Дидактический материал ладыженская

Современные учебники предлагают не так много упражнений для развития навыков практической грамотности. Я разработала для каждого класса свои собственные сборники упражнений, которые использую как дидактический материал на уроках русского языка. В условиях современной школы учитель должен использовать на уроках и в качестве домашних упражнений разноуровневые задания. Материал из предлагаемых упражнений можно брать в качестве индивидуальных заданий для работы с теми или иными учащимися.

ОРФОГРАФИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ, СОМНИТЕЛЬНОЙ И НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА. ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛАХ.

Переписать, подчеркнуть слова с сочетаниями –оро- , оло- , -ере- .

1. На картинах были нарисованы сороки, вороны и воробьи 2.Я люблю слушать, как поют соловьи. 3. Возле моего дома находится березовая роща.4. На крутом берегу реки сидели молодые парни и девушки. 5. В нашем городке плохие дороги. 6. Я налила котёнку в блюдечко молоко. 7. Снежинки кружились в бешеном хороводе. 8. На витрине лежали золотые и серебряные кольца. 8. Мы торопились на огород, чтобы собрать горох. 9. У меня есть большая черепаха.

Переписать, вставить пропущенные буквы, написать в скобках проверочные слова.

Л..ства, л..нивый, скр..петь, прод..вец, п..тёрка, л..шадка, ст..рик, сн..жок, м..стерская, в..зать, в..дро, б..лезнь, пом..риться, тр..ва, л..сичка, л..сник, пл..сать, покр..снеть, г..ревать, п..сьмо, ш..гать, кр..вавый, п..чёт, в..лна, подн..лась. д..лёкий, дв..рняжка, п..тнистый, м..довый, пол..вать, з..рно, пр..мой, д..вать, переч..слять, л..дяной, ск..ла, см..ётся, прод..вать, уд..вление, поб..лить, поч..нить, узн..вть, г..рдиться, н..бесный, пол..теть, б..глец, сп..на, сн..ла, вз..ла, р..сковать, тр..сут, пос..неть, п..нёк, ост..ваться, л..вить, пот..нуть, закр..чать, сл..зинка, ..довитый, охр..нять, с..лёный, ст..шок, т..шина, ун..сут, п..щать, разб..гаться, поб..дить, нагр..дить, ст..нать, в..евать, обл..зать, м..хнатый, обл..ваться.

Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках после каждого предложения писать проверочные слова.

1 Ярос(?)ный ветер пом..шал кораблю выйти в море. 2. На тр..винке с..дел м..хнатый шмель. 3. Рыжая л..сичка м..хнула хв..стом. 4. От ненас(?)ной погоды мы спрятались в избу(ж-ш)ке л..сника. 5. На обло(ж-ш)ке журнала я увидел портрет извес(?)ного п..вца. 6. Скоро нам прин..сут новые кни(ж-ш)ки. 7. Ах, нам угр..жала т..кая опас(?)ность! 8. Мне под..рили интерес(?)ную ска(з-с)ку.

Переписать, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова

А) Охр..нять дом, с..леное море, отр..виться салатом, зар..дить ружье, пос..деть на лавке, пт..нцы зап.щали, моя л..нейка, пос..лились здесь, раст..нуться на земле, тр..сется от страха, возн..кает из воздуха, подн..лись на крышу, п..тно на сп..не, газовая пл..та, сороки тр..щат, прин..лись обсуждать.

Б) упали стру(ж-ш)ки, избу(ж-ш)ка на курьих но(ж-ш)ках, высокие пры(ж-ш)ки, ре(з-с)кий ветер, сколь(з-с)кая дорога, пойти в разве(д-т)ку, табле(д-т)ка от головной боли, старая ло(д-т)ка, гла(д-т)кие камни, извес(?)ный п..вец, радос(?)ное событие, ужас(?)ный фильм, опас(?)ный поворот, безжалос(?)ный человек, капус)?)ные листья, доблес(?)ные герои чудес(?)ное спасение.

Выписать слова, в корне которых вы можете проверить какую-либо букву, написать рядом проверочные.

1. Моя бабушка испекла вкусные блины. 2. На ветке созревают сладкие груши. 3. На плите стоит сковородка, на ней лежат пирожки с рисом. 4. У детей от страха затряслись руки. 5. Радостный школьник прибежал домой. 6. Тропинка была слишком узкая, и идти по ней было тяжело. 7. Котёнок острыми зубками ухватился за косточку. 8. Повозка остановилась возле низкого домика. 9. Ядовитые грибы есть нельзя. 10. В этой местности жить опасно.

Переписать, вставить, если нужно, мягкий знак и объяснить его правописание.

А) Мяч(?) , ключ(?) , мелоч(?) , доч(?) , доч(?)ка, товарищ(?) , помощ(?) , помощ(?)ница, шалаш(?) , мыш(?) , лож(?) , этаж(?) молодёж(?) , спич(?)ка, корич(?)невый, жен(?)щина, полноч(?) , реч(?) , девоч(?)ки, силач(?), кирпич(?), вещ(?).

Б) ошибат(?)ся, вырывает(?)ся, помниш(?) , стереч(?) , открывает(?)ся, наполняют(?)ся, читаеш(?) , ландыш(?) , туш(?) для ресниц, играеш(?) , испугат(?)ся, спрятат(?)ся, сторож(?) , карандаш(?) , заботиш(?)ся, зажеч(?) , меч(?) , спасает(?)ся, остаёш(?)ся, циркач(?) , вымыт(?)ся, моют(?)ся, засмеят(?)ся, смеёш(?)ся, малыш(?).

Переписать предложения, вставить, если нужно, мягкий знак, объяснить его правописание.

1. Я купила синий мяч(?). 2. Я боюсь, что помощ(?) придёт нескоро. 3. По математике я должен решить пять задач(?). 4. Пшеница и рож(?) – это растения, из зёрен которых делают хлеб. 5. Вдоль реки рос густой камыш(?). 6. Я купил программу телепередач(?). 7. В полноч(?) луна вышла из-за туч(?). 8. Лучше горькая правда, чем сладкая лож(?). 9. Врач(?) ответил на наши вопросы. 10. В этом городе проживают пять тысяч(?) человек.

Переписать предложения, вставить пропущенные буквы и объяснить их.

1. Моей с..стре купили большой мяч(?). 2. Вечером я ходил на ог..р..д и пол..вал помидоры. 3. На столе лежала интерес(?)ная кни(ж-ш)ка с картинками. 4. Ноч(?) была звёз(?)ная. 5. Он часто ходил на разве(д-т)ку и каждый раз узн..вал что-то новое. 6. П..л..вину игрушек Маша под..рила подру(ж-ш)кам. 7. Из комнаты до нас донёсся радос(?)ный смех. 8. Сегодня я прочитала очень см..шную ска(з-с)ку.

Переписать предложения, вставляя мягкий знак, если он нужен.

1. Окна стали плохо открыват(?)ся. Особенно тяжело открывает(?)ся первое окно. 2. Девоч(?)ка стала кружит(?)ся перед зеркалом. Она кружит(?)я уже полчаса.3. От дождя люди спасают(?)ся под зонтиком. Но от ветра под зонтом спасат(?)ся бесполезно. 4. Мне нужно задержат(?)ся после уроков в школе. Моя сестра тоже задержит(?)ся.5. Земля стала покрыват(?)ся легким снегом. Скоро вся она покроет(?)ся белой скатертью.6. Эти девоч(?)ки учат(?)ся во втором классе. Они очень старают(?)ся учит(?)ся. Ты тоже должен старат(?)ся.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Переписать, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

1. Скоро наступит весна. 2. Наташа принесла домой маленького чёрного котёнка. 3. Весной на деревьях появляются зелёные листочки. 3. Серёжа купил в магазине хлеб. 5. Мальчики разожгли на поляне костёр. 6. Я поставила в вазу красные розы. 7. Ночью выпал первый снег. 8. На дворе громко лаяла собака. 9. На окраине села растёт высокая берёза. 10 С утра идёт очень сильный дождь.

