В н дружинин история психологии. Дружинин приводит семь вариантов жизни, каждый из которых глубоко и подробно анализируется. И, между прочим, далеко не беспристрастно, как этого требует естественно-научная парадигма. Виктор Франкл, в свою очередь, признае

Владимир Николаевич Дружинин (12 августа 1955, пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области — 22 июня 2001, Сочи) — российский психолог и организатор науки.

Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета (1978), кандидат психологических наук («Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки», 1982), доктор психологических наук («Теоретические основы психологической диагностики познавательных способностей», 1991). Профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН (1993).

С 1992 по 2000 год работал заместителем директора Института психологии РАН, с 1995 года — директором Института психологии Государственного института гуманитарных наук (при РАН), с 1999 года — ректором Института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург). Член специализированных советов при Ярославском государственном университете (с 1992) и МГУ (с 1993).

В.Н. Дружинин разработал концепцию экологической валидности тестов, типологию психодиагностических ситуаций, выявил влияние ситуативных и мотивационных факторов на проявление познавательных способностей при тестировании.

В.Н. Дружинин был лауреатом премий: С.Л. Рубинштейна Президиума Российской Академии наук (1996); Президента РФ в области образования (1998); лауреатом Всероссийского конкурса книг по образованию (1997, первое место за книгу «Психология общих способностей»), лауреатом конкурса «Пушкинская библиотека» фонда Сороса (2000, Отв. ред. учебника «Психология» для экономических вузов).

Преподавательская деятельность В.Н. Дружинина была чрезвычайно интенсивной: он обучал студентов в более чем десяти вузах страны. Под руководством В.Н. Дружинина защищено более 20 кандидатских диссертаций и несколько докторских. Он являлся членом трех диссертационных советов. В течение 1982-1984 гг. В.Н. Дружинин являлся председателем Совета молодых ученых ИП АН; членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР; членом бюро первичной организации Общества «Знание».

Трагически погиб в 2001 году.

Книги (10)

Сборник книг

В работах Дружинина В.Н разрабатываются проблемы дифференциальной психометрии. Им предложена и обоснована обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы. Разработана концепция экологической валидности теста.

Предложен средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типология психодиагностических ситуаций. Экспериментально выявлена зависимость валидности теста, как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого.

Психология общих способностей

Цель данной книги — изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности).

В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж. Гилфорда, Г.Айзенка, Э.П.Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.

В приложении помещены оригинальные методические разработки руководимой автором лаборатории в Институте психологии РАН. Информативная насыщенность, корректность изложения, цельность научной позиции автора безусловно привлекут к этой книге внимание всех, кто интересуется психологией, педагогикой, социологией.

Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии

Этот текст посвящен психологическим проблемам человеческой жизни (и смерти). В основе его - только личные размышления автора, сдобренные цитатами и невольными заимствованиями из книг, прочитанных за годы с тех пор, как он научился читать.
Эта книга - не научное исследование, возможно, одна большая гипотеза, растянувшаяся на несколько печатных листов.

Когнитивная психология

Рассматриваются критерии оптимальности оценок, выносимых человеком, и психологические эффекты смещения оценок в условиях неопределенности и экономического риска.

Психология

Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров.

Учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины.

В учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходимо современным студентам.

Психология. Учебник для технических вузов

Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебник предназначен для студентов, обучающихся в технических вузах.

В учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, знание которых необходимо современным студентам.

Структура и логика психологического исследования

В монографии изложены основания структурного описания психологического эмпирического исследования. Основное внимание уделяется предметной и объектной специфике психологических методов.

Анализируется соотношение герменевтического и естественнонаучного подходов в психологическом исследовании. Дается интерпретация психологического эксперимента, учитывающая взаимодействие испытуемого и экспериментатора.
Приводится классификация методов психологического эмпирического исследования.

Экспериментальная психология

Учебник содержит материалы стандартного курса "Экспериментальная психология" для психологических факультетов университетов. В нем изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов.
Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов.
Одна их глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.
Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования.

) - российский психолог и организатор науки.

