Успехи современного естествознания. Териология


Териология Хироптерология
Энтомология Этология

Сходные термины

  • маммалиология (mammaliology) - по латинскому названию класса Млекопита́ющие (лат. Mammalia )
  • маммалогия (mammalogy) - сокр. от маммалиология
  • маммология (от лат. mamma ‘грудь’ (преимущественно женская) и др.-греч. λόγος ) - это наука о молочной железе, её строении; раздел практической медицины, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой различных заболеваний молочной железы.
  • терология (therology) - по второму латинскому названию класса звери (лат. Theria ).

Разделы териологии

  • иппология (гиппология) - наука о лошадях
  • кетология - наука о китообразных (киты , дельфины)
  • приматология - наука о приматах (обезьяны , лемуры)
  • родентология - наука о грызунах (мыши , крысы , хомяки , бобры)
  • хироптерология - наука о рукокрылых (летучие мыши , крыланы)

Близкие разделы

  • кинология собак
  • фелинология - наука и практика разведения кошек

Общества

  • International Federation of Mammalogists (бывшая секция IUBS Section of Mammalogy). Основано в 1974 году как Section of Theriology (Mammalogy) при International Union of Biological Sciences (IUBS). В 2006 году преобразовано в International Federation of Mammalogists под эгидой IUBS.
  • В России существует Териологическое общество при РАН (ранее Всесоюзное териологическое общество при АН СССР, создано в январе 1973 года), объединяющее учёных и практиков, работающих в области изучения, охраны и практического использования млекопитающих.
  • Украинское териологическое общество (Українське Теріологічне Товариство НАН України)
  • The American Society of Mammalogists (США) . Основано в г.
  • The Society for Marine Mammalogy (США, University of Central Florida) . Основано в г.
  • Sociedade Brasileira de Mastozoologia (Бразилия)
  • Mastozoologia , Universidade Federal do Espírito Santo (Бразилия)

Конгрессы

  • I Международный териологический конгресс, Москва , СССР , 1974
  • II Международный териологический конгресс, Брно , Чехословакия, 1978
  • III Международный териологический конгресс, Хельсинки , Финляндия , 1982
  • IV Международный териологический конгресс, Эдмонтон , Канада , 1985
  • V Международный териологический конгресс, Рим , Италия , 1989
  • VI Международный териологический конгресс, Сидней , Австралия , 1993
  • VII Международный териологический конгресс, Акапулько , Мексика , 1997
  • VIII Международный териологический конгресс, Сан-Сити, ЮАР , 2001
  • IX Международный маммалогический (бывший териологический) конгресс, Саппоро , Япония , 2005 - , ,
  • X Международный конгресс, Аргентина , 2009

Институты

  • The Mammal Research Institute at the University of Pretoria (ЮАР , Претория).

Лаборатории

  • Лаборатория териологии (Санкт-Петербург). Отделение териологии (млекопитающих) основанное в 1917 г. как подразделение в Отделе наземных позвоночных, с 1968 г. существует как самостоятельная лаборатория.
  • Лаборатория териологии при кафедре зоологии позвоночных Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Москва). .
  • Секция териологии Зоологического музея Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Москва). Был образован в 1932 г.: в то время это была лаборатория (позже переименованная в секцию, затем в отдел) в составе научно-систематического отделения музея. .
  • Лаборатория млекопитающих (Москва). .
  • Лаборатория териологии Института систематики и экологии животных СО РАН (Новосибирск).
  • Лаборатория териологии Биолого-почвенного института ДВО РАН (Владивосток). Была создана в 1962 г. и называлась Зоологии позвоночных животных. С 1989 г. - лаборатория Териологии, с 1992 г. - Зоологии позвоночных, с 1994 г. - Териологии.
  • Лаборатория териологии Института зоологии АН Республики Узбекистан (Ташкент). Основана в 1950 г.
  • Лаборатория териологии Института зоологии АН Республики Беларусь (Минск).
  • Лаборатория териологии Института зоологии АН Республики Казахстан (Алма-Ата). Ранее: лаб. млекопитающих
  • Лаборатория териологии Института зоологии Национальной АН Азербайджана (Баку).

Журналы

  • Journal of Mammalogy (США)
  • Mammalia (Франция)
  • Acta Theriologica (Польша)
  • Mammalian Biology (Zeitschrift für Säugetierkunde) (ФРГ)
  • Australian Mammalogy (Австралия)
  • Mastozoología Neotropical (Аргентина)
  • Acta Chiropterologica (Польша)
  • Mammalian Species
  • eontology

См. также

Напишите отзыв о статье "Териология"

