Во второй половине XIX века

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени - М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор - П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.

Американский анархизм так и остался бы движением богемных интеллектуалов, но после гражданской войны в США произошли некоторые изменения. Осваивался запад страны, бурно развивалась промышленность, создавались крупные промышленные центры, такие как Чикаго и Кливленд, которые вскоре станут центрами анархического движения. Развитие промышленности потребовало больше рабочих рук, что вызвало массовую миграцию из стран Европы. Именно этим двум факторам и обязан своим возникновением левый революционный американский анархизм.

В Европе в то время были популярны левые идеи, и многие из мигрантов являлись анархистами и социалистами. Здесь достаточно сказать, что долгое время большинство анархистской прессе выходило не на английском языке, но на русском, идиш и немецком языках, поскольку большинство анархистов были русскими, немцами и евреями, приехавшими в США в поисках лучшей доли.

Мигранты из Европы также составляли большинство зарождающегося промышленного пролетариата. Они и стали основной целью анархистской пропаганды. И если старый анархизм первой половины 19 века существовал в реалиях раннекапиталистического общества с большим количеством частных собственников, что определило его правый, рыночный характер, то анархизм второй половины 19 века уже развивался в совершенно иных условиях становления массового промышленного пролетариата. Что и определило его левый, социалистический характер.

Становление промышленного пролетариата в США повлекло за собой и углубление социального неравенства, обнищание низших слоев населения и увеличение богатства высших классов, что обернулось необходимостью для рабочего класса организовываться в борьбе за свои права и интересы. Конечно, рабочие организации и промышленный пролетариат в США существовали еще до гражданской войны. Но после гражданской войны началось особенно бурное развитие промышленности. Для сравнения, в 1850 году в США насчитывалось полтора миллиона промышленных рабочих, а к 1900 году их было уже 10 миллионов.

Существовали в США раньше и профсоюзы. Но действительно знаковая для американского рабочего движения организация, орден “рыцарей труда”, была создан в шестидесятые годы девятнадцатого века. Орден строился по образцу тайных масонских лож, и возглавлялся Великим Мастером Рыцарей Труда. Как и масонские ложи, орден являлся тайной организацией. Своей целью он ставил справедливое распределение благ в обществе, при котором рабочие получили бы доступ ко всем благам цивилизации. Самым главным оружием были названы стачки, к которым, впрочем, “рыцари труда” старались не прибегать без крайней необходимости. Для своего периода “рыцари труда” были довольно прогрессивной организацией. Дело было сразу после гражданской войны. Еще вчера негры не считались за людей и являлись собственностью. В американском обществе сохранялись сильные предрассудки насчет чернокожих. В этих условиях “рыцари труда” были единственной рабочей организацией, что принимала в свои ряды всех, независимо от цвета кожи, национальности и пола. Не принимали только адвокатов, банкиров, докторов (которые, по мнению “рыцарей”, “мало знают но дорого берут”) и тех, кто был замешан в производстве и торговле спиртным.

Помимо стачек, “рыцари” активно объединялись в кооперативное движение. Как и в случае с коммунами, кооперативы как средство борьбы с капиталом также были испробованы еще в позапрошлом веке, и с треском провалились. “Рыцари” надеялись вытеснить капиталистические предприятия кооперативными, которые должны были перестроить американскую экономику на кооперативный лад. Но со временем наступило разочарование в кооперативах, которые, в сущности, изменили не так много для работающих в них людей. И это было массовое движение, в которое были вовлечены сотни тысяч людей. Капитализм тогда был гораздо более слабым, а современных всесильных транснациональных корпораций еще не существовало. Нужно ли говорить о том, насколько наивны представления некоторых современных анархистов, спустя полтора века выдвигающих те же самые идеи, уже провалившиеся в прошлом в гораздо более выгодных условиях?

Но как бы то ни было, “рыцари труда” оказали колоссальное значение для американского рабочего движения. Не смотря на свой тайный характер, к 1886 году орден насчитывал уже 750 тысяч членов. Однако та же самая закрытость ордена способствовала распространению представления о нем, как о революционной коммунистической организации. Это привело к выходу из ордена ряда профсоюзов, создавших “Американскую Федерацию Труда”, стоящую на позициях тред-юнионизма. АФТ считали, что нужно заниматься не всякими революционными глупостями, вроде классовой борьбы, а стремиться к заключению соглашения между работником, предпринимателем и правительством, которое устроило бы всех. В будущем АФТ станет одной из основных американских рабочих организаций, и сыграет большую роль в борьбе с революционной угрозой в США.

Но проблема для “рыцарей труда” заключалась в том, что в действительности они не были революционной организацией. И вслед за тред-юнионистами из организации вышли и анархисты с социалистами, создавшие множество небольших революционных профсоюзов, которые не пользовались особым успехом до 1905 года, пока не объединились в революционную рабочую организацию “Индустриальные Рабочие Мира”. “Рыцари труда” же, после выхода из ордена как сторонников, так и противников революции, потихоньку угасали и теряли и влияние, и численность.

Анархисты этого периода довольно активно участвовали в рабочей борьбе. Наиболее известным случаем является, конечно, бунт на Хеймаркет-сквер в 1886 году. 1 мая этого года рабочие по всей стране начали забастовку, требуя введения восьмичасового рабочего дня. 350 тысяч рабочих прекратили работу. Забастовка сопровождалась полицейским насилием и убийствами бастующих рабочих. 4 мая анархисты организовали митинг в Чикаго, который являлся центром забастовочного движения. Митинг собрал огромное число рабочих, но проходил довольно скучно и уныло, пока на место не прибыла полиция и не заявила что-то вроде “ваше сборище незаконно, расходитесь”. В ответ в полицейских из толпы прилетела бомба… Полиция открыла огонь и перестреляла кучу народа и друг друга. После инцидента развернулись репрессии против рабочих и анархистов. Сотни человек были арестованы и подвергнуты пыткам. Вскоре восемь анархистов были задержаны по обвинению в подстрекательстве толпы к бунту. И хотя на митинге присутствовал лишь один из задержанных анархистов, их признали виновными. Один из анархистов покончил с собой в тюрьме. Трое были приговорены к каторге. А четверо повешены. В истории эти восемь анархистов известны как “чикагские мученики”. Случай стал довольно резонансным, и в честь этого события вскоре рабочие и социалисты во всем мире начали отмечать первое мая как день борьбы за права трудящихся людей. Смысл этого “праздника” уже изрядно подзабыт, но отмечается он до сих пор, хотя и мутировал в “праздник весны и труда”.

