Биографии великих людей

Ранние годы

Лотарио получил первоначальное образование в Риме , вероятно, в бенедиктинском аббатстве Святого Андрея . Он изучал богословие в Парижском университете , каноническое право (у Угуция Пизанского) - в Болонском университете . Вскоре после смерти папы Александра III (30 августа ) Лотарио вернулся в Рим и занимал различные церковные должности в течение правления Луция III , Урбана III , Григория VIII и Климента III. Последний в сентябре 1190 года назначил его кардиналом .

Как кардинал Лотарио написал работу «De Miseria Humanae conditionis» («К нищете человеческой») . Работа была очень популярна на протяжении веков и сохранилась в более чем 700 рукописях .

Избрание

Восстановление значения папского престола

Получив полномочия, Иннокентий приступил к реализации своих взглядов на роль папского престола. Захват Иерусалима мусульманами в 1187 году он охарактеризовал как божественное возмездие за моральные слабости христианских князей. Он также был намерен защитить то, что назвал «свободой Церкви», от посягательств со стороны светских властей. Это понятие обозначало, среди прочего, что князья не должны быть вовлечены в избрание епископов и оно должно быть сосредоточено в руках папы и его «Patrimonium» - Папского государства. Владениям папы угрожали Гогенштауфены - германские короли, которые позиционировали себя как преемников римских императоров. Император Священной Римской империи Генрих VI к этому времени объединил Германию, Италию и Сицилию под своей рукой, что делало позиции «Patrimonium» чрезвычайно уязвимыми .

Ранняя смерть Генриха VI оставила его 4-летнего сына Фридриха II в статусе короля. Вдова Генриха VI Констанция Сицилийская правила Сицилией от имени своего маленького сына, пока он не должен был достигнуть совершеннолетия. Констанция не желала передавать Сицилию во власть немцев, что было близко Иннокентию III. Перед своей смертью в 1198 году она назначила Иннокентия опекуном Фридриха. В обмен Иннокентий добился восстановления папских прав на Сицилии, от которых отказался незадолго до этого папа Адриан IV . Папа короновал молодого Фридриха II в качестве короля Сицилии в ноябре 1198 года . Он также способствовал его женитьбе на вдове короля Венгрии Имре в 1209 году .

Папа Иннокентий был полон решимости предотвратить дальнейшее объединение Сицилии и Священной Римской империи под властью одного монарха и воспользовался возможностью расширить своё влияние. В 1201 году папа открыто поддержал Оттона IV. Пользуясь смутой в империи, папа добился расширения Папской области до наибольшего объёма за счёт присоединения земель, ранее принадлежавших империи (но не перечисленных в даре Карла Великого): Анконы (Марка), герцогства Сполето (Умбрия), Радикофани , временно Романьи . Однако Болонью и Пентаполь он удержать не смог .

Когда Фридрих II явился в Рим принять корону, папа отказался его короновать, опасаясь его могущества и надеясь изгнать его из Италии, как перед тем Оттона. Возмущённый Фридрих двинулся в Германию и победил Оттона. Но Иннокентий III к тому времени скончался

Покровительствовал созданию в 1198 году в Палестине Тевтонского ордена и оказывал поддержку его первому Великому Магистру - Генриху Вальпоту . В целях распространения влияния в Восточной Европе Иннокентий III в 1202 году санкционировал основание Ордена меченосцев . В 1215 году он организовал крестовый поход немецких рыцарей против пруссов .

Борьба с катарами

Иннокентий III был энергичным противником ереси и провел несколько кампаний против неё. В начале своего понтификата он сосредоточился на альбигойцах, также известных как катары , - секте, которая приобрела множество сторонников на юго-востоке Франции, в том числе графов Тулузы. Катары отвергали авторитет и учение католической церкви.

Параллельно с боевыми действиями католические священнослужители начали пропаганду, направленную на очернение катаров, обвиняя их в разврате и содомии, так как было опасение, что население Прованса и Северной Италии будет сочувствовать жертвам крестового похода .

Четвёртый крестовый поход

Иннокентий издал указ о начале Четвёртого крестового похода в 1198 году , задумав вернуть контроль над Святой Землей. Подготовке этого похода была посвящена большая часть его понтификата. В отличие от предшественников, Иннокентий III проявил личное участие в организации похода, а не просто агитировал к этому светских лидеров .

Первым шагом Иннокентия III в организации крестового похода была отправка миссионеров во все католические государства. Иннокентий III послал Петра Капуанского к королям Франции и Англии с подробными инструкциями, чтобы убедить их урегулировать свои разногласия. В результате в 1199 году Иннокентий добился перемирия на пять лет между двумя странами. Для руководства армией Иннокентий направил свои письма рыцарям и дворянам Европы. Многие феодалы ответили на призыв папы, в том числе два возможных лидера армии, Тибо Шампанский и Бонифаций I Монферратский . При этом в Англии и Германии призывы папы не возымели эффекта. По этой причине Четвёртый крестовый поход стал, главным образом, французской инициативой .

Четвёртый крестовый поход был дорогим делом. Иннокентий III решил начать сбор средств, что не делал никто из его предшественников. Он заставил весь клир под его руководством дать 1/40 своих доходов в поддержку крестового похода. Это был первый случай введения прямого налога на духовных лиц. Папа столкнулся с многочисленными трудностями со сбором этого налога, в том числе коррупцией своих должностных лиц и пренебрежением со стороны своих подчиненных в Англии. Он продолжал свои попытки собрать средства для крестового похода, отправив послов к королю Иоанну Безземельному и королю Филиппу Августу. Оба обещали внести свой вклад - 1/40 доходов. Иоанн также заявил, что налог будет собираться по всей Англии. Другим источником средств для крестового похода были сами крестоносцы. Иннокентий заявил, что те, кто принял обет стать крестоносцем, но не мог его выполнить, мог быть освобожден от клятвы после внесения денежного взноса .

Первоначально местом высадки крестоносцев был избран Египет . Для перевозки армий было заключено соглашение между французскими крестоносцами и венецианцами. Венецианцы должны были поставить суда и продовольствие взамен денежной выплаты в 85 000 марок . Иннокентий дал своё одобрение этому соглашению при соблюдении двух условий. Во-первых, представитель папы должен был сопровождать крестовый поход, во-вторых, нападение на христиан было строго запрещено. Французам не удалось привлечь достаточно средств для оплаты услуг венецианцев. В результате крестоносцам пришлось выполнить требование венецианцев и осадить конкурирующий с Венецией христианский торговый город Зара . Эти действия были предприняты без согласия Иннокентия III, который угрожал отлучением всем, кто принял участие в атаке. Большинство французов проигнорировали угрозу, напали на Зару, и были отлучены папой, но вскоре прощены, чтобы они могли продолжить крестовый поход. Повторением ситуации стало взятие крестоносцами Константинополя , столицы Византийской империи, в 1204 году : об этом папа узнал, лишь когда город уже был захвачен .

