1 эмпатия. Эмоции чужих, как собственные. Аутизм — это крайне низкий уровень эмпатии в человеке

← Предыдущая Следующая →

Уровни эмпатии

Уровни способностей и осознанности эмпатов

Эмпатия — однозначно одно из направлений и проявлений экстрасенсорики . То что в психологии называют спонтанным сопереживанием, это ещё не эмпатия, а просто эмпатичные люди, уровень близкий к эмпатии, но не эмпатия в полном понимании слова. Первые признаки проявления эмпатии – это способность намеренно , хоть и с большим трудом, но прочитать чувства, эмоции другого человека.

Обучение эмпатии

Эмпатические способности можно условно разделить на несколько уровней.

Способность основана на силе души или ума, хотя не редкость, когда это просто перевозбуждённая чакра Анахата. Вот как минимум 3 источника эмпатичности людей. Но более серьёзные результаты, эмпатия даёт в варианте когда у человека то, что в эзотерике называют «древняя душа». Да именно Души, Души как проявление жизни, как личность. Экстрасенсы — эмпаты могут видеть — чувствовать эту силу Души , идентифицировать и описывать её параметры. С душой можно так же общаться на языке чувств, эмоций, стремлений, желаний, намерений если есть предрасположенность к подобному общению и определённые навыки. Язык общения Души намного сложней и информативней обычной словесной формы общения. Ведь словами мы только пытаемся описать то что переживаем.

Эмпатия бывает 2х основных типов.

  1. Эмпаты, читающие Душой Душевная Эмпатия
  2. Эмпатия с помощью ментального луча внимания —Личностноя эмпатия
  3. Так же стоит упомянуть Чакральную эмпатию , это не является полноценным видом эмпатии, но часто присутствует при общении людей, и даёт возможность взаимодействовать на уровне чувств, эмоций.

Ниже приведены уровни эмпатов, использующих ментальный луч внимания для считывания чувственно-эмоциональной информации.

Не эмпаты – люди с трудом определяющие собственные эмоции. Собственные чувства для них почти не доступны. Эмоциональные состояния других людей они определяют по косвенным признакам, внешним проявлениям, поведению, поступкам только иногда, если обратить их внимание на эти проявления. Для таких людей чувства — что-то странное, непонятное, чаще мешающее жить.

Эмпатичные люди – люди такого типа определяют собственные чувства и эмоции. Иногда могут слышать чувства и эмоции других людей, обычно спонтанно, не осознавая этого. Эмпатичные люди знают о чувствах, но очень редко намеренно обращают своё внимание в эту область человеческих проявлений.

Эмпаты 1-й уровень – эмпаты определяют собственные чувства и эмоции. Им доступны оттенки чувств, их несложные букеты. Слышат чувства и эмоции других людей, находясь рядом с ними, но не осознают, что эти чувства и эмоции не принадлежат им.

Эмпаты 2-й уровень – эмпаты 2-го уровня хорошо знают, что такое чувства и эмоции. Они могут намеренно читать чужие чувства и эмоции, например, глядя в глаза человека. Но они еще не осознают экстрасенсорную природу этого явления.

Эмпаты 3-й уровень – эмпаты, осознавшие себя эмпатами. Они могут намеренно читать чувства и эмоции других людей, просто настраиваясь на них, даже не находясь рядом с человеком, к примеру, по фотографии. Они уже умеют отличать свои чувства и эмоции от чужих, но ещё не умеют чётко идентифицировать, чьи это чувства.

Эмпаты 4-й уровень – эмпаты этого уровня прекрасно читают весь диапазон и наполнение чувственно-эмоционального диапазона. Эмпатам этого уровня доступно чтение с любых источников — сам человек, фотография, образ в сознании другого человека, просто любой след на тонком уровне. Эти эмпаты уже профессионалы, могут не только чувствовать, но и «видеть» энергетическое наполнение потока, им доступны не только чувства – эмоции других людей, но так же направление этих чувств – эмоций, отношения, намерения. Они видят силу чувств, влияющую на человека, готовность человека к поступку. Они прекрасно могут отличать свои чувства от чувств других людей, а так же могут идентифицировать человека, чьи чувства они принимают. В состоянии держать в эмпатическом внимании несколько объёктов. Могут управлять собственными чувствами – эмоциями. Эмпаты этого уровня уже в совершенстве владеют эмпатическим чтением, могут самостоятельно, осознанно развивать и тренировать свой дар, могут обучать этому более слабых эмпатов. Так же на этом уровне эмпат прекрасно осознаёт экстрасенсорную природу своих возможностей и понимает, что эмпатическое считывание и общение возможно не только с людьми, но и со всем живым -животными, растениями и даже с душами, сущностями, не имеющими физического тела.

Эмпаты 5-й уровень – эмпаты 5-го уровня отличаются от эмпатов 4-го уровня тем, что умеют хорошо управлять собственными чувствами и эмоциями, а так же в разной степени управлять чувствами и эмоциями других людей.

Обычно эмпаты 4го — 5го уровней прекрасно пользуются другими различного рода направлениями экстрасенсорики, такие как предвидение, предчувствование, контактёрство, видение энергетических потоков — полей, а так же управление ими.

Онлайн занятия в «Школе эмпатии для жизни»: — https://vk.com/empathy72

Для того что бы понять механизмы эмпатии вы можете посмотреть в записи «БАЗОВЫЙ СЕМИНАР ПО ЭМПАТИИ» Который проходил в Тюмени, в клубе развития человека «Пелынь» 21.11.2016.