Переписать предложения, поставить, если нужно , тире и объяснить его постановку.

1. Собака друг человека. 2.Мой лучший друг Коля Иванов. 3.На поляне цветут белые ромашки. 4.Ромашка белый цветок. 5.Волга это самая длинная река Европы. 6.Дуб является самым крепким деревом в мире. 7.Дуб самое крепкое дерево в мире. 8. Самая высокая гора в мире Эверест. 9.Компот сладкий напиток из разных фруктов.

Из каждой пары предложений выписать то, где нужно поставить тире, объяснить его постановку.

1.Оля моя лучшая подруга. Оля живет недалеко от меня. 2. Мурка очень ласковая кошка. Мурка сидит на подоконнике. 3. Наконец-то наступил долгожданный июль. Самый жаркий месяц в году июль. 4. На новый год мы поедем в Киев. Новый год это прекрасный праздник. 5. Москва столица России. Перед моими глазами вдруг открылась вся Москва. 6.Мой котенок смешной малыш. Мой котенок играет с клубком. 7. На день рождения мама подарила мне хорошую книгу. Хорошая книга – лучший подарок на день рождения. 8. Золото это драгоценный металл. Золото стоит дорого. 9. Осенью листья с деревьев опадают. Самое высокое дерево в мире секвойя.

К левой колонке подобрать одно из двух предложений в правой колонке так, чтобы между левой и правой частью было поставлено тире.

1. Заяц - совсем небольшой зверёк.

сидит под кустом.

2. Ливень - это очень сильный дождь.

начался на рассвете

3. Лев - живёт в Африке

царь зверей

4. Мой родной брат - хороший шофёр

уехал в Москву.

5.Какао - мы уже выпили

питательный напиток

6. Золотая цепочка - дорого стоит

хороший подарок

7. Самый быстрый зверь на земле - это гепард

обитает в Азии

8. Я думаю, что Ялта - красивый город

нравится туристам.

Подчеркнуть все слова как члены предложения(подлежащее, сказуемое и дополнение).

1.Папа посадил дерево. 2. Девочка отрезала кусок от торта. 3.Прохладу принёс нам дождь. 4. Школьники мечтают о каникулах. 5. Огонь Коля залил водой. 6. Ребёнка врачи не смогли спасти. 7. Ветер срывает листья с деревьев. 8. На тарелке лежат яблоки.

Подчеркнуть все слова как члены предложения.

1. Прод..вец пок..зал покупателю золотое к..льцо. 2. Вчера выпал первый снег. 3. В м..ём дневнике стоят хорошие отметки. 4. Мы долго спорили о поведении Валеры. 5. Серое платье висит на стуле. 6. В библиотеку учительница прин..сла новые кни(ж-ш)ки. 7. Дети быстро поб..жали в лес.8.Ваня оставил старый учебник у Сережи. 9. Солнечный луч(?) упал на поду(ж-ш)ку. 10. Всюду появилась молодая травка.

Подчеркнуть все слова как члены предложения

1. Второй отрывок дети будут читать завтра. 2. Сережа сегодня написал бабушке длинное письмо. 3. Там стоит фарфоровая ваза. 4. Из магазина рабочие привезли нам новый диван. 5. сильная буря пов..лила деревья в парке. 6. Мы будем жить нед..леко от вас. 7. Березовую рощу хозяин прик..зал сроч(?)но срубить. 8. Маша всегда хорошо готовилась к урокам. 9. Добрый волшебник совершит чудеса. 10. Маленькая собач(?)ка больно укусила Егора.

Переписать, расставить и объяснить запятые. Подчеркнуть однородные члены предложения. Придумать два своих примера на постановку запятых при однородных членах предложения.

1. В нашем саду растут яблони вишни груши. 2. На клумбе расцвели лилии и пеоны. 3. Эти ребята хорошо поют танцуют рисуют. 4. На столе стояли графины с грушевым сливовым и яблочным соком. 5. На траве на кустах на ветках деревьев висели дождевые капли. 6. Детей угощали конфетами печеньем мороженым.

Переписать, расставить и объяснить запятые. Подчеркнуть однородные члены предложения.

1. В зоопарке мы видели бурых медведей рыжих лисиц разноцветных попугаев и чёрную пантеру. 2. Моя сестра умеет красиво рисовать аккуратно шить хорошо вязать. 3. Вдоль аллеи росли липы и дубы. 4. Ради праздника девочки вплели в косы розовые голубые синие и зелёные ленты. 5. Морковку лук и чеснок в этом году мы решили не сажать.

Переписать, расставить и объяснить знаки препинания по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения.

1 Все мои друзья были за меня рады Рома Денис Костя Витя. 2. Бабушка дедушка брат сестра все моя родственники пришли поздравить меня с днем рождения. 3. На день рождения ко мне пришли Катя Маша Таня Ира и Марина. 4. Бабушка и дедушка мама и папа всегда интересуют(?)ся моими отметками. 5. Я люблю такие фрукты яблоки апельсины груши и персики. 6. Мы купили на рынке мандарины апельсины лимоны и гранаты. 7. Весна лето осень зима все времена года по-своему хороши.

1. Я не знаю что говорить если меня попросят рассказать о школьном вечере. 2. Я пришёл чтобы рассказать вам как всё происходило на самом деле. 3. Я пошёл в ту сторону где светился огонёк который разожгли мальчики. 4. Катя попросила меня прийти но я не смог потому что делал уроки.5. Мама мыла посуду а дочка вытирала её. 6. Я очень обрадовалась когда узнала что бабушка едет к нам в гости. 7. Проследи чтобы работа была выполнена.

Переписать предложения, расставить и объяснить запятые в сложных предложениях с союзами.

1. Катя сказала что хочет чтобы мы ее встретили. 2. Когда наступят летние каникулы мы всей семьёй поедем к бабушке. 3. Если ты заболеешь я приду тебя навестить. 4. Маша не знала как найти дом где жила Вика. 5. Я выбросила из вазы те цветы которые уже завяли а новые поставила в воду. 6. Когда прозвенел звонок с урока дети успели сделать только половину упражнения. 7. Мне не хотелось выходить из дома так как на улице очень холодно но потом я всё же вышел.

Расставить и объяснить знаки препинания. Объяснить вставленные буквы.

1. Когда Герда нашла Кая то очень обрадовалась. 2. Если буря к утру (не)утихнет мы наверное (не)сможем выехать за город 3. Лагерь солдаты разбили в том месте где одна реч(?)ка сл..валась с другой потому что оно было самым безопс(?)ным. 4. Царевич(?) важно вышел на крыльцо люди склонились перед ним в ни(з-с)ком поклоне. 5. Всем хотелось погл..деть на царевну для которой принц совершил столько подвигов. 6. Если ты поедеш(?) на экскурсию в Ялту то увидиш(?) там много интерес(?)ного. 7. Дети стали собирать ве(д-т)ки чтобы построить шалаш(?) но быстро устали. 8. Осенью все деревья сбрасывают свою л..ству только ёлочки стоят зелёные как и раньше. 9. Няня разрешила детям погулять так как из-за туч(?) пок..залось яркое солнце.

Переписать, расставить и объяснить знаки препинания, объяснить правописание мягкого знака.

    Я боюсь что ты простудиш(?)ся потому что на улице мороз. 2.Мой товарищ(?) не пришёл в школу так как простыл когда гулял вчера во дворе. 3. Вчера был сильный град но рож(?) не погибла. 4.Когда заиграла музыка молодёж(?) стала танцевать. 5. Ветер уменьшился из-за туч выплыла луна. 6.Приходи ко мне если хочеш(?) чтобы я помог тебе решить задачу которую нам задали на дом. 7. Я увидел птен(?)чика у которого была ранена ножка. 8.Мы вошли в самую глуш(?) леса где возле корней сосны росло множество грибов. 9. Подумайте как можно зажеч(?) огонь если нет спичек.