Четвёртый Латеранский собор

Душа Иннокентия III, как верили, попала в чистилище . Святая Лутгарда из монастыря в Брабанте заявила, что ей явился дух, охваченный пламенем, и сказал ей: «Я папа Иннокентий». Он рассказал, что попал в чистилище из-за трех ошибок, которые он совершил в жизни, и просил Лутгарду прийти к нему на помощь, сказав: «Увы! Это ужасно; и продлится в течение многих столетий, если вы не придете мне на помощь». В этот момент он исчез, а Лутгарда немедленно сообщила сестрам о том, что она видела .

Примечания

  1. Jane Sayers, "Innocent III: Leader of Europe 1199-1216" London 1994, p.16
  2. Jane Sayers, "Innocent III: Leader of Europe 1199-1216" London 1994, p.17
  3. Jane Sayers, "Innocent III: Leader of Europe 1199-1216" London 1994, p.21
  4. The Cardinals of the Holy Roman Church - Cardinals of the 12th Century
  5. Innocentius III, Pope, 1160 or ... Open Library (неопр.) . Open Library. Проверено 23 августа 2012. John C. Moore, "De Miseria Humanae Conditionis : A Speculum curiae? Catholic Historical Review 67 (1981), 553-564.
  6. LOTARIO DEI CONTI DEI SEGNI In Latin, manuscript on parchment likely Italy, c. 1250] (неопр.) . LES ENLUMINURES, LTD (2006). Проверено 13 января 2011.

XII и XIII века были вершиной церковно-политической и духовной власти папства. Но высшей точки папская власть достигла в период понтификата Иннокентия III. История церкви однозначно считает Иннокентия III самым выдающимся папой средневековья. Папство достигло вершины власти в результате такого же исторического процесса развития, который в период развитого феодализма привел к укреплению централизованной королевской власти.

Иннокентий III смог стабилизировать свое положение также и потому, что власть императора стала приходить в упадок. В Италии власти императора был фактически положен конец, но его место еще не смогла занять другая феодальная власть. При понтификате Иннокентия III одно время казалось, что мечта Григория VII о мировом господстве папы осуществляется. Примат папства во всех отношениях оказался реализованным; понтификат Иннокентия - действительное подтверждение этого постулата. Он превзошел своих предшественников в области практического осуществления политической власти папства. Как государственный деятель, он оставил далеко позади Григория VII, но вовсе не пользовался славой святого. Своей реалистичной политикой Иннокентий III максимально приблизил к осуществлению идею Григория VII об универсальной теократии.

Вступивший на папский престол в 1198 году Иннокентий III был сыном графа Трайсмундского, отпрыском древнего известного рода Конти (из Ананьи). Он был ученым теологом и юристом. В Париже освоил диалектический метод, а в Болонье получил образование в области римского права. В 1189 году его дядя Климент III возвел 29-летнего графа в сан кардинала. При Целестине III племяннику бывшего папы пришлось покинуть курию. Ему еще не было 38 лет, когда кардиналы в день смерти Целестина III единогласно избрали его папой.

Иннокентий хорошо понимал, что его планы мирового господства смогут осуществиться лишь тогда, когда он станет абсолютным властителем сначала в Риме и в Церковном государстве, а затем и во вселенской церкви. Он исходил из того, что неограниченность свободы церкви - если понимать под этим верховенство папы - зиждется на прочной власти папы над независимым светским государством. Таким образом, создание Папского государства является предварительным условием создания универсальной политической власти, к чему ближе всех в истории папства стоял Иннокентий III.

Прежде всего Иннокентий III реформировал папский двор. Он создал четко работающую, обладающую широким кругозором бюрократическую систему делопроизводства, показав тем самым пример организации современных ему чиновничьих государств. Иннокентия III по праву считают вторым основателем Папского государства. При нем Патримониум Святого Петра стал настоящим государством, абсолютной монархией, где подданные были не кем иным, как чиновниками, и находились под властью единственного монарха, под неограниченной властью папы. Вначале он обеспечил себе твердое положение в Риме. Бывшего в то время городского префекта, представителя императора, он вынудил сложить с себя обязанности главы учреждения, и тот лишь тогда получил обратно свою должность, когда в день коронации папы вручил ему в руки ленную присягу. Иннокентий заставил подать в отставку и сенатора, избранного народом Рима. Вместо него папа назначил послушного сенатора, который также сделал вассальное заявление. Подобным же образом Иннокентий III потребовал вассальной клятвы и от аристократической верхушки Папского государства, чего ему и удалось добиться.

Со смертью Генриха VI в 1197 году рухнуло германское владычество в Италии. Для Иннокентия III это наряду с возвращением провинций, утерянных Церковным государством, означало также возможность территориального расширения своих владений. С успехом использовав в этих целях антигерманские чувства итальянцев, Иннокентий восстановил свою власть над Романьей (возвратив себе Равенну), вновь овладел Анконой (Маркой). В результате включения герцогства Сполето (Умбрии) территория Папского государства стала намного компактнее. Иннокентию, наконец, удалось наложить свою руку и на столь долго оспариваемое наследство Матильды. Папа успешно реализовал свои сюзеренные права и в отношении Сицилии и Южной Италии. Влияние его особенно укрепилось при вдовствующей королеве Констанции. Когда в 1198 году королева скончалась, она оставила завещание, согласно которому Иннокентий III стал регентом Сицилии и опекуном малолетнего Фридриха II. Во времена понтификата Иннокентия III папство прочно закрепило за собой наряду с Патримониумом Святого Петра земли Анконы, Сполето и Радикофано (так называемое наследство Матильды). Однако на длительный срок удержать за собой территории Романьи, Болоньи и Пентаполя не смог даже он, хотя и эти территории считались принадлежавшими Церковному государству.

Иннокентий считал себя не только наместником Христа, но и главой христианского мира. Он вмешивался в каждое важное событие своей эпохи, брал на себя роль всемогущего арбитра по сохранению или восстановлению Богом данного строя. Иннокентий III утверждал: во главе каждой отдельной страны стоят короли, но над каждой из них восседает на троне Святой Петр и его наместник - папа, который будучи сюзереном, жалует императорство. Свои устремления такого характера папа легче всего смог реализовать в Германии, где бушевала гражданская война. В 1198 году князья избрали даже двух королей: Филиппа II (Швабского) и Оттона IV (Гогенштауфена). Папа поддержал Оттона, ибо от него получил самые широкие обещания уважать папские привилегии. После убийства Филиппа на арене остался только Оттон, которого папа в 1209 году короновал императором. Но после того как Оттон IV нарушил соглашение, заключенное с папой, Иннокентий в 1210 году отлучил его от церкви. Под влиянием звонких золотых папы князья также низложили Оттона, и его место занял в 1212 году шестнадцатилетний сын Генриха VI, находившийся под опекой папы Фридрих II.

