Бессоюзные и союзные подчинительные предложения. Что такое союзная подчинительная и бессоюзная связь

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное – которое состоит из нескольких частей , но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов - сочинительные и подчинительные . Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений . Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», « “Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая - придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».

Сочинительная связь в сложном предложении

О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и» .

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз - это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая . Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».

Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации , напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

В которых имеется подчинительная или сочинительная связь, значительно отличаются от аналогичных словосочетаний и простых предложений. Далее в статье рассмотрим основные различия упомянутых конструкций.

Общие сведения

Если говорить о словосочетаниях и простых предложениях, то справедливо заметить, что подчинительная связь может проявляться только в первом варианте, в то время как сочинительный тип чаще употребляется во втором. В последнем случае выполняется задача преобразования в распространенную конструкцию, создавая ряды однородных членов. В сложных структурах сочинительная и подчинительная связь не имеет таких резких отличий. Это связано с тем, что одно и то же высказывание можно оформить с использованием союзов и того, и другого типа.

Первое отличие

Применение сочинения и подчинения помогает определить смысловые отношения, существующие в простых и сложных формулировках. При этом имеет место различие в самой структуре высказывания. Так, сочинительная связь не создает таких четких границ. При использовании второго типа соединения выделяются части высказывания с указанием необходимости уделить определенному фрагменту сообщения больше внимания.

Таким образом, можно сказать, что используемые в разных вариантах союзы отличаются тем, как они выявляют связи в выражениях. В случае с подчинительной связью такие виды отношений, как уступительные, условно-следственные и причинно-следственные, принимают однозначную форму. При этом они выражаются союзами "хотя", "потому что", "если". Сочинительная связь в предложении позволяет использовать один и тот же союз. В качестве него выступает соединительный элемент "и". Но существуют такие ситуации, когда сочинительные союзы "а" и "но", которые обычно считаются противопоставительными, могут придавать высказыванию оттенок уступки, условия, следствия, сравнения и сопоставления. В выражениях, имеющих форму побуждения, союзы могут создавать в сообщении условие, которое в подчинительном предложении выражается элементами "если (вместо этого допускается использование частицы "не")… то". Некоторое взаимодействие обнаруживается между сочинением и подчинением за счет того, что их нельзя считать абсолютно противоположными понятиями.

Второе отличие

В сложных конструкциях сочинительная связь является важным самостоятельным элементом. Зато в простых структурах ее задачей считается определение отношений между членами однородной последовательности. Кроме того, в простую конструкцию сочинительная связь включается для того, чтобы обогатить высказывание дополнительными членами. Так происходит преобразование его в распространенное. В структурах, состоящих из нескольких частей, сочинительная связь имеет большее значение.

Третье отличие

Если сравнивать подчинение и сочинение с бессоюзием, то последние два вида связи имеют много общего. Это объясняется смысловым отношением внутри конструкции. Так, сочинительная связь выявляет их в выражении в меньшей степени. Однако сравним их более подробно. Сочинительная связь является не только синтаксическим, но и лексическим способом взаимодействия. Таким образом, отношения, возникающие между фразами, не имеют конкретного значения, а лишь получает определенную характеристику. Сочинительные союзы могут также сочетаться с подчинительными и различными лексическими элементами. При этом создаются разнообразные синтаксические конструкции. В качестве примеров союзного соединения можно привести разнообразные сочетания служебных частей речи "и", "вот", "а", "ну", "поэтому", "потому", "значит". Подчинительные союзы не нуждаются в дополнениях, так как сами могут создавать четкие границы для смысловых отрезков.

Особые случаи

Если сочинительная или бессоюзная связь не позволяет в полной мере изучить отношения, существующие в данных предложениях, то необходимо обратиться к дополнительным факторам. Ими может являться общее строение высказывания, а также присутствующие в нем вводные слова, частицы, различные местоимения, обороты. Кроме того, выделять отдельные части и указывать на их особенности могут наклонения и формы времени. В союзных конструкциях значение условия и следствия проявляется заметнее тогда, когда происходит взаимодействие повелительного наклонения в первом предложении (в случае со сложной формулировкой имеется в виду главная её часть) и других наклонений или иных форм времени, находящихся во втором элементе (в придаточной части).

Четвертое отличие

В сложных предложениях подчинительная связь менее многогранна, чем в словосочетаниях и простых фразах. Встречаются случаи, когда часть смысла сложной конструкции, образованной из совокупности простых, не реализуется. Это может быть связано с тем, что вероятно возникновение противоречия значению подчинительного союза, а также его полному изменению. Примером может стать соединительный элемент "когда". Он используется в подчинительных предложениях. Основным его значением является показатель времени. Однако если в главной части предложения описываются какие-либо чувства, эмоции или чье-то состояние, то данный союз может из временного превратиться в следственный. Когда же в придаточном предложении что-либо оценивают, пытаясь определить важность или значимость, то элемент "когда" приобретает целевое значение. Кроме того, этот союз может обладать сопоставительным значением и нести в себе указание на несоответствие.

