Загадка трое одним плугом пашут

Проверку технического состояния, правильность сборки и предварительную регулировку плугов проводят вначале на ровной деревянной или бетонированной площадке, а затем в поле. Обнаруженные неисправ­ности устраняют.

При этом выдерживают следующие требования: толщина лезвия лемеха - не более 1 мм; зазоры в стыке лемеха с отвалом у предплуж­ника и основного корпуса - не более 1 мм; выступ в стыке поверхно­сти лемеха над поверхностью отвала - не более 2 мм; полевой обрез отвала не выступает за полевой обрез лемеха, а полевой обрез лемеха выходит за отвал не более чем на 5 мм; стойка корпуса не выступает за полевой обрез отвала и лемеха; зазоры между отвалом и стойкой в средней части отвала и между ле­мехом и стойкой - не выше 3 мм, а зазор между отвалом и стойкой в верхней части отвала - 8 мм; отвал и лемех плотно прилегают к стойкам в месте их крепления болтами; головки болтов, крепящих от­вал, лемех и полевую доску, заподлицо с рабочей поверхностью или утопают не более чем на 1 мм; при горизонтальном положении рамы трапецеидальные лемеха лезвиями соприкасаются с опорной площадкой (допускается зазор между бороздным концом лемеха и плоскостью до 3 мм), а долотообраз­ные лемеха - только носками, при этом бороздные концы лезвий подняты над поверхностью площадки на 10 мм; носки лемехов и борозд­ные концы лежат на прямых параллельных линиях (это проверяют на­тягиванием шпагата: отклонение отмеченных точек лемехов от шпагата допускается до ±5 мм); полевые доски - ровные, а задний конец полевой доски и носок трапецеидального лемеха находится в одной продольно-вертикальной плоскости; отклонение пятки полевой доски в сторону непаханого поля - не более 5 мм.

Изменяя длину центральной тяги и боковых раскосов навесного устройства трактора, раму плуга устанавливают горизонтально.

    1. Подготовка трактора к работе и навешивание плуга

Трактор должен быть в исправном состоянии: давление в колёсах, заправлен на сменную выработку. Плуг навешивают на трактор на ровной площадке. При этом тяги навесного устройства трактора опускают на высоту, равную высоте пальцев кронштейнов плуга, а после соединения максимально укорачи­вают раскос правой тяги. Длина ограничительных цепей механизма навесного устройства должна быть такой, чтобы концы нижних тяг в транспортном положении плуга имели боковое качание, не превышаю­щее 20 мм.

    1. Предварительная настройка плуга на заданную глубину

Установка рабочих органов на плуге заключается в расстановке предплужников и ножа, при этом целесообразно использовать угольник с делениями. Положение предплужника фиксируют высту­пом державки, вставляемым в одно из отверстий стойки предплуж­ника. При ширине захвата корпуса 35 см расстояние между носком лемеха впереди идущего предплужника, у навесных плугов - 25...30 см. При вспашке уплот­ненной и задернелой почвы предплужник закрепляют дальше от корпуса, при вспашке малосвязной почвы - ближе к корпусу. При излишнем выносе предплужника отрезаемый пласт набегает на стойку. Впереди идущего корпуса, при недостаточном выносе пласт заклини­вается между тыльной стороной предплужника и рабочей стороной корпуса

Прокладывая первую борозду при работе «в свал», следят за тем, чтобы последний корпус пахал на полную глубину, а первый на не­сколько меньшую глубину. После прохода двух-трех борозд выравни­вают раму. Если рама наклоняется вправо по ходу агрегата, раскос подъема правого нижнего тягового звена навесного устройства трак­тора укорачивают, если влево - удлиняют.

При предварительной настройке плуга трактор, с опорным колесом на плуге, поднимаем на высоту глубины вспашки за вычетом 1-2 см на деформацию земли под колёсами трактора и окончательно удостоверяемся правильности настройки плуга.

Вот и весна. Земля наконец-то избавилась от снежных оков и облегченно вздохнула свежим легким ветерком. Пришла пора запрягать лошадей и выходить в поле - время пахать.
- Навались, бабы!

Одна за плугом и трое в упряжи. Вместо коней, их нет уже давно, еще в сорок первом забрали на фронт. Все для него, все для победы. Лошади, телеги, шитые ночами рукавицы и … мужики.
Сыновья, племянники, внуки, мужья. Остались только дети, глубокие старики. И бабы.
- Навались!

Ноги дрожат от напряжения, пот ручьем, но ничего. Вытянем, мужикам хуже. Здесь не стреляют, не рвут бомбами землю. Здесь пашут, на себе. И ждут.
Каждый день, почтальона. Дядю Мишу.