Иннокентий III вмешивался во внутренние дела и других стран. Увенчались успехом его попытки установить ленные связи с Англией. Английский король Иоанн Безземельный, ввязавшийся в бесперспективную войну с французами, для спасения своего трона ждал помощи от папы в борьбе с французами и собственными дворянами. Иннокентий взял на себя эту роль, взамен чего английский король в 1213 году объявил свою страну папским леном и взял на себя обязательство выплачивать налог по 1000 марок в год.

Над распространением ленной власти пап Иннокентий с большим или меньшим успехом трудился повсеместно по всей Европе, но главным образом в Арагоне, Португалии, Дании, Польше, Чехословакии и Венгрии. Иннокентий III не раз вмешивался в борьбу за трон венгерских королей из дома Арпадов. Когда будущий король Андраш II был еще герцогом, папа под угрозой отлучения от церкви обязал его возглавить крестовый поход в Святую землю. Когда король Имре завоевал Сербию, папа поддерживал венгерскую экспансию на Балканах, потому что ожидал от Имре ликвидации тамошних ересей (богомилов и патаренов).

Папа обосновывал свое верховенство над христианской Европой необходимостью концентрации сил христианства для возвращения Святой земли, что было возможно, по его утверждению, осуществить лишь под руководством церкви. Однако IV крестовый поход (1204), инспирированный самым могущественным папой средневековья, был направлен как раз не против язычников, а против отколовшихся христиан. С завоевательных войн постепенно слетала обманчивая идеологическая оболочка. Целью IV крестового похода первоначально было, разумеется, отвоевание Святой земли. Но во времена Иннокентия на передний план вышел также вопрос осуществления унии с греко-восточной церковью. В такой атмосфере нетрудно было обратить войско крестоносцев, стремящихся к грабежу против схизматиков. Закулисной пружиной нового завоевательного авантюрного похода стала Венеция. Богатый торговый город-республика формально еще находился под владычеством Византии. Для Венеции Византия являлась торговым соперником на Средиземном море. Для устранения такого соперника и с целью обеспечения гегемонии Венеции в восточной части Средиземного моря венецианский дож Энрико Дандоло решил повернуть войско крестоносцев, шедшее на Иерусалим, на венгерские города в Далмации (Зара), а затем и против Византии. После длительной осады в 1204 году крестоносцы заняли тысячелетний оплот греческой культуры и в результате трехдневного грабежа и убийств почти полностью уничтожили город. Византийская империя оказалась оттесненной на узкую полосу Малой Азии и зажата между латинскими христианами-рыцарями и турками. Рыцари-грабители создали Латинскую империю, которая на протяжении полувека обеспечивала возможности для систематического ограбления Балкан. Церковь и папа могли быть довольны: новый, латинский, патриарх Константинополя возвратился в лоно католической церкви. А Венеция захватила огромные военные трофеи.

Крестовый поход, направленный против христиан, показал, насколько искаженной в течение века оказалась идея, мотивированная в свое время явно искренними религиозными чувствами. Пожалуй, самым непривлекательным моментом понтификата Иннокентия III следует считать организацию в 1212 году не рыцарями-грабителями, а безумствующими фанатиками крестового похода детей. Это было не чем иным, как крайне жестоким средством избавиться от перенаселенности. Обреченные дети уже по дороге погибали тысячами. Часть детей была погружена на корабли, якобы для перевозки на Святую землю, но организаторы похода отдали их в руки морских пиратов, которые продали их в рабство. Часть устремившегося из Германии в Италию детского войска папе удалось завернуть домой.

Иннокентий III обеспечил папству неограниченную власть в церковной администрации. Это продемонстрировал IV Латеранский вселенский собор (11-30 ноября 1215 года), который стал вершиной и итогом правления Иннокентия. В Латеранский дворец прибыло около 500 епископов, 800 аббатов и представителей государей. Среди участников были также патриархи Иерусалимский и Константинопольский. Совещанием руководил лично сам папа-правовед. Вселенский собор выработал 70 канонов, главным образом о реформе церковной жизни, о вопросах веры, церковного права и церковной дисциплины, о святой мессе и отпущении грехов. Было также принято решение, запрещающее создавать новые монашеские ордена. Принято постановление о борьбе с ересями, распространившимися на Балканах, в Северной Италии и Южной Франции, с богомилами, патаренами, альбигойцами и вальденсами. В 3-м каноне наряду с поддержкой крестовых походов против еретиков были возведены в церковный закон папские распоряжения по созданию инквизиции. И наконец, собор призвал на борьбу за возвращение Святой земли путем создания союза (унии) между христианами и объявления нового крестового похода.

Борьба против еретиков представляла собой одну из основных задач средневекового папства - ведь они угрожали единству церкви. Еще III Латеранский вселенский собор 1179 года осудил вальденскую и альбигойскую ереси, но крайние меры против них были предприняты лишь при Иннокентии III. Корни средневековых ересей восходят к временам григорианских реформ, когда внутри церкви появились также радикальные ростки движения за реформы, которые были направлены против церковной иерархии. Появившийся в XI веке радикализм еще удавалось успешно подключать к осуществлению программы реформатского папства.

Различные еретические движения приняли массовый характер лишь со второй половины XII века, когда развитие городской буржуазии сделало возможным более решительное выступление против феодалов и церкви. Теперь в ереси, содержание которой изменялось в процессе истории, появился новый элемент: развитие городов, вызвавшее также развитие светских наук, образующих новую питательную почву для более поздних ересей. Руководители еретических сект обычно были выходцами из полуобразованной среды, на них большое влияние оказывал спиритуализм, мистицизм. Они фанатически верили в то, что если они очистят свои души, то непосредственно смогут познать Бога и обрести его милость. Поэтому они не видели необходимости в организованном посредничестве между человеком и Богом - в духовенстве, церкви и в монополизированных ими таинствах, ибо истинно верующий и собственными силами способен получить милость. (Следует отметить, что такие древние западные ереси, как донатизм и пелагианство, возникали по вопросу о милости, благодати, вокруг отношения Бог - человек.)

Таким образом, ереси противопоставили себя учению официальной церкви. Новые течения возникали в рамках феодального общества и были идеологическим отражением буржуазного развития в городах и социальной напряженности в деревне. Поскольку церковь идентифицировалась ими с феодализмом, то социальные движения, боровшиеся с феодализмом, носили и антицерковный характер. Антифеодальные по своему содержанию ереси вылились на Балканах в движение патаренов и богомилов, в Ломбардии - гумилиатов (от лат. humilis - униженный, ничтожный, смиренный), а в Южной Франции - катаров и вальденсов. С некоторыми различиями они провозглашали и хотели одного: осуществления совершенной евангелической жизни. Они считали ненужным посредничество церкви для получения божественной благодати, да и сама церковь была им не нужна. Поэтому они ставили под сомнение необходимость существования церковной организации, феодальной церкви, а тем самым и феодального строя. Все чаще в их программах ставился вопрос об изменении общества.