Может состоять из двух и более частей. Предложения, состоящие из трёх и более частей, могут быть связаны с помощью союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи.

Проанализируем примеры:

Части этого сложного предложения соединяются с помощью сочинительного союза но: , (чтобы), но .

2. Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали (М. Лермонтов). - Предложение сложное,
состоит из трёх частей:
1 -я часть - Грушницкий споткнулся ;
2-я часть - ветка, за которую он уцепился, изломилась - сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, которое находится внутри главного;
3-я часть - он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали - сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

Таким образом, первая и вторая части связаны без союза, только с помощью интонации , третья часть присоединяется с помощью сочинительного союза и:
, [, (за которую...), ], и , (если).

Возможны четыре варианта комбинаций видов связи в сложных предложениях, состоящих из трёх и более частей.

1. Закрепление учебного материала

Составьте возможные комбинации видов связи в сложных предложениях с разными видами связи:

1) сочинительная и подчинительная;
2)
3)
4)

Чтобы правильно понять смысл предложений, состоящих из нескольких частей, и верно расставить знаки препинания, рассуждайте в такой последовательности:
1) по смыслу и интонации выделите в предложении смысловые части, определите их синтаксическую роль;
2) определите, чем связаны части предложения, разделите их соответствующими знаками;
3) проанализируйте, чем осложнена каждая часть (обособленные члены предложения, вводные, однородные члены предложения ), проверьте постановку знаков препинания при них.

2. Анализ учебного материала

Спишите данные предложения. Письменно проанализируйте их по образцу, приведённому в параграфе. Составьте их схемы.

1. Первой к трубке всегда подбегала собака , она радостно и торопливо лаяла, как будто старалась рассказать ему что-то на своём собачьем языке (Ф. Искандер ). 2. Собачья конура была похожа на игрушечный домик, какие бывают в детских парках, и только чёрный круг входной дыры напоминал об её истинном назначении (Ф. Искандер ). 3. Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжёлая занавеска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далёкой высоте открылась полная луна (М. Булгаков ). 4. Этот садик выглядит весьма эффектно: площадка покрыта крупной светло-серой галькой, а растения для лучшего обзора высажены на значительном расстоянии друг от друга. 5. Он опять сделал паузу; и вдруг генерал понял, что видит перед собой преобразившегося человека: сто бесцветные глаза светились энергией, и весь он был так похож на профессора (И. Акимов ).

3. Восстановление предложений

Восстановите предложения, соединяя отдельные предложения с помощью бессоюзной и союзной связи (союзы даны в скобках). Запишите их, расставляя знаки препинания .

1. Зашумели берёзы неподалёку от костра. Чудится, что кто-то большой шагает по сухим листьям (и ) (Ю. Казаков ). 2. Они вышли на вокзальную площадь. Горели фонари. Шумел город. Снег уже успели убрать. Они оба почувствовали, что им нужно сейчас прощаться (а, и ) (Ю. Казаков ). 3. Его охватил покой, потому что день завершился. Такой покой охватывает иной раз, когда разрешишь давно мучившую тебя задачу (А. де Сент-Экзюпери ). 4. Снег падал медленно и очень важно. Хлопья его были такие большие, что казалось: с неба слетают на город лёгкие белые цветы (и ) (В. Солоухин ). 5. Где работают, там и густо. В ленивом дому пусто (а ) (Пословица )..6. Не всему верь, что слышишь. Не всего желай, что видишь. Не всё делай, что можешь (Пословица ).

4. Взаимодиктант

І. Работа в парах . Распределите в паре, кто какой мини-текст будет диктовать. Прочитайте про себя свой текст и продиктуйте тексты друг другу. Обменяйтесь тетрадями и без учебника проверьте диктанты друг друга, исправляя чужие ошибки зелёной настой.

ІІ. Проверьте свои диктанты по учебнику. Если есть ошибки, сделайте исправления красной пастой и объясните ошибки.

1. Яшка оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ивы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро (Ю. Казаков ).

2. Он никогда не хохочет, а улыбается так: зубы покажет все до одного, а кожа на щеках при этом почти неподвижна, словно перетянута, и он боится, как бы не лопнула. То же самое и когда злится: глаза совсем сжимаются, сощуриваются, губы белеют, видно, что недоволен чем-то, взбешён, а присмотришься - лицо-то почти то же, что и пять минут назад, когда улыбался (А. Волос ).

При сочетании двух подчинительных союзов: что если, что когда, так что хотя, хотя если или при сочетании сочинительного и подчинительного союзов:и когда, и если, и где, но когда и т. п. запятая между ними не ставится, если дальше идёт вторая часть союза: то, так, но .

