Верю не верю (карточная игра). Правила игры Верю — не верю Активизировать игру верю не верю

В данной статье описываются активные методы обучения, которые используются учителем на уроке. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование активных методов обучения в системе урока»

(из опыта работы)

Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

К активным методам относятся методы, которые используются внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие наиболее эффективно решать конкретные задачи этапа.

В своей работе я использую ряд методов, описание которых приведу ниже.

Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемно-развивающего обучения.

На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью,

запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – "пришел,

услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении

проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.

Использование АМО на уроке позволяет:

Обеспечить положительную мотивацию обучения;

Провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

Усовершенствовать контроль знаний;

Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Описание активных методов .

Психологическая поддержка

Учащиеся становятся в круг, держась за руки, учитель произносит слова шёпотом, а учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся и всё у нас получится!

Психологический настрой.

«Дерево настроений» - ребята показывают в начале и в конце урока листики соответствующего цвета: зелёный –всё хорошо, жёлтый – не очень хорошее настроение, фиолетовый – плохое;

Дети объясняют своё настроение, особенно в конце урока если оно изменилось.

АМ начала образовательного мероприятия

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями »

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Пример АМ презентации учебного материала

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

АМ организации самостоятельной работы над темой

Метод «Автобусная остановка»

Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

АМ подведения итогов урока

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

Я съел бы еще этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Я переел…

Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

АМ Дерево мудрости

Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.
(Учащимся дается время на чтение текста.)
Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.
(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)
Пожалуйста, прикрепите листок скрепкой к «дереву».
Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, снимет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.


АМ «Занимательные карточки» предназначены для работы учащихся небольшими группами (2-6 человека). На каждой карточке записан вопрос и краткий ответ на него.
Правила игры
В игре участвует 2-6 человек.
В основу игры положен принцип «Веришь - не веришь». Предложения строятся таким образом, чтобы на них можно было ответить: «верю» или «не верю». Если следует правильный ответ «верю», то карточка откладывается в сторону, если «не верю», то отвечавший берет карточку себе. Правильные утверждения можно сочетать с заведомо неверными.
учителя получать карточки любого желающего.

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы:

Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

По количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Упражнение «Мостик дружбы»

Цель: ощутить свою принадлежность к группе, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, создать положительный эмоциональный настрой на работу

Участники: все педагоги.

Время проведения: 5 минут

Проведение: Ведущий просит педагогов по желанию образовать пары, придумать и показать мостик дружбы, счастья, радости, мечты (при помощи рук, ног, туловища, соприкоснувшись головами, ладошками и т.д.). Затем он предлагает «построить» мостик втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Метод «Волшебный круг»

Цель: выяснить мнение о прошедшем мероприятии, отследить соответствие результатов занятия с ожидаемыми предположениями.

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы: магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, большой круг, выложенный из каната, внутри которого клубочки из ленточек зеленого, красного и желтого цвета.

Проведение: Звучит спокойная музыка, группа подходит к кругу. Ведущий предлагает всем педагогам оценить свой вклад в работу группы: выложить из клубочка красный лепесток – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Полученный цветок сравнивается с цветком


Все мы с детства знаем, что быстро поднятое не считается упавшим, черника и морковь полезны для глаз, а куриный бульон обязателен при простуде. Ученые из разных стран выяснили, какие из этих утверждений соответствуют правде, а какие являются распространенными заблуждениями, опровергнуть которые не составляет труда.

Яблоки предупреждают болезни

Неправда

Популярная английская поговорка гласит: «An apple a day keeps a doctor away» («Кто яблоко в день съедает, у того доктор не бывает»). Метью Девис (Matthew Davis) из Мичиганского университета решил проверить справедливость этого изречения. В его эксперименте приняли участие более 8000 американцев, из них 9 % действительно каждый день съедали по яблоку.