Наиболее значительным массовым движением стало движение катаров, развернувшееся в Южной Франции начиная с 1140-х годов. Источником этого движения была богомильская ересь, окрашенная манихейством, возникшим на Востоке. Эта ересь вначале распространилась на Балканах, оттуда проникла в Южную Францию, а затем в Рейнскую долину, Северную Италию и даже во Фландрию (приверженцев ереси обычно называли альбигойцами, от имени города Альби, который был одним из их центров). Тот факт, что катарская ересь наиболее глубоко проникла в общество в Провансе, подтверждает ее связь с буржуазным развитием общества. Ведь в XII веке Прованс был наиболее цветущей и образованной частью тогдашней Европы. Члены этого движения с 1163 года называли себя катарами, чистыми. Катары отрицали святые таинства. Святую Троицу, обрекали себя на аскетизм, обязывали членов секты отказываться от брака и от личного имущества. Движение, которое своими истоками восходило к социальной идее раннехристианской церкви, идее бедности, распространялось чрезвычайно быстро. III Латеранский собор (1179) своим 27-м каноном предал анафеме сторонников этой ереси. Всеобщим стало убеждение, что еретиков нужно истреблять огнем и мечом. Папа Иннокентий III объявил против них крестовый поход. Возглавил этот поход, проведенный в период между 1209-1229 годами, граф монфорский Симон, отличавшийся бесчеловечной жестокостью. Несмотря на то что эта истребительная война привела к разгрому Прованса, катары исчезли окончательно лишь в следующем веке.

Вначале независимо от катаров в Южной Франции возникла вальденская ересь. Это было светское движение, возглавляемое богатым лионским торговцем по имени Пьер Вальдо, который раздал свое имущество беднякам и начал проповедовать. Основываясь на Евангелии, он проповедовал апостольскую бедность и призывал следовать за Христом, все более решительно выступая против богатого духовенства. В 1184 году папа Луций III объявил движение Вальдо еретическим. Начиная с этого времени вальденсы все больше смыкались с катарами, они отвергали церковную иерархию, святые таинства, отпущение грехов, десятину, отрицали военную службу, жили строгой нравственной жизнью. После истребления альбигойцев вальдеиская ересь в XIII веке распространилась почти по всей Европе. Вместо классового строя феодального общества вальденсы осуществляли равноправие в духе раннехристианской церкви. В своих общинах они в качестве единственного закона признавали Библию. Вальденская ересь из городов распространилась и в деревни.

В конце XIII века в Ломбардии возникло движение так называемых гумилиатов, движение наполовину монашеского, наполовину еретико-аскетического характера. Луций III и их объявил еретиками.

Светская власть охотно предложила папской церкви свою вооруженную помощь для расправы с еретиками. Во время понтификата Иннокентия III получило широкое распространение выявление еретиков и осуждение их церковным судом, но с помощью светской власти. В принципе инквизиция всегда существовала в церкви. Первоначально она означала не что иное, как сохранение в чистоте догматов веры и исключение из церкви погрешивших против них. Эта практика была закреплена начиная с XIII века. В связи с тем что в средние века церковь и религия стали общественными факторами, нападки на них расценивались одновременно и как нападки на государство и общественный строй. Правовые и организационные начала средневековой инквизиции были разработаны папой Александром III на соборах 1162 года в Монпелье и 1163 года в Type и изложены в документе, где было указано, как следует обращаться с еретиками. До средних веков действовал принцип, согласно которому еретиков следовало не истреблять, а убеждать. Начиная с этого времени церковники должны были выступать против еретиков, даже не предъявляя им обвинения в служебном порядке (ex officio) . Теологи и правоведы разработали принцип о том, что ересь тождественна оскорблению высшей власти (оскорблению величества) и поэтому подлежит наказанию государством. В 1184 году на соборе в Вероне Луций III издал декрет, начинающийся со слов «Ad abolendam» , направленный против еретиков. Духовенству вменялось в обязанность не только выдвигать обвинения в ереси в случаях, ставших им известными, но и проводить процесс расследования (inquisitio). Присутствовавший на соборе император Фридрих I возвел церковное проклятие еретикам в имперский закон; тем самым еретики подлежали преследованию и со стороны государства. Светская власть объединилась с церковной инквизицией против общего врага. Расследование вели церковники, судебные процессы против еретиков организовывала также церковь, но допрос и исполнение приговоров - грязная работа - возлагались на светскую власть.

Впервые в соответствии с кодексом законов от 1197 года короля Арагона Педру II было установлено, что еретиков надлежит сжигать на кострах. А Иннокентий III, подтверждая в 1199 году ранее упомянутый декрет папы Луция, дополнил его словами о том, что ересь в соответствии с римским правом тождественна оскорблению величества и, как таковая, наказуема смертью на костре. Согласно другому объяснению еретика сжигали на костре потому, что первоначально ересь сравнивали с чумой. Ересь - это чума души, смертельный враг истинной веры, и она так же быстро распространяется, как и настоящая чума. Единственным способом остановить чуму и воспрепятствовать дальнейшему заражению считалось сожжение трупов умерших от чумы и принадлежавших им вещей. Поэтому и против ереси это был единственный способ врачевания. В 3-м каноне IV Латеранского вселенского собора постановление Иннокентия было канонизировано, а император Фридрих II в 1224 году сделал его имперским законом.

Папская инквизиция в окончательной форме сложилась в 1200-х годах. При папе Григории IX касающиеся ее законы претерпели дальнейшие изменения, и наконец в 1231 году была издана папская конституция, начинавшаяся словами «Excommunicamus». Теперь уже наряду с епископскими инквизициями действовали и папские инквизиторы; проведение инквизиции папа поручил новым нищенствующим орденам. Особенно детально положение об инквизиции было разработано доминиканцами. Развертывание папской инквизиции было ускорено главным образом конституцией Иннокентия IV 1252 года, начинавшейся словами «Ad extirpande». В этом документе папа предусмотрел использование при допросах камеры пыток. Создание первого папского суда инквизиции произошло при Николае IV в конце XIII века. Инквизиция была беспощадной. Еретиков - по второе колено - лишали гражданских и политических прав, запрещалось их хоронить, они не имели права на апелляцию и защиту, их имущество подлежало конфискации, а доносивших на них награждали. В этом церковные учреждения действовали сообща со светской властью. В эпоху террора инквизиции, переросшего в массовые преследования, с помощью горевших на площадях городов костров пытались запугать людей и удержать их от любых выступлений против существующего строя.

Возникновение массовых еретических движений отражало также кризис церковного мировоззрения. На помощь пошатнувшемуся авторитету церкви поспешили нищенствующие ордена. Францисканцы (минориты - меньшие братья) и доминиканцы отличались от прежних (монастырских) монашеских орденов тем, что жили не за стенами монастыря и не за счет его владений, ограничиваясь выполнением тихой монастырской работы и совместной молитвой, а взяли на себя задачу публичного обучения и проповеди вне монастырей, существуя на милостыню, собираемую в миру (отсюда и название «ниществующий орден»). То, что они давали обет бедности, нашло свое выражение также и во внешних атрибутах. Нищенствующие ордена были созданы под воздействием еретических движений (и много переняли у них), но в определенной степени - для их удушения. Высшее духовенство именно поэтому вначале с недоверием наблюдало за ними (этим можно объяснить то обстоятельство, что на IV Латеранском соборе создание новых орденов было запрещено). Однако папы вскоре поняли, сколь большие возможности таятся в нищенствующих орденах. Облаченные в «еретическую одеаду», появлявшиеся в нужных местах, братья могли распространять и защищать среди горожан и бедных масс учение официальной церкви более успешно, чем приспособившиеся к властям богатые монастырские ордена и «белое» духовенство.