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Определите, в каких случаях при сочетании союзов между ними необходимо ставить запятую, в каких - нет. Расставьте, где необходимо, запятые.

1. Мальчик старика боялся и когда тот изредка появлялся в их доме старался держаться от важного посетителя в стороне (А. Варламов ). 2. Веня не перебивал Родю но когда тот закончил рассказ посмотрел на него с досадой (Ю. Сотник ). 3. Он не замечал как шло время но когда глянул на часы то увидел что уже поздно (В. Шефнер ). 4. Осенью пляж был безлюден и когда мы возвращались из школы я шёл домой через пустынный пляж (В. Шефнер ). 5. Девушка бледнела от ночной прохлады и когда они выходили из сада раздвигая мокрые синеватые листья она вздрагивала (Ф. Искандер ).

6. Преобразование предложений

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

ІІ. Перестройте предложения, устраняя то в предложениях, где слово то есть, и вводя его в те предложения, где слово то отсутствует, и запишите. Как изменится пунктуация при сочетании союзов?

1. Машина подъезжала к остановке и когда была уже совсем близко шофёр свернул в ближайший переулок. 2. Я привстал с кровати и если бы не схватил руку медсестры то упал бы. 3. Мы не торопились но когда начал накрапывать дождь то мы прибавили шагу. 4. Я проспал часа четыре и когда проснулся уже стемнело.

При сочетании союзов и если, и когда, и где, и пока, и хотя и т. д. перед союзом и не всегда ставится разделяющая запятая. Проверяйте, что соединяет союз и - однородные члены предложения или части сложного предложения. Для этого мысленно уст раните предложение, присоединяемое подчинительным союзом и.

7. Выборочно-распределитель работа

Из упражнений 5 и 6 выпишите предложения с сочетанием союзов и если, и когда . Сначала выпишите предложения, в которых союз и соединяет однородные члены предложения, затем предложения, в которых союз и соединяет части сложного предложения.

8. Пунктуационно-орфографическая работа

І. Прочитайте предложения. Устно проанализируйте, сколько частей входит в их состав. Охарактеризуйте каждую часть. Укажите, чем каждая часть осложнена.

ІІ. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Объясните слитное и раздельное написание слов.

1. Я пробовал посадить ослика но он заупрямился и когда я ударил его он только недоумённо повёл ушами (Ф. Искандер ). 2. Всё это начинало мне надоедать и когда мы двинулись дальше я приметил в фасаде одного из домов углубление нечто вроде ниши защищенной от ветра (Ф. Искандер ). 3. Зверь так полюбил Никиту что когда мальчик уходил зверь тревожно нюхал воздух (Н. Лесков ). 4. Палые намокшие листья лежали тёмным настилом под деревьями и если близко подойти к ним то как будто вился от них лёгкий запах - остаток ли отданного во время жизни или уже первое тление (А. Солженицын ). 5. Дина играла с Олей и Игорем в разные игры и в доме стало шумно потому что когда в доме один ребёнок то это одно а когда больше одного то это уже куча мала (А. Рыбаков ).

ІІІ. Составьте схемы предложений.

9. Восстановление текста

І. Прочитайте предложения. Восстановите последовательность предложений в тексте. Озаглавьте его. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, объясните их постановку.

ІІ. Напишите изложение восстановленного текста.

1. Я смутно стал догадываться о связи которая существует между вещами и событиями.
2. Но у нас был настоящий рыжий и рыжеватость Алика никто не замечал.
3. И ещё я подумал что если бы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса может быть докторша к нам не зашла и ничего бы не случилось.
4. Глядя на Алика я подумал что если бы у нас в классе не было настоящего рыжего он сошёл бы за него потому что волосы у него светлые а веснушки которые он скрывал обнаружились во время укола.
(Ф. Искандер )

10. Домашнее задание

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите сложные предложения, состоящие из нескольких частей. Составьте их схемы.

Музыка... Великое никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времён и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня в век плейеров и караоке телевидения и компьютеров когда так доступны концерты и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.

Да звучит очень много музыки музыки самой разной - старинной и современной так называемой «классической» и «лёгкой» исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как
разобраться сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки содержательную музыкальную пьесу от модного но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьёзного произведения которое поначалу может показаться скучным и неинтересным а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?

Совет один стараться больше знать о музыкальном искусстве его истории особенностях языка законах по которым строится музыкальное произведение (разумеется постоянно слушая много хорошей серьёзной музыки).
(М. Зильберквит )

С л о в а р ь :
Шлягер - популярная песня.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык онлайн, бесплатно скачать тесты , подготовка к урокам и всё это бесплатно скачать или готовиться онлайн, книги, учебники, конспекты в помощь учителю и ученику, полный список тем по предметам и классам

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей