Чем надо смириться. Смирение - как научиться принимать. Как научиться смирению. #5 Принятие и его отличие от смирения

Психолог Анна Хныкина попробовала разобраться в вопросе, почему одни люди в 30 лет начинают сильно бояться старости, а другие — и в 90 продолжают жить насыщенной и яркой жизнью, как будто всё самое интересное впереди.

Найдите увлечение

Наталья Кожина, АиФ.ru: Анна, все люди боятся старости, или есть исключения? В своей практике я часто видела мужчин и женщин в солидном возрасте, которые уверяли меня, что их совсем не волнует, сколько им лет, это просто лукавство или иное восприятие возраста?

Анна Хныкина : Думаю, что они не лукавили. Старости боятся далеко не все, обычно её боятся только молодые люди. Знаете, это страх упустить что-то, посмотреть туда, куда не хочется заглядывать. Зрелые люди, которые убеждали вас в том, что не боятся старости, скорее всего, хотели сказать, что чётко видят плюсы своего возраста: со временем у любого нормального человека расширяется количество возможностей, мы все уже что-то заработали и можем позволить себе гораздо больше, чем в молодые годы. Кроме того, не надо забивать голову вопросами: «Чем заняться?», «Что же делать?». Ещё один аспект — выросли дети, это значит, что у человека развязались руки, он может больше времени уделить себе, не думать о том, что дома надо кого-то покормить, проверить уроки и т. д. Некоторые психологи шутят на тему старости: «Бабкам нечего боятся в подворотнях». В общем, эти люди видят все прелести того, что им уже не 17 лет.

— Вы описали очень благополучную ситуацию: выросли дети, материально жизнь налажена, но ведь не у всех так…

— В этом и вся суть: о своей старости надо заботиться, чтобы, когда тебе стукнет 50 лет, у тебя было чем заняться. В первую очередь, я говорю об увлечениях, которые будут вас двигать, давать заработок и помогать мозгу не стареть. Человек постоянно должен развиваться. В Японии на законодательном уровне прописано, что в 70 лет ты можешь бесплатно изучать иностранные языки. Учёба не даёт мозгу ссыхаться и позволяет ему оставаться живым и здоровым.

О своей старости надо заботиться, чтобы, когда тебе стукнет 50 лет, у тебя было, чем заняться. В первую очередь я говорю об увлечениях, которые будут вас двигать, давать заработок и помогать мозгу не стареть.

— А что делать, когда ты каждое утро просыпаешься и физически чувствуешь, что слабеешь?

— Во-первых, физическую слабость ощущают не только старые люди, но и молодые. И как вы знаете, можно и в 17 лет умереть от рака. Учёными доказано, что недуги и состояние здоровья связаны с нашим бессознательным. Конечно, с годами организм изнашивается, давление скачет и т. д., но если следить и ухаживать за собой с молодых лет, то можно достаточно неплохо продержаться. Причём поддерживать не только тело, но и психику — постоянно обучаться и внутренне расти. Стремиться к познанию, к развитию. Например, среди психологов очень много долгожителей. Возьмите хотя бы Двору Кучински, в свои 90 лет она ходит на шпильках и прекрасно выглядит. Или Маршу Карп. Психологи долго живут, долго работают, постоянно развиваются, мало кто уходит на пенсию. И дело тут даже не в профессии, главное — быть увлечённым своей работой, получать от неё результат, удовольствие и развиваться, обучаясь.

Полюбите себя

— Но отражение в зеркале с годами точно теряет свою привлекательность, с этим как быть?

— Удовольствие от себя, любовь к себе — это ваше внутреннее состояние; человек, который себя любит, будет смотреть в зеркало и думать: «Какая красота». Если вы себя не любите, то даже с молодой кожей, длинными ногами и пышной грудью вы будете недовольны своим отражением! К тому же мы живём в такое продвинутое время, когда есть пластическая хирургия, различные процедуры, инъекции, витамины — всё это помогает не стареть физически.

— Да, и в итоге по улицам ходят женщины с одинаковыми лицами. Как не переборщить и вовремя остановиться?

— Начнём с того, что в этом вопросе нужен хороший специалист. То, что у нас многие женщины «одинаковы с лица», означает только одно — они просто перекачались ботоксом, стараются не отставать от моды. Но есть другие процедуры, не обязательно деформировать своё лицо до неузнаваемости.