Для приобретения доступа к видеозаписи свяжитесь с автором;

  • E-mail: [email protected]
  • Моя страница в контакте — https://vk.com/vaganov_igor
  • САЙТ ЭМПАТИЯ
  • ВСЕ СТАТЬИ
  • ЭМПАТИЯ
  • ЭКСТРАСЕНСОРИКА
  • НОВОСТИ
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ПАРАПСИХОЛОГА

Запись опубликована автором Игорь Ваганов в рубрике Словарь , Статьи по эмпатии , с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку .

Уровни эмпатии : 86 комментариев

– относительно новое понятие в психологической науке, которое характеризуется существенными признаками, позволяющими утверждать о ее наличии. Что такое эмпатия? Под эмпатией понимают, прежде всего, чувство внутреннего сопереживания другому человеку, который в данный момент времени нуждается в утешении. Когда мы воспринимаем чувства оппонента, как свои собственные, то действительно можем понять, что с ним происходит на самом деле. Глубокое эмпатийное слушание заключается в поиске возможностей оказать помощь человеку, оказавшемуся в беде. Если вы считаете себя неравнодушным человеком, это статья окажется для вас интересной. Помните о том, что равнодушие разрушает любые отношения. Если вы будете заботиться только об удовлетворении собственных интересов, то ни о какой эмпатии не может идти и речи.

Метод эмпатии заключается в том, чтобы научиться представлять себя на месте другого человека . Это сделать довольно несложно на первый взгляд. Достаточно просто начать представлять себе, что дорого и значимо для конкретного индивида, постараться его понять. Сам метод в исполнении совсем не сложен, но довольно эффективный. Вам нужно мысленно почувствовать себя другим человеком. Попробуйте определить, о чем он думает, какие чувства испытывает, в чем на сегодняшний день состоит его главная боль. Метод эмпатии хорош тем, что позволяет развиваться личностно, сформировать в себе искреннюю способность к сопереживанию. Истинное самораскрытие возможно только тогда, когда мы полностью сосредоточены на том, чтобы помочь другому человеку. Бескорыстная самоотдача увеличивает вероятность того, что окружающие люди будут нам так же безоговорочно доверять. Метод эмпатического проникновения в душу другого человека способствует развитию лучших качеств характера.

Уровни эмпатии

Ведущие специалисты в области психологии выделяют три основных уровня эмпатии. Все эти уровни эмпатии связаны между собой и могут переходить один в другой.

Низкий уровень эмпатии характеризуется неразвитым чувством сопереживания. Такой человек в большей степени эгоистичен, способен заботиться только об удовлетворении своих повседневных нужд. Низкий уровень эмпатии не говорит о том, что личность навсегда останется сконцентрированной лишь на своих соображениях. Он лишь сигнализирует о настоящем моменте – о том, что человек не способен оказать настоящую поддержку, быть внимательным и полезным слушателем. В этом случае личность беспокоится, в первую очередь, лишь об удовлетворении своих собственных потребностей.

Средний уровень эмпатии имеется у большинства людей. Средний уровень выражается в том, что личность готова в нужный момент проявить сочувствие к тому человеку, который в этом нуждается, но при этом не стремится всецело проникнуться его состоянием. Мы все мысленно способны пожалеть человека, с которым случилась неудача. Однако далеко не каждый готов действительно принимать серьезное участие в судьбе незнакомого человека. Даже если личность нам знакома, это не значит, что вы предпочтете отложить все свои срочные дела и погрузитесь в решение чьей-то проблемы.

Высокий уровень эмпатии проявляется в том, что человек старается быть максимально полезным тем, кто находится рядом. Люди не всегда по достоинству могут оценить заботу близких, да просто знакомых. Иногда случается так, что окружающие начинают манипулировать чувствами тех, кто относится к ним с большим вниманием и поддержкой. Высокий уровень эмпатии всегда указывает на то, что человек готов проявлять заботу, выражать свои чувства. Он никогда не останется равнодушным к тем, кто его окружает. Развитая эмпатия всегда проявляется в том, что личность обретает целостность, становится более открытой и общительной.

Метод эмпатии является достаточно распространенным в настоящее время. Существуют виды эмпатии, которые позволяют составить целостную картину о происходящем. Все виды эмпатии тесным образом связаны между собой.

Эмоциональная эмпатия

Этот вид эмпатии заключается в эмоциональном подключении к чувствам оппонента. Сопереживающий человек нередко обнаруживает, что вскоре перестает разделять собственные чувства и эмоции того, с кем беседует. Образуется такая целостная картина глубокого понимания одним человеком другого. Метод эмпатийного слушания сам по себе предполагает, что человек полностью погружается в мысли и чувства своего оппонента, начинает воспринимать их как свои собственные. Проблема при таком подходе часто решается как будто сама собой. Это происходит по той причине, что оппонент начинает чувствовать, что к нему проявляют неподдельное участие и внимательное отношение.

Когнитивная эмпатия

Этот вид эмпатии состоит в возможности анализа чувств и поступков оппонента. То есть слушающий не просто эмоционально участвует в разговоре, но еще и стремится проанализировать, какие события привели его к тем или иным результатам. Такой метод эмпатийного слушания направлен на раскрытие внутренних ресурсов и возможностей личности. Когнитивная эмпатия предполагает, что помогающая сторона должна сначала разобраться в негативных установках человека, которые и привели его в расстроенное состояние. На этом методе целиком основана деятельность психолога и психотерапевта.