Примечания

Литература

  • Барабаш-Никифоров И. И. , Формозов А. Н. Териология: Учебное пособие для гос. ун-тов / Под ред. А. Н. Формозова. - М .: Высшая школа , 1963. - 396 с. - 3500 экз.
  • Поведение млекопитающих / Отв. ред. В. Е. Соколов . - М .: Наука, 1977. - 291 с. - (Вопросы териологии).
  • / Отв. ред. В. Е. Соколов . - М .: Наука, 1977. - 296 с. - (Вопросы териологии).
  • Медицинская териология: Зайцеобразные, грызуны / Отв. ред. В. В. Кучерук. - М .: Наука, 1979. - 327 с. - (Вопросы териологии).
  • Рукокрылые / Отв. ред. А. П. Кузякин, К. К. Панютин. - М .: Наука, 1980. - 316 с. - (Вопросы териологии).
  • Итоги мечения млекопитающих / Отв. ред. В. В. Кучерук. - М .: Наука, 1980. - 298 с. - (Вопросы териологии).
  • Экология, структура популяций и внутривидовые коммуникативные процессы у млекопитающих / Отв. ред. Н. П. Наумов. - М .: Наука, 1981. - 264 с. - (Вопросы териологии).
  • История и эволюция современной фауны грызунов (неоген - современность) / Отв. ред. И. М. Громов. - М .: Наука, 1983. - 278 с. - (Вопросы териологии).
  • Териология в СССР / Отв. ред. В. Е. Соколов , В. В. Кучерук. - М .: Наука, 1984. - 260 с. - (Вопросы териологии).
  • / Отв. ред. В. Е. Соколов . - М .: Наука, 1985. - 290 с. - (Вопросы териологии).
  • Общая и региональная териогеография / Отв. ред. А. Г. Воронов. - М .: Наука, 1988. - 344 с. - (Вопросы териологии). - ISBN 5-02-005243-4.
  • / Отв. ред. В. В. Кучерук. - М .: Наука, 1989. - 272 с. - (Вопросы териологии). - ISBN 5-02-005274-4.
  • Структура популяций у млекопитающих / Отв. ред. И. А. Шилов. - М .: Наука, 1991. - 238 с. - (Вопросы териологии). - ISBN 5-02-005345-7.
  • Соколов В. Е. , Парнес Я. А. У истоков отечественной териологии / . - М .: Наука , 1993. - 412 с. - ISBN 5-02-005681-2.
  • Палеотериология / Отв. ред. Л. П. Татаринов . - М .: Наука, 1994. - 269 с. - (Вопросы териологии). - ISBN 5-02-005723-1.
  • Соколов В. Е. , Шишкин В. С. Развитие отечественной териологии в XIX веке. - М .: Наука , 2005. - 336 с. - ISBN 5-02-033283-6.
  • Громов В. С. Пространственно-этологическая структура популяций грызунов. - М .: КМК, 2008. - 584 с. - ISBN 978-5-87317-474-4.