Если женщина злоупотребляет косметологическими процедурами — это значит, что она не видит свою индивидуальность, очень хочет соответствовать принятым стандартам. И всё это опять идёт от нелюбви к себе. Такой женщине хочется «подбить» себя под какие-то каноны, и ей кажется, что если она станет «как надо», как все, то в её жизни всё наладится. При этом она себя истинную, настоящую не видит, у неё как бы завязаны глаза. Это болезнь.

— Мне кажется, или сейчас женщины стали намного раньше задумываться о старении, в чём причина?

— Просто возможностей сделать себя моложе стало больше. И не забывайте, что мы живём в обществе потребления. А чем дурнее голова, тем проще продать ей всё что угодно. Старости боялись всегда, во все времена в 25 лет девушки считали себя старухами. И сейчас, когда я читаю некоторые социальные сети, то вижу, что многие реально думают, что после 30 женщин не существует. Поэтому с обществом ничего нового не произошло, просто молодёжь побежала делать какие-то процедуры, которые совсем для них не предназначены. Какой ботокс может быть в 25, в эти годы достаточно геркулеса, массажа и спортзала.

— Мужчины и женщины по-разному относятся к старению?

— Давайте сразу определимся, что есть мужчины обычные и те, которые тщательно следят за собой, они увлечены своей красотой. Это, кстати, не совсем мужское качество. Традиционным представителям сильного пола свойственно украшать себя статусными вещами: дорогая обувь, часы и т. д. Их волнует что угодно, но только не морщины.Они вообще не задумываются на эту тему. Страх старения больше свойственен женщине, мужчина же понимает, что с возрастом он становится круче и дороже. На рынке невест и женихов одинокая 40-летняя женщина будет вызывать подозрения, а вот одинокий мужчина в этом возрасте — подарок нарасхват.

Страх старения больше свойственен женщине, мужчина же понимает, что с возрастом он становится круче и дороже. На рынке невест и женихов одинокая 40-летняя женщина будет вызывать подозрения, а вот одинокий мужчина в этом возрасте - подарок нарасхват.

— Значит, женщинам надо поучиться у мужчин?

— У зрелых женщин есть много достоинств, благодаря мудрости, опыту, если вам вдруг показалось, что у вас возле глаза или ещё где-то появилась новая морщинка, — это ерунда. Всё дело в самооценке.

Чем мужчина отличается от женщины. Она развивается циклично и спектрально, ей свойственно увлечение разными темами. Он развивается в одном направлении, всегда вперёд и вглубь. С одной стороны, мужчина более ограниченный, с другой — он уходит дальше в своём каком-то вопросе, и в этом его ценность как раз и есть. Вот это было бы неплохо перенять женщинам: с возрастом мы становимся ценнее, важнее, мудрее и лучше. И вообще, прелесть внутри, а не снаружи. Когда мимо меня проходит упругая попа, я понимаю, что это только попа.

Не забывайте про общение

— Если всё же настигла хандра и мысль в духе «ах, какая я старая», что делать?

— Такие мысли — это не свойство возраста, это свойство депрессии, которая может накрыть вас и в 17, и в 57. Типичная картина: обворожительно красивая девушка смотрит на себя в зеркало и видит, что ей не 35 лет, а 50. Кожа потухшая, взгляд — тоже. Это всё отражение внутреннего состояния. Мы живём в прекрасное время, когда физику можно легко поправить, но это не решит вопроса, если внутри у вас пусто. Молодость — это, прежде всего, блеск и искра в глазах. Это идея: «Есть к чему стремиться!» Если она есть, то ваше лицо будет светиться, и это будут видеть все вокруг, и вы в первую очередь.

— Есть понятия психологического и биологического возраста, это нормально, когда они у тебя не совпадают?

— Самое главное — выйти здоровым человеком из пубертата (подростковый возраст, когда у человека происходит кризис становления личности, он выходит из-под родительского контроля, становится самостоятельным). Современные учёные считают пубертатом возраст до 25 лет, в некоторых странах — до 30 лет. Это связано с тем, что уровень жизни и её качество повысились, молодые люди могут позволить себе не заводить рано детей, а учиться до 30 лет, выбирать профессию и совершенствоваться в ней. После окончания пубертата жизнь начинает потихоньку устаканиваться, это прекрасный момент, чтобы завести семью, родить детей. Если говорить о некой «замороженности» возраста, то хорошо было бы психологически «заморозиться» в 35-40, когда достигнута уже некая определённость. Но когда тебе в душе 18, а в теле 60 — это не совсем нормально.