Предикативная эмпатия

Этот вид эмпатии предполагает, что человек со временем обретает возможность предугадывать чувства и настроения своего оппонента. При этом происходит полное погружение в переживания другой личности. Помогающая сторона должна максимально стремиться к тому, чтобы суметь спрогнозировать дальнейший ход событий, облегчить душевное состояние того, кто в данный момент нуждается в помощи. Метод эмпатии невозможно осуществить без глубокой поддержки со стороны.

Как развить эмпатию?

Многие люди, желающие оказывать поддержку другим, задаются вопросом: как развить эмпатию в себе? Сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь нужно научиться понимать чувства и настроения своего оппонента, действительно сопереживать ему, показное сочувствие ни к чему хорошему не приведет. Нижеизложенные методы помогают вывести эмпатию на высокий уровень.

Умение слушать

Вы должны, прежде всего, научиться слушать и слышать своего оппонента. Не стремитесь говорить слишком много, давайте ему чаще возможность высказываться, проявлять себя. Обозначенная точка зрения уже облегчает задачу, добавляет человеку уверенности в своих силах. Умение слушать – едва ли не самое важное качество, которым должен обладать человек с сильно развитой эмпатией. Если вы действительно научитесь слушать своего собеседника, не перебивая, то сможете достичь небывалых высот в том, чтобы помогать впоследствии другим людям. Глубокое слушание предполагает полный отказ от критики, всяческих негативных суждений и установок. Вы должны просто погрузиться в тот мир, который раскрывает перед вами оппонент и на время забыть о происходящем вокруг.

Наблюдение за людьми

Такой шаг даст вам возможность вовремя делать соответствующие выводы. Будьте гибкими, изучайте различные характеры людей, смотрите на них со стороны. Наблюдение позволяет узнать многое, в том числе объективно оценивать собственные поступки. Вы узнаете, в каких обстоятельствах человек склонен больше всего нервничать и проявлять беспокойство. Вы сможете наблюдать за первичными реакциями личности, которые обычно бывают скрыты от посторонних глаз. Наблюдение за людьми – это действительно ценный инструмент, который настраивает вас на правильную, эффективную работу.

Беседа с незнакомыми людьми

Чтение книг

Изучение художественной литературы обязательно приносит пользу. Во-первых, чтение способствует расширению кругозора. Вы узнаете много больше, чем знали до сегодняшнего дня. Изучайте специальную литературу по личностному росту и самосовершенствованию. Только так можно выйти на высокий уровень понимания других людей. Применяя в жизни описанные методики, шансы сделаться действительно полезным окружающим существенно увеличиваются. Вы научитесь видеть ситуацию изнутри, под разными углами. Во-вторых, тщательно анализируйте прочитанное. Вам нужно стремиться делать соответствующие выводы из книг. Когда в жизни встретится похожая ситуация, вы уже не будете долго раздумывать, а смело станете предпринимать активные шаги.

Анализ своих чувств

Он необходим для того, чтобы научиться лучше понимать оппонента. Все люди, находясь в равных условиях, испытывают примерно одинаковые эмоции. Они либо соглашаются с происходящим, либо всеми силами души противятся принятию ситуации. Анализ собственных чувств поможет осознать, что испытывает человек, когда с ним происходят определенные события. Вы можете в большинстве случаев опираться на собственные чувства и на их основе делать предположения.

Таким образом, эмпатия представляет собой особую форму взаимодействия человека с окружающими, при которой происходит принятие чувств и глубокий анализ произошедших в прошлом событий. Эмпатийное слушание – это священный дар, но его можно воспитывать в себе с помощью специальных упражнений.

Об эмпатии слышали многие, но мало кто представляет себе, что такое эмпатия на самом деле. Термин этот появился в среде психологов еще в начале прошлого века, а позже проник и в художественную и эзотерическую литературу. Это привело к профанации изначально научного понятия. Слово стало восприниматься просто как умение сочувствовать другому человеку либо считаться одним из экстрасенсорных «умений».

В этом есть свое рациональное зерно: способности к эмпатии наиболее ярко выражены у тех людей, которые умеют тонко чувствовать настроение или состояние другого и обладают склонностью к сопереживанию и сочувствию. Этим качеством обязательно должны обладать психологи и психотерапевты, педагоги и менеджеры по работе с персоналом. Помогает эмпатия и тем, кто занят продажами услуг и товаров.

Так что же такое — эмпатия?

Если не вдаваться в научные объяснения, то эмпатией принято называть способность проникнуть во внутренний мир другого человека, даже если он незнаком. Из этого вытекает и другая сторона эмпатии: уметь ощутить на себе ситуацию так, как ее воспринимает собеседник. При хорошо развитых способностях к эмпатии люди могут даже управлять настроением и чувствами другого человека, если это необходимо для достижения какой-то цели.

Вместе с тем, обладающий способностью к эмпатии никогда полностью не отождествляет себя с посторонним. Хороший специалист умело перебирает струны души пациента или воспитанника, практически ставя себя на его место и отталкиваясь от того, что он сам думал, чувствовал или делал бы в этой ситуации. Но при этом эмпат всегда остается сам собой, не отвлекаясь от ощущения себя отдельной личностью, и по окончании контакта с собеседником избавляется и от его эмоций.

При необходимости эмпат может и полностью отождествить себя с собеседником. Такой прием называется идентификацией. Он помогает на более глубоком уровне понять другого человека. Но при таком отождествлении есть возможность пострадать от чувств, в которые вживается обладающий эмпатией человек, и сделать проблемы другого своими собственными.