Переписать предложения, расставить запятые при союзе «И» и объяснить их. Объяснить правописание мягкого знака.

1 Подул резкий ветер и я застегнул плащ(?). 2. Мыш(?) взяла зубами кусочек сыра и утащила его к себе в норку. 3. Отец взял газету и стал просматривать программу телепередач(?). 4. В полноч(?) начался дождь и Наташа захлопнула окно. 5. Открывает(?)ся дверь и в комнату входит незнакомый мне человек. 6. Густой камыш(?) стоял сплошной стеной и заслонял от нас реку.

Переписать предложения, расставить и объяснить запятые при союзе «И» и объяснить их. Выписать слова с пропущенными буквами, написать рядом проверочные.

1. Папа внёс в комнату пушистую ёлку и дети стали нар..жать её. 2. Рыженькая л..сичка выб..жала из кустов на тропинку и стала обнюхивать следы незнакомца. 3. Маша поднялась на шестой этаж и остановилась возле голубой двери. 4. Прод..вщица насыпала в пакетик конфет и Серёжа передал ей деньги. 5. Наступила холодная осень и прин..сла с собой прол..вные дожди. 6. Бабушка несла т..жёлую сумку и мальчик решил помочь ей.

Упр. №19

Переписать, расставить и объяснить знаки препинания при союзе «И» .

    Девоч(?)ка купила шоколадку и под..рила своей бабушке. 2.По шоссе ехала красная машина и ее водитель обгонял всех. 3. Бабушка накрыла ст..лы на террасе и все гости прошли туда. 4.Возле трассы росли мощ(?)ные дубы и стройные березки. 5. Дети изготавливали поделки из дерева и металла. 6. Дети пришли в библиотеку и взяли новые кни(ж-ш)ки. 7. Во дворе мальчишки играли в футбол и я захотел присоединит(?)ся к ним. 8. Ваня долго готовился к уроку и всё-таки сумел получить высокую отметку.9. Мама купила в магазине капусту и морковку. 10. Мама купила в магазине картошку и отн..сла ее к бабушке.

Переписать предложения, расставить и объяснить запятые при союзе «И». Вставить пропущенные буквы, сверху написать проверочные слова.

1. Наступила весна и медведи вышли из берлоги. 2. Девочки нал..мала веток сирени и поставила их в вазу. 2. На аллее л..жали жёлтые листья и дети решили составить из них букет. 3. На новогоднем празднике дети танцевали вокруг ёлки и рассказывали ст..хи Деду Морозу. 4. Придёт зима и на землю опустит(?)ся белый снег. 5. Заяц увидел л..су и бросился наутёк от неё. 6. Бабушка накинула на плечи платок и вышла на крыльцо.

Переписать предложения, расставить и объяснить запятые в сложных предложениях и в предложениях с однородными сказуемыми. Выписать слова с пропущенными буквами и написать рядом проверочные.

1. Когда в комнату вошла бабушка ребята радос..но заулыбались. 2. Они пообещали что отпустят меня если я чес..но отвечу на все их вопросы. 3. Погода стояла ужас..ная и дети не хотели гулять. 4. Вскоре мы приблизились к самому опас..ному участку дороги и водитель снизил скорость. 5. Я купил интерес..ную книгу и подарил её приятелю на день рождения. 6. Инженера пригласили из города потому что мес..ные жители не знали как устранить неисправности.

Переписать предложения, расставить и объяснить запятые в сложных предложениях и предложениях с однородными сказуемыми. Объяснить правописание мягкого знака.

1. Таня захлопнула дверь и дважды повернула ключ(?) в замке. 2.Слева послышались выстрелы и солдаты поспешили на помощ(?) своим. 3. Когда мы уже подходили к лесу из-за туч(?) выглянула луна. 4.Наступил полдень солнце б(?)ёт в окно. 5.В этой книге вы сможете прочесть о с(?)едобных грибах лечебных растениях и полезных ископаемых. 6.Представление начнётся завтра в полдень но вы приходите пораньше если хотите занять хорошие места. 7.Ты будеш(?) чистить картошку а я пожарю её. 8.Если молодеж(?) нам поможет то мы все успеем сделать быстро.

Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сколько тебе лет спросил Игорь.

Дима ответил Мне десять лет.

Когда у тебя день рождения спросил Игорь.

Пятого марта ответил Дима.

Игорь сказал на это Знаешь Дима а ведь у меня день рождения шестого марта.

Вот здорово обрадовался Дима.

Игорь удивился Почему?

Дима ответил Наверное мы сможем устроить совместный праздник.

Превратить эти фразы в предложения с прямой речью, дописав слова автора.

1 Где ты живешь? 2. Молодеж(?) ушла на танцы. 3. Я хочу чтобы ты купила себе новый плащ(?). 4. Сколько задач(?) ты уже решил? 5. Мы наверное же далеко от(?)ехали. 6. Может быть объявление о пропаже пока не надо вешать? 7. Зимой конечно же надо одеват(?)ся тепло если не хочеш(?) заболеть.

1. Доченька прин..си мне картошку и морковку чтобы я смогла сварить суп.2. Буквы надо выводить аккуратно если хочеш(?) получить высокую отметку. 3. Бесе(д-т)ку мы решили построить там где буйно разрослись кусты сирени. 4.Через месяц начнут(?)ся каникулы. 5.Когда придёт поезд? 6. Может быть ты хочеш(?) прийти ко мне в гости? 7. Одень пальто так как на улице холодно! 8.Художник пок..зал нам картину на которой была нарисована б..рёзовая роща.

Расставить и объяснить знаки препинания по теме «Прямая речь»

1 Л..сичка сказала Колобок я тебя с(?)ем. 2. Алеша спросил Далеко ли до домика л..сника? 3. Мама мне очень жаль этого пт..нца сказала Маша. 4. У меня отличное настроение радос(?)но воскликнул Валера. 5. Ты по-моему сегодня грус(?)ный печально сказала Даша. 6. Папа сказал Сережа прислал мне п..сьмо. 7. Мама попросила сына Сережа прин..си мне сумку.

Упр. №27

1.Я сегодня плохо себя чувствую тихо сказала бабушка.2. Какое место заняла ваша группа спросил тренер. 3.Продавец спросил вы будете покупать помидоры? 4. Учитель сообщил сейчас мы будем мастерить поделки из металла. 5. Витя назови автора этой книги попросила учительница. 6. У тебя Машенька все братья любят футбол спросила бабушка. 7. Марья Ивановна сказала детям наверное наша аллея зимой выглядит очень красиво. 8. Конечно же я очень люблю сирень ответила Даша. 9. Костя спросил ты не знаешь когда придет мама? 10. Я думаю что ты очень аккуратно пишешь весело сказала Ира.

Упр. №28

Переписать, расставить и объяснить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Учтите: прямая речь всегда начинается с большой буквы, так что вы сами должны определить, где маленькую букву надо переправить на большую.

1. Сходи Василиса в лес за огнем сказала баба-Яга.2. Расскажи как ты справляешься со всей работой которую я тебе даю.3. Как ты посмел взять мою жар-птицу спросил царь Кусман у Ивана-царевича.4. Волк сказал Ивану-царевичу я буду служить тебе потому что съел твоего коня. 5.Батюшка купи мне перышко Финиста -Ясна сокола попросила дочка.6. Синдбад сказал сам себе я попал на необитаемый остров но постараюсь выбрат(?)ся отсюда.7. Капризная царица спрашивал у зеркальца я ль на свете всех белее всей румяней всех белее? 8.По-моему царь дал нам такое задание которое нам никогда не выполнить грустно сказал сын отцу.9. Волк зачем ты обижаеш(?) слабых спросили улитки.