— В начале нашей беседы вы сказали, что наличие любимого дела, которым вы реально увлечены, — это один из способов побороть старость. Как ещё человек может противостоять старению?

— Не забывайте про общение. Несмотря на то, что с возрастом становится сложнее дружить и поддерживать какие-то отношения, надо быть среди людей. Те же самые курсы языка, на которых вы волей-неволей обретёте новых знакомых, — отличная вещь, особенно, когда ученики — разновозрастные. Любые кружки, танцы. Важно выходить в социум, поддерживать дружеские отношения, устраивать праздники. Только не надо закрываться! И конечно, надо думать о старости, создавать базу, вам нужны будут дети, деньги и здоровье. Планируйте себя в будущем. Что я имею в виду: наговаривайте аффирмации. Например: «Я здорова», «У меня прекрасная кожа», «Я долго буду хорошо выглядеть». Произнося такие вещи, мы как минимум стимулируем себя обращать внимание на эти детали и ухаживать за собой.

Ну и самое главное средство — это, конечно, иметь интерес к жизни, иметь смысл, волю к чему-то стремиться.

Порой мы сами себе кажемся смиренными, но на поверку это оказывается не так. Как обрести настоящее смирение и по каким признакам его определить? Размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

(Перевод старшего преподавателя кафедры теории и истории языка филологического факультета ПСТГУ, кандидата филологических наук )


Когда в человеке нет смирения, то даже его добрые дела никому не нужны. И это страшно! С тобой могут здороваться на приходе, потому что ты пожертвовал крупную сумму денег; люди говорят тебе: «Молодец!», – потому что ты удачно провел какое-нибудь мероприятие; тебя хвалят за то, что у тебя все хорошо – прекрасная семья, много детей и т.д. Но Бога интересуют мотивы наших добрых дел.

Здесь важна и обратная сторона. Если у человека есть смирение, то в таком случае, даже при всех своих грехах и слабостях, он симпатичен Богу. Бог любит его и дает ему прощение. Таким образом, имея смирение, мы привлекаем к себе милосердие Божие.

По этой причине один святой, на вопрос, кого бы ему хотелось увидеть больше – добродетельного эгоиста или смиренного грешника, – ответил: «Смиренного грешника».

Некоторые люди курят, или имеют какие-то другие слабости – душевные или телесные; у них не получается бороться со своими страстями, но при этом они обладают смирением и оплакивают свои грехи, не гордясь собой.

И я верю (да и Церковь говорит то же самое), что Господь любит таких людей. Он человеколюбив по отношению к ним. И не потому, что одобряет их грехи, а потому, что Его трогают их смирение и покаяние. Вспомним: фарисеи внешне были совершенны, но у них не было смирения, и они потеряли все.

В этом весь секрет. Ни пост сам по себе не может помочь нам, ни деревянный одр, ни ночные бдения. Только смирение: «Я смирился, и Господь спас меня» (Пс. 114:5).

Не хочется говорить об этом, но надо принять такой неоспоримый факт. Иногда и мы, церковные люди – строгие к самим себе, духовные, постящиеся – не смиряемся. То есть наше сердце не становится мягче. Думали ли вы когда-нибудь о том, что иногда мы совершаем все эти духовные подвиги из обычного эгоизма? И поэтому не становимся такими, какими хочет видеть нас Бог.

Доказательство тому очень простое. Люди, которые находятся рядом с нами – дети, соседи, друзья, – не видят нашего смирения, не чувствуют его. Почему? Все очень просто. Наш дух не в состоянии смириться.

Человек идет в храм, долго молится, затем исповедует свои грехи, а вернувшись из церкви, начинает осуждать, обсуждать и комментировать. И ведь как приятно искать и находить чужие ошибки! Но как же служба, как же храм, откуда мы вернулись? Значит, посещение церкви не прибавило нам смирения?

А вместо этого мы смотрим на ошибки других. Например, я пощусь без растительного масла. И люди, которые в состоянии делать то же самое, должны так поступать, потому что этому учит Церковь.