Среднестатистический, «нормальный» человек очень часто, испытывая какое-то чувство, не в состоянии определить его и отличить одно от другого. Специалист с хорошо развитой эмпатией может понять, что именно чувствует и ощущает человек, даже не осознающий этого. Благодаря такому знанию, эмпатов и принято считать владеющими какими-то экстрасенсорными умениями. Но ничего «волшебного» в этом нет, есть лишь результат углубленного изучения своих собственных эмоций и чувств, вызванных отношениями между личностями и проявляющихся в каких-то ситуациях. Наиболее полное определение эмпатии в психологии было сделано З.Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным».

Вернуться к оглавлению

Степени развития эмпатии

При сравнении среднего человека и специалиста по психологии или педагогике возникает ощущение разных уровней в общении. Это действительно так, ведь каждый рождается с умением чувствовать и сочувствовать, то есть испытывать эмоции свои и примерять на себя чужие. Но по мере взросления человек склонен утрачивать способность к сочувствию и эмпатии.

Те же, кто испытывает склонность к занятиям чужими проблемами (врачи, учителя, психотерапевты и т.п.), специально развивают в себе умение вживаться в чужой внутренний мир. Это облегчает занятие тем видом деятельности, который они выбрали в жизни.

Не секрет, что эмпатические способности помогают и продавцам, и гадалкам, народным целителям и даже организаторам сект.

Принято выделять 4 уровня развития эмпатии:

Не обладающие эмпатией люди неспособны распознавать эмоциональную информацию в любом виде. Они нечувствительны к проявлениям чувств других людей, даже если им напрямую давать знать о своих переживаниях.

Обычно таких называют черствыми или бесчувственными, бездушными людьми. Примеры такого поведения наверняка известны каждому: это следование только своим интересам у эгоистичных натур. Обычно такие люди неспособны оказать другому даже малейшую помощь.

При слабой степени развития эмпатии человек часто склонен воспринимать чужие эмоции слишком сильно. Объясняется это неумением контролировать степень вживания в окружающих. Слабые эмпаты чаще всего идентифицируются с собеседником или знакомым, принимая на себя его чувства и позволяя им поглотить себя. Очень часто они сильно переживают не относящиеся лично к ним события достаточно остро. Из-за этого большинство жителей больших городов и находятся в стрессовом состоянии, вызванном обилием разнородных эмоций других людей. Стараясь избавиться от стресса, люди обращаются к различным практикам и методикам, направленным на снижение эмоциональности. Вместе с ней они неизбежно снижают и свои способности к эмпатии.

Функциональные эмпаты контролируют свои эмоции без их подавления, они легко могут «считывать» эмоции других людей, не идентифицируя себя с ними. Это чаще всего как раз те, кто по роду деятельности общается с большим количеством людей, которыми должен управлять или руководить. Кроме всех специальностей, которые уже были упомянуты выше, функциональные эмпаты нередко проявляют себя как обычные, но очень чуткие и отзывчивые люди, даже если не работают психологами или учителями.

Высокий уровень развития эмпатии очень редок. Среди примеров из жизни можно упомянуть сильных психотерапевтов, известных психологов или педагогов, которые во все времена создавали новые методы обучения и лечения, руководствуясь умением управлять эмоциями другого.

Чаще всего разработанные ими системы даже у их учеников работают ограниченно и механически, как система приемов. Можно изучать и применять методики А.Макаренко и М. Монтессори, например, но никогда не достигнуть уровня понимания подопечных так, как они.

Считается, что овладеть эмпатией или научиться ей практически невозможно. Она возникает на основе собственных пережитых чувств или проблем. Только человек, который сам прошел горе, боль, разочарование, может поставить себя на место того, кому плохо сейчас рядом с ним. Или хорошо запомнивший свою радость или смущение, страх или гнев в какой-то ситуации способен понять чувства другого в похожем случае.

Дома, на работе, на улице, в поездках – везде мы сталкиваемся с необходимостью понимать и, в некоторой степени, разделять эмоциональные состояния окружающих людей. Это помогает нам повышать эффективность общения, правильно подходить к групповой работе, получать позитивные эмоции.

Способность, которая позволяет нам успешно реализовывать межличностное общение и не приходить в ступор от поведения людей, – эмпатия. Попробуем разобраться, что такое эмпатия и как ею пользуются люди.

Значение слова «эмпатия» пришло из греческого языка: частица «ἐν» обозначает «в» (направленное внутрь), а «πάθος» – «страсть, глубокое чувство». Этот термин ввел Титченер, калькировав с немецкого слово, использовавшееся применительно к вопросу о воздействии на человека предметов искусства.

Эмпатия в психологии рассматривается всегда вместе с сопереживанием, проникновением во внутренний мир других, пониманием эмоций, чувств, способностью поставить себя на чужое место . Всё это в целом отвечает на один острый вопрос, который будоражит человечество много сотен лет, — вопрос о понимании других и, по сути, предугадывании их реакций.

Ведь если мы встанем на место другого, то поймем его желания, возможности и пути. Мы поймем, чего от нас ждут, тогда не будет нелепых комментариев, шуток не в тему и неловких моментов.

Эксперименты

Еще говорил о ключевой роли эмпатии в деле лечения души. Другими словами, нельзя понять человека, не превратившись в него на какое-то время, не поняв, что это такое — быть им.

Судя по всему, сочувствие подталкивает нас помогать людям. Эмпатическое возбуждение, по результатам экспериментов Хоффмана, чаще всего оказывалось предваряющим оказание помощи страдающему. При этом как только помощь была оказана, интенсивность возникшего переживания снижалась.

Эмпатию даже засняли – томографическое сканирование мозга показало, что активность мозга при эмпатии значимо отличается от спокойного состояния или ситуаций реципрокного альтруизма (когда человек может помочь страждущему, зная, что ему потом воздастся наверняка).