Сочинения

  • «Психологическая диагностика способностей: теоретические основы» (ч.1-2, 1990),
  • «Развитие и диагностика способностей» (соавт., 1990),
  • «Структура и логика психологического исследования» (1993),
  • «Методы психологической диагностики» (соавт., 1993),
  • «Психология общих способностей» (1995),
  • «Психодиагностика общих способностей» (1996)
  • «Психология семьи.» (2000)
  • «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии.» (2001)

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дружинин Владимир Николаевич" в других словарях:

    Дружинин, Владимир Николаевич: Дружинин Владимир Николаевич (1907 1976) участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Дружинин Владимир Николаевич (1908 1995) советский писатель, автор исторической, военной и… … Википедия

    Дружинин, Владимир Николаевич - (1955 2001) Российский психолог, доктор психологических наук (1991), профессор (1993). В работах Д. разрабатываются проблемы дифференциальной психометрии. Им предложена и обоснована обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации,… … Кто есть кто в российской психологии

    Владимир Николаевич Дружинин Дата рождения: 1908 год(1908) Место рождения: Ярославль Дата смерти: 1995 год(1995) Гражданство … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дружинин. Владимир Николаевич Дружинин Дата рождения 25 декабря 1907(1907 12 25) Место рождения … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дружинин. Владимир Николаевич Дружинин (12 августа 1955(19550812), пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области 22 июня 2001, Сочи) российский психолог и… … Википедия

    - (12 августа 1955, пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области 22 июня 2001, Сочи) российский психолог и организатор науки. Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета (1978). Кандидат… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Максаков. Владимир Николаевич Максаков … Википедия

    Фамилия. Известные носители: Дружинин, Александр Васильевич (1824 1864) русский писатель, литературный критик, переводчик. Дружинин, Борис Иванович (род. 1938) советский и литовский шашист, национальный гроссмейстер Литвы, заслуженный тренер СССР … Википедия

    Владимир Николаевич Дружинин (12 августа 1955, пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области 22 июня 2001, Сочи) российский психолог и организатор науки. Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного… … Википедия

Книги

  • Психология одаренности и творчества. Монография , Дружинин Владимир Николаевич, Богоявленская Диана Борисовна, Бабаева Юлия Давыдовна. Монография посвящена актуальной проблеме психологии одаренности и творчества. В ней рассматриваются теоретико-методологические подходы к изучению одаренности итворчества на разных этапах…

Предисловие 4

1. Психология как научная дисциплина 6

1.1. Предмет психологии 6

1.2. Место психологии в системе наук 8

1.3. Отрасли современной психологии 8

1.4. Научные организации и исследовательские программы 12

1.5. Психологические ассоциации 15

1.6. Подготовка психологов и учебные программы 16

2. Психофизиология 19

2.1. Общая психофизиология 19

2.2. Введение в системную психофизиологию 35

2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга 75

3. Познание и общение 106

3.1. Психология сенсорных процессов. Психофизика 106

3.2. Восприятие 150

3.3. Внимание 168

3.4. Психология памяти и ментальные репрезентации 182

Приложение 211

3.5. Научение 212

Заключение 234

3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки 239

3.7. Мышление и интеллект 260

3.8. Психология речи и языка. Психолингвистика 317

3.9. Психология дискурса 354

3.10. Невербальная коммуникацияв системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы 371

4. Психическая регуляция поведения 395

4.1. Психология субъекта и его деятельности 395

4.2. Мотивация и эмоции 412

4.3. Принятие решения 428

4.4. Контроль и планирование поведения 438

5. Психология личности и психология развития 459

5.1. Психогенетика 459

5.2. Когнитивное развитие 472

5.3. Социализация развития 509

5.4. Темперамент 523

5.5. Структура личности 536

6. Социальная психология 549

6.1. История и методы социальной психологии 549

6.2. Социальная психология личности 569

6.3. Психология межличностного взаимодействия 582

6.4. Психология малых групп 611

6.5. Психология межгрупповых отношений 630

6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления 638

6.7. Некоторые отрасли социальной психологии 650

6.7.2. Экономическая психология 656

6.7.3. Этническая психология 664

7. Основные отрасли психологии 674

7.1. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований 674

7.2. Математическая психология 686

7.3. Медицинская психология. 700

7.4. Психодиагностика 713

7.5. Психология профессиональной деятельности 723

7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 763

7.6.4. Критерии интеллектуальной воспитанности 771

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга не совсем традиционна по содержанию, название же «Справочное руководство» лишь примерно характеризует ее жанр.

За последние годы появилось множе­ство учебников, монографий, словарей, классических трудов, дающих представле­ние как о психологической науке в целом, так и об отдельных ее отраслях. Среди психологических изданий лидирует лите­ратура по психотерапевтической и психо­аналитической проблематике, далее сле­дуют публикации, посвященные вопросам психологии образования и тому, что назы­вается «психология для всех». Нет недо­статка и в учебниках, предназначенных для желающих получить начальную пси­хологическую подготовку.