Но этого недостаточно. Нужно, чтобы и наша душа изливала елей милосердия на тех, кто не постится. А мы судим и осуждаем. Нам нравится узнавать о ссорах, скандалах, мы любим говорить об этом и сплетничать. Это что, смирение? Это эгоизм.

Однажды я слушал интервью с Константиносом Ганотисом (греческий футболист – прим. перевод.), и в конце беседы кто-то спросил его:

– Можете прокомментировать скандальную историю с таким-то человеком?

А Ганотис задал этому слушателю встречный вопрос, который целиком изменил ход разговора:

– Сколько времени вы молились об этом человеке?

Слушатель не понял, и сказал:

– Но я спрашиваю вас о скандале!

Я понял ваш вопрос. Так вот, сколько слез вы смиренно пролили о том, кого хотите сейчас обсудить? Сколько поклонов положили? Сколько раз прочитали за него канон ко Пресвятой Богородице?

И этот слушатель не знал, что ответить. А ведь именно так Церковь учит нас относиться к проступкам других людей – со смирением. Не быть эгоистами по отношению к ближним – какими бы они ни были. Ведь мы несем ответственность только за свои поступки. А если эгоистично судить других, то придет час, когда Бог отвернется от нас и мы впадем в точно такие же грехи.

Если женщина с осуждением сплетничает о замужестве соседской девушки (и выбор неудачный, и свадьба не такая, и т.д., и т.п.), то наступит время, и в ее семье произойдет то же самое. Может быть, это случится через пять лет, может, – через десять, но она на собственном печальном опыте вспомнит о том, как осуждала других. Поэтому будем смиренно относиться к своим ближним, никого не осуждая.

Бесы не могут подражать этой добродетели. Они не могут даже слышать этого слова – смирение. И мы, когда упорствуем в своей гордости, не желая смириться, черпаем «вдохновение» у злых духов.

Может быть, вы обращали внимание на то, как изображаются ангелы рядом с Распятием? Они закрывают свои лики в благоговейном страхе. Святые отцы говорят, что до того момента, как Христос был распят, ангелы могли свободно выбирать между добром и злом.

Конечно, они при этом не грешили, не делали никакого зла, но теоретически – могли согрешить. А когда они увидели Распятого Христа – в момент Его наивысшего смирения, – то, содрогаясь от ужаса, поражались, как может Тот, Кто есть Господь Славы, так унизиться, чтобы потерять все. Разве Бог может потерять все? А Он потерял – Свое учение, Своих учеников, Свою жизнь. Все рухнуло. Господь умер, и теперь само Имя Его будет предано забвению.

Но когда ангелы увидели последовавшее за Распятием Воскресение, то они окончательно уверовали, что путь к настоящей славе лежит через смирение. А слова лукавого змея, сказанные когда-то людям в Раю, – о том, что обожение и слава человека подразумевают бунт и восстание против Бога, – откровенная ложь.

Поэтому святые отцы и говорят, что с момента Распятия и Воскресения ангелы уже непреклонны, постоянны в своей святости. Ведь теперь они твердо знают, что только рядом со Христом можно обрести настоящее счастье и блаженство. И, оставаясь по-прежнему свободными в своем выборе, они никогда не сделают его в пользу зла – потому что всегда помнят о том, что открылось им в момент Распятия и Воскресения.

Смирению хорошо учит то, что мы c вами делаем в настоящий момент: сидим все вместе и слушаем друг друга. Святой Иоанн Лествичник говорит, что когда конь скачет один, с громким ржанием, развевающейся гривой, то ему кажется, что он – самый лучший и быстрый скакун на свете. Но когда его запускают в табун и он оказывается среди других лошадей, то, сравнявшись с ними, он начинает понимать, что остальные кони ничуть не хуже его – они так же быстро скачут и так же красивы.

Так и мы. Когда человек один, ему кажется, что он очень хороший. Сидя дома, мы считаем себя настоящими христианами. Но придя в церковь и молясь все вместе, мы смотрим друг на друга и видим, как кто-то смиренно погружается в молитву, кто-то стремится поговорить со священником, кто-то с благоговением и смирением приступает к Святой Чаше. И тогда мы понимаем, что есть христиане и получше нас.