Ссылки

  • Териология - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Териология

Я к маме хожу... – погрустнела малышка. – Мы умерли вместе, но почему-то она попала сюда. И вот теперь я живу здесь, но я ей этого не говорю, потому что она никогда с этим не согласится. Она думает, что я только прихожу...
– А не лучше ли и вправду только приходить? Здесь ведь так ужасно!.. – передёрнула плечиками Стелла.
– Я не могу её оставить здесь одну, я за ней смотрю, чтобы с ней ничего не случилось. И вот Дин со мной... Он мне помогает.
Я просто не могла этому поверить... Эта малюсенькая храбрая девчушка добровольно ушла со своего красивого и доброго «этажа», чтобы жить в этом холодном, ужасном и чужом мире, защищая свою, чем-то сильно «провинившуюся», мать! Не много, думаю, нашлось бы столь храбрых и самоотверженных (даже взрослых!) людей, которые решились бы на подобный подвиг... И я тут же подумала – может, она просто не понимала, на что собиралась себя обречь?!
– А как давно ты здесь, девочка, если не секрет?
– Недавно... – грустно ответила, теребя пальчиками чёрный локон своих кудрявых волос, черноглазая малышка. – Я попала в такой красивый мир, когда умерла!.. Он был таким добрым и светлым!.. А потом я увидела, что мамы со мной нет и кинулась её искать. Сначала было так страшно! Её почему-то нигде не было... И вот тогда я провалилась в этот ужасный мир... И тут её нашла. Мне было так жутко здесь... Так одиноко... Мама велела мне уходить, даже ругала. Но я не могу её оставить... Теперь у меня появился друг, мой добрый Дин, и я уже могу здесь как-то существовать.
Её «добрый друг» опять зарычал, от чего у нас со Стеллой поползли огромные «нижнеастральные» мурашки... Собравшись, я попыталась немного успокоиться, и начала присматриваться к этому мохнатому чуду... А он, сразу же почувствовав, что на него обратили внимание, жутко оскалил свою клыкастую пасть... Я отскочила.
– Ой, не бойтесь пожалуйста! Это он вам улыбается, – «успокоила» девчушка.
Да уж... От такой улыбки быстро бегать научишься... – про себя подумала я.
– А как же случилось, что ты с ним подружилась? – спросила Стелла.
– Когда я только сюда пришла, мне было очень страшно, особенно, когда нападали такие чудища, как на вас сегодня. И вот однажды, когда я уже чуть не погибла, Дин спас меня от целой кучи жутких летающих «птиц». Я его тоже испугалась вначале, но потом поняла, какое у него золотое сердце... Он самый лучший друг! У меня таких никогда не было, даже когда я жила на Земле.
– А как же ты к нему так быстро привыкла? У него внешность ведь не совсем, скажем так, привычная...
– А я поняла здесь одну очень простую истину, которую на Земле почему-то и не замечала – внешность не имеет значения, если у человека или существа доброе сердце... Моя мама была очень красивой, но временами и очень злой тоже. И тогда вся её красота куда-то пропадала... А Дин, хоть и страшный, но зато, всегда очень добрый, и всегда меня защищает, я чувствую его добро и не боюсь ничего. А к внешности можно привыкнуть...
– А ты знаешь, что ты будешь здесь очень долго, намного дольше, чем люди живут на Земле? Неужели ты хочешь здесь остаться?..
– Здесь моя мама, значит, я должна ей помочь. А когда она «уйдёт», чтобы снова жить на Земле – я тоже уйду... Туда, где добра побольше. В этом страшном мире и люди очень странные – как будто они и не живут вообще. Почему так? Вы что-то об этом знаете?
– А кто тебе сказал, что твоя мама уйдёт, чтобы снова жить? – заинтересовалась Стелла.
– Дин, конечно. Он многое знает, он ведь очень долго здесь живёт. А ещё он сказал, что когда мы (я и мама) снова будем жить, у нас семьи будут уже другие. И тогда у меня уже не будет этой мамы... Вот потому я и хочу с ней сейчас побыть.
– А как ты с ним говоришь, со своим Дином? – спросила Стелла. – И почему ты не желаешь нам сказать своё имя?
А ведь и правда – мы до сих пор не знали, как её зовут! И откуда она – тоже не знали...
– Меня звали Мария... Но разве здесь это имеет значение?
– Ну, конечно же! – рассмеялась Стелла. – А как же с тобой общаться? Вот когда уйдёшь – там тебе новое имя нарекут, а пока ты здесь, придётся жить со старым. А ты здесь с кем-то ещё говорила, девочка Мария? – по привычке перескакивая с темы на тему, спросила Стелла.
– Да, общалась... – неуверенно произнесла малышка. – Но они здесь такие странные. И такие несчастные... Почему они такие несчастные?
– А разве то, что ты здесь видишь, располагает к счастью? – удивилась её вопросу я. – Даже сама здешняя «реальность», заранее убивает любые надежды!.. Как же здесь можно быть счастливым?
– Не знаю. Когда я с мамой, мне кажется, я и здесь могла бы быть счастливой... Правда, здесь очень страшно, и ей здесь очень не нравится... Когда я сказала, что согласна с ней остаться, она на меня сильно накричала и сказала, что я её «безмозглое несчастье»... Но я не обижаюсь... Я знаю, что ей просто страшно. Так же, как и мне...
– Возможно, она просто хотела тебя уберечь от твоего «экстремального» решения, и хотела, только лишь, чтобы ты пошла обратно на свой «этаж»? – осторожно, чтобы не обидеть, спросила Стелла.
– Нет, конечно же... Но спасибо вам за хорошие слова. Мама часто называла меня не совсем хорошими именами, даже на Земле... Но я знаю, что это не со злости. Она просто была несчастной оттого, что я родилась, и часто мне говорила, что я разрушила ей жизнь. Но это ведь не была моя вина, правда же? Я всегда старалась сделать её счастливой, но почему-то мне это не очень-то удавалось... А папы у меня никогда не было. – Мария была очень печальной, и голосок у неё дрожал, как будто она вот-вот заплачет.
Мы со Стеллой переглянулись, и я была почти уверенна, что её посетили схожие мысли... Мне уже сейчас очень не нравилась эта избалованная, эгоистичная «мама», которая вместо того, чтобы самой беспокоиться о своём ребёнке, его же героическую жертву совершенно не понимала и, в придачу, ещё больно обижала.
– А вот Дин говорит, что я хорошая, и что я делаю его очень счастливым! – уже веселее пролепетала малышка. – И он хочет со мной дружить. А другие, кого я здесь встречала, очень холодные и безразличные, а иногда даже и злые... Особенно те, у кого монстры прицеплены...
– Монстры – что?.. – не поняли мы.
– Ну, у них страшенные чудища на спинах сидят, и говорят им, что они должны делать. А если те не слушают – чудища над ними страшно издеваются... Я попробовала поговорить с ними, но эти монстры не разрешают.
Мы абсолютно ничего из этого «объяснения» не поняли, но сам факт, что какие-то астральные существа истязают людей, не мог остаться нами не «исследованным», поэтому, мы тут же её спросили, как мы можем это удивительное явление увидеть.
– О, да везде! Особенно у «чёрной горы». Во-он там, за деревьями. Хотите, мы тоже с вами пойдём?
– Конечно, мы только рады будем! – сразу же ответила обрадованная Стелла.
Мне тоже, если честно, не очень-то улыбалась перспектива встречаться с кем-то ещё, «жутким и непонятным», особенно в одиночку. Но интерес перебарывал страх, и мы, конечно же, пошли бы, несмотря на то, что немного побаивались... Но когда с нами шёл такой защитник как Дин – сразу же становилось веселее...
И вот, через короткое мгновение, перед нашими широко распахнутыми от изумления глазами развернулся настоящий Ад... Видение напоминало картины Боша (или Боска, в зависимости от того, на каком языке переводить), «сумасшедшего» художника, который потряс однажды своим искусством весь мир... Сумасшедшим он, конечно же, не был, а являлся просто видящим, который почему-то мог видеть только нижний Астрал. Но надо отдать ему должное – изображал он его великолепно... Я видела его картины в книге, которая была в библиотеке моего папы, и до сих пор помнила то жуткое ощущение, которое несли в себе большинство из его картин...
– Ужас какой!.. – прошептала потрясённая Стелла.
Можно, наверное, было бы сказать, что мы видели здесь, на «этажах», уже многое... Но такого даже мы не в состоянии были вообразить в самом жутком нашем кошмаре!.. За «чёрной скалой» открылось что-то совершенно немыслимое... Это было похоже на огромный, выбитый в скале, плоский «котёл», на дне которого пузырилась багровая «лава»... Раскалённый воздух «лопался» повсюду странными вспыхивающими красноватыми пузырями, из которых вырывался обжигающий пар и крупными каплями падал на землю, или на попавших в тот момент под него людей... Раздавались душераздирающие крики, но тут же смолкали, так как на спинах тех же людей восседали омерзительнейшие твари, которые с довольным видом «управляли» своими жертвами, не обращая ни малейшего внимания на их страдания... Под обнажёнными ступнями людей краснели раскалённые камни, пузырилась и «плавилась» пышущая жаром багровая земля... Сквозь огромные трещины прорывались выплески горячего пара и, обжигая ступни рыдающим от боли людским сущностям, уносились в высь, испаряясь лёгким дымком... А по самой середине «котлована» протекала ярко красная, широкая огненная река, в которую, время от времени, те же омерзительные монстры неожиданно швыряли ту или иную измученную сущность, которая, падая, вызывала лишь короткий всплеск оранжевых искр, и тут же, превратившись на мгновение в пушистое белое облачко, исчезала... уже навсегда... Это был настоящий Ад, и нам со Стеллой захотелось как можно скорее оттуда «исчезнуть»...