Их деревушке повезло, немцев остановили в каких-то двух сотнях километров.
«Не дошла сюда война», - скажет кто-то. И будет неправ: война была здесь в каждой из двух десятков хат. Много раз.

Сначала уходящими на фронт колоннами бравых красноармейцев во главе с молодыми и не очень офицерами. Маршировавшими с песнями и залихватским посвистом.

А потом – бесконечными колоннами отступающих. Шли без песен и улыбок, в грязных гимнастерках, перемотанные окровавленными бинтами.

Небольшое деревенское кладбище разрослось. Хоронили умерших: русских и белорусов, казахов и украинцев, татар и поляков, грузин и дагестанцев, разных национальностей, разной веры. Бабы отпевали всех одинаково и хоронили как родных.

А по вечерам смотрели на дорогу – ждали почтальона. Смешливую Катьку из соседней деревни.
Ждали и боялись. Что несет? Измазанный штампами треугольник или извещение?
И замирали, глядя, как останавливается почтальонша у Михайловны. Как, опустив глаза, протягивает похоронку. Муж.

Бабы!
Они сбегались к стоящей на коленях подруге и утешали. Как могли.
Почту приносили два раза в неделю. Два вечера надежды и страха. Потом Катька пропала. Ушла на фронт вместе с похоронкой на жениха.
Новым почтальоном стал дядя Миша.

А ну, еще немножко, потянули, бабоньки вы мои дорогие.
Это бригадир, Иван. Муж Семеновны. Счастливая. Одного дождалась, даст Бог, и сыновей увидит. Ну и что, что без ноги. Зато живой. Да хоть совсем без ног - только бы вернулся.
Так думали многие. И два раза в неделю ждали.

Дядю Мишу. До войны он был председателем колхоза. Вместе с Иваном служили. Выжили под Сталинградом и после госпиталя вместе вернулись домой. Один на костылях, другой – молчит и только изредка улыбается.
Вся деревня знала примету – если дядя Миша поклонился кладбищу – значит, похоронка. И бабы, замерев, ждали. А он, тряся головой, шел. Медленно, глядя прямо перед собой.

На секунду остановился у хаты Светки-учетчицы. За неделю до войны замуж вышла, пожить-то не успела по-человечески и на тебе, - призвали мужа. Застыла девка, но Бог миловал, дядя Миша дальше пошел, а Светка разревелась. Чего реветь? - радуйся, дура.

Бабы!
Вся деревня бросилась к Михайловне. Погладить по седым волосам, обнять, утешить. Опять похоронка. Сын.
А дядя Миша подошел к хате Ивана. И под вой и причитания они долго стояли, молча глядя друг другу в глаза.

Меняемся!
Можно стянуть с головы платок и облегченно выдохнуть.

Потом война прошла в третий раз. Обозами с ранеными. Кто-то бредил, кто-то стонал, а кто-то молча смотрел в синее небо.

И метались бабы у подвод, протягивали вареную картошку, куски зачерствевшего хлеба, воду. Может, и их мужиков кто-то напоит, накормит и утешит добрым словом? Раненые улыбались, благодарили, а некоторые оставались в деревне навсегда. Отпетые по церковному обычаю - мусульмане и католики, иудеи и атеисты, православные и неизвестные. Без имен, без фамилий, обгоревшие, изуродованные, без лиц.

Слава Богу, справились, одно поле вспахано и засеяно. Теперь домой.

Дядя Миша!
Это кричали дети. Бабы высыпали на улицу и, затаив дыхание, смотрели на приближающегося почтальона. Вот он поравнялся с кладбищем. Остановился.
Деревня замерла. Поклонится или нет?
А дядя Миша стоял и смотрел на ровные ряды могил.
Поклонится?
Нет, не кланяется. Стоит. Наконец, словно решившись, он поправил выгоревшую фуражку и отдал честь. А затем повернулся лицом к деревне и низко поклонился.

В этот вечер никто не пришел к Михайловне, получившей похоронку на младшего сына. Выла вся деревня. Девятнадцать извещений.
«Ваш сын…, ваш муж…, ваш отец… пал смертью храбрых…, умер от ран…., пропал без вести».
А дядя Миша стоял, молча глядя в глаза Ивану, и сжимал в руках двадцатое извещение. Сын.

Навались, бабы!
Одна за плугом и трое в упряжи. Вместо коней. По лицу струится пот и текут слезы, плакать можно, а останавливаться нельзя. Надо пахать. Весной день месяц кормит. А слезы текут.

Немцы!
Бабы, забыв о плугах, со всех ног бросились в деревню. Бригадир не сказал ни слова. Ничего, земля подождёт. Пусть бегут...

По дороге медленно тянулась колонна пленных. В непривычной серой форме, грязные, оборванные, измученные. Они шли, опустив головы.
На них смотрели. Молча. Кто-то сжимал кулаки, кто-то шептал проклятия, кто-то вытирал слезы.