«Не будем оставлять собрания своего» (Евр. 10:25). Апостол Павел сказал так потому, что совместная молитва учит смирению. Мы смотрим на то, как молятся другие, и, смиряясь, исправляемся. А святой Исаак Сирин даже так говорил монахам-затворникам, подвизавшимся в пустыне: «Время от времени нужно выходить из своей кельи и общаться с другими подвижниками, потому что так можно увидеть, чего ты достиг».

В одиночестве мы кажемся себе очень хорошими, духовными людьми. Но, сравнив себя с другими, мы видим, удалось ли нам достичь чего-то на самом деле. И после этого можно вновь двигаться вперед.

Многие женщины (а иногда и мужчины) часто говорят на исповеди: «Когда я дома одна, то все прекрасно: я не сержусь, не раздражаюсь, мне хочется молиться. Но когда приходят дети, или муж возвращается с работы, cо мной начинает твориться что-то непонятное. Я становлюсь как одержимая». Нет, ты не в этот момент становишься одержимой. Ты была ею и раньше, просто в такие минуты все выходит наружу. И это должно помочь тебе понять свои немощи и страсти.

Одно дело – молиться у себя дома, а другое – придти в храм и, увидев соседа, которого терпеть не можешь, не притворяться, будто не замечаешь его, а поздороваться с ним, сказать ему «Здравствуй!», сделать первый шаг. Так, через дружеское приветствие, мы начинаем смиряться и исправляться.

Мне приходилось видеть, как ученые, образованные люди, которые сами могли поучать других гораздо лучше какого-то там проповедника, приходили на духовные беседы – потому что хотели смирить свой дух. Они были готовы превратиться в учеников и узнавать что-то новое от человека, который знал гораздо меньше их, потому что их целью был не диплом, а смирение.

И мы все собрались здесь не для того, чтобы услышать что-то новое. Мы знаем практически все. Но сегодня утром Бог видел, как мы встали и сказали себе: «Господи, я пойду на эту беседу и постараюсь вынести оттуда что-нибудь для себя. Может быть, из пятидесяти мыслей я возьму только одну, но эта мысль укрепит меня». И такое намерение помогает гораздо больше, чем то, что мы слышим на этих беседах.

Первый признак того, что человек становится смиренным, – это когда он перестает гордиться своими врожденными талантами и способностями. Следующий этап – когда он не гордится своими достижениями в духовной жизни. И наконец, последний – когда он не гордится вообще ничем, а только любит Бога. Любя Господа, мы прославляем Его, и тогда в сердце не остается места для похвалы самому себе, своим собственным талантам.

Например, когда красивый человек не говорит и не думает о своей красоте, это признак смиренного отношения к собственной внешности. То же самое, когда человек обладает прекрасным голосом, или владеет ораторским искусством, или является хорошим писателем – т.е. имеет талант от Бога, и при этом говорит: «Раз эта моя способность – врожденная, значит, она не принадлежит мне, а является даром Божиим. Это Бог подарил мне такой талант, он – не мой. А раз этот дар - от Бога, то им нельзя гордиться».

Ну, а когда человек гордится своей красотой, то хочется спросить его: «А в чем здесь твоя заслуга? Разве ты сам сделал свои глаза, свое лицо и тело красивыми? Нет, ты здесь ничего не делал. Тебя создал таким Бог».

Итак, первый шаг на пути к смирению, – это перестать гордиться тем, что дал нам Господь.

Смиренный человек не порицает, не осуждает других и не стремится занять первое место. Наоборот, он хочет быть в последнем ряду, старается встать позади всех в очереди к Чаше, и в храме стоит в самом конце, чтобы на него не смотрели. Ему не нравится быть на виду у всех.

А есть матери, которые никогда не позволяют себе съесть самый вкусный кусочек. Они всегда оставляют его детям. И это тоже смирение. Человек смиряется таким образом. Если любишь, то смиряешься и радуешься, что ешь не ты, а твой ребенок. Вот что такое смирение материнства. И такому смирению нам следует научиться во всех сферах жизни

Инструкция

По мнению специалистов-психологов, ошибки на жизненном пути не только неизбежны, но и необходимы - для формирования полноценной способности развиваться, а также личностного роста. Другими словами, как гласит известная народная мудрость, «наступать на те же грабли» придется ровно до той поры, пока не будет извлечен необходимый опыт. Важно лишь научиться вставать после падения, овладев искусством учиться на своих ошибках.

Прежде всего, необходимо определиться, что можно считать «ошибкой». Обычно так называют поступки, впоследствии вызывающие сожаление, разочарование, стыд и даже боль. Иногда люди склонны винить себя за то, что доставили другим неприятности и проблемы. Непросто пережить и неправильные шаги, которые привели к кардинальным изменениям в жизни, например, болезням или травмам, большим материальным убыткам или тюремному заключению. Однако и с ними можно смириться.

Для этого, во-первых, важно осознать: уже не изменить. Никак. А во-вторых, необходимо заставить себя перестать «пилить опилки», моделируя различные ситуации из разряда «если бы я в тот день поступил иначе, то...». Психологи настаивают: прошлое не должно препятствовать настоящему и будущему. Поэтому, если смириться самостоятельно никак не получается, а мысли об ошибке продолжают терзать человека, стоит обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Верующие люди могут найти выход, посетив храм. Православные, в частности, испытывая груз ошибок прошлого, имеют возможность облегчить душу на исповеди.

Случается, что женщина, отказавшаяся выйти замуж, а впоследствии глубоко раскаивающаяся и считающая это ошибкой, позже еще более удачно устраивала свою жизнь. Таким образом, ее ошибка вовсе таковой не являлась. Отказ от женитьбы лишь стал звеном на пути к новому знакомству, окончившемуся счастливым замужеством и рождением прекрасных детей.

Как говорила известная романтическая героиня: «Я подумаю об этом завтра». Уговорить себя отложить мысли об ошибках прошлого, заместив из размышлениями о текущих делах - и вплоть до того, как не изменится отношение к тому или иному неприятному эпизоду. Ведь с возрастом, накапливая жизненный опыт, люди зачастую склонны переоценивать многие ситуации, слова или поступки. В частности, некоторые «ошибки», якобы совершенные ими когда-то, воспринимаются совершенно иначе. Иногда подобные неприятности были просто необходимыми, став защитой от более серьезных проблем. Стоит еще раз обратиться к народной мудрости: «не было счастья, да несчастье помогло» - это как нельзя лучше подходит к подобным процессам.

преп.
  • (из жития прп. )
  • прот.
  • прот. В. Тулупов
  • А. М. Леонов
  • Энциклопедия изречений
  • Ю.В. Коренева
  • Смире́ние -
    1) христианская добродетель; то же, что ;
    2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради );
    3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).

    Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.

    Смирение это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к , людям и самому себе . Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

    • Смирение по отношению к Богу – это видение своих , надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» ().
    • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
    • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе , не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

    Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным.

    В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться ().

    Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских . «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный . Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

    Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя ()

    Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. , он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

    Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.

    Отметим, что слово «мир» является частью корня слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол () . Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей () . Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию.

    Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

    Под смирением часто имеют в виду – унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.

    Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?

    Подлинное смирение подразумевает должное отношение христианина к Богу и созданному Им миру, должное отношение к себе.

    В отличие от тщеславного гордеца, имеющего искаженное, чрезвычайно завышенное представление о своей личности, роли и месте в жизни, смиренный человек правильно и ответственно оценивает свою жизненную роль.

    Прежде всего он сознаёт себя , желающим и готовым безропотно исполнять Его . Более того, он не просто признаёт свою зависимость от Творца (что бывает свойственно и эгоистам, и гордецам), но питает к Нему высочайшее доверие как к Благому и Любящему Отцу; он бывает благодарен Ему даже тогда, когда пребывает в и .

    Без смирения невозможно выстраивать богоугодные отношения ни с Создателем, ни со своими ближними. не подразумевает искренней, бескорыстной любви к Богу и людям.

    Положим, человек гордый готов в чём-то слушаться Бога, например, когда Божьи замыслы соответствуют его личным расположениям и амбициям. В случае же, если Божественное повеление идёт вразрез с его персональными планами, он может его «не заметить» или даже открыто проигнорировать.

    Так, ветхозаветный военачальник Ииуй радостно и незамедлительно отреагировал на Божественное произволение о помазании его в царя над Израилем (). Недюжинную послушность Божественной он выказал и по части истребления дома Ахава ().

    В данном случае Ииуй служил орудием Божьего гнева и суда Правды над нечестивцами. Однако там, где от него требовалось проявить подлинное религиозное смирение, он уже не был столь ревностным и послушным.

    Во время земного служения Сына Божьего многие из представителей Израиля, главным образом фарисеи, проявляли по отношению к Богу формальную покорность: всенародно молились, постились, исполняли обряды и требовали их исполнения от соплеменников. Внешне они вполне могли бы сойти за смиренных людей, послушных Божественному Провидению.

    Однако, гнездившиеся в их сердцах гордость и эгоизм смежали их духовные очи, препятствовали распознать во Христе Всемогущего Бога, Того Самого, смиренного и кроткого Помазанника, о котором оповещали «почитавшиеся» ими Священные Книги, и подготовке к встрече с Которым посвящался «соблюдаемый» ими закон. Впоследствии гордость и зависть толкнули их на куда более страшное преступление: богоубийство.

    Имей они хотя бы такое смирение, какое имела женщина Хананеянка, правильно воспринявшая слова Искупителя о неуместности отбирать хлеб у детей и бросать его псам (), или такое, какое имел грешный мытарь, взывавший к Божественной милости (), им было бы легче принять Искупителя, примкнуть к Его ученикам, а затем, наложив на себя узы жертвенного служения, оставить всё и способствовать распространению .

    …Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ().

    Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ().

    Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ().

    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().

    Наше несчастье в том, что мы всегда хотим найти в себе вместо смирения.
    преп.

    Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.
    архимандрит

    Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
    св.

    Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
    преп.

    Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
    Н.А. Бердяев

    Как можно смириться с судьбой, если в жизни происходят одни лишь неудачи? Если здоровья нет, счастья нет, любви нет! Как можно смириться с болезнями, одиночеством, страданиями, нищетой? А как смириться со смертью? Что это вообще за слово такое «смириться»? Что оно значит – опустить руки, перестать бороться за лучшее будущее? Просто плыть по течению, не предпринимая попыток спастись? А ведь любые священные писания учат смирению. Это большая аскеза, которая поощряется Высшими силами. Вот только на самом деле это совсем не значит, что нужно опустить руки и снять с себя ответственность за все происходящее.

    В самом слове «смирение» скрывается глубокий смысл, который подсказывает нам само звучание слова. С-МИР-ение. С миром в душе. Это значит, что нужно принимать все происходящие события с миром в душе. Ведь как обычно бывает: случается в нашей жизни какая-нибудь незапланированная неприятность, и вот мы уже злимся, раздражаемся, негодуем. И это в лучшем случае. А еще можем обидеться на жизнь. И начать бояться повторных неудач тоже можем. Словом, мы испытываем огромное количество негативных эмоций, излучаем разрушающие вибрации, которые несут на информационном уровне .

    Смириться с судьбой – означает принять ситуацию с миром в душе, с благодарностью за урок, который она несет, с пониманием, что мы сами несем ответственность за все происходящее в нашей жизни. И при этом не опускать руки, не причитать, , а решать проблему, искать выход. Почему же нам так сложно смириться, а гораздо легче метаться из стороны в сторону, искать виновного, брызгая ядовитой слюной? Потому что мешает гордыня. Принять ответственность за свою жизнь с миром в душе не так просто, ведь большинство людей считают себя лучше других. А раз они лучше, значит, виноваты те, кто хуже. Вот пусть они и решают проблему, несут наказание, в конце концов! Так считают гордые люди, которым чтобы дойти до смирения, нужно еще очень многое осознать в своей жизни.

    Фото Gilbèrt D. Pape

    Поэтому даже поход в церковь, поклон иконе, чтение молитвы считается смирением перед Богом. Все, что уничтожает гордыню, развивает смирение. А как может гордый человек стать на колени? Да еще и перед иконой? Это же унижение его достоинства!

    Для того, чтобы достойно справиться с жизненными трудностями, нужно сначала смириться с проблемами, утихомирив свою гордыню, затем проявить терпение, так как они не решатся моментально, и только потом начать действовать. С благодарностью, с любовью, с миром в душе. Иначе урок не будет пройден и судьбе придется вновь создавать в нашей жизни подобную ситуацию. И так до тех пор, пока мы не осознаем, не научимся, не поймем. Так зачем же тратить время своей жизни на то, чтобы сопротивляться, бороться, отвергать? Зачем противиться естественному течению жизни, если от нас требуется наоборот – развивать терпение, смирение, принятие? Отведенного времени так мало, а успеть сделать нужно всего так много, что возводить в культ гордыню, эгоизм и тщеславие, значит, свернуть с правильного пути. В пропасть.