Казалось бы, эгоистов можно вынудить сотворить что-нибудь доброе, посулив хорошее вознаграждение в будущем или помощь когда-нибудь? Совершенно не так – именно у эгоистов мозг сильнее активируется на страдание другого, а не на выгоду.

К тому же благодаря нейросканированию стало ясно, что, когда мы смотрим на людей, которые испытывают отвращение, у нас активируются те же отделы мозга, что и у них. Даже если человек просто смотрит, как к другому прикасаются, у него становятся активны те же отделы мозга, что и у того, до кого дотронулись.

Немаловажны выводы относительно эмпатии для воспитания детей. Эксперименты на животных показывают, что физическая боль может усиливать агрессивное поведение. Этой закономерностью заинтересовались для объяснения чересчур агрессивного поведения взрослого, видевшего в детстве жестокое обращение.

Общие сведения

Гаврилова определила виды эмпатии, отделив сочувствие от сопереживания. Второе она понимала как явное переживание одним человеком точно таких же чувств, что и другой человек, – здесь акцент делается именно на собственных переживаниях. А вот первая форма эмпатии есть мысли о другом, о его потребностях, деятельная позиция, активность, направленная на помощь другому, отзывчивость.

Пашукова и Троицкая формулируют определение эмпатии как эмоции, для которой наполнением является наше восприятие того, каким воспринял мир другой. В связи с этим можно выделить её функции: ориентация на других, синхронизация эмоциональной сферы с окружающими людьми.

Очевидно, что такие функции позволяют упростить жизнь. Эмпатия по определению не является определенным чувством, и связана она как с негативными, так и с позитивными переживаниями. Эмпатическая реакция проявляется, как правило, с близкими, значимыми для человека людьми.

Как же это происходит? Психология отвечает на этот вопрос неоднозначно, высказываются разные предположения. Среди них Массен, Конджер и Ньюкомб рассматривают эмпатию через и идентификацию, которая есть перенимание совокупностей групп черт, принадлежащих тем, с кем человек идентифицируется. Лабунская и Ричардсон стоят на том, что чувство сопереживания рождается из интерпретации поведения других.

Таким образом, можно заметить разделение эмпатии на виды: когнитивную (когда мы понимаем чувства другого, осознаем их), эмоциональную (когда сопереживаем, вместе чувствуем), соматическую. По-видимому, исследуемое чувство тесно связано с воображением и отзывчивостью человека. Если человек внимателен к близким, то он, конечно, распознает настроения.

Но чтобы понять, чем вызывается то или иное чувство, переживание у другого, недостаточно просто вербальной и невербальной информации. Требуется воображение, развитое на достаточно высоком уровне, которое способно дополнить имеющуюся информацию и составить целостное представление о человеке.

В связи с последним эмпатию развивают через работу с воображением: чтение, выдумывание историй, представление, как ведут себя те или иные герои, попавшие в конкретную ситуацию. Именно благодаря работе в мире представлений человеческий опыт обогащается, да и любые формы воображения могут нести в себе сильный эмоциональный заряд. Характерологические черты процесса эмпатии:

1. Формирование образа другого. В зависимости от образа другого человека мы либо более, либо менее способны представить себя на его месте.

2. Воображаемое принятие роли другого. Чувство не может родиться без представления себя тем самым человеком, обладающим всей совокупностью жизненного опыта другого. В этом моменте может возникнуть ошибка, человек часто недостаточно точно восполняет пробелы в образе другого. И тогда эмпатия будет, но будет она к выдуманному образу другого. Как указывает Ильин, дополнение происходит нашими собственными качествами, зачастую негативными.

Крайности

Отсутствие эмпатии может быть последствием нарушения сопереживания в семье. Когда близкие люди не проявляют сочувствия и не пытаются друг друга понять, часто возникает тревожность, которая купирует проявления эмпатии. Отсутствие эмпатии или её низкий уровень может объясняться:

  • Эгоцентризмом.
  • Психологическим дискомфортом ( , депрессия).
  • Установками личности (избегание контактов, отрицательное отношение к любопытству, желание или убежденность в необходимости спокойно смотреть на страдания других).

Как отсутствие эмпатии, так и очень высокий уровень эмпатии вредят каждый по-своему. В первом случае человек совершенно не проявляет эмоциональной отзывчивости, он эгоцентричен и требует всего для себя, что, естественно, разрушает отношения с другими. Во втором случае человек слишком беспокоится о том, как его поведение скажется на других, излишняя эмпатия в общении препятствует проявлению лидерскихкачеств и настойчивости.

Наибольшей «интенсивности» достигает эмпатия у подростков, с возрастом её уровень начинает падать. Возможно, виной тому СМИ, которые постоянно крутят одни только негативные новости.

Так, недавнее исследование показало, что, к примеру, нарциссические люди, если им дать установку «Посмотрите на все это глазами страдающего человека», сопереживают, становятся чуткими, как и все. О чем это говорит? О том, что, вполне возможно, люди начинают постепенно закрываться от сопереживания, так как страданий в мире слишком много и никто не хочет слишком много страдать с кем-то.

По Васильковой, у высокого уровня нет негативных аспектов, а низкий уровень эмпатии характеризуется замкнутостью и необщительностью. Высокоэмпатийные люди доброжелательны, мягки, общительны, эмоциональны, обладают высоким интеллектом.

Сальзер и Берглас выделили у людей с высоким уровнем эмпатии меньшую выраженность стремления приписывать вину другим, более снисходительны. Что же влияет на то, как это загадочное и полезное чувство-отражение развивается?