Любой учебник или словарь содер­жит материал «устоявшийся», традици­онный, составляющий «научный багаж» профессиональных психологов и неиз­менно сопутствующий им. Однако ре­зультаты фундаментальных исследова­ний опережают приведенные в учебни­ках данные по крайней мере на 15 - 20 лет. Для психологии - отрасли научно­го знания, особенно бурно развиваю­щейся в XX в., такое положение имеет негативные последствия. Влияние отста­вания содержащегося в учебниках мате­риала от результатов, полученных в ла­бораторных и полевых исследованиях, а также от созданных в последнее время теорий и моделей, в первую очередь ска­зывается на уровне квалификации оте­чественных психологов, долгое время находившихся в относительной изоля­ции от достижений мировой науки. По­этому авторы этой книги решили вос­полнить информационный пробел и рассказать о последних успехах мировой фундаментальной психологии.

Мы сознательно исходили из того, что квалифицированный читатель зна­ком с основными понятиями психологи­ческой науки и практики. Книга пред­назначена для тех, кто стремится углу­бить свои познания в области научной психологии.

Современная психология, так скупо представленная в различных образова­тельных структурах, - это огромная и сильно дифференцированная научная об­ласть, опирающаяся на не менее обшир­ную сферу психологической практики. Разумеется, ни одно учебное пособие не в состоянии охватить все многообразие те­орий, фактов, методов и других аспектов психологической науки. Вместе с тем ав­торы старались представить результаты исследований и научных поисков макси­мально полно и доступно для читателя.

Монография состоит из глав, каждая из которых посвящена определенному разделу психологической науки. Основ­ное внимание уделено обшей психоло­гии, психологии личности и социальной психологии.

Несоответствие объема материала его значимости объясняется достаточно про­сто: как и в любой другой области науки, в психологии имеются более или менее разработанные проблемы, «точки роста»,

А также отрасли, где за последние 10-15 лет не наблюдается существенного про­гресса (нет новых фактов, гипотез, мето­дических находок и пр.). Кроме того, не­который «перекос» в изложении матери­ала может быть объяснен и тем, что оте­чественные психологи не занимаются в равной мере всеми направлениями фун­даментальной и прикладной психологии. Сегодня когнитивная психология являет­ся доминирующим направлением миро­вой науки. Вследствие этого изучение проблем эмоций, воли, чувств находится на «обочине» основного пути, по которо­му идут современные исследователи. На­деемся, что такое положение дел будет исправлено общими усилиями в ближай­шем будущем.

Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожа­лению, авторам справочного руковод­ства не удалось в полной мере предста­вить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно ве­лик. Прикладная психология заслужива­ет не одного, а, возможно, нескольких отдельных справочных изданий. Мало представлены результаты исследований и прикладных разработок в области пси­хологии образования. Но этот пробел легко восполняется: существует обшир­ная и многообразная отечественная ли­тература по данному вопросу. Самый большой «отряд» отечественных педаго­гических психологов работает в системе Российской академии образования, и мы отсылаем читателей к их трудам.

Авторский коллектив этой книги состоит преимущественно из сотрудников Института психологии Российской акаде­мии наук. В той мере, в какой это возмож­но, результаты их исследований представ­лены в соответствующих разделах.

Каждый раздел монографии включает в себя сжатое изложение современного со­стояния конкретной отрасли психологии. Основное внимание уделено результатам (фактам, закономерностям, моделям, тео­риям и др.), полученным в последние 15- 20 лет. Дается представление о предмете, методе, основных проблемах и базовых понятиях, специфичных для отрасли. Приводится краткая история исследова­ний в нашей стране и за рубежом, харак­теризуются основные направления, цен­тры и научные школы данной отрасли психологической науки. Основное содер­жание посвящено изложению фактов, за­кономерностей, законов и их объясне­ний. В конце каждого раздела авторы обсуждают нерешенные проблемы и оценивают перспективы дальнейших исследований, а также возможности и сферы применения полученных результа­тов. Раздел заканчивается списком реко­мендуемой литературы. Иностранные ис­точники приводятся лишь в том случае, если нет их русских изданий или анало­гичных по содержанию российских работ.