Несмотря на несомненную пользу этого фрукта, содержащего около 20 % дневной нормы клетчатки, а также железо, кальций и витамин А, оказалось , что любители яблок заболевали так же часто, как и те, кто предпочитал другие фрукты. В общем, отказываться от яблок, конечно, не стоит, но удивительными свойствами эти фрукты явно не обладают.

Куриный бульон помогает при простуде

Правда

Это подтвердили американские ученые из госпиталя «Маунт Синай» (Mount Sinai Hospital), опубликовавшие в 2012 году результаты своего исследования . В эксперименте приняли участие 15 человек с симптомами простуды. Одним была предложена холодная вода, другим - горячая, а третьих «лечили» с помощью куриного бульона, который и оказался сравнительно эффективным средством против простуды.

Авторы связывают целебные свойства бульона с содержащимся в нем карнозином - веществом, повышающим иммунитет. Важны и другие компоненты бульона: чеснок и лук содержат важные для продукции иммунных клеток органосульфиды, а витамин А из моркови способствует образованию защитных антител.

Следует выпивать не менее 8 стаканов воды в день

Неправда

Мнение о том, что взрослому человеку необходимо ежедневно выпивать как минимум два литра воды, широко распространено среди сторонников здорового образа жизни.

Впервые эта фраза была опубликована в рекомендациях Совета по продовольствию и питанию США (National Food and Nutrition Board) еще в 1945 году. Впрочем, в те годы она была длиннее и звучала так: «Норма потребления жидкости для взрослого человека составляет около 2,5 литра в день… но бóльшая часть этого количества содержится в потребляемой пище». С годами концовка предложения позабылась, а положение о 8 стаканах сохраняет популярность уже более полувека.

Результаты научных исследований последних лет указывают, что регулярное употребление большого количества жидкости никак не влияет на здоровье. Так, в 2010 году израильские ученые не выявили положительного влияния 8 стаканов воды на состояние кожи, опровергнув, таким образом, еще один миф о красоте и здоровье.

Черника и морковь улучшают зрение

Отчасти правда

Пациентам со сниженной остротой зрения врачи нередко рекомендуют включить в свой рацион морковь или чернику. Но, согласно Базе данных лекарственных средств природного происхождения (Natural Medicines Comprehensive Database), ученым пока не удалось обнаружить убедительных доказательств пользы черники для глаз.

Что касается витамина А, которым богата морковь, то его важность для зрения была неоднократно подтверждена различными исследованиями . Известно, что дефицит витамина А является одной из причин детской слепоты, а введение в рацион этого вещества помогает улучшить ночное зрение и защищает роговицу глаза от сухости. Однако сделать зрение более острым морковь, как и черника, не способна.

Быстро поднятое не считается упавшим

Правда

Студенты из Астонского университета (Aston University, Великобритания) доказали , что это правило действительно работает, а еда, находившаяся на полу менее пяти секунд, чаще всего неопасна для здоровья.

Авторы изучали вероятность заражения кишечной палочкой и золотистым стафилококком кусочков пищи, упавших на пол. В эксперименте учитывались тип пищи, вид напольного покрытия и время, которое еда пробыла на полу. Оказалось, что пища, лежавшая на ковре, заражалась бактериями гораздо медленнее, чем кусочки, упавшие на плитку или ламинат. Если же еду успевали поднять в течение 5 секунд, то риск ее инфицирования был вообще минимален.

Руководитель исследования Энтони Хилтон (Anthony Hilton) приводит интересную статистику: почти 90 % респондентов заявили, что всегда следуют «правилу пяти секунд», и выразили готовность соблюдать его в будущем.

Смех продлевает жизнь

Неизвестно

Действительно ли смех способствует долголетию, ученым выяснить пока не удалось, однако его польза для здоровья не вызывает сомнений. Так, Робин Данбар (Robin Dunbar) из Оксфорда в 2011 году доказал , что смех снижает чувствительность к боли. Оказалось, что при столь активном проявлении положительных эмоций напрягается диафрагма, мышцы спины и живота, и это мышечное напряжение влечет за собой выработку «гормонов радости» эндорфинов, которые улучшают психологическое состояние и помогают справиться с болью.

Есть хорошая новость и для тех, кто страдает избыточным весом. Мачей Буковски (Maciej Buchowski) и его коллеги считают, что смеяться нужно ежедневно. Ученые подсчитали, что 15 минут смеха в день позволяют сжечь до 40 килокалорий. Это значит, что весельчаки за год могут сбросить около двух килограммов, просто не забывая о шутках и хорошем настроении!

Ксения Скрыпник

Фото thinkstockphotos.com

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

Доклад на тему:

«Реализация стратегии смыслового чтения

на уроках математики »

Подготовила: учитель математики

МБОУ Краснокоммунарская СОШ

Япиева А.В.

2014-2015 уч.год

«Реализация стратегии смыслового чтения на уроках математики»

«Эти добрые люди и не подозревают, каких

трудов и времени стоит научиться читать.

Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать,

чтобы вполне достиг цели»

И. Гёте

Глобальные процессы информатизации общества поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Сейчас происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения осмысленно читать относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Если мы будем говорить о математической грамотности учащихся, то её развитие напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

Уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

Уметь критически оценивать данную информацию;

Но вот парадокс, все мы прекрасно понимаем, что должны знать и уметь учащиеся,

но как нужно организовать учебный процесс на уроке, чтобы каждый, самый нерадивый ученик мог сказать: «Я это знаю и умею»

Мы говорим: « Урок – основная форма организации обучения». Но уроки могут быть

различными так же, как и их результаты.

Какой урок можно считать наиболее эффективным?

Можно ли вывести формулу эффективного урока?

Давайте попробуем.

Во-первых, ребенку на уроке должно быть интересно и понятно, зачем он изучает

данный материал и где может применить полученные знания;

Во-вторых, на уроке должна быть создана ситуация, в которой учащиеся

приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности;

И, наконец, в-третьих, если ученики успешно выполняют задания не только по

образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация

максимально приближена к конкретной жизненной проблеме), то именно такой

Обучение математике должно быть ориентировано не только на математическое

образование, в узком смысле этого слова, но и на образование с помощью математики, т.к. умение применять математические знания – основа успешной и благополучной жизни наших учеников.

Рассмотрим применения элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ), применение которых, позволяет реализовать идеи стратегии смыслового чтения на уроке математики.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Если наши ученики умеют и читают литературные произведения, то с учебно-научными текстами дело обстоит иначе. Поэтому применение в деятельности ТРКМ позволяет решить эту проблему.

    Приём «Представление информации в кластерах»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Чаще всего такой тип работы использую на завершающих уроках по определённой теме.

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал, который был предоставлен в учебниках или зафиксирован в словарях и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

    Приём «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное.

1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.
После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

    Приёмы постановки вопросов:

- ”Толстый” и “тонкий” вопрос (на этапе контроля знаний).

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

- Таблица вопросов . Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Что?

Кто?

Когда?

Как?

Почему?

Зачем?

    Приём « Анализируйте идеи, предположения, тексты».

Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

Предлагаю проанализировать текст по схеме: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.

    Приём “Верю - не верю”

Проводится с целью в ызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос

+” верю,

-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?

5. ……………………………………….

    Приём «Домашнее задание».

Предлагаю обучающимся самостоятельно разобрать задачу, изучить теоретический блок, и т.д.. В тетради заполнить таблицу:

Знаю

Узнал

Хочу знать

Возникли вопросы

    «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»

Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные:

Находить (в учебниках и других источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;

Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ);

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ.

Регулятивные УУД:

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;

Планировать деятельность

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД:

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

Корректировать своё мнение;

Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения – с помощью и самостоятельно;

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

Организовывать работу в паре, группе.

