Виды субличностей. Иной взгляд на обычные вещи! Субличность обжоры — ест чрезмерно

Вчера, после поста о внутренних детях, народ некоторый возмутился: « Кто все эти люди внутри меня и почему их так много. И вообще, чем дальше, тем их больше. Тут периодически о личностной целостности речь идет, так не выходит ли, если мы там вычленяем субличности у себя, что мы себя дробим на кусочки. Не противоречит ли это идее целостности?» Отвечу: «Нет, не противоречит».

Согласна, что термин «субличности» звучит несколько смущающе. То есть выглядит это так, что внутри тебя живет какой-то странный муравейник из черт знает кого. Все эти персонажи что-то хотят и что-то делают и, сразу возникает вопрос: «А я-то тут где?» Вот, говорим о «внутреннем ребенке». Он там чего-то хочет и как-то себя чувствует и будто этот ребенок вовсе некий демон, который живет внутри своей собственной жизнью.

Это отчасти так и не так. На самом деле все эти субличности - нейрональные сети, которые работают в привычном режиме. Режим этот сложился в какой-то период жизни и является в принципе самодостаточным, если он построен верно и все его части получают достаточно энергии (химической и электрической и т.п.) для того чтобы существовало некое физиологическое равновесие. Если там, в этой схеме непорядок, то она будет работать неверно, давать сбои и требовать извне вмешаться и сделать что-то, что ее сбалансирует.

Сколько внутри нас таких схем? Сказать невозможно. Предположительно, каждый наш навык и даже новый инсайт является новой схемой. Какие-то схемы и сети в определенный момент завершают свое формирование и остаются в одном состоянии до конца жизни, некоторые продолжают формироваться. Вероятно, что окончание формирования одной схемы совпадает с ситуацией, когда из конкретного обретенного навыка уже больше ничего не выжмешь. Например, навык есть за столом. Либо нет ресурсов и возможностей закончить строительство схемы. Опять, к примеру, можно было бы дальше развивать эмпатию, но нет никого вокруг, кто бы мог помогать это делать.

Но не стоит забывать, что даже завершенным схемам все так же нужна энергия. Они должны функционировать.Схемы складываются как кирпичники в более сложные системы, а те в свою очередь в личность в целом. И если где-то на более низшем уровне будет сбой, то вся система будет работать плохо и всю личность может перекосить.

Возможно «перекосить личность» опять же звучит сурово. На самом деле вся прелесть всей человеческой личности заключается в том, что от перекашивания она может довольно умело защищаться, за счет развития других частей системы. Если что-то не так, то другие части будут работать больше, брать на себя какие-то функции с разной степенью успеха.

Теперь почему собственно «субличности» приложены к всем этим нейрональным путям? Дело в том, что пути и сети эти очень сложные и мы точно не можем их не то чтобы описать, но и даже понять полностью. Мы о них знаем по внешним проявлениям. Это как будто мы слышим, как работает машина под корпусом. Что-то жужжит, что-то стучит, что-то рокочет. Для того чтобы увидеть как это работает, нужен ключ доступа к механизму. Но что такое для психики код доступа? Это не набор инструментов для трепанации черепа и даже не электронный микроском или позитронно-эмиссионный томограф. Это некий язык, на котором говорят наши схемы.
Учитывая, что информация для их образования поступала извне, то и обратиться к ним можно при помощи той же самой информации, которая для их строительства когда-то использовалась. Да, то самое «аудио-визуально-кинестетическое» в разных сочетаниях и разной сложности. И если Вы с ними разговариваете на правильном языке, то они вам ответят. В том числе и дадут знать о том, что у них дисбаланс и что-то им надо.

Как они нам ответят? Ну, так же как мы их и спросим. Мы им вводим внешнюю информацию, она кодируется в мозге и передается в нужные отделы. Те нам отвечают, и информация раскодируется в том виде, в котором был составлен запрос. (в принципе человек сам для себя довольно дружественный интерфейс, но он не застрахован от сбоев).

Как составить правильный запрос и понять ответ? Вот тут нам помогает метафора с «субличностями». Нам легче представить параметры той самой внутренней схемы в виде метафорического условного человека с тем или иным набором качеств. Так мы ему делаем запрос на нужном языке.

С ответом метафора тоже очень сильно помогает. Дело в том, что мы очень плохо сами себя видим со стороны. Считается, что мы осознаем только 5% своей личности. Нужна очень сложная абстракция, чтобы видеть себя как другую личность и беспристрастно за собой наблюдать. А это основа эффективной работы с психикой. Но вот когда мы представляем, что беседуем с некой «субличностью», то нам легче держать дистанцию и видеть все с позиции наблюдателя. Работа идет гораздо эффективней.
Таким образом никакого дробления психики не происходит. Методика работы с субличностями просто позволяет видеть отдельные схемы- компоненты самого себя и общаться с ними. И чем больше в этом случае вы в себе распознаете таких схем, тем легче найти маленькие сбои в общей системе. Например, в свое время были выделены Персона и Тень. Это 2 лагеря схем, которые описывают предъявляемые и скрываемые субличности. Прекрасно знать и говорить о Тени, потому что она, окаянная, источник всяких неприятностей. Но вот работать с ней сложно, потому что на самом деле, это очень большой коллектив субличностей со сложной судьбой и характером. Кто-то из них совсем отвержены, кто-то подавляемы, а у кого-то другие нюансы существования. Они могут хотеть многого и даже порой противоположенного. Поэтому удовлетворить ее одним махом практически невозможно.

Можно выделить «ребенка» из группы подавляемых субличностей в Тени (у большинства он к сожалению именно там). Но и с ним работать тяжело, потому что это детский сад от 0 до подросткового возраста. У детей тоже разные потребности, в их коллективе разные лидеры и взаимодействуют они по разному.

И самое главное, что из всего множества этих субличностей подавляющее большинство нормально работает. Они в балансе и мы о них не знаем, потому что им ничего не надо. Погоду портят единицы. С ними и работают чаще всего во время психотерапии.
Таким образом, говоря с субличностями вы, фактически, модифицируете работу своего мозга, исправляете проблемы функционирования. Да, звучит пафосно, но все что вы в принципе делаете в жизни, находит свое отражение в работе мозга. Что-то активируется, что-то затухает. Вы можете так же произвольно через ключ доступа вмешаться в привычную стереотипную работу отдельных систем и изменить ее. Это не просто, потому что процесс более сложен, чем гаечным ключом подкрутить ослабшие винтики, но возможно.

И не только методика «субличностей» такая волшебная. Фактически любое психотерапевтическое воздействие имеет такой принцип работы. Просто используются другие метафоры и другие ключи доступа.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Кто там? - спросил Кролик.

Это я, - ответил Пух.

- "Я" бывают разные, - заметил Кролик.

А. Милн

Такое понятное "я". Употребляя в своей речи местоимение "я", человек обычно не задумывается о том, в каком именно значении он его использует - вроде бы это должно быть очевидным. "Ну я - вот он, прямо перед вами и стою - чего же тут непонятного?" А непонятного немало, и не только профессиональные психотерапевты, но и обычные люди часто с этим сталкиваются. Вот несколько распространенных реплик, показывающих, что с понятием "я" дело обстоит не так просто, как это кажется на поверхностный взгляд.

Я не знаю, почему я так поступил - наверное, это был не я.

Я не нахожу себе оправданий.

Я себе это строго-настрого запрещу.

Я поймал себя с поличным.

Я еще должен на эту тему сам с собой договориться.

Я за собой, увы, не уследил.

Я плохо себя понимаю.

И тогда я сказал себе: больше мы так поступать не будем!

Я вчера взглянул на себя со стороны и многое понял.

Последняя реплика, глазами "простого" человека, вообще довольно странно звучит: для него совершенно непонятно, чего там можно не понимать. При этом внутренние драмы, осознанные или нет - основное содержание (а не чисто внешняя канва) не только внутренней, но и внешней жизни человека. Сложность состоит по сути в том, что субъекты этой драмы часто не чересчур определœены, и прячутся в подсознание, причем иногда довольно глубоко, и настоящее исследование ставит целью помочь читателю вывести их на свет его сознания - хотя бы частично.

Субличность . Герой нашего повествования - это устойчиво существующая в психике человека ипостась (аспект) его личности, которая во многих случаях ассоциируется с какой-либо ролью, программой действий или существенным качеством человека; для обозначения такой ипостаси мы используем термин субличность ; его значение будет постепенно уточняться и раскрываться далее.

Субличности соответствует определœенное состояние сознания человека, или четко очерченная область таких состояний; у развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Субличности свойствен определœенный способ видения мира и воздействия на него, а также рамки этого видения и инструменты воздействия на мир.

Осознание субличности . Субличности могут осознаваться человеком в разной степени. Учитывая зависимость отуровня их осознавания мы рассматриваем два вида субличностей: явные (осознанные) и теневые (неосознанные).

Явная (осознанная) субличность - это роль, программа или качество, с которым человек регулярно сознательно идентифицируется (отождествляется), что находит выражение в таких, к примеру заявлениях:

Я теперь - отец!

Я в принципе эгоист.

Ну, я как человек терпимый и это от тебя снесу.

Ну что вы от меня хотите: я - человек маленький!

Я большая фантазерка, я это знаю.

Явная субличность отличается тем, что у нее есть имя, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек использует при ее предъявлении, и это имя в дальнейшем мы будем писать с большой буквы, к примеру (см. самопредъявления выше): Отец, Эгоист, Терпимый Человек, Маленький Человек, Специалист-Медик, Фантазерка.

При этом прямое обозначение имени явной субличности необязательно: во многих случаях она включается ситуативно и обозначается интонацией или иными стилистическими средствами, которые показывают, что человек проявляется в рамках данной роли или проявляет соответствующее качество:

- (жалобно) Мама можно мне съесть еще один мандаринчик? (Ребенок)

Хорошо, разрешаю, ты же знаешь, как мне трудно отказать. (Добрая Женщина)

В таком случае мне придется проявить принципиальность и уволить вас - возможно, с месячным выходным пособием. (Справедливый Начальник)

Теневая субличность - это роль, программа или качество, которые существуют лишь в подсознании человека и регулярно ведут (незаметно для него самого) его по жизни, внешней и внутренней, но он пока об этом не подозревает, или догадывается о существовании данной теневой субличности лишь по сугубо косвенным признакам. При этом когда теневая субличность им осознается, он ретроспективно может довольно точно указать спектр ситуаций, когда она им управляла. Активность теневой субличности нередко описывается в таких высказываниях человека:

Ну не знаю я, почему так поступил - что-то на меня нашло.

Чувствую, поднимается во мне что-то, и как будто злюсь, а на что и почему - непонятно.

К числу теневых субличностей (у многих людей) можно отнести такие субличности, как Антиэтик, Возмутитель внутреннего спокойствия, Левая Нога, Розовые очки, Неудачник, Тупица и другие.

Теневая субличность гораздо хуже контролируется человеком, чем явная, хотя порой имеет над ним большую власть - и над его жизненными выборами, и над настроениями, и даже над его самочувствием. При этом ее осознание должна быть затруднено, в случае если этическое "я" человека эту субличность не одобряет или в принципе отрицает возможность ее существования. Тем не менее, регулярное повторение однотипных состояний сознания заставляет предположить наличие в психике субличности, их вызывающей и поддерживающей. Явные субличности обычно имеют у человека свое имя (к примеру, связанное с ролью или качеством характера), теневые же имеют лишь набор проявлений в сходных состояниях сознания человека. Иногда, собрав мысленно вместе проявления своей теневой субличности, человек осознаёт ее, и тогда может дать ей имя и качественное описание как отдельно существующей программы подсознания, с ее специфическими установками, ценностями, предпочтениями и т. д. При этом этого может и не произойти, или соответствующее осознание может прийти к человеку много позже, когда данная субличность давно уже умерла.

Соборная личность человека, или его соборное "я" , представляет собой (довольно пестрое и эклектичное у среднего человека) собрание всœех его субличностей: явных и теневых. Соборная личность обычно ассоциируется у человека с его именем (иногда в сочетании с местом рождения или проживания, в случае если они как бы "приклеены" ко всœем субличностям человека без исключения):

Здравствуйте, я - Варсонофий.

А я - Лева из Могилева.

Соборную личность можно представлять себе как сцену, на которой располагаются отдельные субличности, входящие друг с другом в очень непростые отношения: интригующие, любящие, презирающие, восхищающиеся друг другом, вступающие в разные временные и постоянные коалиции и т. д. При этом эти коллизии происходят по большей части без осознания их человеком, хотя по сути и представляют основу его психического бытия. На сцене имеется также Главный микрофон (и несколько вспомогательных ). Личность, выходящая в данный момент к Главному микрофону, актуализируется, то есть заявляет себя как выразительница "я" человека - но следует помнить, во-первых, что она должна быть сменена любой другой субличностью, а во-вторых, что в то время, как она ведет свое выступление и осознается человеком, остальные в это время ее поддерживают или, напротив - интригуют на сцене за ее спиной.

Общая картина психики . В психике обычно существует небольшое количество (три-четыре) хорошо развитых субличностей, которые принципиально важны для человека и делят между собой (чаще конфликтно, чем мирно) жизнь человека, проявляясь, как правило, в прямой связи с внешними и внутренними обстоятельствами. Это - отчетливо видимые фигуры психики, которые можно назвать основными субличностями; они обычно явные и им, как правило, соответствуют совершенно определœенные роли или фундаментальные качества характера, на которые человек в своей жизни существенно опирается, к примеру: Отец Семейства, Работник фирмы, Водитель личного автомобиля, Проверенный друг, Закоренелый Лентяй, Интересная Девушка, Профессиональный Военный, Руководитель, Номенклатурный Работник, Раб Обстоятельстви т. д.

Иногда одна из базовых субличностей является для человека важнейшей и превосходит по своему значению для него любую другую его субличность - такая субличность принято называть доминирующей . Доминирующая субличность есть далеко не у каждого человека - она типична для людей фанатичных, всœецело преданных какому-то одному делу или состоянию; в крайних случаях доминирующая субличность приводит к психической неадекватности или даже душевной болезни, к примеру, одержимости. Доминирующая субличность рассматривает всœе остальные субличности человека как нижестоящие, подчинœенные ей или вовсœе несущественные.