  • Относительно ребенка: взаимоотношения в семье, насколько большая семья и какой ребенок по счету, какие эмоции и как часто ему приходится испытывать, в связи с чем.
  • Эмпатия у подростков и взрослых: широкий круг общения способствует более высокому уровню готовности сопереживать другим.

Живое общение

Эмпатия помогает людям, которые контактируют с эмпатом, чувствовать уважение и понимание. Это ведет к приятному времяпрепровождению, к тому же намного облегчает процесс дискуссий по проблемным вопросам.

Как развить эмпатию и повысить свои шансы на успех в кругу друзей и коллег? В данном контексте то, что означает слово «эмпатия», легко понять – наиболее проницательные люди никогда не задевают собеседника, обычно они быстро находят с ним общий язык и приходят к таким соглашениям, которые выгодны обоим, то есть проявляют умение не пересекать границы психологического пространства личности. Это значит не пытаться занять позицию спасателя, советчика или рыцаря, не перебивать человека, пытаясь сказать ему то, что хочется, не желая слушать его, и многое другое.

Цель – оказание участниками диалога человеческой заботы и поддержки друг другу в передаче и понимании информации, создание положительного эмоционального фона беседы. Лучше придерживаться правил экологичного общения: постепенно, используя их специально, человек учится применять их в жизни абсолютно спонтанно:

  • Пытаться понять картинку, смысл в голове у говорящего, который он хочет донести.
  • Подумать над причинами, почему он хочет об этом говорить, и какая ценность в этом (с его позиции).
  • Не проставлять оценок.
  • Не отвлекаться.
  • Думать над сообщением в целом, а не над его частями.

Существуют специальные упражнения на развитие эмпатии. Наиболее действенные примеры:

  • Чтение историй и рассказов, где даются детальные прорисовки переживаний героев.
  • Просмотр видеоматериалов, где люди без прикрас выражают свои сильные эмоции.
  • Описание внутреннего состояния людей, с которыми общается человек с их позиции.
  • Развитие умения слушать.
  • Прощение врагов.
  • Искренняя благодарность людям и её словесное выражение даже за небольшие подарки.

Мартин Хоффман считает, что именно эмпатия помогает людям придерживаться нравственного поведения. Достаточный уровень эмпатии необходим каждому человеку. Проявление эмпатии к собеседнику позволяет создать приятную атмосферу и расположить его к себе практически наверняка. Когда человек хочет, чтобы его желания учитывали, он тоже должен учитывать желания и потребности других людей, их границы свободы и действия, а для этого ему всю жизнь следует изучать как близких, так и незнакомцев. Автор: Екатерина Волкова

В этом посте я хочу больше прояснить для себя этот тремин и как-то "собрать" свои впечатления о проявлении эмпатии и "эмпатии" в моей жизни.

Для начала хочется сразу дать определения, которые мне удалось нарыть на просторах Ынтернета.

К сожалению, в Интернете, как оказалось, довольно большое количество непонятных, а порой и абсолютно бредовых статей на эту тему. Тут я выкладываю несколько наиболее близких к моему пониманию.

Википедия говорит так:
Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии. Понятие «эмпат» не является научным термином , и используется преимущественно в фантастике .

Еще одно определение:
Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Маленький открывок из статьи про эмпатию:
ЭМПАТИЯ - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Психологами выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться всю жизнь.

2-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего "Я", строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма.

Правда, отречься от своего "Я" - это сомнительный момент. :)

Еще отрывок из статьи с развернутым объяснением (несколько туманным, чессгря):
Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой, на наш взгляд, может послужить утверждение Мид (Mead, 1934) о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека.

Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида. Рассмотрим простой пример: пациент начинает плакать. То, что терапевт непосредственно наблюдает, это слёзы и спертое дыхание, свидетельствующее о комке в горле. Терапевт сравнивает эти сигналы с собственными аналогичными переживаниями. Таким образом, терапевт приходит к гипотезе о эмоциональном состоянии пациента. Вместе с пациентом терапевт переживает некоторую боль и печаль, однако это не значит, что он находится с ним в слиянии. Терапевт лишь временно переживает эти чувства. Вместе с тем он осознаёт, что данные переживания относятся к пациенту, что позволяет ему сохранить некоторую дистанцию от них. Другими словами, терапевт не только находит в себе переживания, которые кажутся ему сходными с тем, что он наблюдает у пациента, но и делает поправку на расхождение опыта. Контекст опыта терапевта, даже весьма сходного с переживанием пациента, всегда должен быть дополнен обстоятельствами жизненной ситуации пациента и особенностями его субъективного восприятия.


Есть много попыток определить понятие «эмпатия», и мне самому принадлежит несколько. Более чем двадцать лет назад я предложил одно из определений в ходе систематизированного изложения моих взглядов. Оно заключается в следующем.

Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.

Для формулировки моего современного представления я буду опираться на понятие непосредственного опыта, или переживания (experiencing ), как оно было введено Гендлиным. Это понятие обогатило мое представление в целом ряде пунктов.

Суммируя кратко, Гендлин считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске.

Эмпатичный терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого пациентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему более полному и беспрепятственному переживанию.

Небольшой пример может пояснить как само понятие переживания, так и его отношение к эмпатии.

Один участник психотерапевтической группы довольно негативно высказался в адрес своего отца. Ведущий говорит: «Создается впечатление, что ты сердит на своего отца». Тот отвечает: «Нет, я не думаю». — «Может быть, ты не удовлетворен им?» — «Ну, может быть» (с сомнением). — «Может быть, ты разочаровался в нем?». Следует быстрый ответ: «Да, я разочаровался тем, что он слабый человек. Я думаю, я давно разочаровался в нем, еще в детстве».