Средневековая церковь была богатым и влиятельным учреждением, в котором епископские и аббатские звания присваивали представителям феодального дворянства. В то же время важной чертой духовных философских течений являлась идеализация бедности, и наиболее пылким проповедником бедности стал последователь Бернара Клервоского Святой Франциск Ассизский. Жизненным идеалом буржуазных устремлений, противостоящих феодальному обществу, было если и не стремление к бедности, то, несомненно, стремление к простоте, к рационализму. Это проявилось в движениях, проповедовавших бедность: с одной стороны, в еретических движениях, развивавшихся вне церкви; с другой стороны, внутри церкви - в нищенствующих орденах.

Франциск Ассизский (1182-1226) был образованным, обладавшим сильными социальными чувствами светским человеком, который ощутил свое призвание в проповеди бедности. Франциск вместе с одиннадцатью своими сподвижниками предстал перед могущественным папой Иннокентием III с просьбой разрешить им проповедь апостолической духовности. Иннокентий III лишь на словах обещал поддержку их устава. (Вероятно, и сам Франциск не хотел создавать орден, подчиняющийся строго определенным правилам.) Развернувший в середине XII века свою деятельность орден миноритов, или францисканцев, занимался пастырской деятельностью, теологическими науками и проповедничеством на понятном для простого народа языке.

Устав ордена миноритов (Ordo Fratres Minorum), основанного на централистских началах, был утвержден в 1223 году папой Гонорием III.

Борьба против ереси катаров обусловила необходимость создания ордена доминиканцев, или ордена братьев-проповедников. Название позднее объясняли следующим образом: монахи считали себя Domini canes - псами Господними. Основателем ордена братьев-проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum) был Святой Доминик (около 1170-1221), который был каноником, но, отказавшись от должности, принял обет бедности и посвятил свою жизнь борьбе с еретиками. Иннокентий III еще противился усилению ордена, но следующий папа в 1216 году утвердил его. Теологическая деятельность доминиканцев не в последнюю очередь служила прагматическим целям дискуссии с ересью. Орден разрабатывал для инквизиции не только теологические аргументы, но и хитроумные правовые положения. Папская инквизиция оказалась почти исключительно в руках ордена доминиканцев.

Однако несомненно, что своему расцвету нищенствующие ордена обязаны не только инквизиции и борьбе с еретиками. Нищенствующие монахи были первыми в Европе просветителями: они учили, воспитывали, лечили. Наряду с проводимой ими в народе культурной и социальной деятельностью, что было характерно в первую очередь для францисканцев, мы находим их во главе европейских университетов и учебных кафедр (главным образом доминиканцев).

Под воздействием двух крупных нищенствующих орденов монашество переживало новый ренессанс. Один рыцарь-крестоносец образовал нищенствующий орден кармелитов, который в 1226 году был утвержден папой. Орден сервитов образовался в 1233 году во Флоренции как светское общество. В 1255 году папа Александр IV утвердил их статус, но лишь с XV века этот орден стал нищенствующим.

Расцветом в XIII веке монашеских орденов и развитием городов объясняется и возникновение средневековых университетов. Самым известным был Парижский университет, устав и автономия которого в 1213 году были признаны Иннокентием III. Вторым по значимости был университет в Болонье, в котором в первую очередь давалось юридическое образование. Наиболее известным преподавателем был камальдулский монах Грациан, которого рассматривают как создателя церковно-правовой науки. Грациан (ум. 1179) был автором сборника канонического права, оказавшего большое влияние на развитие церковного права. Этот сборник под названием «Concordantia discordantium canonum», вероятно, вышел в свет около 1140 года и был усовершенствован трудами выдающихся правоведов церкви на папском престоле, таких, как Александр III, Иннокентий III и Григорий IX.

С «романской» эпохой (X-XIII вв.) связан также расцвет рыцарской культуры. Самая прекрасная рыцарская поэзия возникла в долине Луары и Гаронны. Наиболее значительной фигурой провансальской поэзии трубадуров был герцог Аквитанский Вильгельм IX. Наиболее выдающимися представителями так называемой поэзии миннезингеров («песни восторженной любви») в Германии были Вальтер фон дер Фогельвайде, Вольфрам фон Эшенбах («Парсифаль») и Готтфрид Страсбургский (автор «Тристана и Изольды»).

Но если идеалом рыцарской эпохи был герой с крестом на плаще, то в XIII веке обращения папы, призывающего к крестовому походу, встречались уже с полным безразличием. Широкие проекты IV Латеранского собора не принесли ожидаемых результатов в этой области. Венгерский король Андраш II, французский король Людовик IX, а затем Фридрих II еще возглавили крестовые походы, но без особых успехов. Андраш II принял участие в крестовом походе в Палестину, возглавив войско численностью 15 000 человек. На время своего отсутствия он отдал страну под защиту папы, а управление возложил на архиепископа Эстергомского. Войско было переправлено венецианцами по морю; Андраш в качестве платы за это отказался в их пользу от города Зары. Венгерский крестовый поход в начале 1218 года закончился без результатов.

Иннокентий III, папа римский

Иннокентий III
Фрагмент фрески в монастыре Святого Бенедикта

Иннокентий III , папа римский

Innocentius Tertius (лат.) Мирское имя: Лотарио Конти, граф Сеньи Происхождение: Гавиньяно (Лацио, Италия) Годы жизни: ок. 1161 - 16 июля 1216 Годы понтификата: 8 января 1198 - 16 июля 1216 Отец: Тразимондо Конти, граф Сеньи Мать: Клариче Скотти



Герб графов Сеньи

Лотарио происходил из рода графов Сеньи и приходился племянником папе . Он получил начальное образование в Риме, изучал богословие в Париже и юриспруденцию в Болонье, став одним из самых известных знатоков теологии и права своего времени. Вскоре после смерти Лотарио вернулся в Рим, занимая при последующих папах различные духовные посты. сделал его субдьяконом, а - кардинал-дьяконом. Во время понтификата из рода Орсини, злейших врагов Сеньи, кардинал Лотарио находился в изгнании. Он жил в Ананьи, занимаясь размышлениями и литературным творчеством. Тем не менее, перед смертью убедил кардиналов избрать новым папой именно 37-летнего Лотарио. Без видимого желания тот принял тиару и взял имя Иннокентий III.