Помимо базовых субличностей, в психике каждого человека имеется еще неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ (большее) количество вспомогательных субличностей, появляющихся в жизни человека от случая к случаю и представляющих как бы некрупные, но всœе же значимые для него объекты картины его существования, к примеру: Посœетительница Универмага; Пассажир Авиалайнера; Офицер Запаса; Бывший Муж Своей Первой Жены, Читатель авантюрных романов, Любитель Пикантных Ситуаций, Источник Недоразумений, Специалист По Мелким Провокациям и т. п. Вспомогательные субличности не служат опорой для психики и жизни человека, но они всœе же представляют из себязначимые для него ее части: они ее украшают, иногда портят, но в любом случае придают ей своеобразие: без любой из них его жизнь потеряет часть своей самобытности, а соборная личность - часть своей неповторимости и полноты.

Наконец, субличность может (в настоящий момент) не иметь для человека никакого существенного значения - это случайная субличность. При этом в жизни ничего случайного не бывает, в связи с этим случайная субличность однажды может оказаться зачем-то нужной и превратиться во вспомогательную, а то и основную.

И, наконец, остается фон картины жизни - пространство существования человека, не занятое основными, вспомогательными и случайными субличностями - оно частично управляется теневыми субличностями, а частично подчинœено силам, внешним по отношению к человеку - к примеру, другим людям или коллективам.

Жизнь человека идет под управлением свойственных ему субличностей, причем они далеко не всœегда находят между собой общий язык и согласуют свои типы видения мира и воздействия на него, создавая человеку массу сложностей, природа которых ему чаще всœего непонятна. Вместе с тем, у разных субличностей часто разнятся цели и оценки реальности - как внешней, так и внутренней, и это ведет к большому хаосу в жизни человека и требует от него огромных энергетических затрат.

Основные субличности в совокупности образуют базис психики человека. По идее они должны уважать друг друга и действовать согласованно, но практически так бывает далеко не всœегда, и взаимонепонимание и конфликты между ними являются крупным источником внешних и внутренних неприятностей человека. Каждая из них воспринимается человеком как незаменимая, но не главная - они подобны начальникам крупных подразделœений большой фирмы.

Вспомогательные субличности могут украшать жизнь человека, могут ее осложнять, бывают более или менее управляемы, но они не бывают незаменимыми, а главное - они не приковывают к себе постоянного внимания человека, появляясь как бы от случая к случаю - но достаточно регулярно. Он не опирается на них в своих базовых жизненных программах всœерьез - но они могут существенно помогать (или мешать) ему вести эти программы.

Случайные субличности не играют в жизни человека значительной роли - но эта ситуация может измениться. Это сырой материал, из которого можно пытаться что-то выращивать (или который следует выпалывать), но обычно неизвестно, что из этого в результате получится.

Упражнение 1 . Имеется ли у вас доминирующая субличность? Подумайте, какие ваши субличности являются для вас основными, вспомогательными, случайными. Составьте соответствующую таблицу (слева - имя субличности, справа - ее значимость для вас).

Упражнение 2 . Попытайтесь определить по следующим высказываниям, какую роль в сознании человека играет его актуальная субличность (то есть та͵ от имени которой он произносит реплику): является ли она для него доминирующей, основной, вспомогательной, случайной или теневой.

1. - Я - артист, и больше в моей жизни ничего стоящего нет.

2. - Я - твоя мать, Филидор, и мне некуда от этого деваться.

3. - Я - начальник, хоть и не очень большой и не знаю, нужнолго ли.

4. - Я иногда огорчаюсь - но ненужнолго и не всœерьез.

5. - Я человек в принципе с юмором, но не в ущерб делу.

6. - Не знаю, почему я так сказал - под настроение, видно.

7. - Ну что ж, что я твой сын - но ведь вырос уже под потолок!

8. - Тошненько мне - ну да не привыкать.

9. - Ой, что это со мной?

10. - Зачем я так унижался - самому непонятно.

Упражнение 3 . Модифицируйте следующие высказывания и пять высказываний по своему выбору так, чтобы было ясно, что они идут от лица: а) доминирующей субличности, б) основной субличности, в) вспомогательной субличности, г) случайной субличности и д) теневой субличности.

1. - Я - красивая женщина.

2. - Мне нужен новый автомобиль

3. - Ты меня обижаешь.

4. - У меня сегодня плохое настроение.

5. - Выслушай меня, мама.

Пример .

1а). - Я - красивая женщина, всœегда и во всœем.

1б). - Я с юности всœегда была красивой в глазах окружающих.

1в). - Когда мне это нужно, я всœегда с успехом вспоминаю, что я - красивая женщина.

1г). - Ну иногда бывает, конечно, что кто-то мной увлечется и ему ненужнолго покажется, что я красива - я ему тогда не мешаю.

1д). - Ты представляешь, Никифор мне вчера сказал, что я - красивая женщина, и я - идиотка! - подумала, что, должна быть, в данном что-то есть.

Субличность: программа и ее проявления . Субличность, с точки зрения психики, представляет собой программу подсознания, поддерживающую определœенную самоидентификацию (в случае явной субличности) и состояние сознания, в частности, способы мировосприятия и воздействия на мир.
Размещено на реф.рф
Это описание соответствует представлению о субличности как таковой, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражается самим человеком, к примеру, такими словами:

Я в принципе - красивая женщина.

Я - инженер-кораблестроитель с университетским образованием.

При этом кроме того, что человек (иногда) как-то определяет словами свою субличность, он еще склонен ее проявлять в различных обстоятельствах, то есть воспринимать некоторые свои поступки, слова и эмоции как относящиеся к ней и, более того, служащие ее манифестацией:

Я как отец тебе скажу: не торопись снимать штаны!

Ну, тут я его и прибил - исключительно из глубоко свойственного мне сострадания, уверяю вас!

Как человек с независимым складом ума, я не буду вас дальше даже слушать, Тихон!

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в каждый момент времени активной в психике является одна субличность (реже - две, но в данном случае одна из них является главной), и ее мы будем называть актуальной субличностью.

К сожалению для исследователœей, люди в речи далеко не всœегда открыто и отчетливо называют актуальную субличность (иногда они осознают данный факт много позже). При этом с психологической точки зрения вопрос о том, какая субличность в данный момент актуальна, то есть стоит у Главного микрофона, имеет первостепенную важность, и смена актуальной субличности ведет иногда к драматическому преображению поведения и состояния человека. По этой причине оформление (своих и чужих) субличностей в сознании и быстрое и точное осознание актуальных субличностей - важное умение, отработка которого знаменует большой этап в эволюции человека, и труды, на это потраченные, вознаграждаются сторицей.

Упражнение 4 . Последите за собой - всœегда ли вы можете легко определить, какая субличность у вас в данный момент является актуальной? Замечаете ли вы перемены в себе при смене актуальной субличности? В какой мере вы свободны в этой смене?

В частности, проследите насколько легко у вас происходят следующие смены актуальных субличностей:

Строгий Судья - Скромный Ученик Жизни;

Мальчик (Девочка) Для Битья - Ответственный Эволюционный Работник;

Насмешник - Любящий Друг;

Ответственный Родитель - Веселый Товарищ;

Утешающая Жилетка - Трезвый Наблюдатель Жизни.

Подумайте, какие смены актуальных субличностей для вас распространены и идут гладко, какие - с трудом, а какие являются стрессовыми. Тот же вопрос применительно к вашим знакомым.

Упражнение 5 . Подумайте, как следующие обращения к партнеру прозвучали бы из уст нижеперечисленных субличностей, а также пяти субличностей (необязательно ваших) по вашему выбору. Представьте себе не только тексты, но и интонации и жесты.

1. - Хочу прогуляться по свежему воздуху.