Рабочая борьба и организация рабочего класса были основным направлением деятельности для анархистов этого периода. Хотя им до 1905 года не удавалось создать мощного революционного профсоюза, этот опыт, тем не менее, дал американскому анархизму большое количество способных ораторов и организаторов, которые спустя несколько десятилетий, уже в преклонном возрасте, будут принимать участие во многих эпизодах рабочей борьбы времен “красной угрозы”. Наверное, одним из наиболее ключевых персонажей для рабочего анархизма этого периода является Люси Парсонс – жена одного из “чикагских мучеников”. Одна из будущих основательниц “Индустриальных Рабочих Мира”, она отметилась как великолепный оратор, организатор и публицист, активно участвующий в рабочем и анархистском движениях. Наибольшую известность ей принесла организация кампании за освобождение “чикагских мучеников”. В конце 19 века она действовала в рядах “Международной Рабочей Народной Ассоциации” – отколовшейся от социалистов анархистской организации, занятой, преимущественно, рабочей борьбой. Многие из анархистов, которые являлись не мигрантами из Европы, а рожденными в США американцами, начинали в то время как социалисты, развиваясь в дальнейшем в сторону анархизма.

Люси Парсонс – одна из активнейших организаторов рабочего анархизма 19 века

Вообще это три основных источника кадров для анархистов того времени – социалистические движения, орден “рыцарей труда” и мигранты из Европы, многие из которых еще до прибытия в штаты являлись приверженцами анархизма. Какой-то “преемственности” между правым анархизмом первой половины столетия и анархизмом этого периода особо то и нет. Преемственность здесь скорее от “рыцарей труда”, американских социалистов и европейских анархистов.

Уже в этот период в США разворачивается агитация за “пропаганду действием”, которая станет основой для анархистского террора начала XX века. Началась эта пропаганда еще с публикаций “Международной Народной Рабочей Ассоциации” руководства для рабочих обращения с динамитом и призывами к бездомным заниматься террором. Но пропаганда вышла на новый уровень с прибытием в США человека интересной судьбы – Иоганна Моста. Иоганн ранее был немецким социал-демократом, и заседал в немецком парламенте. Как правило, дорвавшись до власти люди забывают все свои идеалы, и начинают много воровать да гулять по яхтам и особнякам с наркотой и девушками легкого поведения. Но не таков был Иоганн Мост, он оказался человеком твердых убеждений. И, как честный человек, увидев систему изнутри и поняв, что парламентаризм не работает, Иоганн разочаровался в социал-демократии. Что и привело его в анархизм. Анархистов он стал довольно радикальным – написал книгу-инструкцию по изготовлению бомб и ядов, и, поскитавшись по Европе, отправился в США пропагандировать “пропаганду действием”. “Пропаганда действием” – это революционные насильственные акты, совершая которые революционеры должны подавать пример народу. Все большее число людей должно следовать за их примером и прибегать к революционному насилию. Ииии… profit!

Иоганн Мост оказался талантливым агитатором, и довольно быстро обзавелся последователями в США. Наиболее известными и способными были молодые евреи, мигранты из Российской Империи, что вскоре станут лидерами американского анархизма и наиболее авторитетными его представителями – Эмма Гольдман и Александр Беркман. Но пока что они просто слушали пламенные речи Иоганна Моста и тусовались в богемной среде правого анархизма. Будучи сами левыми анархо-коммунистами по убеждениям, они переняли ряд маргинальных идей и практик из правого анархизма, вроде фрилава и анархо-феминизма. В будущем, когда Эмма Гольдман станет авторитетнейшей анархистской, она будет “на ножах” с Люси Парсонс как раз по этому вопросу. Люси Парсонс – это такая представительница “классвара” в американском анархизме. Уделяя много внимания проблемам женщин, она, тем не менее, отвергала феминизм Эммы Гольдман и полагала, что освобождение женщины возможно только через освобождение рабочего класса. У Гольдман же на этот счет были несколько более либеральные взгляды, что и приводило к постоянным конфликтам между двумя уважаемыми анархистками. Как видим, за сто лет мало что поменялось, и даже конфликты в анархическом движении те же самые. Должно быть, пройдет еще сто лет, и анархисты по прежнему будут конфликтовать по этому поводу.

Время шло, и в 1892 году Беркман и Гольдман решили опробовать иди Иоганна Моста на практике. Благо, что и повод был подходящий. В местечке Хомстед, что под Питсбургом, случился трудовой конфликт. Рабочие сталелитейного завода попытались организовать профсоюз и бороться за повышение заработной платы, а управляющий Генри Клей Фрик (Фрик – это фамилия) оказался не очень рад этому известию, и объявил локаут – массовое увольнение всех рабочих. Рабочие тоже оказались не очень рады от такого поворота событий, и захватили завод, прогнав руководство. Что оставалось делать руководству? Сейчас в таких конфликтах капиталисты прибегают к помощи дуболомов из Частных Охранных Предприятий. Тогда ЧОПов еще не было, но зато были частные детективы. К которым и обращались капиталисты в случае конфликтов с рабочими. И Генри Клей Фрик, обратившись в детективное агентство легендарного Пинкертона, нанял 300 частных детективов, чтобы те атаковали рабочих и вернули завод. Все закончилось настоящим побоищем, смертью 9 рабочих и 7 детективов, и вводом в город войск.

Александр Беркман, ведомый праведной классовой ненавистью, решил отомстить Фрику. Приехав на прием к нему в офис, он произвел несколько выстрелов в управляющего заводом. Но ему не слишком повезло. Мало того, что Фрик выжил, так еще и в офис ворвались рабочие, которые, увидев эту картину, жестоко избили незадачливого анархиста и сдали властям. Беркмана приговорили к 22 двум годам лишения свободы. Впрочем, отсидит он “всего” 14 лет, и выйдет к 1906 году, еще сыграв важнейшую роль в событиях, предшествующих “красной угрозе”. Но на тюрьме его неудачи не закончились. Мало того, что его примеру рабочие так и не последовали, но его осудили и свои же товарищи-анархисты. Включая даже его учителя Иоганна Моста, который до этого сам и призывал к таким действиям. Но, видимо, одно дело призывать, а другое… Разгневанная Эмма Гольдман, узнав об этом, явилась к Иоганну Мосту и избила его хлыстом. После этого Иоганн Мост потерял всякий вес в анархистских кругах. Кто же станет слушать человека, который призывал к чему-то, а потом, когда это случилось, первым стал осуждать? Несерьезный человек.

А Эмма Гольдман вскоре стала наиболее известным анархистом США. Она развила лихорадочную деятельность, писала статьи, организовывала мероприятия, участвовала в народной борьбе. Вскоре грянул мощный экономический кризис, и Эмма Гольдман развернула мощную пропаганду анархизма среди беднеющего населения. В Нью-Йорке в 1893 году она выступила перед тремя тысячами безработных, и призвала их идти ко дворцам богачей и брать хлеб силой. За это выступление ей дали год тюрьмы, но это только принесло ей еще больше популярности, и сделало её довольно медийной фигурой, лицом американского анархизма.