Материал команды id086 Зеленые острова - творческий тур ДОО по Биологии 2007 "Незнакомая биология"

Териолог -(от греч. terion - зверь и... логия), специалист, изучающий строение, систематику, происхождение, образ жизни и практическое значение млекопитающих. Термин "Т." применяется в России; за рубежом чаще употребляют термин "маммалиология".

Териология - раздел зоологии, исследующий млекопитающих.

Немного об истории развития российской териологии в начале XIX века

В 20-40-е годы XX века появляется значительное количество работ, связанных с научными проблемами: описанием и характеристикой отдельных экспедиций, деятельности исследователей. В конце 1930-1940 гг. появляются первые специализированные териологические обобщения в виде аналитических библиографических реферативных справочников.

Этот период в развитии отечественной териологии характеризуется активным созданием многочисленных научных обществ, музеев, обширных зоологических коллекций. Отдельные аспекты проблемы развития российской териологии находили свое отражение в учебных процессах некоторых учебных заведений России и инструкциях их администраций.

При университетах начинают организовываться музеи и кафедры натуральной истории, научные общества, например, старейшее из ныне существующих – Московское общество испытателей природы – МОИП (1805). Основателем его стал Г.И. Фишер, получивший позднее право называться Фишером фон Вальдгеймом, избранный почетным членом академии. Фишер известен также как основатель Зоологического музея Московского университета, автор многотомной «Российской энтомографии» и «Зоогнозии», включавшей обзор мировой териофауны. В «Ориктографии Московской губернии» Фишер выступает как первый отечественный палеонтолог, предпринимая попытку описания всех природных компонентов ограниченной территории. Позднее сходная концепция получила развитие в трехтомной сводке Э.А. Эверсмана «Естественная история Оренбургского края». Эверсман был соавтором Фишера по «Энтомографии», членом-корреспондентом Академии и профессором Казанского университета.

Первые официальные териологические коллекции содержатся в описании вышеупомянутого Зоологического музея, опубликованном в 1805 г. Г.И. Фишером фон Вальдгеймом. В перечне значится 21 инвентарный номер (12 чучел, 9 скелетов, несколько спиртовых экземпляров). Эти коллекционные экземпляры млекопитающих (как и большая часть музея в целом) погибли во время пожара Москвы в 1812 г.

После 1812 г., когда коллекции начали восстанавливаться, определилась их специализация как университетских собраний, предназначенных в основном для обучения студентов, а также выставляемых для обзора публики. Большинство экспонатов представляли собой чучела редких экзотических зверей, виды были представлены единичными экземплярами, пополнение собрания носило случайный характер. Нередки были и слепки (например, сохранились слепки черепов гориллы), много поступало ископаемых остатков (в их числе зубы и фрагменты скелета мамонта). Из этих материалов значительная часть ныне утеряна, некоторые переданы в Палеонтологический музей АН СССР, в том числе типовой экземпляр шерстистого носорога эласмотерия.

Существенные перемены в судьбе териологических коллекций произошли в середине XIX столетия под влиянием идей основателя школы московских зоологов, профессора Московского университета К.Ф. Рулье. В это время в музее начинают систематически накапливаться именно научные коллекционные материалы по млекопитающим. В первую очередь заслуживает упоминания собрание ученика Рулье - Н.А. Северцова, известнейшего исследователя фауны гор Средней Азии.

В XIX в. териологическая коллекция росла по современным меркам весьма медленно: ее объем к концу столетия составил лишь около одной тысячи экземпляров. Чаще всего поступали единичные экземпляры или небольшие серийные материалы: то были первые шаги в изучении отечественной териофауны. В определенной мере незначительные темпы прироста определялись тем, что в Зоологическом музее Московского университета были сильны просветительские традиции: преобладала ориентация не на сбор научных коллекций, а прежде всего на распространение знаний о достижениях науки (Павлинов, Яхонтов, 1991).

Вдохновленный идеями Ж.Кювье и личным знакомством с этим французским естествоиспытателем, Г.И. Фишер был активным пропагандистом сравнительно-анатомического метода в зоологических исследованиях. У Фишера можно обнаружить материалистические взгляды на эволюцию органического мира. Его ученик и младший коллега К.Ф. Рулье пошел дальше не только в обосновании изменяемости видов в историческом развитии (в т.ч. на основе палеонтологических свидетельств), но и в доказательстве необходимости дополнения сравнительно-анатомических исследований наблюдениями, как бы мы сейчас сказали, экологического и этологического характера. С К.Ф. Рулье связывают образование первой национальной зоологической школы, но это событие относится уже к следующему этапу.

В России очень много ученых териологов, известных всему миру.

Будущий териолог должен закончить биологический ВУЗ.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю:

Директор Биологического института

_________________________________

«_____»_ _____________________2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕРИОЛОГИЯ»

Направление – 020200 – Биология

Специальность – 020200 – Биология

Специализация – Зоология позвоночных

Статус дисциплины: 700 СД

(федеральный компонент)

Томск – 2009

Одобрено кафедрой _зоологии позвоночных и экологии

Зав. кафедрой ____________________ _ __

Председатель методической комиссии

«______» ____________2009 г.

Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (020201 – биология), утвержденного 10 марта 2000 г.

Общий объем курса 44 часа. Из них – лекционные 26 ч., семинарские занятия – 6 ч, самостоятельная работа студентов – 12 ч. Экзамен во втором семестре. Общая трудоемкость курса 1,3 зач. ед.

Составители: д. б.н., профессор, к. б.н., доцент

Рецензент: к. б.н., доцент

I . Организационно-методический раздел

1. Цель данного курса - всестороннее изучение млекопитающих, их организации и экологии, знакомство с современным состоянием, проблемами и задачами териологических исследований.