Книга занимает «промежуточное ме­сто» между учебником и научной моно­графией, это - «продвинутый» учебник, который может быть интересен и поле­зен всем, кто интересуется научной пси­хологией.

В. Н. Дружинин

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга не совсем традиционна по содержанию, название же «Справочное руководство» лишь примерно характеризует ее жанр.
За последние годы появилось множество учебников, монографий, словарей, классических трудов, дающих представление как о психологической науке в целом, так и об отдельных ее отраслях. Среди психологических изданий лидирует литература по психотерапевтической и психоаналитической проблематике, далее следуют публикации, посвященные вопросам психологии образования и тому, что называется «психология для всех». Нет недостатка и в учебниках, предназначенных для желающих получить начальную психологическую подготовку.
Любой учебник или словарь содержит материал «устоявшийся», традиционный, составляющий «научный багаж» профессиональных психологов и неизменно сопутствующий им. Однако результаты фундаментальных исследований опережают приведенные в учебниках данные по крайней мере на 15-20 лет. Для психологии - отрасли научного знания, особенно бурно развивающейся в XX в., такое положение имеет негативные последствия. Влияние отставания содержащегося в учебниках материала от результатов, полученных в лабораторных и полевых исследованиях, а также от созданных в последнее время теорий и моделей, в первую очередь сказывается на уровне квалификации отечественных психологов, долгое время находившихся в относительной изоляции от достижений мировой науки. Поэтому авторы этой книги решили восполнить информационный пробел и рассказать о последних успехах мировой фундаментальной психологии.
Мы сознательно исходили из того, что квалифицированный читатель знаком с основными понятиями психологической

науки и практики. Книга предназначена для тех, кто стремится углубить свои познания в области научной психологии.
Современная психология, так скупо представленная в различных образовательных структурах, - это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на не менее обширную сферу психологической практики. Разумеется, ни одно учебное пособие не в состоянии охватить все многообразие теорий, фактов, методов и других аспектов психологической науки. Вместе с тем авторы старались представить результаты исследований и научных поисков максимально полно и доступно для читателя.
Монография состоит из глав, каждая из которых посвящена определенному разделу психологической науки. Основное внимание уделено общей психологии, психологии личности и социальной психологии.
Несоответствие объема материала его значимости объясняется достаточно просто: как и в любой другой области науки, в психологии имеются более или менее разработанные проблемы, «точки роста», а также отрасли, где за последние 10-15 лет не наблюдается существенного прогресса (нет новых фактов, гипотез, методических находок и пр.). Кроме того, некоторый «перекос» в изложении материала может быть объяснен и тем, что отечественные психологи не занимаются в равной мере всеми направлениями фундаментальной и прикладной психологии. Сегодня когнитивная психология является доминирующим направлением мировой науки. Вследствие этого изучение проблем эмоций, воли, чувств находится на «обочине» основного пути, по которому идут современные исследователи. Надеемся, что такое положение дел будет исправлено общими усилиями в ближайшем будущем.
Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожале-

ПРЕДИСЛОВИЕ

нию, авторам справочного руководства не удалось в полной мере представить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно велик. Прикладная психология заслуживает не одного, а, возможно, нескольких отдельных справочных изданий. Мало представлены результаты исследований и прикладных разработок в области психологии образования. Но этот пробел легко восполняется: существует обширная и многообразная отечественная литература по данному вопросу. Самый большой «отряд» отечественных педагогических психологов работает в системе Российской академии образования, и мы отсылаем читателей к их трудам.
Авторский коллектив этой книги состоит преимущественно из сотрудников Института психологии Российской академии наук. В той мере, в какой это возможно, результаты их исследований представлены в соответствующих разделах.
Каждый раздел монографий включает в себя сжатое изложение современного состояния конкретной отрасли психологии. Основное внимание уделено резуль-

татам (фактам, закономерностям, моделям, теориям и др.), полученным в последние 15-20 лет. Дается представление о предмете, методе, основных проблемах и базовых понятиях, специфичных для отрасли. Приводится краткая история исследований в нашей стране и за рубежом, характеризуются основные направления, центры и научные школы данной* отрасли психологической науки. Основное содержание посвящено изложению фактов, закономерностей, законов и их объяснений/В конце каждого раздела авторы обсуждают нерешенные проблемы и оценивают перспективы дальнейших исследований, а также возможности и сферы применения полученных результатов. Раздел заканчивается списком рекомендуемой литературы. Иностранные источники приводятся лишь в том случае, если нет их русских изданий или аналогичных по содержанию российских работ.
Книга занимает «промежуточное место» между учебником и научной монографией, это- «продвинутый» учебник, который может быть интересен и полезен всем, кто интересуется научной психологией.