Переписать, определить тип предложений по цели высказывания (повест., вопр., побудит.) Сверху над словами с пропущенными буквами писать проверочные.

    Прин..си мне мою тетрадку. 2. Утром мы нар..дили елку. 3. Вы умеете отл..чать (я,е,и)довитые грибы от съедобных? 4. Л..сичка м..хнула хв..стом. 5. Сколько д..тей пришли на праздник? 6. Зажги поскорее св..чу! 7. Набери в в..дро воды, пожалуйста. 8. Дети совсем пос..нели от холода. 9. Пос..дил дед репку. 10 Напиши п..сьмо бабушке.

ОРФОГРАФИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА –З-С

Переб..рать гр..бы, уб..ру в комнате, раст..рать в порошок, выт..реть пыль, ст..ральная машина, бл..стательное выступление, бл..стящий металл, ум..рающий лебедь, вым..рают некоторые живтоные, прод..рат(?) ся сквозь заросли, заст..лать кровать, заст..лить белым покрывалом, наши изб..ратели, отп..рать двери, заяц уд..рет от л..сы, зап..реть на замок, заб..ри с собой, зап..рающий двери, нат..реть морковку, наст..лать новые доски, плохо разб..раеш(?)ся, отм..рают старые обычаи, наб..рать воду.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Найти прл..гательные, сл..жить вещи, плохо изл..гать, что-то предпол..гать, забл..стали на солнце, разб..рается в математике, прик..сает(?)ся к горячей пл..те, прок..снуться к парте, заб..ри карандаш(?), отб..рать у ребенка, нал..гается штраф, предпол..жить самое плохое, природа ум..рает, заст..лать кровать, не прик..сайся к этим вещам, бл..стящий ответ, отп..рать калитку, зап..реть на ключ(?), к..снеш(?)ся рукой, толпа нап..рает, ст..рательная резинка, сл..гаемые успеха.

Переписать предложения, расставить и объяснить запятые. Выписать слова с чередующимися корнями, корни выделить.

1 Когда дети собирали лесную малину Наташа увидела в траве большую змею. 2. Я полагаю что ты поступиш(?) правильно если расскажеш(?) всем правду. 3. Если ты прикоснеш(?)ся к горячей плите то можеш(?) обжеч(?)ся. 4. Дети зажигали свечи и пели новогодние песни. 5. Я лежал в траве и ветви сирени касались моего лица. 6. Надя любовалась тем как снег блистал на солнце. 7. Витя правильно сделал упражнение но не сумел выписать все прилагательные так как был не очень внимателен.

Переписать, вставляя пропущенные буквы.

Ра..тащить в разные стороны, ра..мазать по столу, ра..д..рать на части, ра..сердиться на подру(ж-ш)ку, ра..сказ о медведе, бе..чес(?)ный поступок, бе..радос(?)ный день, бе..брежный океан, бе..характерный человек, бе..цветная жи(д-т)кость, ..делать уроки, ..дешние жители, ра..в..зать мешок, во..хищ..юсь этим человеком, ..жеч(?) бумаги, ра..жеч(?) яркий костер, бе..спорная победа, новые..дания, бе..крайнее море, бе..человечная жестокость, ра..свет за окном, написать ра..суждение, во..двигли стену, ..бит(?)ся со следа, бе..шумная походка.

Переписать предложения, расставить и объяснить запятые. Вставить вместо точек буквы З или С.

1.Перед нами лежала бе..крайняя степь и мы невольно остановились. 2.Снег ра..таял на солнышке и превратился в ручьи. 3.Серёжа долго ра..думывал как решить эту задачу но ничего не придумал. 4.Конечно мы все осудили Диму за этот бе..честный поступок. 5.Наверное мама не ра..решит мне пойти гулять так как на улице холодно. 6.Я опоздал на электричку потому что потерял ра..писание поездов. 7.Наступила долгожданная весна во дворе ра..цвела сирень.

ОРФОГРАФИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Переписать, вставляя буквы Е или И, объяснить выбор. С тремя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в них были знаки препинания при союзах.

Вспомнить о песн.., нет хорошей песн.. , мечтать о золотой медал.. , написать в тетра(д-т)к.., рисую в тетрад.., вырвать лист из тетра(д-т)к.., стою в коридор.., удар молни.., стою на палуб.., думать об олен.., гулять на площад.., гулять на площа(д-т)к.., рассказать об открытии.., участвую в окончани.. работ, увидеть на стенк.. надпись, хвост у лошад.., ехать на лоша(д-т)к.., корм для лошадк.., много радост.., прячусь в сара..

УПР № 2

Объяснить правописание букв в падежных окончаниях существительных.

Мечтать о сирен… , гнездо на топол… , сидеть на собрани… , живет в избушк… , вышел из избушк… , нахожусь в высоком здани… , покупка новой мебел… , на прошлой недел… , прикоснуться к знамен.., лежу на кроват… , ребенок в кроватк… , ошибка в сочинени… , домик в деревн… , слово из песн… , в этой местност… , письмо от Тан… , прийти к Юл… , спросить о домашнем задани…, слезть с ёлк… , родился в апрел… , нарисую в тетрад… , сгореть в пламен.., яд для мыш… , шерсть на мышк… , ловушка для мышк… , на лезви... ножа, иду по алле…, катаюсь на лошад…

Упр. № 3

Переписать, расставить и объяснить знаки препинания; также объяснить вставленные буквы. Подчеркнуть как члены предложения все слова в предложениях 7 и 9

    Я нарвал букет сирен.. и поставил его в вазу. 2.Цветы в ваз.. уже завяли и бабушка выбросила их. 3. Даша куда вы поедете в апрел.. спросила Таня. 4.Я заметил что в комнат.. нет новой мебел.. но зато висят новые ковры. 5. Ваня сказал Витя на прошлой недел.. получил много хороших отметок.6. По-моему из этой вишн.. надо сварить варенье если конечно мама не будет возражать.7. Хороший хозяин например всегда думает о воспитани.. своей собак.. . 8. Я любил смотреть как на яблон.. распускают(?)ся цветоч(?)ки. 9. Люди собрались на площад.. в руках они держали цветы.

Упр. № 4

Расставить и объяснить знаки препинания, а также правописание падежных окончаний сущ.

1 Погода в июл.. стояла необычайно жаркая и мы много купались в море. 2. Капитан стоял на палуб.. и разглядывал в бинокль корабль который прибл..жался к нам. 3. Мы остановились возле карусел.. рядом с которой уже стояла большая толпа д..тей. 4. Может быть приборы вышли из строя из-за удара молни.. ? 5. По-моему (Е-е)гипет лучшая страна в Африк... 6. Когда мой дядя вернет(?)ся из Африк.. я обязательно позвоню тебе. 7. На школьном крыльце стояли дети многие ребята держали в руках букеты сирен.. . 8. Почему ты так неаккуратно ведеш(?) записи в тетрад.. спросила мама.

ОРФОГРАФИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ СО СЛОВАМИ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

УПР, №1

Переписать, вставляя пропущенные буквы и объясняя их. С двумя словами придумать такие предложения, чтобы в них были запятые перед союзами.

Ж..лтый, ш..рох, ключ..м, деш..вый, пч..лки, теч..т, зайч..нок, пауч..к, реч..нка, лж..т, ш..потом, медвеж..нок, реш..тка, ч..рточка, крыж..вник, прич..ска, печ..т, плащ..м, светляч..к, зажж..т, девч..нка, ш..в, ш..лковый,ш..рстка, ч..рствый, кирпич..м, волч..нок, стереж..т, ч..рный, старич..к.