2. - Прошу, дай мне время!

3. - Этот вопрос требует серьезных размышлений.

4. - Я всœе сделаю, но не сразу.

5. - Неправда!

Субличности: а) Послушный Ребенок, б) Строптивая Жена, в) Строгий Начальник, г) Крупная Фигура, д) Хронический Бездельник.

Самопредъявление субличности. Актуализация субличности, то есть, говоря метафорически, выход ее к Главному микрофону сцены соборного "я",- очень важное для психики событие. При этом, актуализируясь, субличность может назвать (предъявить) себя по-разному: прямо (именем), может обозначить себя контекстно или стилистически, а может и вовсœе замаскироваться, то есть выйти как бы в непроницаемом плаще с капюшоном, закрывающим и лицо.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек в большей или меньшей степени идентифицируется не только с субличностью как таковой - еще он идентифицируется с ней в момент ее проявления, то есть актуально, и при этом он может ее обозначить(маркировать) для себя и партнера, может ее подразумевать, опираясь на общий или конкретный контекст или употребляя стиль, свойственный данной его субличности, или же попытаться замаскировать ее управляющую роль в данный момент, вовсœе уйдя от "авторства" данной субличности, а то и вовсœе своей личности в целом в данном действии или событии. Таким образом мы различаем четыре стиля самопредъявления субличности: прямое , косвенное и скрытое .

Прямое самопредъявление актуальной субличности заметно в репликах, где эта субличность принято называть по имени или роли:

Я тебе это говорю как отец - нельзя тебе сейчас жениться!

Вы меня не уважаете, Никифор - а ведь я ваш директор !

Я вижу вас насквозь, Кондратий - ведь я психотерапевт со стажем !

Я как руководитель советую вам еще как следует подумать , Никодим.

Ну что же - я как мать тебя должна простить - я и прощаю, Филофей.

Хорошо, Тертий, но давайте будем исходить из того, что я - разумный руководитель.

- (задумчиво) И всœе-таки я, в базе своей - добрый, снисходительный, многое способный понять человек.

Косвенное обозначение актуальной субличности характерно для ситуаций, где роли уже распределœены и хорошо известны партнерам:

- (начальник - подчинœенному) Вы свободны, Тимолай. (Начальник)

- (поклонник - знаменитости) (вручая букет хризантем после концерта) Это - вам, несравненной! (Преданный Поклонник)

Другой пример косвенного обозначения актуальной субличности - это использование человеком стилистических приемов, ясно указывающих на эту субличность:

- (в гневе) Уходи прочь, мерзавец! (Недотрога)

- (снизу вверх, унижаясь) А можно мне попросить вас, Онуфрий Селиверстович, о небольшом одолжении? (Преданный Подчинœенный)

Скрытое самопредъявление актуальной субличности бывает различным по форме, но в любом случае человек избегает обозначения своей роли или качества, от имени которых выступает - при том, что они неясны из контекста и, как говорится, возможны варианты, к примеру:

- (в ответ на просьбу) Вероятно, я мог бы вам помочь на известных условиях.

Боюсь, вы плохо себе представляете, с кем разговариваете.

Вряд ли кто-то способен решиться на данный шаᴦ.

На самом делœе дело ты не прав, Акинфий - на мой нынешний взгляд, который сильно изменился за последние десять лет.

Богу не угодно такое твое поведение, Жорж - так говорит мне один из моих ангелов.

Распространенным приемом сокрытия актуальной субличности является ее маскировка другой субличностью, более уместной по ситуации, которая внешне выглядит управляющей поведением человека, но по сути является служебной:

- (подходя к молодой женщинœе на улице с целью познакомиться) Вас интересуют по-настоящему хорошие фотографии? Могу предложить свои услуги фотографа со стажем.

- (стараясь произвести на партнершу сильное впечатление как мужчина) (гордо) Я в таких случаях бываю силен до жестокости!

В двух последних репликах социально (формально) предъявляются, соответственно, субличности Фотографа и Жестокого Атлета͵ которые маскируют собой субличность Ловеласа.

Упражнение 6 .Подумайте, какие ваши субличности вы обычно склонны подчеркивать, предъявлять прямо или косвенно и скрывать. В каких случаях это ваше привычное поведение неправильно?

Упражнение 7 . Определите тип самопредъявления субличности, в следующих репликах и пяти репликах по своему выбору, то есть определите, является ли предъявление им актуальной субличности: прямым, косвенным или скрытым. Назовите соответствующую субличность.

1. - Я в вашем распоряжении, босс.

2. - Как руководитель, я считаю ваши претензии противоречащими интересам фирмы. Повторяю - как руководитель нашей корпорации.

3. - (кокетливо улыбаясь) Меня интересуют подшипники для грузовиков марки А-796.

4. - Ну, пусть идет восвояси, в случае если на то воля Божья.

5. - Мама, тебе уже не нужно таскать такие тяжести!

6. - Что ж, будем ждать у моря погоды.

7. - Я художник - вот и пишу пейзажи, ведь дарить людям прекрасное - это моя задача как художника!

8. - Да, я твоя мать - и уже двадцать лет как тебе всякие сопли вытираю!

9. - Мне не ясна моя роль в текущих обстоятельствах.

10. - (гневно) А что ты сейчас и вообще от меня хочешь и в какую позицию меня ставишь, Феофилакт?

Упражнение 8 . Предъявите в репликах следующие субличности и пять субличностей по своему выбору: подчеркнуто, прямо, косвенно и скрыто.

1. Влюбленный.

2. Требовательный Начальник.

3. Снисходительный Начальник.

4. Меланхолик.

5. Неврастеник.

6. Странник.

7. Любитель Посмеяться над Товарищем.

8. Смиренный Труженик.

9. Спортсмен-Любитель.

10. Проектировщик Светлого Будущего.

В случае если смена актуальной субличности происходит без прямого словесного самопредъявления выходящей к микрофону субличности, то ее появление может пройти малозаметно - как для самого человека, так и для его коммуникативных партнеров (если таковые в данный момент имеются), но стилистика человека - его осанка, жесты, телодвижения, интонации, темп речи т. д. - непременно отражает смену актуальной субличности, и опытный наблюдатель всœегда может эту смену заметить. Нередко именно смена субличности стоит за "необъяснимой" сменой настроения, желаний, помыслов и стиля поведения человека, и умение увидеть это - важный момент понимания своего партнера (да и самого себя).

Упражнение 9 . Последите за собой: какие ваши субличности любят предъявлять себя прямо, а какие, актуализируясь, вовсœе не стремятся оповестить об этом внешний мир (и, возможно, вас самих). Попытайтесь ответить на тот же вопрос применительно к вашим знакомым и постоянным коммуникативным партнерам.

Идентификация с субличностью . Знаменитый французский писатель Густав Флобер некогда заявил: "Госпожа Бовари - это я". Похожую мысль выразил и Оскар Уайльд в своем знаменитом романе "Портрет Дориана Грея". Идентификация писателя со своим героем - вероятно, нормальное явление, в случае если оно не переходит известные границы. Аналогично, в совершенно определœенных границах должна (по идее) находиться идентификация человека со своими субличностями: употребляя местоимение "я" в репликах, подобных нижеследующим, человек не должен быть ни лицемерен, ни чересчур серьезен, полагая, что его "я" исчерпывается данным им определœением:

Я - твоя мать !

Я - храбрец не чета многим!

Я как твой старый товарищ заслуживаю большего твоего участия в моей жизни.

Я в этой жизни чего-то сто ю!

При этом выдержать правильный акцент, соответствующий роли данной субличности в психике человека, мало кому удается. Здесь возможны две крайности. Иногда человек чересчур переоценивает свое актуальное "я", то есть активную в данный момент субличность, так что создается впечатление, что именно она является у него самой главной, то есть полномочным представителœем высшего "я" - такую субличность можно назвать важной . Для важной субличности характерно уверенное поведение у микрофона: находясь там, она очень низко ценит остальные субличности и оттеснить ее от микрофона (деактуализировать ) довольно сложно - исключая ситуации, когда она откровенно попадает впросак и быстро убегает от него сама.

Наоборот, субличность, которая неуверенно выходит к микрофону соборного "я" и находится там, остро осознавая временность своего пребывания там, естественно назвать скромной . Для актуализированной (вышедшей к микрофону) скромной субличности характерны постоянные оглядки на другие субличности и попытки заменить себя ими. При этом вовсœе не факт, что скромная субличность безвредна - к примеру, нередки случаи, когда скромной является субличность Провокатора, которая, осуществив свое черное дело, тут же скрывается со словами: "А я что - я ничего, случайно тут оказалась", - и ее действия приходится расхлебывать уже совсœем другим субличностям, вполне вероятно, важным - к примеру, Ответственному Сотруднику, Расхлебывателю Каш, Козе Отпущения и т. д.

Люди, относящиеся к категории "ярких личностей", имеют преимущественно важные субличности: они склонны всœегда усиливать, подчеркивать свое актуальное "я", не чересчур беспокоясь о том, что через день (или через секунду) будут говорить нечто противоположное или перпендикулярное, как герой следующего диалога:

- (гордо) Я - финансист!

Вы знаете, куда нужно вкладывать деньги?

О, не только это! Экономика, практическая экономика - это моя любовь с юности, это мой хлеб, моя гордость, мой жизненный авторитет!

Должно быть, у вас нет семьи?

Что вы, у меня замечательная жена и трое детей. Это такие дети - вы не представляете, какие это дети!

И у вас остается время на их воспитание?

И вы об этом спрашиваете? Да я ничего другого в своей жизни не делаю, как их воспитываю - с утра до ночи, буквально!

Наоборот, люди "невыразительные", а точнее - со слабо выраженным или проявленным чувством своей личности, имеют в основном скромные субличности, с которыми не склонны сильно идентифицироваться, даже употребляя местоимение "я" или иным образом демонстрируя свою актуальную субличность, как Викентий в следующем диалоге:

Викентий, ты хочешь на мне жениться?

Да оно бы вроде и неплохо...

Нет, я не вообще, а тебя лично спрашиваю: ТЫ хочешь на мне жениться?

Я... наверное, да... наверное... Хорошо бы нам пожениться!

Слушай, Викентий, а ты на решительный поступок вообще способен? Или нет?!

- (после долгой паузы; задумчиво) Ну, как-то раз пришлось своему начальнику в зубы дать...

Заметим, что важная субличность совсœем не обязательно утверждает свое превосходство над партнерами человека - она предъявляет себя выше всœех остальных его субличностей, а это совсœем не одно и то же. Аналогично, выпуская к микрофону скромную субличность, человек совсœем необязательно ведет себя "скромно" в обычном смысле слова.

Склонность идентифицироваться или не идентифицироваться со своими субличностями в большой мере есть характеристика общего психотипа - но всœе-таки у каждого человека есть самые интимно-значимые субличности, которые он в большей степени считает своим "истинным" "я". Для одних людей это их профессиональная ипостась, для других - гражданская, для третьих - эстетическая, для четвертых - любовная, для пятых - родительская, для шестых - детская... читатель может продолжить данный список самостоятельно.

Упражнение 10 . Определите, какая субличность - важная или скромная - актуализируется в следующих высказываниях человека. Определите (хотя бы приблизительно) имя этой субличности.

1. - Вот я сейчас скажу тебе правду - и не буду сожалеть об этом никогда!

2. - (неуверенно) Мне кажется, я в тебя влюбился - но нужно еще с мамой посоветоваться.

3. - Я, Пафнутий, не прощу тебе этого никогда - ни как жена, ни как мать твоих детей, и никак еще!

4. - Я тебе твердо обещаю - и можешь не сомневаться, это сделаю, не глядя на издержки, пусть даже год мне понужнобится, или два!

5. - Боже, как я тебя сейчас ненавижу! Так бы и прибила на месте, в случае если бы не был ты моим любимым!

Упражнение 11 . Последите за собой и определите свои важные субличности, то есть те, с которыми вы склонны полностью идентифицироваться, когда они актуализируются - то есть в данный момент вы как бы забываете про остальные свои субличности, или они кажутся вам несущественными. Определите также свои скромные субличности, которые, подходя к микрофону, очень отчетливо помнят, что они не единственные в театре соборного "я" и скоро будут сменены на другие.

Упражнение 12 . Закончите следующие фразы:

1. - Я чувствую себя самим собой, когда...

2. - Я становлюсь собой только в роли...

3. - Я чувствую себя на месте в этой жизни, когда...

4. - Кто как, а я по-настоящему живу для того, чтобы...

5. - Мне единственно бывает хорошо, когда...

Определите, каким вашим субличностям соответствуют полученные ответы. Подумайте, какую роль в вашей жизни играют эти субличности, являются ли они основными или вспомогательными, явными, неявными или (кто знает - должна быть, это сейчас будет вами осознано) теневыми.

Предложите закончить эти фразы вашим близким знакомым и попытайтесь понять, какую роль играют соответствующие субличности в их психике.

Отрицательные субличности . Важную роль для каждого человека играют ситуации, положения и действия, которые ему не нравятся, но в которых он по тем или иным причинам регулярно оказывается. Такая регулярная повторяемость заставляет предположить существование у человека (должна быть, пока не осознанной, то есть теневой) субличности, которая вызывает эти нежелательные ситуации к жизни. К примеру, регулярная нехватка слов в устной речи, то есть неспособность в диалоге четко выразить свою мысль, должна быть связана с активизацией какой-либо субличности, которая отрицает либо человека целиком, либо его ценность для партнера; эту субличность можно назвать Личным Скептиком, или Персональным Нигилистом, и ее жизненная позиция примерно такова: "Я ничего по-настоящему не стою, ничего не умею, никому не нужен. В случае если я что-то начну делать, тут же окажется что я не строю, а разрушаю. Мои лучшие намерения немедленно ведут к ужасающим результатам и в любой ситуации лучшее, что я могу сделать - это как можно быстрее перестать делать что-либо."

Такой Личный Скептик есть, вероятно, у любого человека, но эффективные и жизнерадостные люди никогда с ним полностью не отождествляются и редко (и только по делу) выпускают его на арену внешней жизни.

Упражнение 13 . Закончите следующие предложения.

1. Больше всœего на свете я не люблю...

2. Вот уж в какой ситуации я бы не хотел оказаться, это...

3. Самые вредные для человека качества это...

4. Чего я не переношу в своих партнерах, так это...

5. И почему только мой начальник (мать, отец, брат, сестра, ребенок) регулярно ставит меня в противное и чуждое мне положение, когда...

Подумайте, какие ваши субличности вызывают к жизни эти ситуации? Какие жизненные позиции и установки у этих субличностей? Согласны ли вы с ними? Доверяете вы этим субличностям или нет? Контролируете ли их активизацию во внешнем и внутреннем мире?

Субличности: зачем они? Сила внутреннего "я" (см. книгу автора "Эволюция личности"), передающаяся отдельным субличностям - основная сила, ведущая человека по жизни и дающая ему возможность ориентироваться в мире, ставить перед собой задачи и их решать, определять ближайшие и перспективные цели и их добиваться - а также делать выводы из малых и больших неудач. Обилие субличностей и сложности взаимоотношений между ними - явление, причиной которому служит, вероятно, обилие и разнообразие задач, которые стоят перед человеком в его внешней и внутренней жизни, и субличности суть не что иное как личностно-окрашенные инструменты, создаваемые и применяемые человеком для решения этих задач. При этом эти инструменты обладают важным, порой неудобным свойством: они - живые и наделœены собственной волей, нередко входящей в противоречие с волей человека (так, как он ее в данный момент понимает). Вместе с тем, они бывают довольно громоздкими и в разной степени применимыми для решения задач, стоящих перед человеком. Как и любые инструменты, они требуют определœенных затрат для своего создания (и уничтожения) и навыков для успешного управления ими - и этой теме будет посвящено немало страниц этой книги. При этом читатель уже сейчас, вероятно, согласится с тем, что такие важные для человека процессы как самовыражение и самореализация невозможны без проработки достаточно сильных и эффективных субличностей.

Скромному человеку может казаться, что местоимением "я" лучше бы и вообще не пользоваться - за исключением ситуаций, когда оно информационно, как в диалоге:

Дети, кто разбил тарелку?

При этом зачем-то наша личность как понятие существует - и работает даже у самых скромных и незаметных людей - именно они, кстати говоря, часто бывают особо любимы своими друзьями и близкими. Скромный человек отличается тем, что не выставляет свое "я" напоказ - но это совсœем не значит, что у него нет субличностей. Любая периодически повторяющаяся ситуация или положение, вызывающие у человека сходные реакции, ведут к образованию субличности, но у разных людей субличности в разной степени осознаются и сознательно используются. При этом человек, лишенный своего "я" и его атрибутов - это не человек в естественном смысле слова, а марионетка в чужих руках, лишенная своего уникального места в мире, индивидуальной жизненной миссии и уникальной роли в мировом процессе.

Основная функция субличности - организация (внешнего и внутреннего) поведения человека, находящегося в соответствующем состоянии сознания. Что такое неорганизованное поведение и зачем человека нужно организовывать, хорошо знает любой воспитатель детского сада, а также любой человек, сталкивавшийся в своей жизни с проблемами недостатка времени и других ресурсов. Сложность проблемы состоит по сути в том, что эта организация тем более уникальна, чем более развит человек и чем более сложные и творческие задачи он перед собой ставит.

Другая, не менее важная функция субличности - поддержка самореализации человека, помощь в проявлении определœенных аспектов его скрытого потенциала. Невозможно сделать что-либо серьезное, не относясь к этому лично, то есть не ощущая соответствующий проект как свой , то есть являющийся реализацией интимной, внутренней цели. А реализация интимно-личной, поддержанной внутренним "я", значительной (буддхиальной или атманической) цели всœегда сопровождается созданием соответствующей субличности. В случае если человек чувствует, что должен сделать данный мир (в целом или в каком-то фрагменте и аспекте) лучше, ярче, добрее или чище, и предпринимает длительные и эффективные усилия для этого, то у него неизбежно возникает и оформляется субличность, которая идентифицируется с этой е

ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВИДЫ СУБЛИЧНОСТЕЙ" 2017, 2018.

  • Концепция психосинтеза разработана итальянским психиатром Р. Ассаджиоли и является прикладной, не претендуя на собственную методологию, опирающейся на методологию других школ (глубинная, гуманистическая и трансперсональная психология).

Эта система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих.

Низшее бессознательное управляет базовой психологической активностью, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания - местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение. Поле сознания включает анализируемые чувства, мысли, побуждения. О точке ясного осознавания говорится как о сознательной самости, а высшая самость - это тот аспект индивидуальности, который существует отдельно от сознания, ума и тела. Все эти элементы входят в коллективное бессознательное (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Карта внутреннего мира по Ассаджиоли (пояснения в тексте)

  1. Низшее бессознательное - подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.
  2. Среднее бессознательное - это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.
  3. Высшее бессознательное, или сверхсознание, - эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.
  4. Поле сознания - непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.
  5. Сознательное личное Я - центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом.
  6. Высшее надличное истинное Я (или Свое), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее Я - совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как лич ное, сознательное Я - лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности.
  7. Коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное - предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».
  8. Воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями.
  9. Ощущения.
  10. Эмоции-чувства.
  11. Импульсы-желания.
  12. Воображение.
  13. Мышление.
  14. Интуиция.
  15. Субличности (психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности). Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.

Пустые круги на рис. 5.6 означают содержание сознания: чувства, ощущения, идеи и т. д. Точка - это Я, которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: «Я зол», «Я счастлив», «Я устал».

Я может отождествиться с любым содержанием сознания, но может и отделиться от любого из них. Сознавая себя как Я, человек имеет свободу выбора.

Важным элементом в психосинтезе является понятие субличностей - динамических, энергетических смысловых подструктур, которые обладают относительно независимым существованием.

  • Субличность - это совокупность установок, поведенческих стереотипов, влечений, мнений, которые обретают целостную различимую форму в сознании человека.

Каждая из них обладает энергией, т. е. это не только смысловое образование, но и энергетическое. У нее свой стиль жизни, свои движущие мотивы, желания, мысли, чувства, формы поведения. Самые привычные субличности - те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого, врача, учителя или служащего. Каждая строится на основе какого-то желания целостной личности, выражает определенные жизненно важные устремления и цели человека.

В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от таких же образований у других людей. Можно их выделить, проанализировать и дать всем им «свое имя». Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека, становятся деструктивными в том случае, если он не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Субличности становятся вредными, когда контролируют человека.

Одна из целей самонаблюдения - больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между сублич ностями. Будьте уверены, что оно не станет прогонять или игнорировать их, поскольку те фактически отражают потребности целостной личности, каждая субличность - это часть вас и выполняет важные для вас функции.

Когда мы воспринимаем мир и самих себя, то отождествляем себя с той или иной субличностью. Их много, и они могут сменять одна другую. Так, Обвинитель легко превращается в Жертву, и наоборот. Как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек научается осознавать их голоса, он начинает по-настоящему изучать себя, узнавать сущность своего Я. «Не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой», - подчеркивает Ассаджиоли.

Чтобы постичь истинное, высшее Я, необходимо осуществить терапевтический процесс психосинтеза, который включает четыре стадии:

  1. глубокое познание своей личности;
  2. достижение контроля над различными элементами личности;
  3. постижение своего истинного Я, выявление или создание объединяющего центра, в результате подъем от личного к высшему Я;
  4. психосинтез, формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

На первой стадии человек узнает о различных составляющих своей личности, познает субличности. Простейшее средство осознать наиболее сильные из них - ответить 20 раз на вопрос «Кто Я?» Некоторые могут быть более близки к осознанию, другие - более удалены от него, часть находятся в нижней бессознательной области, иные - в области сверхсознания, многие - среднего бессознательного.