2. Задачи учебного курса - рассмотреть анатомо-физиологическое строение млекопитающих, их происхождение и эволюцию, адаптивные типы, экологические особенности и систематику современных видов, роль в биоценозах, хозяйственное значение, а также меры по охране редких и исчезающих видов. Для успешного усвоения курса «Териология» студенту необходимы теоретические и практические знания по зоологии позвоночных, экологии животных, эволюционной морфологии .

3. По окончании курса студент должен:

Иметь представление о предмете териологии, ее истории, современном состоянии и перспективах;

Знать анатомо-физиологические особенности млекопитающих как высшего звена органического мира, их происхождение и эволюцию;

Выделять черты специализации к обитанию в различных жизненных средах;

Знать систематику современных видов, их географическое распространение, образ жизни и поведение;

Оценивать биоценотическую роль млекопитающих, а также их значение, в том числе санитарно-эпидемиологическое, для человека.

II . Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Териология».

Териология как наука, ее определение и положение среди смежных дисциплин. Теоретическое и практическое значение млекопитающих, их роль в экосистемах. Координация териологических исследований в России. Современное состояние, основные направления и задачи териологии.

Тема 2. Краткий исторический очерк развития териологии.

Основные этапы в развитии териоло­гии. Работы Аристотеля, К. Линнея, как основоположников териологии. Вклад отечественных ученых в развитие териоло­гии (, , -Никифоров, и др.). Развитие териологии в Сибири.

Тема 3 . Происхождение и эволюция млекопитающих.

Краткая характеристика основных направлений, по которым шло прогрессивное развитие млекопитающих. Обзор различных теорий и гипотез о происхождении млекопитающих. Основные положения гипотез Т. Гексли и Э. Геккеля. Открытие звероподобных рептилий (подкл. Theromorpha) –начало палеонтологической эры в изучении происхождения млекопитающих. Специфика процесса «маммализации» зверозубых рептилий - териодонтов (подотр. Theriodontia). Поли - и монофилетическая концепции в решении проблемы происхождения млекопитающих. Схема филогенеза млекопитающих в свете современных данных. Причины депрессивного состояния млекопитающих на большей части своей геологической истории. Работы Э. Копа, Д. Симпсона, А. Кромптона, . Начало экологической экспансии млекопитающих в кайнозое. Миоцен – «золотой век» млекопитающих. Краткий обзор териофауны по геологическим эпохам. Формирование неогеновых и антропогеновых млекопитающих.

Тема 4 . Характеристика класса млекопитающих.

Общие особенности организации. Анатомо-физиологическое строение: наружные покровы; скелет; мускулатура; нервная система и органы чувств; органы пищеварения, дыхания, выделения; сердечно-сосудистая система; железы внутренней секреции; репродуктивная система. Окраска, ее физиологическое и биологическое значение.

Тема 5. Адаптивные типы млекопитающих.

Приспособления млекопитающих к обитанию в различных жизненных средах. Наземные формы: широко распространенные виды и виды определенных ландшафтов (тундровые, лесные, степные, пустынные, горные). Типы поступательного движения наземных млекопитающих. Приспособления к быстрому бегу и прыжкам. Адаптации к передвижению в горах и по глубокому снегу. Подземные, водные, древесные и летающие (воздушные) формы.

Тема 6. Экологические особенности млекопитающих.

Суточная активность и сезонная жизнедеятельность. Виды дневные, ночные и нейтральные. Зимняя и летняя спячка. Типы зимней спячки в зависимости от ее глубины. Пространственная структура и характер использования территории. Миграции и кочевки. Убежища млекопитающих. Линька. Питание и явления, связанные с ним. Возрастная, сезонная и географическая изменчивость питания. Запасание корма. Размножение: моногамы и полигамы; сроки наступления половой зрелости; длительность беременности и лактации; плодовитость. Рост и развитие молодняка; забота о потомстве. Динамика численности и факторы, ее определяющие. Типы динамики численности.

Тема 7. Систематика и географическое распространение млекопитающих.

Подклассы: яйцекладущие (Prototheria) и живородящие (Theria) (инфраклассы сумчатые и плацентарные). Характеристика современных отрядов млекопитающих по единому плану: морфобиологические черты, объем, подразделения до семейств и родов, основные представители, особенности их образа жизни и значение для человека. Отряды: ехидны (Tachyglossa); утконосы (Platypoda); ценолесты (Paucituberculata); опоссумовые (Didelphimorpha); микробиотерии (Microbiotheria); хищные сумчатые (Dasyuromorphia); сумчатые кроты (Notoryctemorphia); бандикуты (Peramelemorphia); двурезцовые сумчатые (Diprotodontia); насекомоядные (Eulipotyphla); рукокрылые (Chiroptera); шерстокрылы (Dermoptera); зайцеобразные (Lagomorpha); грызуны (Rodentia); хищные (Carnivora); ящеры (Pholidota); трубкозубые (Tubulidentata); непарнокопытные (Perissodactyla); парнокопытные (Artiodactyla); китообразные (Cetacea); хоботные (Proboscidea); даманы (Hyracoidea); сирены (Sirenia). Фауна млекопитающих Западной Сибири: происхождение, состав, динамика численности хозяйственно важных видов. Влияние деятельности человека на териофауну.

Тема 8. Санитарно-эпидемиологическое значение млекопитающих.