УПР, № 2

Переписать, расставить и объяснить знаки препинания. Сделать фонетический разбор слова «НАДЕЛА»

1. Наташа надела платье из красного ш..лка и пр..колола к груди брош(?). 2.Вдруг в кустах послышался какой-то ш..рох и дети вздрогнули от и(з-с)пуга. 3.(Не)говорите громко попросила бабушка ш..потом. 4.Надпись на забор.. гласила Этот дом стереж..т злая собака.5.Он наверное всегда просыпает(?)ся с первым луч..м солнца. 6.Олег всегда об..жался если девч..нки начинали смеят(?)ся потому что думал что смеют(?)ся они над ним. 7. Когда дети пр..близились к реш..тке из-за дерева вышел охранник и направился к ним. 8. Мы например уже подошли к тому месту где старич..к назначил нам встречу но там еще никого (не)было.

Упр. №3

Расставить и объяснить знаки препинания, объяснить правописание О, Ё после шипящих.

1. Девочка гладила котика по ш..рстке и он ласково мурлыкал. 2. Наташа сшила ш…рты и под..рила их младшей сестре. 3. Если увидиш(?) деш..вые конфеты то сразу покупай. 4. Когда дети подошли к этой собач..нке она завиляла хвостиком. 5. По-моему у тебя(не) получится открыть эту дверь ключ..м потому что замок слишком заржавел. 6. Может быть этот мальчик лж..т? 7. Мама давай возьмем этого зайч..нка к себе предложила Оля. 8. У кого есть ч..рная ручка громко спросил Яша. 9. Ира очень веселая девч..нка. 10. Мы подошли к воротам возле которых стояла реш..тка.

Переписать предложения, расставить и объяснить запятые. Объяснить, как пишется НЕ со словами.

1. Я (не)знаю как вас зовут сказала мать. 2.Этот человек спросил мальчика Ты меня (не)помнишь? 3.Мы подъехали к (не)большому домику в котором жила моя бабушка. 4. Никто (не)хотел брать этого котёнка к себе потому что он был (не)красивый. 5.Когда град перестал гусята ещё долго (не)решались выйти на поляну. 6. Я забыла добавить соли и суп получился (не)вкусный. 7.Ветер дул (не)сильный и поэтому корабль продвигался вперёд медленно.

1 Мы проделали (не)легкий путь и очень устали. 2. Дорога предстояла далеко (не)легкая и мы готовились к ней очень тщательно. 3. По-моему сказка ок..залась вовсе (не)страшная. 4. Ты принял очень (не)дальновидное решение сказала мне мама. 5. Учитель сказад детям Это упражнение вовсе (не)простое. 6. Я пол..гаю что этот человек (не)добрый а злой. 7. Мы сели на ту скамейку возле которой росло (не)большое дерево. 8. Конечно (не)добросовестные ученики не пришли в тот день в класс.

Объяснить правописание НЕ с прилагательными. Расставить и объяснить знаки препинания.

1 По небу плыли тучи и день был вовсе (не)жаркий. 2. Конечно же мы все пол..гали что Ваня принял (не)правильное решение. 3. Котенок ок..зался совсем (не)красивым но Катя все равно хотела взять его себе потому что она очень любила животных. 4. Взгляд у него например был вовсе (не)добрым. 5. Он был человек (не)высокий а совсем низенький. 6. Человек он далеко (не)умный сказала бабушка. 7. Вика сказала Маше Я не хочу читать (не)интересные книги. 8. Дети подбежали к (не)глубокой речушке и стали купат(?)ся.

Упр. 7

Переписать, расставить и объяснить знаки препинания, объяснить вставленные буквы.

1. Наверное я (не)приду в школу потому что простыл. 2. Ты может быть поможеш(?) мне решить эту задачу? 3. Мой брат конечно же (не)хочет пропускать школу так как хорошо учит(?)ся. 4. Конечно такой (не)большой ветер (не)помешает нам пойти в поход. 5.Ты купила вовсе (не)красивое платье по-моему. 6. Наташа например всегда помогает если кому-то нужна помощ(?). 7.Я (не)хочу чтобы завтра шел дождь но по-моему погода будет (не)плохая. 8. Может быть ты знаеш(?) как приготовить вкус(?)ный торт? 9. Я испугался когда понял что наверное (не)смогу сделать эту далеко (не)лёгкую работу. 10. Конечно малышка обиделась и громко заплакала.

ОРФОГРАФИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

УПР. № 1

1) пиш..т в тетради, он держ..т на ручках, он паш..т землю, старич..к пил..т дрова, солдат стон..т от боли, мы вспомн..м о фу(д-т)боле, он вид..т лес(?)ницу, он тяжело дыш..т, он бор..т(?)ся с врагами, они бор..т(?)ся с врагами, он мя(г-к)ко стел..т, они стел..т постель, выпрыгн..т на улицу, он наход..т(?)ся далеко, ты обид..ш(?) меня, всё-таки ненавид..ш(?), ненавид..ть меня, топч..т нашу землю, он от нас завис..т, (не)завис..ть от других.

Переписать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Вставленные буквы объяснить.

Он накол..т дров, кусты кол..т(?)ся, вид..ш(?) пт..нцов, увид..ть что-то страшное, увид..л избу(ж-ш)ку, он стукн..т по б..р..бану, он начерт..т к..р..ндашом, бор..ш(?)ся с волнами, завис..ть от обстоятельств, он завис..л от тебя, он завис..т от мнения а(в-ф)тора, тихо шепч..те, труд..ш(?)ся на огороде, смотр..ш(?) в окно, он ненавид..т, ненавид..ть прощания, вы ненавид..те нас, он ненавид..л слякоть.

Переписать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Вставленные буквы объяснить.

Глуш..т двигатель, расчеш..т волосы, слыш..т шорох, высуш..т на солнце, подпрыгн..шь от радости, выгн..тся дугой, прогон..т прочь, застел..шь покрывалом, они стел..тся по земле, колебл..тся от ветра, наход..шься рядом, плохо вид..ть, увид..те рассвет, увид..л грибок, они пропол..т сорняки, рабочие стро..т дом, хорошо учишься, завис..ть от родителей, вы ненавид..те меня, горько заплач..т, держ..шь на вытянутых руках, повал..т деревья, грохоч..т гром, он верт..тся вокруг своей оси, утон..те в речке, намаж..шь на хлеб.

УПР. № 4

Переписать, расставить и объяснить знаки препинания; также объяснить вставленные буквы по теме «Личные окончания глаголов»

1. Вот котёнок опять смешно падает в воду и Наташа весело хохоч..т. 2.Меня нелегко обид..ть твёрдо сказал Петя. 3.Таня заявила Я боюсь что ты обид..ш(?)ся если я скажу тебе правду. 4. Ра(з-с)скажи мне что тебя обид..ло. 5. Дети подошли к сарайчику возле которого дед обычно пил..т дрова. 6.Наверное ты теперь и сам вид..ш(?) как бед натворил. 7.Добрый человек кончено же никогда (не)проход..т мимо чужого горя а всегда старает(?)ся помоч(?).8.Юля (о-а)ккуратно пиш..т и очень хорошо рисует. 9.Я с детства понял что нельзя ненавид..ть весь мир если хочеш(?) чтобы тебя самого любили.

Упр. № 5

Расставить и объяснить знаки препинания; также объяснить вставленные буквы по теме «Личные окончания глаголов».

1 Не знаю как долго я ждал пока на дорожку выскоч..т заяц. 2. Если нужно то отец накол..т дров. 3. Я не хотел вас обид..ть тихо сказал Витя. 4. Скажи Коля ты не обид..лся на меня взволнованно спросил Ваня. 5. Маша сейчас стел..т постель и взбивает подушки. 6. Снег вал..т и ветер стон..т в верхушках деревьев. 7. Сначала он законч..т работу (з-с)десь а потом вам сможет помоч(?). 8. Сейчас мы напиш..м сочинение об экскурсии но помн..те что об(?)ём работы не должен быть большим. 9. По-моему ничего интерес(?)ного мы там не увид..м. 10. Когда я увид..л эти горы у меня от восторга чаще забилось сердце.

