение 10 минут.

Предлагаются задания разного уровня, предполагающие работу с учебником, словарём,
хронологической таблицей. При подготовке обращаемся к понятиям, написанным на доске.

Группа «Экономисты»

1. В каком положении вышли из войны страны Западной Европы?

2. Что такое «план Маршалла»?

3. Что такое НТР и каковы её последствия?

4. Назовите причины общеевропейской интеграции?

5. Когда и в связи с чем мир впервые заговорил о глобальных проблемах современности?

6. К истории каких стран относятся следующие понятия: «экономическое чудо»,
«реконструкция Юга», проблема реконверсии?

7.Определите основную тенденцию в экономическом развитии западных стран после войны. Используйте понятия «рейганомика», «тэтчеризм». Обратитесь к понятиям на доске.

Группа «Политики»

1.В каких странах после Второй мировой войны сохранилась двухпартийная система?

2.Какие политические партии действовали в странах Западной Европы после войны?

3.Назовите формы правления западноевропейских государств и охарактеризуйте их
признаки.

4.Какая важнейшая внутриполитическая проблема решается в современной
Великобритании?

5.О чём свидетельствуют следующие понятия: «уотергейтский скандал», «маккартизм»,
коррупция, мафия?

6.Какой политический режим утвердился в странах Западной Европы после войны? Ответ обоснуйте.

Группа «Историки»

1.Почему не удалось избежать раскола мира в послевоенное время?

2.Какими фактами можно подтвердить образование двухполюсного мира?

3.Какая главная внешнеполитическая проблема появилась у Англии и Франции
после войны?

4. Что такое «карибский кризис», «новая восточная политика», программа СОИ?
Характеризуют ли эти понятия различные подходы к решению спорных международных проблем? Ответ обоснуйте.

Группа «Биографы»

1.Какую роль в истории США сыграл Д. Маршалл, Мартин Лютер Кинг, Д. Кеннеди,
Р. Рейган, Р.Никсон? Определите события, соответствующие их исторической роли?

2. Какая, на ваш взгляд, наиболее известная и запоминающаяся личность в истории
Великобритании и Франции и почему?

3. Какую роль в истории ФРГ сыграли Гельмут Коль и Вилли Брандт?

4. Какой из политических лидеров западных стран произвёл на вас наибольшее впечатление и почему?

Группа «Социологи»

1.Какие изменения в послевоенном производстве оказали наибольшее влияние на рабочий класс?

2. Чем объясняется отход рабочего класса от революционных позиций? Является ли это
явление прогрессивным?

3.Что такое «еврокоммунизм»?

4. Почему коммунистические идеи потерпели крах в современной истории?

5.Что такое «народный капитализм» и как он повлиял на положение рабочего класса?

Группа «Культурологи»

1.Что такое массовая культура? С чем связано её бурное развитие после Второй мировой войны?

2. Какие образцы массовой культуры вам известны?

3. Определите противоречивость этого современного явления?

4. Создавая аллегорический образ взаимодействия человека и массы, художник-иллюстратор В. Финглей рисует огромное чудовище с клыкастым смеющимся ртом, готовое пожрать
человека. Какая сторона воздействия массовой культуры на личность нашла отражение в этом рисунке?

Можно также более слабым ученикам предложить следующее задание:

Группа «Хронографы»

Составьте хронологическую таблицу «История стран Западной Европы», пользуясь учебником.

Дата Событие

1. ……….. 1. Окончание второй мировой войны.

2. 1946г. 2.Республика в Италии.

3. 1946г. 3. ………

Афиширование.

Каждая группа объявляет свою позицию, защищает её. Когда у учащихся что-то не получилось, учитель и другие ученики задают дополнительные вопросы.

Например: является ли раскол Германии подтверждением образования двухполюсного мира?

В чём состоят уроки Карибского кризиса?

Чем можно объяснить тот факт, что французская кинозвезда 1950-1960-х годов Бриджит Бардо считалась вторым по популярности человеком во Франции после Шарля де Голля?

Например:

подобрать слова-синонимы или исторические факты для пояснения понятий: конфронтация, интеграция;

подобрать слова-антонимы к понятиям: этатизм, массовая культура;

подобрать понятия, противоположным образом характеризующие то или иное явление
(«карибский кризис» и «новая восточная политика») и т. д.

Постановка новой проблемы.

Возвращаемся к таблице, которую составляли в начале урока. Некоторые понятия учащиеся размещают на границе «достижения» и «просчёты». Учитель в форме беседы с учениками делает выводы. Ставит вопрос: «Является ли противоречивым современный этап новейшей истории западноевропейских стран?»

Рефлексия.

1. Какова была цель нашей работы?

2. Достигли ли мы успеха?

3. Что нам в этом помогло?

4. Понравилось ли вам на уроке? Что понравилось?

5. С каким настроением вы уходите с урока? Почему?

Домашнее задание: Основные тенденции в развитии стран Западной Европы