Не следует осуждать свою субличность (даже если она Лентяй или Трус), ибо этим мы способствуем ее дальнейшему отпадению от истока, ухудшению. Важно выяснить основное ценное качество каждой субличности, необходимое человеку в его жизни. Даже у «трудных» есть здоровое ядро, ее главное качество. Например, субличность Лентяй первоначально несет положительное свойство сохранения, защиты здоровья и сил своего хозяина. Выявив такую сущность субличности, можно интегрировать ее в свою жизнь, воссоединить с другими частями.

Каждая субличность обладает энергией, уничтожить которую нельзя, ее можно лишь преобразовать . Отметим следующее:

  • человек не только узнает разнообразные стороны своей личности, но признает, принимает все свои части, не изгоняя их в бессознательное;
  • учится освобождаться из-под контроля властвующих над ним сил субличностей, поднимает уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей;
  • может возвести свою субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей, постепенно приближаясь к выявлению своего истинного Я.

Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами и приобретение способности их контролировать. Эффективным методом для достижения контроля над различными субличностями служит разотождествление. базирующееся на следующем психологическом принципе: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили». Например, когда человек говорит «Я устал» «Я раздражен», «Я в унынии», он отождествляет себя с усталостью, гневом, депрессией (Я = усталость, Я = раздражение) и в этом случае не может бороться с этими негативными проявлениями своих субличностей.

Но если человек отделит себя от указанных субличностей, например: «Меня пытается поглотить волна уныния, усталости или раздражения», «Мной пытается овладеть вспышка гнева», то в этом случае Я не потерпит их вторжения.

Человек должен осознать: он не то же, что эмоции, мысли, тело, ощущения, что он есть центр чистого сознания и чистой воли и поэтому способен управлять и эмоциями, и мыслями, и телом, и субличностями.

После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно добиться психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг него. Некоторые субличности (которые в упражнениях по фантазированию могут принимать вид более или менее абстрактных интрапсихических структур) в ходе исследования человеком себя с использованием ребефинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают древние, филогенетические, расовые и ре-инкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр. Таким образом, индивидуальная психика не только шутя комбинирует человеческие, животные или природные символические формы, но, по-видимому, способна получать голографическую записанную информацию обо всем феноменальном мире - о его настоящем, прошлом и будущем.

Стадия собственно психосинтеза включает такие этапы:

  • определение своего представления о том, какой личностью хочет стать человек;
  • использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих качеств или сторон личности методами самовнушения и вызывания, тренировкой неразвитых психических функций;
  • достижение согласия и взаимодействия между субличностями, достижение целостности личности;
  • согласование и соподчинение различных психических функций, создание устойчивой структуры личности.

Для неблагоприятных субличностей следует осуществить их «возвышение», ибо они «падшие» проявления архетипов высших качеств (любые содержания психики могут быть низведены на низкую ступень проявления: например, смышленость - в хитрость, и наоборот, любые содержания психики могут возвыситься, вернуться от извращенного проявления к первоначальному позитивному архетипу), потому и надо выявить и усилить позитивное сущностное качество субличностей.

Взаимодействия последних можно достичь с помощью ряда методов, среди которых: заключение договора между противодействующими субличностями либо сближение, уподобление их друг другу, в результате чего достигается интеграция, целостность личности.

Сегодня попробую обратить внимание читателей на еще один ракурс с которого драма личности, увязшей в доказательствах своего права на признание и уважение, отображается относительно наглядно.

Для друзей и близких наша персона может быть любимой, для начальника – мелкой, для обидевшегося партнера – дурной, для посторонних с соседней улицы – ничего незначащей. Является ли она какой-то «вообще» вне узких отношений? И что это (так называемое) «Вообще» за субстанция?

Рационализация

Просчеты, ошибки и чужое мнение задевают, когда резонирует с негативными тождествами из бессознательного, словно заставляют признать, какое же ты все-таки ничтожество. В таком ключе даже нейтральные наблюдения на чужой счет могут внезапно вызвать просто потому, что задевают застарелые раны.

Позитивные оценки радуют по аналогичной причине – когда дают шанс проснуться и вступить в силу субличностям, уверенным в своем праве на признание и любовь.

Резонанс с ситуацией подключает конкретную роль, которой вроде как присуще происходящее поведение. Неудача подключает внутреннего неудачника, успех – баловня судьбы. При этом очередная субличность изначально функционирует в полном отрыве от действий, которые себе приписывает, и возникает, как последующая психическая реакция на эти действия – рационализация уже случившегося. То есть сначала реализуется поведение и уже после – в сознании возникает образ себя, который это поведение берет на свой счет.

Представьте писателя, создавшего две независимые истории – в одной он рисует самодовольного «грешника», почитающего себя за праведника, в следующей – раскаявшегося праведника, который, вдруг, осознал себя грешником из первой истории. Обе личности – поддельные и упускают главное – собственный источник – пространство творческого ума, в котором они возникли.

Таким образом и поддерживается видимость ложного единства противоречащих друг другу субличностей. Объединяет их лишь «холст», на котором они друг друга сменяют.

Уверенность в себе

По мере вскрытия ложных тождеств, нарастает понимание, что любая качественная оценка собственного «я» на уровне «хорошо»-«плохо» – один большой самообман. Оценить можно разве что внешнее поведение, присущее очередной субличности – и то субъективно.

Здесь, на сайт я часто говорю о ценности самопознания. Когда знаешь, каков ты есть и на что в этой жизни со своими качествами можешь реально рассчитывать, тогда чужое мнение воспринимается без всяких штыков и праздничных эйфорий – всего лишь мнение – порой, откровенно пристрастное.

То есть реальная уверенность в себе – это не повышенная самооценка, а такое основательное и твердое знание себя, которое перестает зависеть от критики, похвалы, частных провалов и успехов.

И это не какой-то капризный индивидуализм, а трезвая смелость «судить» о себе самостоятельно. Уже ради этого целесообразно собственное сознание прояснять, чтобы опираться уверенно прежде всего на собственные реалистичные ощущения о происходящем.

Иначе получается диковинная ситуация. Для одного оценщика наше «я» – дрянная помеха, для второго – божественный дар. И тогда самооценка пускается в свободный полет, ее штормит и швыряет по крайностям – от кромешного ужаса до счастливого облегчения, словно в поисках окончательной правды о самом себе.

Поэтому, когда ситуация все-таки побуждает снова и снова в себе сомневаться и о чем-то переживать, – это явный признак избегаемого опасения на собственный счет. В таком ключе целесообразно перестать себя успокаивать и поглядеть своему страху открыто в глаза.

В конце концов «звездной пыли» переживать не о чем – она просто есть.

В следующей статье вероятно попробую описать одну несложную практику смирения со своими субличностями, которую на разных этапах предлагаю большинству клиентов.