ПУНКТУАЦИЯ.

На ра..свете папа ра(з,с)будил меня и мы пошли в лес за гр..бами. Погода стояла чудес(?)ная. Св..тило солнце пели птич(?)ки. Мы шли по у(з,с)кой тр..пинке которая вела в глубь леса. По б..кам р..сли высокие-пр..высокие сосны. Папа ш..л впереди и показывал путь мне. Вдруг дерев(?)я ра(з,с)ступились и перед нами открылась большая поляна. На ней р..стут кстики земл..ники но мы не останавливаемся потому что знаем что совсем нед..леко находит(?)ся настоящее царство гр..бов. Конечно же мы спешим туда.

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте, вставить и объяснить пропущенные буквы.

С самого утра небо зат..нули тучи и мы пон..ли что скоро пойдет дождь. Сначала все вокруг стояла т..шина но вдруг поднялся сильный-пр..сильный ветер. Мать открыла окошко и закричала Дети идите домой! Мы бросили наши игру(ж,ш)ки и поб..жали к дому. Когда мы уже поднимались по лес(?)нице на крыльцо вдруг загр..хотал гром. Потом сверкнула молния и нач..лась гр..за. Мы стояли в комнате возле окна и смотрели через него на двор. Мы видели как бл..стали молнии. Одна из них ударила в в..ршину старого тополя который рос в начале (а,о)ллеи. Дерево конечно сразу загорелось.

Расставить и объяснить знаки препинания, вставить и объяснить пропущенные буквы.

Снежная к..ролева это волшебница которая ж..вёт на севере. Её дворец был (з,с)делан изо льда. По нему гулял ветер а в комнатах жили белые медведи. Подобрат(?)ся к этому дворцу очень сложно потому что путь вам пр..градили бы огромные глыбы льда. Снежная к..ролева похитила Кая и держала в этом х..лодном дворце. Герда подру(ж,ш)ка Кая. Она узнала где к..ролева прячет его. Она решила обязательно найти его. Наверное ей было очень трудно но она (не)останавливалась перед трудностями. Когда Герда нашла Кая то он сперва (не)узн..вал её. Но она сумела ра(з,с)топить лед в его сердце. Кай её вспомнил и они вместе вернулись домой.

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте.

Василиса

Мачеха (не)любила Василису и поэтому решила избавит(?)ся от неё. Злая жен(?)щина отправила девоч(?)ку в лес чтобы та раздобыла огонь у Бабы-Яги. Мачеха надеялась что Баба-Яга погубит Василису но та прин..ла девоч(?)ку ласково. Василиса много р..батала в избу(ж-ш)ке Бабы-Яги и старуха отпустила её с миром. А ещё Баба-Яга дала Василисе череп у которого св..тились гл..за. Их огонь уничтожил злую мачеху. После этого Василиса уехала в другой город и поселилась у од..нокой старушки. Когда Василиса вышила прекрасную руба(ж-ш)ку старушка отн..сла её царю так как считала что такую красоту должен носить только правитель страны. Царь сказал Я хочу видеть м..стерицу которая сшила эту руба(ж-ш)ку. Слуги сразу же прив..ли Василису. Конечно же царь влюбился в неё и вскоре была сыграна свадьба.

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте.

Волшебные вещи

В ру(с-сс)ких народных сказках герои конечно же пользуют(?)ся разными волшебными предметами. Например в сказке про Василису была куколка которая пом..гала девоч(?)ке справлят(?)ся с работой. Издавна люди мечтали мгновенно переносит(?)ся на большие расстояния и в сказках их мечты сбывались. Ковёр-самолёт сап..ги-скороходы ступа Бабы-Яги ле(г-к)ко л..тали по воздуху. Если же человек од..вал шапку-нев..димку то сразу же становился невидимым. Чтобы заработала скатерть-самобранка герой сказки говорил Дай мне попить и поесть. По-моему самым занятным предметом из сказок являет(?)ся нал..вное яблоч(?)ко которое катали по блюдеч(?)ку а на дне его появлялись изображения разных городов. Герои всех сказок очень трудолюбивые люди. Они получали свои волшебные предметы не просто так а потому что заслужили их чес(?)ным трудом. По-моему человек должен трудит(?)ся если хочет быть (щ-сч)астливым.

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте

Рыба-остров.

Синдбад любимый герой арабских сказок. Он очень любил новые впечатления и поэтому уезжал путешествовать семь раз. В каких только землях он ни побывал! Например один раз корабль Синдбада прибило к острову на котором росли прекрас(?)ные кусты и д..ревья. Все купцы вышли на берег и стали занимат(?)ся разными делами. Они стирали бельё готовили пищу просто загорали. Синдбад отош..л подальше так как хотел в т..шине поспать а на берегу это сделать было невозможно потому что мешали громкие крики людей. Синдбад уснул но вскоре проснулся. Он почу(?)ствовал что земля дрожит. Листья осыпались с деревьев птицы испуганно кричали. Конечно же Синдбад сразу поб..жал к б..регу чтобы сесть на корабль.

Ок..залось что это был вовсе не остров а большая рыба. Она надолго заснула и сверху её засыпал морской песок на котором выросли деревья.. Когда люди нач..ли разводить огонь рыба проснулась и стала погружат(?)ся на дно. Купцы сели на корабль и уплыли от этого ужас(?)ного места. Синдбад опоздал к отплытию корабля. Он ок..зался в воде и спасся только чудом. Я больше никогда (не)поеду странствовать сказал он сам себе. Но слова (не)сдержал так как новые страны манили его к себе. Наверное многие на его месте поступили бы так же.

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте.

Птица Рух

Когда Синдбад поехал путешествовать второй раз волны отн..сли его корабль к необитаемому острову. Все купцы погибли но Синдбад остался жив. Он залез на вершину дерева и стал пристально вглядыват(?)ся вдаль. Он увидел далеко на горизонте огромный белый купол который принял за дворец. Синдбад спустился с дерева и пош..л туда потому что надеялся встретить во дворце людей. Когда Синдбод подош..л поближе то понял что перед ним не дворец а яйцо огромной птицы. Вскоре птица Рух прил..тела сама. Синдбад незаметно прив..зал себя к её ноге. Конечно же гигантская птица этого даже (не)заметила. Птица Рух подн..лась в воздух и Синдбад пол..тел вместе с ней. Она прин..сла его в долину где жили змеи. Наверное другой человек на его месте пропал бы но Синдбад сумел выбрат(?)ся из этой мес(?)ности. Синдбад настоящий герой.

Гудкова Ирина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Г. Воронеж

МБОУ ООШ № 7

Карточки 5 класс.

Безударные гласные в корне.

    Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Какие слова проверить ударением нельзя?

Т..мнота, разгл..дела, погр..зила, засв..ркало, напр..мик, раск..ленный, стр..ительство, р..кочущий, задр..жал, изм..нился, сп..раль, в..ревочка, ш..рстяные, отр..вить.

2. Спишите. Назовите в тексте орфограммы на месте пропущенных букв.

Скв..рцы выв..лись и ул..тели, и давно уже их место в скв..речнике зан..то в..роб..ями. Но до сих пор на ту же ябл..ню прил..тает в х..рошее р..систое утро старый скв.юрец и поет.

Вот странно, к..залось бы, все уже кончено, самка д..вно выв..ла, д..теныши выр..сли и ул..тели. Для чего же старый скв..рец прил..тает аждое утро на ябл..ню, где прошла его в..сна, и поет?

Уд..вляюсь скв..рцу, и под песню его косноязычную и см..шную сам в какой-то неясной надежд.., ни для чего иногда тоже кое-что соч..ню.

О – Е после шипящих

    Запомните правописание слов.

Дешевка, желоб, желтый, желудь, жернов, жердочка, жесткий, кошелка, печенка, пчелка, решетка, счеты, челн, челка, черный, черт, чечетка, черствый.