Воспользовавшись ослаблением императорской власти после смерти , Иннокентий начал энергично восстанавливать папское могущество. Префект Рима, правивший городом от имени императора, и сенатор, отстаивавший права горожан, поклялись папе в преданности. Восстановив папский суверенитет над Римом, Иннокентий начал приводить к повиновению окрестные области - Романью, Анкону, Сполето, Ассизи и Сору. Вскоре к Иннокентию обратилась за помощью , вдова , неспособная отстоять сицилийский трон для малолетнего . Иннокентий потребовал от неё подтвердить папский сюзеренитет над и отказаться от привилегий, данных норманнам. В середине ноября 1198 года Иннокентий издал буллу, в которой был торжественно провозглашён королём. Прежде чем булла достигла Сицилии, умерла, назначив Иннокентия опекуном . Даже враги папства признают, что на протяжении девяти лет Иннокентий бескорыстно помогал молодому королю, умело и добросовестно управляя . В 1209 году он побудил жениться на Констанции, вдове .

Одновременно с германской проблемой Иннокентий урегулировал вопросы во и . В январе 1198 года легат Пьетро Капуанский под угрозой отлучения от церкви вынудил и подписать пятилетнее перемирие. В 1199 году Иннокентий наложил на всю девятимесячный интердикт за то, что бросил законную жену Ингеборгу ради любовницы Агнессы. В 1205 году возник конфликт в по поводу избрания архиепископа Кентерберийского. Отказавшись от трёх тысяч марок за утверждения королевского кандидата, папа рекомендовал на кафедру Стивена Лэнгтона, ректора парижского университета, который и был посвящён 17 июня 1207 года в Витербо. воспротивился въезду Лэнгтона в , настаивая на своём кандидате Джоне де Грее, и разорил многие монастыри, отказывавшиеся признать его. В 1208 году Иннокентий наложил на интердикт, в 1209 году отлучил от церкви, а в 1212 году формально объявил короля низложенным. Лишь отказавшись под угрозой французского вторжения, согласился признать архиепископа Лэнгтона. Более того, 13 мая 1213 года признал папским леном, пообещав ежегодно платить дань в размере 1000 марок. 20 июля папа снял с короля наказание, а после того, как вернул церкви конфискованные земли богатства, 29 июня 1214 года папа снял с интердикт. Однако бароны были возмущены таким поступком короля и нарушением своих привилегий. Они вынудили подписать Великую Хартию Вольностей, которая не была признана папой.

Как и его предшественники, Иннокентий III ревностно относился к вопросу освобождения Святой Земли. Он организовал Четвёртый Крестовый поход, но пилигримы вместо битвы за Гроб Господень ввязались в византийские распри и в 1204 году разграбили Константинополь. На месте была основана во главе с . Также было объявлено о воссоединении западной и восточной церквей. Иннокентий оказался расстроен тем, что крестоносцы отклонились от первоначальной цели, но изменить что-либо было уже не в его силах.

Иннокентий также рьяно боролся против разных ересей. Главным его противником стали альбигойцы, члены многочисленной секты на юге . Они не просто исповедовали еретические доктрины, но и стремились распространять их силой. В 1208 году альбигойцы убили одного из миссионеров, направленных папой для проповеди истинной веры. Иннокентий наложил интердикт на ряд городов и призвал короля к войне против еретиков, которая из религиозной вскоре превратилась в обыкновенную завоевательную.

Вообще едва ли была в Европе такая страна, в дела которой не вмешивался Иннокентий. Он аннулировал браки королей и , признал своим вассалом в Швеции и предпринимал попытки по восстановлению единства с Восточной церковью. Иннокентий основал университеты в Париже и Оксфорде и одобрил создание нищенствующих монашеских орденов по уставам святого Франциска и святого Доминика. В столь бурной деятельности папе помогал прекрасно организованные административный и фискальный аппараты. Штаб куриальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение папских постановлений. В результате деятельности Иннокентия III апостольская столица, используя экономический прогресс и оживление торгового обмена между развивающимися городами Европы, превратилась в самого могущественного финансового магната Европы. Подчинённое папству благодаря францисканцам "движение бедных" нейтрализовало угрозу со стороны общественно-религиозных течений, подрывавших авторитет церковной иерархии. Следует добавить, что политические планы папского универсализма в программе Иннокентия III были тесно связаны с религиозными целями. Он последовательно реализовал теократические принципы реформы , которая исходила из того, что всему христианскому обществу необходимо навязать посредничество иерархии, подчинённой папской власти.

Под конец жизни Иннокентий организовал Четвёртый Латеранский собор, который открылся 15 ноября 1215 года. Это был самый важный из соборов средневековья. На нём было принято 70 канонов, составивших фундамент нового церковного законодательства. Собор осудил все религиозные и социальные доктрины, пропагандировавшиеся катарами и вальденсами - еретиками, боровшимися за права бедняков. Соборные отцы призывали народ божий к исправлению обычаев, порицали продажность и аморализм духовенства, ужесточили требование соблюдения священниками целибата. Верующие обязывались исповедоваться только у своего приходского священника и причащаться по меньшей мере раз в год, в период великого поста. На исповедников было наложено обязательство сохранять тайну исповеди. В доктринальной области собор сформулировал в духе средневековой схоластики теологические аспекты учения о таинствах. Много говорилось на соборе о церковной десятине. От евреев собор потребовал носить особую одежду, которая отличала бы их от христиан, и запретил им выходить на улицу в страстную неделю. Собор также высказался за то, чтобы строить для евреев отдельные кварталы (так называемые гетто).

Иннокентий III умер в Перудже, во время одной из своих апостольских поездок. Тело его, облачённое в папские одежды, было выставлено на катафалке в местном кафедральном соборе. Ночью в собор проникли воры и украли знаки папской власти. Когда на следующий день кардиналы собрались, чтобы отслужить панихиду, то увидели в гробу лишь обнажённые останки того, кто в течение 18 лет господствовал над христианским миром. Иннокентий был похоронен в этом соборе, и лишь в декабре 1891 года перенёс его останки в Латеранский собор Рима.

1160/1161- 1216 гг.) - папа Римский с 1198 г. Стремился установить верховенство папской власти над светской. При нем средневековое папство достигло своего наибольшего влияния. Он оказывал влияние на внутренние дела европейских государств. В Германии Иннокентий III поощрял соперничество между Вельфами и Штауфенами за императорский престол. Короли Англии, Арагона, Португалии признавали себя вассалами папы. Был инициатором 4-го Крестового похода. Способствовал основанию ордена францисканцев и организации инквизиции. Беспощадно преследовал ереси, организовал крестовый поход против альбигойцев Южной Франции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИННОКЕНТИЙ III

лат. Innocentius), в миру - Лотарио ди Сеньи (итал. Lotario di Segni) (1160 - 16.VII.1216), - рим. папа с 1198. Из богатого рода графов Сеньи. Время правления И. III - период наивысшего могущества ср.-век. папства. И. III стремился претворить в жизнь теократич. доктрину Григория VII, направленную на установление верховенства духовной власти над светской и подчинение всех гос-в рим. курии. Он вмешивался во внутр. дела европ. гос-в. Являясь с 1198 сеньором Сицилийского королевства и опекуном унаследовавшего сицилийский престол Фридриха II, подчинил королевство своей власти. Используя разгоревшуюся с 1197 в Германии борьбу претендентов на императорский престол - Оттона IV Вельфа и Филиппа Швабского - содействовал ослаблению центр, власти и приобрел большое влияние на Германию. И. III ликвидировал гор. автономию Рима и восстановил власть папы над всей терр. папского гос-ва, жестоко подавив стремление ряда городов к независимости. Короли Англии, Арагона, Португалии и Болгарии признали себя вассалами папы, позиции папства были упрочены в Дании, Польше и нек-рых др. странах. Стремление к мировому господству побудило И. III призвать в 1198 "всех верных" к 4-му крестовому походу; И. III фактически не препятствовал изменению его направления в сторону Византии и взятию Константинополя (1204), рассчитывая подчинить греко- православную церковь рим.-католической и утвердить свое влияние в Латинской империи. Вел беспощадную борьбу с ересями. Положил начало организации инквизиции. В 1209 выступил инициатором крестового похода против альбигойцев в Юж. Франции (см. Альбигойские войны). Пытаясь подчинить всю Вост. Европу католич. церкви, И. III активно содействовал агрессии нем. феодалов в Прибалтику и насильств. христианизации местного населения: в 1202 он санкционировал основание Ордена меченосцев для завоевания Ливонии, в 1215 организовал крестовый поход нем. рыцарей против пруссов. Превратил возникшие в этот период нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев в мощное орудие усиления папства. Подавлял стремление духовенства отд. стран к самостоятельности, стремился замещать вакантные церк. должности своими ставленниками. Значительно расширил количество поборов, взимаемых с европ. стран в пользу рим. курии. Деятельность И. III, тормозившая ист. развитие стран Европы, носила крайне реакц. характер. Лит.: Luchaire A., Innocent III, v. 1-6, P., 1904-1908; Haller I., Innozenz III (Meister der Politik), Bd 1, 2 Aufl., 1923. M. Л. Абрамсон. Москва.

Иннокентий III (Innocentius) (1160 или 1161-1216), римский папа с 1198. Боролся за верховенство пап над светской властью; заставил английского короля и некоторых других монархов признать себя его вассалами. Инициатор 4-го крестового похода и похода против альбигойцев.


Иннокентий III, Папа Римский

Innocentius Tertius

Мирское имя: Лотарио Конти, граф Сеньи

Происхождение: Гавиньяно (Лацио, Италия)

Отец: Тразимондо Конти, граф Сеньи

Мать: Клариче Скотти.

Лотарио происходил из рода графов Сеньи и приходился племянником папе Клименту III. Он получил начальное образование в Риме, изучал богословие в Париже и юриспруденцию в Болонье, став одним из самых известных знатоков теологии и права своего времени. Вскоре после смерти Александра III Лотарио вернулся в Рим, занимая при последующих папах различные духовные посты. Григорий VIII сделал его поддьяконом, а Климент III - кардинал-дьяконом. Во время понтификата Целестина III из рода Орсини, злейших врагов Сеньи, кардинал Лотарио находился в изгнании. Он жил в Ананьи, занимаясь размышлениями и литературным творчеством. Тем не менее, перед смертью Целестин убедил кардиналов избрать новым папой именно 37-летнего Лотарио. Без видимого желания тот принял тиару и взял имя Иннокентий III.

Воспользовавшись ослаблением императорской власти после смерти Генриха VI, Иннокентий начал энергично восстанавливать папское могущество. Префект Рима, правивший городом от имени императора, и сенатор, отстаивавший права горожан, поклялись папе в преданности. Восстановив папский суверенитет над Римом, Иннокентий начал приводить к повиновению окрестные области - Романью, Анкону, Сполето, Ассизи и Сору. Вскоре к Иннокентию обратилась за помощью Констанция, вдова Генриха VI, неспособная отстоять сицилийский трон для малолетнего Фридриха II. Иннокентий потребовал от нее подтвердить папский сюзеренитет над Сицилией и отказаться от привилегий, данных Адрианом IV норманнам. В середине ноября 1198 г. Иннокентий издал буллу, в которой Фридрих был торжественно провозглашен королем. Прежде чем булла достигла Сицилии, Констанция умерла, назначив Иннокентия опекуном Фридриха. Даже враги папства признают, что на протяжении девяти лет Иннокентий бескорыстно помогал молодому королю, умело и добросовестно управляя Сицилией. В 1209 г. он побудил Фридриха жениться на Констанции, вдове Имре Венгерского.

Состояние дел в Германии также было благоприятным для папы. Две противоборствующих партии, гвельфы и гибеллины, избрали двух разных королей. Иннокентий послал епископа Сутри к одному из кандидатов, Филиппу Швабскому, с предложением поддержки в обмен на территориальные уступки в Тоскане и освобождение из тюрьмы Сибиллы Сицилийской. Филипп ответил уклончиво, и Иннокентий отказался признавать его избрание. Тогда же к папе обратился второй кандидат, Оттон IV . Но, прежде чем папа сделал свой выбор, претенденты начали решать спор силой оружия. Наконец, 3 июля 1201 г. папский легат кардинал Гвидо Палестринский в Кёльнском соборе торжественно объявил о том, что папа признал Оттона королем и пригрозил отлучением от церкви тем, кто не подчинится выбору. В мае 1202 г. Иннокентий издал буллу "Venerabilem", в которой были изложены основные тезисы о взаимоотношении папы и императора:

Немецкие князья имеют право избирать себе короля, который впоследствии становится императором;

Это право дано им Апостольским Престолом с тех пор, как императорское достоинство перешло от византийских монархов к Карлу Великому;

Папе принадлежит право решать, достоин ли кандидат императорского титула. Папа проводит обряды помазания, посвящения и коронации императора, и он не может помазать недостойного кандидата, еретика или язычника;

Если папа найдет, что избранный король недостоин императорского титула, князья должны избрать нового короля. В противном случае папа дарует императорское достоинство другому королю, так как церковь нуждается в защитнике и покровителе;

В случае затруднений на выборах короля папа должен призвать князей к согласию. В противном случае папа сам выберет короля, основываясь не на мнении большинства, а на собственных представлениях о достоинствах кандидатов.

Непосредственно после издания буллы число сторонников Оттона стало быстро расти, но тот своим пренебрежительным отношением к друзьям скоро отпугнул многих из них. Уже в 1207 г. Иннокентий признал королем Филиппа и отправил двух легатов, Уголино из Остии и Лео из Санта-Кроче с требованием к Оттону добровольно освободить Филиппа и отдать ему корону. Однако убийство Филиппа Оттоном Виттельсбахом 21 июня 1208 г. резко изменило ситуацию. На съезде князей во Франкфурте 11 ноября Оттон был признан всеми князьями как король, и папа пригласил его в Рим на коронацию. Церемония состоялась 4 октября 1209 г. Оттон оставил папе Сполето, Анкону и тосканские земли, дарованные графиней Матильдой, пообещал помогать в сицилийском вопросе, признал за папой свободу неограниченную компетенцию в назначениях на духовные должности. Оттон также отказался от доходов, получаемых со свободных епархий и конфискованных владений священников, умерших без завещания. Но, едва получив корону, коварный император тут же захватил не только Анкону, Тоскану и Сполето, но и другие папские владения, раздав их своим приближенным. Он также вторгся в Сицилию, чтобы прогнать юного Фридриха II. 18 ноября 1210 г. папа торжественно отлучил императора от церкви и объединился с Филиппом Августом. Многие немецкие князья тут же отвернулись от Оттона. На Нюрнбергском съезде в сентябре 1211 г. новым королем был избран Фридрих Сицилийский. Молодой король дал те же обещания, что и Оттон. Кроме того, он пообещал никогда не присоединять Сицилийское королевство к империи. Оттон спешно повернул войско в Германию, но не нашел практически никакой поддержки среди князей. Объединившись с Иоанном Английским, он напал на Францию, но 27 июля 1214 г. был разбит при Бувине. Через несколько лет Оттон умер, Германия же осталась в руках Фридриха II.

Одновременно с германской проблемой Иннокентий урегулировал вопросы во Франции и Англии. В январе 1198 г. легат Пьетро Капуанский под угрозой отлучения от церкви вынудил Иоанна Безземельного и Филиппа Августа подписать пятилетнее перемирие. В 1199 г. Иннокентий наложил на всю Францию девятимесячный интердикт за то, что Филипп Август бросил законную жену Ингеборгу ради любовницы Агнессы. В 1205 г. возник конфликт в Англии по поводу избрания архиепископа Кентерберийского. Отказавшись от трех тысяч марок за утверждения королевского кандидата, папа рекомендовал на кафедру Стивена Лэнгтона, ректора парижского университета, который и был посвящен 17 июня 1207 г. в Витербо. Иоанн воспротивился въезду Лэнгтона в Англию, настаивая на своем кандидате Джоне де Грее, и разорил многие монастыри, отказывавшиеся признать его. В 1208 г. Иннокентий наложил на Англию интердикт, в 1209 г. отлучил Иоанна от церкви, а в 1212 г. формально объявил короля низложенным. Лишь отказавшись под угрозой французского вторжения, Иоанн согласился признать архиепископа Лэнгтона. Более того, 13 мая 1313 г. Иоанн признал Англию папским лёном, пообещав ежегодно платить дань в размере 1000 марок. 20 июля папа снял с короля наказание, а после того, как Иоанн вернул церкви конфискованные земли богатства, 29 июня 1214 г. папа снял с Англии интердикт. Однако бароны были возмущены таким поступком короля и нарушением своих привилегий. Они вынудили Иоанна подписать Великую Хартию Вольностей, которая не была признана папой.

Как и его предшественники, Иннокентий III ревностно относился к вопросу освобождения Святой Земли. Он организовал Четвертый Крестовый поход, но пилигримы вместо битвы за Гроб Господень ввязались в византийские распри и в 1204 г. разграбили Константинополь. На месте Византии была основана Латинская империя во главе с Бодуэном Фландрским. Также было объявлено о воссоединении западной и восточной церквей. Иннокентий оказался расстроен тем, что крестоносцы отклонились от первоначальной цели, но изменить что-либо было уже не в его силах.

Иннокентий также рьяно боролся против разных ересей. Главным его противником стали альбигойцы, члены многочисленной секты на юге Франции. Они не просто исповедовали еретические доктрины, но и стремились распространять их силой. В 1208 г. альбигойцы убили одного из миссионеров, направленных папой для проповеди истинной веры. Иннокентий наложил интердикт на ряд городов и призвал короля Франции к войне против еретиков, которая из религиозной вскоре превратилась в обыкновенную завоевательную.

Вообще едва ли была в Европе такая страна, в дела которой не вмешивался Иннокентий. Он аннулировал браки королей Леона и Португалии, признал своим вассалом Педро II Арагонского, защищал норвежцев от их короля Сверре и выступал посредником в венгерской междоусобице. В 1204 г. папа послал в Болгарию кардинала Льва, чтобы тот короновал Калояна "королем болгаров и валахов". Он восстановил духовную дисциплину в Польше, вмешался в спор Сверкера II и Эрика X в Швеции и предпринимал попытки по восстановлению единства с Восточной церковью. Иннокентий основал университеты в Париже и Оксфорде и одобрил создание нищенствующих монашеских орденов по уставам св. Франциска и св. Доминика. В столь бурной деятельности папе помогал прекрасно организованные административный и фискальный аппараты. Штаб куриальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение папских постановлений. В результате деятельности Иннокентия III апостольская столица, используя экономический прогресс и оживление торгового обмена между развивающимися городами Европы, превратилась в самого могущественного финансового магната Европы. Подчиненное папству благодаря францисканцам "движение бедных" нейтрализовало угрозу со стороны общественно-религиозных течений, подрывавших авторитет церковной иерархии. Следует добавить, что политические планы папского универсализма в программе Иннокентия III были тесно связаны с религиозными целями. Он последовательно реализовал теократические принципы реформы Григория VII, которая исходила из того, что всему христианскому обществу необходимо навязать посредничество иерархии, подчиненной папской власти.

Под конец жизни Иннокентий организовал Четвертый Латеранский собор, который открылся 15 ноября 1215 г. Это был самый важный из соборов средневековья. На нем было принято 70 канонов, составивших фундамент нового церковного законодательства. Собор осудил все религиозные и социальные доктрины, пропагандировавшиеся катарами и вальденсами - еретиками, боровшимися за права бедняков. Соборные отцы призывали народ божий к исправлению обычаев, порицали продажность и аморализм духовенства, ужесточили требование соблюдения священниками целибата. Верующие обязывались исповедоваться только у своего приходского священника и причащаться по меньшей мере раз в год, в период великого поста. На исповедников было наложено обязательство сохранять тайну исповеди. В доктринальной области собор сформулировал в духе средневековой схоластики теологические аспекты учения о таинствах. Много говорилось на соборе о церковной десятине. От евреев собор потребовал носить особую одежду, которая отличала бы их от христиан, и запретил им выходить на улицу в страстную неделю. Собор также высказался за то, чтобы строить для евреев отдельные кварталы (так называемые гетто).

Иннокентий III умер в Перудже, во время одной из своих апостольских поездок. Тело его, облаченное в папские одежды, было выставлено на катафалке в местном кафедральном соборе. Ночью в собор проникли воры и украли знаки папской власти. Когда на следующий день кардиналы собрались, чтобы отслужить панихиду, то увидели в гробу лишь обнаженные останки того, кто в течение 18 лет господствовал над христианским миром. Иннокентий был похоронен в этом соборе, и лишь в декабре 1891 г. Лев XIII перенес его останки в Латеранский собор Рима.