Представьте, что вы потеряли кошелек. Одни испытывают детскую досаду и сожаление и даже вину, словно, их за это накажет строгий родитель, другие слышат, как после голоса внутреннего обвинителя включается внутренний адвокат, оправдывающий ваш поступок. На какой-то момент вы становитесь ареной, на которой происходит дискуссия между частями вашей личности.
Вы замечали в себе подобные диалоги, когда одновременно множество голосов проявляются в вашем сознании? Часто они вступают в противоречие друг с другом, и вы оказываетесь в ситуации внутреннего конфликта, который доставляет вам определенные неудобства. Вы можете услышать в себе голос целой толпы голосов, населяющих ваше внутреннее пространство. Но кто они, эти голоса, независимые от нас защищающие свои интересы и доказывающие свою точку зрения? Их называют субличностями. Это проекции отражений частей вашей личности, которые населяют ваше подсознание. Они – субъективные отражения в нашей психике людей, животных, предметов и явлений, населяющих ваш внутренний мир.
Субличности имеют свое мнение, свои страхи, свои цели, свое видение методов как этих целей достичь, свое отношение к тем или иным событиям, к тем или иным людям, и в целом ведут себя как отдельные личности.
В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека.
Эти проекции, подсознания создаем мы сами, в разных ситуациях создавая некий соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений или отзеркаливая в своё подсознание образы значимых в вашей жизни людей.

Самые типичные субличности человека отражают проекции его представлений о социальных (семейных или профессиональных) ролей, которые он играет в жизни, например: родительские я, материнские я, отцовские я, детские я, ваш внутренний критик, мудрец, рационал и т.д. В них вплетены проекции образов вашего внутреннего ребенка, родителя и взрослого.
Как вы поняли, каждый человек носит в себе субличности, которые является отражением его представлений о родителях, друзьях, соседях; т.е. отражение его восприятия значимых для него людей. Эти представления могут ощутимо не совпадать с реальным человеком, поскольку субличность - всего лишь отражение, основанное на субъективном восприятии этих людей.
Время от времени с соответствующих тому ситуациях, та или иная субличность активизируется, выходит на передний план, как - бы берет управление на себя; и тогда человек внешне ведет себя так как будто он является этой субличностью, тоесть происходит переключение субличностей. Субличности могут находиться в подавляемом или неактивном состоянии. Существует особая субличность, называемая Администратором или Эго, отвечающая за то, чтобы другие субличности выходили наружу или оставались ею подавляемыми. Именно с ней согласовываются выходы субличностей и их переключение в зависимости от ситуации. Если субличность с ее желаниями и интересами долго подавляется, в ее энергетическом заряде накапливается напряжение, из-за которого может возникнуть внутренний конфликт. Однако все конфликты между субличностями можно разрешить, установив с ними связь и гармонизировав их. В следующей медитации вы научитесь это делать.
Каждый раз во время сна вы погружаетесь в среду своего внутреннего мира, населенного этими самыми проекциями, в театр, где в каждом акте вашего сновидения субличности играют роли по сценарию вашего подсознания, передавая вам его сообщения. Если вы хотите научиться понимать язык подсознания, учитесь расшифровывать знаковый смысл каждой субличности и ее послания, так как каждая субличность несет в себе отпечаток определенного заряда, опыта связанного с ее зарождением. Когда вы научитесь это делать, вы сможете во время сновидения, не теряя при этом осознанности, общаться со своим подсознанием, управляя субличностями, тогда с бессознательного уровня сновидений, вы подниметесь на уровень осознанных сновидений, и вам откроются новые возможности.
Трансформация субличности

Работа с субличностью - это процесс её осознания, принятия и преобразования, направленный на гармонизацию отношений во внутреннем мире человека. Задачей трансформации является изменение негативных субличностей, создающих внутренний конфликт. Вспомните правило внутреннего мира: «Смерти не существует» - которое означает, что субличность невозможно уничтожить, но можно изменить её назначение, трансформировав её, дать ей новую роль. Позвольте ей переродиться и предстать в новом качестве. Для этого помните об основных инструментах трансформации и правилах внутреннего мира.

Трансформация субличностей осуществляется силой вашего намерения через приятие и Любовь.
Для работы с субличностью, необходимо войти с ней в контакт, узнать её суть и задачи, понять её и принять, осознав как часть себя и после, направить в неё силой намерения луч любви, исходящий из вашей сердечной чакры и наполнить её ярким светом. В вашем внутреннем мире вы - Творец и можете проводить любые трансформации. Энергия, из которой состоят субличности, подобна пластилину, вы можете создать из нее все что угодно, но помните, изменение субличности повлечет за собой изменения в вашем внутреннем мире. Ни одна субличность в вас не умирает, но трансформируясь, меняет свои свойства и задачи. Эти трансформации человек проходит постоянно. Тренинг обучит вас основам трансформации и позволит выявить ваши основные субличности. Вам придется познакомиться с собой изнутри, не тем, что вы о себе думаете, а тем, чем действительно являетесь.

Две стороны одной медали (зеркальные субличности)

Каждая субличность имеет свой противоположный аспект. Еще Фома Аквинский говорил: "В человеке ровно сколько доброго, столько же злого, светлого и темного, дьявольского и божественного". Каждое наше качество, каждая субличность имеет свою теневую сторону, независимо от того, осознаем мы это или нет. То, что принято называть "добром" и "злом" всего лишь отражение двух крайностей противоположностей и именно попадание в крайности приводит к потере равновесия. Если вы начинаете чрезмерно развивать один из своих аспектов в противоположность другому, происходит дисгармония, но ваш внутренний мир стремится к равновесию, потому сильное отклонение маятника в одну сторону повлечет за собой отклонение в противоположную, до тех пор пока не установится золотая середина. Единство внутренней гармонии и полное высвобождение внутреннего потенциала происходит только в зоне золотой середины. К сожалению, иногда люди проживают жить, не понимая этого, борясь с крайностями своего "Я".
Для того, чтобы познать себя, человек должен осознать и принять обе свои стороны, тем самым, осуществив их интеграцию. Вы не односторонние, однобокие существа с одним выраженным качеством, не белые и не черные - вы- спектр цветов, создаваемых жизнью и ею же вплетенных в вашу индивидуальность. Вы - граница между светом и тенью, весы вселенской гармонии с чашами в равном перевесе. Энергии двух противоположных качеств дают искру и побуждают вас выбирать и тем самым познавать себя. Внутри вас все священно: священен свет и священна тьма, оба они составляют единство противоположностей Единого Создателя, в котором нет ничего плохого и хорошего, правильного и неправильного, есть лишь целесообразность.
Посмотрите на природу, в ней нет ни негативного, ни позитивного, есть лишь равновесие. Каждый человек - священное дитя космоса, в котором сочетаются энергии двух его священных родителей. Именно тьма (женская энергия Инь в образе Евы) нас заставляет сомневаться и выбирать не слепую веру, а знание, именно свет(мужской аспект Янь, разум и логика, заставляет нас действовать. Их союз порождает жизнь и ее новые начала, является актом творчества и рождения новых вселенных внутри вас.
Но едва вы уйдете в один аспект, как тут же на вас начнет действавать его противоположность, пытающаяся восстановить утраченную гармонию. Слово Сатана означает противоположность (противник): едва гармония нарушена - ваш собственный сатана вступает с вами во взаимодействие и лишь равновесие, а не сила, ярые мольбы, вера и напор способны его победить. Представьте чаши весов и субличность, которая, по вашему мнению, нуждается в балансировке энергии. Разделите ее противоположные энергии по чашам и взвесьте, а после, уравновесьте чаши. Быть может вам придется от чего-то отказаться или наоборот усилить работу над собой, чтобы уравновесить силы. Так или иначе, при такой работе восстанавливается равновесие и обретается внутренняя гармония. Эта Гармония обладает целительным эффектом, она способна исцелять внутренний мир, наделять человека новой силой, силой Творца, на службе которого стоят две противоположности.

Евгения Бейнарович nimratraining.com