Между тем, неудачная попытка Александра Беркмана начать революционный террор и дискредитация основного сторонника террора Иоганна Моста вовсе не поставили крест на “пропаганде действием”. Столь неудачное начало вскоре было компенсировано несколькими историческими событиями, произошедшими на рубеже веков, и положившему начало волне анархистского террора в США.

Эпоха либеральных реформ и бурных преобразований всех сторон жизни русского общества затронуло и сферу искусства. Здесь стремление к новизне выразилось в борьбе с омертвевшими классицистическими традициями за новое содержание искусства, за его активное вторжение в жизнь. На первый план выдвигается моральная сторона искусства, его гражданский смысл. “Писать без цели и надежды на пользу решительно не могу”, - говорил Л.Н. Толстой только вступая в литературу. Эти слова очень характерны для эпохи преобразований. Прогрессивные писатели группировались вокруг журналов “Современник” и “Отечественные записки”, композиторов объединил кружок М.А. Балакирева, вошедший в историю под именем “Могучей кучки”. Общая задача борьбы за реализм, народность и национальную самобытность порождала взаимное влияние и взаимное обогащение литературы, живописи и музыки.

Живопись

Передовые художники вели непримиримую борьбу с официальным придворным искусством, рутинной системой Академии художеств, которая, давая своим ученикам высокие профессиональные навыки, категорически противилась всем новым веяниям, навсегда “застряв” в классицизме.

Невозможность реализовать себя в рамках Академии привела к событию, известному в истории культуры как “бунт четырнадцати”. В 1863 г. все сильнейшие ученики (среди которых были И.Н. Крамской, К.Е. Маковский и др.) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль после того как Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы и всем предложил писать картину либо на сюжет древнескандинавских саг - “Пир в Валгалле”, либо на тему “Освобождение крестьян”, трактовавшуюся исключительно верноподданически. Это был первый организованный протест против академической рутины, за что художники прослыли неблагонадежными и за ними был установлен негласный полицейский надзор.

По выходе из Академии “протестанты” организовали Артель художников, стали вместе жить и работать, взяв за образец коммуну, описанную в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”. Такая форма организации была в те годы чрезвычайно популярна среди студенческой молодежи. Организатором артели выступил И.Н. Крамской. Артель просуществовала недолго (до 1870 г.), после чего распалась. Вскоре все оппозиционные силы в изобразительном искусстве объединило Товарищество передвижных художественных выставок.

С выходом “четырнадцати” авторитет Академии был сильно подорван. Значительную роль в подготовке художественных кадров стало играть Московское Училище живописи и ваяния (с 1865 г., после создания архитектурного отделения названное Училищем живописи, ваяния и зодчества). По своему составу и положению оно было гораздо более демократичным, чем находившаяся в ведении царского двора Академия художеств. Здесь обучались многие выходцы из низших сословий. Училище закончили А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов и др. художники, сыгравшие огромную роль в развитии русского реализма.

В целом, 1860-е гг. стали началом нового значительного этапа развития русского искусства. В эти годы начинается расцвет русского реализма. Главной задачей художника становится воссоздание со всей возможной убедительностью реального события-символа русской действительности.

Одним из наиболее видных живописцев того времени был Василий Григорьевич Перов. Как и многие другие художники того времени, он сознательно заострял внимание на теневых сторонах жизни общества, критикуя пережитки крепостнического прошлого. Главным содержанием творчества Перова стало изображение жизни простого народа, крестьянства по преимуществу. Громкую скандальную известность получила завершенная в 1861 г. картина “Сельский крестный ход на Пасху”. Стремясь показать омерзительность крестьянского существования в пореформенной деревне Перов намеренно сгущает краски: подчеркнуто тоскливый пейзаж (хмурое небо, обнаженное корявое дерево, грязь, лужи), гротескные персонажи - все должно было работать на раскрытие авторского замысла. Эта картина характерна для русской живописи 1860-х гг. Для этого поколения русских художников важнее всего было дать социальную оценку изображенной сцены, поэтому как правило на второй план отступала глубокая и многогранная характеристика отдельных персонажей. Скандальность “Сельского крестного хода на Пасху” была столь очевидной, что ее немедленно сняли с постоянной выставки общества поощрения художников (где она была впервые выставлена) и вплоть до 1905 г. запрещали выставлять и/или репродуцировать. Подобный, хотя и существенно меньший резонанс вызвала и следующая работа Перова - “Чаепитие в Мытищах”.

Около двух лет Перов в качестве пенсионера Академии провел за границей, однако, не дождавшись окончания срока пенсионерства вернулся на родину, т.к. считал главнейшей задачей служение своему народу. Это стремление на родину также является новой чертой, характерной для времен начала царствования Александра II (и до и после художники, напротив стремились подольше задержаться в Европе, видя в этом единственную возможность свободного творчества). После возвращения он создает лучшие свои работы: “Проводы покойника” (1865 г.), “Тройка” (1866 г.) и “Последний кабак у заставы” (1868 г.). Конкретные образы в этих картинах Перова перерастают в широкие обобщения типичных черт русской жизни.

В начале 1870-х гг. Перов создал ряд портретов. По преимуществу он создавал портреты писателей и художников, осуществляя мысль П.М, Третьякова об увековечении образов выдающихся деятелей русской культуры. Среди них прежде всего необходимо назвать портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. В отличие от прежних работ Перова в портретах на первый план выходит глубокий психологизм и проникновение в суть личности и характера изображаемого человека.

Эволюция творчества Перова - от социальной сатиры (“Сельский крестный ход на Пасху”) к социальной драме (“Тройка”), а затем к созданию положительных образов деятелей культуры или людей из народа; от подробного повествования к эмоциональному художественному образу - характерна для развития русской живописи тех лет.

Расцвет русского реалистического искусства II пол. XIX в. неразрывно связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель - “знакомить Россию с русским искусством”. Выставки устраивались в С.-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. “Передвижничество” было уникальным по размаху и продолжительности художественным и общественным явлением. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения. Позднее термины “передвижник”, “передвижничество” зачастую использовались для обозначения всего демократического направления в русском реалистическом искусстве 1870 - 1880-х гг.

Программой своей деятельности передвижники во многом обязаны Ивану Николаевичу Крамскому. Главное место в его творчестве занимал портрет. Лучшими его работами в этом жанре считаются автопортрет (1867 г.) и портрет Л.Н. Толстого (1873 г.). Наряду с портретом Достоевского работы Перова, портрет Толстого кисти Крамского является одной из вершин русской портретной живописи II пол. XIX в.

Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, проявившееся в портретах Крамского, характерно и для его картин. Одна из наиболее известных - “Христос в пустыне” на евангельский сюжет. Борьба с искушением и преодоление слабости, переход от мучительных раздумий к готовности действовать, идти на самопожертвование - все это выражено в облике Христа.

Те же морально-философские вопросы волновали и Николая Николаевича Ге, творчество которого представляет собой одно из самых сложных и вместе с тем значительных явлений в русском искусстве II пол. XIX в. Ге воодушевляла идея нравственного совершенствования человека и человечества, характерная для шестидесятничества вера в моральную, воспитательную силу искусства. Особое значение он придавал работе с евангельским сюжетами, в которых видел абсолютный нравственный идеал. В картине “Тайная вечеря” (1863 г.) показано полное трагизма столкновение Христа, добровольно обрекающего себя на страдания и смерть и его ученика - Иуды, предающего своего учителя. Эту же тему продолжили картины “Что есть истина?” (1890 г.) и “Голгофа” (1892 г., не окончена), написанные под сильным влиянием Л.Н. Толстого, с которым Ге был в те годы дружен.

Н.Н. Ге отдал дань и историческому жанру. Одной из лучших исторических картин этого периода стала его работа “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, раскрывающую трагедию борьбы гражданского долга и личного чувства. В числе лучших портретных работ художника следует назвать портреты А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, автопортрет.

Одним из характерных явлений русской жанровой живописи этого периода было творчество Владимира Егоровича Маковского, рисующие жизнь самых разных слоев русского общества (“Крах банка” и др.). Лучшая картина художника - “На бульваре” (1886 - 87 гг.) рассказывает о тяжелой жизни крестьян, оторванных от привычного быта и попавших в чужой им город.

Убежденным передвижником, переносившим в живопись идеи революционной борьбы был Николай Александрович Ярошенко (“Кочегар” (1878 г.), “Заключенный” (1878 г.) и др.). В начале 1880-х гг. Ярошенко создал два полотна (“Студент” и “Курсистка”), в которых отразил типичные образы разночинной учащейся молодежи, пополнявшей ряды революционеров-народников. Лучшим из портретов Ярошенко по праву считается портрет П.А. Стрепетовой (1884 г.).

Новатором в области батальной живописи был Василий Васильевич Верещагин. Его картины не похожи на парадные батальные полотна придворных живописцев. Содержанием его картин стала жестокая правда войны, судьба ее рядовых участников, героизм и страдания русских солдат. Широко известны картины Туркестанской (“Апофеоз войны”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”) и Балканской (“Перед атакой. Под Плевной.”, “После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.”, “На Шипке все спокойно”, “Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой”) серий. Значение Верещагина не ограничивается новаторством в области батальной живописи. Первым в русском искусстве он положил начало изображению жизни народов Востока.

Вершиной развития реалистического искусства 70-х - 80-х гг. стало творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова.

Основные достижения русской живописи рассматриваемого периода сконцентрировал в своем творчестве Илья Ефимович Репин. Первым произведением Репина, открывающим новую страницу в истории русского реалистического искусства, явилась картина “Бурлаки на Волге”. Отказавшись от первоначального (типичного для передвижников) замысла прямого противопоставления нарядной толпы праздных богачей оборванной ватаге бурлаков, Репин сосредоточил внимание на раскрытии образа каждого из бурлаков.

80-е гг. были порой расцвета творчества Репина, а его картина “Крестный ход в Курской губернии” вновь (как и “Бурлаки” в 70-е гг.) стала новаторской. Перед зрителем проходит как бы вся Россия, все ее сословия и классы. Каждая из многочисленных фигур есть обобщенный образ и вместе с тем - конкретный человеческих характер, данный во всей своей жизненности. В “Крестном ходе” народ показан и как охваченная единым движением масса, надвигающаяся на зрителя, и как многоголосый хор, где каждый характер, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, вплетается в сложное неповторимое целое. Существенное место в творчестве Репина занимала и тема революционной борьбы. Ей посвящены картины “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Обращаясь к истории, Репин останавливается на сюжетах остродраматических, раскрывающих борьбу человеческих страстей и общественных сил, как-то перекликающихся с современностью. Так, сюжет картины “Иван Грозный и сын его Иван” навеян событиями 1881 г. Современники воспринимали эту картину как протест против деспотизма самодержавия. Поэтому она была запрещена к показу К.П. Победоносцевым. “Запорожцы”, наоборот, воспевают дух свободы, народной казачьей вольницы. В картине нет ни одного повторяющегося образа, самые разнообразные характеры показаны немногими яркими чертами.

Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внес Василий Иванович Суриков. Он принадлежал к старинному казачьему роду, перебравшемуся в Сибирь с Дона еще в XVI в. Старинные русские обычае и уклад жизни Суриков мог наблюдать с детства и эти детские впечатления во многом повлияли на его дальнейшее творчество. Его привлекали переломные эпохи, сюжеты, дававшие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности. В 1881 г. им была создана картина “Утро стрелецкой казни”. Суриков изображает не саму казнь, а последние напряженные моменты ей предшествующие. Мужественное ожидание смерти, поведение людей в последние моменты земной жизни - составляют главное содержание этой картины. В 1883 г. Суриков написал картину “Меншиков в Березове”. Холодный и темный колорит, композиция, ограничивающая пространство, раскрывают драматический крах судьбы временщика, “полудержавного властелина”, брошенного с семьей в сибирскую ссылку.

Крупнейшей работой Сурикова стала “Боярыня Морозова” (1887 г.). В процессе работы над этой картиной он специально ездил в Италию, чтобы на примере работ мастеров Возрождения постичь законы композиции в монументальной живописи. Показан момент, когда неукротимую противницу “никонианства” Морозову везут по московским улицам в ссылку. Она прощается с народом и напутствует его на борьбу. Героизм и трагедия одиночного протеста, отношения к героине народа - тема этой картины. Из поздних работ Сурикова можно назвать “Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

Историческая тема, но не в драматическом, а в героико-поэтическом аспекте звучит в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. По его собственным словам он был историком “несколько на фантастический лад”. Его особенно привлекали былинные и сказочные сюжеты. Сюжет его первой большой картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880 г.) навеян “Словом о полку Игореве”. Он хотел передать поэзию русского эпоса, красоту и величие воинского подвига. Отсюда и его стремление к монументальности. С особой силой это проявилось в картине “Богатыри” (1898 г.), над которой он работал с перерывами около 20 лет(!). Как и в былинах, облик и характер каждого из богатырей своеобразен и в то же время это обобщенные художественные образы народных героев - сильных, смелых, справедливых и т.д. Если “Богатыри” олицетворяют героическое начало в народном эпосе, то “Аленушка” (1881 г.) - это тонкая лирика.