Млекопитающие как переносчики инфекционных заболеваний человека. Учение академика о природно-очаговых инфекциях. Биоценотическая характеристика зональных ландшафтов (тундры, тайги и широколиственных лесов, степей) и их оценка как среды функционирования возбудителей зоонозов. Классификация природноочаговых заболеваний и их ландшафтная приуроченность. Вирусные зоонозы. Клещевой энцефалит: история изучения, типы очагов, эпидемиология и эпизоотология, профилактика и меры борьбы. Омская геморрагическая лихорадка (ОГЛ): эпидемиология, профилактика, меры борьбы. Бешенство: характеристика возбудителя, эпизоотология и эпидемиология, профилактика и меры борьбы. Бактериальные зоонозы. Чума: история изучения, характеристика возбудителя, его переносчиков и хранителей, способы заражения людей и клинические формы течения болезни, меры профилактики и борьбы. Туляремия: эпидемиология и эпизоотология, типы очагов, профилактика и меры борьбы. Бруцеллез: эпидемиология, профилактика, меры борьбы. Сибирская язва: особенности проявления эпизоотического процесса, способы заражения людей и клинические формы болезни, меры профилактики и борьбы. Псевдотуберкулез: характеристика возбудителя, механизм заражения людей, проявления эпидемического процесса, меры профилактики и борьбы. Протозойные инфекции. Лейшманиозы: эпидемиология, профилактика, меры борьбы. Токсоплазмоз: характеристика возбудителя, эпизоотология и эпидемиология, меры профилактики и борьбы. Современное состояние очагов природных инфекций на территории Томского Приобья. Возвращающиеся (малярия, чума и др.) и впервые выявленные (лихорадка Западного Нила, бореллиоз, риккетсиоз) заболевания. Роль антропургических очагов в распространении микст-инфекций (клещевого энцефалита, болезни Лайма и др.). Задачи медицинской териологии в области изучения природных очагов различных инфекций и способов их ликвидации.

Тема 9. Млекопитающие – вредители сельского и лесного хозяйства .

Относительность понятия «вредное» и «полезное» животное. Причины массовой вредоносной деятельности грызунов и зайцеобразных, их ареалы, зоны причиняемого ущерба для земледелия и животноводства
. Обзор основных вредителей зерновых, технических и садово-огородных культур в разных ландшафтных зонах. Характер и размеры вреда, способы его снижения или предотвращения. Вредители пастбищного и лугового хозяйства в тундре и лесной зоне, в лесостепи, степи, полупустыне и на высокогорных пастбищах. Влияние роющей деятельности млекопитающих на почвенный и растительный покров различных экосистем и методы ее оценки. Планирование защитных и истребительных мероприятий с учетом экологических особенностей вредных видов. Соблюдение правил по охране труда и окружающей среды при использовании ядохимикатов.

Тема 10. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

История проблемы. Причины сокращения численности и вымирания видов: антропогенное воздействие, загрязнение среды, урбанизация и хозяйственное освоение территорий. Комплексность подхода к решению конкретных задач охраны млекопитающих. Связь охраны с вопросами рационального использования ресурсов. Государственный учет и кадастр животного мира. Расселение, реакклиматизация и акклиматизация млекопитающих. Роль заповедников и заказников в их охране. Красная книга Томской области .

Т EMAT И KA САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы рефератов

Отряд Броненосцы – Cingulata

Отряд Неполнозубые – Pilosa

Отряд Афросорициды – Afrosoricida

Отряд Прыгунчики – Macroscelidea

Отряд Тупайи – Scandentia

Отряд Приматы – Primates

Отряд Шерстокрылы – Dermoptera

Отряд Ящеры – Pholidota

Отряд Трубкозубы – Tubulidentata

Отряд Даманы – Hyracoidea

Отряд Хоботные – Proboscidea

Отряд Сирены - Sirenia

III .Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование тем

Всего часов

Аудиторных занятий (часов)

Само-стоя-тельная работа

В том числе

семина-ры

лабора-торные занятия

Введение в курс «Териологиия»

Краткий исторический очерк развития териологии

Происхождение и эволюция млекопитающих

Характеристика класса млекопитающих

Адаптивные типы млекопитающих

Экологические особенности млекопитающих

Систематика и географическое распространение

Санитарно-эпидемиологическое значение млекопитающих

Млекопитающие – вредители сельского и лесного хозяйства

Рациональное использование и охрана млекопитающих

IV .Форма итогового контроля экзамен.

V .Учебно – методическое обеспечение курса

Основная:

Барабаш-, Формозов. - М.: Высшая школа, 196с.

Беспалов. – Казань: КГУ, 2006. – 100 с.

Сучкова Томского Приобья. Млекопитающие. – Томск: ТГУ, 2009. – 312 с.

Павлинов современных млекопитающих.- М.: Изд-во МГУ, 2006. – 297 с.

Соколов млекопитающих. Отряды: однопроходных, сумчатых, насекомоядных, шерстокрылов, рукокрылых, приматов, неполнозубых, ящеров. – М.: Высшая школа, 19с.

Соколов млекопитающих. Отряды: зайцеобразных, грызунов. – М.: Высшая школа, 19с.

Соколов млекопитающих. Отряды: китообразных, хищных, ластоногих, трубкозубых, хоботных, даманов, сирен, парнокопытных, мозоленогих, непарнокопытных. – М.: Высшая школа, 19с.

Юдин млекопитающие Сибири. Определитель. – Новосибирск: Наука, 1971. – 172 с.

Дополнительная:

Барышников фауны России и сопредельных территорий. Хищные и ластоногие. – СПб: Зоол. Ин-т РАН, 2001. – 560 с.

Мишаева энцефалиты Евразии (вопросы экологии, молекулярной эпидемиологии, нозологии, эволюции). – Новосибирск: Наука, 2002. – 438 с.

Гамбарян млекопитающих: Приспособительные особенности органов движения. – Л.: Наука, 1972. – 334 с.

Ербаева фауны России и сопредельных территорий. Зайцеобразные и грызуны. – СПб, 1995. – 522 с.

Динец В., Ротшильд Е. Звери. – М., 1996. – 343 с.

Жизнь животных: Млекопитающие, или звери /под ред. С.П. Наумова и. – М.: Просвещение, 198с.

Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция млекопитающих. Т. 2,3. – М.: Мир, 1993. – 280, 310 с.

Лаптев таежной зоны Западной Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ, 1958. – 285 с.

Млекопитающие / Под ред. . – М.: «Изд-во АСТ», 19с.

Млекопитающие фауны СССР: В 2 ч. / Под ред. . – М.: Л.: Наука, 1963.

Сучкова Томского Приобья и способы их изучения. – Томск: ТГУ, 1988. – 185 с.

Окулова взаимосвязи в лесных экосистемах (на примере природных очагов клещевого энцефалита). – М.: Наука, 1986. – 248 с.

Булатова цитогенетика и кариосистематика млекопитающих. – М.: Наука, 1983. – 275 с.

Райххольф Й. Млекопитающие /Под ред. Г. Штайнбаха. – Внешсигма, 1998. – 288 с.

Соколов мира: Млекопитающие. Справочник.–М.: Агропромиздат, 1990.– 254 с.

Татаринов СССР. – М.: Наука, 1974. – 252 с.

Териология в СССР. – М.: Наука, 1984. – 360 с.

Смирин в. М. Млекопитающие СССР.– М.: Мысль, 1970. – 437 с.

Юдин млекопитающие Сибири. – Новосибирск: Наука, 1989. – 326 с.

Борисов и дельфины. М.: Наука, 1972. – 472 с.

Натурные экспонаты: чучела, препараты, муляжи и др.

Презентации, видеофильмы.

Контрольные вопросы по курсу «Териология»

1. Кем и когда был введен в науку термин «териология»? Что изучает эта наука?

2. Какие исследователи принимали активное участие в инвентаризации териофауны России? Кому из них принадлежит приоритет в описании новых видов?

3. Какие ученые внесли наибольший вклад в развитие териологических исследований в Сибири?

4. Какие разделы териологии привлекают наибольшее внимание исследователей?

5. Какова степень изученности представителей разных отрядов млекопитающих?

6. Каковы основные задачи современной териологии?

7. Общая характеристика класса млекопитающих, его система.

8. По каким направлениям шло прогрессивное развитие млекопитающих, обеспечившее их подъем на самую высокую ступень организации и позволившее освоить все жизненные среды?

9. Кто является предком млекопитающих?

10. На чем базируется гипотеза «амфибийного» происхождения млекопитающих Гексли и «рептилийного» – Геккеля?

11. В чем заключался процесс «маммализации» териодонтов?

12. Как шла эволюция млекопитающих в различные геологические эпохи? Какой период считают «золотым веком» млекопитающих?

13. Каковы общие и специфичные анатомо-физиологические приспособления млекопитающих к подземному и водному образу жизни?

14. Каковы приспособления млекопитающих к активному полету?

15. В чем специфика полувоздушных и воздушных форм? В строении каких систем проявляется конвергентное сходство между летучими мышами и птицами?

16. Какие типы локомоций свойственны наземным формам?

17. Какие приспособления к переживанию неблагоприятных периодов года выработались у млекопитающих в процессе эволюции?

18. В чем специфика ритмов суточной активности млекопитающих в разных широтах?

19. В чем преимущества ночного образа жизни? Каковы морфологические адаптации и приспособительные реакции у ночных видов?

20. Каково значение убежищ в жизни млекопитающих?

21. На какие группы подразделяют млекопитающих по отношению их к жилищам?

22. Какие виды млекопитающих нашей фауны – типичные эврифаги, а кого можно считать стенофагами?

23. В каких отрядах у зверей наиболее развит инстинкт запасания корма? У каких видов он вообще отсутствует?

24. Что такое моно - и полигамия? Какие виды млекопитающих нашей фауны относятся к моногамам, а какие – к полигамам?

25. Какова связь плодовитости с размерами животных?

26. Какие факторы определяют динамику численности млекопитающих?

27. Общая характеристика отрядов утконосы и ехидны.

28. Какие признаки в организации однопроходных являются архаичными?

29. Общая характеристика 7 отрядов сумчатых, их объем и система.

30. Отр. Насекомоядные. Характеристика, объем, распространение, представители и значение.

31. Отр. Афросорициды.

32. Отр. Рукокрылые.

33. Отр. Неполнозубые.

34. Отр. Броненосцы.

35. Отр. Ящеры, или панголины.

36. Отр. Зайцеобразные.

37. Отр. Грызуны.

38. Отр. Хищные.

39. Отр. Китообразные.

40. Отр. Хоботные.

41. Отр. Непарнокопытные

42. Отр. Парнокопытные.

43. Отр. Тупайи.

44. Отр. Приматы.

45. Отр. Даманы.

46. Отр. Сирены

47. Какова роль млекопитающих в экосистемах?

48. Какие виды млекопитающих Томского Приобья являются вредителями сельского и лесного хозяйства?

49. Роющая деятельность грызунов и ее значение.

50. Роль экологических знаний при разработке мер борьбы с вредителями лесного, сельского и др. хозяйства.

51. Что изучает медицинская териология?

52. Основные положения учения акад. о природной очаговости инфекций.

53. Классификация природно-очаговых заболеваний по типу возбудителя и способам передачи инфекции человеку.

54. Клещевой энцефалит. Эпидемиология, профилактика, меры борьбы.

55. Омская геморрагическая лихорадка.

56. Бешенство. Эпидемиология, профилактика, меры борьбы.

57. Где распространены природные очаги чумы? Каковы ее основные формы, меры профилактики и борьбы?

58. Туляремия. Эпидемиология, профилактика, меры борьбы.

59. Токсоплазмоз. Эпидемиология, профилактика, меры борьбы.

60. Какие природно-очаговые заболевания распространены на территории Томского Приобья?

61. Какие виды млекопитающих Томского Приобья используются как объекты охотпромысла?