Шов, шомпол, шок, шорох, обжора, крыжовник, чопорный, трущоба, шоколад, шоссе, шофер, ожог, поджог.

Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните свой выбор.

Ветхая одеж..нка, не известное уч..ным созвездие, неточный расч..т, неглубокая реч..нка, обаятельная девч..нка, очертаниями, негромкий ш..рох, нестерпимо жж..т, щ..голь, снеж..к колюч.., стереж..т собач..нка, печ..т печ.., плащ с капюш..ном, ж..лоб дал теч.., снимаеш.. сапож..к, прикрепиш.. крюч..к., пирож..к горяч.., исправьте сч..тчик, увлеч..ся решением задач.., нареж..те калач.., камыш..вый шалаш.., деш..вая вещ.., ж..лтый цветок пахуч, неуклюжий медвеж..нок, веселая собач..нка.

Чередующиеся гласные в корне.

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор гласной в корне.

Молоко приг…рело, возл…гать надежды, от перемены мест сл..гаемых сумма не изменяется, полезные р..стения, молодая пор..сль, соб..раться за грибами, бл..стеть на солнце, зам..реть от неожиданности, заг..релись от радости, зар..сти травой, зап..реть дверь, бл..стательная победа, р..стилать скатерть, заг..реть на солнце, р..стут деревья, лампочка перег..рела.

Найдите «третье лишнее».

Гореть, угорать, гористый

Пара, парный паровой

Горе, нагорный, горевать

Лето, летний, лететь

Гусь, гусыня, гусеница

Водитель, водный, водопой

Коснется, прикосновение, косьба

Буквы Ы – И после приставок

Карточка 1.

Старший брат ж..л у купца в город.., и Алешка с..змальства стал пом..гать отцу. Сойдя с дачного поезда, Женя р..шила раз..скать пос..лковую почту. Пойдите сюда, с..грайте что-нибудь. Река прод..лжает играть и даже раз..гралась совсем не на шутку.

В саду весело зал..вались без..именный птички. Начнем с..знова, кинем жребий, кому стрел..ть первому. Спокойное отч..яние, без..сходная т..ска звучала в песн.. моего т..варища.

Приставки на З – С.

Карточка 1

Ра..дать, ра..целовать, в..глянул, и..полнить, бе..ценный, бе..умный, и..пить, во..петь, ра..гром, в..кипел.

Карточка 2

Ра..будить, ра..писание, бе..дельник, бе..толковый, ра..толочь, в.ходить, в..ошел, и..пить, в..дрогнул.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Пособие содержит упражнения и задания различной степени сложности и объема, направленные на закрепление и повторение материала в 5 классе.
Пособие составлено на основе методической системы учебника Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» и соответствует программе и изучаемому теоретическому материалу.
Книга адресована учителям русского языка, но может быть использована учащимися для самостоятельных занятий.

Примеры.
Прочитайте отрывок из произведения Н.В. Гоголя. Объясните значение выделенных слов. Согласны ли вы с мнением автора? Ответ запишите.
Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Прочитайте, найдите границы предложений. Спишите, ставя в конце предложений точки.
Это было ранней весной лес ещё не успел одеться с ружьём за плечами я тихо шёл по знакомой глухой тропинке, покрытой опавшей хвоей вдруг впереди послышались тихие, необыкновенно приятные звуки мне показалось, что здесь собрались настоящие музыканты и играют на флейтах, свирелях и других неведомых инструментах прячась за деревьями, я скоро увидел около двух десятков соек сойки приятно пели и особенно весело щебетали.

СОДЕРЖАНИЕ
ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧЬ
Язык и его единицы
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Состав слова
Орфограмма
Правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слов
Правописание согласных в корне слова
Буквы И, У, А после шипящих
Разделительные Ъ и Ь
Раздельное написание предлогов с другими словами
Части речи
Глагол
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимения
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Словосочетание
Разбор словосочетания
Предложение
Виды предложений по цели высказывания
Восклицательные предложения
Члены предложения
Главные члены предложения
Подлежащее
Сказуемое
Тире между подлежащим и сказуемым
Нераспространённые и распространённые
предложения
Второстепенные члены предложения
Предложения с однородными членами
Предложения с обращениями
Синтаксический и пунктуационный разбор
простого предложения
Простые и сложные предложения
Синтаксический разбор сложного предложения
ПРЯМАЯ РЕЧЬ И ДИАЛОГ
ПОВТОРЕНИЕ
ФОНЕТИКА
Гласные звуки
Согласные звуки
Позиционные чередования гласных и согласных звуков
Алфавит
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Орфоэпия
Фонетический разбор слова
Лексика. Культура речи
ЛЕКСИКА
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слов
Омонимы
Синонимы
Антонимы
Повторение
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфема. Изменение и образование слов
Окончание и основа слова
Корень слова
Суффикс
Приставка
Чередование звуков. Беглые гласные
Варианты морфем
Морфемный разбор
Правописание гласных и согласных в приставках
Чередование гласных в корне. Правописание слов с корнями -ЛАГ- - -ЛОЖ-
Правописание слов с корнями -РАСТ- - -РАЩ- - -РОС-
Буквы О-Ё после шипящих в корне слова
Буквы Ы-И после Ц
Повторение
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Самостоятельные и служебные части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Дидактические материалы по русскому языку, 5 класс, Влодавская Е.А., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Н-нн в суффиксах прилагательных (6 класс)

Осе…яя прогулка.

Ра им осе…им вечером я вышел прогулять свою собаку. На ней был шерстя…ой свитер, а на мне – водолазка и кожа…ая куртка. Когда мы вышли из подъезда, пес понесся вперед льви…ыми прыжками, потому что погода была ветре…ая. Сегодня утром выпал небольшой снежок, а в обед было стра…ое потепление, но к вечеру снова похолодало. И поэтому сейчас земля была покрыта тонкой ледя…ой коркоя.

Хотя стекля…ые глаза фонарей еще горели теплым светом, на небо уже взошла луна. Она была какого- то соломе…ого цвета. Я понал, что уже поздно, и позвал пса домой.

Утро в деревне.

Петуши…ый крик разбудил Машу ра…им утром. День обещал быть жарким и безветре…ым, и поэтому спать девочке больше не хотелось.Она побежала на кухню. Бабушка сидела в своем любимом плете…ом кресле и пила ароматный травя…ой чай.

Завтракать Маша не стала. Она надела соломе…ую шляпку и выбежала на пусты…ую улицу и побежала к речке. За деревя…ым мостиком виднелся песча…ый пляж,на который любили ходить деревенские ребятишки. Но сейчас здесь никого не было, лишь в камышах раздавалось громкое ути…ое кряканье, да водя…ые паучки пробегали изредка по водя…ой глади.

Сердце Маши наполнилось необыкнове…ой радостью, ведь впереди еще целых три месяца беззаботной деревенской жизни.

Прогулка в лесу.

Ра…им осе…им утром мы собрались на прогулку в лес. Я надела кожа…ую куртку, а мама – дли…ый пуховик, шерстя…ые гамаши и сапоги с серебря…ыми пряжками.

Лес встретил нас воробьи…ым чириканьем, шуршанием бесчисле…ых листьев под ногами. А сколько было грибов! Осень разукрасила лес, не пожалев багря…ой и желто- соломе…ой краски.

Мы гуляли долго, но вот погода поменялась и стала ветре..ой. Мы собрались обратно, перешли деревя…ый мостик и вскоре были на станции. Домой вернулись вечером с полной корзиной грибов и огромным количеством впечатлений.

Прогулка.

Ра…ее утро. Я просыпаюсь и открываю окно.Свежий горный воздух врывается в мою комнату..

Одевшись и позавтракав, по песча…ому берегу моря отправляюсь в горы.Солнце встало и позолотило окрестности. Серебря…ые блики на воде исчезли. Вот и грот, куда я направлялся. Каме…ые своды покрыты водя…ой пылью.

Недалеко течет горная река, она пробила в скале причудливую пещеру. А снял с себя одежду, надел маску и нырнул…

Первое, что я увидел, были подводные обитатели: огне…ые рыбки, дли…ые таинстве…ые проворные угри, разноцветные ракушки. Раскрыв одну из них, я вынырнул и увидел, что мир вокруг изменилс..Подул ветер, водя…ные брызги с моря долетали до меня. Выбравшись на берег, взял свой кожа…ый рюкзак, положил в него стекля…ую банку с рыбками и пустился бегом к корпусу, в котором отдыхал

Весе…яя экскурсия.

За окном играл молодыми листочками березы весе…ий ветер. Экскурсио…ый автобус, в котором находились ю…ые туристы, ахал по новой асфальтирова…ой трассе. По обе стороны от дороги мелькали ржа…ые и овся…ые полы, весе…ие луга, которые постепенно сменили серебря…ые вековые сосны.

Отдых устроили на песча…ом пляже возле искусстве…ого пруда. На берегу играли в кожа…ый мяч, желающие удили рыбу.

Но вот дли…ый, насыще…ый впечатлениями день подошел к концу. Поздним лу…ым вечером путешестве…ики вернулись домой. Эта встреча с природой для всех была жела…ой и полезной.

О - е после шипящих (5 класс)

Осенняя прогулка.

Однаждв осенью я с мамой пош…л на прогулку в лес.Воздух был свеж, щ…ки обдувал прохладный ветер.

Прямо по ш…ссе мы свернулив лес и услышали тихий ш…пот деревьев. Все они стояли в пестром наряде. Березы ж…лтые, осины красные, дикий крыж…вник еще зеленый.Под ногами слышался ш…рош опавших листьев. На ж…сткую от мороза землю падали таж…лые ж…луди. Вдруг из ч…рной трущобы выскочил заяц. Ш…рстка на нем стояла дыбом. Кого он испугался в чащ…бе?

Мы долго бродили по лесу. К вечеру заморосил дождь. Мы надели плащи с капюш…нами и поспешили домой.

Ночные ш…рохи.

Ж…лтое солнце спряталось за камыш…м. Я вош..л в ельник. Лес полон ш…рохов: прополз уж…нок, пробежал мыш…нок, прошелестел еж…нок, в дупле спрятался бельч…нок. Ч…рный лапник тихо переш…птывался

Вдруг зашуршала трава. Я оглянулся. Это маленький зайч…нок. Торопился домой. Высоко на дререве филин защ…лкал клювом. Я от испуга задел ветку плеч…м. Поправив холщ…вую сумку и перепрыгнув через роднич..к, я поспешил домой.

Волшебный парк.

Я часто представляю себя гуляющим по волшебному парку. Вдоль ограды растет крыж…вник, усыпанный крупнными ж…лтыми ягодами. С тяж…лых ветвей дубы роняют на землю ж…луди. В центре парка больш…е озеро.О берег бьется ч…рный ч…лн.

Горячий летний ветер ож…г весь парк. На улице так жж..т солнце, что я гуляю в ш…ртах, сняв кофту с капюш…ном.

В глубине парк ч…рен, как галч…нок, а за оградой начинается трущ…ба. Повсюду слышатся какие-то ш…рохи. Все вокруг кажется волшебным, говорить хочется только ш…потом. По лавочком разложен шоколад, много ш…колада... Разве это не волшебный парк?

Друзья.

Зайч…нок и лягуш…нок решили проучить медвеж…нка - обж…ру.

Скупой медвеж…нок в лесной трущ…бе втайне от всех ел мед. Зайч…нок и лягуш…нок перебрались по тонкой ж…рдочке через ручей на полянку. Там виднелись кусты ж…лтого крыж…вника и ч…рной смородины. Как только зверята набрали ягод, пош…л тихит дождь. Деревья не шелохнулись, не шелестела листва, только иногда упадет с дуба ж…лудь.

Когда вновь запели птицы, послышалось щ…лканье соловья и появились пч…лы, лягуш…нок с зайч…нком отправились к медвеж…нку. Когда косолапый услышал ш…рох и ш…пот за кустами, то он спрятал свой боч…нок с медом. Но когда дррузья преподнесли ему целое лукошко лесных ягод, медвеж…нку стало стыдно и он угостил своих друзей медом.

С тех пор его больше жадиной никто не называл.

Встреча.

Ш…л ч…порный щ…голь по ш…сссе. Из трущ…бы послышался ш…рох. Щ…голь раздвинул кусты и увидел обж…ру, одетого в ч…рную куртку с капюш…ном. У него были толстые щ…ки и живот. Обж…ра уплетал ш…кололад. Потом он принялся за туш…нку, а покончив с нею, съел три только что испеч…ннных пирожка с печ…нкой. Запил все алыч…вкой, закусил копч…ной колбасой.

Щ…голь чихнил от удивлентя, а потом утерся ж…лтым ш…лковым платком. Не очень-то приятная встреча!

Описание

Дидактический материал по русскому языку 5 класс. Новинка ФГОС 2017 г.. Русский язык. Разноуровневые задания: 5 класс / Сост. Л.Н. Федосеева. - М.: ВАКО, 2017. - 81 с. - (Дидактические материалы). ISBN 978-5-408-00742-4, 978-5-408-01905-2, 978-5-408-02559-6, 978-5-408-03052-1. Дата изменения: 18.07.2017

Дидактический материал 5 класс.

Пособие - "Дидактический материал по русскому языку 5 класс. Ладыженская Т.А." представляет собой универсальный сборник разноуровневых заданий для проведения самостоятельных проверочных работ по русскому языку в 5 классе к учебнику Ладыженской Т.А.. Задания разделены на 3 уровня сложности. Пособие может использоваться при обучении по любым учебникам. Предназначается учителям, учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений и их родителям.

Дидактический материал 5 класс включает темы, изучаемые в 5 классе. По каждой теме предложены три подборки разноуровневых заданий с повышающейся сложностью. Три уровня сложности - элементарный, базовый, повышенный - обозначены соответственно буквами А, Б и В.
Выбор упражнений будет зависеть от подготовленности учащегося. Пятиклассник без затруднений выполнит упражнение, по содержанию не превышающее уровень его возможностей.
Некоторые слова, включённые в задания, требуют разъяснения (справки учителя, обращения к словарям), например: комендант, интеллигент, курьёз, блиндаж, роптать, цирюльник, лачужка и др.
Упражнения предназначены больше для обучения, нежели для итогово-контрольных работ. Подразумевается, что любой учащийся, успешно справившийся со своим заданием, достоин высшей оценки вне зависимости от уровня сложности материала.

Поскольку задания разработаны так, что имеют одинаковую времяёмкость, учитель может дать ученикам карточки разного уровня на примерно равное время (5-15 минут). Можно давать упражнения конкретным ученикам, а также группе или всему классу. Задания рассчитаны на работу в ходе урока, но могут выполняться и дома, если учитель считает это необходимым.
Цель пособия - помочь учителю-словеснику организовать работу учащихся с разноуровневыми карточками-заданиями. Родителям оно позволит проводить дополнительные занятия с детьми дома. © Л.Н. Федосеева.

Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 № 729 (в ред. от 13.01.2011).

Учебные пособия по русскому языку для 5 класса.

Данные учебные пособия, по русскому языку для 5 класса, могут использоваться с любым учебником. Как дополнительные пособия, книги рассчитаны для работы на уроке и дома. Рабочая программа будет полезна учителю.

Диктанты 5 класс . ФГОС. М.: Издательство "Экзамен".

Задания на понимание текста: 5 класс. ФГОС. Зайцева О.Н. М.: Издательство "Экзамен".

Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. Тростенцова Л.А. М.: Издательство "Экзамен".