Личностные УУД:

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности;

Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и своё поведение.

Применение приёмов ТРКМ позволяет формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, т.е. формировать «человека думающего». Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Использованная литература:

    Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск.: БОУ ДПО «ИРОУОО», 2009.

    Всероссийская видеоконференция Орешкина Виктора Георгиевича «Критическое мышление: технология и приёмы», март 2012 г.

    Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург.: «Речь», 2003 ().

    Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.

Разделы: Математика

Прежде определим признаки критического мышления:

  1. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  3. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
  4. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

Педагогическая технология развития критического мышления.

Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.

Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Технология РКМ:

  1. Формирует самостоятельное мышление.
  2. Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
  3. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
  4. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

Некоторые правила технологии РМК:

1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.

Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде.

Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

Приёмы постановки вопросов:

1.”Толстый” и “тонкий” вопрос.(этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.

2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.

Что? Кто? Когда? Как? Почему? Зачем?

2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.

Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.

“ИНСЕРТ” проставление значков в тексте.(разметка текста).

- “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал” , ?- не понял, есть вопросы итоговая таблица.

+ (-) ?

3. Исследуйте факты, доказательства.

4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

1.“Ромашка” Блума. (как вариант домашнего задания) По теме составить вопросы, учитывая их назначение.

2. Концептуальная таблица. (Сравнительный анализ)

Тема “Функции”. Обобщающий урок. 9класс.

Можно попросить учащихся заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов.

Вид функции Область определения Область значений Возрастание

убывание

У>0 Четность Нули функции
1. Линейная
2. Квадратичная
3. Степенная
А)
Б)
В)

8 КЛАСС. Урок с применением технологии РКМ.

Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.

Главная дидактическая цель урока: Добиться умения самостоятельно формулировать определения понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда каждым учащимся.

Цели урока:

  1. Изучить возможности взаимного расположения прямой и окружности.
  2. Способствовать формированию приёмов критического мышления, анализа и синтеза
  3. Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы.
ЗАДАЧИ ЭТАПА ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТ
!. Орг. этап. Подготовить уч-ся к работе на уроке. Приветствие.

Организация внимания.

2. Подготовка к изучению нового материала. Организация познавательной деятельности уч-ся. Сообщить тему урока.

Игра “Верю-не верю ”.

Какова, ребята, по вашему мнению, будет цель нашего урока?

В тетради число и тема урока.

Сформулировать цель урока.

3. Усвоение новых знаний.

(сам – но)

Дать конкретное представление об изучаемых понятиях.

Сформулировать их определение.

Проанализировать связь между ними.

1.Читайте текст лист №1 .

2.Что нового вы узнали? Сравнили с ответами “верю-не верю” в начале урока.

3.Составте таблицу вопросов по тексту.

4. Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом.

5.Работайте с таблицей лист №2. Используя опорные слова, сформулируйте определения, обсудите их с соседом по парте.

6.Практическая работа лист №3

Выполнить и сделать выводы.

В тетради таблица вопросов.

В тетради записаны определения окружности, радиуса, хорды диаметра,

Практическая работа в тетради. Вывод.

4. Проверка понимания нового материала

(Фронт.) 10 мин.

Осмысление новых понятий и закономерностей.

Устранить обнаруженные пробелы.

Обсуждаем с классом выполненные задания, определения и выводы.

Знакомимся с материалом в учебнике

Стр.158 п 68

В тетради устранены возникшие пробелы
5. Закрепление Закрепить знания и умения по новому материалу. 1.Задача: № 631

2..Составте свою задачу на взаимное

расположение прямой и окружности.

Ответ с объяснением в тетради.
6. Подведение итогов Сообщить д\з.

Подвести итоги.

Что нового узнали на уроке?

Как вы понимаете эпиграф перед текстом на листе.

4б –ничего не понял, но старался.

Д\З записи в тетради, п 68, № 633.