62. Какие виды млекопитающих внесены в Красную книгу Томской области? Какие мероприятия необходимы для их охраны?

VI. ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ протокола кафедрального заседания

Подпись зав. кафедрой

Вопросы по териологии

    Краткая история териологии. Особенности развития териологии в России.

    Принципы зоологической систематики. Бинарная номенклатура видов.

    Класс Млекопитающие (Mammalia) или Звери (Theria). Общая характеристика, морфология, представители, значение.

    Происхождение и эволюция млекопитающих.

    Особенности строения и отличительные признаки.

    Систематика класса млекопитающих.

    Первозвери (Prototheria). Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители.

    Низшие звери или Сумчатые (Metatheria). Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители.

    Высшие звери или Плацентарные (Eutheria). Особенности строения, биология, представители, значение.

    Высшие звери или Плацентарные (Eutheria). Отличительные признаки, систематика, представители.

    Насекомоядные (Insectivora). Систематическое положение. Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Семейство ежей (Erinaceidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Семейство кротов (Talpidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Семейство землероек (Soricidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Неполнозубые (Edentata). Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение.

    Ящеры (Pholydota). Трубкозубые (Tubulidentata). Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение.

    Рукокрылые (Chiroptera). Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение.

    Подотряд крыланов (Megachiroptera). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Подотряд летучих мышей (Microchiroptera). Отличительные признаки, биология, систематика, представители, значение.

    Приматы (Primates). Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение.

    Подотряд низших приматов (Prosimii). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Подотряд высших приматов (Anthropoidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Зайцеобразные (Lagomorpha). Систематическое положение. Особенности строения, биология, систематика, представители, значение. Объекты промысла и разведения.

    Семейство зайцев (Leporidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Грызуны (Rodentia). Систематическое положение. Особенности строения, биология, представители, значение. Объекты промысла и разведения.

    Семейство беличьих (Sciuridae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Семейство бобровых (Castoridae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Семейство мышиных (Muridae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Семейство хомяковых (Cricetidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Отряд Хищные (Carnivora). Особенности строения, биология, систематика, представители, значение.

    Семейство куньих (Mustelidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение. Объекты промысла и разведения.

    Семейство псовых (Canidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение. Объекты промысла и разведения.

    Семейство кошачьих (Felidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение. Объекты промысла и разведения.

    Семейство медвежьих (Ursidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Семейство енотовых (Procyonidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Семейство настоящих тюленей (Phocidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Семейство моржей (Odobenidae). Отличительные признаки, биология, представители.

    Семейство ушастых тюленей (Otariidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Отряд Китообразные (Cetacea). Особенности строения, биология, систематика, представители.

    Подотряд усатых китов (Mustacoceti). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Подотряд зубатых китов (Odontoceti). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Отряд Даманы (Hyracoidea). Особенности строения, биология, систематика, представители.

    Отряд Хоботные (Proboscidea). Особенности строения, биология, систематика, представители.

    Отряд Сирены (Sirenia). Особенности строения, биология, систематика, представители.

    Отряд Непарнокопытные (Perissodactyla). Особенности строения, биология, систематика, представители, значение. Одомашненные представители этого отряда и их дикие предки.

    Отряд Парнокопытные (Artiodactyla). Особенности строения, биология, систематика, представители, значение. Объекты промысла и разведения.

    Семейство свиных (Suidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение. Объекты промысла и разведения.

    Семейство оленьих (Cervidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение. Объекты промысла и разведения.

    Семейство полорогих (Bovidae). Козлы. Бараны. Отличительные признаки, биология, представители, значение. Одомашненные представители и их дикие предки.

    Семейство полорогих (Bovidae). Быки. Газели. Отличительные признаки, биология, представители, значение. Одомашненные представители и их дикие предки.

    Семейство кабарожьих (Moschidae). Отличительные признаки, биология, представители, значение.

    Семейство верблюжьих (Camelidae). Особенности строения, биология, представители, значение. Одомашненные представители и их дикие предки.

    Жизненные формы и экологические группы млекопитающих.

    Адаптации млекопитающих к водной среде обитания. Изменения морфологических и этологических показателей.

    Адаптации млекопитающих к воздушной среде обитания. Изменения морфологических и этологических показателей.

    Адаптации млекопитающих к роющему образу жизни. Изменения морфологических и этологических показателей.

    Адаптации млекопитающих к подземному образу жизни. Изменения морфологических и этологических показателей.

    Адаптации млекопитающих к наземному образу жизни. Изменения морфологических и этологических показателей.

    Адаптации млекопитающих к древесному, лазающему образу жизни. Изменения морфологических и этологических показателей.

    Сезонные изменения морфологических особенностей млекопитающих. Их адаптации к сезонным явлениям.

    Сезонные изменения этологических особенностей млекопитающих. Их адаптации к сезонным явлениям.

    Экологические группы млекопитающих, их хозяйственное значение.

    Особенности питания и трофическая экология млекопитающих. Строение органов пищеварения в разных группах.

    Популяционная структура и динамика численности млекопитающих.

    Особенности размножения млекопитающих. Репродуктивная биология.

    Промысловая териология. Трофейные охоты.

    Особенности поведения млекопитающих. Поведенческая экология.

    Миграции млекопитающих, их приспособительное значение.

    Годовой жизненный цикл млекопитающих. Зимний сон и спячка.

    Охотничье-промысловые виды млекопитающих РФ, и мероприятия по регулированию их численности.

    Редкие виды млекопитающих и мероприятия по их охране.

    Млекопитающие фауны России. Распространение, местообитания и мероприятия по регулированию численности.

    Морфометрические показатели млекопитающих. Особенности взятия промеров в различных группах.

    Особенности определения и описания млекопитающих.

    Териофауна отдельных природных зон России.