Бабы!
Это Михайловна подошла к остановившейся колонне. В руках сверкнул нож. Стоявшая невдалеке молодая вдова, Светка-учетчица, закрыла глаза.

На, поешь.
Подоспевший Иван замер от неожиданности, глядя, как женщина нарезает тонкими ломтями хлеб и кладет в протянутые руки.

Солдаты из конвоя пытались оттеснить женщин, да разве справишься? Положено стрелять, но тут же свои…

Молоденький лейтенант, глядя на растерянных конвоиров, выхватил пистолет и крикнул Михайловне:
- Назад, нельзя, буду стрелять!
Она посмотрела ему в глаза и повернулась спиной:
- Возьми, голодный небось.
Последний кусок хлеба лег в чью-то грязную ладонь.
- Данке...
- Конвой! - лейтенант оглянулся.
- Что делать собрался? - спросил подошедший Иван.
- У меня приказ, это ж немцы, да они... нельзя… Что они делают? - сбивчиво начал офицер.
- Это, лейтенант, бабы, - и посмотрев в сторону кладбища, Иван повторил, - наши бабы.

Итог.

Загадки для болельщиков.

1. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб).

2. Один говорит, двое глядят и двое слушают. (Рот, глаза, уши.)

3. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы)

4. Есть, ребята, у меня Два серебряных коняЕзжу сразу на обоих!Что за кони у меня?(Коньки)

5. Два крыла, винт жужжит, как пчела.(Самолёт)

6. Трое одним плугом пашут. Что это? (Три пальца руки пишут)

7. Кто в году четыре раза одевается? (Земля)

8. Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись мальчики в тёмные чуланчики. Что это? (Пять пальцев руки в перчатке)

9. Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, сядет – землю роет. Кто это? (Жук)

10. Шесть ног, бегут не скорее четырёх. (Всадник на лошади)

11. Я важней всех потому, что запутать вас могу. Если я перевернусь, то другою окажусь. Какая это цифра? (6, 9)

12. Нас семь братьев, летами все равны, а именами разны. Отгадай, кто мы? (Дни недели)

13. Вокруг холма семь нор. Что это? (Голова, уши, глаза, ноздри, рот)

14. Два кольца, но без конца, в середине нет гвоздя. Если я перевернусь, то совсем не изменюсь. Ну, какая цифра я? (8)

15. Шестиногая на потолке, а восьминогий ждёт её в уголке. Кто это? (Муха и паук)

Вы прекрасно справились с заданием помочь Васе вызволить короля из темницы Ошибки. Встречайте короля! Добро всегда побеждает зло! А награда находит героев! Слово жюри.

МОШИ «ШИСО с. Амгуэмы»

Да здравствует слово!

(Внеклассное мероприятие. Конкурсная игра по русскому языку для 2-4 классов. 28 ноября 2008)

Цаллагова Д.В.

Цели:

· Вызвать интерес к русскому языку.

· Формировать образную и выразительную речь.

· Расширить кругозор учащихся.

· Развивать образное и логическое мышление.

Оборудование:

· Мультимедийная аппаратура

· Компьютерная презентация

· Видеоролик из «Ералаша»

· Школьные песни

· Оформление зала (высказывания великих о русском языке, фразеологизмы, игры со словами – информация, которая размещалась на стендахв школе всю неделю; выставки рисунков пословиц 1 класса и 7 класса; эмблемы команд

· Эмблемы для участников команд

· Распечатанные задания, карандаши

· Призы

(До начала мероприятия звучат школьные песни.)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Сегодня у нас встреча в честь русского языка. Чем же примечателен любой язык и что за честь для него такая, что даже в народе говорят: «Язык и хлебом кормит, и дело портит».

Расскажу вам древнюю легенду. Многие столетия тому назад один богач приказал своему рабу Эзопу приготовить для него и его гостей самое лучшее. Эзоп приготовил языки.«Почему?»– спросил хозяин.

« Что может быть на свете лучше языка ! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания , при помощи языка люди могут объясняться друг с другом , решать различные вопросы , просить , вдохновлять на подвиги , вы­ражать радость , ласку , объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка»,–ответил Эзоп.

В следующий раз богач распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее и раб снова купил и приготовил языки. Все этому удивились, а Эзоп объяснил:

«А что на свете хуже языка ? При помощи языка люди огорчают и разочаро­вывают друг друга , лгут , обманывают , хитрят , ссорятся .

Язык может сделать людей врагами , он может вызвать войну , вносить в нашу жизнь горе и зло , предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?».

Ребята, прав ли Эзоп?