С чем этот человек сверялся, устанавливая правильность разных предлагавшихся слов? Гендлин считает, и я согласен с ним, что это было некое наличное психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно определено, и человек может хорошо пользоваться им для сравнения с подбираемыми обозначениями. В нашем случае «сердит» не подходит, «неудовлетворен» — оказывается ближе, и слово «разочарован» — вполне точно. Будучи найдено, оно, как это часто бывает, побуждает к дальнейшему течению переживаний.

На основе изложенного позвольте мне попробовать описать эмпатию более удовлетворительным для меня сейчас образом. Я больше не говорю «состояние эмпатии», потому что думаю, что это скорее процесс, чем состояние. Попытаюсь описать его суть.
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.

Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким.

Самое интересное:

Определение, которое Олег давал на тренинге "Ясные отношения":
"Как только у меня в пространстве что-то появляется, у меня появляется какое-то отношение к нему. Сначала идет пространство, реальность, и в этом пространстве возникают какие-то эмоции, какие-то отношения. Это можно обозначить словом "эмпатия". Эмпатия содержит в себе два элемента. Это некое вмещение. Когда я человека эмпатирую, я помещаю его в свое пространство, он для меня реален. И второй элемент - это отношение. Это можно описать как эмоцию (можно описать это как некая шкала от апатии до воодушевления и все состояния между ними). И эмпатия - это и то, и другое. С одной стороны я помещаю его в свое пространство, с другой стороны я к нему как-то отношусь. Я могу вмещать его в свое пространство и ненавидеть. Я к нему как-то отношусь, у меня с ним есть какая-то общность, просто на таком дурацком уровне. Бывает, когда человек не находится в моем пространстве и я его люблю. Как ни странно, это скорее не общность, чем общность потому, что в моем пространстве он не находится, а скорее находится фантом. У меня эмпатия не к нему, а к какой-то выдуманной части. Для того, чтобы у меня с человеком была какая-то эмпатия... я беру его эмоции, при этом осознавая, что это его эмоции и потребности - это и есть, собственно говоря, эмпатия. Самое простейшее определение эмпатии - это понимание на эмоциональном уровне. Я его не логически понимаю, а вот как-то "когда он в эту ситуацию попадает, он вот так переживает вот по этой причине". Осознает ли он сам при этом то, что я разложил? Фиг его знает. Может и не осознает, но внешне он просто эмоционирует и все.

Эмпатия к бытийности относится, скорее. Побыть с этим человеком, побыть им. Там еще интересный момент есть, что эмпатия - это способность понимать переживания другого человека при этом осознавая, что это не твои переживания, а его переживания. По сути, это еще одно описание дифференциации. Ты можешь, конечно влезть, но тут возникает очень важный вопрос: а не произойдет ли у тебя слияние? Если ты себя забудешь... А особенно, если забудешь, что ты просто картируешь и у человека могут быть другие совершенно переживания. Розенберга, который придумал ненасильственное общение, по этому поводу сильно доставали. Когда вы за другого человека что-то описываете, может так случится, что вы же вообще не попадете. И он говорит, что может так случится, но на практическом уровне человек вам будет благодарен хотя бы за то, что вы попытались. И вы можете сделать выводы о том, насколько у вас с этим человеком есть общность. Возможно, у вас вообще не с ним общность. Возможно, у вас есть то, что относится к невротическому уровню. "Идеализация" это называется у Анны Фрейд. То есть, когда человек придумывает себе фантом прекрасного какого-то человека и с ним слияние наступает. А человек тут рядом стоит и офигевает".

И еще определение с тренинга "Ясные отношения" от участника, который сидел в зале (не знаю, кто это был). Очень мне понравилось:
Эмпатия - это возможность верно смоделировать ощущения, эмоции, потребности другого человека.

Определение эмпатии с вебинара ОМ-ответ:
"Эмпатия - это когда ты вмещаешь человека в свое пространство и ощущаешь, что он переживает, но при этом не отождествляешься с этим человеком. Я называю это "вмещение". Эмпатия - это способность вместить другого человека со всеми его переживаниями в свое пространство.

Обычно мы попадаем в одну из крайностей. Мы либо отождествляемся с чужими переживаниями и многие думают, что это и есть эмпатия. Есть даже термин такой - эмпаты.

Эмпаты - это люди, которые в присутствии других испытывают неконтролируемую склонность отождествлятся с их переживаниями. Это не эмпатия. Это эмоциональное слияние. Это не является способностью.

Другая крайность - это отстранится, отключится. Но она автоматически подразумевает отсутствие эмпатии вообще в каком бы то ни было виде.

И вот люди думают, что есть эмпатия (эмоциональное сляние), а есть антипатия - когда человек просто отключается от другого и все.

Я считаю, что эмпатия - это такая способность, когда ты можешь создать пространство, поместить человека в это пространство вместе с его переживаниями, но при этом не отождествятся с ним".

Что такое эмпатия? Судя по тому, что мне удалось найти в рунете, термин этот покрыт каким-то мраком и тайной. Создается такое впечатление, что по большей части эмпатия воспринимается как некое проклятие и дар одновременно, как какая-то уникальная способность приносящая человеку массу страданий с которыми ему нужно справляться путем отчуждения или принятия того факта, что этот крест придется нести всю жизнь. Еще больше удивляет какая-то садо-мазохистская романтизация этого явления. Хочешь быть уникальным непонятым героем? Вступай в ряды эмпатов. Утрирую, конечно, но тенденция все же имеет место быть. Но практика показывает, что эмпатия - это никакой не дар и не проклятие. Эмпатия в общепринятом понимании (что, как мне кажется, абсолютно точно является эмоциональным слиянием) - явление очень распространенное.