Воспроизвести изучаемые понятия.

Выставить отметки уч-ся правильно отвечающим на уроке.

ОКРУЖНОСТЬ.

Игра “Верю-не верю”

Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос “+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?
9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида?

ЛИСТ №1

“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л.

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.

Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его

По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”.

Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.

Диаметр Хорда окружности, центр окружности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Рассмотрите прямую m, точку М вне её и отрезок МК.

Постройте в тетради три окружности с центром в точке М:

1. Радиус окружности r < MK

2. Радиус окружности r = MK

3. Радиус окружности r >MK

Дайте определение расстояния от точки до прямой: Расстояние от точки до прямой – это

__________________________________________________

Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра до прямой.

Обсудите свои выводы с товарищем по парте.

Урок закончен.

Список литературы:

  1. М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007.
  2. Ю.Н.Кулюткина. Е.Б. Спасская. Образовательные технологии. КАРО СПб 2001.
  3. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003.

«Верю или не верю» – интеллектуальная игра, известная многим.
Правила игры «верю – не верю» очень просты – ведущий задаёт вопросы, а игрок решает, верить ли информации, которая в них содержится или нет.

Вот вопросы для игры «верю или не верю» предоставленные для примера:

За каждый правильный ответ ставим + У кого будет больше + по всем вопросам — победитель и награждается ценным подарком.
1.В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (Да)
2.В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет)
3.Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да)
4.Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (Да)
5.В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да)
6.В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет)
7.Римляне носили штаны? (Нет, они носили туники и тоги)
8.Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да)
9.Правда ли что, пауки питаются собственной паутиной? (Да)
10.В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет)
11.На зиму пингвины улетают на север? (Нет, пингвины не умеют летать)
12.Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой. (Да)
13.Спартанские воины перед битвой опрыскивали волосы духами. (Да, это единственная роскошь, которую они себе позволяли)
14.Мыши подрастая становятся крысами? (Нет, это два разных отряда грызунов)
15.Некоторые лягушки умеют летать? (Да, в тропических лесах Азии и Африки)
16.Дети могут слышать более высокие звуки, чем взрослые? (Да)
17.Глаз наполнен воздухом? (Нет, глаз наполнен жидкостью)
18.Утром вы выше ростом, чем вечером? (Да)
19.В некоторых местах люди по-прежнему моются с помощью оливкового масла? (Да, в некоторых жарких странах, где не хватает воды)
20.Летучие мыши могут принимать радиосигналы? (Нет)
21.Совы не могут вращать глазами? (Да)
22.Лось является разновидностью оленя? (Да)
23.Жирафы по ночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются? (Нет)
24.Дельфины — это маленькие киты? (Да)
25.Рог носорога обладает магической силой? (Нет)
26.В некоторых странах жуков-светляков используют в качестве осветительных приборов? (Да)
27.Мартышка обычно бывает размером с котенка? (Да)
28.Счастливая монета Скруджа была достоинством в 10 центов? (Да)
29.Дуремар занимался продажей лягушек? (Нет, пиявок)
30.Мойву эскимосы сушат и едят вместо хлеба? (Да)
31.Радугу можно увидеть и в полночь? (Да)
32.Больше всего репы выращивают в России? (Нет, в Америке)
33.Слон, встречаясь с незнакомым сородичем, здоровается следующим образом — кладет ему хобот в рот? (Да)
34.Настоящее имя Ганса Христиана Андерсена было Свенсен? (Нет, Ганс)
35.В медицине диагноз «синдром Мюнхгаузена» ставится пациенту, который много врет? 36.(Нет, такой диагноз ставят пациенту, у которого постоянное желание лечиться)
37.Рост Конька — Горбунка составляет два вершка? (Нет, три)
38.Первое место среди причин гибели от несчастных случаев в Японии в 1995г. заняли туфли на высоком каблуке? (Да, почти 200 японок погибли от падения с высоких каблуков)