Прав, конечно. Но только от нас зависит, как мы распорядимся своим языком. Языком, который у нас во рту и языком, речью, который для нас – средство общения.

И сейчас мы определим, кто умеет лучше всех работать языком и лучше других владеет русской речью.

У нас в начальной школе есть знатоки русского языка, которые участвовали в олимпиадах и у которых есть успехи по этому предмету. Поприветствуем их!

Сегодня сражаются команды «Знайки» и «Читайки».«Знайки» в таком составе: Такуй Ира, Берлинский Юра, Тнескин Виталик, Етгеут Марк.

«Читайки» в таком составе: Руднева Валя, Перчикова Наташа, Омрын Тимоша, Векетгеут Саша.

Болельщики, и вы не робейте! Конкурсы и призы будут и для вас! Как говорят «По заслугам и награда».

Конкурс 1. «Разминка»

1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

3. Что ставится в конце предложения? (Точка.)

4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы.)

5. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов.)

6. Какие два звука обозначает буква Е? ( [ йэ ] )

7. Какие два звука обозначает буква Я? ( [ йа ] )

8. Чем отличается гласный звук от согласного ?(При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

9. Как переносится слово ?(По слогам.)

10. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком.)

1. Из чего состоит предложение? (Из слов.)

2. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу.)

3. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)

4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов.)

5. Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

6. Какие два звука обозначает буква Ё? ( [ йо ] )

7. Какие два звука обозначает буква Ю? ( [ йу ] )

8. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)

9. Переносится ли слово из одного слога? (Нет.)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Конкурс 2 (для всех). «4 осы».

1. О С __А1.На этой осе в октябре позолота.

2. О С __А2.А эта растёт на лугу у болота.

3. _О С _А3.С этой спит в колыбели малыш.

4. _О _С ____А4.А эта по классу крадётся, как мышь.

Конкурс 3.«7 люков и 7 львов». В пропущенные места вставьте подходящие буквы.

Вопросы для команды «Знайки»:

1. _ Л Ю _ К _1.Без этого не играют в хоккей.

2. _ Л Ю К _2.Этот в руке у Бабы-Яги.

3. _ Л Ю _ К _3.Этот пекут, как пекут пироги.

4. _ Л Ю К _4.Этот не знает, что значит улыбка.

5. _ Л Ю ___ К _5.В тот молочко наливают кошке.

6. _ Л Ю К __6.Этот с болота приносят в лукошке.

7. _ Л Ю __ К7.Этот искал Карабас-Барабас.

Вопросы для команды «Читайки»:

1. _ Л Е _ _ В __1.Первый лев пасёт оленей.

2. Л Е _ В _ _2.Этот острый, в мыльной пене.

3. _ Л Е В __3.Третий – корм для лошадей.

4. __Л Е В ____4.Лев-источник новостей.

5. _Л Е В5.В пятом здесь бычок вздыхает.

6. __Л Е В __6. Этот полю помогает.

7. Л Е __В __7.А последний очень вял.

Конкурс для болельщиков.«Загадки».

1. Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное.)

2. Чёрные птички

На каждой страничке

Молчат, оживают,

Кто их отгадает. (Буквы.)

3. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется строй:… (алфавит.)

4. Что для меня предметы? Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт. (Глагол.)

5. Земля бела,

Семена черны,

Пятеро пашут,

Двое надзирают,

Один повелевает. (Бумага, буквы, пальцы, глаза, пишущий.)

6. Пером сеют,

Глазами жнут,

Головой едят,

Памятью переваривают. (Грамота.)

7. Даю я признаки предметам,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь .(Имя прилагательное.)

8. А и Б сидели на трубе,

А упало, Б пропало,

Что осталось на трубе? (Буква И.)

9. Что среди Волги стоит? (Буква Л.)

10. У человека одно,

У ворона два,

У медведя ни одного. (Буква О.)

11. Чем оканчивается день и ночь? (Буква ь.)

12. Как обыкновенный дом превратить в маленький, а затем в большой? (Дом – домик – домище.)

13. Перечисли 5 дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

14. Как написать слово мышеловка пятью буквами?А тремя? (Кошка.Кот.)

15. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)

16. В белом поле синие

Протянулись линии,

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут. (Буквы в тетради.)

Конкурс 4. «Пословицы и поговорки». (Стих читает ученик 1 класса)

Пословицы недаром молвятся:

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится,

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья!

Задание командам: каждой пословице найти её продолжение.

Вопросы для команды «Знайки»:

1. Без трудаищи, а нашёл – береги.

2. Век живи –а горы копает.

3. На ловца иборозды не портит.

4. Нет друга –не вытащишь рыбку из пруда.

5. Муравей невелик,зверь бежит.

6. Старый коньвек учись.

Продолжение »