Одним из лучших русских пейзажистов конча 60-х - начала 70-х гг. был Алексей Кондратьевич Саврасов. Наиболее известные его картины - “Грачи прилетели” (1871 г.) и “Проселок” (1873 г.). Показанная на первой выставке Товарищества передвижников, картина “Грачи прилетели” знаменовала собой начала нового этапа в развитии русского пейзажа. Саврасов сумел увидеть и передать лиризм самого обычного и непритязательного пейзажа. В последующие годы Саврасов не создал ничего равного этим двум картинам. Но как педагог (он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества) он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской пейзажной живописи.

Традиции лирического пейзажа были продолжены Василием Дмитриевичем Поленовым. Именно пейзаж был главным направлением в творчестве художника. В “Московском дворике” (1878 г.), “Заросшем пруде” (1879 г.) передана особая поэзия тихих уголков русской природы. Как и Саврасов Поленов был большим педагогом.

Лучшие произведения Ивана Ивановича Шишкина характеризуют эпическое направление в русской пейзажной живописи. Полной зрелости его творчество достигло к концу 1870-х гг. Наиболее характерными его работами могут считаться “Рожь” “Сосны, освещенные солнцем” и, наконец, наиболее знаменитая - “Утро в сосновом лесу”.

Исаак Ильич Левитан принадлежал к более молодому поколению передвижников. Расцвет его творчества - конец 80-х и 90-е гг. В своем творчестве он как бы синтезировал два направления русской пейзажной живописи - лирическое и эпическое. Мощь и одновременно задушевность русской природы прекрасно переданы на его картинах. Он едва ли не ежегодно ездил на Волгу и эта могучая и лиричная река сала своеобразным символом его творчества (“После дождя. Плес.” (1889 г.), “Свежий ветер. Волга.” (1895 г.). В последней работе заметно влияние французских импрессионистов.

Скульптура

В 1860-е - 90-е гг. русская скульптура, особенно монументальная, не могла сравниться по уровню художественных достижений с периодом “золотого века”.

Упадок монументальной скульптуры, а также скульптуры монументально-декоротивной был тесно связан с тем общим художественным упадком, который переживала с 40 - 50-х гг. архитектура, с распадом синтеза зодчества и изобразительных искусств. Основные достижения в это время имели место в станковой скульптуре.

Наиболее значительным русским скульптором II пол. XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский. В годы обучения в Академии художеств он был дружен с молодым И.Е. Репиным. Для его творчества характерно особое внимание к исторической тематике. В 1870 г. он закончил статую “Иван Грозный” в которой стремился передать всю противоречивость духовного мира царя, его силу и одновременно слабость, усталость, жестокость и угрызения совести. Вскоре (1872 г.) он создает новое значительное произведение - статую “Петр Великий” (приуроченную к 200-летию со дня рождения императора). Скульптор изобразил Петра в момент Полтавской битвы - в преображенском мундире, с треуголкой в руке. Развевающиеся волосы и относимые ветром складки одежды усиливают впечатление взволнованности и героики образа. Впоследствии М.М. Антокольский на основе этого скульптурного образа создал памятники Петру для нескольких городов России (Архангельска, Таганрога и др.).

В области монументальной скульптуры необходимо отметить деятельность двух мастеров - Михаила Осиповича Микешина и Александра Михайловича Опекушина. Первый прославился как автор таких знаменитых произведений, как памятник “Тысячелетие России” в Новгороде (1862 г.), памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.). Второй же известен прежде всего как автор памятника А.С. Пушкину в Москве (1880 г.) - одного из лучших памятников в истории русской скульптуры.

Архитектура

К середине XIX в. ясно обозначился упадок архитектуры. Распространяется эклектизм - использование элементов самых разнообразных стилей. Под натиском капиталистической целесообразности уходит в прошлое ансамблевость строительства. Высокая цена на земельные участки в престижных районах города вела к тому, что в погоне за прибылью новые “хозяева жизни” не обращали внимания на такие “мелочи”, как архитектурное единство стиля, историческое окружение и т.д. В этот период были (иногда безвозвратно) испорчены многие бесценные архитектурные ансамбли, сложившиеся в предшествовавшие десятилетия.

И все же нельзя не замечать и некоторых достижений архитектуры сер. - II пол. XIX в. Прежде всего они обусловлены прогрессом техники. Возникает потребность в зданиях нового типа - железнодорожных вокзалах, огромных торговых помещениях (пассажах), многоквартирных доходных домах и др. Появляются новые строительные материалы (напр. металлоконструкции, железобетон и т.д.), которые предоставляют архитекторам больший простор для творчества.

В 1850-е - 60-е гг. преобладающим стилем в архитектуре было “ретроспективное стилизаторство”, т.е. воспроизведение внешних форм тех или иных архитектурных стилей прошлого. Виртуозом этого направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер, творчество которого в основном приходится на конец николаевского царствования. Самым ранним его произведением стал Мариинский дворец в Петербурге. Здесь автор использовал элементы классицизма. Дворец Белосельских-Белозерских в том же Петербурге был замечательно стилизован Штакеншнейдером в духе растреллиевского барокко. К поздним представителям стилизаторского направления относится Константин Михаилович Быковский (Зоологического музея в Москве (1896 г.).

С 1870-х гг., благодаря подъему национального самосознания под влиянием событий на Балканах и, отчасти, в связи с появлением народнических идей, начинается поиск некоего национального, самобытного русского стиля. Ретроспективизм в “западных” формах более не устраивает, официальный русско-византийский стиль - тоже. Возникает “русский” (или, по советской терминологии, псевдорусский) стиль. Представление об особенностях этого стиля дают такие постройки, как Исторический музей (1875 - 1881 гг., арх. В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ) (1889 - 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев) и Московская Городская дума (1890 - 1892 гг., арх. Д.Н. Чичагов). Из петербургских памятников этого направления необходимо отметить храм Воскресения Христова (“Спас на крови”) (1883 – 1907 гг., арх. И.В. Макаров, А.А. Парланд).

“Русский“ стиль просуществовал недолго. На смену ему уже в конце столетия пришел совершенно непривычный, новаторский стиль - модерн.

Музыка

Дело создания национальной русской музыки, начатое М.И. Глинкой, в середине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка.

В 1862 г. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М.И. Глинки. Впоследствии эту группу назвали “Могучей кучкой”. Ее организатором и теоретиком был Милий Алексеевич Балакирев. В 1866 г., после кропотливой работы он издал “Сборник русских народных песен”. В состав “Могучей кучки” входили М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П Бородин.