В своей жизни эмоциональное слияние на уровне переживаний я встречала и встречаю постоянно и в любых отношениях. И все было бы хорошо, если бы мы были вечно счастливыми и радостными существами. Тогда, наверное, мы бы уже все слились друг с другом. :) Но жизнь штука не простая, не однородная и полна не только позитивными эмоциями. И тут это самое слияние играет с нами очень и очень злую шутку. Отсутствие способности проявлять настоящую эмпатию приводит к тому, что мы начинаем "страдать" порой даже больше, чем тот, кто нам излучает какое-то негативное переживание. И вот тогда мама, которая плачет становится источником невыносимой боли. Тогда друг, у которого умер близкий родственник - становится источником неподдельного горя. Тогда любимый человек, который принес с работы усталость и раздражение становится источником нашего собственного раздражения. И что-то есть в этом странное, что-то, что приводит к тупику в жизни, что-то, что делает жизнь особо сложным мероприятием. Когда смотришь на это со стороны, становится совершенно не понятно, какую РЕАЛЬНУЮ пользу приносит такое неконтролируемое слияние и отождествление. Ведь "поплачем вместе" мало кого делает счастливее, как ни крути.

Мне вспомнилось множество примеров, когда я проявляла "эмпатию" в отношении неких лиц, которых кратко я буду именовать страдальцами. В итоге такого понимания очень долго приходилось отходить от такого вот сострадания. Я обычно молча самоустранялась и потом, в одиночестве, "давала волю своим чувствам", чтобы не дай бог не опечались главного страдальца еще больше. И порой это превращалась в откровенное многодневное мучение и непонимание того, почему мне так плохо, когда в моей жизни вроде все хорошо. Самое жуткое, когда страдания совершенно не соответствуют наблюдаемой ситуации: когда человек просто переживает из-за того, что что-то может произойти или произошло у какого-то малознакомого коллеги по работе и "вдруг такое случится и у меня". И ты подхватываешь это как вирус на порно-сайте и выходишь уже другим человеком - несчастным, сжатым, "схлопнутым". Одна из наиболее частых фраз, которые мне довелось слышать от человека, который наблюдал горе: "Не дай бог пережить такое!" с последующим описанием в красках, как у кого-нибудь какой-нибудь близкий родственник умер. О-о-о! Тут можно было просто уйти в многодневный страдальческий отрыв и переживать из-за того, что когда-нибудь кто-нибудь что-нибудь... И я знаю, что за этой короткой фразой "не дай бог пережить такое" стояло у меня. И сейчас трезвый взгляд на это приводит меня к банальному такому вопросу: а насколько страдалец сам осознает из-за чего это происходит? Насколько он сам понимает причины своих страданий? И насколько эти "причины" соответствуют действительности? И самое главное, почему я так на это реагирую?

Одно из удивительнейших событий в моей жизни произошло со мной пару дней назад. К сожалению, событие это не было радостным. Умер брат моей давней подруги. И когда мне сообщила об этом подруга... со мной ничего не произошло. Впервые в жизни со мной ничего не произошло. Впервые в жизни мое пространство не сжалось в точку, сердце не ушло в пятки и не поледенело в членах. Но чтобы было понятно, наверное, стоит упомянуть, что я никогда не могла себе представить, что я смогу вот так спокойно, с принятием отнестись к такому известию. Буквально месяц назад, когда на прогулке с собакой я услышала от одной своей знакомой душещипательный рассказ о том, как с 10 этажа моего дома упал совершенно не знакомый мне мужчина и "разбился в смятку", меня вынесло в состояние ужаса на несколько дней. Вообще, для меня такого уровня горе, которое обычно связано со смертью, было просто невыносимо. Я не могла находится рядом с людьми, которые так страдают потому, что все это страдание я ощущала сама. Но состояние, которое было недавно, сложно с чем-то сравнить. Я понимала, что чувствует моя подруга, которая это говорит. Я чувствовала, что ей плохо, что она в ужасе, но я принимала это... не знаю, как это объяснить, но привело это к тому, что ей, после 20 минут разговора, стало легче и она как-то так и сама очень открыто поделилась своими переживаниями. И читая вчера Шнарха мне вдруг подумалось, что это, наверное, и была эмпатия. Способность вместить, понять чувства другого не теряя ощущения себя, не отождествляясь, но и не отстраняясь. Это как будто делает тебя даже более понимающим, когда ты можешь реагировать не на основании своих зарядов откуда-то из области пяток, а быть полностью в этом, но не отождествляться.


Все это приводит меня к мыслям, что проявлять эмпатию - это способность вместить человека в свое пространство таким, какой он есть, с теми переживаниями, которые у него происходят. Эмпатия - это понимание не только того, что человек чувствует, но и понимание того, что за этими чувствами стоит, что он хочет, что ему может быть нужно в данный момент. И эмпатия как элемент дифференциации - это способность вместить даже самые тяжелые переживания человека и при этом остаться собой, остаться отдельным, но близким и понимающим. Вообще, это сложно выразить словами, это действительно надо испытать.

И спасибо Олегу Матвееву за ОМ-ответ. Блин, с каждым днем мне становится все более понятно то, о чем ты рассказываешь на опыте. И это удивительные переживания.