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Предмет психологии
С тех пор как немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754) ввел в научный обиход термин «психология», прошло более двухсот лет, сопровождавшихся ее становлением, кризисами, научными революциями; в системе знаний и методов «науки о душе».
Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т. д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое «непосредственный субъективный опыт», «"сознание», «поведение». Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологичное определение: «психология - наука о психике». Это - «определение, которого стыдятся». Следует утешиться лишь тем, что до настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена-с помощью научных методов.
Во-первых, мало кто из взрослых людей сомневается в наличии у себя субъективной-реальности: переживаний, чувств, мыслей, снов; Она периодически демонстрирует свое отличие от реальности объек-* тивной: в неадекватности отражения, в снах, иллюзиях, галлюцинациях и т. д.
Во-вторых, наблюдая за поведением других людей, своим, живых существ, а также движениями неодушевленных предметов, человек бессознательно выделяет то общее, что «сближает» его с окружающим миром, а именно - одушевленность.
В-третьих, не может не вызывать удивн ления разнообразие в особенностях и"мотивах поведения людей, их характеров, привычек, способностей. Наличие психики как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах центральной нервной системы и сомати-

Психология общих способностей. Дружинин В.Н.

3-е изд. - СПб.: 2007. - 368 с.

Цель данной книги - изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности). В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж.Гилфорда, Г.Айзенка, Э.П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.

Формат: pdf

Размер: 25,7 Мб

Скачать: Rghost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к третьему изданию 3
От автора 5
От автора 7
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 9
История исследований и развитие проблематики психологии способностей... 9
Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) 14
Литература 17
Глава 2. ОБЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 18
Факторные модели интеллекта 25
Модель Ч. Спирмена 26
Модель Л. Терстоуна 29
Модель Дж. Гилфорда 30
Модель Р. Б. Кэттелла 31
Другие иерархические модели
(С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной, Л. Хамфрейс) 35
Монометрический подход 37
Когнитивные модели интеллекта 41
Модель Р. Стернберга 42
Другие когнитивные модели 47
Концепция ментального опыта М. А. Холодной 49
Литература 54
Глава 3. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА 56
Психометрические замечания 56
Прогрессивные матрицы Дж. Равена 63
Тест Д. Векслера 66
Тесты структуры интеллекта 77
Литература 84
Глава 4. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 85
Психогенетика общих способностей 85
Влияние среды на развитие интеллекта 98
Развитие интеллекта и специальных
познавательных способностей в течение жизни 106
Литература ПО
Глава 5. ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ 112
Психофизиология интеллекта 112
Модель А. Н. Лебедева 115
Функциональная асимметрия головного мозга и способности 117
Российская школа дифференциальной психофизиологии 122
Способности женщины и мужчины 125
Личность и интеллект 131
Литература 138
Глава 6. СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА В ИССЛЕДОВАНИИ СПОСОБНОСТЕЙ. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ 140
Обыденные теории личности и представления об интеллекте 140
Исследования обыденных представлений о способностях 144
Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании 149
Литература 156
Глава 7. ОБЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 158
Творчество и деятельность 158
Проблема способности к творчеству.
Концепция редукции творчества к интеллекту 170
Творческая личность и ее жизненный путь 173
Креативность и ее диагностика 185
Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса 185
Концепция М. Воллаха и Н. Когана 190
Концепция С. Медника 193
«Теория инвестирования» Р. Стернберга 198
Подход В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой 201
Литература 210
Глава 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 213
Психогенетика креативности 213
Формирование креативности и обучаемость 219
Обучаемость, креативность и интеллект 241
Литература 244
Глава 9. СТРУКТУРА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 246
Общий интеллект и школьная успеваемость 247
Общий интеллект и профессиональная деятельность 250
Общий интеллект и креативность 252
«Одномерная модель» 254
Структура общего интеллекта. Импликативная модель 257
Четырехмерная модель 261
Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных
интеллектуальных способностей 264
Литература.266
ПОСЛЕСЛОВИЕ 268
ПРИЛОЖЕНИЯ 278
Диагностика структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра) 278
Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) 283
Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий) 312
Диагностика вербальной креативности
(адаптация теста С. Медника - подростковый и взрослый варианты) 324
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 349