В 1873 г была поставлена “Псковитянка” - первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908 гг.). Она занимает особое место в его творчестве. По силе и глубине музыкального драматизма “Псковитянка” превосходит почти все другие его оперы. По верности же и последовательности в проведении национального колорита она стала в один ряд с операми Глинки. Народными песенными мелодиями пронизана вся музыка “Псковитянки”, с особой силой они звучат во втором акте, где изображается псковское вече. Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. Акварельной прозрачностью отличается музыка “Снегурочки”, грустной сказки о весне и первой любви.

Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881). Вкус к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в Школу гвардейских подпрапорщиков. Однако он не забывал о музыке, брал частные уроки, а после знакомства с Даргомыжским и Балакиревым вышел в отставку и посвятил себя любимому делу. В 1869 г. он предложил Дирекции императорских театров оперу “Борис Годунов” (по драме Пушкина). В 1874 г. она была поставлена в петербургском Мариинском театре.

Постановка не имела успеха. Публика оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критики осыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки и замалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.

Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму “Хованщина” (из эпохи стрелецких бунтов), Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. “Борис Годунов” и “Хованщина” до сих пор не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом, считаясь классикой.

“Князь Игорь”, единственная опера Алексея Порфирьевича Бородина (1833-1887), была поставлена после его смерти. Опера отличается правдивостью и красотой национального колорита, которому противопоставляется восточный (половецкий) колорит.

Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часы досуга. Тем удивительней та легкость, с которой он решал сложные музыкальные задачи и в опере и в симфониях (Вторую его симфонию критики назвали “Богатырской”). Бородин стремился к широте и эпичности музыкального повествования.

Деятельность “Могучей кучки” - настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о “музыкальной революции” 60 - 70-х годов. С блескомсправившись с поставленной задачей, “Могучая кучка” окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) не входил в “Могучую кучку”. Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Его опера “Евгений Онегин”, написанная для консерваторского спектакля в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мирсвое признание. Великолепны его симфонические поэмы (“Ромео и Джульетта” и др.) Из симфоний ссобо выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии. Балеты Чайковского (“Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”) вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, много других произведении.

Таким образом, вторая половина XIX в - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наибол«е успешно это шло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В месте с тем не приходится говорить о замыкании русского искусства в узких национальных рамках, об изоляции ее от остального мира. Русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Наука

Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русск науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности (немаловажную роль играло и распространение нигилизма, обязательным условием которого было высшее образование). Выпускники русских университетов стали чаще ездить на стажировку в европейские научные центры, оживились контакты русских ученых с их зарубежными коллегами.

Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857 - 1918) Его открытия положили начало ряду важнейших направлений математики.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу (“свеча Яблочкова”) и первым осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859-1905) в1895 г. на заседании Русского химического общества он выступил с докладом об использованни электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор, “грозоотметчик”, был по существу первой в мире принимающей радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты, однако его попытки внедрить радиосвязь на флоте были не слишком успешными.

Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825 - 1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. Официальных документов об испытании этого самолета нет. Судя по всему, попытка закончилась неудачно. Однако изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

60 - 70-е годы XIX в. называют “золотым веком” русской химии. Александр Михайлович Бутлеров (1828 - 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до нашего времени.

Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1634-1907). Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева “Основы химии” была переведена почти на все европейские языки.

Д.И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывай с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846 - 1903) положил начало современому почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу Докучаеву принесла монография “Русский чернозем”. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологин и других наук.

Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829-1915). Выдающееся значение имел его курс лекций “О животном электричестве” (т.е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили его работы “Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.

Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845-1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в знаменитом институте.

Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н.М. Карамзина “История государства Российского”. Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том “Истории России с древнейших времен”, написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820-1879). С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его “Истории”. Последний, 29, увидел свет в 1880 г. События были доведены до 1775 г. Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия - передовой форпост Европы на Востоке.

Учеником С.М. Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В согласии с духом нового времени Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его “Курс русской истории”, составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.

Во второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научньх ентров.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827-1914), географом, статистиком, ботаником Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов ноновых экспедиций. По его инициативе было предпринято многотомное издание “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других путешественников - П.А. Кропоткина и Н.М. Пржевальского.

ПА Кропоткин в 1864-1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. В дальнейшем он стал известным революционером-анархистом.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции.

Заокеанские путешествия русских ученых во второрой половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они, в основном, ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались и быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил СП. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846 - 1888) Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется “берегом Маклая”). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на “берег Маклая”. Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.

Как были одеты рядовые американцы во второй половине 19-го века, ещё до того, как наступила
эпоха массового потребления готовой одежды?
Статья содержит старую кинохронику о том, как выглядели люди в США в это время,
о производстве текстиля и домашних швейных машинах.

С 1885 года нью-йоркский Bloomingdale’s начал рассылать каталоги по почте, после чего индустрия моды без преувеличения пришла в каждый дом.

В середине XIX в. европейских путешественников в США поражала
одна странность. Если в XVIII в. путешественники с трудом различали
общественные классы Америки по манере речи и отмечали, что даже
на Юге речь господ и слуг больше схожа между собой, чем в Англии, то
теперь в глаза бросалось прежде всего непривычное сходство манеры
одеваться.

Fashion & Hairstyles 1850-1890

В Америке определить общественное положение человека по одежде
было гораздо труднее, чем в Англии. Томас Колледж Грэттен, британ-
ский консул в Бостоне в начале 1840-х годов, сетовал на американское
равенство. По его мнению, служанки, «как и вся нация, заражены дур-
ным вкусом и одеваются вычурно. Когда они идут по улице, их едва ли
можно отличить от их хозяек».

Как одевались бесправные, только что освободившиеся от рабства, негры в США в 19-ом веке, нaверное, одежда была с хозяйского плеча.

The Black Victorians (Victorian Era 1800s-1900s)

Венгерский политик Френсис Пульски,
путешествуя по стране в 1852 г., тосковал по броским различиям Старо-
го Света. В Европе можно было встретить «крестьянскую девушку с пе-
стрыми лентами в длинных косах, в ярком корсаже и пышной юбке;
крестьянина-венгра в белой рубахе и богатом овчинном кафтане; сло-
вака в приталенном пиджаке с блестящими желтыми пуговицами; фер-
мера в высоких сапогах и венгерском платье; старух в черных кружев-
ных чепцах, как в старину; и только молодые дамы наряжались во
французские шляпки и модные платья». Он сокрушался, что в Нью-
Йорке «разные слои общества невозможно различить по одежде, как в
Восточной Европе, где костюмы сразу знакомят иностранца со многими
профессиями и обычаями страны с долгой историей». Не приходится
удивляться, что английского купца-сноба У.Э.Бэкстера раздражало зре-
лище простых работников, одетых, по английским меркам, слишком
шикарно. «В железнодорожных вагонах и на пароходах встречаешь лю-
дей, вырядившихся в тончайшее шелковистое сукно и белые жилеты,
как будто они явились на бал, а простые рабочие одеваются в благопри-
стойные черные костюмы, занимаясь самой грязной работой... Грубую
одежду носят только фермеры... Этим людям еще предстоит узнать, что
туалеты выбирают для дела, а не напоказ, что роскошный, но истре-
панный костюм – самое жалкое зрелище, и что джентльмены не носят
одежду, не соответствующую их доходам и занятиям».

Мужские костюмы в США 19-го века:

Dress Suits 1800"s - Western Room

Suspenders and Ponchos 1800"s - Western Room

Rough Shirts 1800"s - Western Room

Western Room: 1800"s to 1900"s - United American Costume

Top Hats - United American Costume

К концу XIX в. демократизм одежды в Америке стал еще больше
удивлять иностранцев, так как к тому времени одежда стала средст-
вом приобщения иммигрантов к новой жизни. Людям, чьи предки но-
сили лохмотья крестьянина или кожаный фартук ремесленника, демо-
кратизм костюма позволял показать, что они ничуть не хуже соседа
или не слишком от него отличаются. Если к Старому Свету была при-
менима поговорка «человека делает костюм», то в Новом Свете уни-
версализация костюма способствовала созданию «нового человека».

1890s Fashion Footage

Во второй половине XIX в. США пережили революцию в одежде – са-
мую радикальную за всю историю современной текстильной промыш-
ленности. Ранее Александр Гамильтон в «Докладе о мануфактурах» (Report
on Manufactures, 1791 г.) отмечал, что четыре пятых всей одежды
американцев они шьют сами у себя дома. Только богатые могли позво-
лить себе услуги портных. Сначала эти портные ездили по стране и ши-
ли из материала своих клиентов, но постепенно они осели в городах. [...]
Американская революция в одежде, начавшаяся задолго до 1900 г.,
была революцией вдвойне: и в производстве одежды (от самодельной и
заказной – к готовой и сшитой на фабрике), и в ее ношении (от одежды,
служившей признаком классовых и профессиональных различий,– к
одежде, отражающей демократические принципы, когда главенствую-
щим фактором впервые становится не различие, а сходство). Конечно, в
шахтерских поселках Запада, во время переездов в фургонах на Запад,
в длительных морских рейсах люди не могли иметь какой-то особенный
гардероб: мало было мастеров, трудно было найти опытных портных. Но
в то же время если богатым американцам нелегко было одеваться с эле-
гантностью богатых европейцев, то среднеобеспеченным американцам
новая технология промышленного производства одежды позволяла оде-
ваться хорошо.

В середине столетия на фабриках, производящих одежду, использо-
вались швейные машины. Когда на смену тамбурной строчке, которая
распускалась в любом месте при обрыве нити, пришел челночный сте-
жок, машинный шов стал таким же прочным, как и ручной. Появление
новых усовершенствованных блоков – например, для изготовления пе-
тель – сделало машину достаточно приспособленной для большей части
швейных работ. Новые раскройные станки, способные обрабатывать
сразу восемнадцать слоев ткани, облегчили изготовление больших пар-
тий одежды одного размера.

Текстильная промышленность США в 19-ом веке, смотрите с 7-ой минуты, там показано как раскpаивают несколько слоёв ткани одновременно и на машинках пришивают пуговицы


Early America - Oil Boom; Textile Industry 220658-03

Беспрецедентный спрос на крупные партии мужской одежды был
вызван Гражданской войной. В середине 1861 г. потребность армии в
военной форме исчислялась сотнями тысяч мундиров, а осенью 1865 г.
сотни тысяч штатских костюмов потребовались для демобилизованных.
Бизнес в сфере одежды внезапно стал привлекательным и доходным.
Спрос на военную форму породил стандартизацию. Когда правительст-
во предоставило мерки для заказанной военной формы, производители
получили данные о наиболее типичных пропорциях человеческого тела.
На основании этой информации производители разработали новый тип
классификации и стали шить одежду стандартных размеров. Между
1880 и 1890 гг. общая стоимость промышленной продукции, произве-
денной с помощью швейных машин, возросла на 75% и намного превы-
сила миллиард долларов. Это произошло в основном за счет резкого рос-
та производства в отраслях, выпускающих готовую одежду, а также
обувь, на долю которой приходилось 90% всей производимой с помо-
щью швейных машин продукции.
Число тех, кто носил одежду фабричного производства, выросло на
десятки тысяч. Уже в 1832 г. в Америке существовала фабрика по
производству рубашек, тогда же начало увеличиваться производство
съемных воротничков для мужчин, а через несколько лет производст-
во рубашек и воротничков стало процветающим бизнесом. С 1860 по
1870 г. стоимость мужской одежды фабричного производства почти
удвоилась. Однако и в последующие двадцать лет этот бизнес все еще
оставался уделом пионеров. В 1880 г. лишь менее половины мужской
одежды покупалось готовой. Но к началу XX в. уже редкий мужчина
или мальчик не был одет в готовое платье. Теперь даже богатые, кото-
рые раньше пользовались услугами портных, покупали одежду в доро-
гих магазинах. К 1890 г. стоимость одежды, проданной в магазинах,
достигла примерно полутора миллиардов долларов, а три четверти
шерстяных тканей, производимых в США, шло на изготовление гото-
вой одежды.

Women & American history from the 1800"s to early 1900"s

Не только костюмы и пиджаки, но и все остальные вещи, которые
носили люди, теперь впервые стали, как правило, покупать готовыми.
До середины XIX в. туфли, продававшиеся готовыми в магазинах, были
прямыми, т.е. одинаковыми для правой и левой ноги. Но затем амери-
канские производители начали выпускать «искривленные туфли», скро-
енные специально для правой или левой ноги, и рост массового произ-
водства обуви за десятилетие, предшествующее 1860 г., вызвал (говоря
словами итогового доклада переписи этого года) «тихую революцию» в
обувном деле. К 1862 г. Гордон Маккей, промышленник из Массачусет-
са, усовершенствовал машину для пришивания верха к подметке, что
оказалось крайне своевременно, поскольку помогло удовлетворить по-
требность в тысячах пар сапог для армии федералистов. После войны
туфли фабричного производства стали покупать рабочие, а вот средний
класс и обеспеченные люди получили фабричные туфли, соответствую-
щие их запросам, только через несколько десятилетий.
Развитию производства одежды способствовал и характер иммигра-
ции последней четверти XIX в. Из Германии, России, Польши и Италии
иммигрировало много портных. Из четырехсот тысяч иммигрантов-
евреев, прибывших в США за первые десять лет ХХ в., более половины
были работниками иглы.

Античная швейная машинка Вилкокс & Гиббс с ножной педалью:

Antique 1800"s Willcox & Gibbs sewing machine & Foot Pedal

Античная швейная машинка Зингер:

1800"s Vintage Antique SINGER Sewing Machine with Original CASE

Кроме того, новая швейная машина, не требо-
вавшая особого мастерства, позволила работать также и женам, сы-
новьям и дочерям иммигрантов в городах восточного побережья.
Именно тогда появился такой постыдный побочный продукт вне-
дрения швейной машины, как «потогонка» (этот американизм был
впервые зафиксирован около 1892 г.): изнурительная многочасовая
работа женщин и детей за низкую сдельную зарплату. Вместе с тем в
швейной промышленности, где производственные единицы невелики,
а оборудование дешево, было легче, чем в других сферах, пройти путь
от наемного работника до нанимателя. Совершенно неожиданно за-
рождающаяся швейная промышленность страны как бы становилась
движущей силой демократии. «Большинство населения одевают швей-
ники, а не портные,– хвастался один из пионеров американской
швейной промышленности в начале века.– И если... о положении на-
рода можно судить по его одежде, то Америка занимает высокое место



И если... о положении народа можно судить по его одежде, то Америка
занимает высокое место
среди цивилизованных стран. Мы не только создали изобилие одежды
по умеренным ценам для всех классов граждан, но и дали им возмож-
ность одеваться так, чтобы чувствовать к себе уважение как к свобод-
ному народу демократической страны».

Литература 2 половины 19 века сыграла важную роль в общественной жизни страны. В этом уверены большинство современных критиков и читателей. В то время чтение было не развлечением, а способов познания окружающей действительности. Для писателя само творчество становилось важным актом гражданского служения обществу, так как у него была искренняя вера в силу творческого слова, в вероятность того, что книга сможет воздействовать на ум и душу человека так, чтобы он менялся к лучшему.

Противостояние в литературе

Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.

Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.

Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.

Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.

Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы "Мертвые души" и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.

"Натуралисты"

В 1840 годах появилась целая плеяда писателей, сплотившихся вокруг литературного критика Белинского. Эта группа писателей и стала называться представителями "натуральной школы".

В литературе 2 половины 19 века они были весьма популярны. Их главный герой - представитель непривилегированного сословия. Это мастеровые, дворники, нищие, крестьяне. Писатели стремились дать возможность им высказаться, показать их нравы и быт, отразив через них всю Россию под особым углом.

Большую популярность среди них получает жанр В нем с научной строгостью описываются разные слои общества. Яркие представители "натуральной школы" - Некрасов, Григорович, Тургенев, Решетников, Успенский.

Революционеры-демократы

К 1860 годам противостояние между западниками и славянофилами сходит на нет. Но споры между представителями интеллигенции продолжаются. Вокруг бурно развиваются города, промышленность, меняется история. В этот момент в литературу 2 половины 19 века приходят выходцы из самых разных социальных слоев. Если раньше писательство было уделом дворянство, то теперь за перо берутся купцы, священники, мещане, чиновники и даже крестьяне.

В литературе и критике развиваются идеи, заложенные еще Белинским, авторы ставят перед читателями острые социальные вопросы.

Философские основы закладывает в своей магистерской диссертации Чернышевский.

"Эстетическая критика"

Во 2 половине 19 века в литературе направление "эстетической критики" получает особое развитие. Боткин, Дружинин, Анненков не принимают дидактизма, провозглашая самоценность творчества, а также его отрешенность от социальных проблем.

"Чистое искусство" должно решать исключительно эстетические задачи, к таким выводам приходили представители "органической критики". В ее принципах, разработанных Страховым и Григорьевым, подлинное искусство становилось плодом не только разума, но и души художника.

Почвенники

Большую популярность в этот период получили почвенники. К ним себя относили Достоевский, Григорьев, Данилевский, Страхов. Они развивали идеи славянофилом, предостерегая при этом слишком увлекаться социальными идеями, отрываться от традиции, реальности, истории и народа.

Они пытались проникнуть в жизнь обычных людей, выведя общие принципы для максимального органичного развития государства. В журналах "Эпоха" и "Время" они критиковали рационализм оппонентов, которые, по их мнению, были настроены слишком революционно.

Нигилизм

Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.

Самое яркое произведение этого направления - роман Тургенева "Отцы и дети", написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.

Жанр романа

Важную роль в русской литературе этого периода занимает роман. Именно во второй половине XIX века выходит эпопея Льва Толстого "Война и мир", политический роман Чернышевского "Что делать?", психологический роман Достоевского "Преступление и наказание", социальный роман "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина.

Самым значимым стало произведение Достоевского, отразившее эпоху.

Поэзия

В 1850-е годы поэзия переживает период расцвета после непродолжительного забвения, которое наступило после золотого века Пушкина и Лермонтова. На авансцену выходят Полонский, Фет, Майков.

В стихах поэты уделяют повышенное внимание народному творчеству, истории, быту. Важным становится осмысление российской истории в произведения Алексея Константиновича Толстого, Майкова, Мея. Именно былины, народные предания и старинные песни определяют стиль авторов.

В 50-60-е годы популярным становится творчество гражданских поэтов. С революционно-демократическими идеями связывают стихи Минаева, Михайлова, Курочкина. Главным авторитетом для поэтов этого направления становится Николая Некрасов.

К концу XIX века популярными становятся крестьянские поэты. Среди них можно выделить Трефолева, Сурикова, Дрожжина. Она в своем творчестве продолжают традиции Некрасова и Кольцова.

Драматургия

Вторая половина XIX столетия - время развития национальной и самобытной драматургии. Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом. К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.

Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.

Влияние зарубежной литературы

Зарубежная литература 2 половины 19 века оказывает заметное влияние на отечественных писателей и поэтов.

В это время в зарубежной литературе царят реалистические романы. В первую очередь это произведения Бальзака ("Шагреневая кожа", "Пармская обитель", "Евгения Гранде"), Шарлотты Бронте ("Джейн Эйр"), Теккерея ("Ньюкомы", "Ярмарка тщеславия", "История Генри Эсмонда"), Флобера ("Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо", "Простая душа").

В Англии в то время главным писателем считается Чарльз Диккенс, его произведениями "Оливер Твист", "Записки Пикквикского клуба", Жизнь и приключения Никласа Никклби", "Рождественская песнь", "Домби и сын" зачитываются и в России.

В европейской поэзии настоящим откровением становится сборник стихов Шарля Бодлера "Цветы зла". Это произведения знаменитого европейского символиста, вызвавшие целую бурю недовольства и возмущения в Европе из-за большого количества непристойных строк, поэта даже оштрафовали за нарушение норм морали и нравственности, сделав сборник стихов одним из самых популярных в десятилетии.